Следование логическим правилам организации и проведения научных исследований оказывается недостаточным для получения надежных и достоверных результатов. Эти результаты, кроме строгой логики доказательства и правильного подбора экспериментальной и контрольной групп, также зависят от того, насколько точно сформулированы гипотезы, проверяемые в соответствующем исследовании, а также от того, насколько правильно были определены понятия, входящие в формулировки соответствующих гипотез. Необходимо обсудить, логические требования, предъявляемые к научным понятиям и гипотезам.

Логические правила определения научных понятий:

Для каждого научного понятия в его определении должны быть указаны род и видовое отличие.

В определяющей части соответствующих понятий не должны содержаться термины (понятия), которые сами являются неопределенными, неточно определенными или же имеющими несколько различных определений.

Если в определяющей части соответствующих понятий используются многозначные термины - а таких в психологии как гуманитарной науке достаточно много, - то ученый должен указать конкретное значение, в котором он в данном случае использует соответствующее понятие.

Определения научных понятий должны быть максимально короткими и простыми.

В организации и проведении научного психологического исследования основное внимание должно быть обращено на правильное определение понятий, которые входят в формулировку гипотез, проверяемых в данном исследовании опытным или экспериментальным путем.

Научной гипотезой называется утверждение, требующее проверки или доказательства его истинности. Гипотеза отвечает предъявляемым к ней требованиям и является научно состоятельной (приемлемой с точки зрения научных требований), если она отвечает следующим условиям.

1. Соответствующее гипотезе утверждение не является очевидным (тривиальным, не требующим доказательства)

2. Формулировка гипотезы является простой и понятной.

3. В формулировке гипотезы не содержатся неопределенные, неоднозначные понятия.

4. Гипотеза является принципиально проверяемой, то есть научно доказуемой.

5. Гипотеза в состоянии объяснить весь круг явлений, на который распространяется содержащееся в ней утверждение.

Подводя итог обсуждению требований, которым должны соответствовать гипотезы научного исследования и используемые в нем понятия, можно сделать следующие выводы. На формулировки гипотез в экспериментальных исследованиях необходимо обращать особое внимание, так как если гипотеза будет неправильно или неточно сформулирована, сомнительными могут оказаться и результаты исследования. К понятиям, применяемым в формулировках экспериментально проверяемых гипотез, предъявляются дополнительные требования операционализации и верификации. В экспериментальном исследовании, включающем предварительный теоретический анализ проблемы, должны присутствовать соподчиненные гипотезы разной степени обобщенности и конкретности. В теоретических исследованиях допускается использование менее строго определенных понятий и обобщенно сформулированных гипотез.

Определение объекта и предмета, цели и задач исследования в области социальной работы.

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны.

Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета.

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.

Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Формулировка гипотез исследования. Вероятный характер гипотез. Виды гипотез и их классификация. Основные требования, предъявляемые к гипотезе.

Научная гипотеза - это теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженных понятиями. В гипотезе предполагается причинная связь между одной и другой группой фактов. С одной стороны, гипотеза - это вероятностное знание, которое требует эмпирического подтверждения, обращения к фактам. С другой - гипотеза представляет собой новое знание, которого не содержалось в исходных постулатах теории. После проверки данной гипотезы на соответствие - несоответствие фактам она должна быть обоснована теоретически.

Теория является системой гипотез, объединенных отношениями выводимости. Гипотезы - главный элемент теории на стадии ее формирования и проверки. Ученый проверяет не столько саму теорию, сколько ее гипотезы. Устанавливая истинность гипотез, он доказывает истинность самой теории.

Процесс формулировки гипотез занимает главенствующее место в социологическом исследовании.

Классификация гипотез

Описательные гипотезы - предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам.

Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.

Отсюда следует необходимость разрабатывать не только объяснительные, но и прогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания социальной реальности. Такие гипотезы позволяют отразить множество явлений, выявить некоторые тенденции или закономерности в развитии.

Одной из наиболее распространенных классификаций гипотез является их деление на общие (абстрактные) и конкретные.

Требования к формулировке гипотез

1. Гипотезы должны быть концептуально ясными. При формулировании своей гипотезы не следует пользоваться двусмысленными, туманными и противоречивыми понятиями. Каждое используемое понятие необходимо снабдить операциональным определением.

2. Гипотезы должны иметь эмпирические референты. Эмпирическими референтами называются живые люди или материальные объекты, которые охватываются данным термином или понятием.

3. Гипотезы не должны содержать моральных оценок или суждений.

4. Гипотезы должны быть привязаны к методам и инструментам.

13.Основные этапы исследования, их планирование. Общий план и рабочий план исследования.

Научно-исследовательскую работу можно ориентировочно подразделить на несколько этапов, на которых выполняются различные исследовательские действия и составляются различные материалы.

Первый - наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область животрепещущих, еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки

Вторым этапом исследовательской работы является ознакомление с проблемой посредством литературных источников.

Уточнение темы и составление плана научно-исследовательской работы является третьим этапом исследования. Его иногда называют программой исследования. Он определяет систематичность и последовательность исследования.

При составлении плана в первую очередь следует сформулировать обоснование актуальности темы исследования.

Следующий логический шаг - формулирование проблемы.

Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет.

Затем определяется цель исследования, т.е. то чего собирается добиться в своей работе исследователь, какой результат он намерен получить.

Следующий важный момент - построение гипотезы. Гипотеза - это научное предположение, истинное значение которого неопределенно. Она представляет собой возможный (предполагаемый) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами.

Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать понимание того, что нужно сделать для достижения цели.

Четвертым, главным этапом исследования является накопление материала для проверки обоснованности выдвинутой гипотезы. Для собирания нужных материалов используются весьма разнообразные методы.

На пятом этапе собранные материалы обрабатывают статистически: на основе сведений, полученных об отдельных изучаемых явлениях, определяют данные, характеризующие исследуемый комплекс в целом.

Седьмым этапом исследования является оформление научно-исследовательской работы.

Последним восьмым этапом исследования является оценка эффективности исследования.

Общий план исследования. Выделяют четыре стратегии осуществления исследовательского поиска и, следовательно, четыре типа общего плана: разведывательный, описательный, экспериментальный, план повторно-сравнительного исследования.

Разведывательный план. Применяется, когда об объекте практически нет информации. Цель - выявление предметного проблемного противоречия; - формулировка проблемной ситуации; - структурирование объекта исследования; - выдвижение гипотез исследования.

Описательный план. Описательный стратегический план возможен, когда информации об объекте изучения и проблемной ситуации достаточно для выдвижения описательных гипотез (т.е. предположений о состоянии, структуре и функциях изучаемого объекта).

Экспериментальный план. Цель– изучение причинно-следственных связей объекта, факторов, которые обусловливают его функционирование и развитие.

План повторно-сравнительного исследования. две цели – выявление тенденций развития и изменения объектов во времени и сопоставление, сравнение между собой объектов, имеющих различное пространственное расположение. План повторно-сравнительного исследования основывается на описательных и объяснительных гипотезах.

Методический и рабочий план исследования. Методический план исследования предполагает обоснование методов сбора социологической информации, установление их связи с целями, задачами, гипотезами проекта, а также между собой.

Рабочий план представляет собой последовательное перечисление всех видов работ, которые будут выполнены в ходе исследования. Рабочий план – это способ решения уже не методических, а организационных проблем. В его содержание входит определение видов работ, этапов исследования, установление соответствующих временных границ, распределение финансовых средств и людских ресурсов, определение форм отчетности, указание их сроков.

Основными, звеньями этого плана являются пилотажное исследование (или проба) методик сбора первичных данных, полевое обследование (массовый сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов.


Похожая информация.


Требования к гипотезе

К гипотезе предъявляют следующие требования:

Она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко большее;

В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

Требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Гипотеза должна соответствовать теме, поставленным задачам и не выходить за рамки предмета исследования. Нередко встречаются интересные гипотезы, которые оказываются лишь искусственно привязанными к проблеме.

Гипотеза должна нацеливать на решение проблемы, а не уводить от нее. Нельзя давать воображению уводить себя в дебри проблем. Лучше по мере накопления новых фактов углубить и расширить гипотезу, чем вначале строить слишком много предположений, для проверки которых иной раз мало многолетней работы целого научного коллектива или которые даже нет смысла проверять ввиду их абстрактности, оторванности от науки и практики, схоластичности.

Гипотеза должна соответствовать хорошо проверенным фактам, объяснять их, предсказывать новые. Из гипотез, которые должны объяснять целую серию фактов, предпочтение отдается той, которая единообразно объясняет наибольшее количество фактов.

Гипотеза, объясняющая явления определенной области, не должна противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана. Если же новая гипотеза вступает в противоречие с уже известными, но при этом охватывает более широкий круг явлений, чем в предшествующих теориях, то последние становятся частным случаем новой, более общей, теории.

Гипотеза должна быть доступна проверке. Предположения остаются таковыми, если их нельзя проверить и доказать; они за редким исключением не могут входить в фонд науки как теоретическая ценность, как научный фонд знаний. Поступок исследователя будет справедливым, если он вслед за научными выводами раскроет гипотетические положения своего научного поиска, которые не удалось проверить.

Научная гипотеза должна содержать в себе проект решения проблемы в теории и на практике. Тогда она станет органической частью исследования.

Чтобы реализовать эти требования, при разработке гипотезы рекомендуется последовательно продумать и дать ответ на следующие вопросы:

1. Что наиболее существенно в предмете исследования (процесс формирования качества, связь между педагогическими явлениями, характеристика педагогического явления, процесса, формирование отношений между субъектами учебной, спортивной деятельности и т.д.)?

2. Что представляют собой составные элементы объекта исследования, из которых складываются изучаемое качество, виды отношений, группы свойств, признаки педагогических явлений и др., так как для гипотезы необходима их структура.

3. Каковы модель изучаемого процесса, свойства личности, качества? Как можно схематически изобразить составные элементы и связи между ними? Какие данные есть для такой модели? Какие предположения можно сделать по косвенным данным, по интуиции?

4. Как предположительно протекают процесс, явление, что происходит с элементами при развитии явления? Как изменяется их связь от изменения внешних условий, педагогических влияний? Какова диалектика связи внешних условий и внутренних факторов при нормальном, ускоренном и неправильном протекании процесса, явления?

5. В чем сущность изучаемого процесса, явления? Таковы основные положения, определяющие повышение качества конструирования и использования гипотезы как методологической основы педагогического исследования.

    Основные этапы построения гипотез

Основные этапы построения гипотез можно разделить на три части:

    Выдвижение гипотез – это основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании. При этом выдвигаемая гипотеза должна быть:

теоретически надежна, приемственна с предшествующим знанием, не противоречащая фактам науки;

Логически согласована с проблемой и целью;

Включать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;

Приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

Предоставлять возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.

2. Формулировка (разработка) гипотез. Выдвинутую гипотезу необходимо сформулировать. От правильности, четкости и определенности формулировки гипотезы зависят ход и результат ее проверки.

3. Проверка гипотез. Доказательство, достоверность гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования. подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижении новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

5.Функции гипотез в научном исследовании.

Гипотезы присутствуют на всех стадиях научного исследования независимо от его характера - фундаментального или прикладного, однако наиболее выражено их применение в следующих случаях:

1)обобщение и суммирование результатов проведенных наблюдений и экспериментов,

2)интерпретация полученных обобщений,

3)обоснование некоторых ранее введенных предположений и

4)планирование экспериментов для получения новых данных или проверке некоторых допущений.

Гипотезы настолько распространены в науке, что ученые иногда даже не замечают гипотетического характера знания и полагают, что возможны исследования без предпосылок в виде гипотез. Однако это мнение явно ошибочно. Как говорилось выше, исследование состоит в постановке, формулировании и решении проблемы, а каждая проблема возникает только внутри некоторого предварительного знания, содержащего гипотезы и даже предпосылка проблемы имеет гипотетический характер.

Рассмотрим основные функции гипотез в науке.

Во-первых, гипотезы применяются для обобщения опыта, суммирования и предположительного расширения наличных эмпирических данных. Наиболее известным видом таких обобщающих наличный опыт гипотез является перенос свойств ряда элементов некоторого класса на весь рассматриваемый класс с помощью методов классической энумеративной индукции. Другим примером гипотез этого класса могут быть так называемые «эмпирические кривые», связывающие ряды данных наблюдений, представленных точками на координатной плоскости. По сути дела, даже представление количественных данных на координатной плоскости точками является в известной мере гипотетическим, поскольку всегда допустимы ошибки измерения или точность их ограничена вполне определенным пределом.

Во-вторых, гипотезы могут быть посылками дедуктивного вывода, т.е.произвольными предположениями гипотетико-дедуктивной схемы, рабочими гипотезами или упрощающими допущениями, принимаемыми даже при сомнении в их истинности.

В-третьих, гипотезы применяются для ориентировки исследования, придания ему направленного характера. Такую функцию выполняют частично (эмпирически или теоретически)обоснованные гипотезы, которые являются одновременно и объектом исследования. Выполняя эту функцию, гипотеза выступает либо в форме рабочей, либо в форме предварительных и неточных положений программного характера, например «Живые организмы можно синтезировать при воспроизведении физических условий нашей планеты, имевших место 2 млрд.лет назад»и т.п.

В-четвертых, гипотезы используются для интерпретации эмпирических данных или других гипотез. Все репрезентативные гипотезы являются интерпретирующими, поскольку позволяют объяснить ранее полученные феноменологические гипотезы.

В-пятых, гипотезы можно применять для защиты других гипотез перед лицом новых опытных данных или выявленного противоречия с уже имевшимся ранее знанием. Так, У.Гарвей (1628) ввел предположение о циркуляции крови, которое противоречило опытным данным о различии венозной и артериальной крови по составу; чтобы защитить исходное предположение от этого опытного опровержения, он ввел защитную гипотезу о замкнутости артериального кровообращения невидимыми капиллярами, которые и были позже открыты.

В заключении выше сказанного, можно сделать вывод, что гипотезы представляют собой неустранимый элемент эмпирических наук, особую форму развития естествознания, т.е.гипотеза - является формой развития биологического знания.

Научное исследование как таковое состоит в исследовании проблем, предполагающем формулирование, разработку и проверку гипотез. Чем более смелой является гипотеза, тем больше она объясняет и больше степень ее проверяемости. Однако вместе с тем, чтобы быть научным, предположение должно быть обоснованным и проверяемым, что исключает из области науки гипотезы adhoc и гипотезы,вводимые только на основании их формальной элегантности и простоты. Задачей в научном исследовании является не попытка избегать вообще употребления гипотез, но вводить их сознательно, так как развитие знания в принципе невозможно без предположений, выходящих за рамки данного опыта, в частности при развитии биологического знания [ 8, с. 76-97 ].

Заключение

В заключении сделаем некоторые выводы на основе всего выше сказанного и приведенного в пример.

Непосредственное определение гипотезы звучит примерно так: Гипотеза - это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы.

Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает.

Гипотеза - это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.

Уже в том, что гипотеза является формой развития, движения всякого знания, проявляется ее диалектическая природа: она необходимая форма перехода от неизвестного к известному, ступень превращения первого во второе, вероятного знания в достоверное, относительного в абсолютное. Если в науке нет гипотез, то это значит, что в ней нет и проблем, на решение которых они направлены, стало быть в ней знание не развивается.

Итак, мы видим, что научный поиск включает в себя два момента:

1) постановку проблемы и

2) формулировку гипотезы.

При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы поиск завершается открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию поиска.

Список использованной литературы

1.М.Я.Виленский/электронный ресурс/http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N5/p15-17.htm

К гипотезе предъявляют следующие требования:

Она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко большее;

В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

Требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Гипотеза должна соответствовать теме, поставленным задачам и не выходить за рамки предмета исследования. Нередко встречаются интересные гипотезы, которые оказываются лишь искусственно привязанными к проблеме.

Гипотеза должна нацеливать на решение проблемы, а не уводить от нее. Нельзя давать воображению уводить себя в дебри проблем. Лучше по мере накопления новых фактов углубить и расширить гипотезу, чем вначале строить слишком много предположений, для проверки которых иной раз мало многолетней работы целого научного коллектива или которые даже нет смысла проверять ввиду их абстрактности, оторванности от науки и практики, схоластичности.

Гипотеза должна соответствовать хорошо проверенным фактам, объяснять их, предсказывать новые. Из гипотез, которые должны объяснять целую серию фактов, предпочтение отдается той, которая единообразно объясняет наибольшее количество фактов.

Гипотеза, объясняющая явления определенной области, не должна противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана. Если же новая гипотеза вступает в противоречие с уже известными, но при этом охватывает более широкий круг явлений, чем в предшествующих теориях, то последние становятся частным случаем новой, более общей, теории.

Гипотеза должна быть доступна проверке. Предположения остаются таковыми, если их нельзя проверить и доказать; они за редким исключением не могут входить в фонд науки как теоретическая ценность, как научный фонд знаний. Поступок исследователя будет справедливым, если он вслед за научными выводами раскроет гипотетические положения своего научного поиска, которые не удалось проверить.

Научная гипотеза должна содержать в себе проект решения проблемы в теории и на практике. Тогда она станет органической частью исследования.

Чтобы реализовать эти требования, при разработке гипотезы рекомендуется последовательно продумать и дать ответ на следующие вопросы:

1. Что наиболее существенно в предмете исследования (процесс формирования качества, связь между педагогическими явлениями, характеристика педагогического явления, процесса, формирование отношений между субъектами учебной, спортивной деятельности и т. д.)?



2. Что представляют собой составные элементы объекта исследования, из которых складываются изучаемое качество, виды отношений, группы свойств, признаки педагогических явлений и др., так как для гипотезы необходима их структура.

3. Каковы модель изучаемого процесса, свойства личности, качества? Как можно схематически изобразить составные элементы и связи между ними? Какие данные есть для такой модели? Какие предположения можно сделать по косвенным данным, по интуиции?

4. Как предположительно протекают процесс, явление, что происходит с элементами при развитии явления? Как изменяется их связь от изменения внешних условий, педагогических влияний? Какова диалектика связи внешних условий и внутренних факторов при нормальном, ускоренном и неправильном протекании процесса, явления?


Важную роль играет гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) - на­учное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположе­ние, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.

Помимо приведенного определения, под термином «гипотеза» понимают:

Вероятностное знание, объяснение, понимание;

Вариант объяснение при недостаточной информации;

Пробное объяснение причинно-следственных связей и поведения;

Научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено;

Априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, струк­туре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса.

По существу, гипотеза - ориентировочное объяснение (ни в коем случае не категоричное) причинно–следственных связей исследуемого объекта. Это своего рода форма перехода от неизученных фактов к законам и зако­номерностям, позволяющая использовать гипотезу в качестве необходи­мого инструмента практически каждого научного исследования различных объектов, в том числе СУ.

Каждая из гипотез принимаемая, как правило, на основе опыта, интуиции и имеющейся предварительной информации, в большинстве случаев может быть выражением изначальной ориентированности исследований на дос­тижение определенных целей.

Это позволяет концентрировать усилия исследователей на наиболее пер­спективном и результативном направлении и в определенной мере снижать расход ресурсов на проведение исследовательских работ.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.

В общем виде гипотезу можно рассматривать:

Как часть научной теории;

Как научное предположение, требующее последующей эксперименталь­ной проверки.

Первая группа гипотез является частью фундаментальных исследований, а вторая прикладных.

По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при не­обходимости её структурируют на вспомогательные гипотезы других уровней.

Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом ис­следования, его целевой установкой, а вспомогательные относятся к ниже­лежащим по своему уровню задачам.

По широте использования гипотезы могут быть универсальными и част­ными. Первые распространяются на все без исключения случаи. При под­тверждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают ориентировочные объяснения конкретным единичным явле­ниям.

К наиболее часто используемым гипотезам такого характера относятся ста­тистические, вероятностные и им подобных.

По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными (это своего рода первые варианты, служащие основой для разработки более обосно­ванных гипотез), и вторичными, которые выдвигаются при необходимости вместо первичных, что во многом обусловливается опровержением пер­вичных эмпирическими данными.

В социально–экономических системах объяснение отдельных явлений и фактов на начальных этапах исследований нередко осуществляется по-разному, т. е. разрабатывается одновременно несколько гипотез, которые называют рабочими гипотезами или версиями.

Понятие «рабочая гипотеза» представляет собой предварительное предпо­ложение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления.

В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и по­лучения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию кон­кретной гипотезы.

Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для дости­жения поставленных целей исследования.

Они позволяют концентрировать усилия исследователей на первичных на­правлениях познания и изучения систем управления.

При проведении исследования СУ гипотезы могут приниматься по отно­шению к следующему:

Целевым результатом эффективности СУ и всей социальной-экономиче­ской системы организации;

Свойствам СУ (сущностей и структуры, методологии, функционирования и развития) и их ограничениям;

Отношение СУ с внешней средой;

Отношение во внутренней среде СУ;

Отношение СУ с производственной системой социально-экономической системы организации;

Элементам и построению подсистем и СУ в целом;

Составу факторов, причин и их влиянию на результаты функционирова­ния СУ.

Вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ.

Требования к гипотезам

При исследовании СУ к применяемым гипотезам предъявляются требова­ния, основные из которых приведены ниже:

1. Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех факторов, харак­теризующих решаемую проблему.

2. Релевантность (уместный), т. е. опора на факты, обеспечивающая допусти­мость признания гипотезы как в науке, так и в практике. Если гипотеза не использует факты, то её называют иррелевантной.

3. Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов исследо­вания.

4. Проверяемость, позволяющая иметь принципиальную возможность проверки ги­потезы эмпирическим путем на основе наблюдений или эксперимен­тов. Это должно обеспечить или её опровержение (фальсифицируе­мость) и подтверждение (верифицируемость). Однако нельзя утвер­ждать, что все гипотезы проверяемы. Существуют: во–первых, гипо­тезы которые, не возможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, неоткрытых ещё до сих пор за­конов и закономерностей и т. п.; во-вторых, гипотезы принципиально не проверяемые на основе фактов; в-третьих, универсальные математи­ческие гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпирического подтверждения.

5. Непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практическими знаниями.
В случае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипо­тезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание.

7. Потенциальность, включающей возможности использования гипотезы по количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на развитие системного управления.

8. Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержа­щихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следст­вий, а также на достаточно большем числе объясняемых ею фактов. При этом гипотеза одновременно может носить более общий характер. Про­стота гипотезы, конечно, не может исключать использования для её подтверждения сложного математического аппарата.

При этом возникает много вопросов, связанных с подтверждением или оп­ровержением гипотез. Однако важнейшим критерием того или другого, т.е. истинности гипотезы, является все-таки её эмпирическая проверяемость.

Очевидно, что между подтверждением и опровержением гипотезы сущест­вует полная противоположность. Однако если смысл подтверждения имеет, как правило, относительно временный характер, то опровержение – окон­чательный.

Более того, для опровержения достаточно дедуктивного обоснования лож­ности всего лишь одного следствия гипотезы. Подтверждение истинности ее на основе доказательности части утверждений делать неправомерно. В последнем случае заключение делается с использованием индуктивного метода.