Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5) совершенствовать звуковой анализ;
6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;
7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование:
предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
«Дорогие ребята!
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.
Ваша новая буква»
Логопед : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?
Дети: Да.
Показываю детям картинку с изображением банана.
Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?
Дети: На этой картинке изображен банан.
Логопед: Какой первый звук в слове банан?
Дети: В слове банан первый звук б.
Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).
Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы .
Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?
Дети: Буквы.
Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает»
Дети: Звук [ч].
Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.
Дети : Ч-ч-ч.
Логопед: Звук ч можно пропеть?
Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.
Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Логопед: Если горлышко спит, значит звук ч какой?
Дети: Звук [ч] глухой.
Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.
Вика, дай полную характеристику звука [ч].
Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.
2. Основная часть
Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.
3. Работа с раздаточным материалом
Логопед: Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же. Возьмите ее, пожалуйста.
Будь внимательным, смотри:
Слова со звуком [ч] назови
И место звука в слове укажи.
Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.
(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).
Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)
Выходите в круг.
Логопед: Стул.
Дети: Стульчик.
(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).
4. Беседа
Логопед: Ребята, что такое слог?
Дети : Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед:
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
Логопед: СЫ, ЧА
Дети: ЧАСЫ.
(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ
ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)
Логопед: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:
Кто, скажите, сможет, дети
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Д: Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу.
Д: Это тоже я могу.
И как птица полечу.
Д: Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Д: Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Д: Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Д: Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Д: Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Д: Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Д: Это тоже я могу.
Все на свете я могу.
Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:
Ча-ча-ча-дай мне калача.
Чу-чу-чу-я гулять хочу.
Чи-чи-чи-красные кирпичи.
Чо-чо-чо-ох, как горячо.
Ач-ач-ач-пришел врач.
Оч-оч-оч-скоро ночь.
Уч-уч-уч-у меня ключ.
Ча-ча-ча-увидели грача.
Чу-чу-чу-молоточком стучу.
Чи-чи-чи-пироги в печи.
5. Знакомство с буквой Ч
Логопед: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это буква Ч.
Логопед: На что похожа буква Ч ?
Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.
Логопед:
Да, мы правильно решили,
Ч мы пишем как 4
Только с цифрою, друзья
Буквы путать нам нельзя.
Напишите букву Ч в воздухе.
А сейчас отгадайте загадку:
Что за чудо?
Вот так чудо.
Сверху блюдо,
Снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
Дети: Это черепаха.
Логопед: Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч . Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч , которые написаны правильно.
(дети выполняют задание)
7. Подведение итогов занятия
Логопед: Молодцы, ребята.
(открываю коробку, достаю буквы Ч).
Ребята, а почему буквы зеленого цвета?
Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.
Логопед: Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику
Звука [ч].
Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.
Логопед: Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня на занятии. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.
Все очень хорошо занимались. Можете идти поиграть.
Литература:
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.
Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» — М.: Баласс, 2002. – 128 с.
Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
логопед МДОБУ детский сад №9 КВ
г. Богородицк, Тульская область, Россия
Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме