Доклад по истории мировых цивилизаций

Индия после войны

Формирование антиколониального фронта

Колониальные власти в годы войны обе­щали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды на­родов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия дер­жала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции нацио­нальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность последнего была неве­лика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и др.) превращала немногочисленный пролета­риат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий ре­лигиозный фактор. Таким образом, индийская деревня - это са­модовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониаль­ной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего - вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массо­вых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиколониальный фронт.

Махатма Ганди и гандизм

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской куль­туры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этиче­ские и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н, Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя ), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описыва­ется в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла евро­пейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - это кровное дело, поскольку это борьба за справед­ливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования об­щества, облаченные в традиционные образы, становились понят­ными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии кресть­янства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т.д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, кон­серватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном миро­воззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочета­нии ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал клас­совую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи - освобождения от иностран­ного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной н по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заста­вил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной воору­женной борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромис­сам, но он как никто другой знал, когда именно массовое нена­сильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не пре­вратилось в свою противоположность, то есть в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасиль­ственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под кон­троля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государ­ства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусуль­манами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была ор­ганизована Ганди в 1919-1922 гг. Послевоенный подъем наци­онально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настро­ении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил ре­форму избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напря­женность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одно­временно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходи­мости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусма­тривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колони­ального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У дви­жения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал пе­рерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа кресть­ян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекраще­нии кампании гражданского несотрудничества. Движение пош­ло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии при­шелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти объявили кампанию незакон­ной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где вы­ступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому англий­ская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие з конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индий­ских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактиче­ски это была основа конституции.

В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное пере­устройство страны с учетом религиозного фактора, установле­ние минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. Конференция окончилась прова­лом.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить мест­ным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали коло­ниальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избиратель­ной системе. Индийский национальный конгресс получил боль­шинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овла­дению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.

ИНК придерживался двойственной политики. В течение 1938-1939 гг. в среде Конгресса происходила борьба вокруг вопроса статуса Индии.

Часть радикально настроенных членов Конгресса выступала за немедленное требование внесения изменений в конституцию относительно колониального статуса страны. В апреле 1939 года борьба закончилась сменой на посту руководителя Конгресса Субхас Чандра Боса (1895-1945) сменился Ранджендром Прасадом (1884 – 1963). С.Ч. Бос создал внутри конгресса свой фракционный блок.

Сразу после того, как 3 сентября 1939 г. был объявлен чрезвычайный закон об обороне Индии, М. Ганди заявил о поддержке британцев и призвал своих сторонников не оказывать препятствий колониальной администрации в проведении военных мероприятий.

Замечание 1

В ответ на заявление М. Ганди британское правительство пообещало предоставить независимость стране сразу же после победы. 14 сентября 1939 года ИНК предложил британцам программу партнерства, но после того как вице-король отказался вести переговоры, министры провинциальных правительств, которые были членами Национального конгресса, ушли в отставку.

Встревоженный возможностью дестабилизации внутриполитической ситуации накануне военного столкновения с Японией, 10 января 1940 г. вице-король официально пообещал Индии статус доминиона после завершения войны. На это немедленно отреагировала Мусульманская лига, которая в марте 1940 г. четко определила свою позицию, требуя разделить колонию на индуистскую и мусульманскую части. А.М. Джинна объявил, что лига будет добиваться создания отдельного мусульманского государства под названием Пакистан.

Требования о предоставлении независимости

Замечание 2

Успехи японцев в войне заставили Конгресс пересмотреть свои предыдущие решения. Сначала ИНК объявил о начале кампании «ограниченной личной сатьяграхи за свободу слова». Британцы ответили арестами, арестовав к концу мая 1941 г. 20 тыс. чел., среди которых оказались 31 бывших министров и 398 парламентариев. Следующий подъем патриотического движения был связан с объявлением в августе 1941 года Атлантической хартии.

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль даже был вынужден выступить с разъяснением о том, что на Индию, Бирму и другие части британской колониальной империи не распространяются задекларированные в хартии гарантии прав на послевоенный суверенный строй всех порабощенных народов.

В начале 1942. М. Ганди выступил с требованием немедленного предоставления стране независимости. Полагая, что признание индийской независимости повлечет беспорядки и межэтнические конфликты, которые были нежелательны во время войны, британцы попытались убедить Конгресс снять свои требования. В марте 1942. в Индию направлено британского дипломата Стаффорда Крипса, который лично был знаком и поддерживал дружеские отношения с М. Ганди и Дж. Неру.

Замечание 3

В поддержку британцев в войне С. Крипс предложил ИНК предоставления Индии статуса доминиона с потенциальным правом на отделение, а также создание органа по разработке новой конституции, но все это – только после окончания войны.

11 апреля 1942 г. ИНК отверг предложения С. Крипса. 8 августа 1942 года ИНК принял резолюцию с требованием немедленно предоставить стране независимость и создать национальное временное правительство из представителей местного населения. Уже утром следующего дня британцы молниеносно арестовали всех лидеров Конгресса, а саму организацию распустили. М. Ганди, который также было схвачено, находился под домашним арестом в одном из делийских дворцов до мая 1944.

Отстранившись от политики, он занимался изучением философии и религиозных проблем. В знак протеста против арестов состоялись выступления сторонников ИНК. По всей стране прокатилась волна насилия и саботажа. Применив оружие, британцы подавили эти выступления силой. До конца 1942 года были арестованы более 60 тыс. лиц, а 940 – убиты в столкновениях с полицией.

Создание и крах «Индийской национальной армии»

Желая использовать антибританские настроения части бывших солдат англо-индийской армии, в конце 1942 года японцы создали в Сингапуре Индийскую национальную армию. Ее бойцами стали 10 тыс. военнопленных, а командующим – Моган Сигхи, а впоследствии – С.Ч. Босс 21 октября 1942 года в Аргад-Хинди создано марионеточное индийское правительство, который также возглавил С.Ч. Бос. Это правительство, объявил войну США и Великобритании, однако так и не смог организовать эффективной помощи японцам.

Замечание 4

После начала наступательных операций союзников в Бирме 30-тысячная индийская армия частично дезертировала, а частично сложила оружие. Некоторые из ее подразделений перешли на сторону западных союзников и приняли участие в боях с японцами.

К окончанию Второй мировой войны в Индии возникло мощное национально-патриотическое движение. Несмотря на постоянные репрессии со стороны колониальной власти, среди местного населения все больше распространялись настроения полной независимости. Специфически индийский способ антиколониальной борьбы, заключался в ненасильственном сопротивлении британскому господству, в конечном итоге оказался эффективным путем к созданию самостоятельного государства.

После окон­чания Второй мировой войны Индия переживала подъем нацио­нально-освободительного движения. Английские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, сочетая методы жестокого подавления с уступками и действиями, направленными на рас­кол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других мень­шинств власти установили систему выборов в Центральное зако­нодательное собрание в 1946 г. по религиозным куриям, что обо­стрило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала тре­бования независимости страны и равноправия всех ее граждан единства индусов, мусульман и приверженцев других религий:

Главным требованием Мусульманской лиги было разделение Ин­дии на два государства по религиозному признаку и создание му­сульманского государства Пакистан "страна чистых".

ИНК И Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддер­жала программу инк. Подавляющее большинство населения вы­сказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противо­стояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Джавахарлал Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во гла­ве с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в правительство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. Уже в авгус­те в Калькутте начались погромы в индусских кварталах, в ответ запылали мусульманские кварталы города. Столкновения между индусами и мусульманами, перерастающие в резню, перекину­лись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о намере­нии предоставить Индии права доминиона при условии раздела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они вступают. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

Огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись по­гибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ган­ди. Он требовал создания приемлемых условий для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало нападки, обвинения в преда­тельстве интересов индусов. В январе 1948 г. М. Ганди был убит членом одной из религиозных организаций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусуль­манской лиги Ликиат Али Хан. 15 августа провозгласил свою неза­висимость Индийский Союз. Из 600 княжеств подавляющее боль­шинство присоединились к Индии. Первое индийское правитель­ство возглавил Дж. Неру.



При разделе территории не учитывались ни экономические связи между районами, ни географические рубежи, ни нацио­нальный состав. На индийской территории осталось 90 % всех за­пасов полезных ископаемых, текстильной и сахарной промыш­ленности. Большая часть районов по производству хлеба и техни­ческих культур достал ась Пакистану.

Сложная обстановка сложилась в княжестве Кашмир. Оно дол­жно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на территорию Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индийские войска. Но западная часть княжества была занята пакистанскими войска­ми. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг. Результатом войны 1971 г. стало образование на месте Восточного Пакистана государства Бангладеш.

В 1949 г. Индия приняла конституцию, провозглашавшую ее республикой. Победы на выборах до конца 70-х гг. ХХ в. одерживал ИНК Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграр­ная реформа, различные социальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, довольно успешно развива­лась. Свидетельством этого стало создание и испытание Индией на рубеже ХХI в. ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в бло­ках, борьбе за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра перешел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убий­ства связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского


движения (сикхи, тамилы). В конце ХХ в. ИНК по­терял монополию на власть. К управлению страной пришли пред­ставители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). Од­нако основные направления внутренней и внешней политике, а также успешное в целом развитие страны продолжается.

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке и во внутреннем положении Индии. Экономика, в особенности сельское хозяйство, переживала кризис. Длительный колониальный гнет привел к нищете и разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колониальным господством Англии, что вызвало подъем мощного антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объединились основные слои населения, а во главе в силу исторических обстоятельств оказалась национальная буржуазия, интересы которой представлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить выступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране развернулось движение протеста против посылки индийских войск в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской национальной армии. В начале 1946 г. это движение захватило армию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиозных общин, национальностей и политических течений. Выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания (конец 1945-начало 1946 г.) оказались для англичан неудавшимся политическим маневром с целью разжечь индусо-мусульманский конфликт. Однако в результате политики противопоставления религиозных общин и нежелания предоставить Индии полную независимость 1946 г. стал временем кровавых столкновений, и Мусульманская Лига объявила начало «прямой борьбы» за Пакистан.
С февраля по июнь 1947 г. англичане предложили новую декларацию об Индии и «план передачи власти Индии». После того, как план обрел юридическую силу в качестве Закона о независимости Индии (15 августа 1947 г.), на смену прежней колонии пришли два доминиона – Индийский Союз и Пакистан. Разделенные по религиозному признаку, они с самого начала оказались резко враждебными. Само их размежевание происходило в обстановке обострившейся вражды, жестоких гонений и кровавой бойни, стоившей едва ли не миллионов человеческих жизней (только в Пенджабе резня и погромы унесли около 500 тыс. человек). Ситуация была усугублена тем, что княжествам (562) давалось право свободы выбора, вследствие чего ряд князей на территории Индии (большинство их были мусульманами) выразили желание – вопреки воле населения княжества, по преимуществу индуистского – присоединиться к Пакистану. Это потребовало вооруженного вмешательства правительства Индийского Союза. Раздел вызвал многомиллионный поток беженцев и взрыв националистических и шовинистических настроений. Жертвой их стал пытавшийся погасить страсти М.К.Ганди, убитый в 1948 г. членом религиозно-националистической группировки Хинду Махасабха. Нелегкой задачей была перестройка экономики каждой из частей прежде единого организма: к Пакистану отошли богатые сельскохозяйственные районы, дававшие хлопок и джут для текстильных предприятий Индии. Стране не хватало своего хлеба. Промышленность оказалась в зависимости от иностранного оборудования и капитала.
1949 г. прошел под знаменем подготовки конституционных реформ. Они были оформлены Учредительным собранием в качестве конституции новой Индии, вступившей в силу в январе 1950 г. Была провозглашена Республика Индия, которая при этом оказалась членом Британского содружества наций, т.е. сохраняла привычные связи с прежней метрополией. На первых выборах в центральный парламент и законодательные собрания штатов (1951–1952 г.) почти три четверти мест получил ИНК – с тех пор почти бессменная правящая партия. Возглавил правительство Дж.Неру (1947–1964 г.).
Индия развивалась по капиталистическому пути. Цивилизационный фундамент здесь оказался принципиально неблагоприятным для экспериментов в марксистско-социалистическом духе, притом, что в Индии есть две влиятельные компартии, одна из которых многие годы провела у руля правления штата Бенгалия. Зато занесенные в Индию англичанами демократические традиции хорошо вросли в местную структуру. В Индии стала реализовываться рожденная Дж.Неру концепция «общества социалистического образца». Она включала в себя смешанную экономику при приоритете госсектора, демократическое единство сильного центра и наделенных широкими правами регионов, плановость народного хозяйства (пятилетки с 1951г.), плюрализм общественной мысли.
Общая оценка преобразований 50 – начала 90-х годов – это путь к компромиссу, преобразованиям социал-реформистского толка. Все в концепции оказалось жизненным и придало развитию Индии устойчивую динамичность.
Первой серьезной реформой была аграрная. Суть ее сводилась к ликвидации слоя посредников-заминдаров и к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Результатом реформы было сокращение доли арендаторов и превращение основной части крестьян в землевладельцев. При поддержке государства шло развитие кооперации, призванной уменьшить в стране влияние ростовщиков. В 60–70-е годы аграрные преобразования были дополнены серией передовых агротехнических методов и приемов, связанных с «зеленой революцией» и имевших целью резко усовершенствовать сельскохозяйственный процесс. С 1978 г. Индия перестала импортировать продовольствие и достигла полного самообеспечения. В наши дни страна в основном справляется с продовольственной проблемой, хотя при этом значительная доля ее населения питается крайне скудно.
В основу экономической политики были положены два важнейших принципа: развитие госсектора в промышленности и плановое ведение народного хозяйства. С 70-х годов развивается прямое сотрудничество с частным капиталом, происходит сращивание двух секторов. Главными направлениями экономической политики всех правительств ИНК были: а) усиление государственных капиталовложений в базовые отрасли промышленности; б) ослабление государственного регулирования частного сектора; в) упрочение национальной валютной системы и финансов, укрепление национального рынка. В целом к середине 60-х годов объем промышленного производства вырос в 2,5 раза. С 1980 по 1991г. рост экономики составлял ежегодно 5,4%. Индия вышла в ряд индустриально-аграрных стран. Вместе с тем в этом процессе проявились и негативные явления: рост бюрократии, недостаточная эффективность ряда предприятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение острых социальных проблем.
Ориентация на капиталистическое развитие гармонично сочеталась в республиканской Индии с генеральными установками в сфере политической и правовой, корнями уходящими в классическую вестминстерскую парламентарно-демократическую систему власти. В соответствии с конституцией Республика Индия – это союз, который включает 25 штатов и 6 союзных территорий. Законодательная власть принадлежит двухпалатному общеиндийскому парламенту, а в штатах – законодательным собраниям; исполнительная власть в руках общеиндийского совета министров в Дели и правительств штатов во главе с главными министрами. Формально президент считается верховным главой исполнительной власти страны, фактически власть в руках премьера.
Политический процесс в стране основан на состязательности партий с полной свободой для партийных коалиций. Общеиндийским языком по-прежнему считается английский. Попытка сделать таковым в 1965 г. хинди не могла быть осуществлена, ибо этому энергично противодействовал ряд южных штатов, для которых хинди является чужим. Так как большинство людей неграмотны, важную роль в борьбе за избирателей играют символы. Для ИНК это изображение священной коровы. Партиям трудно объединить людей вокруг идеологического вопроса, т.к. общество еще расколото по многим признакам.
Избирательные кампании свидетельствовали об устойчивости симпатий основной массы избирателей: при наличии коммунистического левого (с1964 г. – две компартии с примерно равными силами) и религиозно-коммуналистского правого крыла основная доля голосов избирателей приходилась на центр. Он был представлен, прежде всего, ИНК, позже и коалицией оппозиционных ему группировок типа «Джаната парти», находившейся у власти в 1977–1979 г. Если не считать этого небольшого промежутка, все остальные годы во главе Индии стояло правительство ИНК, которое после смерти Неру (1964 г.) возглавляла его дочь Индира Ганди (1966–1977, 1980–1984 г.), а после ее убийства – ее сын Раджив Ганди (1984–1991г.). Нередки были обострения внутриштатных политических противоречий на национальной, религиозной или иной основе, для решения или погашения которых Дели обычно вводила президентское правление (за время независимости более 116 раз).
В середине 60-х годов нарастает внутренняя нестабильность в стране. Критику вызывает позиция ИНК по социальным вопросам, усиливается крестьянское движение, активизируются правые группировки в ИНК. Стремясь восстановить популярность Конгресса, И.Ганди выступила за новые реформы: поощрение мелкого производства, расширение госсектора, национализация крупных банков и оптовой торговли, ограничение монополий, снижение земельного максимума и др. В 70-е годы прогрессивные реформы были продолжены, однако, вскоре проявилось влияние бюрократии и снижение эффективности госсектора. Политическое развитие было следствием острой экономической депрессии, поляризации классовых сил, половинчатости прогрессивной экономической программы, неспособности правительства решить основные проблемы страны: сокращение безработицы, наделение крестьян землей, согласование интересов государства и окрепшей монополистической буржуазии. Все это поколебало авторитет ИНК и впервые привело к поражению в 1977 г. партий консервативного толка. В 1980 г. он восстановил свои позиции и вернулся к руководству в общеиндийском масштабе.
В 80-е годы экономическое развитие Индии замедлилось, обнаружились негативные последствия протекционизма, монополизация внутреннего рынка промышленными кланами, инфляция, неконкурентоспособность индийских товаров, бюрократизация управленческого аппарата, неэффективная работа предприятий госсектора. В 1990 г. внешний долг составил 70 млрд. долларов, приток иностранных капиталов сократился на 59%. Заметные успехи 90-х годов связаны с реализацией с 1991г. радикальной экономической программы. Основными положениями ее являются либерализация политики в отношении иностранного и национального капитала, реформа госсектора. Пик положительных тенденций пришелся на 1995– 1996 г.– темпы роста промышленного производства увеличились на 12,4%. Во второй половине 90-х годов экономические темпы замедляются, продолжается застой капиталов, не решена проблема низкой производительности труда и реформы госсектора. Правильные экономические решения не дали результатов на микроуровне, поэтому в начале ХХI в. главной целью провозглашен «экономический рост и справедливость» (вложения в социальную сферу и инфраструктуру).
Современная Индия владеет высокими технологиями, является крупным производителем и экспортером программного обеспечения – 140 из 500 ведущих компаний мира удовлетворяют свои потребности в этом за счет экспорта из Индии. Страна занимает третье место в мире по численности научно-технических кадров, пятое – по объему сельскохозяйственного производства и по ВВП. В середине 90-х годов заняла второе место в мире по экспорту пшеницы, достигла самообеспечиваемости основными продуктами питания. В 1998 г. стала ядерной державой. Сейчас индийская экономика входит в число 10 самых быстроразвивающихся в мире.
В 80-е годы прежняя структура власти уже не соответствовала новой расстановке социально-классовых сил, все более заметны изъяны в политической жизни (коррупция, нарушения демократии), росло влияние радикализма и популизма, поддержку масс получали новые политические партии. В 1989 г. ИНК уступил власть коалиционным правительствам. Это свидетельствует о появлении в последние 10–15 лет тенденции (пока не завершившейся) создания действительно многопартийной структуры власти вместо доминирования одной партии. В 90-е годы Индия окончательно перешла к коалициям – осенью 1999 г. на выборах в парламент большинство получил правоцентристский Национальный демократический альянс (24 партии). Начался переход партий от конфронтационной к соревновательной политике. Актуализировалась проблема консолидации общества. Сохранение регионального коммунализма и регионализма мешают укреплению патриотизма. Последние годы показали быстрый рост влияния индуистских партий.
На развитие современной Индии существенное влияние оказывают сохраняющиеся серьезные проблемы. Важнейшая из внутренних – это религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г., в республике проживают 106 млн. (11,4% населения) мусульман. Большую и влиятельную общину составляют сикхи (2%) и буддисты (0,7%). Этнорегиональные конфликты накладываются на давние территориальные споры, перерастая в ожесточенную сепаратистскую и террористическую борьбу. Индо-мусульманские столкновения и борьба сикхского меньшинства вначале за политическую автономию, а затем и за собственное независимое государство Халистан (отделение Пенджаба от Индии) являются практически неразрешимыми проблемами. Переход к вооруженной борьбе экстремистских сикхских организаций в 80-е годы привел к убийству ими И.Ганди (31 октября 1984 г.), что вызвало новую волну насилия и жертв. Акты террора продолжались и в 90-е годы, несмотря на попытку властей найти политическое решение пенджабского кризиса. Источником политической нестабильности для всей Индии остается в XXI в. проблема штата Джамму и Кашмир. Сепаратистские группировки добиваются создания здесь независимого государства. Проблема осложняется претензиями на этот штат со стороны Пакистана, в составе которого находится 1/3 его территории. Взаимная неуступчивость и жесткие позиции двух стран делают спор одним из самых опасных пограничных конфликтов в мире и не раз ставили соседей на грань войны (1947, 1965, 1971, 2001г.). К этим конфликтам может быть добавлена напряженность, которая возникла в 80-е годы на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и других районах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную нестабильность. Проблемы создают и сепаратистские настроения тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималайского района. Точного числа сепаратистских группировок не знает никто (в Индии «говорят» на 179 языках и 544 диалектах). Усилению с конца 80-х годов религиозного фанатизма и межпартийных распрей способствовала эволюция идеологии национализма. После завоевания независимости Индии в национализме отдельных наций уже начали проявляться гипертрофированные национальные амбиции, сепаратизм.
Другая группа проблем, внешне менее острая, но чреватая далеко идущими последствиями – демографическая. Быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Наиболее тяжкие его последствия, прежде всего, голод были смягчены успехом «зеленой революции» и фермерского хозяйства (Пенджаб). Попытки решить ее ускоренными темпами, с административным нажимом, результатов не дали, более того, привели И.Ганди к поражению в 1977 г. Несмотря на реализацию программы по ограничению рождаемости, демографический прирост все возрастает – в ХХI в. Индия вступила миллиардной страной.
К числу внутренних относится проблема каст. Государство сделало много для искоренения кастового неравенства: за дискриминацию на кастовой основе вводилось уголовное преследование, за представителями низших каст забронированы квоты в вузах, госучреждениях (по конституции 1950 г. –– 27% мест). Вместе с тем попытка распространить такое проявление социальной справедливости и на промежуточные касты (52% населения) вызвало массовое недовольство и политический кризис 1989-1990 г. Касты играют ту же роль, что и в прошлом – роль стабилизирующего фактора. Однако более значима консервирующая функция касты и общины, явно противостоящая задачам развития страны. Со временем эта функция ослабнет, а развитие возьмет свое. Однако остаются вопросы – сумеет ли общинно-кастовая Индия в случае демографического взрыва прокормить страну, явно не успевшую превратиться к тому времени в фермерскую?
Наиболее сложными проблемами являются чрезвычайная плотность населения, истощение природных ресурсов, безработица, вопиющие социальные контрасты, нерешенность аграрного вопроса (50–55% хозяйств носят деградирующий характер), растущий водный дефицит (80% населения не имеет доступа к
питьевой воде), узость «среднего класса» (20 – 25%) при массовой бедности, неграмотность населения (48%) и др.
Существенным элементом внешней политики Индии в 50– 60-ые годы стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых государств. Внешнеполитическая позиция страны во многом объясняется и геополитической конфронтацией сил в Азии, в частности, конфронтацией с КНР и ее союзником – Пакистаном. Это привело в свое время страну, декларировавшую независимость, нейтралитет и неприсоединение в качестве принципиальных основ политического курса, к тесному союзу с СССР. Их сотрудничество способствовало укреплению государственной экономики Индии и заключению важных договоров о мире, дружбе и сотрудничестве, включая Делийскую декларацию 1986 г. С распадом СССР его место заняла Россия. С 1995 г. возрастает внимание к сотрудничеству с Республикой Беларусь.
Внешняя политика в 70–90-е годы преследовала четыре основные цели: укрепление безопасности страны, реализация экспансионистских амбиций в Южной Азии (что привело к устойчивой конфронтации в системе региональных отношений), усиление влияния среди государств мирового сообщества (становится формирующимся центром мировой политики, но без превращения в супердержаву) и установление оптимальных внешних связей для создания благоприятных условий для модернизации экономики.
С середины 90-х годов реализуется новый внешнеполитический курс – нормализация отношений с большими и малыми странами. В 1995 г. с созданием ассоциации «Индоокеанское кольцо» Индия стремится стать одним из региональных лидеров. После распада военных блоков потеряла смысл позиция неприсоединения к ним. Поэтому особое значение приобрела «свобода принятия самостоятельных решений» (Дж.Неру). Несмотря на статус доминирующей в регионе державы с военно-политическими функциями, Индия неоднократно подтверждала свою роль гаранта политической стабильности. Хорошо известно миролюбие Индии, завидная для всего развивающегося мира внутренняя стабильность. Индия не знакома ни с политическими переворотами, ни с попытками армии играть политическую роль, ни с чересчур острыми социальными конфликтами. За Индию никто и никогда не вел и не ведет борьбу. Это объясняется тем, что здесь никогда не было вакуума власти, а государство со стабильным политическим курсом устойчиво и надежно, всегда опиралось на привычные нормы существования и отвечало в своей политике этим нормам.

Окончание второй мировой войны и первые послевоенные годы составили для Азии целую историческую эпоху. Победила Августовская революция во Вьетнаме, началось освобождение Индонезии, стали независимыми Бирма, Лаос, Камбоджа. Революционный Китай торжествовал успех многолетней борьбы.
На этот же период приходится национально-освободительная революция в Индии. Не полагаясь более на лицемерные обещания Англии, индийский рабочий класс, индийское крестьянство требовали независимости и добивались ее революционным путем. В феврале 1946 года началось восстание индийских военных моряков (почти 20 кораблей подняли красные флаги).
Английское лейбористское правительство должно было сделать заявление о предоставлении Индии политической независимости в рамках Британского содружества наций.
Специальная миссия, посланная в Индию из Лондона, предложила следующий план: Индия преобразуется в союз автономных провинций и княжеств, а после того получает право считаться доминионом; провинции, в свою очередь, подразделяются на индуистские и мусульманские - по религиозному признаку.
План этот имел цепью расчленение страны: предполагалось, что таким образом легче держать ее в прежней зависимости.
После разного рода маневров, имевших целью развести на разные концы и рассорить между собой две главные политические партии национального освобождения - Индийский национальный конгресс и Мусульманскую лигу, - Англии удалось провести план расчленения Индии. Законом от 15 августа 1947 года были созданы два доминиона: Индия и Пакистан.
Пакистан (111 млн. человек) был составлен из двух частей, отстоящих на 1,5 тысячи километров друг от друга. На княжество Кашмир заявляли требования как Индия, так и Пакистан. Уже в октябре 1947 г. пакистанские вооруженные отряды заняли часть Кашмира. По просьбе махараджи Кашмира княжество было включено в состав Индии (1947 г.).
Расчленение страны повлекло за собой неисчислимые бедствия. Сотни тысяч людей насильственно переселялись из одного доминиона в другой. Экономические связи, установившиеся веками, были искусственно разорваны. Религиозная рознь стала еще ожесточенней.
Когда началось расчленение на две части провинции Пенджаб, борьба между индусами (и сикхами), с одной стороны, и мусульманами - с другой, вылилась в резню. Погибло около 500 тыс. человек и не менее 12 млн. осталось без крова. Погромы и резня прокатились по всей огромной стране и, что касается Пенджаба, не прекратились до сих пор.
За расчленением последовало создание правительств Индии и Пакистана. Правительство Индии было сформировано Индийским национальным конгрессом - партией национальной буржуазии, землевладения, интеллигенции. Главой правительства стал Д. Неру.
Государственная независимость Индии получает свое окончательное подтверждение в акте 26 января 1950 года, которым Индия объявляется "суверенной и демократической республикой". В тот же день была введена в действие конституция Индийской республики.
Конституция провозгласила федеративное устройство нового государства: в начале штаты различались по форме правления, но в 1956 году была проведена реформа, введшая новое административное деление. В настоящее время штаты имеют единообразную систему управления.
Княжества Индии (Хайдерабад, Майсор и др.) должны были войти в состав республики: попытки их феодальных властителей остаться в стороне были сорваны народными массами.
Равенство граждан признается независимо от касты и религии, к которым они принадлежат.
Касты, о которых мы говорили, характеризуя древнюю Индию, не исчезли и по сей день. Это деление особенно заметно в деревне, где обычай держится крепче и дольше.
Преобладание браминов (брахманов) несомненно в политической жизни: из них состоят основные кадры государственных чиновников высшего ранга, лидеры политических партий и организаций.
Не менее 70 млн. человек индийского населения составляют "неприкасаемые": рикши, метельщики, посыльные, ассенизаторы и т.п. И хотя законы на их стороне, старые обычаи еще не исчезли.
Конституция содержит особое упоминание об обеспечении народа средствами к существованию как задаче управления, об охране труда рабочих и малолетних.
В этой связи заслуживают упоминания аграрная реформа (задачей которой должно быть уничтожение феодального землевладения и феодальных пережитков вообще), а также политика индустриализации страны.
Первая аграрная реформа стала осуществляться в 1948 году, но она имела ограниченный характер, проводилась правительствами штатов, сводилась к некоторому отчуждению (за плату) излишних земель помещиков. Выкупные платежи были очень высокими (10-15-летняя годовая рента), и поэтому воспользовались плодами реформы одни кулаки.
В последующие годы были предприняты новые меры для перераспределения земли. Однако и после того положение мало в чем изменилось: 80Уо крестьян владели тем же количеством земли (27%), что и 2% крупных землевладельцев.
Индустриализация страны осуществляется на основе государственных планов. Особое внимание уделено созданию государственного сектора народного хозяйства. Индия создала некоторые важнейшие индустриальные комплексы.
В ноябре 1949 года вступила в силу конституция Индии. Главой Индийской республики является президент, избираемый на 5 лет. Он назначает премьер-министра правительства (Совета министров). Последнее несет ответственность перед парламентом. Парламент двухпалатный. Одна его палата избирается выборщиками от штатов, другая - всеобщим голосованием. Избирательное право является всеобщим и предоставляется гражданам начиная с 21 года.
Имея в виду сепаратистские стремления некоторых штатов, а еще больше неизбежность острых социальных столкновений, конституция Индии предусматривает право президента вводить чрезвычайное положение и принимать чрезвычайные меры для пресечения противоправительственных действий.