(12 голосов : 4.9 из 5 )

протоиерей Георгий Бреев

О том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, протоиерей Георгий Бреев.

Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка осуждать.

Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние - скорее исключение…

Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» - и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе… о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится»…

Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.

Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, - суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек - такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!

***

В Священном Писании есть очень глубокое выражение : Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2 :11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2 :12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.

Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6 :41–42).

Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому - если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе - перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения - нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.

***

Ведение, знание человека о себе самом и о Боге - мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой - не вышли на уровень покаяния.

Заглядывать в себя - это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание - может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь - отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.

Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество - от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».

Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага - поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь - смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб…

***

Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает . В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3 :16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?

Поэтому осуждение - это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».

Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный , который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит:Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12 :48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве - как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение - не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.

Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор - всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд - милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез33 :11).

***

Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим - такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, - ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!

Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин 2 :17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».

Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства - но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7 :1–2) - эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты - Единый Судия, Ты - Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».

***

Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся! » Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание - особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.

У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.

«Все плохие и все плохо!» - это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3 :18–19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему - и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он - разэдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке - тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.

***

Как бороться с осуждением? Во-первых, у есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».

Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И - почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!

В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека - на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье - сложности, с женой понимания нет, с детьми… Действительно, как ему, бедному, трудно!»

Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?

***

Осуждения избежать можно в любом случае . Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».

Осуждение - это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить - никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.

Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха : «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, - как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.

Сам по себе человек - прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется - как во всех наших сказках всегда бывает - в последний момент…

Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса) Кураев Андрей Вячеславович

Урок 13 курса «Основы Православной культуры». Золотое правило этики

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит : Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но тем не менее блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Вопросы и задания:

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ЭКСТРЕМИЗМА Очевидность умаляется доказательствами Цицерон. Зима 2002-02 годов может определить судьбы православия в России на всё 21 столетие. Вопрос в том, какую позицию по отношению к Церкви займет российское

Из книги Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса) автора Кураев Андрей Вячеславович

Урок 1 курса «Основы Православной культуры». Россия – наша Родина Вы узнаете:- Чем богато наше Отечество.- Что такое традиции и для чего они существуют.Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама

Из книги автора

Урок 2 курса «Основы Православной культуры». Православие и культура Вы узнаете:- Что человек вкладывает в культуру- Какие мысли несет религияСлово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура

Из книги автора

Урок 4 курса «Основы Православной культуры». Православная молитва Вы узнаете:- Что такое православие- Что значит слово благодать- Кто такие святые- О молитве Отче нашСлово православие означает это умение правильно славить Бога, то есть молиться. Люди называют Бога своим

Из книги автора

Урок 5 курса «Основы Православной культуры». Библия и Евангелие Вы узнаете:- кто такие христиане- что такое Библия- что такое ЕвангелиеПравославные люди – это христиане.Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.Христианство – это учение Христа. А жил

Из книги автора

Урок 6 курса «Основы Православной культуры». Проповедь Христа Вы узнаете:- Чему учил Христос- Что такое Нагорная проповедь- Какое сокровище нельзя украстьХристиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для

Из книги автора

Урок 7 курса «Основы Православной культуры». Христос и Его Крест Вы узнаете:- Как Бог стал человеком- Почему Христос не уклонился от казни- Символику крестаБОГОВОПЛОЩЕНИЕБиблия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу

Из книги автора

Урок 8 курса «Основы Православной культуры». ПАСХА Вы узнаете:- Что воскресенье не только день недели- Что такое Пасха- Как празднуют ПасхуИстория Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие

Из книги автора

Урок 9 курса «Основы Православной культуры». Православное учение о человеке Вы узнаете:- Когда болит душа- Что такое «образ Божий»В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог

Из книги автора

Урок 10 курса «Основы Православной культуры». Добро и зло. Совесть Вы узнаете:- О подсказках совести- Как исправлять ошибкиВ православии добро – это то, что:- помогает росту души человека;- помогает другим людям;- радует Бога.Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова

Из книги автора

Урок 11 курса «Основы Православной культуры». Заповеди Вы узнаете:- Что общего у убийства и воровства- Как зависть гасит радостьУ кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и

Из книги автора

Урок 12 курса «Основы Православной культуры». Милосердие Вы узнаете:- Чем милосердие отличается от дружбы- Кого называют «ближним»Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.Любовь бывает разной. Она бывает

Из книги автора

Урок 14 курса «Основы Православной культуры». Храм. Вы узнаете:- Что люди делают в храмах- Как устроен православный храмВ православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники. - Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.- А что это за служба? - спросила

Из книги автора

Урок 15 курса «Основы Православной культуры». Икона Вы узнаете:- Почему икона так необычна- Почему изображают невидимоеХрам заполнен иконами... Одни образы помещены на стенах. А другие стоят на полу. Это - люди. Слово икона в переводе с греческого означает «образ».Библия

Из книги автора

Уроки 16 курса «Основы Православной культуры». Зачетные задания Дорогой собеседник!Завершается учебный год. Он был необычен, так как мы впервые сделали попытку совершить путешествие не в лес и не музей, а во внутренний сокровенный мир человека – в мир его души.В названии

Из книги автора

Урок 17 курса «Основы Православной культуры». Обобщающий урок Зачетное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта, который и станет вашим зачетом. Хорошо, если зачет друг другу поставите вы сами, опираясь на то представление о любви, которое могло у вас

Технологическая карта урока № 4

Предмет: Основы православной культуры класс _____4___

Тема урока

Место урока по теме

«Золотое правило этики»

13урок

Тип урока

Формы, приемы, методы

открытие нового знания

Беседа, комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Цель урока

Задачи урока

Формирование представления о сути и Евангельском контексте «золотого правила этики», об этике, этичном поведении; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.

    Образовательные: познакомить с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

    Развивающие: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах, развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям .

    Воспитательные: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Знать « золотое правило этики»

Уметь соотносить свои поступки и поступки других людей с «золотым правилом» этики

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

    ЛичностныеУУД:

осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

    Регулятивные УУД:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности

    Коммуникативные УУД:

продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Познавательные УУД:

овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, не затрагивая чувств близких людей;

Информационно-коммуникативные технологии.

Проблемное обучение

Средства наглядности:

Раздаточный текстовый материал, репродукция картины В.Д. Поленова «Христос и грешница», компьютер, медиа проектор.

Источники:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 – 5 классы. – М.: «Просвещение», 2013.

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

Организационный момент.

Настроить учащихся на учебную деятельность.

Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали какие они у вас теплые? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение. Я приглашаю вас к сотрудничеству и надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течении всего урока. Желаю удачи!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: формирование доброжелательного отношения к окружающим

Личностные УУД:

Наличие мотивации к работе на результат.

фронтальный

Создание доброжелательного отношения на уроке, настроя на активную работу

2. Актуализация знаний.

Выявить знания учащихся по данной теме,

Подготовить к восприятию нового понятия

Ребята, послушайте песню и скажите, какие слова в этой песне, по – вашему, выражают ее основной смысл?

Звучит песня « Быть человеком»

1. Нам от самого порога

Жизнь раскинула пути;

Выбирай свою дорогу

И по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил!

Припев : Только помни, только помни

В грохоте-ритме века:

Самая главная в жизни профессия -

Быть человеком.

2. В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги,

За собою жжём мосты,

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим;

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

Как вы понимаете слова «Быть человеком»? Что это значит?

Как в Библии отражены правила, законы, по которым должны жить люди?

Что такое заповедь?

Назовите заповеди, которые касаются отношений людей между собой

Ученики слушают песню.

Самая главная в жизни профессия - быть человеком

Быть человеком, значит быть добрым, отзывчивым, вежливым, совершать добрые, хорошие поступки и т.д..

Эти правила отражены в заповедях.

Это правила, по которым человек может различать добро и зло в своих поступках и намерениях.

Почитай отца твоего и мать твою.

Не убивай

Не кради

Не прелюбодействуй

Не лги

Не завидуй

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Участвовать в диалоге на уроке;

фронтальный

Осознание высказывания «Быть человеком»

Вспомнили заповеди, касающиеся отношения людей между собой

3.Формулировка темы урока, постановка задач урока.

Сформулировать тему и задачи урока

Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека. Как вы считаете, можно ли все правила нравственного поведения объединить в одно?

Откройте учебник. Прочтите тему нашего сегодняшнего урока

- Как будет звучать тема урока?

Что вы хотели бы узнать по теме урока?

Дети высказывают свои предположения.

Золотое правило этики.

Как звучит «золотое правило этики»?

Почему это правило называют «золотым»?

Как надо применять его в жизни?

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить для себя учебные задачи

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать своё мнение.

Познавательные

фронтальный

Сформулирована тема, и задачи урока

4. Открытие нового знания

Познакомить учащихся со значение слова «этика». Развивать умение работать со словарем

4.1 Чтение статьи учебника.

Познакомить с золотым правилом этики, развивать умение работать с учебником

Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить, но сначала скажите, как вы понимаете значение слова «этика». Попробуйте сформулировать свое определение «этики».

Найдите значение этих слов в словаре.

Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»?

Слово «золотой» в данном случае используется в прямом или переносном смысле? Почему используется именно это прилагательное?

Прочитайте первые три абзаца с.46. и найдите ответ на вопросы:

Как звучит золотое правило этики?

Кто его сообщил людям?

Почему его называют «золотым»?

Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Что вы чувствовали?

Самостоятельное чтение 4 абз . (с.46)

- Что помогает уберечься от осуждения?

Дают объяснение слова «этика».

1 человек находит слово в толковом словаре:

Этика -1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;

2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д.

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этика – это свод правил, по которым должны жить люди.

Сравнивают своё понимание слова с толкованием значения понятия в словаре.

Высказывают предположения

В переносном.

Значит правило очень важное. Если выполнять это правило, то всем людям будет хорошо.

Читают первые 3 абзаца текста, ищут ответы на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Высказываются о том, приходилось ли им когда-нибудь осуждать других людей, как они себя при этом чувствовали, как уберечься от осуждения.

Познавательные

Умение работать со словарём

Коммуникативные

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

фронтальный

Познакомились со значением слова этика

сформулировано «золотое правило этики»

4.2 Работа с картиной В. Поленова

« Христос и Грешница».

Формировать умение искать необходимую информацию, отвечать на проблемные вопросы, познакомить с понятием «грешник»

Ребята, кого вы видите на картине? (Люди)

Что еще вы видите на картине?

Что происходит на этой картине?

Почему вы так решили? Что вы видите на картине, что позволяет вам так утверждать?

Как вы думаете, куда ведут эту женщину?

Кто по- вашему главный герой?

Почему вы решили, что это главный герой?

Как вы думаете, кем он может быть?

Как вы думаете, кто эта женщина и зачем ее привели?

Почему вы так решили? Что на картине позволяет вам сделать такой вывод?

Где происходят события, изображенные на картине?

Почему вы так решили?

Что заинтересовало художникам в этом сюжете? Почему он решил написать такую картину?

Ребята, это картина В.Д. Поленова «Христос и грешница». Зная название картины, назовите главного героя.

Кто такой грешник?

Найдите на картине Христа. Как он выглядит?

Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой

Как вы думаете, каким будет решение о судьбе грешницы?

По всему видно, что Иисус не разгоняет толпу, ни в чём не убеждает людей, не пытается их успокоить. Но, по библейскому сюжету, после его слов люди разойдутся по домам.

Вас заинтересовала эта история? Что именно? Задайте вопрос.

- С каким отрывком из текста можно соотнести эту картину? Прочитайте этот отрывок.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

- Как бы вы теперь ответили на поставленный вопрос, почему люди «тихо разошлись» и не казнили женщину?

Можно ли сказать, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди?

- Что помогло людям уберечь себя от осуждения?

Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня.

Людей

Красивое здание, природа, животные

Одна группа людей сидит в кругу, беседуют, другая группа людей ведут женщину, возмущаются

Первая группа людей сидит полукругом около главного героя. Позы тела и выражения лиц спокойны. Взгляд их с удивлением и интересом устремлены на вторую группу людей. Вторая группа людей чем – то возмущена. Они с силой ведут упирающуюся женщину.

- (К главному герою картины)

Мужчина, сидящий в кругу лицом к людям в белой одежде и коричневой накидке

Люди, приведшие женщину смотрят на него, обращаются к нему, указывая на женщину

Умный человек, судья

Она кого-то обидела, преступница, воровка

Женщина напугана, упирается, не хочет идти

На улице восточного города

Люди одеты в восточные одежды. Здание похоже на восточный храм

Возможно жизнь и дальнейшая судьба этой женщины будут зависеть от решения главного героя

Иисус Христос

Человек, нарушивший религиозные предписания, правила, заповеди т.е. совершивший какой- то грех

У Иисуса спокойное лицо, сидит, внимательно слушает людей, которые к нему пришли.

Дети высказывают свои мнения

Почему люди разошлись по домам и не наказали женщину?

Потому что каждый грешен.

Толпа – безличная масса, которая требовала наказания для женщины, устремляясь общему кличу «она грешница», её нужно казнить, закидать камнями, им было всё равно, что она совершила, главное, чтобы она ответила за свой поступок. Уходя, каждый человек, вспоминал что- то своё, он понял, что не имеет права осуждать кого- то, так как сам грешен.

Память о своих собственных ошибках и недостатках

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и

выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы

фронтальный

Сформулирован вывод о том, что нет безгрешных людей и что прежде чем осуждать кого- то нужно посмотреть на себя.

4.3 Чтение рубрики «Это интересно» с.47.

Познакомить с понятием «неосуждение», развивать умение работать в паре

- Найдите в тексте и прочитайте, что значит « неосуждение »?

Неосуждение- проявление милосердия к человеку. (записать в тетрадь)

Работа с понятием «неосуждение».

Читает учитель : В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

- Как ещё можно объяснить «неосуждение»?

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» (Записать в тетрадь) . А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Работа в парах.

Прочитайте текст из рубрики «Это интересно»

Поработайте в парах и объясните и дополните выражения на карточках:

«Сучок в глазе брата твоего»…

«Бревно в твоем глазе» …

«Лицемер» …

«Быть милосердным»….

Неосуждение – это проявление милосердия к человеку. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо

Читают текст рубрики «Это интересно»

В парах объясняют выражения на карточках:

«Сучок в глазе брата твоего» - это плохие поступки других людей;

«Бревно в твоем глазе» - это наши плохие поступки;

«Лицемер» - это человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду»;

«Быть милосердным» - уметь прощать;

Коммуникативные

Участвовать в работе пары, договариваться друг с другом.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Овладение навыками смыслового чтения

Фронтальный,

Наблюдение за работой в парах

Осознание и принятие понятия

«неосуждение»

4.4 Работа с притчей по уточнению «золотого» правила этики», анализ притчи.

Уточнить золотое правило этики, развивать умение работать с текстом

Я хочу вас познакомить с притчей, которая называется «Гвозди». Как вы думаете, о чем она будет?

«Гвозди»

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал:

Предположите, что сказал отец своему сыну.

«Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах»

- Правильны ли были ваши предположения о содержании притчи, которые вы выдвигали, когда услышали название?

Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Что вам показалось интересным в ней? Какие чувства и эмоции она пробудила у вас?

Чему учит нас эта притча?

С чем сравниваются дырки от гвоздей в воротах?

Почему отец не объяснил сыну словами, что плохо обижать людей, а дал ему гвозди?

Сколько гвоздей вбил в первый день сын?

Что это значит?

Почему количество забитых гвоздей с каждым днем уменьшалось?

Как вы думаете, какие слова самые главные в этой притче?

Как вы считаете, будет ли юноша в дальнейшем обижать окружающих? Почему

Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке, забивающем гвозди эта притча?

Как иначе можно озаглавить эту притчу?

Как эта притча связана с темой нашего сегодняшнего урока?

Дети высказывают предположения

Дети отвечают на вопросы

Не обижать других людей, не делать зла

С ранами в душе людей от злых, обидных слов и плохих поступков

Хотел наглядно показать сыну насколько плохие поступки делает сын, хотел научить сына контролировать себя

Юноша 37 раз за день обидел кого – то

Сын понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.

Он будет вспоминать дыры на воротах, как символ ран в душе людей, которых он обидел. Он не захочет, в ответ от других людей получить такие раны в своей душе

О необходимости контролировать свои поступки, задумываться, как наши слова и поступки отразятся на других людях, поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой

-

Коммуникативные

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Овладение навыками смыслового чтения

Личностные УУД:

Развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Способность анализировать нравственную сторону поступков

фронтальный

Уточнение золотого правила на литературном материале

5. Закрепление изученного

5.1 Самостоятельная работа

5.2 Работа в парах

Повторить и закрепить знания и умения, полученные на уроке

Самостоятельная работа на карточках. Приложение1

Приложение 2

Работа с пословицами. Даны: начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

Записывают золотое правило этики.

Отвечают на поставленный вопрос: как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди, добавляя высказывания.

Работают в паре

Регулятивные

Осуществлять контроль своей деятельности

Оценивать правильность выполнения своих действий

Познавательные

Самостоятельно делать выводы

Перерабатывать информацию

Коммуникативные: - умение выслушать и принять чужую точку зрения, аргументировать свой ответ

Самооценка

- самостоятельность выполнения работы (с помощью светофоров зелёный цвет - выполнил работу сам, красный- обращался за помощью;

- правильность выполнения работы (зелёный - уверен, что работу выполнил правильно, потому что хорошо понял тему урока, красный- мог ошибиться, потому что не очень хорошо понял тему урока)

Выполнят задания в рабочей тетради, оценят свою работу.

6. Рефлексия

Дать возможность ученикам осознать свою деятельность на уроке

Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:

Назовите золотое правило этики.

Чему учит золотое правило этики?

Как уберечься от осуждения других людей?

Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?

Как бы вы хотели, чтобы к вам относились другие?

Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло?

Никогда не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека.

Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений:

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Теперь я буду…

Я почувствовал, что …

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя

Быть добрым.

Творить добро в жизни.

Учит правильно жить

- Высказываются по поводу материала урока

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные УУД :

способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

Самооценка с помощью представленных предложений

Каждый проведёт рефлексию своей деятельности на уроке.

7. Домашнее задание

Придумайте и запишите правила дружбы на основе "Золотого правила этики".

Расскажите своим близким (маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке) о том, что узнали на уроке. Расспросите их о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Оцените, как соотносятся эти принципы с "Золотым правилом этики".

Приложение 1

Задание 1. Запиши золотое правило этики.

_______________________________________________________________________________________

Задание 2. Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах не перебивали, давали высказаться,____________

2. При встрече _________________________________________________

3. За глаза _____________________________________________________

4. В трудной ситуации __________________________________________

5. В болезни ___________________________________________________

6. В играх _____________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь ____________________________________________

8. Когда у меня что-то получается ________________________________

9. Чтобы мои товарищи _________________________________________

10. Чтобы _____________________________________________________

Задание 3. Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.

Приложение 2

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться.

Кто добро творит, того Бог благословит.

1. Это дается человеку трижды: первые два раза бесплатно, а за третий нужно заплатить?

2. Один мой знакомый может начисто сбривать бороду десяток раз в день. И все равно он ходит с бородой. Как это возможно?

3. Однажды за завтраком девушка уронила свое кольцо в чашку, полную кофе. Почему кольцо осталось сухим?

4. В каком случае, смотря на цифру 2, мы говорим «десять»?

5. Человек покупал яблоки по 5 рублей за штуку, а потом продавал их по 3 рубля за штуку. Через какое-то время он стал миллионером. Как ему это удалось?

6. Вы стоите перед двумя одинаковыми дверьми, одна из которых ведет к смерти, другая - к счастью. Двери охраняют два одинаковых стражника, один из которых все время говорит правду, а другой все время лжет. Но вы не знаете - кто есть кто. Вы можете задать только один вопрос любому из стражников.
Какой вопрос нужно задать, чтобы не ошибиться с выбором двери?

7. Вас приглашают на работу финансовым аналитиком в Газпром. Обещают начальную зарплату 100 000 в год и два варианта ее повышения:
1. Раз в год вам увеличивают зарплату на 15 000
2. Раз в полгода - на 5 000
Какой вариант вам кажется выгоднее?

8. В одной комнате - три лампочки. В другой - три выключателя. Нужно определить, какой выключатель от какой лампочки. Заходить в комнату с лампочками можно только один раз.

9. У вас есть пяти - и трехлитровая бутылки и много-много воды. Как набрать в пятилитровую бутылку ровно 4 литра воды?

10. Вы сидите в лодке, которая плавает в бассейне. В лодке лежит тяжелый чугунный якорь, не привязанный к лодке. Что произойдет с уровнем воды в бассейне, если вы сбросите якорь в воду?

11. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?

12. С борта парохода был спущен стальной трап. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см; расстояние между двумя соседними ступень ками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды стал поднимается со скоростью 40 см в час. Как Вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?

13. Три курицы за три дня несут три яйца. Сколько яиц снесут 12 таких же курей за 12 дней?

14. Петя и Миша играли на грязном и темном чердаке дома. Потом они спустились вниз. У Пети всё лицо было грязным, а лицо Миши чудом осталось чистым. Несмотря на это, только Миша отправился умываться. Почему?

15. Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?
С сайта http://www.inpearls.ru/

Доброе утро. У меня и вам вопрос особенно к програмистам. Подскажите пожалуйста я создал свой сайт и выложил туда фильмы. Подскажите пожалуйста как

сделать так чтобы когда другие люди заходили на него и качали фильми, а мне шли за ето деньги.

Помогите составить план этого текста где-то 4 пункта как абзацы идут

После уроков ученик свободен.Воскресенье-как раз тот день,в который можно хорошенько выспаться.В свободное время можно отдохнуть,расслабиться.Многие люди занимаются своими любимыми занятиями,своим хобби.

На выходные можно забыть лишения (заботы,напряжение) будней.При хорошей погоде выезжают многие городские на природу,они предпринимают вылазку,маленький тур,пикник на природе.Зимой уютно устраиваются дома и приглашают друзей на вечеринку,играют на компьютере или смотрят телевизор.
Моё хобби_____________________ .Иногда я хожу со своими друзьями гулять или в кино.Но свободного времени всегда мало,поэтому я часто мечтаю о том,чтобы свободного времени было побольше.

В воскресенье я просыпаюсь достаточно поздно.Воскресенье-единственный день недели,в который можно расслабиться.На послеобеденное время я с удовольствием договариваюсь со своими друзьями.До этого я делаю своё домашнее занятие и готовлюсь к следующей контрольной работе.
При хорошей погоде я встречаюсь со своими друзьями в парке для игры в футбол.Вечером я играю в компьютер,смотрю телевизор или читаю книгу.

Урок 13. Золотое правило этики

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Сначала размышляем сами

    Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?

    Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

Татьяна Петровна осмотрела класс и сказала:

Что-то мне кажется, что в моем классе собрались одни отличники. Нет, какие оценки стоят у вас в классном журнале, я знаю. Там отнюдь не только пятерки. Но кроме тех оценок, которые ставлю я, есть еще те оценки, которые самим себе ставите вы. И мне показалось, что после вчерашнего урока вы сами себе поставили пятерки. Мол, мы же не убийцы и не воры, к родителям относимся с почтением. А значит, заповедей мы не нарушаем. Грехов у нас нет. И в целом мы очень хорошие люди, совсем не похожие на тех старших хулиганов, о которых нам рассказала Леночка.

Но ведь и те хулиганы когда-то были такими же как вы. Сидели за такими же партами и зубрили те же самые уроки.

Как же так получилось, что они растеряли свою совесть?

Позволю себе предположить, что началось все вроде бы с пустяка – с любви к сплетням.

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики. Оно Общее дляразных народов, исповедующих разные религии.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя . Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Права народная присказка: «у кого что болит – тот о том и говорит!».

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды ко Христу люди привели женщину, которую они обвинили в нарушении заповеди «не прелюбодействуй». По законам того времени ее надо было казнить. Причем казнь была страшной не только для виновницы, но и для ее палачей. Вся деревня должна была придти на ее казнь и стать виновницей ее смерти. Все должны были бросать в нее камнями. Все должны были вступить кровавую поруку. Но при этом никто не мог быть уверен, что именно его удар оказался смертельным. Тем самым совесть палачей оставалась спокойной: «Я как и все… Наверно, это не я ее убил… Мой бросок был слабым»…

Это был жестокий закон. Но это был закон. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись. Тем самым показав, как сложно устроены люди. Те, кто еще минуту назад жаждали крови и готовы были стать палачами-добровольцами, вдруг ощутили укол собственной совести. Ко Христу подошла толпа нелюдей. После Его слов поодиночке от него расходились Люди.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но тем не менее блестяще играет в других встречах. А, может, это и в самом деле не очень хороший футболист... Но ему суждено стать прекрасным учителем физкультуры. А, может его призвание совсем не в футболе. Плохой футболист может оказаться хорошим писателем или офицером.

Вот человек, который не умеет красиво говорить и непринужденно вести беседу. Но он внимательный и понимающий слушатель, сопереживающий собеседнику. Разве это не талант?

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели ты уверен, что он уже никогда не сделает ничего замечательного? Зачем замыкать человека в клетке его дурного и душного прошлого эпизода? Каждый имеет возможность стать лучше! Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Прости, чтобы и самому быть прощенным. Для христиан эта формула очень важна, потому что им нужно, чтобы простили их не только люди, но и Бог. Люди могут не знать о том или ином моем грехе. Но Бог знает. И как же человек может выйти из тени своего греха?

Христос сказал: «каким судом вы судите, таким и вы будете судимы. Суд без милости тому, кто сам не оказывал милость». Каким взглядом человек смотрит на других людей, таким, с точки зрения христианства, и Бог будет смотреть на него самого. Ты умел прощать? Ты радовался, прощая? – Значит, и сам будешь прощен.

Сплетники, всюду ищущие повод для осуждения, сродни людоедам. Ведь это про них выражение «есть поедом». Это значит не давать жить, досаждать, придираться по малейшему поводу, постоянно причинять неприятности кому-то.

Но есть и другая форма этого беззакония. О ней говорит народное присловье «сживать со свету». Для этого достаточно быть непохожим на других: быть очкариком или полным, человеком другой национальности или поступить не так как все. Такого человека остальные начинают дразнить, преследовать, донимать придирками и оскорблениями…

Знакомые ситуации? Бывали ли вы среди тех, кто обижал и ябедничал, дразнил…

Помните эти минутки собственной неправды. Память о них поможет вам не идти дальше по дороге превращения в людоеда. Память о собственной неправде поможет быть снисходительным к ошибках других людей.

С другой стороны, это ведь была только минутка. Навсегда в людоеда вы же не превратились. Значит, не надо бояться зла. Не надо считать, что оно всесильно. Главное - опознать зло как зло и решиться на борьбу с ним.

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

ВРЕЗКА Святой Серафим

Удивительно, но сегодня в Сарове, городе, выросшем вокруг монастыря, где жил святой Серафим, находится завод, работающий с ядерным оружием. Этот завод был построен вскоре после окончания Великой Отечественной войны (и через сто лет после кончины святого Серафима). Недруги России, зная, что у нас есть атомные бомбы, боятся нападать на нашу страну, и потому уже более шестидесяти лет мы живем в мире.

ГРЕЩНИЦА

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.

На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.

«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».

И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.

От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

4. Почему потеря совести может начаться с любви … к сплетне? Вспомни сказочных героев, которых сживали со свету.

5. Какая разница между обычным обсуждением, анализом ситуации и сплетней?

6. Почему в нашем тексте говорится, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди? Что произошло?

Поговорим по душам. Как вы думаете, зачем люди строят храмы и ходят в них?

ВАРИАНТ УРОКА:

Урок 8 О людоедах

Людоедом может стать каждый из нас. Людоед – это тот, кто получает радость от того, что вредит другому человеку. Людоед – тот, кто видит в другом человеке только повод для своего обогащения за его счет.

Есть такое выражение «есть поедом». Это значит не давать жить, досаждать, постоянно причинять неприятности кому-то.

В древнем городе Иерусалиме Божий посланник-пророк обличал жадность властей и лицемерие священников: «Слушайте, князья: вы ненавидите доброе и любите злое; едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть - как бы в котел. Главы судят за подарки и священники учат за плату, и пророки предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "среди нас Господь! не постигнет нас беда!". Посему за вас Иерусалим сделается грудою развалин» (Книга пророка Михея, гл. 3).

Это пророчество сбылось. Не только Иерусалим, но и многие другие города и царства пали из-за того, что людоеды приходили к власти.

Унижать человека, зависящего от тебя, требовать от него взяток, отнимать его имущество и средства к жизни – это людоедство.

Но есть и другая форма этого беззакония. О ней говорит народное присловье «сживать со свету». Для этого не надо быть среди тех начальников, которых обличает пророк Михей. Даже в классе может завестись стая людоедов.

Такая стая по указанию вожака выбирает себе жертву. Обычно это тот, кто в чем-то на них не похож. Это может быть отличник. Очкарик. Полный ребенок. Ребенок другой национальности. Человек, однажды действительно допустивший ошибку или же просто тот, кто повел себя так, как не ведут себя людоеды.

Стая использует любой повод, чтобы выразить свое презрение к этому человеку. Любое его слово перевирается и становится предметом для дразнилок. Его провоцируют, задирают. Член стаи не имеет права сказать о жертве доброе слово – иначе свои же загрызут. Стая по отношению к жертве разрешает себе то, что считает недопустимым в отношениях между своими. Например – ябедничать.

Еще более распространенная форма людоедства - это сплетни, клевета, подозрения, осуждение.

Пчелы переносят пыльцу и нектар с одного цветка на другой. А навозные мухи что переносят с одной груды мусора на другую? Вот на улице поднялся ветер и несет вам в лицо облачко пыли. Неужели вы раскроете пошире глаза, чтобы побольше грязи вместить в них? Нет, конечно. Но вот в вашей компании стали перемывать косточки какому-то общему и отсутствующему знакомому. От этой грязи вы тоже отворачиваетесь, или же, напротив, стараетесь не пропустить ни одной пылинки-подробности?

Какую пользу вы обрели, узнав о реальном или вымышленном проступке другого человека? Хорошо ли, получив злорадное удовольствие от сплетни о нем, на следующий день ему же улыбаться и заверять в своей дружбе? Хотели бы вы, чтобы также он поступал с вами?

Сплетня плоха еще и тем, что она слишком упрощает мир и человека. Для сплетников предмет их осуждения равняется осуждаемому качеству или поступку. «Ванька – это тот, кто меня с днем рождения не поздравил!». «Руслан? Да что о нем говорить! Он даже не знает, за кем сейчас замужем наша любимая певица!». «А Танька вообще рыжая!». «Эта Ленка однажды мне мороженым все платье испачкала. Я о ней с тех пор слышать вообще не могу!».

Вот ты осуждаешь другого человека. А сам-то ты точно ли здоров и хорош? Есть простой способ это проверить. Представь, что та самая девочка, на которой ваши злые язычки места живого не оставили, на самом деле не делала той глупости, которую молва ей приписала. Тебя обрадует такая новость? Станет ли тебе легче оттого, что ты оказался неправ и что девочка оказалась лучше, чем вы о ней думали? Если такая новость огорчит тебя - значит, твоя душа уже больна. Если же ты обрадуешься известию о том, что в мире больше хороших людей, чем ты думал – значит, ты сам принадлежишь к их числу.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Когда у человека болят ноги – он не склонен издеваться над теми, у кого болят руки. А ты, сплетник, точно ли никогда не ломал свою совесть? Никогда не поступал против нее? Никогда не грешил?

Так как же избежать осуждения человека? Просто надо научиться различать оценку поступка и оценку человека. Если Саша солгал и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к людоедству. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке.

Поэтому даже людоедов надо простить. Но грех людоедства надо ненавидеть и изгонять из души и из класса.

Показывают ли людоедов по телевизору? Могут ли людоеды сами вести телепередачи?

Как травили Золушку? Гарри Поттера? Серую Шейку?

«Он похож на меня». Всегда ли это хорошо?

Карикатура – это по христиански или нет?

Попробуйте пересказать известную вам историю о каком-либо преступлении, осуждая грех, но не осуждая человека, совершившего преступление.

Урок 14. Храм.

Вы узнаете:

Что люди делают в храмах

Как устроен православный храм

Сначала размышляем сами

1. Вам уже приходилось бывать в православных храмах?

2. Можно ли назвать природу прекраснейшим храмом Божиим?

На встречу у церкви никто не опоздал. Место для большинства ребят было незнакомое, но колокольный звон помогал найти нужную улицу. Правда, и говорить в церковном дворике было трудно, пока звон не стих. А еще оказалось, что тот самый звон, что собрал 4 класс, на самом деле провожал прихожан. Это Ваня объяснил новое слово: люди, приходящие в храм, вместе составляют «приход», а каждый из них называется «прихожанин».

Колокола звенели с колокольни. Колокол – самый громкий музыкальный инструмент в мире. Но сегодня и ему приходится непросто – ведь теперь звон плывет не над тихими полями, а над ревущими улицами.

Через колокольню ребята вошли в храм.

На церковных ступеньках, прямо на пороге храма, Ваня перекрестился. И тем самым задержал свой класс, который потребовал от него объяснений:

Что ты такое сделал? Что это значит?

Я перекрестился. То есть осенил себя крестом. Ну, начертал на себе крест. Смотрите: я подношу руку о лбу, а потом опускаю ее к животу. Это вертикальная линия. Затем от правого плеча к левому я провожу горизонтальную линию – и получается крест. Это означает, что я христианин и молюсь Христу. Два пальца у меня прижаты вместе – это знак того, что два начала во Христе соединились, то есть Он и Бог и человек. А три пальца означают, что я верю в Святую Троицу. Вот этого я объяснить не смогу, но у нас говорят, что «Бог один в Трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа». А Христос – это именно Божий Сын.

Священник узнал Ваню и подошел к ним.

Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.

А что это за служба? - спросила Леночка.

Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать. Прихожане обращаются ко мне «отец Алексий». Если кому-то удобнее обращаться ко мне по имени имени-отчеству, то - Алексей Николаевич.

Четвертый класс грянул «Здрасьте!», а Ваня сложил руки лодочкой и подошел к отцу Алексию со словами: «Благословите, батюшка».

Ясное дело, что ему тут же пришлось объясняться перед друзьями:

Я раскрываю ладони, на левую ладонь кладу правую и прошу у батюшки благословения на добрые дела.

Отец Алексий пояснил:

Я же именем Христа и Святой Троицы благословляю людей. А такое сложение рук у Вани означает открытость. Ладонь раскрыта, в ней ничего на зажато. Значит, она готова принять дар. Бог все может дать человеку – лишь бы человек был готов принять Божии дары и просил о них. Если же человек просит Бога - значит, признает, что ему нужна Божия помощь, а сам он не со всем может справиться своими силами. Собственно, это мы и делаем в храме – просим Бога помочь нам, нашим родным, нашей стране, всем людям.

Мужская часть 4 класса тут же уточнила:

А вы можете помолиться, чтобы Россия стала чемпионом мира по футболу?

Помолиться мы можем. Но Бог лучше нас знает, что полезнее для нашей страны. Знаете, и отец может не исполнить просьбы своего ребенка. Ну, например, если простуженый ребенок просит купить ему мороженое…

А как надо молиться?

А вы просто берите пример вот с этой свечки. Свеча сделана из воска. Воск собрали пчелы с цветов. Так в восковой свече есть все – это плод и земли и солнца и ветра и дождя. И вот этот дар от всей природы человек вносит в храм Творца. Свеча горит. Ее огонек тянется вверх. Кстати, может быть, вы, когда шли сюда, заметили, что купол нашего храма похож на огонек свечи. Огонь свечи стремится вверх, а светит-то вокруг себя.

Вот такой должна быть жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.

А еще посмотрите: вот подул ветерок – и пламя свечи на секундочку отклонилось… Но затем оно вновь стало прямым. Так и мысли человека на молитве могут, конечно, на что-то отвлечься, отклониться. Но затем они снова должны вернуться к главному. Так что свечка не молится вместо нас, но она учит нас молиться.

Впрочем, у нас есть у другой вид светильников – это лампады. Видите - они вверху, перед иконами. В этих чашечках налито растительное масло. В масле плавает поплавок, через который продета ниточка фитиля. Фитиль пропитывается маслом и горит, подсвечивая икону.

Мимо прошел другой священник, и в руке он держал дымящееся…

Кадило! - шепнул Ваня.

А зачем вы чадите в храме? – не удержалась Лена.

Да, это кадило, - подтвердил отец Алексий. - Им священник совершает каждение. И вы правы: слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждение напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Смотрите: само кадило – это металлическая чашка. В нее кладется горящий уголь, а на уголь кладутся ладан. Ладан – это кусочки засохшей древесной смолы. Смола начинает кипеть, превращаться в пар – и возникает благоухающий дым. Чтобы огонь не погас, кадилом надо размахивать. Тогда в него поступает побольше воздуха.

Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей. Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие», а умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное. «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Конкурс «Искусство юных... Повышать психолого-педагогическую православной культуры» «Занимательная физика» Юный пожарный...

  • Образовательная программа гбоу гимназии № 625 на 2012/13 учебный год

    Основная образовательная программа

    ... основы религиозных культур и светской этики, музыка, художественный труд, физическая культура . Учебный план 3-4 классов ... к труду и собственности, правовая культура , духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной...

  • Публичный доклад за 2010-2011 учебный год (3)

    Доклад

    ... классе введен новый курс «Основы православной культуры» , в 4-5 классах введен курс «Основы светской этики», в 10 классах ведется курс «Основы ... Русский язык Литература Биология МХК Основы православной культуры ОБЖ Биология Чувашская литература 7а...

  • Публичный отчет

    03.-30.03.07 36 ч. «Основы православной культуры» 4. Совместителей не имеется. 5. Вакансий нет... нарушения Интегрированная форма обучения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Итого по видам нарушений...