Российское Дворянское Собрание (сокращённо РДС; полное название - «Союз потомков Российского Дворянства - Российское Дворянское Собрание») - корпоративная общественная организация, объединяющая лиц, принадлежащих к российскому дворянству, а также потомков российских дворянских родов, документально и неопровержимо доказавших свою несомненную принадлежность к российскому дворянству.

Дворянское собрания были отменены декретом ЦИК 10.11.1917 года. Сами документ представляли собой уникальный источник.

21) Структуры и издания в генеалогии: Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге.

Русское генеалогическое общество (сокращ. РГО), основано в 1897 году в Петербурге по инициативе князя А. Б. Лобанова-Ростовского. Заседания общества проходили на Надеждинской улице (ныне ул. Маяковского), 27.

Цель общества - научная разработка истории и родословия дворянских родов (включая изучение генеалогии служилого дворянства допетровской Руси); в сфере занятий РГО - исследования по геральдике, сфрагистике (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных материалах), дипломатике и другим историческим дисциплинам. Председатель - великий князь Георгий Михайлович. В РГО входили историки, придворные сановники, государственные деятели, представители губернских дворянских собраний: Н. П. Лихачёв (один из учредителей и фактический руководитель общества), С. Д. Шереметев, Г. А. Власьев, Д. Ф. Кобеко, Н. В. Мятлев, В. В. Руммель и др. В 1901-130 членов (в 1898-23). Основные труды членов общества опубликованы в 4 выпусках «Известий» (1900-11). В архиве РГО хранились древние грамоты, столбцы, документы XVI-XVIII вв. из семейных архивов Осоргиных, Тыртовых, Мусиных-Пушкиных и др. (ныне в архивах Ленинграда и Москвы). В 1919 РГО вошло в Российскую академию истории материальной культуры, и было переименовано в Русское историко-родословное общество; в 1922 прекратило свое существование.

22) Структуры и издания в генеалогии: историко – Родословное Общество в Москве. Историко-Родословное Общество в Москве, основанное в 1904 году и восстановленное в 1990 году, является добровольной научно-общественной организацией и ставит своей целью продолжение традиций историко-родословных исследований, научную разработку проблем отечественной генеалогии, изучение истории родов и семей, взаимную помощь в генеалогических исследованиях, популяризацию и пропаганду генеалогических знаний и генеалогии как отрасли исторической науки.

Цели и задачи

1. Заботится о сохранении семейных архивов и собраний, описывает и издает их с соблюдением установленных на сей предмет правил.



2. Собирает и обрабатывает материалы по истории, родословию, геральдике и связанным с ними дисциплинам.

3. Собирает библиотеку, архив и музей по всем предметам, отвечающим задачам Общества.

4. Устраивает публичные заседания с чтением докладов и лекций и организует выставки по вопросам, отвечающим задачам Общества.

5. Проводит генеалогическую и геральдическую экспертизу и консультации по этим вопросам.

6. Взаимодействует с архивами, музеями, библиотеками и другими учреждениями и организациями (в том числе и зарубежными) по вопросам, отвечающим задачам Общества, и обеспечивает своим членам возможность занятий в архивах, библиотеках и музеях.

7. Пользуется правом редакционно-издательской деятельности, издает (в установленном законом порядке) свой журнал и труды своих членов и другие, печатные и изобразительные материалы по генеалогии, геральдике и связанным с ними дисциплинам, переиздает труды по указанным и другим проблемам, имеющие отношение к предмету знания Общества.

8. Заказывает выполнение генеалогических изысканий и других работ по указанным вопросам в России и за рубежом и выполняет заказы российских и зарубежных граждан и организаций, а также выступает посредником в выполнении таких заказов.

9. Финансирует генеалогические программы, исследования, экспедиции, участвует в реализации аналогичных программ, организуемых другими научными и общественными центрами, организациями и частными лицами (в том числе и зарубежными).

10. Открывает свои отделения в других городах.

11. Выдает премии и медали за труды, отвечающие задачам Общества.

12. Создает компьютерный банк данных по генеалогии, геральдике и связанным с ними дисциплинам и организует информационный центр.

23) «Историческая генеалогия»

Журнал «Историческая генеалогия» издается центром генеалогических исследований в Екатеринбурге. В этом журнале издаются статьи об актуальных вопросах генеалогии, вводятся в обработку генеалогические источники (нобелетационные документы). Статьи содержат информацию о судьбе тех или иных дворянских родов (судьба Романовых), о судьбе тех или иных фамилий. О развитии Французских родов, касательно иммигрантов.

Олег Щербачев: Гордиться славою предков не только можно, но и должно...

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания, Предводителя Московского Дворянского Собрания Олега Вячеславовича Щербачева обозревателю федерального еженедельника «Российские вести».

К 25-летию возрождения Российского Дворянского Собрания

Казалось, после революции дворянское сословие в России было окончательно и бесповоротно уничтожено в сталинских лагерях, застенках Лубянки, исчезло в «великом рассеянии» эмиграции... Оставшиеся в то смутное время в России дворяне, закапывали в землю георгиевские кресты, Анны и Станиславы, со слезами на глазах сжигали семейные альбомы с фотографиями дедушек в мундирах и бабушек в вечерних туалетах, рвали церковные метрики и дворянские грамоты...

С падением советского режима заговорили о возрождении культурных, исторических традиций, восстановлении утраченной преемственности поколений, стало возможным вспомнить о своих корнях, предках... И оказалось, что полностью дворянство уничтожить не удалось - в России еще были живы дворяне, родившиеся до революции, во многих семьях сохранилась память о благородных предках, сохранились фамильные печати и семейные традиции... 10 мая 1990 года в Москве была создана и Общероссийская общественная организация «Союз потомков Российского Дворянства - Российское Дворянское Собрание» (сокращённое наименование - Российское Дворянское Собрание, РДС).

С тех пор минуло четверть века... О сбывшихся и несбывшихся планах, проектах, о том, чем живет сегодня российская дворянская корпорация, обозреватель «Российских вестей» беседовал с Предводителем Российского Дворянского Собрания, Предводителем Московского Дворянского Собрания Олегом Вячеславовичем Щербачевым.

В первую очередь, хочу поздравить Вас с 25-летним юбилеем возрождения Российского Дворянского общества. Насколько оправдались надежды, с которыми оно создавалось, что удалось сделать за эти годы? Хотелось бы узнать, что представляет сегодня дворянская корпорация и какова ее численность?

Благодарю за поздравление! Конечно, для многовековой истории русского дворянства, двадцать пять лет - совсем небольшой промежуток времени, но для нас это очень значимая дата... Давайте вспомним, как все начиналось... На рубеже 1980-х и 1990-х годов наша страна переживала очень интересное, переломное время. Действительно, тогда было немало надежд и иллюзий, возникали и бесследно исчезали самые разные партии, движения, общественные организации, фонды. Российское Дворянское Собрание, которое возродилось 10 мая 1990 года, действует по сию пору и, уверен, с Божией помощью будет существовать еще долгое время. Думаю, спустя 10 или 20 лет возродить Дворянское Собрание было бы гораздо сложнее. Ведь в то время еще были живы люди, родившиеся в Российской Империи, они помнили ее, помнили они и ужасы красного террора, расстрелы родственников, тюрьмы, ссылки, лагеря, лишения. Они стояли у его истоков, дали ему нравственную и религиозную основу.

Сейчас любят говорить: Россия - великая страна с единой историей… Страна, безусловно, великая, и история великая, но при этом трагическая и катастрофичная. И одна из главнейших задач Российского Дворянского Собрания - свидетельствовать об этой истории, что мы и делаем все эти 25 лет, издавая книги, газеты, альманахи, занимаясь научной работой, проводя конференции. Сделано на этом поприще немало. Особо хочу отметить книжную серию «Россия забытая и неизвестная» (авторы проекта - С.А. Сапожников, один из тех, кто стоял у истоков нашей организации, ныне почетный предводитель Московского Дворянского Собрания, и В.А. Благово). К настоящему времени издано более 100 книг по различным аспектам российской истории, Белого движения, эмиграции. Серия имеется во всех крупных библиотеках не только у нас в стране, но и за рубежом. На мой взгляд, этим уже можно по праву гордиться.

Сегодня Российское Дворянское Собрание представляет собой общероссийскую общественную организацию с 70 филиалами, действующими и в регионах РФ, и практически на всей территории исторической Российской державы. В этом смысле это тоже, можно сказать, уникальное объединение. Сакраментальный вопрос о численности… Не буду лукавить, нас не очень много: около четырех с половиной тысяч (с членами семей - около 12 000). По моим оценкам, это не более 2-3% тех, кто мог бы к нам вступить.

Напрашивается вопрос: где же остальные 98%?

Причин здесь может быть несколько. Во-первых, вступающий в нашу организацию должен представить убедительную цепочку документов. Некоторых это пугает. Я прекрасно понимаю, что у большинства дворян, прошедших через советский каток, никаких документов не осталось. Слава Богу, что удалось выжить. Значит, надо запрашивать архивы. Кому-то это может показаться трудным, если не безнадежным. Те, кто не испугался трудностей, бывает сторицей вознагражден: он узнал то, о чем и не подозревал. Семейная генеалогия - интереснейшая наука. Всем, кто к нам приходит, будь то потомок дворян или других сословий, мы стараемся помочь, ведь еще Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»...

Не стоит забывать и тот факт, что более семидесяти лет из народа пытались вытравить историческую память или извратить ее. Впереди маячило «светлое будущее», а позади - «темное средневековье», «тюрьма народов», «реакционный царский режим»… Какие-то штампы уже позабылись, но не обольщайтесь. Болезнь исторической амнезии чревата рецидивами.

Еще одна причина, по которой тогда не все спешили вступить в Дворянское Собрание, довольно банальна: страх. И трудно здесь кого-то осуждать: люди пережили такое, что после этого можно замолчать на всю жизнь, лишь бы не навредить детям, внукам, близким! А в результате - дерево без корней. И сейчас приходят такие вот жертвы страха и молчания, а расспросить им уже некого…

Радует то, что приходят. Может быть, поток желающих вступить в Собрание сейчас чуть меньше, чем в начале 1990-х, но, все равно, люди тянутся к традиции, к истокам нашей культуры, к непреходящим нравственным ценностям, к понятиям чести, служения, долга. И мы стараемся им помочь обрести их историю.

Вы упомянули такие понятия, как честь и долг. Очевидно, что их невозможно насильно привить человеку, они воспитываются поколениями, как и патриотизм или христианская мораль, которая впитывалась с молоком матери. Удалось ли сохранить хотя бы части общества эти ценности за годы советской власти, когда слово «дворянин» упоминалось лишь как бранное?

Понятие чести, тем более дворянской чести - очень тонкое. В России оно сформировалось в XVIII - XIX веках. В допетровской Руси бытовали совсем иные представления о чести. И хотя образ рыцаря имеет, безусловно, христианское происхождение, не следует забывать, что именно честь толкала многих дворян к поступкам эффектным, но совсем не христианским. В XIX столетии аристократия в России, конечно, не была атеистической, но рискну сказать, что религия не составляла стержень ее жизни. Плоды этого «петербургского вероисповедания» оказались трагичными, да и глубина «народного православия» во многом оказалась иллюзией. Поэтому, как ни странно, именно XX-й век стал веком возвращения дворян и интеллигенции в храм. В эмиграции Церковь стала настоящим центром кристаллизации русской жизни в изгнании. А в советской России духовенство и дворянство оказались братьями по несчастью, изгоями и «лишенцами». Страдание требует осмысления и оправдания, а вне христианства оно невозможно. Задолго до 1990 года своего рода «Московским дворянским собранием» стали приходы Илии Обыденного, Николы в Кузнецах, Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Когда «колосс» рухнул, и мы стали свидетелями чуда возрождения Русской Православной Церкви, это возрождение началось, заметьте, с городской интеллигенции.

А теперь о патриотизме. Каким должен быть патриотизм на Соловках, в Карлаге или даже в тесной комнате московской коммуналки, оставшейся после «уплотнения»? Но любовь к родине - чувство неистребимое. Просто понимание родины глубоко индивидуально. И в Советском Союзе, и в рассеянии русский дворянин обречен был любить свое Отечество примерно так же, как Израиль «на реках Вавилонских». Конечно, кто-то мимикрировал, кто-то ассимилировался, но кто-то оставался верным той России, которой когда-то присягали и служили его отцы и деды, и, если надо, шел на смерть.

Дворянство в России появилось, как «служилое» сословие, обязанное именно службой доказывать свою преданность суверену - великому князю, царю, императору. Именно так был заложен клановый и кастовый хребет дворянской корпорации. Сегодня историко-политические условия изменились. Сохранилась ли внутренняя связь нынешних представителей дворянства и потомков русских императоров?

Безусловно. Без уважения к исторической династии и ее законному Главе немыслимо полноценное дворянское мировоззрение. Ведь наши предки веками служили государям Дома Романовых. Уже в первый год существования Российского Дворянского Собрания начались его контакты с тогдашним Главой Российского Императорского Дома Великим Князем Владимиром Кирилловичем, который, можно сказать, благословил нашу деятельность, подписал первый Устав Дворянского Собрания. Это я считаю очень важным и символичным: человек, который родился в 1917 году на территории Российской Империи, прожил всю свою жизнь в изгнании и который более 50 лет нес сей тяжкий крест, эту миссию. Великому Князю все-таки довелось ступить на землю предков, в день, когда столица Российской Империи вернула себе историческое название. Менее чем через год он скончался. Поистине красивая судьба, поистине легендарная личность.

Императорский Дом существует и будет существовать... Сегодня его Глава - дочь Великого Князя Владимира Кирилловича - Великая Княгиня Мария Владимировна. Называйте это параллельной реальностью, но все равно, династия - это реальность: юридическая, историческая, сакральная.
В истории Церкви не раз случалось, когда часть иерархии, и даже большая часть, уклонялась в ересь. Мистическое тело Церкви неуничтожимо. А на земле - пока жив хоть один рукоположенный епископ, продолжается апостольское преемство. Династия - это тоже преемство, освященное законом и Церковью.

Надо сказать, что Российское Дворянское Собрание немало сделало для возвращения и реинтеграции Российского Императорского Дома в общественную жизнь современной России, особенно в 1990-е годы. Первые визиты нынешней Главы династии Великой Княгини Марии Владимировны были организованы при непосредственном и деятельном участии Российского Дворянского Собрания и его руководства. Об этом тоже нелишне вспомнить в год 25-летия Собрания как один из важнейших практических итогов его деятельности.

Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна не раз публично заявляла, что ни в какой форме не собирается вступать в политическую борьбу... Каково отношение к политике Российского Дворянского Собрания?

Вы правы, Глава династии неоднократно заявляла, что не занимается политикой. Это - принципиальная позиция. Династия должна объединять, а не разобщать. И это также принципиальная позиция Российского Дворянского Собрания. Как частное лицо любой дворянин, конечно, имеет право вступать в те или иные партии. Но, как общественная организация, как сословная корпорация, Дворянское Собрание было и остается вне политики. Что не означает - вне общественной жизни. Напротив, и Российский Императорский Дом, и Российское Дворянское Собрание просто обязаны участвовать в формировании гражданского общества, его ценностных ориентиров, стоять на страже его нравственных устоев, возделывать культурную ниву.

Как складываются отношения дворянского сообщества с Русской Православной Церковью?

Думается, как и у всех нормальных православных людей... Для Российского Дворянского Собрания Русская Православная Церковь является одним из главнейших нравственных авторитетов. Но при этом я должен подчеркнуть, что дворянство в Российской Империи было многонациональным и многоконфессиональным. Таким оно остается и сегодня. В Дворянском Собрании есть и католики, и лютеране, и мусульмане. Российская Империя умела, выделяя Православие в качестве государственной религии, сохранять национальные особенности входящих в нее народов. Христианизация, конечно, проводилась, но достаточно умело и мягко - в сравнении с «либеральным» западом, той же Америкой, религиозная политика России была верхом толерантности. Православный монарх был искренне любимым «белым царем» для всех своих подданных.

Воссоздание Дворянского Собрания в современной России практически совпало по времени с возрождением Русской Православной Церкви. Мы, конечно, понимаем, что находимся в разных «весовых категориях», но не можем не осознавать и неразрывной исторической связи, и долга соработничества. Покойный Святейший Патриарх Алексий II, родившийся, напомню, в эмиграции, в Таллине, и происходивший из дворянского рода Ридигеров, был нашим почетным членом и очень много сделал для Дворянского Собрания, особенно на этапе его становления. С нынешним Предстоятелем Святейшим Патриархом Кириллом Дворянское Собрание также связывают крепкие почтительно-сыновние узы. Равно как и со многими другими иерархами и священнослужителями.

Чтобы лучше познакомить московскую публику, в том числе и членов Дворянского Собрания, с подлинной церковной жизнью, с реальными представителями, так сказать, второго сословия, я недавно начал проект «Со-словие. Диалог со священником». И, хочу сказать, какая же галерея замечательных московских батюшек прошла перед нами - умных, образованных, разносторонних, глубоких и интересных собеседников!

Повторяю, дворянство и духовенство призваны быть соработниками на ниве возрождения исторической России. Так есть сегодня, надеюсь, так будет и в будущем...

Представители благородного сословия поколениями верно служили Отечеству… Во время Отечественной войны 1812 года, Крымской кампании, Первой мировой войны аристократическая молодежь добровольно шла на передовую, считалось стыдным отсиживаться в тылу. Сегодня такое представить сложно. В чем, на Ваш взгляд, причина упадка патриотического чувства, потеря нравственных ориентиров, внезапно появившиеся идеалы «общества потребления» и т.д.?

Я вообще не люблю, когда манипулируют абсолютно размытым термином «национальная элита». Кто на самом деле эта элита? Высокопоставленные чиновники? Олигархи? Бизнесмены от культуры? Бандиты, нажившиеся на преступлениях и приватизации? Мне трудно согласиться с тем, что это российская элита, особенно если она держит свои капиталы в оффшорах и швейцарских банках, а ее отпрыски учатся в Англии - и вовсе не для того, чтобы с почерпнутыми знаниями вернуться на Родину. Это нувориши. Настоящая элита формируется не за пять и даже не за двадцать пять лет, а поколениями и столетиями.

Основной задачей настоящей русской элиты всегда было служение Отечеству. В войну 1812 года представители всех аристократических фамилий находились в действующей армии, во время Великой войны первыми погибали офицеры гвардии, считавшие ниже своего достоинства сгибаться под пулеметным огнем. Элита общества перестает быть таковой, как только она себя этому обществу противопоставляет. Несмотря на различное социальное положение, достаток, уровень образования люди должны иметь единую систему ценностей. В XIX веке она была гениально сформулирована графом С.С. Уваровым. Бог, Царь, Отечество - с этими словами жили и умирали как Великие князья, так и крестьяне, вместе и составлявшие великую Россию. В этом соединяющем начале коренное отличие сословий от классов, групп, прослоек и даже модных нынче страт.

Почему теперь не так? Ну, а почему у нас должно быть так, после 70 с лишним лет коммунистической идеологии, построенной на принципах атеизма и пролетарского интернационализма? Большевики пришли к власти на национальном предательстве, сохранили эту власть через национальное предательство (вспомним Брестский мир) и воспитывали предателей, достаточно назвать феномен Павлика Морозова, эпидемию доносительства, свирепствовавшую в то время. В начале Великой Отечественной войны, когда на фронте сложилась критическая ситуация, официальную идеологию пришлось скорректировать. Сталин вспомнил имена Суворова, Кутузова, Нахимова. Но я бы не обольщался на предмет искренности этого «поворота», о котором сейчас любят спекулировать.

Говоря о патриотизме, не следует забывать один немаловажный нюанс, а именно, то, что патриотизм - есть любовь, любовь к Родине. Но всякая любовь ждет ответной любви. Что касается нынешнего государства, то, с одной стороны, оно отказалось от коммунистической идеологии, но, с другой стороны, не осознало себя и правопреемником исторической России. Эта двойственность создает ценностный релятивизм, «расщепление сознания», что, очевидно, не способствует подъему патриотических чувств.

Может быть, топонимика, символика и не самое главное на этом свете, но согласитесь, это то, что въедается в наше сознание, сидит на его подкорке. И хотя давно прославлены Царственные Страстотерпцы, москвичи вынуждены ежедневно проезжать через станцию «Войковская». Расчищенные образы Нерукотворного Спаса и святителя Николая Чудотворца на кремлевских башнях, увенчанных пятиконечными звездами, а рядом - лежит непохороненное тело «вечно живого» разрушителя России.

Что на Ваш взгляд, может послужить основой общенациональной идеи, способной сплотить разобщенный и во многом нравственно дезориентированный русский народ?

Надо понять, что придумать национальную идею невозможно. Она вынашивается народом - снова повторю эти слова - поколениями и столетиями. Кроме того, есть понятие исторического и религиозного призвания. Как у человека, так и у народа свой крест. Попытки отвергнуть его, свернуть с Богом предначертанного пути - катастрофичны. Россия не просто тысячу лет была монархией, монархиями было большинство европейских государств. Россия, сама, быть может, не желая, приняла на себя от Византии миссию христианской империи, Третьего Рима. И тем предопределила свою судьбу. Нравится это кому-то или нет, надо признать: мы - империя. А христианская империя требует, конечно, христианского императора, помазанника.

Я не говорю, что в XXI веке это должен быть абсолютный монарх, тем более, что и к 1917 году наша монархия была далеко не абсолютной. Я говорю о монархе как о символе нации. Мне могут задать вопрос: а чем он, по сути, отличается от президента? Обычно отвечают так: династическим принципом. Безусловно, это очень важное отличие. Когда наследник престола с детства воспитывается как будущий монарх, ответственный за судьбу своей страны, которую благоустраивали его предки от момента основания государства, и которую затем он вверит своим детям, внукам и правнукам, это гарантирует стабильность и преемственность.

Но я хотел бы заострить внимание на религиозном аспекте. Вы когда-нибудь задумывались над тем, как священникам, обыкновенным русским батюшкам, которым чуть не ежедневно исповедуют грехи, удается все это спокойно выдерживать и не сойти с ума? Они ведь не профессиональные психиатры, психологи, психоаналитики, которые, кстати, гораздо чаще надламываются. Для религиозного человека ответ очевиден: сила благодати, заложенная в даре священства… Но ведь и наследственный монарх по долгу и праву получает в таинстве вторичного миропомазания особый, сакральный дар. Именно он и дает ему силы нести бремя власти.

Почти миллион русских людей, принадлежавших к дворянскому сословию, после революции оказались в эмиграции. Восстановлены ли сегодня контакты с эмигрантскими дворянскими собраниями?

Старейшая организация российского дворянства - Union de la Noblesse Russe - была создана в Париже в 1925 году из представителей губернских дворянских собраний, которые были вынуждены покинуть родину. Когда в 1990 году образовалось Российское Дворянское Собрание, то, конечно же, сразу начались контакты и с этим «парижским» Союзом дворян. По-другому не могло и быть, ведь после катастрофы 1917 года многие семьи оказались разделенными «железным занавесом». Но не следует думать, что все складывалось так безоблачно. Для русского эмигранта могло ли быть что доброго из Советского Союза, даже если это Дворянское Собрание? Но время лечит, и постепенно раны зарастают. Несмотря на некоторые отличия в наших уставах, между организациями сейчас сложились в целом добрые отношения. Важной вехой был 2013 год, когда делегация Союза дворян во главе с тогдашним его председателем Кириллом Владимировичем Киселевским (увы, недавно скончавшимся) по приглашению Московского Дворянского Собрания участвовала в подготовленной нами большой программе, посвященной 400-летию Дома Романовых. В Доме «Русское зарубежье» прошел вечер из цикла «Прощай, Россия - здравствуй, Россия!», посвященный Союзу дворян - это было, по сути, наше первое совместное действо.

Не сомневаюсь, что и в будущем контакты наши будут развиваться. Хочу также отметить, что в некоторых странах русское дворянство не было объединено в какие-либо организации, и они возникли только в 1990-е годы уже как отделения Российского Дворянского Собрания. Так было в Австралии, в Болгарии.

В отечественной прессе принято с умилением смаковать пикантные подробности о свадьбах европейских коронованных особ. В тоже время, о нынешнем Российском Императорском Доме часто пишут откровенную ложь и распространяют всевозможные сплетни. Как Вы оцениваете эту тенденцию?

Честно говоря, не вижу большой разницы между сплетнями и пикантными подробностями - все это вписывается в общий стиль нашей современной прессы. Конечно, я прекрасно понимаю, о чем Вы говорите. Подтекст такой: там, на Западе, монархии - это красиво и хорошо, а у нас, в России это нелепо и атавистично. Спрашивается, почему? Почему, к примеру, восстановление монархии в Испании это позитивно и актуально, а в России это подается под соусом: вы, мол, хотите себе дворцы вернуть? А может быть, еще и крепостное право в придачу? Притом, что Великая Княгиня Мария Владимировна не устает повторять, что она против реституции и, уж тем более, не претендует на собственность династии.

Нападки на Главу Российского Императорского Дома чаще всего строятся на эмоциональных, а порой и абсурдных аргументах. Сколько их ни опровергай, они все равно потом всплывают и преподносятся как сенсация. Что тут можно сказать? Человеку, который не хочет разбираться, объяснять что-либо бессмысленно. Но нужно методично и честно писать историю Императорского Дома в изгнании, издавать архивные документы, фотографии, письма - для людей думающих.

В Интернете можно встретить объявления, гарантирующие за некую сумму награждение «царским» орденом или княжеским титулом. Имеют ли эти предложения какое-то отношение к Императорскому дому или Дворянскому собранию?

Поверьте, все подобные предложения - чистой воды мошенничество. Подлинные награды не покупают по Интернету или иным способом, а получают за заслуги перед государством, Церковью, династией, сохранившей свою историческую идентификацию. Только в этом случае это полноценные награды, а не побрякушки.

Династические ордена, учрежденные европейскими монархами в минувшие эпохи, сохраняются нынешними главами коронованных династий, даже в случае утраты государственной власти. Ордена жалуют Главы итальянской, французской, португальской и многих других нецарствующих династий. В списке династических орденов, издаваемом Международной Комиссией Кавалерских Орденов и другими авторитетными научными обществами, представлены и русские императорские ордена династии Романовых. Право награждать императорскими орденами и жаловать дворянское достоинство является неотъемлемой исторической прерогативой Главы Российского Императорского дома. В настоящее время императорские ордена, также как и ордена Русской Православной Церкви, не имеют государственного статуса, и награждение ими не влечет за собой никаких привилегий. Они является только почетным знаком уважения и благодарности со стороны Российского императорского дома. Отмечу, что многие известные общественные деятели, военачальники, священнослужители, люди культуры являются кавалерами императорских орденов.

Не является ли нынешний интерес к поиску благородных предков своеобразной модой - для многих престижно иметь собственный герб, родословную?

Престижно и модно - не всегда плохо. Плохо то, что мода проходит. А генеалогия должна быть укоренена в народном сознании. Народы, которые чтут свою историю, свои традиции, не могут не знать и не почитать своих предков. Мы говорили о патриотизме. Через историю своей семьи, своих родных предков и история страны становится близкой и родной - а это ли не основа для подлинного патриотизма? Кто бы ни были твои предки - дворяне, крестьяне, купцы, священнослужители - все они достойны памяти, все они трудились на благо России. Главное, чтобы увлечение генеалогией и геральдикой не привело к соблазну переписать историю, в данном случае - свою семейную историю, историю рода. Если такой соблазн и коснется чьих-то душ, пусть они задумаются над тем, что вымышленные предки не смогут за них помолиться…

Но мое глубокое убеждение, что в генеалогии есть и религиозный аспект. Мы все потомки Адама, ветви единого рода человеческого. Это понимание проходит через всю Библию. Откройте Новый завет. С чего он начинается? С родословия Иисуса Христа.

Мы продолжаем публикацию материалов о малоизвестных ныне страницах жизни и быта русского народа. Сегодня речь пойдет о современном положении русской аристократии — потомков дореволюционного дворянства.

В Российском Дворянском Собрании четыре с половиной тысячи человек

Расскажите о деятельности Российского Дворянского Собрания. Существует ли сегодня, и в какой форме, статус «дворянина»?

Хотя историю дворянских собраний в России следует отсчитывать с жалованной грамоты Екатерины Великой 1785 года, Дворянское Собрание, как общественная организация современной России, образовалось в 1990 году. 10 мая 1990 года около 50 человек, в основном входивших в некий дружеский круг, собрались в Москве и учредили «Союз потомков российского дворянства — Российское Дворянское Собрание » (таково наше полное название). Напомню, что на дворе еще был Советский Союз с руководящей ролью КПСС. На самом деле это было уже не очень страшно — «перестройка », «Горбачев » и т.п., но все-таки некой смелости этих первопроходцев надо отдать должное. Вспомните, на следующий год был августовский путч, и Бог его знает, как дальше пошло бы развитие страны, если бы он удался.

О том, что в Москве возникло Дворянское Собрание, прочитала моя бабушка в «Вечерке », и я буквально на следующий день пошел регистрироваться. Это была моя реакция и реакция многих сотен людей, которые будто ждали этого момента, у других она была более выжидательной. Тем не менее в 1990-1991-х годах к нам потянулся весьма заметный поток людей. ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) предоставил нам маленькую комнату в бывшем Знаменском монастыре на Варварке (тогда она еще называлась Степана Разина). А иногда мы принимали в колокольне. Так вот, я помню, к каждому из 4-5 генеалогов, которые вели прием, стояла очередь. Затем поток стал немного меньше, но никогда не иссякал. Не прекращается он и теперь. Сегодня в Российском Дворянском Собрании состоит примерно четыре с половиной тысячи человек. Много это или мало? Скорее, мало. Потому что это вряд ли более 2-3% от тех, кто мог бы к нам вступить. Вспоминается вопрос Христа:

Не десять ли очистилось, где же девять?

К сожалению, и в начале эры и теперь люди очень быстро забывают о том, что должны бы помнить. Хорошо помнить. Причины? С одной стороны, за 70 с лишним лет советской власти, расстрелов, гонений, ссылок, лагерей и тотального страха во многих дворянских семьях традиция в буквальном смысле слова прервалась — просто не осталось никого, кто бы ее мог передать. Поэтому сейчас живет большое число дворян, которые искренне не подозревают о своем происхождении.

Другая ситуация — человек знает, что он дворянин, но в семье говорилось об этом шепотом, с оглядкой на стены, которые имеют уши. И этот страх настолько вошел в плоть, кровь и подсознание постсоветских людей, что объявить себя дворянином для многих стало психологически невозможным. Несколько человек мне рассказывали совершенно одинаковую историю. Старшее поколение, узнав о том, что их дети или внуки вступили в Дворянское Собрание, в ужасе брались за голову:

Вы с ума сошли! Нас же всех расстреляют!

Существует и третья причина. Многие полагают, что раз мы живем в XXI веке, то дворянство — это давно перевернутая страница, об этом как-то смешно и нелепо вспоминать. Всё равно, что надевать цилиндр или обмахиваться веером. Да, я знаю, что я дворянин, ну и всё, больше никому этого знать и не надо, Ну, может быть, детям скажу — так, в качестве анекдота. Такая вот весьма распространенная реакция.

Есть и еще одна типичная отговорка, характерная в основном для потомков аристократических родов. «А зачем я должен куда-то вступать? Состою я в Дворянском Собрании или нет — я князь Трубецкой и останусь князем Трубецким. Я знаю своих предков, для меня это важно, но кичиться происхождением перед другими — неприлично». Почему, спрашивается, до 1917 года состоять в Дворянском Собрании считалось для дворянина естественным и никак не ассоциировалось с гордыней?

И, наконец, едва ли не самая важная причина — лень. Заставить людей обратиться в архив, сходить в ЗАГС, порыться в собственных семейных документах — порою абсолютно невыполнимая задача. Отчасти, конечно, я могу понять этих людей: им не хватает денег на жизнь, кругом масса проблем, а тут еще их заставляют куда-то идти, что-то писать и даже за что-то платить. При этом Дворянское Собрание все годы своего существования оказывало бесплатную методическую помощь и помогало в поисках необходимых документов.

И все же нашлись и неленивые. В итоге сейчас Российское Дворянское Собрание состоит из 70-ти региональных отделений, разбросанных не только по современной Российской Федерации от Кёнигсберга до Сахалина и от Петрозаводска до Крыма и Кубани, но и по всей территории Российской Империи, включая Украину, Беларусь, Казахстан, страны Балтии и Закавказья. Несколько отделений возникло и в дальнем зарубежье — в Австралии, Болгарии, Калифорнии. Как я уже сказал, примерно 4 500 человек на данный момент являются членами Собрания. Вступало, конечно, больше, многие уже, увы, умерли. Мы часто говорим — и не погрешаем против истины, — что с членами семей нас около 15 тысяч. Это потомки как по мужской, так и по женской линии. Первые являются действительными членами Собрания (и в юридическом смысле дворянами), вторые — ассоциированными членами.

С точки зрения вопросов реституции это совершенно все равно, наследование собственности идет по любой линии. С точки зрения дворянского законодательства это неправильно, мы это прекрасно понимаем и сознательно пошли на эту неправильность, ибо после 70 лет советского «катка» по-другому поступить было нельзя. Ведь часто дворянская традиция передавалась именно через мам и бабушек, потому что отцы и деды погибли в революцию или Гражданскую войну, умерли в ссылке, в тюрьмах, лагерях. Согласитесь, что мужчины погибают чаще, чем женщины, и именно женщины потом передают традицию своим детям и внукам.

Если мы будем игнорировать женскую линию, то это будет не только несправедливо, — мы потеряем и большую долю ценнейшей информации. Какие-то роды в мужском колене полностью пресеклись в годы советской власти, и если мы скажем: «вы нас не интересуете, вы не дворяне », то мы потеряем огромный пласт документов, что с исторической точки зрения просто преступно.

Рюриковичей не так мало, как может показаться

Назовите несколько известных родов, представители которых ныне здравствуют.

Это графы Бобринские — прямые потомки Екатерины II и Григория Орлова, князья Гагарины, Трубецкие, Оболенские, Волконские, Хованские, много князей Голицыных, графы Шереметевы, Толстые и Толстые-Милославские, Апраксины, Татищевы, Ефимовские, Каменские, Комаровские, дворяне Нарышкины, Лопухины.

Юсуповых нет?

Юсуповых нет в принципе. Князья Юсуповы пресеклись в мужском колене еще в конце XIX века. Дочь последнего князя Юсупова, Зинаида Николаевна, выйдя замуж за графа Сумарокова-Эльстон, по Высочайшему указу передала ему свою фамилию, и они стали именоваться князьями Юсуповыми, графами Сумароковыми-Эльстон. Причем князем Юсуповым именовался только старший представитель рода. У знаменитого Феликса Феликсовича Юсупова, убийцы Распутина, сына Зинаиды Николаевны, был родной брат — Николай Феликсович, он именовался просто графом Сумароковым-Эльстон. У Николая детей не было (он погиб на дуэли совсем молодым), а Феликс Феликсович от племянницы Николая II, Ирины Александровны, имел только дочь Ирину, которая умерла в 1983 году. Сейчас здравствует ее дочь Ксения Николаевна Сфирис, урожденная графиня Шереметева, но князей Юсуповых больше нет.

Если отвлечься от князей и графов, то в Дворянском Собрании много представителей старых нетитулованных фамилий: Аксаковы, Безобразовы, Беклемишевы, Бердяевы, Бибиковы, Вердеревские, Воронцовы-Вельяминовы, Глинки, Голенищевы-Кутузовы, Головины, Григоровы, Доливо-Добровольские, Загряжские, Карамзины, Квашнины-Самарины, Корсаковы, Лопатины, Нахимовы, Оленины, Олсуфьевы, Олферьевы, Осоргины, Офросимовы, Пассеки, Перелешины, Раевские, Ржевские, Скарятины, Хитрово, Хрущовы, Чебышевы, Челищевы, Чичаговы… Конечно, много польской шляхты, есть грузинские роды и балтийские немцы — фон Эссены, фон Берги, фон Фитингофы. В России, в отличие от Западной Европы, титулованных родов было не так уж много, примерно 1%, на западе этот процент гораздо выше, благодаря существовавшей некогда разветвленной феодальной системе.

А из Рюриковичей и Гедиминовичей имеются сейчас в мире потомки?

Конечно. Уже упоминавшиеся мной князья Голицыны, Трубецкие, Хованские — это Гедиминовичи. Из Рюриковичей это князья Гагарины, Волконские, Хилковы, Вадбольские, нетитулованные Карповы и графы Татищевы. Князь Дмитрий Михайлович Шаховской — предводитель Союза русских дворян в Париже.

Вообще Рюриковичей не так мало, как может показаться. В Южной Америке живут князья Горчаковы, во Франции Белосельские-Белозерские, в Англии Лобановы-Ростовские. Весьма много князей Оболенских. Вторым по счету предводителем Российского Дворянского Собрания был князь Андрей Сергеевич Оболенский.

А Вы сами к какому роду принадлежите?

К роду Щербачевых, как следует из моей фамилии. Это шестая часть дворянской родословной книги Калужской губернии, столбовое дворянство, то есть относительно древнее — роду 500 лет. В общем, обычный русский род. По легенде он происходит от выходца из Золотой Орды, а реально — от Дмитрия Щербача, который служил толмачом на рубеже XV и XVI столетий. В Смуту мой прямой предок, воевода Перемышля, принял распятую смерть от «воров и казаков » Ивана Болотникова. А в 1613 году один из Щербачевых подписал грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.

Но, конечно, наиболее известным представителем нашего рода был генерал-адъютант Дмитрий Григорьевич Щербачев, командующий Румынским фронтом в Первую мировую войну — его можно найти буквально во всех энциклопедиях.

Сословные браки — явление редкое

Скажите, а в других странах как живет аристократия, например, во Франции? Слышал, что западная аристократия существует в очень закрытом режиме. Любые попытки современных нуворишей присоединиться к этому обществу пресекаются.

То, что Вы описываете, вполне соответствует ситуации во Франции и Великобритании. Вообще в Великобритании дворянство как институт, вполне действующий. Когда ты становишься старшим в роде, ты лорд, и заседаешь в Палате лордов. Да, в Англии, насколько мне известно, есть некоторое количество обществ, куда ни за какие деньги ты не сможешь войти, пока тебя туда кто-нибудь не приведет.

В Италии есть несколько дворянских обществ. Некоторые проводят более-менее открытые мероприятия. Например, бал "Il cento e non piu cento", то есть «Сто и немного не сто» в Казале Монферрато (Пьемонт). Его история уходит в далекое средневековье, когда город был охвачен войной между аристократией и буржуазией. Наконец, им удалось договориться, что в знак примирения состоится бал, на который придет сто человек от аристократии и сто от буржуазии, но накануне бала кто-то неожиданно скончался…

Об этом бале вспомнили в XIX веке, его реанимировали, и с тех пор он проводится ежегодно. Туда приглашают и буржуазию, и аристократию — в основном, конечно, итальянскую, но также и со всего мира. Что касается Российского Дворянского Собрания, то у нас не только балы, но практически все мероприятия открытые.

На балах есть дресс-код?

Дресс-код, конечно, есть: Black Tie, то есть смокинг для мужчин, длинное платье для женщин. Никаких париков и прочих кундштюков. Случаются иногда и балы-маскарады, но довольно редко. Вспомните «Войну и мир », первый бал Наташи Ростовой. Как были одеты герои романа? В одежду, которая бытовала в их эпоху, а не так, как одевались, к примеру, при Петре I или Иване Грозном.

В честь 300-летия дома Романовых был исторический бал в костюмах эпохи царя Михаила Федоровича. Но это был совершенно особый, уникальный бал. Нам бы менее всего хотелось, чтобы бал музеефицировался. На наш взгляд, бальная культура должна быть частью жизни — именно такой она и была в России XIX века.

А сохранились ли сейчас семьи или люди, которые пытаются устроить династические браки, когда дочерям ищут женихов из дворянского рода?

Это злободневная тема. Покойный граф Николай Николаевич Бобринский, первый председатель Приемной комиссии Дворянского Собрания, говорил мне, тогда еще совсем молодому: «Одной из целей Дворянского Собрания должно быть заключение сословных браков ». Я тогда еще немного удивился. Надо отметить, что несколько таких браков было заключено в Дворянском Собрании. Но если говорить о статистике, то, к сожалению, это исключения из правила. Так что эта миссия, на мой взгляд, пока не выполнена.

За рубежом положение не намного лучше. В последние годы даже в королевских династиях появилась тенденция заключать нединастические браки. Эта игра в псевдо-демократию вовсе не идет на пользу монархической идее — напротив, она ее губит. Слава Богу, в династиях уровнем пониже ситуация лучше. Особенно в Германии. Там много княжеских фамилий, в том числе медиатизированных (с династическим статусом), которые соблюдают традицию и заключают равнородные браки.

Если говорить о Франции, то там революция случилась весьма давно, и, помимо дворянства, успело сформироваться то, что можно назвать «старой буржуазией ». Если бы не революция 1917 года, то и у нас в России были бы почитаемые буржуазные роды, такие как Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и другие.

Сегодня русские дворяне политикой не занимаются

Какую роль потомки дворян могли бы сыграть в развитии нашего общества и государства?

Законный вопрос. Дворянское Собрание должно существовать не только для себя. Хотя и это тоже важно. Когда в 1990-е годы люди приходили в Дворянское Собрание, они чувствовали потрясающую, уникальную атмосферу, им казалось, что они вернулись к себе домой, к своим родным. Разве они этого не заслужили?

Я вспоминаю Ирину Владимировну Трубецкую, которая едва ли не половину своей жизни провела в ссылках и лагерях. Она курила Беломор, но с первого взгляда на нее можно было понять, что перед тобой настоящий аристократ, такой стержень в ней был, такое одухотворенное лицо. Уже ради того, чтобы собрать таких людей вместе, имело смысл создать Дворянское Собрание. 1990-е годы были достаточно людоедские, а у нас был оазис, где человек чувствовал себя отогретым.

Но Вы совершенно правы, Дворянское Собрание ощущает и свою общественную миссию. Прежде всего, культурно-просветительскую. В свое время Дворянским Собранием и его тогдашним вице-предводителем С. А. Сапожниковым был инициирован, я считаю, очень удачный книжный проект «Россия забытая и неизвестная », в рамках которого было издано более 100 книг, посвященных истории Белого движения, эмиграции, известным фамилиям и деятелям Российской Империи, таким явлениям российской жизни, как милосердие и благотворительность и т.д. Кроме того, Дворянское Собрание проводит научные конференции на актуальные темы, чаще всего совместно с солидными научными организациями — Российской Государственной Библиотекой, Историческим музеем, Институтом Российской истории и т.д.

Политикой мы не занимаемся. Почему? Дворяне привыкли то, что делают, делать хорошо. В XVIII и XIX веках нам неплохо удавалось заниматься политикой, сейчас же к этому нет никаких предпосылок — и зачем мы будем туда лезть? Не исключаю, что все еще переменится. История в нашей стране малопредсказуема. Важно уже то, что мы есть. Пока мы есть, мы будем свидетельствовать о тысячелетней Российской истории, о той настоящей России, которая родилась не в 1917 и не в 1991 году. Это и есть наша главная задача в РФ, которая, по слову историка С. В. Волкова, «еще не Россия ».

2 октября 2010 года в Москве отпраздновали 65-летний юбилей Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Его Сиятельства князя Григория Григорьевича Гагарина.

Поздравить юбиляра собрались представители Церкви, государственной власти, общественных организаций, родственники и друзья князя Гагарина и многие члены Российского Дворянского Собрания.

От имени Русской Православной Церкви князя поздравил Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества митрофорный протоиерей Всеволод Чаплин, преподнёсший Его Сиятельству икону Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома А.Н. Закатов зачитал поздравление князю Григорию Григорьевичу от Государыни Великой Княгини Марии Владимировны и огласил Указ о награждении юбиляра Знаком с вензелевым изображением Имени Главы Российского Императорского Дома 1-й степени. От имени Министерства обороны РФ князя Гагарина поздравляла группа генералов во главе с генерал-лейтенантом А.Я. Коломейченко. При этом начальник Управления Минобороны России по увековечению памяти защитников Отечества генерал-майор А.В. Кирилин вручил Его Сиятельству медаль «200 лет Министерству обороны», которой князь награждён за активное собственное сотрудничество и взаимодействие со стороны РДС с Вооружёнными Силами России. Ректор находящегося под Высочайшим покровительством Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) профессор С.Н. Бабурин огласил решение Учёного совета ВУЗа о награждении князя Гагарина Золотым почётным знаком имени Николая Румянцева. Первый заместитель директора Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ Г.И. Кальченко, поздравляя юбиляра, вручил ему памятную правительственную медаль за вклад в патриотическое воспитание молодёжи.


Протоиерей Всеволод Чаплин поздравляет князя Гагарина


Профессор С.Н. Бабурин поздравляет князя Григория Григорьевича


Генерал-майор А.В. Кирилин поздравляет Его Сиятельство

Прозвучали поздравительные приветствия от Председателя Центральной избирательной комиссии России В.Е. Чурова и Председателя Комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попова. С поздравлениями выступили заместитель руководителя Аппарата Общественной Палаты России А.И. Кудрявцев, начальник Управления Россотрудничества Ю.Ю. Диденко и др.

На торжественном приёме так же присутствовали и поздравили юбиляра соратники Движения “За Веру и Отечество” во главе с Председателем Руководящего Центра К.Р. Касимовским, Членом РЦ Г.Н. Гришиным и духовником Движения иеромонахом Никоном (Левачевым-Белавенцем), чины Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Герольдмейстер С.В.Думин и адвокат Г.Ю.Лукьянов, начальник Московского отдела Российского Имперского Союза-Ордена А.А.Любич, члены Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года во главе с председателем Общества В.И. Алявдиным, Генеральный директор компании «Товарищество А.И.Абрикосова сыновей» Д.П. Абрикосов, Президент Общества друзей Государственного Исторического музея А.А. Бондарев, Президент Московской межрайонной коллегии адвокатов С.Б. Зубков, представители священства и деятели Русской Православной Церкви, члены Ректората РГТЭУ и прочие.


Председатель Руководящего Центра Движения «За Веру и Отечество» К.Р. Касимовский и Член Руководящего Центра Г.Н. Гришин поздравляют князя Григория Григорьевича

И, конечно же, князя Григория Григорьевича поздравила многочисленная депутация РДС во главе с Первым Вице-Предводителем РДС А.Ю.Королевым-Перелешиным, в том числе Вице-Предводитель Московского Дворянского Собрания (МДС) профессор П.В. Флоренский, Предводитель Башкортостанского Дворянского Собрания – Меджлиса татарских мурз З.Я. Аюпов, Предводитель Пермского Дворянского Собрания А.А. Посухов, заместитель директора Института российской истории РАН В.М. Лавров, руководитель паломнической секции Императорского Православного Палестинского Общества С.Ю. Житенёв, Предводитель молодёжной секции РДС М.М.Волкова и многие, многие другие.

Пресс-служба Движения «За Веру и Отечество» ( [email protected] )

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О ПРЕДВОДИТЕЛЕ
РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ

князе Григории Григорьевиче Г А Г А Р И Н Е

Князь Григорий Григорьевич Гагарин - Рюрикович, прямой потомок русских Великих Князей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо. Родился 2 октября 1945 г. в пригороде Парижа Вильжюив в семье русских эмигрантов. Крещён в пригороде Парижа Клиши, в храме Святой Троицы в декабре 1945 г. в присутствии родителей, родных и близких. Отец - князь Григорий Борисович Гагарин (1908-1993), сын генерал-майора князя Бориса Владимировича Гагарина (1876-1966), героя Первой мировой войны, награждённого орденом Св. Георгия 4-го класса и золотым Георгиевским оружием. Князь Б.В.Гагарин в эмиграции являлся председателем Союза Георгиевских кавалеров. Отец князя Г.Г. Гагарина Г.Б. Гагарин учился сначала в Кадетском корпусе, затем окончил Льежский университет и работал инженером-механиком. Во время Второй мировой войны был в Армии генерала Шарля де Голля, находился в боевом подразделении, которое одним из первых высадилось во Франции, имел ряд боевых наград.

Мать Мария Фёдоровна Карпова (1910-1998) - представительница известной дворянской фамилии, ведущей свой род от Рюрика. Её родной дед – Геннадий Фёдорович Карпов, известный историк, профессор, после его кончины в Московском университете была учреждена стипендия его имени для особо успевающих студентов. Мать князя Г.Г.Гагарина закончила Сорбонну и затем работала классной дамой в гимназии в Париже. Матери посчастливилось иметь в качестве ученика Е.И.В. Великого Князя Владимира Кирилловича, поступившего в старший класс этой гимназии для сдачи экзаменов на аттестат. Во время Второй мировой войны также участвовала во французском движении «Сопротивление».

Родители князя Г.Г.Гагарина были знакомы ещё с 1930-х годов. Встретились вновь во Франции, сразу же после освобождения Парижа от немецкой оккупации в августе 1944 г., решили пожениться и венчались в конце 1944 г. в пригороде Парижа Клиши. После окончания войны и рождения сына родители Г.Г.Гагарина по примеру значительной части русской эмиграции хотели вернуться на Родину в Россию. Особенно на этом настаивала мать Григория Григорьевича. Однако отец Григория Григорьевича, познакомившись к этому времени с методами работы советских спец.служб, которые попытались, путём давления и запугивания, привлечь его к работе с интернированными лицами, понял, что ждёт его в Советском Союзе и передумал возвращаться в Россию при коммунистическом режиме. Мать Григория Григорьевича, однако, не соглашалась с ним и настаивала на возвращении. Произошла серьёзная ссора и семья распалась. Отец Г.Г. Гагарина в дальнейшем проживал и умер в Англии. Мать Григория Григорьевича вторым браком вышла замуж за Григория Эрастовича Тулубьева (1897-1960), потомственного дворянина, бывшего гвардейского офицера, участника Белого движения, воевавшего в Белой Армии в чине штабс-капитана. От этого брака в 1948 г. родился единоутробный брат князя Григория Григорьевича Гагарина Андрей Григорьевич Тулубьев.

Через несколько лет после окончания войны Григорий Григорьевич вместе с матерью и отчимом переехал сначала в Германскую Демократическую Республику, а затем в Россию. Рассчитывали поселиться в одной из столиц, однако их отправили в г. Троицк Челябинской области, на границу с Казахстаном. Отчим вырастил и воспитал Григория Григорьевича как родного сына, никогда не делая различия между ним и его единоутробным братом.

Князь Г.Г. Гагарин имеет два высших образования. В 1964 г поступил в Челябинский политехнический институт, инженерно–строительный факультет которого окончил в 1971 г. и был оставлен для работы на кафедре. С этого времени проживал в Челябинске. В 1993 г. окончил Горный факультет Всесоюзного заочного политехнического института в Москве. Работал научным сотрудником в Челябинском политехническом институте (1971–1986), начальником лаборатории в Южно-Уральском тресте инженерно–строительных изысканий (1986–1992), главным специалистом проектно–технологического института «Спецжелезобетонпроект» (1992–2001), главным специалистом отдела обследований зданий и сооружений в ООО «Южно–Уральский региональный технический центр “Промбезопасность”» (2001–2006).

С 2007 г. - начальник отдела технического развития производства, эксперт по обследованию зданий и сооружений ЗАО «Уралспецэнергоремонт–Холдинг». С 2009 г. - советник по инвестициям и строительству ректора Российского государственного торгово-экономического университета (Москва).

В 1999 г. подал документы для вступления в Российское Дворянское Собрание (РДС). Принят действительным членом РДС, с записью в 5 часть Родословной книги РДС (диплом №2173). Ещё до окончательного вступления в РДС князь Г.Г. Гагарин начал организовывать Челябинское региональное Дворянское Собрание, которое было им создано в 1999 г. и не без труда официально зарегистрировано в начале 2005 г. как региональное отделение РДС. Все эти годы (до 2009 г. включительно) бессменно являлся предводителем Челябинского Дворянского Собрания. Делегат 8-го, 10-го, 11-го и 12-го Всероссийских Дворянских Съездов. В мае 2005 г. избран в состав Совета Объединённого Дворянства, с этого времени активно участвовал во всех заседаниях Совета.

В августе 2007 г. Григорий Григорьевич был представлен Главе Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыне Великой Княгине Марии Владимировне. Кандидатура князя Г.Г. Гагарина, как возможного будущего Предводителя РДС, была Высочайше одобрена.

На отчётно-выборном 12-м Всероссийском Дворянском Съезде в мае 2008 г. избран Предводителем Российского Дворянского Собрания.

Князь Г.Г. Гагарин активно поддержал и продолжил общественно-гражданскую и культурно-просветительскую деятельность РДС, которую организация проводила все предыдущие годы. После избрания Предводителем РДС лично возглавляет большинство программ и проектов РДС.

С 2008 г. участвует в подготовке и проведении визитов в Россию Главы и Членов Российского Императорского Дома, в осуществлении акций, направленных на интеграцию Российского Императорского Дома в жизнь нашего Отечества.

С 2010 г. князь Г.Г. Гагарин является членом Совета православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества.

Награды:
- Российского Императорского Дома: Орден Святой Анны 2-й степени (2009 г.);
- Иностранные: Орден Почёта Приднестровской Молдавской Республики (2009 г.); медаль «20 лет Приднестровской Молдавской Республике» (2010 г.), медаль «600 лет г. Бендеры» Приднестровской Молдавской Республики (2009 г.).
- Российского Дворянского Собрания: почётная медаль (2-я степень, 2008 г.) почётной награды «В память создания Союза потомков Российского Дворянства – Российского Дворянского Собрания».

Князь Г.Г. Гагарин женат. Супруга – княгиня Валентина Оскаровна, урождённая Бидлингмайер, происходит из семьи немецких поселенцев на Кавказе (род. в 1948 г. в Казахстане), родители супруги в конце 1980-х годов выехали на постоянное жительство в Германию. Единственная дочь князя Григория Григорьевича – княжна Мария Григорьевна, родилась в 1972 г. в Челябинске, окончила университет в Германии, в Штутгарте, замужем за гражданином ФРГ, имеет дочь Анну (2008 г.р.).