Оксид азота (I) N 2 O N 2 O – оксид азота (I), закись азота или «веселящий газ», возбуждающе действует на нервную систему человека, используют в медицине как анестезирующее средство. Физические свойства: газ, без цвета и запаха. Проявляет окислительные свойства, легко разлагается. Несолеобразующий оксид. 2N 2 O= N 2 O + Сu=




Оксид азота (III) N 2 O 3 – оксид азота (III) жидкость темно-синего цвета, термически неустойчивая, t кип.= 3,5 0С, т. е. существует в жидком состоянии только при охлаждении, в обычных условиях переходит в газообразное состояние. Кислотный оксид, при взаимодействии с водой образуется азотистая кислота. N 2 O 3 = N 2 O 3 + H 2 O =



Азотная кислота. HNO 3 Азотная кислота – бесцветная гигроскопичная жидкость, имеет резкий запах, «дымит» на воздухе, неограниченно растворяется в воде, tкип= С. Растворы азотной кислоты хранят в банке из темного стекла, т. е. она разлагается на свету: 4HNO 3 =4NO 2 +2H 2 O+O 2





Тема урока: Кислородные соединения азота.

Цель урока : 1. Контроль и оценка усвоения учащимися изученного материала.

2. Способствовать развитию логического мышления учащихся.

3. Способствовать формированию коммуникативных навыков при работе в

Группе.

4. Обеспечение благоприятного климата в учебной группе.

Оборудование: раздаточный материал для изучения и усвоения темы, Схемы-рисунки,

Таблицы, листы бумаги формата А4, цветная бумага, клей, ножницы,

Фломастеры.

ХОД УРОКА:

  1. Учитель рассказывает о том, какие кислородные соединения серы встречаются в природе.
  2. Учитель рисует технологическую карту изучения кислородных соединений азота и расшифровывает числовые обозначения:

1. Нахождение в природе

2. Физические свойства

3. Химические свойства

4. Способы получения

5. Получения азотной кислоты

6. Области применения

7. Кислоты оксидов азота

8. Соли этих кислот.

Класс делится на 2 группы (в данном случае по принципу дат рождения – 1 группа рожденные в январе-мае месяце; 2 группа рожденные в июне-декабре).

  1. Релаксация.

Выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению:

Фиолетовый - мне скучно

Синий – у меня плохое настроение

Оранжевый – у меня прекрасное настроение

4. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, где встречаются кислородные соединения азота в природе. Вам необходимо вырезать из цветной бумаги лепестки подсолнуха и на каждом лепестке написать один ответ.

5. Используя таблицу «Физические свойства оксидов азота»

Свойство

Оксиды азота

оксид

диоксид

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Воздействие на организм

6. Используя прием «Скелет рыбы» опишите, химические свойства этих соединений.

7. Физминутка.

8. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, способы получения этих соединений.

9. Опишите получение азотной кислоты – учащиеся записывают уравнения реакций на доске

10. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, области применения этих соединений

11. Используя таблицу «Кислоты оксидов азота» опишите их свойства

«Кислоты оксидов азота»

Свойство

Кислоты

азотистая

азотная

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Температура плавления или кипения

Воздействие на организм

12. Используя прием «Цветок подсолнуха», напишите, формулы солей этих кислот.

  1. Выступление групп со своими презентациями.
  2. Д\з п.36, проблема, гипотезы, задание 1-4 по выбору.
  3. Оценка деятельности каждого участника группы.

16. Рефлексия – выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению

Желтый - мне по-прежнему скучно

Зеленый – после урока у меня ухудшилось настроение

Красный – после урока у меня улучшилось настроение

17.Вывод: по вашему настроению я вижу –

18.Спасибо за урок.


Урок №1

Цель урока для обучающихся : познакомиться с оксидами азота, их свойствами и применением; рассмотреть свойства разбавленной азотной кислоты как электролита.


Воспроизводство опорных знаний.

  • Какие степени окисления проявляет азот в соединениях с кислородом?
  • Запишите формулы возможных оксидов азота.
  • Что означает понятие «несолеобразующий оксид»?
  • Какие оксиды азота являются несолеобразующими?
  • Какие оксиды азота относятся к кислотным?

Задание . Проверьте правильность ответов, используя слайд презентации.

Зафиксируйте в тетради новую для себя информацию.


Оксиды азота

+ 1 N 2 O

+ 2 NO

+ 3 N 2 O 3

+ 4 NO 2

+ 5 N 2 O 5

Несолеобразующие оксиды

Солеобразующие оксиды


Свойства оксидов.

Задание . Изучите свойства оксидов. Зафиксируйте новую для себя информацию.

N 2 O Бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом, растворим в воде.

NO Бесцветный газ, без запаха. Малорастворим в воде. Быстро окисляется на воздухе. Ядовит !

N 2 O 3 Темно-синяя жидкость, хорошо растворимая в воде. Соединение непрочное.

NO 2 Газ бурого цвета, со специфическим

запахом. Хорошо растворим в воде. Я довит !

N 2 O 5 Белое кристаллическое вещество. Растворяется в воде с образованием азотной кислоты.


Кислотные оксиды

Оксид азота (III) N 2 O 3 и оксид азота (V) N 2 O 5 растворяются в воде с образованием соответствующих кислот.

N 2 O 3 + H 2 O = 2HNO 2

N 2 O 5 + H 2 O = 2HNO 3

Назовите кислоты и соли, соответствующие данным кислотам.

Азотистая кислота нитриты

Азотная кислота нитраты


Свойства оксида азота ( IV)

Оксид азота (IV) NO 2 является смешанным оксидом. При взаимодействии его с водой, образуются две кислоты.

2NO 2 + H 2 O = HNO 2 + HNO 3

При взаимодействии NO 2 с водой в присутствии кислорода образуется только азотная кислота.

4 NO 2 + 2 H 2 O + О 2 = 4 HNO 3

При растворении оксида в щелочи, образуются две соли.

2NO 2 + 2NaOH = NaNO 2 + NaNO 3 + H 2 O


Применение оксидов .

Оксид азота (II) NO и оксид азота (IV) NO 2 используют для получения азотной кислоты.

В промышленности NO получают каталитическим окислением аммиака : 4NH 3 + 5O 2 → 4NO +6H 2 О

NO 2 в промышленности получают путем окисления оксида азота (II) кислородом: 2 NO + O 2 2 NO 2

Оксид азота (I) N 2 O в смеси с кислородом используется в медицине для наркоза («веселящий газ»).

N 2 O получают разложением нитрата аммония:

NH 4 NO 3 N 2 O + 2H 2 O


HNO 3

Бесцветная, дымящая на воздухе жидкость.

Сильная кислота. Под действием света разлагается на оксид азота (IV), воду и кислород.

Химические свойства азотной кислоты

оксид металла → соль + вода

HNO 3 основание → соль + вода

соль → соль + кислота

металл → соль + вода + Х


Урок №2

Цель урока для обучающихся: изучить свойства азотной кислоты как окислителя; познакомиться с особенностями разложения нитратов и их применением.


HNO 3

- сильный окислитель.

HNO 3 + металл → соль + вода + Х

Концентрированная

Разбавленная

Пассивирует: Al, Fe, Cr, Au, Pt

С тяжелыми металлами - NO 2

С тяжелыми металлами - NO

С активными металлами N 2 O

С активными металлами – N Н 3 , N 2


Соли азотной кислоты являются сильными окислителями.

При нагревании нитраты разлагаются с выделением кислорода.

Разложение нитратов

Левее Mg → нитрит + O 2

MeNO 3 Mg – Cu оксид металла + NO 2 +O 2

Правее Cu металл + NO 2 +O 2

NH 4 NO 3 → H 2 O + N 2 O


Применение соединений азота.

Получение, лаков, кинопленок , азотных удобрений, лекарственных веществ - HNO 3

A зотны e удобрения - NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3

Текстильная промышленность - Cu(NO 3 ) 2 , Fe(NO 3 ) 2

Медицина - AgNO 3

Пиротехника - Ba(NO 3 ) 2 , Pb(NO 3 ) 2

Изготовление взрывчатых веществ - NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3


Конспект урока на тему: «Кислородные соединения азота». 9 класс

Цель урока: изучить свойства оксидов азота.

Задачи:

    образовательные: рассмотреть оксиды азота, и на их примере повторить классификацию и основные свойства оксидов;

    воспитательные: формирование научной картины мира;

    развивающие: развитие логического мышления, умения работать с дополнительной литературой, способность обобщать и систематизировать.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение изученного материала.

Несколько учащихся работают по карточкам, с остальными проводится фронтальный опрос по прошлой теме.

Дидактическая карточка №1

а) Напишите формулы следующих веществ: аммиак, нашатырный спирт, нашатырь

Качественную реакцию на катион аммония;

Взаимодействие сульфата аммония с хлоридом бария.

Дидактическая карточка №2

а) Напишите формулы следующих веществ: дихромат аммония, нашатырный спирт, сульфат аммония.

б) Напишите следующие уравнения реакции:

Взаимодействие хлорида аммония с нитратом серебра;

Взаимодействие карбоната аммония с соляной кислотой.

Фронтальный опрос:

1)Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?

2)Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?

3)Каким способом следует собирать аммиак? Почему? Как можно распознать аммиак?

5)Что такое нашатырь? Для чего его используют?

6)Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония?

3. Актуализация знаний.

Расставьте степени окисления в оксидах азота:

N 2 O NO N 2 O 3 NO 2 N 2 O 5

    Изучение нового материала.

Учитель сообщает тему, цель и план урока.

План:

    Классификация оксидов азота.

    Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I )».

    Физические свойства оксидов азота (самостоятельная работа с текстом учебника).

    Химические свойства, получении и применение оксидов азота, (рассказ и объяснение учителя).

Классификация оксидов азота. Учащиеся вместе с учителем заполняют схему.

Оксиды азота

Несолеобразующие Солеобразующие

N 2 O NO N 2 O 3 → HNO 2

не взаимодействуют ни с кислотами, N 2 O 5 →HNO 3

ни со щелочами и не образуют солей NO 2 → HNO 2 и HNO 3

Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I )».

Веселящий газ.

Американский химик в 1800 г. изучал взаимодействие серы с нагретым раствором нитрита натрия NaNO 2 в формамиде HCONH 2 . Внезапно началась бурная реакция с выделением газа со слабым приятным запахом. Вудхаузу вдруг стало весело, и он пустился в пляс, распевая песни. На другой день, вернувшись в лабораторию, он обнаружил в колбе, где шел опыт, кристаллы тиосульфата натрия Na 2 S 2 O 3 . Почти в то самое время английский химик Гемфри Деви проводил термическое разложение нитрата аммония NH 4 NO 3 . Как потом он вспоминал, помощник слишком близко наклонился к установке и несколько раз вдохнул газ с приятным запахом, выходивший из реторты. Вдруг помощник разразился беспричинным смехом, а потом свалился в углу комнаты и тут же уснул.

Ученые получили один и тот же газ – оксид азота (I ) N 2 O .

Формула оксида

Физические свойства

Химические свойства

Получение и применение

N 2 O

бесцветный негорючий с приятным сладковатым и .

2N 2 O→2N 2 + O 2

NH 4 NO 3 →N 2 O + 2H 2 O

Малые концентрации закиси азота вызывают лёгкое (отсюда название - «веселящий газ»). При вдыхании чистого газа быстро развиваются состояние опьянения и сонливость. Закись азота обладает слабой наркотической активностью, в связи с чем в медицине её применяют в больших концентрациях .

бесцветный газ, плохо растворимый в воде.

2NO + O 2 →2NO 2

4 NH 3 + 5O 2 →4NO + 6H 2 O

Получение NO является одной из стадий получения .

NO 2

Ядовитый газ, красно-бурого цвета, с характерным острым запахом или желтоватая жидкость. Лисий хвост.

NO 2 + H 2 O→HNO 2 + HNO 3

4NO 2 + H 2 O + O 2 →4HNO 3

2NO 2 + 2NaOH→NaNO 3 + NaNO 2 + H 2 O

2Cu(NO 3) 2 →2CuO + 4NO 2 +O 2

В производстве и , в качестве окислителя в жидком и смесевых взрывчатых веществах. Высокотоксичен. Он раздражает дыхательные пути, в больших концентрациях вызывает NO + NO 2 =N 2 O 3

Применяется в лаборатории для получения азотистой кислоты и её солей. Высокотоксичен. По действию на организм сравним с дымящей азотной кислотой, вызывает тяжёлые ожоги кожи.

N 2 O 5

бесцветные, очень летучие кристаллы. Крайне неустойчив.

N 2 O 5 + H 2 O = 2HNO 3

N 2 O 5 + CaO = Ca(NO 3) 2

N 2 O 5 + 2 NaOH= 2NaNO 3

2NO 2 + O 3 =N 2 O 5 +O 2

N 2 O 5 токсичен.

4.Закрепление. Упр.6

5. Рефлексия, подведение итогов. Оценки .

6. Домашнее задание §26.