Италия — не первая пострадавшая от землетрясений страна, которой помогает Россия. 16 апреля этого года в Эквадоре произошло разрушительное землетрясение, жертвами которого стали более 600 человек, тысячи людей были ранены и лишились крова. 22 апреля Ил-76 МЧС доставил 30 тонн груза гуманитарной помощи, в том числе палатки, передвижные электростанции и продукты питания в эту страну.

Ещё раньше, в январе, МЧС России направило в пострадавший от землетрясения Таджикистан более 32 тонн гуманитарной помощи, которая тоже состояла из электростанций, многоместных палаток, одеял.

30 декабря 2015 года в Киргизию отправился самолёт МЧС с более чем 40 тоннами гуманитарной помощи на борту. Он доставил людям, пострадавшим от разрушительного ноябрьского землетрясения, передвижные электростанции, многоместные палатки, одеяла, печи, посуду и продукты питания, сообщили в ведомстве.

Помогали подведомственные Владимира Пучкова и при ликвидации последствий землетрясения в Непале в апреле 2015 года. Помимо самолётов с гуманитарной помощью в эту страну направились около 90 сотрудников ведомства — спасатели отряда «Центроспас» и Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», в том числе спасатели-альпинисты, кинологические расчёты, медики и психологи.

  • Спасатель Центра спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России с лабрадором по кличке Грейс, обученным искать людей под завалами зданий, во время поисково-спасательной операции в Непале.
  • РИА Новости

Непальская газета Katmandu Post назвала их «высококвалифицированной группой специалистов». За время операции спасателями и кинологическими расчётами было обследовано 96 зданий и 53 тыс. 956 кв. м завалов. С помощью мобильного диагностического комплекса «Струна» обследовано более 26 зданий, в которых искали оставшихся под завалами людей. Кроме того, для обследования зон поиска применялся беспилотный летательный аппарат. В ходе спасательной операции была оказана медицинская и психологическая помощь более 500 пострадавшим — как россиянам, так и непальцам.

Пожары

13 августа в охваченную пожарами Португалию прибыли два самолёта-амфибии Бе-200 МЧС России. 14 августа они приступили к работе. К 21 августа российские экипажи самолётов потушили девять пожаров на площади 1,2 тыс. га, защитив от огня пять населённых пунктов и два национальных парка.

Португальская газета Diario de Noticias отметила в своей публикации, что помощь была предоставлена в рамках европейского механизма гражданской защиты, однако помимо россиян на борьбу с пожарами прибыли только испанские и итальянские спасатели, а также специалисты из Марокко. Премьер-министр Португалии Антониу Кошта поблагодарил авиагруппу МЧС России за помощь в тушении крупных лесных пожаров в стране.

Предыдущей точкой на карте мира, куда отправлялись самолёты-амфибии, была Индонезия. С 20 октября по 21 ноября 2015 года два самолёта Бе-200ЧС, оснащённые тепловизорами, участвовали в борьбе с лесными пожарами на острове Суматра. Операция МЧС помогла сохранить жилища свыше полутора тысяч индонезийцев. Бе-200 осуществили более 500 сливов на очаги пожаров, сбросив в общей сложности свыше 6 тыс. тонн воды.

Авиакатастрофы

Это было не первое появление Бе-200 в Индонезии. В начале 2015 года их задействовали в поиске и подъёме потерпевшего крушение самолёта AirAsia.

  • Reuters

Спасатели МЧС РФ были единственными из иностранных специалистов, задействованных в поднятии со дна Яванского моря хвостовой части фюзеляжа Airbus А320, в результате крушения которого 28 декабря погибли 162 человека. На территории акватории площадью 2,3 тыс. кв. км было обнаружено 117 обломков.

С помощью малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата Falcon МЧС обследовало 3100 кв. м морского дна. Помимо россиян в поисках принимали участие специалисты из французского Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA), прибывшие на судне, оснащённом гидрофонами — подводными акустическими устройствами.

Наводнения

14 октября 2015 года Ил-76 МЧС России доставил 30 тонн гуманитарной помощи для населения Мьянмы, пострадавшей от наводнения. В составе гуманитарного груза — продукты питания, одеяла, палатки, а также надувные лодки.

Гуманитарные операции

Ещё одним из важных видов деятельности российских спасателей является оказание помощи населению стран и территорий, находящихся в сложной гуманитарной и политической ситуации.

12 апреля 2015 года два российских самолёта эвакуировали из охваченного противостоянием хуситов и арабской коалиции Йемена около 300 человек, среди которых были граждане России, Египта, Сирии, США, Молдавии, Узбекистана и Казахстана. В обратном направлении в апреле и ноябре 2015 года следовали самолёты с гуманитарной помощью для населения страны.

На регулярной основе МЧС осуществляется гуманитарная помощь населению двух наиболее горячих точек мира — Сирии и востока Украины. С середины августа 2014 года Россия доставила в Донбасс свыше 63 тыс. тонн гуманитарных грузов с помощью 55 колонн.

В Сирию российские спасатели на регулярной основе доставляют гуманитарную помощь, где содержатся мясные, рыбные и молочные консервы, сахар, а также предметы первой необходимости, в том числе одеяла. В обратную сторону отправляются рейсы с гражданами России и ближнего зарубежья, пожелавшими покинуть зону конфликта.

Всего с 1993 года МЧС провело около 400 гуманитарных операций. С начала 2015 года, согласно данным ведомства, его сотрудники доставили в 18 стран свыше 90 тыс. тонн гуманитарной помощи.

1992 г . Оказание гуманитарной помощи мирному населению в зоне вооруженного конфликта в республиках Северная Осетия и Ингушетия.

1993 г . Оказание гуманитарной помощи мирному населению г. Ткварчели в зоне грузино-абхазского конфликта. В ходе операции, продолжавшейся более 5 суток, было вывезено 2 тыс. 965 человек, доставлено 438 тонн гуманитарных грузов.

1998 г . Проведение спасательных работ во время наводнения в Вологодской области, где в результате ледяных заторов на р. Северная Двина вблизи г. Великий Устюг были подтоплены 44 улицы города и 26 населенных пунктов с населением около 39 тыс. человек, а также в Республике Саха-Якутия, где ледяные заторы на р. Лена вызвали повышение уровня воды на 2,9 м выше критического, в результате чего в зоне затопления оказались более 172 населенных пунктов с населением 475 тыс. человек. Доставка гуманитарной помощи.

2000 г . Проведение работ на Северном Кавказе по приему и размещению временных переселенцев из Чеченской Республики и восстановлению систем жизнеобеспечения в населенных пунктах, пострадавших в ходе проведения антитеррористической операции.

2004 г . Ликвидация последствий террористического акта в школе №1 г. Беслана (Республика Северная Осетия-Алания).

2005 г . Участие в международной гуманитарной операции по оказанию помощи населению Юго-Восточной Азии, пострадавшему от цунами. В аэромобильном госпитале МЧС России была оказана помощь 3500 пострадавшим.

Доставка дизельного топлива в Корякский автономный округ, где в результате несвоевременного завоза топлива в нескольких населенных пунктах произошел сбой теплоснабжения. Авиацией МЧС России было совершено 105 авиарейсов и доставлено 1235 тонн топлива.

2008 г . Участие в предотвращении гуманитарной катастрофы в Южной Осетии вследствие агрессии Грузии.

Январь 2011 г.

Доставка гуманитарной помощи в Республику Таджикистан

Февраль 2011 г.

Операция по эвакуации Российских граждан и граждан иностранных государств из Республики Ливия

Март 2011 г.

Доставка гуманитарной помощи беженцам из Ливии

Доставка гуманитарной помощи в Республику Шри - Ланка

Доставка гуманитарной помощи в Республику Танзания

Эвакуация граждан из Ливии

Июнь 2011 г.

Доставка российских граждан из Республики Йемен

Июль 2011 г.

Июль 2011 г.

Доставка гуманитарной помощи в Ливию

Август 2011 г.

Доставка гуманитарной помощи в Республику Южная Осетия

Оказание помощи сербским коллегам в тушении пожаров

Сентябрь 2011 г.

Доставка гуманитарной помощи в Южную Осетию

Доставка гуманитарной помощи в Абхазию

Октябрь 2011 г.

Доставка гуманитарной помощи в Турцию

Ноябрь 2011 г.

Доставка первой партии гуманитарной помощи в сербский город Ниш для косовских сербов

Декабрь 2011 г.

Доставка гуманитарной помощи в Сербию

2012 г .-2014г.

12 марта 2012 г. - Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 г. и от 01.03.2012 при координации МИД России, МЧС России осуществило операцию по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии.

Материал собран, используя данные из открытых источников

За 20 лет существования МЧС России чрезвычайная помощь другим государствам была оказана более 350 раз в виде различных операций и проектов. Ряду стран многосторонняя помощь оказывалась неоднократно.

За прошедшие годы российские спасатели и пожарные оказали помощь за рубежом, спасая людей от землетрясений в Турции, Пакистане, Колумбии и Индии, на Тайване и Гаити, при цунами в Шри-Ланке и Индонезии, при тушении пожаров в Греции, Турции, Франции, Болгарии, Сербии, Португалии, в конфликтных и постконфликтных ситуациях в странах бывшей Югославии, Афганистане, Абхазии и Южной Осетии.

К основным направлениям международной деятельности МЧС России относятся:

Создание договорно-правовой базы: действуют более 40 межправительственных соглашений с зарубежными странами. Установлены партнерские связи с Евросоюзом, организациями системы ООН, ЧЭС Совета Европы, МОГО, НАТО, ОАЭ, которые зафиксированы в более чем 15 международных правовых документах;

Взаимодействие с ООН в области чрезвычайного гуманитарного реагирования: с 1993 г. началось сотрудничество с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое имеет практическую направленность и реализовано в период кризисов в бывшей Югославии в 1993-1996 гг. и в 1999-2000 гг., а также в Центральной Африке – в 1994–1995 гг. С 1998 по 2000 г. был осуществлен проект Программы развития ООН по созданию автошколы в Руанде. В 2002 г. под эгидой ООН была оказана гуманитарная помощь Афганистану, и началось практическое сотрудничество с ВПП ООН, которое закреплено в соответствующих международных правовых документах;

Развитие связей со странами, имеющими традиционно сильные службы гражданской защиты, предупреждения, спасения и борьбы с пожарами. МЧС России отработало совместные действия со Швейцарией, Грецией, Австрией по спасению людей и доставке гуманитарной помощи на Балканы в 1999-2000 гг. (операция «Фокус»), вместе с Таджикистаном и Киргизией проводило операции в Афганистане в 2001-2002 гг.;

Проведение международных учений и тренировок по ликвидации различных катастроф с целью взаимополезного обмена опытом с зарубежными партнерами и координации оперативных и крупномасштабных действий спасательных и противопожарных подразделений из разных стран.

Пожары и масштабные наводнения, ураганы, смерчи, землетрясения в мире. Такого рода чрезвычайные ситуации становятся в последнее время все более частыми. Россия всегда помогала странам Европы справиться с бедствиями в тех случаях, когда их национальные силы были не в состоянии локализовать ЧС.

Ситуация, когда национальные силы не в силах локализовать чрезвычайную ситуацию и неизбежен ущерб, ведет к обращению в МЧС России. Подобные примеры многочисленны. Мы оказывали государствам Европы помощь и продолжаем ее оказывать. Сейчас мы помогаем Сербии вернуть ее экономические территории в оборот. Наш саперный отряд работает там по очистке территорий.


О том, как взаимодействуют спасатели, рассказал заместитель министра, директор международной деятельности МЧС России Юрий Бражников («Российская газета» – Спецвыпуск «Европейский союз», № 5499 (123), 09.06.2011).

«Авиация МЧС России не раз тушила пожары в европейских странах.

Авиация является интернациональной услугой. Она действует за рубежом согласно законам и конвенции ИКАО – Международной организации гражданской авиации. А наши отряды выполняют задания Организации объединенных наций. Если мы работаем с Верховным комиссариатом по делам беженцев, в состав наших отрядов конвоя включены координаторы, которые блестяще знают английский язык. Поэтому наши отряды без проблем управляемы. А вся авиация в мире работает только на английском языке.

В борьбе с природными пожарами в 2010 г. России помогали группировки чрезвычайных служб разных стран.

Мы с благодарностью приняли помощь авиации ряда стран, которая включилась в наши боевые планы по борьбе с огнем и управлялась из единого штаба, созданного на базе Национального ЦУКСа, расположенного на улице Ватутина, 1 в Москве. Кроме того, штабы были развернуты в регионах. Как наш начальник авиации МЧС России управляет действиями своих подопечных, так он и управлял теми самолетами, которые прибыли в наше распоряжение.

Глава МЧС России Сергей Шойгу не раз выступал с инициативой создания в Европе международной группировки по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации.

Эта идея последовательно продвигается к практическому воплощению. В регионах, за рубежом мы создаем центры. Первый такой центр будет создан на базе договоренностей России и Сербии в городе Ниш. Три года назад этот аэродром силами МЧС России был разминирован. Там запланировано базировать наши гуманитарные силы и вместе с сербами работать по балканскому региону, который очень нуждается в обеспечении помощью при пожарах и других ЧС. Мы полагаем, что эта концепция будет принята в Евросоюзе, во всяком случае, переговоры такие ведутся. Совместными силами создадим концепцию развития таких многонациональных сил. И они будут развиваться с соответствующим базированием, там, где это требуется в первую очередь. В будущем обязательно создадим всеобъемлющую систему реагирования на чрезвычайные ситуации, катастрофы и кризисы.

В МЧС поступают высокотехнологические образцы техники для тушения пожаров и на плановой основе в соответствии с российским законодательством происходит приобретение этой техники, постановка на вооружение, обучение персонала. И, конечно, модернизация систем управления. Новую технику создаем совместно с Европой. Так, с австрийской фирмой “Розенбаум” МЧС России производит на базе шасси автомобилей “Камаз” высокотехнологичные пожарные машины. Этими машинами оснащают как российские подразделения, так и зарубежные. Интерес к ним в странах Европы огромный. И мы со своей стороны очень скрупулезно изучаем и оцениваем технику европейских фирм. Или предлагаем им создать совместные предприятия, или закупаем те или иные образцы по экспорту. Перенимаем высокотехнологичный опыт наших партнеров. Впрочем, такой же интерес проявляется и к нашей технике со стороны зарубежных спасателей».

Опыт проведения с зарубежными партнерами совместных учений в МЧС России накоплен в последние годы значительный. Несмотря на то, что отечественная спасательная служба еще достаточна молода, ее специалистам есть что показать и чем удивить своих иностранных коллег.

Возраст: 14 лет.

Ученик 7 класса, МАОУ «Молозоркальцевская СОШ», Тобольский район, Тюменская область,

Руководитель: Цейнер Алексей Викторович, учитель технологии.

Историко-исследовательская работа: «Какую роль играет авиация в спасательных операциях?»

План

1.Введение.

1.1 Актуальность исследования.

1.2 Цель и задачи исследования

2. История возникновения авиации МСЧ России.

3. Классификация авиации МЧС России.

4.Задачи авиации МЧС России.

5. Авиапарк МЧС России.

6.Примеры спасательных операций с помощью авиации.

7. Заключение.

1.Введение.

1.1 Актуальность исследования.

Ежегодно в России случаются большое количество различных чрезвычайных ситуаций различного характера, от быстрого и своевременного реагирование зависит степень их последствий и самое главное здоровье и человеческие жизни. Однако, учитывая огромную площадь территории России и недоступность многих районов, нужно признать, что без привлечения авиации проведении спасательных операций практически невозможно. Попробуем разобраться.

1.2 Цель и задачи исследования.

Цель работы: выяснить в процессе исследования степень значимости и роли авиации в проведении спасательных операций.

Задачи исследования: - изучить историю возникновения поисково-спасательной авиации России;

Изучить технические характеристики образцов авиационной поисково-спасательной техники;

Изучить перспективы внедрения беспилотной авиации в проведении спасательных операций;

По результатам исследования разработать собственный проект создания спасательной техники;

2. История возникновения авиации МСЧ России.

История Авиации МЧС России начинается с 13 марта 1992 года, когда По-становлением Правительства Российской Федерации № 154 был создан Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (ЦАМО или Центроспас) с отдельным авиационным звеном, получившим в своё распоряжение са-молёт Ил-76, два самолета Ан-74 и четыре вертолёта Ми-8.

Основное предназначение ЦАМО было определено как оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. С этого времени в системе МЧС России было организовано круглосуточное дежурство спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения в режиме постоянной готовности к быстрым действи-ям по оказанию экстренной помощи терпящим бедствие людям с готовностью вылета в зону ЧС на вертолёте - до 1 часа и на самолёте - до 3 часов.

В мае 1993 года для ликвидации ЧС регионального и территориального мас-штабов из МО РФ в распоряжение Центрального, Приволжско-Уральского, Сибирского и Дальневосточного региональных центров по делам ГОЧС были переданы отдельные вертолёт-ные отряды, укомплектованные многоцелевыми и транспортными вертолетами.

С момента создания все авиационные подразделения приняли участие практически во всех спа-сательных и гуманитарных операциях МЧС России международного, федерального, регио-нального и территориального масштаба.

Практика показала, что авиация - это та основа, на которой должна строиться мобильность и эффективность действий сил МЧС России. Именно для претворения этой концеп-ции в жизнь в мае 1995 года Постановлением Правительства РФ № 457 было создано Госу-дарственное унитарное авиационное предприятие (ГУАП) МЧС России. Задача авиационного обеспечения мероприятий МЧС РФ по оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации международного и федерального масштаба была возложена на созданную структуру. Кроме того, соединение ГУАП с ЦАМО с этого времени стало полигоном для отработки новых авиационно-спасательных технологий.

Создание структуры авиации на центральном и региональном уровнях позволили эффективно ее использовать как в России, так и за ее пределами. Многократно лётчи-ки МЧС России в сложнейших погодных, климатических и временных условиях, демонстри-руя высочайший профессионализм, оперативно перевозили спасателей, медиков, экспертов, необходимое оборудование и технику в зоны бедствий и катастроф.

Анализ применения авиации в деятельности МЧС России показал, что ни одна задача по выполнению или обеспечению работ в зоне ЧС сегодня не может быть эффективно реше-на без применения самолётов и вертолётов.

Универсальные профессиональные возможности летчиков и спасателей, высо-кая техническая оснащённость и автономность авиаподразделений сделали их незаменимы-ми при проведении работ по ликвидации природных, экологических, техногенных и социальных бедствий и катастроф, а также в зонах вооруженных конфликтов.

Подтверждением может служить ряд примеров действий авиации МЧС России по обеспечению ликвидаций последствий землетрясений, наводнений и цунами, тушению лесных, торфяных пожаров и пожаров на промышленных объектах, поиску потерпевших катастрофу самолётов, перевозке гуманитарных грузов, в том числе и по линии ООН.

Авиация МЧС РФ принимает также активное участие в специальных авиационных и спасательных учениях, выставках, показных полётах в ряде стран мира.

Все это примеры свидетельствуют, что Авиация МЧС России активно развивается и становится неза-менимым средством повышения оперативности и эффективности выполнения АСДНР.

Приоритетным направлением деятельности Авиации МЧС России является создание сбалансированной, оперативной и эффективной авиационной группировки, подготовке и поддержанию классной квалификации летного состава в целях повышения его готовности к авиационному обеспечению экстренного реагирования на ЧС.

Для решения задач ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций МЧС России располагает необходимой авиационной группировкой.

Современный парк специальных самолетов и вертолетов позволяет создавать необходимую авиационную группировку для поиска и спасения людей в труднодоступных местах и на воде, тушения пожаров, вести общую и специальную воздушную разведку, проводить аварийно-спасательные работы, перебрасывать в зоны чрезвычайных ситуаций силы и средства, эвакуировать пострадавших, организовывать воздушные пункты управления и решать другие задачи.

3.Классификация авиации МЧС России.

По назначению и выполняемым задачам Авиацию МЧС России можно разделить на че-тыре основных класса: многоцелевая, транспортная, поисково-спасательная и специальная авиация.

Многоцелевая авиация

Многоцелевая авиация - это самолеты и вертолеты, способные выполнять разнородные задачи без измене-ния их конструктивной схемы. Их универсальность обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, на планируемых к принятию на вооружение вертолётах Ка-226 в зависимости от задания можно установить пассажирскую или грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле-бёдку для краново-монтажных работ, а при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой он может применяться для ведения разведки.

В МЧС России многоцелевая авиация представлена отечественными вертолётами Ми-2, Ми-8, Ка-32 и западноевропейскими Бо-105 и Бк-117.

Транспортная авиация

Транспортная авиация включает самолеты и вертолеты, предназначенные в первую очередь для пере-возки грузов (грузовые), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские).

Грузовые - это транспортные самолёты и вертолёты, предназначенные для перевозки грузов и техни-ки с сопровождающим их персоналом. Они имеют грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз, оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Транспортно-десантные самолеты и вертолеты предназначены для высадки поисково-спасательных групп десантным и посадочным способом и осуществления воздушных перевозок личного состава, техники, материально-технических средств, эвакуации пострадавших и больных. Их фюзеляж представляет собой грузовую кабину для размещения личного со-става, техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в кабинах устанавливают десантно-транспортное обо-рудование.

На большинстве транспортно-десантных самолетов и вертолетов в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку на земле. Некоторые из них оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски спасателей, техники и грузов десанта на парашютных системах.

Грузопассажирские самолеты и вертолеты - это быстро переоборудуемые базовые пассажирские самолёты и вертолёты, при проектировании которых в конструкции фюзе-ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз-лы крепления контейнеров и поддонов. Примером являются все транспортные вертолёты Ми-8, Ми-6 и Ми-26, которые имеют не только грузовые модификации, но и в пассажирском варианте оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.

Пассажирские самолёты и вертолёты предназначены только для перевозки лю-дей. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо-рудования.

В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76, Ан-74 и вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-26.

Для пере-возки пострадавших из зон ЧС Авиация МЧС РФ располагает пассажирскими самолётами Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26 и Ми-8

В целом, воздушные суда, как правило, многофункциональны. Например, Ил-62м способен выполнять задачу в качестве воздушного пункта управления, осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций (до 114 человек), выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также комиссий по ЧС других министерств и ведомств, выполнять другие задачи.

Поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательная авиация предназначена для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов, а также населения из зон ЧС. Экипажи самолетов и вертолетов обучены приёмам по-иска пострадавших в различных условиях обстановки и их эвакуации.

Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро-сами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, спасательные средства и продовольствие.

Основными поисково-спасательными вертолетами, приме-няемыми в МЧС России, являются специализированные вертолёты Ка-32а, многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8, Бо-105 и Бк-117.

Специальная авиация

Противопожарная авиация предназначена для тушения лесных и тор-фяных пожаров. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8 и Ка-32 - ВСУ-5, Ми-26 - ВСУ-15 ёмко-стью 5 и 15 т огнегасящего раствора соответственно, а самолёты Ил-76тд оснащаются быстросъёмными выливными авиационными приборами ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 т воды. В ближайшей перспективе планируется эксплуатация самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 т воды.

Авиация экстренной медицинской помощи МЧС России предназначена для оказания не-отложной медицинской помощи в зонах ЧС и экстренной эвакуации больных и пострадавших в специализированные лечебные учреждения, участия в проведении срочных санитарных и про-тивоэпидемических мероприятий и т.д.

Все самолеты и вертолеты должны обеспечивать размещение в пассажирском салоне больных и пострадавших в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек-сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта. В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-74, Ил-76.

Кроме того, самолёт Ил-76 способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", аэромобильный госпиталь на 50 койко-мест, базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар-ные вертолёты Бо-105 и Бк-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель"

Самолеты и вертолеты управления и связи предназначены для руководства силами РСЧС в качестве воз-душных пунктов управления (ВзПУ) и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем-ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в качестве воздушных пунктов управления подготовлены самолёты Ил-62м и Як-42д и вертолёт Ми-8мт.

Патрульно-разведывательные самолеты и вертолеты МЧС России используются для мониторинга (на-блюдения) состояния местности и окружающей среды, выполнения общей и специальной разведки (инженерной, радиационной, химической, биологической, пожарной, ме-теорологической и других видов).

Патрулирование может проводиться в целях контроля внутренних и территориальных вод, лесных массивов,

движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов.

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки самолеты и вертолеты оборуду-ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео-съемки, радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо-ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля, средствами связи.

Патрульно-разведывательные задачи могут выполнять модификации самолётов Ан-74 и вер-толётов Ми-2, Ми-8, Ка-32. Также в МЧС России для этих целей применяются вертолёты Бо-105 и Бк-117.

4. Задачи поисково- спасательной авиации МЧС России.

К поисково-спасательным и аварийным работам с участием авиации относятся:

Поиск, обнаружение и эвакуация пострадавших с изолированных объектов и площадок, спасение пассажиров и экипажей судов при бедствии на воде;

Наведение наземных поисково-спасательных сил в зонах чрезвычайных ситуаций на объекты поиска, терпящие бедствие морские и речные суда;

Десантирование спасательных групп парашютным, безпаращютным и посадочным способами;

Демонтаж и монтаж строительных конструкций, разбор завалов.

К выполнению поисково-спасательных работ могут быть привлечены почти все типы самолетов и вертолетов МЧС России. Лишь для ведения поисково-спасательных работ в условиях высокогорья могут использоваться только вертолеты, которые имеет большую тяговооруженность.

Все вертолеты, предназначенные для спасения людей, должны быть оборудованы специальными средствами спасения людей (без посадки), средствами радиосвязи, а также внешними подвесками для подъема и транспортировки грузов.

Формирования РСЧС для проведения поисково-спасательных работ применяют, в основном, вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирс-ком вариантах.

Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенностей салона, спо-собен принять на борт 9-11 или 28-30 пассажиров. Транспортный вариант Ми-8 имеет боль-шой грузовой люк, усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека. Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт в режиме зависания до 40 м грузы весом до 150 кг, а также забирать с земли (воды) при помощи спусковых устройств СУ-Р по три человека.

Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета - 4000 кг, дальность полета с 28 пассажирами на борту - 500 км, максимальная высота полета - 6000 м. Вертолету разрешена посад-ка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на площадках, расположенных на высотах до 4500 м. Для посадки на е площадки ночью на вертолете установлены две фары ПРФ-4.

Вертолет Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг внутри кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. Спасательное подъемное устройство имеет мак-симальную грузоподъемность 300 кг. Практический потолок полета вертолета - 6000 м.

Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг, а также для перевозки 60 человек на носилках или 82 спасателей.

Вертолет Ми-2 используется для проведения поисково-спасательных работ при ликвидации локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту - 160 км.

5.Авиапарк МЧС России

В настоящее время авиация МЧС включает в себя транспортные самолеты Ил-76ТД, которые могут быть переоборудованы в пожарные всего за четыре часа. " />

Воздушные пункты управления на базе самолетов Як-42Д и Ил-62М. Самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, незаменимые на аэродромах Сибири и Дальнего Востока.

Новый многоцелевой самолет Ан-3 с турбовинтовым двигателем.

БЕ-200ЧС - НОВЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ АВИАЦИОННЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 21 ВЕКА.

Сегодня авиация МЧС России располагает 3 самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, которые находятся на боевом дежурстве на подмосковном аэродроме «Раменское» и в Хабаровске на Дальнем Востоке. В ближайшее время планируется базирование Бе-200ЧС в Красноярске.

Самолет-амфибия Бе-200ЧС предназначен для транспортных и пассажирских перевозок (72 пассажира или 7500 кг груза); тушения пожаров с забором воды при глиссировании до 12 тонн за 12-14 секунд и ее сброс на очаг пожара с высоты 20-40 м на скорости 215-270 км/ч за 1-2 сек.; поисково-спасательных работ на суше и водных акваториях; ведения воздушной и инженерной разведки; контроля прибрежных вод и экономических зон; мониторинга экологической обстановки и других задач.

За одну топливную заправку в пределах 8 тонн самолет Бе-200ЧС способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды при удалении от аэродрома взлета до 100 км.

Высокие взлетно-посадочные характеристики обеспечивают эксплуатацию Бе-200ЧС с аэродромов класса «В» с длиной ВПП до 1800 м.

В санитарном варианте самолет-амфибия обеспечивает эвакуацию на специальных носилках до 40 раненых в сопровождении медиков.

Для обеспечения точной навигации по маршруту, в районе авиационных работ и при заходе на посадку Бе-200ЧС оснащен пилотажно-навигационным комплексом АРИА-200 с характеристиками точности навигации, соответствующими требованиям RNP-1 ИКАО. АРИА-200 обеспечивает в полете автоматический контроль, анализ и запись параметров полета, работы двигателей и всех бортовых систем самолета.

В поисково-спасательном варианте Бе-200ЧС оснащается надувной шлюпкой «Орион-25С», спасательными плотами типа ПСН-10 и ПСН-25/30, которые позволяют успешно спасать терпящих бедствие на акваториях.

В варианте морского спасателя самолет оснащается, кроме того, радиостанциями морского диапазона, поисковыми прожекторами, системой внешнего звукового оповещения SG-U-600, а также медицинским диагностическим оборудованием.

Возможности многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС были представлены в ходе демонстрационных полетов на о. Сардиния (Италия) в 2003 г. и в аэропорту «Внуково» в августе 2004 г.

Российские авиационные технологии спасения и тушения пожаров с применением Бе-200ЧС были удостоены золотой медали на 32-м международном салоне новой техники и технологий в 2004 г. в Женеве.

Аэромобильные спасательные комплексы

Особой гордостью авиации МЧС являются аэромобильные спасательные комплексы (АСК). Указанные комплексы входят в состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и способны проводить спасательные операции и гуманитарные акции в различных климатогеографических условиях, в любое время года и суток. АСК представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности авиационной и спасательной техники в сочетании с высоким уровнем профессиональной подготовки летных экипажей и спасателей при условии четкой организации и взаимодействия в ходе проведения поисково-спасательных работ. Состав аэромобильных спасательных комплексов в зависимости от видов и масштабов ЧС, а также от поставленной задачи, может быть оперативно изменен.

Основу аэромобильных спасательных комплексов составляет один или несколько транспортных самолетов типа ИЛ-76, которые выполняют в основном задачи по доставке составляющих комплексов и в то же время могут решать такие самостоятельные задачи, как тушение очагов пожара, поиск и обнаружение потерпевших, эвакуация пострадавших из зоны ЧС.

В состав первого варианта АСК входят спасательные вертолеты легкого класса типа БО-105 (БК-117), которые имеют оптимальные габаритные размеры и складывающиеся лопасти, обеспечивающие возможность их транспортировки в самолете ИЛ-76. Время подготовки к вылету данных вертолетов после выгрузки из самолета не превышает 20 минут.

Данный вариант АСК является основным и хорошо зарекомендовавшим себя при работах на региональных, федеральных, трансграничных ЧС, а также при проведении международных спасательных акций и гуманитарных миссий. Задачи по предназначению выполняются автономно, в течение не более двух недель.

Транспортный самолет ИЛ-76 обеспечивает доставку комплекса в заданный регион. Автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости обеспечивает доставку основной группы спасателей и специалистов в зону ЧС и их работу в зоне. Как правило, в комплект данной техники входит типовое специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент, обеспечивающий работы при практически любых видах ЧС (за исключением химически опасных техногенных аварий). В случае возникновения химических техногенных аварий и катастроф данная аварийно-спасательная техника комплектуется специальным снаряжением и инструментом. Средства автомобильного жизнеобеспечения включают в себя пневмокаркасные модули с отоплением, освещением, местами для размещения спасателей, медиков и специалистов. Эксплуатационный, температурный диапазон применения средств жизнеобеспечения от -40°С до +50°С. Спасательный вертолет легкого класса типа БО-105 (БК-117) обеспечивает поисковые, при необходимости аварийно-спасательные мероприятия, а также выполняет мониторинг места ЧС, контролирует распространение последствий ЧС, координирует действия спасательных групп, а в некоторых случаях применяется для экстренной передислокации поисково-спасательных групп в различные точки зоны ЧС.

В составе второго варианта АСК находятся вертолет легкого класса типа БО-105 (БК-117), легко трансформируемый из аварийно-спасательного в санитарный вариант, аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, автомобильная техника повышенной проходимости, группа квалифицированного медицинского персонала и спасатели.

Данный вариант АСК применяется в основном при федеральных и трансграничных ЧС с большим количеством пострадавших. Это, как правило, результаты стихийных бедствий - наводнений, землетрясений, а также последствий международных конфликтов. Данный вариант АСК применялся в Югославии, Индии, Турции, Афганистане, Ленске, Каспийске и др.

Третий вариант АСК - это вариант десантируемого аэромобильного комплекса. В этом случае самолет ИЛ-76 оснащается штатным десантным оборудованием для десантирования грузовых платформ типа П-7, ПП-128. Данный вариант АСК обеспечивает экстренную доставку аварийно-спасательной техники, средств жизнеобеспечения, медиков и спасателей в заданную точку методом парашютного десантирования грузовых платформ, на которых устанавливается автомобильная техника повышенной проходимости, комплект аэромобильного госпиталя со средствами жизнеобеспечения.

Экипаж самолета ИЛ-76 осуществляет десантирование грузовых платформ в заданную точку с высоты 500-800 м, далее с набором высоты 800-1500 м производится десантирование спасателей и медицинского персонала аэромобильного госпиталя, прошедшего специальную парашютно-десантную подготовку. Доставка неподготовленных специалистов осуществляется на парашютных системах типа «Тандем» парашютистами-спасателями, имеющими допуск в качестве тандем-пилотов. Личный состав с помощью автомобильной техники повышенной проходимости производит подбор парашютно-десантной техники и аэромобильного госпиталя и осуществляет передислокацию в базовую точку. Далее производится разворачивание госпиталя и систем жизнеобеспечения. Оказание первой помощи пострадавшим может быть произведено уже через 20-30 минут после приземления и расшвартовки госпиталя, а полномасштабная деятельность госпиталя по приему пострадавших с рентгеновским контролем осуществляется через 45 минут - 1 час.

Четвертый вариант АСК предназначен для экстренной доставки групповых спасательных плавсредств терпящим бедствие на акваториях Мирового океана также методом десантирования. В этом случае на самолет ИЛ-76 устанавливается штатное напольное оборудование, на котором размещаются парашютно-грузовые системы типа ПГС-1000 с установленными на них спасательными плавсредствами. Максимальное количество десантируемых платформ - 26, по четыре плота типа ПСН-10МК на каждой. Технологически все плоты соединены в так называемую гирлянду.

Десантирование осуществляется с высокой степенью точности с высоты 150-200 м с наветренной стороны от терпящих бедствие. В заключительном заходе производится десантирование спасателей в специальном снаряжении для обеспечения подъема пострадавших на борт спасательных плавсредств.

Пятый вариант АСК предназначен для экстренной доставки спасательных средств и средств жизнеобеспечения грузов гуманитарной помощи на малогабаритных парашютно-грузовых системах типа ПГС-500 и ПГС-1000 с высот от 300 до 7000 м. Высотное десантирование, как правило, применяется в условиях высокогорья и в зонах международных конфликтов. Рассмотренные варианты аэромобильных спасательных комплексов далеко не полностью исчерпывают возможности самолетов типа ИЛ-76 как базовых носителей авиационных технологий. Так, на протяжении многих лет достаточно эффективно используются выливные авиационные приборы ВАП-2, предназначенные для тушения ландшафтных (лесных) пожаров с борта самолета Ил-76ТД и представляющие собой легкосъемную, монтируемую в грузовой кабине самолета танкерную систему, заполненную огнегасящей жидкостью (водой или реагентом). Емкость двух резервуаров системы составляет 40 куб. м. Слив огнегасящей жидкости осуществляется через сливную систему, выполненную в виде лотков при открытом заднем люке и рампе. Слив производится с высоты 50-100 м и занимает 6-8 секунд. Заправка ВАП осуществляется на аэродроме через рукава, заведенные в грузовую кабину от гидрантов и пожарных систем. Время заправки составляет 10-30 минут.

«Винтокрылые спасатели»

Особое место в развитии и применении новых авиационных технологий занимают вертолеты авиации МЧС России. Вертолетный парк включает такие уникальные машины, как Ми-8 и Ка-32,

легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо-105, БК-117, а также тяжелый многофункциональный вертолет Ми-26Т.

Нет смысла перечислять все задачи, которые выполняют «винтокрылые спасатели». Наиболее актуальной остается проблема пожаротушения. В этом направлении специалистами МЧС России внесен существенный вклад в развитие авиационных технологий по пожаротушению. Разработаны и успешно применяются водосливные устройства типа ВСУ-5 для использования на внешней подвеске вертолетов типа МИ-8, а также ВСУ-15 для использования на внешней подвеске вертолетов типа МИ-26. Эксплуатация в реальных условиях продемонстрировала высокую эффективность указанных устройств.

Кроме того, на базе системы типа ВСУ разработана и внедрена авиационная технология экстренной нейтрализации нефтяных загрязнений на суше и водных акваториях (за счет распыления специальных растворов, поглощающих нефтепродукты). Подобная система, ВОП-3, находит все более широкое применение.

Одной из последних разработок в области авиационных технологий является применение подвесной корзины для эвакуации из зоны ЧС пострадавших на внешней подвеске вертолета МИ-8. Непосредственно корзина представляет собой сборно-разборную конструкцию, которая предназначена для спасения (эвакуации) людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, на крышах высотных горящих домов, на островках твердой земли при селях и наводнениях, то есть в условиях, когда посадка вертолета не представляется возможной.

Эффективной также является дистанционная система ДВС-УЛЗ-ФРЗ, предназначенная для уничтожения ледяных заторов с использованием фюзеляжного раскладчика, промежуточного дистанционного устройства и зарядов аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия. Основной принцип работы заключается в выбросе зарядов, снабженных взрывателями, с установленным (необходимым) интервалом времени с вертолета Ми-8МТ.

Уникальным по своей значимости является создание авиационной технологии на базе легких вертолетов типа БО-105, БК-117 для оказания экстренной помощи пострадавшим при различных ЧС в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день отработана и оформлена нормативно-правовая база для выполнения данного вида работ в московском мегаполисе, подготовлены посадочные площадки на территориях ряда московских городских больниц, сформированы и обучены экипажи вертолетов и бригады Комитета здравоохранения г. Москвы для оказания экстренной помощи, организовано регулярное дежурство.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день МЧС - единственная структура в стране, соединившая в единое целое авиацию и спасателей. Министерство обладает уникальной техникой и высокопрофессиональными экипажами для проведения специальных аварийно-спасательных работ. Авиация - основа мобильности и эффективности действий любой «чрезвычайной» службы.

6.Примеры спасательных операций с помощью авиации.

«Спасение экспедиции челюскинцев»

13 апреля 2014 г. исполнилось 80 лет со времени успешного завершения беспримерной по масштабам арктической экспедиции по спасению 104 человек команды и научной экспедиции раздавленного льдами парохода «Челюскин» на Чукотке.

Эта гуманитарная миссия имела мощный политический резонанс во всем мире. Не случайно спустя три дня после её успешного завершения, 16 апреля 1934 г., ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Первыми Героями стали семь летчиков, вывезших зимовщиков со льдины — Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин , остальных пилотов и бортмехаников наградили орденами. Впоследствии за мужество и героизм звание Героя Советского Союза в СССР получили более 12 тысяч человек. В новой России это высшее отличие трансформировалось в звание Героя России. Между тем полеты на льдину и эвакуация людей из ледового лагеря — это героическая, но всего лишь «надводная» часть «айсберга» проделанной работы, в то время как его «подводная» или «рабочая» часть осталась практически забытой. Достаточно полную и «непридуманную» картину коллективного подвига сохранил лишь сборник воспоминаний «Как мы спасали челюскинцев» . Накануне празднования 7 ноября 1933 г. начальник научной экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт радировал в Москву, что они находятся в Беринговом проливе у острова Диомида, всего лишь в двух милях от чистой воды.

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, Челюскин (пароход) вышел из Мурманска во Владивосток. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. Он дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года ему удалось войти в Берингов пролив, однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека.

На «Юнкерсе» W-34 вывезли на материк остальных челюскинцев. Всего летчики совершили 24 рейса.

Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены за счет авиации.

«Война на Северном Кавказе»

Чеченские события 1994-1995 годов явились серьезным испытанием для МЧС России и создаваемой авиации. Вместе с авиацией МО и МВД России, обеспечивавших переброску воинских подразделений и частей, боевой техники в район вооруженного конфликта, авиация МЧС России выполняла гуманитарные задачи, эвакуацию беженцев, больных и раненых из районов боевых действий, поставляла грузы гуманитарной помощи. С началом чеченского конфликта был сформирован отдельный вертолетный отряд для выполнения гуманитарной миссии.

На вертолетах летчики министерства только за январь-апрель 1995 года совершили 654 боевых вылета. Под постоянными обстрелами бандитских формирований из пунктов боевых действий авиагруппа эвакуировала 4112 человек раненых, больных, беженцев. В различные районы вооруженного конфликта вертолетами оперативной группы МЧС России было доставлено 317 тонн продовольствия, медикаментов и гуманитарных грузов. Вертолетчики (командир отряда С. Зикеев) организовали эвакуацию раненых и больных непосредственно с поля боя в госпитали и больницы. Неоднократно подвергавшиеся стрелковому обстрелу со стороны бандформирований они не потеряли ни одного летательного аппарата, ни одного экипажа.

Первыми авиаторами МЧС России, получившими боевые награды за спасение людей стали: полковники Гарин В., Пластков А., Зикеев С., Мирошниченко О., Мудренов В., Бортан С., Павлов А., генерал-лейтенант запаса Козлов Л.

«Спасательная операция и тушение пожаров в Курганской облости.

Самой крупной операцией с применением авиации МЧС России стало тушение в мае 2004 года лесных пожаров в Курганской области. В состав противопожарной авиационной группировки министерства вошли два самолета-танкера Ил-76ТД, три вертолета Ми-26Т и два вертолета Ми-8МТВ, оборудованные специальными выливными приборами. В период с 14 по 20 мая авиация МЧС России совершила в Курганской области 145 вылетов на тушение крупных очагов лесных пожаров. На них было сброшено в общей сложности 12 тысяч 789 тонн воды и специальных огнетушащих реагентов. Благодаря оперативным и профессиональным действиям авиаторов МЧС России удалось не допустить подхода огня к 13 населенным пунктам.

7. Заключение.

Авиация - это та основа, на которой строится мобильность и эффективность действий Чрезвычайной службы России.

В ходе исследования была выполнена основная задача - выяснить в процессе исследования степень значимости и роли авиации в проведении спасательных операций. Россия -огромная страна, со своим неповторимыми и разнообразными просторами. Большое количество красивых, но труднодоступных мест

Осуществлению экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации способствует развитие современных авиационных технологий спасения как наиболее эффективных способов реагирования на чрезвычайные ситуации и спасения терпящих бедствие людей.
Современный парк специальных самолетов и вертолетов МЧС России позволяет создавать авиационную группировку для пожаротушения, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, организовывать воздушные пункты управления, ведения инженерной, радиационной и химической разведки, оказывать экстренную медицинскую помощь в крупных мегаполисах и т.д.

8.Вывод

На сегодняшний день авиация бесспорно занимает ведущее место в поисково-спасательных операциях. Одной из главных причин этого лидерства- быстрое реагирование и мобильность с учётом огромных территорий России. Ведутся большие разработки в создании новой авиационной спасательной техники. Всё больший акцент делается на беспилотную поисковую авиацию. Хотелось бы увидеть на вооружении МЧС такие машины как лёгкие экранопланы, аэроглиссеры, и т.д.

Проводя исследование я работал над собственным проектом спасательной техники - это модель самолёта амфиби

Список использованной литературы

3.http://www.mchs.gov.ru/
4. МЧС России, [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.].: 2010. - Режим доступа: www.mchs.gov.ru

12.Книга " Авиация России" ЗАО «Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2009 год.

За время своего существования Якутская Республиканская поисково-спасательная служба МЧС России, а впоследствии Государственное учреждение "Пожарно-спасательная служба РС (Я)" приняла участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера таких как:

  • 1994 год: Эвакуация населения из затопленного весенним паводком пригорода г. Якутска, работы по демеркуризации школы № 30 и ГПТУ-14, поиск детей в лесу и поиски ребенка, провалившегося под лед в Сайсарском озере, поиск и спасение людей, заблудившихся в тундре в условиях пурги.
  • 1995 год: Поиск людей в тундре, ликвидация последствий паводка в пригороде г. Якутска, тушение лесных пожаров в окрестностях сел Табага, Владимировка, поиск утонувших людей.
  • 1996 год: Январь - пожар в здании аэропорта "Туймаада";

в ночь с 14 на 16 марта разразилась трагедия в наслеге Ожулун, Чурапчинского улуса, при пожаре общежития сельского профтехучилища погибло 17 человек;

апрель - работы по демеркуризации жилого дома, принадлежащего АК "Якутскэнерго".

1997 год: Работа по ликвидации последствий размораживания объектов в населенных пунктах Республики: 1 января произошел взрыв котельной в п. Батагай-Алыта, а в начале февраля взорвалась водозаборная станция в п. Борогонцы;

май - наводнение в с. Эдейцы Намского улуса;

декабрь - ликвидация последствий пожара в доме престарелых в селе Ой Хангаласского улуса, в огне погибло 9 человек.

1998 год: Январь - остановилась центральная котельная в г. Вилюйск, разморозилось 107 объектов жилья и соцкультбыта;

май - ликвидация последствий затопления г. Ленск.

1999 год: Январь - встала система отопления в поселке Тополиное, Томпонского улуса;

следом за этим аналогичное происшествие произошло в поселке Зеленый мыс Нижне-Колымского улуса и в Чурапчинском улусе;

февраль - вышло из строя оборудование квартальной котельной поселка Сеген-Кюель Кобяйского улуса;

авария газопровода в Хангаласском улусе.

  • 2000 год: Ноябрь - пожар в жилом доме на ул. Курнатовского в г. Якутске, спасателями было извлечено 10 тел погибших людей.
  • 2001 год: Январь - авиакатастрофа вертолета;

Май - затопление г. Ленск, п. Хандыга и с. Кэскил;

апрель - поиски в лавине человека в отроге Момского хребта.

  • 2002 год: Декабрь - из-за неравномерного давления газа произошло почти одновременное возгорание 11 частных объектов, стоявших на газовом теплоснабжении.
  • 2003 год: взрыв газового баллона на теплоходе "Ярославец".
  • 2004 год: взрыв нефтеналивного танкера в районе п. Юрюнг-Хая.
  • 2005 год: Март - в районе ледовой переправы Н. Бестях ушли под лед а/м УАЗ 2206, "Тойота", извлечение автомашин на поверхность;

апрель - в районе п. Нижний Бестях, ледовая переправа ушел под лед а/м Камаз с прицепом, извлечение автомашины с применением металлических тросов;

май - в Амгинском улусе на р. Амга затонул трактор с людьми, поиск а/м и извлечение тел двух погибших;

декабрь - г. Якутск, ул. Заводская, 2/1 - пожар в жилом доме, пострадали 31 человек, 7 человек погибло;

в Усть-Янском улусе потерпел аварию вертолет МИ-8 с пассажирами, поиск вертолета в труднодоступной местности, эвакуация пострадавших.

2006 год: Январь - произошел пожар в центральном городском коллекторе г. Якутска, спасатели принимали участие в локализации и ликвидации пожара, эвакуации пострадавших, организовывали страховку для спуска пожарных, подавали пожарные рукава, обеспечивали освещение;

март - в районе п. Чокурдах упал вертолет МИ - 8, поиск, эвакуация 7 пострадавших в г. Якутск и транспортировка 5 погибших в п. Чокурдах;

май - в п. Пеледуй Ленского района на нефтепроводе "Талакан-Витим" произошла авария с последующим разливом около 10 тонн нефтепродуктов, выставление боновых заграждений, проведение обработки нефтепродуктов сорбентом и их сбор;

июнь - наводнение в п. Витим Ленского района, эвакуация населения, материальных ценностей, осуществление круглосуточного контроля за уровнем воды, доставка гуманитарной помощи и т.д.; наводнение в г. Олекминск - эвакуация населения, материальных ценностей;

ноябрь - Оймяконский район - поиск пострадавшего в лавине.

2007 год: Май - работы по ликвидации чрезвычайной ситуации и эвакуации людей, находящихся в зоне бедствия при наводнении в период весеннего половодья на территории Республики Саха (Якутия). Проводились работы по восстановлению поврежденных дамб, организации мостовых переправ, эвакуации и спасению населения, выставлению контрольных постов, решению эвакуационных вопросов, спасению материальных ценностей, доставке гуманитарных грузов, ликвидации ледовых заторов и др;

с июня-сентябрь.- из-за бездорожья и распутицы п. Сегян-Кюэль Кобяйского улуса оказался отрезанным от районного центра, спасателями ГУ "ПСС РС(Я)" осуществлялась работа по обеспечению жизнедеятельности населения п. Сегян-Кюэль, организована круглосуточная перевозка людей на вездеходах на пневматиках сверхнизкого давления по маршруту п. Сегян-Кюэль - п. Батамай и обратно, обеспечение продуктами питания, почтой и др. Перевезено 170 человек.

ГКУ РС(Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» функционирует на территории Якутии с 1993 года. 1 января 1993 года в республике была образована Якутская Республиканская поисково-спасательная служба МЧС России. Сегодня это довольно крупная спасательная структура, способная обеспечить регион защитой в области ЧС и пожаров.

В Службе спасения РС (Я) работают 190 человек - настоящие профессионалы своего дела.

В состав ГКУ «Служба спасения РС (Я)» входит 4 управления:

  • · Управление организации взаимодействия деятельности Якутской территориальной подсистемы единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по РС(Я)
  • · Управление мониторинга, прогноза, подготовки и обучения
  • · Управление оперативно-хозяйственного обеспечения
  • · Управление поисково-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях

В свою очередь в Управление поисково-спасательных работ входит 4 отряда, кинологический расчет и 2 районных отряда: Алданский и Нерюнгринский.

АЭРОМОБИЛЬНЫЙ ОТРЯД

Аэромобильный отряд создан в 2003 году на базе ГКУ "Служба спасения РС (Я)"

Спасатели аэромобильный отряд постоянно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду. В повседневной работе аварийно-спасательными формированиями обеспечивается круглосуточная постоянная готовность спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения к быстрым и эффективным действиям, направленным на спасение человеческих жизней, материальных ресурсов и сохранения производственного потенциала нашей республики.

Состав аэромобильного отряда насчитывает 34 человека, из них:

спасатель международного класса - 2

спасатель 1 класса - 2

спасатель 2 класса - 6

спасатель 3 класса - 8

спасатель - 16

ВОДОЛАЗНЫЙ ОТРЯД

В августе 2004 года на базе ГКУ "Служба спасения РС (Я)" был создан водолазный отряд из 5 человек.

Состав водолазного отряда насчитывает 11 водолазных специалистов различной квалификации, двое из которых водолазы 1 класса 1-2 группы специализации, двое 2 класса 1-2 группы специализации, остальные 3 класса 3 группы квалификации.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ОТРЯД

В автомобильном отряде ГКУ «Служба спасения РС (Я)» на данный момент находится на вооружении всего 98 единиц техники. Из них:

  • 16 единиц легкового автомобиля
  • 19 единиц грузового автомобиля
  • 4 единицы прицепа
  • 3 мотоцикла
  • 6 единиц специальной вездеходной техники
  • 8 единиц бронетанковой техники
  • 9 единиц ледорезной техники на базе МТЗ - 82 и ДТ - 75
  • 33 единицы плавательных средств.

На постоянном дежурстве по городу Якутску и прилегающей территории задействована АСА «Газель» ГАЗ-27057 гос. № 46-53 то, оснащенный АСИ «Lukas», выдвижной лестницей, альпинистским снаряжением, дисковой бензопилой «Партнёр». Также на вооружении имеется специальный автомобиль с водолазным снаряжением на базе ЗИЛ-131, где установлены электростанция на 12 кВт и воздушный компрессор.

Для проведения аварийно-спасательных работ, для доставки гуманитарной помощи и сопровождения колонн привлекаются автомашины ГАЗ-66 и АСА «Камаз-4310 (КУНГ)», Урал-42112 (ВАХТА), оборудованные радиостанцией и светозвуковым устройством.

Для проведения превентивных мероприятий используется тракторная буровая техника БГМ-1 на базе МТЗ-82 и МЗЦ-75 на базеДТ-75.

Экспериментальная специальная вездеходная техника, такие как АСВ «Радиан» используются для работы в особо труднодоступных местах, где другая техника не имеет возможности работать (болото, мари, межсезонье, ледяные торосы). Например, АСВ «Радиан» совместно с снегоходами «Буран» использовались на зачернение реки в период проведения превентивных мероприятии по безопасному пропуску паводковых вод, а также вездеход использовался летом при обеспечении безопасности изыскательной группы в Амгинском, Усть-Майском, Кобяйском и Вилюйском районах.

В летнее время организуется совместное патрулирование и дежурство с ГИМС в местах массового отдыха людей на реке Лене и озёрах.

Личный состав автомобильного отряда насчитывает 20 человек:

Начальник автомобильного отряда

Заведующий гаражом

17 водителей

ОТРЯД ВЗРЫВНЫХ РАБОТ

Отряд взрывных работ был создан в январе 2007 года для выполнения задач по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера

Предметом деятельности отряда взрывных работ являются:

Ликвидация ледовых заторов

Применение взрывчатых материалов при освобождении плавсредств от затирания льдами

Применение взрывчатых материалов для безопасного пропуска паводковых вод

Применение взрывчатых материалов при тушении лесных пожаров.

В настоящее время в отряде работает 5 человек.

КИНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Кинологический расчет был создан в составе ГКУ «Служба спасения РС (Я)» 1 января 2007 года. В состав расчета входят 2 спасателя-кинолога. На начало работы в 2007 году имелись две служебные собаки. Основной задачей расчета является использование служебных собак при проведении ПСР различных видов. Оснащение расчета - вольер и питомник для собак, автомашина «Соболь». В настоящее время кинологическая группа имеет двух щенков породы немецкая овчарка.