После окон­чания Второй мировой войны Индия переживала подъем нацио­нально-освободительного движения. Английские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, сочетая методы жестокого подавления с уступками и действиями, направленными на рас­кол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других мень­шинств власти установили систему выборов в Центральное зако­нодательное собрание в 1946 г. по религиозным куриям, что обо­стрило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала тре­бования независимости страны и равноправия всех ее граждан единства индусов, мусульман и приверженцев других религий:

Главным требованием Мусульманской лиги было разделение Ин­дии на два государства по религиозному признаку и создание му­сульманского государства Пакистан "страна чистых".

ИНК И Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддер­жала программу инк. Подавляющее большинство населения вы­сказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противо­стояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Джавахарлал Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во гла­ве с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в правительство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. Уже в авгус­те в Калькутте начались погромы в индусских кварталах, в ответ запылали мусульманские кварталы города. Столкновения между индусами и мусульманами, перерастающие в резню, перекину­лись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о намере­нии предоставить Индии права доминиона при условии раздела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они вступают. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

Огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись по­гибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ган­ди. Он требовал создания приемлемых условий для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало нападки, обвинения в преда­тельстве интересов индусов. В январе 1948 г. М. Ганди был убит членом одной из религиозных организаций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусуль­манской лиги Ликиат Али Хан. 15 августа провозгласил свою неза­висимость Индийский Союз. Из 600 княжеств подавляющее боль­шинство присоединились к Индии. Первое индийское правитель­ство возглавил Дж. Неру.



При разделе территории не учитывались ни экономические связи между районами, ни географические рубежи, ни нацио­нальный состав. На индийской территории осталось 90 % всех за­пасов полезных ископаемых, текстильной и сахарной промыш­ленности. Большая часть районов по производству хлеба и техни­ческих культур достал ась Пакистану.

Сложная обстановка сложилась в княжестве Кашмир. Оно дол­жно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на территорию Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индийские войска. Но западная часть княжества была занята пакистанскими войска­ми. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг. Результатом войны 1971 г. стало образование на месте Восточного Пакистана государства Бангладеш.

В 1949 г. Индия приняла конституцию, провозглашавшую ее республикой. Победы на выборах до конца 70-х гг. ХХ в. одерживал ИНК Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграр­ная реформа, различные социальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, довольно успешно развива­лась. Свидетельством этого стало создание и испытание Индией на рубеже ХХI в. ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в бло­ках, борьбе за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра перешел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убий­ства связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского


движения (сикхи, тамилы). В конце ХХ в. ИНК по­терял монополию на власть. К управлению страной пришли пред­ставители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). Од­нако основные направления внутренней и внешней политике, а также успешное в целом развитие страны продолжается.

Доклад по истории мировых цивилизаций

Индия после войны

Формирование антиколониального фронта

Колониальные власти в годы войны обе­щали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды на­родов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия дер­жала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции нацио­нальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность последнего была неве­лика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и др.) превращала немногочисленный пролета­риат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий ре­лигиозный фактор. Таким образом, индийская деревня - это са­модовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониаль­ной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего - вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массо­вых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиколониальный фронт.

Махатма Ганди и гандизм

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской куль­туры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этиче­ские и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н, Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя ), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описыва­ется в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла евро­пейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - это кровное дело, поскольку это борьба за справед­ливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования об­щества, облаченные в традиционные образы, становились понят­ными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии кресть­янства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т.д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, кон­серватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном миро­воззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочета­нии ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал клас­совую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи - освобождения от иностран­ного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной н по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заста­вил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной воору­женной борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромис­сам, но он как никто другой знал, когда именно массовое нена­сильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не пре­вратилось в свою противоположность, то есть в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасиль­ственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под кон­троля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государ­ства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусуль­манами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была ор­ганизована Ганди в 1919-1922 гг. Послевоенный подъем наци­онально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настро­ении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил ре­форму избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напря­женность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одно­временно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходи­мости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусма­тривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колони­ального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У дви­жения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал пе­рерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа кресть­ян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекраще­нии кампании гражданского несотрудничества. Движение пош­ло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии при­шелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти объявили кампанию незакон­ной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где вы­ступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому англий­ская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие з конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индий­ских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактиче­ски это была основа конституции.

В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное пере­устройство страны с учетом религиозного фактора, установле­ние минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. Конференция окончилась прова­лом.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить мест­ным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали коло­ниальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избиратель­ной системе. Индийский национальный конгресс получил боль­шинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овла­дению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.

Билет № 16. Индия после Второй Мировой Войны

В период Второй мировой войны Индия официально выступала на стороне стран антигитлеровской коалиции, но ее политические деятели вели себя по разному. Индийский национальный конгресс предъявил претензии английскому правительству: обещали поддержать Англию в войне только при условии официального признания английским правительством права Индии на самоопределение, созыв учредительного собрания и образование ответственного правительства (потребовали самостоятельного управления). Английское правительство не согласилось и с 42 по 44 Индийский национальный конгресс был под запретом. => в эти года Индийский национальный конгресс боролся на два фронта и против Гитлера и против английского правительства. К концу Второй мировой войны позиция Англии смягчалась. Основной проблемой оставалось взаимоотношение между конгрессом и мусульманской лигой (точка расхождения у них – последовательность предоставления независимости. Индийский национальный конгресс требовал сначала предоставить независимость, а потом провести территориальное размежевание между мусульманами и индусами, мусульманская лига наоборот – боялись оставаться в составе Индии без английского присутствия)

В 1944 конгресс начинает нормальную политическую деятельность. После окончания Второй мировой войны, в июне вице-король Арчибальд Уэйвелл предоставляет план о предоставлении Индии независимости (фактически протекторат):

  1. 1. Статус доминиона
  2. 2. Право индусов на собственную конституцию
  3. 3. Предоставление индийцам всех мест в исполнительном совете (правительстве), за исключением поста вице-короля (главы совета) и главнокомандующего (Войска находятся в ведении митрополии)
  4. 4. Право внешних сношений
  5. 5. Отдельное представительство в совете кастовых индусов

Этот план никому не понравился. Индийский национальный конгресс требовал, чтобы представительство кастовых индусов было за ним. Мусульманская лига требовала, чтобы только она предоставляла мусульман, не признавая права представления мусульман за Индийским национальным конгрессом. (Далее новое лейбористское правительство пытается всячески ускорить предоставление независимости, а индусы не могут распределить последовательность ее получения)

В 1946 идет распределение на различные зоны, в которых должно произойти голосование о создании различных государств. Восток-запад (теперешний Пакистан и Бангладеш) – большинство мусульман и север (Хиндустан, Раджпутана, Бидар, Бенгалия) центр (Декан) юг. Предполагается, что первые две зоны (запад и восток) будут соединены в одно государство, а остальные – отдельное индусское государство. Но возникает несколько проблем:

  • · Проблема Пенджаба (в нем половина мусульман половина индусов)
  • · Проблема Джаммы и Кашмира
  • · Проблема Хайдарабада (значительная часть ассимилирована мусульманами)

Эттли (премьер-министр Великобритании, вице-король Индии) эти вопросы решить не может. В феврале 1947 он издает уже 3-ю декларацию, которая говорит об уходе Англии не позднее 1948.

В марте 1947 Эттли сменяет Маунтбеттен (последний вице-король Индии). Он предоставляет план Маунтбеттена (Если в течение 47 г. индусы и мусульмане не договорятся между собой, то он передаст власть провинциям) => начинают шевелиться, 1947 – образование 2 доминионов: Пакистан (просуществовал до 1956) и Индия (просуществовал до 1950).

15 августа 1947 в силу вступает план Маунтбеттена о независимости Индии. Главой Индии на 3 года продолжает оставаться английский король, премьер-министром становится Джавахарлал Неру.

С 1947 по 1949 к Индии присоединяется 555 (всего было 601) княжество, они вошли на разных основаниях. Но в общем не самый благоприятный период для Индии (+ период стычек, военных действий между мусульманами и индусами, которые шатались по проблемным территориям и не знали где осесть). За князьями проблемных территорий было оставлено право решать вопрос присоединения самостоятельно Проблема Хайдарабада: правитель Хайдарабада должен был решить к кому он присоединяется к Индии или Пакистану, поэтому Индийские войска встали по периметру Хайдарабада и попросили поскорей определиться => раджи Хайдарабада решил присоединиться к Индии. Проблема Джаммы и Кашмира: раджи был индус, а население – мусульмане. В Джамму и Кашмир вошли индийские войска, Пакистан счел это актом агрессии => началась война, которая длиться до сих пор.

Индия – многоэтничная страна - было решено, что на 15 лет государственным языком на ряду с хинди будет английский (таким он остался и до сих пор). В 1950 принимается конституция, по которой в Индии создавалось 3 группы штатов с различным правовым статусом:

  1. Бывшие провинции британской Индии. Управление: губернатор штата, правительство штата и местный двухпалатный парламент.
  2. Бывшие княжества. Управление: князь становился губернатором и у него однопалатная ассамблея
  3. Бывшие комиссарские провинции – провинции, которые имели управление – подчинялись непосредственно центральному правительству. Управление: губернатор штата или президентский комиссар, назначаемый правительством.

С 1950 Индия объявляется независимой . Ведущей политической силой является индийский национальный конгресс, в нем есть различные течения. Основное течение представлял Джавахарлал Неру (левое и центристское крыло) – формально смешанная экономика (на самом деле доминирование гос сектора), плановая экономика, проведение аграрной реформы. Во внешней политике формальный нейтралитет, реально склонение в русло политической направленности Советского Союза. Правое крыло – представлено заместителем премьер- министра Патель + влиятельная фигура – председатель конгресса Тандон – свобода предпринимательства, создание современного рынка, встраивание в международную капиталистическую систему.

После объявления независимости от Индийского национального конгресса начинают отпочковываются различные партии:

  • Крестьянская рабочая партия
  • Конгресс-социалисты => социалистическая партия
  • Доминирует Джавахарлал Неру – конгрессистский социализм и гандийский социализм

На первых выборах 1951 Индийскому национальному конгрессу противостояла партия Джан Сангх (народный союз). Джан Сангх союзник коммуналистской партии (традиционные индуистские организации, как Хинду Махасабха и Раштрия сваямсевак сангхан) – отстаивали интересы индуистов . Глава – Мукерджи. Программа – построение истинного национализма, (лозунгом Индийского национального конгресса был секуляризм – отделение религии от гос-ва) требование изменения секуляристской политики, покровительства индуистам и обеспечения их приоритета. На выборах побеждает Индийский национальный конгресс (получили 75 мест в парламенте).

Начинает реализовываться курс Неру:

  1. Обеспечение себя всем необходимым, создание импортозамещающей промышленности.
  2. Программой национального конгресса было предусмотрено создание этнолингвистических штатов. В 1956 принимается закон о реорганизации штатов, согласно которому в 19 штатах и союзных территориях должны существовать гомогенные этнолингвистические сообщества (что опять выдвинуло проблему единого языка – стало ясно что введение хинди, как государственного языка откладывается)
  3. В первый срок Индийского национального конгресса выявился подконгрессистский социализм – ограничение стяжательских инстинктов и собственнических устремлений
  4. Считали что необходима борьба кастовыми ограничениями (упразднение неприкасаемых)
  5. Создание условий для развития отсталых народов и племен
  6. Упор на этатизм и смешанную экономику

На вторых выборах 1957 – опять победа Индийского национального конгресса, но уже с меньшей поддержкой народа (особо она снизилась в региональных областях). Эти выборы также продемонстрировали усиление Джан Сангх.

В 1959 из конгресса выходит группа, которая недовольна курсом Неру – Сватантра (более правая организация), которая примыкает к Джан Сангх, они тоже собираются строить истинный индусский социализм.

В 1957 создается республиканская партия, которая выражает интересы низкокастовых и внекастовых индийцев.

Создаются партии на базе различных сект: раджпутов, брахманов.

1962 – третьи выборы . Видна существенная потеря авторитета Индийского национального конгресса (потеряно 6 млн. избирателей). Усиливаются правые Сватантра и Джан Сангх. В Индийском национальном конгрессе разворачивается фракционная борьба, если раньше Джавахарлал Неру представлял и левых и центристов, то теперь только центристов. Левые приобретают своего нового вождя – Маллавия, правыми остаются Патель и Десаи. => группировки внутри Индийского национального конгресса выступают против официально выдвинутых кандидатов в конгресс. В 1963 Морарджи Десаи и Патель образуют группу внутри конгресса, которая назевается Синдикат и в 1969 они выходят из Индийского национального конгресса.

В 1964 умирает Джавахарлал Неру, премьер-министром становится Лал Бахадур Шастри – не может преодолеть разногласия внутри конгресса, продолжается распадение.

В Индии фактически 5 коммунистических партий:

  • · Коммунистическая партия
  • · Марксистская коммунистическая партия
  • · Ценристская партия марксистов-интеллектуалов
  • · Марксистско-ленинская коммунистическая партия
  • · Движение наксалитов

В это время 1964-65 война с Пакистаном. Примирение сторон происходит в Ташкенте. В 1967 Лал Бахадур Шастри понимает, что он не может справится с управлением Индийским национальным конгрессом и с Индией => постепенно устраняется от дл. В 1967 в результате внутренней политической борьбы к власти в Индийском национальном конгрессе приходит Индира Ганди .

1967 – четвертые выборы , на которых Индийский национальный конгресс теряет значительное число мест в парламенте (19 мест в народной палате). В 1969 выходит Морарджи Десаи и происходит раскол:

  • Индийский национальный конгресс с Индирой
  • Индийский национальный конгресс Синдикат (организация) с Десаи

В это время в стране с одной стороны развивается гос. сектор и создается тяжелая промышленность, новейшие технологи, проходит аграрная реформа (за счет перераспределения земель между крупными землевладельцами и неимущими), и в то же время в стране дикая бедность, 70% страны – находятся в крайне бедноте. Все экономические успехи проходят в меньшей части населения.

Пятые выборы 1971-72 прошли на фоне сильного внешнеполитического успеха Индии, произошел раскол традиционного противника Индии – Пакистана (в 1971 Пакистан потерял свою восточную половину и образовалась Бангладеш). => Индийский национальный конгресс получил абсолютное большинство и возможность изменять конституцию.

На фоне успехов Индийского национального конгресса оппозиционные илы объединяются: Сватантра, Джан Сангх, Индийский национальный конгресс Синдикат, Объединенная социалистическая партия и Региональный конгресс – пытаются противостоять Индийскому конгрессу.

1974-75: ситуация обостряется, образуется Индийская народная партия (аграрная), которая основывается на выражении интересов богатых слоев деревни (недовольных аграрной реформой)

В 1975 против Индиры Ганди возбуждается процесс, ее обвиняют в фальсификации выборов, нарушении законов штата. На пост премьер-министра выдвигается Рам. В 1975 в Индии вводится чрезвычайное положение, Индийский национальный конгресс с помощью чрезвычайных мер пытается стабилизировать свою социальную базу. На политическую арену выдвигается молодежное движение во главе с сыном Индиры – Санджаем Ганди, сторонник жестки методов решения проблем => выдвигает программу:

  1. Ликвидация неграмотности (хождение в народ, образование народных масс + попутное разъяснение им насколько хороша политика Индиры Ганди)
  2. Борьба с кастовостью (устранение неприкасаемости) – поднятие низших каст
  3. Отмена приданого
  4. Борьба за чистоту улиц (снос старых домов и строительство новых из которых получали прибыль)
  5. Борьба с рождаемостью – свелось к стерилизации мужского населения.

В январе 1977 отменили чрезвычайное положение, выборы назначены на март. Аппозицией был создан народный фронт (Джарата фронт) во главе с Морарджи Деси , основной задачей которого было:

  1. Восстановление демократических свобод (Индира обвинялась в авторитаризме)
  2. Проведение аграрной реформы не социального характера, а проведение «зеленой революции» введение новых технологий повышения урожайности.
  3. Обеспечение занятости
  4. Ограничение государственного сектора и предоставление большей свободы предпринимателям (+ в ланах Народного фронта были даже проекты приватизации)

Шестые Выборы 1977 – первое поражение Индийского национального конгресса. У власти Джарата фронт, представляемый конгломератом различных партий. Они попытались из фронта сделать партию => май 1977 – Джарата партия, но как только они объединились у них начинаются терки. Из Джарата фронта начинают выходить различные партии =>фактически он распадается. Все это приводит к дестабилизации, нарушению управления. =>

На седьмых выборах 1980 опять побеждает Индийский национальный конгресс . (Внутри конгресса за это время произошли изменения – проявилось стремление несколько отступить от курса гандийского социализма)

В стране в это время активизируются национальные аппозиционные движения:

  • · Сикхи – объявляют о стремлении создать собственное гос-во Халистан
  • · Тамилы – пытаются образовать независимое гос-во Тамил-Илам
  • · Джамму и Кашмир – ведутся то открытые ото тайные военные действия

Внутреациональная борьба приводит к тяжелым последствиям. Охрана Индиры Ганди состояла из сикхов => октябрь 1984 - они убили Индиру.

На восьмых выборах 1984 побеждает Индийский национальный конгресс во главе которого стоит Раджив Ганди (он полностью меняет политический курс):

  1. Отступает от гандийского социализма
  2. Начинается приватизация, уменьшается доля гос. сектора
  3. Индия склоняется в сторону США, ФРГ и Японии – резко изменяется внутренний и внешний курс

Одновременно правительство Раджива Ганди подвергается нападкам в связи с коррупцией, что резко подрывает веру в Индийский национальный конгресс. Из него опять выходит группа членов в 1988.

Девятые выборы 1989 – второе поражение конгресса. Конгрессистское правительство уходит в отставку и к власти приходит национальный фронт (Раштрия Морча) во главе с Вишванат Пратап-Сингхом . => Стабильности нет, с 1989 по 1991 продолжают пороться различные политические силы (из числа правых: на базе Джарата фронта образуется пария - Бхаратия Джаната партия ).

1991 десятые выборы (между турами выборов убивают Раджива Ганди) => сердобольные индусы голосуют за Индийский национальный конгресс. В индии новый премьер –Нарасимха Рао , в его программе:

  1. Денационализация
  2. Смена импортозамещающей экономики на лицензионную

1990-е – резкий рост и модернизация экономики. На одиннадцатых выборах 1996 Индийский национальный конгресс проигрывает (проблема приватизации, обогащения, переход на дружбу с Америкой – исконно политика не конгресса, есть те кто делают это лучше).

На двенадцатых выборах 1996 побеждает Бхаратия Джаната партия. К власти приходит Атал Бихари Ваджпае (на короткий срок занимает пост премьер-министра - 16 мая 1996 - 1 июня 1996)

+ Появилась новая организация – Объединенный фронт (во главе с Деве Говда, который с 1 июня 1996 занимал пост премьер-министра Индии от Объединённого фронта (коалиция 13 центристских и левых партий). Правительство Деве Говда ушло в отставку 21 апреля 1997) – технократы, люди представляющие в основном региональные интересы (ориентируются на улаживание отношений с Китаем). Фактически они проводили ту политику, которую проводил Индийский национальный конгресс в 1991-95, но делали это лучше и с большей определенностью – идут по пути развития капитализма (продаются частные предприятия, идет приватизация). Но им не хватает определенности (либо гандийский социализм, либо истинный национализм) => Итогом парламентского компромисса между Конгрессом и Объединенным фронтом, нежелавшими проведения досрочных всеобщих парламентских выборов после отставки правительства Х.Д. Деве Говды, стало правительство И.К. Гуджрала (партия Джаната Дал – премьер 21 апреля 1997 - 19 марта 1998).

Тринадцатые выборы 1998 – опять успех Бхаратия Джаната партии. Премьер Атал Бихари Ваджпае, в о время премьерства Ваджпаи Индия провела первые ядерные испытания на полигоне в штате Раджастхан (Резкий экономический рост, выделяются зоны развития – Индия выбивается в число ведущих стран) Все это не может не тревожить ту часть общества, которая привержена идеям гандизма (семью Ганди в то время возглавляет итальянка Соня Ганди- жена Раджиба.

Четырнадцатые выборы 2004 – победа Индийского национального конгресса и встает проблема делать ли премьером итальянку или поступить по-другому. В итоге премьером становится индус - Манмохан Сингх.

После Второй Мировой Войны Британское правительство стало понимать, что удержать Индию не удастся. Это понимали и индийцы. Лига Мусульман призывала к созданию собственного мусульманского государства. Проблема отношений индуистов и мусульман приняла общенациональный характер. Не обошлось без кровавых столкновений на религиозной почве, в которых погибли тысячи человек. В конце концов стороны пришли к выводу о необходимости выделения мусульманских территорий в отдельное государство – Пакистан.
15 августа 1947 года Индия получила независимость, а также образовалось новое государство – Пакистан, Выделение части индийских территорий в отдельное государство Пакистан привело к возникновению огромных потоков беженцев с одной и с другой стороны. Разгорелся жесточайший межэтнический конфликт.

Приход к власти так называемой национальной буржуазии в Индии способствовал выработке политической линии на развитие независимой национальной экономики, становлению демократических форм национальной государственности.

Конституция независимого государства Индии 1949 (вступила в действие в 1950 г.) г. провозгласила создание суверенной и демократической республики, в которой запрещались рабство и какие бы то ни было формы принудительного труда. В Конституции говорилось о равенстве всех граждан перед законом независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения. Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

По форме правления Индия представляет собой парламентарную республику. Высшим законодательным органом по Конституции является, парламент, состоящий из главы государства и двух палат - Народной палаты и Совета штатов.

Джавахарлал Неру (14 ноября 1889 -27 мая 1964) - один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости 15 августа1947. Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Он принимал экономическую помощь от СССР, выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования, на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения.

Двумя любимыми проектами Неру были: установление азиатской идентичности и неприсоединение.

В 1967 в результате внутренней политической борьбы к власти в Индийском национальном конгрессе приходит Индира Ганди .

В это время в стране с одной стороны развивается гос. сектор и создается тяжелая промышленность, новейшие технологи, проходит аграрная реформа (за счет перераспределения земель между крупными землевладельцами и неимущими), и в то же время в стране дикая бедность, 70% страны – находятся в крайне бедноте. Все экономические успехи проходят в меньшей части населения.

1975г- На политическую арену выдвигается молодежное движение во главе с сыном Индиры – Санджаем Ганди, сторонник жестки методов решения проблем => выдвигает программу:

  1. Ликвидация неграмотности (хождение в народ, образование народных масс + попутное разъяснение им насколько хороша политика Индиры Ганди)

2. Борьба с кастовостью (устранение неприкасаемости) – поднятие низших каст

3. Отмена приданого

4. Борьба за чистоту улиц (снос старых домов и строительство новых из которых получали прибыль)

5. Борьба с рождаемостью – свелось к стерилизации мужского населения.

На восьмых выборах 1984 побеждает Индийский национальный конгресс во главе которого стоит Раджив Ганди (он полностью меняет политический курс):

1. Отступает от гандийского социализма

2. Начинается приватизация, уменьшается доля гос. сектора

3. Индия склоняется в сторону США, ФРГ и Японии – резко изменяется внутренний и внешний курс

Одновременно правительство Раджива Ганди подвергается нападкам в связи с коррупцией, что резко подрывает веру в Индийский национальный конгресс. Из него опять выходит группа членов в 1988.

1990-е – резкий рост и модернизация экономики

Четырнадцатые выборы 2004 – победа Индийского национального конгресса премьером становится индус - Манмохан Сингх.

Индия характеризуется высокими темпами экономического развития, растущим удельным весом в мировой экономике и большим авторитетом на мировой политической арене.

Занимая 7-е место в мире по территории, по численности населения Индия уступает только Китаю. Учитывая высокий прирост населения (1,5-2% в год), можно прогнозировать, что по этому показателю Индия способна обогнать Китай.

в рейтинге Всемирного банка страна занимает 12-е место, несколько уступая Бразилии. При расчете ВВП по паритету покупательной способности, по данным Международного банка реконструкции и развития, в 2006 г. Индия заняла 5-е место в списке крупнейших экономик мира после США, Китая, Японии и Германии.

Индии удалось нормализовать политические и экономические отношения с Китаем и Пакистаном. Конфликты, существовавшие между Индией и ее соседями, в том числе и территориальные, неоднократно приводившие к военным столкновениям, не ликвидированы полностью, но уже не стоят на первом плане в современной сложной международной обстановке. Индия обзавелась ядерным оружием.

В политическом плане Индия сохраняет дружественные отношения с современной Россией. Это взаимовыгодное экономическом сотрудничестве и совместных действиях на международной арене, когда интересы и внешнеэкономические концепции России и Индии совпадают.

Характерно, что и в отношениях с США индийские лидеры говорят о далеко идущем стратегическом партнерстве, при наличии интенсивного экономического сотрудничества.

Имея обширные экономические связи с Европейским союзом, странами АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), участвуя во встречах "Группы-8", Содружества наций и других подобных организаций, Индия практически не входит ни в одну региональную интеграционную группировку. Некоторым исключением можно считать Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии, включающую, кроме Индии, ее соседей - Пакистан, Непал, Бангладеш, Бутан, Шри-Ланку и Мальдивскую республику. Эти государства некогда входили в орбиту бывшей Британской Индии. Фактически экономика Индии - это ядро всей экономки Южной Азии.

Индия как одна из крупнейших экономик мира была включена в "Большую двадцатку", призванную разработать стратегию выхода из мирового экономического кризиса. В то же время Индия вошла в группу БРИК вместе с Россией, Бразилией и Китаем. Страны этой неформальной организации обеспечивали в докризисный период не менее трети общего прироста мировой экономики.

В Индии фактически 5 коммунистических партий:

· Коммунистическая партия

· · Марксистская коммунистическая партия

· · Ценристская партия марксистов-интеллектуалов

· · Марксистско-ленинская коммунистическая партия

· · Движение наксалитов

Независимое развитие Индии

Мощный подъем национально-освободительного движения в Индии после окончания Второй мировой войны заставил англичан предоставить ей независимость. В 1947 г. британский парламент принял закон о независимости Индии. Согласно этому закону бывшая колония была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Разделены по религиозному признаку, оба государства с самого начала враждебно относились друг к другу. Их непримиримое противостояние привело к вооруженным конфликтам в 1947-1948 гг, в 1965 г. и 1971 г. (результатом последнего индо-пакистанского конфликта стало создание государства Бангладеш на территории Восточного Пакистана).

В 1950 г. Индия провозгласила свою полную независимость. Согласно принятой конституции Индия стала федеративным государством (его 25 штатов созданы по национально-территориальному принципу) и парламентской республикой. Первым премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. После обретения независимости правящей партией страны стал Индийский национальный конгресс (ИНК). Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (1966-1977, 1980-1984) и его внук Раджив Ганди (1984-1989). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.

За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно-командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.

Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.

Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.

Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В 80-90-е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны.