На этой странице читайте текст "Сказка про лентяя" Самуила Маршака, написанный в 1922 году.

В одном действии

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Отец.
Рыболов.
Сын-лентяй.
Сторож.
Дровосек.
Старик.
Каменотес.

Столб с надписью "Большая дорога".

ОТЕЦ (выводя, сына на дорогу). Вот большая дорога. Иди, куда хочешь. Довольно тебе на печи сидеть и даром отцовский хлеб есть.
ЛЕНТЯЙ. Твоя правда, батюшка! Только куда мне идти? Я лучше здесь, на камушке, посижу.
ОТЕЦ. Что зря сидеть будешь? Займись делом.
ЛЕНТЯЙ. А я, батюшка, посижу и подумаю, каким делом заняться.
ОТЕЦ. Ты уже двадцать лет сидел, а ничего не выдумал. Ну, ладно, посиди еще часок да подумай. А я потом приду и посмотрю. Коли ничего не придумаешь, я тебя утоплю!
ЛЕНТЯЙ. Ладно, топи! Твоя воля! (Кланяется в ноги.)

Отец уходит.

Придумал! Ворон считать буду! Одна, две, три… Вон их сколько налетело! Четыре, пять… Ишь разлетаются, на месте не сидят, считать трудно… Шесть, семь, восемь… Эх, ошибся, осьмая галка была! (Машет рукой.) Кш, пошла прочь! Девять, десять…

Идет Дровосек.

ДРОВОСЕК. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считаю.
ДРОВОСЕК. Хорошее дело, а много ли тебе платят за это?
ЛЕНТЯЙ. Ничего не платят!
ДРОВОСЕК. Значит, дело это невыгодное. Иди лучше ко мне на службу.
ЛЕНТЯЙ. А ты что делаешь?
ДРОВОСЕК. Дрова рублю.
ЛЕНТЯЙ. А как ты их рубишь?
ДРОВОСЕК. А вот так! (Показывает.)
ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не нравится.
ДРОВОСЕК. А чем она плоха?
ЛЕНТЯЙ. Стоя работать надо. Ноги устанут.
ДРОВОСЕК. Ну, ищи себе дела полегче! (Уходит.)

Появляется Каменотес.

КАМЕНОТЕС. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.
КАМЕНОТЕС. А что ты умеешь делать?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать, дрова рубить.
КАМЕНОТЕС. Отчего же ты этого не делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать — невыгодно, дрова рубить — стоять надо, ноги устанут.
КАМЕНОТЕС. Иди ко мне на службу. Я сидя работаю.
ЛЕНТЯЙ. А как ты работаешь?

Каменотес садится и начинает стучать молотком по камню.

Нет, эта работа мне не годится. Спина заболит.
КАМЕНОТЕС. Ну, ищи работы полегче. (Уходит.)

Появляется Рыболов.

РЫБОЛОВ. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.
РЫБОЛОВ. А что ты умеешь делать?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать, дрова рубить, камни тесать.
РЫБОЛОВ. Отчего же ты этого не делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать — невыгодно, дрова рубить — стоять надо, ноги устанут, камни тесать — спина заболит!
РЫБОЛОВ. Ну, иди ко мне на службу. У меня работа легкая: закидывай удочку да жди, пока клюнет.
ЛЕНТЯЙ. Это работа хорошая. А долго ли ждать приходится?
РЫБОЛОВ. Иной раз целый день просидишь.
ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не нравится. Я днем спать люблю.
РЫБОЛОВ. Не нравится, так и не надо. Ищи работы полегче! (Уходит.)

Появляется Сторож с колотушкой.

СТОРОЖ. Здравствуй, Лентяй! Что ты делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.
СТОРОЖ. А что ты умеешь делать?
Лентяй. Ворон считать, дрова рубить, камни тесать, рыбу ловить.
СТОРОЖ. Отчего же ты этого не делаешь?
Лентяй. Ворон считать — невыгодно, дрова рубить — стоять надо, ноги устанут, камни тесать — спина заболит, рыбу ловить — днем спать нельзя!
СТОРОЖ. Иди ко мне на службу. Я целый день сплю.
ЛЕНТЯЙ. Целый день? Вот это хорошо. А когда же ты работаешь?
СТОРОЖ. Ночью. Хожу и сторожу.
ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не подходит, я и ночью спать люблю!
СТОРОЖ. Эх ты, Лентяй! Ищи себе другого хозяина! (Уходит.)

Появляется Отец.

ОТЕЦ. Ну, что, Лентяй, придумал какое-нибудь дело?
ЛЕНТЯЙ. Придумал, батюшка, придумал!
ОТЕЦ. Что же ты умеешь делать?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать, дрова рубить, камни тесать, рыбу ловить, людей сторожить.
ОТЕЦ. Что же ты этого не делаешь?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать, батюшка, невыгодно, дрова рубить — стоять надо, ноги устанут, камни тесать — спина заболит, рыбу ловить — днем спать нельзя, людей сторожить — ночью спать нельзя!
ОТЕЦ. Эх ты, Лентяй, Лентяй! Никакого проку из тебя не выйдет! Пойдем, я тебя в речке утоплю!
ЛЕНТЯЙ. А далеко ли идти?
ОТЕЦ. Нет, недалеко. Мы с тобой через речку проходили, когда сюда шли.
ЛЕНТЯЙ. Ты бы раньше и топил, а то теперь назад возвращаться!
ОТЕЦ. Наклонись, я тебе к шее камень привяжу! (Привязывает большой камень.)
ЛЕНТЯЙ. Ох, и хлопот же с вами!

Появляется Старик.

СТАРИК. Постой, зачем ты ему на шею камень привязываешь?
ОТЕЦ. Топить хочу.
СТАРИК. За что топить?
ОТЕЦ. Работать не хочет, а кормить его нечем.
СТАРИК. Жаль мне молодца. Отдай его мне, я его кормить буду!
ЛЕНТЯЙ. А чем кормить будешь?
СТАРИК. Вот мешок сухарей. Будешь их в воде мочить и есть.
ЛЕНТЯЙ. Еще мочить!
СТАРИК (отцу). Ну, земляк, век я на свете прожил, а такого лентяя не видывал. Топи его, да поскорее!
ОТЕЦ (Лентяю). Вставай же, пойдем.
ЛЕНТЯЙ. А куда?
ОТЕЦ. Да к речке!
ЛЕНТЯЙ. Пешком не пойду. Коли хочешь топить, вези меня либо на руках неси!
ОТЕЦ. Как же я тебя понесу? Мне тебя не поднять!
ЛЕНТЯЙ. Людей на помощь позови!
ОТЕЦ. Ох, беда с тобой! (Оглядываясь по сторонам.) Эй, люди добрые! Помогите ленивого сына в реке утопить.

ДРОВОСЕК
КАМЕНОТЕС (появляясь). Отчего не помочь!
РЫБОЛОВ Поможем! Чай, соседи!
СТОРОЖ

(Поднимают Лентяя и поют.)

Мы несем Лентяя к речке!
Век свой прожил он на печке!
Все просил он есть да пить!
Мы несем его топить!

ЛЕНТЯЙ. Ну, несите, несите, да не больно трясите! Хоть напоследок на вас покатаюсь… Прощайте, люди добрые, не поминайте лихом!
ОТЕЦ. Ты бы, Лентяй, шапку снял, с людьми прощаясь!
ЛЕНТЯЙ. Вот еще — стану я шапку снимать! И так ладно будет! Прощайте, люди добрые!

Все уходят, за исключением Старика.

СТАРИК (один). Ай-ай-ай, — жалко парня! Утопят его. Вот до чего леность доводит!

Лентяй возвращается.

ЛЕНТЯЙ. Исправился!
СТАРИК. Ах ты, милый мой! Неужто и вправду исправился? Ну, садись, снимай камень с шеи! Тяжело небось тебе?
ЛЕНТЯЙ. Как не тяжело! (Пробует снять камень.) А пускай его висит! Еще веревку развязывать… Ничего, привыкну!
СТАРИК. А что ты теперь, голубчик, делать будешь?
ЛЕНТЯЙ. Работать буду.
СТАРИК. Вот молодец какой! А за какую же ты работу возьмешься?
ЛЕНТЯЙ. Ворон считать буду!
СТАРИК. А прок-то какой в этом?
ЛЕНТЯЙ. Проку-то нет, да зато и хлопот мало! Сиди себе на камне да считай… Ишь ты, сколько их налетело! Одна, две, три, четыре… Кш! (Машет шапкой.)

Примечание:

Пьеса "Сказка про лентяя" впервые опубликована с подзаголовком "В 1 действии" в книге: "Васильева Е. и Маршак С., Театр для детей", 1922 год.

15.02.2016

Когда наступила зима, ежик Буль очень радовался снегу. Он катался на санках с высокой горки, играл с Медвежонком в снежки и кушал сочные мандарины. А вечером уставшему от дневных игр ежику мама рассказывала интересные истории. Многие из них она помнила наизусть, а некоторые находила в интернете. Нашла она там и сказку про лень, которая очень помогла ежику.

Как Булю сказку про лень рассказали

Однажды утром Буль проснулся и увидел, что все дорожки к их уютному домику так занесло снегом, что нельзя выйти на улицу. Из-за этого школу закрыли на карантин, и ежику нужно было остаться дома совсем одному.

Буль проснулся, когда родителей уже ушли на работу. На столе его ждал вкусный завтрак. Покушав, ежик принялся думать, чем бы ему заняться. Конечно, нужно было помыть тарелку, но ежику не хотелось мочить лапки. Он достал свои игрушки, но играть одному было скучно. Буль бросил на полу свои машинки. Он бродил по дому, а потом уснул.

Ежик проспал целый день и всю ночь. А когда утром его разбудила мама, Булю вдруг стало лень вставать. Ему не хотелось одеваться, чистить зубы и застилать постель. Ежик даже не захотел пойти в гости к Медвежонку. А ведь он был его лучшим другом!

Буль, ты плохо себя чувствуешь? — спросил у него вечером папа.

Ежик признался, что у него нет температуры, но почему-то не хочется ничего делать. Тогда папа сказал ему:
— А давай будем сказку про лень читать.

Папа рассказывает сказку

«Давным-давно, когда наш лес был совсем маленьким, в него пришла маленькая девочка. На ней было платье с пятнами от варенья, а одна косичка растрепалась. Девочка села на пенек и просидела на нем весь день. К ней прибежал бельчонок и позвал играть вместе с ним. Но девочка отказалась. Не пошла она и с зайчонком, отказала и медвежонку. Ее протяжные вздохи разносились по лесу и тревожили его обитателей. Под эти звуки детям не хотелось играть, а их мамам расхотелось печь вкусные пироги. Папы не пошли на работу. Все обитатели леса ничего не делали. Совсем скоро в их домиках стало грязно, а в холодильниках — пусто. Лесные жители загрустили».

— Буль, эту девочку звали Лень. Она приходит, когда ты говоришь, что тебе скучно.
— Как же они ее прогнали, папа?

Папа-еж улыбнулся:
— Они ее не прогоняли. Мама Зайчонка увидела, что все грустят и ленятся. И она решила испечь свой фирменный вишневый пирог. А он пах так вкусно, что девочка пошла на его аромат. Ей пообещали кусочек, если она причешется и постирает свое платьице. Девочка сначала отказалась, но мама Зайчонка положила к пирогу шарик мороженого. Девочка не смогла устоять и привела себя в порядок.

Когда она чистенькая и красивая пришла на кухню, на личике ее играла улыбка. Девочке больше не хотелось грустить. Она съела пирог и даже помыла за собой тарелку.

— Так все дело в вишневом пироге? — спросил ежик.
— Нет, Буль. Когда приходит лень, ей нельзя поддаваться. Нужно почистить зубки и помочь маме. Понимаешь, ежики и другие лесные жители счастливы только тогда, когда они что-то делают. Поэтому папы ходят на работу, дети в школу, а мамы пекут пироги.

Буль все понял, и ему стало очень стыдно. Он решил скачать сказку про лень и прочитать ее всем своим школьным друзьям.

На следующее утро он проснулся очень рано, заправил кроватку, почистил иголочки и заварил маме с папой чай. А потом он побежал к Медвежонку и больше уже никогда не ленился!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

В одном действии

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Сын-лентяй.

Дровосек.

Каменотес.

Столб с надписью “Большая дорога”.

ОТЕЦ (выводя, сына на дорогу). Вот большая дорога. Иди, куда хочешь. Довольно тебе на печи сидеть и даром отцовский хлеб есть.

ЛЕНТЯЙ. Твоя правда, батюшка! Только куда мне идти? Я лучше здесь, на камушке, посижу.

ОТЕЦ. Что зря сидеть будешь? Займись делом.

ЛЕНТЯЙ. А я, батюшка, посижу и подумаю, каким делом заняться.

ОТЕЦ. Ты уже двадцать лет сидел, а ничего не выдумал. Ну, ладно, посиди еще часок да подумай. А я потом приду и посмотрю. Коли ничего не придумаешь, я тебя утоплю!

ЛЕНТЯЙ. Ладно, топи! Твоя воля! (Кланяется в ноги.)

Отец уходит.

Придумал! Ворон считать буду! Одна, две, три… Вон их сколько налетело! Четыре, пять… Ишь разлетаются, на месте не сидят, считать трудно… Шесть, семь, восемь… Эх, ошибся, осьмая галка была! (Машет рукой.) Кш, пошла прочь! Девять, десять…

Идет Дровосек.

ДРОВОСЕК. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?

ЛЕНТЯЙ. Ворон считаю.

ДРОВОСЕК. Хорошее

Дело, а много ли тебе платят за это?

ЛЕНТЯЙ. Ничего не платят!

ДРОВОСЕК. Значит, дело это невыгодное. Иди лучше ко мне на службу.

ЛЕНТЯЙ. А ты что делаешь?

ДРОВОСЕК. Дрова рублю.

ЛЕНТЯЙ. А как ты их рубишь?

ДРОВОСЕК. А вот так! (Показывает.)

ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не нравится.

ДРОВОСЕК. А чем она плоха?

ЛЕНТЯЙ. Стоя работать надо. Ноги устанут.

ДРОВОСЕК. Ну, ищи себе дела полегче! (Уходит.)

Появляется Каменотес.

КАМЕНОТЕС. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?

ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.

КАМЕНОТЕС. А что ты умеешь делать?

КАМЕНОТЕС. Отчего же ты этого не делаешь?

КАМЕНОТЕС. Иди ко мне на службу. Я сидя работаю.

ЛЕНТЯЙ. А как ты работаешь?

Каменотес садится и начинает стучать молотком по камню.

Нет, эта работа мне не годится. Спина заболит.

КАМЕНОТЕС. Ну, ищи работы полегче. (Уходит.)

Появляется Рыболов.

РЫБОЛОВ. Здравствуй, Лентяй. Что ты делаешь?

ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.

РЫБОЛОВ. А что ты умеешь делать?

РЫБОЛОВ. Отчего же ты этого не делаешь?

РЫБОЛОВ. Ну, иди ко мне на службу. У меня работа легкая: закидывай удочку да жди, пока клюнет.

ЛЕНТЯЙ. Это работа хорошая. А долго ли ждать приходится?

РЫБОЛОВ. Иной раз целый день просидишь.

ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не нравится. Я днем спать люблю.

РЫБОЛОВ. Не нравится, так и не надо. Ищи работы полегче! (Уходит.)

Появляется Сторож с колотушкой.

СТОРОЖ. Здравствуй, Лентяй! Что ты делаешь?

ЛЕНТЯЙ. Работы ищу.

СТОРОЖ. А что ты умеешь делать?

СТОРОЖ. Отчего же ты этого не делаешь?

СТОРОЖ. Иди ко мне на службу. Я целый день сплю.

ЛЕНТЯЙ. Целый день? Вот это хорошо. А когда же ты работаешь?

СТОРОЖ. Ночью. Хожу и сторожу.

ЛЕНТЯЙ. Нет, твоя работа мне не подходит, я и ночью спать люблю!

СТОРОЖ. Эх ты, Лентяй! Ищи себе другого хозяина! (Уходит.)

Появляется Отец.

ОТЕЦ. Ну, что, Лентяй, придумал какое-нибудь дело?

ЛЕНТЯЙ. Придумал, батюшка, придумал!

ОТЕЦ. Что же ты умеешь делать?

ОТЕЦ. Что же ты этого не делаешь?

ОТЕЦ. Эх ты, Лентяй, Лентяй! Никакого проку из тебя не выйдет! Пойдем, я тебя в речке утоплю!

ЛЕНТЯЙ. А далеко ли идти?

ОТЕЦ. Нет, недалеко. Мы с тобой через речку проходили, когда сюда шли.

ЛЕНТЯЙ. Ты бы раньше и топил, а то теперь назад возвращаться!

ОТЕЦ. Наклонись, я тебе к шее камень привяжу! (Привязывает большой камень.)

ЛЕНТЯЙ. Ох, и хлопот же с вами!

Появляется Старик.

СТАРИК. Постой, зачем ты ему на шею камень привязываешь?

ОТЕЦ. Топить хочу.

СТАРИК. За что топить?

ОТЕЦ. Работать не хочет, а кормить его нечем.

СТАРИК. Жаль мне молодца. Отдай его мне, я его кормить буду!

ЛЕНТЯЙ. А чем кормить будешь?

СТАРИК. Вот мешок сухарей. Будешь их в воде мочить и есть.

ЛЕНТЯЙ. Еще мочить!

СТАРИК (отцу). Ну, земляк, век я на свете прожил, а такого лентяя не видывал. Топи его, да поскорее!

ОТЕЦ (Лентяю). Вставай же, пойдем.

ЛЕНТЯЙ. А куда?

ОТЕЦ. Да к речке!

ЛЕНТЯЙ. Пешком не пойду. Коли хочешь топить, вези меня либо на руках неси!

ОТЕЦ. Как же я тебя понесу? Мне тебя не поднять!

ЛЕНТЯЙ. Людей на помощь позови!

ОТЕЦ. Ох, беда с тобой! (Оглядываясь по сторонам.) Эй, люди добрые! Помогите ленивого сына в реке утопить.

ДРОВОСЕК

КАМЕНОТЕС (появляясь). Отчего не помочь!

РЫБОЛОВ Поможем! Чай, соседи!

(Поднимают Лентяя и поют.)

Мы несем Лентяя к речке!

Век свой прожил он на печке!

Все просил он есть да пить!

Мы несем его топить!

ЛЕНТЯЙ. Ну, несите, несите, да не больно трясите! Хоть напоследок на вас покатаюсь… Прощайте, люди добрые, не поминайте лихом!

ОТЕЦ. Ты бы, Лентяй, шапку снял, с людьми прощаясь!

ЛЕНТЯЙ. Вот еще – стану я шапку снимать! И так ладно будет! Прощайте, люди добрые!

Все уходят, за исключением Старика.

СТАРИК (один). Ай-ай-ай, – жалко парня! Утопят его. Вот до чего леность доводит!

Лентяй возвращается.

ЛЕНТЯЙ. Исправился!

СТАРИК. Ах ты, милый мой! Неужто и вправду исправился? Ну, садись, снимай камень с шеи! Тяжело небось тебе?

ЛЕНТЯЙ. Как не тяжело! (Пробует снять камень.) А пускай его висит! Еще веревку развязывать… Ничего, привыкну!

СТАРИК. А что ты теперь, голубчик, делать будешь?

ЛЕНТЯЙ. Работать буду.

СТАРИК. Вот молодец какой! А за какую же ты работу возьмешься?

СТАРИК. А прок-то какой в этом?

ЛЕНТЯЙ. Проку-то нет, да зато и хлопот мало! Сиди себе на камне да считай… Ишь ты, сколько их налетело! Одна, две, три, четыре… Кш! (Машет шапкой.)

Занавес…

Сказка про лентяя (пьеса)

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки .

В литературе различных стран традиционно существует множество сказок (народных и литературных) о добрых и злых, сильных и подлых, храбрых и глупых... В их числе сказки о ленивых людях. Наверное, это неслучайно, потому что лень - одно из наиболее «воспеваемых» свойств человеческой натуры наряду с храбростью, ловкостью, хитростью. Причем некоторые сказки о ленивых людях восхищаются этим качеством вполне буквально. А в некоторых просто даже популярны персонажи, не любящие трудиться.

Русские сказки про ленивых людей. Названия и персонажи

Среди русских народных творений яркий пример - «По щучьему велению». Емеля, главный герой сказки, уж точно - само олицетворение данного человеческого свойства. Народное произведение повествует о человеке, не желающем работать, целыми днями лежащем на русской печи (некоторые исследователи народного творчества рассматривают печь как символ лени-матушки). Что происходит дальше? Емеля случайно вылавливает щуку, которая за свое освобождение предлагает главному герою исполнение всех его желаний «по щучьему велению». Идут домой ведра, не расплескав воды. Едут сани сами. А далее на русской печке Емеля приезжает к самому царю, где при помощи щучьего волшебства заставляет Марью-царевну полюбить его. Возмущенный царь приказывает закатать в бочку молодых. Но и здесь удача на стороне Емели. «По щучьему велению» снова все образуется как нельзя лучше: Емеля не только чудесно спасается вместе с царевной, но и становится богатым и красивым (а сам царь его уже признает и боится).

«Ленивая жена»

Но русские сказки о ленивых людях не только воспевают это свойство человеческого характера. В некоторых из них, например, «Ленивой жене», лень осуждается, и человек, поступающий подобным образом, подлежит нареканию и наказанию. Данное произведение повествует о жене, которая не работала по дому, не ткала, как другие женщины (как было принято). От своих обязанностей ленивая жена постоянно отлынивала и оправдывалась. Тогда муж решил проучить нерадивую супругу и сделал вид, что помер. А похоронить-то мужа не в чем! Ведь ленивая жена ничего не наткала. Сначала она обматывает мужа нитками, затем покрывалами, принесенными другими. И тут-то он неожиданно «воскресает». Жена напугана, наказана и теперь ткет полотно, как все послушные женщины.

Литературные сказки

Не только в русском фольклоре сказки про ленивых людей (названия их у всех на слуху: «12 месяцев», «Морозко», «Два Мороза») пользовались огромной популярностью. К примеру, великий русский поэт А. С. Пушкин внес большой вклад в данный литературный жанр. Стихотворную сказку «О попе и его работнике Балде» по праву можно считать одним из лучших произведений на эту тему. Кстати, будет интересным узнать, что в основу литературного произведения, написанного Пушкиным, лег народный фольклор «Батрак Шабарша» (изданный и записанный собирателем сказок Афанасьевым). В стихах поэта противопоставлены работящий Балда и ленивый хозяин - поп. Батрак исполняет все прихоти служителя культа взамен на еду и расчет в конце: три щелчка по лбу. Балда - умелый, храбрый, сильный, такой, что и чертей может перебороть. Поп - хитрый, ленивый, жадный. Но возмездие для него не за горами. Балда требует оговоренной оплаты, и ленивому хозяину приходится подставлять свой лоб для щелчков, которых он не выдерживает и помирает.

Названия известных сказок о ленивых людях

У многих народов существуют такие произведения - литературно обработанные и фольклорные. К ним можно отнести японское произведение «Веер Тэнгу», французского «Кота в сапогах» (литературно пересказанного Шарлем Перро), гриммовского «Ленивого Гейнца», индийскую сказку «О ленивой кукушке», башкирскую «О ленивой девочке» и многие другие. Обо всех данных произведениях можно сказать, что это сказки о ленивых людях.

Вот, говорят, мол, любимые герои русских сказок (Иван-дурак, Балда, Емеля) – это лентяи и дураки. Да и вообще принято у нас как-то смотреть на наши народные сказки несколько свысока, мол – чепуха какая-то, дурацкие сказки, одна нелепица.

Но думать так большая ошибка. В первую очередь потому, что так русские народные сказки видятся только с нашей, взрослой точки зрения.

А вот если смотреть на этих героев глазами не взрослых, а детей – то эти сказки вовсе не про лентяев и дураков, а ПРО НИХ САМИХ!!!

Хотите доказательств? Понаблюдайте за реакцией на эти сказки у ваших детей.

Хотите знать, что чувствуют ДЕТИ, когда слушают сказки про Емелю, Балду и Ивана-дурака?

1. Во-первых, что главные герои этих сказок им очень близки

– вот именно тем, что тоже совершенно не ориентируются во взрослом мире бесконечных «полезных и нужных» дел. Не вписываются в него. Как и они – пока.

2. Во-вторых, что герои (взрослые!) тоже совершают ошибки

Причем порой настолько глупые и нелепые, чтобы даже маленьким детям было понятно: они ошиблись, попали впросак. Выбрали в оплату труда мешок с песком, а не серебром («Балда»), поехали за дровами и, не справившись с санями, передавили кучу народа («Емеля»), отпустили красивейшую кобылу взамен на горбатого маленького конька («Конек-Горбунек»).

(Кстати, психологи говорят, что маленькие дети ОЧЕНЬ боятся совершить ошибку – особенно в сравнении со взрослым, который всё умеет в сто раз лучше и в детских глазах никогда не оступается. Чем не «умные старшие братья» изо всех сказок?)

3. Ну, а то, что все они сплошь либо бездельники, либо ни к чему не стремящиеся недотепы – так ведь это снова о детях!

Это они не понимают, зачем нужно идти дрова колоть, если не печи лежать так хорошо. Зачем нужно без конца воду носить, лошадей караулить, здесь трудиться, там…

У них еще нет «программы» делать что-то, потому что «надо» — они делают только то, что им хочется и приносит удовольствие. Живут своими нехитрыми желаниями.

И эти сказки им важны стократ. У них огромный психотерапевтический потенциал.

Потому что именно эти сказки успокаивают зарождающиеся в детках тревоги.

Они говорят:

— Смотри, вон он, такой большой дядя, совсем взрослый – а тоже ошибается! Ошибаться – нормально, не бойся ошибок!

— Дорога к настоящей любви всегда трудна – но ты не бойся трудностей, смело преодолевай испытания, как Иван-царевич, и ты обретешь свое счастье (это для мальчиков, конечно, девочек сказки побуждают брать пример с Елены Прекрасной и других девушек-царевен);

— Не бойся доверять своей интуиции, следуй за ней, как Иванушка за клубочком, а девочка Василиса – за советами куколки;

— Следуй за своими чувствами, даже когда разум говорит иное. Погляди: ты думал, что взять мешок с песком было глупо, что Балда проиграл – а он им спас из огня красавицу. Выходит – выиграл!

— Как и Емеле, тебе тоже не нравится, когда старшие просят делать то, что тебе «неохота» — но, во-первых, Емеля все равно делает (значит, и тебе нужно помогать старшим, даже когда вроде не хочется). А во-вторых, когда мы откликаемся на предложения и просьбы других людей, с нами могут происходить чудеса (волшебные кольцо, щука, змейка).

— Быть добрым, честным, искренним, открытым (спрашивать дорогу у всех, всем помогать) – хорошо. Мир помогает тем, кто помогает ему. Воздает за добро добром.

— В мире есть негодяи (обманщики-братья, вороватые Лисы, все разрушающие Змеи Горынычи, жадные злые Кощеи). Но они – исключения, конкретные персонажи. Мир в целом (реки, деревья, животные, Солнце и Месяц, ветер…) – добр, отзывчив, любящ и справедлив. И он всегда поможет тебе победить любое зло. Главное – чтобы ты сам оставался добрым.


4. А еще детки не меряют поступки героев «взрослой справедливостью».

Им не знакомы еще ни Библия, ни Конституция. Это для них пока слишком сложные вещи. Но им очень созвучны чувства героев.

И когда Емеля передавил кучу народа своими санями – они чувствуют, что этого не хотел, что он нечаянно так сделал. «Так же, как я вчера нечаянно толкнул Стасика».

А то, что в лесу он сделал дубинку и на обратном пути та «обломала бока» людям, которых он обидел нечаянно, а они собрались отомстить ему специально, толпой напасть на него одного – так это может вызывать даже ликование. Потому что малыш чувствует, что мстить не справедливо, и что в этом смысле Емеля прав. А еще потому, что сам за себя малыш постоять еще не умеет – и учится у героя защищаться от обидчиков.

(Кстати, в первоначальном варианте сказки Емеля сделал в лесу не булаву, а кукову для переноски дров, вещь полезную для дома. Он же добрый герой, вовсе не мстительный. А уж когда на него напали обиженные горожане, приказал той «обломать им бока». Мне думается, что этот вариант сказки более достоверен. Ну, и нравственен, конечно).

Когда Емеля едет к царю на печи, для взрослого это звучит как высшая степень лентяйства и наглости, для ребенка же – как высшая смелость оставаться собой даже в таких, чрезвычайных и опасных обстоятельствах.

Когда он шепчет про Марью царевну: «Пусть она меня полюбит!», для нас это признак нахальства и оскорбительной халявы, для детей же – знак того, что любят не за что-то, что в ней нет продажности. В ней есть ценность, но нет цены. И что любовь можно просить вот так просто. И что еще более удивительно – ее можно и получить.

Что их вдвоем потом в бочку заковали – значит, что твои желания могут не всем нравиться, и что кое-кто может создать тебе за них серьезные неприятности.

Но также еще и то, что существует сила, которая слышит твои просьбы, и – если ты верен себе, добр и честен – всегда поможет.

Так есть ли «халява» в русских сказках?

Или это «вирус», придуманный теми взрослыми, которые сами не слышали этих сказок детьми?

И кто любимые герои наших сказок – дураки, лентяи, царевичи или… наши с вами дети ? Малыши, для которых, в сущности, эти сказки и писаны…

Так что — читайте их своим крохам смело!

И пусть наши детки растут такими же светлыми и чистыми душой, как и герои русских народных сказок.

P.S. А как ваши дети слушают сказки? Читаете ли вы им русские народные сказки? Что ваши детки говорят о Балде, Емеле и Иване-Дураке, почему они им нравятся (или не нравятся)? На каких героев хотят быть похожими, и почему? Напишите в комментариях!

Скачать выпуск и получить пароль от его статей на сайте можно, кликнув по обложке слева.

Подпишитесь на статьи и видео"фишки" проекта

и то, что Вам по душе!