По государеву царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии наказу казанскои писец Дмитреи Ондреев сын Кикина с товарыщи Богородитцкого монастыря и великого чюдотворца Николы, что в Свияжском внутри города, государеву богомольцу архимариту Родиону з братьею, или по нем в том монастыре иныи архимандрит будет, дали с книг своего письма и розъезду монастырским землям выпись подлинную.

В Свияжском уезде Пречистые Богородицкого монастыря села и слободки и деревни и починки:

Сельцо на Исакове горе.

А в селе: церковь, древяна Богоявление нашего Исуса Христа. Да в сельце ж: двор монастырскои. Пашни добрые земли - тритцать шесть чети в поле, а в дву по тому ж; сена в лугу против сельца Исаковы горы по реке по Свияге - триста пятьдесят копен, да в тех же монастырских покосех под Исаковою горою против монастырского двора озерко безоброчное.

Да к сельцу ж: лесу пашенного и непашенного около и меж татарского сельца Меньшого Хозяшева врозни по смете в длину на версту, а поперег на пол версты.

Деревня Малое Итяково на реке на Свияге.

А в деревне крестьян:

  1. во дворе Давыдко Игнатьев,
  2. во дворе Федько Самоилов,
  3. да три дворы пусты.

Пашни добрые земли - одна четь да перелогом пашни - две чети в поле, а в дву по тому ж, сена около поль и по реке по Свияге - сорок копен; лесу около поль пашенного - дватцать десятин, а непашенного - тритцать десятин.

Деревня Новая Итяково того ж Меньшого Итякова у реки у Свияги.

А в деревне крестьян:

  1. во дворе Тренька Ондреев;
  2. во дворе Некраско Федоров,
  3. во дворе Истомка Филипов,
  4. во дворе Васка Иванов,
  5. во дворе Микифорко Иванов,
  6. во дворе Иванко Овдокимов,
  7. во дворе Бориско Елсуфьев,
  8. во дворе Степанко Лукъянов,
  9. во дворе Иванко Васильев,
  10. во дворе Матюша Васильев,
  11. во дворе Гриша Федоров,
  12. во дворе Ондрюша Иванов.

Пашни добрые земли - семнатцать чети да перелогу сорок две чети в поле, а в дву по тому ж; сена около поль и по реке Свияге - сто копен; лесу пашенного - пять десятин.

А выти и доход в сельце и обеих деревень крестьян не писан потому, что в сельце пашня - монастырская, а в деревнях крестьяне сидят на льготе. А после льготы пахоти крестьяном десятины; с выти по десятине, сколько вытеи будет.

Деревня Кичемерево на речке на Сухои.

А в деревне крестьян:

  1. во дворе Максимко Степанов,
  2. во дворе Иванко Иванов,
  3. во дворе Булгак Ефимьев,
  4. во дворе Сенка Левонтьев,
  5. да двор ставят ново;

пашни добрые земли - сорок три чети, да перелогом пашни - дватцать одна четь в поле, а в дву по тому ж; сена в одходе в лугу по реке по Свияге под сельцом под Исаковою горою - шездесят копен; лесу около поль пашенного врозни по смете - сто пятьдесят десятин. А в деревне три выти. А доходу со крестьян за пашню и за мелкои доход с выти по рублю.

Деревня Юртово на речке на Сухои.

А в деревне крестьян:

  1. во дворе Федько Иванов,
  2. во дворе Сидорко Оксенов,
  3. во дворе Ушак Оникеев.

Пашни добрые земли - шесть чети, да перелогу - семнатцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена в отходе в лугу по реке по Свияге под сельцом под Исаковою горою - пятьдесят копен; лесу пашенного - тридцать десятин, да непашенного - сорок пять десятин. А выти и доходов со крестьян не писан, что живут на льготе. А после льготы пахати крестьяном десятины, сколько вытеи будет.

Деревня Канбарово.

А в деревне крестьян:

  1. во дворе Данилко Мизинов,
  2. во дворе Мишка Степанов,
  3. во дворе Игнатко Остафьев,
  4. во дворе Петруша Григорьев,
  5. во дворе Мартемьянко Васильев;

а непашенных:

  1. во дворе Фетиньица Ширяева жена,
  2. во дворе овчинник Тренька Пронин,
  3. во дворе Данилко ямщик,
  4. во дворе Злобка Прихожеи,
  5. во дворе Кудашка Полунин.

Пашни добрые земли - сорок две чети, да перелогом - пятьдесят три чети в поле, а в дву по тому ж; сена в отходе под сельцом под Исаковою горою в лугу по реке по Свияге - сто десять копен; лесу около поль по смете: пашенного - дватцать десятин, непашенного врозни - дватцать десятин. А в деревне пять вытеи. А доходу со крестьян за пашню и за мелкои доход с выти по дватцать по пяти алтын.

Деревня Налетово.

А в деревне крестьян:

  1. во дворе Васька Иванов,
  2. во дворе Иванко Михаилов,
  3. во дворе Гриша Наумов,
  4. во дворе Фефилко Михаилов;

а непашенных:

  1. во дворе Левка Денисов,
  2. во дворе Сенька Истомин,
  3. во дворе Кондрашко Софонов,
  4. да двор пуст.

Пашни добрые земли - тритцать две четверти, да перелогу - пятьдесят чети в поле, а в дву по тому ж; сена в отходе под сельцом под Исаковою горою в лугу по реке по Свияге - девяносто копен; лесу около поль пашенного - десять десятин. А в неи четыре выти. А доходу со крестьян за пашню и за всякои мелкои доход с выти по дватцати по пяти алтын.

Деревня Девлезерево Сересево на речке на Секирке.

А в деревне крестьян:

  1. во дворе Омельянко Оксенов,
  2. во дворе Гаврилко Иванов,
  3. во дворе Якуш Омельянов.

Пашни добрые земли - сорок чети, да перелогу - дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена в отходе под сельцом под Исаковою горою в лугу по реке Свияге - пятьдесят копен; лесу около поль пашенного - десять десятин. А в неи две выти. А доходу дают крестьяне за пашню и за мелкои доход с выти по дватцать по пяти алтын.

За Бусурманскою слободою слободка Медведева.

А в слободке крестьян:

  1. во дворе Петрушка Гаврилов,
  2. во дворе Гришка Иванов,
  3. во дворе Пятоико Иванов,
  4. во дворе Ивашко Ортемов,
  5. во дворе Северга Степанов,
  6. во дворе Истомка Пегуша,
  7. во дворе Сенка Мешек,
  8. во дворе Лука Полоняник,
  9. во дворе Истомка Полаум,
  10. во дворе Олексеико Савастьянов,
  11. во дворе Васюк Максимов,
  12. во дворе Иванко Васильев,
  13. во дворе Степанко Переверстка,
  14. во дворе Иванко Суюш.

Пашни добрые земли - сорок одна четверть в поле, а в дву по тому ж; лесу вверх по Сулице меж Бусурманские земли и реки Сулицы пашенного - десять десятин.

Слободка на Бусурманском враге против Бусурманские слободы.

А в неи живут крестьяне безпашенные:

  1. во дворе Баргак Иванов,
  2. во дворе Сидор Плотник,
  3. во дворе Васюк Плотник,
  4. во дворе Федько Иванов,
  5. во дворе Иванко Бутыня,
  6. во дворе Сенка Григорьев,
  7. во дворе Верещага Кузнец,
  8. во дворе Первуша Шевлягин,
  9. во дворе Проня Мельник,
  10. во дворе Митька Борчаник,
  11. во дворе Онтропко с Моркваша,
  12. во дворе Серко Захарьин,
  13. во дворе Овдеико Кожевник,
  14. во дворе Онтипко Похомов.

А пашни и сена и доходу нет.

Да под поместным селом под Бусурманскою слободою на реке на Сулице - мельница большое колесо, была оброчная; а оброку давали в цареву и великого князя казну в Свияжском з году на год по три рубли денег, да пошлин - пять алтын (с рубля по десяти денег). Да у тое ж мельницы двор монастырскои з житницами. А в нем живет монастырскои мельник. А земли к мельнице по обе стороны мельничные плотины на десятину. А лес к мельнице на поделку сечи чернои, которои блиско мельницы, опричь бортного ухожея.

И архимарит Ларион з братьею били челом государю царю и великому князю на Москве, чтоб государь их, богомольцов своих, пожаловал с тое их мельницы свои государев оброк велел сложить. И государь богомольцов своих пожаловал - велел с тое мельницы свои государев оброк сложити, потому что у монастыря на обиходные мельницы нет нигде. И по челобитнои и по выписи с мельничных книг за приписью государева дияка Василья Степанова свияжскои писец Дмитреи Ондреев сын Кикина с товарыщи к государеве богомолье к Богородитцкому ту мельницу приписали безоброчно в 75-м году маия в 25 день.

Да у реки у Волги, выше Свияжского города под Вязовыми горами, деревня Новое;

а поставлена на черном лесу. А в деревне крестьян:

  1. во дворе Иванко Ильин,
  2. во дворе Иванко Юрьев,
  3. во дворе Панька Михаилов,
  4. во дворе Лазарько Васильев;

а непашенных:

  1. во дворе Малафеико Потапов,
  2. во дворе Фофанко Дмитреев,
  3. во дворе Микитка Анфимов,
  4. во дворе Ушак Семенов;

сидят на льготе. Пашни добрые земли - пять чети в поле, а в дву по тому же; сена против деревни и меж озерок истоков по новую межю - триста десять копен; лесу пашенного - шезьдесят десятин, да лесу ж пашенного и непашенного по реке по Волге вверх - в длину на версту, а поперег на полверсты. А выти и доход не писан, потому что живут крестьяне на льготе.

Да в Свияжском за городом на посаде у Николы чюдотворца у ратного - двор монастырскои житничнои, да у свияжского же посаду за острогом против Серебряных ворот у озера у Круглого - двор монастырскои же.

А ростят на нем на монастырскои обиход солоды. Богородицкого же монастыря подгородные луги блиско Свияжского города - от острогу с версту вверх, подле реку Свиягу - прежние монастырские покосы: сена ставитца тысеча триста копен. Того же Богородицкого монастыря и великого чюдотворца Николы в Свияжском уезде учинена межа деревне Кичемереву да деревне Юртову, что на речке на Сухои, с новокрещенскою деревнею с Ширданы Сергея Тинеева с товарыщи.

Приписал подьячеи Бокака Павлов. Приписал подьячеи Федор Суморуков.

СВИЯЖСКИЙ УЕЗД образован в 1552 для управления Горной стороной бывшего Казанского ханства. С образованием Чебоксарского (1555), [Кокшайского (1574),] Козьмодемьянского (1583), Цивильского (1589), Ядринского (1590) уездов территория С.у. сократилась, но по-прежнему оставалась весьма значительной. В 17-18 вв. (до 1781) С.у. включал в себя большую часть восточ. и юго-восточ. территории современ. Чуваш. Респ., значител. часть правобереж. территории Респ. Татарстан. С первых лет существования С.у. моск. правительство сохранял за его нерус. населением прежние ясачные земли, но начало формировать на территории уезда систему служилого поместно-вотчин. и церковно-монастыр. землевладения, организовало поселения рус. крестьян. По данным переписей кон. 70-х - нач. 80-х гг. 17 в., в С.у. насчитывалось не менее 1909 частновладельческих, 1442 церковно-монастыр. дворов рус. крестьян, а также ок. 10050 ясачных дворов (5025 ясаков), принадлежавших нерус. ясачным людям и, частично, рус. ясачным крестьянам.
Во 2-й пол. 16 - 17 вв. жители многих чуваш. деревень С.у. отатарились. В тот же период, а также в 1-й пол. 18 в. чуваш. крестьяне из разных уездов колонизировали расположенные на юге и юго-востоке С.у. пустын. земли дикого поля, основывали на них селения. К 1747 в С.у. насчитывалось не менее 233 чуваш. селений.
В нач. 18 в. служилые чуваши, татары, рус. стрельцы, казаки и однодворцы переведены в сословие государственных крестьян. В 1723 в С.у. из общей численности податного населения в 71,5 тыс. муж. чуваши составляли 29,1 тыс. муж. (40,7%), русские - 21,8 тыс. муж. (30,5%), татары - 20,1 тыс. муж. (28,1%), мордва - 479 муж. (0,7%), марийцы - 38 муж. (0,05%). В 1763 численность податного населения С.у. составила 81,3 тыс. муж.
Основными занятиями населения уезда были земледелие и промыслы: рыболовство, бортничество, различ. ремёсла (кожевен., сукон., плотничье и пр.), выполнение подрядных работ. В 1-й пол. 18 в. в С.у. действовали 8 винокурен. заводов, принадлежавших купцам или помещикам, на р. Сулица располагался казён. поташный завод, в д. Козловка находилась торговая пристань.
До 1708 С.у. управлялся Приказом Казанского дворца; в 1708 вошёл в состав Казанской губернии. С 1719 по 1780, при сохранении С.у., существовала Свияж. провинция, в к-рую входили Свияж., Чебоксар., Цивил., Козьмодемьян., Кокшайский и Царёвококшайский уезды. До 1781 в С.у. входили 10 чуваш. волостей: , (район с. Карамышево), - и 4 татар. сотни: Князь-Аклычева, Князь-Ишеева, Князь-Темеева, Князь-Байбулатова.
В 1781, в результате губерн. реформы Екатерины II, С.у. был оставлен в составе Казан. губ., но подвергся разукрупнению; та его территория, к-рая входит в состав современ. Чуваш. Респ., была передана в состав также реорганизованных Чебоксар., Цивил., Тетюш. уездов Казан. губ. и, частично, созданного Буин. у. Симбир. губ. После образования по декрету ВЦИК от 27 мая 1920 Татар. АССР С.у. передан в её состав и в том же году переименован в кантон. Последний ликвидирован в 1927, его территория была поделена на 4 района: Нурлат-Ачасыр., Свияж., Теньков., Ульянковский (Кайбицкий).
в "Чувашской энциклопедии". Авторы: В.Д. Димитриев, А.А. Чибис.

К 1917 г. к нынешней территории Чувашии из Свияжского уезда относились только несколько селений Ширданской волости.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Свияжский уезд

Герб уездного города Герб губернии
Губерния
Центр
Образован
Упразднён
Площадь
Население

Свияжский уезд - административно-территориальная единица в составе Казанского царства (с 1727 года - Казанской губернии). Уездный город - Свияжск .

История

Свияжский уезд был образован в 1552 году для управления Горной стороной бывшего Казанского ханства . Позднее, с образованием Чебоксарского , Козьмодемьянского , Цивильского , Ядринского уездов, территория Свияжского уезда сократилась.

Административное деление

  • Азелеевская (центр - д. Русские Азелеи),
  • Ивановская,
  • Клянчинская,
  • Косяковская,
  • Кушманская (центр - д. Большие Кушмани),
  • Ташевская,
  • Теньковская,
  • Ульянковская,
  • Ширданская,
  • Юматовская.

Население

По данным переписи 1897 года в уезде проживало 126 603 чел. В том числе русские - 68,6 %, татары - 29,9 %, чуваши - 1,5 %. В уездном городе Свияжске проживало 2365 чел.

Я стояла потрясённая, не желая верить, что самая чудесная на Земле Империя была разрушена так предельно просто!.. Опять же, это было другое время. И мне трудно было судить, насколько сильны тогда были люди. Но ведь Катары обладали чистейшими, никогда не сдававшимися, гордыми сердцами, позволявшими им идти, не ломаясь, на страшные человеческие костры. Как же могли они поверить, что такое позволила бы Золотая Мария?..
Задумка церкви была, и правда, дьявольски гениальной... На первый взгляд даже казалось, что она несла «новым» Катарам лишь добро и любовь, не позволяя отнимать чью-то жизнь. Но это только на первый взгляд... По-настоящему же, сие «бескровное» учение полностью обезоруживало Катар, делая их беспомощными против жестокой и кровожадной армии Папы. Ведь, насколько я понимала, церковь не нападала, пока Катары оставались воинами. Но после смерти Золотой Марии и гениального плана «святейших» отцов, церковникам требовалось лишь чуточку подождать, пока Катары по своему желанию станут беспомощными. И вот тогда – напасть... Когда уже некому будет сопротивляться. Когда Рыцарей Храма останется малая горсточка. И когда победить Катар будет очень просто. Даже не замарав в их крови своих нежных, холёных рук.
От этих мыслей меня замутило... Всё было слишком легко и просто. И очень страшно. Поэтому, чтобы хоть на минуту отвлечься от грустных мыслей, я спросила:
– Видел ли ты когда-то Ключ Богов, Север?
– Нет, мой друг, я видел его лишь через Магдалину, как сейчас видела ты. Но могу сказать тебе, Изидора, он не может попасть в «тёмные» руки, скольких бы человеческих жертв это бы ни стоило. Иначе не будет более нигде такого названия – Мидгард... Это слишком большая сила. И попади она в руки к Думающим Тёмным, ничто уже не остановит их победного шествия по оставшимся Землям... Знаю, как тяжело понять это сердцем, Изидора. Но иногда мы обязаны мыслить объятно. Обязаны думать за всех приходящих... и проследить за тем, чтобы им наверняка было бы куда приходить...
– Где сейчас Ключ Богов? Знает ли это кто-нибудь, Север? – неожиданно серьёзно спросила до сих пор молчавшая, Анна.

Центр Образован Упразднён Площадь Население

Свияжский уезд - административно-территориальная единица в составе Казанского царства (с 1727 года - Казанской губернии). Уездный город - Свияжск .

История

Свияжский уезд был образован в 1552 году для управления Горной стороной бывшего Казанского ханства . Позднее, с образованием Чебоксарского , Козьмодемьянского , Цивильского , Ядринского уездов, территория Свияжского уезда сократилась.

Административное деление

  • Азелеевская (центр - д. Русские Азелеи),
  • Ивановская,
  • Клянчинская,
  • Косяковская,
  • Кушманская (центр - д. Большие Кушмани),
  • Ташевская,
  • Теньковская,
  • Ульянковская,
  • Ширданская,
  • Юматовская.

Население

По данным переписи 1897 года в уезде проживало 126 603 чел. В том числе русские - 68,6 %, татары - 29,9 %, чуваши - 1,5 %. В уездном городе Свияжске проживало 2365 чел.

Известные уроженцы Свияжского уезда

  • Гимади, Хайри ( -) - историк, кандидат исторических наук.
  • Шамов, Афзал Шигабутдинович (1901-1990) - один из зачинателей татарской советской литературы.

Напишите отзыв о статье "Свияжский уезд"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • [сувары.рф/ru/node/429 Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда письма и межевания Никиты Васильевича Борисова и Дмитрия Андреевича Кикина (1565-1567 гг.).] - Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1909 - XIII. - 143 с.

Отрывок, характеризующий Свияжский уезд

«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.