ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский интситут экономики, менеджмента и права»

Реферат
По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

По теме: Генеральные Штаты во Франции

Выполнил: студент группы ЮЗВДс+в 7.1/0-10
Рассахацкий И.С.
Проверил: преп. Кемниц Вадим Эрнестович

Введение 3
Период Столетней войны 5
В годы Гугенотских войн 8
Господство абсолютизма 9
Список использованной литературы 12

Введение
Генера?льные шта?ты во Франции (фр. Etats Generaux) - во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.
Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
Желая предупредить смуту, Филипп IV созвал собрание, на которое пригласил не только церковных и светских феодалов, но и по два депутата от каждого города. Собрание состоялось в главной церкви Парижа - соборе Парижской богоматери. По свидетельству очевидцев, король «просил как друг и требовал как господин» помощи у сословий в его борьбе против притязаний папы. За него выступили городские депутаты. Они заявили, что готовы умереть за дело короля.
Созыв Генеральных штатов разрядил обстановку в стране и предотвратил возможный открытый мятеж против центральной власти. Но согласия между сословиями не получалось. В отличие от английских феодалов французское дворянство не только не занималось хозяйством и торговлей, но и не допускало в свою среду горожан.

Заседание Генеральных штатов.

Только король мог дать звание дворянина, и делал он это не столько за деньги, сколько награждая за службу. Дворянство и горожане были очень далеки друг от друга, и не случайно горожане чаще предпочитали договариваться с королем.
Отсутствие союза между дворянами и горожанами отразилось на устройстве Генеральных штатов. В отличие от парламента они делились на три палаты (по количеству сословий). В первой заседали высшие церковники - архиепископы, епископы, аббаты. Во второй - представители дворянства. Третью палату составляли посланцы городов.
Рознь сословий в Генеральных штатах лишала их того влияния, какое приобрел английский парламент. Генеральные штаты созывались нерегулярно, они не могли утверждать законы.
Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей).

Период Столетней войны

Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.
Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII. Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога. В 1308, готовя расправу над тамплиерами, король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.

В годы угасания династии Капетингов значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.
При первых Валуа и, особенно, в годы Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром, Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.
После битвы при Пуатье (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево Парижа Этьенном Марселем и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый, заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.
Дофин Карл был вынужден принять условия Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357-1358. Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии. Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.
Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей, оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа в деле укрепления королевской власти. В 1420-1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью на содержание постоянной армии короля.
Вместе с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.

В годы Гугенотских войн
Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.
С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии, и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа - вообще ни разу, Генрих II Валуа - тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.
Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн. И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.
Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу, которая стремилась к ограничению королевской власти. В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения. Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия. Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.
В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство депутатов принадлежало к католическому лагерю. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу. Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон. В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.

Господство абсолютизма

Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.
В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия - пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.
В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты - провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.
Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.

и т.д.................

Дворяне и так называемое третье сословие, которое было единственным, кто платил налоги. Собирались они весьма нерегулярно, по необходимости, в связи с определенными событиями в стране и за рубежом. Подробнее об этом учреждении, его целях, связанных с ним интересных фактах, о том, когда произошел созыв первых Генеральных штатов во Франции, будет рассказано в сегодняшнем обзоре.

Условия появления

Рассмотрим события, которые предшествовали созыву первых Генеральных штатов и в большой мере явились предпосылками создания этого властного института. У штатов были предшественники в виде расширенных заседаний королевского совета, куда привлекались городские верхи, и собраний представителей сословий в провинциях, которые положили начало провинциальным органам.

Появление первых Генеральных штатов во Франции было связано с ситуацией, которая сложилась после образования во Франции централизованного государства, которое нуждалось в укреплении. В это время наблюдался рост городов, обострение социальных противоречий и борьбы классов, окончательно пока не были отвоеваны права феодалов-сеньоров, городских корпораций, католической церкви.

Королевской власти приходилось постепенно ломать существующую политическую структуру, в процессе чего ей были необходимы дополнительные средства для борьбы с мощной оппозицией, которую составляла феодальная олигархия. Поэтому именно в конце XIII - начале XIV века оформляется союз короля и участников различных общественных групп, среди которых было и третье сословие. Хотя и далеко не прочный, построенный на компромиссе.

Причины созыва

Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.

К основным причинам созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Красивый» относятся следующие:

  1. Неудачи в войне с Фландрией.
  2. Большие трудности в экономическом развитии страны.
  3. Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.

Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина - это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.

На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?

Структура и функции

По своей сути Генеральные штаты были органом совещательным, который созывался по инициативе короля в те моменты, которые были критическими для правительства, с целью оказания ему помощи. При этом главной их функцией являлось вотирование налогообложения, то есть в них проводилось голосование по вопросам о том, какие налоги могут вводиться в государстве.

Генеральные штаты - это орган, в котором заседали представители имущих слоев французского королевства. В его состав входили три сословия:

  1. Представители духовенства.
  2. Делегаты от дворян.
  3. Посланники от населения городов.

Под духовенством во вновь созданном парламенте подразумевались высшие его чины, такие как:

  • Архиепископство.
  • Епископство.
  • Аббатство.

Что касается дворян, то на первом этапе в штатах были представители крупных и средних феодалов, а делегаты от мелкого дворянства появились несколько позже.

Третье сословие в парламенте состояло из депутатов:

  • церквей;
  • монастырей;
  • верхушки горожан - от двух до трех депутатов от каждого города.

В него входили юристы, состав которых был приблизительно равен 1/7 части от всех Генеральных штатов.

Порядок проведения заседаний

Каждое из сословий заседало совершенно отдельно от двух других. Совместные заседания проводились всего лишь в двух случаях - в 1468 и 1484 годах. Если в позиции сословий были разногласия, то голосование проводили по сословиям. У каждого имелся только один голос, вне зависимости от того, сколько в нем присутствовало представителей. В таких случаях два первых сословия, как правило, имели перевес над третьим.

Депутаты в парламент выбирались в бальяжах и сенешальствах. Бальяжами во Франции назывались административные округа, которые были введены при короле Филиппе II Августе, правившем в период с 1180 по 1223 годы. Тогда все владения короля были разделены на 20 бальяжей. Сенешальствами назывались округа на юге Франции.

Периодичность созыва Генеральных штатов во Франции не устанавливалась. Этот вопрос решал король, руководствуясь политическими соображениями и другими обстоятельствами. Также он определял продолжительность проведения заседаний и вопросы для обсуждения. Далее рассмотрим, какими они были.

Вопросы для рассмотрения

Как уже говорилось выше, король приступал к созыву Генеральных штатов, когда ему была нужна поддержка сословий по различным поводам. В качестве примеров можно привести обсуждение таких вопросов, как:

  • 1038 год - конфликты с орденом тамплиеров.
  • 1359-й - заключение соглашения с Английской короной.
  • 1560, 1576,1588-й годы - ведение войн религиозного характера.

Однако самой частой из причин являлась нужда короля в денежных средствах. При этом он апеллировал к сословиям, выражая либо просьбу об оказании финансовой помощи, либо санкцию на взимание налога, которая действовала в рамках одного года.

Усиление роли

Усиление значения Генеральных штатов произошло в период Столетней войны, длившейся с 1337 по 1453 год. В тот момент королевская власть испытывала особую нужду в финансах.

Вскоре они стали претендовать на активную роль в управлении государством в период, когда в XIV веке вспыхивали восстания - Парижское 1357-1358 годов и Жакерия в 1358 году.

Причиной того, что у Генеральных штатов не получилось добиться прав, которые смог завоевать парламент Англии, явилось отсутствие договоренности как между городами, так и между сословиями, иногда перераставшее во вражду.

Конфликт с королевской властью

Один из самых острых конфликтов с властью случился в 1357 году, когда в Париже вспыхнуло восстание горожан, а французский король Иоанн оказался в плену у англичан.

Тогда в работе Генеральных штатов в основном принимали участие делегаты от третьего сословия. Ими была выдвинута программа реформ, которой дали название Великого мартовского ордонанса. Взамен того, чтобы предоставлять субсидии королевской власти, они выдвинули требование о том, чтобы денежные средства собирались и расходовались непосредственно представителями штатов. А для этого им нужно было собираться три раза в год и без указания короля.

В связи с этим произошло избрание генеральных реформаторов, которым были даны полномочия по контролю работы королевской администрации, отстранению провинившихся чиновников и их наказанию, вплоть до лишения жизни. Но попытка Генеральных штатов присвоить себе финансовые, контрольные, законодательные полномочия потерпела фиаско. После того как восстания были подавлены, выдвинутые требования, обозначенные в указанном ордонансе, были отвергнуты королевской властью.

Дальнейшая судьба

Начиная с 1614 и до 1789 года не было ни одного собрания штатов. Его заседание состоялось лишь в экстраординарных условиях - когда произошел острый политический кризис, вылившийся в Великую французскую революцию. Именно в такой момент король вновь созвал Генеральные штаты - 5 мая 1789 года. А уже 17 июня 1789 года делегаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием. Затем 9 июля 1789 года оно объявило себя Учредительным - высшим законодательным и представительным органом новой революционной Франции.

Генеральные штаты были учреждены французским королем Филиппом IV в 1302-м. Это было сделано для того, чтобы получить опору в лице влиятельных сословий для борьбы с папой Бонифацием VIII. Генеральные штаты имели в своём составе три палаты, в которых заседали горожане, духовенство и дворянство. Поначалу последние две набирались королем. Однако к концу XV столетия они стали выборными.

Принцип принятия решений

История Франции гласит, что каждый вопрос рассматривался каждой из палат собрания по отдельности. Решение принималось большинством голосов. Окончательно оно утверждалось на совместном заседании трех палат. Причем каждая из них имела лишь один голос. В таких условиях привилегированные сословия (дворянство, духовенство) всегда получали большинство. Им ничего не стоило между собой договориться.

Периодичность созыва

Генеральные штаты во Франции не являлись постоянным органом, как парламент в Британии. Периодичность их созыва установлена не была. Король собирал штаты по своему усмотрению. Созыв Генеральных штатов наиболее часто происходил во времена различных потрясений и политической нестабильности. Список обсуждаемых вопросов и продолжительность заседаний определял король.

Основные причины созыва

Генеральные штаты созывались для того, чтобы выразить мнение сословий по таким вопросам, как объявление войны, заключение мира и другим важным темам. Король иногда консультировался, узнавал позицию собрания по поводу различных законопроектов. Однако решения Генеральных штатов не были обязательными к исполнению и носили рекомендательный характер. Наиболее частой причиной созыва собраний являлась острая нужда Короны в деньгах. Французские короли нередко обращались к сословиям за финансовой помощью. На собраниях обсуждались очередные налоги, которые в то время вводились лишь на один год. Только в 1439-м король получил добро на взимание постоянного сбора - королевской тальи. Однако если речь заходила о каких-то дополнительных налогах, нужно снова было собирать Генеральные штаты.

Взаимоотношения между Короной и собранием

Генеральные штаты нередко обращались к королям с жалобами, протестами и просьбами. У них было принято вносить различные предложения, критиковать действия королевских чиновников и администрации. Но так как существовала прямая связь между просьбами Генеральных штатов и результатами их голосований по поводу запрашиваемого королем финансирования, последний нередко уступал им.

Собрание в целом не было обычным инструментом королевской власти, хотя оно и помогло ей укрепить позиции в стране и усилиться. Штаты нередко противостояли Короне, не желая выносить нужных ей решений. Когда сословное собрание проявляло характер, монархи на длительное время прекращали его созыв. Например, за период 1468-1560 гг. штаты были собраны всего один раз в 1484-м.

Конфликт между королевской властью и Генеральными штатами

Королевская власть практически всегда добивалась нужных решений от Генеральных штатов. Но это не означает, что собрание всегда безоговорочно подчинялось королям. Наиболее серьезный конфликт между королевской властью и штатами датируется 1357 годом. Он произошел во время городского восстания в Париже, когда король Иоганн был в плену у англичан.

В работе Генеральных штатов приняли участие преимущественно представители горожан. Они разработали программу реформ, которая получила название "Великий мартовский ордонанс". В обмен на предоставленное властям финансирование они потребовали, чтобы контроль за сбором налогов и расходованием средств осуществляло собрание, которое должно было обсуждать данные вопросы трижды в год без позволения короля. Из состава участников были избраны реформаторы, которые наделялись чрезвычайными полномочиями: право контроля деятельности королевских чиновников, увольнения и наказания их (вплоть до смертной казни). Но попытка Генеральных штатов подчинить себе финансы успеха не имела. После подавления восстания в Париже и крестьянских выступлений Жакерии корона отвергла все реформационные требования.

Полномочия депутатов

Выборные депутаты имели Их позиция по всем вопросам была четко регламентирована инструкцией избирателей. После того как депутат возвращался с того или иного заседания, он обязан был отчитаться перед своим электоратом.

Местные собрания

В определенных регионах страны (Фландрия, Прованс) в конце XIII в. начинают образовываться местные сословные собрания. Сначала они именовались консилиумами, парламентами или просто представителями трех сословий. Однако в XV веке за ними прочно закрепился термин "штаты". К этому времени они уже имелись практически во всех провинциях. А в XVI столетии к термину "штаты" начали добавлять слово «провинциальные». Крестьянское сословие в собрания не допускалось. Короли нередко выступали против некоторых региональных штатов, когда они оказывались под чрезмерным влиянием местной феодальной знати. Например, в Лангедоке, Нормандии и др.

Причины утраты Генеральными штатами своего значения

Генеральные штаты создавались в условиях, когда полномочия крупных феодалов были не намного меньше власти самого короля. Собрание было удобным противовесом местным властителям. На тот период они имели свои армии, чеканили собственную монету и мало зависели от Короны. Однако королевская власть со временем укреплялась. Французские монархи постепенно увеличивали свое влияние, выстраивая централизованную вертикаль.

В XV веке на основе королевской курии был создан Большой совет, куда вошли легисты, а также 24 высших представителя духовной и светской знати. Он собирался каждый месяц, но решения носили рекомендательный характер. В том же столетии появилась должность генерал-лейтенант. Они назначались королем из представителей высшей знати для управления провинциями или группами бальяжей. Централизация коснулась и городов. Короли получили возможность ограничивать горожан в различных правах, менять ранее изданные хартии.

Корона также проводила унификацию судебной системы. Это дало возможность уменьшить влияние духовенства. Ещё больше укрепило королевскую власть право собирать постоянный налог. Карл VII организовал регулярную армию с четкой иерархией подчинения и централизованным руководством. А это привело к тому, что средневековая Франция стала меньше зависеть от крупных феодалов.

Во всех регионах появились постоянные гарнизоны и воинские формирования. Они должны были пресекать любое неповиновение и выступления местных феодалов. Значительно увеличилось влияние на государственные дела Парижского парламента. Корона также учредила Совет Нотаблей, в котором заседали лишь высшие представители сословий (кроме крестьянства). С его согласия можно было вводить новые налоги. В результате усиления королевской власти Генеральные штаты во Франции постепенно утратили свое значение.

Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux ) - высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие - дворянство, духовенство, третье сословие - заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357-1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн - Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием , ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

XXXIV. Первые месяцы революции

(продолжение)

Открытие генеральных штатов. – Поверка полномочий. – Провозглашение национального собрания. – Королевское заседание.

(дополнение)

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочитайте главы "Генеральные штаты и Национальное собрание " из Учебной книги Новой истории Н. И. Кареева. До начала ознакомления с этой лекцией Кареева рекомендуется прочесть дополнение к ней -

Генеральные штаты собрались в Версале в начале мая 1789 г. 4-го числа было церковное богослужение, 5-го произошло торжественное открытие заседаний. Если и правительство не имело определенной программы действий, то церемониймейстеры, наоборот, обдумали все, относившееся к внешней стороне собрания, и при дворе было решено, что штаты 1789 г. будут держаться форм штатов 1614 г. Депутаты привилегированных сословий должны были присутствовать на обеих церемониях в великолепных костюмах, депутаты третьего сословия – в простых черных плащах, а когда хранителя печати Барантена спросили, должны ли депутаты третьего сословия говорить на коленях, он отвечал: «да, если так будет угодно королю». Нансийский епископ в церковной речи просил Людовика XVI принять уверения в преданности (les hommages) от духовенства и в уважении (les respects) от дворянства, а от третьего сословия – всенижайшие просьбы (les humbles supplications). Когда на торжественном собрании 5 мая король, заняв трон, надел шляпу, духовные и дворяне тоже надели свои головные уборы, таким же образом поступили и члены третьего сословия, но привилегированные шумом выразили свое неудовольствие, и Людовик XVI тотчас же снял шляпу, дабы заставить всех обнажить головы.

Поголовное или посословное голосование?

В торжественном заседании при открытии штатов произнесены были три речи: говорили король, хранитель печати и Неккер . Речь последнего была длинным и скучным финансовым отчетом, состоявшим из массы цифр, словно правительство смотрела на собравшиеся штаты, лишь как на способ добыть денег посредством новых налогов. Вообще, однако, речи эти не содержали прямого указания относительно самого важного вопроса, от которого зависело решение и всех иных, именно как должны были подавать голоса – поголовно или посословно, а касательно нововведений делалось даже предостережение – в обозначение их опасными (des innovations dangereuses). Правительство само не решало главного вопроса, и поэтому он был решен помимо правительства. 6 мая три сословия собрались в отдельных помещениях для проверки полномочий (vérification des pouvoirs), т. е. документов об избрании того или другого депутата (их явилось более 1100 человек), но третье сословие стало требовать, чтобы этим делом занялись все сообща и в одном помещении; привилегированные отвечали на это отказом. Начались пререкания, длившиеся довольно продолжительное время и сопровождавшиеся взаимными обвинениями в нежелании приступить к работе, ради которой были собраны генеральные штаты; в этом прошли первые две недели собрания. Последние Генеральные штаты, бывшие за 175 лет перед тем, окончились ссорою между сословиями, столь характерною вообще для истории этого учреждения, и вот в Генеральных штатах 1789 г. в самом начале происходит то же самое. В былые времена из этого извлекала для себя выгоду одна королевская власть, но теперь обстоятельства были иные, и победа осталась на стороне третьего сословия, отождествившего себя с нацией: последняя, действительно, оказывала поддержку своим депутатам в то время, как привилегированные сносились только с двором, продолжавшим стоять на своей старой точке зрения. Наконец 10 июня автор знаменитой брошюры Сийес, нашедши, что «пора же обрезать канат», предложил в последний раз в торжественной форме старой судебной процедуры от имени «общин» вызвать (sommer) духовенство и дворянство, назначив им срок, после которого не явившиеся (non comparants) лишаются своих прав. 12 числа в 7 часов вечера приступили к поверке полномочий, а на другой день началось присоединение к третьему сословию представителей других сословий, на первый раз в лице трех приходских священников, появление которых было встречено громкими рукоплесканиями.

Генеральные штаты провозглашают себя национальным собранием

Когда (15 июня) проверка полномочий была окончена, Сийес указал на то, что в собрании присутствуют представители, по крайней мере 96% нации, которые могут действовать и без не явившихся депутатов от кое-каких бальяжей или разрядов граждан, и предложил депутатам объявить себя «собранием известных и удостоверенных представителей французской нации». К этому присоединился и Мирабо , находивший, однако, лучшим назваться «представителями французского народа». Три дня происходили прения по поводу этих предложений, пока не принято было наименование – «национальное собрание» (assemblée nationale), не бывшее совсем новым, так как мы находим его уже в наказах 1789 г. ; оно было на этот раз подсказано представителям третьего сословия и присоединившимся к ним депутатам высших сословий – одним совсем почти никому неизвестным депутатом.

Торжественное провозглашение национального собрания произошло 17 июня; в этот день старое сословное деление французских подданных на три чина (ordres) исчезло, и все французы образовали в политическом отношении однородную по своему составу нацию. Это решение было принято с восторгом парижским населением и подействовало на большинство депутатов духовенства, решившихся примкнуть к третьему сословию; двор, наоборот, был страшно раздражен. Людовик XVI некоторое время колебался еще между советами, с одной стороны, Неккера, с другой – жены, младшего брата, принцев крови и вообще привилегированных, но в конце концов принял решение устроить торжественное заседание с целью отменить своею властью случившееся. Между тем национальное собрание декретировало: 1) прекращение взимания налогов, буде собрание распустят, 2) принятие государственного долга под гарантию нации и 3) образование особого продовольственного комитета.

Клятва в зале для игры в мяч

20 июня председатель национального собрания, Байи, получил извещение от Барантена, что заседания отсрочиваются; депутаты и многочисленная публика, собравшаяся посмотреть на то, как большая часть духовенства направится в залу национального собрания, нашли эту залу запертою и охраняемою часовыми, и узнали, что в зале идут приготовления к королевскому заседанию. Депутаты направились тогда в манеж Jeu de paume [Зал для игры в мяч], где произошла в присутствии большой публики знаменитая присяга членов национального собрания – не расходиться и собираться всюду, где только представится возможность, пока Франция не получит прочной конституции. На другой день было воскресенье. Когда в понедельник (22 июня) представители народа хотели опять собраться в Jeu de paume, им уже не дали этого помещения, так как гр. д"Артуа должен был там играть в мяч. В это время уже значительная часть низшего духовенства присоединилась к национальному собранию, которое и приглашено было заседать в церкви св. Людовика, «храме религии, сделавшемся храмом отечества» по выражению одного говорившего там оратора. Около 150 человек из низшего духовенства здесь присоединилось торжественно к национальному собранию .

Королевское заседание 23 июня 1789

Объявленное королевское заседание состоялось 23 июня. Со стороны двора и привилегированных оно должно было быть началом реакции против всего, что совершилось во имя новой идеи нации, и с такою целью к собранию представителей народа была применена форма прежних парламентских lits de justice. Для Людовика XVI сочинили повелительную речь, которую он и произнес в торжественном собрании, в присутствии всех депутатов, но произнес неуверенным голосом человека, поступающего не по собственной инициативе. Решения третьего сословия, как противные законам и государственному устройству, были объявлены уничтоженными; предписывалось сохранять в полной неприкосновенности старое разделение на сословия, запрещалось затрагивать какие бы то ни было права, принадлежащие привилегированным и королевской власти; возвещались кое-какие незначительные реформы и прибавлялось, что если генеральные штаты не окажут поддержки благим намерениям власти, то король один станет трудиться для блага своих подданных и будет считать себя единственным их представителем. «Я приказываю вам, господа, сказал в заключение Людовик XVI, немедленно разойтись, а завтра утром собраться каждому сословию в отведенной для него палате».

Духовные и дворяне повиновались и удалились вслед за монархом, но третье сословие осталось на своих местах. Тогда обер-церемониймейстер Дрё-Брезе возвратился в залу и сказал президенту: «Господа! – вы ведь слышали приказание короля» – на что получил такой ответ от Байи: «Мне кажется, что собравшейся нации нельзя давать приказаний». Мирабо , который ранее прихода Дрё-Брезе сказал речь против оскорбительной диктатуры короля, являющегося лишь уполномоченным (mandataire) нации, и напомнил о присяге не расходиться, пока Франции не будет дана конституция, теперь поднялся с своего места и произнес знаменитые слова : «да, мы слышали намерения, внушенные королю, а вы, который не можете быть его органом перед генеральными штатами, не имея здесь ни места, ни голоса, ни права говорить, вы – не созданы для того, чтобы нам напоминать о его речи. Однако, во избежание всякого недоразумения и всякой проволочки, я объявляю вам (легенда сократила все предыдущее в одну фразу: «идите сказать своему господину»), что если вас уполномочили заставить нас уйти отсюда, вы должны потребовать приказаний, чтобы употребить силу, ибо мы оставим наши места лишь под напором штыков».

Дрё-Брезе удалился из залы, пятясь назад, как бы находясь в присутствии короля, а один бретонский депутат воскликнул: «что это? король говорит с нами, как господин, когда должен был бы просить у нас совета». «Господа! – обратился к собранию Сийес: – вы остаетесь сегодня тем же, чем были вчера: приступим же к прениям». И национальное собрание объявило, что принятые им решения сохраняют всю свою силу, и декретировало неприкосновенность личности депутата под угрозою обвинения в государственном преступлении всякого, кто посягнул бы на эту неприкосновенность.

При дворе не ожидали такого исхода королевского заседания, Мария Антуанетта радовалась сначала, что все вышло хорошо, и представляя дофина депутатам дворянства, сказала, что вверяет его их охране, но пришло известие о сопротивлении третьего сословия, и настроение изменилось. Задуманный двором государственный переворот против совершившейся революции пришлось признать неудавшимся, и растерявшийся Людовик XVI заявил, что если они (т. е. депутаты третьего сословия) не хотят расходиться, то пусть остаются». Неккера думали было уволить, но теперь король упросил его не покидать своего поста, и популярность этого министра, отсутствие которого в королевском заседании было всеми замечено, сильно после этого возросла. На другой день в залу национального собрания явилось большинство духовенства, а потом вскоре этому примеру последовало незначительное меньшинство дворянства с герцогом Орлеанским во главе. Наконец, по совету Неккера, сам король приказал и другим представителям привилегированных прийти на заседание в общую залу. 27-го июня произошло уже окончательное слияние депутатов духовенства и дворянства с третьим сословием.

Попытки реакции

Придворная партия с Марией Антуанеттой во главе не хотела примириться с победою третьего сословия. За первою попыткою контрреволюции, сделанною 23 июня, должна была последовать другая – на этот раз при помощи тех самых штыков, на которые указывал Мирабо. Ta консервативная оппозиция, которая раньше препятствовала необходимым реформам, теперь самым решительным образом подготовляла новую реакцию, но если прежде этой оппозиции сообщала силу до известной степени поддержка со стороны народа, переставшего доверять власти, то при новых обстоятельствах, наступивших после 17 июня, уже никоим образом не могло быть ни малейшей солидарности между привилегированными и народной массой. Теперь, наоборот, реакционные попытки, направленные против национального собрания, должны были лишь разжигать народные страсти, направлять их в защиту как раз этою самого национального собрания. Если 23 июня депутаты третьего сословия, признавая себя представителями суверенной нации, ослушались королевской воли, не поддержанной физическою силою, то в середине июля попытка произвести насильственную, при помощи войска, реставрацию старого политического строя вызвала насильственный же отпор со стороны парижского народа. Этот отпор спас национальное собрание, но вместе с тем выдвинул на политическую сцену население столицы, которому потом и суждено было играть такую видную роль в событиях революции. В этом и заключается смысл июльских событий, за которыми последовали события октябрьские, как увидим, уже менее благоприятные не только для королевской власти, но и для самого национального собрания.

В истории летних и осенних месяцев 1789 г. реакционные попытки двора и революционное движение в народе идут рука об руку. Одни историки склонны объяснять тогдашние народные восстания исключительно чувством самосохранения народной массы перед угрожающим положением двора и готовы поэтому взваливать на один двор вину в той анархии, которая началась тогда во Франции, тогда как другие, наоборот, пытаются иногда исключительно этой анархией объяснять репрессивные меры, к которым считала нужным прибегнуть придворная партия. Ни то, ни другое нельзя признать верным само по себе: верно и то, и другое вместе, но опять‑таки с оговоркой, так как и народные бунты, и придворная реакция имели более глубокое происхождение. Конечно, реакция сильно подливала масла в огонь, и она вызвала грандиозные июльское и октябрьское восстания, а эти события, в свою очередь, заставляли реакционную партию думать о более энергичной репрессии, но народные волнения задолго еще предшествовали революции, имея свои причины в тогдашнем состоянии Франции, в плохом экономическом положении народной массы, в общей социальной дезорганизации, в тревожном и возбужденном настроении умов ,а с другой стороны, и придворная оппозиция против всяких нововведений политического и социального свойства не была явлением новым, так как опять‑таки коренилась в общем состоянии Франции, в том значении, какое получил двор в жизни страны, в его союзе с консервативными элементами общества, в его влиянии на королевскую власть. Обе силы вступили теперь в открытую борьбу: подозрительное поведение двора вызывало народные восстания, а народные восстания служили для двора поводом к тому, чтобы думать о репрессии. В этой борьбе двора и народа, обострявшейся главным образом вследствие реакционного направления придворной партии, положение национального собрания было, как увидим, весьма затруднительное, и придворная партия не хотевшая признавать совершившихся событий, своим поведением сама подготовляла новый переворот, еще более для неё грозный и в то же время оказавшийся неблагоприятным для национального собрания. Если 23 июня власть из рук короля переходила в руки представителей нации, то впереди был еще захват власти непосредственно парижским населением, думавшим, что этим оно спасает свободу от козней придворной партии.

После неудачи королевского заседания 23 июня, в начале следующего месяца к Парижу и Версалю стали стягиваться войска, состоявшие главным образом из иностранных наемников разных национальностей; во главе их были Бретейль и маршал Брольи (Broglie), решившиеся на самые крайние меры против национального собрания и парижского населения. 9 июля национальное собрание, принявшее в этот день название учредительного собрания или конституанты (constituante), просило короля об удалении войск, – и в этом деле опять одну из самых первых ролей пришлось играть Мирабо, – но король отвечал, что войска необходимы для защиты самого национального собрания и что если оно тревожится, то его можно будет перевести в Нойон или в Суассон. Между тем при дворе решились снова действовать. 11 июля сделалось известным, что Неккер получил отставку и вместе с нею приказание немедленно и без огласки покинуть Францию, и что было образовано новое министерство из Бройля, Бретейля, клерикала Вогюйона и Фулона, которому молва [ложно] приписывала такие слова по поводу голода: «если народ хочет есть, пусть питается сеном». Национальное собрание послало к королю депутацию с просьбою вернуть Неккера и отослать войска на прежние места стоянки, но эта депутация не была принята. Тогда собрание декретировало, что нация напутствует Неккера и его товарищей выражением доверия и сожаления, что новые министры и советники короля, каково бы ни было их звание и положение, будут ответственными за свои поступки, и что вечный позор покроет того, кто предложит государственное банкротство.