Вконтакте

Одноклассники

Космос не прощает ошибок. И все же человечество неустанно пытается . Оно отправляет своих лучших представителей штурмовать небеса уже более 50 лет. И за это время случилось много связанных с космическими полетами трагедий.

За прошедшие полвека около 30 космонавтов и астронавтов погибли во время подготовки или выполнения опасных космических миссий. Но подавляющее большинство этих смертей произошло либо на земле, либо в атмосфере Земли. То есть ниже общепринятой границы космического пространства, называемой . Эта воображаемая граница проходит на высоте около 100 километров.

Всего за время космической эры в космосе побывало примерно 550 человек. И если говорить юридическим языком, непосредственно в космическом пространстве погибло трое из них.

Роковая граница

В начале космической гонки и США, и СССР пережили несколько смертоносных авиакатастроф, в результате которых погибли несколько пилотов, испытавших усовершенствованные реактивные самолеты. Затем случился трагический случай с «Аполлон-1». В результате пожара, который произошел в январе 1967 года, погибли астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи. Как это произошло? Во время симуляции запуска возникла случайная искра в кабине космического корабля. Которая была заполнена чистым кислородом. Это привело к неконтролируемому пожару, который быстро охватил обреченную команду. И привело к трагической гибели людей. Несмотря на то, что они изо всех сил пытались открыть дверь люка, который находился под давлением. Последующие тренировки проводились уже без атмосферы из чистого кислорода.

В течение следующих трех лет астронавты проекта Аполлон совершили семь миссий на Луну. « » впервые доставил людей на ее поверхность. А злополучная миссия «Аполлон-13» закончилась неудачей. Из-за неполадок на борту космическому кораблю пришлось вернуться на Землю. Высадка на Луну была отменена. Но все обошлось без жертв.

Но 30 июня 1971 года человечество стало свидетелем первых (и на данных момент единственных) смертей в космосе.

Катастрофа «Союза-11»

Первой космической орбитальной станцией была советская «Салют-1». Она была запущена в космос без экипажа 19 апреля 1971 года. Всего несколько дней спустя к станции отправился космический корабль «Союз-10». В ее экипаж входили трое советских космонавтов. Целью их экспедиции была стыковка со станцией, переход космонавтов на нее и работа там в течение месяца.

Корабль «Союз-10» благополучно состыковался с «Салютом-1». Но проблемы со входным люком не позволили космонавтам перейти на космическую станцию. Поэтому было принято решения о досрочном возвращении экспедиции на Землю. Однако во время спуска токсичные химические вещества просочились в систему подачи воздуха корабля «Союз-10». И один из космонавтов потерял сознание. Тем не менее все три члена экипажа благополучно вернулись домой.

Всего несколько месяцев спустя, 6 июня, на орбиту отправилась экспедиция «Союз-11». Ее целью была попытка все-таки получить доступ к космической станции. В отличие от предыдущего экипажа, три космонавта «Союза-11» — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев – успешно перешли на «Салют-1». На ее борту они провели три недели. При этом был установлен новый рекорд времени, проведенного . А также проведено множество экспериментов, направленных на изучение последствий длительного пребывания человека в невесомости.

29 июня космонавты перешли обратно в космический корабль «Союз-11». И начали спуск на Землю. И после этого случилась трагедия….

Неисправный клапан

Тем, кто находился на земле, казалось, что возвращение корабля «Союз-11» прошло без каких-либо проблем. Космический корабль , как казалось, прошел через атмосферу в штатном режиме. И в конечном итоге приземлился в Казахстане. Как и планировалось. Только когда спасательная команда открыла люк, она обнаружила, что все три члена экипажа были мертвы.

«Внешних повреждений на спускаемом аппарате не было никаких», — вспоминает Керим Керимов, председатель Государственной комиссии по пилотируемым полетам. «Спасательная команда постучала в борт спасательного аппарата, но ответа не было. Открыв люк, спасатели обнаружили, что все трое космонавтов лежали на кушетках. Они были неподвижны, с темно-синими пятнами на лицах и следами крови возле носа и ушей. Мы вытащили тела наружу. Добровольский был еще теплым. Врачи делали космонавтам искусственное дыхание. Судя по всему, причиной смерти людей стало удушье».

В ходе расследования было установлено, что несчастный случай со смертельным исходом произошел в результате неисправного уплотнения клапана на спускаемом аппарате. Он лопнул во время отделения от сервисного модуля. На высоте 168 км смертоносная комбинация протекающего клапана и космического вакуума быстро удалила весь воздух из кабины экипажа. Этот клапан находился в труднодоступном месте под сидениями космонавтов. И у них не было практически никаких шансов решить возникшую проблему.

Трое советских героев на сегодняшний день (и путь это всегда будет так) являются единственными людьми, которые закончили свой путь непосредственно в космическом пространстве…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вконтакте

12 апреля планета отмечает день космонавтики – праздник, приуроченный к дате первого космического полета Юрия Гагарина на корабле «Восток-1». Но что же «празднует» этот замечательный праздник?

В первую очередь мы отдаем должное подвигу, открывшему новую эпоху для человеческой цивилизации. Ведь в этот день человечество, доселе прикованное к земле гравитацией и биологией, совершило нечто особое и удивительное, идущее вразрез со всеми ограничениями природы.

Не в последнюю очередь 12 апреля – это еще и праздник национальной гордости. Ведь человеком, осуществившем это достижение, стал гражданин Союза, простой парень из смоленской глубинки – Юрий Гагарин. Но также День Космонавтики – это памятник человечеству и его героям, живым и мертвым.

Опасности космоса

«Космос – это последний рубеж», как говорил известный персонаж культового фантастического телесериала. Бескрайние просторы космоса – предел человеческого мышления и амбиций, штурмовать который возьмутся только те, в ком сильнее всего говорят любопытство, мужество, упорство и амбиции.

Реалии космоса жестоки: из-за астрономической сложности применяемых в космонавтике систем доставки и жизнеобеспечения любой полет сопряжен с риском, которого никогда нельзя полностью избежать. Человеческий ум способен просчитать многое, но не способен объять все, а в космосе кажущаяся мелочь или пустяк может привести к гибели. Сегодня, в день космонавтики, мы вспомним героев человечества, принесших свои жизни на алтарь освоения космоса.

Погибшие космонавты СССР

Комаров, Владимир Михайлович, погиб 24 апреля 1967 года. Инженер-полковник Владимир Комаров – космонавт-испытатель, пилотировавший новые советские космические корабли – «Восход-1» и «Союз-1», ставшие первыми многоместными кораблями в истории космонавтики. Первый полет Комарова на «Восходе-1» (12-13 октября 1964) сам по себе характеризовал и командира, и экипаж как героев – ведь космонавты совершали полет без скафандров и систем катапультирования, которые не были установлены на корабле из-за острой нехватки места.

Второй полет, ставший для Комарова последним, проходил неудачно. Из-за неполадок в солнечных батареях «Союзу-1» было приказано уходить на посадку, которая и стала для его экипажа смертельной. На финальных этапах спуска произошла авария: не сработал сперва основной парашют, а затем и запасной, стропы которого запутались из-за сильного вращения спускаемого аппарата. На колоссальной скорости корабль врезался в землю – экипаж корабля погиб мгновенно. Героизму Комарова, как и других погибших космонавтов, посвящена мемориальная табличка и статуэтка «Павший астронавт», оставленные в борозде Хэдли Апеннинских гор на Луне экипажем корабля «Аполлон-15».

Гибель «Союза-11» 30 июня 1971 года. Георгий Добровольский и его экипаж (В. Пацаев и В. Волков) готовились как дублеры команды Алексея Леонова – первого человека, осуществившего выход в открытый космос. Однако за несколько дней до старта «Союза-11» медкомиссия забраковала бортинженера Леонова, Валерия Кубасова. Судьба распорядилась так, что полетел экипаж Добровольского. 7 июня 1971 года «Союз-11» осуществил стыковку с орбитальной станцией «Салют-11» и приступил к ее расконсервации.

Не все проходило гладко: воздух был сильно задымлен, а на 11 день и вовсе случился пожар, вещь в космосе поистине страшная. Однако в целом задача полета была выполнена, и экипаж сумел даже в таких непростых условиях осуществить целый комплекс научных наблюдений и исследований. За два дня до трагедии, в ходе расстыковки никак не гас индикатор, сигнализировавший о неплотном закрытии крышки люка. Визуальный осмотр неполадок не выявил, и Центр Управления Полетов допустил неисправность датчика. В ходе посадки 30 июня 1971 года, на высоте в 150 км произошла разгерметизация корабля. Несмотря на то, что автоматическая посадка была произведена в штатном режиме, экипаж в полном составе погиб от кессонной болезни.

Катастрофа «Челленджера» 28 января 1986 года

«Челленджер» – многоразовый американский корабль-шаттл, второй в серии из пяти построенных аппаратов. На момент катастрофы он насчитывал девять успешных полетов. Катастрофа стала для Соединенных Штатов настоящей национальной трагедией: старт с мыса Канаверал показывали в режиме прямой трансляции по телевидению. Его сопровождали реплики ведущих о том, что за программой Space Shuttle будущее космонавтики.

Через пятьдесят секунд после старта один из ускорителей «Челленджера» стал демонстрировать признаки появления боковой струи: из-за неполадок топливо прожгло отверстие в основании конструкции). Затем, к ужасу миллионов зрителей в Америке и по всему миру, на 73-й секунде полета «Челленджер» превратился в пылающее облако обломков – нарушение аэродинамической симметрии за считанные мгновения буквально разметало планер шаттла, разорванного на куски сопротивлением воздуха.

Трагизма также добавило исследование, доказавшее, что как минимум несколько членов экипажа выжили в ходе разрушения планера, т.к. находились в самой прочной части шаттла – в кабине. Однако шансов спастись у уцелевших в катастрофе не было: обломки шаттла, и в том числе кабина, ударились о поверхность воды на скорости в ~350 км/ч, а ускорение в пиках составило 200g (то есть в умноженная в 200 раз сила притяжения Земли). Весь экипаж шаттла погиб. Опрос общественного мнения, проведенный спустя некоторое время после катастрофы, показал: катастрофа «Челленджера» стала третьим самым крупным национальным потрясением для Америки в 20-м веке, вместе со смертью Ф. Рузвельта и убийством Дж. Кеннеди.

Катастрофа шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года

На момент своей трагической гибели в ходе своего 28-го полета «Колумбия» была самым настоящим «старичком»-первопроходцем: это был самый первый космический челнок в серии, заложенный еще весной 1975 года. В ходе своего последнего старта корабль получил повреждения термозащиты нижней части левого крыла. Из-за эксплуатационных ошибок и технологических просчетов от кислородного бака во время стартовых перегрузок оторвался кусок изоляции. Обломок ударил по нижней части планера, что в итоге и подписало «Колумбии» смертельный приговор. Когда после успешного шестнадцатисуточного полета «Колумбия» вошла в плотные слои атмосферы, это повреждение привело к перегреву пневматических агрегатов стойки шасси и его взрыву, разрушившему крыло шаттла. Все семеро человек экипажа погибли практически мгновенно. Трагедия «Колумбии» сыграла не последнюю очередь в отказе НАСА от проекта многоразового космического корабля Space Shuttle.

Возможно, вам будет интересно:

История космонавтики, к сожалению, полна не только головокружительных взлетов, но и ужасных падений. Погибшие космонавты, не взлетевшие или взорвавшиеся ракеты, трагические случайности - все это также является нашим достоянием, и забывать об этом - значит вычеркнуть из истории всех тех, кто сознательно рискнул своей жизнью ради прогресса, науки и лучшего будущего. Именно о павших героях космонавтики СССР мы и поговорим в этой статье.

Космонавтика в СССР

До 20 века полеты в космос представлялись чем-то совершенно фантастическим. Но уже в 1903 году К. Циолковский выдвинул идею полета в космос на ракете. С этого момента зарождается космонавтика в том виде, в каком мы ее знаем сегодня.

В СССР в 1933 году основан Реактивный институт (РНИИ) для изучения реактивного движения. А в 1946 году начались работы, связанные с ракетостроением.

Тем не менее, прежде чем человек впервые преодолел притяжение Земли и оказался в космосе, потребовались еще годы и годы. Не стоит забывать и об ошибках, которые стоили жизни испытателям. В первую очередь это погибшие По официальным данным, их насчитывается всего пятеро, включая Юрия Гагарина, который, строго говоря, погиб не в космосе, а уже после возвращения на Землю. Тем не менее космонавт принял смерть также в ходе испытаний, будучи военным летчиком, что позволяет нам внести и его в представленный здесь список.

Комаров

Советские космонавты, погибшие в космосе, внесли ни с чем не сравнимый вклад в развитие своей страны. Таким человеком был и Владимир Михайлович Комаров - летчик-космонавт и инженер-полковник, награжденный званием Героя Советского Союза. Родился в Москве 14 апреля 1927 года. Входил в состав первого в мировой истории экипажа космического корабля и был его командиром. Дважды побывал в космосе.

В 1943 году будущий космонавт окончил семилетку, а затем поступил в спецшколу ВВС, желая освоить Он окончил ее в 1945 году, а затем пошел в курсанты Сасовской школы авиации. И в том же году был зачислен в Борисоглебское высшее военное авиационное училище.

Окончив учебу в 1949 году, Комаров поступил на военную службу в ВВС, став летчиком-истребителем. Его дивизия располагалась в Грозном. Здесь он познакомился с Валентиной, школьной учительницей, которая стала его супругой. Вскоре Владимир Михайлович стал старшим летчиком, а в 1959 году окончил Военно-воздушную академию и получил распределение в НИИ ВВС. Именно здесь он был выбран в первый отряд космонавтов.

Полеты в космос

Чтобы ответить на вопрос, сколько погибло космонавтов, необходимо сначала осветить саму тему полетов.

Так, первый полет Комарова в космос состоялся на космическом корабле «Восход» 12 октября 1964 года. Это была первая в мире многоместная экспедиция: в состав экипажа входили также врач и инженер. Полет длился 24 часа и завершился удачной посадкой.

Второй и последний полет Комарова состоялся в ночь с 23 по 24 апреля 1967 года. Космонавт погиб в момент завершения полета: во время спуска основной парашют не сработал, а стропы запасного скрутились из-за сильного вращения аппарата. Корабль столкнулся с землей и загорелся. Так из-за роковой случайности погиб Владимир Комаров. Он первый погибший космонавт СССР. В его честь был установлен памятник в Нижнем Новгороде и бронзовый бюст в Москве.

Гагарин

Это были все погибшие космонавты до Гагарина, согласно официальным источникам. То есть, по сути, до Гагарина в СССР погиб только один космонавт. Однако Гагарин является самым известным советским космонавтом.

Юрий Алексеевич, советский летчик-космонавт, родился 9 марта 1934 года. Его детство прошло в деревне Кашино. Он пошел в школу в 1941 году, но в деревню вторглись немецкие войска, и учеба была прервана. А в доме семьи Гагариных эсэсовцы устроили мастерскую, выгнав владельцев на улицу. Только 1943 году деревню освободили, и учеба Юрия продолжилась.

Затем Гагарин поступает в 1951 году в Саратовский техникум, где начинает посещать аэроклуб. В 1955-м его призвали в армию и направили в авиационное училище. После окончания он служил в ВВС и к 1959 году налетал примерно 265 часов. Получил звание военного летчика третьего класса и звание старшего лейтенанта.

Первый полет и гибель

Погибшие космонавты - люди, прекрасно осознававшие тот риск, на который идут, но тем не менее это их не останавливало. Так и Гагарин, первый человек, побывавший в космосе, рисковал своей жизнью еще до того, как стал космонавтом.

Однако свой шанс стать первым он не упустил. 12 апреля 1961 года Гагарин совершил полет на ракете «Восток» в космос с аэродрома Байконур. Полет продолжался 108 минут и закончился успешным приземлением недалеко от городка Энгельса (Саратовская область). И именно этот день стал для всей страны Днем космонавтики, который отмечается и сегодня.

Для всего мира первый полет стал невероятным событием, а пилот, совершивший его, быстро сделался знаменитым. Гагарин посетил по приглашениям больше тридцати стран. Следующие после полета годы ознаменовались для космонавта активной общественно-политической деятельностью.

Но вскоре Гагарин вновь вернулся за штурвал самолета. Это решение оказалось для него трагическим. И в 1968 году, он погиб во время учебного полета в кабине МИГ-15 УТИ. Причины катастрофы до сих пор остаются неизвестными.

Тем не менее погибшие космонавты никогда не будут забыты своей страной. В день гибели Гагарина в стране был объявлен траур. А позднее в различных странах установили ряд памятников первому космонавту.

Волков

Будущий космонавт окончил московскую школу № 201 в 1953 году, после чего поступил в МАИ и получил специальность инженера-электромеханика, занимающегося реактивными снарядами. Поступает на работу в КБ Королева и помогает в создании космической техники. Одновременно с этим он начинает посещать курсы летчиков-спортсменов в Коломенском аэроклубе.

В 1966 году Волков стал участником отряда космонавтов, а через три года совершил свой первый полет на корабле «Союз-7» в роли бортинженера. Полет длился 4 суток, 22 часа и 40 минут. В 1971 году произошел второй и последний полет Волкова, в котором он выступал в качестве инженера. Кроме Владислава Николаевича в состав команды входили Пацаев и Добровольский, о которых мы поговорим ниже. При посадке корабля произошла разгерметизация, и все участники полета погибли. Погибшие космонавты СССР были кремированы, а их прах размещен в Кремлевской стене.

Добровольский

О котором мы уже упоминали выше, родился в Одессе в 1928 году, 1 июня. Летчик, космонавт и полковник ВВС, посмертно награжденный званием Героя Советского Союза.

Во время войны оказался на оккупированной румынскими властями территории и был арестован за хранение оружия. За преступление его приговорили к 25 годам заключения, но местным жителям удалось его выкупить. И после окончания ВОВ Георгий Добровольский поступает в одесскую школу ВВС. В тот момент он еще не знал, какая судьба ему уготована. Однако космонавты, погибшие в космосе, как и летчики, заранее готовятся к смерти.

В 1948 году Добровольский стал студентом военного училища в Чугуевске, а уже через два года начал служить в ВВС СССР. Во время службы успел окончить Академию военно-воздушных сил. А в 1963 стал членом отряда космонавтов.

Его первый и последний полет начался 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11» в роли командира. Космонавты побывали на космической станции «Солют-1», где провели несколько научных исследований. Но в момент возвращения на Землю произошла, как уже упоминалось выше, разгерметизация.

Семейное положение и награды

Погибшие космонавты не только герои своей страны, отдавшие за нее жизни, но и чьи-то сыновья, мужья и отцы. После гибели Георгия Добровольского осиротели его две дочери Марина (1960 г. р.) и Наталья (1967 г. р.). Одна осталась и вдова героя, Людмила Стеблева, преподаватель средней школы. И если старшая дочь успела запомнить своего отца, то младшая, который было всего 4 года в момент крушения капсулы, совсем его не знает.

Кроме звания Героя СССР Добровольский был награжден орденом Ленина (посмертно), «Золотой Звездой», медалью «За боевые заслуги». Кроме того, именем космонавта были названы планета № 1789, открытая в 1977 году, лунный кратер и научно-исследовательски корабль.

Также по сей день начиная с 1972 года существует традиция разыгрывать Кубок Добровольского, который присуждается за лучший прыжок на батуте.

Пацаев

Итак, продолжая отвечать на вопрос, сколько космонавтов погибло в космосе, мы переходим к следующему Герою Светского Союза. родился в Актюбинске (Казахстан) в 1933 году, 19 июня. Известен этот человек тем, что стал первым в мире космонавтом, который работал за пределами атмосферы Земли. Погиб вместе с Добровольским и Волковым, упомянутыми выше.

Отец Виктора пал на поле битвы во время ВОВ. И после окончания войны семья была вынуждена переехать в Калининградскую область, где будущий космонавт впервые пошел в школу. Как писала в воспоминаниях его сестра, космос стал интересовать Виктора уже тогда - он раздобыл «Путешествие на Луну» К. Циолковского.

В 1950 году Пацаев поступает в Пензенский индустриальный институт, который оканчивает, и оказывается направлен в Центральную аэрологическую обсерваторию. Здесь он принимает участие в конструировании метеорологических ракет.

А 1958 году Виктор Иванович переводится в КБ Королева, в конструкторский отдел. Именно здесь встретились погибшие советские космонавты (Волков, Добровольский и Пацаев). Однако только через 10 лет будет сформирован отряд космонавтов, в чьих рядах окажется Пацаев. Его подготовка будет длиться три года. К сожалению, первый полет космонавта завершится трагедией и смертью всего экипажа.

Сколько космонавтов погибло в космосе?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Дело в том, что часть информации о космических полетах остается засекреченной по сей день. Существует множество предположений и домыслов, однако конкретных доказательств пока ни у кого нет.

Что же касается официальных данных, то число погибших космонавтов и астронавтов всех стран составляет примерно 170 человек. Наиболее известны из них, конечно, представители Советского Союза и США. Среди последних стоит назвать Френсиса Ричарда, Майкла Смита, Джудит Резник (одна из первых астронавтов-женщин), Рональда Макнейра.

Другие погибшие

Если вас интересуют погибшие то на данный момент их не существует. Ни разу с момента распада СССР и образования России как отдельного государства не было заявлено ни об одном случае крушения космического корабля и смерти его экипажа.

На протяжении всей статьи мы говорили о тех, кто погиб непосредственно в космосе, однако нельзя обойти вниманием тех космонавтов, которым так и не довелось взлететь. Смерть настигла их еще на Земле.

Таким был который входил в группу первых космонавтов и погиб во время тренировок. Во время пребывания в судобарокамере, где космонавт должен был находиться в одиночестве около 10 суток, он совершил ошибку. Открепил датчики, докладывающие о жизнедеятельности, от тела и протер их ватой, смоченной в спирте, а затем выбросил ее. Ватный тампон попал в спираль накаленной электроплитки, что вызвало возгорание. Когда камеру открыли, космонавт был еще жив, но по истечении 8 часов скончался в Боткинской больнице. Погибшие космонавты до Гагарина, таким образом, включают в свой состав еще одного человека.

Тем не менее Бондаренко останется в памяти потомков наравне с другими погибшими космонавтами.

30 июня 1971 года при возвращении на Землю погиб экипаж советского космического корабля «Союз-11»

Черная полоса

Советская пилотируемая космическая программа, начинавшаяся с триумфов, во второй половине 1960-х начала давать сбои. Уязвленные неудачами американцы бросили на соперничество с русскими огромные ресурсы и стали опережать Советский Союз.
В январе 1966 года не стало Сергея Королева, человека, который был главным мотором советской космической программы. В апреле 1967 года во время испытательного полета нового корабля «Союз» погиб космонавт Владимир Комаров. 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета на самолете погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Последний проект Сергея Королева, лунная ракета Н-1, на испытаниях терпела одну неудачу за другой.
Космонавты, задействованные в пилотируемой «лунной программе», писали письма в ЦК КПСС с просьбой разрешить им полет под свою ответственность, невзирая на высокую вероятность катастрофы. Однако политическое руководство страны так рисковать не захотело. Первыми на Луне высадились американцы, а советская «лунная программа» была свернута.
Участники несостоявшегося покорения Луны были переведены на другой проект – полет на первую мире обитаемую орбитальную станцию. Пилотируемая лаборатория на орбите должна была позволить Советскому Союзу хотя бы частично компенсировать поражение на Луне.
Ракета Н-1


Экипажи для «Салюта»

Примерно за четыре месяца, что первая станция могла проработать на орбите, планировалось отправить на нее три экспедиции. В состав экипажа номер один вошли Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников, второй экипаж составили Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин, экипаж номер три - Владимир Шаталов, Владислав Волков, Виктор Пацаев. Был и четвертый, резервный экипаж, в составе Георгия Добровольского, Виталия Севастьянова и Анатолия Воронова.
У командира экипажа номер четыре Георгия Добровольского, казалось, шансов попасть на первую станцию, получившую название «Салют», не было никаких. Но у судьбы на сей счет было иное мнение.
Георгий Шонин грубо нарушил режим, и главный куратор отряда советских космонавтов генерал Николай Каманин отстранил его от дальнейшей подготовки. На место Шонина перевели Владимира Шаталова, его самого сменил Георгий Добровольский, а в четвертый экипаж ввели Алексея Губарева.
19 апреля орбитальную станцию «Салют» вывели на околоземную орбиту. Через пять дней корабль «Союз-10» оправился к станции с экипажем в составе Шаталова, Елисееева и Рукавишникова. Стыковка со станцией, однако, прошла в нештатном режиме. Перейти на «Салют» экипаж не мог, отстыковаться тоже. В крайнем случае можно было отстыковаться, подорвав пиропатроны, но тогда на станцию уже не смог бы попасть ни один экипаж. С большим трудом удалось найти способ увести корабль от станции, сохранив стыковочный узел неизуродованным.
«Союз-10» благополучно вернулся на Землю, после чего инженеры стали спешно дорабатывать стыковочные агрегаты «Союза-11».,
Станция «Салют»


Вынужденная замена

Новую попытку покорить «Салют» должен был предпринять экипаж в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Старт их экспедиции был назначен на 6 июня 1971 года.
На проводах на Байконур тарелка, которую на счастье бросил на землю Леонов, не разбилась. Неловкость замяли, но нехорошие предчувствия остались.
По традиции, на космодром летели два экипажа – основной и дублирующий. Дублерами были Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
Это была формальность, поскольку до того момента замен в последний момент никто не проводил.
Но за три дня до старта у Валерия Кубасова врачи нашли затемнение в легких, которое они посчитали начальной стадией туберкулеза. Вердикт был категоричным – в полет отправиться не может.
Государственная комиссия решала: что делать? Командир основного экипажа Алексей Леонов настаивал – если не может лететь Кубасов, то нужно заменить его на бортинженера дублера Владислава Волкова.
Большинство специалистов, однако, полагало: в таких условиях нужно заменять весь экипаж. Против частичной замены выступил и экипаж дублеров. Генерал Каманин в своих дневниках писал, что обстановка накалилась не на шутку. На традиционный предполетный митинг обычно отправлялись два экипажа. После того, как комиссия утвердила замену, и основным стал экипаж Добровольского, Валерий Кубасов заявил, что на митинг не поедет: « Я же не лечу, что мне там делать?» На митинге Кубасов все же появился, но напряжение витало в воздухе.
«Союз-11» на стартовой площадке

«Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»

Журналист Ярослав Голованов, много писавший на космическую тему, так вспоминал о том, что творилось в эти дни на Байконуре: «Леонов рвал и метал… бедный Валерий (Кубасов) вообще ничего не понимал: он чувствовал себя абсолютно здоровым… Ночью в гостиницу пришел Петя Колодин, хмельной и вовсе поникший. Он сказал мне: «Слава, пойми, я уже никогда не полечу в космос...». Колодин, кстати, не ошибся – в космос он так и не отправился.
6 июня 1971 года «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно стартовал с Байконура. Корабль состыковался с «Салютом», космонавты перешли на борт станции, и экспедиция началась.
Сообщения в советской прессе были бравурными – все идет в соответствии с программой, экипаж чувствует себя хорошо. На деле все обстояло не так гладко. Уже после посадки, при изучении рабочих дневников экипажа нашли запись Добровольского: «Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»
Бортинженер Владислав Волков, имевший за плечами опыт космического полета, часто пытался брать инициативу на себя, что не слишком нравилось специалистам на Земле, да и коллегам по экипажу.
На 11-й день работы экспедиции на борту возник пожар, и стоял вопрос об экстренном покидании станции, но экипажу все-таки удалось справиться с ситуацией.
Генерал Каманин записал в своем дневнике: «В восемь утра Добровольский и Пацаев еще спали, на связь вышел Волков, который вчера, по докладу Быковского, нервничал больше всех и слишком много «якал» («Я решил...», «Я сделал...» и тому подобное). От имени Мишина ему было передано указание: «Все решает командир экипажа, выполняйте его распоряжения», на что Волков ответил: «Мы все решаем экипажем. Мы сами разберемся, как нам быть».
Советские космонавты (слева направо) Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев на космодроме Байконур.

«Связь заканчивается. Счастливо!»

Несмотря на все трудности, на сложную обстановку, экипаж «Союза-11» полностью выполнил программу полета. 29 июня космонавты должны были расстыковаться с «Салютом» и вернуться на Землю.
После возвращения «Союза-11» на станцию должна была отправиться следующая экспедиция, чтобы закрепить достигнутые успехи и продолжить эксперименты.
Но перед расстыковкой с «Салютом» возникла новая проблема. Экипажу надо было закрыть переходный люк в спускаемом аппарате. Но транспарант «Люк открыт» на панели пульта управления продолжал светиться. Несколько попыток открыть и закрыть люк ничего не дали. Космонавты находились в сильном напряжении. Земля посоветовала подложить кусочек изоляции под концевой выключатель датчика. Так неоднократно поступали во время испытаний. Люк вновь закрыли. К радости экипажа, транспарант погас. Сбросили давление в бытовом отсеке. По показаниям приборов убедились, что воздух из спускаемого аппарата не выходит и его герметичность в норме. После этого «Союз-11» успешно отстыковался от станции.
В 0:16 30 июня на связь с экипажем вышел генерал Каманин, сообщив условия посадки, и закончив фразой: «До скорой встречи на Земле!»
«Вас понял, условия посадки отличные. На борту все в порядке, самочувствие экипажа отличное. Благодарим за заботу и добрые пожелания», - ответил с орбиты Георгий Добровольский.
Вот запись последних переговоров Земли с экипажем «Союза-11»:
«Заря» (Центр управления полетами): Как идет ориентация?
«Янтарь-2» (Владислав Волков): Мы увидели Землю, увидели!
«Заря»: Хорошо, не торопись.
«Янтарь-2»: «Заря», я «Янтарь-2». Начали ориентацию. Справа висит дождь.
«Янтарь-2»: Здорово летит, красиво!
«Янтарь-3» (Виктор Пацаев): «Заря», я - третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
«Заря»: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию - ноль - сто восемьдесят градусов.
«Янтарь-2»: Ноль - сто восемьдесят градусов.
«Заря»: Правильно поняли.
«Янтарь-2»: Горит транспарант «Спуск».
«Заря»: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»


«Исход полета самый тяжелый»

В 1:35 по московскому времени после ориентации «Союза» была включена тормозная двигательная установка. Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты.
Во время прохождения плотных слоев атмосферы связи с экипажем нет, она должна появиться вновь после раскрытия парашюта спускаемого аппарата, за счет антенны на стропе парашюта.
В 2:05 с командного пункта ВВС поступил доклад: «Экипажи самолета Ил-14 и вертолета Ми-8 видят корабль «Союз-11», спускающийся на парашюте». В 2:17 спускаемый аппарат приземлился. Практически одновременно с ним сели четыре вертолета группы поиска.
Врач Анатолий Лебедев, входивший в поисковую группу, вспоминал, что его смутило молчание экипажа в радиоэфире. Вертолетчики вели активный радиообмен в тот момент, пока спускаемый аппарат садился, а космонавты не выходили в эфир. Но это списали на отказ антенны.
«Мы сели вслед за кораблем, метрах в пятидесяти - ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда - голоса экипажа. А тут - хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и… тишина из корабля», - вспоминал медик.
Когда экипаж достали из спускаемого аппарата, врачи не могли понять, что произошло. Казалось, что космонавты просто потеряли сознание. Но при беглом осмотре стало ясно, что все гораздо серьезнее. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.
Шли минуты, командир группы поиска генерал Горегляд требовал от врачей ответа, но те продолжали попытки вернуть экипаж к жизни. Наконец, Лебедев ответил: «Передайте, что экипаж приземлился без признаков жизни». Эта формулировка вошла во все официальные документы.
Врачи продолжали реанимационные мероприятия до появления абсолютных признаков смерти. Но их отчаянные усилия ничего не могли изменить.
В Центр управления полетами сначала доложили, что «исход космического полета самый тяжелый». А затем, отказавшись уже от какой-то конспирации, сообщили: «Весь экипаж погиб».

Разгерметизация

Это было страшное потрясение для всей страны. На прощании в Москве товарищи погибших по отряду космонавтов плакали и говорили: «Теперь мы уже хороним целыми экипажами!» Казалось, что советская космическая программа окончательно провалилась.
Специалистам, однако, даже в такой момент нужно было работать. Что произошло в те минуты, когда с космонавтами не было связи? Что погубило экипаж «Союза-11»?
Слово «разгерметизация» прозвучало практически сразу. Вспомнили о нештатной ситуации с люком и провели проверку на герметичность. Но ее результаты показали – люк надежен, он тут ни при чем.
Но дело действительно было в разгерметизации. Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир», своеобразного «черного ящика» космического аппарата показал: с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 миллиметров ртутного столба.
Эти показатели указывали на разрушение одного из вентиляционных клапанов, который предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, но это произошло на высоте 150 км, в вакууме.
Судебно-медицинская экспертиза показала у членов экипажа следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждения барабанных перепонок и выделение азота из крови.
Из доклада медицинской службы: «Через 50 секунд после разделения у Пацаева частота дыхания 42 в минуту, что характерно для острого кислородного голодания. У Добровольского пульс быстро падает, дыхание к этому времени прекращается. Это начальный период смерти. На 110-й секунде после разделения у всех троих не фиксируется ни пульс, ни дыхание. Считаем, что смерть наступила через 120 секунд после разделения».


Экипаж боролся до конца, но шансов на спасение не имел

Дыра в клапане, через которую выходил воздух, была не более 20 мм, и, как заявили некоторые инженеры, ее можно было «просто заткнуть пальцем». Однако практически этот совет был невыполним. Сразу после разгерметизации в кабине образовался туман, звучал страшный свист выходящего воздуха. Всего через несколько секунд у космонавтов из-за острой декомпрессионной болезни начались страшные боли по всему телу, а затем они оказались в полной тишине из-за лопнувших барабанных перепонок.
Но Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев боролись до конца. В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приемники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстегнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. По этим признакам была восстановлена примерная картина последних секунд жизни космонавтов. Чтобы определить место, где произошла разгерметизация, Пацаев и Волков отстегнули ремни и отключили радиоаппарату. Добровольский, возможно, успел проверить люк, с которым были проблемы при расстыковке. Судя по всему, экипаж успел понять, что проблема в вентиляционном клапане. Заткнуть дыру пальцем возможности не было, но была возможность перекрыть аварийный клапан ручным приводом, при помощи вентиля. Эта система была сделана на случай посадки на воду, для предотвращения затопления спускаемого аппарата.
На Земле Алексей Леонов и Николай Рукавишников участвовали в эксперименте, пытаясь установить, сколько времени требуется на то, чтобы закрыть вентиль. Космонавтам, знавшим, откуда придет беда, готовым к этому и не находящимся в условиях реальной опасности, требовалось значительно больше времени, чем было у экипажа «Союза-11». Медики считают, что сознание в таких условиях стало гаснуть примерно через 20 секунд. Тем не менее, спасительный вентиль был частично закрыт. Кто-то из экипажа начал вращать его, но потерял сознание.


После «Союза-11» космонавтов вновь одели в скафандры

Причиной нештатного открывания клапана сочли брак при изготовлении данной системы. К делу подключилось даже КГБ, усмотрев возможную диверсию. Но никаких диверсантов не нашли, и к тому же на Земле не удалось опытным путем повторить ситуацию нештатного открывания клапана. В итоге эту версию оставили окончательной ввиду отсутствия более достоверной.
Космонавтов могли спасти скафандры, но по личному указанию Сергея Королева их использование было прекращено, начиная с «Восхода-1», когда это было сделано для экономии места в кабине. После катастрофы «Союза-11» между военными и инженерами развернулась полемика – первые настаивали на возвращении скафандров, а вторые утверждали, что данное ЧП является исключительным случаем, в то время как введение скафандров резко сократит возможности для доставки полезного груза и увеличения числа членов экипажа.
Победа в дискуссии осталась за военными, и, начиная с полета «Союза-12», отечественные космонавты летают только в скафандрах.
Прах Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева захоронили в Кремлевской стене. Программа пилотируемых полетов на станцию «Салют-1» была свернута.
Следующий пилотируемый полет в СССР состоялся более чем через два года. Василий Лазарев и Олег Макаров на «Союзе-12» испытывали новые скафандры.
Неудачи конца 1960-х – начала 1970-х для советской космической программы все-таки не стали фатальными. К 1980-м годам программа исследования космоса при помощи орбитальных станций снова вывела Советский Союз в мировые лидеры. Во время полетов случались нештатные ситуации и серьезные аварии, но люди и техника оказывались на высоте. С 30 июня 1971 года катастроф с человеческими жертвами в отечественной космонавтике не было.
P.S. Диагноз «туберкулез», поставленный космонавту Валерию Кубасову, оказался ошибочным. Затемнение в легких было реакцией на цветение растений, и вскоре исчезло. Кубасов вместе с Алексеем Леоновым участвовал в совместном полете с американскими астронавтами по программе «Союз-Аполлон», а также в полете с первым венгерским космонавтом Берталаном Фаркашем.

История покорения космоса имеет и трагическую сторону. В общей сложности во время неудачных космических полетов и подготовки к ним погибло около 350 человек. Помимо космонавтов в это число также входят местные жители и персонал космодромов, которые погибли в результате падения обломков и взрывов. В данной статье мы рассмотрим пять катастроф, где жертвами стали непосредственно пилоты космических кораблей. Самое печальное, что большинство аварий можно было избежать, но судьба распорядилась иначе.

Аполлон-1

Число погибших: 3

Официальная причина: искра из-за короткого замыкания в плохо изолированной проводке

Первая в мире космическая катастрофа со смертельным исходом произошла 27 января 1967 года с американскими космонавтами во время тренировки в командном модуле корабля миссии «Аполлон-1» .

В 1966 году в полном разгаре шла лунная гонка между двумя сверхдержавами. Благодаря спутникам-шпионам, США знала о строительстве в СССР космических кораблей, которые, возможно, доставят советских космонавтов на Луну. Разработка кораблей «Аполлон»,в связи с этим, проводилась в большой спешке. Из-за этого, естественно, страдало и качество технологий. Запуск двух беспилотных версий AS-201 и AS-202 успешно произошел в 1966, а на февраль 1967 был намечен первый пилотируемый полет на Луну. Для тренировок экипажа на мыс Канавералл был доставлен командный модуль корабля «Аполлон». Проблемы начались с самого начала. Модуль был серьезно недоработан, и инженерные корректировки десятками вносились прямо на месте.

27 января должна была произойти запланированная имитационная тренировка в модуле для проверки работоспособности всех бортовых приборов корабля. В кабину вместо воздуха был заправлен кислород с азотом в соотношении 60% на 40%. Тренировка началась в час дня. Проходила она при постоянных неисправностях - были проблемы со связью, и космонавты постоянно чувствовали запах гари, как вследствие выяснилось - из-за короткого замыкания в проводке. В 18:31 по внутренней связи раздался крик одного из космонавтов: «Пожар в кабине! Я горю!». Через пятнадцать секунд, не выдержав давления, модуль лопнул. Прибежавшие сотрудники космодрома не смогли ничем помочь - космонавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли на месте от многочисленных ожогов.

Союз-1

Число погибших: 1

Официальная причина: отказ тормозной парашютной системы/недоработки при производстве космического корабля

23 апреля 1967 года было намечено грандиозное событие - первый в истории запуск советского космического корабля серии «Союз» . По плану первым запускался «Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым . Затем планировалось запустить корабль «Союз-2» с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. В открытом космосе корабли должны были состыковаться, а Елисеев и Хрунов перейти в «Союз-1». На словах все звучало масштабно, но с самого начала что-то пошло не так.

Сразу после пуска «Союза-1» не открылась одна солнечная батарея, нестабильно работала система ионной ориентации, и отказал солнечно-звездный датчик ориентации. Миссию пришлось прекратить в срочном порядке. Полет «Союза-2» отменили, а Владимиру Комарову было приказано вернуться на Землю. Здесь тоже возникли серьезные проблемы. Из-за отказа систем и смещения центра масс было невозможно сориентировать корабль на торможение. Благодаря своему профессионализму, Комаров практически вручную сориентировал корабль и удачно вошел в атмосферу.

После того как корабль сошел с орбиты, был подан тормозной импульс и произведено аварийное отсоединение отсеков. Однако на последней стадии приземления спускаемого аппарата не раскрылись основной и запасной тормозной парашюты. На скорости около 150 км/ч спускаемый аппарат врезался о поверхность Земли в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении. Владимир Комаров погиб. Причину отказа тормозной парашютной системы установить не удалось.

Союз-11

Число погибших: 3

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана и дальнейшая разгерметизация кабины

1971 год. СССР проиграл лунную гонку, но в ответ создал орбитальные станции, на которых в перспективе можно было оставаться месяцами и заниматься исследованиями. Успешно прошла первая в мире экспедиция на орбитальную станцию. Экипаж в составе Георгия Добровольского , Владислава Волкова и Виктора Пацаева пробыли на станции 23 дня, однако, после серьезно пожара на ОС космонавтам было приказано вернуться на Землю.

На высоте 150 км. произошло рассоединение отсеков. В тоже время непроизвольно открылся вентиляционный клапан, который должен был открываться на высоте 2 км. Кабина стала заполняться туманом, который конденсировался вследствие падения давления. Спустя 30 секунд космонавты потеряли сознание. Еще через 2 мин давление упало до 50 мм. рт. ст. Так как на космонавтах не было скафандров, они погибли от удушья.

Несмотря на тот факт, что экипаж не отвечал на вопросы ЦУПа, вхождение в атмосферу, торможение и посадка прошли успешно. После этого трагичного инцидента пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами.

Шаттл Челленджер

Число погибших: 7

Официальная причина: утечка газа в элементах твердотопливного ускорителя

Середина 1980-х годов была настоящим триумфом для американской программы «Спейс-Шаттл» . Успешные миссии проходили одна за другой в необычайно короткие интервалы, которые иногда составляли не более 17 дней. Миссия «Челленджера» STS-51-L была знаменательна по двум причинам. Во-первых, она побила предыдущий рекорд, так как интервал между миссиями составил всего 16 дней. Во-вторых, в составе экипажа «Челленджера» была школьная учительница, задача которой было провести урок с орбиты. Данная программа должна была вызвать интерес к космическим полетам, который в последние годы немного поутих.

28 января 1986 года космический центр имени Кеннеди был переполнен тысячами зрителей и журналистов. За прямой трансляцией наблюдало около 20% населения страны. Шаттл взмыл в воздух под крики восхищенной публики. В начале все шло хорошо, однако затем стали заметны клубы черного дыма, выходящие из правого твердотопливного ускорителя, а затем появился факел огня, исходящий из него.

Спустя несколько секунд пламя стало значительно больше из-за сгорания утекшего жидкого водорода. Примерно через 70 секунд началось разрушение внешнего топливного бака, затем последовал резкий взрыв и отсоединение кабины орбитера. Во время падения кабины астронавты оставались живы и находились в сознании, ими даже были приняты попытки по восстановлению подачи энергии. Но ничего не помогло. В результате удара кабины орбитера об воду, на скорости 330 км/ч, все члены экипажа погибли на месте.

После взрыва шаттла многочисленные камеры продолжали снимать происходящее. В объективы попали лица шокированных людей, среди которых были и родственники всех семи погибших астронавтов. Так был снят один из самых трагических репортажей за всю историю телевидения. После катастрофы был введен запрет на эксплуатацию шаттлов сроком на 32 месяца. Также была доработана система твердотопливных ускорителей, а на всех шаттлах стали устанавливать парашютную систему спасения.

Шаттл Колумбия

Число погибших: 7

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата

1 февраля шаттл «Колумбия» успешно возвращался на Землю после удачной космической миссии. В начале вхождение в атмосферу шло в штатном порядке, но позже тепловой датчик на левом крыле передал в ЦУП аномальное значение. От внешней обшивки откололся кусок теплоизоляции, в результате чего вышла из строя система термозащиты. После этого зашкалили за минимум четыре датчика гидравлической системы корабля, а буквально через 5 минут связь с челноком оборвалась. Пока персонал ЦУПа пытался связаться с «Колумбией» и выяснить, что произошло с датчиками, один из сотрудников увидел в прямом эфире уже разваливающийся на куски шаттл. Весь экипаж из 7-ми человек погиб.

Эта трагедия нанесла серьёзный удар по престижу американской космонавтики. На полет шаттлов вновь был наложен запрет на 29 месяцев. В дальнейшем они выполняли только критически важные задания по ремонту и обслуживанию МКС. Фактически, это был конец существования программы «Спейс-шаттл». Американцы вынуждены были обратиться, с просьбой к России о транспортировке космонавтов на МКС на российских кораблях «Союз».