Здания Сената и Синода, расположенные на площади Декабристов (бывшей Сенатской) - памятники архитектуры Санкт‑Петербурга. Выполнены в стиле позднего классицизма. Были возведены в 1829‑1834 годах. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карло Росси. Здания были построены для двух государственных органов управления Российской империи ‑ Сената и Святейшего Правительствующего Синода.

Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века ‑ дом опального канцлера Алексея Бестужева‑Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева‑Рюмина был перестроен архитектором Иваном Старовым в стиле классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в ее реконструкции.

Высочайшим повелением император Николай I утвердил строительство нового дома Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение о переезде к Сенату и Синода (высшего государственного органа церковно‑административной власти, заменявшего собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений). Для Синода решено было приобрести дом купчихи Кусовниковой.

В 1828 году конкурсе на перестройку зданий участвовали проекты Карла Росси, Василия Стасова, Поля Жако, Смарагда Шустова, Василия Глинки. Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Росси, в свою очередь, составил проект из двух корпусов, соединённых между собой аркой.

18 февраля 1829 года проект Росси, главной задачей которого было «придать зданию характер, соответствующий огромной площади», был утверждён. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент была заложена памятная доска с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт». По проекту постройка органично включала в себя стены дома Бестужева‑Рюмина.

26 августа 1830 года, когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, на его месте было заложено здание Синода.

15 июля 1831 года Николай I утвердил проект скульптурного убранства здания. При этом император дал указание изобразить фигуры не «в рост», а сидячими, убрать трофеи, надписи на книгах, фигуры одеть в античные тоги или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, началась внутренняя отделка зданий. В феврале 1833 года император совершил осмотр строящегося объекта. В 1934 году строительство было завершено.

Два прямоугольных в плане трехэтажных корпуса с большими внутренними дворами объединены богато украшенной триумфальной аркой, под которой проходит улица. Протяженный фасад с аркой ограничивает площадь с западной стороны. По замыслу архитектора , триумфальная арка над Галерной улицей является символом единства церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.

В оформлении здания Сената и Синода принимали участие скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, Петр Свинцов, Николай Устинов, Иван Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым ‑ «Благочестие» (вторая ниша слева). Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался, модели завершил его сын Николай Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Фридолино Торичелли. Скульптуры Демут‑Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов), отлитые из меди на заводе Карла (Чарльза) Берда, установлены на здании в августе 1835 года.

27 мая 2008 года в здании Сената и Синода прошло первое заседание Конституционного суда РФ .

27 мая 2009 года в здании Синода была открыта Президентская библиотека имени первого президента РФ Бориса Ельцина.

В мае 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода Санкт‑Петербурга под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась

Стали "княжеские мазанки" Александра Даниловича Меншикова ("фахверковый дом"). В источниках мазанки упоминаются уже с 1714 года и нет единого мнения о точной дате их постройки. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно, мог быть взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.

Если верить первым двум вариантам, то стоит принять во внимание сведения, которые упоминают о наличии здесь строения уже в 1710 году. Если это было так, то Меншикову было сделано исключение из правил, так как прямую линию берега к западу от Адмиралтейства Пётр I собирался использовать в служебных целях для верфи. И только в 1714 году им был издан указ о начале застройки этой территории. По описаниям очевидцев, мазанки Меншикова были и первым в Петербурге доходным домом. М. И. Пыляев, основываясь на воспоминаниях очевидцев, так описывает его:

Таким образом, мы имеем ещё один вариант даты постройки первого дома на участке здания Сената - 1716 год.

Историк К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" приводит ссылку на документ, согласно которому с августа по ноябрь 1716 года "по указыванию архитектора Леблонда " на дворе Меншикова был поставлен ещё один мазанковый дом для размещения французских мастеров . Это была первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы, в которой преподавал тот самый архитектор Ж.-Б. Леблон . На этом же участке располагался кабак для рабочих.

Рядом с участком Меншикова, где теперь работает Президентская библиотека (здание Синода), с 1720 года располагалась мазанковая смольня. Здесь варили смолу для смоления канатов, использовавшихся при строительстве кораблей в соседнем Адмиралтействе. Это предприятие было пожарно небезопасным, поэтому от Адмиралтейского канала вдоль смольни был прорыт канал. Из него в случае пожара можно было брать воду. На берегу канала находились пожарные насосы.

Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а 10 октября 1732 года был пожалован вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману . В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а незадолго до этого он успел устроить здесь церковь.

17 декабря 1744 года участок был подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы. Эти башенные часы долгое время были единственными в Петербурге, так как куранты Петропавловского собора сгорели от удара молнии и их замена сильно затянулась. 25 февраля 1747 года в этом дворце Бестужев-Рюмин отмечал свадьбу своего сына с графинею Разумовской.

8 сентября 1749 года вызывались желающие "вместо имеющихся при Канатном дворе смолен, в которых требуемых во флот и Адмиралтейство канатов смолить опасно, достроить ей имеющихся построенных вновь каменных мастерских палат для варения смолы " [Цит. по: 3, с 92]. Так мазанковая смольня была заменена каменной. К концу XVIII века на месте смольни был построен дом купцов Устевых, которые позже приобрёл петербургский купец Кусовников.

Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. 17 апреля 1761 года "в доме бывшего канцлера Бестужева-Рюмина начнётся публичная продажа разным вещам, серебру да пламенажам, шандалам, чайным, кофейным блюдам, гайдукских и егерских ливрей, серебряным наборам, зеркальных досок для десерту в медных оправах с разными ёлками и деревцами с хрустальным к десерту шлифованным прибором, тонкого мрамора каминам, большим и малым шорам, сёдлам, бобровым и барсовым лошадиным покрышкам с серебряными позументами, иллюминационным фонарям, часам стенным и столовым, в том числе одни, английские, играют разные минуэты " [Цит по: 3, с. 107, 108]. На 22 мая того же года была назначена продажа башенных часов. Всё это имущество Бестужев-Рюмин продавал сам, тик как императрица хоть и сослала его в Сибирь, но не решилась конфисковать имущество. Распродажей богатства владелец дворца показывал своё бедственное положение.

После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но на государственные должности он уже не рассчитывал. 30 июня 1763 года дом Бестужева-Рюмина был оценён, а 24 декабря он был принят в казну за 92 107 рублей 60 копеек. В дворец из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Бывшему владельцу кроме денежной компенсации было выдано новое жильё - дом князя Кантемира на Дворцовой набережной .

Несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его стены были укреплены "железными связями", а в большом зале устроены подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил под руководством А. Н. Воронихина .

В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л. И. Шарлеманя к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии.

К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади. После победы России в войне с Францией Сенат требовал себе соответствующих своему статусу помещений. Вместе с тем, увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.

Для проведения всех соответствующих работ был организован комитет под руководством министра юстиции князя Д. И. Лобанова-Ростовского.

Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив, таким образом, полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета. Для Синода решили приобрести соседний дом купчихи Кусовниковой.

Осматривавший старое здание Сената архитектор А. Е. Штауберт высказывал предположения, что возможности использования старых помещений после их модернизации. Однако, комитет настоял на полной перестройке дома. Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного Штаба .

13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали К. Росси , В. Стасов , П. Жако, С. Шустов, В. Глинка. Росси участвовать в конкурсе не хотел. Свои чертежи на рассмотрение он сдал последним, только после нескольких настойчивых напоминаний.

Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Эти варианты противоречили требованию Николая I сделать здание Сената и Сиинода походим на Главный штаб. Карл Росси же составил проект двух новых зданий, в желаемых царём стиле и формах. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник окончательный проект двух корпусов, соединённых между собой аркой.

Замысел Росси пытался оспорить управляющий министерством юстиции князь А. А. Долгоруков. Он доносил императору:

И без приведения всей западной стороны площади под один фасад она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки [Цит. по 1, с. 515].

На эти доводы архитектор ответил тем, что собирается использовать стены старых строений, что издержки сократит. А новая арка будет напоминать арку здания Главного Штаба, что и задумывал Николай I.

Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. В июле была сломана старая постройка, а 24 августа состоялась торжественная закладка новая здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт". В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну за 600 000 рублей, было заложено здание Синода.

Сумма в 600 000 могла бы вызвать удивление, так в 1796 году участок оценивался в 7 500 рублей. Но прознав о решении строить здесь новое здание Синода, купчиха Кусовникова решила получить от казны максимальный доход. К тому же, в эту сумму наверняка вошли взятки чиновникам, которые признали цену правильной.

После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади . Вместе с архитектором А. Е. Штаубертом работал его помощник Т. А. Угрюмов. Ежедневно на строительной площадке трудилось до 800 человек.

Построенный в 1810-х годах архитектором Шарлеманем трёхэтажный корпус на Галерной улице Карл Росси оставил целым, лишь надстроив его.

Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. Штукатурными работами руководили подрядчики П. Зайцев, Ф. Сидоров, И. Дылёв, М. Зиновьев, А. Андреев. Работы по мрамору возглавлял К. Трискорни. Мебель выполнялась П. Гамбсом, А. Туром, К. Гудом и другими мастерами по чертежам А. Е. Штауберта. Наиболее сложные элементы лепного декора интерьеров выполнил Торичелли. Залы расписывали Б. Медичи, Ф. Рихтер, В. Соловьёв и другие художники.

В феврале 1833 года объект осматривал император. После завершения внутренних работ здесь уже работал Сенат. Его первое заседание здесь прошло 25 апреля 1834 года в присутствии Николая I. В ноябре 1835 году было завершено строительство здания Сената, в том же году были завершены все работы в Синоде.

В угловом помещении здания Сената была создана церковь во имя Семи вселенских соборов. Её освятили 27 мая 1835 года. Это единственный православный храм, купол которого оборудован стеклянным фонарём. Резной дубовый иконостас выполнил мастер столярных работ А. Тарасов по рисункам А. Е. Штауберта.

Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади . Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. В её объем включен переход между Сенатом и Синодом. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон.

Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе. Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.

Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси.

У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".

Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.

В 1909 году число служащих Сената возросло до такой величины, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этих целей был куплен соседний по набережной со зданием Сената особняк - дом Лавалей .

После 1917 года здание Сената и дом Лавалей передали Главному архивному управлению. Всё имущество и бумаги Сената были переданы в музеи и архивы. В 1924 году был разобран иконостас церкви Сената, а помещение церкви приспособили под книгохранилище. В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства. Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941-1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Ремонт здания Сената и Синода начался уже в 1944 году. До 1952 года проводилась реставрация.

В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б. Н. Ельцина.

Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был фахверковый дом Светлейшего князя Меньшикова; после опалы и смерти Меньшикова дом перешел вице-канцлеру графу А. Остерману.
В 1744 г. императрица Елизавета Петровна пожаловала дворец канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в модном тогда стиле барокко. После восшествия на престол Екатерины II в это здание, перестроенное для его нужд арх. А. Ф. Вистом в 1763 г., переехал Сенат, находившийся до того в здании Двенадцати коллегий. В 1780 -1890-х гг. здание было перестроено в стиле классицизм предположительно арх. И. Е. Старовым.

Главным фасадом к Неве, располагался дворец барона Остермана, а позже - особняк графини А.Г. Лаваль. В её салоне бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Накануне 14 декабря 1825 года в этом доме собирались декабристы.
К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади.

Император Николай I повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, полностью освободив таким образом здание Двенадцати коллегий для нужд университета. Для Синода приобрели дом купчихи Кусовниковой, располагавшийся дальше от Невы, за Галерной ул.

Проект Росси, представлявший собой два здания, соединенных аркой, был утверждён 18 февраля 1829 г. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт".

26 августа 1830 г. когда дом Кусовниковой был выкуплен в государственную казну, было заложено здание Синода.
К началу октября 1832 г. возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 г. объект осматривал Император.

Новая триумфальная арка стала символизировать единство церкви и государства. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон - "Правосудие и благочестие".
Арка фланкирована четырьмя парными колоннами с раскрепованным антаблементом.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по сторонам которых планировалось разместить чугунных львов, но Синод высказался против появления таких скульптур. Не закрывая существующего выхода к площади второстепенной Галерной улицы, арка максимально подчеркивает прежде всего цельность фасада объединенного здания. Этой задаче подчинена и композиция центра здания Сената и Синода с его необходимой здесь предельно насыщенной декоративной обработкой фасада и сравнительно узким пролетом арки.

На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн.

Фасады обоих зданий отмечены восьмиколонными портиками коринфского ордера, лоджиями, гранитными лестницами и пандусами, Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве. Высота зданий составляет 17 метров.

В создании скульптурного декора участвовали скульпторы Н. С. и С. С. Пименовы, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, Н. А. Устинов,
П. В. Свинцов. Отделку внутренних помещений выполнили художники-декораторы Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, В. Г. Ширяев и др.
Эта постройка стала последним крупным проектом зодчего Росси.

В 1880 г. проводился капитальный ремонт здания.
В 1925 г. в здании разместился Российский государственный исторический архив.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов. Интерьеры сохранились отчасти - лишь роспись и лепнина.
Во время блокады в здании находился детский распределитель. Отсюда сирот распределяли по детским домам.
В 2006 г. архив переехал в построенное для него здание на Заневском проспекте.
В 2007 г. произведена реставрация здания Сената. Сообщалось, что реставрация комплекса зданий Сената и Синода велась в строгом соответствии с требованиями российского законодательства по охране памятников истории и культуры, все работы согласовывались с Россвязьохранкультурой. Особое внимание уделялось ценным историческим помещениям.
К особо ценным помещениям относятся залы дома Лаваль, который с 1912 года входит в единый комплекс Сената-Синода, "зал Чернышевского" в здании Сената, названный в память о проходившем здесь суде над автором "Что делать?", помещения домовых церквей.

Торжественное освящение храма св. благоверного князя Александра Невского состоялось 24 марта 1834 г. в присутствии императора Николая I. Церковь расположена в среднем этаже здания. Интерьеры были оформлены по рисункам акад. арх. А. Е. Штауберта. Центральная часть крестообразного в плане здания с шестью колоннами перекрыта куполом на парусах. Стены храма были расписаны художником Б. Медичи и украшены лепными карнизами.
В сентябре 1919 г. церковь закрыли.

В настоящее время храм воссоздан на историческом месте. Торжественное освящение 22 сентября 2008 г. совершил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В мае 2008 г. В здание Сената переехал Конституционный суд.
После переезда суда в "Чернышевском" предполагалось устроить малый, совещательный зал КС. Для большого зала для публичных слушаний зал заседаний планировалось построить во внутреннем дворе Сената. Конструкция должна опираться на колонны, зависнув в воздухе на довольно приличной высоте, с основным зданием ее соединят два "воздушных" перехода. Сооружение предполагалось двухэтажным: на первом - собственно зал заседаний (на 200 мест), комната совещаний и технические помещения, второй этаж - антресольная часть, или, проще говоря, галерка. Общая площадь "воздушного замка" - 1,2 тысячи квадратных метров. Венчать конструкцию должен стеклянный фонарь-купол. Предлагается воссоздать подземный ход, когда-то соединявший Сенат и Синод. Его следы обнаружены лишь недавно. Восстановление подземного коридора решает проблему сообщения между зданиями, разделенными Галерной улицей.
Кабинеты судей размещены в здании Сената: семь на первом этаже, шесть на втором (в том числе кабинет председателя) и шесть на третьем.

Петербурга являются здания Сената и Синода, построенные в первой половине 19 столетия.

В начале 19 столетия происходила активная смена застроек центральной части Петербурга на более презентабельные сооружения, соответствовавшие статусу столицы Российской империи. В этот период заканчивалось оформление Дворцовой площади , которая приобретает современный вид. Перестраиваются и видоизменяются корпуса Адмиралтейства . Рядом с ними формируется Адмиралтейский бульвар – будущий Александровский сад .

Здания Сенатской площади тоже требовали приведения к общему знаменателю. В то время там находился бывший особняк Бестужева-Рюмина , переделанный под нужды Сената , и особняк купчихи Кусовниковой . Их архитектурное оформление не соответствовало статусу площади и современному градостроительному направлению.


И вот в 30-е годы 19 века , на месте Сената и выкупленного дома Кусовниковой, по проекту архитектора К.Росси в стиле позднего классицизма возводятся два строения - Сенат и Синод , соединенные между собой арочным проходом. Стены особняка Бестужева-Рюмина частично были использованы в новых сооружениях, которые своей масштабностью и декором превзошли здания Адмиралтейства.


Вытянутые по всем направлениям, трехэтажные прямоугольные корпуса с внутренними дворами; массивные гранитные лестничные проемы, снабженные пандусами; чередование углубленных и выступающих частей фасадов ; лепные украшения; скульптурное оформление – все это превратило красивейшие здания Сената и Синода в достойный архитектурный памятник первой половины 19 столетия.


Фасады Сената смотрят на Английскую набережную и на Сенатскую площадь, угол между ними закруглен и декорирован колоннами коринфского ордена, которые поднимаются от первого этажа. Плавная необычная закругленность и колоннада придают сооружению очень богатый вид и украшают архитектурную композицию Английской набережной.

Здание Сената с Английской набережной

Арка , связавшая два отдельно стоящих здания, была переброшена через Галерную улицу и превратилась в центр фасадной композиции, а все сооружение стало выглядеть как единый архитектурный комплекс. Арка К.Росси, в чем-то повторяющая его знаменитую Триумфальную арку Главного Штаба на Дворцовой площади, придала новому сооружению триумфальный торжественный вид.


В соответствии с монументальными зданиями центра города, здания Сената и Синода также было решено украсить скульптурами . Скульптурное убранство утверждалось самим императором Николаем Первым, причем фигуры непременно должны были изображаться в античных одеждах.

Скульптурные фигуры изготавливались С.Пименовым , В.Демут-Малиновским , П.Соколовым и многими другими петербургскими художниками. Здесь можно видеть изображения Веры, Благочестия, Закона и Правосудия. Скульптурная композиция для фронтального аттика была отлита из меди.

Скульптурная композиция аттика арки Сената и Синода

Композиция «Правосудие и благочестие» находилась в работе почти год и явилась символом единения власти церковной и светской. Рядом находятся аллегорические «Гении», держащие закон.


По самому аттику идут три барельефа с изображениями законов гражданского, божия и естественного. По центру, прямо над аркой, сцена закона гражданского, среди фигур которого симметрично расположены бюсты Петра Первого и Екатерины Второй.

"Гражданское правосудие" на барельефе Сената и Синода

Интересны и внутренние интерьеры здания. Особо выделяется зал заседаний с пилястрами и кариатидами, с живописным плафоном и малиновым троном.

После революции Сенат и Синод были упразднены. Позднее, до 2006 года здесь размещались документы Центрального исторического архива. Перед войной проводилась работа по реставрации фасадов, скульптур и интерьеров Сената и Синода, но во время артобстрелов Великой Отечественной войны оба строения были основательно разбиты. Новая реставрация строений началась уже в 1944 году. Сегодня здание Сената занимает Конституционный суд РФ , а в здании Синода размещена Президентская библиотека им.Б.Ельцина .

Президентская библиотека им.Б.Ельцина в здании Синода

Здания Сената и Синода с объединяющей их триумфальной аркой были последним крупным произведением гениального К.И. Росси. Здания оформлены в стиле позднего классицизма. Они были построены в 1829-1834 годах. Творчество Росси - основа петербургского классицизма. В ходу была архитектурная формула: "Классицизм вошел в Санкт-Петербург через Арку Главного штаба и покинул его через Арку Сената и Синода".

Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был фахверковый дом светлейшего князя Меньшикова. После его опалы дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А. И. Остермана, а в 1744 году был пожалован Елизаветой Петровной канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в стиле барокко. В 1763 году, после восшествия на престол Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну, и в это здание, перестроенное архитектором А. Ф. Вистом, переехал Сенат. До этого Сенат и Синод располагались в здании Двенадцати коллегий. В 1780-1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был снова перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Имя автора проекта нового здания Сената остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании Музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором И. Е. Старовым. На месте нынешнего здания Синода в XVIII веке находился дом купчихи Кусовниковой. С возведением Адмиралтейства в 1806-1823 годах прежние постройки уже не соответствовали новому облику Сенатской площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода.

На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен - часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Синода. Строительными работами по проекту К. И. Росси, а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт.

Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией "Правосудие и благочестие", символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский и П. Соколов.
Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры "Гениев, держащих закон". На самом аттике расположены три барельефа - "Закон Божий", "Закон естественный" и "Закон гражданский". Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф "Закон гражданский". Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф "Закон Божий", посвященный Синоду. В правой части - барельеф "Закон естественный", посвященный Сенату.
С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции.

Трехэтажные прямоугольные в плане здания имеют большие внутренние дворы. Фасады зданий украшают восьмиколонные портики коринфского ордера и ступенчатый аттик. Необыкновенно красивы широкие гранитные лестницы с пандусами, оформляющие вход в здания. Чередование выступающих частей фасадов зданий и ниш, лепные украшения создают богатый светотеневой эффект. Фасад здания Синода обращен и к Сенатской площади и к Английской набережной. В угловом помещении здания была устроена двусветная церковь святого благоверного князя Александра Невского. Очень интересно архитектурное решение этой части здания. Угол здания скруглен и украшен поднятой над первым этажом колоннадой из восьми колонн коринфского ордера. Плавный изгиб монументальной колоннады, завершенной ступенчатым аттиком, очень обогащает линию набережной, придает ей праздничный вид. Интерьер крестообразного в плане помещения церкви украшен шестью колоннами композитного ордера.
Интересен также по своему оформлению бывший Зал заседаний Сената. Его стены украшены пилястрами и кариатидами из стюка (искусственного мрамора) и плафоном росписи художника Б. Медичи. В середине зала помещался трон. Трон и мебель были обиты малиновым бархатом. Парадная лестница, ведущая в Зал заседаний Сената, украшена плафоном работы Ф. Рихтера.

Возведение зданий Сената и Синода вместе с объединяющей их триумфальной аркой завершило оформление центра города, они стали великолепным украшением Санкт-Петербурга.

После революции Сенат и Синод были упразднены. В 1925 году в зданиях расположился Центральный государственный исторический архив, основу которого составили архивы Сената и Синода.
Фасады зданий и скульптурное убранство реставрировались в 1929 и 1936 годах. В 1937 году проводилась реставрация росписи парадных лестниц. Здания сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Восемь тяжелых артиллерийских снарядов нанесли им тяжелый урон. Почти полностью была разрушена Синодальная церковь. Реставрационные работы начались еще до окончания войны - летом 1944 года. В ходе комплексной реставрации 1951-1953 годов были восстановлены декор и скульптурное убранство фасадов, интерьеры парадных лестниц и Зала заседаний Сената. В 1979 году была восстановлена роспись Сенатской церкви. Все это время до 2006 года в зданиях располагался Российский Государственный Исторический Архив. В 2006 году после переезда Архива в новое здание на Заневском проспекте в зданиях Сената и Синода был проведен комплекс реставрационных работ. В одном крыле с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации, в другом - с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.