• Словосочетание - это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
  • Подчинительная связь - это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое - зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например : Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова - главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием .

Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием

  1. Главные члены предложения.
  2. Равноправные сочетания - в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие ). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
  3. Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает ). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
  4. Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно ).
  5. Неразделимые лексические единицы – (ни рыба ни мясо, спустя рукава ).

Типы подчинительной связи

Согласование

Согласование - это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое - прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание : испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями : испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний : для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание

Примыкание - это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи - наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

Примеры:

  • прыгнул вверх : прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово - наречие;
  • стоит облокотившись : стоит (как?) облокотившись; зависимое слово - деепричастие;
  • ударишь сильнее : ударишь (как?) сильнее - сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
  • любитель пожаловаться : любитель (какой? чего?) пожаловаться - инфинитив примыкает к главному существительному;
  • распоряжение сверху : распоряжение (какое? откуда?) сверху - неизменяемое наречие;
  • её просьба : просьба (чья?) её - притяжательные местоимения примыкают к главному слову.

Трудные случаи

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи - в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

  1. Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
  2. Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
  3. Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) - управление, в дали (какой?) океана - управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения - в океанской дали (согласование).
  4. Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) - примыкание.
  5. Мы поговорим с тобой после : поговорим (когда?) после (наречие) - примыкание.
  6. Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) - управление.

Словосочетание.

С помощью сайт вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое - зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется): существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

2. деепричастие

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Практикум по выполнению задания В3 на ЕГЭ по русскому языку

Как показывает анализ результатов ЕГЭ, тестируемые в целом успешно справляются с заданием В3.

Особенно результативным является решение заданий, в которых требуется определить способ подчинительной связи в указательном словосочетании (Укажите тип связи в подчинительном словосочетании все небо (предложение 20 ). Это связано с тем, что в таких случаях экзаменуемый анализирует не все предложение (все предложения ) в целом, а только данное словосочетание.

Затруднения всегда возникают в тех случаях, когда это же задание требует найти словосочетание в конкретном предложении или фрагменте текста (Из предложения 18 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ ), особенно если зависимым компонентом такого словосочетания является местоимение в предложно-падежной форме (в тот день ).

Диагностические работы выявили типичные ошибки при выполнении задания В3. Они связаны:

  • с недостаточным умением экзаменуемых различать лексико-грамматические разряды слов (прежде всего местоимений и наречий),
  • определять значение, грамматические особенности и функции в речи слов разных лексико-грамматических разрядов,
  • с недостаточным умением устанавливать зависимость одних слов от других и вычленять словосочетание из предложения.

При подготовке к экзамену особое внимание необходимо уделить формированию умения устанавливать зависимость одних слов от других и вычленять словосочетание из предложения, что и вызывает большие затруднения при выполнении задания В3.

Работу начинаем с повторения и обобщения материала.

Что же такое словосочетание? (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).
Какие бывают виды словосочетаний по значению?


Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.

1. Проводим практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.

Выделить все словосочетания:

Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечётся в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив! (И. Северянин «Эпилог»)

Выписываем словосочетания: мой мозг
прояснили мозг
влечётся в примитив
росные туманы
вижу туманы
слышу мотив
липовый мотив

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится,что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами. (М. Цветаева)

Выписываем словосочетания: мне нравится
больны не мной
под нашими ногами
тяжёлый шар
шар земной
не уплывёт никогда

2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетании:

громкий шорох (согласование);
сходить за багажом (управление);
горячо спорить (примыкание);
совершить прыжок (управление);
говорить шёпотом (примыкание);
ночёвка в лесу (управление);
рисовать карандашом (управление);
светит ярче (примыкание);
моя профессия (согласование);
желанный гость (согласование);
нарушение правил (управление);
три товарища (согласование);
надо подумать (примыкание);
ягоды крыжовника (управление);
ясным утром (согласование);
замеченный тобою (управление);
говори тише (примыкание);
упасть навзничь (примыкание).

3. Отработка задания ЕГЭ.

Задание в тестах звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?

  1. Выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
  2. Исходя из заданного задания, обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словам и.

Пошаговая работа над заданием:

1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

  • Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы.
  • Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении - недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно.
  • Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

2. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3. Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

4. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

5. Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

(10) Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам. (11) В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника. (12) Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания. (13) Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

6. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

7. Из предложений 11, 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

(11) А глянет солнце – свет во сто крат умножается. (12) В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.

9. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

Словосочетание

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

G Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без

вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

ó Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи !):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Или так

Способы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Управление

Примыкание

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КОСВЕННЫХ падежей

Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие (ставим вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?), неопределённая форма глагола (инфинитив – вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), притяжательные местоимения (его, ее, их – вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

читающий мальчик

акция милосердия

бежать быстро

наше село

сверкающий на снегу

говорить волнуясь

лисий хвост

сверкая на снегу

по-зимнему холодно

открытая тетрадь

слушать новости

такой порядок

движение на дороге

третий слева

старший брат

летел к нам

непривычно тихо

непрекращающиеся дожди

привёз от знакомого

увеличить втрое

первый ученик

принять помощь

немного легкомысленный

эта аллея

гостить у друга

знать наизусть

опустевшая аллея

помощь друга

макароны по-флотски

трёх тетрадей

три тетради

увеличить втрое

встречать опоздавших

поздно ночью

их намерения, его настроение,

. Различай!

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Ñ Разбор задания

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже .

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Ñ Разбор задания

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла .

Таким образом , выписываем словосочетанием сильно простыла.

Цели: дать понятие о способах подчинительной связи-согласовании ; развитие навыков умения разбирать словосочетания; способствовать развитию диалогической речи, развитие навыков логического мышления.

Оборудование: мультимедийный кабинет,интерактивная доска,опорные схемы, флипчарты.

Тип урока:

Методы урока: частично-поисковый

Ожидаемый результат: закрепление знаний о способах подчинительной связи: согласовании,умение работать в группе.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Какое сейчас время года? (Осень.)

-Правильно. Лето быстро пролетело. Листья на деревьях желтеют. Птицы улетают в теплые края. Дни становятся короче , а ночи - длиннее.Дуют холодные ветры.Льют проливные дожди.С деревьев падают багряные листья.Хотя наступили прохладные дни, у нас в классе царит теплая атмосфера.

-А теперь давайт е дадим описание небу.

-Молодцы! У нас получилось осеннее небо . Ребята! Что написано на каждом лучике? (На каждом лучике написаны слова.)

ясное

небонебо безоблачное

пасмурное

осеннее

-Что можно составить с помощью слов? (С помощью слов можно составить словосочетания.)

-А из чего состоят словосочетания?(Из главного и зависимого слова.)

2.Актуализация знаний.

Запись словосочетаний на доске.

Пасмурные дни

Холодный ветер

Проливной дождь

Осенние дни

Перелетные птицы

Теплая атмосфера

- А что конкретнее называет предмет? (словосочетание)

3.Групповая работа. (Сентябрь.Октябрь. Ноябрь.)

Золотая осень. (Главное слово согласуется с зависимым в роде,числе,падеже.)

Небесный свод (м.р., им.п., ед.ч.)

Ужасные раскаты (мн.ч., им. п.)

4.Работа с одаренными учениками . Упр.10.Образуйте словосочетания «прилагательное + существительное»,обозначьте суффиксы в прилагательных.

5.Игра «Кто внимательнее?»

На доске даны слова,словосочетания и предложения. Учащиеся должны выписать словосочетания со связью согласования.

Наступила осень. Лес. Знойного лета. Чистая рубашка. Месяц. Белые паруса. Счастливая жизнь. Осенний дождь. Радость. Добрые глаза. Смотреть внимательно. Написатьписьмо. Пристально смотреть.

5.Работа в парах.

Упр.12.Найти пару и записать словосочетания. Определить вид подчинительной связи.

6.Рефлексия.

Что я сегодня узнала на уроке? Чем он мне понравился и чем нет?

7.Оценивание. Взаимопроверка.

8.Домашнее задание.

Используя словосочетания, составленные в начале урока, написать мини-сочинение об осени.

Тема: « Управление»

Цели : дать возможность учащимся понять о способах подчинительной связи: управлении ;

отработать умение правильного употребления их в речи;

содействовать умению работать в группах, используя средства информационных технологий;

развивать навыки логического мышления.

Тип урока: формирование новых знаний.

Метод урока: диалогический, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, опорные схемы.

Ожидаемый результат: умение работать в группе, пробудить желание и интерес к уроку.
Ход урока

    Организационный момент

Психологический настрой.

-Что такое счастье?

-Что значит быть счастливым?Хорошая оценка,похвала учителей и родителей, доброжелательные отношения между тобой и окружающими – можно ли это назвать счастьем?

Что делать, чтобы после урока вы уходили домой счастливые?

2.Этап проверки знаний

Выборочный диктант

Выписать словосочетания со связью согласования.

Знойное лето, писать красиво, заниматься спортом, утренняя гимнастика великолепная восьмерка, прекрасное зрелище, думать о прекрасном, восточная мудрость,бодро зашагал, пойти направо, умная девушка, быстро бежать, живое слово.

3.Работа над новым материалом.

1.Чтение текста «Степь».

2.Ответить на вопросы к тексту

- Какие растения украшают степь в апреле?

-Почему лето портит роскошную степь?

-Какие изменения происходят осенью в степи?

3. Выписать словосочетания

Запестреет (чем?) растениями.(управление)

4.Слово учителя

Управление-это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.

5.Работа в группах

Объяснительное списывание

Летела с крыш

Высушил до корня

Потянулся к хлебу

Постучал по стеклу

Соберу ребят

Займусь спортом.

6.Работа в парах

Упражнение 10.Дописать словами из текста.

7.Работа с одаренными детьми

Придумать рассказ, используя следующие словосочетания:

Лесная тропинка, ехал на велосипеде, пестрая птичка,смотрел по сторонам, большой камень, с трудом добрался.

Определить виды подчинительной связи в словосочетаниях.

8.Поэтическая минутка

Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева.

С каким чувством пишет поэт о радуге?

9.Оценивание

+ справился

? сомневался

- не справился

10. Рефлексия

Получение обратной связи.

11.Домашнее задание

Упражнение 17.Работа по картине А. Куинджи «Радуга»

Тема : «Примыкание»

Цели: формировать навыки умения составлять словосочетания с типом подчинительной связи «примыкание» ;

Развитие навыков критического мышления; вызвать чувство ответственности за свою работу.

Тип урока: частично-поисковый.

Оборудование: флипчарт, интерактивная доска, спикеры,опорные схемы.

Ожидаемый результат: научить работать в группе, вызвать у учащихся интерес к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Проверка домашнего задания.

Вопросно-ответная беседа

Что такое словосочетание?

Назовите виды подчинительной связи.

Какой вид связи называется согласованием?

3.Работа в группах

На доске даны слова. С этими словами составить словосочетания.

громко долго внимательно

выразительно искоса не перебивая

тихо с удивлением молча

Слово учителя

Как эти слова связываются между собой (по смыслу)

Значит, примыкание-это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

4.Работа у доски. (интерактивная доска)

На доске даны словосочетания

Бежать быстро

Пада ть навзничь

Заверн уть направо

Умч ат ься вскачь

Удари т ь наотмашь

Ждать долго

Найти главные и зависимые слова. Определить тип подчинительной связи.

5.Работа с текстом.

О ТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.

6 .Групповая работа.

Упражнение 8.Составить словосочетания по способу примыкания.

Упражнение 9.Определить способ подчинительной связи.

7.Игра «Кто быстрее?» Дополни.

Любить

Ненавидеть

Сидеть

Плясать

Бежать

Умываться

Просыпаться

Радоваться

8.Итог урока

-Какие модели относятся к типу связи примыкание?

Глагол + наречие глагол +существительное

Существительное +наречие числительное + существительное

Прилагательное +существительное

9.Оценивание

за правильный ответ – 5 баллов;

за неточный ответ – 4 балла;

за ответ с большими погрешностями – 3 балла;

за отсутствие ответа или неверный ответ - 0 баллов.

10.Рефлексия.

Над какой темой работали?

Для чего нужны эти знания?

11.Домашнее задание.

Упражнение10.11.

Тема : « Урок- п овторение «Способы подчинительной связи»

Цели: повторить и обобщить материал о способах подчинительной связи в словосочетании;

РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, разитие навыков критического мышления ;

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ.

Тип урока: частично-поисковый, обобщение и закрепление знаний о способах подчинительной связи.

О борудование : ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. ФЛИПЧАРТ.

Ожидаемый результат: умение различать все виды подчинительной связи, пробудить желание и интерес к уроку.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Психологический настрой.

Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»

-Какие у вас друзья?

-А школа?

-А учителя?

- Класс?
- Как ваши дела?

-Как настроение?

-Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут».

2. БЛИЦ-ТУРНИР. Что я знаю?

1.Что изучает синтаксис?

2.Назовите основные виды синтаксиса?

3.Что такое словосочетание?

4.Чем отличается словосочетание от слова?

5.Из каких частей состоит словосочетание?

6.Как связаны грамматически слова в словосочетании?

3.Групповая работа. (Согласование, управление, примыкание)

Работа с текстом «Обыкновенная земля» К.Паустовского.

1.Чтение текста по цепочке.

2.Ответы на вопросы по тексту.

4.Выборочное списывание

Выполнение заданий:

1.Найти в тексте словосочетания по способу связи: согласование, управление, примыкание.

2.Сделать синтаксический разбор предложений: Веселый турист шел по тропинке и напевал песню. Слеза скатилась у коня из глаз.

5.Объяснительное списывание (работа на интерактивной доске)

Укажите способы подчинительн ой связи в словосочетаниях:

Мороз лютый-

Летела с крыш-

Высушил до корня-

Потянулся к хлебу-

Поднять невозможно-

Нехотя встал-

Всеобщее согласие-

Постучал в дверь-

Соберу ребят-

Посмотрел по сторонам-

6.Тестовые задания

1.Укажите словосочетание:

А) прыгать с трамплина;
в)идет снег;
с)собака залаяла.

2.Укажите словосочетание со связью согласование:
а)красивый голос;

3.Укажите словосочетание со связью управление:

А) зимнее утро;

В) дождаться утра;
с) рано утром.

4.Укажите словосочетание со связью примыкание:
а) способный ученик;
в) шкатулка из яшмы;
с) говорит тихо.

5.Какие типы связи слов существуют в русском языке?
а) согласование, управление, примыкание;
в)дополнение, обстоятельство, определение;
с)именные, глагольные, наречные.

6.Что изучает синтаксис?

А) слова и их значения;
в)звуки речи;
с)словосочетание и предложение.

7.Итог урока

Составить кластер на тему : «Способы подчинительной связи»

8. РЕФЛЕКСИ Я

Чему вы научились, изучив тему « Способы подчинительной связи».

9.ОЦЕНИВАНИЕ.

Самопроверка, оценивание друг друга.

10.Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Природа моего края»