В XI-XIII вв. за контроль над землями мордвы боролись правители Волжско-Камской Булгарии и русские князья. В XII-XIII вв. появились новые мордовские городища («тверди», по русским летописям) с мощными фортификационными сооружениями (Виндрейское, Фёдоровское). Среди населения выделилась категория профессиональных воинов, имевших всадническое снаряжение, щиты и др. В условиях нараставшей внешней угрозы складывался крупный военный союз мордовских племен и на его основе - раннегосударственное объединение (по сообщению венгерского миссионера Юлиана середины XIII в. - «царство Мордванов»). Одним из его подразделений была упоминаемая в русской летописи «Пургасова волость» во главе с Пургасом. По мнению исследователей, «Пургасова волость» занимала междуречье рек Мокши и Тёши, где были расположены многочисленные мордовские поселения (в том числе Саровское городище - крупный ремесленно-торговый и, по-видимому, политический центр). Археологические данные свидетельствуют о притоке на эти земли в основном эрзянского и мокшанского населения, что говорит об этнической консолидации мордовского народа. В 1220-1230-х гг. владимирские князья совершили несколько походов на территорию современной Мордовии, наиболее значительный из них - в «Пургасову волость» (1228). Другое мордовское образование сложилось в верхнем и среднем Примокшанье. Некоторые исследователи считают, что его возглавлял Пуреш. На южном пограничье земель мордвы (территория современной Пензенской обл.) были расположены городища - опорные пункты на торговом пути из Волжско-Камской Булгарии в Киев (Золотарёвское, Юловское и др.).

Политическое и экономическое развитие мордовского народа было прервано монголо-татарским нашествием. Первый удар по мордовским землям был нанесен в 1237 г., в 1239 г. они повторно подверглись разорению; окончательно мордва была покорена в 1242 г.

В середине XIII - середине XV в. значительная часть современной территории Мордовии находилась в составе Золотой Орды. В начале XIV в. здесь возник крупный административный центр Орды - г. Мохши, в котором с 1313 г. чеканилась своя монета. Поселения местной феодальной знати обычно располагались вблизи больших рек на высоких труднодоступных местах. На одном из них, Итяковском городище, найдена бронзовая бляха, выдававшаяся должностным лицам золотоордынской администрацией. Во 2-й половине XIV в., в период междоусобиц в Золотой Орде, некоторые ордынские князья пытались основать на территории современной Мордовии независимые улусы: на Мокше - Тагай, в Присурье - Сегиз-бей, в Примокшанье - Бехан и др. После походов Тимура в конце XIV в. Мохши потерял свое значение форпоста ханской власти. С середины XV в. после распада Золотой Орды эти территории оказались в составе Казанского ханства.

В 1480-е гг. значительная часть мордовских земель уже входила в состав Русского государства. В связи с обострением отношений с Казанским ханством и участившимися набегами ногайских биев и крымских ханов правители проводили укрепление восточных границ. С этой целью началось строительство новых городов-крепостей на мордовской окраине. Против Казанского ханства были предприняты Казанские походы, в результате которых в 1552 г. оно было присоединено к Русскому государству (в походе участвовало около 10 тыс. мордовских ратников).

После 1552 г. в крае была введена система общероссийского воеводского управления, вобравшая в себя военную, административную и судебную функции. Допускалось участие местной знати в качестве волостных сотников, пятидесятников. В отдельных случаях для управления мордвой назначались особые должностные лица - «мордовские головы», приказчики и т.д. Окончательно система воеводского управления сложилась в ходе строительства засечных черт (Шацк - Кадом - Темников - Алатырь - вторая половина XVI в.; Инсар - Атемар - Саранск - Троицкий острог - 40-е гг. XVII в.), которая способствовала усилению централизации в области местного управления. На воевод была возложена задача строительства крепостей и засек; они обладали всей полнотой власти в регионе. На землях, пожалованных дворянам за службу на засечной черте, появлялись русские селения. Складывалось поместное землевладение, при этом росли земельные наделы, население. Мордовских и татарских князей привлекали на военную, погранично-сторожевую службу, к участию в административном управлении, за что они получали земли и денежное вознаграждение.

В эпоху Смутного времени мордовский край оказал существенную поддержку 2-му ополчению. Летом 1612 г. мордовский мурза Баюш, возглавив отряд алатырских мурз, мордвы и служилых людей, выступил против крымских и ногайских татар, которые прорвали сторожевые линии у р. Алатырь и двигались на Арзамас и Нижний Новгород. Выиграв битвы у с. Чукалы и в Ардатовском лесу, отряд спас тылы ополчения.

2-я половина XVII в. характеризовалась расширением поместного и вотчинного землевладения вследствие массовой раздачи поместий из государственных фондов и путем самовольных захватов земель у мордовских крестьян помещиками. В 1661-1700 гг. в Пензенском, Инсарском, Темниковском уездах им было подарено 75 % земли от ее общего количества. Земли на территории современной Мордовии получили князья Голицыны, Ромодановские, Трубецкие, дворянские роды Нарышкиных и др. Мордва занималась извозом, торговлей, заготовкой леса, смолокурением. Были развиты плотничный, углежогный, мельничный, дубильный, бондарный и другие промыслы, торговля продукцией земледелия и животноводства, медом, воском, пушниной, рыбой.

В 1708 г. Пётр I провел губернскую реформу, в соответствии с которой мордовский край был разделен между Казанской (г. Темников) и Азовской (города Саранск, Красная Слобода, Инсар, Троицк, Атемар, Шишкеево) губерниями. В 1719 г. губернии были поделены на провинции и уезды. В состав Азовской губернии вошли Инсарский (3-я провинция), Темниковский, Кадомский и Краснослободский уезды (4-я); в состав Казанской губернии - Саранский уезд (3-я провинция). Во вновь образовавшуюся Нижегородскую губернию были включены земли Арзамасского (2-я провинция) и Алатырского (3-я) уездов. В 1725 г. Азовская губерния была преобразована в Воронежскую, в которую вошли из Тамбовской провинции Инсарский, из Шацкой - Темниковский и Краснослободский уезды. Губернская реформа Екатерины II (1775) также внесла изменения в административно-территориальное деление мордовского края. Он оказался в составе Тамбовского наместничества (Темниковский, Спасский уезды), Нижегородского (Лукояновский, Сергачский уезды), Симбирского (Ардатовский уезд), Пензенского (Краснослободский, Инсарский, Саранский уезды). В 1796 г. наместничества преобразованы в губернии. По указу Павла I (1797) была ликвидирована Пензенская губерния, Саранский уезд передан в Симбирскую губернию, Краснослободский и Инсарский - в Тамбовскую. В 1801 г. Пензенская губерния была восстановлена в прежнем составе. На протяжении XIX в. административно-территориальное деление мордовского края не менялось. Его земли принадлежали Пензенской (Краснослободский, Инсарский, Саранский уезды), Симбирской (Ардатовский, часть Карсунского), Нижегородской (часть Лукояновского, Сергачского) и Тамбовской (Темниковский, часть Спасского) губерниям. В 1917-1918 гг. из состава в основном Инсарского уезда выделен Рузаевский уезд.

В 1717 г. территория современной Мордовии подверглась разорению во время Большого Кубанского погрома, ставшего последним набегом кочевников в регион. Во 2-й половине XVIII - начале XIX в. в мордовской среде закрепилось православие, став составной частью уклада жизни.

В XVIII в. значительного развития достигли поташное производство, винокурение (1,5 млн ведер вина в год), действовали крупные государственные винокуренные заводы - Бриловский и Штырменский, функционировали небольшие металлургические предприятия (Рябкинский, Сивинский, Виндрейский, Инсарский заводы и др.). В 1-й половине XIX в. возникли государственный Троицко-Острожский винокуренный завод, Авгурский металлургический завод Н. Д. Манухина. В конце XIX - начале XX в. быстро развивалась лесная промышленность. Основные ее центры были сосредоточены в Спасском и Темниковском уездах, богатых лесами. Стимулировало развитие лесной промышленности проведение по территории современной Мордовии Московско-Казанской железной дороги (1893-1902).

Появились первые представители мордовской интеллигенции, в основном это были сельские учителя. В 1905 г. начал свой творческий путь один из основоположников мордовской литературы - З. Ф. Дорофеев. В 1906 г. заявили о себе издатель первой газеты края «Мужик» В. В. Бажанов, скульптор С. Д. Эрьзя, общественный деятель и прозаик С. В. Аникин, педагог Г. К. Ульянов.

В конце 1917 - начале 1918 г. на территории современной Мордовии была установлена советская власть. В 1918 и 1919 гг. мордовские уезды были прифронтовой полосой, ближайшим тылом Восточного фронта РККА в ходе Гражданской войны 1917-1922 гг.; в апреле - мае 1919 г. в Саранске размещался Башкирский ревком. Действия продотрядов и комбедов стали поводом для крестьянских мятежей весны - лета 1918 г., волнений и восстаний крестьян в селах Большой Азясь, Яковщина, Баранчеевка, Лада, Пятина, Гумны, Старое Синдрово и др. Политика военного коммунизма, особенно продразверстка, усиливала недовольство крестьянства. Крупные восстания произошли в регионе в 1919 г. Наряду с крестьянскими, происходили выступления в воинских частях, участниками волнений становились дезертиры. К 1920 г. дезертирство в крае переросло в «зеленое движение». Сложная ситуация возникла на территории современной Мордовии во время Тамбовского восстания 1920-1921 гг. под руководством А. С. Антонова. Темниковский и Краснослободский уезды были объявлены на военном положении, напряженная ситуация создалась в Ардатовском, Карсунском, Саранском, Инсарском и Спасском уездах. В 1921-1922 гг. регион был поражен голодом, сопровождавшимся вспышками эпидемий тифа, малярии и др.

В 1926 г. мордовские уезды вышли в лидеры по уровню валовой продукции сельского хозяйства в Средневолжском регионе, а к 1928 г. восстановление сельского хозяйства было завершено. Восстановление промышленности происходило медленно и неравномерно, многие предприятия края были закрыты (в том числе чугунолитейный и лесопильный заводы в Зубовой Поляне, Сивинский железоделательный завод, Темниковская фаянсовая фабрика и др.). В то же время в 1920-1930-е гг. были построены консервный комбинат, котонинная фабрика, пенькокомбинат в Саранске, машиностроительный завод в Сарове.

16 июля 1928 г. в составе Средневолжской области образован Мордовский округ с центром в г. Саранске. 10 января 1930 г. Мордовский округ преобразован в Мордовскую АО, 20 декабря 1934 г. - в Мордовскую АССР.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в экономике Мордовии стал активно использоваться труд заключенных. Основными направлениями их хозяйственной деятельности стали лесозаготовки, лесопиление и железнодорожное строительство. Крупнейшим лагерем системы ГУЛАГ на территории Мордовии стал Темниковский ИТЛ (Темлаг, управление в поселке Явас), созданный в 1931 г. (в 1948-1954 гг. - Особый лагерь № 3, или Дубравлаг). К началу 1940-х гг. Мордовия была одним из основных производителей в Поволжье котонина, канатов и веревок; развивались текстильная, пищевая, перерабатывающая, лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность.

В Великую Отечественную войну на территории Мордовии дислоцировались части 6-й саперной армии, 9 дивизий, 3 полка, 5 батальонов, особый дивизион бронепоездов, 7 авиачастей, 178-е отделение батальона связи и др., здесь также размещалось 14 госпиталей (в том числе 6 - в Саранске). На территории Мордовии была сформирована 326-я Рославльская стрелковая дивизия, на средства населения были построены звено боевых самолетов и танковая колонна «Мордовский колхозник». В 1941 г. в Мордовию было эвакуировано оборудование 17 предприятий из УССР, БССР, а также Брянской, Курской, Орловской областей и др. Благодаря вводу в строй Саранского механического завода и завода «Электровыпрямитель» был заложен фундамент для послевоенного развития крупной промышленности Мордовии. Республика приняла около 80 тыс. человек эвакуированного населения (в том числе 25 тыс. детей до 15 лет).

Весной 1946 г. Мордовию охватила засуха, что привело к голоду. Постепенно шло развитие промышленности: началось размещение комплекса предприятий химической и светотехнической отраслей, литейного завода, расширение строительной базы (Ковылкинский завод силикатного кирпича и шиферный в рабочем поселке Комсомольский), приборостроительного завода, проведена реконструкция кабельного, инструментального и других заводов, введены в эксплуатацию 1-я турбина Саранской ТЭЦ-2, цех завода автосамосвалов, макаронная и мебельная фабрики. К середине 1960-х гг. Мордовия превратилась из аграрно-индустриального региона в индустриально-аграрный. Индустриальному развитию способствовало проведение по ее территории газопровода Саратов - Горький (1959-1960 гг.).

Во 2-й половине 1980-х - 1-й половине 1990-х гг. в Мордовии активизировались общественные силы в защиту национальных языков, культуры, самобытности мордовского народа; состоялись 3 съезда мордовского народа (1992, 1995, 1999 гг.), возник ряд общественных организаций, таких как Совет возрождения мордовского народа (1992), Фонд спасения эрзянского языка им. А. П. Рябова (1993) и др.

7 декабря 1990 г. на сессии Верховного Совета Мордовской АССР была принята Декларация о государственно-правовом статусе республики, Мордовская АССР была преобразована в Мордовскую ССР. 25 декабря 1991 г. была учреждена должность президента, на этот пост избран В. Д. Гуслянников. 7 апреля 1993 г. Верховный Совет МССР упразднил эту должность. 25 января 1994 г. Мордовская ССР переименована в Республику Мордовия. 21 сентября 1995 г. принята Конституция Республики Мордовия, утверждена новая система органов государственной власти. 22 сентября 1995 г. Главой Республики Мордовия избран Н. И. Меркушкин (с января 1995 г. Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия; всенародно избран Главой Республики Мордовия в 1998 г., переизбран в 2003, наделен полномочиями Президентом РФ В. В. Путиным в 2005 г., в 2010 году утвержден на пост Главы республики на очередной срок). 14 мая 2012 г. на седьмой сессии Государственного Собрания пятого созыва в должности Главы Республики Мордовия утвержден В. Д. Волков.

Переход к рыночным отношениям в 1-й половине 1990-х гг. привел к снижению уровня социально-экономического развития республики. Лишь с 1997 г. в Мордовии наметилась тенденция роста промышленного производства на основе реструктуризации, внедрения передовых технологий, привлечения инвестиций, получил развитие агропромышленный комплекс. Доминирующим в экономике стал негосударственный сектор.

Мордва – один из самых уникальных народов России. Уникальность его заключается в бинарности, т.е.двойственности составляющих его частей – народов мокша и эрзя. Впрочем, пока нет окончательного ответа на вопрос «Являются ли мокша и эрзя одним, мордовским народом, или двумя разными?». Сторонники и противники есть у обеих версий.

В пользу того, что мокша и эрзя – разные народы, лишь по случайности объединённые в один мордовский народ, говорит факт отсутствия в их языке этнонима «мордва» и наличие у мокшан и эрзян своего языка. Сами себя они мордвой изначально не называли, а называли мокшей и эрзей.

Против признания мокши и эрзи разными народами говорит то, что уже сформировалась многочисленная прослойка представителей этих народов, которые считают себя мордвой, а за пределами Мордовии мокша и эрзя практически 100% воспринимают себя единым мордовским народом.

Мокшанский и эрзянский языки имеют много общего, но и много отличий. Как правило, сторонники законодательного разделения мордвы на мокшу и эрзю утверждают, что мокша и эрзя не понимают язык друг друга. Сторонники единого мордовского народа утверждают обратное.

Есть мнение, что раздел на мокшу и эрзя произошёл в I тыс. Со временем это отразилось на языке и менталитете. Тут мордва повторяет судьбу сербов, часть которых в древности ушла из Центральной Европы на Балканы, а часть осталась там, где сейчас находится Лужица – регион в составе Германии, где проживают лужицкие сербы (немцы называют их «сорбы»), самый малочисленный славянский народ (60 тыс.).

Сегодня балканские сербы и лужицкие считают друг друга «двоюродными братьями». Первые – православные, преимущественно пользуются кириллицей; вторые – германизированные лютеране, пользуются латиницей.

Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. И, как в случае и с другими финно-угорскими народами (марийцы, удмурты, ханты, манси и проч.), их история содержит много белых пятен. На память сразу приходят баски – народ в Испании, в языковом и культурном отношении оторванный от испанцев. Происхождение басков, их языка и как они оказались в Пиренеях – загадка для учёных. Известно только о наличии общих черт у баскского языка с некоторыми кавказскими. Разделение на мокшу и эрзю для учёных тоже, своего рода, загадка.

В Мордовии три государственных языка – русский, мокшанский и эрзянский. Чтобы никому не было обидно. При этом стоит проблема сужения ареала употребления последних двух. Мордовские языки (автор позволит себе это обобщающее название для краткости изложения) нуждаются в поддержке, и центральные власти обязаны эту поддержку оказать, ибо этническое разнообразие России – как пестрая картина, и исчезновение даже одного её оттенка сделает её беднее.

В старину ареал расселения мордвы был значительно шире, чем сегодня. Есть мнение, что мордва заселяла современные Тамбовскую, Нижегородскую, Ульяновскую, Рязанскую, Пензенскую области. Но мордва настолько близко сошлась с русскими, что достаточно быстро ассимилировалась.

Действительно, внешне мордвина отличить от русского сложно, а счёт русских с мордовскими кровями идёт, наверное, на многие десятки тысяч. В первой половине ХХ в.мордва массово переселялась в Сибирь, спасаясь от безземелья. Основывали свои мордовские деревни, где даже дети русских переселенцев переходили постепенно на мордовский язык. Даже в 1950-х в сибирские школы ещё приходили мордовские первоклашки, путавшие русские падежи и лица (в мордовских языках отсутсвует склонение по лицам). Но потом ассимиляция брала своё, мордовский язык они почти забывали.

Все слышали о подвиге лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева, который продолжал громить гитлеровцев даже после ампутации двух ног. Борис Полевой посвятил его подвигу книгу «Повесть о настоящем человеке». А кто знает, что Маресьев по национальности – мордвин? Немногие.

Любители бокса знают профессионала Олега Маскаева, не раз удивлявшего болельщиков напряжёнными поединками на ринге. Кто знает, что Маскаев тоже мордвин? Немногие. И таких случаев достаточно.

К сожалению, постепенно отошла в прошлое традиция называть детей мордовскими именами: Пичай, Виряс, Кежай, Парут. Сегодня по ФИО не отличить мордвина от русского, как можно отличить, например, ингуша, татарина или балкарца. Хочется верить, что традиция давать новорождённым мордовские имена возродится.

Отличительные черты мордовского национального характера – стойкость, выдержка, решительность. Упрямый как мордвин - красноречивая поговорка. Подтверждение: патриарх Никон, при котором произошёл церковный раскол, был мордвином недюжинной энергии. В годы Великой Отечественной войны среди мордвы не было предателей. Мордовский легион в составе вермахта – это невозможный сценарий.

Не было среди мордвы перебежчиков в афганскую кампанию и во все прочие войны, в которых мордва участвовала наравне с другими народами России. Взаимодействуя с русскими с XI в. (мордва упоминается также в «Повести временных лет»), войдя официально в состав русского государства в XVI в., мордва внесла существенный вклад в становление России.

Столица Мордовии Саранск принимал в этом году серию игр Чемпионата мира по футболу. Десятки тысяч иностранных болельщиков получили возможность познакомиться с мордовской культурой. Их ждали экскурсии по этнокультурным объектам – этноподворье «Мир мордовской деревни», Музей мордовской народной культуры, выставка «Быт мордовского народа», проект «Примерь мордовский костюм» и т.д.

И это очень верный подход. Практически каждая туристическая страна включает в турпрограмму этнический элемент. В Тунисе туристов знакомят с берберской культурой, в Китае – с культурой народов ли и мяо, во Вьетнаме – с культурой хмонгов. Мордовская культура тоже может стать туристическим активом для республики. Чемпионат мира по футболу это доказал. Теперь о мордве услышат на многих континентах.

Территория современного мордовского края стала осваиваться человеком, по всей видимости, в палеолите - древнем каменном веке, когда была заселена западная часть Среднего Поволжья. Однако наиболее ранние поселения в регионе относятся к мезолиту - среднему каменному веку (IX - VI тыс. до н. э.). Этим временем датируются стоянки людей на берегах рек и озер у с. Заречное Краснослободского и Старая Качеевка Теньгушевского района. Их хозяйство носило присваивающий характер и было основано на охоте, рыболовстве и собирательстве. Климатические условия после отступления ледника приближались к современным.

Временем расцвета первобытного общества стал неолит - новый каменный век, датируемый в лесной и лесостепной зонах европейской части России V - первой половиной III тыс. до н. э. В это время появляются глиняная посуда, шлифование и сверление камня, возникает ткачество. До уровня мастерства доводится производство каменных орудий: топоров, наконечников копий и стрел, долот и т.п. Однако хозяйство остается присваивающим, основанным на рыболовстве и охоте. На территории Мордовии стоянки неолитических людей обнаружены по берегам рек Алатыря, Вада, Мокши (имеркские, каргашинские, машкинские и др.). Они относятся к волго-камской культуре (Волгапинское, имеркские поселения), которую некоторые исследователи (О. Н. Бадер, А. Х. Халиков) относят к древним финно-уграм. Кроме того, зафиксированы стоянки балахнинской культуры (Андреевское и имеркские поселения), которая входила в общность культур ямочно-гребенчатой керамики.

Дальнейшее освоение территории современной Мордовии связано с эпохой энеолита - медно-каменного века (середина III - начало II тыс. до н. э.), с которой связано появление металлических (медных) орудий труда. Наиболее типичными для региона являются поселения волосовской культуры в бассейнах Вада, Мокши и Суры. Население занималось охотой, рыболовством, собирательством, жило в полуземлянках, соединенных между собой. Характерны находки фигурок человека, животных, птиц и рыб из кремния (Широмасовская стоянка - антропоморфная фигурка, 2-я Каргашинская стоянка - бобр). В захоронениях встречаются амулеты из зубов животных. Большинство ученых пишут о финно-угорской принадлежности волосовцев. Кроме того, в мордовском крае обнаружены поселения племен имеркской культуры (названа по памятнику у озера Имерка Зубово-Полянского района). Они жили в полуземлянках в поймах рек, на песчаных дюнах. К памятникам имеркской культуры относятся поселения у с. Волгапино, Новый Усад, Широмасово, рабочего поселка Ширингуши, озера Машкино.

Переход к производящим отраслям хозяйства (земледелие и скотоводство) связан с бронзовым веком, который датируется в мордовском крае первой четвертью II тыс. - VIII - VII вв. до н. э. В этот период регион постепенно превращается в зону контактов различных цивилизационных пластов, поскольку на территорию Мордовии проникают племена балановской, абашевской, примокшанской и срубной культур и начинают взаимодействовать с местным населением.

Балановские племена являлись частью более широкой фатьяновской культуры и первоначально занимали территории к югу от Прибалтики, междуречье Днепра и Волги. На рубеже III - II тыс. до н.э. они переместились на Волгу по Десне, Оке, Мокше, Суре. Большинство специалистов относят эти племена к протобалтийской ветви индоевропейцев. Их основным занятием было скотоводство, сочетаемое, видимо, с подсечно-огневым земледелием. На территории Мордовии такое поселение впервые было обнаружено П. Д. Степановым (Ош Пандо у с. Сайнино Дубёнского района). Кроме того, известны курганные могильники у с. Чукалы, Андреевка, Киржеманы.

Абашевцы принадлежали, по всей видимости, к древним индоиранцам и заселяли во второй-третьей четверти II тыс. до н. э. Подонье, Среднее Поволжье и юг Урала. Основным занятием было скотоводство. Известны курганы абашевцев у с. Старое Ардатово, Киржеманы.

Примокшанская культура была выделена П. Д. Степановым в 1950-е гг. и связывалась им с индоевропейскими племенами Подонья. Племена примокшанской культуры селились на высоких береговых мысах (у с. Журавкино, Теньгушево, Паево и др.).

Срубная культура была распространена в середине и второй половине II тыс. до н. э. в степях и лесостепях Восточной Европы от Урала до Днепра. Срубники занимались скотоводством, земледелием, бронзовой металлургией. Их памятники известны вдоль р. Большая Сарка, Инсар, Нуя, Пьяна. Широко распространены курганные могильники (у с. Кочкурово, Семилей, Пиксяси, Алово, Атяшево и др.), поселения исследованы у с. Аксеново, Берсеневка, Киржеманы.

На основе взаимодействия пришельцев с местным населением сложилась поздняковская культура (середина II - начало I тыс. до н. э.), племена которой занимались скотоводством и металлообработкой, земледелие играло вспомогательную роль. Памятники поздняковцев известны у с. Куликово, Кураево (Теньгушевский район), Шаверки (Краснослободский район), Жабино (Ардатовский район).

Железный век (VII в. до н. э. - начало н. э.) явился закономерным этапом освоения территории Мордовии, последовавшим за эпохой бронзы. На данном этапе регион полностью был заселен племенами городецкой культуры, финно-угорскую принадлежность которой никто не оспаривает. Их хозяйство было комплексным, сочетающим лесное животноводство, подсечное земледелие, охоту и рыболовство. Сырье для железных орудий было местным. Типичными поселениями были городища и селища (Нароватовское, Самозлейское, Каргашинское, Теньгушевское и др.). Городецкие племена являлись предками древней мордвы и рязанско-окских племен.

«Перерастание» городецкой культуры в древнемордовскую в первых веках н. э. связано с целым рядом внутренних и внешних факторов. Наиболее ранним памятником древней мордвы принято считать Андреевский курган в Большеигнатовском районе (первые века н. э.), где обнаружены прототипы многих мордовских вещей: глиняная посуда, разнообразные украшения (сюлгамы, височные подвески с грузиком, нагрудные бляхи). Обширность расселения древнемордовских племен способствовала обособлению северного населения (современная Нижегородская область), которое стало основой формирования мордвы-эрзи, и южного (Верхнее Посурье, Верхнее и Среднее Примокшанье), ставшего основой мордвы-мокши. Формирование бинарности древнемордовской этнической общности происходит во второй половине I тыс. н.э.

Кроме того, на территории современной Мордовии в I тыс. н.э. проживали родственные мордве рязанско-окские племена (северо-запад современной РМ) и пришлые племена именьковской культуры (Среднее Посурье), которые многие исследователи связывают со славянами.

На протяжении I тыс. н. э. мордва имела интенсивные связи со славянами, хазарами, волжскими булгарами, аланами, соседними финно-угорскими народами. К началу II тыс. н. э. на передний план выдвигаются связи со славянами и оформившимся Древнерусским государством, в орбиту которого оказались втянуты западные мордовские кланы. Об этом свидетельствуют находки подвесок со знаками Рюриковичей (Кельгининский могильник), русского дружинного вооружения и т.п. Существенную роль в этом процессе сыграли походы князя Святослава на Хазарию и последующая политика русских князей в средневолжском регионе.

О появлении древне-мордовских племен

На рубеже нашей эры (2000 лет назад) городецкая культура «переросла» в древне-мордовскую. Археологические сведения и фольклор дают очень скудные сведения о том, почему и как это происходило. Предположительно, в эти времена древне-мордовские племена существовали, будучи известными окружающим народам под одним из следующих имён: андрофаги, будины, йирки, фиссагеты. Вот как Геродот - "отец истории" - описывает их: «Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране».

«Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление... Будины - коренные жители страны - кочевники. Это - единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками... (примечание: уточнение лингвистов - не шишками, а белками, питающимися сосновыми шишками). Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы...»

Йирки «промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним».

«За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеоб-разное племя. Живут они охотой... Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Название этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис».

У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов на север. Естественно, это передвижение затронуло и городецкие племена. Вряд ли они снялись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории городецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древне-мордовской культуры.

События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сарматскими племенами. Наиболее частыми они были в I–IV веках нашей эры. Именно в это время получают широкое развитие торговые связи.

Основным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из металлов. Но кочевники были ненадежными торговыми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопастные наконечники сарматских стрел довольно часто археологи находят на валах мордовских городищ в Нижнем Присурье.

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием большой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мордовские племена. На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган - захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ассимилированы древней мордвой и растворились в её среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же племена в I-IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отношений.

В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обычно стоял кудатя. Род или несколько родов составляли поселение - веле. Занимали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, полбу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древне-мордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество - сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с пришельцами трудно. Ведь постоянной военной дружины ещё нет, приходится и пахать, и учиться владеть оружием. И лишь к середине тысячелетия положение меняется. К этому времени происходят существенные сдвиги в жизни и быте древней мордвы. На смену родовой общине пришла соседская.

Наряду с городищами возникли открытые поселения. Сложилась постоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало развиваться имущественное и социальное неравенство.

На этой ступени развития зафиксировали предков современной мордвы и иноземные авторы. В VI веке историк готских королей Иордан в своей книге под названием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы, назвал народ «морденс». Это было первое упоминание в письменных источниках о мордовском народе.

Мордва... Как возникло имя народа? Является ли оно самоназванием или же так называли наших предков соседние племена? В ирано-скифских языках существовало слово martiya, переводимое как мужчина, человек. Оно-то и легло в основу этнонима мордва. В русском же языке к основе «морд» присоединился суффикс «ва», имеющий оттенок собирательности, общности. Так и возникло имя народа, имя, существующее уже полторы тысячи лет.

В середине I тысячелетия нашей эры история древне-мордовских племен связана с передвижениями народов, которое известно под названием «великого переселения». В конце IV века сарматы были разбиты пришедшими с востока гуннами. Современник гуннского нашествия римский историк Аммиан Марцеллин писал о гуннах как о подвижном и неукротимом народе, пылающем «неудержимой страстью к похищению чужой собственности». Внезапность прихода гуннов усилила страх перед ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает всё, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор».

А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные. А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития древне-мордовских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.

На рубеже VII-VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.

В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свидетельству персидского автора X столетия, булгары - народ «отважный, воинственный и внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок, живущих возле страны хазар». Булгары потеснили мордву. Оседая на Волге, они стали её восточными соседями. Одновременно аланское население Северного Кавказа, теснимое арабскими завоевателями, переселилось в верховье Северного Донца, Оскола и Дона, на пограничные с цнинской мордвой земли. Следом нахлынула новая кочевая волна - хазары.

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Скифы, превратившие лесостепь Восточной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неизвестные восточные конники-гунны. И далее век от века конные лавины булгар, алан... Столетия мордовские племена вели ожесточенные схватки со степью. И выходили победителями. О мордовские укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Оставшиеся были вынуждены платить дань.

Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Возможно, она была такой же, как и со славянских племен - по серебряной монете и белке с дыма, возможно, гораздо большей. Однако достоверно известно, что она не была чётко определенной, поскольку сами хазары не знали численности мордовского населения. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме сановнику при дворе кордовского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту, написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о народах Среднего Поволжья: «Их девять народов, которые не поддаются точному распознаванию и которым нет числа».

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает исчезать военная дружина. В южно-мордовских могильниках V-VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могильниках периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не позволяли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего развития и внешнего давления произошло разделение единого древне-мордовского племени.

В X веке хазарский каган Иосиф в одном из своих посланий упомянул народ «арису». Это было первое письменное упоминание об эрзе. Следом об эрзянах («арджанах») сообщал летописец монголов Рашид-ад-Дин, позднее писал о них ногайский князь Юсуф.

Первое упоминание о мокше встречается позднее, оно обнаружено в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука. О мокше пишут Рашид-ад-Дин, венецианец Иосафат Барбаро. Встречается этноним в форме «мухшы» позднее и на булгаро-татарских могильных камнях.

Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan, что переводится как мужчина, герой, а мокша по происхождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индо-европейскому населению Среднего Поволжья, обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров.

К концу I – началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориентировка погребений.

Борьба с хазарским владычеством, конечно, велась. Однако, слишком неравными были силы. Обстановка меняется в X веке. Каганат начинают раздирать внутренние смуты, сотрясать удары внешних врагов - печенегов и русских князей. Последний удар нанёс Хазарии киевский князь Святослав, который, как сообщает нам русский летописец, «легко ходил в походах, как пардус, и много воевал».

В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги. Здесь Святослав провёл целый год, готовя прочный тыл для своего похода в сердце хазарской державы - Итиль. По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрализовал союзников хазар на Средней Волге. В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости: Семендер на Тереке и Саркел на Дону.

Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о последствиях похода Святослава: «Теперь не осталось и следа ни от Булгара, ни от буртасов, ни от хазар, потому что Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе их край, а те, кто спасся... разбежались по окрестным местам в надежде договориться с Русью и стать под её власть».

Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племена. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.

По материалам мордовских ученых Н. Мокшина, В. Абрамова, В. Юрченкова

Рассказать друзьям

Введение


Археологические памятники являются одним из ценнейших достояний исторической науки, важнейшим источником, раскрывающим историю человеческого общества, многовековую историю народов. Они сами, будь то древнее орудие труда или памятник искусства, жилище или оборонительное сооружение, являются творением народа - создателя всех материальных и духовных благ общества, творца истории. Они - неразрывная часть его жизни, яркое свидетельство большого и сложного пути исторического прогресса, пройденного человеческим обществом начиная с самых начальных этапов его становления.

Археологический материал является основным историческим источником для изучения длившегося сотни тысячелетий древнейшего периода истории человечества - первобытного общества. Но и для последующих периодов, включая и средневековье, изучение истории общества, истории народных масс, создание подлинной исторической картины немыслимо без тщательного и всестороннего привлечения археологического материала. Это особенно касается в прошлом бесписьменных народов, в том числе и истории мордовского народа.

Мордовский народ - один из древних народов Восточной Европы. Археологические раскопки позволяют считать, что первые страницы истории собственно мордовских племен следует считать в памятниках раннего железа, датируемых временем с I тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э. Проблема городецкой культуры дает ключ к решению вопроса о выделении мордовских племен из общего конгломерата родовых групп Среднего Поволжья.


1. Эпоха камня и раннего металла


В позднем палеолите (30-10 тыс. лет назад) первобытные общины осваивали в основном пространства Восточной Европы. Их стоянки обнаружены севернее 64-й параллели (примерно в 175 км от Полярного круга). К этому времени относятся древнейшие следы пребывания человека в Среднем Поволжье. Позднепалеолитические орудия из кремня собраны на отмелях Волги, около с. Польное-Ялтуново в низовьях Цны. Среди известных памятников наиболее близка к Мордовии Карачаровская позднепалеолитическая стоянка близ Мурома на Оке.

Начало проникновения первобытного человека в Мокшанско-Сурское междуречье относиться к эпохе мезолита (10 - 7 тыс.лет назад), однако прочное освоение его произошло лишь в неолитическую эпоху.

Появление на территории нашего края групп бродячих охотников было обусловлено изменением образа жизни позднепалеолитического населения Восточной Европы. С наступлением мезолита исчезли крупные поселения с долговременными общинными жилищами, которые сооружались из камней, крупных костей и бивней мамонтов. Переход мезолитических общин к подвижному образу жизни тесно связан с коренными переменами природных условий, вызванными отступлением и таянием последнего ледника на рубеже геологических эпох - плейстоцена и голоцена (8500 - 8000гг. до н.э.).

В начале голоцена происходит перестройка растительного покрова, смена холодных степей и приледниковых тундр хвойно-широколиственными лесами. Эти изменения драматически отразились на развитии животного мира. Они привели к исчезновению мамонта, шерстистого носорога и других крупных животных ледникового периода, служивших для палеолитического человека основным объектом охоты. Вместе с тем значительно увеличились популяции лося, кабана, водоплавающей и боровой птицы, рыбы. Существенные изменения состава промысловых животных привели к освоению новых приемов охоты (выслеживание, скрадывание добычи), которая остается основой хозяйства мезолитических общин. Лук и стрелы, изобретенные еще в позднем палеолите, утверждаются в качестве основного охотничьего оружия. Теперь не было необходимости в организации загонной охоты на крупных животных, требовавшей участия значительного числа людей. Целесообразнее стало посылать небольшие группы охотников в разных направлениях от места проживания. Эффективность новых приемов охоты повышало использование собаки, прирученной в мезолите. Появляются такие специфические формы промысла, как добыча птицы.

Интенсификация охоты приводила к быстрому уничтожению животных в районах проживания каждой общины. Это вынуждало к более частому передвижению мезолитического человека в пределах своей территории и способствовало освоению новых охотничьих угодий. Нетронутые лесные массивы между Окой и Сурой стали привлекать внимание первобытных охотников. Остатки памятников того времени обнаружены у озера Имерка, поселка Тарвас-Молот Зубово-Полянского района, села Широмасово Теньгушевского района. Очевидно, проникновение мезолитичесих общин в наш регион происходило неодновременно и с различных направлений. Археологи отмечают в материалах пока единичных памятников черты культур юго-западных, волго-окских и прикамских областей.

Мобильность охотничьих групп приводила к появлению небольших по площади кратковременных стоянок без жилых конструкций или с временными шалашевидными постройками. Для них выбирались возвышенные места около рек и озер. Большие стационарные поселения верхнепалеолитического времени, располагавшиеся в местах удобной загонной охот, теряют свое значение.

Быстрое истощение охотничьих угодий стимулировало развитие такой формы присваивающего хозяйства, как рыболовство, которое в эпоху мезолита становится не спорадической охотой, а целенаправленной отраслью хозяйства. Появляются рыболовные крючки, известны находки остатков сетей, предполагающие использование лодок, очень широко распространяются гарпуны. Однако в экономике рыболовство становится преобладающим позднее, уже в неолите. Собирательство, практиковавшееся в палеолите, в мезолитическое время приобретает характер выборочного.

Важным изобретением мезолитического человека является каменный топор, который появился с широким распространением лесных массивов. Продолжает совершенствоваться техника изготовления орудий труда из камня. Большое значение приобретают составные орудия из деревянной или костяной оправы с пазом, в который вставлялись мелкие вкладыши из кремниевых ножевидных пластин.

Наблюдаются перемены и в социальной организации мезолитического общества. Небольшие размеры стоянок и временный характер жилищ свидетельствует о значительном сокращении численности мезолитических племен по сравнению с позднепалеолитическими. Однако налицо существование родовой общины, основанной на родстве по материнской линии, с характерным для нее развитым совместным домашним хозяйством.

Таким образом, в рамках мезолита на севере Европы, как и в Среднем Поволжье, коренных изменений в хозяйстве не произошло, хотя на юге появляются производящие отрасли, в первую очередь земледелие. Однако к финалу мезолитического времени (V тыс. до н.э.) лесные племена достигли такого уровня развития присваивающего хозяйства, при котором были созданы предпосылки получения избыточного продукта, характерного для следующей эпохи каменного века - неолита. Это привело к демографическому скачку, повлекшему активное освоение лесной зоны, в том числе и территории Мокшанско-Сурского междуречья.

В эпоху неолита пространства между Окой и Сурой были покрыты смешанными лесами, в которых росли ель, сосна, береза, ольха, дуб, орешник. В них обитали лось, медведь, бобр, заяц, лисица и другие представители животного мира. Это время характеризуется относительно влажным и теплым климатом, близким к современному.

Если в степной зоне Восточной Европы начало неолита ознаменовалось переходом от присвающего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему (земледелие, животноводство), то в лесной зоне происходит дальнейшее развитие присваивающего хозяйства, но уже с уклоном в сторону рыболовства, а не охоты. Но повсеместно основным результатом хозяйственной деятельности становиться создание избыточного продукта, не поступающего непосредственного в сферу потребления. Это одно из главных отличий неолита от мезолита.

В неолитическое время территория нашего края была прочно освоена первобытными племенами. На пространствах Мокшанско-Сурского междуречья известны несколько десятков стоянок неолита (комплекс памятников около озера Имерка, каргашинские стоянки в Зубово-Полянском районе, поселения Машкино и Шаверки в Краснослободском районе, Андреевское поселение в Ковылкинском районе и др.).

Обилие спокойных, богатых рыбой рек с разветвленной гидросистемой, заливных пойменных озер и лесов создавали благоприятные условия для жизни многочисленных неолитических общин. В это время Мокшанско-Сурское междуречье было заселено рыболовческо-охотничьими племенами, древние поселения которых располагались на пойменных песчаных дюнах по берегам рек и озер. Об их занятиях свидетельствует обнаружение при раскопках кремниевые наконечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, грузила от сетей и т.д.

В эпоху неолита у местных племен рыболовство окончательно возобладало над охотой. Так на каргашинстких стоянках в Зубово-Полянском районе обнаружен целый пласт чешуи и костей рыб. Основные способы ловли с применением лодок, сетей, вершей, загородок требовали расселения рыбаков неподалеку от мест промысла и оседлости.

Неолитические памятники представляют собой небольшие постоянно функционирующие поселения с насыщенным культурными остатками слоем. Здесь располагаются от одного до трех стационарных жилищ в виде полуземлянок овальной формы с каркасно-столбовой конструкцией и углубленными открытыми очагами. Вдоль стен располагались земляные нары, в полу жилища сооружались ниши-кладовки или погребки. Подобные постройки исследованы археологами на Андреевском поселении в Ковылкинском районе, поселении Шаверки в Краснослободском районе Мордовии.

Одним из характерных признаков культуры эпохи неолита было появление глиняной посуды ручной лепки. Сейчас предполагают, что вся лесная зона получила древнюю керамику, достаточно однородную, из одного источника, скорее всего с Балкан, через передающие звенья - культуры раннего неолита буго-днестровского и днепро-донецкого регионов. Об этом свидетельствует также параллельное развитие форм и орнаментации керамики во многих культурах лесной полосы в течении длительного времени.

Хрупкость больших глиняных котлообразных остродонных сосудов, которые не брали при переселениях, повсеместное наличие глины, служившей материалом для изготовления посуды, явились причинами, по которым керамика не вступала в эту эпоху предметом обмена, что мешало распространению определенного типа посуды за пределы поселений той или иной группы племен. По этому керамика, форма сосудов и особенно их орнаментация легли в основу выделения археологических культур неолита.

Для этого времени в Мокшанско-Сурском междуречье археологи выделяют три разнокультурные группы населения. Первая характеризуется керамикой, орнаментированной оттисками в виде гребенки, другая - посудой, украшенной треугольными наколами, третья - нанесением на поверхность сосудов комбинации ямочно-гребенчатых отпечатков. Их взаимодействие определяло направление основных этнокультурных процессов.

Эпоха неолита характеризуется расцветом техники изготовления орудий труда из камня и кости. В это время использовали такие приемы обработки изделий, как сверление, шлифовка, пиление, различные виды ретуширования.

Широкое применение в неолите получил топор, изобретенный еще в мезолите. Появляются более совершенные каменные тесла и долота, что связано с распространением приемов шлифовки и заточки изделий.

Таким образом, несмотря на ведущую роль рыболовства в экономике неолита, коллективное хозяйство родовых групп оставалось комплексным, то есть рыболовство сочеталось с охотой и собирательством. Рыболовство в отличие от других отраслей хозяйства было круглогодичным занятием, обеспечивающим первобытные племена избыточным продуктом, что в значительной степени обусловило оседлый образ их жизни.

Начиная примерно с середины второй четверти III тыс. до н.э. на территории Восточной Европы природные условия изменяются. Климат становится более сухим, но холоднее, чем в настоящее время. Сокращается ареал широколиственных лесов, увеличивается роль сосняков и березняков. В лесах вновь появляются куница, благородный олень и другие животные, обитавшие здесь в предыдущую эпоху.

Изменения природной среды совпали с крупными этнокультурными и хозяйственными сдвигами в развитии поздненеолитических культур. В III - начале II тыс. до н.э. местные племена вступают в период, переходный между неолитом и бронзовым веком, - энеолитическую эпоху.

Если на юге в это время в быт широко внедряются медные орудия, развиваются производящие виды хозяйства, то у населения лесной полосы еще господствуют неолитические традиции. Однако и здесь появляются медные изделия, хотя еще очень редко. На поселении Имерка в Зубово-Полянском районе была найдена медная фигура - голова медведя. Знакомство с меднолитейным производством подтверждают также находки тиглей для плавки металла и глиняной формы для отливки топора на энеолитических поселениях около Нового Усада в Краснослободском районе Мордовии. Более широко цветная металлообработка распространяется лишь у позднеолитического населения, когда оно соприкасается с проникшими на территорию Среднего Поволжья племени скотоводов и земледельцев периода ранней бронзы.

Каменная индустрия продолжает играть основную роль в производстве орудий труда. В эпоху энеолита появляются комбинированные кремневые орудия, выполняющие несколько рабочих функций, что экономило труд и сырье на их изготовление и давало больший эффект.

Изменения коснулись и организации рыболовческо-охотничьего промысла: возросла роль сетевого и запорного рыболовства, что повысило продуктивность присваивающего хозяйства и способствовало большей оседлости населения.

Энеолитические поселения, расположенные на берегах рек и озер, становятся более крупными и долговременными. Они состоят, как правило, из нескольких жилых построек в виде полуземлянок прямоугольной формы со столбовой конструкцией, иногда соединенных переходами. Заметно увеличивается численность населения. Памятники энеолитического времени известны у озера Имерка, сел Каргашино, Ширингуши Зубо-Полянского района, Широмасово Теньгушевского района, Нижний Сатис Темниковского района, Лепченка Ельниковского района, Новый Усад Краснослободского района, Волгапино Ковылкинского района и т.д.

Одной из характерных черт энеолитической культуры лесной полосы Среднего и Верхнего Поволжья является изготовление разнообразных кремневых скульптурок людей, животных, птиц и рыб. В древностях Мокшанско-Сурского междуречья кремневые антропоморфные фигурки обнаружены на поселении около сел Широмасово Теньгушевского района, Лепченка Ельниковского района. Фигурка бобра происходит с Каргашинской стоянки в Зубово-Полянском районе. Большинство исследователей считают их ритуальными предметами и видят в них отражения культа предков или тотемизма.

Специфика этнокультурных процессов на территории Мокшанско-Сурского междуречья в эпоху камня и раннего металла определялась тем, что здесь в силу географического расположения встречались и взаимообогащались два культурных мира: население лесостепной зоны, с одной стороны, и лесные племена - с другой. Именно в этих условиях зарождается особый путь развития неолитических культур нашего края.

В эпоху раннего неолита (конец V - первая половина IV тыс. до н.э.) на Мокше и Суре совместно проживали две культурные группы населения, различающиеся прежде всего традициями орнаментации керамической посуды. Большинство открытых в нашем крае ранненеолитических стоянок входит в круг лесных культур Среднего и Верхнего Поволжья с доминирующей в орнаментации гребенчатой традицией. Есть основания полагать, что эти памятники сформировались на базе позднемезолитической индустрии, истоки которой ввиду ограниченной источниковедческой базы пока неясны. В другой группе памятников преобладает орнаментация поверхности сосудов треугольными наколами. Накольчатая традиция характерна для ранненеолитического населения лесостепной и степной полосы от Дона на западе до Волги на востоке. Несмотря на незначительную плотность населения и еще подвижный образ жизни племен, основное развитие неолитической культуры Мокшано-Сурского междуречья шло по линии интеграции этих двух групп населения, о чем свидетельствует целый ряд синкретических археологических комплексов.

Во второй половине IV тыс. до н.э. этнокультурные процессы были обусловлены продвижением из Нижнего Поочья вверх по Мокше пришлых групп населения, оставивших памятники с ямочно-гребенчатой керамикой. Бассейн Мокши и ее притоки становятся постоянным местом обитания этих племен, вытеснивших отсюда носителей накольчато-гребенчатой традиции. В дальнейшем примокшанское население с ямочно-гребенчатой керамикой приобретает некоторые специфические черты в материальной культуре, выделяющие его в общности племен ямочно-гребенчатой керамики на Оке и Средней Волге.

Однако на Суре в поздненеолитическое время наблюдается дальнейшее развитие традиционной культуры, усиленное пришедшими с Мокши родственными племенами. Несмотря на проникновение сюда отдельных групп населения с ямочно-гребенчатой традицией, носители накольчато-гребенчатой керамики успешно противостояли их натиску.

Энеолитическая эпоха ив Мокшано-Сурском междуречье знаменуется появлением в начале III тыс. до н.э. двух новых культурных образований: волосовской и имеркской культуры. По особенностям материальной культуры они значительно отличаются от местных поздненеолитических племен, исторические судьбы которых на территории края пока не прослеживаются.

Формирование волосовской культуры происходило на пространствах Волго-Окского междуречья и средней Волги на базе местных неолитических племен. ЕЕ развитие прослеживается там, где наблюдается взаимообогащение двух традиций: верхневолжского и волжско-камских культур, близкородственных мокшанско-сурским носителямнакольчато-гребенчатой керамики, с одной стороны, и населению с ямочно-гребенчатой керамикой - с другой, при доминировании первых. Появление волосовских древностей в нашем регионе было следствием расселения средневолжских волосовцев, которые застали в Примокшанье население, оставившее памятники имеркского типа. Пришлые племена вступили в контакт с местным населением и восприняли некоторые его традиции.

Имеркская культура, выделенная среди местных энеолитических древностей только в последние годы, отличается от волосовской особенностями в домостроительстве, кремневой индустрии, формовке и особенно орнаментации глинянной посуды. Ее носители были знакомы с первоначальной металлообработкой - медным литьем, тогда как у классических волосовцев собственная цветная металлообработка появляется только на позднем этапе развития под влиянием пришлых культур раннего бронзового века.

Пути проникновения на нашу территорию имеркских древностей пока не установлены, хотя вопрос об их автохтонном происхождении вряд ли можно решить утвердительно. Некоторые исследователи не без оснований указывают на близость имеркских материалов к поздненеолитическим комплексам лесостепного Подонья.

В определении языковой принадлежности носителей волосовской культуры наблюдаются существенные разногласия. Новая трактовка вопроса о происхождении волосовских древностей позволяет пересмотреть традиционную точку зрения о бесспорно финно-угорском происхождении волосовцев. В связи с последними открытиями в области неолита все больше аргументов приобретает взгляд на них как потомков северных индоевропейских племен.

Дальнейшие судьбы позднеэнеолитического населения Мокшанско-Сурского междуречья тесно связаны с появлением на рубеже III - II тыс. до н.э. пришлых скотоводческо-земледельческих племен эпохи ранней бронзы.


Эпоха бронзы


Начало бронзового века совпало с освоением металлургии бронзы и введением в обиход орудий из нее. Бронзовая металлургия обеспечила серийное производство наиболее рациональных форм орудий и создала предпосылки для выделения ремесленников как особой социальной прослойки общества. Историческая значимость бронзового века для населения Мокшанско-Сурского междуречья заключается в том, что в его рамках сложилось многоотраслевое хозяйство, динамично сочетавшее присваивающие промыслы (охоту, рыболовство, собирательство) с производящими отраслями (скотоводством и земледелием). Эти достижения способствовали увеличению численности населения, развитию социальной организации общества. В новых условиях хозяйствования все возрастающую роль начинает играть мужчина - скотовод, металлург и воин. На смену матриархату приходит патриархально-родовой строй.

В начале II тыс. до н.э. среди энеолитического населения Мокшанско-Сурского междуречья расселяются пришлые скотоводческо-земледельческие племена, оставившие памятники балановской культуры. Их появление в нашем крае было одним из импульсов в широкой волне миграции, охватившей территорию от берегов Рейна на западе до Волги на востоке.

Прародиной балановских (средневолжских) племен культуры боевых топоров было Южное Поднепровье и Прикарпатье, откуда они переселились в наш край по Десне и Верхней Оке под влиянием изменения климатических условий в конце III - начале II тыс. до н.э., которое привело к резкому повышению уровня воды в Немале, Висле и других реках Южной Прибалтики. Трансгрессия гидросистемы значительно ограничила речные поймы, удобные для земледельческо-скотоводческого хозяйства, и вызвала необходимость поиска новых мест обитания.

Это были первые в нашем крае скотоводческо-земледельческие племена. Скотоводство у балановцев носило оседло-пастушеский характер, о чем свидетельствует стационарные поселения, располагавшиеся на высоких труднодоступных мысах или холмах, и преобладание крупного рогатого скота, свиней при минимальном количестве мелкого рогатого скота. На известном балановском поселении Ош0Пандо в Дубенском районе обнаружены кости коров, свиней, лошадей и овец, но с преобладанием останков крупного рогатого скота и свиней. Вероятно, быки у балановцев использовались в качестве тяговой силы, о чем свидетельствуют находки глиняных моделей колес от повозок.

Предполагают, что носители балановской культуры практиковали подсечно-огневое земледелие со вторичной и, возможно, длительной обработкой расчищенных от леса участков, но оно не играло в их экономике заметной роли. Второстепенное значение в хозяйстве имели охота, рыболовство и собирательство.

Анализ бронзовых изделий указывает на создание балановскими племенами собственного очага металлургии, который базировался на медистых песчаниках Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Древняя металлургия балановцев оказала решающее влияние на развитие металлообработки у местных поздневолосовских племен.

Носителей балановской культуры наряду с другими родственными племенами культуры боевых топоров Восточной Европы (фатьяновская, среднеднепровская, висло-неманская и прибалтийская культура ладьевидных топоров) единодушно относят к представителям прибалтийской ветви индоевропейцев.

Развитие балановской культуры на Мокше и Суре сопровождалось мирными взаимоотношениями ее носителей с местным позднеэнеолитическим волосовским населением, которые заметно активизировались во второй четверти II тыс. до н.э. Этому способствовало то обстоятельство, что балановцы попали в частично родственную им среду волосовцев - потомков северных индоевропейцев. Результатом их контактов стало образование к середине II тыс. до н.э. в Среднем Поволжье нового культурного образования - чирковского горизонта древностей. Памятники этого типа в нашем регионе только начинают обрисовываться по материалам Широмасовского поселения в Теньгушевском районе.

В середине первой половины II тыс. до н.э. в лесостепную зону Среднего поволжья вторгаются индоиранские племена абашевской культуры, враждовавшие с местным балановско- волосовским населением. Это демонстрируется наличием целого ряда групповых захоронений абашевских воинов, относящихся ко времени распространения древностей этого типа из районов лесостепного Подонья. Кремневые наконечники стрел, которыми они нередко были умерщвлены, употреблялись местными балановскими племенами или родственными им чирковцами. К памятникам, отражающим враждебные отношения к пришельцам, относится и Староардатовский курган в Ардатовском районе Мордовии, под насыпью которого обнаружено погребение семи абашевских воинов. Однако ориентация ведущего скотоводческого хозяйства на различные экологические ниши (лесное в зоне широколиственных формаций у балановцев и лесостепное с тяготением к луговой степи у абашевцев) позволила им мирно сосуществовать на довольно ограниченных территориях.

Абашевское население было достаточно подвижным и занималось пастушеским скотоводством с подчиненным значением земледелия. В составе стада преобладал крупный и мелкий рогатый скот, известна лошадь. Уровень развития скотоводства позволял им использовать скот в транспортных и военных целях. Находки деталей конской узды в абашевских древностях свидетельствуют о появлении в евразийской степи колесниц. Это способствовало распространению абашевского населения на огромных лесостепных пространствах от Левобережья Днепра на западе до р. Тобол на востоке. Оно первым в значительном объеме начало освоения уральских месторождений меди и создало свою форму орудий труда, предметов вооружения и украшений.

Дальнейшая судьба абашевского населения в нашем крае связана с продвижением в лесостепную зону по участкам луговой степи ираноязычных племен срубной культуры в середине II тыс. до н.э. ЕЕ носители заняли огромную территорию лесостепной и степной зоны от Левобережной Украины до Приуралья. Процесс их расселения по южной границе лесостепного Поволжья сопровождался поглощением носителей абашевских древностей и включением их в срубную культурную историческую общность.

Подавляющее большинство памятников срубной культуры в Мордовии расположены на месте бывшей луговой степи, вклинившейся в лесные массивы по рекам Исса, Инсар, Пьяна и их притокам. Топография курганов и поселений соответствует ведущему направлению хозяйственной деятельности срубных племен - степному пастушескому скотоводству. Основу стада составлял крупный и в меньшей мере мелкий рогатый скот. В срубное время значительно возрастает роль коневодства. Помимо существенной доли лошадей в составе стада об этом свидетельствуют также многочисленные находки псалиев и других атрибутов конской упряжки на памятниках срубной культуры. Предполагают, что наряду с использованием лошадей в качестве упряжных животных они служили для верховой езды.

Носители срубной культуры лесостепной полосы были хорошо знакомы с подсечной системой землепользования. Они применяли бронзовые вислообушные топоры. Для уборки урожая была выработана весьма совершенная форма бронзовых серпов, которые в виде готовых изделий и литейных форм встречены на многих поселениях срубной культуры Поволжья. Охота и рыболовная ловля не играли значительной роли в экономике.

Цветная металлообработка у срубного населения достигла уровня ремесла, предполагающего изготовление продукции не только для собственных нужд, но и на продажу или обмен. В лесостепной зоне выявлены целые поселки металлургов-литейщиков. Анализ небольшой серии бронзовых изделий (ножи, шилья, браслеты) из срубных курганов на территории Мордовии показал, что сырьем для них послужили рудные источники восточнее Урала.

Большинство памятников срубной культуры в нашем крае (у села Атяшево, Тарасово, Алово Атяшевского района, Моревка, Старые Селищи Большеигнатовского района и др.) относится к середине II тыс. до н.э. С появлением племен срубной культурно-исторической общности в лесостепи Окско-Сурского междуречья исчезает этнокультурная пестрота, характерная для периода ранней и средней бронзы, и на основе их синтеза с местным лесным (прежде постволовским) населением формируется поздняковская культура поздней бронзы.

Памятники поздняковской культуры широко распространены в лесной и лесостепной зоне от верховья Оки до правобережья Волги Наиболее хорошо исследованы в нашем крае Аким-Сергеевское поселение в Зубово-Полянско району, около села Куликово Тяньгушевского района, озера Чурилка в Краснослободском районе и др.

В поздняковских племенах сложилось многоотраслевое хозяйство. Пойменное скотоводство носило приселищно-пастушеский характер со стойловым содержанием скота в зимнее время. В состав стада входили крупный рогатый скот, лошади, свиньи и мелкий рогатый скот. Поздняковцы практиковали подсечно-огневую систему земледелия, при уборке урожая использовали бронзовые и кремневые серпы.

Большое значение в хозяйстве поздняковского населения имели традиционные лесные промыслы - охота и рыболовство, развитию которых способствовало расположение поселений в поймах рек около обширных лесных массивов, протянувшихся вдоль Оки, Мокши, Суры и их притоков.

Наряду с кремневой индустрией у поздняковцев развивается бронзовая металлургия, основанная на привозном металле восточного (в основном волжско-уральского и волжско-камского) происхождения. Существование собственной металлообработки подтверждается находками литейных форм, тиглей для плавки бронзы, глиняных льячек, в том числе и в жилищах на поселении у села Куликово Теньгушевского района. Значение поздняковской культуры в эволюции лесных племен Окско-Сурского междуречья определяется прежде всего тем, что ею были подготовлены предпосылки к утверждению производящих форм хозяйства (скотоводства и земледелия), получивших развитие в железном веке.


Ранний железный век


Первые железные изделия в Восточной Европе появились еще в эпоху поздней бронзы, однако серийное производство железных орудий труда и оружия начинается лишь в первой четверти I тыс. до н.э. Если в степях наступление железного века совпала с переходом скотоводческо-земледельческих племен к кочевому образу жизни, то лесные племена Среднего Поволжья продолжают развивать комплексное хозяйство, унаследованное от населения поздней бронзы. Черная металлургия у местных племен, базирующаяся на болотной руде, с трудом завоевывает позиции в производстве орудий труда на фоне традиционной бронзовой и костяной индустрии. После ряда вторжений перегруппировок племен на протяжении бронзового века в эпоху раннего железа в течении семи-восьми веков происходило относительно стабильное этнокультурное развитие городецкой культуры без заметных внешних воздействий.

Культура эпохи раннего железного века в Мокшанско-Сурском междуречье сформировалась на базе памятников финальной бронзы в результате сложных этнокультурных процессов, основное содержание которых определялось взаимодействием потомков местных поздняковских племен и пришлых носителей культуры сетчатой керамики, проникших в поздняковскую среду Волго-Окского междуречья II тыс. до н.э. из районов Верхнего Поволжья. Основная масса окского поздняковского населения была оттеснена в районы лесостепного днепровского левобережья и Северного Донца, где на его основе возникает бондарихинская культура, которая в дальнейшем принимает участие в сложении скифских культур левобережной лесостепи. Часть приокских поздняковцев могла быть ассимилирована пришельцами либо продвинулась вверх по течению Мокши в среду близкородственного им населения Примокшанья и Посурья.

К началу I тыс. до н.э. материальная культура мокшанско-сурских поздняковцев значительно трансформируется. Наследники поздняковских традиций переносят поселения на естественно защищенные высокие участки. Это было обусловлено как климатическими изменениями, сопровождающимися похолоданием и подъемом уровня гидросети, так и природой производящей экономики. К тому же труднодоступные мысы были более удобны для защиты стада от хищных зверей и поселений от врагов.

Культурные напластования с украшенной наколами-тычками глиняной посудой, оставленые потомками поздняковского населения, обнаружены в нижних слоях большинства памятников (Каргашинские городище в Зубово-Полянском районе, Новопшеневское в Ковылкинском, городище Казна-Пандо около села Паево Кадошкинского района и др.), на которых в дальнейшем основали укрепленные валами и рвами городища носители сетчатой керамики.

Хозяйство племен с тычковой керамикой оставалось комплексным, но судя по топографии поселении, у них по сравнению с поздняковским временем существенно возрастает роль скотоводства.

В конце первой четверти I тыс. до н.э. в среду населения, оставившего памятники с тычковой керамикой, из районов Среднего и Нижнего Поочья вверх по Мокше продвигаются племена культуры с сетчатой керамикой и сооружают здесь первые городища на месте постпоздняковских поселений. Эти процессы сопровождались поглощением местного населения Мокшанско-Сурского междуречья и знаменовали формирование городецкой культуры эпохи раннего железа, которую все исследовали относят к финно-уграм. Ее носители занимали практически всю лесостепную и степную зону правобережья Среднего Поволжья и рязанского Поочья. Основными показателями материального комплекса всех локальных вариантов городецких древностей были лепная глиняная посуда, покрытая псевдорогожными и текстильными отпечатками, особая форма грузил и пряслиц, а также развитая костяная индустрия.

Для поселений обычно выбираются высокий участок коренного берега, ограниченный двумя труднопроходимыми оврагами. Некоторые городища расположены таким образом, что господствуют на местности и видны на большом расстоянии (например, Новопшеневское городище), другие, наоборот, как бы скрыты соседними возвышенностями в глубине овражной системы (Широмасовское городище в Теньгушевском районе). С напольной стороны площадка городища защищалась валами и рвами, нередко образующими две-три линии обороны. Для увеличения крутизны склоны оврагов часто подсыпались. Жители городищ тщательно следили за состоянием фортификационной системы, подправляя рвы и увеличивая высоту валов. Постройка искусственных укреплений свидетельствует о напряженной межплеменной обстановке в городецкой среде, обусловленной тем, что большие стада привлекали внимание не только соплеменников, но и агрессивных южных кочевников. В оборонительных сооружениях городецких памятников (Каргашинское городище, Казна-Пандо и др.) обнаружены наконечники стрел скифского, а в более поздних - и сарматского типов.

Городище являлось родовым поселком. Его население состояло, видимо, из нескольких больших патриархальных семей, которые только сообща могли провести трудоемкие работы по строительству укреплений и защиты от врагов.

Планировка поселений, при которых жилища располагались по его периметру или вдоль вала, свидетельствует о ведущем значении скотоводства в комплексной экономике городецких племен. Незастроенная центральная часть площадки использовалась для загона скота. В состав городецкого стада входили свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Находки псалий и удил свидетельствуют о том, что помимо пищевых целей лошади служили для верховой езды. Население применяло подсечно-огневую систему земледелия, но оно играло вспомогательную роль в хозяйстве. Из земледельческих орудий известны небольшие железные мотыжки, серпы.

Охота и рыболовство продолжают играть существенную роль в экономике лесных племен раннего железного века. Частыми находками на городищах являются кости кабанов, медведей, лосей, бобров и других диких животных. На городецких памятниках имеются многочисленные серии костяных гарпунов, острог, наконечников стрел, железных и бронзовых рыболовных крючков, каменных и глиняных грузил от сетей, а также костяных игл для их плетения. С развитием локального и межплеменного товарообмена широкое развитие получает пушное направление в охоте.

С деградацией кремневой индустрии кость становится основным материалом для изготовления орудий труда и утвари у городецких племен. На Теньгушевском городище в Нижнем Примокшанье исследована постройка со следами косторезного производства, сырьем для которого были кости крупных домашних животных, а также рога лосей.

Черная металлургия городецких племен, основанная на разработке болотных руд, в эпоху раннего железа переживает становление. Очень редкие на раннем этапе городецкой культуры железные изделия (ножи, мотыжки, серпы и т.д.) только к началу новой эры вытесняют из обихода кость и бронзу. Цветная металлообработка с этого времени ориентируется прежде всего на выпуск ювелирных изделий.

Последние века I тыс. до н.э. знаменует кардинальные изменения в материальной и духовной культуре городецкого населения, обусловленные как дальнейшим развитием производственных сил, так и внешними факторами. На основе городецкой общности начинают формироваться этнические образования поволжских финнов - племенные объединения древней мордвы, марийцев, муромы и населения, оставившего могильники в рязанском течении Оки.

междуречье бронзовый век железный


Заключение


Таким образом, начало истории мордовского края относится к эпохе мезолита. Наиболее древним его населением стали небольшие группы бродячих охотников, жившие 10-7 тыс. лет назад. Их главным оружием был лук со стрелами. В IV тыс. до н.э. в крае появились уже целые племена первобытных людей, которые занимались не только охотой, но и рыболовством. В III тыс. до н.э. на территорию проникли первые скотоводы. Но они были пришельцами и жили здесь временно. Лишь со II тыс. до н.э. земледелие и скотоводство стали постоянными занятиями древнего населения. За несколько тысячелетий стория мордовского края прошла путь от первобытного состояния человека, когда природа удовлетворяла все его потребности, до появления у него умения выращивать хлеб и разводить скот, от орудий труда из камня до орудий из металла (меди и бронзы).


Список использованной литературы


1. Вихляев И.В. Происхождение древнемордовсой культуры / И.В. Вихляев; научн. ред.: Г.А. Федоров-Давыдов, Ю.А. Зеленев. - Саранск: 2000. - 132 с.

Вихляев И.В. Древнейшая мордва: учебн. пособие / И.В. Вихляев. - 2-ле изд., испр. и доп. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 80 с.

Жиганов М.Ф. Память веков / М.Ф. Жиганов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. - 136с.

История Мордовии: С древнейших времен до середины XIX века / под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - С. 12-34.

Мокшин Н.Ф. Мордва и вера / Н.Ф. Мокшин, Е.Н. Мокшина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - С. 3-151.

Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос / Н.Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 157с.

Степанов П.Д. Андреевский курган / П.Д. Степанов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 108с.

Степанов П.Д. Условия возникновения древнемордовского археологического комплекса или древнемордовской культуры / П.Д. Степанов / / Вопросы истории и археологии Мордовской АССР. - Саранск, 1973. - 134 с.

Юрченков В.А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории / В.А. Юрченков. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 368 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.