Панди́то Хамбо-лама XII Даши́-Доржо́ Итигэлов (13 мая 1852 – 15 июня 1927) – бурятский религиозный деятель, глава буддистов Восточной Сибири в 1911–1917 годах. Один из выдающихся буддийских подвижников.

Биография

Происхождение, детство и юность

Согласно существующим источникам, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак у Ринчина и Надмит Батобазаровых. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В 15 лет дошёл до Анинского дацана (на территории современного Хоринского района), что в трёхстах километрах от его родных мест, где в течение 23 лет постигал буддийское учение.

Образование

Со второй половины 1880-х годов население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай Анинского дацана попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Плата вносилась более 15 лет, и Итигэлов смог продолжить своё образование. Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи. В последующие годы совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Цогчен-дугана (соборного храма).

Русско-японская и Первая мировая войны

В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние – около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. После начала Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо-ламы в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину) во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Чойнзоном Иролтуевым.

В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии – Орденом Драгоценного жезла. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени.

В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.

После 1920 года

Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым, очевидно вскоре после монгольской революции 1921 года. По легенде, Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки – в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с советской властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».

Последние дни

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» – специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Литературное творчество

Даши-Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты – Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.

Обретение нетленного тела

Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м – на два года раньше, чем он завещал. Процедура была вынужденной – сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока. Группа лам во главе с XVII Пандита Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандита Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан (ящик).

В 1973 году XIX Пандита Хамбо Лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело, и убедились в сохранности тела. К концу прошлого века все ученики Итигэлова умерли. Но сам он стал приходить во сне нынешнему главе Буддийской Сангхи.

Практически, постоянно около Учителя находится его главный смотритель Бимбо Лама, очень доброжелателен, но не особенно разговорчив, считая, что только после его ухода в иной мир можно будет обнародовать «его сокровенное». Тем не менее, он не скрывает – всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела. Он видел во сне свою встречу с великим Учителем. Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы. Он нашел человека, знавшего точно, где похоронен Учитель, – дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. 7 сентября 2002 года он указал Аюшееву место захоронения в местности Хухэ-Зурхэн. Интересно, что Пандито Хамбо лама самостоятельно вышел к этому месту, дедушка подошел к нему другой дорогой.


Эксгумация

Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанный солью, с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.). Лама Итигэлов все еще сидел в той же самой «позе лотос», которую он принял 75 лет назад, прежде чем войти в свою последнюю медитацию. Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Из «акта наружного осмотра эксгумированного трупа», подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

Современный вид

Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук. У него гнулись все суставы, включая самые мелкие на пальцах. Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови. Тело остается в сидячем положении без каких-либо приспособлений или поддержек.

Через определенное время, по сезону, Бимбо лама меняет Итигелову одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Бимбо Лама отметил, что при переодевании «от тела Ламы исходит благоухание».

Достопримечательность

Сейчас Нетленное Тело Итигелова – главная достопримечательность и святыня Иволгинского дацана. По представлениям верующих, он стал настолько мощным духовным практиком, что сумел повторить путь Будды. А свое тело оставил нам в назидание: вот, мол, можно чего достичь, если жить правильно. Жалсан-лама, ежедневно ухаживающий за телом, всегда смеется, когда слышит уже укоренившийся миф о том, что на теле Итигелова до сих пор нужно подстригать ногти и волосы:

Волосы и ногти у него не растут. Ведь в буддизме, если у вас растут волосы и ногти, значит, вы еще живете, стареете и над вами властвует Хозяин смерти. А Итигелов обманул, ушел от него. И теперь его тело неизменно. Рост – 167 см, вес — 41 кг. Вот уже 10 лет ничего не меняется.

Впечатления туристов

В обычные дни Даши-Доржо Итигелов покоится на втором этаже храма. Сейчас его спустили вниз. Он по-прежнему сидит в позе лотоса на возвышении. В руках он держит цветные шелковые ленты – адаки. Другой конец хадаков в руках двух молодых монахов. Под этим импровизированным навесом и проходят паломники.

Первое, что бросается в глаза, – кожа у Итигелова здорового бело-желтого цвета. Действительно, никаких внешних признаков, что этот человек умер. Зато появились сомнения насчет голубых глаз, которые якобы, по рассказам, видели многие посетители – веки нетленного ламы плотно сомкнуты. На теле одежда, как говорят, идентичная той, в которой его хоронили. Нижняя часть лица закрыта полоской материи. Зачем – никто не объясняет, но есть подозрение, что нижняя челюсть все-таки не держится и отвисает. Верхняя часть лица кажется гораздо более ухоженной, чем на снимках, сделанных сразу после эксгумации. Тело спрятано внутри стеклянного ящика. Но лишь для защиты от пыли. Никаких холодильних установок в помещении нет. Температура внутри обычная, комнатная.

Научное изучение тела ламы

Тело Итигэлова оказалось нетленным, оно сейчас находится в Иволгинском дацане. С естественнонаучной точки зрения феномен объяснению не поддается. Такой биологический объект, как тело Итигэлова, с которым никто ничего не делал — не мумифицировал, не бальзамировал, – существовать не может. Но оно существует.

Буддистские власти Бурятии позволили изучить светским учёным феномен нетленного тела Пандита Хамбо Ламы XII. Экспертиза Академии наук несколько раз свидетельствовала, что структура белка тела Итигэлова соответствует структуре белка живого человека. Оно потеет, набирает в весе, у него мягкая, упругая кожа, сохранена подвижность пальцев рук и локтевых суставов, присутствуют глазные яблоки, внутренние органы целы и т.д. Оно выглядит, как тело человека, умершего не более двенадцати часов назад. Во время последней конференции «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова» в Буддийском университете в 2009 году три высших буддистских иерарха России, Монголии и Северной Индии измерили температуру тела Итигэлова. Она достигла 34 градусов, а в обычном состоянии колеблется от 18 до 23 градусов. Это не мумия и не мощи. Это – неординарное событие, которое наука пока не может объяснить.

По словам Виктора Звягина, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы, были взяты образцы волос, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики – для сравнения брались аналогичные образцы у живых людей. Трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже – высушила» (по словам Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни. Затем избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5–10 кг и составил 41 кг.

1-я международная конференция «Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия»

На 1-й международной конференции «Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия» в 2006 году профессор, академик РАЕН, доктор технических наук университета «Дубна» Борис Большаков сообщил о результатах последних научных исследований, проведенных с использованием методов инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса. Ученые вновь засвидетельствовали, что структура белка тела Итигэлова соответствовала структуре белка живого человека. Таким образом, было еще раз официально подтверждено, что спустя 80 лет после смерти Итигэлова, все жизненные функции клеток его тела оставались активными, а ядра клеток – живыми и неповрежденными.

Б. Большаков также отметил, что хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в этом «примитивном саркофаге» нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. «Все посетители свидетельствуют, что они испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова. Более того, его лицо покрывается потом, то есть идет потеря энергии. Но вес сохраняется» – констатировал ученый.

Согласно сообщению академика РАН Сергея Курсакина, учеными была зафиксирована деятельность гипоталамуса Итигэлова, а также частоты электромагнитных колебаний, исходящих из тела Ламы. Курсакин добавил, что «в теле Хамбо Ламы также сохранилась кровь, правда, она из жидкой стала желеобразной».

За последнее время Итигэлов дважды открывал глаза. В его институте говорят, что пока не выяснено, с чем это связано. 16 февраля, за считанные минуты до встречи Хамбо ламы с народом, это случилось снова. Таково свидетельство Константина Жалсараева, он был рядом. С того дня он решил работать в Институте Итигэлова волонтером.

Профессор Б. Большаков признался, что он не знает «ни одного подобного, официально зарегистрированного судебно-медицинской экспертизой в государственном документе факта о жизни человека после его физической смерти. Не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще».

За последнее время Итигэлов дважды открывал глаза. В его институте говорят, что пока не выяснено, с чем это связано. 16 февраля, за считанные минуты до встречи Хамбо ламы с народом, это случилось снова. И еще. За время пребывания в Иволгинском дацане мне стало очевидно: огромный объем информации ламы сознательно не обнародуют. Их можно понять. Берегут и Итигэлова, и свою жизнь от нашего “доброго” мира.

Иволгинский дацан находится в Бурятии, в 30 км западней города Улан-Удэ. Здесь, на пяти гектарах долины, комплекс буддийских храмов (дуганов), монастырь, с 1991 года — буддийский университет “Даши Чойнхорлин”.

Учащиеся в нём юноши живут вместе с ламами в избах. Всюду печи, быт аскетичен, одежды лам и студентов отличаются лишь шапками.

2

3. Избы лам

По мнению буддийских монахов, три чуть ли не самых страшных вещи, которые могут произойти с человеком, — это красота, слава и богатство.

Итигэлов говорил, что буддизм — это не религия, не наука и не философия. Это — свобода. Вот они и рвутся из нашего мира страданий и вещей.

4

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано называние «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, основанный в месте, где вращается Колесо Учения, приносящее Счастье и преисполненное Радости). С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.

Заходя в дацан, вы обходите его по движению Солнца (по часовой стрелке, если угодно), крутите барабаны с начертаными на них мантрами, кладёте мелкие монетки. Обход совершается 3, 7, 21, 108 раз. Это так называемые "круглые" ритуальные числа.

5

6 Молитвенные барабаны "хурдэ"

7 Знать бы ещё, что тут начертано...

8

9

Ступы. Считается, что они способствуют сохранению мира и оказывают положительное влияние на пространство. Люди, принимающие участие в их строительстве, а так же живущие по близости воспринимают их позитивное воздействие.

9

10

11

Внутри дугана вы движетесь так же. Вокруг очищающего костра, который как раз жгли. И, как в детской игре, нельзя оборачиваться на костер.

12

Главный храм Иволгинского дацана - Сокшон дуган.

13

14

Главный дуган Иволгинского дацана вообще напоминает внутри большую детскую комнату — манерами местного иконописания, ликами божеств, их особой пластикой. Орнаментами, сочными красками. Если это зеленая — то насыщенная, живая зеленая, если синяя — то теплая, глубокая.

15

16


Дворец Хамбо Ламы Итигелова


18

19

20

21 Загадаю желание, чего уж там...)

22

23

24


25 Недалеко от дацана есть источник с холодной и очень вкусной водой. Ничего такого необычного с ним не связано (а может, просто мне не рассказали, монетки-то и в него набросаны щедро), а выпить свежей водицы приятно.

26

Возвращение ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова

27

Самое совершенное в людях то, что они однажды умирают. Самое главное достижение человечества — осознание смертности человека...
И вот является Итигэлов. Со своими, шокирующими нас, отношениями со смертью. Похоронен в 1927 году. В 2002-м его откопали. За 75 лет его тело даже не тронул тлен. В этом году будет десять лет, как Итигэлов с нами. Здесь. Он не меняется. У него не по-старчески теплые руки, многодневная щетина. Он потеет. В его теле протекают физиологические процессы. Он сидит ничем и никем не поддерживаемый и, вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, с прямой спиной, в позе лотоса.

28

Ученые свидетельствуют: по многим параметрам оно производит впечатление тела живого человека. Объяснения этому нет, его существование взрывает основы современной науки. Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое - мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние - жиро-воска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти». Чудо не истолковать. На то оно и чудо.

29

Дело в том, что Итигэлов находился 75 лет на глубине 2,5 м в деревянном коробе (кедровом ящике), окруженном солью.

Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело, прекрасно сохранились. Причем патологоанатомы были уверены в том, что после подъема тела оно через три-четыре часа превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как человек, находившись в соли 75 лет, сохранился неизменным?

Сейчас Итигэлов в течение почти пяти лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он находился 75 лет в кедровом коробе, после извлечения из него сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, - проникает лишь тусклый свет с первого этажа.

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет.

15 июня 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов не только в России, но и за её пределами. Он ведь делал это осознанно, специально — о том, что происходит с ним сегодня, он написал, уходя, 85 лет назад.

В дни встреч Итигэлова с народом он покрывается потом и прибавляет в весе на 100 граммов.

В 2002-м к Итигэлову пришли 3 тыс людей, в 2003-м — 20 тыс, на следующий год снова на порядок больше — 200 тыс, в 2005-м — 350 тыс, в 2006 году их было уже больше полумиллиона. Очередь растягивается в долину на километр.

В связи с большим количеством паломников, Итигэлова решили прикрыть стеклом, и люди, ища благословения, притрагиваются уже не к телу, а к хадакам из его рук, выпущенным за стекло.

30

Дни поклонения 2012г. - 21 февраля; 31 марта; 6 мая; 4 июня; 23 июля; 19 сентября; 6 ноября; 8 декабря

У Итигэлова есть внучатая племянница — Янжима Васильева. Ее прабабушка была старшей сестрой ламы. Янжима в 2002 году создала информационный центр “Вместе с Итигэловым”, а в 2004-м — Институт Итигэлова. Улыбчивая и энергичная, рассказывая о своем родственнике, говорит, что больше всего “боится зомбировать людей”, поэтому принципиально ни на чем не настаивает. Она пугается того, что Итигэлов превращается в бренд. Но, понятно, отсутствие пиара этого бренда — самый лучший пиар. Ответ, кем она считает Хамбо ламу Итигэлова: “Мы в силу своей скромности не говорим, что Будда пришел”. Что до иволгинских лам — молчат, как партизаны. Или меняют тему…

31

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане - крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины. Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Поскольку Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Годы учебы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. Это был период принудительного крещения бурят и других народов Сибири и Дальнего Востока, что сопровождалось и подкупом (за крещение платили немалые деньги, освобождали от налогов и пр.), и ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом. Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском дацане.

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы.

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян. За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой. Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. 19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь. Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбе Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамба Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Д.Д.Итигэлов был Председателем II Общебурятского сьезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Не могу обойти вниманием ещё один посещенный мной совсем ещё новый дацан, находящийся в Улан-Удэ:

32

33

34

35

36

37 Вовсю идёт строительство.

38 Колокол Четырёх Печатей. Первый в России буддийский колокол таких размеров. Отлит на заводе под Екатеринбургом, вес 700 кг. Звук колокола разноситься очень далеко. Красиво!

39

В этом дацане разрешили фотографировать внутри, когда небыло службы.

Статуя золотого Будды. Высота 6 метров, выполнен по спецзаказу дацана в Китае из бронзы и покрыт сусальным золотом.

40

Статуя заполнена священными реликвиями, специально переданными Его Святейшеством Далай Ламой.

41

43

44

Вконтакте

Феноменальное явление Хамбо Ламы Итигэлова в 2002 году вызвало в мировом сообществе необычайный интерес. 10 сентября этого года на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года.

Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилось. Как тело Хамбо Ламы сохранилось в таком состоянии – осталось загадкой.

Другие города , Public Domain

Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного объяснения этого феномена пока мы не услышали. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды.

Изучение выдающейся личности лидера буддистов и известного общественного деятеля XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, осмысление и понимание его духовного завещания, глубокий научный анализ его философских и медицинских трудов является достойной задачей светской науки.

В Иволгинском дацане есть три чуда.

Первое чудо это то, что Итигэлов пришел, ничего не сказал, не произнес ни сло­ва, однако весь мир о нем знает и говорит.

Второе — Итигэлов пришел и никого к себе не зо­вет, но миллионы людей идут к нему.

И третье — кто встретил­ся с Хамбо ламой Итигэловым, никогда не забудет этого, по­тому что другой возможности встретиться с человеком, кото­рому 165 лет, просто нет.

Институт Итигэлова осуществляет активный процесс сбора информации об основных вехах жизни, духовной и светской деятельности XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова.

Созданы и продолжают пополняться базы: архивных материалов, интервью с земляками, видео-фотодокументов, публикаций в СМИ, проводится социологический опрос паломников. Эти материалы являются источниками для сбора фактической информации о влиянии феномена Хамбо Ламы Итигэлова на общество.

Биография

Происхождение, детство и юность

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.


Архив Иволгинского дацана , CC BY-SA 3.0

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане — крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины.

Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, и по указанию Хойто Ламхай жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Образование

Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. Известно, что во время учебы в Анинском дацане он совершенствовал свои знания и в Цугольском дацане (ныне находится на территории Читинской области).

После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане.

Другие города , Public Domain

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы. Он преподавал буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности Гэсхы Ламы Цогчен дугана.

В 1903 г. его назначают Ширээтэ Ламой Янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность. Высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.

Русско-японская война и Первая мировая война

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Ламы Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян.

За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Пост Пандито Хамбо Ламы

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой.

Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

Аудиенция у Императора России

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел.

19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь.

Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбо Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Первая Мировая война

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц.

Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамбо Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали.

Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Последние годы жизни

Д. Д. Итигэлов был Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он, в связи с болезнью, сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой.

Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Обретение нетленного тела

В 15-й день первого летнего месяца 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам.

Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли бумхан с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Дмитрий Шипуля , CC BY-SA 3.0

Таким образом, доступные к настоящему времени историко-архивные материалы, воспоминания старожилов, сохранившиеся сведения в библиотеках дацанов позволяют только наметить основные вехи жизненного пути одного из выдающихся духовных лидеров северного буддизма XII Пандито Хамбо Лама Д.Д.Итигэлова.

Детали и обстоятельства каждого этапа жизни требуют дополнительного изучения. Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов (не только в России, но и за её пределами) к изучению духовного наследия Учителя, более глубокому познанию образа его жизни, исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.

Фотогалерея




Полезная информация

Пандито Хамбо лама XII Даши-Доржо Итигэлов
Бур. Этигэлэй Дашадоржо
Этигэлов
Итегелов
Итыгилов
Драгоценное нетленное тело

Даты жизни

Послание своему народу

Благословенный Тремя драгоценностями незабвенного Ламы

Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,

Создавая возможность десяти важных встреч.

Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.

Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.

Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?

Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,

Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.

Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?

Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!

Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!

К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться!!!

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведущий на встречу к хозяину смерти.

Во время одинокого ухода в следующий мир,

Все твое богатство, родные, близкие,

Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и станут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний – незамедлительно!!!

Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

Когда пребываю в данной жизни.

(Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева)

Феномен Итигэлова

Одним из важнейших событий (ноябрь-декабрь 2004 г.) следует считать совместный проект с Российским государственным гуманитарным университетом по исследованию образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова. Исследования провел известный ученый, специалист Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ, д.м.н., заведующий отделом идентификации личности В.Н. Звягин.

Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое – мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние – жиро-воска.

Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти».

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека.

Память

Фактически началом создания Института Хамбо Ламы Итигэлова можно считать 24 апреля 2003 года, когда был образован в г. Улан-Удэ информационный центр "Вместе с Хамбо Итигэловым".

Основной задачей центра стало информирование общественности и СМИ о жизни, деятельности и духовном наследии Хамбо Ламы Итигэлова. В апреле 2003 года решением Сугунды Буддийской традиционной Сангхи России Драгоценное тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова признано Святыней бурятского народа.

Создан документальный фильм «Послание Хамбо Ламы Итигэлова» , который получил престижную премию Международного телефестиваля стран СНГ и Балтии «Лучшие программы Содружества» - золотой «Бриллиант Содружества» в г. Алма-Ата в ноябре 2005 г., в номинации – лучшее журналистское расследование, премию на международном телевизионном конкурсе «Алтан Сэргэ» в 2006 году.

В Дэважин дугане Иволгинского дацана 30 марта 2005 года преподавателем Буддийского Университета «Даши Чойнхорлин» Жаргалом Дугдановым была найдена рукопись Пандито Хамбо Ламы Итигэлова о линии его 11 перерождений. Эта линия состоит из пяти перерождений в Индии, 5 перерождений в Тибете и двух в Бурятии.

На месте его рождения в местности Улзыта Довоо построен и торжественно открыт мемориальный комплекс, в который вошли буддийская ступа, аршан «Улзыта» (пер. с бурятского «дающее благо») и летний домик Хамбо Итигэлова 4 сентября 2005 г.

В сентябре 2005 года реализован проект создания в честь Хамбо Ламы Итигэлова памятной доски в Санкт-Петербурском дацане, в котором он провел первый хурал 21 февраля 1913 года.

В местности Хухэ Зурхэн, месте нахождения в течение 75 лет Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в сентябре 2006 года возведен и освящен субурган «Жанчуп Чоддэн», посвященный этой священной земле и Хамбо Ламе Итигэлову.

Дни встречи и поклонения

Уточнения

Встречаются написания фамилии Этигэлов, Итегелов, Итыгилов

20.01.2011 - 13:16

Когда тело Великого ламы было изъято из места захоронения, всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения оно сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя, уходил из жизни.

Уникальная операция по замораживанию людей. В тело человека вводят раствор - криопротектор, чтобы жидкость в организме не превращалась в кристаллики, которые разрушают клетки. Затем тело помещают в жидкий азот и охлаждают до температуры минус 196 градусов. Уже замороженного человека перекладывают в специальную камеру, в которой оно будет храниться десятки лет, пока ученые не научатся размораживать и оживлять таких людей. Именно для этого и делается вся процедура. Такой человек сможет проснуться и жить в другую эпоху, познакомиться со своими потомками. Стоит такое удовольствие 30 тысяч долларов. Но уже сегодня есть человек, который смог сделать тоже самое только без помощи заморозки и холодильника.

Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов в начале ХХ века был главой буддистов России и славился среди верующих неземным происхождением. По словам очевидцев, Итигэлов умел перемещаться в пространстве, как только за ним закрывали дверь, он тотчас оказывался за километр от нее. По легенде однажды он даже проскакал на коне по поверхности Белого озера. В 1927 году Великий лама умер и завещал поднять свое тело из могилы через 75 лет. В июне 2002 года воля Ламы была исполнена. Судмедэксперты, присутствующие на эксгумации, были потрясены: мягкая кожа без следов гниения, подвижные пальцы рук и локтевые суставы, сохранились нос, уши и глаза. На исследование специалисты взяли волосы, частички кожи и ногтевые пластины ламы. В течение нескольких месяцев в лаборатории проводили всевозможные виды анализов. Результаты шокировали всех: лама Итигэлов жив.

Янжима Васильева, внучка Ламы Итигэлова:
Провели исследование, оказалось, что органическая составляющая тела Хамбо ламы Итигэлова не претерпело никаких изменений и имеет все прижизненные характеристики.

Лама Итигэлов дышит, его сердце бьется, однако внешних признаков жизни он не подает. За те 8 лет, что прошли после его эксгумации он ничего не ел и не пил, но он может жить, не просто жить, но и участвовать в службах буддистов. На таких мероприятиях Итигэлов даже потеет.

Янжима Васильева:
В тот момент, когда он принимает участие в службе, он очень сильно потеет. Мы несколько раз просто вытираем эти крупные капли, которые текут, одежда становится мокрой. Но вот самое удивительное - как он набирает влагу обратно?

По мнению ученых, состояние ламы - обычный анабиоз, это что-то глубокого сна. Но удивительно то, что до него это состояние не было присуще человеку. Раньше такое состояние ученые наблюдали только у микроорганизмов, они впадают в анабиоз во время экологических катастроф: сильный мороз или жара, высокое давление или радиация. Как только условия жизни меняются они снова оживают. Но если микробы впадают в анабиоз в связи с погодными условиями, то в случае с ламой все наоборот: не его организм управляет им, а он управляет своим организмом. Он по собственной воле принял это состояние. Перед смертью он собрал своих учеников и приказал читать молитву благопожелание для умершего. Он впал в глубокий транс и ушел из жизни, он запрограммировал себя на то, что когда-то проснется.

То, что сила самовнушения работает, доказали еще в прошлом веке. В медицине появилось понятие - эффект плацебо. Его открыл Генри Бичер, он работал анестезиологом во время Второй Мировой войны. Однажды после очередного тяжелого боя поступило много раненых, а у Генри закончился морфин для обезболивания, чтобы успокоить пациентов на операционном столе в качестве обезболивания он вкалывал обычный солевой раствор - и это подействовало. Раненые действительно не чувствовали боли и переносили сложнейшие операции без морфина. Ученые до сих пор не раскрыли эффект плацебо. Если это удастся сделать, то человек сможет приказывать своему организму все, что угодно.

Вячеслав Звоников, доктор медицинских наук:
Были проведены специальные исследования, которые показывают, что наличие выраженных экстраординарных способностей у простых обычных людей присутствует, потому что именно они позволяют им легче адаптироваться, переносить стрессовые нагрузки, экстремальные состояния.

Эта возможность человеческого организма заинтересовала военных. В лабораториях ведутся исследования процессов самовнушения, такое открытие позволит создать непобедимую армию. Солдаты смогут приказать своему телу не чувствовать голод и жажду, чтобы не брать в далекие переходы запасы еды и воды. Они смогут приказать себе не уставать и совершать марш-бросок в сотни километров без отдыха и сна. Они даже смогут с помощью мысли греть свой организм в 40-ка градусные морозы.

Люди в материале:

«Обеспечивает лучшее качество жизни». Впервые в Беларуси имплантировали инновационный кардиостимулятор



Новости Беларуси. 18 октября в РНПЦ «Кардиология» проведена первая операция по установке кардиостимулятора новейшего поколения, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Технология появилась только в 2019 году, поэтому подобные операции в мире единичны, а в странах СНГ и вовсе не практикуются.

В чем преимущество для пациентов, узнавала корреспондент Камилла Шах.

Молодой человек 32 лет стал первым пациентом, которому хирурги установили новейший кардиостимулятор. Болезнь сердца у него приобретенная – развилась в течение месяца из-за воспалительных процессов. Сопровождалась редким пульсом, всего около 40 ударов в минуту. Как следствие, головокружение, предобморочное состояние и риск смерти. Но уже завтра парень встанет на ноги, а через несколько дней вернется к родным. Здоровый.

Олег Коваленко, врач – рентгенэндоваскулярный хирург РНПЦ «Кардиология»:
Новая методика позволяет именно добиться физиологического сокращения сердца так, как оно должно сокращаться. Этого мы достигаем путем имплантации кардиостимулятора, который синхронизирует работу предсердий и желудочков.


У новейшей технологии много отличий от предыдущей. Во-первых, она не требует полостного вмешательства. Операция проводится малоинвазивным методом. Но главное – электрод в сердце пациента теперь устанавливается так, что оба клапана работают синхронно. Это избавляет больного от одышки и сердечной недостаточности, что в свою очередь значительно продлевает жизнь.

Дмитрий Гончарик, врач – рентгенэндоваскулярный хирург РНПЦ «Кардиология»:
Обычные кардиостимуляторы, которые вставлялись раньше, любой компании, к ним присоединяется специальный электрод. Этот же стимулятор ведет себя совершенно по-другому. Он обеспечивает пациенту долгосрочный лучший результат и лучшее качество жизни на долгие годы вперед.


Технологию не зря называют самой современной. Она появилась в этом году и лишь единичные клиники мира начали ее применять. На постсоветском пространстве Беларусь первая.

Александр Мрочек, главный кардиолог Министерства здравоохранения Беларуси, директор РНПЦ «Кардиология»:
Буквально новая технология, которая была изобретена в Соединенных Штатах Америки, и сейчас наша страна выбрана в качестве проводников этой методики. Это все позволяет нам в первую очередь помогать нашим жителям, которые нуждаются в такого рода операциях.


Операции по установке кардиостимуляторов – одни из самых востребованных. Ежегодно в Беларуси их проводится около 4000. Специалисты из всех областных центров следили сегодня за имплантацией. Они пройдут подготовку на базе РНПЦ «Кардиология», чтобы у каждого белоруса был шанс на здоровое сердце.

В Иволгинский дацан в Бурятии продолжают стекаться поломники со всего света в надежде увидеть чудо, и прикоснуться к великой тайне Будды Итигэлова, и мысленно попросить у него исцеления или совета. Каждый год свидания со святым ламой проходят по большим Буддистским праздникам, а даты праздников меняются в зависимости от лунного календаря.

Будда Итигэлов был похоронен в 1927 году, а в 2002 году его откопали. За 75 лет его тело даже не тронул тлен, и вот уже 6 лет, как Итигэлов с нами, он не меняестя. У него не по-старчески тёплые руки, а в его теле протекают физиологические процессы. Учёные свидетельствуют- по многим параметрам Итигэлов производит впечатление живого человека, и объяснения этому пока нет. Проферссор Борис Большаков, академик РАЕН предположил, что энергоподпитку Итигэлов получает через поток частот.

Дело в том, что ламы дважды в день читают молитву любви. "Любое произнесённое слово - это вибрация, любая молитва - это поток частот". Суть гипотезы профессора в том, что, для того чтобы наполнить тело любовью и гармонией, и достичь такого состояния, нужно чтобы частота работы мозга была равна одному герцу. У Итигэлова, это, возможно, именно так, и эта частота равна частоте работы головного мозга младенца, находящегося в материнской утробе в возрасте 2-3 месяцев от момента зачатия. Последние иследования показали, что когда человек читает или слышит молитву, то частота колебаний клеток мозга у него становится такой же, как у младенца.

Итак кто же такой Будда Итигэлов? Даши Доржо Итигэлова вв 1911 году избрали XII Пандито Хамбо ламой. Теперь все называют его Буддой. А родился великий Лама в 1852 году. Тем не менее, буддийские монахи считают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте 5 лет, никто не знает кто были его родители, и он рос сиротой. Хотя у бурят очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до 30 поколений. Мальчик пас чужой скот и говорил, что будет Хамбо Ламой. Над ним все смеялись. Однажды он появился верхом на быке с колом в руке. На колу был человеческий череп. О случившемся стало известно ламам, они предрекли ребёнку особую судьбу и предназначение. Так он попал на учёбу в Анинский дацан, и его учителями стали люди, за которыми, когда они только родились, специально приезжали тибетские ламы. Когда в 1911 году Итигэлову было начертано стать главой ламаистского духовенства Востчной Сибири и Забайкалья, вдруг разом решились все преграды к его избранию. Множество людей совершают поступки, помогающие свершиться судьбе Итигэлова.

По свидетельствам Лам, при жизни Итигэлов говорил, что знает о трёх своих реинкарнациях. Так, для верующих он неоспоримо был перерожденцем первого Хамбо Ламы Зяева - основателя буддизма в России. Зяев родился в 1702 году, прожил 75 лет и обещал ученикам вернуться. В 1852 году, через 75 лет после смерти Зяева появился Итигэлов, он тоже прожил 75 лет, и вернулся к нам вновь через 75 лет. Итигэлов также указал новое место для постройки храма, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра Зяева. И действительно там обнаружили его личные вещи и построили новый дацан.

Николай II и царская семья почитали Итигэлова за врачевание, у него было немало российских наград, и ещё при жизни его начали боготворить. С приходом советской власти, часть лам уехала в Тибет, другую ждали аресты и казни. Буддийские святыни уничтожили. Но Итигэлова взять было невозможно. Он мог мгновенно передвигаться и перемещаться в пространстве.
В 1917 году Итигэлов оставил пост Пандито Хамбо ламы. Написал послание потомкам. Он знал, что вернётся в вечном теле. 15 июня 1927 года Итигэлов погрузился в вечную медитацию. В позе лотоса, в которой лама перестал душать, тело похоронили в бумхане в местности Хухэ-Зурхэн.

Группа лам вынужденно подняла тело Итигэлова в 1955 году - на 2 года раньше, чем он завещал. Убедившись в неизменности тела Итигэлова, ламы сменили ему одежду. Такой же ритуал провели в 1973 году. У ламы обнаружили все признаки живого тела - эластичную кожу, без каких-либо признаков гниения, сохранились нос, уши, глаза закрыты, пальцы рук. У него гнутся все суставы, отлично сохранились зубы, волосы, ресницы и брови. В 2002 году Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан.

У Будды есть внутчатая племянница - Янжима Васильевна, её прабабушка была старшей сестрой ламы. В 2002 году она создала информационный центр "Вместе с Итигэловым", а в 2004 году - Институт Итигэлова.

Иволгинский дацан находится в 36 верстах западнее Улан-Удэ. Здесь находится комплекс буддийских храмов (дуганов), монастырь, буддийский университет, где учатся 140 юношей и живут вместе с ламами в избах. Быт здесь аскетичен, одежды лам и студентов у всех одинаковые.

Некоторым счастливым поломникам могут разрешить увидеть Итигэлова не в назначенный день, когда этой встречи ждёт толпа из тысячи желающих, а немного раньше. И тогда возможно удасться прикоснуться к его рукам, но фотографировать Будду Итигэлова нельзя.

Многие люди рассказывают о чудесных исцелениях больных, спасениях в автоавариях и исполнении желаний после посещения и поклонения Будды Итигэлову. Говорят, Итигэлов всем пришедшим к нему позитивно корректирует карму. Многие русские политики достигли успеха и были назначены на высокие посты, после посещения Итигэлова.

За последнее время Итигэлов дважды открывал глаза за считанные минуты до встречи с народом. С чем это связано неизвестно.
Но многие люди всё ещё не готовы принять возможность существования такого чуда, которое ломает их картину мира, им можно только посоветовать отправиться в путь в Иволгинский дацан на встпечу с Буддой, и их жизнь обязательно изменится.