В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Особенно это касается таких понятий, как честь и совесть. Примечательно, что многие люди даже до конца не понимают, что такое честь, а что такое совесть? Они знакомы с этими понятиями лишь на словах, забывая, что их нужно использовать на деле. Как же трактуют эти два понятия словами, и как их понимают современные люди?

Словари дают довольно пространные определения этим категориям. Например, совесть согласно Большой Советской энциклопедии обозначает этическую категорию, характеризующуюся нравственным самоконтролем. То есть, человек чувствует моральные угрызения совести, связанные с тем или иным его поступком. Угрызения совести знакомы нам, людям, с детства. Например, ребенок, совравший первый раз родителям, может испытывать угрызения совести, и это нормально. Вот только в будущем, эти самые совестливые порывы будто усыхают в человеке, а голос совести становится все тише и тише.

Честь же связана с оценкой благородства и справедливости личности. По словарю Даля, честь, прежде всего, связана с чувством собственного достоинства. Таким образом, честь – категория более сложная, она подразумевает право человека оценивать самого себя в рамках самоуважения, защищать свою личность от притеснений со стороны. С древнейших времен, считалось, что человек, вне зависимости от его пола должен обладать честью и никогда не забывать про нее. Честь могла подвигнуть мужчину на подвиг на поле сражения, а женщину на верность своему супругу.

Эти два понятия глубоко взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Представим себе мир без чести и без совести, мир, в котором эти два понятия даже не существуют. Можно с уверенностью сказать, что уровень преступности взлетит до небес, ведь человеку не будет стыдно и совестливо за то, что он убил или украл что-то. Без чести же, люди будут готовы пойти на все ради достижения собственной цели, перепрыгивая через нормы морали и права, будто их и вовсе не существует.

Для того чтобы лучше понять место этих двух понятий в жизни современного человека, необходимо найти связь между ними и узнать, как воспитывать честь и совесть в условиях сегодняшнего дня?

Как взаимосвязаны эти понятия?

  1. внутреннее благородство;
  2. справедливость;
  3. чувство собственного достоинства;
  4. чистота совести

Человек, отличающийся благородством, должен придерживаться своих убеждений, говорить правду и жить по совести, не предавая идеалов общества. Если личность испытывает угрызения совести, значит, она понимает, что произошло событие, противоречащее нормам современного общества, событие которое может продемонстрировать негативные черты характера человека.

Например, ребенок украл у своего друга игрушку и испытывает угрызения совести при этом. Разумеется, для родителя это тревожный звонок, ведь чадо совершило хоть и мелкий, но все равно аморальный поступок, который может иметь свои последствия. Если ребенок самостоятельно признается в подобном действии, то необходимо выяснить причины совершения кражи и особенности тех эмоций, что испытал ребенок. Если в его еще юной душевной организации уже присутствует такое понятие как совесть, то значит, процесс воспитания идет в нужном направлении. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он вернул игрушку, извинился и разрешил проблемную ситуацию. В таком случае, совесть поможет в будущем родиться чести, которая никогда не оставит ребенка. Говорить о чести можно лишь в том случае, если ребенок исправит содеянное, ведь иначе он сам не сможет испытывать к себе уважения, являющееся неотъемлемой частью появления достоинства.

Разумеется, эти два понятия являются неотъемлемой частью современной общественной системы. Так, например, часто мелькает выражение «человек чести» . Оно обозначает кого-то, способного держать слово, вступаться за слабого, защитника справедливости. Это выражение в России всегда было одним из самых больших комплиментов. Благородный джентльмен обязан подходить под данный критерий. Человек чести далеко не всегда оказывается в выигрыше по жизни, поскольку бесчестному гораздо легче нарушить догматы общества. И все же, человек чести пребывает в гармонии с собой и с собственным внутренним миром, а значит и угрызения совести ему не страшны.

Совесть линейна, а честь многогранна. И честь, и совесть напрямую связаны с . Честь не позволяет даже думать о недобродетельных поступках, совесть контролирует действия при их возможном осуществлении. Человек без чести и совести определенно эгоист. Его эгоизм проявляется абсолютно во всем: в отношении к обществу, близким, родным, знакомым, жизни в целом. Совестливые люди по большей части альтруистичны: они готовы прийти на помощь ближнему, предоставив ему все, что нужно, они боятся сделать то, что опорочит их честь или нарушит моральные нормы, существующие в их голове. Человек – глубоко социальное существо. Если его круг считает правильными те или иные нормы поведения, он психологически будет стремиться к выполнению его требований.

Какова роль этих этических категорий для жизни современного человека?

1. Они помогают преодолевать препятствия. Иногда для того, чтобы добиться успеха, люди теряют свое лицо, переступая через нормы морали и других членов общества. Честь и совесть дают возможность остаться человеком несмотря ни на что. Личные выгоды переходят на второй план, когда понимаешь, что из-за них можно потерять самого себя.

Например, эгоист, человек без чести и без совести способен оговорить своего коллегу ради новой должности и переступить через чужие интересы. Человек чести так никогда не поступит. Возможно, его путь к карьерным успехам будет более тернистым, но зато честным и совестливым.

2. Честь и совесть связывают с уважением. Они способствуют росту авторитета в любых кругах. Особенно это актуально сейчас, когда «людей чести» становится все меньше.

К примеру, в бизнесе очень сложно стать успешным без чести. Можно заключить одну сделку и обмануть своего партнера, получить, так называемую, мгновенную прибыль. Однако слух о бесчестности бизнесмена быстро распространится, и в будущем, сотрудничать с ним вряд ли кто-то захочет, опасаясь обмана и подлости.

3. Моральные категории дают свободу и спокойствие от неискренности, лжи и низости. Человек, уверенный в своей чистоте и правоте, гораздо счастливее тех, кто грязными методами добивается поставленных целей.

4. Честь и совесть обеспечивают надежность. Проверенный на прочность человек получает огромный «кредит доверия». В дальнейшем это выгодно ему самому за счет взаимовыручки за проявленную честность. Ему готовы поручить любое важное дело в рабочем коллективе, доверить большой проект или управленческие вопросы. Честь – лучшая рекомендация в любой сфере.

Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время?

1. Рост карьеризма.

Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.

2. Влияние современного кинематографа и литературы.

Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.

3. Семейное неблагополучие.

Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.

4. Отсутствие должного этического воспитания.

Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.

Как воспитать у ребенка понятие о чести и совести?

Для начала необходимо ответить на вопрос о том, зачем воспитывать в ребенке честь и совесть с самого детства? Выше неоднократно подмечалось, что совестливому человеку живется гораздо труднее, ведь он не способен переступить через моральные и этические нормы общества. Однако воспитание совести и чести у ребенка должно проявляться по нескольким причинам.

  1. воспитанный по всем морально-этическим правилам ребенок уважительнее будет относиться к родителям;
  2. такой человек будет меньше склонен к преступной деятельности, поскольку будет считать ее аморальной;
  3. человек, ориентирующийся, в первую очередь, на понятия о чести и совести сможет гораздо легче выстраивать свои собственные семейные и дружеские отношения;
  4. ребенок, воспитанный по таким правилам, сможет быстрее и легче найти дело своей жизни, которым будет заниматься не ради удовольствия, а ради денег.

Как часто можно услышать от кого-то фразу о том, что, мол «совести у тебя нет». На самом деле, это глобальная проблема современного мира, которую нужно решать в срочном порядке. Отсутствие совести и чести среди ценностей современного человека приводит к повышению уровня преступности, к увеличению процента развода и элементарному одиночеству. Человек, готовый переступать через все правила и нормы ради своего личного удовольствия с легкостью изменит супругу, переступит через интересы друга и пойдет на преступление ради обогащения. Я такого человека нет будущего, ведь он морально разлагает и уничтожает общество.

Именно поэтому сейчас родители должны воспитывать детей в ключе совестливости, чтобы создать совершенно новое общество, в котором гаранты свободы и чести были бы не пустым звуком.

Как же проводить такое воспитание?

Прежде всего, сами родители должны иметь четкое понимание того, что обозначают эти категории и чего они ожидают от ребенка в дальнейшем. Нельзя требовать от маленького члена общества того, во что сам не веришь.

Методы для привития гражданских и моральных норм разнообразны.

Во-первых, это телевидение . Поучительные мультфильмы и передачи могут помочь ребенку в распознавании положительных и отрицательных поступков.

Во-вторых, литература . Сказки и повести зачастую рождают гораздо больше рефлексии, чем иные визуальные носители. Ребенок сопереживает на протяжении всего прочтения, формируя свое мнение по поводу их действий.

В-третьих, метод беседы . Наверно это самый важный способ для прививания понятий чести и совести. Через семью ребенок познает мир и учится быть его частью. Родители могут обсудить книги, которые были прочитаны чадом, или попросту завести ненавязчивый разговор касательно нравственности. Простота изложения и достойные примеры приведут к желательному результату. Сейчас существуют также многочисленные игры, способствующие развитию у дошкольников моральных основ, в том числе чести и совести.

В-четвертых, личный пример родителей, которые живут по совести . С самого детства ребенку объясняют, почему ложь – это плохо, но сами родители не брезгуют использовать ложь в общении с ребенком. Более того, родители, часто не задумываясь, подают дурной пример подрастающему поколению. Например, как отец, поднимающий руку на мать в присутствии детей, может рассуждать о совести и чести, если сам он с этими понятиями никогда не был знаком? Чтобы, в таком случае, не говорил родитель, ребенок будет ориентироваться на его действия. В результате, в будущем, повзрослевший ребенок будет считать абсолютно нормальным поднять руку на того, кто слабее и наврать тому, кто тебе искренно верит.

Конечно, методы воспитания чести и совести существуют разные, но начинать взрослый человек должен с самоанализа . Обладает ли он теми качествами, которые хочет взрастить в ребенке? Может ли он как-то приобрести их?

Возможно, ли воспитать честь и совесть у взрослого человека?

Возвращаясь к проблемам современности, стоит подчеркнуть факт существования целого пласта людей, разочаровавшихся в старых идеалах и отрицающих моральные ценности. Нигилизм словно болезнь поразил общество. Как вернуть такого человека на путь жизни по чести и совести? Статистика показывает, что это возможно лишь с помощью длительного убеждения и мотивирования. То есть, если человек, не боящийся запятнать свою честь и обходящийся без угрызений совести попадет в компанию благородных людей, чтящих эти качества, есть шанс на «исправление». Но в основном, у взрослых личностей уже сформировалось мировоззрение, поэтому менять их уже поздно.

Если же человек внезапно понимает, что его бессовестность и эгоизм отравляют все вокруг, он в силах изменить собственную жизнь. Для этого достаточно лишь задумываться на каждым свои поступком. Следует найти духовный и моральный пример для подражания. У каждого человека должен быть такой пример, им может стать ближайший родственник или друг с обостренным чувством справедливости и совестливости. При совершении любого поступка, эгоист должен думать, как бы поступил его моральный пример в данном случае? При опоре на такого духовного лидера, можно с легкостью изменить и себя самого.

И все же, податливый детский мозг впитывает идеи как губка. Например, рассказанная поучительная история взрослому человеку может никак не отразиться на его мышлении, растворившись в потоке сознания. Но если рассказать ребенку простую ситуацию о человеке, обронившем кошелек посреди улицы, который поднял и вернул прохожий, похвалив такой честный поступок, ребенок надолго запомнит этот пример. Ему захочется, чтобы родители испытывали гордость за него, а сам факт того, что можно не вернуть потерянную вещь станет для него неприемлемым, ведь это действие против чести, вызывающее угрызения совести. Взрослый же человек придумывает для себя миллионы причин, почему оставить кошелек себе – это выгодно и хорошо, а вернуть его – глупо и неосмотрительно в столь тяжелые времена. Будет ли вас мучить совесть, если вы не подадите мелочь старушке? Или же вы пройдете мимо нее, спеша по своим делам, думая, что она обманывает людей или отдает выручку кому-то еще? В мире, где материальные ценности превалируют над духовными, сложно найти опору для возвращения старых истин.

Таким образом, понятия чести и совести – камень преткновения и базис моральных принципов. Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.

Люди не понимают, что рано или поздно, цепь подлых и бессовестных поступков приведет их к одиночеству. В этот самый момент придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению предоставляется великолепный шанс не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищалости общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений и угнетений.

Стоит помнить, что если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.

Выборы как общественный институт существуют с давних пор. Отношение к ним всегда было неоднозначным. В наше время, к сожалению, для некоторых обывателей-избирателей выборы – это всего лишь досадная процедура, отнимающая личное время. Совсем другая ситуация сложилась в дореволюционной России. В те времена о всеобщем избирательном праве можно было только мечтать. Но те, кто имел право участвовать в выборах, относились к ним весьма и весьма ответственно. В Российской империи во второй половине XIX – начале XX века наибольшее распространение получили выборы гласных в городские думы, проходившие раз в четыре года.

По «Городовому положению», принятому 16 июня 1870 года, учреждалась всесословная система городского самоуправления. Городские думы - выборные органы. Они получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Например, заведовали городскими сборами, капиталами и имуществом, попечением о благоустройстве (дороги и мостовые, водоснабжение, освещение, пожарное дело), о здоровье жителей, призрении бедных, развитии народного образования.

Городская реформа повлекла за собой значительные изменения в российском избирательном праве. В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей, но не все.

Избиратель должен был быть мужчиной не моложе 25 лет, владеть в пределах города недвижимостью, содержать торговлю или промышленное заведение, налоговый сбор с которых поступал в пользу города. Не платившие налоги в городскую казну лишались избирательных прав.

Все избиратели делились на три разряда: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждый разряд платил треть городских налогов и избирал треть гласных. На первые две трети всех избирателей по имущественному положению приходился максимальный процент избранных гласных. Это и определяло доминирующую роль крупных и средних предпринимателей в городской думе.

Осенью 1870 года выборы во Владимире начались с составления списков лиц, имевших право участия в голосовании. После исправлений и утверждения списки избирателей опубликовали во «Владимирских губернских ведомостях». Губернатор Струков назначил выборы на 4, 5 и 7 декабря. В итоге прошедших выборов большинство во Владимирской городской думе (43 из 72 гласных) получила торгово-промышленная часть населения.

Путаница с шарами

27 декабря 1870 года гласные Владимирской думы выбирали городского голову и членов городской управы. Перед началом выборов они давали клятву, что будут голосовать по чистой совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы; избирать из своих собратий достойнейших.

В целом ответственное мероприятие прошло нормально, за исключением казуса, происшедшего с купеческим племянником - гласным Николаем Васильевичем Боровецким. Во время процедуры его избрания шары вынули из урны и перемешали, не посчитав отдельно избирательные и неизбирательные. При второй попытке голосования вообще одного шара не досчитались. Это обстоятельство и отсутствие Боровецкого в зале вызвали прения, а затем третью баллотировку, в ходе которой Николай Васильевич не был избран в члены управы.

Такой ход событий сильно возмутил Боровецкого. Он пожаловался в вышестоявший орган - Владимирское губернское по городским делам присутствие. На заседании 7 января 1871 года Николай Васильевич просил прошедшие выборы в городскую управу «как сопровождавшиеся явным уклонением от законного порядка уничтожить, назначив новые». При последовавшем затем обсуждении инцидента гласный Ранг уточнил, что при избрании членов управы шаров постоянно не досчитывались. После заслушивания всех заинтересованных лиц члены губернского присутствия постановили признать баллотировку Боровецкого в члены управы проведённой неправильно и предоставить ему право новой «буде он пожелает».

Николай Васильевич, недовольный принятым решением, отправил жалобу в Сенат. Сенат «не нашёл оснований к какому-либо изменению принятого постановления». Новые выборы на городские должности, как того требовал обиженный Боровецкий, не состоялись.

Интриги купца Тарасова

3 декабря 1890 года в городской управе проходили выборы гласных во Владимирскую думу на очередное четырехлетие. Поведение на них купца Тарасова возмутило многих избирателей. Девять человек обратились с письменным заявлением к городскому голове Шилову. В письме к градоначальнику недовольные граждане писали, что Тарасов на прошедших выборах имел партию и был её агитатором. Перед выборами купец ходил по городу и собрал «на имя членов своей партии» до 20 доверенностей на право голоса, которые и были представлены на выборах. За оформление этих доверенностей у нотариуса деньги платились, по всей вероятности и имевшимся слухам, Тарасовым из собственных.

Непосредственно на самих выборах купец совместно со своими приказчиками Фроловым, Шалфеевым и Селецким показывали «партизанам» (то есть членам собранной партии), куда класть шары. Пантомима была заметна всем. Если нужно было избрать кандидата, то Тарасов засовывал руки в карманы, если не избирать - закладывал руки назад. Когда его «партизаны» подходили к ящику, то прежде чем положить шар, бросали свой взор на стоявшего близ него Тарасова или на одного из его помощников и тогда голосовали.

О действиях Тарасова и его «способников» было донесено губернатору и прокурору Владимирского окружного суда. 6 февраля 1891 года владимирский голова на заседании Владимирского губернского по городским делам присутствия, представляя поданное ему заявление, объяснил, что ни до начала выборов, ни во время них ни о каких нарушениях законом установленного для выборов порядка ему заявлено не было, а потому таковые своевременно проверены быть не могли. Со своей стороны, исполнявший должность прокурора Владимирского окружного суда уведомил губернатора накануне, что возбужденное по заявлению дело предложено прекратить. Заявление оставили без последствий.

Будни или праздники?

4 декабря 1912 года гласные Владимирской думы среди прочих выборных вопросов рассматривали и такой: когда сподручнее проводить голосование - в будни или в выходной?

Гласными Овчининским, Смирновым, Молитвослововым и некоторыми другими высказано было пожелание, чтобы избирательное собрание для выбора гласных было назначено на праздничный день, так как в будний многие, особенно те, кто состоял на службе или занимался торговлей, были лишены возможности участвовать в выборах.

Другие же гласные находили удобным назначить выборы на буднее время. По их мнению, уделить один рабочий день для участия в выборах не могло встретить затруднений у избирателей, к какому бы классу они ни принадлежали, тем более что в прежнее время избирательные собрания обыкновенно проходили в будни. Подачей голосов посредством вставания, большинством 25 против 6 было решено просить Владимирскую управу назначить выборы на будний день.

День выборов

Участие в выборах требовало от избирателей и времени, и терпения. В среду, 9 января 1913 года, выборы гласных во Владимирскую думу проходили весь день. С утра толпа избирателей заполнила зал городской думы, коридор, помещение управы. К 11 часам проверили документы, раздался звонок, и все собрались в зале, где рядами уже были расставлены стулья.

Секретарь управы зачитал список 243 явившихся избирателей. Им принадлежало 266 голосов, так как некоторые присутствовавшие голосовали за себя и по доверенности. Перед началом процедуры городской голова Николай Сомов познакомил впервые участвовавших в выборах с устройством баллотированных ящиков. Их в количестве восьми штук поставили у стены зала.

Ровно в полдень начался первый тур баллотировки. Избиратели опускали шары или в правую часть ящика (за), или в левую (против), а затем переходили к следующей «урне» для голосования. Волеизъявление проходило сериями: в первом туре баллотировались восемь человек из начала списка кандидатов, затем следующие по списку и так далее. Первый тур закончился через 40 минут. После подсчёта шаров объявили результаты. Кандидат, набравший большинство голосов избирателей, считался избранным в гласные.

Закончились выборы в 9 часов вечера. За весь прошедший день 91 избиратель покинул помещение. Всего за время выборной процедуры в избирательные урны было опущено 20920 шаров. Это были последние выборы гласных во Владимирскую городскую думу, проработавшую весь положенный срок. Революционный 1917 год круто изменил всю жизнь российских обывателей, в том числе и закон о выборах.

^

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Мобильный урок на тему:

«Жить по совести и чести»

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Доброта, любовь и сострадание, милосердие и понимание

Русскому присуще человеку. Ценность не теряют век от веку.

Для людей, живущих в нашей школе, нет чужой тревоги, грусти, боли.

Эти свойства праведной натуры в нашу жизнь несет литература:

Пушкина божественное слово, Чехова тоска, обет Толстого,

Салтыкова едкие сатиры и Некрасова к борьбе призывы

В нашем сердце вечно будут живы.

Цели урока:

Проанализировать такие понятия, как взяточничество и коррупция, и показать их негативные последствия для общества;

Познакомить с М.Е. Салтыковым-Щедриным как видным политическим деятелем;

Ознакомить с наказанием за коррупционные деяния;

Мотивировать учащихся жить по нормам морали и нравственности.

Задачи урока:

Демонстрация учащимся поведения, не нарушающего законодательных и общепринятых норм;

Формирование потребности соблюдать нормы и правила;

Изложение последствий нарушения закона;

Расширение знаний в области законодательства РФ по борьбе с коррупцией.

Как вы думаете, о ком из этих великих писателей мы будем сегодня говорить и почему?

Мы будем говорить о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине, потому что здание, в котором мы находимся названо в его честь.

Совершенно верно. Давайте обратимся к фотографиям и документам, которые вы видите на стенде. В этом здании в далеком 19 веке жил и работал великий литературный деятель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В Рязани имя русского писателя носят улицы и библиотека, а недавно поставлен памятник. В историю Рязанской губернии писатель-сатирик вошел как видный политический деятель.

- Давайте вспомним, что же связывало его с Рязанским краем?

На экране слайд с фотографиями писателя.

- В 1858 году Александр II подписал указ о назначении Салтыкова-Щедрина вице-губернатором Рязани. В городе тогда было около 50 улиц. Салтыков-Щедрин знал людей и их адреса настолько хорошо, что о его осведомленности до сих пор ходят легенды. По словам краеведа Игоря Канаева, известен случай, когда курьер не мог найти человека, и Михаил Евграфович послал его в церковь. Там и нашли разыскиваемого.

По воспоминаниям рязанских чиновников, при первом же приёме служащих Губернского правления, «Салтыков-Щедрин, нахмурившись и обводя всех глазами, сказал: «Брать взяток, господа, я не позволю, и с более обеспеченных жалованьем я буду взыскивать строже. Кто хочет служить со мною - пусть оставит эту манеру и служит честно...». Примечательно, что многим закоренелым «подьячим» со своими местами в Губернском правлении пришлось расстаться. Сам же вице-губернатор в дружеской переписке жаловался: «Подобного скопища всякого рода противозаконий и бессмыслия вряд ли можно найти, и вятское плутовство есть не более как добродушие по сравнению с плутовством рязанским». За непримиримое отношение ко всяким злоупотреблениям рязанские обыватели прозвали Салтыкова-Щедрина «Вице-Робеспьером». За два года активной деятельности великий сатирик так достал местную чиновничью братию, что из жалоб и кляуз, написанных на него, собралась пухлая папка. Венцом была жалоба… самого рязанского губернатора. В 1860 году смутьяна убрали с должности вице-губернатора от греха подальше и перевели в Тверь.

В 1867-1868 годы М.Е. Салтыков-Щедрин вновь был направлен в наш город на должность председателя Казённой палаты. В те годы он жил в скромных апартаментах в старинном одноэтажном доме Стародубских (дом №49 на перекрёстке современных улиц Свободы и Щедрина).

Именно в Рязанский период жизни Салтыков-Щедрин впервые получил официальное признание как писатель. Будучи вице-губернатором, а позднее управляющим Рязанской казенной палатой, он уделял внимание просвещению населения: занимался изданием газеты «Рязанские губернские ведомости», был попечителем местной библиотеки. Между прочим, именно Салтыков-Щедрин был инициатором строительства театра в Рязани.

Скажите, пожалуйста, с чем же не переставал бороться Михаил Евграфович и как сейчас мы называем это понятие?

Работая вице-губернатором в Рязани с 1858 по 1860 годы, он всегда боролся со взяточничеством. "Вице-губернатор Салтыков. Сведущ, деятелен, бескорыстен, требователен относительно сотрудников, взыскателен относительно подчиненных; этими качествами приобрел особенное доверие и внимание начальника губернии; таким же вниманием встречен был и от лиц здешнего избранного общества, сколько по значительности занимаемого им места, столько и по литературной его известности... Он искренно желает уничтожения крепостного права и деятельно преследует злоупотребления оного, о чем свидетельствует значительное число следствий, бывших в минувшем году, о жестоком обращении помещиков с крепостными людьми по важным и маловажным поводам, устранение некоторых из них от управления имением и вызов их на жительство в губернский город".

Давайте сейчас обратимся к нашим учебникам по литературной Рязани и прочитаем о тех злоупотреблениях, которые описывает автор. Это является реальным комментарием к позднейшему рассказу Салтыкова "Миша и Ваня». Дело происходило в Рязани, в конце 1859 года. Совместно жившие в Рязани отставной майор Вельяшев и жена ротмистра Кислинская жестоко обращались со своими крепостными. В сентябре 1859 года два крепостных мальчика Кислинской, Иван - 14 лет и Гаврила - 11 лет, родные братья, не вытерпев истязаний, решили покончить с собой и зарезались в соседнем саду столовым ножом. Младший погиб, старшего удалось вылечить. Узнав об этом самоубийстве, Салтыков написал "весьма нужную" официальную бумагу, в которой сообщал: "Вчера 27 сентября, два мальчика, находящиеся в услужении у полковницы Кислинской, проживающей в Рязани у

г.Вельяшева, покусились на собственную жизнь. При этом в городе существует молва, что покушение это произошло от многократно повторявшихся жестоких истязаний как со стороны владелицы их, так и со стороны г. Вельяшева... А посему предписываю вам о происшествии этом произвести строжайшее формальное следствие, по окончании представив оное ко мне". Кроме этого дела известно и еще одно, тесно связанное с готовящейся реформой по крестьянскому делу и с попытками местных рязанских помещиков разными махинациями обойти приближавшееся освобождение крестьян. Это дело фабрикантов братьев Хлудовых так запомнилось Салтыкову, что ровно тридцать лет спустя он в "Мелочах жизни" рассказал о нем, как о типичном деле эпохи начала эмансипации.

Итак, как же сейчас называется взяточничество?

На современном этапе мы также сталкиваемся с этим понятием, и называется оно «коррупция».

На экране слайд о коррупции .

1) «Богопротивное лакомство» Петр1

2) «Произвольное самовознаграждение» С.С.Уваров

3) «Служебные сладости» М.Е.Салтыков – Щедрин

Как вы поняли, это общественное явление возникло давным-давно, но существует до сих пор. Давайте обратимся к презентации и поработаем с раздаточным материалом (Приложение №1 пословицы о коррупции ). Подумайте, о какой противоправной деятельности идет речь в пословицах и поговорках?

О коррупции.

Совершенно верно. Мы изучаем право, участвуем в региональном проекте «Знакомьтесь, судебная система РФ» и знаем, что такое коррупция. Как у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Данное понятие в научном мире и в практической сфере до сих пор не имеет однозначной трактовки, общепринятой характеристики. Разночтения определяются различием позиций, с которых рассматривается это явление: политическое, экономическое, правовое, нравственное, бытовое.

На ваших раздаточных листах есть разные подходы к определению « коррупция», прочитайте (Приложение №2 ). Проанализируйте все определения и выделите главные признаки, которые присутствуют во всех определениях. Назовите их.

Злоупотребление служебным положением;

В целях личного обогащения;

Кража, хищение, присвоение государственной собственности должностным лицом.

Считается, что в коррупции виноват только жадный взяточник, а тот, кто дает взятку, невинная жертва. Как вы думаете, так ли это?

Нет. У любой коррупционной сделки две стороны: тот, кто дает взятку(подкупает), и тот, кто ее получает(кого подкупают).

Давайте рассмотрим уголовный кодекс РФ. Статью 290 (получение взятки), статью 291 (дача взятки). Что такое взятка?

- Взятка - это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги), или какая-либо имущественная выгода, или услуги за действие (или, наоборот, бездействие).

Какие же четыре группы получателя взятки выделены в статье?

Должностное лицо, действия которого входят в должностные полномочия.

Должностное лицо за незаконные действия (бездействия).

Должностное лицо, занимающее государственную должность РФ.

Государственная должность субъекта РФ или глава местного самоуправления.

Какое максимальное наказание определяется У.К.РФ за получение взятки каждой из групп? Разберем для этого статью 291(дача взятки). Какое здесь максимальное наказание? (Приложение №3) .

Проанализируйте уровень коррупции в разных странах. Каковы, на ваш взгляд, причины живучести коррупции?

Желание чиновников обогатиться за счет государства.

Недостаточно эффективна правовая база и механизм выполнения антикоррупционных законов.

Психологический фактор и мораль (безнравственное антиобщественное явление).

Какие же шаги предпринимает наше государство в борьбе с коррупцией. Я предлагаю рассмотреть законодательную базу РФ (Приложение №4 ). Перед вами раздаточный материал законов, указов, постановлений, вся законодательная база в борьбе с коррупцией. Примечательно, что в основе многих документов лежит опыт стран, которые эффективно борются с этим злом. Предлагаю познакомиться с опытом Японии, Южной Кореи.

Слушаем сообщения учащихся.

Итак, первый шаг сделан, есть государственная законодательная программа, создана целая система исполнительной власти в борьбе с коррупцией, совет по борьбе с коррупцией, рабочая группа по налаживанию взаимодействия между правительством и бизнес-группами. Но, к сожалению, в обществе бытует мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно и простой гражданин не имеет возможности каким-либо способом противостоять ее проявлениям. Так ли это? (Приложение №5 ). Предлагаю вам проанализировать следующие ситуации, связанные с каким – либо проявлением коррупции в повседневной жизни:

Досмотр пассажира и его багажа в аэропорту не произведен работником по установленным правилам;

Водительские права получены при неудовлетворительной оценке на экзамене;

В медицинский ВУЗ зачислен менее способный абитуриент за взятку.

- А теперь подумайте и ответьте на вопросы:

Какими мотивами руководствовались непосредственные участники коррупционных действий?

Какие личные корыстные выгоды хотели получить?

К каким общественно – опасным последствиям может привести подобная ситуация?

Итак, какой же вывод можно сделать из того, что мы сейчас проанализировали?

- Все зависит от воспитания человека, необходимо формировать антикоррупционное мировоззрение, антикоррупционное поведение как образ жизни.

Незадолго до своей кончины Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сказал: «Мне хотелось бы перед смертью напомнить всем о когда-то ценных и веских словах: стыд, совесть, честь, которые ныне забыты и ни на кого не действуют»...

Дорогие наши выпускники, каждый из вас скоро вступит во взрослую жизнь. Очень хочется, чтобы вы не забывали о том, что сказал великий русский писатель в таком далеком от нас 19 веке. Но его слова актуальны и сейчас. Хочется, чтобы они всегда помогали вам в жизни выбирать правильный путь и принимать верное решение. Хочется, чтобы вы никогда не проходили мимо несправедливости и по возможности с ней боролись. На вас мы возлагаем большие надежды. Вы наше будущее.

Совесть и честь — это нравственные категории, отличающиеся друг от друга. Поэтому они могут быть использованы в этическом этикете.

Что отличает нас, людей, от животных? Психо-эмоциональная сфера, конечно. Человек обременен нравственными категориями – совестью, честью, достоинством. Совесть столь тонкая категория, что трудно дать единственно верное определение этому понятию. Совесть как внутренний маркер, отделяющий правильное от неправильного. Идея совести основана во многом на христианских традициях, в первую очередь как моральная идея, во-вторых, идея исповеди греха, и, наконец, идея вины и покаяния за грехи.

В разные времена совесть обозначали различным образом. Оно и врожденное свойство человека, которое не подлежит изменению. Оно и внутренний голос человека. Оно и «часовой» людской души. Оно и «святилище» человека.

Совесть — это то, без чего человек не может существовать. Человек бессовестный может прожить жизнь ни разу не испытав моральные угрызения совести за свои действия. Повсюду обязательно будут находиться льстецы и притворщики, воспевающие его воображаемые достоинства. Но никто из подобных людей не подставит человеку плечо в сложную минуту. Наличие совести предполагает, что человек должен сам отвечать за свои поступки, действия, слова. Он сам принимает оценочную категорию, чтобы потом самому определиться, что он сделал хорошего, а где допустил просчёты, то есть сделал плохо. Например, надо уступать место бабушкам, дедушкам, беременным женщинам, маленьким детям в транспорте. Делаем мы это не потому, чтобы заслужить похвалу от этих людей, услышать слова благодарности.

А потому, что это есть наша внутренняя потребность – потребность совестливого человека. В первую очередь это нужно нам, а не им.
Компромисс с совестью, припрятывающий до некоторого момента бессовестные поступки, в будущем неприменимо закончиться весьма плачевным образом. Во всякое время сыщется кто-то более изобретательный, жуликоватый плут, более искусный и вывертливый, который под предлогом подложного низкопоклонства сбросит тебя в пучину провала, чтобы заместить собой то мeсто, котoрое отобрал ты у другого.

Совестливый человек ощущает себя вольготно, твердым и уверенным в себе. Поступая честно, справедливо, он не марает свою душу безнравственностью. Ему не свойственны своекорыстие, жадность, гнев и зависть. Человек просто живет и получает удовольствие от каждого дня, дарованного ему свыше.

Еще пример, это пример личного эгоизма. Это поступки не по совести, а по личной выгоде – что-то в первую очередь для себя, для других – во вторую по остаточному принципу. Подобное бессовестное эгоистичное поведение разрушает самого человека в первую очередь.

Умение делать выводы из своего поведения, из своих поступков, слов – это тоже примеры поступков по совести, чтобы не допускать в будущем бесчестных поступков.

Такая этическая моральная норма как совесть заключается в том, что правила должны соблюдаться обществом в целом. Этика как наука, которую можно изучать до бесконечности.

Перейдем к чести. Честь как нравственную категорию различают по сословному признаку – честь дворянина, по профессиональному – честь офицера. А еще есть понятия как честь страны, честь мундира, береги честь с молоду и т.д.
Само слово «честь» связано с частью: в приобретении данной группой как материального, так и морального – славы и доброго имени. В уважении, которое вызывает группа, каждый ее член имеет свою часть. Отсюда и непосредственная связь категории чести с категорией репутации – общее отношение, которое формируется в обществе к моральному облику конкретной персоны или коллективной группы людей. Человек чести должен заботиться как про репутацию группы, к которой он относится, так и про собственную свою репутацию.

Исторически понятие чести рождается в первую очередь как отражение родовой идентификации людских сообществ: человек, следуя изначальным установкам про честь, не надобно делать того, что унижает достоинство данного рода.
Позднее понятие чести человека увязывается с его зависимостью от социального положения, но значительное внимание уделяется собственным заслугам личности — ее работа, навыки, нравственные качества. Развитие и осуществление моральных сторон личности является своего рода установлением собственного достоинства человека. В случае, если о достоинстве человека отзываются другие люди – появляется признание, внимание и почтение. Именно этот феномен почтения и признания называется честью.

Честь как образец нравственной самосознательности взаимосвязана с совестью. Как сказал А.Шопенгауэр: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь».

Резюмирую: степени, которые обозначают нравственные свойства и качества личности, несомненно позволяют нам обратить пристальное внимание на довольно сложные и чуткие свойства людской морали. Знание сущности этих категорий призывает не только предоставить нам ориентиры в подxодах к морально-нравственной стороне жизни, но и разумно приспосабливать свои поступки ради активности в плане собственного нравственного совершенствования.

Это слово часто употребляется в повседневном общении людей. Говорят "это на его совести", "нет у него ни стыда, ни совести", "совесть замучила", "угрызения совести", "совестливый человек", "поступает по совести" и т.д. Но что это означает? Что под этим понимают?

Посмотрим, как про совесть написано в словарях.

Большой энциклопедический словарь: СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Все слова вроде бы знакомы. Но не очень понятно. Слишком поверхностно. Нравственные обязанности и самооценка совершаемых поступков у каждого человека могут быть разными, особенно в современном обществе.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: СОВЕСТЬ - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла ; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Вот это понятнее и гораздо глубже, заставляет задуматься человека. Задуматься не только о своих поступках, но и о смысле своего существования, о своём предназначении.

Каково предназначение человека? В чём смысл жизни?

Перед человеком на каждом этапе жизни последовательно возникают разные цели и задачи, которые он решает. Например, выучиться и закончить школу, поступить в институт (техникум, училище), получить специальность, выбрать профессию и направление трудовой деятельности, добиться успехов в ней, создать семью.

Когда достигаешь определённой ступеньки, переходишь к следующей. Но если посмотреть вперёд, то возникает вопрос, а что потом? К чему стремиться, когда пройдёшь эти ступеньки? Что дальше?

Рано или поздно каждый здравомыслящий человек задумывается над вопросами:

Для чего я появился на свет?

Каково моё предназначение, какова цель моей жизни?

Ведь каждый человек, проходя разные ступеньки, и решая какие-то локальные задачи, стремится к чему-то главному для себя.

Люди имеют разные устремления.

Одни стремятся к достижению только собственных благ, своего благополучия, чтобы хорошо устроиться и жить безбедно (очень часто – за счёт других). Добиваешься больших материальных благ и живёшь счастливо. Чем больше имеешь собственности, денег, тем более счастливый человек, тем больше можешь себе позволить, тем счастливее живёшь…до старости…

Другие стремятся сделать окружающий мир лучше, принести благо близким и знакомым людям, народу своей Родины, наконец, народам всей планеты. Такой человек не может жить только для себя. Он видит смысл своего существования и чувствует удовлетворение, когда хорошо не только ему самому, но и окружающим его людям, когда он приносит пользу и творит добро для других.

Две разные позиции. И каждый человек вправе сам выбирать свою главную цель и то, в чём он видит смысл жизни.

Что же определяет, на какую позицию встаёт человек, какие устремления им овладевают?

Совесть . Именно она определяет, по какому пути идёт человек. И его поступки, дела тесно связаны с тем, слушает ли он свою совесть.

Приведём цитаты некоторых известных людей, оставивших свой след в истории, в развитии общества:

"Я считаю, что нельзя лучше жить, как стараясь делаться лучше, и что нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье, которое я не переставал испытывать до сих пор и о котором свидетельствует мне моя совесть".

Сократ

"Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни".

М. Аврелий

"Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь".

А.А.Блок

" Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть".

Л.Н. Толстой

В высказываниях этих знаменитых личностей звучит, что совесть для них являлась их путеводной звездой в жизни, направляющей на деяния.

Некоторые спросят: а зачем это всё – жить ради чего-то общего, непонятного? И что это тебе даёт? Жизнь коротка, надо успеть самому пожить в своё удовольствие. Зачем что-то делать для других? И зачем слушать эту совесть, она только мешает познать все радости жизни.

Давайте разберёмся, что же такое совесть, откуда идут её корни.

Наши предки о совести

Мы, русы, (а русы – это не только русские, но и представители других славянских национальностей), являемся потомками славяно-ариев. История наша уходит в глубокую древность – сотни тысяч лет, а не 1000 лет, как представляет нынешняя историческая наука. Более подробно об этом можно узнать из книг В. Чудинова, Н. Левашова, В. Дёмина, А. Тарунина, Л. Прозорова, О. Гусева и других авторов.

Наши предки – славяно-арии – передавали свою мудрость в древних писаниях, в них много говорится о Совести.

Например, сохранился один из самых древних источников – «Славяно-Арийские Веды», отдельные разделы которого имеют возраст более 40 000 лет (Веды переведёны с рунического письма и с глаголицы на современный русский язык и изданы впервые в виде брошюр в 1944 году).

В «Сантиях Вед Перуна» из «Славяно-Арийских Вед» говорится:

Дети Человеческие из Родов Расы Великой
и, Вы, потомки Рода Небесного,
будьте чисты Душой и Духом,
и пусть чистая Совесть ,
мерилом ваших деяний будет...

В «Слове Мудрости волхва Велимудра» того же источника говорится:

«Зачем же нужно человеку идти против своей Души и Совести , ведь они превыше всего на свете, и человек всегда должен беречь их. Разве может кто-нибудь со стороны, наполнить Радостью и Счастьем Душу человека или Совесть его».

«Кто живёт по Совести , тот человек безгрешен. Душа у человека и Совесть с Пращурных лет существует, и по их воле живёт человек».

«Совесть - это высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она даёт Радость, за негожие она даёт страдания».

«Помните, чада Расы Великой, и вы, потомки Рода Небесного, что Жизнь прожить в Радости должно, ибо она есть всего лишь миг единый. Светлую жизнь в Мире Яви, человеку даёт его светлая Душа и Совесть . Все люди Душу и Совесть почитают и как может праведный человек во имя чего-либо, ибо кого-либо погубить Чистую Душу и Совесть свою».

Т.е., наши предки придавали совести очень большое значение. И отношение к ней было трепетное, как к чему-то очень важному, что нужно обязательно сберечь. Но почему?

Для чего нам необходимо жить по совести

Если внимательно посмотреть на слово СОВЕСТЬ, то можно выделить в нём две части «со» и «весть».

"Со" означает совместно, вместе, сообща. Например, со трудничество (совместный труд), со существование (совместное существование), со переживание (переживание вместе с кем-то).

"Весть" – это послание, сообщение.

В соединении СО-ВЕСТЬ получается совместное послание. Какое послание? От кого?

Давайте разберёмся.

На протяжении длительной истории нашей Родине, нашему народу пришлось выдержать столько войн, столько нападений, сколько не приходилось на долю ни одному народу. Наш народ всегда давал отпор врагам, всегда выходил победителем из войн, хотя порою и ценой многих жертв.

И это благодаря тому, что в русах заложен особый внутренний стержень, выделяющий нас среди других рас. Что же это за стержень?

Сейчас мало сохранилось древних источников, преданий наших великих предков. В них, наряду с летописью событий нашего прошлого, отражена мудрость, национальные традиции и культура, накопленные в течение тысячелетий. Многие из источников нещадно уничтожены. Те же, которые чудом сохранились до нынешних времён (на золотых пластинках, деревянных дощечках, пергаменте и др.), в настоящее время «официальная» наука пытается признать фальшивкой, хотя есть неопровержимые доказательства их истинности. И большинство людей не знает об этих источниках, или не верит, что они есть. История же намеренно переписывалась и переписывается до сих пор. Для чего это делается?

Это делается для того, чтобы победить русов, только обманным, подлым способом. Отобрать у них национальные традиции, культуру, иными словами - мудрость, накопленную предками, сделать «слепыми, беспомощными котятами», не ведающими как и для чего они живут, и этим лишить русов сплочённости, разобщить их. А дальше будет совсем просто сломить народ, чьё единство нарушено.

Но не так всё просто. В нас, в русах, мудрость и наказы наших предков хранятся ещё и на другом уровне – в генетической памяти. И роль этого «хранителя» выполняет совесть . Она сохраняет стержень "загадочной" русской души.

Именно совесть подсказывает нам, куда нужно двигаться и как поступать в той или иной ситуации, даёт направление. Отклонение же от верного направления и вызывает так называемые угрызения совести, т.е. человек чувствует, что он что-то делает не так. Это подсказка-направление человеку на его жизненном пути, хранящаяся в его генетической памяти.

Но что же велит нам наша совесть ? Какое заложено направление ею? Какой глубокий смысл?

Совесть велит нам действовать во имя своего рода . Действовать по совести – значит действовать в интересах своего рода, в интересах его сохранения, развития, совершенствования.

Именно этот стержень делает русов непобедимыми, помогает русам сохранить свой род.

Что понимается в данном случае под словом род?

Под словом РОД здесь понимается народ русов, народ, живущий на нашей родной русской земле, которая называлась в разные времена Русь, Рассения, Земля Свята Расы. Народ, объединённый общими традициями и культурой, поддерживаемыми на протяжении многих тысячелетий.

"Люди живут народами, и по-другому они жить не могут – таков способ существования нашего биологического вида… Совокупность людей делает народом общая для них культура – «генотип» данного народа. Каждый народ уникален и неповторим. Народ характеризует его психологическая цельность, которая и отличает один народ от другого…

Наша суровая природа и наша суровая история научили нас ясно понимать: выжить и жить мы можем только все вместе, единым народом и на основе приоритета общества.

Для русской нации, во все времена характерен смысл жизни, выходящий за пределы удовлетворения физиологических и бытовых потребностей людей…

… главные ценности для нас – Народ, Родина, М i р (т.е. общество), Правда, Справедливость, Дружба, Мир: «Прежде думай о Родине, а потом о себе», «Сам погибай, а товарища выручай»… " (А.С. Волков)

Таким образом, СО-ВЕСТЬ – это совместная весть, совместное послание наших предков, закреплённое на уровне генетики, записанное генетическим кодом. Код этот формировался многие тысячи лет. Он накоплен многими поколениями русов, славяно-ариев. Он помогает сохранять и развивать свой род.

Что несут с собой «западные ценности»

В последнее время в наше общество усиленно внедряются западные ценности. И в умы людей вталкивается, прежде всего через СМИ, что свободное общество – это общество, в котором каждый человек волен делать, то, что он хочет, не связывая себя какими-то моральными обязательствами или моральными устоями.

На первый план выдвигается успешность.

Это означает выделиться среди других за счёт достижения каких-то материальных благ - денежная, высокооплачиваемая работа (неважно, по душе она, или нет, честно там зарабатываются деньги, или нет), способность купить дорогой автомобиль, коттедж, съездить за границу отдохнуть на престижном курорте, обучать своих детей в престижных учебных заведениях (в основном за границей). Вот что ценится (вернее навязано, что ценится). Моральные принципы за всем за этим отодвигаются на задний план. Добрые и честные отношения между людьми, совместный творческий созидательный труд на благо родной страны забываются. Но что за всем этим стоит? Пустота. Жить только в своё удовольствие – это удовлетворение собственных физиологических и простейших эмоциональных потребностей. И всё. Это тупик в развитии человека.

Но самое страшное в том, что через западные ценности внедряется разобщённость в наш народ. Это разрушение нас изнутри. Это, по сути дела, вторжение с целью расчленения нашего единого народа, нарушение его целостности, сплочённости. Идёт незаметная подмена высоких моральных принципов (совесть, честь, стремление к правде и справедливости), присущих нашему народу, внедрением чуждых нам понятий обмана как нормы жизни (отношения в том же бизнесе), карьерного роста и стремления к власти ради наживы (чем выше продвинулся, тем больше материальных благ), обогащения за счёт других .

Это – прямое наступление на наш внутренний стержень и стремление убить в нас совесть . Опять же - чтобы победить нас, разложив изнутри, направив на путь моральной деградации.

Основополагающий принцип Западной культуры – неограниченная «свобода личности», то есть приоритет индивидуализма. Это культура «войны всех со всеми» даже внутри одного народа. Главной целью человека признаётся самоутверждение, победа над другими любой ценой: можно толкаться локтями, топтать других ногами, лезть вверх по их головам – и уж тем более это допустимо по отношению к другим народам и уж подавно к «братьям нашим меньшим» (индейцы Америки – далеко не единственный уничтоженный европейцами народ, киты в северном полушарии – далеко не единственный уничтоженный ими вид животных).

Безудержное потребительство и получение удовольствия, открыто провозглашаемые Западной культурой в качестве высших ценностей, не только полностью выхолащивают основную ценность именно человеческой жизни (ведь не может же она состоять в набивании брюха!), но и непосредственно угрожают Жизни на Земле: на удовлетворение их неограниченно растущих аппетитов ресурсов планеты не хватит уже очень скоро. (А.С. Волков)

В этой связи очень кстати привести цитату из высказываний Гитлера, пришедшего к власти в Германии в 30-х годах 20-го века:

«Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью».

На какой путь встали люди, ведомые таким девизом и забывшие про совесть, и к чему это привело – всем известно – самая разрушительная за последние столетия война, унесшая десятки миллионов жизней.

Познание, развитие и совесть

Ещё раз вернёмся к вопросу о смысле жизни. В чём же он? Для чего дана жизнь человеку разумному?

Люди думающие согласятся с тем, что человек пришёл в этот мир, чтобы развиваться, становиться совершеннее.

Настоящее развитие открывает перед человеком новые возможности, воодушевляет человека на всё новые и новые ступени своего совершенствования. И в этом есть особая прелесть жизни.

Ведь когда человек совершенствуется и достигает чего-то, ранее недоступного ему, что он раньше не мог делать, когда он создаёт что-то новое, он испытывает ни с чем не сравнимое удовлетворение, душевный подъём, радость. И это настоящее счастье! Даже только ради этого стоит жить!

Но чтобы развиваться, нужно узнавать новое, нужно познавать.

В «Славяно-Арийских ведах» говорится:

… Пробуждение человека только в Познании,
и око Познания спасает его...

Достигнув Познания,
Дитя Человеческое снова взирает на Веды,
и снова долгом становится
к Жизни Духовной стремление,
а главой всех деяний становится Совесть ...
Совести внемля, он ненавидит все злое,
от этого Совесть становится крепкой,
и человек создает свое Счастье,
в Счастье и сам человек создается...

То есть, познавая новое, человек глубже понимает мир, его законы, и развивается. Но путь настоящего, глубокого развития, к достижению мудрости, лежит только через высокую нравственность, тропой добра, правды и справедливости, где неприемлемы низменные проявления лжи, обмана, предательства, подлости. На пути развития "главой всех деяний становится совесть ". Таковы законы эволюции разума, о которых знали наши предки.

Чтобы познавать и совершенствоваться, нужно прилагать усилия и постоянно трудиться, работать над собой. Без приложения своих усилий ничего не достигнешь.

Но опять же, всегда найдутся люди, которые скажут: а зачем? Лучше наслаждаться жизнью и так, без особых усилий – проще идти по пути меньшего сопротивления.

Обратимся снова к Славяно-Арийским Ведам:

«Тёмные силы используют два пути, на которые завлекают людей и мешают им развиваться в Явном Мире Мидгарда, творчески созидать на благо Рода, Духовно и Душевно совершенствоваться: первый - незнание , а второй - невежество .

На первом пути - не дают познавать людям, а на втором - утверждают, что познание ненужно и вредно для людей».

Именно невежество делает людей несвободными, не даёт им развиваться.

А вот что сказал по этому поводу наш современник академик Николай Викторович Левашов на одной из встреч с читателями его книг:

Реальное познание может сделать людей свободными. Знания могут избавить человека и человечество от болезней, нищеты, голода. Человек знающий – это человек, свободный от страха неизвестности . Человек, просветлённый знанием – это человек, который контролирует и создаёт свою судьбу сам. Пробуждённые руководствуются своей совестью , а отличить добро от зла им позволяет свет их разума. Общество, вооружённое знанием и общими устремлениями, непобедимо в принципе.

А человек не знающий, не желающий трудиться, не стремящийся изменять себя и совершенствоваться, легче поддаётся порокам – зависти, жадности, желанию чужого, что ведёт его на путь нравственного падения, губит его:

«Жадность губит Познание,
когда же Познание убито - Стыд погибает...

Когда убит Стыд, угнетается Правда,
с гибелью Правды и Счастье погибнет...
Когда Счастье убито, Человек погибает…»

(Сантьи Веды Перуна, Сантья 8)

Смысл развития, жизнь и смерть

Встречается ещё одна позиция: зачем развиваться, совершенствоваться, ведь всё равно все умрём, какая разница?

Но кто доказал, что после смерти физического тела жизнь заканчивается?

Академик Н.В. Левашов в главе «Природа жизни после смерти» своей книги «Сущность и Разум» пишет:

«Человек, как и всё живое, обречён на смерть, и ничего с этим нельзя поделать. Таков закон природы, хотя человек всегда мечтал о вечной жизни, стремился найти эликсиры бессмертия, тайны, разгадка которых помогла бы обмануть «костлявую старуху», собирающую свой «урожай». Прежде всего, хотелось бы отметить, что бессмертие , о котором мечтает большинство, на самом деле является смертью , точнее эволюционной смертью , в то время как смерть является причиной эволюционного бессмертия .

Парадокс?! И да, и нет.

Если предполагать, что со смертью физического тела исчезает всё: накопленный в течение жизни опыт, знания, мудрость, наши эмоции, наша память, всё то, что позволяет нам осознавать себя живущими, в этом случае будет парадокс.

Но, если предположить, что со смертью физического тела сущность освобождается от балласта, который мешает дальнейшему эволюционному развитию, никакого противоречия, никакого парадокса не возникает.

«Сброс» физического тела не означает гибели живого существа .

Смерть физического тела является только переходным моментом для любого живого существа. Может возникнуть закономерный вопрос. Если жизнь со смертью физического тела не прекращается, то для чего вообще необходима тогда жизнь в нём? Зачем нужно воплощаться вновь и вновь, начиная всё практически с нуля? Для чего сущность воплощается в новое физическое тело?

Ответ на этот вопрос очень простой: без физического тела сущность не в состоянии развиваться . Физическое тело - источник потенциала, необходимого для развития. В клетках физического тела происходит процесс расщепления молекул и высвобождение первичных материй, из которых они состоят. Первичные материи, насыщая тела сущности, обеспечивают их работу, они - своеобразное «топливо».

Так вот, момент смерти физического тела является переходной точкой от активной фазы эволюции к пассивной. Переходной точкой, но не гибелью того, что мы называем личностью, индивидуальностью. Когда человек умирает от естественных процессов старения, так называемой, натуральной смертью, происходит просто «сброс» старого физического тела, которое не в состоянии более обеспечить эволюционное развитие, для возможности наработать новое физическое тело и продолжить эволюцию. Старое физическое тело сбрасывается сущностью, как отработавшая своё оболочка. И об этом не стоит жалеть.»

В книге «Сущность и Разум» Н.В. Левашова обстоятельно, на фундаменте, обобщающем накопленные обществом знания, дано объяснение, что такое душа (сущность) человека, смерть, реинкарнация, зачатие в новом физическом теле, изложена суть других «загадок» человеческого бытия, в том числе кармы, до сих пор никак не объяснённых современной наукой. И в результате этого становятся понятными кажущиеся сверхъестественными явления, приписываемые религией всемогущему «господу Богу», на самом деле являющимися объективными процессами.

В частности, при раскрытии темы, касающейся кармы, Н.В. Левашов объясняет, как человек, совершая неблаговидные поступки (обман, воровство, убийство), разрушает свою личность и по объективным причинам деградирует, ослабляет сущность, своими же руками преграждая путь к её развитию. Человеку, прочитавшему данную тему в книге Н.В. Левашова, становится понятным, почему нужно стремиться поступать всегда по совести, и почему люди, совершая те или иные поступки, сами определяют свою дальнейшую судьбу.

По этому вопросу Н.В. Левашов пишет:

"Чтобы сохранить свою сущность от разрушения, можно в двух словах посоветовать не делать другим то, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе . Если «нормальный» человек будет придерживаться этого правила, весьма вероятно, что он избежит «ада». Наказание за грех человек получает в момент свершения греха, а не после смерти. Изменения, происходящие при этом, как с физическим телом, так и сущностью, суть реальные процессы, происходящие на уровне физического тела, второго, третьего и так далее тел сущности.

В момент зачатия сущность входит в биомассу, генетика которой соответствует эволюционному уровню сущности. Происходит это автоматически в момент зачатия, так что и в этом случае Господь Бог «свечку не держал». Поэтому ничего случайного и незаслуженного не происходит. Видимость несправедливости возникает из-за непонимания того, что из себя представляет жизнь. Каждое физическое тело для сущности является временной одеждой. Если человек, свершив убийство, поменял свой костюм, он не становится от этого невиновным. Преступление свершает не «костюм», а носитель костюма - сущность, находящаяся в данном физическом теле..."

В Ведах находим то же самое, но сказанное другими словами:

«Каждое совершённое вами деяние оставляет свой неизгладимый след на извечном Пути жизни вашей, а посему сотворяйте, люди, только прекрасные и благие деяния…»

(Слово Мудрости волхва Велимудра)

Развитие человека, его сущности не ограничено какими-то рамками. В своём развитии человек может достигать всё новых и новых вершин, обретать новые, кажущиеся фантастическими возможности. Нашим предкам всё это было хорошо известно. Людей, обладавших "сверхвозможностями", вышедших на путь творения силой своей мысли, называли раньше богами .

Развитие личности, развитие общества.

В изоляции от общества человек не может развиться до высокого уровня (пример тому – дети, воспитанные животными – дети-маугли, которые не могли даже толком научиться говорить). Для развития человек должен впитать в себя опыт предков, усвоить необходимые знания, накопленные предыдущими поколениями. Механизм и условия, необходимые для развития человека также подробно описаны в книге Н.В. Левашова «Сущность и Разум».

Т.е., развитие человека невозможно вне общества, вне своего рода.

Но развиваясь и совершенствуясь человек должен вносить свой вклад и в развитие рода. В свою очередь, развивая свой род, человек развивается сам. Всё взаимосвязано. Только сообща род развивается и даёт начало ещё более талантливым, творческим людям. Причём, если человек стремится максимально отдать свои силы своему роду, это даёт ему дополнительный потенциал, ускоряет его развитие многократно.

Здесь уместно привести цитату из одного из восточных течений о роде:

"Усиление Рода происходит посредством усиления Духа каждого отдельного члена Рода. Каждый потомок Рода получал величайшую Силу его предков. Ему не приходилось накапливать Силу с нуля. Он рождался уже с большим потенциалом удачи - поддержки Сил Жизни. Каждый из предков служил Роду, выполняя своё предназначение, свой долг. Мы все имеем долг перед предками. Они авансом дали нам накопленную ими Силу. С помощью этой Силы потомки получают тот статус, который заслужили их предки своей духовной работой. Долг потомков продолжить служить Роду.

Безродные люди - это те, кто не заботятся о своём Роде. Они слабы в Духе, не поддерживаются своим Родом, и, соответственно, не имеют удачи в жизни. Прямое следствие отсутствия Силы Рода - низкий уровень ответственности. Чем сильнее Род, тем более ответственные люди его составляют…"

Эта цитата отражает представления наших предков о неразрывной связи каждого человека с его родом. И хотя цитата взята из так называемого «восточного знания», известно, что истоки этого знания идут из древних знаний славяно-ариев, переданных ими дравидам и нагам во время похода в Дравидию - древнюю Индию.

Человек развивается и на каждом этапе его развития совесть подсказывает, как нужно двигаться дальше. Чем больше человек развит, чем больше у него возможностей, тем больше он должен взять ответственности на себя – так велит совесть . И бездействие, если ты чего-то можешь, также вызывает «угрызения совести». Если можешь – действуй, делай мир лучше, помогай другим развиваться и идти вперёд, иначе не будешь сам развиваться, таковы законы совести .

Религия и совесть

Очень часто отождествляются понятия совести и религиозности, т.е. человек верующий приравнивается к высокоморальному, нравственному человеку.

А всегда ли так происходит на самом деле?

Конечно, нельзя говорить, что все верующие – это нехорошие и непорядочные люди. Но такие люди практически отсекли для себя путь к познанию, ограничили себя. Слепая вера, не подтверждённая знаниями, не даёт пути к развитию.

Да, в заповедях христианства запрещается совершать грехи (не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не желай чужого, не лжесвидетельствуй и т.д.), и вряд ли у кого возникнет сомнение в правильности этих запретов. Но тут кроется ловушка: не объясняется, почему нельзя так поступать, а говорится, что так велел "господь", иначе будет наказание. Кто будет наказывать и за что? У людей не создаётся полного понимания объективных процессов, что и как происходит. Создаётся "информационный вакуум". От людей требуют "тупого" принятия на "веру", не давая познавать, внушая, что это не доступно для понимания "простому смертному".

Если внимательно почитать сюжеты из библии, то можно увидеть, что поступки героев из этой "священной книги", с которых предлагается брать пример, отнюдь не блистают высокой моралью и чистотой. К сожалению, большинство верующих даже ни разу не читали сами "священную книгу" библию.

Если посмотреть на "высших лиц" христианской церкви, тоже не возникает чувства уважения к их высокой духовности и непогрешимости. Недавнее высказывание патриарха Кирилла о славянах, что "это варвары, … это люди второго сорта, они почти как звери" не вызывает восторга ни у одного коренного жителя нашей страны. А если заглянуть в биографию Кирилла, то становятся известными нелицеприятные факты, в частности то, что он участвовал в беспошлинной торговле алкогольной и табачной продукцией из-за рубежа.

И этот человек имеет статус "патриарха всея Руси", то есть олицетворяет высшую духовность и непогрешимость…

Очень резко высказывается по поводу христианства Олег Сатов:

" Для слабой души христианство привлекательно с двух сторон. Во-первых, вопреки собственным установлениям, оно тешит гордыню, создавая чувство сопричастности с миром божественного - этакая ярмарочная духовность . Во-вторых, недостижимый для раба мир материальных ценностей, христианство провозглашает порочным и грешным - обесценивает его.

Тогда и возникает сладкое для всякого невротика чувство собственной исключительности - «Я слаб и беден только потому, что стою выше материальных ценностей. Я - духовный!» Получается, что свобода, сила и вера в себя полностью обесцениваются, а на первое место выходят качества инфантильной психики - покорность, сомнение, безответственность, жалость к себе, замаскированные под высокую духовность .

Если всех вокруг низвести до своего уровня, то можно стать сильным среди слабых, - вот цель и логика христианской социальной морали.

Чувство вины и конфликт совести - вот подарок христианства человечеству."

А вот что писал Л.Н. Толстой в письме учителю А.И. Дворянскому 13 декабря 1899 года о страшном вреде, наносимому душе ребёнка религией:

Мы так привыкли к этой религиозной лжи, которая окружает нас, что не замечаем всего того ужаса, глупости и жестокости, которыми переполнено учение церкви… Мы не замечаем, но дети замечают, и души их неисправимо уродуются этим учением…

Мы думаем, что душа ребенка - чистая доска, на которой можно написать все, что хочешь. Но это неправда, у ребенка есть смутное представление о том, что есть то начало всего, та причина его существования, та сила, во власти которой он находится, и он имеет то самое высокое, неопределенное и невыразимое словами, но сознаваемое всем существом представление об этом начале, которое свойственно разумным людям. И вдруг вместо этого ему говорят, что начало это есть не что иное, как какое-то личное самодурное и страшно злое существо - еврейский бог.

У ребенка есть смутное и верное представление о цели этой жизни, которую он видит в счастии, достигаемом любовным общением людей. Вместо этого ему говорят, что общая цель жизни есть прихоть самодурного бога и что личная цель каждого человека - это избавление себя от заслуженных кем-то вечных наказаний, мучений, которые этот бог наложил на всех людей.

У всякого ребенка есть и сознание того, что обязанности человека очень сложны и лежат в области нравственной. Ему говорят вместо этого, что обязанности его лежат преимущественно в слепой вере, в молитвах - произнесении известных слов в известное время, в глотании окрошки из вина и хлеба, которая должна представлять кровь и тело бога. Не говоря уже об иконах, чудесах, безнравственных рассказах Библии, передаваемых как образцы поступков, так же как и об евангельских чудесах и обо всем безнравственном значении, которое придано евангельской истории.

(Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 томах. Москва. Художественная литература 1984 год, том 19, стр.457)

Религия – это тупик в развитии человека, это путь в невежество.

Николай Викторович Левашов на одной из встреч с читателями своих книг говорил:

Религия - хороша только для тех, кто боится ответственности за собственные действия и перекладывает ответственность за происходящее на кого-то другого, в данном случае на Господа Бога. Любая религия лишает человека свободы выбора и ответственности за происходящее.

Почему любые религии говорят о покорности? «Ты раб Божий». «Всё что ни делается, происходит по воле Господа». Почему?

Без разума, без знаний, без понимания добро становится слепым !

Заключение

В заключение хотелось бы привести слова Светланы Левашовой из её книги "Откровение":

"…я очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:

- человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро...

- когдаодинокойдевушке не страшно будет вечеромпроходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит...

- когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг...

- когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться - и это сразу же украдут...

И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты ... Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло..."

Светлана боролась со злом, боролась так, что враги страшно боялись её. Она погибла в этой борьбе, отдав свою жизнь ради того, чтобы приблизить то будущее, о котором мечтала.