Великий князь Николай Михайлович

родился в 1859 году в семье великого князя Михаила Николаевича (1832-1909). Отец его – четвертый сын императора Николая I, в 1857 году женился на принцессе Цецилии Баденской, в православии принявшей имя Ольги Федоровны (1839–1891). Отец Николая Михайловича прошел все ступени высшей карьеры: с 1855 года член Государственного совета, в 1862-м он был назначен Наместником на Кавказе, где сменил А.И. Барятинского, и пробыл в этой должности до 1881 года.

Наместничество его было твердым, но умиротворяющим, что принесло России много друзей среди мятежных горских племен. К началу его деятельности Шамиль уже был пленен (1859), но война продолжалась до 1864 года. Михаил Николаевич ранее участвовал в Крымской войне, за храбрость был награжден орденом святого Георгия IV степени. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов он был главнокомандующим Кавказской армии. В 1877 году получил орден святого Георгия I степени, а в 1878-м – чин генерал-фельдмаршала.

После окончания войны занял пост председателя Государственного совета (1881) и возглавлял его до 1905 года (2). Михаил Николаевич был истинным великим князем – благородным, требовательным, по-хорошему консервативным. Николай Михайлович был первым сыном в семье (3). По традиции семьи, Николай Михайлович стал военным. В русско-турецкой войне 1877–1878 годов он уже поручик конной артиллерии, отличился – за храбрость награжден орденом святого Георгия IV степени. После войны окончил Академию Генерального штаба и с 1884-го по 1903 год занимал различные командные должности в армии: командир 16 гренадерского Мингрельского полка, шеф 13 артиллерийской бригады 82 пехотного Дагестанского полка, командующий Кавказской гренадерской дивизией (4). Дослужился до генерала от инфантерии, был назначен генерал-адъютантом свиты Николая II.

Но военная служба не прельщала Николая Михайловича. Его влекла российская история и история не вообще, но эпоха Александра I, самого интересного, на его взгляд, времени, когда происходил рост самосознания русского общества. В 1903 году он подает в отставку с военной службы и приобретает репутацию «опасного либерала», русского «принца Эгалитэ». Конечно, его воззрения были самого безобидного свойства, но он любил откровенно обо всем говорить в Яхт-клубе и поэтому в глазах придворных выглядел чуть ли не революционером. Особенно не нравились его разговоры императрице Александре Федоровне. Отношения между ними сильно обострились в конце 1916 года, когда был убит Распутин. Николая Михайловича высылают в его херсонское имение за подписание коллективного письма в защиту великого князя Дмитрия Павловича, одного из убийц Распутина (5).

В октябре 1917 года власть захватили большевики. В июле 1918-го Николай Михайлович вместе с великими князьями Павлом Александровичем, Дмитрием Константиновичем, Георгием Михайловичем был арестован, а 6 сентября все они объявлены заложниками. Заложничество – самый, пожалуй, варварский, страшный и подлый прием войны. Он всегда объявлялся военным преступлением, но большевики безнаказанно применяли его в течение всей гражданской войны. В данном случае великие князья не участвовали в гражданской войне, не были врагами советской власти (хотя и друзьями – тоже), вели совершенно мирный образ жизни. Всех четырех расстреляли в один день, причем солдатами, служившими Павлу Александровичу и хорошо его знавшими (он был командир Лейб-гвардии Конного полка). Причиной послужило убийство Леонидом Каннегисером председателя Петроградского ЧК Урицкого. Пока великие князья сидели в Петропавловской крепости, 15 августа 1918 года арестовали еще одного князя императорской крови – Гавриила Константиновича (1887–1955)(6). Ему повезло – он остался жив. Сильно болел, и это дало повод его жене настойчиво просить Горького, чтобы он ходатайствовал перед Зиновьевым и Лениным о разрешении Гавриилу Константиновичу лечиться за границей. Пока шли бесконечные переговоры об этом, князь Гавриил сидел на том же этаже, что и другие великие князья и впоследствии оставил самые подробные воспоминания о прожитых днях в тюрьме. Наконец князя выпустили, и он тут же уехал в Финляндию. Воспоминания о петропавловском заточении стоят того, чтобы их процитировать:«Встречи с моими дядями продолжались. Внешне они были всегда веселы и шутили со сторожами. Дядя Николай Михайлович (историк) часто выходил из своей камеры во время уборки, а иногда вечером, во время ужина, стоял у громадного подоконника в коридоре и между едой неизменно продолжал разговаривать и шутить со сторожами. Он был в защитной офицерской фуражке без кокарды и чесучовом пиджаке. Таким я его помню в последнее наше свидание в коридоре. Другие дяди почти не выходили из камер.

Помню, как дядя Николай Михайлович прислала мне в камеру свою книгу об утиной охоте. Он был большой охотник и когда узнал, что я не охочусь, даже обругал меня.

Однажды на прогулке один из сторожей сообщил нам, что убили комиссара Урицкого. Скоро начались массовые расстрелы. А на одной из прогулок до нас дошло известие, что все мы объявлены заложниками (7)».

Наступило утро 29 января 1919 года. Великих князей вывели во двор крепости, дали возможность попрощаться, они прочитали молитву. Раздался залп. Зарыли их где-то во дворе Петропавловки, в безымянной могиле…

Как же случилось, что никто не подал голоса в защиту великих князей? Гибель их вообще прошла незаметно. Наиболее остро стоял вопрос о Николае Михайловиче – всемирно известном ученом, за него заступался Горький. Но Ленин ему ответил: «Революция не нуждается в историках» (8).

Великий князь Николай Михайлович был председателем Русского Исторического общества, возглавлял также Русское Географическое общество, Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины, в 1913 году был избран почетным председателем Общества друзей Румянцевского музея. Остановимся кратко на трудах великого князя. Наиболее фундаментальным из них является «Император Александр I. Опыт исторического исследования» в 2-х томах (на французском языке. СПб., 1912. 2-е изд., 1914). Несмотря на обилие научной литературы об эпохе Александра I, эта книга явилась новым словом о «сфинксе, неразгаданном до гроба». Новизна ее состояла в том, что Николай Михайлович использовал много ранее недоступных материалов, хранящихся в секретных государственных архивах, на пользование которыми мог дать разрешение только император. Ему такое разрешение давалось. Естественно, доступ к закрытым архивам позволил по-иному взглянуть и проанализировать те или иные обстоятельства жизни Александра I. Следует упомянуть, что и все другие исследования александровской эпохи писались им с подобным изучением архивов и открыли много новых исторических фактов.

Чуть ранее этой, главной книги, появились труды «Дипломатические отношения России и Франции. 1800–1812» в 7 томах (СПб., 1905–1914). Здесь наибольший интерес представляет личная секретная и исключительно откровенная переписка брата с сестрой императора Александра I с великой княжной Екатериной Павловной, умнейшей женщиной, самой большой ненавистницей Наполеона, чуть не выданной за него замуж. «Императрица Елизавета Алексеевна» в 3-х томах (СПб., 1908–1909) представляет историю жизни влюбленной в Александра юной счастливой девушки, затем несчастной женщины. Это, по сути дела, жизнь в письмах (по-французски) к мужу, матери, свекрови и еще многим другим, раскрывающим нам чуткую, ранимую натуру. «Генерал-адъютанты Императора Александра I» (СПб., 1913) – очень интересная работа, рассказывающая об управлении армией в новых условиях. Институт этот был очень молодой, но в наполеоновскую войну сыграл важную роль. Были еще труды о князьях Долгоруких (СПб., 1902) и графах Строгановых (СПб., 1903, в 3-х томах), о Военной галерее Зимнего дворца (СПб., 1912) и многие другие.

С 1906 года Николай Михайлович заинтересовался русскими и зарубежными некрополями. По его мысли, кладбище есть обитель вечного упокоения и, если их хорошо изучить, то они могут приоткрыть много интересного: истинные даты жизни, обстоятельства смерти, чины и ордена. Николай Михайлович внес огромный вклад, издав описание трех главнейших некрополей: Московского (СПб., 1907–1908, в 3-х томах), Петербургского (СПб., 1912–1913, в 4-х томах) и Парижского, вернее его русской части (1915) в одном томе (работа не была окончена) (9). Замышлял он и «Русский провинциальный некрополь» во многих томах, но революция разрушила эти планы, как и сами кладбища.

В 1904 году Сергей Павлович Дягилев задумал «грандиозную и неповторимую» выставку русского портрета за 200 лет его существования (1700–1900). Подготовка началась за год. С.П. Дягилев ездил по провинции, осматривал старые усадьбы и коллекции, выявил около 4000 портретов. Н.Н. Врангель описывал старые собрания в Петербурге. А.Н. Бенуа изучил дворцовые коллекции. И.Э. Грабарь, достаточно хорошо знавший московские собрания, рекомендовал их на выставку. Работа кипела, нужно было только выбрать кого-то из «августейших», кто бы дал этому предприятию имя. Выбор пал на великого князя Николая Михайловича, который уговорил Николая II взять выставку под высочайшее покровительство, а сам стал председателем выставочного комитета. Он предоставил свой дворец в полное распоряжение выставочного комитета, разрешил направлять портреты из провинции на его адрес. Написал около 800 собственноручных писем с просьбой представить картины на выставку. Конечно, владельцам портретов лестно было получить такое письмо от великого князя, и они охотно давали работы (10). Сам Николай Михайлович предоставил на выставку 8 портретов (11).

Таврическая выставка открылась 6 марта 1905 года и закрылась 26 сентября. На ней экспонировалось 2286 портретов, около 300 портретов не вошло в экспозицию «за полным отсутствием места». Отзывы прессы были восторженные, даже В.В. Стасов, давний и непримиримый противник Дягилева, писал о выставке, что она «превосходит все прежние выставки количеством материала… Для того, чтобы справиться со всем этим, нужна большая энергия, настойчивость, бесконечное терпение. Главный распорядитель г. Дягилев заслуживает за все это величайшего одобрения и признательности» (12). Все портреты Таврической выставки были сфотографированы и частично опубликованы в издании великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий» в 5-ти томах (СПб., 1905–1909).

Раздавались голоса, что великий князь присвоил коллективный труд многих, но это не так. На титульном листе стоят слова «издание великого князя», то есть он выступает не автором, а издателем, что далеко не одно и то же. В издание вошли 1087 портретов. Биографические справки к портретируемым писали сотрудники Николая Михайловича по Русскому Историческому обществу. Эти биографии представляют необычайный интерес, так как составлены по архивным данным, по мемуарам и семейным преданиям. Пятитомное собрание «Русских портретов…» – нестареющий памятник отечественной культуре и быту двух замечательных столетий. Недаром в 1999 году было предпринято полное переиздание этого труда (в несколько уменьшенных размерах). Таврическая выставка 1905 года постоянно «работает», ибо ни один исследователь русского портрета не обходится без обращения к ее материалам. Это памятник и ее устроителям – С.П. Дягилеву, Николаю Михайловичу, Н.Н. Врангелю, А.Н. Бенуа, В.Н. Аргутинскому-Долгорукому, М.П. Яремичу, А.А. Трубникову и сотням коллекционеров.

Критика очень благожелательно встретила «Русские портреты…». В них действительно было очень мало ошибок и промахов, без чего в таком огромном издании не обойтись. Портреты Таврической выставки были сфотографированы в нескольких комплектах. Один комплект делали С.П. Дягилеву для задуманного им «Словаря портретов» (издание не состоялось)(13), второй – для фотоархива Николая Михайловича, о котором мы будем говорить ниже; третий – для П.П. Вейнера. 80 репродукций вышли в издательстве Общины святой Евгении (14). Позднее сделали еще два комплекта: для Русского музея императора Александра III в Санкт-Петербурге и Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III в Москве (15). Наступил 1908 год. Журнал «Старые годы» и ряд собирателей, обладавших замечательными частными коллекциями старой западноевропейской живописи, решили устроить выставку старинных картин, никогда до этого не выставлявшихся. Таких произведений набралось 463, среди которых были шедевры мирового масштаба: «Мадонна» Леонардо да Винчи, «Голова Христа» Рембрандта, «Похищение Европы» Лоррена, «Смерть Клеопатры» Тьеполо, «Мария Магдалина» Перуджино, «Бегство в Египет» Патинира и еще сотни и сотни превосходнейших шедевров. Великий князь Николай Михайлович на выставку предоставил 8 работ. На открытии выставки сложилась нервная обстановка. Академик живописи М.П. Боткин запретил открытие, придравшись к несущественной неисправности электропроводки. Барон Н.Н. Врангель, генеральный комиссар выставки, дал ему пощечину. Был вызван полицеймейстер и выставку, не успев открыть, закрыли. Устроители понесли огромные потери (П.П. Вейнер, например, потерял 20 000 рублей), а Врангель отсиживал двухмесячное заключение в тюрьме (16).

А в 1912 году журналом «Аполлон» и Французским институтом в Санкт-Петербурге была устроена блестящая выставка «Сто лет французской живописи» (1812–1912)». Почетным президентом ее вновь был избран великий князь Николай Михайлович. В комитет входило множество известнейших французских ученых, министров, послов: с русской стороны князь В.Н. Аргутинский-Долгоруков, А.Н. Бенуа, П.П. Вейнер, В.А. Верещагин, С.М. Волконский, В.П. Зубов, И.А. Морозов, Д.И. Толстой, С.А. Щербатов и ряд других крупнейших деятелей культуры.

Барон Н.Н. Врангель хотя и не входил в оргкомитет выставки, принимал в ней самое активное участие. «Врангель разрабатывал генеральную идею экспозиции, ее пространственное решение, руководил процессом оформления отделов и, что еще более важно, определял состав экспонентов»17. В письме к П.Д. Эттингеру от 7.12.1911 он писал: «Дело в том, что, покончив с Парижем, откуда к нам уже выехали 400 картин и 2000 рисунков, я принимаюсь за охоту по французским картинам, находящимся в России. Хотя немного, но кое-что, может быть, найду.

На днях, просматривая каталог картин Брокара в Москве, мне попался ряд французских имен, весьма для меня интересных: Диаз, Делакруа, Бомонт, Изабе, два Герарда, два Демарна, пять Свебахов, Белланж, Прюдон, Раффе. Можно ли этому верить? Очень бы хотелось знать Ваше на сей счет мнение. Если у него есть картины, достойные выставки, я попрошу Великого Князя Николая Михайловича написать Брокару письмо с просьбой прислать эти картины на нашу выставку» (18).

Одной из главных задач выставки было показать преемственность и связь современных течений с заветами учителей: Давида, Энгра, Коро, Манэ, Дега, Ренуара, Монэ, Гогена и Сазанна. Много внимания уделялось и россике. На выставке экспонировались 929 работ, в том числе 25 скульптур Родена, Бари, Майоля, Бурделя. Из художников прекрасно были представлены Ренуар (23 работы), Милле (10 работ), Марке (7 работ), Мане (10 работ, среди них потрясающий «Бар в Фоли-Бержер», 1882 г.), Курбе (26 работ), Коро (22 работы), Жерико (7 работ), Делакруа (19 работ), Моне (9 работ) и Сезанн (16 работ) (19). Это была настоящая галерея великой французской живописи, недаром за нее многие члены комитета получили высший орден Франции «Почетный легион».

Николай Михайлович представил на выставку 28 произведений, в преобладающем большинстве это были портреты. К выставке он роскошно издал под своей редакцией «Военную галерею 1812 года» (СПб., 1912) с изображениями фототипий всех 332 генералов-участников антинаполеоновской войны 1812–1815 годов. Эта большая книга является последним памятником героической борьбы, презназначенная увековечить русский патриотизм. После революции дело не пошло дальше небольших книжечек и фальсифицированной истории Отечественной войны 1812 года, взрывом могил героев на Бородинском поле и т.п.

В 1915 году в журнале «Столица и усадьба» (№ 36–37) вышла посмертная статья барона Н.Н. Врангеля «Русские люди в собрании Великого Князя Николая Михайловича». Произведение это – прощальная песнь автора, посвященная красоте искусства, ушедшим людям, которым так хорошо жилось в XVIII и XIX веках в уютной дворянской семье, от которой остались лишь бабушкины сказки. Несмотря на печальную эссеистичность, статья очень информативна и называет почти сотню имен. В самый разгар мировой войны Врангель пишет: «И странно сказать, что в эпоху ужасов и скорби, в дни тяжелых потерь, в дни, когда у каждого из нас есть кто-либо родственный или близкий, ушедший навеки, как-то еще острее и болезненнее ощущается все это умершее прошедшее» (20). Эти слова звучат реквиемом и самому себе, и Николаю Михайловичу, ибо жить ему оставалось менее четырех лет; Врангелю «повезло» – он «вовремя» умер…

Статья «Русские люди» снабжена целым рядом чудесных фотографий, изображающих кабинет великого князя. Все пространство стен, квадратные колонны, передвижные витрины наполнены дивными миниатюрами, портретами, акварелями. Я их насчитал около трех сотен, а в наших музеях сейчас единицы. Где остальное? Старые эрмитажники (В.М. Глинка, М.В. Доброклонский) говорили, что после национализации собрания Николая Михайловича в 1922 году многие вещи, особенно миниатюры, оказались на аукционе в Лондоне (21). Портретная коллекция Николая Михайловича в 1915 году была довольно велика, она насчитывала по литературным источникам 110 произведений живописи (скульптурное собрания установить не удалось). Коллекция являлась как бы продолжением научных исследований автора, иллюстрацией к его трудам. Основное место в нем занимали исторические деятели: Наполеон, Талейран, Мюрат, Макдональд, Веллингнот и другие. Русские люди в собрании великого представлены всеми слоями общества: императорами, министрами, военачальниками, рядовыми дворянами, кончая лейб-кучером Ильей Байковым. Преобладали работы западных мастеров: Лоуренса, Виже-Лебрен, Греза, Герена, Лефевра, Верне, Барбье, Ризенера, Дэна, Рю, Лампи, Буальи. Русские мастера были представлены произведениями А.П. и К.П. Брюлловых, П.Ф. Соколова, имелись единичные работы Р.Г. Судковского. Завершала это необычное собрание прекрасная подборка портретной миниатюры.

Важное значение имел фотоархив, насчитывавший около 3000 портретов. Более половины из них вошли в «Русские портреты», «Военную галерею» и другие работы. Но много осталось и неопубликованного. Вообще судьба этого архиценного фотоархива весьма неясна, он даже не вынесен в опись эрмитажного собрания22. Коллекцию Николая Михайловича национализировали в 1922 году, но некоторые ее экспонаты поступали в музеи из Госфонда еще в 1927-м. Это объясняется тем, что в Петербурге было собрано огромное количество сокровищ, и их разбирали в течение пяти-семи лет. А в 1928 году Госфонд закрыли совсем – брать уже было нечего! В настоящее время от великолепного собрания Николая Михайловича остались жалкие остатки: 14 картин в Эрмитаже, 3 картины в ГРМ, 2 миниатюры в Русском музее и 6 – в Эрмитаже. О количестве фотоархивов в Санкт-Петербурге и Москве полных данных нет, но думаем, они сохранились целиком.

…В начале января 1919 года Николай Михайлович посылает из камеры прошение, в котором сообщает, что он пишет большую работу о Сперанском, несмотря на тяжелые условия и недостаток материала. Он просит вернут ему свободу. Дать отдохнуть. А затем готов взять на себя какую угодно работу по специальности. Никаких коварных замыслов против советской власти он не имел и не имеет… (23) Это вероятно последнее письмо великого гражданина и великого историка.

Автор приносит искреннюю признательность Анне Георгиевне Обрадович (Санкт-Петербург), Николаю Николаевичу Никулину (Санкт-Петербург), Сергею Алексеевичу Сапожникову и Андрею Леонидовичу Кусакину (Москва) за предоставленные редкие материалы по биографии Великого Князя.

Примечания

1. Из женщин романовской семьи величайшего уважения заслуживают великие княгини Елизавета Федоровна (1865–1918), сестра последней императрицы, прославленная русской православной Церковью в сонме святых: умница и «вечный» враг Наполеона Екатерина Павловна (1788–1819), жена принца Ольденбургского; учредитель Русского музыкального общества и первой общины сестер милосердия Елена Павловна (1806–1873), жена великого князя Михаила Павловича; жена великого герцога Веймарского Мария Павловна (1786–1859), друг Гете; коллекционер Екатерина Михайловна, принцесса Саксен-Альтенбургская (1827–1894); президент Академии художеств Мария Павловна (1854–1923); принцесса Ольденбургская Евгения Максимилиановна (1854–1925), попечительница комитета о сестрах Красного Креста, основательница Максимилиановской лечебницы.

2. Епанчин Н.А. На службе трех императоров. М., 1996. С. 530; Российский архив. М., 1991. Т. 1. С. 322.

3. За ним последовали Анастасия Михайловна (1861–1929), Михаил Михайлович (1861–1929), Георгий Михайлович (1863–1919), Сергей Михайлович (1865–1918), Александр Михайлович (1866–1933), Алексей Михайлович (1875–1895).

4. Марченко Н. Именитые россияне. По страницам издания великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий // Мир музея. 1992. № 1/123. С. 44; Шербатов С. Художник в ушедшей России. М., 200. С. 561.

5. Волков А.А. Около царской семьи. М., 1993. С. 63.

6. Такой титул ему полагался как правнуку императора Николая I. Впоследствии, в эмиграции, глава императорского дома в изгнании Владимир Кириллович в 1918 году пожаловал его титулом Великого Князя.

7. Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. Из хроники нашей семьи. СПб. – Дюссельдорф. 1993. С. 151–154.

8. Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания. М., 2001. С. 315.

9. Русский некрополь в Париже обследовал В.М. Андерсон.

10. Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982. Т. 1. С. 383.

11. Дягилев С.П. Список портретов, отобранных для историко-художественной выставки 1905 года в общественных и частных собраниях г. С-Петербурга. СПб., 1905. С. 362.

12. Цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 386.

13. Хранящийся в ГТГ комплект происходит из коллекции Дягилева, которую он продал, когда перестал заниматься русским портретом (в 1913 году?).

14. Наличие их в каталоге к выставке (М.: «Издательство Общины св. Евгении – Комитет популяризации художественных изданий», 1990) не отмечено.

15. Ныне: Государственный Русский музей и Государственный Исторический музей.

16. Маковский С. На Парнасе Серебряного века. М., 2000. С. 470–471; Банников А.П. Несостоявшаяся выставка // Панорама искусств – 7. М., 1984. С. 284–294; Лаврухина И.А. Обстоятельства создания последних глав «Истории скульптуры»: Эпизод творческой биографии Н.Н. Врангеля // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. Сборник статей. Отв. Ред. И.В. Рязанцев. М., 2000. С. 185–194.

17. Лаврузина И.А. Барон Н.Н. Врангель и его вклад в изучение русского искусства XVIII – первой половины XIX века. Автореферат кандидатской диссертации. СПб., 2000. С. 19.

18. Эттингер П.Д. Статьи. Из переписки. Воспоминания современников. М., 1989. С. 128.

19. Выставка «Сто лет французской живописи. 1812–1912». Каталог. СПб., 1912.

20. Врангель Н.Н. Русские люди в собрании Великого Князя Николая Михайловича // Столица и усадьба. 1915. № 36–37. С. 4.

21. Глинка В.М. К методике определения личностей, изображенных на портретах, и датировки произведений искусства по форме одежды и орденским знакам // Геральдика: материалы и исследования. Сборник научных трудов. Л., Государственный Эрмитаж, 1983. С. 90. Прим. 5 (сообщение М.В. Доброклонского).

22. Маришкина В.Ф. Фотоархив Государственного Эрмитажа. Справочник-путеводитель. СПб., 1992.

23. Великий князь Николай Михайлович. Письмо из заключения // Наше наследие. 1992. № 25. С. 87. Точная дата расстрела, согласно справки Генеральной Прокуратуры РФ № 13/ 1100–97 ст. 19.06.99, неизвестна.

Анатолий Банников

Журнал «Русское искусство»

Его отцом был Великий Князь Михаил Николаевич (пятый из шести сыновей Императора Николая I Павловича), а мать - Ольга Феодоровна (урождённая Цецилия-Августа, Принцесса и Маркграфиня Баденская)

Когда ему исполнилось три года отец переехал на Кавказ, где Великий Князь провёл своё детство. Как и все его братья, он влюбился в Кавказ и его мягкий климат, которому всегда предпочитал холодную и дождливую столицу Империи.

Будучи воспитанным в спартанских традициях своего Августейшего Деда - Императора Николая I, он с юных лет спал на походной солдатской кровати, а закаляя себя, обливался холодной водой, уделяя также особое внимание физическим упражнениям.

Однако главной страстью юного Великого Князя была учёба и постоянная тяга к знаниям в самых различных областях гуманитарных наук.

По сложившейся традиции в среде Великих Князей, Николай избрал карьеру военного и оправдав надежды матери с отличием закончил Павловское Военное училище.

В русско-турецкой войне 1877-1878 годов он уже Поручик Конной артиллерии и за проявленную на полях сражений личную храбрость был награжден Военным Орденом Святого Георгия IV степени. По окончании войны Николай Михайлович окончил Академию Генерального штаба и с 1884 по 1903 год занимал в армии различные командные должности: Командир 16-го Гренадерского Мингрельского полка, Шеф 13-й Артиллерийской бригады 82 Пехотного Дагестанского полка, Командир Кавказской Гренадерской дивизии и т.д. Дослужившись до чина Генерала от Инфантерии, был назначен Генерал-Адъютантом Николая II.

Но военная служба не прельщала Великого Князя, так как более всего его привлекала Российская история. Но не история вообще, а конкретный её период - эпоха правления Императора Александра I, самого интересного, на его взгляд, времени в которое происходил рост самосознания русского общества.

В 1903 году Великий Князь подает в отставку и довольно быстро приобретает репутацию «опасного либерала», русского «принца Эгалитэ». Конечно же, воззрения Великого Князя были самого безобидного свойства, однако одно то, что Николай Михайлович любил откровенно делиться своими взглядами в аристократической среде, что в конечном итоге привело к тому, что в их глазах он выглядел чуть ли не революционером.

Великий князь Николай Михайлович был Председателем Русского Исторического Общества, а также возглавлял Русское Географическое Общество, Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины. В 1913 году он был избран Почетным Председателем Общества друзей Румянцевского музея. Уделяя много времени изучению истории России, Великий князь оставил после себя большое литературно-историческое наследие, наиболее фундаментальным из которого является его труд «Император Александр I. Опыт исторического исследования» в 2-х томах (на французском языке. СПб., 1912. 2-е изд., 1914). И несмотря на обилие научной литературы об эпохе Александра I, эта книга явилась новым словом о «сфинксе, неразгаданном до гроба». Новизна же ее состояла в том, что Николай Михайлович использовал много ранее недоступных материалов, хранящихся в секретных государственных архивах, на пользование которыми мог дать разрешение только правящий Император.

Немногим ранее написания этой научной монографии появились его труды «Дипломатические отношения России и Франции. 1800-1812» в 7-ми томах (СПб., 1905-1914) в которых впервые была приведена личная секретная и исключительно откровенная переписка брата Императора Александра I с Его родной сестрой - Великой Княжной Екатериной Павловной, умнейшей женщиной и самой большой ненавистницей Наполеона, чуть не выданной за него замуж.

Другой труд Великого Князя «Императрица Елизавета Алексеевна» в 3-х томах (СПб., 1908-1909) представляет историю жизни влюбленной в Александра юной счастливой девушки, затем несчастной женщины. Это, по сути дела, жизнь в письмах (по-французски) к мужу, матери, свекрови и еще многим другим, раскрывающим нам чуткую, ранимую натуру.

«Генерал-адъютанты Императора Александра I» (СПб., 1913) - также очень интересная работа, рассказывающая об управлении Императорской Русской Армией в новых условиях. Институт этот был очень молодой, но в наполеоновскую войну сыграл важную роль.

Перу Великого Князя принадлежат также труды о Князьях Долгоруких (СПб., 1902), Графах Строгановых (СПб., 1903, в 3-х томах), о Военной галерее Зимнего дворца (СПб., 1912) и многие другие.

С 1906 года Николай Михайлович заинтересовался русскими и зарубежными некрополями. По его мысли, кладбище есть обитель вечного упокоения и, если их хорошо изучить, то они могут приоткрыть много интересного: истинные даты жизни, обстоятельства смерти, а также чины и награды усопших. Всерьёз занявшись этой темой, Николай Михайлович внёс в её изучение огромный вклад, издав описание трех главнейших некрополей: Московского (СПб., 1907-1908, в 3-х томах), Петербургского (СПб., 1912-1913, в 4-х томах) и Парижского, вернее его русской части (1915) в одном томе (работа не была окончена) (9). Замышлял он и «Русский провинциальный некрополь» во многих томах, но революция разрушила эти планы, как и сами кладбища.

Семейным прозвищем Великого Князя было «Бимбо» - слово не имеющее соответствия в русском языке, означающее с одной стороны «толстяк» или «увалень», а с другой - кличку доброго сказочного слонёнка.

Великий Князь был высок, имел глаза тёмного цвета и короткую бородку квадратной формы. С годами он облысел и стал весьма грузен, однако и в таком образе всегда пользовался успехом у дам.

Следует сказать, что ещё в молодости Николай Михайлович влюбился в свою двоюродную сестру Принцессу Викторию Баденскую, но ему не разрешили вступить в брак, так как между ними было очень близкое родство. Позже его избранница стала Королевой Швеции, женой Короля Густава V, а Великий Князь так на всю жизнь и остался холостяком. Однако он очень любил детей и поговаривали, что от него даже остались незаконнорожденные дети.

По своей натуре Великий Князь Николай Михайлович был пацифистом, поэтому начавшаяся Первая мировая война привела его в ужас. К тому же он почти с самых первых её дней подверг жестокой критике бездарные действия своего давнего недруга - Великого Князя Николая Николаевича (младшего), назначенного Государем на должность Верховного Главнокомандующего. Но главное, чего не мог простить Николай Михайлович этому самодовольному выскочке из Рода Романовых, так это почти полное уничтожение Императорской Гвардии и большей части Регулярной Армии в 1914 году в ходе злосчастного наступления на Восточную Пруссию с целью облегчения создавшегося критического положения для французских войск.

Сидевший в Николае Михайловиче дух вольнодумства многим не нравился. А его разговоры о свободе и демократии вызывал особое раздражение у Императрицы Александры Феодоровны. Однако отношения между ними обострились наиболее сильно после убийства Г.Е. Распутина. А за то, что Николай Михайлович подписался под адресованным Государю коллективным письмом Великих Князей, выступивших в защиту одного из убийц Г.Е. Распутина - Великого Князя Дмитрия Павловича, он был выслан из Петрограда в своё херсонское имение.

Вернувшись в столицу после событий Февральской смуты, Великий Князь, не предвидя для себя каких-ибо дурных последствий продолжал оставаться в городе и после того, как власть в стране захватили большевики.

Но уже весной 1918 года он вместе с Великими Князьями Павлом Александровичем, Дмитрием Константиновичем и Георгием Михайловичем был выслан в Вологду.

Однако уже в июле 1918 года Николай Михайлович и находившиеся с ним Великие Князья были арестованы и некоторое время содержались в Вологодской тюрьме, откуда вскоре были переведены в Петроград, в Дом Предварительного заключения.

6 сентября 1918 года все они были объявлены заложниками. И, несмотря на то, что заложничество всегда считалось самым варварским и подлым приемом войны, таковое получило повсеместное применение в годы Гражданской войны в рамках проводимого в стране «Красного Террора».

И хотя Великие Князья не участвовали в Гражданской войне, а значит и не были врагами Советской власти (хотя и друзьями их тоже не назовёшь) и вели совершенно мирный образ жизни, все они, тем не менее, после совершённом в Петрограде убийстве Председателя Петроградского ЧК С.М. Урицкого, оказались в этом страшном статусе.

А пока Великие Князья сидели в ДОПРе на Шпалерной, 15 августа 1918 года арестовали еще одного Князя Императорской Крови - Гавриила Константиновича, которому повезло много больше - он остался жив. (Князь Гавриил сильно болел, и это дало повод его жене настойчиво просить А.М. Горького ходатайствовать за него перед Г.Е. Зиновьевым и В.И. Лениным о разрешении лечения за границей.) Во время этих бесконечных переговоров, Князь Гавриил сидел на том же этаже, что и другие Великие Князья и впоследствии оставил самые подробные воспоминания о прожитых днях в тюрьме. Получив желанное освобождение, Князь Гавриил тут же выехал в Финляндию и позднее написал свои воспоминания «В Мраморном дворце», в которых несколько страничек посвящает своему заточению на Шпалерной:

«Встречи с моими дядями продолжались. Внешне они были всегда веселы и шутили со сторожами. Дядя Николай Михайлович (историк) часто выходил из своей камеры во время уборки, а иногда вечером, во время ужина, стоял у громадного подоконника в коридоре и между едой неизменно продолжал разговаривать и шутить со сторожами. Он был в защитной офицерской фуражке без кокарды и чесучовом пиджаке. Таким я его помню в последнее наше свидание в коридоре. Другие дяди почти не выходили из камер.

Помню, как дядя Николай Михайлович прислала мне в камеру свою книгу об утиной охоте. Он был большой охотник, и когда узнал, что я не охочусь, даже обругал меня. <…>

Однажды на прогулке один из сторожей сообщил нам, что убили комиссара Урицкого. <…> Скоро начались массовые расстрелы. А на одной из прогулок до нас дошло известие, что все мы объявлены заложниками».

А.М. Горьким была также предпринята попытка заступничества и за Великого Князя Николая Михайловича. Поддерживая ходатайство Российской Академии Наук, он написал В.И. Ленину письмо, в котором сообщал, что Николай Михайлович есть историк с мировым именем. На что вождь кратко ответил, что: «Революция не нуждается в историках!»

В начале января 1919 года Николай Михайлович посылает из камеры прошение, в котором сообщает, что он пишет большую работу о Сперанском, даже несмотря на тяжелые условия и недостаток материала. В связи с этим он просит вернуть ему свободу, чтобы хоть немного отдохнуть. А затем он готов взять на себя какую угодно работу по специальности, пояснив что никаких коварных замыслов против Советской власти он не имел и не имеет…

И, вероятнее всего, это было последнее письмо Великого Князя и великого историка.

За день до своей трагической кончины, четырёх Великих Князей перевезли в Петропавловскую крепость, где в ночь на 24 января 1918 года все они были расстреляны на её Соборной площади «в порядке красного террора» за смерть немецких коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Здесь же все они были и захоронены в отрытой накануне траншее, вместе с незадолго до этого расстрелянными уголовниками.

К настоящему времени место захоронения Великого Князя Николая Михайловича не выявлено.

В ноябре 1981 году решением Священного Архиерейского Собора РПЦЗ трое Великих Князей были причислены к лику Святых Новомучеников Российских от власти безбожной пострадавших. Однако Великий Князь Николай Михайлович не попал в их число, так как по мнению первоиерархов он был социалистом, атеистом и даже масоном.

Посмертно 9 июня 1999 года реабилитирован Генеральной Прокуратурой Российской Федерации.

Великий князь, генерал адъютант, генерал от инфантерии, старший сын великого князя Михаила Николаевича. Родился 14 апреля 1859 г. В 1878 г. произведен в офицеры. Участвовал в русско турецкой войне 1877 1878 гг. Служил 10 лет в Кавалергардском… … Биографический словарь

Романов (1859 1919), великий князь, внук императора Николая I, историк, генерал от инфантерии (1913). Монографии по истории России 1 й четверти 19 в. В 1909 17 председатель русского исторического общества. После Октябрьской революции арестован, с … Современная энциклопедия

- (1859 1919) великий князь, внук императора Николая I, историк, генерал от инфантерии (1913), почетный член Петербургской АН (1898). Монографии по истории России 1 й четв. 19 в. В 1909 17 председатель Русского исторического общества. После… … Большой Энциклопедический словарь

- (1859 1919), великий князь, внук императора Николая I, историк, генерал от инфантерии (1913), почётный член Петербургской АН (1898). В 1909 1917 председатель Русского исторического общества. Труды по истории России 1 й трети 19 в.: Граф П. А.… … Русская история

Великий князь, сын великого князя Михаила Николаевича; род. 14 апреля 1859 г.; полковник, командир 16 гренадерского Мингрельского Его Имп. Высочества вел. кн. Дмитрия Константиновича полка, шеф 3 гвард. артиллерийской бригады и 82 пехотного… … Большая биографическая энциклопедия

- (1859 1919), великий князь, внук императора Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, почётный член Петербургской АН (1898). Монографии по истории России первой четверти XIX в. В 1909 17 председатель Русского исторического общества. После … Энциклопедический словарь

- (Романов) , русский великий князь, историк, председатель Русского исторического общества (1909 17). Сын Михаила Николаевича (См. Михаил Николаевич) (Романова). В 1884 1903 на военной службе. Стоял в… … Большая советская энциклопедия

Великий князь, сын вел. кн. Михаила Николаевича, род. 14 апр. 1859 г., полковник, командир 16 гренадерского Мингрельского Его Имп. Высочества вел. кн. Дмитрия Константиновича полка, шеф 3 гвард. артиллерийской бригады и 82 пехотного Дагестанского … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (Романов) (14.IV.1859 28.I.1919) рус. вел. князь, воен. деятель и историк. Пред. Рус. ист. об ва. Закончив Академию Генерального штаба, с 1884 по 1903 был на командных должностях в армии. С кон. 19 в. обратился к исследованию эпохи Александра I,… … Советская историческая энциклопедия

Николай Михайлович - (1859 1919) вел. кн., ст. сын вел. кн. Михаила Николаевича (см.), внук имп. Николая I, известный рус. историк, ген. адъютант, ген. от инфантерии, пред. Имп. Рус. Геогр. об ва, пред. Имп. Рус. Историч. об ва (1909 17). Способствовал учреждению в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Николай Рубцов , Коняев Николай Михайлович. Впервые эта книга о замечательном русском поэте Николае Рубцове, лирике и провидце и своей судьбы, и судьбы нашей Родины, вышла в серии "ЖЗЛ" в 2001 году. Автор глубоко изучил и воспоминания…
  • Николай Рубцов. Стихотворения , Рубцов Николай Михайлович. Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) - замечательный поэт-лирик, провидец собственной судьбы, наследник классических традиций, получивший всенародное признание, верность отчему дому, Родине,…
Подданство Российская империя Род деятельности историк , лепидоптеролог Отец Михаил Николаевич Мать Ольга Фёдоровна Награды и премии Медиафайлы на Викискладе
Систематик живой природы

Биография

Первый из семи детей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны (до замужества Цецилия Августа, принцесса и маркграфиня Баденская, младшая дочь великого герцога Леопольда Баденского и Софии Вильгельмины Шведской).

Первый офицерский чин получил в 1875 году; с 1877 года в звании штабс-капитана прикомандирован к переменному составу Кавказской учебной роты, с 1879 года - к Кавказскому 2-у стрелковому батальону .

В 1909 году после смерти отца наследовал огромное состояние, в том числе имения Грушевское в 75 066 десятин и Боржомское в 69 513 десятин.

Результаты греческого плебисцита

Среди тех, кого вписали греки, был и Николай Михайлович, он занял девятое место и набрал менее 0,01 процента голосов. Правда, следует признать, что представители российского, британского и французского царствующих домов не могли занимать греческий трон согласно Лондонской конференции 1832 года .

Первая мировая война и революции 1917 года

К чему затеяли эту убийственную войну, каковы будут ее конечные результаты? Одно для меня ясно - во всех странах произойдут громадные перевороты. Мне мнится крах многих монархий и триумф мирового социализма. У нас на Руси не обойдется без крупных волнений и беспорядков.

C 28 июля 1914 года он состоял в распоряжении главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта .

Николай Михайлович придерживался либеральных оппозиционных взглядов, за что получил в светских кругах прозвище Филипп Эгалите в честь видного деятеля французской революции, принца крови и родственника Людовика XVI. Прозвище оказалось провидческим - великий князь, как и Филипп Эгалите, разделил участь монарха и был казнён во время революции.

Дом Романовых (после Петра III)
Пётр III =Екатерина II
Павел I
Александр I
Константин Павлович
Николай I
Георгий Александрович
Михаил Александрович
Владимир Александрович
Борис Владимирович
Андрей Владимирович
Алексей Александрович
Сергей Александрович
Павел Александрович
Константин Николаевич
Николай Константинович
Константин Константинович
Дмитрий Константинович
Николай Николаевич Старший
Михаил Николаевич
Михаил Павлович

Его младший брат великий князь Александр Михайлович в своих эмигрантских мемуарах писал:

Нас называли «опасными радикалами»; первая часть прозвища «опасные» отражала досаду придворных кругов, вторая - «радикалы», быть может, и соответствовала истине, но зависела всецело от смысла, придаваемого этому слову, которым нередко злоупотребляют. Мой старший брат Николай Михайлович был несомненно самым «радикальным» и самым одаренным членом нашей семьи. Моя мать мечтала о его блестящей военной карьере, и, чтобы доставить ей удовольствие, мой брат Николай окончил военное училище с отличием. Однако истинное его призвание было в отвлеченных исторических изысканиях. <…> Постепенно он отдалялся от связей с военным миром и проводил все своё время в исторических архивах С. Петербурга и Парижа . Его монументальная биография Императора Александра I , написанная после долгих лет собирания материалов и проверки дат, останется непревзойденной в исторической русской литературе. <…> Книга, которая была переведена на французский язык, произвела сенсацию в среде французских наполеонистов , заставив их пересмотреть, исправить и даже пересоставить целый ряд исторических трактатов. <…> Николаю Михайловичу было, по-видимому, определённо неприятно объяснять многое из того, что происходило в России, своим друзьям в Коллеж де Франс и в Палате депутатов . Не могу сказать, чтобы я был вполне согласен с его «офранцуженными» политическими симпатиями. Будучи горячим поклонником парламентарного строя и убежденным почитателем словесных дуэлей Клемансо - Жореса, он не хотел допустить того, что создание в России конституционного строя по образцу III французской республики закончилось бы полным провалом. Истина заключалась в том, что он родился не в той стране, где ему следовало бы родиться.

Являлся наиболее радикальным оппонентом царствующего монарха из числа великих князей, чья оппозиционная позиция в 1916-1917 годах в отношении проводимого царём и его правительством курса получила название «великокняжеская фронда». Одобрил убийство Г. Е. Распутина :21-22 .

31 декабря 1916 года за участие в «фронде» получил приказание Николая II выехать в своё имение Грушёвку, которое исполнил 1 января 1917 года. Возвратился в столицу 1 марта 1917 года после начала Февральской революции . С радостью воспринял революционные события :358 и признал власть Временного правительства.

Однако очень скоро во взглядах Николая Михайловича наступило разочарование в происходивших в России революционных событиях. 16 марта 1917 года он был уволен из Русской армии. Французский посол М. Палеолог записал в своём дневнике 5 мая 1917 года:

Прощальный визит великому князю Николаю Михайловичу. Как далёк он от великолепного оптимизма, который он проявлял в начале нового режима!… в то время, как он проводил меня через салоны в вестибюль, в голосе его слышалось волнение… - Не могу же я забыть, что я висельник! :416

Ссылка и убийство

После Октябрьской революции Николай Михайлович, как и остальные представители дома Романовых, подвергся преследованию со стороны Советской власти. В марте 1918 года было принято решение о его ссылке с братом Георгием Михайловичем и кузеном Дмитрием Константиновичем в Вологду . В Вологде он пробыл с 3 апреля по 21 июля 1918 года :66-67, 135 Проживал по адресу Златоустинская набережная 6 б (ныне Набережная VI-й Армии, 99А), в 2 комнатах на 2 этаже дома, расположенного в глубине квартала. Вместе с ним в ссылке находился его адъютант генерал Брюммер :69-70 . В ссылке великий князь активно общался с иностранными дипломатами. Французский посол Жозеф Нуланс и секретарь посольства граф Луи де Робиен посещали Николая Михайловича в доме на Златоустинской набережной и оставили описание жилища, имеющее большое значение для сохранения дома как памятника истории. Представители Великобритании предлагали Романовым бежать с подложными паспортами, но они отказались :116-121 . 1 июля 1918 года Николай Михайлович был арестован, а 21 июля 1918 года перевезен в Петроград, где содержался в Доме предварительного заключения .

9 января 1919 г. Президиум ВЧК (в заседании участвовали Я. Х. Петерс , М. И. Лацис , И. К. Ксенофонтов и секретарь О. Я. Мурнек) вынес постановление «Приговор ВЧК к лицам бывшей императорской своры - утвердить, сообщив об этом в ЦИК» . Несмотря на ходатайства Академии наук и Максима Горького , Ленин подтвердил приговор с формулировкой «революция не нуждается в историках» .

Николай Михайлович был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости в последнюю декаду января 1919 года вместе с ещё тремя великими князьями - своим родным братом Георгием Михайловичем и двоюродными - Павлом Александровичем и Дмитрием Константиновичем . Жена Павла Александровича, княгиня Ольга Палей , писала :

Один старый тюремный служитель, видевший казнь, рассказал… В среду Павла, одного, привезли на Гороховую и продержали до десяти вечера. Потом объявили, что увозят без вещей. С Гороховой привезли в Петропавловку. Трёх других великих князей доставили со Шпалерной . Всех вместе отвели в тюрьму Трубецкого бастиона . В три ночи солдаты, по фамилии Благовидов и Соловьев, вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора , где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, где уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу.

Командовал экзекуционным отрядом некий Гордиенко, тюремный надзиратель, получавший в своё время ценные подарки из Кабинета Его Величества. Вероятно, Николай Михайлович был похоронен на месте расстрела в братской могиле. Сообщение о расстреле великих князей было опубликовано 31 января 1919 года в «Петроградской правде» .

Был единственным из казнённых большевиками Романовых, кого Русская православная церковь заграницей в 1981 году не стала причислять к лику святых .

Основным его вкладом были серии публикаций под названием «Memoires sur les Lepidopteres», известные как «Работы Романова». Он первым описал кавказский подвид Papilio alexanor orientalis . В течение 1884-1897 годов Н. М. Романов опубликовал 9 томов своей фундаментальной серии, которые сейчас являются библиографической редкостью, но ими до сих пор пользуются, так как они содержат первоначальные описания десятков видов. Наиболее важными являются красивый окрас бабочек и стадии их развития. Печатная промышленность того времени не давала возможности создать качественные цветные иллюстрации, поэтому печатались только контуры бабочек, которые потом от руки раскрашивались акварельными красками. По финансовым и техническим причинам значительная часть рисунков осталась нераскрашенной. В 1900 году Романов подарил всю свою коллекцию , в Санкт-Петербург . К тому времени она стала одной из самых крупных частных коллекций бабочек, содержащей более 110 000 особей, из которых примерно 18 000 были палеарктическими . Коллекция помещалась в 30 сейфов. В этой коллекции было много типовых особей. Они хранятся в Санкт-Петербурге, и бабочки из этой коллекции имеют этикетки на белой бумаге с рисунком царской короны в верхней части и текстом «Собрано Великим князем Николаем Михайловичем». Один из сейфов, который хранился в Ликани , был привезен в 1900 году в Кавказский музей в Тифлисе .

Виды и подвиды, названные Г. Е. Грум-Гржимайло и Г. Христофом в честь Н. М. Романова:

  • Желтушка Романова (Colias romanovi Grum-Grshimailo, 1885) - вид бабочек из семейства белянок ;
  • Шашечница Романова (Melitaea romanovi Grum-Grshimailo, 1891) - вид бабочек из семейства

Великий князь Никола́й Миха́йлович - русский генерал от инфантерии, лепидоптеролог и историк. Старший сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внук Николая I.

Известен как строитель Боржомского дворца и составитель уникального иллюстрированного каталога «Русские портреты XVIII и XIX столетий».

Первый из семи детей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны (до замужества Цецилия Августа, принцесса и маркграфиня Баденская, младшая дочь великого герцога Леопольда Баденского и Софии Вильгельмины Шведской).

В 1862 году семья переехала в Тифлис, где его отец был кавказским наместником, и юношеские годы великий князь провел на Кавказе. Получил домашнее образование. Несмотря на желание родителей военной карьеры, сын с детства увлекался биологией и историей.

В 1870-1872 годах его воспитателем был В. А. Латур-де-Бернгард.

Первый офицерский чин получил в 1875 году; с 1877 года в звании штабс-капитана прикомандирован к переменному составу Кавказской учебной роты, с 1879 года - к Кавказскому 2-у стрелковому батальону.

Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов (на Кавказе); в декабре 1877 года был награждён орденом св. Георгия 4-й степени «за дело 3-го октября, при разбитии армии Мухтара-паши в сражении на Аладжинских высотах (17-го октября 1877 года)».

С 1881 года - в лейб-гвардии Гренадерском полку.

В 1882-1885 годах учился в Николаевской академии Генерального штаба.

С 1895 года служил 10 лет в Кавалергардском полку, командовал 16 гренадерским Мингрельским полком.

С 1897 - командующий Кавказской гренадерской дивизией.

В 1903 году вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта.

Великий князь Николай Михайлович - автор многих исторических трудов, посвященных эпохе Александра I и наполеоновских войн. Был председателем Русского Исторического общества, в 1915 году по решению Совета Московского университета получил степень доктора русской истории honoris causa . Возглавлял также Русское Географическое общество, Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины, в 1913 году был избран почётным председателем Общества друзей Румянцевского музея.

В 1909 году после смерти отца наследовал огромное состояние, в том числе имения Грушевское в 75 066 десятин и Боржомское в 69 513 десятин.

Революции 1917 года

Придерживался либеральных оппозиционных взглядов, за что получил в светских кругах прозвище Филипп Эгалите в честь видного деятеля французской революции, принца крови и родственника Людовика XVI. Прозвище оказалось провидческим - великий князь, как и Филипп Эгалите, разделил участь монарха и был казнён во время революции.

Его младший брат великий князь Александр Михайлович в своих эмигрантских мемуарах писал:

Нас называли «опасными радикалами»; первая часть прозвища «опасные» отражала досаду придворных кругов, вторая - «радикалы», быть может, и соответствовала истине, но зависела всецело от смысла, придаваемого этому слову, которым нередко злоупотребляют. Мой старший брат Николай Михайлович был несомненно самым «радикальным» и самым одаренным членом нашей семьи. Моя мать мечтала о его блестящей военной карьере, и, чтобы доставить ей удовольствие, мой брат Николай окончил военное училище с отличием. Однако истинное его призвание было в отвлеченных исторических изысканиях. <…> Постепенно он отдалялся от связей с военным миром и проводил все свое время в исторических архивах С. Петербурга и Парижа. Его монументальная биография Императора Александра I, написанная после долгих лет собирания материалов и проверки дат, останется непревзойденной в исторической русской литературе. <…> Книга, которая была переведена на французский язык, произвела сенсацию в среде французских наполеонистов, заставив их пересмотреть, исправить и даже пересоставить целый ряд исторических трактатов. <…> Николаю Михайловичу было, по-видимому, определенно неприятно объяснять многое из того, что происходило в России, своим друзьям в Коллеж де Франс и в Палате депутатов. Не могу сказать, чтобы я был вполне согласен с его «офранцуженными» политическими симпатиями. Будучи горячим поклонником парламентарного строя и убежденным почитателем словесных дуэлей Клемансо - Жореса, он не хотел допустить того, что создание в России конституционного строя по образцу III французской республики закончилось бы полным провалом. Истина заключалась в том, что он родился не в той стране, где ему следовало бы родиться.

Являлся наиболее радикальным оппонентом царствующего монарха из числа великих князей, чья оппозиционная позиция в 1916-1917 годах в отношении проводимого царём и его правительством курса получила название «великокняжеская фронда». Одобрил убийство Г. Е. Распутина[

31 декабря 1916 года за участие в «фронде» получил приказание Николая II выехать в свое имение Грушёвку, которое исполнил 1 января 1917 года.

Возвратился в столицу 1 марта 1917 года после начала Февральской революции. С радостью воспринял революционные события и признал власть Временного правительства.

Однако очень скоро во взглядах Николая Михайловича наступило разочарование в происходивших в России революционных событиях.

16 марта 1917 года он был уволен из Русской армии. Французский посол М. Палеолог записал в своём дневнике 5 мая 1917 года:

Прощальный визит великому князю Николаю Михайловичу. Как далёк он от великолепного оптимизма, который он проявлял в начале нового режима!… в то время, как он проводил меня через салоны в вестибюль, в голосе его слышалось волнение… - Не могу же я забыть, что я висельник:

После Октябрьской революции Николай Михайлович, как и остальные представители дома Романовых, подвергся преследованию со стороны Советской власти.

В марте 1918 года было принято решение о его ссылке с братом Георгием Михайловичем и кузеном Дмитрием Константиновичем в Вологду.

В Вологде он пробыл с 3 апреля по 21 июля 1918 года:66-67, 135 Проживал по адресу Златоустинская набережная 6б (ныне Набережная VI-й Армии, 99А), в 2 комнатах на 2 этаже дома, расположенного в глубине квартала. Вместе с ним в ссылке находился его адъютант генерал Брюмме:69-70. В ссылке великий князь активно общался с иностранными дипломатами. Французский посол Жозеф Нуланс и секретарь посольства граф Луи де Робиен посещали Николая Михайловича в доме на Златоустинской набережной и оставили описание жилища, имеющее большое значение для сохранения дома, как памятника истории. Представители Великобритании предлагали Романовым бежать с подложными паспортами, но они отказались:116-121. 1 июля 1918 года Николай Михайлович был арестован, а 21 июля 1918 года перевезен в Петроград, где содержался в Доме предварительного заключения.

9 января 1919 г. Президиум ВЧК (в заседании участвовали Я. Х. Петерс, М. И. Лацис, И. К. Ксенофонтов и секретарь О. Я. Мурнек) вынес постановление «Приговор ВЧК к лицам, бывшей императорской своры - утвердить, сообщив об этом в ЦИК». Несмотря на ходатайства Академии наук и Максима Горького, Ленин подтвердил приговор с формулировкой «революция не нуждается в историках» .

Николай Михайлович был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости в последнюю декаду января 1919 года вместе с ещё тремя великими князьями - своим родным братом Георгием Михайловичем и двоюродными - Павлом Александровичем и Дмитрием Константиновичем. Жена Павла Александровича, княгиня Ольга Палей, писала:

Один старый тюремный служитель, видевший казнь, рассказал… В среду Павла, одного, привезли на Гороховую и продержали до десяти вечера. Потом объявили, что увозят без вещей. С Гороховой привезли в Петропавловку. Трёх других великих князей доставили со Шпалерной. Всех вместе отвели в тюрьму Трубецкого бастиона. В три ночи солдаты, по фамилии Благовидов и Соловьев, вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора, где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, где уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу.

Командовал экзекуционным отрядом некий Гордиенко, тюремный надзиратель, получавший в своё время ценные подарки из Кабинета Его Величества. Вероятно, похоронен на месте расстрела в братской могиле. Сообщение о расстреле великих князей было опубликовано 31 января 1919 года в «Петроградской правде».

Вклад в науку

В течение многих лет Николай Михайлович изучал архивы России и Франции. Он является автором нескольких фундаментальных исследований по эпохе Наполеона и Александра Первого. Книги сохраняют свою научную ценность и поныне. Под покровительством великого князя были изданы многочисленные труды Русского исторического и географического общества в том числе знаменитое многотомное издание, посвященный столичным и провинциальным некрополям. Заслуги Николая Михайловича были отмечены Академией наук России, где ему было присвоено звание доктора Русской истории, и научными кругами Франции, удостоившими его звания члена Французского института, звания крайне редко вручавшегося иностранцам.

Энтомология

Николаю Михайловичу также принадлежит большая роль в развитии отечественной лепидоптерологии. Основным его вкладом были серии публикаций под названием «Memoires sur les Lepidopteres», известные как «Работы Романова». Он первым описал кавказский подвид Papilio alexanor orientalis .

В течение 1884-1897 гг. Н. М. Романов опубликовал 9 томов своей фундаментальной серии, которые сейчас являются библиографической редкостью, но ими до сих пор пользуются, так как они содержат первоначальные описания десятков видов. Наиболее важными являются красивый окрас бабочек и стадии их развития. Печатная промышленность того времени не давала возможности создать качественные цветные иллюстрации бабочек, поэтому печатались только контуры бабочек, которые потом от руки раскрашивались акварельными красками. По финансовым и техническим причинам значительная часть рисунков осталась нераскрашенной.

В 1900 году Романов подарил всю свою коллекцию Зоологическому музею Академии Наук, в Санкт-Петербург. К тому времени она стала одной из самых крупных частных коллекций бабочек, содержащей более 110 000 особей, из которых примерно 18 000 были палеарктическими. Коллекция помещалась в 30 сейфов. В этой коллекции было много типовых особей. Они хранятся в Санкт-Петербурге, и бабочки из этой коллекции имеют этикетки на белой бумаге с рисунком царской короны в верхней части и с русским текстом «Собрано Великим князем Николаем Михайловичем». Один из сейфов, который хранился в Ликани, был привезен в 1900 году в Кавказский музей в Тифлисе.

Виды, названные Г. Е. Грум-Гржимайло в честь Н. М. Романова:

Желтушка Романова (Colias romanovi Grum-Grshimailo, 1885) - вид бабочек из семейства белянки;

Шашечница Романова (Melitaea romanovi Grum-Grshimailo, 1891) - вид бабочек из семейства нимфалид.

Виды и подвиды бабочек, открытые и названные Н. М. Романовым из Закавказья:

  • Hepialus mlokossevitschi Romanoff, 1884 = Triodia mlokossevitschi (Romanoff, 1884) ;
  • Sesia dioctriiformis Romanoff, 1884 = Euhagena palariformis (Lederer, 1858) ;
  • Zygaena cambysea rosacea Romanoff, 1884 ;
  • Arctia villica confluens Romanoff, 1884 ;
  • Papilio alexanor orientalis Romanoff, 1884 ;
  • Colias olga Romanoff, 1882 = Colias caucasica Staudinger, 1871 .

Воинские чины и звания

  • Подпоручик (Выс. пр. 14.04.1875)
  • Поручик (Выс. пр. 14.04.1876)
  • Штабс-капитан (Выс. пр. 14.04.1878)
  • Флигель-адъютант (Выс. пр. 8.04.1879)
  • Капитан (Выс. пр. 17.02.1881)
  • Переименован в ротмистры гвардии (Выс. пр. 26.02.1885)
  • Полковник гвардии (Выс. пр. 05.04.1892)
  • Генерал-майор (Выс. пр. 14.05.1896)
  • Генерал-лейтенант (Выс. пр. 6.08.1901)
  • Генерал-адъютант (Выс. пр. 6.05.1903)
  • Генерал от инфантерии (Выс. пр. 14.04.1913)

Награды

  • Орден Святого Андрея Первозванного (1859);
  • Орден Святого Александра Невского (1859);
  • Орден Святой Анны 1-й ст. (1859);
  • Орден Белого Орла (11.06.1865);
  • Орден Святого Станислава 1-й ст. (11.06.1865);
  • Орден Святого Георгия 4-й ст. (03.10.1877);
  • Орден Святого Владимира 3-й ст. (06.12.1907);
  • Орден Святого Владимира 1-й ст. (23.05.1916);
  • Георгиевское оружие (06.11.1914);
  • Светло-бронзовая медаль в память русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Иностранные:

  • Вюртембергский Орден Вюртембергской короны;
  • Баденский Орден Верности;
  • Мекленбург-Шверинский Орден Вендской короны;
  • Французский Орден Почетного Легиона 1-й ст.;
  • Прусский орден Pour le Mérite;
  • Греческий Орден Спасителя;
  • Гессен-Дармштадтский Орден Филиппа Великодушного 1-й ст.;
  • Черногорский Орден Князя Даниила I 1-й ст.;
  • Бухарский Орден Благородной Бухары золотая звезда украшенная бриллиантами;
  • Бухарский орден Солнце Александра (Искандер-Салис);
  • Датский Орден Слона 1-й ст.;
  • Ольденбургский Орден Заслуг герцега Петра-Фридриха-Людвига (04.03.1893);
  • Румынский Орден Звезды Румынии;
  • Шведский Орден Серафимов (12.05.1908).

Членство в организациях

  • Почётный член Санкт-Петербургской академии наук и член Французского института.
  • Председатель Императорского Русского Исторического Общества
  • Председатель Императорского Русского Географического Общества
  • Председатель Помологического Общества.
  • Состоял в тайном французском обществе «Биксио», а также, по мнению некоторых исследователей - в масонской «Великокняжеской Ложе» (Санкт-Петербург, после 1907 до 1917).

Труды

  • «Князья Долгорукие» (1901);
  • «Граф Павел Александрович Строганов» (1903);
  • «Дипломатические сношения России и Франции 1808-1812», т. I-VII (1905-1908 - 1914);
  • «Александр I» (1912);
  • «Императрица Елизавета Алексеевна» (1908-1909);
  • «Переписка императора Александра I с его сестрой великой княжной Екатериной Павловной» (1910);
  • «Генерал-адъютанты императора Александра I» (1912);
  • «Донесения австрийского посланника Лебцельтерна 1816-1826» (1913);
  • «Русский некрополь в Париже»
  • «Петербургский некрополь»
  • «Московский некрополь»
  • «Провинциальный некрополь»
  • Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова (1905)