Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей 4"ункции две другие - активизирующую и тормозящую. Особенностями воли (волевых действий) являются:1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизоваться на ее достижение.2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности. Функции воли:

  1. выбор мотивов и целей
  2. побуждение к действию
  3. организация психических процессов в систему
  4. мобилизация психических и физических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий

Взгляды на природу воли:

Идеалистический – идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Идеалистическая концепция свободы воли ложна с философской и этической точек зрения.

Материалистический – материалисты считают, что воля наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов.

Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может не поддерживать, не продолжать жизнь. Воля, как и все сознание, есть отражение мозгом объективной действительности.

Волевое регулирование поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности.

Волевое усилие – это форма морального стресса и создание дополнительных мотивов к действию и достижению цели.

Физиологические основы воли

Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом => В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.

П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.

Волевые действия

Принято различать простые и сложные волевые действия.

Простые, как правило, имеют два звена- постановку цели и ее исполнения. В них одно звено следует за другим без промежуточных звеньев.

В сложном волевом действии обозначены три звена:

1. осознание цели – стимулы человеческого поведения многообразны. Это могут быть физические потребности (голод, жажда, сон), социальные потребности (знания, развлечения, общение). Зарождающаяся потребность отражается в сознании человека в виде смутного влечения. По мере возрастания потребности оно превращается в желание.

Желание - это существующее идеальное (в голове человека) содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию.

2. планирование – в сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи.

3. исполнение – как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.

Современные теории воли. Психологические исследования воли в

настоящее время оказались разделенными между разными научными

направлениями: в бихевиоризме изучаются соответствующие формы

поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся

внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии

личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении

соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли

занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Психологические исследования воли в настоящее время соотносятся с

концепциями человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно

реактивной концепции поведения все поведение человека представляет

собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

Утверждение реактивной концепции поведения как единственно приемлемой

научной доктрины произошло под влиянием исследования безусловных

рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его

традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо

стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции.

Задача научного изучения поведения в рамках этой концепции сводится к

тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой

интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Согласно активной концепции поведения , поведение человека

понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный

способностью к сознательному выбору его форм. Новейшая физиология высшей

нервной деятельности, исследования таких ученых, как Н.А.Бернштей и

П.К.Анохин, подкрепляют эту концепцию со стороны естествознания. Для

активного понимания поведения воля и волевая регуляция поведения

необходимы.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной

павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны.

В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми кон-цами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуж-дение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож-ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней анало-гичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым меха-низмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга -- предпосылка сознательных движений и действий человека.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе вре-менной нервной связи складываются и закрепляются самые раз-нообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь со-здает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерыв-но получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже вы-работанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в те-чение действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме-няется либо практическая деятельность, либо, предварительная программа. В основе этого процесса лежит деятельность функ-циональных систем психики и акцептора действия.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения пред-полагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимос-ти, который может быть вызван не только действующим в дан-ный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптималь-ной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей:

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности и включает в себя: побуждение к совершению волевого действия, представление и осмысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осу-ществить данное действие и выполнение принятого решения.

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побу-дительных сил конкретных волевых действий выступают опре-деленные потребности и мотивы человека. Они могут быть са-мыми различными. Но в любом случае заставляют активно ра-ботать мышление человека, принуждают его оцениватьмотивацию будущего поведения, ставить перед собой опреде-ленные цели.

2. Представление и осмысление цели действия. В результате
возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показа-телем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и пре-вращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы-вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, зас-тавляет задумываться об ответственности за последствия, свя-занные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения на-меченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правиль-ного использования которых зависит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это -- значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, зат-раченной на выполнение целенаправленного действия или удер-жание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он стро-ит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в.созна-нии замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудо-вом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напря-жении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризует-ся количеством энергии, затраченной на выполнение целенап-равленного действия или удержание от него. Например, одно-му школьнику не требуется большой энергии для того, чтобы приступить к выполнению домашних заданий по математике и закончить их, другому -- необходимо потрудиться, «попотеть», чтобы справиться с заданием. И в первом и во втором случае усилие необходимо, но интенеивность его будет различной. Раз-ная степень волевого усилия может проявиться и у одной лич-ности, поскольку не ко всем делам она одинаково подготовлена и расположена.

Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, но возникает оно в связи с затруднениями. Препятствия, отража-ясь в сознании, порождают состояние напряженности, освобо-диться от которого можно, либо, отказавшись от преодоления трудностей, следовательно, от цели, либо путем волевого уси-лия преодолеть их в практической деятельности.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена -- представление цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетли-во обозначены все указанные пять звеньев.

I. ВОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ.

Воля как характерис­тика сознания и деятельности появилась вместе с возник­новением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно свя­занной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две ка­тегории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчет­ливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого пла­на. Примером непроизвольных действий могут служить по­ступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые мо­гут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произ­водимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли че­ловека.

“Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков” (В. И. Селиванов).

Но “большая воля - это не только пожелать и добиться , но умение заставить себя отказаться от чего - то, когда это нужно . Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ”. (А. С. Макаренко)

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. Специфическая черта воли - способность целенаправленного планомерного воздействияна окружающую действительность и себя самого. Чтобы что-то выполнить, че­ловек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. СВЯЗЬ С МЫШЛЕНИЕМ. Сознательная постановка целей, планирование своих действий, преодоление препятствий на пути к их достижению. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЯМИ. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Воля и психические процессы.

Воля - регулирующая сторона сознания, одна из его структурных единиц.

Мышление -целенаправленный, произвольный (наличие цели) .

Внимание, память - установка, воображение (произвольность) - (наличие цели).

Воля и характер.

Слабоволие и слабохарактерность - тождественные понятия.

Воля, будучи тесно связана со всеми психическими процессами, организует психическую деятельность человека, направляет его действия.

II. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛИ.

Работы Сеченова - Павлова. Произвольные движения имеют условно - рефлекторный характер.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целена­правленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немед­ленно включаются в уже выработанную программу действия. Если дей­ствия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких из­менений в течение действия не вносится. Если же поступают сведе­ния, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме­няется либо практическая деятельность, либо предварительная про­грамма.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существую­щий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресур­сами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.

Волевая деятельность связана с определенной уравновешенностью процессов возбуждения-торможения.

Ослабление процесса возбуждения понижает волевую активность человека, приводит к апатии (меланхолии).

Ослабление процесса торможения понижает возможности саморегулирования, сдержанности (холерик) - аффективность в поведении.

В теменной части коры больших по­лушарий расположена область, управляющая двигательной активнос­тью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож­ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную об­ласть, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной ре­акции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга - предпосылка сознательных движений и действий человека.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - целая система различных участков коры. Работы Бернштейна, Орбели, Анохина, Лурия.

Нарушения при травме:

· человек не ощущает собственного движения;

· не чувствует разницу, когда берет в руки карандаш или иголку;

· ориентировка в пространстве (справа - слева).

· более сложное (разрушение условного рефлекса) - у машинистки, музыканта.

· нарушение почерка - двигательные персеверации (циклические повторения, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия).

ОСОБАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛОБНЫМ ДОЛЯМ.

Таким образом - ФО - различные участки коры больших полушарий, условно-рефлекторная дуга, лобные доли.

III. Теории воли.

Воля, как и вся психика, является функцией мозга, обусловлена закономерностями ВНД; строго детерминирована.

Существуют теории воли - из философии: индетерминизм, механический детерминизм, собственно детерминизм. Это философская концепция по вопросу о месте и роли причинности человеческого поведения - свобода воли .

а) ИНДЕТЕРМИНИЗМ - в природе и обществе нет объективных закономерностей, человек может произвольно изменять действительность. Воля как бы первична, не сводима ни к чему другому, она есть начало и конечный принцип существующего.

Теория “свободы воли” - уходит корнями в древнее учение о душе.

Немецкий философ Шопенгауэр (1788 - 1860) в своем труде “Мир как воля и представление” писал: "Сущность мира - это воля: все существующее представляет собой продукт воли". Он сторонник врожденности воли.

Отсюда исходит бредовая идея “сверхчеловека” Ницше – лежала в основе идеологии фашизма.

б) МЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (безответственность поведения) - отрицает всякую свободу воли. Фатальная причинная обусловленность всякого поступка , действия человека (фатом - судьба, рок; фатальный - навсегда заданный, предопределенный роком, судьбой).

В историческом плане механический детерминизм был учением прогрессивным, т. к. направлен против идеализма.

Но - приходит к признанию первопричины: бога, высшего существа.

Корни этой теории - древняя мифология - представление о господстве рока над людьми, вера в свою судьбу, суеверия, предрассудки.

17 - 18 в. - развитие механики. Идеал для всякой научной схемы - наличие некого часового механизма. Но если есть часы, необходим и часовщик (первопричина, высшее существо, бог).

Человек - как безвольная игрушка природы (бога), однажды заведенная и не способная изменить предначертанный ход событий.

Сторонники данной теории утверждали, что НИКАКОЙ СВОБОДОЙ ВОЛИ человек не обладает, а значит он не отвечает за свое поведение => безответственность поведения.

в) СОБСТВЕННО ДЕТЕРМИНИЗМ. Теория Маркса - Энгельса - Ленина. Положения диалектического материализма о свободе и необходимости, о детерминированности воли и, вместе с тем, ее свободе.

Свобода воли - по Энгельсу - это “не что иное как способность принимать решения со знанием дела , как основанное на познании необходимости господства над нами самими и над внешней природой”, воля является необходимым продуктом исторического развития.

УРОВНИ СВОБОДЫ:

1) Свобода “от”. 2) Свобода “для”. 3) Свобода “во имя”.

1) Свобода “от” – примитивное, упрощенное понимание свободы от всевозможных обязанностей, деятельности и т.п. Таким образом человек делает все, что ему хочется, не взирая на социальные и общечеловеческие законы и правила.

2) Свобода “для” – общения,самосовершенствования, творчества.

3) Свобода “во имя” – блага всего человечества, высших идеалов: мир на земле, ликвидация голода, защита детей и стариков, защита животного мира.

Но рассмотрим само понятие свобода.

1) СВОБОДА - ЭТО НАЛИЧИЕ ВЫБОРА .

Многие боятся свободы, те, кто привыкли жить в условиях несвободы.

2) СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За свободу платим ответственностью. Свободный выбор - ответ за последствия.

Но в реальности у многих существует и СТРАХ СВОБОДЫ. В условиях свободы нужны соответствующие психологические качества.

ЖИТЬ В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ - умение вести дискуссию (а не спорить), т.е. УМЕНИЕ УБЕДИТЬ. Как только человек ощущает себя бессильным (доказать, убедить...) - он становится агрессивным.

Неумение сделать выбор - топтание на месте - приводит к неврозу.

СТИМУЛ ЛИЧНОЙ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ - если не я, то кто же.

Чувство ЗАВИСТИ – тоже несвобода от своих меркантильных желаний и интересов. Здесь срабатывает "закон бумеранга" – желая плохого другому - человек “съедает” собственное здоровье.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

Волевая деятельность человека полностью детерминирована. Но - принцип детерминизма не означает признания неизбежности любого действия, любого поступка. (“Так получилось” - классическое выражение).

Личность действует по принципу не свобода “ОТ”, а свобода “ДЛЯ”, "ВО ИМЯ".

СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ “НЕОБХОДИМОСТЬ”. СВОБОДЕН тот, кто поступает на основании всестороннего учета обстановки, под влиянием нравственных мотивов поведения, но ОТВЕТСТВЕНЕН за свои поступки.


Похожая информация.


Волевые действия, как и вся психическая деятельность, являются функцией мозга. По своему физиологическому механизму это рефлекторные акты. Причина их возникновения лежит вовне, в окружающем мире. Произвольные движения происходят на основе образовавшихся сложных систем нервных связей двигательной области коры (расположенной в ее теменной части) с корковыми концами анализаторов, лобными долями коры и ретикулярной формацией подкорки. Двигательная область коры находится под постоянным «обстрелом» информации с корковых концов анализаторов. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции.

Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию . Второсигнальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами анализаторов и двигательной областью мозга. Раздражители второй сигнальной системы, исходящие от других людей, произносимые вслух или во внутренней речи самим человеком, служат «пусковыми сигналами» волевого действия, регуляторами волевого акта. Важную роль при этом выполняют лобные доли, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию). Ретикулярная формация обеспечивает поддержание очага оптимальной возбудимости в той области коры головного мозга, которая связана с выполнением данного конкретного вида произвольного движения.

Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. В этом действии можно отчетливо выделить следующиеэтапы :

      осознание цели и стремление достичь;

      осознание возможностей достижения цели;

      принятие решения;

      исполнение.

Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном , а 4-й этап при этом называютисполнительным звеном . Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

    осознание цели и стремление достичь ее;

    осознание ряда возможностей достижения цели;

    появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

    борьба мотивов и выбор;

    принятие одной из возможностей в качестве решения;

    осуществление принятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения.

Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей,- это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно).Желание - это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо - это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула.

Каждое желание, прежде чем оно превращается в цель волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению, в ходе которого рассматриваются доводы «за» и «против», взвешиваются условия, помогающие и мешающие осуществлению желания. В воображении человек забегает вперед и мысленно предвосхищает результат своих действий. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов . На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» - это, собственно, мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути в системе ценностей данного человека. Результатом этого этапа является четкое осознание доводов «за» и «против» каждого из возможных путей. По мере проявления мотивов, утверждающих или отрицающих проанализированные возможности, нарастает напряжение, так как человек опять оказывается перед задачей выбора.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание - один из результатов второго этапа), но в то же время, в силу своих моральных чувств или принципов, не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку, практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Вместе с тем могут возникать препятствия личного порядка, такие, как усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация (реальная действительность или субъективное состояние человека) разрешается либо последовательным движением к цели, а, следовательно, поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а, в конечном счете, от цели.

Нужно, однако, подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Если человек прекращает стремление к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением или приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин - это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя. Так, например, могут существенно измениться обстоятельства, возникнуть какие-то новые условия, и выполнение ранее принятого решения может стать нерациональным. Здесь требуется сознательный отказ от принятого решения. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе, это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Воля и возможные ее физиологические механизмы. Когда человек принимает решение и собирается его реализовать, т.е. добиться желаемого успеха, то ему нужно для этого совершить действие. Однако часто со­вершение такого действия сопряжено с различного рода препятствиями. Порой они бывают настолько сильны, что преодолеть их невозможно. Иногда эти препятствия нич­тожны, пустяковые. Но во всех этих случаях нужен спе­циальный механизм, позволяющий осознать препятствия и преодолеть их. Такой механизм существует в мозге, а его внешним проявлением является особый психический про­цесс, получивший название «воля». Существуют различ­ные варианты определения этого важнейшего компонента человеческой психики: 1) воля - это регулирующая сто­рона сознания, благодаря которой человек способен со­вершать преднамеренные действия, преодолевая при этом различные трудности, препятствия;

2) воля - это пуско­вой и тормозный процесс, направленный на достижение цели;

3) воля - это осознанный контроль поведения;

4) воля - это процесс, благодаря которому происходит стабилизация поведения, направленного на удовлетворе­ние доминирующей потребности;

5) воля - это процесс осознания необходимости достижения цели, несмотря на препятствия. Навязывание своей воли другому человеку называется внушением.

По мнению И.П. Павлова , физиологической основой воли является «рефлекс свободы», или «рефлекс сопро­тивления». Этот врожденный рефлекс представляет собой реализацию потребности преодоления препятствий, в том числе преодоления других мотиваций. Современная физи­ология полагает, что лобная кора совместно с гипоталамусом является тем субстратом, который осуще­ствляет контроль поведения, т.е. волю. Именно взаимо­действие этих двух структур приводит к стабилизации поведения, направленного на удовлетворение до­минирующей потребности. При повреждении этих струк­тур наблюдается безволие.

Среди таких понятий ВНД как потребность, мотива­ция, действие, цель, положительные и отрицательные эмоции, подкрепление понятие «воля» занимает важное место так как за счет воли потребность порождает мотивацию; одновременно за счет воли реализуется действие.

направленное на удовлетворение потребности. Возникаю­щие при достижении цели положительные эмоции слу­жат своеобразной наградой, или подкреплением, для во­левого механизма. Отрицательные эмоции, возникающие при отсутствии видимого достижения цели, также слу­жат стимулом для реализации волевого усилия, так как они повышают психическую, вегетативную и соматичес­кую активность.

Воля представляет собой условнорефлекторный про­цесс, сформированный на базе безусловного рефлекса свободы. Очевидно, что существует множество образовав­шихся в онтогенезе условных рефлексов, составляющих сущность контроля поведения. Например, человек может обладать огромной волей в достижении трудовых успе­хов и быть почти безвольным в обыденной жизни. Подкрепление в виде положительных эмоций, вероятно, играет исключительно важную роль в формировании рефлекса воли. С этой точки зрения, как и любые другие условные рефлексы, рефлексы контроля поведения прохо­дят стадию генерализации, стадию специализации и стадию автоматизации; тем самым формируются волевые умения и навыки. Внешнее и внутреннее торможение играет важную роль в реализации рефлексов контроля поведения.

Волевой процесс отражается следующими положи­тельными и отрицательными (при отсутствии воли)