1. Функции вирусных нуклеиновых кислот

2. Вирусные белки

3. Процессы взаимодействия вируса с клеткой макроорганизма

1.Функция вирусных нуклеиновых кислот независимо от их типа состоит в хранении и передаче генетической информации. Ви­русные ДНК могут быть линейными (как у эукариотов) или кольцевыми (как у прокариотов), однако в отличие от ДНК тех и других она может быть представлена однонитевой молеку­лой. Вирусные РНК имеют разную организацию (линейные, кольцевые, фрагментированные, однонитевые и двунитевые), они могут быть представлены плюс- или минус-нитями. Плюс-нити функционально тождественны и-РНК, т. е. спо­собны транслировать закодированную в них генетическую ин­формацию на рибосомы клетки хозяина.

Минус-нити не могут функционировать как и-РНК, и для трансляции содержащейся в них генетической информации необходим синтез комплементарной плюс-нити. РНК плюс-нитевых вирусов, в отличие от РНК минус-нитевых, имеют специфические образования, необходимые для узнавания рибосомами. У двунитевых как ДНК-, так и РНК-содержащих вирусов информация обычно записана только в одной цепи, чем достигается экономия генетического материала. 2. Вирусные белки по локализации в вирионе делятся:

На капсидные;

Белки суперкапсидной оболочки;

Геномные.

Белки капсидной оболочки у нуклеокапсидных вирусов вы­полняют защитную функцию - защищают вирусную нуклеино­вую кислоту от неблагоприятных воздействий - и рецептор-ную (якорную) функцию, обеспечивая адсорбцию вирусов на клетках хозяина и проникновение в них.

Белки суперкапсидной оболочки, как и белки капсидной обо­лочки, выполняют защитную и рецепторную функции. Это сложные белки - липо- и гликопротеиды. Некоторые из этих белков могут формировать морфологические субъединицы в виде шипованных отростков и обладают свойствами гемагглю-тининов (вызывают агглютинацию эритроцитов) или нейрами-нидазы (разрушают нейраминовую кислоту, входящую в состав клеточных стенок).

Отдельную группу составляют геномные белки, они ковалентно связаны с геномом и образуют с вирусной нуклеиновой кисло­той рибо- или дезоксирибонуклеопротеиды. Основная функ­ция геномных белков - участие в репликации нуклеиновой кислоты и реализации содержащейся в ней генетической ин­формации, к ним относятся РНК-зависимая РНК-полимераза и обратная транскриптаза.



В отличие от белков капсидной и суперкапсидной оболочки это не структурные, а функциональные белки. Все вирусные белки выполняют и функцию антигенов, по­скольку являются продуктами вирусного генома и, соответст­венно, чужеродными для организма хозяина. Представители царства Vira по типу нуклеиновой кислоты де­лятся на 2 подцарства - рибовирусные и дезоксирибовирусные. В подцарствах выделяют семейства, рода и виды. Принад­лежность вирусов к тому или иному семейству (всего их 19) оп­ределяется :

строением и структурой нуклеиновой кислоты;

Типом симметрии нуклеокапсида;

Наличием суперкапсидной оболочки. Принадлежность к тому или иному родуи виду связана с другими биологическими свойствами вирусов :

Размером вирионов (от 18 до 300 нм);

Способностью размножаться в культурах ткани и курином эм­брионе;

Характером изменений, происходящих в клетках под воздейст­вием вирусов;

Антигенными свойствами;

Путями передачи;

Кругом восприимчивых хозяев.

Вирусы - возбудители болезней человека относятся к 6 ДНК- содержащим семействам (поксвирусы, герпесвирусы, гепаднави-русы, аденовирусы, паповавирусы, парвовирусы) и 13 семействам РНК-содержащих вирусов (реовирусы, тогавирусы, флавирусы, коронавирусы, парамиксовирусы, ортомиксовирусы, рабдовирусы, бунъявирусы, аренавирусы, ретровирусы, пикорнавиру-сы, калицивирусы, филовирусы).

3. Взаимодействие вируса с клеткой - это сложный процесс, ре­зультаты которого могут быть различны. По этому признаку (конечный результат) можно выделить 4 типа взаимодействия вирусов и клеток:

%/ продуктивная вирусная инфекция - это такой тип взаимодейст­вия вируса с клеткой, при котором происходит репродукция ви­русов, а клетка погибает (для бактериофагов такой тип взаи­модействия с клеткой называют литическим). Продуктивная вирусная инфекция лежит в основе острых вирусных заболева­ний, а также в основе условных латентных инфекций, при ко­торых погибают не все клетки пораженного органа, а только часть, а остальные неповрежденные клетки этого органа ком­пенсируют его функции, вследствие чего заболевание некото­рое время не проявляется, пока не наступит декомпенсация;

абортивная вирусная инфекция - это такой тип взаимодействия вируса с клеткой, при котором репродукция вирусов не происхо­дит, а клетка избавляется от вируса, функции ее при этом не нарушаются, поскольку это происходит только в процессе ре­продукции вируса;

латентная вирусная инфекция - это такой тип взаимодействия вируса с клеткой, при котором происходит репродукция и виру­сов, и клеточных компонентов, но клетка не погибает; при этом клеточные синтезы преобладают, и поэтому клетка достаточно длительно сохраняет свои функции - этот механизм лежит в основе безусловных латентных вирусных инфекций;

вирус-индуцированные трансформации - это такой тип взаимо­действия вируса с клеткой, при котором клетки, пораженные вирусом, приобретают новые, ранее не присущие им свойства. Геном вируса или его часть встраивается в геном клетки, и ви­русные гены превращаются в группу клеточных генов. Этот интегрированный в хромосому клетки-хозяина вирусный ге­ном называется провирусом, а такое состояние клеток обозна­чается как вирогения.

При любом из указанных типов взаимодействия вирусов и клеток можно выделить процессы, направленные на то, чтобы доставить вирусную нуклеиновую кислоту в клетку, обеспечить условия и механизмы ее репликации и реализации содержа­щейся в ней генетической информации.

Вопрос 39. Особенности репродукции вирусов

1. Периоды осуществления продуктивной вирусной инфекции

2. Репликация вируса

3. Трансляция

1.Продуктивная вирусная инфекция осуществляется в 3 периода :

начальный период включает стадии адсорбции вируса на клетке, проникновения в клетку, дезинтеграции (депротеинизации) или "раздевания" вируса. Вирусная нуклеиновая кислота была доставлена в соответствующие клеточные структуры и под дей­ствием лизосомальных ферментов клетки освобождается от защитных белковых оболочек. В итоге формируется уникаль­ная биологическая структура: инфицированная клетка содер­жит 2 генома (собственный и вирусный) и 1 синтетический аппарат (клеточный);

После этого начинается вторая группа процессов репродукции вируса, включающая средний и заключительный периоды, во время которых происходят репрессия клеточного и экспрессия вирусного генома. Репрессию клеточного генома обеспечивают низкомолекулярные регуляторные белки типа гистонов, синтезируемые в любой клетке. При вирусной инфекции этот про­цесс усиливается, теперь клетка представляет собой структуру, в которой генетический аппарат представлен вирусным геномом, а синтетический аппарат - синтетическими системами клетки.

2. Дальнейшее течение событий в клетке направлено на репликацию вирусной нуклеиновой кислоты (синтез генетического материала для новых вирионов) и реализацию содержащейся в ней генети­ческой информации (синтез белковых компонентов для новых вирионов). У ДНК-содержащих вирусов, как в прокариотиче-ских, так и в эукариотических клетках, репликация вирусной ДНК происходит при участии клеточной ДНК-зависимой ДНК-полимеразы. При этом у однонитевых ДНК-содержащих вирусов сначала образуется комплементарная нить - так назы­ваемая репликативная форма, которая служит матрицей для дочерних молекул ДНК.

3. Реализация генетической информации вируса, содержащейся в ДНК, происходит следующим образом: при участии ДНК-зави­симой РНК-полимеразы синтезируются и-РНК, которые по­ступают на рибосомы клетки, где и синтезируются вирусспе-цифические белки. У двунитевых ДНК-содержащих вирусов, геном которых транскрибируется в цитоплазме клетки хозяина, это собственный геномный белок. Вирусы, геномы которых транскрибируются в ядре клетки, используют содержащуюся там клеточную ДНК-зависимую РНК-полимеразу.

У РНК-содержащих вирусов процессы репликации их генома, транскрипции и трансляции генетической информации осуще­ствляются иными путями. Репликация вирусных РНК, как минус-, так и плюс-нитей, осуществляется через репликативную форму РНК (комплементарную исходной), синтез которой обеспечивает РНК-зависимая РНК-полимераза - это геном­ный белок, который есть у всех РНК-содержащих вирусов. Ре­пликативная форма РНК минус-нитевых вирусов (плюс-нить) служит не только матрицей для синтеза дочерних молекул ви­русной РНК (минус-нитей), но и выполняет функции и-РНК, т. е. идет на рибосомы и обеспечивает синтез вирусных белков (трансляцию).

У плюс-нитевых РНК-содержащих вирусов функцию трансля­ции выполняют ее копии, синтез которых осуществляется че­рез репликативную форму (минус-нить) при участии вирусных РНК-зависимых РНК-полимераз.

У некоторых РНК-содержащих вирусов (реовирусы) имеется со­вершенно уникальный механизм транскрипции. Он обеспечива­ется специфическим вирусным ферментом - ревертазой (обрат­ной транскриптазой) и называется обратной транскрипцией. Суть ее состоит в том, что вначале на матрице вирусной РНК при участии обратной транскрипции образуется транскрипт, представляющий собой одну нить ДНК. На нем с помощью клеточной ДНК-зависимой ДНК-полимеразы синтезируется,вторая нить и формируется двунитевой ДНК-транскрипт. С не­го обычным путем через образование и-РНК происходит реа­лизация информации вирусного генома.

Результатом описанных процессов репликации, транскрипции и трансляции является образование дочерних молекул вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков, закодированных в геноме вируса.

После этого наступает третий, заключительный период взаимо­действия вируса и клетки. Из структурных компонентов (нук­леиновых кислот и белков) на мембранах цитоплазматического ретикулума клетки собираются новые вирионы. Клетка, геном которой был репрессирован (подавлен), обычно гибнет. Вновь сформировавшиеся вирионы пассивно (в результате гибели клетки) или активно (путем почкования) покидают клетку и оказываются в окружающей ее среде.

Таким образом, синтез вирусных нуклеиновых кислот и белков и сборка новых вирионов происходят в определенной последова­тельности (разобщены во времени) и в разных структурах клетки (разобщен в пространстве), в связи с чем способ репро­дукции вирусов и был назван дизъюнктивным (разобщенным). При абортивной вирусной инфекции процесс взаимодействия вируса с клеткой по тем или иным причинам прерывается до того, как произошло подавление клеточного генома. Очевидно, что в этом случае генетическая информация вируса реализова­на не будет и репродукции вируса не происходит, а клетка со­храняет свои функции неизменными.

При латентной вирусной инфекции в клетке одновременно функционируют оба генома, а при вирус-индуцированных трансформациях вирусный геном становится частью клеточно­го, функционирует и наследуется вместе с ним.

Вопрос 40. Культивирование вирусов в культурах тканей

1. Характеристики тканевых культур

2. Цитопатическое действие вирусов

1.Для культивирования вирусов используют ряд методов. Это культивирование в организме экспериментальных животных, раз­вивающихся куриных вибрионах и культурах тканей (чаще - эмбриональные ткани или опухолевые клетки). Для выращива­ния клеток тканевых культур используют многокомпонентные питательные среды (среда 199, среда Игла и др.). Они содержат индикатор измерения рН среды и антибиотики для подавления возможного бактериального загрязнения.

Культуры тканей могут быть переживающими, в которых жиз­неспособность клеток удается сохранить лишь временно, и растущими, в которых клетки не только сохраняют жизнедея­тельность, но и активно делятся.

В роллерных культурах клетки ткани фиксированы на плотной основе (стекло) - чаще в один слой (однослойные), а в суспензированных -взвешены в жидкой среде. По количеству пассажей, выдерживаемых растущей культурой тканей, среди них различают:

первичные (первично-трипсинизированные) культуры тканей, которые выдерживают не более 5-10 пассажей;

полуперевиваемые культуры тканей, которые поддерживаются не более чем в 100 генерациях;

перевиваемые культуры тканей, которые поддерживаются в те­чение неопределенно длительного срока в многочисленных ге­нерациях.

Чаще всего используются однослойные первично-перевиваемые и перевиваемые тканевые культуры.

2. О размножении вирусов в культуре ткани можно судить по ци-топатическому действию (ЦПД):

Деструкции клеток;

Изменению их морфологии;

Формированию многоядерных симпластов или синтиция в ре­зультате слияния клеток.

В клетках культуры ткани при размножении вирусов могут об­разовываться включения - структуры, не свойственные нор­мальным клеткам.

Включения выявляются в окрашенных по Романовскому-Гимзе мазках из зараженных клеток. Они бывают эозинофильные и базофильные.

По локализации в клетке различают:

Цитоплазматические;

Ядерные;

Смешанные включения.

Характерные ядерные включения формируются в клетках, за­раженных вирусами герпеса (тельца Каудри), цитомегалии и полиомы, аденовирусами, а цитоплазматические включения - вирусами оспы (тельца Гварниери и Пашена), бешенства (тель­ца Бабеша-Негри) и др.

О размножении вирусов в культуре ткани также можно судить по методу "бляшек" (негативных колоний). При культивирова­нии вирусов в клеточном монослое под агаровым покрытием на месте пораженных клеток образуются зоны деструкции моно-сом - так называемые стерильные пятна, или бляшки. Это дает возможность не только определить число вирионов в 1 мл сре­ды (считается, что одна бляшка является потомством одного вириона), но и дифференцировать вирусы между собой по фе­номену бляшкообразования.

Следующим методом, позволяющим судить о размножении вирусов (только гемагглютинирующих) в культуре ткани, мож­но считать реакцию гемадсорбции. При культивировании виру­сов, обладающих гемагглютжирующей активностью, может происходить избыточный синтез гемагглютининов. Эти моле­кулы экспрессируются на поверхности клеток культуры ткани, и клетки культуры ткани приобретают способность адсорбиро­вать на себе эритроциты - феномен гемадсорбции. Молекулы гемагглютинина накапливаются и в среде культивирования, это приводит к тому, что культуральная жидкость (в ней нака­пливаются новые вирионы) приобретет способность вызывать гемагглютинацию.

Наиболее распространенным методом оценки размножения вирусов в культуре ткани является метод "цветной пробы". При размножении в питательной среде с индикатором незараженных

клеток культуры ткани вследствие образования кислых продук­тов метаболизма она изменяет свой цвет. При репродукции вируса нормальный метаболизм клеток нарушается, кислые продукты не образуются, среда сохраняет исходный цвет.

Вопрос 41. Механизмы противовирусной защиты макроорган изма

/. Неспецифические механизмы

2. Специфические механизмы

3. Интерфероны

1. Существование вирусов в 2 (внеклеточной и внутриклеточной) формах предопределяют и особенности иммунитета при вирус­ных инфекциях. В отношении внеклеточных вирусов действуют те же неспецифические и специфические механизмы антимик­робной резистентности, что и в отношении бактерий. Клеточная ареактивность - один из неспецифических факто­ров защиты. Она обусловлена отсутствием на клетках рецеп­торов для вирусов, что делает их невосприимчивыми к вирус­ной инфекции. К этой же группе защитных факторов можно отнести лихорадочную реакцию, выделительные механизмы (чихание, кашель и др.). В защите от внеклеточного вируса участвуют:

Система комплемента;

Пропердиновая система;

NK-клетки (естественные киллеры);

Вирусные ингибиторы.

Фагоцитарный механизм защиты малоэффективен в отноше­нии внеклеточного вируса, но достаточно активен в отношении клеток, уже инфицированных вирусом. Экспрессия на поверхно­сти таких вирусных белков делает их объектом макрофагально-го фагоцитоза. Поскольку вирусы представляют собой ком­плекс антигенов, то при их попадании в организм развивается иммунный ответ и формируются специфические механизмы защиты - антитела и эффекторные клетки.

2. Антитела действуют только на внеклеточный вирус, препятст­вуя его взаимодействию с клетками организма и неэффектив­ны против внутриклеточного вируса. Некоторые вирусы (вирус гриппа, аденовирусы) недоступны для циркулирующих в сыворотке крови антител и способны персистировать в организме человека достаточно долго, иногда пожизненно.

При вирусных инфекциях происходит продукция антител классов IgG и IgM, а также секреторных антител класса IgA. Последние обеспечивают местный иммунитет слизистых обо­лочек на входных воротах, что при развитии вирусных инфек­ций желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей может иметь определяющее значение. Антитела класса IgM появля­ются на 3-5-й день болезни и через несколько недель исчеза­ют, поэтому их наличие в сыворотке обследуемого отражает острую или свежеперенесенную инфекцию. Иммуноглобули­ны G появляются позже и сохраняются дольше, чем иммуног­лобулины М. Они обнаруживаются только через 1-2 недели после начала заболевания и циркулируют в крови в течение длительного времени, обеспечивая тем самым защиту от по­вторного заражения.

Еще более важную роль, чем гуморальный иммунитет, при всех вирусных инфекциях играет клеточный иммунитет, что связано с тем, что инфицированные вирусом клетки становят­ся мишенью для цитолитического действия Т-киллеров. Кроме всего прочего, особенностью взаимодействия вирусов с иммунной системой является способность некоторых из них (так называемые лимфотропные вирусы) поражать непосредст­венно сами клетки иммунной системы, что приводит к разви­тию иммунодефицитных состояний.

Все перечисленные" механизмы защиты (исключая фагоцитоз зараженных клеток) активны только в отношении внеклеточ­ного вируса. Попав в клетку, вирионы становятся недоступ­ными ни для антител, ни для комплемента, ни для иных меха­низмов защиты. Для защиты от внутриклеточного вируса в ходе эволюции клетки приобрели способность вырабатывать осо­бый белок - интерферон.

3. Интерферон - это естественный белок, обладающий противови­русной активностью в отношении внутриклеточных форм вируса. Он нарушает трансляцию и-РНК на рибосомах клеток, инфи­цированных вирусом, что ведет к прекращению синтеза вирус­ного белка. Исходя из этого универсального механизма дейст­вия интерферон подавляет репродукцию любых вирусов, т. е. не обладает специфичностью, специфичность интерферонаиная. Она носит видовой характер, т. е. человеческий интер­ферон ингибирует репродукцию вирусов в клетках человека, мышиный - мыши и т. д.

Интерферон обладает и противоопухолевым действием, что яв­ляется косвенным свидетельством роли вирусов в возникновении опухолей. Образование интерферона в клетке начинается уже через 2 ч после заражения вирусом, т. е. намного раньше, чем его репродукция, и опережает механизм антителообразования. Интерферон образуют любые клетки, но наиболее активными его продуцентами являются лейкоциты и лимфоциты. В на­стоящее время методами генной инженерии созданы бактерии (кишечные палочки), в геном которых введены гены (или их копии), ответственные за синтез интерферона в лейкоцитах. Полученный таким образом генно-инженерный интерферон широко используется для лечения и пассивной профилактики вирусных инфекций и некоторых видов опухолей. В последние годы разработан широкий круг препаратов - ин­дукторов эндогенного интерферона. Их применение предпочти­тельнее, нежели введение экзогенного интерферона. Таким образом, интерферон является одним из важных факто­ров противовирусного иммунитета, но в отличие от антител или клеток-эффекторов он обеспечивает не белковый, а гене­тический гомеостаз.

Вопрос 42. Вирусные инфекции и методы их диагностики

1. Вирусные инфекции человека

2. Лабораторная диагностика вирусных инфекций

1.В настоящее время вирусные инфекции составляют преобладаю­щую часть инфекционной патологии человека. Самыми распро­страненными среди них остаются острые респираторные (ОРВИ) и другие вирусные инфекции, передаваемые воздушно-капель­ным путем, возбудители которых относятся к абсолютно раз­личным семействам, чаще всего это РНК-содержащие вирусы (вирус гриппа А, В, С, вирус эпидемического паротита, вирусы парагриппа, кори, риновирусы и др.).

Не менее распространены и кишечные вирусные инфекцион­ные заболевания, вызываемые вирусами, также относящимися к различным семействам РНК- и ДНК-содержащих вирусов (энтеровирусы, вирус гепатита А, ротавирусы, калициновирусы и др.).

Широко распространены во всем мире такие вирусные инфек­ционные заболевания, как вирусные гепатиты, особенно гепа­тит В, передаваемый трансмиссивным и половым путем. Их возбудители - вирусы гепатита А, В, С, D, E, G, ТТ - отно­сятся к разным таксономическим группам (пикорнавирусов, гепаднавирусов и др.), имеют разные механизмы передачи, но все обладают тропизмом к клеткам печени.

Одна из самых известных вирусных инфекций - ВИЧ-инфек­ция (часто называемая СПИДом - синдромом приобретенного иммунодефицита, который является ее неизбежным исходом). Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - возбудитель ВИЧ-инфекции - относится к семейству РНК-вирусов Retroviridae, роду лентивирусов.

Большинство из них - РНК-содержащие, входят в семейства -тога-, флави-, буньявирусов и являются возбудителями энце­фалитов и геморрагических лихорадок. Возбудителями тяжелых форм геморрагических лихорадок (лихорадки Эбола, Марбург-ская лихорадка и др.) являются фило-, аденовирусы. Но транс­миссивный путь заражения при этих инфекционных заболева­ниях не является единственным. Вышеназванные инфекции в основном представляют собой эндемичные заболевания, но тяжелые вспышки некоторых из этих заболеваний (крымской геморрагической лихорадки, лихорадки западного Нила) имели место в Ростовской и Волгоградской областях летом 1999 г.

Кроме инфекционной патологии человека, доказана роль ви­русов и в развитии некоторых опухолей животных и человека (онкогенные, или онковирусы). Среди известных вирусов, обла­дающих онкогенным действием, есть представители как ДНК-содержащих (из семейства паповавирусов, герпесвирусов, аде­новирусов, поксвирусов), так и РНК-содержащих (из семейства ретрорвирусов, род пикорновирусов) вирусов.

2. Для лабораторной диагностики вирусных инфекций используют­ся различные методы.

Вирусологическое исследование (световая микроскопия) позволяет обнаружить характерные вирусные включения, а электронная микроскопия - сами вирионы и по особенностям их строения диагностировать соответствующую инфекцию (например, ро-тавирусную).

Вирусологическое исследование направлено на выделение вируса и его идентификацию. Для выделения вирусов используют за­ражение лабораторных животных, куриных эмбрионов или культуры тканей.

Первичную идентификацию выделенного вируса до уровня семей­ства можно провести с помощью:

Определения типа нуклеиновой кислоты (проба с бромдезоксиу-ридоном);

Особенностей ее строения (электронная микроскопия);

Размера вириона (фильтрование через мембранные фильтры с порами диаметром 50 и 100 нм);

Наличия суперкапсидной оболочки (проба с эфиром);

Гемагглютининов (реакция гемагглютинации);

Типа симметрии нуклеокапсида (электронная микроскопия).

Результаты оцениваются по заражению культуры ткани про­бой, подвергнутой соответствующей обработке, и с последую­щим учетом результатов заражения методом цветной пробы фильтрования. Существенное значение для идентификации вирусов (до рода, вида, внутри вида) имеет также изучение их антигенного строения, которое проводится в реакции вирусо-нейтрализации с соответствующими иммунными сыворотками. Сущность этой реакции состоит в том, что после обработки гомологичными антителами вирус утрачивает свою биологиче­скую активность (нейтрализуется) и клетка хозяина развивает­ся так же, как и неинфицированная вирусом. Об этом судят по отсутствию цитопатического действия, цветной пробе, резуль­татам реакции торможения гемагглютинации (РТГА), отсутст­вию изменений при заражении куриных эмбрионов, выживае­мости чувствительных животных.

Вирусологическое исследование - это "золотой стандарт" виру­сологии и должно проводиться в специализированной вирусо­логической лаборатории. В настоящее время оно используется

практически только в условиях возникновения эпидемической вспышки того или иного вирусного инфекционного заболевания.

Для диагностики вирусных инфекций широкое применение нашли методы иммунодиагностики (серодиагностики и имму-ноиндикации). Они реализуются в самых разнообразных реакци­ях иммунитета :

Радиоизотопный иммунный анализ (РИА);

Иммуноферментный анализ (ИФА);

Реакция иммунофлюоресценции (РИФ);

Реакция связывания комплемента (РСК);

Реакция пассивной гемагглютинации (РПГА);

Реакции торможения гемагглютинации (РТГА) и др.

При использовании методов серодиагностики обязательным яв­ляется исследование парных сывороток. При этом 4-кратное на­растание титра антител во второй сыворотке в большинстве случаев служит показателем протекающей или свежеперене-сенной инфекции. При исследовании одной сыворотки, взятой в острой стадии болезни, диагностическое значение имеет об­наружение антител класса IgM, свидетельствующее об острой инфекции.

Большим достижением современной вирусологии является внедрение в практику диагностики вирусных инфекций моле-кулярно-генетических методов (ДНК-зондирование, полимераз-ной цепной реакции - ПЦР). В первую очередь с их помощью выявляют персистирующие^ вирусы, находящиеся в клиниче­ском материале, с трудом обнаруживаемые или не обнаружи­ваемые другими методами.

Вопрос 43. Профилактика и лечение вирусных инфекций

1. Методы профилактики вирусных инфекций

2. Противовирусные химиотерапевтические средства

1. Лля активной искусственной профилактики вирусных инфекций . в том числе плановой, широко используются живые вирусные вак­цины. Они стимулируют резистентность в месте входных ворот инфекции, образование антител и клеток-эффекторов, а также синтез интерферона. Основные виды живых вирусных вакцин:

Гриппозная, коревая;

Полиомиелитная (Сейбина-Смородинцева-Чумакова);

Паротитная, против коревой краснухи;

Антирабическая, против желтой лихорадки;

Генно-инженерная вакцина против гепатита В - Энджерикс В. Цля профилактики вирусных инФекиий используются и убитые вакцины:

Против клещевого энцефалита;

Омской геморрагической лихорадки;

Полиомиелита (Солка);

Гепатита А (Харвикс 1440);

Антирабическая (ХДСВ, Пастер Мерье);

А также химические - гриппозные.

Для пассивной профилактики и и ммунотерапии предложены сле­дующие антительные препараты:

Противогриппозный гамма-глобулин;

Антирабический гамма-глобулин;

Противокоревой гамма-глобулин для детей до 2 лет (в очагах) и для ослабленных детей старшего возраста;

Противогриппозная сыворотка с сульфаниламидами.

Универсальным средством пассивной профилактики вирусных инфекций являются интерферон и индукторы эндогенного ин­терферона.

2. Большинство известных химиотерапевтических препаратов не обладают противовирусной активностью, так как механизм действия большинства из них основан на подавлении микроб­ного метаболизма, а у вирусов собственные метаболические системы отсутствуют.

Антибиотики и сульфаниламиды при вирусных инфекциях ис­пользуют только с целью профилактики бактериальных ослож­нений. Тем не менее в настоящее время разрабатываются и применяются химиотерапевтические средства, обладающие противовирусной активностью.

Первая группа - аномальные нуклеозиды. По строению они близки к нуклеотидам вирусных нуклеиновых кислот, но, включенные в состав нуклеиновой кислоты, они не обеспечи­вают ее нормальное функционирование. К таким препаратам относятся азидотимидин - препарат, активный в отношении вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Недостаток этих препаратов - в высокой токсичности для клеток мак­роорганизма.

Вторая группа препаратов нарушает процессы абсорбции виру­сов на клетках. Они менее токсичны, обладают высокой изби­рательностью и весьма перспективны. Это тиосемикарбозон и его производные, ацикловир (зовиракс) - герпетическая ин­фекция, ремантадин и его производные - грипп А и др.

Универсальным средством терапии, так же как и профилакти­ки, вирусных инфекций является интерферон.

Вопрос 44. Бактериофаги

1. Понятие о бактериофагах

2. Классификация бактериофагов

3. Диагностическая и терапевтическая роль фагов

1. Бактериофаги (фаги) - это вирусы, поражающие бактериальные клетки (в качестве клетки-хозяина). Вирионы фагов состоят из головки, содержащей нуклеиновую кислоту вируса, и более или менее выраженного отростка. Нуклеокапсид головки фага имеет кубический тип симметрии, а отросток - спиральный тип, т. е. бактериофаги имеют смешанный тип симметрии нук-леокапсида.

Большинство фагов содержат кольцевую двунитчатую ДНК, и лишь некоторые - РНК или однонитчатую ДНК. Фаги, как и другие вирусы, обладают антигенными свойствами и содержат группоспецифические (по ним делятся на серотипы) и типо-специфические антигены. Сыворотки, содержащие антитела к этим антигенам (антифаговые сыворотки), нейтрализуют лити-ческую активность фагов. Взаимодействие бактериофага с клеткой происходит в соответствии с основными типами взаи­модействия, характерными для всех вирусов, - продуктивная (литическая), абортивная вирусная и латентная (лизогения, вирогения) инфекция, а также вирус-индуцированная транс­формация.

По характеру взаимодействия фага с клеткой все бактериофа­ги делятся:

На вирулентные (литические), вызывающие продуктивную ин­фекцию и лизис бактериальной клетки;

умеренные, вызывающие латентную инфекцию и ассоциацию генома вируса с бактериальной хромосомой. Умеренные фаги, в отличие от вирулентности, не вызывают ги­бели бактериальных клеток и при взаимодействии с ней пере­ходят в неинфекционную форму фага, называемую профагом. Профаг - геном фага, ассоциированный с бактериальной хромо­сомой. Профаг, ставший частью хромосомы клетки, при ее размножении реплицируется синхронно с геномом бактерии, не вызывая ее лизиса, и передается по наследству от клетки к клетке в неограниченном числе поколений. Бактериальные клетки, содержащие в своей хромосоме профаг, называются лизогенными. Профаг в лизогенных бактериях са­мопроизвольно или под влиянием различных индуцированных агентов может переходить в вегетативный фаг. В результате та­кого превращения бактериальная клетка лизируется и продуци­рует новые фаговые частицы. В ходе лизогенизации бактериаль­ные клетки могут дополнительно приобретать новые признаки, детерминируемые геномом вируса. Такое явление - изменение свойств микроорганизмов под влиянием профага - называется фаговой, или лизогенной, конверсией (проявление вирус-инду-цироанной трансформации).

Умеренные фаги, неспособные ни при каких условиях перехо­дить из профага в вегетативный фаг (образовывать зрелые фа­говые частицы), называются дефектными, чаще это происходит в результате нарушения стадии сборки вирусных частиц. Неко­торые умеренные фаги называются трансдуцирующими, по­скольку с их помощью осуществляется один из механизмов ге­нетической рекомбинации у бактерий - трансдукции. Такие фаги могут использоваться, в частности, в генной инженерии в качестве векторов для получения рекомбинантных ДНК и/или приготовлении рекомбинантных (генно-инженерных) вакцин.

2. Специфичность фагов послужила основанием для их наименова­ния по видовым и родовым названиям чувствительных к ним бак­терий. Так, например, фаги, лизирующие стрептококки, назы­ваются стрептококковыми, лизирующие холерные вибрионы -холерные, стафилококки - стафилококковыми. По признаку специфичности выделяют поливалентные бакте­риофаги, лизирующие культуры одного семейства или рода бактерий, моновалентные (монофаги) - лизирующие культуры только одного вида бактерий, а также отличающиеся наиболее высокой специфичностью - типовые бактериофаги, способные вызывать лизис только определенных типов (вариантов) бакте­риальной культуры внутри вида бактерий.

Наборы таких типоспецифических фагов используются для дифференцировки бактерий внутри вида - это метод фаготи-пирования бактерий. С помощью этого метода можно устано­вить источник и пути передачи инфекционного заболевания, т. е. провести его эпидемиологический анализ, поскольку он позволяет сравнивать фаготипы (фаговары) чистых культур бактерий, выделенных в ходе бактериологического исследова­ния от больного и от окружающих его лиц - возможных бак­терионосителей.

Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,
1)участвуют в образовании плазматической мембраны
2)входят в состав хромосом
3)являются ускорителями химических реакций
4)осуществляют транспортную функцию
5)выполняют защитную функцию
6)переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

Это зачетная работа! Очень много вопросов... Помогите, прошу! Сюда кинула только половину. Ответьте, пожалуйста! Прокариоты, в отличии от эукариот, имеют

Выберите один ответ: a. митохондрии и пластиды b. плазматическую мембрану c. ядерное вещество без оболочки d. множество крупных лизосом В поступлении и передвижении веществ в клетке участвуют Выберите один или несколько ответов: a. эндоплазматическая сеть b. рибосомы c. жидкая часть цитоплазмы d. плазматическая мембрана e. центриоли клеточного центра Рибосомы представляют собой Выберите один ответ: a. два мембранных цилиндра b. округлые мембранные тельца c. комплекс микротрубочек d. две немембранные субъединицы Растительная клетка в отличии от животной имеет Выберите один ответ: a. митохондрии b. пластиды c. плазматическую мембрану d. аппарат Гольджи Крупные молекулы биополимеров поступают в клетку через мембрану Выберите один ответ: a. путем пиноцитоза b. за счет осмоса c. путем фагоцитоза d. путем диффузии При нарушении третичной и четвертичной структуры молекул белка в клетке перестают функционировать Выберите один ответ: a. ферменты b. углеводы c. АТФ d. липиды Текст вопроса

В чем проявляется взаимосвязь пластического и энергетического обмена

Выберите один ответ: a. энергетический обмен поставляет кислород для пластического b. пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического c. пластический обмен поставляет молекулы АТФ для энергетического d. пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического

Сколько молекул АТФ запасается в процессе гликолиза?

Выберите один ответ: a. 38 b. 36 c. 4 d. 2

В реакциях темновой фазы фотосинтеза участвуют

Выберите один ответ: a. молекулярный кислород, хлорофилл и ДНК b. углекислый газ, АТФ и НАДФН2 c. вода, водород и тРНК d. оксид углерода, атомарный кислород и НАДФ+

Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

Выберите один ответ: a. на образование органических веществ используется солнечная энергия b. на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ c. органические вещества образуются из неорганических d. образуются одни и те же продукты обмена

Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

Выберите один ответ: a. рРНК b. иРНК c. АТФ d. тРНК Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации Выберите один ответ: a. признак --> белок --> иРНК --> ген --> ДНК b. ген --> ДНК --> признак --> белок c. ген --> иРНК --> белок --> признак d. иРНК --> ген --> белок --> признак

Всю совокупность химических реакций в клетке называют

Выберите один ответ: a. брожением b. метаболизмом c. хемосинтезом d. фотосинтезом

Биологический смысл гетеротрофного питания заключается в

Выберите один ответ: a. потреблении неорганических соединений b. синтезе АДФ и АТФ c. получении строительных материалов и энергии для клеток d. синтезе органических соединений из неорганических

Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют энергию, которая запасается в органических веществах, созданных из неорганических

Выберите один ответ: a. растениями b. животными c. грибами d. вирусами

В процессе пластического обмена

Выберите один ответ: a. более сложные углеводы синтезируются из менее сложных b. жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты c. белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ d. происходит освобождение энергии и синтез АТФ

Принцип комплементарности лежит в основе взаимодействия

Выберите один ответ: a. нуклеотидов и образования двуцепочечной молекулы ДНК b. аминокислот и образования первичной структуры белка c. глюкозы и образования молекулы полисахарида клетчатки d. глицерина и жирных кислот и образования молекулы жира

Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

Выберите один ответ: a. нуклеиновыми кислотами b. витаминами c. ферментами d. молекулами АТФ

Ферментативное расщепление глюкозы без участия кислорода - это

Выберите один ответ: a. пластический обмен b. гликолиз c. подготовительный этап обмена d. биологическое окисление

Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот происходит в

Выберите один ответ: a. кислородную стадию энергетического обмена b. процессе гликолиза c. ходе пластического обмена d. подготовительную стадию энергетического обмена

1 вариант 1.Укажите пример биоценотического уровня организации жизни А) Ландыш майский Б) Косяк трески В) Нуклеиновая кислота Г) Сосновый бор 2.

Наиболее крупная систематическая единица А) Царство Б) Отдел В) Класс Г) Семейство 3. К эукариотным относят клетку А) Грибов Б) Бактерий В) Цианобактерий Г) Вирусов 4. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав А) ДНК Б) РНК В) АТФ Г) белка 5. Рибосомы представляют собой А) Комплекс микротрубочек Б) Комплекс двух округлых мембранных телец В) Два мембранных цилиндра Г) Две немембранные субъединицы грибовидной формы 6. Клетка бактерии, как и растительная клетка, имеет А) Ядро Б) Комплекс Гольджи В) Эндоплазматическую сеть Г) Цитоплазму 7. Органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды А) Митохондрия Б) Хлоропласт В) Рибосома Г) Комплекс Гольджи. 8. Хлоропласты в клетке не выполняют функцию А) Синтеза углеводов Б) Синтеза АТФ В) Поглощения солнечной энергии Г) Гликолиза 9. Водородные связи между СО и NH-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, что характерно для структуры А) Первичной Б) Вторичной В) Третичной Г) Четвертичной 10. В отличие от тРНК молекулы иРНК А) Доставляют аминокислоты к месту синтеза белка Б) Служат матрицей для синтеза тРНК В) Доставляют наследственную информацию о первичной структуре белка из ядра к рибосоме Г) переносят ферменты к месту сборки молекул белка. 11. Основной источник энергии в клетке А) Витамины Б) Ферменты В) Жиры Г) Углеводы 12. Процесс первичного синтеза глюкозы протекает А) В ядре Б) В хлоропластах В) Рибосомах Г) Лизосомах 13. Источником кислорода, выделяемого клетками в процессе фотосинтеза, является А) Вода Б) Глюкоза В) Рибоза Г) Крахмал 14. Сколько клеток и с каким набором хромосом образуется после мейоза? 15. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в А) Анафазе Б) Телофазе В) Профазе Г) Метафазе 16. Биологический смысл митоза. 17. Преимущества бесполого размножения.

36. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны

2) входят в состав хромосом

3) участвуют в гуморальной регуляции

4) осуществляют транспортную функцию

5) выполняют защитную функцию

6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

37. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы

1) с двигательного нейрона в головной мозг

2) от рабочего органа в спинной мозг

3) от спинного мозга в головной мозг

4) от чувствительных нейронов к рабочим органам

5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам

6) из головного мозга к двигательным нейронам

38. Каковы существенные признаки экосистемы?

1) высокая численность видов консументов III порядка

2) наличие круговорота веществ и потока энергии

3) наличие общей популяции разных видов

4) неравномерное распределение особей одного вида

5) наличие производителей, потребителей и разрушителей

6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов

При выполнении заданий 39 – 43 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Укажите правильные соответствия стрелками.

39. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО

КЛАСС

А) дыхание лёгочное и кожное

1) Земноводные

Б) оплодотворение наружное

2) Пресмыкающиеся

В) кожа сухая, без желёз

Г) постэмбриональное развитие с превращением

Д) размножение и развитие происходят на суше

Е) оплодотворённые яйца с большим

40. Установите соответствие между железой в организме человека и её типом.

ЖЕЛЕЗА

ТИП ЖЕЛЕЗЫ

А) молочная

1) внутренней секреции

Б) щитовидная

2) внешней секреции

В) печень

Г) потовая

Д) гипофиз

Е) надпочечники

41. Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

А) происходит в анаэробных условиях

1) гликолиз

Б) происходит в митохондриях

2) кислородное окисление

В) образуется молочная кислота

Г) образуется пировиноградная кислота

Д) синтезируется 36 молекул АТФ

42. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФОРМА ОТБОРА

А) сохраняет среднее значение признака

1) движущая

Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды

2) стабилизирующая

В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения

Г) способствует увеличению многообразия организмов

Д) способствует сохранению видовых признаков

43. Установите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками:

ПРИЗНАКИ ЭКОСИТЕМЫ

ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ

А) преобладание монокультур, популяций немногих видов

1) природная экосистема

Б) действует естественный отбор

2) агроценоз

В) упрощённость взаимоотношений между видами

Г) разнообразие видового состава

Д) разомкнутый круговорот веществ

Е) сложная сеть взаимосвязей между организмами

Ж) преобладание искусственного отбора

З) устойчивость, способность к длительному существованию

44. Соотнесите признаки растений с отделами, в которых они находятся:

ПРИЗНАКИ

ОТДЕЛЫ

А) гаметофит представлен заростком

Б) спорофит имеет множественные листья - вайи

2) папоротники

В) органы прикрепления отсутствуют или ризоиды

Г) спорофит - коробочка

Д) из спор прорастают зелёные нити - (протонемы)

Е) органы прикрепления - корневища

45. Соотнесите признаки отрядов насекомых:

ПРИЗНАКИ

ОТДЕЛЫ

А) личинка и имаго питаются по-разному

1) чешуекрылые

Б) ротовой аппарат грызущего типа

2) прямокрылые

В) передние крылья жесткие, задние - тонкие

Г) ротовой аппарат превращён в хоботок

Д) развитие прямое

Е) в стадии развития присутствует куколка

46. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции:

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) покровительственная окраска

1) ароморфоз

Б) редукция пальцев на ногах копытных

2) идиоадаптация

В) половое размножение

Г) шерсть млекопитающих

Д) плотная кутикула на листьях растений

Е) сходство некоторых бабочек с листьями растений

При выполнении заданий 47 – 50 запишите в правильной последовательности цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия.

47. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.

1) расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости

2) конъюгация, кроссинговер гомологичных хромосом

3) расхождение сестринских хромосом

4) образование четырёх гаплоидных ядер

5) расхождение гомологичных хромосом

48. Постройте последовательность реакций трансляции:

1) присоединение аминокислоты к т-РНК

2) начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

3) присоединение и-РНК к рибосоме

4) окончание синтеза белка

5) удлинение полипептидной цепи

49. Расположите в правильной последовательности этапы создания генетически измененных организмов:

1) введение вектора гена в бактериальную клетку

2) отбор клеток с дополнительным геном

3) создание условий для наследования и экспрессии гена

4) объединение созданного гена с вектором

5) получение гена, кодирующего интересующий признак

6) практическое использование трансформированных клеток для продуцирования белка

50. Расставьте цифры в последовательности, соответствующей порядку расположения отделов пищеварительного тракта

2) желудок

3)пищевод

4) толстая кишка

5) двенадцатиперстная кишка

6) ротовая полость

7) тонкая кишка

9) слепая кишка

  1. Р п. Шербакуль, 2014 г. Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам на территории Шербакульского муниципального района в 2014-2015 учебном году

    Документ

    Всероссийской Олимпиады школьников по общеобразовательным предметам общеобразовательному предметам : 6.1 Победителями школьного... олимпиады по биологии проводится в один теоретический тур по ... использовании «открытых» тестов необходимо стремиться к...

  2. Программы вступительных испытаний (бакалавриат) вступительные испытания по общеобразовательным предметам. Критерии оценки (для испытаний, проводимых вузом самостоятельно) Биология (

    Литература

    ... по общеобразовательным предметам . КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (для испытаний, проводимых ВУЗом самостоятельно) Биология (программа, критерий, образец теста ...) Литература (программа, критерий, образец теста ) ...

Белки в отличие от нуклеиновых кислот 1. участвуют в образовании плазматический мембраны 2. входят в состав хромосом 3. являются ускорителями химических реакций 4. осуществляют транспортную функцию 5. выполняют защитную функцию 6. переносят наследственную информацию из ядра к рибосомам

Ответы:

135 ! тРНК тоже выполняет транспортную функцию в биосинтезе белка. И в 6 эту функцию выполняет тРНК

Похожие вопросы

  • Найдите объем куба,если площадь его грани равна:1)16 см квадратных;2)144 дм квадратных;3)400 м квадратныхпомогите пожалуйста решить задание!спасибо.
  • задание номер 223 1. Напиши пословицы, вставляя, где необходимо, ь (пользуйся алгоритмом №3). 2. Подчеркни главные члены в третьем предложении и укажи, какими частями речи они выражены. 3. Выпиши, если есть, краткие имена прилагательные, которые не заканчиваются на шипящий. ---1. Не родись ни хорош?, ни пригож?, а родись счастлив. ---2. Не всякий в дело гож?, кто лицом пригож?. ---3. Всякий дом хозяином хорош?. Алгоритм №3 1. Посмотри, глагол ли это: а) глагол ---> ь б) нет --- тогда 2. Посмотри, не краткое ли это имя прилагательное (каков?): а) краткое имя прилагательное ----> ь(зачеркнут); б) нет - значит, это имя существительное; тогда 3. Посмотри, относится ли оно к 3-му склонению: а) да---->ь б) нет--->ь (зачеркнут) Образец применения алгоритма: (несколько) неудач? 1. Проверяем, не глогол ли это. - - Нет. 2. Тогда проверяем, не краткое ли это имя прилагательное. - - Нет. 3. Значит, это имя существительное. Проверим, не 3-го ли оно склонения (для этого поставим его в начальной форме): неудача, - - Нет, оно не 3-го склонения, значит, пишется без ь: (несколько) неудач.
  • Что подарил Герасим Татьяне
  • Помогитееее! CH2=CH2+HCl-?-CH3-CH2Cl2
  • Помогите, пожалуйста! Какую природу имеют силы, возникающие при взаимодействии тел?
  • яка маса алюмінієвого бруска якщо його розміри 4см*2,5см*0,8см
  • на одной чаше весов-6 одинаковых по массе цыплят и 3 одинаковых по массе утенка.на другой чаше весов-3 таких цыпленка и 5 таких же утят.весы в равновесии найти массу цыпленка и утенка
  • правільно склала речення з однорідними, і на грамотность єслі не сложно: 1. мені тато допомагав робити домашнє завдання, а саме: українську мову, українську літературу, хімію 2.Сьогодні в мене за планом піти в школу, на тренування, та в музей. 3.Сьогодні ввечері я малював, допомагав з прибиранням мамі, та грався з братом. 4.За ці два роки, я побував у багатьох містах України, у Одессі, Львові, Тернополі, Києві, та Чернігові, мені дуже сподобалося. 5. У сьомому з української мови, ми вивчили багато нового матеріалу: форми дієслова, доконаний і недоконаний вид дієслова, активні і пасивні дієприкметники, тощо.

1) Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит
А) в хлоропластах
Б) на рибосомах
В) с использованием энергии солнечного света
Г) в реакциях матричного типа
Д) в лизосомах
Е) с участием рибонкулеиновых кислот

Ответ

1а. Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке
А) образование пептидной связи между аминокислотами
Б) взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
В) выход тРНК из рибосомы
Г) соединение иРНК с рибосомой
Д) выход иРНК из ядра в цитоплазму
Е) синтез иРНК

Ответ

2А) Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят: 1-фотосинтез, 2-дыхание
А) синтезируется глюкоза
Б) окисляются органические вещества
В) выделяется кислород
Г) образуется углекислый газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д2 Е1

2Б. Установите соответствие между процессом и видом обмена веществ в клетке: 1-фотосинтез, 2-энергетический обмен
А) образование пировиноградной кислоты (ПВК)
Б) происходит в митохондриях
В) фотолиз молекул воды
Г) синтез молекул АТФ за счет энергии света
Д) происходит в хлоропластах
Е) синтез 38 молекул АТФ при расщеплении молекулы глюкозы

Ответ

А2 Б2 В1 Г1 Д1 Е2

2В. Установите соответствие между признаком жизнедеятельности растений и процессом дыхания или фотосинтеза: 1-дыхание, 2-фотосинтез
А) осуществляется в клетках с хлоропластами
Б) происходит во всех клетках
В) поглощается кислород
Г) усваивается углекислый газ
Д) образуются органические вещества из неорганических на свету
Е) окисляются органические вещества

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д2 Е1

3. Белки в организме человека и животных
А) служат основным строительным материалом
Б) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
В) образуются из аминокислот
Г) в печени превращаются в гликоген
Д) откладываются в запас
Е) в качестве ферментов ускоряют химические реакции

Ответ

4. Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, в котором он происходит: 1-бескислородный, 2-кислородный
А) расщепление глюкозы
Б) синтез 36 молекул АТФ
В) образование молочной кислоты
Г) полное окисление до СО2 и Н2 О
Д) образование ПВК, НАД-2Н

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д1

5. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,
А) участвуют в образовании плазматической мембраны
Б) входят в состав хромосом
В) являются ускорителями химических реакций
Г) осуществляют транспортную функцию
Д) выполняют защитную функцию
Е) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

Ответ

6. Какие особенности строения и свойств воды определяют её функции в клетке?
А) способность образовывать водородные связи
Б) наличие в молекулах макроэргических связей
В) полярность молекулы
Г) высокая теплоёмкость
Д) способность образовывать ионные связи
Е) способность выделять энергию при расщеплении

Ответ

8) Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом: 1-гликолиз, 2-кислородное окисление
А) происходит в анаэробных условиях
Б) происходит в митохондриях
В) образуется молочная кислота
Г) образуется пировиноградная кислота
Д) синтезируется 36 молекул АТФ

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2

9. В результате реакций матричного типа синтезируются молекулы
А) полисахаридов
Б) ДНК
В) моносахаридов
Г) иРНК
Д) липидов
Е) белка

Ответ

9а. Установите соответствие между характеристикой углевода и его группой: 1-моносахарид, 2-полисахарид
А) является биополимером
Б) обладает гидрофобностью
В) проявляет гидрофильность
Г) служит запасным питательным веществом в клетках животных
Д) образуется в результате фотосинтеза
Е) окисляется при гликолизе

Ответ

А2 Б2 В1 Г2 Д1 Е1

10. Каково значение фотосинтеза в природе?
А) обеспечивает организмы органическими веществами
Б) обогащает почву минеральными веществами
В) обеспечивает организмы кислородом
Г) обогащает атмосферу парами воды
Д) обеспечивает все живое на Земле энергией
Е) обогащает атмосферу молекулярным азотом

Ответ

11. Чем молекула ДНК отличается от молекулы иРНК?
А) способна самоудваиваться
Б) не может самоудваиваться
В) участвует в реакциях матричного типа
Г) не может служить матрицей для синтеза других молекул
Д) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль
Е) является составной частью хромосом

Ответ

12. Какие вещества относят к биополимерам?
А) крахмал
Б) глицерин
В) глюкозу
Г) белки
Д) ДНК
Е) фруктозу

Ответ

13. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена
А) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)
Б) расщепление молекул крахмала до дисахаридов
В) образование углекислого газа и воды
Г) образование молекул глюкозы

Ответ

14. Установите соответствие между характеристикой и функцией белка, которую он выполняет: 1-регуляторная, 2-структурная
А) входит в состав центриолей
Б) образует рибосомы
В) представляет собой гормон
Г) формирует мембраны клеток
Д) изменяет активность генов

Ответ

А2 Б2 В1 Г2 Д1

15. Темновая фаза фотосинтеза характеризуется
А) протеканием процессов на внутренних мембранах хлоропластов
Б) синтезом глюкозы
В) фиксацией углекислого газа
Г) протеканием процессов в строме хлоропластов
Д) наличием фотолиза воды
Е) образованием АТФ

Ответ

16. Какие функции выполняют липиды в организме?
А) энергетическую
Б) двигательную
В) информационную
Г) строительную
Д) защитную
Е) транспортную

Ответ

17. Чем пластический обмен отличается от энергетического?
А) энергия запасается в молекулах АТФ
Б) запасенная в молекулах АТФ энергия расходуется
В) органические вещества синтезируются
Г) происходит расщепление органических веществ
Д) конечные продукты обмена – углекислый газ и вода
Е) в результате реакций обмена образуются белки

Ответ

18. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которых она характерна: 1-автотрофы, 2-гетеротрофы
А) выделение кислорода в атмосферу
Б) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
В) использование готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) использование углекислого газа для питания

Ответ

А1 Б2 В2 Г1 Д1

19. Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для нее характерен: 1-фотосинтез, 2-хемосинтез
А) папоротникообразные
Б) железобактерии
В) бурые водоросли
Г) цианобактерии
Д) зеленые водоросли
Е) нитрифицирующие бактерии

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д1 Е2

20. Какие углеводы относят к моносахаридам?
А) рибоза
Б) глюкоза
В) целлюлоза
Г) фруктоза
Д) крахмал
Е) гликоген

Ответ

21. Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом: 1- фотосинтез, 2- хемосинтез
А) используется энергия окисления неорганических веществ
Б) источник энергии – солнечный свет
В) осуществляется в клетках растений
Г) происходит в клетках цианобактерий
Д) выделяется в атмосферу кислород
Е) используется кислород для окисления

Ответ

А2 Б1 В1 Г1 Д1 Е2

22. Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов и липидов?
А) информационную
Б) каталитическую
В) строительную
Г) энергетическую
Д) запасающую
Е) двигательную