1760-е года

Графиня А́нна Петро́вна Шереме́тева (18 (29 ) декабря - 17 (28 ) мая ) - фрейлина, дочь П. Б. Шереметева ; невеста наставника великого князя графа Н. И. Панина .

В доме её отца на набережной реки Фонтанки, д. 34 разыгрывались домашние «благородные» спектакли, в которых принимал участие и Павел Петрович , например 4 марта 1766 года состоялось представление комедии в одном действии «Зенеида», в котором принимали участие великий князь, графиня Анна Петровна в роли волшебницы, и графини Дарья Петровна и Наталья Петровна Чернышевы , причём по воспоминаниям, на четырёх участвовавших в спектакле лицах было надето бриллиантов на сумму в 2 миллиона рублей. 22 июля 1766 года на придворной карусели Анна Петровна «славно отличилась в римской кадрили», и получила золотую медаль с её именем.

Примерно в это же время в Анну Шереметеву влюбился воспитатель великого князя Павла Петровича С. А. Порошин . Как поговаривали, он даже посватался к ней, дело кончилось скандалом и удалением Порошина от двора. Говорили, что императрица Екатерина II планировала, что одна из богатейших невест России Анна Шереметева станет женой одного из братьев её фаворита Григория Орлова , однако к графине посватался граф Никита Иванович Панин .

Помолвка графини Анны Павловны и графа Никиты Панина, обер-гофмейстера великого князя Павла Петровича, старого друга и ровесника её отца, состоялась в начале 1768 года в Петербурге. А 23 мая 1768 года, за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы . Поговаривали, что неизвестная соперница подложила в табакерку, которую Шереметевой подарил жених, кусочек материи, имевшей контакт с оспенным больным .

На месте сем погребена Графиня Анна Петровна Шереметева, дщерь Графа Петра Борисовича, невеста Графа Никиты Ивановича Панина, Фрейлина премудрыя Монархини, преставившаяся на 24-м году, 1768 г., Мая 17 дня, и вместо брачного чертога, тело её предано недрам земли, а непорочная её душа возвратилась к непорочному своему источнику в живот вечный, к вечному и живому Богу.

А Ты, о Боже! глас родителя внемли,
Да будет дочь его, отъятая Судьбою,
Толико в небеси прехвальна пред Тобою,
Колико пребыла прехвально на земли"

Интересно, что граф Николай Шереметев завещал себя «погребсти в тот же монастырь, подле гроба покойной сестры моей, графини Марии Петровны Шереметевой, которая в жизни её называлась графинею же Анной Петровной Шереметевой.»

Напишите отзыв о статье "Шереметева, Анна Петровна"

Примечания

Ссылки

  • Русские портреты XVIII-XIX столетий . Изд. Вел. Кн. Николая Михайловича. СПб. 1906. Т. II вып IV. № 132.

Отрывок, характеризующий Шереметева, Анна Петровна

– Боже мой! За что?… – с отчаянием закричал Николай.
Охотник дядюшки с другой стороны скакал на перерез волку, и собаки его опять остановили зверя. Опять его окружили.
Николай, его стремянной, дядюшка и его охотник вертелись над зверем, улюлюкая, крича, всякую минуту собираясь слезть, когда волк садился на зад и всякий раз пускаясь вперед, когда волк встряхивался и подвигался к засеке, которая должна была спасти его. Еще в начале этой травли, Данила, услыхав улюлюканье, выскочил на опушку леса. Он видел, как Карай взял волка и остановил лошадь, полагая, что дело было кончено. Но когда охотники не слезли, волк встряхнулся и опять пошел на утек. Данила выпустил своего бурого не к волку, а прямой линией к засеке так же, как Карай, – на перерез зверю. Благодаря этому направлению, он подскакивал к волку в то время, как во второй раз его остановили дядюшкины собаки.
Данила скакал молча, держа вынутый кинжал в левой руке и как цепом молоча своим арапником по подтянутым бокам бурого.
Николай не видал и не слыхал Данилы до тех пор, пока мимо самого его не пропыхтел тяжело дыша бурый, и он услыхал звук паденья тела и увидал, что Данила уже лежит в середине собак на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для собак, и для охотников, и для волка, что теперь всё кончено. Зверь, испуганно прижав уши, старался подняться, но собаки облепили его. Данила, привстав, сделал падающий шаг и всей тяжестью, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши. Николай хотел колоть, но Данила прошептал: «Не надо, соструним», – и переменив положение, наступил ногою на шею волку. В пасть волку заложили палку, завязали, как бы взнуздав его сворой, связали ноги, и Данила раза два с одного бока на другой перевалил волка.
С счастливыми, измученными лицами, живого, матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь и, сопутствуемые визжавшими на него собаками, повезли к тому месту, где должны были все собраться. Молодых двух взяли гончие и трех борзые. Охотники съезжались с своими добычами и рассказами, и все подходили смотреть матёрого волка, который свесив свою лобастую голову с закушенною палкой во рту, большими, стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу собак и людей, окружавших его. Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех. Граф Илья Андреич тоже подъехал и потрогал волка.
– О, материщий какой, – сказал он. – Матёрый, а? – спросил он у Данилы, стоявшего подле него.
– Матёрый, ваше сиятельство, – отвечал Данила, поспешно снимая шапку.
Граф вспомнил своего прозеванного волка и свое столкновение с Данилой.
– Однако, брат, ты сердит, – сказал граф. – Данила ничего не сказал и только застенчиво улыбнулся детски кроткой и приятной улыбкой.

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.
Он видел скачущих выжлятников в красных шапках по краям поросшего оврага, видел даже собак, и всякую секунду ждал того, что на той стороне, на зеленях, покажется лисица.
Охотник, стоявший в яме, тронулся и выпустил собак, и Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям. Собаки стали спеть к ней. Вот приблизились, вот кругами стала вилять лисица между ними, всё чаще и чаще делая эти круги и обводя вокруг себя пушистой трубой (хвостом); и вот налетела чья то белая собака, и вслед за ней черная, и всё смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть колеблясь, стали собаки. К собакам подскакали два охотника: один в красной шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане.
«Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин».
Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки.
– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.

Царствование российской императрицы Екатерины Второй было крайне неоднозначным, но за один поступок она, безусловно, заслуживает самой горячей благодарности. Ровно 250 лет назад она приказала сделать первую в Россию прививку от оспы - себе, как первому пациенту

Черная смерть

Завезенная крестоносцами черная оспа несколько столетий была ужасом Европы. Вместе с чумой и холерой она унесла миллионы человеческих жизней, а лица выживших «украшали» чудовищные шрамы, которые называли оспинами.

Оспа не выбирала между богатыми и бедными. Ею болели английская королева Мария II , император Священной Римской империи Иосиф I , испанский король Луис I , французский король Людовик XV , а Петр II , последний потомок Петра Первого по мужской линии, скончался от нее в возрасте 14 лет.

Не мода, а наличие безобразных оспин заставляло европейскую аристократию покрывать свои лица толстым слоем пудры. Такие известные личности, как Мирабо , Николай Гнедич и Вольфганг Амадей Моцарт имели ужасные рубцы и выходили на улицу, только предварительно припудрив лицо.

Рискнула собой ради других

Поздним вечером 12 октября 1768 года в покои великой императрицы тайно провели специально выписанного из Англии врача Димсдейла и шестилетнего отрока Сашу Маркова .

Екатерина Вторая решила лично на себе опробовать довольно рискованный метод вакцинации. Правда, доподлинно было известно, что он достаточно успешно применялся в Англии, но был категорически запрещен в «блестящей» Франции.

Смертность при вариоляции была в 20 раз ниже, чем при обычном заражении, но полностью исключить такой риск не мог никто.

Врач сделал надрез на руке императрицы и через открывшуюся ранку протянул нитку, смоченную гноем больного оспой Саши Маркова. По расчетам Димсдейла, менее чем через неделю императрица должна была заболеть легкой формой оспы и перенести ее без особых осложнений.


Уже на следующий день императрица, как обычно, вышла к своим фрейлинам, шумно веселилась во дворе, играла с придворными в карты и беседовала о всякой всячине, сидя за общим обеденным столом.

Несмотря на глобальную тайну проведенной операции, весь двор о ней знал. Можно только представить себе ужас придворных дам и их кавалеров, которым приходилось беззаботно общаться с императрицей, приближаясь к ней на небезопасное расстояние.

Необузданное «веселье» в Царскосельском дворце продолжалось в течение 6 дней, после чего у императрицы появились первые признаки заражения, и она уединилась в своих покоях.

Уничтожила страх и предубеждение

Как и предполагал Димсдейл, лечение прошло вполне успешно, не оставив на лице Екатерины никаких рубцов. Менее чем через месяц материнской кровью привили будущего императора Павла Петровича .


Придворная знать загорелась идеей получить «оспенную материю» от самой императрицы, и в короткое время прививки сделали более чем 140 аристократам.

Екатерина никому не отказывала, чем снискала себе славу заботливой матери, готовой пожертвовать своей жизнью ради подданных. С успешным привитием оспы Екатерину поздравил Святейший Синод и Сенат, на что умная императрица кротко ответила:

«Мой предмет был своим примером спасти от смерти многочисленных моих верноподданных, кои не знав пользы сего способа, оного страшась, оставались в опасности. Я сим исполнила часть долга звания моего; ибо, по слову евангельскому, добрый пастырь полагает душу свою за овцы».

Уже в скором времени в Санкт-Петербурге поставили балет «Побежденное предрассуждение», главными героями которого стали Минерва , Рутения , Гений науки , Суеверие и Невежество . А зрители весело иронизировали над своими недавними страхами.

Некоторые историки предполагают, что Екатерина пошла на подобный риск ради поднятия собственного авторитета среди придворных. Но факт остается фактом. Русская императрица совершила то, чего не мог себе позволить ни один монарх Европы. Она продемонстрировав подданным, что готова пожертвовать ради них даже собственной жизнью.

Сделала Россию передовой страной

Екатерина II щедро вознаградила доктора Димсдейла, пожаловав тому титул барона, чины лейб-медика и действительного статского советника, а также обязалась до конца жизни выплачивать ежегодную пенсию в размере 500 фунтов стерлингов. Сумасшедшая по тем временам сумма.

Поручил Неелову сделать «Села Царского дворцам садам горам и прочим увеселениям планы, фасады и профили в самой скорости, на чистой бумаге, посредственной величины». В 1768 году для исполнения этой работы в чертежную мастерскую посылают «бумагу александрийскую, самую чистую, большой и средней руки», тушь, карандаши и двух учеников - архитектора Василия Мыльникова и художника Андрея Богданова. Они начали работу над первым парадным альбомом, получившим впоследствии название «нееловского». Все эти чертежи близки по технике выполнения и точности воспроизведения исторического плана города (исключая территорию парка, которая в отдепьных частях дается в проектном варианте. «Генеральный план всему Селу Царскому» В. И. Неелов сдал в Контору строения Села Царского перед отъездом за границу. Он представлял из себя фиксационный план, запечатлевший состояние императорской резиденции в преддверии об­ширных работ по разбивке пейзажного парка. Этот альбом отражает облик царскосельских построек до года и является важным источником для исследователей архитектуры Царского Села XVIII века. Составленный Нееловым альбом явился первым систематизированным собранием чертежей по дворцово-парковому комплексу Царского Села.

На другом рукописном плане, датированном нами 1766-1768 годами, впервые обозначен деревянный Материальный двор, выстроенный (в будущем Купального) в первой поповине 60-х годов XVIII века: комплекс построек (деревянных кладовых), расположенных по периметру участка в виде неправильного четырехугольника. С юга-запада Материальный двор граничил с деревянным , с юго-востока - С трассой дороги в Государеву Славянку.

За поворотом Объездной дороги в сторону западной каменной стены Зверинца на плане 1766-1768 годов можно впервые увидеть канал .

На планах впервые зафиксировано местоположение Галицких (бывших Дубинкинских) кирпичных заводов. По современной топографии - это место пересечения Кадетского бульвара и Артиллерийской улицы. На восток от заводов, ближе к дороге в Графскую Славянку (ныне Павловское шоссе) по руслу старинного Галицкого ручья располагалась небольшая заводская слободка. Данные планов, особенно межевых, содержащих предельно точную информацию, подтверждаются сведениями текстовых материалов о переводе в 1767 году кирпичных заводов на Славянскую дорогу в Софийский уезде.

Помимо описанных топографических объектов на плане помечены существовавшие в то время деревни: Большая Ладога на Ладогском ручье (в районе будущего Казанского кладбища). Малая Ладога (западнее от Большой Ладоги). Кумолосари (Гуммолосары), Большое и Малое Катлино (на юг от Малой Ладоги).

Несмотря на появление новых дорог, Царское Село на планах второй половины 1760-х годов представляло довольно странную картину. Из-за неосвоеннасти пространства на север от Большого пруда его исторический план зрительно «распадался» на северную и южную части, одновременно рождая ощущение замкнутого пространства. Оно усиливалось из-за «зеркального отражения» двух бастионов Зверинца, обращенных к Новому саду, в бастионах, выстроенных при Елизавете Петровне у циркумференций Бопьшого парадного двора., на месте будущих дворцовых кухонь.

Для заведования делом колонизации и устроенными колониями манифестом 1768 г. была учреждена в СПб. «Канцелярия опекунства иностранных», имевшая «власть и преимущества, равные против государственных коллегий»; она получала ежегодно 200000 руб. на оказание помощи при переселении.

  • 23 января 1768 года под выстрелы пушек Екатерина II прибыла в Царское Село, после почти годового отсутствия. Её встречали приехавшие из Петербурга , гвардии подполковник В.М. Суворов, Л.Я.Овцын, гвардии-майоры А, Л.Щербачев, князь П. А. Голицын. При выходе Её Величества из внутренних апартаментов, помянутые приносили поклонения, и были жалованы к руке. Потом как всегда игра в карты в «Янтарной комнате» в обыкновенное время. Вечернее кушанье на 18 кувертах.
  • 21 апреля Императрица отметила в Царском Селе свой день рождения. По окончании Божественной литургии в церкви, Екатерина II изволила наложить орден Святого Апостола Андрея Первозванного на Его Сиятельство графа Алексея Григорьевича Орлова. В это время в Царском Селе находился И. П. Елагин и .
    В автобиографических записках «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Д. И. Фонвизин описал посещение Царского Села в 1768 году.
    Драматург вспоминал, что: "Приехав в Царское Село, обрадовался я, нашел отведенную для меня комнату особливую, в которой ничто упражнениям моим не могло препятствовать". По утрам Фонвизин совершал прогулки по Царскосельскому парку. Во время одной из таких прогулок он встретился с Григорием Николаевичем Тепловым. Так же как и И. П. Елагин , он был статс - секретарем Императрицы. Теплов издал несколько сочинений нравоучительно - философского характера, сборник русских песен, положенных на музыку им же самим. Сотрудничал в академическом журнале «Ежемесячные сочинения». При встрече в Царскосельском саду разговор зашел о комедии «Бригадир», которую Фонвизин обещал прочесть Теплову. Потом поговорили о книге философа Самуэля Кларка, пытавшегося обосновать существование бога.
  • 27 апреля Екатерина II со всею свитою отбыла из Царского Села в Петербург, чтобы присутствовать на представление новой итальянской оперы.
    В 10-м часу её императорское величество вернулось в Царское Село.

    Начало 1768 года. Двор возвратился в Петербург. Распространившаяся в этом году оспенная эпидемия не пощадила и лиц высшего петербургского общества. Вмае 1768 года смертельно заболевает оспой невеста , графиня Анна Петровна Шереметьева. Тогда Императрица обращаясь к посредничеству И. П. Елагина пишет ему 5-го мая из Царского Села. Она просит, чтобы великий князь Павел Петрович срочно приехал в Царское Село, а Н. И. Панин его воспитатель появился бы в Царском Селе только через две недели, т.е. выдержал карантин.
    6 мая в Царское Село приезжает в шесть часов вечера Его Императорское Высочество Павел Петрович.
    В Петербург Екатерина и Павел Петрович вернулись только 10 июля .

    12 октября 1768 года в воскресенье вечером Димсдейл вместе с сыном-ассистентом и с больным ребенком, были проведены потайным ходом в покои Императрицы в Зимнем дворце. Там ей была привита оспа.

    12 октября по утру Её Императорское Величество переехали в Царское Село. Вместе с ней приехал и врач Димсдейл, который в своих записках описал эти дни в царском Селе: " Сперва в тамошнем дворце не было никого, кроме обыкновенной прислуги… но многие из дворян скоро потом последовали туда за ней, и Императрица, заметив, что между ними были многие не имевшие, как она предполагала, никогда оспы, сказала мне: "Я должна положиться на вас, что вы мне скажите, лишь только это будет возможно, когда от меня может пристать болезнь к другим. Я хотела бы сохранить в тайне это дело, но Боже избави, чтобы я скрывала мое положение хотя бы минуту, когда это может быть опасно для других" .

    С 13 по 18 октября Императрица не показывала ни малейшего беспокойства по поводу того, что было с ней сделано. Она кушала по-прежнему с другими, выходила со свитой на прогулки, играла в «Янтарной комнате» в карты, вела непринужденную беседу. И только 19 октября она объявила окружающим, что к ней привита оспа, и она уединяется в своих внутренних покоях. Только 30 октября Екатерина II, по утру вышла на прогулку в карете, а вечером изволила в «Янтарной комнате» с кавалерами забавляться в карты.

    1 ноября в придворной церкви был молебен, что Её Императорское Величество изволила освободиться от оспенной болезни, при этом производилась пушечная пальба. После этого Императрица со свитой отправилась в Петербург.

    16 ноября 1768 года Екатерина писала лифляндскому генерал-губернатору Броуну: «Вы, генерал, говорите мне, что с моей стороны при прививке оспы нужна была неустрашимость, следовательно, я должна верить, что это так; а между тем я полагала, что эта неустрашимость встречается в Англии у любого уличнаго мальчишки…».

    Императрица прекрасно понимала, что значит личный пример. Пример оказался судьбоносным для империи. Ему последовало просвещенное крыло дворянства (был как бы создан прецедент небольшого демографического бума: это… дало XIX веку дополнительно еще немалое число офицеров). Спустя 3 года 71-и летний доктор вернется в России со своей женой - баронессой Элизабет Димсдейл, которая оставит

    Испытав на самой себе привитие оспы, Екатерина побудила и цесаревича обезопасить себя подобным же средством. 20 ноября последовал сенатский указ о благополучном привитии оспы императрице и цесаревичу; тут же сказано было, что с ее разрешения, на будущее время, установлено праздновать 21 ноября во всех городах империи, так как с этого дня начало распространяться по России целительное оспопрививание. Положено было, после благодарственного молебна, производить целый день колокольный звон, а затем иллюминовать города; вместе с тем день 21 ноября внесен был в месяцеслов, как день табельный, с освобождением присутственных мест и училищ от занятий.

    Исторический анекдот: Екатерина Великая, щедро жалуя доктора Димсдейля за его старание и успехи в прививании ей самой и ее любезному сыну оспы, не забыла и того семилетнего младенца Александра Данилова, сына Маркова, от которого доктором была взята оспенная материя и благополучно привита ее величеству. Она вспомнила, какова была печаль отца его и матери, которые непременно были уверены, что она должны были после сего лишиться своего любезного и единственного сына. Она вспомнила жалостные стенания матери и ее просьбу к доктору, чтобы он не брал оспы от ее сына, который у них был один. Она вспомнила также и великодушную речь отца, который уговаривал жену свою повиноваться ежели не сему г. доктору, то по крайней мере монархине, которая властна не только у них сына отнять, но и их жизнь; поелику доктор Димсдейл рассказал тогда сию трогательную историю императрице. Она это помнила, и желая вознаградить их печаль своею милостию и благоволением, всемилостивейше жаловала оному Александру Данилову Маркову дворянское достоинство ему и его потомкам; а спустя несколько времени после своим высочайшим указом повелела она оному Маркову называться Оспенным, а не Марковым.

    • В 1768 году по указу Екатерины II в Царское Село из кладовых Смольного присылают «порцелиновую посуду»; среди 188 предметов были изделия китайских и японских мастерских.

    В этом году родились:

Портрет калмычки Аннушки


Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве

Графиня Анна Петровна Шереметева — фрейлина, дочь П.Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н.И. Панина. Старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, единственной наследницы несметного состояния государственного канцлера князя А.М. Черкасского. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина, имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».


Портрет графини Анны Петровны Шереметевой


Портрет Б.В. Шереметева в конногвардейском мундире. Борис Петрович Шереметев — русский полководец времени Северной войны, дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (1701). В 1706 году первым возведён в графское Российского царства достоинство.

Анна Петровна Нарышкина, урожденная Салтыкова, жена Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева


Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урождённая Куракина— племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н. А. Репниной; родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. Троюродная сестра императора Петра II. Екатерина Александровна, четвёртая из семи дочерей князя Александра Борисовича Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра и жены его, Александры Ивановны, рождённой Паниной. Получила превосходное воспитание и образование. Мать её очень любила вести светский образ жизни, поэтому всех дочерей своих рано начала вывозить. Совсем юной Екатерина была представлена ко двору, где сразу завоевала звание одной из первых красавиц.


Князь Иван Иванович Лобанов-Ростовский — поручик, от которого происходят по мужской линии все князья Лобановы-Ростовские XIX-XXI вв. Принадлежал к той старшей линии рода Лобановых-Ростовских, ведущего своё начало от Владимира Мономаха, которая не блистала талантами, но известна была своим необыкновенным чадородием. Он женился в 1752 году на одной из самых красивых женщин своего времени − княжне Екатерине Александровне Куракиной, дочери обер-шталмейстера А. Б. Куракина. Супруги имели пять сыновей и двух дочерей.


Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье


Портрет С.М. Голицына


Портрет императрицы Елизаветы Петровны


Портрет графа Шереметева с собакой


Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны


Портрет графа Петра Борисовича Шереметева


Екатерина Алексеевна Мельгунова, в браке княгиня Волконская. С 1 июля 1847 года кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (малого креста); с декабря 1848 года — статс-дама. Единственная дочь екатеринского сановника Алексей Петровича Мельгунова от брака с Натальей Ивановной Салтыковой. Была замужем за генерал—лейтенантом князем Дмитрием Петровичем Волконским.


Портрет неизвестного в красном кафтане


Наталья Борисовна Долгорукова — знаменитая мемуаристка XVIII века, одна из первых русских писательниц, дочь графа Б.П. Шереметева, жена князя И.А. Долгорукова, бабка князя И.М. Долгорукова.


Самуил Карлович Грейг — российский адмирал шотландского происхождения, отличившийся в Чесменском и Гогландском сражениях.


Портрет В.П. Шереметьевой


Портрет А.П. Зиновьева


Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой


Портрет главного архитектора адмиралтейства Ветошникова


Портрет Анны Акимовны Лазаревой


Портрет Петра Ивановича Шубина


Портрет графини Толстой, урождённой Лопухиной


Портрет Хрипуновой, жены Козьмы Аксентьевича Хрипунова


Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова, некогда переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел.


Княгиня Мария Юрьевна Черкасская, вторая супруга князя Алексея Михайловича Черкасского. Императрица Елизавета 18 декабря 1741 года утвердила её в звании статс-дамы и наградила своим портретом.


Князь Алексей Михайлович Черкасский — русский государственный деятель, при Петре I сибирский губернатор. При Анне Иоанновне один из трёх кабинет-министров. С 1740 года — канцлер Российской империи. Богатейший по числу душ помещик России, последний в старшей линии рода Черкасских. По характеристике князя М.М. Щербатова, «человек молчаливый, тихий, коего разум никогда в великих чинах не блистал, повсюду являл осторожность»


Графиня Варвара Алексеевна Шереметева, супруга графа П.Б. Шереметева - единственная дочь канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского от брака с княжной Марией Юрьевной Трубецкой.

Несметные богатства князей Черкасских привлекали многих женихов, которые "искали руки княжны, как Язон золотой овцы, ради богатой шкуры". Но ее гордая мать ждала для дочери какого-то сказочного принца, а сама княжна была одной из самых разборчивых невест: капризная кокетка, гордая своей красотой, знатностью и богатством, она забывала, что "время летит и более не возвращается" и заслужила названия "тигрицы" и "зверя“, данные ей хорошо знавшей ее княжной Марией Дмитриевной Кантемир. Благоразумные люди находили, что, "если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной", и та же княжна Мария Кантемир выражала желание, чтобы "зверь сделался ручным и обратил внимание на свой возраст". За княжну Черкасскую сватались бле-стящий придворный красавец граф Карл-Рейнгольд Левенвольде и блестящий дипломат и поэт князь Антиох Кантемир; но сватовство Левенвольде расстроилось после обручения, а сватовство Кантемира так и не состоялось.

При самом воцарении Елизаветы княжна В.А. Черкасская была из фрейлин пожалована в камер-фрейлины и получила портрет Императрицы. В это время княжна достигла уже возраста, который, по понятиям того времени, был совсем безнадежен для брака. Но "зверь", наконец, сделался "ручным", а богатства князей Черкасских заменили княжне недостаток молодости. Княжне подыскали жениха, хотя и знатного, но не слишком блестящего, в лице графа Петра Борисовича Шереметева, бывшего на полтора года моложе невесты, и брак совершился, при чем графиня была пожа-лована в статс-дамы.

Оригинал записи и комментарии на

2 выбрали

Всякая сказка рождается из были - так или иначе. Поэтому неудивительно, что иногда жизнь напоминает сюжет, взятый будто из детской книжки. Например: полюбил знатный принц прекрасную, но бедную девушку, и так сильна была эта любовь, что плюнул он на предрассудки и женился на ней.

Ну, пусть не принц, а граф. И жили они вместе недолго. Зато счастливо.

Принц

Столбовой дворянин, граф Николай Петрович Шереметьев, был по-царски богат, по-рыцарски благороден и романтически влюблен в искусство. В имении Кусково, доставшееся ему от отца, он построил театр, прогремевший на всю Россию. Актерствовали в нем крепостные, которых еще в детстве отобрали по всем Шереметьевским волостям за особые таланты для обучения в театральной школе музыке, пению, хореографии, иностранным языкам и, конечно, сценическому мастерству.

Николай Петрович лично подбирал репертуар и наблюдал за репетициями. Слава о его талантливых актерах будоражила весь высший свет. Император Павел, митрополит Платон, польский король Станислав II Понятовский, шведский король Густав III и прочая знать - все устремлялись в Кусково, чтобы насладиться великолепными спектаклями. И выразить восхищение главной приме шереметьевского театра - Прасковье Жемчуговой.

Золушка

Фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Отыскивая драгоценные таланты среди толп крепостной детворы, граф предпочитал именовать их соответствующе: Гранатова, Алмазов, Бирюзова.

На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца - "коваля", и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалевой. Но уже в 13 лет разила как молния, исполняя на сцене глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат". В 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась примой театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано.

Жемчугова с легкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа - стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Но когда она появлялась на сцене в образе Элианы из оперы "Самнитские браки" Гретри - зал заходился в общем рыдании.

Превращение в принцессу

Она была под стать Шереметьеву. Да, прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и светлая красота… Но разве дело в этом? Тождественность душ - вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая - Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. И только по земным законам стояла ниже его.

Шереметьев дал обет - если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. После смерти отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке.

Все знали об их отношениях - никто не осуждал. В те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных распространялись повсеместно. А заподозрить Прасковью Жемчугову в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно - настолько непорочным был весь ее образ.

Однако в 1797 году, после того, как графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора и ему пришлось переехать в Петербург, высшее общество разволновалось. Баснословно богатому Шереметьеву исполнилось 37 лет, он был холост, да к тому же сердечен и хорош собой. Завиднейшая партия! Только отчего-то светские увеселения ему неинтересны, а в петербургском доме он живет с крепостной актриской! Это в Кускове Прасковью возносили на Олимп - в расчетливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

А между тем, граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Северные ветры Петербурга подорвали ее здоровье - Прасковья потеряла великолепный голос. К тому же, у нее обострился наследственный туберкулез. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова оставалась простой содержанкой - и горечь этого положения убивала ее.

Воспользовавшись государевой благосклонностью (и присочинив легенду о Прасковье Ковалевской из рода польских шляхтичей!), Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка - Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметьеву жениться на Прасковье Жемчуговой.

Пробило полночь

Венчание, состоявшееся 6 ноября 1801 году, было тайным. Темная карета быстро подъехала к приходской церкви Симеона Столпника и торопливо увезла графа, новоиспеченную графиню Шереметьеву и скромных свидетелей их брака.

Николай Петрович никому не открывал, что женат. Несмотря на императорское одобрение, Прасковью Шереметьеву не приняли бы в высшем свете - звание актрисы было ничуть не лучше статуса бывшей крепостной, ведь в то время даже хоронили актеров за кладбищенской оградой.

Тайна вышла на свет через два года, когда скрывать ее уже было нельзя - в семействе Шереметьевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. "Отменный штукарь наш старший родственник", - заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметьева. Николай Петрович окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь.

Впрочем, волновало ли его это, если на двадцатый день после рождения сына умерла его любимая Прасковья? Роды вместе с туберкулезом нанесли смертельный удар по этому, сильному духом, но очень хрупкому организму.

Шесть лет, на которые ему суждено было пережить жену, Николай Петрович строго следовал ее воле: растил сына, помогал нищим, положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, построил Странноприимный дом (ныне - НИИ им. Склифосовского).

Похоронили графа рядом с женой, в Шереметьевской усыпальнице Александро-Невской лавры, в простом дощатом гробу - все деньги, положенные на богатые похороны высочайших особ, граф Шереметьев завещал раздать бедным.

Елена Горбунова