Оценил книгу

    Да...да...еще, да, не останавливайся...глубже, еще...еще, ааах!

    Скажите как давно вы получали оргазм от....физики? Точнее астрофизики? И такое вообще было в вашей жизни? Скажу честно в моей жизни это впервые.
    Давайте я опишу вам себя для того, чтобы стало понятнее, как же так могло случится. Со школьных лет мой самый не любимый предмет - это физика. Единственный раздел физики, который интересовал меня хоть немного - это атомная физика. И по окончанию школы, все пути, где был намек на изучение физики, были для меня под запретом. Я не только не любила этот предмет, я откровенно его не понимала. Посему мой выбор пал на медицину, где в мое время злосчастная физика отсутствовала в дисциплинах для поступления. А изучении этого кошмара заняло лишь год, который был не столь обременителен.
    Теперь ближе к теме. Скажите вы часто смотрите в звездное небо, пытаясь угадать, что в нем скрывается, что там, в черной пустоте с горящими мериадами звезд? Насколько вам интересен космос со всеми его загадками?
    Мне космос был всегда интересен с точки зрения наличия внеземной разумной жизни. "Секретные материалы", маленькие зеленые человечки, Малдер, Скалли, "I want to belive" и все такое прочее. Не слишком глубой интерес, про познания и говорить не хочу.

    Недавно прочитанная книга Криса Хэдфилда "Руководство космонавта по жизни на земле" открыла мне глаза на мир космонавтов, их подготовку, жизнь и сложность космических полетов. Я была поражена тем что узнала, мне было интересно, но ничего похоже на то, что вызвала во мне книга Торна не было и близко.

    А теперь вернемся к Кипу и его "Интерстеллар". Вы можете отнести себя к поклонникам данного фильма? Я определенно нет. Фильм я посмотрела специально перед чтением книги, надо же понимать, о чем будешь читать. Да, было неплохо, довольно интересно, но ничего особенного. Красивые спецэффекты, умные мысли, интрига, но не более. А в некоторых местах мне было скучновато и они показались мне затянутыми. После таких впечатлений энтузиазма читать книгу у меня было мало. Именно поэтому я была столь удивлена своим эмоциями.

    В своей книге Кип Торн, довольно известный физик, изучающий физическую природу космоса, рассказывает о том, как создавался "Интерстеллар", что он из себя представляет, но самое главное, он приоткрывает широкому кругу читателей краешек занавеса ведущего в мир сотворения Вселенной! И именно свет проникающий сквозь маленькую щелку довел мой мозг до состояния физического экстаза, да так, что мне действительно хотелось стонать и кричать, да, да, еще, как героине фильма для взрослых. Я никогда не могла подумать, что законы физики и устройство вселенной со всеми ее загадками, червоточинами, черными дырами, планетами, системами, звездами могут быть такими захватывающими. Мне не так интересен сам фильм, как обьяснения Кипом происхождения черных дыр, червоточин, многомерности нашей вселенной, балка, браны! Видите какие умные слова я теперь знаю! Я не могу сказать, что мне все было понятно, вовсе нет, над чем то пришлось ломать голову так, что мозг трещал, но это тоже своего рода удовольствие - пытаться понять то, что лежит за гранью твоего сознания! Теперь глядя в звездное небо я гадаю, что может быть там, за границами нет, не нашей галактики и даже не нашей вселенной, а за границами той огромной вселенной, которая бесконечно расширяется в пространстве. Все сложные материи, сингулярности, строение черных дыр и законы, которым подчиняются планеты в фильме и реальности, Кип объясняет так, что даже такая физическая тупица как я могу себе вообразить. Множество фото, рисунков "от руки", которые и я обычно рисую себя для упрощения понятия новых тем, делают книгу не просто мегаинтересной, но и понимаемой! Это не просто популяризация науки, по пути которой мы идем и это вовсе не астрофизика для чайников - это сложный мир, в который отныне есть путь не только людям с мегамозгом, но и простым гражданам, которые с трудом понимают, с помощью каких сил брусок скатывается по наклонной плоскости. И это вам говорит человек, который абзацем ранее писал что "Интерстеллар" местами был скучноват! А представьте себе, что испытают от этой книги фанаты фильма, когда узнают насколько он реален! Все эффекты, все законы, даже уравнения на доске профессора Брэнда - все это было создано учеными! И симбиоз режиссера и мира науки дало такой великолепный результат! Не просто вымысел и фантасмагория, а вполне обоснованные предположения! Просто представьте, что все это могло произойти, произошло, произойдет в реальности! Нашей реальности! Если бы мы только могли это видеть! Это действительно круче чем секс, понять то, как работает мир, в котором мы явлеемся не более чем песчинкой. Просто попытаться объять мозгом необъятные просторы космоса и знаний тех людей, кто проник в них глубже, чем мы.

    В детстве я, глядя в звездное небо, часто пыталась воображить следующую цепочку. Вот я, маленькая девочка, сижу на стуле посреди дороги, глядя в звездное небо. Почему я сижу на стуле ночью посреди дороги меня мало волновало. Я сижу на стуле на большом континенте под названием Евразия. Этот континет находится на крупной планете Земля. В совю очередь, весьма не маленькая планета Земля - это часть солнечной системы. А громадная солнечная система - это всего лишь часть, огромной галактики Млечный путь. Которая опять же в свою очередь, является лишь одной из многих миллиардов галактик находящихся в целой Вселенной. Которая в свою очередь лишь часть нашей браны, расположенная, в поистине неохватываемом балке, который в свою очередь... Вот здесь мое воображение начинает сдавать. А у той маленькой девочки, которая представляла себя на стуле посреди дороги под звездами воображение, всегда не вмеру буйное, начинало выдыхаться где-то на уровне Галактики.

    Возможно именно поэтому попытка проникнуть за грань собственного понимания Космоса и вселенной вызвала у меня такое чувство реального физического оргазма. Физического, от слова "физика", а вовсе не физиология. И я искренне желаю, чтобы автор продолжал не останавливаясь и проникал все глубже, ведь получив однажды подобный экстаз, очень сложно остановиться! Да и не хочется если честно. Поэтому я рекомендую всем и каждому, мало-мальски интересующемуся космосом вступить в сложные, но увлекательные отношения с данной книгой и получить свою порцию физического оргазма!

    Оценил книгу

    Поскольку так случилось, что "Интерстеллар" стал тем самым особенным и теперь любимым фильмом для меня в прошлом году..то как только я увидела эту книгу, то мне захотелось до безумия сильно со всем этим ознакомиться. Мне так понравилась задумка книги: написать о том, как создавался этот прекрасный фильм, о законах в физике, которые собственно и сделали возможным путешествия в космос (его изучение и всего что с этим связано). Меня невероятно интересует эта тема и поэтому я и преступила к чтению.
    Написана книга очень хорошо и я бы сказала, что увлекекательно(по крайней мере увлекательно было для меня. В книге присутствует много интересных картинок (цветных и черно-белых), очень правильно структурированы главы. Информативность на высоте. Все очень четко обьяснено, что для меня крайне важно,ведь я не физик или математик,а простой гуманитарий (хах). Я в общем была в восторге! Представляешь бескрайние просторы космоса и становиться не по себе от того сколь мало мы знаем об окружающем нас мире.
    Заодно я подтянула мои устаревшие познания в физике и узнала много других не менее волнующих деталях о космосе.
    Не скажу, что прям всё мне далось легко. Но главным плюсом этой книги я по праву считаю доступность и лёгкость обьяснений. К стати к этому можно прибавить изрядную долю юмора, с которой Кип Торн пишет о научных фактах, либо просто о процессе создания данного фильма.
    Одназначно хочу посоветовать, для тех кто так же как и я не равнодушен к этой тематике и хоть немного разбирается в физике (так как какие-то элементарные знания всё таки требуются для осмысления)! И конечно же фанатам фильма "Интерстеллар". Мне очень понравилась:)

    Оценил книгу

    Началось все в 2014 году с фильма «Интерстеллар», который мне очень понравился и впечатление произвел неизгладимое. Однако многие мои знакомые (учащиеся технических ВУЗов) плохо отзывались о научной составляющей фильма, так что как-то подпортили они мне восприятие. И вот я встретила книгу, которая помогла бы мне вновь поверить в мир, который создали Нолан, Торн и другие по-настоящему болеющие этим миром люди.
    Приятным для меня бонусом стало то, что автор начинает книгу не с самих научных аспектов фильма, а как раз с истории его создания. Это своеобразное погружение в «кухню» фильма, его задумки и процесса создания, знакомство со знаковыми фигурами людей, которые приложили руку к этому фильму. Для меня было крайним удивлением, что фильм был задуман в начале «нулевых» и лишь в 2014-ом вышел на экраны. Поразительно, что на его создание было положено около десяти лет. Это был колоссальный труд всей команды и хорошо, что такие книги в нужный раз напоминают это своим зрителям-читателям.
    После того, как читатели ознакомились с историей фильма, автор постепенно вводит нас «в курс дела», а именно основы физики, которые понадобятся нам для понимания далее поданного материала. Физику в школе я очень любила и она была одним из моих любимых предметов (ох, если бы я хорошо решала задачи по механике, любила бы предмет еще больше). В принципе поданный материал был мне знаком со школьной скамьи, но не весь, конечно, я периодически заглядывала в интернет, чтобы что-то уточнить или прочитать специализированную статью «для чайников». И все-таки это было очень интересно.
    Черные дыры – моя любовь, мне всегда хотелось знать о них больше и, пожалуй, это послужило первопричиной выбора книги для чтения. И вот настал долгожданный момент, автор рассказывает читателю о черных дырах в общем плане, и тут я понимаю, что окончательно запуталась в его разъяснениях теории относительности Эйнштейна, как вдруг натыкаюсь на предложение: «А теперь, когда мы разобрались с основами, перейдем к сути». Что ж, тяжело вздохнув, я напрягла свои извилины в надежде понять материал, который следовал далее….
    Содержание книги потрясающе – черные дыры, червоточены, а главное многомерные измерения, главным образом балк, и путешествия в нем. В книге подробно описывается черная дыра Гаргантюа, та самая, которую мы видим в фильме. Подробно описывается принцип ее существования, внешнего вида и анатомии. Порой материал был сложен для понимания с первого (а иногда и не только с первого) раза, но это было интересным погружением в космическое пространство.
    Балк до сих пор будоражит моё воображение, порой даже не верится, что я читала не фантастику, а подкрепленную наукой книгу. Потому что задумываясь, начинаешь понимать, как сложен наш и мир и как ничтожны порой проблемы людей во Вселенском масштабе, а она может и не единственная существующая!
    Было очень увлекательно, а самая мощная эмоция после прочтения книги – восторг! Никогда прежде не читала научные книги, считая их для себя слишком сложными, но теперь заинтересовалась подобной тематикой. Пусть порой и сложно что-то понять, но это точно не портит впечатление от книги.
    P.S. И все-таки Эйнштейн был гением, чем больше я читаю о его теории, тем больше в этом убеждаюсь. Он написал то, что можно было понять на практике лишь спустя полвека. Человечеству потребовалось столько времени, чтобы понять, что его теория – это не просто теоретическое рассуждение – это наша действительность. Но как он смог это понять при таком низком развитии технологий? Ведь все, что он предсказал, он рассчитал математически, в теории, то есть просто понял это у себя в голове! Он был очень умным человеком бесспорно и все же он был и сумасшедшим, влюбленным в свою работу. Я искренне считаю, что гений – это уникальная квинтэссенция – ума и сумасшествия, и, только находясь на этой пограничной линии, человек может делать по-настоящему феноменальные открытия.

Интерстеллар: наука за кадром

THE SCIENCE OF INTERSTELLAR

Издано с разрешения Andrew Nurnberg Literary Agency

Научный редактор Михаил Павлов

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© 2014 Kip Thorne

© 2014 Foreword by Christopher Nolan

© 2014 Film, Warner Bros. Entertainment Inc.

INTERSTELLAR and all related characters and elements are trademarks of and © Warner Bros. Entertainment Inc.

WB SHIELD: TM & © Warner Bros. Entertainment Inc.

The following images from the book are included with permission from Warner Bros.: Figures 1.2, 3.3, 3.4, 3.6, 5.6, 8.1, 8.5, 8.6, 9.7, 9.9, 9.10, 9.11, 11.1, 14.9, 15.2, 15.4, 15.5, 17.5, 17.9, 18.1, 19.2, 19.3, 20.1, 20.2, 24.5, 25.1, 25.7, 25.8, 25.9, 27.8, 28.3, 29.8, 29.14, 30.1, and 31.1.

© 2014 Images, Warner Bros. Entertainment Inc.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

* * *

Предисловие

Одной из величайших радостей при работе над фильмом «Интерстеллар» было для меня общение с Кипом Торном. С первой же нашей встречи я оценил его заразительный энтузиазм ученого – равно как и нежелание давать сырые, неоформившиеся суждения. К любым вопросам по сюжету, которые я ему подбрасывал, Кип всегда подходил неторопливо, взвешенно, а главное – по-научному. Стараясь удержать меня в рамках правдоподобия, он всегда сохранял хладнокровие, если я не спешил прислушаться к его мнению (лишь однажды, когда я в течение двух недель оспаривал запрет Кипа на сверхсветовые скорости, он, по-моему, не смог удержаться от деликатного вздоха).

Он видел себя не «цензором от науки», а соавтором – без устали выискивая в научных журналах и академических публикациях выходы из сюжетных тупиков, в которые я себя загонял. Кип познакомил меня с важнейшим качеством ученого – смирением перед лицом сюрпризов, преподносимых природой. Его отношение позволило ему насладиться возможностями спекулятивной фантастики, подходя к разрешению парадоксов и проблемам непознаваемого с нового ракурса: с позиции рассказчика. Эта книга – свидетельство живого воображения Кипа и его неустанного стремления сделать науку доступной тем из нас, кто не обладает столь мощным интеллектом и столь обширными познаниями, как он сам. Кип хочет, чтобы люди осознали потрясающие истины Вселенной и восхитились ими. Книга построена так, чтобы читатель мог погрузиться в предмет настолько глубоко, насколько позволяют его способности: никто не останется в стороне, каждый в той или иной мере сможет испытать то удовольствие, что получил я, стараясь не отставать от живой мысли Кипа.

Введение

Я работаю в науке уже с полвека. Бо льшую часть времени я получал от своего занятия исключительное удовольствие, а кроме того, оно дало мне глубокое понимание нашего мира, нашей Вселенной.

К тому, чтобы стать ученым, меня сподвигла научная фантастика, которой я зачитывался в детстве и юношестве (Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн и многие другие), а также научно-популярные издания того же Азимова и физика Джорджа (Георгия) Гамова. Я многим обязан этим книгам и их авторам и давно мечтал заплатить этот долг, передав их эстафету следующему поколению – привлекая молодежь и взрослых в мир науки, настоящей науки; объясняя людям, что такое наука, какую великую силу она дает – и каждому из нас как личности, и всей нашей цивилизации, человечеству.

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» подошел для этого идеально. Мне выпал счастливый случай (и это был именно случай) участвовать в его создании с самого начала, помогая Нолану и его коллегам вплести в ткань повествования компоненты истинной науки.

Немалая часть научного содержания «Интерстеллар» находится на границе (а то и за границами) нынешних человеческих познаний. Это делает фильм более захватывающим, а мне дает возможность объяснить разницу между научными истинами, обоснованными предположениями и домыслами. И рассказать о том, как ученые берут идеи, зародившиеся в виде домыслов, и либо доказывают их несостоятельность, либо переводят в разряд обоснованных предположений или научных истин.

В этой книге я действую сразу двумя способами. Во-первых, рассказываю, что на сегодняшний день известно о явлениях, показанных в фильме (черных дырах, червоточинах, сингулярностях, пятом измерении и т. д.), о том, как мы получили эти знания и как надеемся прояснить то, что пока еще неизвестно. И во-вторых, я интерпретирую события в «Интерстеллар» с позиции ученого – примерно так же, как художественный критик или рядовой любитель живописи толкует картину Пикассо.

Часто моя интерпретация описывает то, что, как я предполагаю, оказалось «за кадром»: физические свойства черной дыры Гаргантюа, ее сингулярности, ее горизонт и внешний вид; как приливная гравитация Гаргантюа могла вызвать на планете Миллер волны высотой больше километра; как тессеракт, объект с четырьмя пространственными измерениями, мог перенести Купера, принадлежащего трем измерениям, через пятимерное пространство.

Порой моя интерпретация выходит за пределы непосредственных событий фильма, перерастая в экстраполяцию. Например, я расскажу, как задолго до того, что показано в фильме, профессор Брэнд мог обнаружить червоточину (для этого он исследовал гравитационные волны, исходящие от нейтронной звезды по соседству с Гаргантюа и через червоточину достигающие Земли).

Конечно, это лишь мои личные интерпретации и Кристофер Нолан поддерживает их не в большей мере, чем Пабло Пикассо поддерживал суждения художественных критиков. Зато так я смогу рассказать о некоторых удивительных тайнах природы.

Отдельные места книги, возможно, дадутся непросто. Такова особенность настоящей науки: наука требует осмысления, порой – осмысления глубокого, но игра стоит свеч. Вы можете пролистывать сложные места, а можете постараться их понять. Если попытки окажутся тщетными, значит, с задачей не справился я, а не вы, за что заранее прошу прощения.

Надеюсь, хотя бы единожды вы обнаружите, что сидите посреди ночи, борясь со сном, и стараетесь разобраться в том, что я написал, – так же, как я ночами бился над вопросами, что задавал мне, отшлифовывая сценарий, Кристофер Нолан. Но в особенности я надеюсь, что хотя бы единожды, посреди ночи, вы испытаете чувство озарения, как часто испытывал его я, разрешая вопросы Нолана.

Я хочу поблагодарить Кристофера Нолана, Джонатана Нолана, Эмму Томас, Линду Обст и Стивена Спилберга за приглашение в Голливуд, за подаренную мне чудесную возможность воплотить давнюю мечту – передать следующему поколению мое послание о красоте, очаровании и мощи науки.

1. Ученый в Голливуде: Зарождение замысла «Интерстеллар»

Линда Обст, мой человек в Голливуде

Можно сказать, что «Интерстеллар» возник из любовного увлечения, которое в конце концов переродилось в творческий тандем.

В сентябре 1980 года мне позвонил мой друг Карл Саган. Он знал, что я один воспитываю дочку-подростка (или пытаюсь это делать – получалось у меня не очень), живу в Южной Калифорнии холостяцкой жизнью (с чуть большим успехом) и подвизаюсь на поприще физика-теоретика (тут дела обстояли не в пример лучше).

Карл позвонил, чтобы предложить мне свидание вслепую – сходить с некой Линдой Обст на грядущую мировую премьеру авторского проекта Карла, телесериала «Космос». Линда, талантливый редактор журнала «Нью-Йорк Таймс» и очаровательная женщина, недавно переехала в Лос-Анджелес. Точнее, ее, отбивающуюся руками и ногами, перевез туда муж, что впоследствии сыграло свою роль в их разводе. Стараясь извлечь максимум из сложившейся ситуации, Линда пыталась пробиться в кинобизнес, работая над фильмом «Танец-вспышка».

Премьера сериала «Космос» была торжественным мероприятием и проходила в обсерватории Гриффита. Будто желая усугубить собственную неказистость, я надел голубой смокинг. Там были все, кто имел хоть какой-то вес в Лос-Анджелесе, я чувствовал себя совершенно не в своей тарелке и… чудесно провел время.

Пару лет мы с Линдой то сбегались, то разбегались. Что-то у нас не клеилось: ее нрав и притягивал, и опустошал меня. Я все раздумывал, стоят ли долгие дни опустошения проблесков счастья, но выбор оказался не за мной. Уж не знаю, быть может, виноваты мои велюровые рубашки и трикотажные штаны, но Линда вскоре потеряла ко мне романтический интерес. Однако затем наши отношения переросли в кое-что получше – в крепкую дружбу и творческий тандем совершенно разных людей из совершенно разных миров.

Прошлое планеты Миллер

Интересно порассуждать о прошлом и будущем планеты Миллер. Попробуйте сделать это, призвав на помощь все свои познания в физике, а также информацию из книг и интернета. Предупреждаю, задача не из легких! Вот некоторые вопросы, над которыми стоит подумать.

Насколько стара планета Миллер? Если принять в качестве крайней гипотезы, что она возникла на своей нынешней орбите, когда ее галактика была еще совсем юной (около 12 миллиардов лет назад), и что скорость вращения Гаргантюа с тех пор не менялась, оставаясь такой же высокой, то возраст планеты равен 12 миллиардам лет, поделенным на 60 000 (замедление времени на планете): итого 200 000 лет. Это крайне мало по меркам геологических процессов на Земле. Может ли планета Миллер быть столь молодой и выглядеть при этом так, как в фильме? Могли ли за это время образоваться океаны и насыщенная кислородом атмосфера? Если нет, тогда как могла планета сформироваться где-нибудь в другом месте, а затем переместиться на орбиту, столь близкую к Гаргантюа?

Сколь долго будет планета раскачиваться, прежде чем силы трения внутри нее преобразуют всю энергию раскачивания в тепло? И как давно она уже раскачивается? Если сильно меньше, чем 200 000 лет, то, возможно, что-то заставило ее начать раскачиваться. Что бы это могло быть?

Когда силы трения преобразовывают энергию раскачивания в тепло, насколько это разогревает недра планеты? Достаточно ли сильно, чтобы возникли вулканы и брызнула лава?

Ио, одна из лун Юпитера, вращающаяся по ближайшей (по сравнению с другими крупными спутниками) к Юпитеру орбите, не раскачивается. Зато она то приближается к Юпитеру, то отдаляется от него, двигаясь по эллиптической орбите, из-за чего действие на Ио приливной гравитации то усиливается, то ослабевает, то снова усиливается – примерно такие же перепады приливной гравитации Гаргантюа испытывает Миллер. В результате Ио разогревается достаточно, чтобы на ней возникали колоссальные вулканы и били фонтаны лавы (рис. 17.8).

Рис. 17.8. На фотографии Ио, сделанной с космического аппарата «Галилео», видны многочисленные вулканы и потоки лавы. На врезке: фонтан лавы высотой в 50 километров

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги автора

VII. Так каковы же мои шансы изменить прошлое? Послушайте, в конце концов, я могу создать машину времени или нет?!Вы? Едва ли.Возможно ли это физически для сулерцивилизации? Вероятно, но это сильно зависит от существования всякой всячины вроде кротовых нор, космических струн

Из книги автора

Планеты Наблюдения планет не играли существенной роли в Древнем Египте. Единственное свидетельство о подобных наблюдениях содержится в трудах Аристотеля (О небе, II, 12, 292а), где сообщается о получивших известность в Греции египетских наблюдениях соединений планет друг с

Из книги автора

Прошлое и будущее теории поля В теоретической модели, основанной на экспериментальных наблюдениях, достоверных с точностью до одного стандартного отклонения. Наблюдатель (обычно хорошо информированный) Чтобы понять все значение теории поля, необходимо рассмотреть

Из книги автора

Как движутся планеты На вопрос, как движутся планеты, можно ответить кратко: повинуясь закону тяготения. Ведь силы тяготения – единственные силы, приложенные к планетам.Так как масса планет много меньше массы Солнца, то силы взаимодействия между планетами не играют

Из книги автора

Глава 5 Защищая прошлое О том, возможны ли путешествия во времени и способна ли высокоразвитая цивилизация, вернувшись в прошлое, изменить его Поскольку Стивен Хокинг (который проиграл предыдущее пари поданному вопросу, выставив требования в недостаточно общем виде)

Из книги автора

VII. Так каковы же мои шансы изменить прошлое? Послушайте, в конце концов, я могу создать машину времени или нет?!Вы? Едва ли.Возможно ли это физически для суперцивилизации? Вероятно, но это сильно зависит от существования всякой всячины вроде кротовых нор, космических струн

Из книги автора

Через гравитационную пращу к планете Миллер Звезды и небольшие черные дыры собираются вокруг гигантских черных дыр вроде Гаргантюа (подробнее об этом – в следующем параграфе). В Кип-версии Купер и его команда разузнали обо всех небольших черных дырах, вращающихся

Из книги автора

17. Планета Миллер Первая планета, на которую высаживаются Купер и его команда, – это Миллер. Ее наиболее впечатляющие особенности – сильное замедление времени, гигантские волны и мощнейшая приливная гравитация. Эти три особенности связаны между собой

Из книги автора

Гигантские волны на планете Миллер Откуда могли появиться две гигантские – в 1,2 километра вышиной – волны, которые норовят захлестнуть «Рейнджер» на планете Миллер (рис. 17.5)? Рис. 17.5. Гигантская волна обрушивается на «Рейнджер» (Кадр из «Интерстеллар», с разрешения

Из книги автора

Вид Гаргантюа с планеты Миллер Когда в фильме «Рейнджер» приближается к планете Миллер, мы видим в небе Гаргантюа, которая занимает 10 градусов обзора (в 20 раз больше, чем Луна, если смотреть на нее с Земли!) и окружена ярким аккреционным диском (рис. 17.9). Как бы

Из книги автора

30. Передача сообщений в прошлое Набор правил для зрителя Еще до того, как Кристофер Нолан стал режиссером «Интерстеллар» и переработал сценарий, его брат Джона рассказал мне про набор правил.Чтобы поддерживать в научно-фантастическом фильме нужный уровень

Из книги автора

Глава 17. Планета Миллер В этой главе я делаю много утверждений о планете Миллер: ее орбите, ее вращении (она всегда обращена одной и той же стороной к Гаргантюа, если не считать раскачивания), о приливных силах Гаргантюа, которые деформируют планету и заставляют ее

Из книги автора

Глава 30. Передача сообщений в прошлое Относительно того, как современные физики представляют себе путешествие назад во времени в четырех пространственно-временных измерениях без балка, см. последнюю главу книги «Черные дыры и складки времени» [Торн 2009], главы,

Из книги автора

Глава 17. Планета Миллер Если вы знакомы с математической записью ньютоновских законов тяготения, вас может заинтересовать их модификация, предложенная астрофизиками Богданом Пачинским и Полом Виита . В этой модификации гравитационное ускорение

Из книги автора

Глава 30. Передача сообщений в прошлое В балке, так же как и в нашей бране, положения в пространстве – времени, в которые можно передавать сообщения и вообще что-либо перемещать, ограничены законом, который гласит: ничто не может двигаться быстрее света. Чтобы изучить

ИНТЕРСТЕЛЛАР

Наука за кадром

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из величайших радостей при работе над фильмом «Интерстеллар» было для меня общение с Кипом Торном. С первой же нашей встречи я оценил его заразительный энтузиазм ученого - равно как и нежелание давать сырые, неоформившиеся суждения. К любым вопросам по сюжету, которые я ему подбрасывал, Кип всегда подходил неторопливо, взвешенно, а главное - по-научному. Стараясь удержать меня в рамках правдоподобия, он всегда сохранял хладнокровие, если я не спешил прислушаться к его мнению (лишь однажды, когда я в течение двух недель оспаривал запрет Кипа на сверхсветовые скорости, он, по-моему, не смог удержаться от деликатного вздоха).

Он видел себя не «цензором от науки», а соавтором - без устали выискивая в научных журналах и академических публикациях выходы из сюжетных тупиков, в которые я себя загонял. Кип познакомил меня с важнейшим качеством ученого - смирением перед лицом сюрпризов, преподносимых природой. Его отношение позволило ему насладиться возможностями спекулятивной фантастики, подходя к разрешению парадоксов и проблемам непознаваемого с нового ракурса: с позиции рассказчика. Эта книга - свидетельство живого воображения Кипа и его неустанного стремления сделать науку доступной тем из нас, кто не обладает столь мощным интеллектом и столь обширными познаниями, как он сам. Кип хочет, чтобы люди осознали потрясающие истины Вселенной и восхитились ими. Книга построена так, чтобы читатель мог погрузиться в предмет настолько глубоко, насколько позволяют его способности: никто не останется в стороне, каждый в той или иной мере сможет испытать то удовольствие, что получил я, стараясь не отставать от живой мысли Кипа.

Кристофер Нолан

Лос-Анджелес, Калифорния


ВВЕДЕНИЕ

Я работаю в науке уже с полвека. Большую часть времени я получал от своего занятия исключительное удовольствие, а кроме того, оно дало мне глубокое понимание нашего мира, нашей Вселенной.

К тому, чтобы стать ученым, меня сподвигла научная фантастика, которой я зачитывался в детстве и юношестве (Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн и многие другие), а также научно-популярные издания того же Азимова и физика Джорджа (Георгия) Гамова. Я многим обязан этим книгам и их авторам и давно мечтал заплатить этот долг, передав их эстафету следующему поколению - привлекая молодежь и взрослых в мир науки, настоящей науки; объясняя людям, что такое наука, какую великую силу она дает - и каждому из нас как личности, и всей нашей цивилизации, человечеству.

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» подошел для этого идеально. Мне выпал счастливый случай (и это был именно случай) участвовать в его создании с самого начала, помогая Нолану и его коллегам вплести в ткань повествования компоненты истинной науки.

Немалая часть научного содержания «Интерстеллар» находится на границе (а то и за границами) нынешних человеческих познаний. Это делает фильм более захватывающим, а мне дает возможность объяснить разницу между научными истинами, обоснованными предположениями и домыслами. И рассказать о том, как ученые берут идеи, зародившиеся в виде домыслов, и либо доказывают их несостоятельность, либо переводят в разряд обоснованных предположений или научных истин.

В этой книге я действую сразу двумя способами. Во-первых, рассказываю, что на сегодняшний день известно о явлениях, показанных в фильме (черных дырах, червоточинах, сингулярностях, пятом измерении и т. д.), о том, как мы получили эти знания и как надеемся прояснить то, что пока еще неизвестно. И во-вторых, я интерпретирую события в «Интерстеллар» с позиции ученого - примерно так же, как художественный критик или рядовой любитель живописи толкует картину Пикассо.

Часто моя интерпретация описывает то, что, как я предполагаю, оказалось «за кадром»: физические свойства черной дыры Гаргантюа, ее сингулярности, ее горизонт и внешний вид; как приливная гравитация Гаргантюа могла вызвать на планете Миллер волны высотой больше километра; как тессеракт, объект с четырьмя пространственными измерениями, мог перенести Купера, принадлежащего трем измерениям, через пятимерное пространство.

Порой моя интерпретация выходит за пределы непосредственных событий фильма, перерастая в экстраполяцию. Например, я расскажу, как задолго до того, что показано в фильме, профессор Брэнд мог обнаружить червоточину (для этого он исследовал гравитационные волны, исходящие от нейтронной звезды по соседству с Гаргантюа и через червоточину достигающие Земли).

Конечно, это лишь моиличные интерпретации и Кристофер Нолан поддерживает их не в большей мере, чем Пабло Пикассо поддерживал суждения художественных критиков. Зато так я смогу рассказать о некоторых удивительных тайнах природы.

Отдельные места книги, возможно, дадутся непросто. Такова особенность настоящей науки: наука требует осмысления, порой - осмысления глубокого, но игра стоит свеч. Вы можете пролистывать сложные места, а можете постараться их понять. Если попытки окажутся тщетными, значит, с задачей не справился я, а не вы, за что заранее прошу прощения.

Надеюсь, хотя бы единожды вы обнаружите, что сидите посреди ночи, борясь со сном, и стараетесь разобраться в том, что я написал, - так же, как я ночами бился над вопросами, что задавал мне, отшлифовывая сценарий, Кристофер Нолан. Но в особенности я надеюсь, что хотя бы единожды, посреди ночи, вы испытаете чувство озарения, как часто испытывал его я, разрешая вопросы Нолана.

Я хочу поблагодарить Кристофера Нолана, Джонатана Нолана, Эмму Томас, Линду Обст и Стивена Спилберга за приглашение в Голливуд, за подаренную мне чудесную возможность воплотить давнюю мечту - передать следующему поколению мое послание о красоте, очаровании и мощи науки.

Пасадена, Калифорния


1. Ученый в Голливуде:

ЗАРОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА «ИНТЕРСТЕЛЛАР»

Линда Обст, мой человек в Голливуде

Можно сказать, что «Интерстеллар» возник из любовного увлечения, которое в конце концов переродилось в творческий тандем.

В сентябре 1980 года мне позвонил мой друг Карл Саган. Он знал, что я один воспитываю дочку-подростка (или пытаюсь это делать - получалось у меня не очень), живу в Южной Калифорнии холостяцкой жизнью (с чуть большим успехом) и подвизаюсь на поприще физика-теоретика (тут дела обстояли не в пример лучше).

Карл позвонил, чтобы предложить мне свидание вслепую - сходить с некой Линдой Обст на грядущую мировую премьеру авторского проекта Карла, телесериала «Космос». Линда, талантливый редактор журнала «Нью-Йорк Тайме» и очаровательная женщина, недавно переехала в Лос-Анджелес. Точнее, ее, отбивающуюся руками и ногами, перевез туда муж, что впоследствии сыграло свою роль в их разводе. Стараясь извлечь максимум из сложившейся ситуации, Линда пыталась пробиться в кинобизнес, работая над фильмом «Танец-вспышка».

Премьера сериала «Космос» была торжественным мероприятием и проходила в обсерватории Гриффита. Будто желая усугубить собственную неказистость, я надел голубой смокинг. Там были все, кто имел хоть какой-то вес в Лос-Анджелесе, я чувствовал себя совершенно не в своей тарелке и… чудесно провел время.

Пару лет мы с Линдой то сбегались, то разбегались. Что-то у нас не клеилось: ее нрав и притягивал, и опустошал меня. Я все раздумывал, стоят ли долгие дни опустошения проблесков счастья, но выбор оказался не за мной. Уж не знаю, быть может, виноваты мои велюровые рубашки и трикотажные штаны, но Линда вскоре потеряла ко мне романтический интерес. Однако затем наши отношения переросли в кое-что получше - в крепкую дружбу и творческий тандем совершенно разных людей из совершенно разных миров.

Теперь перенесемся в октябрь 2005 года. Одна из наших встреч, когда мы болтали на всевозможные темы: от новых открытий в космологии до левых течений в политике, от кулинарных рецептов и до зыбучих песков кинобизнеса. На тот момент Линда уже была одним из самых известных продюсеров Голливуда (фильмы «Танец-вспышка», «Король-рыбак», «Контакт», «Как отделаться от парня за 10 дней»). А я женился, и моя жена, Кэроли Уинстейн, стала лучшей подругой Линды. И еще я делал недурные успехи в физике.

За ужином Линда поделилась со мной замыслом научно-фантастического фильма и попросила помочь ей наполнить этот замысел конкретикой. Это могло стать ее вторым научно-фантастическим проектом, причем если над «Контактом» она работала с Карлом Саганом, то в этот раз намеревалась взять в напарники меня.

Я никогда не представлял себя в киносфере и не стремился в Голливуд, хоть и интересовался делами Линды. Однако перспектива работать с Линдой мне понравилась, к тому же ее идеи были связаны с червоточинами - с астрофизической концепцией, которую разработал я. В общем, она легко склонила меня поучаствовать в затяжном мозговом штурме.