Карачаевцы населяют Карачаево-Черкесию и являются по происхождению тюрками. Это очень интересный народ, характеризующийся многочисленностью, особыми свадебными традициями и красивой культурой.

Численность

В России проживает более 200 тысяч карачаевцев. Большая часть сосредоточена в Карачаево-Черкесии. В СНГ живет не более 5000 человек - это Казахстан и Киргизия.

История

Карачаевцы жили в области Карачай, у них были свои князья и налаженный жизненный уклад. Однако в начале 19 века сюда вторглась русская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло уберечь Карачай от разгрома и сохранить все обычаи, которые сформировались за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что стало причиной покидания родных земель некоторыми карачаевцами. Их потомки и сейчас живут в других странах, например, Турции. Самым сложным периодом жизни народа стала депортация, начавшаяся в 1943 году. Ее причиной стала оккупация территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советская власть массово переселяла людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитироваться народу удалось только в 1957 году. Одновременно произошло создание Карачаево-Черкесской автономной области, позже преобразованной в республику.

Язык

Основной язык - карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.

Жизнь

Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.

Жилище


Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальном. Некоторые жилые постройки носили оборонительных характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева.
Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.

Характер

Карачаевцы являются народом гор, что характеризует их как изолированных от остальных людей. Их главными чертами стали независимость и стремление к взаимопомощи.
Определяющую роль играет «Ёзден Адет», регламентирующий права и этикет. В этом кодексе есть правила, которым следуют мужчины и женщины. Уважение к женщине в первую очередь основано на понимании того, что она является дочерью своих родителей.

Внешность

Одежда


Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:

  1. Рубашка в виде туники.
  2. Кёлек, который шьют из черной или белой ткани. Праздничный вариант может быть полосатым.
  3. Чепкен - верхняя одежда, которую сейчас называют черкеской. Это преимущественно праздничный вид одежды, изготавливаемый из сукна. Чепкен украшали серебряными монетами. Характерной особенностью этого элемента одежды стали специальные вырезы, в которых хранили заряды. Называют их газыри.
  4. Пояс у карачаевцев обычно узкий, делается из кожи, украшается бляшками из серебра. Пояс всегда является важным элементом одежды, без него мужчине не положено появляться на людях.

Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кёнчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.

Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.

Традиции

Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае - играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это - воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.
Другим свадебным обрядом было обережение - жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность.
Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.

Свадьба


События свадьбы всегда ассоциировалось с большой радостью и большими тратами. Такое событие могли позволить себе далеко не все. Свадьба обязательно предполагала организацию торжества и выплату калыма. Организацией свадьбы тогда и сейчас занимаются родственники, они же собирают деньги, хотя молодые в этом тоже обязаны участвовать. Основные элементы свадьбы таковы:

  • калым;
  • приданое со стороны невесты;
  • подарки;
  • затраты на само торжество.

Сначала семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку - его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.
Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз - до свадьбы, второй раз - после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.
Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама. Мусульманские свадьбы исключают выпивку, которая может стоить очень дорого, подарки и калым. Гостей приглашают только из числа близких и доверенных.

Культура


Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство - у карачаевцев много танцев. Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.

Фольклор

В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.
В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов. Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.

Карачаевцы являются одним из тех народов, который ориентировался на культуру других, чтобы создать собственную. Им приходилось сталкиваться с очень тяжелыми временами, когда произошла депортация. Но они все пережили и сейчас живут в мире.

Этого оказалось достаточно, для того чтобы после освобождения Кавказа Сталин дал команду переселить карачаевцев за «нелояльность советской власти и сочувствие оккупантам»

Депортация карачаевского народа происходила в конце 1943 года, сразу же после освобождения Кавказа от фашистских захватчиков. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, согласно данным всесоюзной переписи 1939 года, на всей территории СССР проживало 75 763 карачаевца, 92,79% (70 301) из которых жили в пределах Карачаевской АО. Во время всеобщей мобилизации 15 600 карачаевцев были призваны на поля сражений с немецкими войсками, еще 3000 человек были задействованы как т.н. «трудовые резервы». Оставшиеся в тылу карачаевцы тоже не сидели без дела: в первые годы войны они собрали и отправили 6 вагонов вещей для фронта (валенки, полушубки, бурки, шапки-ушанки, шерстяные носки и т.д.).

Однако первые дни Великой Отечественной войны обернулись для СССР весьма печальным образом. Вермахт двигался семимильными шагами и уже в августе 1942 года немецкие войска заняли территорию Карачаевской АО. Около 1200 жителей, в т.ч. женщины, Карачаевской АО сформировали порядка 17 партизанских отрядов.

Оккупировав территорию, вермахт установил свои порядки на всей области: комендантский час (с 19:00 до 4:00), использование немецкой валюты, немецкое написание названий населенных пунктов и учреждений на оккупированной территории, листовки, в которых сообщалось о ликвидации колхозов. Последнее использовалось для вербовки коренного населения Карачаевской АО: предполагалось, что ликвидация колхозов спровоцирует переход рабочих к единоличному землепользованию, что улучшило бы жизнь крестьян. Напряжение в рядах карачаевцев области сопровождалось продолжающимся ухудшением материального положения населения и новым репрессиям против него. Карачаевцы, которые в годы Гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев, раскулаченные и противники советской власти стали переходить на сторону оккупантов. Антисоветские элементы начали формировать отряды для поддержки режима оккупантов и борьбы с партизанами.

Во времена Второй Мировой войны командование немецкого вермахта зачастую прибегало к формированию на оккупированных территориях разного рода организаций с целью поддержки оккупационного режима, например, «Карачаевский национальный комитет». Этого было достаточно для того, чтобы принять решение о депортации карачаевского народа.

Обвинения в коллаборационизме были поводом для депортации не только карачаевцев, но и большинства других народов Северного Кавказа. Одной из причин переселения были антисоветские движения 30-х годов XX века в период насильственной коллективизации. «Перегибы и искривления, допущенные при проведении коллективизации» спровоцировали выступление более двух тысяч карачаевцев, среди которых были не только сторонники белогвардейцев, но и религиозные деятели и князья. Несмотря на то, что выступления были подавлены, некоторые карачаевские семьи перешли на подпольную деятельность, стали создаваться т.н. «бандитско-повстанческие организации».

Оперативно-чекистская кампания по выявлению и аресту активных членов повстанческих организаций 1941-1942 гг. не принесла особых результатов. За указанный период на территории Карачая была выявлена 21 банда и 135 ее участников. С немецким наступлением антисоветские элементы активизировали свою работу. Некоторые историки не исключают того, что антисоветские выступления карачаевцев и немецкое наступление было спланировано синхронно. На это указывают тесные контакты руководителей повстанческих организаций с немецкими оккупантами, а некоторые из них даже проходили подготовку в немецких разведывательных школах. Об этом факте свидетельствовал доктор исторических наук Иван Бугай в своем труде «Их надо депортировать».

«Карачаевский национальный комитет», созданный при оккупационном режиме, пообещал, что колхозы будут упразднены, ее собственность, равно как и руководство экономикой и культурой автономии, будет передана в руки комитета. Комитет, по задумке вермахта, должен был отчитываться перед немецким дипломатом Эрнст-Августом Кестрингом, который позже принимал активное участие в заговоре против Гитлера.

Тема антисоветских выступлений карачаевцев присутствует и в исследованиях немецкого военного историка Йоахима Хоффмана. В своем труде «Немцы и калмыки 1942-1945» он указывает на то, что итогом образований административных управлений в Карачаевской АО было «признание на основе невмешательства независимых республик карачаевцев, кабардинцев и балкарцев на Северном Кавказе, которые поднялись на борьбу с советской властью еще до прихода немцев ».

В январе 1943 года советская армия вытеснила немецкие войска с территории Карачаевской АО и начала борьбу против антисоветских элементов. Повстанцы («главари бандповстанческих формирований», «мусульманское духовенство и националисты») в результате этих мероприятий были частично ликвидированы, а скрывшиеся продолжили деятельность в подполье. В ходе столкновений 10-15 февраля 1943 года карачаевцы ликвидировали 115 солдат и офицеров Красной Армии и сотрудников Государственной безопасности. Со стороны советских вооруженных сил были привлечены порядка двух тысяч сотрудников милиции и военнослужащих. Столкновения продолжались вплоть до октября 1943 года. За этот период было проведено 37 операций, в результате которых погибли как антисоветские элементы, так и сотрудники НКВД.

В разгар этих противостояний, 15 апреля 1943 года , вышла совместная директива НКВД и Прокуратуры СССР о переселении 573 членов семей главарей повстанцев. Позднее эта цифра была уменьшена до 472 человек. 9 августа все они были выселены за пределы области.

12 октября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение о ликвидации административного устройства Карачаевской АО и переселении оставшихся представителей карачаевского этноса (62 842 человека) в Казахскую и Киргизскую ССР. Решение вступило в силу со 2 ноября 1943 года .

Войска НКВД численностью 53 тысяч человек взяли в кольцо аулы и преградили пути въезда и выезда из города. В четыре часа утра чекисты начали аресты, а для выселения одного аула тратили в среднем от 3 до 6 часов.

К 5 ноября 1943 года из Карачаевской АО было вывезено 34 эшелона , каждый из которых состоял из 58 вагонов, вмещавших порядка 2-2,1 тысяч человек. Первые эшелоны из Карачаевской АО прибыли в Джамбульскую и Южно-Казахстанскую область 10 ноября. К декабрю на территории Казахской и Киргизской ССР было расселено 15 987 семей (12 500 мужчин, 19 444 женщин и 36 670 детей). На территории Южно-Казахстанской области была расселена основная часть спецпереселенцев - 25 142 человека (3689 мужчин, 6674 женщин и 14 679 детей).

Из сообщения начальника ГУЛАГа В. Г. Наседкина Л. П. Берии:

К моменту прибытия эшелонов на станциях разгрузки своевременно концентрировался автогужевой транспорт. Разгрузка эшелонов проходила организованно и планомерно. Как при приеме эшелонов, так и при вселении в колхозные и совхозные дома никаких эксцессов и происшествий, как со стороны прибывших карачаевцев, так и местного населения не было. Подавляющее большинство спецпереселенцев в первые же дни после расселения приступило к работе в совхозах и колхозах по уборке хлопка, свеклы, очистке ирригационной системы.

Через несколько месяцев, 3 марта 1944 года , на основании приказа Государственного комитета обороны были демобилизовано 2543 карачаевца, которые должны были направиться к месту расселения своих семей или родственников.

Специально к приезду спецпереселенцев в Казахской ССР было создано 488 спецкомендатур , к каждой из которых было прикомандировано 5-7 чекистов и офицерский состав. Особое внимание было уделено предотвращению попыток побега спецпереселенцев, однако на 1 июня 1944 года из мест поселения сбежало 77 человек, еще 19 человек было задержано.

Нехватка жилплощади для спецпереселенцев с Северного Кавказа заставило местное население уплотниться, а тем, кому не хватило мест, пришлось довольствоваться клубными зданиями, временными бараками, землянками и полуразрушенными домами. Кроме того, депортированные не имели никакой пригодной для местного климата одежды. Люди нуждались в большом количестве ткани на пошив зимней одежды и обуви, однако принятых мер было недостаточно. Стоит ли говорить, что у депортированных не было права покидать пределы района, а неповиновение жестоко каралось. Кроме того, глав переселенческих семей обязали в трехдневный срок сообщать о всех изменениях в своих семьях (побег, рождение ребенка или смерть члена семьи). Нарушение этого правила наказывалось штрафом до 100 рублей или же арестом до пяти суток. Для беглецов же указ Президиума Верховного Совета СССР предусмотрел наказание в виде 20 лет каторжных работ.

Первые годы за пределами родных земель были особенно трудны для карачаевского народа. К 1948 году у выселенных балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев родилось 28 120 ребенка , а умерло 146 892 человека .

Первые послабления для режима содержания северокавказских народов на территории республик Средней Азии были приняты в 1954 году , с граждан, рожденных после 31 декабря 1937 года, был снят статус спецпоселенцев. Это позволило детям старше 16 лет поступать в учебные заведения, выезжать за пределы пункта проживания.

16 июля 1956 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны». К тому моменту численность спецпоселенцев сильно сократилось (30 100 человек) во многом за счет указа 1954 года о снятии статуса спецпоселенцев с граждан, рожденных позже 31 декабря 1937 года.

Указы об отмене особого режима в отношении депортированных народов и других групп людей отличались половинчатостью, стремлением не подвергать ни малейшей критике проводившуюся ранее политику массовых депортаций. Речь шла о том, что люди были выселены «в связи с обстоятельствами военного времени», а теперь, мол, их пребывание на спецпоселении «не вызывается необходимостью». Из последней фразы логически вытекало, что раньше это «вызывалось необходимостью». Ни о какой политической реабилитации депортированных народов не было и речи. Они как считались народами-преступниками, так таковыми и оставались, с той разницей, что из наказанных народов превратились в помилованные.

В. Н. Земсков.

Среди карачаевцев, имеющих отношение к Казахстану, был карачаево-балкарский поэт, прозаик и драматург Альберт Узденов , который появился на свет в поселке Задарья, Арысского района Южно-Казахстанской области. Кроме него стоит отметить первого председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской республики Магомета Абрекова , третьего президента Карачаево-Черкесской республики Мустафу Батдыева , председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председателя ДУМ КЧР, муфтия Исмаила Бердиева , актера, уроженца Джамбулской области Шукура Тебуева и Героя Социалистического Труда Патию Шидакову .

Карачаевская АО была восстановлена 9 января 1957 года , но теперь Карачаево-Черкесская автономная область входила в состав Ставропольского края. Ей были возвращены некоторые районы, вошедшие в состав пограничных областей в период ликвидации области. Первые эшелоны карачаевцев прибыли на родину 3 мая 1957 года , что в истории карачаевского народа отмечается как «День возрождения карачаевского народа».

В Черкесске, столице КЧР, произошли столкновения между карачаевской и черкесской молодежью
18.02.2010 группа карачаевцев (около 30 чел.) избила 4-х черкесов, в том числе девушку, возле Драмтеатра в Черкесске. Дальнейшее развите событий - ниже. Сообщения очевидцев :

«БИТВА ПРИ ПАМЯТНИКЕ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

После групповаго избиения ребят около Драмтеатра в Черкесске 18.02.10г. на следуйщий день была набита стрелка. Встретились около стеллы (памятник дружбы народов), сошлись около 200 чел. (по 100 с каждой стороны). Карачаевская сторона попрасила подождать ихних разводящих и крутых. Черкесы (и небольшая часть Абазин тоже было) как всегда следуя Хабзэ согласилась подождать. Ждали более часа. Когда те приехали начался серезный разговор.
Карачаевци пытались вывести разговор на мировую, братскую, и более того они начали нагло лгать и говорить типа: что они избевали Черкесов не толпой а один на один и что Черкесы первыми ударили и справоцировали драку. Что является полным бредом сивой кобылы. Но один из участников драки на драмтеате реззонно ответил им что те несмогли ответит. Черкес сказал следуйщае:
Нас было 4 чел. А вас, сколько было? он задал вопрос. На что те ответили что их было около 30 человек. Черкес задал следуйщи вопрос, Если вас было 30 а нас 4 чел. был резон нам бить из подтешка первыми («из подтешка» это карачаевское толкование) на что логического ответа небыло, просто небыло ответа. А по словам того Черкеса ктото подоше к нему с зади и ударил и он рефлекторно развернулся и дал сдачу что тот вырубелся, а вся остольная толпа пошла на всех и начала групповое избиение.
:::возващаемся к "Стеле" на следйщий день (19.02.2010г.)
На эти вопросы граммотно поставленные, Карачаевци не смогли ответить, и просто начали бычатся и слово заслова пошла драка.
Драка была ожесточенная и очень мощная.
Черкесы пришли с голыми руками, а те были вооружены кастетами, дубинками, битами и т.д.
Когда началась драка у Карачевцев первый эшалон получив по харии разошлась моментально а второй эшелон карачей с битами и арматурой атакавала. Но наши сарентировались и эту группу замкнула в круг и уничтожила тут же, и наши ихними же битами начала их же избевать.
Карачаевци начали прижиматся к железному забору около кафе "драгон золотой" и под давлением наших Карачаевци выбели эти железные ворота и забежали туда.
Они стали забегать за дикаративные памятники. Произошла 30секунд. пауза, все осматривались.
Этот момент является очень важным потому что Черкесы психалогически убили противника и после этого они были полностю димарализованы. А произошло следуйщае:
Черкесы начали кричать АДЫГЭ УЕЙ УЕЙ!!! УЕЙЙЙЙ!!! и этот клич настолько запоминающийся, повторимое, воодушевляющае! Гул Адыгэ Уей Уей разходися по всему городу.
А самое интересное по воспоминанием участников с каждым Черкесским кличем Карачаевци делали шаг назад.
После первой волны все вышли с территории кафе и пошла вторая волны где Карачаевци уже были наголову разбиты, некоторые из них убегали на зеленный парк некоторых под давлением физич. скинули в зеленнй парк. короче Карачаевци были рассеяны.
А третья волна уже была чисто контрольная для потушения уже локальных сопративлений со стороны Карачаевцев.

Короче была полная и без опелеционная победа Черкесов.
Как вспомнил один из участников, в глазах у Карачаевцев юыл какойто безумный страх, испуг.
Огромное количество людей у Карачаевцев было госпитализировано. Вовремя драки многие из карачаевцев лежали без сознания.

Теперь понятно что Карачаевци хотят реванша. Ситуация очень серезная и в любой момент может всякое произойти, в плоть до вооруженного конфликта. Всему Черкесскому миру надо быть на готове.

На следуйщий день после "Стеллы" Карачаевци заходили открыто с кинжаломи битами ножами в институт и колледж и угрожали многим.
А прошлой,ночю как сообщили, стреляли в Черкесского пацана и он был ранен. Точо незнаю что там за события сейчас, слухи тревожные.
...
как мне рассказали, около 200-х сот человек там было. Соотношение было примерно 120(черкесов) и 70(карачаевцев). Но у джяшей были биты, ножи кастеты. Избили карачаевцев сильно. И по делом. Как можно приставать к человеку когда он идет с женой?
...
только сейчас разговаривал с другом-абазином из Псыжа. Он подтвердил и количество (в районе сотни с обеих сторон с небольшим численным преимуществом черкесов) и итог.

Президент КЧР Борис Эбзеев утратил самостоятельность в принятии решений.

18-го февраля в г.Черкесск произошла очередная массовая драка между представителями черкесской и карачаевской молодежи. Каждый подобный конфликт еще более усугубляет и без того крайне напряженную общественно-политическую ситуацию в Карачаево-Черкессии. Множественные травмы и побои, десятки покалеченных людей- все это результат всевозрастающей межэтнической нетерпимости в обществе. Последние печальные события укрепляют нас во мнении о полной недееспособности руководства КЧР в сфере управлении внутриполитическими процессами. В республике нет ни национальной, ни информационной политики, ни политики в части взаимодействия с общественными, религиозными институтами и политическими партиями. На лицо и очевидные проявления этнократии при выборе кадров.
На протяжении длительного времени власти КЧР игнорируют интересы русских, черкесов, абазин, ногайцев и других национальных групп. Большое количество обращений общественности и интеллигенции, резолюции митингов и собраний, требования восстановить равенство и законность в республике откровенно игнорируются президентом Борисом Эбзеевым и его администрацией.
В течение последнего года стабильность в КЧР в значительной мере ухудшилась. Дело дошло до массовых волнений в среде различных общественных сил и требований о разделении республики.
Очевидно, что президент республики Борис Эбзеев утратил самостоятельность в принятии решений по сложным общественно-политическим и социально-экономическим вопросам. Есть масса свидетельств того, что руководитель КЧР лишь номинально исполняет роль главы субъекта РФ. На самом деле, процессами в республике активно манипулирует из Москвы небезызвестный член Совета Федерации Ратмир Айбазов. Другим кукловодом президента КЧР является один из основоположников современного карачаевского национализма – Исмаил Алиев, человек известный своими скромными достижениями в области электротехники и непонятно по какому праву возглавляющий в настоящее время экономический и финансовый блок в правительстве КЧР.
Мононациональная кадровая политика, поощрение лжеисторических публикаций заполонивших, в прямом смысле, информационное пространство республики, явно и скрыто поддерживающиеся карачаевские националистические движения - все это итог работы действующего правительства КЧР. Активно популяризируются разного рода псевдонаучные мифы пропагандирующие величие и превосходство одного народа над всеми остальными. Делается все, для того чтобы народы не объединялись, а наоборот - максимально разделились по национальному признаку.
В республике идет массовая выдача разрешений на травматическое и охотничье оружие, которое нередко используется при выяснении отношений, как например 19 февраля 2010 года, когда большая группа карачаевской молодежи, вооруженная битами, ножами, кастетами, огнестрельным оружием перемещалась по Черкесску, целенаправленно - в поисках жертв для нападения.
Итогом все более явной неуправляемости социально-политической ситуации может стать серьезное межэтническое столкновение, которое самым серьезным образом поставит под угрозу мирную жизнь народов КЧР. В этой связи важно учитывать риск вовлечения в конфликт народов из соседних республик, что неизбежно дестабилизирует обстановку на всем Северном Кавказе. Таким образом, мы рискуем прийти к точке невозврата.
Подобное развитие ситуации недопустимо. Мы очень рассчитываем на то, что здравый смысл, наконец, возобладает в умах руководителей КЧР, и они не на словах, а на деле будут обеспечивать гарантированные конституцией и Российскими законами права граждан вне зависимости от национальности, вероисповедания и политических взглядов. Все иное – путь в пропасть братоубийственной войны, допустить которую никто не имеет права.

На протяжении всего постсоветского периода этнократическое карачаевское руководство Карачаево-Черкесской Республики проводит политику открытого игнорирования интересов черкесского народа, способствует пропаганде национальной исключительности карачаевского народа, основанной на целенаправленной лжи, подлогах и фальсификациях. В республике свободно издаются материалы, сеющие межнациональную рознь, содержащие оскорбления в адрес других народов. Подобные действия не находят должной оценки со стороны органов власти КЧР, нет никакой реакции и со стороны правоохранительных органов республики.

Этнократическое карачаевское руководство Карачаево-Черкесии способствует внедрению в сознание карачаевского населения националистических мифов, что отравляет взаимоотношения между народами, ставит вопрос о невозможности дальнейшего совместного проживания с карачаевцами в рамках единого субъекта федерации.

Участились случаи межнациональных столкновений в молодежной среде, провоцируемые карачаевской молодежью, оболваненной националистической пропагандой. Эти столкновения приобретают все более радикальный характер, примером чему служат события 18-19 февраля 2010 года.

Межнациональная рознь усиливается, напряженность обстановки в Карачаево-Черкесии достигает апогея, и любое последующее столкновение может перерасти в кровопролитие.

Нынешнюю ситуацию породила деструктивная политика правящей этнократической карачаевской власти. Всю ответственность за происходящее возлагаем на руководство Карачаево-Черкесской Республики.

Председатель Кабардино-Балкарского регионального общественного движения «Черкесский Конгресс»

Кешев Р.М.

От Натпресс: По полученным из КЧР сведениям из неофициальных источников, вечером 18 февраля группой карачаевской молодежи примерно из 20 человек были избиты трое молодых людей: два парня и одна девушка. В тот же вечер карачаевцы и черкесы вышли «стенка на стенку», в которой участвовало более 100 человек. В ход шли дубинки, доски со скамеек, была и стрельба. Исход – большое количество травмированных.

На следующий день (в 14 часов) на то же место явилась карачаевская молодежь, чтобы вызывать на новый «бой» черкесов. Она предпринимала эти попытки, когда съехался ОМОН, начал было их разгонять. Но собравшиеся кинулись и на ОМОН. В результате задержано около 30 человек, у которых изъяты дубинки, ножи, кастеты и тому подобное. Вроде бы против участников этой группы будут возбуждаться уголовные дела.

Как прокомментировал для Натпресс председатель молодежного движения «Адыгэ Хасэ» КЧР Тимур Жужуев, межэтнические драки в республике не редкость. «Карачаевцы "достали" черкесов, терпение у черкесов на исходе, - сказал он. - Это происходит везде – в институтах, училищах».

«Мы намерены выступить с заявлением по поводу всех этих событий, - сообщил также Тимур Жужуев. - Но сначала необходимо собрать как можно больше информации

Черкес, карачай, абаза и ногай. Заметки мусульманина

Карачаевский аул Учкекен, черкесский аул Адыге-Хабль, ногайский аул Эркен-Шахар, абазинский аул Эльбурган, а также две столицы Карачаево-Черкесии – города Черкесск и Карачаевск за 4 дня. С 12 по 15 февраля Рабочая группа Общественной палаты РФ по Кавказу во главе с журналистом и политологом Максимом Шевченко проводила в городах и аулах Карачаево-Черкесии серию круглых столов и встреч в рамках гражданского проекта «Мир Кавказу».

Обнищание духа

Нас немного – старший группы Максим Шевченко, журналист Орхан Джемаль, ведущий специалист по Исламу Центра Карнеги Алексей Малашенко, главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов, наш организатор Мария, я и съемочная бригада канала «Russia.Ru». Каждый из нас по-своему восхищается красотами республики, обилием молодых лиц, кавказским гостеприимством, ломящимися от обилия угощений столами. Я для себя отмечаю непривычное количество молодых ребят во власти – молодые главы районов, мэр Карачаевска, десятка два депутатов Народного собрания, министр по делам молодежи. Красивые, статные, мужественные ребята. Это Кавказ – моя Родина.

Больше всего во время посещений аулов и городов Карачаево-Черкесии меня поразила та огромная разница в проблемах, которые волнуют людей разной национальности и разного возраста. Ногайцы из Эркен-Шахара, а также большинство черкесов, карачаевцев и абазин старшего возраста говорят о социально-экономических и бытовых проблемах.

Не хватает работы и денег, не хватает детских садов, плохие дороги, инфраструктура, бюджеты на всех уровнях разворовываются. Но, в отличие от многих вымирающих русских областей, – кругом крепкие хозяйства, приличные машины, опрятно одетые люди. Народы Кавказа любят и умеют работать. Они предприимчивы и находчивы. Они кормят семьи и растят детей.

Но почему-то почти всем кажется, что этого недостаточно. Многие ждут какой-то особой государственной заботы и легких денег. Я объясняю себе это двумя катастрофами кавказского народа. Первая случилась в советские годы, когда государство отучило людей проявлять инициативу, развивать свои хозяйства, приучив их к социальному иждивенчеству.

Вторая катастрофа произошла в 90-е после краха СССР. То было время легких денег. Молодежь стремительно криминализировалась, училась отбирать и хапать. А сегодня эти времена прошли. Сегодня надо проявлять предпринимательскую и карьерную инициативу, сегодня надо получать образование и трудиться в поте лица. А советское и постсоветское поколения этого пока не умеют в полной мере.

Кроме того, я успел поговорить с черкесскими, карачаевскими и абазинскими имамами. Большинство из них отмечает, что народ больше стремится к мирскому и материальному, нежели к духовному обогащению. Это при том, что со слов этих же имамов, никогда их народы не жили так хорошо, как сейчас. Машины, дома, крепкие хозяйства, мобильные телефоны...

А предки наши раньше выживали в каменных саклях, без воды, света и газа, без пенсий и пособий, без машин и телефонов. Но при этом умудрялись и детей растить, и честь, и свободу народа отстаивать, и хафизами становиться, и религию свою развивать. Так что с нами случилось? – задаются вопросом имамы. Ответ очевиден – обнищание духа.

Я не призываю вернуться в прошлое. Я призываю осознать всю ту милость, которую нашему поколению оказал Всевышний. Я призываю сравнивать наше благосостояние не с голливудскими звездами, а с положением наших предков и теми поколениями мусульман, которые, несмотря на скромный достаток, обеспечили процветание Ислама. Я призываю использовать все те блага, которые дарованы нашему поколению на стремительное повышение уровня образования наших детей, на помощь друг другу, на благие дела, на развитие своей национальной, но пропитанной исламской нравственностью и чистотой, кавказской культуры.

Слепящая боль

Стоит проехать несколько километров от озабоченного бытовыми проблемами ногайского Эркен-Шахара до черкесского Адыге-Хабль, как картина коренным образом меняется. Каждый черкес, подходивший к микрофону, пытается выкричать и донести до московского десанта вековую боль своего народа, который после геноцида в царское время оказался в меньшинстве на своей родине.

Черкесы, действительно, пережили страшную трагедию – истребление целых племен царскими войсками по завершению Кавказской войны, ужасы переселения на турецкую чужбину, потерю значительной части миллионного народа. Некогда один из крупнейших народов Кавказа, давший умме величайших героев, сопротивлявшийся царской агрессии даже после пленения имама Шамиля, вписавший в мировую историю легендарную битву в урочище Кбаада (Красная поляна), сегодня вынужден кричать о том, что его права ущемляются на его же родной земле.

О том же самом говорят и абазины в ауле Эльбурган – представители маленького народа, очень близкого абхазам. Особую остроту беседе с абазинами неожиданно придает вопрос об Олимпиаде в Сочи. А именно о том, что олимпийские объекты возводятся на костях черкесских и абазинских шахидов Красной поляны. При том, что власть никоим образом перед черкесской и абазинской общиной не пытается даже обсудить этот вопрос.

Абазины также¸ как и черкесы, беспокоятся о том, что окружающие народы постепенно растворяют их. Абазинская молодежь забывает свою культуру и язык. Однако стоит расспросить подробнее, выясняется, что условия для сохранения культуры для черкесов и абазин созданы – уроки национального языка, своя газета, свои районы. Выходит проблема забвения национальной культуры кроется в другом.

В чем же? В ходе беседы я пытаюсь найти этот ответ. Начинаю с того, что мне, как представителю разделенного лезгинского народа, понятна та боль, которую пытаются донести до нас молодые черкесы и абазины. Но почему-то эта боль вся описывается через ежедневные бытовые проблемы – стычки на национальной почве, дискриминация при приеме на работу. Почему-то, как решение этих бытовых проблем предлагаются предельно радикальные методы и утопичные проекты – разделить республику на Карачай и Черкесию, закрепить плоскостные районы за определенными национальностями, создать национальные дружины, запретить проведение Олимпиады в Сочи.

Один народ – два подхода

Эмоции настолько захлестывают говорящих и слушающих в Адыге-Хабль и Эльбургане, что никто не вспоминает о том, что основной проблемой черкесов и абазин сегодня является не отсутствие собственной республики, а страшный уровень бездуховности, которая разъедает молодые души, распространение алкоголизма, наркомании, распущенности парней и девушек, низкий уровень образования.

Пугает то, что ни один из выступающих даже не ощущает все это, как проблему. Не ощущает то, насколько именно эти пороки и беды подкосили волю и способность черкесского и абазинского народов к социальной конкуренции, выживанию и развитию.

Я ощущаю, что молодая и горячая кровь, как прежде, уже не подымает черкесский и абазинский народ на подвиги и свершения во имя веры, народы и родины. Поскольку эту кровь кто-то сознательно подсаживает на алкоголь, табак, наркотики, и подрывает духовные устои народа. Эта проблема актуальна для всех народов Кавказа, но более всего для черкесов, абазин и абхазов. Я ищу перед собой тех черкесов, которых воспел Лермонтов:
Но отдохнуть черкесы не дают,
То скроются, то снова нападут!
Они как тень, как дымное видение,
И далеко, и близко в то ж мгновение!

Я верю, что они есть. Но им нужно время, чтобы вновь расправить плечи. Им нужна братская помощь соседних народов, чтобы вновь взять на свои плечи всю ответственность за судьбы своей родины

Это не только мое ощущение. Об этом же говорят все образованные черкесы, с которыми я делюсь своими ощущениями. Черкесская и абазинская молодежь, которая прежде была движущей силой истории Кавказа, сегодня «кучкуется» на пятачках и решает, кому пойти за водкой, или где достать дозу.

Молодежь, в которой так сегодня нуждаются черкесский и абазинский народы, которая должна быть атомной электростанцией, дающей народу бешеную социальную энергию созидания, блуждает, потеряв вектор и забыв свою историю. Вместо борьбы с пороками, повышения духовной культуры и готовности к социальной конкуренции, она с предельной горячностью переводит все проблемы в национальную плоскость.

Но ведь в прошлом, когда ни черкесам, ни абазинам никто не создавал особых условий, отдельных районов и республик, они вписали в мировую историю самые славные страницы истории. Породили самых великих сынов своего народа, которые, не ожидая ни от кого пенсий, пособий и грантов, в братстве с соседними народами, жизнями своими платили за сохранение народа, культуры, свободы и чести.

Я еще больше укрепляюсь в своем прежнем мнении. Когда мусульманские народы забывают о своем истинном предназначении в этом мире… когда они перестают усердствовать на пути Истины… Когда они перестают щедро расходовать себя на пути Аллаха…. Когда они перестают по-братски помогать своим соседям…. Тогда начинается постепенная деградация мусульман.

Когда из сердец вымывается понимание Истины, в сердца проникают ядовитые семена национализма, размежевания, поиска врагов и виновников в собственных бедах. Я осознаю, насколько разительным образом от сегодняшних молодых черкесов и абазин Кавказа отличаются те черкесы и абазины, которые в свое время с потоками мухаджиров оказались на Балканах и Ближнем Востоке.

Яркие примеры тому – мой преподаватель арабского языка и истории жизни Пророка Мухаммада (мир ему) в дамасском университете Абу-Нур, черкесский устаз Рамадан Наджда и молодой мухаджир Абази из Косово – студент того же университета. Их сердца тоже полны боли за сегодняшнее состояние своего народа. Но они видят корни этих проблем совершенно в другом.

А именно в оставлении черкесами религии, утрате черкесами духовного стержня Единобожия, оставления ими верви Аллаха и исламского братства. Они в решении проблем своего народа призывают не к национальному размежеванию, а к возвращению черкесов в лоно исламской культуры, к борьбе с моральным разложением народа, с пороками пьянства и наркомании, к повышению уровня образования и братскому отношению ко всем соседним народам.

Недозревшая община

В Карачаевске и духовной цитадели карачаевского народа Учкекене круг обсуждаемых вопросов – совершенно иной. Отсутствие Джума-мечети в столице республики, внесудебное преследование молодых мусульман, дискриминация верующих, пытки в отношении задержанных. В отличие от черкесов и абазин, карачаевская молодежь говорит не о межнациональном расколе, а о внутринациональном расколе – на «верующих» и «неверующих».

Карачаевцы в основной массе стремительно возвращаются в Ислам, строят мечети, с готовностью женятся и щедро рожают детей. Мусульманская религиозная община республики стремительно растет в основном за счет карачаевцев, хотя и среди них проблемы пьянства, наркомании, криминала – не пустой звук.

Не все, конечно, проходит гладко. Один за другим выступающие говорят о том, что при решении проблем мусульман, власть предпочитает силовые методы, а не конструктивные социальные, экономические и политические технологии.

Даже выбритые парни и девушки без хиджабов говорят о том, что в отношении быстро растущей мусульманской общины республики ведется неправомерно жесткая политика в нарушение всех законов. «В отношении верующих ребят не действует презумпция невиновности», - эти слова произнесены не имамом и не адвокатом задержанных, а преподавательницей госуниверситета с непокрытой головой.

Раздаются голоса о том, что, чем больше денег власть закачивает в анти-террор, тем больше расширяется в республике угроза радикализма. Один из имамов в сердцах восклицает: «Когда мне десять лет подряд говорят, что я бандит, я в конце концом им стану!»

Но при этом и среди карачаевских практикующих мусульман раздаются голоса о том, что власть-де «не помогает» и «не дает». Многие, слишком многие, для здорового кавказского общества ожидают помощи «от дяди». Я жажду услышать от кого-нибудь хоть слово о том, что мы сами можем справиться с проблемами, лишь бы не мешали… Но не слышу.

Исламовед Алексей Малашенко из московской делегации говорит в ответ о некоем комплексе неполноценности, который сформировался у кавказских народов. Говорит о том, что кавказским мусульманам не достает уверенности в том, что они могут и должны защищать свои права, не достает уровня образования, правовой грамотности, готовности отстаивать свои права, гражданской мобилизации.

Дерзкие цели

В беседах с людьми действительно осознаешь, что кавказцы, при всем взрывном возвращении Ислама в их жизнь, при всем том, что они помнят о своем славном прошлом, потеряли некоторые навыки и социальный опыт. Забыли о том, что некогда они были примером сильной общинной демократии, забыли о том, что русские дворяне, декабристы, европейские поэты и писатели были вдохновлены гражданским мужеством горцев, готовых отстаивать истину перед лицом самых несправедливых и жестоких правителей.

Забыли о том, что в своей истории умма породила сильнейшие институты гражданского общества – гражданские объединения молодых торговцев и ремесленников «футувва», мощные сообщества улемов, факихов и кадиев. Ничто из опыта прошлого сегодня не используется мусульманами Кавказа.

Мы не готовы, как наши предки все свое имущество и жизни свои отдавать за защиту своей веры, родной земли, интересов своей общины. Вместо того, чтобы поддерживать в собственной же груди тот огонь, который пылал в сердцах наших предков, мы только храним пепел памяти об их героизме. Но этот пепел не поможет нам ни построить мечети, ни защитить своих братьев от преследований, ни отстоять свое право на справедливость…

Вне всякого сомнения, будущее наших народов, будь то лезгины или абазины, чеченцы или черкесы, ногайцы или русские, карачаевцы или аварцы, в том, чтобы поставить перед собой самые дерзкие цели и самые большие высоты. Выдвинуть из своей среды новых Бейбарсов и Клыч Гиреев, породить собственных Ломоносовых и Толстых, Махатхтиров и Эрдоганов… Стать экономическим, социальным, политическим локомотивом страны… Превратить наш Кавказ из окраины России в интеллектуальный, деловой и энергетический центр Евразии…

По силам ли нам все это? Конечно, будущее ведомо только Аллаху. Но именно Он даровал нам все средства для достижения этого – легендарную и героическую историю, невероятно отважную, мужественную и целомудренную молодежь, горячую и не знающую покоя кровь, дерзкий ум и готовые вырваться из тесной груди сердца… А все остальное – зависит от нас.

Руслан Курбанов, политолог, исламовед

Внимание надзорного ведомства Карачаево-Черкесской Республики привлекла служебная записка Юрия Андропова , поданная им в Политбюро и Секретариат ЦК КПСС в бытность председателем КГБ СССР, 9 декабря 1980 года. Документ носит рабочее название «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской автономной области ». Глава КГБ СССР тогда свидетельствовал, что среди определенной части коренного населения области «отмечаются негативные процессы, характеризующиеся националистическими, антирусскими настроениями. На этой почве имеют место антиобщественные проявления, а также уголовные преступления… ».

В записке приводится статистика по преступлениям, совершенным против не карачаевцев - изнасилований и избиений. «Бытующие среди молодежи подобные настроения зачастую переходят в открытую неприязнь к русским, на этой основе допускаются дерзкие хулиганские выходки, изнасилования и групповые драки , подчас грозящие вылиться в массовые беспорядки.

Так, только в 1979 году правоохранительными органами области зафиксировано 33 случая изнасилования женщин русской и других неместных национальностей ; за 9 месяцев с.г. совершено 22 аналогичных преступления, 36 избиений. Эти действия довольно часто сопровождаются циничными заявлениями и выкриками…

Значительная часть преступлений совершается в районах расположения союзных и международных туристических баз. Ввиду этого объектами преступлений нередко становятся отдыхающие, в том числе иностранные граждане. Так, в 1979 году садистским образом были изнасилованы две туристки из ГДР, одна из которых впоследствии скончалась », - доводил до сведения Политбюро ЦК КПСС глава КГБ СССР.

«На усиление этих настроений влияет старшее поколение местных жителей, участвовавших в борьбе с советским строем , - писал Андропов . - Идеализируется прошлое, подогревается чувство обиды на советскую власть за „гонения на карачаевцев“… Реакционно настроенная часть горской эмиграции пытается использовать контакты с коренным населением для разжигания межнациональной розни и инспирации на ее основе различных конфликтных ситуаций.

Под воздействием идей национализма некоторые представители творческой интеллигенции в своих произведениях подчеркивают национальное превосходство карачаевцев , наделяют положительными качествами изображаемых ими бывших предателей Родины, стремятся вызвать у читателей и зрителей чувство обиды за якобы незаконное выселение» (имеется в виду депортация карачаевцев в ноябре 1943 года в Казахстан и Киргизию).

Андропов также отмечал, что карачаевские националисты в конце 1970-х годов стали переселяться в Кисловодск, объявив этот город «своим ». Националисты, по словам будущего генсека ЦК КПСС, ведут себя в городе вызывающе, «терроризируют отдыхающих, провоцируют групповые столкновения с туристами и жителями других национальностей».

«Наличие на территории области всесоюзных здравниц, туристических баз, а также размещения воинских частей националистические элементы расценивают как посягательство на их „исконные“ земли и преднамеренно обостряют отношения с администрацией этих учреждений и военнослужащими», - писал Андропов.

Также в записке говорится о «подспудной исламизации региона» и негативных факторах в виде круговой поруки и местничества. «Известны многочисленные факты, когда отдельные руководители-карачаевцы всяческими способами стремятся избавиться от работников другой национальности и укомплектовать кадры родственниками или иными близкими им людьми.

Такое положение порождает часто встречающиеся злоупотребления служебным положением и другие негативные социальные явления , что создает представление о безнаказанности, вызывает у населения справедливое возмущение», - сообщал руководитель советской госбезопасности в Политбюро ЦК КПСС.

Записка Андропова «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской автономной области» была процитирована в статье Владимира Воронова «Интернационализм по-карачаевски», опубликованной на сайте газеты «Совершенно секретно ». Статья представляет собой исторический очерк, повествующий о кризисе национальной политики СССР в Карачаево-Черкесии накануне перестройки.

Внимание на статью обратил житель КЧР, который сообщил в прокуратуру о том, что данная публикация, по его словам, разжигает межнациональную рознь.

«Прокуратура Карачаево-Черкеской Республики провела проверку по обращению жителя республики о попытке разжигания межнациональной розни в статье „Интернационализм“ по-карачаевски» размещенной в глобальной сети интернет и в газете «Совершенно секретно», - говорится в сообщении надзорного управления .

Проверка установила, что в статье действительно «имеются высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды , а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, совершенные публично».

«В связи с изложенным, прокуратура республики обратилась в суд с заявлением о признании указанного материала экстремистским , одновременно, потребовав направить копию решения суда в Министерство юстиции Российской Федерации для включения указанного материала в Федеральный список экстремистских материалов», - говорится в сообщении прокуратуры КЧР.

Как сообщают надзорные органы КЧР , городской суд Черкесска удовлетворил заявление прокуратуры полностью . Исполнение судебного решения (то есть процедуру направления решения суда в Минюст РФ ) прокуратура КЧР взяла под свой контроль.

Подробнее: https://eadaily.com/news