Тест по литературе «Солженицын А.И. «Матренин двор»

1. Укажите термин, которым в литературоведении называют образные определения: «дремучие, непрохожие леса», «меланхолическое остроумие» и т.д.

2. Как называется композиционный компонент, описывающий поселок: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых…»?

3. Какой художественный троп (изобразительно-выразительное средство языка, строящееся на переносе свойств одного предмета на другие по сходству) использует автор текста, создавая образы «полотна железной дороги»?

4. Как называются слова («желадной», «потай» и др.), которые Солженицын использует в тексте рассказа для создания так называемого «местного калорита»?

5. Как в литературоведении называют художественный прием, неоднократно применяемый Солженицыным в данном фрагменте рассказа для противопоставления образа родины, возникавшего в его мечтах, той России, которую писатель увидел в реальности?

Тест по литературе «Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича»

1. Укажите правильный вариант первоначального названия произведения.

1) «Иван Денисович»

2) «Один день одного зэка»

3) «Щ-854. Один день одного зэка»

4) «Архипелаг ГУЛАГ»

1) «Новый мир»

2) «Роман-газета»

3) «Кругозор»

4) «Молодая гвардия»

3. Какая проблема не поднята в произведении?

1) проблема человеческого достоинства 2) проблема экологии

3) проблема отношений между человеком и государством 4) проблема отношения к труду

4. Сколько лет главному герою?

1) 45 2) 38 3) 39 4) 40

5. За что был осужден Шухов?

1) за воровство 2) за убийство 3) за измену Родине 4) за дезертирство

6. К какому композиционному элементу относятся приведенные ниже строки:

«В пять часов утра, как всегда, побило подъём – молотком об рельс штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было и надзирателю неохота была долго рукой махать».

1) зачин

2) кульминация

3) развязка

4) развитие действия

7. Кем был Шухов в лагере?

1) каменщик 2) переписчик 3) сапожник 4) плотник

8. О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе?

1) о том, что муж после возвращения будет работать в колхозе

2) о том, что они уедут в город 3) о том, что он станет ковры красить 4) она ему не писала

9. О ком идет речь в предложении? «Зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого и в лагере не научился».

1) о Тюрине

2) о Кильдигсе

3) о Шухове

4) о «высоком молчаливом старике»

10. Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?

1) Хотел тщательно подготовиться перед работой. 2) Ему не спалось.

3) Это входило в его обязанность. 4) В это время он чувствовал себя свободным человеком.

11. Узнайте героя по описанию: «…хлопец лет шестнадцати, розовенький, как поросёнок».

2) Кильгас Иоганн

3) Гопчик

4) Алёшка-баптист

12. Узнайте героя по описанию: «Лицо... в рябинах крупных, от оспы. Стоит против ветра - не поморщится, кожа на лице - как кора дубовая».

1) Шухов

2) бригадир Тюрин

3) Фетюков

4) Цезарь Маркович

13. О ком идёт речь? «он не был шакал даже после восьми лет общих работ - и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти».

1) Стенька Клевшин

2) Ермолаев

3) Иван Денисович

4) Гопчик

14. Какое качество не присуще Шухову?

1) здравый смысл

2) житейская мудрость

3) высокая нравственность

4) лень

15. Какой композиционный элемент произведения образует приведенный ниже отрывок?

«Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгород бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось…»

1) зачин 2) кульминация 3) развязка 4)концовка


В этом году выпускники не сдают обязательный экзамен по литературе. Хорошо это или плохо - покажет время. ЕГЭ по литературе необходим очень малому количеству абитуриентов, но практически у каждого словесника, работающего в 11-м классе, есть хотя бы один ученик, сдающий ЕГЭ. Печатаем материалы в помощь коллегам - их просьбы о консультациях в последнее время становятся всё настойчивее. Тренировочные блоки к ЕГЭ вы найдёте во всех номерах апреля–мая. Если ЕГЭ по литературе сохранится и в будущем году, откроем специальную рубрику с сентября. Следите за нашими публикациями.

ЕГЭ по литературе: проверяем себя

Э кзаменационная работа по литературе в 2009 году состоит из трёх частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического/драматического произведения и лирическое произведение). Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), ориентированных на базовый уровень и требующих в ответе написания слова или сочетания слов, и (С1–С2) повышенного уровня сложности, требующие написания ответа в объёме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В, базовый уровень) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3–С4 - повышенный уровень) в объёме 5–10 предложений. Задания типа В оцениваются максимально по одному баллу, задания С1–С4 - максимально по 3 балла.

Для выполнения заданий части 3 (С5 - высокий уровень сложности) нужно выбрать один из трёх предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов). Задание С5 может быть максимально оценено 15 баллами. Максимальная сумма баллов, которые может получить выпускник, - 39 баллов.

Варианты тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ по литературе и самопроверки, а также другие необходимые учителю материалы можно найти в Интернете на порталах информационной поддержки эксперимента по введению ЕГЭ www.ege.edu.ru и Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru . Кроме того, появился ряд методических пособий, которые и учитель, и ученики могут использовать в подготовке к экзамену, например:

  • Сдаём единый государственный экзамен. Литература / Авт.-сост. С.А. Зинин, Э.А. Красновский, Л.Н. Гороховская. М.: Дрофа, 2007.
  • Литература: ЕГЭ-2008: реальные задания / С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н.А. Попова. М.: АСТ-Астрель, 2008.
  • Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2009. М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2009.

Уровень своей подготовки к экзамену выпускник может определить самостоятельно уже сейчас, выполняя задания, аналогичные демоверсии экзаменационной работы 2009 года. Предлагаем одно из таких заданий - по эпическому тексту.

Часть 1

Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Мат­рёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно , а она - кое-как, всё по-деревенски. А одново мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Мат­рёне и возвращаться не хотел.

Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут - из этих неодоб­рительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Мат­рёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! - ведь поросё­нок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.
Ни вся земля наша.

(А.И. Солженицын. Матрёнин двор.)

В1 Как зовут героя, от имени которого ведётся повествование?

В2 К какому эпическому жанру относится «Матрёнин двор»?

В3 Какое место в сюжете произведения занимает данный фрагмент?

В4 В третьем абзаце фрагмента (неодобрительные отзывы золовки о Матрёне) и в его финальной части (“…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”) использован один и тот же стилистический приём, при котором каждое последующее словосочетание или предложение усиливает значение предыдущего, что позволяет воссоздать действия, мысли и чувства в развитии - от малого к большому, благодаря чему усиливается эмоциональность речи. Какой приём употреблён автором?

В5 Как называются воскли­цательные конструкции, использованные автором в шестом абзаце фрагмента и усиливающие эмоциональность высказывания?

В6 Как называется сниженная разговорная лексика (“за обзаводом”, “сударка”, “одново”, “дозвать” и др.), служащая для речевой характеристики золовки и употребляемая ею в отзывах о Матрёне?

В7 Содержание фрагмента показывает нам, что образы Мат­рёны и её золовки резко различаются между собой отношением к жизненным ценностям. Как называется такое противопоставление персонажей?

С1 Почему неодобрительные отзывы о Матрёне, которые рассказчик услышал после её смерти, наоборот, убедили его в том, что она и есть “тот самый праведник”?

С2 Каким традициям русской литературы XIX века следовал А.И. Солженицын, поднимая нравственную проблему праведничества? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)






Проверь ответ Каким термином современное литературоведение называет ряд произведений х годов, рассказывающих о проблемах русской деревни, о сельских жителях? «Деревенская проза»


Проверь ответ Как называется композиционный компонент, описывающий поселок: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых…»? Пейзаж




Проверь ответ Как в литературоведении называют художественный прием, неоднократно применяемый Солженицыным в данном фрагменте рассказа для противопоставления образа родины, возникавшего в его мечтах, той России, которую писатель увидел в реальности? Антитеза




А вы откуда? -просветлел я. И я узнал, что не всё вокруг торфоразработки, что есть за полотном железной дороги - бугор, а за бугром - деревня, и деревня эта - Тальново, испокон она здесь, еще когда была барыня-"цыганка" и кругом лес лихой стоял. А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, от железной дороги подале, к озерам. Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию.






С 2. Какова, по-вашему, основная идея рассказа Солженицына "Матренин двор" и какие произведения русской литературы имеют сходную тематику?


С 5.3. В чем, по-вашему, суть взаимоотношений человека и власти? (по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор").
С 5.3. В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не оценено и не замечено при жизни героини? (По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор".)


С 5.3. Каким видится "маленький человек" русским писателям ХХ века (по произведениям А. Солженицына "Матренин двор", "Один день Ивана Денисовича" и др.)?





Солженицын Александр Исаевич

Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (род. в 1918-2008)

Знаменитый немецкий писатель Генрих Белль писал, что граж­данская и литературная деятельность Солженицына произвела «пе­реворот в сознании, переворот всемирного значения, который на­шел отклик во всех концах света» . Солженицын - самый значи­тельный писатель и человек нашего времени. Его судьба, которую он никогда не рассматривал как частное явление, и его творчество крепко спаяны идеей «жизни не по лжи» . Характернейшая черта Солженицына - острота и критичность мысли, рождающей недо­верие к принятым политическим и общественным установкам и догмам. В юности искренне принимающий советскую действитель­ность и романтизирующий революцию (характерно, что замысел юношеского романа о первой мировой войне получает название «Люби революцию»), он в конце войны, капитаном, фронтовым ко­мандиром с боевыми наградами, видит окружающий мир уже по-другому (не сомневаясь еще в основах большевизма, он считает, что Сталин отошел от ленинских заветов) и делится своими «политиче­скими негодованиями» в письмах к другу, воевавшему на другом фронте. Он был арестован «за антисоветскую агитацию» и приго­ворен к 8 годам лагерей. Значение этих лет, проведенных в заклю­чении (под Москвой, в московской спецтюрьме, в Рыбинске, а по­том в Казахстане, в Экибастузе) огромно: они определили всю его будущую писательскую жизнь. «Страшно подумать, что б я стал за писатель, если б меня не посадили» , - пишет Солженицын в книге «Бодался теленок с дубом» (ср. с тем значением, которое имела ка­торга для Достоевского). Потом «вечное ссыльнопоселение» в Сред­ней Азии, а после реабилитации в 1956 он работает учителем в сель­ской школе, а потом в Рязани. Но главное его дело - писательство. Он осознает его как духовную миссию - нести слово правды (не ограниченной рамками разоблачения культа личности) о жизни русского народа в XX веке. В 1962 г., в эпоху хрущевской «оттепе­ли», Твардовский печатает в «Новом мире» «Один день Ивана Де­нисовича» (первоначальное название «Щ-854 (Один день одного зэка)»). Повесть принесла автору всемирную известность. Но ро­маны «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликовать не уда­лось - они распространялись в самиздате. К концу 1960-х атмосфе­ра вокруг Солженицына становится все более враждебной: его ис­ключают из Союза писателей, в 1974 лишают гражданства и насиль­ственно высылают из страны и только в результате перестройки в 1989 г. восстанавливают в Союзе писателей, начинают широко пе­чатать его произведения, с публичными извинениями возвращают гражданство, и в 1894, после двадцати лет жизни за границей, Сол­женицын возвращается в Россию. Эти двадцать лет (в Цюрихе, по­том в Вермонте) были годами колоссального труда - работы над эпопеей «Красное колесо».

Писательские интересы Солженицына необычайной широки - по сути это вся трагическая история жизни русского народа от пер­вой мировой войны до наших дней; жанровый диапазон очень ве­лик - от рассказа до огромной эпопеи. Особую роль в его творче­стве играет лагерная тема, центральное произведение которой «Ар­хипелаг ГУЛАГ» - по авторскому определению, «художественное исследование», соединяющее литературу с документальным свиде­тельством, художественное начало с публицистическим. Это не только история репрессий в нашем государстве с 1918 года, это ог­ромный памятник всем, кто прошел лагерный путь.

В самом названии «Один день Ивана Денисовича» заложена не­кая особенность, характерная для художественного мышления Сол­женицына: это сгущение времени и пространства (один день, лагерь). День становится единицей измерения лагерной жизни героя. Весь рассказ композиционно введен в рамки дня: начало совпадает с на­чалом дня («В пять часов утра, как всегда, пробило подъем...» ), конец - с вечерним отбоем. В первой фразе слова «как всегда» указывают на неизменное постоянство лагерной жизни, в финальной дается не­представимое для человека количество дней, из которых складыва­ется срок Ивана Денисовича: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось... »

И это уважительное выделение в специальный, да к тому же послед­ний абзац всего лишь трех дней - такой малости по сравнению с тремя тысячами - определяет отношение к дню как концентра­ции целой жизни.

Что представляет собой образ мира в «Одном дне...»? В каком пространстве и времени существуют его герои? Солженицын охот­но пользуется приемом антитезы, и пространство и время этого мира проявляют свою особенность, вернее дают осознать себя в контрастном сопоставлении с другим или другими мирами. Так, главные свойства лагерного пространства - его отгороженность, закрытость и обозримость (стоящий на вышке часовой видит все) - противопоставлены открытости и беспредельности природного пространства - степи. Самая характерная и необходимая черта лагерного пространства - заграждение, в рассказе подробно да­ются детали его устройства: сплошной забор, заостренные столбы с фонарями, двойные ворота, проволока, ближние и дальние выш­ки. При освоении нового объекта, замечает Иван Денисович, «пре­жде чем что там делать, надо ямы копать, столбы ставить и колю­чую проволоку от себя самих натягивать - чтоб не убежать» . Струк­тура этой фразы точно воспроизводит порядок и значение образа пространства: сначала мир описывается как закрытый, потом - как несвободный, причем именно на вторую часть (тире - знак инто­национного выделения) падает основное ударение. Перед нами воз­никает, казалось бы, четкая оппозиция лагерного мира с набором присущих ему признаков (закрытый, обозримый, несвободный) и мира внешнего с его признаками открытости, беспредельности и - следовательно - свободы, и называют лагерь «зоной», а большой мир «волей». Но на деле подобной симметрии нет.«Свистит над голой степью ветер - летом суховейный, зимой морозный. Отроду в степи той ничего не росло, а меж проволоками четырьмя - и по­давно» . Степь (в русской культуре образ-символ воли, усиленный столь же традиционным и то же значащим образом ветра) оказы­вается приравнена к несвободному, заколюченному пространству зоны: и здесь и там жизни нет - «отроду ничего не росло». Более того: внешний мир наделяется свойствами лагерного: «Из рассказов вольных шоферов и экскаваторщиков видит Шухов, что прямую дорогу людям загородили <...>». И, напротив, лагерный мир неожиданно обретает чужие и парадоксальные свойства: «Чем в каторжном лагере хорошо - свободы здесь от пуза» (курсив А. Сол­женицына. - Т. В.). Речь здесь идет о свободе слова - праве, кото­рое перестает быть общественно-политической абстракцией и ста­новится естественной необходимостью для человека говорить как хочет и что хочет, свободно и беззапретно: «А в комнате орут:

Пожалеет вас батька усатый! Он брату родному не поверит, не то что вам, лопухам!»

Слова, немыслимые на «воле» .

Противостояние большого мира и мира лагерного оказывается мнимым.

Что представляет собой система персонажей в рассказе? Анти­теза, основной художественный принцип в «Одном дне...», опреде­ляет и систему противопоставлений в мире людей. Прежде всего это наиболее предсказуемое и естественное противостояние зэков и тех, кто отряжен распоряжаться их жизнью, - от начальника ла­геря до надзирателей, охранников и конвоиров (иерархия не слиш­ком важна - для зэков любой из них «гражданин начальник»). Про­тивостояние этих миров, социально-политических по своей приро­де, усилено тем, что дано на уровне природно-биологическом. Не случайны постоянные сравнения охранников с волками и собака­ми: лейтенант Волковой («Бог шельму метит» , - скажет Иван Де­нисович)«иначе, как волк, не смотрит» ; надзиратели «зарьялись, кинулись, как звери», «только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись», «вот собаки, опять считать!»

Зэки же - беззащитное стадо. Их пересчитывают по головам: «<...> хоть сзади, хоть спереди смотри: пять голов, пять спин, де­сять ног»; «- Стой! - шумит вахтер. - Как баранов стадо. Разбе­рись по пять!»; о Гопчике говорят - «теленок ласковый», «тоню­сенький у него голосочек, как у козленка»; кавторанг Буйновский «припер носилки, как мерин добрый» .

Эта оппозиция волков и овец легко накладывается в нашем соз­нании на привычное басенно-аллегорическое противопоставление силы и беззащитности («Волк и ягненок») или, как у Островского, расчетливой хитрости и простодушия, но здесь важнее другой, бо­лее древний и более общий смысловой пласт - связанная с обра­зом овцы символика жертвы. Символ жертвы, соединяющий в себе противоположные смыслы смерти и жизни, гибели и спасения ока­зывается необычайно важным именно для лагерной темы, общий сюжет которой - жизнь в царстве нежизни и возможность (Сол­женицын) либо невозможность (Шаламов) для человека в этой не­жизни спастись. Особенно существенно, что эта оппозиция не ме­ханическая, она связана со свободой человеческого выбора: при­нять ли для себя «закон волков» , зависит от человека, и тот, кто при­нимает его, обретает свойства прислуживающих волчьему племе­ни собак или шакалов (Дэр, «десятник из зэков, сволочь хорошая, своего брата зэка хуже собак гоняет» , заключенный, заведующий столовой, вместе с надзирателем расшвыривающий людей, опре­деляется единым с надзирателем словом: «Без надзирателей управ­ляются, полканы»).

Зэки превращаются в волков и собак не только когда подчиняют ­ся лагерному закону выживания сильных: «Кто кого сможет, тот того и гложет», не только когда, предавая своих, прислуживаются к ла­герному начальству, но и когда отказываются от своей личности, ста­новясь толпой, - это самый трудный для человека случай, и никто не гарантирован здесь от превращения. В разъяренную толпу, гото­вую убить виновного - заснувшего молдаванина, проспавшего про­верку, - превращаются ждущие на морозе пересчета зэки: «Сейчас он (Шухов) зяб со всеми, и лютел со всеми, и еще бы, кажется, пол­часа подержи их этот молдован, да отдал бы его конвой толпе - ра­зодрали б, как волки теленка!» (для молдаванина - жертвы - оста­ется прежнее имя «теленок» ). Вопль, которым толпа встречает мол­даванина - волчий вой: «А-а-а! - завопили зэки! У-у-у!» .

Другая система отношений - между заключенными. С одной стороны, это иерархия, и лагерная терминология - «придурки», «шестерки», «доходяги» - ясно определяет место каждого разря­да. «Снаружи бригада вся в одних черных бушлатах и в номерах одинаковых, а внутри шибко неравно - ступеньками идет. Буйнов- ского не посадишь с миской сидеть, а и Шухов не всякую работу возьмет, есть пониже» .

Другой случай - выделение стукачей, которые противопостав­лены всем лагерникам как не совсем люди, как некие отдельные ор­ганы-функции, без которых не может обойтись начальство. Пото­му и убийства стукачей, о которых несколько раз упоминается, не вызывают нравственного протеста.

И, наконец, третий и, возможно, наиболее трагически-важный для Солженицына случай внутренней оппозиции - противопостав­ление народа и интеллигенции. Эта проблема, кардинальная для всего девятнадцатого века - от Грибоедова до Чехова, отнюдь не снимается в веке двадцатом, но мало кто ставил ее с такой остро­той, как Солженицын. Его угол зрения - вина той части интелли­генции, которой народ не виден. Говоря о страшном потоке арестов крестьян в 1929-1930 гг., который почти не заметила либеральная советская интеллигенция шестидесятых, сосредоточившаяся на сталинском терроре 1934-1937 гг. - на уничтожении своих, он как приговор произносит: «А между тем не было у Сталина (и у нас с вами) преступления тяжелей» . В «Одном дне...» Шухов видит ин­теллигентов («москвичей») как чужой народ: «И лопочут быстро- быстро, кто больше слов скажет. И когда так лопочут, так редко рус­ские слова попадаются, слушать их - все равно как латышей или румын» . Резкость оппозиции особенно чувствуется потому, что традиционное национальное отчуждение у Солженицына практи­чески снято: общность судьбы ведет к человеческой близости, и Ивану Денисовичу понятны и латыш Кильдигс, и эстонцы, и запад­ный украинец Павло. Человеческое братство создается не вопре­ки, а скорее благодаря национальной отмеченности, которая дает полноту и яркость большой жизни.

«Образованный разговор» - спор об Эйзенштейне между Цеза­рем и стариком каторжанином Х-123 (его слышит Шухов, принес­ший Цезарю кашу) - моделирует двойную оппозицию: во-первых, внутри интеллигенции: эстет-формалист Цезарь, формула которого «искусство - это не что, а как» , противопоставлен стороннику эти­ческого осмысления искусства Х-123, для которого «к чертовой ма­тери ваше «как», если оно добрых чувств во мне не пробудит!», а «Иван Грозный» есть «гнуснейшая политическая идея - оправда­ние единоличной тирании», и, во-вторых, оппозиция интеллигенции - народа, и в ней Цезарь и Х-123 равно противопоставлены Ивану Де­нисовичу. На малом пространстве эпизода - всего страница книж­ного текста - автор трижды показывает - Цезарь не замечает Ива­на Денисовича: «Цезарь трубку курит, у стола своего развалясь. К Шухову он спиной, не видит. <...> Цезарь оборотился, руку протя­нул за кашей, на Шухова и не посмотрел, будто каша сама приехала по воздуху <...>. <...> Цезарь совсем об нем не помнил, что он тут, за спиной» . Но и «добрые чувства» старого каторжанина направлены только на своих - на память «трех поколений русской интеллиген­ции», и Иван Денисович ему незаметен.

Это непростительная слепота. Иван Денисович в рассказе Сол­женицына не просто главный герой - он обладает высшей автори­тетностью повествователя, хотя по скромности своей вовсе не пре­тендует на эту роль. Солженицын использует прием несобственно- прямой речи, которая позволяет нам видеть изображаемый мир гла­зами Шухова и понимать этот мир через его сознание. И потому цен­тральная проблема рассказа, совпадающая с проблематикой всей новой (с начала XIX века) русской литературы, - обретение свобо­ды - приходит к нам через проблему, которая осознается Иваном Денисовичем как главная для его жизни в лагере, - выживание.

Простейшая формула выживания: «свое» время + еда. Это мир, где «двести грамм жизнью правят», где черпак щей после работы занимает высшее место в иерархии ценностей («Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прошлой и всей буду­щей жизни») , где об ужине говорится: «Вот он миг короткий, для которого и живет зэк!» Пайку герой прячет около сердца. Время измеряется едой: «Самое сытное время лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время - июль: крапиву в котел секут» . Отношение к еде как к сверхценной идее, способность целиком сосредоточиться на ней определяют возмож­ность выживания.«Кашу ест ртом бесчувственным, она ему не впрок» , - говорится о старом интеллигенте-каторжанине. Шухов именно чувствует каждую ложку, каждый проглоченный кусок. Рассказ полон сведений о том, что такое магара, чем ценен овёс, как спрятать пайку, как корочкой выедать кашу и пр.

Жизнь - высшая ценность, человеческий долг - спасение себя, и потому перестает действовать традиционная система запретов и ограничений: сворованные Шуховым миски каши - не преступле­ние, а заслуга, зэковская лихость, Гопчик свои посылки по ночам в одиночку ест - и здесь это норма, «правильный будет лагерник» .

Поразительно другое: нравственные границы хоть изменяются, но продолжают существовать, и более того - служат гарантией человеческого спасения. Критерий прост: нельзя изменять - ни другим (как стукачи, сберегающие себя «на чужой крови»), ни себе. Неизживаемость нравственных привычек, будь то неспособность Шухова «шакалить» или давать взятки или «выканье» и обращение «по отечеству», от которого не могут отучить западных украинцев, - оказывается не внешней, легко смываемой условиями существова­ния, а внутренней, природной устойчивостью человека. Эта устой­чивость определяет меру человеческого достоинства как внутрен­ней свободы в ситуации максимального внешнего отсутствия ее. И чуть ли не единственным средством, помогающим осуществить эту свободу и - следовательно - позволяющим человеку выжить, ока­зывается работа, труд. <...> Так устроен (курсив мой - Т.В.) Шу­хов по-дурацкому, и никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули». Работа определяет людей: Буйновский, Фетюков, баптист Алешка оцениваются по тому, ка­кие они в общем труде. Работа спасает от болезни: «Теперь, когда Шухову дали работу, вроде и ломать перестало» . Работа превраща­ет «казенное» время в «свое»: «Что, гадство, день рабочий такой короткий?» Работа разрушает иерархию:«<...> сейчас работой сво­ей он с бригадиром сравнялся» . И главное, она уничтожает страх: «<...> Шухов, хоть там его сейчас конвой псами трави, отбежал по площадке назад, глянул» .

В «Одном дне Ивана Денисовича» свобода измеряется не высо­той человеческого подвига, а простотой ежедневной рутины, но с тем большей убедительностью она осмысливается как главная жиз­ненная необходимость.

Так в рассказе об одном дне жизни советского лагерника совер­шенно естественно смыкаются две большие темы русской классиче­ской литературы - искание свободы и святость народного труда.

Вариант № 125288

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Назовите жанр, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит про­из­ве­де­ние А. И. Сол­же­ни­цы­на «Матрёнин двор».


Ответ:

Укажите на­зва­ние ли­те­ра­тур­но­го направления, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся объ­ек­тив­ным изоб­ра­же­ни­ем дей­стви­тель­но­сти и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли от­ра­же­ние в «Матрёнином дворе».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Ответ:

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ют­ся слова, далёкие от ли­те­ра­тур­ной нормы, встре­ча­ю­щи­е­ся в речи Матрёны («любота», «летось», «сколища» и т. п.)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми «Матрёнина двора» и их характеристиками.

К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

В от­ве­те пе­ре­чис­ли­те в со­от­вет­ству­ю­щем по­ряд­ке но­ме­ра вер­ных ва­ри­ан­тов в без про­бе­лов и запятых.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Ответ:

В приведённом фраг­мен­те ду­шев­ные ка­че­ства Матрёны про­ти­во­по­став­ле­ны без­ду­шию бюрократов. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся по­доб­ное противопоставление?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в ху­до­же­ствен­ном тек­сте (пачка «важных» бумажек, плетёный кузов Матрёны и т.п.)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Ответ:

К ка­ко­му приёму при­бе­га­ет повествователь, опи­сы­вая труды «иззаботившейся» Матрёны («Хлопоты были - до­быть эти справки... и справ­ку заверить... и потом всё это но­сить в собес; и перенашивать, исправляя, что сде­ла­но не так; и ещё носить».)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Ответ:

Какие черты ха­рак­те­ра Матрёны рас­кры­ва­ют­ся в приведённом фрагменте?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры отображён кон­фликт «частного» че­ло­ве­ка и го­су­дар­ства и что сбли­жа­ет эти про­из­ве­де­ния с «Матрёниным двором»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Назовите по­э­ти­че­ское течение, в русле ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось ран­нее твор­че­ство А. А. Блока.


А. А. Блок, 1908

Ответ:

Стихотворение на­чи­на­ет и за­вер­ша­ет кар­ти­на гроз­но­го не­бес­но­го знамения. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся по­доб­ный тип композиции?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

На поле Куликовом

Опять над полем Куликовым