ЯКУБ ИБН ЛЯЙС

(861?879) ? основатель династии Саффаридов (см.). Происходил из восточной части области Сеистан; первоначально занимался ремеслом медника; вместе с братьями присоединился к сеистанским "добровольцам", т. е. к вольным дружинам, предлагавшим свои услуги правительству для священной войны против язычников и еретиков. Добровольцы постепенно сделались полными хозяевами Сеистана; Я. выдвинулся среди них своими личными достоинствами и по избранию дружинников, стал их предводителем и владетелем области. Постепенно он распространил свои владения до берегов Аму-Дарьи на С. до Инда на В. и до Индийского океана на Ю; на 3. подчинил себе Кирман и Фарсистан; в 873 г. низложил династию Тахиридов (см.) и завоевал Хорасан, после чего его власти подчинились почти все области Ирана; некоторое время верховная власть Я. признавалась даже в Бухаре. В 876 г. Я. предпринял поход на Багдад, но был разбит войском халифа и лишился почти всех своих владений. Умер в 879 г. в Хузистане, успев восстановить свою власть в южной Персии; в северных областях владычество Саффаридов восстановил брат и преемник Я., Амр (879?900). Возвышение Я. было связано с восстанием народных элементов против аристократического строя государства Гахиридов; в царствование Я. и Амра этот строй был заменен военным деспотизмом; народные массы, в том числе и рабы, находили в государе защитника против притеснений высших. Падение Саффаридов было в то же время возвращением к старым порядкам. Историки, большей частью происходившие из привилегированных классов, вообще относились к Я. и Амру неблагоприятно; тем не менее до нас дошли известия о твердом и справедливом их управлении, о блестящем состоянии финансов, о многочисленных воздвигнутых ими постройках и т. п. В истории умственной жизни Персии с именами Я. и Амра связаны первые проблески возрождения персидской литературы. Известия о личном характере Я. изображают его суровым воином, основывавшим свои права только на мече и не прибегавшим ни к каким юридическим софизмам; в своем образе жизни он до конца оставался верен неприхотливым вкусам, выработанным лагерной обстановкой, и окружал себя царской пышностью только в торжественных случаях, особенно при приеме посольств.

В. Бартольд.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯКУБ ИБН ЛЯЙС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯКУБ ИБН ЛЯЙС
    (861—879) — основатель династии Саффаридов (см.). Происходил из восточной части области Сеистан; первоначально занимался ремеслом медника; вместе с братьями присоединился …
  • ЯКУБ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ювелир. Дагестан. Авары. Около …
  • ИБН в Большом энциклопедическом словаре:
    (араб. - сын) в собственном имени ставится перед именем отца (образуя "отчество") у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмед ибн …
  • ИБН
    (араб. - сын), в собственном имени ставится перед именем отца для обозначения отчества у народов, пользующихся арабским …
  • ИБН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    арабск. слово (соответствующее Древнееврейск. бен), значит сын; употребляется для означения отчества, напр.: Ахмед И.-Мохаммед = Ахмед сын …
  • ИБН
    [арабское ibn] сын; ставится перед именем отца для обозначения отчества у народов, находящихся под влиянием арабского языка и культуры (например, …
  • ИБН в Энциклопедическом словарике:
    нескл. В арабских личных именах (и сословных званиях): компонент обозначающий "сын", "потомок" того, перед чьим именем этот компонент стоит, напр. …
  • ИБН
    ЮН́УС (Ибн Юнис) Али ибн Абд Рахман (950-1009), араб. астроном, работал в обсерватории ок. Каира. Составил употреблявшиеся ок. 200 лет …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЭЗРА Моисей (1055-1139), евр. поэт. …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЭЗPA Авраам бен Мейр (1092-1167), евр. поэт, филолог и философ. Соч. "Судьба человека" с лейтмотивом временности пребывания человека на Земле …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ХАЛЬД́УН (1332-1406), араб. историк, философ, гос. деятель. Последователь Ибн Рушда. Играл видную роль в полит. жизни мусульм. гос-в Сев. Африки. …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФАДЛ́АН, араб. путешественник 10 в. Описал путешествие через Бухару и Хорезм к волжским …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТУФ́АЙЛЬ (латинизир. Абубацер, Abubacer) (? - ок. 1185), араб. учёный, философ, гос. деятель. Врач и секр. правителей Гранады, Сеуты, Танжера, …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ИНА (латинизир. Авиценна, Avicenna) (ок. 980-1037), учёный, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СА́УД (1880-1953), король Саудовской Аравии в 1932-53. Вёл войны за объединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король гос-ва …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУШД, Ибн Рошд (латинизир. Аверроэс) (1126-98), араб. философ и врач, предст. араб. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьёй …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИСКАВ́АЙХ (?-1030), арабоязычный историк и философ. Тр. по всеобщей истории, трактаты по философии и …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУТ́АЙБА (828 - ок. 889), араб. прозаик, филолог, историк. 10-томная ист.-лит. антология "Источники сведений", библ. словарь "Книга поэзии и …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌУРРА (Сабит ибн Курра) (836-901), багдадский математик. Переводчик и комментатор тр. др.-греч. …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗМ́АН (ок. 1080-1160), арабо-исп. поэт. Создал новый вид строфич. поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннюю прованс. лирику, поэзию …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗАЙД́УН (1003-71), арабо-исп. поэт. Диван лирич., панегирич., элегич. …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДА́УД Авраам (ок. 1110 - ок. 1180), евр. философ-аристотелик и богослов, предшественник Маймонида. Жил в Испании, писал на араб. яз. …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕБИР́ОЛЬ (латинизир. Авицеброн, Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или 1070), евр. поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате "Источник жизни" …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БАТТ́УТА (1304-77), араб. путешественник. Описание путешествий по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, юж. районам Руси, Ср. Азии, …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Б́АДЖА (наст. имя Абу Бакр Мухаммед ибн Яхья; латинизир. Авемпас, Авенпаце, Avempace, Avenpace) (ок. 1090-1138), араб. учёный, философ, гос. деятель, …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЬ-ХАТ́ИБ (1313-74), арабо-исп. учёный, поэт. Ок. 60 тр. по истории, географии, философии, медицине, лит-ре, в т.ч. по истории мусульм. …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЬ-ХАЙС́АМ (латинизир. Альгазен) (965-1039), араб. учёный. Тр. по физиол. и геом. оптике "Сокровище оптики" (7 кн., переведён на лат. яз. …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЬ-МУТ́АЗЗ (861-908), араб. поэт и филолог. Стихотв. хроника правления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, соч. по поэтике "Книга о …
  • ИБН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (араб.- сын), в собств. имени ставится перед именем отца (образуя "отчество") у народов, пользующихся араб. яз. (напр., Ахмед ибн Абдуллах …
  • ЯКУБ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ИБН в Новом словаре иностранных слов:
    (араб.) в арабских личных именах (и сословных званиях) - компонент, обозначающий сын, потомок того, перед чьим именем …
  • ИБН в Словаре иностранных выражений:
    [ар.] в арабских личных именах (и сословных званиях) - компонент, обозначающий, того, перед чьим именем он стоит, напр. ахмед-ибн-абдулла …
  • ЯКУБ в словаре Синонимов русского языка.
  • ИБН в Словаре русского языка Лопатина:
    ибн и (в начале составного собственного имени) Ибн- пишется отдельно от последующего имени, напр.: Аб`у Ал`и ибн С`ина, Ибн Р`уста, …
  • ЯКУБ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Якуб, (Якубович, …
  • ИБН в Орфографическом словаре:
    ибн и (в начале составного собственного имени) ибн- пишется отдельно от последующего имени, напр.: аб`у ал`и ибн с`ина, ибн р`уста, …
  • ИБН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (араб. - сын), в собственном имени ставится перед именем отца (образуя «отчество») у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмед ибн …
  • ЯКУБИ АБУ-ЛЬ-АББАС АХМЕД ИБН АБУ ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (аль-Якуби, аль-Йакуби) Абу-ль-Аббас Ахмед ибн Абу Якуб (г. рождения неизвестен - умер 897), арабский историк. Родился в Багдаде; жил в …
  • НАТАНСОН ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Natanson) Якуб (20.8.1832, Варшава, - 14.9.1884, там же), польский химик. В 1855 окончил Дерптский (Тартуский) университет. В 1862-66 профессор Варшавского …
  • НАСЫРЛИ ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Якуб (8.11.1899, Баку, - 11.11.1958, Алупка), туркменский советский поэт. Член КПСС с 1925. Участник Великой Отечественной войны 1941-45. Печатался с …
  • КУБИЦКИЙ ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Kubicki) Якуб (1758, Варшава, - 13.6.1833, Вилькув, близ Варшавы), польский архитектор. Ученик Д. Мерлини, в 1783-86 жил в Италии. Постройки …
  • КОЛАС ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Якуб (псевдоним; настоящее имя и фамилия Константин Михайлович Мицкевич , белорусский советский …
  • КИНДИ АБУ ЮСУФ ЯКУБ БЕЙ ИСХАК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    аль-Кинди Абу Юсуф Якуб бей Исхак (около 800, Басра, - около 870, Багдад), арабский философ и ученый, основоположник восточного перипатетизма …
  • ГУСНИК ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Husnik) Якуб (1837, Вейпрнице, - 26.3.1916, Прага), чешский учёный и изобретатель в области фотомеханических способов репродуцирования. В 1868 разработал один …
  • ГАНЕЦКИЙ ЯКУБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Якуб (Фюрстенберг Яков Станиславович) (партийный псевдоним: Генрих, Куба, Микола и, Машинист) (15.3.1879 - 26.11. 1937), деятель польского и русского революционного …
  • ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ в Новейшем философском словаре:
    комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся …
  • АЛЬФОНС VIII в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1158—1214 гг. Сын Санчо Ш и Бланки Наваррской. Ж.: С 1177 г. Элеонора, дочь короля …
  • ПАЛЕСТИНСКИЙ ФРОНТ ОСВОБОЖДЕНИЯ в Историческом справочнике Терроризм и террористы,:
    (Jabhat Al-tahrir Al-filistiniyyah) — ПФО. Террористическая группа, возникшая в результате разногласий в рядах Народного фронта освобождения Палестины — Генеральное командование …

· Официальный сайт ·

Якуб ибн Осман ибн Махмуд ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Чархи родился в Хорасане в селении Чарх близ Газни (ныне селение в провинции Логар Исламской Республики Афганистан) в семье учёного-богослова. Согласно некоторым источникам произошло это в 760 году хиджры (1359 год по григорианскому календарю). Предки Якуба Чархи, люди образованные, давно жили в этих местах и за праведный образ жизни пользовались большим уважением в местной мусульманской общине. Необыкновенной добротой, высокой нравственностью и мягким характером Якуб пошёл в своего деда Махмуда, известного тем, что он хотел во всём быть похожим на пророка Мухаммеда.

В детстве Якуб Чархи отличался тягой к знаниям и феноменальной памятью. Его биографы утверждают, что он знал наизусть не только Коран, но и 500 хадисов. Начальное образование будущий алим получил в семье. Видя у сына огромное желание учиться дальше, Осман ибн Махмуд отправил его в Герат. Чтобы учиться в медресе, юноше пришлось жить в отличавшейся строгостью нравов обители одного из своих учителей Абдуллаха аль-Ансари аль-Харави, но это только способствовало его сосредоточенности на учебном процессе. В Герате Якуб постигал естественные науки и основы богословия. Затем он продолжил обучение в Египте, где изучал шариат, логику и астрономию. Среди его учителей был известный исламский учёный-энциклопедист Шихабуддин аш-Ширавани. Вместе с Якубом в египетском медресе учился Зайнуддин Хафи, будущий основатель Зайнийской ветви тариката Сухравардия. Молодые богословы подружились и много времени проводили вместе за изучением книг и философскими беседами. Завершал обучение Якуб Чархи уже в Бухаре. Получив иджазат (разрешительную грамоту) на право самостоятельно выносить фетвы по богословско-правовым вопросам, молодой муджтахид планировал вернуться в Хорасан, но перед отъездом решил посетить сохбет Бахауддина Накшбанда, о котором он много слышал во время учёбы в Бухаре. Беседа с шейхом Бахауддином оказала на Якуба Чархи большое влияние, и он высказал желание встать на путь мистика Хаджаган и стать мюридом великого шейха. Решение Бахауддиину Накшбанду далось непросто. С одной стороны перед ним был ещё недостаточно опытный факих, малосведущий в тасаввуфе, и учить его азам учения у шейха не было времени. С другой стороны духовный лидер ордена сразу разглядел в молодом человеке огромный духовный потенциал. Сам Якуб Чархи в одном из своих произведений так описывал колебания шейха Бахауддина и свои переживания:

Надеясь, что откроются для меня врата счастья, я всё же очень боялся быть непринятым. Утренний намаз мы совершили вместе с шейхом. После намаза он обратился ко мне: «Добрая весть есть для тебя. Ты принят. Да будет же это благом для тебя! Мы не принимаем человека с недостатками. И даже когда принимаем достойного, то ждём, когда наступит особый час для этого человека. И из-за этого принимаем его с задержкой»

Якуб Чархи. На пути духовном

Однако на этот раз Бахауддин Накшбанд не стал его муршидом. Сначала великий шейх отправил его изучать основы тариката в Дашкулек, что недалеко от Балха, к праведнику мавлане Таджуддину. Когда же обогащённый новыми знаниями Якуб Чархи вернулся в Касри-Хиндуван, где жил Бахауддин Накшбанд, великий шейх взял его в ученики и обучил технике численного поминания «Вукуф адади». Однако, словно предчувствуя скорое окончание своего земного пути, шейх Бахауддин повелел Якубу Чархи стать мюридом своего преемника Алауддина Аттара, наследовавшего силсилу. Шейх Баха ад-дин Мухаммад ибн Бурхан ад-дин Мухаммад аль-Бухари умер в 1389 году. После его смерти внутри ордена началась борьба за лидерство между Алауддином Аттаром и другим влиятельным мюридом шейха Бахауддина Мухаммадом Парсой. Не желая участвовать в распре, Якуб Чархи под видом сбора информации для макамата (жития) Бахауддина Накшбанада удалился сначала в Бадахшан , а оттуда перебрался на родину, в Чарх. Вероятно именно в этот период на основании собранных материалов он выпустил две компиляции-рисалы - Рисала-йи абдалийа («Послание о заменяющих») и Рисала-йи унсийа («Послание о привязанности»). Когда же Алауддину Аттару удалось взять под контроль почти всю общину, он послал в Чарх гонца напомнить Якубу Чархи о завещании шейха Бахауддина Тот не стал возражать, и приехав в Чаганиан, стал мюридом шейха Алауддина и служил ему до самой его смерти, случившейся в 1399/1400 году. От Аллауддина Аттара Якуб Чархи получил тайные знания ордена, иршад - право самому быть наставником суфиев, и силсилу - преемственную святость.

Некоторое время после смерти своего учителя Якуб Чархи оставался в Чаганиане. После кончины Амира Тимура в стране стало неспокойно, и шейх Якуб со своими учениками перебрался в Гиссарскую долину . Там в кишлаке Халкату близ современного Душанбе он основал новую суфийскую школу, в которой обучал своих мюридов согласно адабу тариката Накшбанди, наставив многих благочестивых мусульман на путь духовного совершенства. Сам будучи человеком необыкновенно добрым и высоконравственным, он учил этому и своих последователей. Шейх Якуб призывал своих учеников совершать только те поступки, которые будут непременно одобрены Аллахом. Большое значение Якуб Чархи придавал рабите - духовной связи человека с Богом посредством совершенного учителя, способного поддерживать эту связь неразрывной. Он также допускал джазбу (духовное привлечение), полагая, что Аллах может привлечь к служению любого человека и возвысить его до духовного совершенства независимо от глубины его знаний, уровня духовности и социального статуса. Поэтому он оставлял своим мюридам, будущим суфийским наставникам, право самим определять, чему обучать своих последователей - зикру нафи ва исбат или джазбе. Великий шейх ордена Хаджаган-Накжбанди свято соблюдал завет Бахауддина Накшбанда, говорившего что «сердце всегда должно быть с богом, а руки в труде». Якуб Чархи сам был большим тружеником и воспитывал своих учеников посредством физического труда. Вместе со своими мюридами великий шейх разбил большой сад на берегу реки Кафирниган, в котором работал до последних дней своей жизни. Якуб Чархи брал учеников только из числа хорошо подготовленных последователей тариката, способных понять те тайные знания, которыми он обладал сам. Духовный лидер ордена всегда ставил в пример одного из самых известных своих учеников Насыр-ад-дина Убайдуллаха ибн Махмуда Шаши (Ходжу Ахрара), повторяя:

Ученик, должен являться к своему муршиду так, как это делает Убайдуллах. Лампа и фитиль его целы, масла достаточно, остается лишь поднести к нему спичку

Хасан Камиль Йылмаз. Золотая Сильсиля. Цепь Преемственности шейхов тариката Накшибандийя-Халидийя

Шейх Якуб Чархи оставил после себя литературное наследие. Его главный труд «Рисала-йе Найия» рассматривает основные положения суфизма с точки зрения тариката Хаджаган-Накшбанди и содержит комментарии к труду Джалал ад-дина Руми «Маснави-е манави» («Поэма о скрытом смысле»). Его перу принадлежит также дошедший до нашего времени трактат «Рисала-йе мухтасар дар исботи вуxуди авлиё ва мурохибати эшон» («Краткий трактат в доказательстве бытия святых и их созерцания»), а также тафсир 29-го (Табрак) и 30-го (Амма) джузов Корана на таджикском языке.

Шейх Якуб ибн Осман ибн Махмуд ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Чархи умер в кишлаке Халкату в 851-м году хиджры 5-го числа месяца Сафар (1 мая 1447 года по григорианскому календарю). Тайные знания ордена чеканщиков и силсилу он передал своему мюриду Ходже Ахрару. Мазар хазрата Якуба Чархи ныне находится в сельской общине Гулистон района Рудаки Республики Таджикистан к юго-востоку от Душанбе (38’32’33,1’N 68’52’04,2’E).

араб. ??? ???? ????? ??? ????? ????????)(800 – около 873) - знаменитый арабский математик, философ, ученый и астролог, уроженец Басры, работал в «Доме мудрости» в Багдаде. Он был одним из тех лиц, кому халиф Аль-Мамун поручил перевести на арабский язык творения Аристотеля и других греческих философов. В Западной Европе был известен под латинизированным именем Alkindus, прозванный «Арабский Философ» Является автором около 250 трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. Основные труды: «Обзор сочинений Аристотеля», «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии». « О первой философии», «О пяти сущностях», «О ближайшей причине возникновения и уничтожения», «Об определениях и описаниях вещей», «О применении индийской арифметики», «О гармонии чисел», «О единстве с точки зрения числа», «О правильных многогранниках», «О приближении хорды круга», «О лучах», «О зажигательных зеркалах», «О причине голубого цвета неба», «О причине приливов и отливов» и др. До наших дней сохранилось около 40 трактатов. Переводчик и комментатор трудов Аристотеля. Основатель восточного перипатетизма(фалсафа). Он определял философию как "искусство" познания истинной природы вещей в меру человеческой способности, пришел к оригинальным идеям – совечности бытия духа и материи, к деятельности разума. В основе мира у него 5 «прасубстанций»: материя, форма, движение, пространство, время. Время вечно, но его оси как у колеса разные. Предмет философии Аль-Кинди трактовал как знания обо всем. Знание математики считал обязательным для понимания философии. Он первым стал стремиться к отделению философии от богословия. Аль-Кинди первым разработал концепцию четырех разумов: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом. выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: 1. логическо-математическую; 2. естественно-научную; 3. метафизическую (философскую). Он впервые осуществил запись музыкальных тонов и мелодий с помощью арабских букв.

Путешествия Ибн-Якуба

Писавший по-арабски испанский еврей Ибрахим ибн-Якуб в 965 году участвовал в кордовском посольстве к германскому императору Отгону I. Во второй половине X века славянские страны Центральной Европы все еще были для арабов «неведомыми землями». Ибн-Якуб – единственный раннесредневековый путешественник в славянскую Прибалтику, чьи личные наблюдения дошли до нас. Видимо, с торговыми целями он один проехал через Магдебург на средней Эльбе до «крепости князя Накона… именуемой Град… Море [Балтийское] с большим трудом проникает в страну Накона, ибо все его земли состоят из лугов, чащ и болот». Несомненно, Ибн-Якуб посетил славянский город Микилин, теперь Мекленбург, к югу от балтийского порта Висмара.

Ибн-Якуб описывает также путь от Магдебурга на юг, в страну Буислава (чешского князя Болеслава Грозного); через реку Мулдаву (Мульде, левый приток Эльбы), от нее 50 км до леса, который тянется «на 40 миль по непроходимым [Рудным] горам. Проехав лес, попадаешь в Прагу». «Страна Буислава [Чехия] простирается от Праги до Кракова на три недели пути. Город Прага крупнейший торговый центр в тех странах». Далее Ибн-Якуб описывает страну Мешко, т. е. Польшу, которой тогда правил князь Мешко I. «Это самая обширная из тех стран, и она богата зерном, медом и рыбой Со страной Мешко на востоке граничат русы, а на севере – брусы [пруссы]. Брусы селятся на брегах Мирового океана [Балтийского моря], у них свой особый язык, родственный литовскому; языка своих соседей они не понимают». К северо-западу от страны Мешко, в болотистой местности, живут славяне; у них на морском берегу «есть большой город… [Юмна-Волин, в устье Одры]. Они воюют с Мешко, и войско их многочисленно…»

, арабский путешественник первой половины Х века и автор путевых записок, еврей по национальности так характеризовал славян:
В общем, славяне смелы и воинственны, и, если бы они не раскололись на множество разобщенных групп и подразделений, то никакой народ на земле не устоял бы перед их натиском. Они населяют те страны, которые наиболее плодородны и наиболее обильны в средствах пропитания. Они занимаются с большим усердием земледелием и приобретением пропитания и превосходят в этом все народы севера.
В зоологическом трактате врача при дворе Сельджукидов, жившего в конце ХI - начале ХII веков, Шарафа аз-Замана Тахира ал-Марвази «Табаи ал-хайаван» («Природа животных») есть восторженое описание русов:
«Они - люди сильные, могучие, отправляются пешими к отдаленным местам для разбоя, и идут также на кораблях в Хазарское море, захватывают корабли и отнимают богатство, и отправляются в Константинополь, в море Понт и [текущий] в него канал. В прежние времена ходили в Хазарское море и овладели Бердаа на время. Их мужество и доблесть известны [тем, что] один из них соответствует нескольким из всего народа. Если бы были у них верховые животные и всадники, то усилились бы беды из-за них у людей.»
Интересно, что ал-Марвази полностью подтверждает известия о захвате русами Бердаа, о набегах на побережье Хвалынского моря, которое стараниями тех же русов перестало называться Хазарским. Путь которым уходили русы также свидетельствует о том, что это были воины из княжества Таматарха.
Ал-Марвази вторит уроженец Бухары, придворный литератор пенджабского султана Мухаммад Ауфи, живший в первой половине ХIII века, в своем труде «Сборные рассказы и блестящие предания» («Джавами ал-хикайат ва лавами ар-ривайат»):
«Они совершают походы на отдаленные земли, постоянно странствуют по морю на судах, нападают на каждое встречное судно и грабят его. Могуществом они превосходят все народы; только что у них нет лошадей; если бы у них были лошади, то они приобрели бы господство над многими народами.»
Извлечения из тех же материалов о русах встречаются, кроме того, в сочинении неизвестного автора « Ахбар аз-заман » (« Известия времени » ), неверно приписываемого ал-Мас"уди, в сочинении Ахмеда ат-Туси « Аджа"иб ал- махлукат » , в анонимном труде XII в. « Моджмал ат-таварих » , у крупнейшего арабского географа и космографа XIII в. Захарии ал-Казвини, у ал-Варрака (автора начала XIV в.), ал-Бакри (XI в.), ан-Нувайри (XIV в.), Мирхои Али аш-Ширази (XVI в.), Али эфенди да (XV в.), Шукруллаха (XVII в.) и др.
Как видно, по мнению арабских источников, только отсутствие достаточного количества лошадей у русов спасло мир от от их владычества...