в старшей группе

Цель: вспомнить известные детям русские народные и литературные сказки, организовать коммуникативную деятельность.

Задачи: продолжить совершенствовать умение выстраивать свой ответ в соответствии с речевыми нормами, выслушивать мнения своих сверстников, не перебивая, аргументировать своё мнение; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, мышление, речь; развивать творческие способности.

Материалы и оборудование: лепестки с заданиями, «Цветик – семицветик», иллюстрации к сказкам, картинки: лисы и кувшина, царевны-лягушки, Сивкы-Бурки, Хаврошечки, колечко, фланелеграф, домик, ёлки, картинки девочки, старика, кошки, козлика, мешочек с крупой или кукла Крупеничка, барабан, аудиозапись Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету», проектор, ноутбук, цветок с лепестками из белой бумаги, краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок: «Лиса и кувшин», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Хаврошечка» и литературных сказок: «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Крупеничка» Н. Телешова, «Волшебный барабан» Дж. Родари.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, я вас приглашаю на наш сказочный ковер в кружок. Давайте скажем друг другу добрые слова:

Собрались все дети в круг-

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы без сказки жить не можем,

Сказка в гости к нам пришла.

Своих сказочных героев

Нам с собою привела.

Любите ли вы сказки?

Какие? (Ответы детей.) И я тоже очень люблю сказки. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: ребята, послушайте волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Догадались из какой сказки эти слова. (Цветик-семицветик).

А у кого был этот цветок? (У девочки Жени).

А что делали лепестки? (Исполняли желания).

Сегодня я принесла свой цветик-семицветик, но он, к сожалению, не исполняет желания. На лепестках цветка спрятались сказки. Хотите узнать, что там за сказки? (Да).

Итак, начнём – отрываем первый лепесток. Здесь задание.

Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её … (лиса)

(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей).

А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода. (Кувшин)

(Выставить на мольберте изображение кувшина).

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль».)

Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)

Картинка «Лиса и журавль» на экране.

Воспитатель: Эту сказку придумал русский народ и вас ждут вопросы мудрёные. «Слушайте внимательно». Я буду говорить фразы из сказки, если правильно то будете отвечать хором «Да, да, да» и хлопать, если есть ошибка, то скажите хором «Нет, нет, нет» и топать.

В старые годы у одного царя было три сына. «да, да»

Упала стрела у младшего сына в огород. «нет, нет»

Сшила, Василиса-Премудрая, царю сапоги-скороходы. «нет, нет»

Махнула Василиса левым рукавом – вдруг сделалось озеро. «да, да»

Сжег Иван-царевич на огне, платье Василисы Премудрой «нет, нет»

Говорит медведь: «Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь.» «да,да»

Сломал Иван-царевич меч, тут и смерть Кощею пришла. «нет, нет»

Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы ответили правильно. Как называется сказка? (Царевна-Лягушка)

Картинка «Царевна-лягушка» на экране.

    Игра «Перстенек».

Воспитатель : Послушайте отрывок из сказки. «На другое утро опять Иван вышел в чисто поле, позвал коня. На этот раз высоко прыгнул конь, сорвал Иван перстень с руки царевны.» (Сивка Бурка)

Предлагаю поиграть в игру «Перстенек». Встанем в кружок сложим ладошки, а я незаметно кому то из вас положу колечко, тот кому попало колечко ничем себя не выдает, старается вести себя так, чтобы мы не догадались, что колечко у него, выйдет он только тогда, когда мы его позовем: «Где ты перстень, перстенёк?»

Дети встают в круг и вытягивают вперед руки, прижав ладони друг к другу. Воспитатель прячет в своих руках перстенек и под песню задевает своими ладонями ладошки детей, незаметно опуская кому-нибудь перстенек.

Покатился перстенек

Через поле и мосток.

К кому перстень попадет,

Тот сейчас плясать пойдет.

Дети спрашивают: «Где ты перстень, перстенек? Ты подай свой голосок!» Ребенок, у которого в ладошках спрятан перстень, говорит: «Я здесь!», выходит в середину круга и танцует. Дети хлопают.

Картинка «Сивка-Бурка» на экран.

    Следующий лепесток с заданием.

Воспитатель: сказка про девочку, которой нелегко жилось в семье. Она ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел. Вот её слова: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят». Но была у неё корова, которая помогала в трудной жизни и в работе. А ещё за девочкой следили Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Догадались, что за сказка? (Хаврошечка)

Картинки девочки, коровы, дочерей мачехи показывать по тексту.

Картинка «хаврошечка» на экран.

    Следующий лепесток. Дидактическая игра «Герои сказки».

Воспитатель: на фланелеграфе дом, ёлки. На столе картинки разных персонажей. Нужно догадаться, что за сказка, найти героев сказки и поселить их в домик.

Дети приступают к заданию, при затруднении можно загадать загадки.

Загадки про героев сказки:

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка… (Даренка)

Козел тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет - камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется.

Издалека-то его не разглядишь, не разберешь,

А близко к нему, как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце)

Картинка «Серебряное копытце» на экран.

    Следующий лепесток. «Волшебный мешочек» или кукла Крупеничка.

В мешочке находится гречневая крупа. Дети по очереди ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что там находиться. Если затрудняются, то можно опустить руку в мешочек.

Воспитатель : отгадали сказку? (Крупеничка)

Картинка «Крупеничка» на экран.

    Следующий лепесток. «Волшебный предмет».

Воспитатель: эта сказка про солдата и у него есть волшебный предмет, а также у сказки три конца. Первый конец: солдат стал богатым-пребогатым, как миллионер. Второй конец: солдат восстановил справедливость или наказал злодеев. Третий конец: внутри этого предмета оказалось пусто – совсем пусто, но солдат почему-то обрадовался этому.

Если дети затрудняются ответить – показать барабан. (Волшебный барабан)

Картинка «Волшебный барабан» на экран.

Воспитатель: вот и закончились мои лепестки со сказками!

Молодцы ребята, сказки вы знаете. За это я хочу подарить вам цветик- семицветик! Но посмотрите, лепестки у цветка совсем белые. Как же быть?

У нас есть краски, давайте попробуем раскрасить лепестки. Напомните мне какого цвета был каждый лепесток? (К,О,Ж,З,Г,С,Ф.)

(Дети выполняют работы.)

Звучит песня Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету».

(Можно взять 4 цвета. Красная, жёлтая, синяя и белая. Нам не хватает оранжевой, зеленой, голубой, фиолетовой красок. Как же мы сможем закрасить наш цветок? (Ответы детей) - Чтобы получить недостающие цвета мы будем смешивать краски. Если смешать красный и желтый- получим, оранжевый; синий и красный-фиолетовый; синий и желтый- зеленый. А голубой получим смешав белую краску с синей.)

Воспитатель: молодцы, теперь все ваши добрые желания сбудутся, в этом вам поможет цветик-семицветик. Что вам понравилось сегодня на занятии? Что показалось сложным?