Великие о стихах:

Поэзия - как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное - если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах - то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов - это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение - это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Благининой Елены Александровны

Благинина Елена Александровна – известная русская поэтесса и переводчик, на добрых и душевных стихотворениях которой выросло не одно молодое поколение.

Ранние годы

Уроженка Орловской губернии (село Яковлево), Елена появилась на свет 14 мая 1903 года в семье железнодорожника. Образование начала получать в Мариинской гимназии (город Курск), при советской власти учебу уже заканчивала в средней школе.

С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь.

Будучи студенткой, Елена написала свои первые стихи, которые попадают в курский альманах поэзии. Понимая, что она не сможет оставить писательство, Елена поступила в высший Литературно-художественный институт в Москве, который дал ей мощный толчок для реализации себя на литературном поприще.

Путь в литературу

Произведения для детей Елены Благининой стали появляться в 1930-х годах в детском журнале «Мурзилка», и тогда она стала любимицей детей, потому что ее стихи были им наиболее близки.

В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Ее стихи, песенки, сказки, прибаутки, дразнилки, считалки, скороговорки искрятся добрым юмором, а темы: окружающий мир, забота матери о ребенке, общение с ровесниками, деревенская природа – близки и детям, и взрослым. Любовь к рифмованным строкам проявилась в молодые годы и стала определяющим фактором в выборе жизненного призвания. Благинина Елена, фото которой можно увидеть во многих сборниках для детей дошкольного и школьного возраста, сначала писала стихотворения на лирическую тематику.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ее первые пробы пера пронизаны настоящими глубокими чувствами и читаются на одном дыхании. Постепенно желание писать усилилось, ведь у Елены это стало хорошо получаться, к тому же в альманахе курских поэтов состоялись публикации ее произведений. В дальнейшем творчество талантливой поэтессы было обращено к детскому поколению - наивному и искреннему в своих попытках изучения окружающего мира.

1936 год стал для поэтессы удачным стартом: была написана поэма «Садко» и опубликована первая книга «Осень». Затем свет увидели сборники «Сорока-белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга».

Елена Благинина занималась не только написанием поэтических строк. Автор была также талантливым переводчиком: у нее легко получалось знакомить отечественного читателя с творчеством, Льва Квитко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима. Не забывала Благинина Елена и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. – «Складень».

Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги.

Личная жизнь

Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. Супруг был репрессирован. После освобождения он не имел права жить в Москве и других крупных городах. О своем самобытном и ярком супруге поэтесса впоследствии написала книгу воспоминаний.

Которой тесно связана с миром детства, - известная русская поэтесса и переводчик. На добрых и душевных стихотворениях автора выросло не одно тематика ее произведений понятна взрослому человеку.

В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Ее стихи, песенки, сказки, прибаутки, дразнилки, считалки, скороговорки искрятся добрым юмором, а темы: окружающий мир, забота матери о ребенке, общение с ровесниками, деревенская природа - близки и детям, и взрослым.

Благинина Елена: краткая биография

Не забывала Благинина Елена, биография которой являет яркий пример целеустремленности и любви к поэзии, и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. - «Складень».

Творческий вклад в детскую литературу

В личной жизни Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. О своем самобытном и ярком супруге поэтеса впоследствии написала книгу воспоминаний.

Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

Талантливая поэтесса, любимый автор многих детей прожила долгую жизнь, которая поставила точку 24 апреля 1989 года. Благинина Елена, биография которой вошла в историю русской литературы, похоронена в Москве на Кобяковском кладбище рядом с супругом.

Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.

Елена Александровна Благинина - человек рожденный поэтом.

Елена Александровна Благинина появилась на свет 27 мая 1903 года, в орловской деревне, в семье багажного кассира. Она, будучи внучкой священника, мечтала стать учительницей, чтобы учить детей жизни. История помнит, как эта хрупкая девушка ежедневно перебарывала себя и отправлялась в своих тонких, на веревочной подошве башмаках за семь километров до педагогического института, чтобы обучиться любимому делу. И погода ей была не страшна. Она знала, что рано или поздно, станет тем, кем захочет, главное иметь силу воли и работать. Однако уже в это время её поэтичная душа выпускала страстные, обжигающие стихотворения, и вскоре она поняла, что её страсть к написанию намного сильнее, нежели к преподаванию. Тогда же, во время учебы, в постоянном альманахе студентов появились первые поэтические произведения поэтессы.

Дальше она свернула и пошла по пути своего любимого дела. Она поступила и успешно закончила Высший литературно-художественный институт в Москве, где руководителем был Валерий Брюсов. Страсть к преподаванию и к сочинительству привела её в детскую литературу. Она печаталась на страницах журнала «Мурзилка» и была коллегой Маршака, Барто, Михалкова. Её имя стало распространяться и вскоре обрело звучание. Она всегда писала о том, что любила сама, и что очень ценили дети. Она рисовала для них мечты, в которых теплый ветер разгуливал по степям, вызывая добрый дождик и разговаривая с радугой.

Она часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок.

После печатания в журналах, в свет начали появляться отдельные ее книги. В 1936 году она выпустила сборник «Осень», в который поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года. Дальше она периодически выпускала множество других книг. Но все они были добрыми и красивыми. В них не было насилия и лжи. В них была природная красота и восхищение этой природой.

Елена Благинина работала всю свою жизнь, и потому успела выпустить очень много произведений и прожить долгую жизнь. Она писала и стихи, и всевозможные юморные дразнилки и считалки. Много сил также отдала на переводы известных народных писателей и деятелей. Так, она переводила работы Тараса Шевченко, Юлиана Тувима, Льва Квитко, Марии Конопницкой и других. Лучшие произведения поэтессы вошли в сборники «Улетают - улетели», «Журавушка» и «Гори-гори ясно!».

Последний сборник увидел свет тогда, когда писательницы уже не было в живых. Она покинула мир в 1989 году, оставив после себя огромное завещание из своих волшебных, очаровательных и сильных произведений.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Благининой Елены Александровны представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

11:19 — REGNUM Стихотворения Елены Благининой давным-давно стали чем-то большим, чем просто детская литература. Это наш бэкграунд, фундамент, то, что всплывает из глубины памяти, — легко, просто, как будто само собой, стоит только начать. Потрепанные тоненькие книжки с милыми картинками, праздник в детском саду, стихи про шинель, про маму, про цветок-огонёк, «черемуха душистая, ты что стоишь бела» , — все это Елена Александровна Благинина. Она до сих пор любимый поэт у детей и родителей, ее книги переиздают каждый год, а сегодня, 27 мая, ей исполняется 115 лет. Три поколения выросли на ее книгах, слушали, запоминали, умилительно лепетали «вот какая мама, золотая прямо!» — и потом, разумеется, забывали о ее существовании, как забывают о когда-то любимых игрушках. Правда, рождались новые дети — и тут-то и обнаруживалось, что немудреные детские стишки Благининой так и остались в памяти, «в том тайнике, где ты хранишь младенческие сны» .

Есть некоторая несправедливость, что люди, которые были рядом с нами всё детство, воспитывали и сопровождали нас, бережно вводя в царство литературы, нам практически незнакомы. Про Корнея Чуковского , Агнию Барто и Самуила Маршака хоть что-то да известно. Кто такая Елена Благинина? Никто, имя на обложке. А ведь это имя прекрасного человека.

Родилась она на Орловщине, в селе Яковлево. Самые лесковские места, воспетые им неоднократно. Село было немаленькое — к тому же стояло на железной дороге. Отец Елены, Александр Благинин , работал багажным кассиром, дед был священником. В 1903 году родилась Аленушка — и росла, как все яковлевские детишки. Но в очень любящей и нежной семье, и сама — любимая и нежная дочка, внучка, сестренка. Деревенский быт, все его радости и трудности были знакомы ей с детства, а потом воспоминания о жизни в Яковлево отразятся в ее чудесных стихах, таких простых — и вместе с тем таких точных.

У нас в саду случилось чудо.

Нет, правда чудо, я не вру!

Вдруг ни оттуда, ни отсюда

Оно явилось поутру.

Вчера крыжовник весь светился —

Он был корявый и смешной.

А нынче сразу распустился,

Стоит под зеленью сплошной.

В доме Благининых много и охотно читали. Дед преподавал в церковно-приходской школе, мать была «великой книгочейкой с феноменальной памятью» , бабушка знала огромное количество сказок, песен, присловий. Фольклорным началом — не вымученной чахлой стилизацией, а полновесным народным словом, потом будет пронизано творчество Елены Александровны. Недаром Чуковский так любил ее «бабий, деревенский голос» . Благинины выписывали детские журналы, устраивали домашние любительские спектакли — для себя и соседских ребятишек. Любимые книги мгновенно «проглатывали» — и дети, и взрослые читали запоем — и потом перебрасывались цитатами, наслаждались точно пойманным словом, необыкновенной метафорой, удачной рифмой. Стоит ли удивляться, что уже в 8 лет Аленушка написала свое первое стихотворение?

Елена Александровна вспоминала много лет спустя, как она, подросток, только что прочла «Бедных людей» Достоевского . «Закрыв книгу, оглянулась и не узнала знакомой горницы. Вечернее солнце лежало на полу, золотое и тяжелое, лампадка у иконы Спасителя теплилась еле-еле, не превозмогая этого пышного света; половичок бежал наискось по крашеному полу, прохладно белело зеркало кафельной печки. Я не могла понять — что же мне делать с этим распирающим грудь восторгом, с этим волнением, с этой горенкой, сделавшейся вдруг пристанищем чуда».

Семья перебралась в Курск, и Елена поступила там в гимназию, избрав для себя святую стезю народной учительницы, по примеру любимого деда. Время стояло трудное, Революция, Гражданская война. Гимназию закрыли — доучивалась Лена уже в обычной средней школе. И все же поступила в Педагогический, ходила на занятия за 7 километров от дома. В 1921 году первое стихотворение студентки Благининой было опубликовано в сборнике «Начало», девушка стала членом Курского союза поэтов.

«Мир засиял такими красками, таким торжеством… Блок , Брюсов , Белый , Пастернак , Асеев , Ахматова , Цветаева , Есенин , Маяковский — поэты, которые до вступления моего в кружок были мне совершенно неизвестны» — вспоминала потом об этом времени Благинина.

А еще Лена услышала, что в Москве есть институт, где учат на поэтов, и загорелась новой идеей. В Москву она уехала тайком, боясь, что родные не оценят ее порыва и заставят-таки заканчивать Педагогический. В Москве пошла к основателю и вдохновителю Высшего литературно-художественного института (ВЛХИ) — Валерию Брюсову . После собеседования он принял ее. Не было никаких экзаменов — Брюсов лично, на собеседовании решал, войдет ли абитуриент в семью ВЛХИ. Помимо общего развития, спросить могли что угодно — говорили о жизненном опыте поступавшего, о книгах, об истории, могли предложить решить математическую задачу. «Мэтр» подбирал учеников по своим личным воззрениям. Так Лена Благинина сама выбрала свою судьбу, вернее, не стала ей противиться.

ВХЛИ был уникальным учебным заведением. Брюсов подобрал блестящий профессорский коллектив, в ВЛХИ устраивались вечера поэзии, студенты были погружены в постоянный, непрекращающийся творческий процесс; колоссальные знания и опыт их наставников задавали весьма высокую планку.

«В те годы читатель стихов был какой-то неистово жадный, но… разборчивый. Всё настоящее запоминалось сразу, накрепко, навсегда, и вызывало какой-то буйный восторг… Здесь читал свою «Гренаду» Светлов , сюда приезжал Маяковский, здесь Цявловский допытывался у студентов, как звали отца Татьяны Лариной и бывал ли Пушкин за границей, и как инструментован «Медный всадник». Здесь Георгий Шенгели демонстрировал перед упоенными слушателями чудеса модулированного ямба… Поблескивая молниями пенсне, Эйхенгольц пировал вместе со слушателями на пирах французской литературы с чисто раблезианским размахом. Здесь читал немецкую литературу Григорий Рачинский —наш патриарх. Он казался нам ужасно старым — ему было тогда лет за пятьдесят. Наконец, сам Валерий Брюсов, как всегда туго застегнутый, подтянутый, в крахмальных, белых-пребелых воротничках, по-врубелевски складывающий руки, читал то лекцию по Средним векам, то латынь, то физику, то философию. Не помню, была ль у него какая-нибудь определенная дисциплина по курсу. Он был скорее дирижером, исполнявшим ту или иную партию для того, чтобы оркестрант знал, как ее надобно вести. Всё это вместе создавало впечатление большой духовности, многозначительности».

Когда в здании отключали свет, что случалось нередко, Брюсов предлагал своим студентам читать стихи на память. Для Благининой, как и для множества других студентов, ВЛХИ был неоценимым, волшебным подарком судьбы — все те пять лет, что он просуществовал.

«В Москве я оказалась без дома, без денег, без работы… Но работа всё же нашлась — наметчицей в багажной экспедиции газеты «Известия»… После работы бежала в институт или Политехнический — слушать Луначарского или поэтов. Тогда впервые увидала и услыхала Маяковского, Асеева, Пастернака, Сельвинского , Антокольского и др.» — вспоминала Благинина.

Работы было много, быт тяжел, воодушевление велико. Но все же, закончив институт «по творческому и редакционно-издательскому уклону» в 1925 году (в том же году ВЛХИ прекратит свое существование), Благинина отошла от литературы. Работала в университете радиовещания, затем — во Всесоюзном радиокомитете, поэзия как-то отошла на второй план. Вернулась она в нее уже в новом, неожиданном даже для себя статусе. Играя с маленькой дочкой подруги, в увлечении Елена стала импровизировать экспромт за экспромтом. И оказалось, что детские, простые и легкие стихи — это то направление, где ее речь звучит наиболее естественно. Благинина с ее острой наблюдательностью, нежностью, жаждой и умением видеть чудо в простых вещах оказалась идеальным детским поэтом. Она пошла в журнал «Мурзилка», а чуть позже стала там редактором. Вскоре ее уже хорошо знали в ведущих издательствах для детей — в том числе и в знаменитом Детгизе. Ее стихи встречали «на ура», детям был необходим этот язык, этот взгляд, воспитание без дидактики, понимание и сочувствие. Выходили книжки, ее приняли в Союз писателей, она «попала в обойму» — а значит, командировки, новые издания, все блага, полагающиеся «инженерам человеческих душ» — в Советской стране признанные писатели и поэты считались элитой и окормлялись соответственно. И при этом Благинина оставалась собой.

Евгения Таратута , писательница и литературовед, работала в библиотеке, куда приезжали авторы «Мурзилки» на встречу с юными читателями, вспоминает: «Мы сразу подружились. Мне нравилась её чистая речь с простыми теплыми словами, которые вдруг становились высокой поэзией. Она умела весело играть словами, как любимыми игрушками, раскрывая их внутренний смысл, их таинственное звучание. Она прекрасно знала русскую поэзию — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет. Очень любила Блока. Как-то она рассказывала мне, что Блок просто околдовал её, а его стихи научили лучше видеть, лучше слышать».

В доме Благининой, в подвальной коммуналке на Кузнецком мосту, собирались друзья, читали стихи, хозяйкой там была поэзия. А в сердце у Елены Александровны было великое горе. Ее муж, поэт Егор Оболдуев , был арестован в 1933 г. по обвинению в антисоветской пропаганде, а в 1934 осужден на 3 года и выслан в Карелию, работал на Беломорканале. В общей сложности ссылка затянулась на пять лет. Антисоветской пропагандой оказались стихи Цветаевой, которые Оболдуев охотно читал на своих знаменитых «оболдуевских посиделках», и собственные строчки типа «Граждане и гражданки! Вагон идет до Лубянки» . Молодые и веселые, друзья собирались в доме Оболдуева, дурачились, читали стихи, свои и любимых поэтов. Кто-то донес. Сыграло и дворянское происхождение, и общая повадка. Георгий Николаевич (он, впрочем, предпочитал зваться Егором) Оболдуев принадлежал к старому дворянскому роду и для Москвы 30-х годов был вызывающе, слишком «несовременным» и вследствие того несвоевременным. Прекрасный музыкант, острослов, умница, как и Благинина, был он питомцем ВЛХИ, там они и познакомились.

«В его манерах, — писала о муже Благинина, — всегда было что-то старомодно-пленительное. Изящно (и немного потешно) изгибаясь, он поцеловал руки женщинам и, непрерывно болтая уморительную чепуху, в которой никогда, на моей памяти, никто его не превосходил, тотчас сделался центром внимания… Это было не настырное балаболенье, не жалкое ситро прирожденного остряка, а искрящееся шампанское настоящего острослова, словотворца и поэта».

Ценители поэзии ставили творчество Оболдуева не ниже стихов Пастернака. По манере письма он был близок к конструктивистам и обэриутам — но, как и всегда, шел своим путем, не примыкая ни к кому. К моменту ареста Елена Александровна и Егор Николаевич только что поженились (для Оболдуева это был второй брак).

«С… Ниной Фалалеевной Оболдуевой (первой женой поэта. — М.Б.) мы в хороших отношениях были, есть и будем. Ей, как и мне, выпала большая честь и радость жить рядом с человеком, о котором никак нельзя сказать, что он — хороший, ибо он блистательный, как нельзя сказать в общепринятом значении этого слова — порядочный, ибо он своеобразный и слишком сложный, и нельзя сказать, что способный, ибо он более чем талантливый. И он всечеловечен. И вечен».

Кто же мог знать, что ссылка в Карелию, возможно, окажется меньшим злом? В 37 году такого, как Оболдуев, не пощадили бы, а так он уцелел. После ссылки ему было запрещено возвращаться в большие города, он жил под Москвой, а потом началась война — и его мобилизовали. Как знающего немецкий, его направили в разведку. Впоследствии Оболдуев служил в противотанковом батальоне, был тяжко контужен, искалечил руку — и об игре на фортепиано больше не было речи. От последствий контузии он и умер в 1954 году. После войны его «извинили», разрешили проживание в Москве, но по большей части супруги жили в пос. Голицино, на даче. Там было проще и вольготнее. При жизни Егор Оболдуев напечатал лишь одно свое стихотворение (в 1929 году в «Новом мире»). Но Благинина, его жена, друг и единомышленник, сохранила его архив и сделала все, чтобы сборник Оболдуева увидел свет: она как никто понимала масштабы его дарования — не как верная супруга, а как поэт. Спустя 25 лет после смерти поэта его стихи были напечатаны в ФРГ, благодаря трудам Г. Айги , который считал Оболдуева своим учителем.

В 1937 году, когда громили Детгиз, отправляли в тюрьму и ссылку друзей, Благинина не могла поддаться искушению и встать в ряды «осуждающих и негодующих». Она уже слишком хорошо знала, чего стоят обвинения в шпионаже и вредительстве. На страшном собрании в Детгизе, когда коллеги добивали арестованных Т. Габбе , Л. Чуковскую и А. Любарскую , соревнуясь, кто больше обольет их грязью, Благинина молчала. Но не прерывала поддержку своих друзей, отсылая деньги, книги и нежнейшие, поддерживающие письма другу-редактору Детгиза Генриху Эйхлеру , брошенному в Карлаг, навещая дочку Евгении Таратуты, раздобывая внезапно осиротевшим детям своих репрессированных друзей и коллег билеты на правительственные ёлки, даря им книжки, поддерживая и не бросая. В те времена это было очень много. Как в ее собственном детстве отец, получавший не бог весть какое жалование, устраивал для яковлевских детей «леденцовые пирушки», так и дочь Александра Благинина на каждые Святки собирала в свой дом на Кузнецком детей на елку — со стихами и подарками. Праздник этот назывался «Мандариновые корочки» — в подарок каждому ребенку непременно доставались мандарины, а к чаю подавали мандариновое варенье, по легенде, сваренное из мандариновых корочек, оставшихся от прошлогоднего праздника. Дети эти, выросшие и постаревшие, вспоминали «Мандариновые корочки» у тети Лены как самый желанный зимний праздник.

Во время войны, когда немцы уже практически подходили к Москве, Благинина как член СП была эвакуирована в Красноуфимск. Однажды Чуковский спросил ее:

— А что вы делали в этом Красноуфимске?

— С печальным шумом обнажалась на местном базаре, Корней Иванович…

«Он отодвинул прибор, вскочил, подбежал ко мне, схватил под локти, приподнял, опять посадил на место, а сам хохочет-заливается:

— Молодец, — кричит, — умница! Люблю эти ваши штучки. Их собрать надо, нельзя, чтобы пропали. Давайте начнем сейчас же! Давайте припоминать!»

В годы войны писатели и поэты должны были работать, как и вся страна. Военные стихи и циклы Благининой были необходимы детям. Они несли надежду. И в доме у Благининой, когда она вернулась в Москву, постоянно ночевали, перебивались, останавливались друзья и знакомые, — она была рада всем.

Если не присматриваться к деталям, то жизнь Елены Александровны сложилась вполне благополучно. Хотя все горькие воды истории России ХХ века ее не миновали, но лично ее репрессии не коснулись. Напротив, Благинину неоднократно награждали (медали «За доблестный труд во время ВОВ» и «За доблестный труд», два ордена «Знак почета»), в области детской литературы она стала живым классиком, ее переводы (на самом деле — литературная обработка подстрочника) Л. Квитко , Т. Шевченко , Ю. Тувима , Н. Забелы , Э. Огнецвет были весьма высоко оценены — а Лев Квитко (прекрасный еврейский поэт, впоследствии расстрелянный за измену Родине и реабилитированный через 3 года) стал ее другом. Положение Елены Благининой в литературе и окололитературных кругах послужило прикрытием и Егору Николаевичу Оболдуеву — он занимался переводами, как и жена, и его, фронтовика и бывшего осужденного, государство оставило в покое, милостиво закрыв глаза на «невосторженный образ мыслей». Ее дарили дружбой великие поэты того времени — например, Мария Петровых , ее уважали как человека и как поэта даже такие требовательные и взыскательные критики, как Маршак и Чуковский, но при этом сфера приложения сил Благининой была определена довольно четко: детская поэзия. Это правда, там она была великолепна и неподражаема. Но всегда ли это устраивало ее саму? Однажды у нее вырвалось.

Даты жизни : 14 мая 1903 - 24 апреля 1989
Место рождения : село Яковлево, Орловская губерния, Россия
Русская советская поэтесса и переводчица
Известные произведения : «Сорока - белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга»

Уроженка Орловской губернии (Орловская область), Елена появилась на свет 14 мая 1903 года в семье железнодорожника. Образование начала получать в Мариинской гимназии (город Курск), при советской власти учебу уже заканчивала в средней школе.

С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь. Получение образования Елена продолжила в столичном Литературно-художественном институте, давшем ей мощный толчок для реализации себя на литературном поприще.
Любовь к рифмованным строкам проявилась в молодые годы и стала определяющим фактором в выборе жизненного призвания.
Ее первые пробы пера пронизаны настоящими глубокими чувствами и читаются на одном дыхании. Постепенно желание писать усилилось, ведь у Елены это стало хорошо получаться, к тому же в альманахе курских поэтов состоялись публикации ее произведений. В дальнейшем творчество талантливой поэтессы было обращено к детскому поколению - наивному и искреннему в своих попытках изучения окружающего мира.
1936 год стал для поэтессы удачным стартом: была написана поэма «Садко» и опубликована первая книга «Осень». Затем свет увидели такие сборники: «Сорока - белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга».

Благинина Елена занималась не только написанием поэтических строк. Автор была талантливым переводчиком: у нее легко получалось знакомить отечественного читателя с творчеством Тараса Шевченко, Льва Квитко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима. Не забывала она и о любви к поэзии, и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. – «Складень». Творческий вклад в детскую литературу.

В личной жизни Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. О своем самобытном и ярком супруге поэтеса впоследствии написала книгу воспоминаний. Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА

Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.


Это начало известного стихотворения Елены Благининой "Посидим в тишине". О чем оно? О любви девочки к маме. Просто и определенно выражена эта любовь: хочется девочке поиграть, пошуметь, но "мама спит, и я молчу".
Все стихи Благининой написаны от имени маленькой девочки. Ее глазами поэт видит мир - праздничный, разноцветный и счастливый. Героиня Благининой необычайно приветлива и доброжелательна, в ней угадывается будущая прекрасная женщина, терпеливая и предусмотрительная. С мягким юмором пишет об этом поэт:

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот как хорошо!

Удивительно, что Благининой удалось сохранить светлое восприятие жизни - настолько трудная выпала ей судьба.
Наверное, многое было заложено в детстве: в семье любили устраивать праздники, на которых звучали стихи и песни. А сочинять сама девочка стала уже в 8 лет.
Она училась в Курском педагогическом институте, была членом курского Союза поэтов. Переехав в Москву, продолжила образование в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова. Там и познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Георгием Оболдуевым, который позже был репрессирован, много лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке, воевал, был ранен. Благининой пришлось очень нелегко, но писать стихи она не переставала. Творчество было для нее спасательным кругом.
С 1933 года началась, по словам писательницы, ее "настоящая литературная жизнь". Появились публикации в "Мурзилке", "Затейнике". В 1936 г. вышли первые книги: сборник стихов "Осень" и поэма "Садко". Истоки ее творчества надо искать в фольклоре - так похожи ее стихи на народные песенки, считалки, прибаутки.
После появления книжки "Вот какая мама!" (1939) Елена Благинина вошла в число самых известных советских поэтов.
Детская жизнь в ее стихах - как солнечный день, когда все кажется невероятно красивым, все вызывает восхищение.

Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

Стихи Благининой о природе, о детских играх, заботах и забавах, о первых самостоятельных поэтических открытиях, о дружбе - все вместе создают огромное полотно. Название его - любовь к родине. При этом поэт не кричит о своем высоком чувстве, не выставляет его напоказ, но читатели разделяют эту любовь, впитывая с каждым словом. А слова она каждый раз находит свежие, не поблекшие от навязчиво частого употребления: как новенькие сияют они, бережной рукой вынутые из кладовых родного языка. Названия книг Благининой говорят о границах той страны, где живут её герои: "Чистюля", "Подарок", "Мишки-шалунишки", "На огороде", "На приволье", "Зайчики", "Радуга", "Огонек", "Аленушка", "Гори-гори ясно!", "Угадайте, где мы были", "Осень спросим".
Стихи Благининой часто учат к праздникам в детском саду и в школе. Многие считают, что это вообще не сочинения определенного автора, а народное творчество. Выше награды быть не может.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.14-15., ил.

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА
(1903-1989)


Первые уроки словесности Благинина получила от деда - учителя церковно-приходской школы, и матери - «великой книгочейки», как вспоминала о ней поэтесса. Отец выписывал для дочери детские журналы, в семье часто устраивали спектакли, пели. Еще школьницей Благинина начала писать свои первые стихи и пьесы для домашнего театра. Раннее знакомство с миром литературы и искусства помогло ей найти свое призвание. Решающей для нее стала работа в детских журналах «Мурзилка» и «Затейник». Стихи, которые Благинина сочиняла вначале просто для знакомых ребятишек, приобрели для нее особое значение.
В лирике Благининой изображаются детская жизнь, игры, общение детей и взрослых, говорится о чувстве любви к родине и родной природе. Поэтесса владеет всеми жанрами детской литературы - от сказки, дразнилки, считалки, скороговорки до песни, баллады (стихотворения на сказочную или легендарную тему), детской пейзажной и психологической лирики. В стихотворении «Посидим в тишине» Благинина тонко и трогательно описывает пробуждение у маленькой девочки желания позаботиться об уставшей маме. Героиня очень хочет поиграть, подвигаться, пошуметь, девочке грустно сидеть одной, но она сдерживается, чтобы не разбудить своими играми спящую маму. Любовь к дорогому человеку утешает девочку, она понимает, что поступила правильно.
Светлыми, добрыми чувствами наполнены стихи Благининой для младшего возраста («Вот какая мама!», «Осень» и другие). Маленькая поэма «Аленушка» рассказывает о дне из жизни ребенка. Стиль стихов меняется, когда поэтесса говорит о разных событиях: для пробуждения подходит пестушка: «Как у нашей дочки / Розовые щечки, / Как у нашей птички / Темные реснички!», а для сна - тихая колыбельная: «Баю-баю-баиньки, / Прискакали заиньки: / - Спит ли ваша девочка, / Девочка-припевочка?» Потом появляются и «цветные книжки, / Пусть читают ребятишки», и «...карандаши / Пусть рисуют малыши!». А дальше придет время полить огород, ведь он - «тоже хочет пить». Тема радости труда раскрывается Благининой в целом ряде стихотворений: «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и других.
Писала поэтесса и забавные игровые сценарии, в том числе для кукольного театра («Выше дружбы счастья нет», «Петрушка на крыше»). Любовь к сцене сохранилась у нее с детства. Воспоминания о любительских спектаклях, которые дома ставила вся семья, воплотились в стихотворении «Сказка».
Благинина известна также как переводчица с украинского, белорусского и идиша (еврейский язык) детских стихов Л. Квитко, Т. Шевченко, Леси Украинки, Я. Купалы и других.

Рисунок выполнен по фотографии Е.А. Благининой ок.1932 г.

Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

См. также:
Гори, гори ясно : информационный буклет к 115-летию Елены Благининой

Шеваров, Д. Календарь поэзии / Д. Шеваров // Российская Газета неделя.- 2020.- № 6.

Родом из детства
Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой,
И сказала я лучу:
-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
-Ничего,-шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..
Елена Благинина

У ее мамы была фамилия - Солнышкина.
Отец Алены Благининой служил багажным кассиром на станции Московско-Курской железной дороге и успел очень многое дать своим двум дочерям и трем сыновьям: выписывал для них детские журналы, устраивал домашний театр. Летом детьми занимался дедушка по материнской линии дьякон Михаил Иванович Солнышкин. Алена с братьями и сестрой пела на клиросе, в детском церковном хоре, и всю жизнь хранила память о годовом круге православных праздников.
Второй дед Александр Михайлович Благинин жил в Орле и служил извозчичьим старостой. «Орел! Это само очарование жизни, которую так бы и пила взахлеб из ладоней... Орел моего детства населяли простодушные и чистые люди. Никому не приходило в голову отказать человеку в ночлеге или в куске хлеба...»
Когда Орел освободили от фашистов, Благинина сразу бросилась туда - взглянуть на родной город. Орла не узнала-так он был разрушен.
После окончания Мариинской гимназии Елена Благинина поступила в Курский институт народного образования. В середине 1930-х работала в журнале «Затейник». В 1941 году в Кирове, куда эвакуировали Детгиз, чудом вышло две ее книжки: «Подарок» и «Петрушка на крыше». Война отняла у нее брата Мишу, отца, муж был на фронте.
Вернувшись в Москву в 1944 году Благинина вела радиожурнал для детей, но его быстро закрыли за «политическую невыдержанность».
Я помню человека, который звал ее Леной. Точнее - Леночкой. Евгения Александровна Таратута (литературный критик и редактор) рассказывала мне: «В 1933 году я работала в библиотеке, и однажды редактор «Мурзилки» привез к нам Леночку Благинину. Она читала детям стихи про радугу. Мы сразу подружились. В тридцать седьмом нашу семью выслали в Сибирь. Спустя два года я не выдержала и сбежала в Москву. Наша квартира была занята и Леночка приютила меня, а потом и троих моих братьев, в своей комнате на Кузнецком Мосту. На Пасху 1940 года она подарила мне вербочки и стихи:

Расти,
Таратута,
Без лишних затей.
Эмблема уюта,
Эмблема детей!

В августе 1950-го меня арестовали и приговорили к 15 годам лагерей. Многие тогда отшатнулись от нашей семьи, а Леночка еще больше стала помогать. На Новый год принесла моей дочке подарки и книжку с многообещающим названием «На приволье». А сама она жила трудно. Муж, поэт Егор Оболдуев, отсидев в лагере, рано умер, так и не увидев своих стихов в печати. Первая книга для взрослых вышла у Лены, когда ей было уже шестьдесят три года. Она тяжело болела, но по четвергам собирала у себя друзей...»
После одной публикаций о Елене Александровне я получил письмо с Урала от Бориса Семеновича Вайсберга, который знал и Елену Благинину, и Евгению Таратуту.
«С огромным волнением читал и перечитывал «Календарь поэзии» о Благининой. Всё-то мне близко и дорого в Вашем очерке! Я бывал у Елены Александровны. «Я еще и рюмочку могу пропустить!» -задорно говорила она. И мы поднимали тосты-за ее здоровье, поминали ее друга Генриха Эйхлера. Генрих Леопольдович до войны был одним из руководителей Детиздата. Там они и познакомились: Благинина, Таратута и Эйхлер. В начале войны Генриха сослали в Казахстан, и так я оказался среди его учеников в карагандинской школе № 3 имени Крылова. Он преподавал у нас литературу. Пробыв двенадцать лет в ссылке, умер в Караганде в 1953 году. Когда много лет спустя я стал разбирать его архив, то увидел письма от Благининой. Я загорелся идеей их опубликовать и позвонил Елене Александровне. Подумав, она очень тихим голосом сказала: «Не сейчас, потом, мой дорогой...» Незадолго до своего ухода она разрешила публикацию, и сейчас я шлю вам новое издание этих писем...»

Из писем Г. Эйхлеру

10 февраля 1938
На мои плечи вместе с горем ложится светлая тяжесть дружбы, прекрасная, драгоценная наша тяжесть. Эта зима была чрезвычайно показательна. Какой поток высоких человеческих чувств выдержала моя убогая конура в переулке Александра Невского! Стены ее прокурены донельзя, приговорены, пропитаны стихами, поцелуями, крепкими пожатиями рук. Я плачу от радости сейчас, когда пишу эти строки, потому что я счастлива, что видела много такого, о чем другие только мечтают.

2 декабря 1938
Горе человеческое велико. Вы правы. И еще горше делается от нарастающего, совершенно катастрофического мирового коловращения. Но наше призвание – оставаться людьми в самом высоком чистом значении этого слова. И ничто нас тогда не устрашит.

19 сентября 1939
Я влюбилась в черного котенка, кормлю его и нежу. И он, полубеспризорный, так признателен, что вытягивает лапы от удовольствия... Генрих! Простите за пустяки... Уверяю Вас, что все, чем мы так горько живем, полно смысла.

Тетрадь Благининой

На ранней заре

Я любил проснуться
На ранней заре.
Чтоб скорей прикоснуться
К стволам и коре.
Чтобы нюхом и слухом,
Рукой и щекой
Ощутить их покой.
Насладиться их духом.
Чтобы в свежести, в шелесте.
В перелеске теней
Не забыть нам о прелести
Остающихся дней.
Не забыть нам о милости
Мира сего...
Чтобы дереву вырасти,
Нужно много всего:
Много соков земных.
Много теплых ночей,
И горячих лучей,
И дождей проливных.

***

Не обижайте стариков,
Не унижайте, не стращайте,
Их горький век не сокращайте
Из-за постыдных пустяков.
Не обижайте стариков!

Разработка урока внеклассного чтения "В гостях у Е.Благининой" разработан учителями начальных классов коррекционной школы 8 вида СтупкинойТ.В. и Каревой О.П.

Разработка содержит сценарий, презентацию и раскраски. Данный материал в доступной, интересной и занимательной форме знакомит детей с биографией и творчеством Е.Благининой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карева Ольга Петровна, учитель начальных классов ГБСКОУ (VIIIвида) №613 Московского района Санкт-Петербурга

Тема: урок внеклассного чтения по творчеству Е.А.Благининой для учащихся начальной школы.

План урока внеклассного чтения «В гостях у Е.А.Благининой»

  1. Учитель.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки и песни. Кто же нас будет сопровождать в этом путешествии? Давайте узнаем, отгадав загадку. (Приложение 1, слайд 2)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Книги – это маяки в океане времени. Маяки указывают кораблям путь к родному берегу. А что дают человеку книги? Они вводят нас в мир литературы, в мир поэзии, сказок, приключений. Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг.

  1. Учитель.

Сегодня мы говорим «спасибо» замечательному писателю, поэтессе Елене Александровне Благининой. (Приложение 1, слайд 3).

Е.А.Благинина родилась в Орловской губернии в 1903 году. Выросла среди просторных лугов, лесов. И, когда в детстве слушала сказки, то верила, что сказочное случилось рядом. Первое стихотворение написала в восьмилетнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в Курске, и в институте в Москве.

  1. Учитель.

Первую книжку для детей Благинина выпустила в 1936 году. Она называлась «Осень». (Приложение 1, слайд 4).

В неё вошли стихи про все времена года. Какие вы знаете времена года? Какое сейчас время года? Давайте послушаем стихотворение Е.Благининой «Весна». (Приложение 1, слайд 5)

(Подготовленное чтение детьми 4 класса в музыкальном сопровождении – П.И.Чайковский «Времена года»).

Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт,
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;

Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлёт снеговик;

Ещё мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны

И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.

И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.

А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу.

  1. Учитель.

Перед вами обложка сборника «Посидим в тишине». (Приложение 1, слайд 6).

Так называется одно из стихотворений в этом сборнике. У Елены Александровны написано много стихов о маме, бабушке. Каждому читателю эти стихи становятся близкими, потому что они написаны о самых родных и дорогих нам людях. Давайте вместе прочитаем это стихотворение.

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

  1. Учитель.

Елена Благинина писала стихи для детей и о детях. Дети, игры, игрушки занимают центральное место в её творчестве. (Приложение 1, слайд 7).

Давайте и мы почитаем эти добрые стихи. (Чтение стихотворения детьми).

Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.

На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!

  1. Учитель.

В творчестве Благининой нашлось место и азбуке. (Приложение 1, слайд 8).

На каждую букву алфавита она сочинила весёлое стихотворение. Давайте вспомним буквы русского алфавита, прочитав стихи Е.Благининой. («Научусь-ка я читать»).

  1. Учитель.

Елена Благинина являлась не только автором стихов, но и переводчиком. Благодаря Елене Александровне дети познакомились с поэзией Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. (Приложение 1 , слайд 9).

  1. Учитель.

Благинина выросла в рабочей семье, где детей с раннего возраста приучали к труду, самообслуживанию. Эта тема тоже отражена в поэзии Елены Александровны. (Приложение 1, слайд 10).

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему,

Почему

Штопка на пятке?

Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

Учитель.

Давайте прочитаем стихотворения: «Не мешайте мне трудиться», «Новая одёжка», «Приходите, поглядите».

  1. Учитель.

Елена Благинина сочиняла не только стихи. Из-под её пера вышло большое количество загадок, считалок, песен. (Приложение 1, слайд 11).

На пригорке, на горе,

У сороки на дворе

Собралися гости:

Пташки-канарейки.

Кто лежал на травке,

Кто сидел на лавке,

А лягушка-попрыгушка

Грелась у канавки!

Учащиеся читают песенку «Сорока-белобока»

  1. Учитель.

Давайте прочитаем и отгадаем загадки, которые загадала нам Елена Благинина. (Приложение 1, слайд 12).

  1. Учитель.

Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Шифровка». Вам нужно прочитать и отгадать названия произведений Елены Благининой. (Приложение 1, слайд 13)

«Весна», «Кукушка», «Тюлюлюй».

  1. Учитель.

Для чего нужны считалки? Вот и мы с вами сейчас посчитаемся. (Выходят несколько учащихся и учитель показывает, как нужно считаться. После этого предлагается посчитаться самим детям). (Приложение 1, слайд 14).

Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!

  1. Учитель.

Последнее задание – оформление собственной книжки-малышки. Сейчас вы почувствуете себя художниками-оформителями детских книг. Ваша задача: при помощи карандашей, фломастеров или красок оформить иллюстрацию к прочитанным вами стихотворениям. (Детям выдаются раскраски в соответствии с прочитанными стихотворениями). (Приложение 2).

  1. Учитель.

Подведем итоги нашего путешествия по творчеству Е.А.Благининой. Давайте соберем все странички нашей книжки-малышки. (Дети один за другим приносят свои готовые раскраски, ведущий вкладывает каждую раскраску-страничку в общий альбом.)

Посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась! (Приложение 3)

  1. Учитель.

Пришла весна. Наступают весенние каникулы. Я желаю вам хорошего отдыха и приятного времяпрепровождения. (Приложение 1, слайд 15).

С крыши – кап,

С крыши – кап…

Стал морозец

Очень слаб,

А снега осели.

Солнце

В горенке живёт,

Солнце

Горенкой плывёт,

Как на карусели.

Список литературы.

  1. Благинина Е.А.:

«Травушка-муравушка», «Если встанешь на заре», «Тюлюлюй», «Огонёк», «Вот какая мама», «Чудесные часы», «Не мешайте мне трудиться», «Научусь-ка я читать», «Почему ты шинель бережёшь».

  1. Интернет-ресурсы:

«Осень» Если встанешь на заре - Крыши в сером серебре... Длинно тень ложится, Долго лист кружится.

Весна Ещё в домах пылают печки И поздно солнышко встаёт, Ещё у нас по нашей речке Спокойно ходят через лёд; Ещё к сараю за дровами Не проберёшься напрямик И в садике под деревами С метлою дремлёт снеговик; Ещё мы все тепло одеты - В фуфайки, в ватные штаны... А всё-таки весны приметы Во всём, во всём уже видны И в том, как крыши потеплели И как у солнца на виду Капели, падая, запели, Залопотали, как в бреду. И вдруг дорога стала влажной, А валенки водой полны... И ветер нежный и протяжный Повеял с южной стороны. А воробьи кричат друг дружке Про солнце, про его красу. И все весёлые веснушки Уселись на одном носу...

«Посидим в тишине» Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!..

Дети, игры, игрушки… Я, как мама, не люблю В доме беспорядка. Одеяло расстелю Ровненько да гладко. На пуховые подушки Я накину кисею. Полюбуйтесь-ка, игрушки, На работу на мою!

Переводы

Стихи о труде Как у нашей Ирки На чулках по дырке! Почему, Почему На чулках по дырке? Потому что неохота Штопать нашей Ирке. Как у нашей Натки Штопка на пятке! Почему, Почему Штопка на пятке? Потому что неохота Быть неряхой Натке.

Песенки На пригорке, на горе, У сороки на дворе Собралися гости: Пташки-канарейки. Кто лежал на травке, Кто сидел на лавке, А лягушка-попрыгушка Грелась у канавки!

Загадки Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает, И бормочет, и поёт, Убаюкивает? Дождь За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая! Морковка Как на стёжке на дорожке Вижу алые серёжки. За одною наклонилась, А на десять набрела! Я клонилась – не ленилась, Кружку с верхом набрала. Земляника

Шифровка С Н А В Е У К У К К А Ш Й Ю Л Ю Л Ю Т ВЕСНА КУКУШКА ТЮЛЮЛЮЙ

Считалки - Паровоз, Паровоз, Что в подарок нам привёз? - Я привёз цветные книжки. Пусть читают ребятишки! Я привёз карандаши, Пусть рисуют малыши!

С крыши – кап, С крыши – кап … Стал морозец Очень слаб, А снега осели. Солнце В горенке живёт, Солнце Горенкой плывёт, Как на карусели.


Говоря о развитии поэзии, нацеленной на самое молодое поколение, невозможно не отметить вклад, принесенный в данную область Еленой Благининой. На протяжении десятилетий поэтесса творила ради просвещения молодых умов, ежедневно стремящихся к познанию тонкостей мира. Ее многочисленные стихи помогли не одному детскому поколению сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с веселыми и милыми героями, способными разрешить все проблемы.

В стихотворениях Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правых поступков, Елена Александровна избирает описание бытовых ситуаций, доступных для восприятия ребенка. Плавно и мягко преподнесены «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Данные моменты зачастую остаются непонятными для малышей, чей жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, с чем и помогает автор. Целью всей жизни Благининой становится написание стихов. Поэтесса творит, невзирая на удивление окружающих, считающих ее увлечение несерьезным, преодолевает усталость и из раза в раз берет с умелые пальцы ручку, осознавая, насколько краток человеческий миг, прокладывая свой собственный путь в литературное бессмертие.