Протокол № 1

от … сентября 2014 года

Присутствовали:

Отсутствовали:

Повестка дня:

1. Анализ работы РМО за 2013-2014 учебный год.

2. План работы РМО на 2014 -2015 уч. год. Об организации посещения уроков и внеклассных мероприятий (составление графика).

3.Сотрудничество с местной религиозной организацией «Православный приход церкви в честь нерукотворного образа Спасителя»

4. Организация проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОПК

По первому вопросу слушали руководителя РМО. Глава РМО по курсу ОРКСЭ выступила с отчетом о проделанной работе по данному курсу в … школе, а также подвела итоги работы методического объединения за 2013-2014 учебный год

По второму вопросу слушали руководителя РМО. Она довела до сведения учителей план работы РМО на 2013-2014 учебный год. План составлен исходя из потребностей учителей и с учетом их пожеланий. На всех заседаниях планируется обсуждение теоретических вопросов и обмен опытом работы по различным вопросам преподавания курса ОРКСЭ. Был составлен график посещений открытых уроков учителей района, распределены темы сообщений для обмена опытом.

По третьему вопросу слушали…, служителя … храма. Он выступил с предложением о дальнейшем сотрудничестве педагогов, ведущих курс ОПК с храмами … района.

По четвертому вопросу слушали руководителя РМО. Было сообщено, что олимпиада по ОПК проводится с целью расширения и поддержки изучения подрастающим поколением россиян основ православной культуры, духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, выявления и развития их интересов и способностей, Организаторами Олимпиады являются: школьный этап – образовательные учреждения; муниципальный этап – органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования; региональный (заключительный) этап – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Олимпиаде принимают участие на добровольной основе учащиеся 5-11 классов, а также с 2014 года олимпиада в 2 тура проводится и в 4 классах.

Решение:

    Принять к сведению информацию об итогах работы РМО за 2013-2014 учебный год.

    План работы РМО на 2013-2014 учебный год утвердить.

    Продолжить сотрудничество с местной религиозной организацией.

    Следующее заседание РМО провести в соответствии с планом в ноябре 2014 г.

Протокол № 2

заседания районного методического объединения учителей курса ОРКСЭ

от ___ноября 2014 года

Присутствовали:

Отсутствовали:

Повестка дня:

1. Внеурочная деятельность по ОРКСЭ как средство для формирования духовно-нравственных ценностей

2. Открытый урок «Использование притчи на учебных занятиях курса ОРКСЭ».

3.Проекты в ОРКСЭ как одна из форм оценивания обучающихся. Обмен опытом по внеклассной работе

По первому вопросу слушали... Она поделилась опытом внеурочной деятельности по курсу ОПК. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время в обществе сложилась приоритетная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Мероприятия, проводимые в школе являются одним из средств для формирования духовно-нравственных ценностей

2. Открытый урок в 4 классе МОУ … СОШ по теме «Совесть и раскаяние». Учитель … показал урок с использованием притчи «Слеза грешника». Ход урока показал значимость древнего жанра в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Урок был насыщен разнообразными формами и методами работы.

3. По третьему вопросу слушали... Руководитель РМО представила мастер-класс по теме «проектная деятельность на блоке уроков ОПК», были предложены опорные схемы, которые становятся для обучающихся проектной деятельностью на цикле уроков по ОРКСЭ, модуль ОПК. Схема урока переходит из одного занятия в другое, включает в себя и проверку знаний, и новый материал и содержит мотивацию на последующие уроки.

Решение:

    Уделять особое внимание духовно нравственному аспекту обучения и воспитания обучающихся на уроках ОПК и во внеурочной деятельности.

    Продолжить использование притч на уроках ОПК.

    Следующее заседание РМО провести в соответствии с планом в январе 2015 г. в

Руководитель РМО _________________

Протокол № 3

заседания районного методического объединения учителей курса ОРКСЭ

от ___ февраля 2015 года

Присутствовали:

Отсутствовали:

Повестка дня:

1.Доклад «Современные формы и методы преподавания ОПК»

2. Открытый урок «Интерактивные методы работы на уроках ОРКСЭ»

По первому вопросу слушали учителя ОПК … Доклад «Современные формы и методы работы на уроках ОПК» был представлен в виде презентации. В ней собран большой теоретический и практический материал по современным формам и методам работы на уроках ОПК. Участники семинара скопировали для самообразования доклад для дальнейшей проработки и применения в своей работе.

2. Открытый урок в МБОУ …СОШ. Учитель... в ходе урока использовала современные образовательные технологии: технологии продуктивного чтения, критического мышления, здоровьесберегающие технологии и ИКТ. Учащиеся анализировали текст, продемонстрировали хорошие теоретические знания. Ребята работали активно, старались.

Решение:

    Продолжить использование на занятиях «Основ православной культуры» современных форм и методов – интерактивных и информационных, проектных и творческих работ.

    Следующее заседание РМО провести в соответствии с планом в мае 2015 г.

Руководитель РМО _________________

Протокол № 4

заседания районного методического объединения учителей курса ОРКСЭ

Присутствовали:

Отсутствовали:

Повестка дня:

1. Обмен опытом

План работы районного методического объединения «Основы религиозных культур и светской этики» 2015-2016 учебный год.

Тема: «Актуализация духовно-нравственного направления деятельности в преподавании курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС».

Цель: оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики» , совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и их компетенций в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы

Задачи: ФГОС.

    Формировать систему теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований повышения качества обучения.

    Совершенствовать систему подготовки учащихся к выполнению требований государственных стандартов по ОРКСЭ;

    Совершенствовать организацию внеклассной работы по ОРКСЭ на школьном и муниципальном уровне

    Своевременно выявлять и поддерживать способных и одарённых детей через урочную и внеурочную деятельность, через проектную деятельность.

Методическая задача: направить усилия на формирование системы теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований повышения качества обучения в рамках нового содержания образования и использование новых форм оценки знаний учащихся (ФГОС второго поколения).

Направления методической работы:

■Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений инновационной работы школы.

■ Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».

    Обеспечение внеклассной работы по курсу ОРКСЭ.

    Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.

Формы организации научно-методической работы в МО:

    обзоры научной, педагогической и другой литературы;

    творческие отчёты учителей;

    тематические заседания РМО;

    самообразование учителей;

    открытые уроки и взаимопосещение уроков;

    индивидуальные беседы и консультации.

Совместное августовское заседания РМО учителей ОРКСЭ, истории и обществознания. 27.08.2015г

Задачи : Организовать деятельность учителей по изучению курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС.

Отв. Абрамова Л.Т.

    Обсуждение рабочих программ.

Ноябрь 5.11.2015г

Тема «Актуализация духовно-нравственного направления деятельности в преподавании курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС».

Цель: Своевременно выявлять и поддерживать способных и одарённых детей через урочную и внеурочную деятельность, через проектную деятельность.

    Возрастно-психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Тушканова Л.В. Краснокоммунарская СОШ. Кузнецова О.И.

2.Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Трефанюк Ю.А., Гуляева В.И.

3. Внеурочное мероприятие в школе. Тат.Каргалинская СОШ. Исмагилова Р.З. Сценарий. Гусева Т.П.

Январь 2016г

Тема: Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений инновационной работы школы.

ЦЕЛЬ: формирование системы теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований повышения качества обучения в рамках нового содержания образования и использование новых форм оценки знаний учащихся (ФГОС второго поколения).

1. Организация и участие в конкурсах сочинений, рисунков, посвященных Дням русской духовности и культуры, Рождеству. Все преподаватели ОРКСЭ.

2. Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка. Загидулина Г.М. Верхнечебеньковская СОШ. Урусова Т.А. Дмитриевская СОШ.

3.Открытый урок. Краснокоммунарская СОШ. Тушканова Л.В.

Март 2016г.

Тема: Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и их компетенций в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы.

1.Участие преподавателей ОРКСЭ в тематических вебинарах.

Все преподаватели ОРКСЭ.

2. Творческая мастерская учителя - конкурс творческих работ (проектов) обучающихся по итогам изучения курса ОРКСЭ. Все преподаватели ОРКСЭ.

3. Орг.комитет по итогам конкурсов, творческим мастерским.

Руководитель РМО ОРКСЭ Л.Т. Абрамова.

Протокол совместного заседания РМО учителей ОРКСЭ, истории и обществоведения от 28.08.2015года.

Тема: Актуальные направления реализации региональной образовательной политики.

Цель:Формировать систему теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований ФГОС.

Задачи : Организовать деятельность учителей по изучению курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС.

    Анализ работы РМО ОРКСЭ за 2014-2015год и задачи на 2015-2016 год.

Отв. Абрамова Л.Т.

    Цивилизоционный выбор России: (тысячелетие крещения Руси, кончины князя Владимира). Отв. Гусева Т.П., Сартова И.А. Мажекенова Д.К.

    Обсуждение рабочих программ.

    Планирование работы РМО учителей ОРКСЭ.

    Награждение по итогам конкурса методических разработок, творческих работ учащихся, участие в научно-исследовательских конкурсах.

По теме «Цивилизоционный выбор России: (тысячелетие крещения Руси, кончины князя Владимира). Сделали сообщения учителя ОПК, истории и обществоведения Гусева Т.П., Сартова И.А. Мажекенова Д.К. В их сообщениях прозвучало, что крещение Руси князем Владимиром определило цивилизационный выбор в России. Отечественная церковь- является духовной матерью, воспитавшей наших предков. Православные традиции - надежная защита государственных интересов и в современном мире. И сегодня совершается цивилизационный выбор в мире, и пусть он будет во благо человечества.

С анализом работы РМО ОРКСЭ за 2014-2015год и задачами на 2015-2016 год познакомила Абрамова Л.Т. Она провела церемонию награждения учителей по итогам конкурса методических разработок, творческих работ учащихся, участие в научно-исследовательских конкурсах, работе РМО. Грамотами РМО учителей ОРКСЭ награждены: Сайфутдинова А.А., Тушканова Л.В, Мажекенова Д.К, Сартова И.А, Гусева Т.П, Хмелева А.П, Бондаренко С.Н.

Рабочие программы, согласно локальных актов школ, разработаны. Участники заседания приняли активное участие в планировании работы РМО.

Учителя были ознакомлены с учреждением Ассоциации учителей православной культуры Оренбургской области имени равноапостольных Кирилла и Мефодия.

1.Принять участие в Богородице-Рождественских чтениях

2.Утвердить план работы РМО на 2015-16 учебный год.

3.Принять участие в работе Ассоциации учителей православной культуры Оренбургской области имени равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Руководитель РМО учителей ОРКСЭ Л.Т. Абрамова.

Анализ работы РМО учителей ОРКСЭ Сакмарского района в 2014-2015 учебном году.

Тема, над которой работало районное методическое объединение учителей ОРКСЭ, « Преподавание курса ОРКСЭ в условиях комплексной модернизации системы образования: достижения, проблемы, приоритеты, перспективы»

Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и их компетенций в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы. Основные задачи: обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, методах обучения; Стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно – воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность; Совершенствование профессиональной компетенции учителей ОРКСЭ путём самообразования и обобщения передового педагогического опыта. На августовском заседании были рассмотрены основные направления реализации государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы: ключевые изменения в системе образования». Сделан анализ работы РМО учителей ОРКСЭ за 2013-2014 учебный год. На круглом столе «Я иду на урок ОРКСЭ» об организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ поделились Кузнецова О.И из Беловской СОШ, Сайфутдинова А.А. из Тат Каргалинской СОШ, Шендербаева Ж,Ж. из Егорьевской СОШ. Об организации смыслового чтения в курсе преподавания ОРКСЭ рассказали Загидулина Г.М. из Верхне-Чебеньковской СОШ, Урусова Т.Н. из Дмитриевской СОШ. Запустили конкурс дидактического и методического материал. В теме «Практико-ориентированное деятельностное освоение теоретических и практических основ курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном учреждении» представила презентацию урока и его самоанализ Кондрашова С.В. из Белоусовской СОШ. Об организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ, открытиях, находках поделилась Утарбаева В.О. О значении рода и семьи – истоках нравственных отношений рассказали Хмелева А. П. из Марьевской СОШ, Сайфутдинова А.А. из Каргалинской СОШ. Об использовании Интернет-ресурсов в преподавании ОРКСЭ. На январском заседании в теме «Создание условий для овладения системными обновлениями в преподавания курса ОРКСЭ» о формах интерактивного обучения как средстве формирования у школьников ценностно-смысловых основ мировоззрения в преподавании в рамках курса основы мировых религиозных культур рассказала Тушканова Л.В. Просмотрены и проанализированы презентации опыта учителей ОРКСЭ. О методических находках в преподавании курса ОРКСЭ поделилась Урусова Т.Н. Дмитриевская СОШ. Мастер- класс «Использование притч в преподавании модулей «Основы мировых религий»; «Основы исламской культуры», «основы светской этики» провела Мажекенова Д.К., которая ведет курс основы мировых религиозных культур. Она показала творческие работы учащихся «Моя семья», проекты, рефераты, рассказала об индивидуальной работе с учащимися и их родителями. Отметила, что курс сложный, многое зависит от уровня подготовки учащихся и помогает в дальнейшем в изучении истории. Урусова Т.А. отметила следующее, она старается заинтересовать учащихся, использует в работе рассказ учащихся, рисунки, традиции праздников, игры «клубок, ромашка», мульфильмы, притчи, причем дети сами высказывают различные точки зрения по одной и той же притче. Сайфутдинова А.А. модернизирует уроки мульфильмами, иллюстрациями, музыкальными отрывками из произведений Баха, Чайковского. Она обращает внимание на развитие речи, составление словарей, дискуссию, проводит мини экскурсии в мечеть, использует карточки, при подготовке к урокам посещает сайты и блоги учителей ОРКСЭ, участвует в Интернет конкурсах. На мартовском заседании рассмотрена тема «Исследовательская деятельность учащихся в рамках курса ОРКСЭ. Представлены опыт преподавания модулей курса в школах района. О сотрудничестве семьи и школы в рамках учебного предмета ОРКСЭ поделилась Кузнецова О.И. О развитии исследовательской и проектной деятельности младших школьников в курсе ОРКСЭ рассказали А.А. Сайфутдинова, И.А. Сартова. Гусева Т.П. и Абрамова Л.Т. - участницы Богородице-Рождественских чтений, со своим опытом работы. Л.Т. Абрамова занималась в течение учебного года с учащимися исследовательской работой по истории храма иконы Казанской Божией Матери села Сакмара. Ее учащиеся, Иванчук Марина ученица 7б класса и Скуратова Ольга ученица 10 класса МБОУ «Сакмарская СОШ», участницы конкурсов «Растим патриотов», победители - «Оренбуржье: стопами православия» (2 место), школьной научно-практической конференции

(1 место), 37 научной конференции секции «Университетские школы» (1 место), 13 конкурса исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья (2 место), участницы Всероссийского историко-церковного конкурса с исследовательской работой «История храма иконы Казанской Божией Матери». Людмила Тимофеевна получила благодарственное письмо министра образования Оренбургской области В.А. Лабузова и председателя отдела религиозного образования и катехизации Оренбургской епархии игумена Никодима (Шушмарченко). Она прошла курсы «Историко-церковного краеведение как эффективный ресурс формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных ценностей и ключевых компетенций гражданина России», получила сертификат в 2015году, и вебинар семинар «Инновационные процессы в образовании: методические и организационные условия преподавания курса ОРКСЭ на примере учебно-методических комплексов издательства «Просвещение» получила сертификат в 2015г. По итогам конкурса методических и дидактических разработок состоится награждение учителей ОРКСЭ в августе на заседании секции. Районное родительское собрание по выбору курса ОРКСЭ в школах показало, что у родителей и учащихся нет условий для выбора модуля, так как подготовлен только один преподаватель в школе, кроме Сакмарской СОШ. Л.Т. Абрамова приняла участие в межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира «Крещение Руси: исторический путь Русской цивилизации» в феврале 2015года. Все преподаватели обеспечены методической литературой и дисками. Подготовка учителей к заседаниям РМО и активность в работе радует.

Задачи на 2015-2016 учебный год:

1.Работать над проблемой смыслового чтения в курсе ОРКСЭ.

2. Создать блог учителей ОРКСЭ, активно участвовать в его работе.

Руководитель РМО ОРКСЭ Л.Т.Абрамова.


Формы и методы взаимодействия с родителями в курсе ОРКСЭ.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Наша Краснооктябрьская СОШ второй год успешно реализует один из шести модулей курса - Основы светской этики, который был единогласно выбран родителями учащихся и успешно реализуется вот уже второй год подряд.

Каким же образом стараюсь привлекать родителей в апробационный процесс. Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:

создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;

активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. Главная задача этого этапа - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Первым шагом стало проведение родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации.

Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, мультимедийными дисками, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы.

Также было проведено анкетирование. На данных родительских собраниях родители определились с тем модулем, который будет изучаться их детьми.

На одном из собраний я дала ряд Практических советов родителям о том, как они могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка, у Вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И, все же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живёт долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

Учебный модуль «Основы светской этики» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

В начале работы поняла, что необходима более эффективная и целенаправленная работа с родителями по реализации ключевых положений данного курса.

В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса:

1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;

2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;

3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;

4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей (открытые уроки-(29 апреля по теме «Добро и Зло»), помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.

Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:

1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.

3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным. Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии (например, интересными стали рассказы и рисунки учащихся о праздновании традиционных семейных праздников).

По окончании учебного года учащиеся представили результаты групповых, индивидуальных мини-проектов «Слава армии родной в день её рождения!», «Происхождение фамилии».Некоторые учащиеся совместно с родителями выполнили проект «Моя родословная», причём некоторые выполнили его в нетрадиционной форме – создание настоящего семейного древа.(Бармина А.)

Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.

2014-2015учебный год

12.05.2015г. в МБОУ Гимназии №4 состоялось заседание РМО преподавателей курса ОРКСЭ по теме "Формирование компетентности младших школьников в проектировании деятельности на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ". Открытый урок по модулю ОПК провела учитель начальных классов Петрикеева Елена Германовна. Учителя начальных классов Гимназии №4 Машакина Елена Петровна и Макарова Елена Руфимовна познакомили учителей с опытом формирования действия планирования у младших школьников и использования проблемных методов обучения на уроках курса ОРКСЭ.

27.01.2015г. на базе МБОУ СОШ с.Большое Мокрое состоялось заседание РМО учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики», по теме «Формирование смыслового чтения в процессе знакомства с текстами различного содержания в курсе ОРКСЭ». Открытое учебное занятие по модулю "Основы православной культуры" по теме "Золотое правило этики" провел преподаватель курса ОРКСЭ, директор МБОУ СОШ с.Большое Мокрое Лязаев В.А.

15.10.2014г. в МБОУ СОШ с. Ближнее Борисово состоялось совместное заседание РМО преподавателей курса ОРКСЭ и творческой группы учителей начальных классов, работающих по проблеме коммуникативно-деятельностного подхода к речевому развитию младших школьников. Тема«Формирование осознанного построения речевых высказываний у младших школьников на уроках курса ОРКСЭ через использование наглядно-иллюстративного материала» .

2013-2014 учебный год

20.12.2013г. в МБОУ СОШ №6 состоялось заседание РМО преподавателей курса ОРКСЭ по теме"Традиционные ценности как основа духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения" . Открытое учебное занятие модуля ОПК "Милосердие и сострадание" показала преподаватель курса ОРКСЭ Пермякова Н.В. Д иректор МБОУ СОШ с.Б.Мокрое, преподаватель курса ОРКСЭ, рассказал о роли православных праздников в жизни семьи и ребенка. П едагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДЮТ Таранкова Г.Д. провела мастер-класс по изготовленгию новогодних игрушек "Зимний перезвон".

29.10.2013г. в ИМЦ состоялось совместное заседание РМО учителей ОРКСЭ и занятие ПГ учителей начальных классов по реализации программы духовно- нравственного воспитания и развития младших школьников по теме «Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения» . На заседание были приглашены протоиерей Евгений Худин, руководитель отдела образования Нижегородской Епархии и и Воскресенская В.В., педагог-психолог, куратор по образованию Кстовского благочиния. Евгений Худин рассказал о трудностях, связанных с преподаванием модуля ОПК комплексного учебного курса ОРКСЭ, о необходимости самообразования и о возможности продолжения курса во внеурочной и кружковой деятельности. Воскресенская В.В. познакомила с книгой «Воспитание добродетели», проанализировала комментарии к статье «Укрощение строптивого». Руководитель РМО учителей курса ОРКСЭ Масягина Е.В. представила материалы и рекомендации по изучению наиболее сложных тем в модуле ОПК: «Заповеди блаженств», «Православие о Божием суде», «Заповеди».

2012-2013 учебный год

14.02.2013г . , МБОУ СОШ №2 им. И.А. Сухана. Тема «Использованиеактивных методов и приемов обучения в курсе ОРКСЭ» .

20 ноября 2012г., МБОУ СОШ №5. Тема «Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ» . Педагоги МБОУ СОШ №5 Сухова О.Н. и Красильникова И.А. показали открытые учебные заня тия по модулям курса: «Основы светской этики» («Справедливость и милосердие») и «Основы православной культуры» («Совесть и раскаяние»). Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 Львова И.В. рассказала о формировании УУД в рамках курса ОРКСЭ. В ходе круглого стола педагоги ОУ района: Ражева И.Н. (МБОУ Лицей № 7), Смирнова И.В. (МБОУ СОШ № 3), Вершинина Л.А. (МБОУ СОШ № 5) поделились опытом работы по использованию различных форм и видов учебной деятельности на уроках

ПРОТОКОЛ №1

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 17

Повестка заседания:

1. Религиозная культура в школе – инновационный проект российского образования. Анализ работы районного методического объединения учителей ОПК за 2012-2013 уч.г. Перспективный план работы РМО по ОПК на 2013-2014 учебный год.

руководитель РМО

2. Анкетирование учителей ОПК с целью сбора информации об успехах и проблемах преподавания предмета в школах района.

руководитель РМО

3. Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры.

Андриянова Л.В. – учитель ОПК МБОУ СОШ №2

4. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу слушали руководителя РМО Алферову М.В. Она подчеркнула, что в условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в «общем доме всех народов», мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования личности, проникнутой духом родной культуры.

Алферова М.В. познакомила присутствующих с анализом работы районного методического объединения учителей ОПК за 2012-2013 учебный год, обратив внимание на слабую роль в олимпиадном движении, конкурсах разных уровней; отметила работу педагогов, обобщивших свой опыт работы в 2012-2013 учебном году, указала на недостатки в работе; познакомила с перспективным планом работы на 2013-2014 учебный год.

Второй вопрос: анкетирование учителей ОПК с целью сбора информации об успехах и проблемах преподавания предмета в школах района.

Результаты анкетирования показали, что наибольшую сложность испытывают педагоги в недостаточном обеспечении методической литературой, учителям необходимы встречи со священнослужителями, которые могли бы ответить на волнующие вопросы и проблемы. Также учителям ОПК необходимо прохождение курсов, о чем было заявлено в анкетах.

По третьему вопросу выступила Андриянова Л.В., учитель ОПК МБОУ СОШ №2 с докладом «Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры». В своем выступлении она указала, что конкурсы можно разделить на 3 вида: предметные, посвященные патриотическому и гражданскому воспитанию, художественно-эстетической направленности; отметила, что участие в различных конкурсах позволяет не только учащимся, но и педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.

По четвертому вопросу обсудив предложения, приняли методические рекомендации.

1. Предусмотреть проведение информационно-разъяснительной работы с

родителями обучающихся и воспитанников по выявлению образовательных потребностей в изучении школьниками в различных формах основ православной культуры.

2. Активизировать работу по участию обучающихся в Олимпиаде по ОПК, конкурсах различных уровней.

3. Обеспечить прохождение курсов по ОПК учителей-совместителей.

ПРОТОКОЛ №2

заседания районного методического

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 17

Повестка заседания:

1. Представление опыта работы. Открытое факультативное занятие «Соловецкий монастырь – духовная твердыня России»

Алферова М.В. – учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ

2. Системно-деятельностный подход в реализации духовно-нравственного воспитания

Алферова М.В. – учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ

3. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.

Семыкина В.А. – методист отдела образования

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу представила опыт работы, дав открытое факультативное занятие в 7 классе, учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферова М.В. Тема занятия – «Соловецкий монастырь – духовная твердыня России». Целью занятия стало формирование у учащихся понятия "духовная твердыня" (твердость духа), формирование образа соловецких святых преподобных Савватия, Германа и Зосимы, как пример духовной силы и истинного служения Богу, своей Родине и народу.

Учитель познакомила учащихся с житиями преподобных Савватия, Германа, Зосимы и Филиппа; рассмотрела исторический архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря- величайшую святыню России, русский северный Афон; вместе с учащимися определили христианские добродетели, проявленные святыми.

Занятие способствовало пробуждению у учащихся стремления духовно совершенствоваться, нахождению способов решения проблем, не противоречащих основам христианской жизни, формированию ценностного отношения к святыням своей страны, внимательному отношению к людям с ограниченными возможностями.

Выступили: учитель ОПК МБОУ Тарасовской СОШ №1 Лепехина Т.В., которая сказала, что появление в школах области предмета «Православная культура» благоприятно отражаются на духовно-нравственном воспитании учащихся, но возникает необходимость постоянного совершенствования уровня профессионализма учителя, что ведет к поиску новых форм организации деятельности, что удается делать на своих занятияхъ Алферовой М.В.;

учитель ОПК МБОУ Ефремово-Степановской СОШ Никитина Е.В. отметила, что именно учитель православной культуры должен стать помощником для школьников в восполнении недостатка позитивной информации, научить её искать, учить выбирать, какие книги читать, какие фильмы смотреть, какими сайтами в Интернете пользоваться в ходе учебной и самообразовательной работы, выразила благодарность руководителю РМО в оказании методической помощи.

По второму вопросу слушали учителя ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферова М.В. с докладом и презентацией о роли системно-деятельностного подхода в реализации духовно-нравственного воспитания. М.В.Алферова дала определение понятию «Системно-деятельностный подход», указала на основные акценты в данной организации учебного процесса, отметила, что ключевое место занимает категория «деятельности», рассказала о системе дидактических принципов и технологии деятельностного метода.

Третий вопрос - обсуждение предложенных рекомендаций, подведение итогов работы секции.

1. Учителям православной культуры в своей педагогической деятельности использовать опыт работы учителя ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферовой М.В.

2. Принять к сведению информацию докладчика об использовании различных технологий обучения на основе реализации системно-деятельностного подхода.

3. Активизировать работу по вопросам изучения теории и истории православной культуры, стремиться, помимо обязательного минимума по предмету, знакомить учащихся с произведениями писателей, поэтов, композиторов, работать с заданиями творческого характера, предполагающих связь Православной культуры с различными видами искусств.

Руководитель РМО: М.В.Алферова

ПРОТОКОЛ №3

заседания районного методического

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 10

Повестка заседания:

1. Представление опыта работы. Открытый урок «Свирский чудотворец».

Григорова В.А.

2. Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС

Григорова В.А. – учитель ОПК МБОУ Роговской СОШ

Семыкина В.А. – методист отдела образования

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу представила опыт работы, дав открытый урок в 6 классе, учитель ОПК МБОУ Роговской СОШ Григорова Валентина Александровна. Она представила приёмы подачи нового материала при

изучении жития преподобного Александра Свирского, при этом

использовала разные формы работы (индивидуальную, парную, групповую),