Оксид азота (I) N 2 O N 2 O – оксид азота (I), закись азота или «веселящий газ», возбуждающе действует на нервную систему человека, используют в медицине как анестезирующее средство. Физические свойства: газ, без цвета и запаха. Проявляет окислительные свойства, легко разлагается. Несолеобразующий оксид. 2N 2 O= N 2 O + Сu=
Оксид азота (III) N 2 O 3 – оксид азота (III) жидкость темно-синего цвета, термически неустойчивая, t кип.= 3,5 0С, т. е. существует в жидком состоянии только при охлаждении, в обычных условиях переходит в газообразное состояние. Кислотный оксид, при взаимодействии с водой образуется азотистая кислота. N 2 O 3 = N 2 O 3 + H 2 O =
Азотная кислота. HNO 3 Азотная кислота – бесцветная гигроскопичная жидкость, имеет резкий запах, «дымит» на воздухе, неограниченно растворяется в воде, tкип= С. Растворы азотной кислоты хранят в банке из темного стекла, т. е. она разлагается на свету: 4HNO 3 =4NO 2 +2H 2 O+O 2
Тема урока: Кислородные соединения азота.
Цель урока : 1. Контроль и оценка усвоения учащимися изученного материала.
2. Способствовать развитию логического мышления учащихся.
3. Способствовать формированию коммуникативных навыков при работе в
Группе.
4. Обеспечение благоприятного климата в учебной группе.
Оборудование: раздаточный материал для изучения и усвоения темы, Схемы-рисунки,
Таблицы, листы бумаги формата А4, цветная бумага, клей, ножницы,
Фломастеры.
ХОД УРОКА:
- Учитель рассказывает о том, какие кислородные соединения серы встречаются в природе.
- Учитель рисует технологическую карту изучения кислородных соединений азота и расшифровывает числовые обозначения:
1. Нахождение в природе
2. Физические свойства
4. Способы получения
5. Получения азотной кислоты
6. Области применения
7. Кислоты оксидов азота
8. Соли этих кислот.
Класс делится на 2 группы (в данном случае по принципу дат рождения – 1 группа рожденные в январе-мае месяце; 2 группа рожденные в июне-декабре).
- Релаксация.
Выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению:
Фиолетовый - мне скучно
Синий – у меня плохое настроение
Оранжевый – у меня прекрасное настроение
4. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, где встречаются кислородные соединения азота в природе. Вам необходимо вырезать из цветной бумаги лепестки подсолнуха и на каждом лепестке написать один ответ.
5. Используя таблицу «Физические свойства оксидов азота»
Свойство | Оксиды азота |
|
оксид | диоксид |
|
Агрегатное состояние | ||
Цвет | ||
Запах | ||
Растворимость в воде | ||
Воздействие на организм |
6. Используя прием «Скелет рыбы» опишите, химические свойства этих соединений.
7. Физминутка.
8. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, способы получения этих соединений.
9. Опишите получение азотной кислоты – учащиеся записывают уравнения реакций на доске
10. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, области применения этих соединений
11. Используя таблицу «Кислоты оксидов азота» опишите их свойства
«Кислоты оксидов азота»
Свойство | Кислоты |
|
азотистая | азотная |
|
Агрегатное состояние | ||
Цвет | ||
Запах | ||
Растворимость в воде | ||
Температура плавления или кипения | ||
Воздействие на организм |
12. Используя прием «Цветок подсолнуха», напишите, формулы солей этих кислот.
- Выступление групп со своими презентациями.
- Д\з п.36, проблема, гипотезы, задание 1-4 по выбору.
- Оценка деятельности каждого участника группы.
16. Рефлексия – выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению
Желтый - мне по-прежнему скучно
Зеленый – после урока у меня ухудшилось настроение
Красный – после урока у меня улучшилось настроение
17.Вывод: по вашему настроению я вижу –
18.Спасибо за урок.
Урок №1
Цель урока для обучающихся : познакомиться с оксидами азота, их свойствами и применением; рассмотреть свойства разбавленной азотной кислоты как электролита.
Воспроизводство опорных знаний.
- Какие степени окисления проявляет азот в соединениях с кислородом?
- Запишите формулы возможных оксидов азота.
- Что означает понятие «несолеобразующий оксид»?
- Какие оксиды азота являются несолеобразующими?
- Какие оксиды азота относятся к кислотным?
Задание . Проверьте правильность ответов, используя слайд презентации.
Зафиксируйте в тетради новую для себя информацию.
Оксиды азота
+ 1 N 2 O
+ 2 NO
+ 3 N 2 O 3
+ 4 NO 2
+ 5 N 2 O 5
Несолеобразующие оксиды
Солеобразующие оксиды
Свойства оксидов.
Задание . Изучите свойства оксидов. Зафиксируйте новую для себя информацию.
N 2 O Бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом, растворим в воде.
NO Бесцветный газ, без запаха. Малорастворим в воде. Быстро окисляется на воздухе. Ядовит !
N 2 O 3 Темно-синяя жидкость, хорошо растворимая в воде. Соединение непрочное.
NO 2 Газ бурого цвета, со специфическим
запахом. Хорошо растворим в воде. Я довит !
N 2 O 5 Белое кристаллическое вещество. Растворяется в воде с образованием азотной кислоты.
Кислотные оксиды
Оксид азота (III) N 2 O 3 и оксид азота (V) N 2 O 5 растворяются в воде с образованием соответствующих кислот.
N 2 O 3 + H 2 O = 2HNO 2
N 2 O 5 + H 2 O = 2HNO 3
Назовите кислоты и соли, соответствующие данным кислотам.
Азотистая кислота → нитриты
Азотная кислота → нитраты
Свойства оксида азота ( IV)
Оксид азота (IV) NO 2 является смешанным оксидом. При взаимодействии его с водой, образуются две кислоты.
2NO 2 + H 2 O = HNO 2 + HNO 3
При взаимодействии NO 2 с водой в присутствии кислорода образуется только азотная кислота.
4 NO 2 + 2 H 2 O + О 2 = 4 HNO 3
При растворении оксида в щелочи, образуются две соли.
2NO 2 + 2NaOH = NaNO 2 + NaNO 3 + H 2 O
Применение оксидов .
Оксид азота (II) NO и оксид азота (IV) NO 2 используют для получения азотной кислоты.
В промышленности NO получают каталитическим окислением аммиака : 4NH 3 + 5O 2 → 4NO +6H 2 О
NO 2 в промышленности получают путем окисления оксида азота (II) кислородом: 2 NO + O 2 → 2 NO 2
Оксид азота (I) N 2 O в смеси с кислородом используется в медицине для наркоза («веселящий газ»).
N 2 O получают разложением нитрата аммония:
NH 4 NO 3 → N 2 O + 2H 2 O
HNO 3
Бесцветная, дымящая на воздухе жидкость.
Сильная кислота. Под действием света разлагается на оксид азота (IV), воду и кислород.
Химические свойства азотной кислоты
оксид металла → соль + вода
HNO 3 основание → соль + вода
соль → соль + кислота
металл → соль + вода + Х
Урок №2
Цель урока для обучающихся: изучить свойства азотной кислоты как окислителя; познакомиться с особенностями разложения нитратов и их применением.
HNO 3
- сильный окислитель.
HNO 3 + металл → соль + вода + Х
Концентрированная
Разбавленная
Пассивирует: Al, Fe, Cr, Au, Pt
С тяжелыми металлами - NO 2
С тяжелыми металлами - NO
С активными металлами – N 2 O
С активными металлами – N Н 3 , N 2
Соли азотной кислоты являются сильными окислителями.
При нагревании нитраты разлагаются с выделением кислорода.
Разложение нитратов
Левее Mg → нитрит + O 2
MeNO 3 Mg – Cu → оксид металла + NO 2 +O 2
Правее Cu → металл + NO 2 +O 2
NH 4 NO 3 → H 2 O + N 2 O
Применение соединений азота.
Получение, лаков, кинопленок , азотных удобрений, лекарственных веществ - HNO 3
A зотны e удобрения - NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3
Текстильная промышленность - Cu(NO 3 ) 2 , Fe(NO 3 ) 2
Медицина - AgNO 3
Пиротехника - Ba(NO 3 ) 2 , Pb(NO 3 ) 2
Изготовление взрывчатых веществ - NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3
Конспект урока на тему: «Кислородные соединения азота». 9 класс
Цель урока: изучить свойства оксидов азота.
Задачи:
образовательные: рассмотреть оксиды азота, и на их примере повторить классификацию и основные свойства оксидов;
воспитательные: формирование научной картины мира;
развивающие: развитие логического мышления, умения работать с дополнительной литературой, способность обобщать и систематизировать.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Несколько учащихся работают по карточкам, с остальными проводится фронтальный опрос по прошлой теме.
Дидактическая карточка №1
а) Напишите формулы следующих веществ: аммиак, нашатырный спирт, нашатырь
Качественную реакцию на катион аммония;
Взаимодействие сульфата аммония с хлоридом бария.
Дидактическая карточка №2
а) Напишите формулы следующих веществ: дихромат аммония, нашатырный спирт, сульфат аммония.
б) Напишите следующие уравнения реакции:
Взаимодействие хлорида аммония с нитратом серебра;
Взаимодействие карбоната аммония с соляной кислотой.
Фронтальный опрос:
1)Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?
2)Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?
3)Каким способом следует собирать аммиак? Почему? Как можно распознать аммиак?
5)Что такое нашатырь? Для чего его используют?
6)Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония?
3. Актуализация знаний.
Расставьте степени окисления в оксидах азота:
N 2 O NO N 2 O 3 NO 2 N 2 O 5
Изучение нового материала.
Учитель сообщает тему, цель и план урока.
План:
Классификация оксидов азота.
Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I )».
Физические свойства оксидов азота (самостоятельная работа с текстом учебника).
Химические свойства, получении и применение оксидов азота, (рассказ и объяснение учителя).
Классификация оксидов азота. Учащиеся вместе с учителем заполняют схему.
Оксиды азота
Несолеобразующие Солеобразующие
N 2 O NO N 2 O 3 → HNO 2
не взаимодействуют ни с кислотами, N 2 O 5 →HNO 3
ни со щелочами и не образуют солей NO 2 → HNO 2 и HNO 3
Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I )».
Веселящий газ.
Американский химик в 1800 г. изучал взаимодействие серы с нагретым раствором нитрита натрия NaNO 2 в формамиде HCONH 2 . Внезапно началась бурная реакция с выделением газа со слабым приятным запахом. Вудхаузу вдруг стало весело, и он пустился в пляс, распевая песни. На другой день, вернувшись в лабораторию, он обнаружил в колбе, где шел опыт, кристаллы тиосульфата натрия Na 2 S 2 O 3 . Почти в то самое время английский химик Гемфри Деви проводил термическое разложение нитрата аммония NH 4 NO 3 . Как потом он вспоминал, помощник слишком близко наклонился к установке и несколько раз вдохнул газ с приятным запахом, выходивший из реторты. Вдруг помощник разразился беспричинным смехом, а потом свалился в углу комнаты и тут же уснул.
Ученые получили один и тот же газ – оксид азота (I ) N 2 O .
Формула оксида
Физические свойства
Химические свойства
Получение и применение
N 2 O
бесцветный негорючий с приятным сладковатым и .
2N 2 O→2N 2 + O 2
NH 4 NO 3 →N 2 O + 2H 2 O
Малые концентрации закиси азота вызывают лёгкое (отсюда название - «веселящий газ»). При вдыхании чистого газа быстро развиваются состояние опьянения и сонливость. Закись азота обладает слабой наркотической активностью, в связи с чем в медицине её применяют в больших концентрациях .
бесцветный газ, плохо растворимый в воде.
2NO + O 2 →2NO 2
4 NH 3 + 5O 2 →4NO + 6H 2 O
Получение NO является одной из стадий получения .
NO 2
Ядовитый газ, красно-бурого цвета, с характерным острым запахом или желтоватая жидкость. Лисий хвост.
NO 2 + H 2 O→HNO 2 + HNO 3
4NO 2 + H 2 O + O 2 →4HNO 3
2NO 2 + 2NaOH→NaNO 3 + NaNO 2 + H 2 O
2Cu(NO 3) 2 →2CuO + 4NO 2 +O 2
В производстве и , в качестве окислителя в жидком и смесевых взрывчатых веществах. Высокотоксичен. Он раздражает дыхательные пути, в больших концентрациях вызывает NO + NO 2 =N 2 O 3
Применяется в лаборатории для получения азотистой кислоты и её солей. Высокотоксичен. По действию на организм сравним с дымящей азотной кислотой, вызывает тяжёлые ожоги кожи.
N 2 O 5
бесцветные, очень летучие кристаллы. Крайне неустойчив.
N 2 O 5 + H 2 O = 2HNO 3
N 2 O 5 + CaO = Ca(NO 3) 2
N 2 O 5 + 2 NaOH= 2NaNO 3
2NO 2 + O 3 =N 2 O 5 +O 2
N 2 O 5 токсичен.
4.Закрепление. Упр.6
5. Рефлексия, подведение итогов. Оценки .
6. Домашнее задание §26.