Любое музыкальное произведение, будь-то инструментальное, оркестровое, хоровое, вокальное, – имеет определенное содержание и несет определенную идею.

В отличие от инструментальной музыки, вокальное искусство связано со словом. Здесь воедино соединяются музыка и слово, поэтому вокальное искусство считается синтетическим искусством. Слово помогает слушателю понять содержание произведения, его сюжет, идею, замысел композитора. Но для вокалиста синтез музыки и слова создает дополнительные трудности, так как нужно донести до слушателя не только поэтический текст, но и текст музыкальный; донести не только каждое слово, но и смысл, заключенный в данном произведении.

Для того чтобы до слушателя донести содержание и идею необходимо четко и осмысленно произносить текст в пении. Если же произносить четко, но не осмысленно, то это будет скандирование. Шаляпин говорил: «Хорошо сказано – наполовину спето». Четкое и осмысленное произношение слов в пении называется дикцией. Значение дикции состоит в том, что хорошая дикция помогает раскрытию содержания и идеи, активизирует дыхание, помогает формировать певучесть звука в высокой позиции, а также помогает достижению близкого звучания.

Различают следующие виды дикции:
— речевая — дикция разговорной речи, ею пользуются люди в разговоре
— сценическая — дикция актеров на сцене
— вокальная, или певческая

Слово «дикция» в переводе с латинского обозначает «произношение».
Дикция подразделяется на произношение гласных звуков, согласных, слов и фраз в целом.

Произношение гласных

Основные гласные: А, О, У, Э, И, Ы.
Есть еще йотированные гласные: Я, Ю, Е, Ё.
Но в пении йотированные гласные выступают в роли согласных звуков.
Каждый йотированный звук состоит из двух звуков:
Я = Й + А
Ю = Й + У
Е = Й + Э
Ё = Й + О

Это значит, что Й – произносится коротко и четко, как согласный, а вторая часть звука поется.

Правила произношения гласных



Гласные в пении играют основную роль. Благодаря гласным звук обладает вокальной протяженностью. Важно, чтобы артикуляция при пении гласных была правильной. Дирижер профессор Виноградов предложил манеру произношения гласных звуков, которой пользуются вокалисты, и правила которой должны знать учащиеся вокального отдела музыкальной школы.

Рассмотрим, какой должна быть артикуляция при пропевании гласных звуков.

Гласный «И»
При пении гласного звука «И» рот слегка открыт, губы чуть растянуты к уголкам, кончик языка касается нижних зубов (ирис, инжир).

Гласный «Э»
При пении гласного звука «Э» рот открыт настолько, чтобы между зубами можно было положить мизинец, губы слегка растянуты к уголкам рта, язык имеет несколько выпуклую форму и касается нижних зубов (поэт, это).

Гласный «А»
При пении гласного звука «А» рот открыт настолько, чтобы между зубов можно было положить два пальца, наложенных один на другой, язык должен лежать плоско, губы образуют овал (Анна, атака)

Гласный «О»
При пении гласного звука «О» рот должен быть открыт так, чтобы вставить большой палец, губы вытянуты вперед, язык приподнят у корня (окно, окна)

Гласный «У»
При пении гласного звука «У» рот должен быть открыт так, чтобы вставить между зубов палец, губы значительно вытянуты вперед, язык отодвинут назад, и в задней части приподнят к мягкому нёбу (утка, утро)

Гласный звук «Ы»
При пении гласного звука «Ы» рот раскрыт настолько, чтобы между зубами можно было вставить мизинец, язык отодвигается назад, кончик языка слегка приподнят (дым, бык).

Следует помнить, что очень широкий рот способствует появлению открытого, «белого» звука, а слишком растянутые уголки рта — появлению плоского звука, что недопустимо в пении. Такая артикуляция является неправильной.


Нужно также помнить, что если рядом находятся два одинаковых звука, то между ними делается цезура, звуки разделяются и пропеваются каждый из этих звуков.
Рассмотрим пример:
«На акации цветущей песню соловей нам пел». Первое слово «на» заканчивается гласным «а», а второе слово «акация» начинается гласным «а», то есть рядом находятся два одинаковых гласных звука. Часто у начинающих певцов первый гласный плавно переходит во второй, без разграничения и звучит одним долгим звуком «а»: «наакации». В таком случае смысл текста теряется, и слушатель не поймет содержание предложения. По правилам орфоэпии второй гласный звук «а» необходимо также произнести, причем артикуляция не меняется. То есть, произносятся два примерно одинаковых гласных звука: «На / акации».

Гласные звуки — основа пения

Основа пения – гласные звуки. Именно они имеют протяженность и напевность. И поэтому на гласных звуках следует вырабатывать профессиональные качества голоса.
Гласные звуки появляются в результате работы голосовых связок и дыхания. Глотка и ротовая полость принимают форму, которая соответствует конкретному гласному. И благодаря резонированию глотки и ротовой полости возникает определенный звук.
У начинающих вокалистов гласные звучат неровно. Кроме неправильной артикуляции, возможна еще одна причина пестрого звука – непостоянное положение гортани при пении. Поэтому, учащиеся должны стараться петь в высокой позиции не только высокие, но и средние, и низкие звуки. Для сохранения высокой позиции полезно петь нисходящие мелодии.

Над правильным формированием гласных следует работать постоянно. В этом помогут упражнения и распевки с применением отдельных гласных звуков и их чередование.
Упражнения и распевки на звук У раскрывают глотку и ротовую полость. Мягкое небо поднимается, появляется ощущение зевка, звук становится округлым. А еще благодаря поднятому мягкому нёбу перекрывается вход в носовую полость, и исчезает пение «в нос», присущее многим детям.

Гласные У, Ю в упражнениях способствуют выработке высокой позиции и напевности.
При пении упражнений на гласные О, Ё звук округляется, так как глотка принимает форму звука О и хорошо открывается.
Звук И вырабатывает близкое, звонкое и полетное звучание, но нужно округлять звук и приближать его к звукам Ы и Ю, чтобы гласный не был плоским.
Для раскрепощения нижней челюсти, которая часто зажата у начинающих вокалистов, хорошо петь упражнения на гласный А . Упражнения на гласный А помогают научить детей активно открывать рот.
При работе над звуком Е активно работает язык и губы, но нужно следить, чтобы движения были свободными и без напряжения.
После проработки отдельных гласных следует переходить к их чередованию и следить, чтобы гортань не меняла положение, гласные звуки звучали красиво, в единой манере и были правильно сформированы.

Вот такие правила пения гласных звуков.

А о согласных поговорим в следующей статье.

"Мяч и речь". Т. А. Воробьева, О И Крупенчук

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Наталья Шведюк
Урок здоровья «Учимся играя, звуки пропеваем. Гласные звуки и буквы» с использованием ИКТ

Урок здоровья

Тема : Гласные звуки и буквы

Цели занятия :

Образовательные :

Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а] , [у], [и], [э], [ы] [о];

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности в процессе выделения гласных звуков в словах .

Учить выделять гласный звук в слове ;

Учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а] , [у], [и]; [э], [ы], [о];

Закрепить графические образы букв А , У, И, ы, О.

Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а] , [у], [и]; [э], [ы] [о];

Развитие ориентировки в пространстве;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные :

Воспитывать умение работать в течение всего занятия;

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оздоровительные :

Организация рациональной двигательной активности : дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, с использованием Су-Джок терапии , гимнастика для глаз, физкультминутки,

Психопрофилактика – обучение приемам расслабления (психогимнастика,

Способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

Предварительная работа :

Игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм» , «Где звучит колокольчик» , «Запомни, повтори» , «Найди ошибку» , «Будь внимательным» ;

- игра «Четвёртый лишний» , «Так и не так» ,

Игры на развитие ориентировки в пространстве.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Психогимнастика

Упражнение «Снеговик» (1 СЛАЙД) Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. Постановка цели занятия, характеристика гласных звуков .

Ребята. У нас есть гостья. (2 СЛАЙД) Это Маша. Она пошла в школу. И решила посмотреть, как вы справитесь с её заданиями. Давайте покажем Маше чему мы научились в детском саду и как у нас идет подготовка к школе. Ещё Маша приготовила для нас сюрприз, но найти его мы сможем только в конце занятия, если справимся со всеми её заданиями

Сегодня мы с вами немного поиграем на нашем занятии и кое-что повторим. А о каких звуках сегодня мы будем говорить, вы мне расскажете сами. Ловите эти звуки из начала каждого слова.

Дети стоят в кругу, логопед бросает ребенку мяч, называет слово. Ребенок возвращает мяч, называя звук , который находится в начале слова.

Август (а, улитка (у, иголка (и, уши (у, эхо (э, осень (о…Назовите мне, ребята, звуки которые были в начале слова. Как они называются одним словом? (Гласные ) . Почему они называются гласные ? (Можно пропеть , протянуть, помогает голос) . В каком домике живут? (В красном) . Сколько мы знаем гласных звуков ? (6) Садитесь на места.

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

а) Артикуляционная гимнастика. (ЗЕРКАЛА)

Прежде чем начать занятие повторим правила Наши ушки внимательно слушают.

Ротик- на замочке

Рука- ключик к замочку. Наши глазки всё замечают и запоминают.

Говорим чётко, громко, красиво

Для этого потренируем органы речи

1. Язык- блинчик

2. Накажем непослушный язык

3. Язык- иголочка

4. Укололи правую щеку, левую

5. Губы хоботком

7. Хоботок- улыбка (чередовать)

б) Дыхательная гимнастика

«Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу, произнося звук У . А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим ртом» Исходное положение – стоя. Дыхание только через рот. Закрыть пальчиками нос. Набрать как можно больше воздуха и медленно, произнося звук А выдохнуть воздух через рот. Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох через рот произнося звук И .

«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками, произнося звук О . Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

4. Угадать звук по артикуляции , обозначить буквой

А теперь Маша покажет вам звуки , а вы их должны отгадать по губам.

(3-7 СЛАЙДЫ)

Что за звуки загадала Маша ? (ГЛАСНЫЕ )

А какие ещё звуки бывают ? (СОГЛАСНЫЕ )

Чем отличаются гласные от согласных (МОЖНО ПЕТЬ, НЕТ ПРЕГРАДЫ)

Запишите букву , с которой начинается ваше имя.

Какой звук она обозначает гласный или согласный ? Доказать.

5. Работа со слогами (8 СЛАЙД)

Помогите Маше подняться по ступенькам к Медведю. Прочитайте слова.

Спустимся со ступенек. Прочитайте слова.

Назовите гласные буквы в словах .

Прочитайте нижние слова. Какое слово не подходит к другим? Почему?

(Начинается с гласного )

Найдите слово, которое спряталось в ступеньках. (Маша)

Если бы мы стали записывать это слова, то с какой буквы записали ? (с заглавной) Почему (Имя)

Выделите гласные в этом слове .

6. Выделение гласных из середины слова (9 СЛАЙД)

1. Помогите Маше выделить гласные из названия картинок.

2. Помогите найти Машиным картинкам свой домик (10-13СЛАЙДЫ)

7. Физкультминутка (14 СЛАЙД)

(Физминутка интерактивная с музыкальным сопровождением См приложение1 на диске)

Коррекция речи и движения.

8. Работа в тетради (15 СЛАЙД)

Маша решила загадать вам слово.

В слове 4 буквы

3 буква – это первый звук из слова ОСЕНЬ

1 буква – это последний звук из слова РАК

2 буква – это второй звук из слова КРОВАТЬ

4 буква – это звуки с которых начинается и заканчивается слово ТОПОТ

Какое это слово? (крот) (16 СЛАЙД)

Кто такой крот? (Небольшой зверёк, живёт под землёй. Питается насекомыми и личинками. Приносит пользу - разрыхляет почву. Если много – вред - уничтожает червей, засыхают растения, нарушается внешний вид дизайна.)

Подчеркните гласные красным карандашом .

9. Гимнастика для глаз (17-18 СЛАЙД)

(мультимедийная с музыкальным сопровождением)

10. Составление слова по первому звуку . Работа над развитием фонематического слуха.

Маша просит составить слово по первым звукам названий картинок

(19 СЛАЙД)

Что это? (кукла) Выделите гласные (У-А) . Первый звук . (К)

(рыба) - Ы - А - Р

(арбуз) - А - У - А

(ножницы) - О –И - Ы - Н

Запишите слово, которое просит составить Маша. (Кран) Проверка.

Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) (20 СЛАЙД)

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Маша просит составить предложение со словом КРАН.

(Папа починил водопроводный кран. Подъёмный кран работает на стройке.)

Сделайте звуковую схему слова кран . (20 СЛАЙД)

Маша утверждает, что все эти слова подходят к данной схеме. Она права?

(21 СЛАЙД)

Какие слова лишние? (Утро, мама) .

11. Составление предложений.

Давайте составим предложения со словами УТРО, МАМА.

Мама разбудила меня утром.

Утро было доброе и ласковое.

Утром я иду в детский сад с мамой….

12. Пескотерапия. (СЛАЙД 22)

А сейчас Маша предлагает нам, немного поиграть с нашими пальчиками .

Гимнастика для пальцев рук с использованием Су-Джок терипии . Развитие мелкой моторики рук.

(Интерактивная гимнастика для пальцев рук «Ёжик» (см приложение2)

После такой разминки наши пальчики стали сильными и ловкими. А теперь давайте на песке напишем буквы которые мы сегодня повторили. (Дети пальчиками на песке в лоточках пишут гласные буквы )

Давайте подойдем к нашему ящичку с песком, возьмем из коробки только те предметы которые начинаются с гласных звуков и закопаем их в песок.

(Дети закапывают мелкие игрушки в песок и находят «КЛАД» .

А какой гласный звук находится в середине слова КЛАД? (А)

Машенька вами довольна. Она расскажет всем в школе, какие умные дети собираются в школу 1 сентября.

13. Итог занятия.

Так какие звуки и буквы мы с вами сегодня повторили? Вы собой довольны? Занятие закончено. (СЛАЙД 23)

О том, что звуки обладают большой целительной силой, было известно с давних времен. Древние врачи лечили болезни духа, души и тела музыкой и пением. Пифагор, который по преданию, слышал музыку небесных сфер, учил: все, что существует, имеет голос, в том числе и планеты. При своем вращении вокруг Земли в зависимости от величины, скорости и удаленности они будто бы производят определенные звуки, и их слаженное звучание определяет сущность космической гармонии.

Настроим свой камертон

Каждый звук, как известно, имеет свою особую вибрацию, частоту и амплитуду. Точно так же и внутренние органы и системы функционируют на определенной частоте и в заданном природой диапазоне частот. Различные и стрессы меняют характеристики этих частот. Если же задавать органу природную вибрацию, его можно возвратить в нормальное состояние, откорректировать его функции. На этом сегодня основан принцип действия многих аппаратных методик.
Но если частоты, на которых «работают» сердце или печень, совпадают со звуковыми вибрациями, значит, можно очень просто исправлять состояние этих и всех остальных органов произнесением соответствующих звуков? Конечно, можно, и древние врачеватели так и делали. Например, существует китайская звуковая гимнастика для оздоровления различных органов. Йоги применяют мантры – особые сочетания звуков, которые активно воздействуют на нервные центры человека, а через них – на процессы, идущие в организме.
Древневосточная система, рассматривающая здоровье как гармоничную взаимосвязь с внешней средой и со своим внутренним миром, может быть принята всеми как базовая, научная модель. Однако некоторые части этой системы, как, например, учение о биоритмах, или методы звукотерапии, не могут быть схематично перенесены на другую почву. Ведь мы в отличие, например, от китайцев, живем в других климатических условиях и подвергаемся воздействию совсем других факторов.
Кроме того, у каждого языка своя артикуляция, свое произношение, и, конечно же, особый звуковой строй, сформировавшийся в ходе сложнейшего эволюционного процесса. И потому китайская звуковая гимнастика более благотворный целительный эффект окажет на китайца, мантры быстрее гармонизируют нервные центры индийца, ну а говорящему на русском языке полезнее использовать ту звуковую гимнастику, которая применялась нашей народной медициной.

Музыка лечит

В повседневной практике при коррекции позвоночника, черепа и внутренних органов путем воздействия на мышцы применяются также и звуковые вибрации. Звуки, которые пропевает пациент, во-первых, помогают точнее диагностировать характер патологии (одно дело – звонкий звук, а другое – прерывистый и слабый), а самое главное – с помощью звуковых вибраций быстрее происходит гармонизация энергетических центров и связанных с ними внутренних органов.
Вот последовательность общей звуковой настройки, которую может использовать любой человек для гармонизации своего физического и нервно-психического состояния.
Петь гласные и протягивать согласные звуки нужно до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Впрочем, человек должен сам почувствовать по приятным ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что звуки вошли в резонанс с частотой этого органа. Так же интуитивно, по ощущениям, следует подбирать нужную высоту и тональность звука. Понятно, что целительное воздействие оказывает только живой голос, а не мысленное пропевание или прослушивание записанного на магнитофон.
Начинается наша звуковая настройка снизу, с мочеполовой системы, которая древними врачевателями рассматривалась как средоточие жизненной силы человека. Почки, мочевой пузырь, а также предстательная железа у мужчин и матка с яичниками у женщин гармонизируются пропеванием длинного звука у-у-у . Пропевая, можно положить руку на орган, которому вы стремитесь помочь, Хорошо также представить его здоровым, активно работающим.
После у переходим на пропевание звука о-о-о , – он оживляет деятельность поджелудочной железы по выработке инсулина и гормонов наружной секреции.
Далее обращаемся к желчному пузырю, хранителю важного секрета, участвующего в переваривании пищи. Выделение желчи часто нарушается из-за спазмов, которым подвержена мускулатура желчевыводящих путей. А все спазмы, нервное напряжение и стрессы хорошо снимает пропевание звука а-а-а . (Не случайно в критический момент человек кричит а-а-а во весь голос).
Заканчиваем первый этап настройки внутренних органов, возвращаясь к почкам с помощью звука у-у-у , как бы замыкая пройденный круг. Повторим еще раз все звуки – у, о, а, но с окончанием х, произношение которой на выдохе стимулирует выброс негативной энергии и отработанных организмом веществ: ух, ох, ах.
Второй этап начинается стимуляцией работы левой стороны толстого кишечника. Оказывается, улучшению его кровоснабжения, а значит, и всех функций – всасывания, переработки, выделения – способствует протягивание звука с-с-с .
Дальше поднимаемся выше, к селезенке. Ей «нравится» массаж диафрагмой, благодаря чему она активнее выбрасывает в кровь через портальную вену отмершие эритроциты и оживляет свои функции как орган кроветворения и поддержания иммунитета. Чтобы такой массаж был проведен, надо, положив руку на левое подреберье, где располагается селезенка, несколько раз произнести на выдохе: гху, гху, гху ! Такие звуки на резком выдохе можно произносить каждый раз, когда в брюшной полости ощущается неясная боль или «колет» в боку. Спазм пройдет, и неприятные ощущения стихнут.
Затем переходим к звуковой настройке печени. Так же положив руку сначала на левую ее долю, произносим ш-ш-ш , передвигая руку вправо, охватывая последовательно всю область печени.
После печени повторяется пропевание с-с-с для замыкания круга по правой стороне толстого кишечника. После этого, положив руку на верхнюю часть живота, начинаем массировать тонкий кишечник по часовой стрелке, пропевая звук и-и-и .
Звук и-и-и используется также для стимулирования деятельности сердца, в древневосточной медицине сердце и тонкий кишечник энергетически взаимосвязаны, также как толстый кишечник и легкие. Поэтому легкие настраиваются с помощью того же с-с-с.
Теперь переходим к черепу. Все органы, в нем расположенные, – глаза, уши, нос, горло – рассматриваются как единый орган. Все они гармонизируются под воздействием протяжного м-м-м . Положив руки на височные кости, можно послушать, как вибрируют они при пропевании этого звука.
Череп и позвоночник – это тоже одна система. Головной мозг и спинномозговая жидкость имеют единую пульсацию, единые электромагнитые колебания. После пропевания звука м-м-м их следует гармонизировать длинным н-н-н .
Такую звуковую настройку, своеобразную вибрационную гимнастику для внутренних органов всегда полезно применять для повышения тонуса. Это нетрудно сделать сразу после пробуждения, еще находясь в постели. Хорошо сочетать звуковой тренинг с выполнением ежедневной утренней гимнастики. Эффект упражнений возрастет, если одновременно с физической и звуковой тренировкой вы будете создавать соответствующий образный психологический настрой, представляя свои внутренние органы активно работающими, а все тело – красивым и здоровым.

Ужин под музыку Моцарта

Каждый из нас интуитивно пользуется музыкой в лечебных целях. Если устали или болит голова, слушаем спокойные красивые мелодии, а когда хочется взбодриться, включаем ритмичный рок-н-ролл или джаз. Однако ученые подошли к этому вопросу более серьезно и даже разработали специальные музыкально-терапевтические рекомендации.
Оказывается, самый «правильный», с точки зрения здоровья, композитор – Вольфганг Амадей Моцарт. Его бессмертные произведения лечат головные боли и снимают последствия стресса, повышают умственные возможности и работоспособность, хорошо влияют на процесс усвоения пищи. Например, ужин под музыку Моцарта способствует лучшему пищеварению, тогда как современная музыка, особенно «тяжелый» рок, «ударными» силами ритмично бьет по желудочно-кишечному тракту, гарантируя нарушения пищеварения и лишние килограммы.
Чтобы доказать свою беспристрастность, ученые использовали в своих экспериментах крыс, которые под мелодии Моцарта должны были выполнять различные задания на память и сообразительность. Как и в случае с людьми, музыка повлияла на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание, что существенно улучшило способность животных выполнять тестовые задания.
Влияют на нас творения и других композиторов. Музыка Брамса, например, стремлением к покою и внутренней гармонии исцеляет от усталости, дает мощный заряд энергии. Мелодии Мусоргского способствуют снятию эмоционального стресса. От раздражительности и неврозов спасает музыка Чайковского. При мигрени музыкотерапевты обычно предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского, а артериальное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
Музыкой бодрости и спокойного настроения исследователи считают произведения Баха, Боккерини, Телемана, Вивальди и Генделя. А для хорошего настроения очень подходят джаз, блюз, соул. Каждый человек, прислушиваясь к себе, может составить свою индивидуальную музыкальную аптечку. И в зависимости от настроения и состояния здоровья слушать или сюиту Грига, или «бархатный» голос Армстронга, или песни Надежды Кадышевой.
Европейские специалисты также отмечают, что воздействует на человека не только характер музыки, но и музыкальный инструмент, на котором ее исполняют. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.

Растения не любят «тяжелый металл»

Голландские ученые провели другой интересный эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе – классическими мелодиями, третье – фольклорными песнями. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью погибла, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые пришли к выводу, что тяжелый рок убивает живые клетки.
Исследованием воздействия тяжелого рока и хеви-металл на организм человека занимались многие ученые. Оказалось, что после шумных дискотек, где звучала рок-музыка, у многих школьников ухудшалась память, внимание, скорость чтения, зато нарастали упрямство, агрессивность, нарушался сон. Тяжелый рок оказывал воздействие, подобное наркотическому. При прослушивании этой музыки в мозгу образовывались особые эндрофины – морфиноподобные вещества удовольствия.

1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му - му (корова),
ду – ду (дудочка),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У!
Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У!

5)Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».

Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:

Игра «Шофер»

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) Кошкин дом

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Вот моя семья

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.