Презентация на тему золотой осени рассказывает об этой удивительной поре года и ее отличительных приметах. Желтая осенняя листва, улетающие вдаль стаи птиц, чуть грустное пасмурное небо и тихие дожди – это часть слайдов, которые дети смогут рассмотреть на классном часу. Презентацию можно использовать на непосредственно образовательной деятельности по "Ознакомлению с окружающим миром".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАДОУ ДСКН №8 г. Сосновоборска по адресу ул. Ленинского комсомола, 39 «ОСЕНЬЮ ЗАКРУЖИТ ЛИСТОПАД» Подготовила воспитатель, Задровская Татьяна Романовна Сосновоборск, 2016г.

Программное содержание: 1.Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, взаимосвязях живой и неживой природы осенью; 2. Развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и активизировать речевой запас; 3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Предварительная работа: Беседа об осени. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов, загадок, примет. Наблюдения за сезонными изменениями на прогулке. Оборудование: Мультимедийная установка. Презентация «Осень». Музыкальный фон

Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» - спросим. Нам ответят: «Это...»

На какие периоды делится осень? (Ранняя и поздняя). Расскажите о ранней и поздней осени.

Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. На какой картинке верный ответ?

Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад - Это просто... (листопад) - О каком явлении осени загадка? Расскажите о листопаде.

Какое дерево не сбрасывает листву осенью? Расскажите про него. Загадайте загадку.

Чем занимаются осенью люди, вы узнаете, отгадав загадку? Что весною мы сажали, Потом летом поливали. Все, что осенью на грядках Поспевает: вкусно, сладко! Не зевай и собирай Наш осенний … (Урожай)

Давайте поиграем! Что здесь лишнее?

Что здесь лишнее? Почему?

Что можно сказать про эту картинку? Как ведут себя птицы осенью? Как называют таких птиц?

Какая птица лишняя? Почему?

Сейчас послушаем как звери и птицы готовятся к зиме. Стихотворение Е. Головина «Собрались и полетели»

Что у зайца на уме? Подготовиться к зиме. Прежний стал холодноват, да и – сер, и – маловат. Т.Уманская Почему заяц меняет свою шубку? Каким он становится?

Расскажите, что делает осенью белка? Белка осенью без спешки припасла в дупле берёзы шишки, жёлуди, орешки. Не страшны теперь морозы!

Сейчас мы послушаем, как готовится к зиме ёж. Лесом катится клубок. У него колючий бок. Он охотится ночами за жуками и мышами.

Узнаем, чем занимается осенью медведь? Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот и, как маленький сосёт. Г.Ладонщиков …

Как готовится к зиме лиса? Рыжий мех и хвост пушистый, осторожный шаг в лесу. Прячет хитрая лисица до поры свою красу… Т.Штаб

О каком звере загадка? Как он готовится к зиме? Он живет в лесу густом, В серой шубке и с хвостом, Щелкает зубами, с острыми клыками

Что общего у этих зверей?

Кто лишний? Почему?

Отгадайте, на какой картинке изображена осень? Почему вы так решили? Объясните свой выбор.

У каждого времени года есть свои приметы. Есть они у осени. Дети читают стихотворение Т.А. Шорыгиной «Осенние приметы».

Список используемых источников Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2016г. Интернет – ресурсы: images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логика непосредственной образовательной деятельности с прилагаемым дидактическим комплексом по речевому развитию в старшей группе с использованием мультимедийной презентации "Золотая осень!"

Конспект образовательной деятельностис прилагаемым дидактическим комплексомпо речевому развитию в средней группе. Тема: «Осень на пороге!»Интеграция образовательных областей: «Речевое...

Конспект нод по нетрадиционному рисованию с мультимедийной презентацией для средней группы. Тема: «Осенний ковер»

Использование на занятиях мультимедийных презентаций превратили обучение детей в живой, творческий и естественный процесс. Предлагаю вам фрагмент непосредственно образовательной деятельност...

Задачи:- Знакомить детей с окружающим миром;- формировать представление о сезонных изменениях в природе;- воспитывать бережное отношение к природе;- обогащать словарный запас и развивать диалогическую...

«Ткани растений» - Клеточные стенки неравномерно утолщены. Не проницаема для воды и газов. Под устьицем находится газовоздушная камера. Процессы жизнедеятельности регулируются особыми веществами - фитогормонами. Служат для сохранения питательных веществ. Перечислите основные виды выделительных тканей. Кутикула и восковой налет слабо проницаемы для воды и газов.

««Плоды» 6 класс» - Что такое плод. Цветок. Проверь себя. Соберите логическую цепочку из понятий. Отгадай. Удаление семян от материнского растения на большое расстояние. Что лишнее. Плод. Плод гороха, персика, яблони, мака, огурца. Назовите сочный односемянный плод. Вы проходите мимо цветка. Опишите натуральные объекты по плану.

«Лист и его строение» - Нижняя сторона листовой пластинки. Верхняя сторона листовой пластинки. Строение листа. Морфология листа. Черешок. Пигментные клетки. Жилки листа. Волоски эпидермиса 60*. Нижняя кожица. Листовая пластинка. Волоски эпидермиса 200*. Срез листовой пластинки.

«Тест «Органы цветковых растений»» - У каких растений семена распространяются с помощью ветра. Растение – целостный организм. Тип жилкования. Органы цветковых растений. Соцветие головка. Сочные плоды. Строение семени. Внутреннее строение стебля. Строение цветка. Органы цветкового растения. Тест закончен. Названия частей растений. Типы листьев.

««Побег и почки» 6 класс» - Чтение с пометками. Листорасположение. Выделите в тексте основные смысловые блоки. Побег и почки. Побег. Как устроен лист. Синквейн. Почка – зачаточный побег. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Маркировочная таблица. Черешковые и сидячие листья. Листья Простые и сложные Растут, опадают,выделяют Очень нужны.

Слайд 2

Наше предположение«Если осенью деревья не сбросят листву, то зимою им будет теплее»

Слайд 3

Что мы хотим выяснить

Почему осенью лист легко срывается с ветки Зачем деревья сбрасывают листву Какие деревья сбрасывают листву первыми Отчего зависит яркость осенних листьев

Слайд 4

Вопросы, на которые надо искать ответы:

Как идёт подготовка к листопаду Листья каких деревьев желтеют первыми

Слайд 5

План наших действий

Обсудим тему в классе Разделимся на группы Проведём наблюдения Будем исследовать Подготовленный материал представим одноклассникам

Слайд 6

Что же мы узнали

В листьях происходят удивительные превращения Осенью зелёные зёрна хлорофилла разрушаются, а жёлтый пигмент сохраняется. Листья желтеют. Листья становятся не только жёлтыми, но и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. С ольхи и сирени листва опадает зелёной. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

Слайд 7

Что же мы узнали

У деревьев есть свои «внутренние» часы В августе начали желтеть листья берёзы и липы. В сентябре желтеют листья клёна, краснеют листья рябин, в конце месяца становятся ярко – красными листья осин. У ясеня и орешника сначала опадают листья на верхних концах ветвей У липы и тополя сначала опадают листья уна основной части ветвей

Слайд 8

Что же мы узнали

Яркость осенних листьев зависит от погоды Если осень затяжная, дождливая – окраска листьев от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то окраска листьев будет сочной, яркой.

Слайд 9

Почему осенью листья на дереве желтеют не все сразу? Потому что они выросли в разное время, и желтеют в том же порядке В верхних листьях остается больше питательных веществ, и они дольше остаются зелеными Верхним листьям достается больше солнечного света, поэтому они желтеют позже

Слайд 10

Наши выводы

Лист к ветке прикрепляется с помощью черешка. Летом черешок крепкий и надежно держит лист. Осенью в основании черешка образуется отделительный слой. Теперь черешок ослаблен, и налетевший ветер запросто отрывает его от ветки вместе с листом. Листопад помогает деревьям приспособиться к зимней засухе. Лиственные деревья, оставшиеся на зиму в листве, погибли бы от недостатка влаги. Зимой воды в растение поступает мало, а листья продолжали бы ее испарять. Так же за лето в листьях деревьев накапливаются вредные вещества. Осенью эти вещества удаляются из дерева вместе с опавшими листьями.











1 из 10

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Для детей младшего возраста ЦЕЛЬ: развивать монологическую речь, логическое мышление. ЗАДАЧИ: - создать в памяти детей самые радостные впечатления от первого жёлтого листочка; закрепить знания детей о том почему лист на дереве желтеет и о том как это происходит. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: хлорофилл, багряный, устьице. МАТЕРИАЛ: картина с изображением осеннего леса, осенние листья, микроскоп, восковые мелки, цветные карандаши, краски, лист бумаги. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за деревьями на участке, экскурсия в парк, чтение литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Сегодня ребята на занятии мы разгадаем много загадок природы. Узнаем, как деревья готовятся к зиме? Отчего листья на деревьях желтеют? И почему деревья сбрасывают листву? А вот послушайте самую первую загадку. О каком времени года в ней говорится? Сегодня ребята на занятии мы разгадаем много загадок природы. Узнаем, как деревья готовятся к зиме? Отчего листья на деревьях желтеют? И почему деревья сбрасывают листву? А вот послушайте самую первую загадку. О каком времени года в ней говорится? «Пусты поля, мокнет земля, День убывает, когда это бывает?» Дети: Осенью. Воспитатель: Правильно. А что происходит осенью с природой. Дети: опустели поля; высохла трава; день становится короче, а ночи длиннее; часто идут дожди; листья на деревьях желтеют. Воспитатель: Правильно. А скажите ребята, название каких деревьев вы знаете? Дети: тополь; клён; берёза; черёмуха; липа; рябина; сосна; ель и др. Воспитатель: Молодцы ребята. Но есть ещё много разных деревьев, название которых вы узнаете, когда будете учиться в школе. Дети, а зачем нам нужны деревья? Дети: - это дом для птиц; - дерево даёт нам кислород, а поглощает углекислый газ; - они спасают нас в сильную жару; - они защищают нас от сильного ветра; - из дерева делают мебель, строят дома, делают бумагу. Воспитатель: Хорошо дети. А какая мебель сделана из дерева у нас в группе? Дети: - столы; - стулья; - кровати; - рамки для картин; - рамы для окон; - кубики. Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, что деревья хотят отдохнуть, ведь они хорошо поработали летом. А к отдыху они готовятся заранее, начиная сбрасывать с себя листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво – наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Дети, давайте рассмотрим с вами засушенные листочки: зелёный и жёлтый, что вы видите? Дети: листья одинаковые по рисунку, но разные по цвету, у них есть прожилки. Воспитатель: Но осенью листья становятся не только жёлтыми, но и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество

№ слайда 5

Описание слайда:

находится в завянувшем листе. Но как же это происходит? Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается. Образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. Лист всё время остаётся зелёным. С наступлением осени удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет. Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой и невыразительной. А если ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими. Воспитатель: Ребята, а деревья все сразу стоят с пожелтевшей листвой? Дети: Нет. Листочки у них желтеют постепенно. Воспитатель: Правильно. Но на берёзе самой первой появляются (пряди) жёлтых листьев, от неё не отстаёт липа. А вот в сентябре краснеет листва у рябин, а конце сентября надевают жёлтый и ярко красный наряд осины. И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи. Хотя наши деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время всё равно быстро изнашиваются. Через микроскоп можно увидеть, что лист покрыт прозрачной кожицей, которая усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение охлаждает их, не даёт перегреться. Воспитатель: Ребята, приложите листочек к щеке. Что вы чувствуете? Дети: Он холодный. Он холодит. Воспитатель: Что произойдёт с листочком, если его сорвать с дерева? Дети: Листик быстро засохнет. Воспитатель: А если он останется висеть на дереве? Дети: Он будет живой, зелёный, свежий. Воспитатель: Да ребята, на дереве листья сочные, свежие, клетки живого листа всегда наполнены водой. А для чего нужен листопад деревьям? Дети: Чтобы дерево отдохнуло, поспало, приготовилось к зиме. Воспитатель: А ещё листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить. Там, где много фабрик и заводов, мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица, испарение замедляется. Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды в год. А известен случай, когда тополь сменил её пять раз! Дети попробуйте сорвать зелёный листочек. Что произошло с ним? Дети: Он разорвался, но не оторвался. Воспитатель: Значит, этому листочку ещё долго сидеть на ветке, он крепко (прочно) скреплён с веткой. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он отрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черенком. Ещё вчера

№ слайда 6

Описание слайда:

листья не мог сорвать даже сильный ветер, а сегодня они отваливаются сами. Что произошло? Оказывается, осенью в основании черенка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Даже лёгкое дуновение ветра – и листья начинают падать. листья не мог сорвать даже сильный ветер, а сегодня они отваливаются сами. Что произошло? Оказывается, осенью в основании черенка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Даже лёгкое дуновение ветра – и листья начинают падать. Воспитатель: Дети, а все ли деревья сбрасывают свою листву? Дети: Нет. Воспитатель: Назовите деревья, которые не сбрасывают свою листву. Дети: Хвойные. У них иголки. Они всегда стоят зелёными и зимой и летом. Воспитатель: Правильно. Но эти иголки называются хвоинками. А какие деревья относятся к хвойным? Дети: Сосна, ель, пихта. Воспитатель: А ещё кедр. Ребята, поэты в своих стихах отражают приход осени по разному, а название у них одинаковое. Давайте мы их послушаем. Дети читают стихи об осени. «ОСЕНЬ» Всё быстрее облетают клёны Всё темнее низкий свод небес Всё виднее, как пустеют кроны, Всё слышнее, как немеет лес, И всё чаще прячется во мгле Солнце, охладевшее к земле. И. Мазнин «ОСЕНЬ» Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зардели клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный, Утешает осень – не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета! З. Федоровская «ОСЕНЬ» Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад Листья около берёзы Золотым ковром лежат. В лужах лёд прозрачно-синий На листочках белый иней. Е. Головин Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я предлагаю вам взять то, чем бы вы хотели зарисовать «листопад». Дети берут краски, карандаши, восковые мелки и рисуют «листопад» под сопровождение музыки «Голоса птиц». После занятия дети рассматривают рисунки. Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием, у всех получились интересные работы. Литература: «Почемучкины книжки» Г. Граубин. «Учить детей наблюдать и рассказывать» Н.В. Ёлкина. «Мы и окружающий мир» А.Н. Казаков. Пословицы и приметы: «Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт». «Мигнула липа пёстрым листом – осень позвала». «Холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд». «Таков октябрь: когда кроет землю – когда листком, когда снежком». «Народные имена октябрю, месяцу – листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост».

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Причины листопада Листопад – это приспособление лиственных деревьев и кустарников к суровым условиям. Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями – оно погибнет от недостатка влаги. Значение листопада в жизни лиственных деревьев особенно хорошо заметно, если сравнивать их с хвойными. Хвойные деревья (особенно сосна и ель) – хорошо переносят засуху. К тому же хвоя испаряет очень мало воды, чем листва лиственных деревьев. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелеными весь год. Количество влаги, которое испаряют хвойные, в десять раз меньше, чем у лиственных деревьев. Но лиственница ведет себя как лиственное дерево и испаряет влаги в 5 раз больше, чем ель обыкновенная и в 10 раз больше, чем сосна. Способность хвойных деревьев экономить влагу достигается за счет хвои. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет. Листья же у лиственных деревьев лишены засухоустойчивых приспособлений.

№ слайда 9

Описание слайда:

При листопаде лиственные деревья избавляются от лишних минеральных солей, которые становятся для деревьев и кустарников вредными. С возрастом у листвы деревье повышается содержание золы. Накопление минеральных веществ у лиственных деревьев происходит, потому что листья дерева испаряют много воды. На смену ей поступает новая влага, которая и содержит минеральные вещества. Часть их идет на питание лиственного дерева, остальное остается в листьях. Листопад для лиственного дерева является нормальным условием для нормального роста и развития растения. Хвойные деревья не нуждаются в таком сбрасывании хвои, так как сосны, ели и другие хвойники испаряют очень мало влаги. Лиственница по испарению влаги достигает уровня лиственных деревьев, поэтому при влажном климате происходит сбрасывание мягких игл. При листопаде лиственные деревья избавляются от лишних минеральных солей, которые становятся для деревьев и кустарников вредными. С возрастом у листвы деревье повышается содержание золы. Накопление минеральных веществ у лиственных деревьев происходит, потому что листья дерева испаряют много воды. На смену ей поступает новая влага, которая и содержит минеральные вещества. Часть их идет на питание лиственного дерева, остальное остается в листьях. Листопад для лиственного дерева является нормальным условием для нормального роста и развития растения. Хвойные деревья не нуждаются в таком сбрасывании хвои, так как сосны, ели и другие хвойники испаряют очень мало влаги. Лиственница по испарению влаги достигает уровня лиственных деревьев, поэтому при влажном климате происходит сбрасывание мягких игл.