Тип урока : Урок формирования умений

Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

Ход урока:

Организационный момент: Приветствие.

Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

Актуализация: Давайте вспомним

Показывается природная зона, а ученики ее называют.

1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

6. Приведите ПК различного масштаба?

7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

Ход работы.

Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.

Закрепление и подведение итогов:

1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?

2. Между растительностью и почвой? Пример

3. Между растительностью и животным миром? Пример

4. Между климатом и растительностью? Пример

5. Между климатом и животным миром? Пример

Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?

В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.

Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.

  1. 1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
  2. 2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
  3. 3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
  4. 4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
  5. 5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.

Итог урока : Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.

Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?

Выставление оценок

Дидактический материал для урока

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы:

Ход работы.

Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

1. Как различия в климате влияют на растительность лесных зон?

В зоне тайги, где климат более холодный, особенно в Сибири, растительный мир менее разнообразен, чем на европейской части тайги. К югу, в зоне смешанных и широколиственных лесов, где климат умеренный, более теплый, видовой состав растений очень разнообразен. А в более влажных тропических и экваториальных лесах еще более богатый растительный мир.

2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако лесные почвы беднее чернозёмов. Почему?

На формирование почв влияет несколько факторов. Наиболее сильно – климатические особенности и растительный мир. В лесах богатый растительный мир, но и количество осадков также значительное. Растворяемые частички вымываются водой и уносятся в более низкие горизонты почвы. В результате этого в лесах сформировались подзолистые и серые лесные почвы. В степях растительность представлена травами, но количество осадков небольшое, значит растворенные вещества остаются в верхних слоях почвы. В этой природной зоне сформировались черноземы – самые богатые почвы мира.

3. На примере одной из лесных зон Евразии покажите связь между компонентами природы.

Природная зона – хвойные леса (тайга). Благодаря мощному лесному покрову тайга стала убежищем для многих животных, и считается одной из наиболее богатых биоразнообразием зон.

Зона тундры – бедная растительность, суровые природные условия. Низкий уровень биоразнообразия, однако животные, приспособившиеся к жизни в столь суровых условиях, научились выживать и давать потомство.

В природной зоне степей сформировался умеренный тип климата. Высокие температуры воздуха, незначительное количество осадков способствовали к формированию преимущественно травяной растительности. Из-за небольшого промывного режима образовались черноземные почвы. Животные степей приспосабливаются к жизни в таких условиях. Это в основном будут грызуны. Видов этих животных немного, но количество их значительное. Также здесь будут обитать копытные, которые могут преодолевать значительные расстояния. На них охотятся хищники, такие как лисицы, волки. Большое количество птиц, которые питаются семенами растений или охотятся на грызунов.

4. Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

Из-за муссонной циркуляции воздушных масс.

5. В какой природной зоне материка расположена ваша школа?

Зоне смешанных лесов.

6. Назовите характерные растения и животных этой зоны.

Сосны, дуб, вяз, липа, клен, березы, осины, тополя. Волки, зайцы, косули, ежи.

«Россия страна» - Первичный сектор: добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыболовство… Основатели отечественной экономической географии. Почти 70% экспорта России составляет сырье. Метеорология. Политическая география. Обязательные практические работы: Ухудшение ЭГП с распадом СССР: Экономическое влияние. 1.США 2. Япония 3.ФРГ 4. Франция 5.Великобритания 6.Италия 7.Австралия 8.Россия.

«Хозяйство России» - До сих пор в нашей стране не найдена национальная модель устройства сельскохозяйственного сектора…. Автомобильная промышленность. Введение. Как же и почему сложилась такая ситуация??? В последние десятилетия XX в и в начале Россия переживала трудные времена, прежде всего в экономике. Многие люди жили в крайней бедности, масса предприятий простаивала или работала с малой загрузкой мощностей.

«Экономические районы России» - Национальный состав: в основном, русские (православные христиане). Почвы подзолистые и торфяно-болотные. Омывается водами Сев Лед океана. Леса занимают 3/4 территории. Животноводство (молочно-мясное) преобладает над растениеводством; оленеводство, свиноводство, птицеводство. Коэффициент урбанизации – 83%.

«Зоны в России» - Пустыни и полупустыни. Лето жаркое, зима прохладная. Арктики. Субтропики. Природные зоны. Зона смешанных и. Содержание. Арктические пустыни. География России. 8 класс. Лесостепей и степей. Расположение. К содержанию. История открытия. Особенности. Широколиственных лесов. Самые засушливые области (испаряемость в 12 раз превышает количество осадков.

«Природно-хозяйственные зоны» - В направлении с севера на юг сменяются. Природно-хозяйственные зоны России. Что такое Природно-хозяйственная зона? Л.С. Берг – ученый необычайной широты взглядов,географ и биолог. Природно-хозяйственные зоны России делятся на. Что называется зональностью? В.В. Докучаев – великий русский географ. Понятно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно.

На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.

Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не. Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.

Третий, самый существенный фактор - это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля - это тоже один большой. Неговоря уже о том, как конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

Взаимодействие компонентов природного комплекса

Помимо человеческого влияния, внутри них происходят постоянные процессы, которые в динамике изменяют и преобразуют природные комплексы. Эти процессы связаны с теми взаимосвязанными компонентами, которые присущи любому природному комплексу. Это рельеф, воды, почвы, климат, растительность и животный мир. Любое изменение во времени любого из этих компонентов неминуемо приводит к изменению всех остальных.

Живой пример - эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.

Другой пример, который у всех на слуху - разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

Ответ оставил: Гость

1. тихий океан - самый большой и самый древний из всех океанов. его площадь составляет 178,6 млн. |см2. он может свободно вместить все материки и острова вместе взятые, поэтому его иногда называют великим. он расположен между материками евразией и австралией на западе, северной и южной америкой на востоке, антарктикой на юге. 2.изучение и освоение тихого океана начались задолго до появления письменной человечества. для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. экспедиция 1947 года на плоту из брёвен «кон-тики» под руководством норвежца тура хейердала доказала возможность пересечения тихого океана в западном направлении из центральной части южной америки к островам полинезии. китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в индийский океан. 3.обширные пространства тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных. над его просторами формируется несколько областей высокого и низкого давления, образуются ветры, на северо-западе океана дуют муссоны. нередко проносят тайфуны. от климата во многом зависят свойства водных масс. температура поверхностных вод измеряется от -1 с (на севере) до +29 с (у экватора) . осадки над океаном над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах. теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. вдоль восточных берегов австралии протянулся большой риф. это самый крупный «хребет» , созданный организмами. 4.хозяйственная деятельность человека к сильному загрязнению некоторых акваторий тихого океана. особенно это проявилось у берегов японии и северной америки. истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.

Ответ оставил: Гость

Африка: координаты крайних точек это второй по величине континент на нашей планете. он занимает площадь в 30 миллионов квадратных километров. с евразией африка соединена узким суэцким перешейком. 8 тысяч километров - именно на такое расстояние вытянулся с севера на юг материк африка. координаты крайних точек континента следующие: северная - мыс рас-энгела (37,21 градуса северной широты). южная - мыс игольный (34,51 градуса южной широты). 7,5 тысячи километров - расстояние между западной и восточной окраинами такого материка, как африка. координаты крайних точек континента следующие: западная - мыс альмади (17,33 градуса западной долготы). восточная - мыс рас-гафун (51,16 градуса восточной долготы). протяженность береговой линии материка составляет 26 тысяч километров. это мало для континента такого размера. причина заключается в том, что береговая линия африки расчленена слабо. следует также отметить, что крайние точки африки имеют и другие названия. так, мыс игольный иногда именуют мысом агульяс. а мыс рас-энгела иногда называют мысом бланко. поэтому в научной можно встретить и эти топонимы. положение африки уникальное. дело в том, что экватор пересекает этот материк практически посередине. данный факт приводит к двум важным последствиям

Итоговая практическая работа

Итоговая практическая работа

1. Тема: Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.

2. Образовательные задачи:

1. Углубление и расширение знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере влажных экваториальных лесов и саван Южной Америки.

2. Формирование умений комплексного использования различных карт атласа.

3. Сделать вывод не только о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но также и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.

Провести сравнение природных комплексов двух различных природных зон Южной Америки (влажных экваториальных лесов и саван) и сделать вывод о зависимости между компонентами внутри комплекса и географического положения на которой расположена данная природная зона. Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы.

4. Источники знаний, на основе которых выполняется работа:

Учащиеся анализируют карты атласа: физическая карта Южной Америки, климатическая, природные зоны, почвенная карта и текст учебника « География материков и океанов»- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв № 40 – 44.

5. Способы познавательной деятельности учащихся:

Предлагаю выполнить данную работу на основе анализа карт атласа и текста учебника в форме сравнения двух природных комплексов Южной Америки. Результаты работы и полученные выводы учащиеся оформляют в виде таблицы. Анализ таблицы даёт возможность показать учащимся различие между природными компонентами и природными условиями (рельеф, климат), оказывающим влияние на качественное содержание компонентов в зависимости от географического положения той территории, на которой формировался рассматриваемый комплекс.

6. Задание учащимся:

1. Ознакомить с приложением учебника « География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев на стр. 313 « Как правильно сравнивать»

2. Сравнить природные зоны Южной Америки: влажные экваториальные леса и саванны по следующему плану:

а. Географическое положение.

б. Природные условия: а) рельеф б) климат.

в. Природные компоненты: а) почва б) внутренние воды в) растительность животный мир.

г. Сделать вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и об их зависимости от географического положения.

7. Планируемый результат выполнения работы учащимися.

Природные условия и природные компоненты комплекса

Влажные экваториальные леса

Саванны

1. Географическое положение

Расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса.

Занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий.

2. Природные условия

А) рельеф

Амазонская низменность

Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье.

Б) климат

Экваториальный, жарко и влажно круглый год.

Субэкваториальный, четко выражены сухой и влажный (декабрь- май) периоды, частично в тропическом.

3. Природные компоненты

А) почва

Красно- желтые ферраллитные

Красные ферраллитные

Б) внутренние воды

Река Амазонка и её притоки

Реки Ориноко, Парана, вдп. Анхель, вдп. Игуасу.

В) растительность

Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы,гевея

Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебрачо.

Г) животный мир

Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи

Олень, свиньи- пикари, броненосец, крокодилы, ягуар, пума, страус- нанду

Вывод – Зона влажных экваториальных лесов занимает большую территорию в Южной Америке в следствие наличия обширных низменных равнин. Из–за влажного климата и богатым соединением железа почвы приобретают красноватый оттенок. Отсюда и название почвы – красные ферраллитные. Поступающие в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней, а также обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Рельеф равнинный и поскольку в этой природной зоне очень влажно, неудивительно, что здесь протекает самая полноводная река в мире – Амазонка. Характерные черты влажных экваториальных лесов Южной Америки (в сельвасе): они вечнозеленые, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветение и плодоношение круглогодичное. Местами лесные чащи непроходимы и солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому многие животные живут на деревьях или ночуют на деревьях.

Саванны в Южной Америки занимают меньшую площадь. Из–за двух сезонов сухого и влажного климата почвы также легко промываемые, но здесь растительный покров состоит из различных и бобовых растений. В сухой период из–за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад разлагается не полностью и поэтому накапливается перегной. В период обильных дождей природа оживает. Животные, как и растения приспосабливаются к сухому и влажному периоду. Реки также имеют сезонный характер режима, или полноводны и затапливают окружающие плоские пространства, или в сухой период сильно милеют. Реки стекают с плоскогорий (Гвианского, Бразильского) и поэтому здесь много порогов и водопадов – Игуасу, Анхель. Таким образом это очень разные, уникальные природные зоны расположенные в Южной Америке.


География России.

Программные практические работы, обязательные для выполнения

ПРИРОДА

Главные

особен­ности

природы

Рельеф, геологическое

строение и минераль­ные ресурсы

1. Определение поясного вре­мени по карте часовых поясов.(Решение задач в тетради.)

Всем

2. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависи­мости рельефа от строения земной коры на примере от­дельных территорий; объясне­ние выявленных закономер­ностей. (Заполнение к/к.)

Всем

3. Определение и объяснение закономерностей размещения магматических осадочных полезных ископаемых по тектонической карте. (Работа с к/к. сопоставительная таблица в тетради.)

Всем

Климат и агроклиматические ресурсы

4. Определение по картам закономерностей распределе­ния суммарной и поглощен­ ной радиации и их объясне­ние. (Заполнение таблицы в тетради.)

Всем

5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды. (Сравнительная таблица в тетради.)

Всем

6. Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков. (Работа с к/к и выводы в тетради.)

Всем

7. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. (Решение задач в тетради.)

Всем

Внутренние воды и водные ресурсы

8. Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования. (Заполнение таблиц в тетради.)

Всем

Почвенно-раститель-

ный покров,

животный

мир, почвенные и

биологиче­ские ресурсы

9. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Всем

Природ­ные

компле­ксы

Природ­ные зоны

10. Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон. (В тетради схема, таблица.)

Всем

Человек и

природа

Природ­ные районы

11. Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов. (Заполнение к/к, выводы на отдельном листочке.)

Всем

12. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования). (Заполнение таблицы в тетради, составление схемы.)

Всем

Практическая работа № 1

Определение поясного времени по карте часовых поясов

Цели работы: в ходе выполнения практической работы, исполь­зуя текст учебника «Часовые пояса» Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

    Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

I. Теоретическая часть ( время выполнения 15 мин).

Изучив текст § 3 и рис. 5 на с. 24:

    1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вок­руг своей оси за I ч, за 4 мин.

      Какое время называется местным?

      Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

      Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

      Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

      В каком часовом поясе находится Ставрополь?

      Что называется поясным временем?

      Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

      Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой­дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

      Какое время называют декретным, летним, московским?

Обсуждение вопросов (10 мин).

II . Практическая часть работы: решение задач на определе­ние поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).

Пример : определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Краткая запись условия : Москва - 10 ч.

Якутск - ?

Последовательность выполнения задания:

определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - в 8-м;

определить разницу между часовыми поясами:

8-2 = 6;

определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

10 + 6 = 16.

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

    Определить поясное время в Москве, если в Петропавлов­ске-Камчатском 8 ч вечера.

    Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибир­ске 13 ч.

    В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Дополнительные задания

    На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в 1-й?

    Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно пе­реводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?

    Чем отличается поясное время от декретного?

Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

4. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставропо­ле 31 декабря, если оно было послано из Владивостока 1 января?

Практическая работа № 2

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

Цели работы:

1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строе­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указан­ных в таблице форм рельефа.)

Формы рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Восточно-Европей­ская равнина

Среднерусская возвышенность

Горы Хибины

Западно-Сибирская низменность

Алданское нагорье

Кавказ

Уральские горы

Алтай

Саяны

Верхоянский хребет

Хребет Черского

Сихотэ-Алинь

Срединный хребет

Практическая работа № 3

Определение и объяснение закономерностей размещения

магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте

Цели работы:

1. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

    По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

    Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

    Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

    Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

    Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной зависимости

Древние платформы:

осадочный чехол; выступы кристал­лического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь...)

Магматические (...)

Молодые платформы (плиты)

Складчатые области

Практическая работа № 4

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение

Общее количество солнечной энергии, дости­гающее поверхности Земли, называется суммар­ной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагрева­ет земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.

Цели работы:

1. Определить закономерности распределения сум­марной и поглощенной радиации, объяснить выявленные законо­мерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

Последовательность выполнения работы

    Рассмотрите рис. 40 на с. 71 учебника. Как показаны вели­чины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?

    Каким способом показан радиационный баланс? В каких еди­ницах он измеряется?

    Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты ра­боты оформите в виде таблицы.

Пункты

Суммарная радиация,

ккал/см 2

Радиационный баланс,

ккал/см 2

Мурманск

С.-Петербург

Якутск

Екатеринбург

Ставрополь

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

Практическая работа № 5

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды

Сложные явления, происходящие в тропосфере, от­ражаются на специальных картах - синоптических, которые показывают состояние погоды на определен­ный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Си­ноптическая карта создавалась постепенно. А. Гум­больдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и состав­лял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

    Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (карточка).

    Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Омск

Чита

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

Практическая работа № 6

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

    Рассмотрите рис. 48 на с. 81 учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рис. 49 на с. 82 учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рис. 50 на с. 84 учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа № 7

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов

Цели работы:

1. Сформировать знание о коэффициенте увлаж­нения как об одном из важнейших климатических показателей.

2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

Последовательность выполнения работы

    Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запиши­те определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

    Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите ко­эффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Но­рильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якут­ска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (мож­но дать задания для двух вариантов).

    Выполните расчеты и распределите города по группам в за­висимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы офор­мите в виде схемы:

    Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в форми­ровании природных процессов.

    Можно ли утверждать, что восточная часть территории Став­ропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

Практическая работа № 8

Определение по картам и статистическим материалам особенностей литания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования

Реки - «продукт климата».

А. И. Воейков

Питание и режим реки обусловлены клима­том, падение реки определяется рельефом территории, по которой протекает река.

Цели работы:

1. Определить особенности питания, режима, го­дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйствен­ного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источ­ники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

I. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учеб­ника, рис. 65 на с. 99, рис. 68 на с. 100, табл. «Крупные реки России» на с.298, составьте характеристику реки Лены по предло­женному плану.

4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки

5. Годовой сток

6. Длина реки

7. Падение реки

8. Уклон реки

9. Возможность ее хозяйственного использования

Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отме­чены исток и устье; 3) показано, к бассейну какого океана при­надлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенно­сти водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны паде­ние, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее хозяйствен­ного использования. Знаки легенды карты придумать самостоя­тельно.

Практическая работа № 9

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

    На основе анализа текста учебника, с. 120-124, почвенной кар­ты и почвенных профилей (учебник, с. 122-123) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

    Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Плодо­родие

Тундро­вые

Подзо­листые

Дерново- подзо- л истые

Серые лесные

Черно земы

Бурые полу­пустынь

Серо- бурые пустынь

Практическая работа № 10

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон

Цели работы:

1. Выявить зависимость между природными ком­понентами и природными ресурсами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источни­ками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники инфор­мации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

    Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.

На схеме стрелками укажите выявленные взаимосвязи.

Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.

Практическая работа № 11

Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения мате­риальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от дру­гого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы:

1. Используя различные источники географичес­кой информации, выявить природные ресурсы и условия их освое­ния на примере Кавказа.

Последовательность выполнения работы

    На основе анализа физической карты атласа, а также тема­тических карт атласа на с. 16-27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.

    На контурной карте укажите границы района, обозначьте ус­ловными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты долж­ны соответствовать знакам легенды атласа.

    На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сде­лайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, кли­мата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

Практическая работа № 12

Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)

Восхождение человечества к вершинам прогресса тесней­шим образом связано с использованием им разнообразных даров природы - природных (или естественных) ресурсов.

Цели работы:

1. Составить по картам и статистическим матери­алам характеристику водных ресурсов.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источни­ки географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, со­ставьте характеристику водных ресурсов по предложенному плану.

    Результаты оформите в виде таблицы.

НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО

1. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. (Работа с к/к и письменный вывод.)

Всем

2. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения. (Заполнение таблицы.)

Всем

№ 3. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. (Таблица и выводы в тетради.)

Всем

Хозяйство

География

отраслей

и межотраслевых

комплексов

4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. (Таблица в тетради.)

Всем

№ 5. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. (Заполнение таблицы в тетради или описание по плану.)

Всем

6. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. (Работа с к/к.)

Всем

7. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. (Таблица в тетради.)

Всем

8. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. (Таблица в тетради.)

Всем

9. Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. (Письменная характеристика в тетради или заполнение к/к с подробными выводами.)

Всем

Хозяйствен

ные

районы России

10. Составление схемы производственных связей на

примере одного из районов (по выбору учителя.)

Всем

11. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя). (Сравнительная таблица в тетради.)

Всем

Практическая работа № 1

Определение по каргам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение

Цели работы:

1. Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения на­селения.

2. Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного матери­ала (карты атласа, текстовые карты, статистические материалы), делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

    Определите среднюю плотность населения России.

    Рассмотрев карту атласа «Население», текстовые карты учеб­ника, с. 48, рис. 9; с. 56-57, рис. 14; с. 58-59, рис. 15, сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения харак­теризовать размещение населения по территории страны?

    На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного ос­воения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.

    Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Практическая работа № 2

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения

По переписи 1989 г. в России выделено 130 народов. Каждый из народов отличается по языку, укладу жизни, обычаям, ис­торическим традициям, культуре, а также по трудовым на­выкам. По языковой принадлежности народы России отно­сят к 4-м языковым семьям: индоевропейской (89% населе­ния), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%) и уральской (1,8%). В состав языковых семей входит много языковых групп.

Цели работы:

1. Определить крупнейшие народы Российской Федерации и особенности их размещения.

2. Продолжить формирование умения работать с картами и ста­тистическими материалами, делать на основе их анализа обобще­ния, выводы.

Последовательность выполнения работы

    Пользуясь табл. 13 учебника на с. 40, определите крупней­шие народы.

    Анализируя карту атласа «Народы» на с. 13, определите ос­новные районы размещения крупнейших народов.

Языковые семьи

Крупнейшие народы

Районы компактного проживания

Индоевропейская

1. 2. 3.

Алтайская

1. 2. 3.

Уральская

1. 2. 3.

Кавказская

1. 2. 3.

Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наи­большей пестротой национального состава?

Практическая работа № 3

Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства страны

Цели работы:

1. На основе анализа статистических материалов определить изменение числа занятых в сферах народного хозяй­ства.

2. Продолжить формирование умения анализировать статис­тические материалы, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Изучите табл. «Распределение населения России, занятого в народном хозяйстве, по отраслям» (в %).

Отрасли народного хозяйства

Годы

1940

1960

1980

1990

1993

Всего

Промышленность и строительство

Сельское и лесное хозяйство

Транспорт и связь

Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка

Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; образование, культура и искусство; наука и научное обслуживание

Аппарат органов управления, финансы, кредитование и страхование

Другие отрасли (жилищно- коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.)

2. Посмотрите, какие указаны отрасли народного хозяйства и как изменилось количество занятых в этих отраслях за указанный пе­риод (с 1940 по 1993 гг.). 2. Ответьте на вопросы:

    какие отрасли относятся к производственной, а какие - к не­производственной сфере?

    Подсчитайте количество занятых в обеих сферах в 1980 и 1993 гг.

    Какая сфера на современном этапе имеет наибольшее число занятых?

    Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы? Чем они вызваны?

    Как изменился процент занятости населения в непроизвод­ственной сфере? Почему?

    Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства? Будет ли она сохраняться и в последую­щие десятилетия? Обоснуйте свою точку зрения.

    Краткие выводы запишите в тетрадь.

Практическая работа № 4

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

Цели работы:

1. Определить главные районы размещения тру­доемкого и металлоемкого машиностроения.

2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, де­лать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

    1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к тру­доемким, какие - к металлоемким.

      Проанализируйте экономическую карту атласа на с. 28-29. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких - металлоемкое машиностроение?

      Обоснуйте сделанный вывод.

      Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машино­строения

Примеры

отраслей

Особенности производства

Основные

районы размещения

Факторы

размещения

Трудоемкое

Металлоемкое

Практическая работа № 5

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Цели работы:

1. Составить характеристику Печорского угольного бассейна,

2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, до­полнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

    Познакомьтесь с планом характеристики угольного бас­сейна.

    Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 131-13? и рис. 33 на с. 130, подберите информацию для харак­теристики Печорского угольного бассейна.

Справочная информация

Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Какие общие экономические, социальные, экологичес­кие проблемы стоят перед регионами, в которых угольная промышлен­ность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совершим небольшое путешествие за Полярный круг, в район Воркуты.

Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты. Начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже больших средств на модернизацию. Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив бассейн не имеет из за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за По­лярным кругом, шахтеры получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).

Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если закрываются угольные шахты в каких-либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы за­нять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в Заполярье экономически нецелесообразно - они будут убыточны.

3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, офор­мив результаты работы в виде таблицы.

План характеристики угольного бассейна

Краткие записи результатов работы

1. Название бассейна.

Вид добываемого угля (каменный, бурый)

2. Географическое положение

3. Запасы угля:

а) обшегеологические;

б) промышленные

4. Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов)

5. Объем добычи

6. Способ добычи

7. Качество добываемого угля

8. Себестоимость

10. Эффективность перевозок

11. Перспективы развития

Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влия­ют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бас­сейна?

Практическая работа № 6

Составление характеристики одной из металлургических

баз по картам и статистическим материалам

Цели работы:

1 . Познакомиться с основными металлургически­ми базами страны, закрепить знания о факторах размещения ме­таллургических предприятий.

2. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

    Используя текстовую карту учебника на с. 149, назовите ос­новные металлургические базы страны.

    Дайте характеристику каждой из них по плану:

а) географическое положение базы;

б) доля базы в общероссийском производстве проката;

в) основные месторождения железных руд и бассейны камен­ного угля, находящиеся на территории базы;

г) основные направления перевозок недостающего сырья;

д) главные центры производства металла.

На контурной карте

    Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской металлургической базы.

    Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42- 45, нанесите на контурную карту основные месторождения исполь­зуемого сырья.

    Стрелками покажите основные направления перевозок недо­стающего сырья.

    С помощью круговых диаграмм укажите главные центры про­изводства металла, отразите их специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения предприятий ме­таллургического комплекса оказались наиболее действенными при формировании уральской металлургической базы?

Практическая работа № 7

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия

Цели работы:

1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения произ­водства.

2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и алюминия.

Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 50-51.

    Изучив легенду карт, определите, какими условными обозна­чениями показаны центры выплавки меди и алюминия.

    Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры выплавки.

    Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.

    Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные отрасли

цветной металлургии

Главные центры

Факторы, объясняющие

размещение

Металлургия меди

Урал (Кировоград, Верхняя Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш,

Медногорск)

И т.д.

Наличие медных руд

Металлургия алюминия

Северо-Западная и Северная Россия (Кандалакша, Надвоицы)

Наличие алюминиевых руд, каскад ГЭС, дающих дешевую электроэнергию

И т.д.

Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размеще­нии металлургии меди и алюминия?

Практическая работа № 8

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Цели работы:

1. Познакомиться с основными химическими ба­зами страны, закрепить знания о факторах размещения химичес­ких предприятий.

2. Проверить и оценить умение составлять экономико-геогра­фические характеристики на основе анализа карт и статистичес­ких материалов.

Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

1. Используя текстовую карту учебника на с. 158 и рис. 42, на­зовите основные химико-лесные базы страны.

2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а) географическое положение;

б) база развивается на собственных запасах сырья или ввозит химическое сырье для последующей переработки;

в) используемое сырье;

г) доля базы (%) в химической и лесной промышленности Рос­сии;

д) основные производства.

На контурной карте

    Нанесите границы сибирской химико-лесной базы.

    Укажите основные месторождения используемого химичес­кого сырья.

    С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие цент­ры химической и лесной промышленности, отразите их специали­зацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения химической про­мышленности оказались наиболее действенными при формирова­нии сибирской химико-лесной базы?

Практическая работа № 9

Определение по каргам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Цели работы:

1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

2. Проверить и оценить умение анализировать экономические кар­ты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите ос­новные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные районы производства

Зерновые культуры:

рожь пшеница кукуруза рис

Технические культуры:

лен

сахарная свекла подсолнечник

Оленеводство

Скотоводство:

молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство

Свиноводство

Овцеводство

Сделайте вывод : от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?

Практическая работа № 10

Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)

Цели работы:

1. Установить производственные связи Централь­ной России с другими районами как внутри нашей страны, так и за рубежом, отразить выявленные производственные связи с по­мощью картосхемы.

2. Проверить и оценить умение работать с различными форма­ми предъявленного учебного материала, отражать результаты ра­боты в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

    Нанесите на контурную карту границы района.

    Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся спра­вочные материалы, нанесите на контурную карту (знаки легенды карты придумайте самостоятельно) те природные ресурсы, кото­рыми богат район.

    С помощью круговых диаграмм укажите крупные промыш­ленные центры и отразите специализацию этих промышленных центров.

    Нанесите крупные предприятия, имеющие общероссийское значение.

    Пользуясь текстом учебника, картами атласа, установите, от­куда район получает недостающие природные ресурсы, потребность в которых при данном уровне развития производства очень велика.

    Стрелками различного цвета покажите ввозимую и вывози­мую продукцию, сырьевые материалы. При характеристике произ­водственных связей постарайтесь точнее показать районы постав­ки топлива, сырья, продовольствия.

Сделайте выводы:

1. В чем можно видеть перспективы развития производственных связей данного района?

2. Какое влияние производственные связи оказывают на разви­тие экономики района? Приведите конкретные примеры.

Практическая работа № 11

Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя)

Что представляете вы, когда слышите словосочетание «Дальнии Восток», если вы никогда там не бывали? Дикие горы? Свинцово-серые морские волны? Хмурую тайгу? Карту страны со знакомыми с детства названиями в самом правом углу - Камчатка, Сахалин, Владивосток... Говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаемая работа в какой-то мере поможет вам увидеть Дальний Восток.

Цели работы:

1 . Выявить специфические черты хозяйства Даль­него Востока, его хозяйственную специализацию.

2. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.

Последовательность выполнения работы

1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),

сравните хозяйство двух районов по основным экономико-геогра­фическим показателям, выделив черты сходства и различия.

2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравни­ваемых районов.

3. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Показатели для сравнения

Сравниваемые районы

Черты

Причины,

определя­ющие сходство и

различие

Восточная Сибирь

Дальний

Восток

сход­ства

разли­чия

1. Население и площадь

2. ЭГП и ПГП

3. Условия и ресурсы

4. Специализация промышленности

5. Специализация сельского хозяйства

6. Участие в разделении труда (внешние связи)

Практические работы к курсу «География» 8 класс

Практическая работа №1

Географическое положение России

Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения РФ

Ход работы

Используя текст учебник, план а и карты атласа дайте характеристику ГП России

На контурной карте России:

Красным цветом обозначьте государственную границу России;

Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);

Подпишите названия приграничных с Россией государств;

Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа №2

Решение задач на определение поясного времени

Цель работы: формирование умений определять поясное время

Ход работы

1 вариант.

1.Определить местное время вЯкутске, если в Мурманске полдень.

2.Опрелить поясное время в Анадыре, если в Санкт - Петербурге 10 часов утра.

3.Местное время населенного пункта отличается от московского на 6 часов.В каком часовом поясе находится этот пункт?

4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Якутска в Москву?

5. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 пояс) самолет, вылетевший из Новосибирска (5 пояс) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 5 часов.

2 вариант.

1.Определить местное время Верхоянска, если в Новосибирске полночь.

2. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 15 часов.

3. Местное время населенного пункта отличается от московского на 5 часов. В каком часовом поясе находится этот пункт?

4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Анадыря в Якутск?

5. Самолет вылетел в 9 часов по местному времени из Якутска (8 пояс) в Москву (2 пояс). Когда по московскому времени совершит посадку в Москве самолет, находившийся в полете 5 часов.

Практическая работа №3

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа

Цель работы: познакомиться с основными формами рельефа России

Ход работы

Используя текст учебника и карты атласа, отметить на контурной карте основные формы рельефа России, выделенные курсивом в тексте параграфа

Практическая работа №4

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезным ископаемыми

Ход работы

Территория

Тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Полезные ископаемые

Западно-Сибирская равнина

Сделайте вывод о существовании взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми

Практическая работа №5

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов

Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и с синоптической картой

Ход работы

Используя карты атласа, текст и карты учебника, заполните таблицу:

Суммарная

солнечная радиация (ккал.см2/год)

Средняя температура января

Средняя температура июля

Годовое количест-

во осадков

Коэффициент увлажнения

Мурманск

Астрахань

Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха, осадков и испаряемости

Практическая работа №6

Характеристика реки по плану

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации

Ход работы:

Используя текст учебника, физическую, климатическую карты, карту водных ресурсов и климатограммы атласа, карту экологических проблем, дайте описание одной из рек России по типовому плану:

Вариант 1 - Лена

Вариант 2 - Амур

Географическое положение реки на территории России (в какой части России протекает река);

Местонахождение истока реки, направление течения, устье;

К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;

Источники питания реки

Тип водного режима

Падение и уклон реки

Характеристика течения

Хозяйственное использование реки

Вывод: Отчего зависит падение реки, питание и ее режим?

Практическая работа №7

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон

Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне

Ход работы

Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу, опишите природную зону степей.

Географическое положение

Климат (температура января, июля, количество осадков, увлажнение)

Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни)

Типичные животные и их приспособленность к условиям обитания

Экологические проблемы

Практическая работа №8

Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом их природных районов.

Ход работы

Особенности географического положения

Особенности климата

Особенности внутренних вод

Особенности почв

Особенности растительного и животного мира

Природная зона, в которую входит район

Сделайте вывод об условиях жизни и деятельности человека, о приспособлении человека к жизни в экстремальных условиях.

Практическая работа №9

Географическое положение Ивановской области

Цель работы: сформировать умение оценки географического положения своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу

Ход работы

По карте на стр. 4 определите, в каком природном районе находится Ивановская область.

По карте на стр. 5 выясните, с какими областями и где граничит Ивановская область.

Определите протяженность области с севера на юг и с запада на восток.

Чему равна площадь нашей области?

Сколько административных районов выделяется на территории нашей области?

Определите географические координаты Иванова и Приволжска.

Практическая работа №10

Оценка природных условий Ивановской области .

Ход работы

1.Какова высота местности в Ивановской области?

2.В какой части области встречается наименьшая высота? Чему она равна?

3. Какие полезные ископаемые есть в Ивановской области?

4.В каком климатическом поясе находится Ивановская область?

5. Чему равна средняя температура января и июля? (Указать где)

6.Чему равно наибольшее количество осадков?

7. Где на территории области наблюдалась самая низкая и самая высокая температуры? Какие?

8. К бассейнам каких рек относятся все реки Ивановской области?

9. Назовите 2 самых крупных озера области

10. Охарактеризуйте почвы Приволжского района

Практическая работа №11

Оценка природных ресурсов Ивановской области

Цель работы: сформировать умение оценки природных ресурсов своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу

Ход работы

1. Используя карты атласа ивановской области и дополнительную литературу, дайте характеристику:

А) агроклиматическим ресурсам

Б) минеральным (количественная и качественная оценка)

В) почвенных ресурсов

Г) водных ресурсов

Д) биологических ресурсов

2. Вывод: дайте оценку природных ресурсов для развития хозяйства Ивановской области