Способы стать добрым

Фото Shutterstock

На добрых, отзывчивых и милых людях, готовых прийти на выручку, протянуть руку помощи другому человеку, держится любое общество. Доброта и милосердие помогают людям оставаться людьми, как бы высокопарно это ни звучало. При желании и терпении любой человек может овладеть этими достойными качествами. Как это сделать?

Как можно стать добрее и милосерднее

Начните с малого. Все люди разные. Кому-то с самых ранних лет присуща доброта, сопереживание чужой беде, готовность оказать бескорыстную помощь, а кто-то ведет себя совершенно иначе. Тут большую роль играет целая масса факторов, начиная с генетической предрасположенности, заканчивая особенностями воспитания, влиянием людей, с которыми тесно общается человек. Невозможно стать добрым и милосердным по приказу. Однако даже черствый и равнодушный эгоист может измениться в лучшую сторону и захотеть делать добрые дела. Главное – было бы желание.

Во времена СССР был очень популярен лозунг «В жизни всегда есть место подвигу». Немного перефразируя его, можно смело утверждать: «В жизни всегда есть место доброте». Оглянитесь вокруг. Вы наверняка найдете людей, которым требуется ваша посильная помощь. Это может быть кто угодно, например, чета пожилых пенсионеров, живущая по соседству, одинокая мать, растящая маленького ребенка, знакомый, попавший в тяжелую жизненную ситуацию. Уделите им немного времени и внимания, узнайте, не нужно ли чем-то помочь. Например, пожилым соседям можно хоть иногда приносить продукты, лекарства, если им самим тяжело выходить из дому. Пусть даже эта помощь будет весьма скромной, главное, чтобы она была предложена и оказана искренне, от чистого сердца. Вам самому будет приятно осознавать, что вы сделали доброе дело, помогли другим людям. И, скорее всего, вы точно так же будете вести себя в дальнейшем.

Не так уж важно, в какой именно форме выражается ваше участие. Это может быть: - посильная материальная помощь; - физическая помощь (уборка по дому, доставка продуктов, лекарств, присмотр за маленьким ребенком и т.п.); - добрый совет; - моральная поддержка; - бесплатная юридическая консультация и др.

В любом случае вы не только поможете другому человеку, но и сами станете лучше, добрее.

Вы можете получить информацию о людях, нуждающихся в помощи, обратившись в какую-либо благотворительную организацию. Вам наверняка дадут все необходимые контакты и подскажут, какая именно помощь будет наиболее полезной.

Также вы можете помочь детям из детского дома, например, подарив подарки или купив необходимые вещи

Если вы верующий человек и соблюдаете религиозные каноны, вспомните, что все основные мировые религии требуют относиться к другим людям с добром, любовью и справедливостью. Например, христианские заповеди прямо гласят: «Возлюби ближнего как самого себя!» и «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Почему нужно быть добрым и милосердным

Доброта и милосердие идут на пользу человеку. Представьте общество, состоящее сплошь из черствых, безразличных себялюбцев. Где вам не только не приходится рассчитывать на чью-либо помощь, поддержку, но и поминутно надо опасаться козней, недоброжелательных выходок. Захотели бы вы жить среди таких людей? Очень сомнительно.

В природе властвует закон «выживает сильнейший». Там (кроме отдельных, крайне редких исключений) нет места милосердию. Но ведь человек потому и называется разумным, что он живет не только инстинктами. Не зря один мудрец сказал, что о цивилизованности общества можно судить по его отношению к детям и старикам, то есть к самым слабым и беззащитным людям.

Фото Shutterstock

Помогая тем, кто слабее, кто оказался в трудной жизненной ситуации, люди тем самым демонстрируют свои лучшие моральные качества. А сталкиваясь с чужой бедой, зачастую начинают по-другому оценивать и собственную жизнь, и систему ценностей. Те неприятности, проблемы, которые раньше казались существенными, доставляли сильный моральный дискомфорт, на фоне чужого горя могут показаться совершенно незначительными.

Что такое милосердие? Как быть милосердным? В данном материале Вы найдёте список статей, раскрывающих смысл этого явления, а также прочитаете цитаты о нём.

Милосердие: избранные статьи

Как понимать милосердие?

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), заповедует нам Евангелие. Эти слова заставляют задуматься. Ведь не сказал же нам Господь, например: «будьте сильными, как и Отец ваш силен и могуществен». Тем более невозможно представить, чтобы Христос сказал что-нибудь вроде «будьте постниками, как Отец ваш Небесный». Значит, милосердие – это то, что наиболее уподобляет нас Богу, и, с другой стороны, то, что состоит в нашей власти.

Чулпан Хаматова: Будешь ждать благодарности - сразу же сломаешься

Насколько разделение в обществе отразилось на благотворительности? Почему слово «благотворительность» остается для нас незнакомым? Страшно ли сегодня растить детей? Различаются ли люди, живущие в столице и провинции? Об этом и многом другом народная артистка России, соучредитель фонда «Подари жизнь!» Чулпан Хаматова рассказала Правмиру.

Блиц-опрос: Каким должно быть повседневное милосердие?

Что такое повседневное милосердие? Первая ассоциация со словом «милосердие» - помощь в детском доме, интернате, больнице. Но это не всем под силу - как заниматься милосердием семейным людям, у которых работа, дети и постоянная нехватка времени? А ведь бывает и так, что человек готов помогать в больницах и хосписах, но результат такого милосердия – лишь тщеславие в душе. Богоугодна ли такая помощь?

Цитаты о милосердии

Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Ветхий Завет. Притчи Соломона

Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.
Аврелий Августин

Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
Иоанн Златоуст

Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
Иоанн Златоуст

Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
Иоанн Златоуст

Милосердие не бывает чрезмерным
Фрэнсис Бэкон

Ошибочное милосердие не только слабость, но граничит с несправедливостью и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок.
Генри Филдинг

Мы слишком часто препоручаем людей милости Господа и слишком редко сами проявляем милосердие.
Джордж Элиот

Милостыня развращает и подающего и берущего, и сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.
Федор Михайлович Достоевский

Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
Виктор Мари Гюго

Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?
Виктор Мари Гюго

…Источник зла есть тщеславие, а источник добра - милосердие.
Франсуа Рене де Шатобриан

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.
Лев Николаевич Толстой

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.
Лев Николаевич Толстой

Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла к нему вплотную. Трагизм и вместе с тем ирония заключаются в том, что все люди на земле, начиная от диктатора и кончая последним нищим, ведут себя так, будто они будут жить вечно. Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными.

Эрих Мария Ремарк, «Жизнь взаймы»

Время на чтение: 3 мин

Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями. Проявление милосердия присутствует как в благотворительности материальной, так и в духовных дарах, таких как поддержка или понимание заранее порицаемых поступков человека.

Данная черта доступна не каждому в её действенных проявлениях, особенно с развитием технологической части мира, когда все время в виртуальном пространстве и нельзя на собственном опыте прочувствовать беду другого. Она всегда требует отодвинуть не только собственные проблемы и переживания, но также и выделить время, чтобы подарить его другому. Понятие милосердие включает в себя обязательно действенное проявление высказанных переживаний, также может выражаться только в поступках, но редко выражается только в словесной форме.

Что это такое

Разбираясь, что такое милосердие и как отличить его от других духовно одобряемых качеств важно отметить не только желание человека помочь или эмпатийно посочувствовать, но также отсутствие внутренней критики к тому, кому оказывается помощь. Т.е. тот, кто действует из данных побуждений, не будет одновременно поучать или критиковать другого, указывать на его ошибки или показывать правильный путь. Тут скорее заранее работает ощущение, что нуждающийся человек невиновен, раскаялся или совершил что-то не по злому умыслу, а вообще оценка отсутствует как таковая.

В милосердии всегда присутствует жертва, т.е. когда человек даёт немного денег нищему, при этом имея миллионы, то это не милосердие, а вот тот же самый поступок от того, кто считает копейки, чтобы выжить можно отнести к милосердному. Там где много свободного времени и его некуда потратить, и эта личность выбирает участие в благотворительных акциях, есть только желание себя развлечь, безусловно направленное на благое дело. Совершенно иначе обстоит ситуация там, где человек едет помогать в приют после двенадцати часов собственной работы, жертвуя нормальным сном, обедом и отдыхом. Стремление помочь, превосходящее собственные нужны, сила духа понять, что хоть и сам нуждаешься, но можешь и из этого состояния помогать другим – это истинное проявление милосердия.

Но никогда милосердие не является соседством глупости, когда таким человеком будут помыкать – это умение предоставить возможность и стать рядом с тем, у кого трудности в их решении, это попытка показать другие пути и научить, если об этом попросят. Когда другой только пользуется помощью, а её все продолжают оказывать, то скорее речь может идти о созависимых отношениях, где один служит моральным или материальным «донором», а на деле там нет помощи, поскольку в ней никто и не нуждается, а требуется только постоянное вливание энергии.

Отсутствует при проявлении милосердия не только материальная выгода, но прежде всего моральная, проявляющаяся в желании получить благодарность или хвалу от других. В нём нет эгоизма, который может проявляться в совершении благих дел ради собственной репутации, подкармливания эго или раздувания личной важности. Но оно всегда несёт спокойствие и благость собственной душе того, кто поступает милосердно, т.к. у него просто нет моральной возможности поступить иначе. Также тот, кто милосерден, получает уникальную возможность меньше гневаться, ведь нет осуждения другого и представления, как тот должен себя вести. Это принятие мира таким, какой он есть, с негативными моментами и личной возможностью их исправить. Чем больше таких проявлений, тем проще становится общение на любом уровне, тем легче складываются отношения, а в итоге человек получает помощь, не ожидая её. Это очень важный момент, что всё равно получит именно потому, что помогает другим не ради собственной выгоды. А тот, кто делает добро, надеясь, что в любой ситуации ему все ринутся на выручку чаще всего остаётся один, потому что в самом начале побуждения была корысть.

Милосердие не является врождённой чертой и приобретается только в социуме, причём определённой направленности, где с раннего возраста человеку прививается доброжелательность, снисхождение, бескорыстие и стремление помогать ближнему. В любой группе присутствует стремление к взаимопомощи, даже у животных, но там оно продиктовано биологической необходимостью держаться вместе, что помогает стае выжить. В таких вариантах, если особь совершает проступок, то может быть наказана или изгнана, милосердие же может действовать в ущерб другим, против , но ради блага другого.

В целом данная черта считается положительной и духовной, но может порицаться другими членами общества в тех ситуациях, когда, по их мнению, оступившийся, не заслуживает помощи или поддержки. Оно может объясняться глупостью или наивностью, незаслуженным уважением или недальновидностью, но в любом из этих вариантов отсутствует гуманное отношение к окружающим, а присутствует только страх и погоня за собственной безопасностью или выгодой.

В религиозных конфессиях различного уровня проявление милосердия считается одной из духовных практик, показывающих не только любовь к конкретному человеку, но к божеству через заботу о его творении. Именно поэтому в верующей среде такие поступки самоотречения всегда воспринимаются благосклонно, а в наиболее ярких вариантах даже канонизируются.

Проблема милосердия

Милосердие вызывает всё больше споров, когда речь заходит о его влиянии на глобальное развитие общества. Те, кто придерживается духовной направленности, независимо от веры или её отсутствия, говорят о том, что именно такие черты сохраняют что-то человеческое и дают всем людям шанс. Это своеобразный маркер того, с чем мы все отличаемся от животных, и чем больше милосердия в человеке, тем больше он приближён к духовному миру, где возможны трансформации .

Но существует и ряд особенностей, например проблема милосердия по отношению к преступникам, когда человеческая душа раздваивается в своих порывах. Наказывать – немилосердно, такая прерогатива отдана только высшему разуму и собственной совести человека, но, к сожалению, любая система (а социум является именно системой) требует строгого соблюдения правил для её общего существования. Одним из способов заставить соблюдать такие правила является именно наказание, наиболее ярко проявляющееся в системе судового законодательства.

Этот и другие вопросы можно решить не только чётким установлением правил и их слепым соблюдением, но руководствуясь принципом отношения к другим с позиции, как бы хотелось, чтобы поступали с самим человеком. Это применяется в действенном мире, когда наблюдая раскаяние или то, что человек исправляется, ему дают амнистию. Это же присутствует, когда родители наказывают ребёнка, но не для проявления жестокости, а с заботой о нём и вовремя чувствуют, когда необходимо остановиться, пока такая забота не стала причиной серьёзной травматизации психической сферы личности.

Исключить милосердие ради справедливости не представляется возможным, поскольку именно оно даёт возможность построения гуманного мира и гармоничных отношений на индивидуальном уровне. Это та черта, которая поможет самому человеку в трудную минуту, потому что все оступаются или совершают нелицеприятные поступки по незнанию или преднамеренно, потом раскаявшись.

Исключительная справедливость без участия сердца, любви, снисхождения всегда приравнивается к жестокости, т.к. то, что объяснимо логикой не всегда является таковым с позиции чувствования. Кроме того, что помощь и возможность развития получает нуждающийся, ему также предоставляется возможность относиться к другим милосердно, почувствовав на собственном опыте, как это важно. Таким образом, гуманная стратегия поведения может распространяться среди людей, минимизируя количество применения силы, гнева, войн и прочих негативных и изматывающих проявлений для психики. Принцип личной выгоды оказывается работающим только в первое время, пока не наступают отдалённые последствия, когда отдаляются люди, исчезает доверие и возвращается справедливость, лишённая сочувствия.

Понимая необходимость таких поступков, многие пытаются выражать ложное милосердие, оказывая помощь более похожую на откуп. Когда проще выслать денег, чем приехать к человеку, нуждающемуся не столько в лечении, сколько в общении или когда кормят голодных животных излишками собственных продуктов, а не в ситуации собственной нехватки. Милосердие не должно проявляться именно через собственные страдания, но проблема современности в погоне за духовностью и мнимым её наличием – все стремятся её демонстрировать ради поощрения или принятия в кругах, кому-то это льстит, а кто-то делает из чувства долга. Это также является не проблемой милосердия не как категории, но как способа его проявления, возможности искренности и настоящего участия души.

Примеры милосердия

Абстрактное описание качества человеческой личности не всегда доступно пониманию без приведённых жизненных примеров. Примерами со стороны веры могут быть случаи наставления на путь истинный, не только в контексте соблюдения предписаний или почитания богов, а избавляя от невежества и заблуждений. Порой простой разговор, объясняющий, как что происходит в этом мире, помогал людям значительно больше, чем наказания и стандартные призывы верить в высшие силы. Священники, которые позволяли себе гнев, но из благих побуждений и общались с грешниками из сочувствия и милосердия, как с неразумными детьми, продолжая помогать и наставлять их, несмотря на ошибки, являются примером бескорыстной заботы.

Похожие вещи случаются и за рамками конфессий, когда какое-либо человеческое непонимание устранялось добрым уроком, собственным примером или просвещением. Так родители учат детей, обычные прохожие, оказывая услугу, показывают, что есть доброта, а учителя, преподнося новые знания, устраняют возможность совершения ошибок по незнанию.

Многое в милосердии обучения и наставления направлено не на помощь, когда ситуация уже требует спасения, а когда ещё можно предотвратить тяжёлые времена.

Милосердие проявляется в словах утешения тех, кто пребывает в отчаянии или кому больно от произошедших событий – это возможность найти правильные слова, помогающие человеку отыскать силы вернуть веру. Это вера в собственные силы упавшего, в его возможность встать с колен и продолжить путь без лишней помощи и костылей. Так не инвалидизируют травмированных, и они начинают бороться за развитие своих возможностей, так дают надежду потерявшим близких и они начинают действовать ради главных идей.

Внутренняя работа является милосердием. Когда кого-то прощают за обиды искренне, иногда про себя, даже не говоря это в лицо, или когда молятся за человека, совершившего зло или находящегося в сложной ситуации. Это те моменты, когда вообще никто кроме самого милосердного не знает, что происходит у него внутри, но это меняет дальнейшее взаимодействие. Но милосердие это не только нужные слова или внутренняя работа, это также поступки или не совершение некоторых. К недеяниям относится умение не отвечать злом на зло, а наоборот видеть причину такого поведения (часто люди агрессивны из-за собственной боли, обижают, потому что сами обижены). Чем меньше будет грубого ответа на грубость, тем меньше этого становится на земле.

К милосердным действиям относится практическая помощь там, где это необходимо. Можно накормить голодного вместо того, чтобы жертвовать ему деньги (возможно, их просят на алкоголь) или дать воды жаждущему. Простые вещи, поддерживающие жизненные функции являются основополагающими. Когда человек помнит о бездомных и отдает им свою одежду, а не выкидывает или когда отдает то, что еще носил бы сам, но понимание, что имеет две пары рубашек, заставляет отдать одну нуждающемуся.

Дать приют путешествующему, или подвезти голосующего на трассе, посетить больного, заключенного, ограниченного в передвижении – это все важнее, чем многотысячные пожертвования в благотворительные фонды, поскольку касаются непосредственной ситуации и конкретных людей.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Отвечают полицейский, студент-медик из Малайзии, «Владимир Ленин», школьница, писатель, офицер, израильский инженер на пенсии, историк философии, начальник юридического отдела из Челябинска. Опрос на улицах Москвы показал, что милосердия не хватает всем, но люди понимают это слово по-разному.

Павел, 24 года, полицейский

– Что для вас милосердие?
– Это доброта.

– Нужно ли в современном мире милосердие?
– Конечно, нужно, потому что мир стал жестоким. Люди стали более эгоистичными, это проявляется в жадности каждого отдельного человека. Потому что каждый человек хочет выжить в данной среде и не хочет помочь другому. А помогать нужно всем.

– Даже тем, кто сам виноват в своей беде, например алкоголикам?
– Если человек неизлечим, то это же не значит, что ему нельзя помочь.

– Приходилось ли вам сталкиваться с милосердием в своей жизни.
– Я сирота, и родственники взяли меня в семью и довольно сильно мне помогли в плане воспитания, становления идей, мыслей и мечты на будущее. Для меня это много значило. Если потеряешь обоих родителей, то нет особого желания к чему-то стремиться.

– В вашей работе есть место милосердию?
– Вот поймали мы какого-то преступника, который ограбил человека. А сколько людей пострадали? У кого-то он, может быть, последнее забрал? Его поимка – это милосердие по отношению к тем, кто мог стать следующей жертвой.

– Расскажите какой-нибудь конкретный случай из вашей жизни.
– Была драка на вокзале. Я был одет не по форме и шел по вокзалу, увидел, как незнакомые мне люди дерутся, и я их разнял.
–Как вам это удалось, это же не так просто?
–Ну как, репа то не маленькая.

Игорь, 30 лет, начальник юридического отдела компании по производству насосного оборудования


– Это сострадание не только к близким, но и вообще, ко всем окружающим. Сочувствие, выражающееся в определенной помощи людям в трудные для них моменты.


– Обязательно. Без милосердия никуда. Если у нас в наших сердцах не будет милосердия, то мы и людьми себя считать не имеем права. Без милосердия появляется равнодушие к общим проблемам, человек начинает замыкаться на себе, на своих благах, становится безразличным. Я считаю, у нас такого не должно быть в обществе.


– Я лично и наша компания помогаем детскому дому и дому престарелых в Челябинской области. Мы организуем детские праздники, недавно построили игровые площадки, а в дом престарелых собираем необходимые вещи. Есть группа людей, которые проявляют неравнодушие. Это не только личная вера, но еще и воспитание.

Аравинден, студент-медик из Малайзии

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие – это когда один человек помогает другому, это должно происходить везде. Милосердие нужно, чтобы снять груз с плеч некоторых людей.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– На прошлой неделе я ехал в метро, и одна дама ехала с большой сумкой и не могла спуститься. Она попросила меня о помощи, и я помог ей, а потом пошел дальше. А дальше была еще одна лестница, и я решил дождаться женщины и помочь ей еще раз, и она сказала «спасибо большое».

– В вашей стране больше милосердия?
– Да, конечно. Я живу в России три года. Жизнь людей здесь и в Малайзии сильно отличается. Я не вижу здесь людей, которые помогают окружающим. Между тем, это обычное дело в моей стране, я это видел множество раз. Где бы ты ни был, если у тебя на улице что-то случилось, к тебе подходят и спрашивают «чем могут вам помочь». А здесь люди просто проходят мимо и не обращают внимания, им все равно.

«Владимир Ильич Ленин»

– Что для вас значит милосердие?
– Если жалеть человека, который сам себе вредит, сам себя в гроб загоняет, например, пьяниц, то это не милосердие. Наверное, их не стоит жалеть, потому что они сами выбрали себе дорогу. Но если человек заболел или как-то иначе попал в беду по независящим от него причинам, тогда естественно можно проявить милосердие.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я в своей жизни стараюсь больше надеяться на свои силы и больше сам помогаю, чем мне помогают. Несколько раз было, что и мне помогли, но в основном препятствуют. Здесь, например, наши доблестные органы сделали преступников, таскают и таскают в свое отделение.

Я подарил племяннику квартиру. Дочке оставил другую квартиру. А когда уйду, то сразу осчастливлю большое количество родственников, потому что заработал не Ленине за 20 лет на четыре квартиры и собираю на пятую.

Когда я начинал, то надеялся, что у меня будет собственный самолет – так резво все начиналось. Но вдруг всего этого не стало, поэтому остановился на квартирах.

С меня начали копировать образ, но другим «Ленинам» как-то не везет. Я думал, кто-нибудь меня превзойдет, появится нормальный, достойный Ленин. Когда они приходили, от меня зависело, оставить их здесь или нет – я имел влияние на милицию. По доброте своей я решил ладно, пусть работают. Мало того, дарил им вещи с собственного плеча, то пиджак, то кепку. Но все они начали вместо того, чтобы идти вверх, опускаться, стали алкоголиками. Деньги легкие, под рукой, они их зарабатывают и сразу пропивают. Получилось, что вместо добра я причинил им зло.

Евгения, 16 лет, школьница

– Что для вас значит милосердие?
–Сейчас так мало милосердия и у нас, и везде. Люди помогают только если заболел, например, ребенок, и надо его вылечить, но и то очень мало. Люди становятся злыми, становится меньше добра, мир деградирует.

– Почему вы так думаете?
– Из-за людей, их поступков. Люди и знакомые мне, и незнакомые в интернете смеются над больными, над немощными. Это плохо, и это я считаю злым. Или они говорят в лицо одно, а за спиной могут говорить совсем по-другому, и на самом деле они оказываются совсем другие, скрывают свои эмоции и свой характер.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я помогаю больным детям или могу немного денег подать прохожим на улице или положить в ящик для сбора на какую-нибудь операцию. Могу помогать родным, в том числе душевно. Например, если у них проблема, то можно подсказать решение, а если человек плохо себя чувствует, то помочь ему добрым словом, как-нибудь поддержать. Может, это и есть милосердие?

Сергей Павлович, писатель, бывший энергетик

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие это сложное понятие. Для некоторых людей милосердие – это так, знаете, развлечение. А настоящее милосердие – это когда ты отдаешь последнее и действительно хочешь помочь кому-то.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я писатель и эту тему тоже прорабатывал. За всю жизнь, а она у меня была большая, так чтобы по-настоящему милосердие, такого не было. Доброта была, забота, а милосердия – не было. Милосердие это что-то более высокое.

В мое время люди как-то лучше относились друг к другу. Так воспитывают сегодня – ты должен сам побеждать, быть эгоистом и все пробивать в этой жизни. Основа сегодняшней жизни – конкуренция.

Вот я читал, что Шварценеггер за годы своей актерской карьеры в своих фильмах убил 549 человек. Хотя он не очень много убивал, а больше красовался. Такие фильмы немножко вызывают жестокость. Особенно много в детских играх, непрерывно убивают и убивают. Для многих сейчас убийство человека – это уже так, ничего особенного.

Я четыре года жил на Кубе, там милосердие может быть проявить сложно, потому что все с одинаковым уровнем достатка, но люди там были добрее.

Н., 39 лет, историк философии и религии

– Что для вас значит милосердие?
– Никогда не задумывалась об этом. Русский язык такой богатый. Составное слово – милующее сердце.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– По отношению ко мне – да. С моей стороны – намного реже. У меня, например, очень тяжело заболела мама, у нее нашли рак, и я фактически осталась одна с этой бедой. Я заканчивала институт, поступала в аспирантуру, и денег у меня не было совсем, а оплачивать надо было все.

Я сразу подготовилась к тому, что попаду в страшную передрягу, чуть ли не до продажи квартиры. Все люди, с которыми я встречалась, может быть, видя мой возраст, не взяли с меня ни копейки, все врачи помогали как могли. А когда надо было заплатить очень большие деньги за химиотерапию, они сделали так, что мы смогли получить ее бесплатно.

Я вылечила маму. От меня не потребовалось продавать квартиру, хотя я бы это сделала. Для меня это был колоссальный акт милосердия, абсолютно не банальный. Причем сопли никто не разводил – есть у человека работа, и он ее делал. Очень конкретно, очень спокойно, меня буквально водили за руку по этапам лечения. И я пришла немного в себя. В итоге врачи сохранили не одну, а две жизни.

– Что, вы совсем никому не помогали?
– Почему никому? Что я, совсем урод что ли? Деньги я даю, просто целенаправленно – не нищим, а конкретным людям, которых я знаю. Старым, соседям, близким. Я не совершаю каких-то поступков. Это очень просто, делать какие-то посильные конкретные вещи, без совершения «акта милосердия». Покупаю, например, достаточно дорогие лекарства одинокому человеку, который не может их купить.

Или моя мама лежала в палате, в которой было девять человек. Нет ни санитарок, никого. Приди, помоги, убери, правильно? Все в пыли, убери ты эту пыль, людям дышать легче станет. То есть какие-то элементарные вещи. Не думаю, что это милосердие. С другой стороны, людям полегче стало, доброе слово от меня услышали. Может быть, боль несколько уменьшилась.

Константин, 41 год, офицер

– Что для вас значит милосердие?
– Как гражданин России я считаю, что милосердие – это бескорыстная помощь.

– Нужно ли милосердие и почему?
– Нужно обязательно, потому что оно является одной из основ общества. Если в обществе отсутствует милосердие, то оно само себя погубит. Воины, идущие на войну, должны быть уверены, что если они погибнут, их семьи будут поддержаны. А воины, вернувшиеся с войны, должны быть уверены, что их государство тоже поддержит. Так же и социальные катаклизмы, которые дорого обходятся многим слоям общества.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Конечно. Я долго служил в Азии, приходилось спасать людей, которые попадали в тяжелые ситуации. Мы там служили, места пустынные, поселки через 150-200 километров, а морозы зимой бывают по 30-40 градусов.

Ситуации разные были: техника ломается, местное население, охотники, иногда застревали в глуши, мы их спасали. На стойбищах до сих пор сакманщиками работают без документов славяне, в том числе русские. Они бегут из рабства, их ловят, это ни для кого ни секрет. Беглых мы тоже спасали.

Эйтан Дегани, пенсионер из Израиля, бывший инженер

– Что для вас значит милосердие?
– Это способность одного человека действовать с любовью по отношению к другому человеку или множеству людей, или к животным. Это способность давать другому. Лично для меня милосердие это действовать с личным чувством по отношению к другим. Я не уверен, равняется ли милосердие состраданию. Сострадание – это видеть другого с высшей точки зрения, понять, чего он хочет, и помочь ему с этим.

– Нужно ли милосердие в современном мире?
– Не знаю, понимает ли кто-нибудь мир, если только он не смотрит на него с религиозной точки зрения. Религиозная точка зрения дает общую картину с Богом и так далее. Мир нуждается в милосердии. Чем больше мир стремится смотреть на все с точки зрения экономики, тем меньше он замечает людей. Он думает только о развитии, о том, как заработать больше денег, и он не заботится о людях.

То же самое можно сказать про политиков и олигархов. Вы слышали про 99%, что элита составляет менее 1% населения, и им принадлежат все богатства? Это несправедливость по отношению к остальным людям. Повсюду в мире сейчас восстания и беспорядки. В Испании, России, в США на Уолл-стрит. Конечно, правительства действуют без сострадания. Они действуют с точки зрения того, как управлять людьми. А я бы хотел, чтобы политики смотрели на людей с большим состраданием, а не с этой эгоистичной точки зрения «как сохранить правительство». Да и некоторым религиям нужно больше сострадания.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Да, вчера мы остановили такси… Надеюсь, это не пойдет в КГБ? Нет? Хорошо. Мы увидели женщину с табличкой и попросили водителя такси остановиться. Она выглядела бедной, а на табличке было написано, что у нее двое детей. Все трое из нас, сидевшие в такси, дали ей немного денег. Это произошло просто автоматически.

В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».

– это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обо жения. А милосердие к ближним доступно всем.

Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.

В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.

Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».

Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.

Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.

Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.

Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.

Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.

Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.

Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.

Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское . Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.

Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».

Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – , бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

А вот как предостерегает нас святой праведный : «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».

Уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».

В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.

Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:

1. Подавайте хотя и немного, но с . Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.

2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.

3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.

4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).

По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.

Помочь можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.

Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.

В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.

Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.

Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.

Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.