Довольно часто родители жалуются на то, что дети сталкиваются с проблемами при произношении сложных для них звуков. Как правило, наибольшую трудность для них представляют шипящие звуки; в частности вопросы родителей, связаны с тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы «с», «к» и другие. Отработке этого навыка нужно уделить должно внимание еще в детстве.

Звук С - проблемный в произношении

Несмотря на то, что большинство родителей обращается за логопедической помощью чаще всего тогда, когда ребенку уже исполняется 5 лет, большинство педиатров сходится во мнении – начинать работу над звукопроизношением нужно гораздо раньше.

Это не позволит неправильному произношению звука закрепиться. Для осуществления таких занятий вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно усвоить лишь несколько простых приемов.


Советы по произношению звука С

Как правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителям

Как научить ребёнка говорить шипящие, в том числе - букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены.

В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения.


Логопедические занятия надо начинать чем раньше

Упражнения на развитие навыков звукопроизношения полезны не только детям, имеющим те или иные проблемы с речью, но и вполне здоровым, благодаря тому, что отлично развивают артикуляционный аппарат, делая его более подвижным и гибким.

В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить.

Как строится работа над звукопроизношением?

  • Для начала необходимо выяснить, какие именно органы речи участвуют в произношении звуков, вызывающих проблемы у ребёнка. Над ними нужно будет работать в первую очередь при помощи артикуляционной гимнастики на ту или иную букву.
  • Этап непосредственной постановки звука.
  • Этап усиления звука и его разучивание в специальных логопедических стихах, текстах, песенках и т.д.

Фонетическая зарядка на звук С

Рассмотрим более детально, как научить ребёнка легко и свободно выговаривать букву с.

Артикуляционная гимнастика и ее особенности

Как правило, трудности в произношении звука «с» связаны с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата. Делать это необходимо при помощи специально организованной гимнастики. Как лучше всего проводить занятия?


Артикуляционное занятие перед зеркалом
  1. Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
  2. Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
  3. Не стоит перегружать ребенка упражнениями. За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
  4. Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
  5. Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
  6. При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.

Занятия на произношение звука С

Полезный совет: Перед тем, как приступить к артикуляционной гимнастике, нужно сделать несколько упражнений для того, чтобы «разогреть» органы речи: простая улыбка, вытягивание губ трубочкой или колечком, подъемы языка хорошо подготовят их к упражнениям, и улучшат результаты вашего ученика.

После этого можно начинать саму артикуляционную гимнастику (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М. В.). Научить ребенка правильному звукопроизношению должны такие упражнения.


Перечень упражнений на свистящие звуки

«Загнать мяч в ворота»

Упражнение учит ребёнка направлять струю воздуха и выговаривать шипящие звуки. На столе устанавливаются импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка – загнать в них ватный шарик («мяч»), вытягивая губы вперед и направляя на него поток воздуха. Важно чтобы при этом ребенок не надувал щеки, а действие производилось в один прием.

Упражнение позволяет расслаблять язык, а также формировать направленный воздушный поток. Ребенок кладет язык на нижнюю губу и, держа рот слегка приоткрытым и произносит «пя-пя-пя». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык не подворачивалась, а струя воздуха шла максимально плавно, без перерывов.


Непослушный язычок - описание игры

Широкий язычок

Широкий край языка укладывается на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляционного аппарата при этом должны быть максимально расслаблены, а улыбка лишена напряжения.

Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к увлекательной игре.

Помните, что ваш малыш совершенствуется, для него это что-то новое, что он делает впервые в своей жизни. Постарайтесь понять, что для него это связано с серьёзными усилиями, и чем интересней для него будет это занятие, тем больше ваши шансы на скорый результат.


Стишки и загадки на букву С для повторения

Упражнения артикуляционной гимнастики, учащие выговаривать звуки, достаточно сложны и непривычны для ребенка. Именно поэтому не стоит ожидать, что он выполнит их с первого раза и совершенно без ошибок. Для того, чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно продумать план занятия-игры. И в случае неудачи не стоит ругать его – лучше поддержать его и предложить повторить попытку. Со временем ребенок выучит и букву, и соответствующий ей звук.

Чтобы облегчить жизнь своему чаду, родители вовремя реагируют на некорректное произношение некоторых букв. В частности вполне актуальным становится вопрос, как научить ребенка говорить букву р? Решить проблему можно в домашних условиях быстро, но иногда требуется помощь логопеда. Рассмотрим главные аспекты по порядку.

Как научить ребёнка говорить букву «р» - что влияет на произношение?

Существует много нюансов, которыми обусловлено неправильное произношение. Причины могут быть физиологическими, поэтому отнеситесь к ним со всей ответственностью.

Причина №1. Плохая подвижность органов речи

Перед тем как научить ребенка произносить букву р, стоит изучить подвижность его речевого аппарата. Если органы произношения и сама подвижность лица слабо выражены, именно они ухудшают проговаривание некоторых букв. С целью устранения причин проводится гимнастика мышечных волокон лица. Полезно скручивать губы в трубочку, растягивать улыбку, гримасничать, делать активные движения ртом.

Причина №2. Короткая языковая уздечка

Чтобы получить подтверждение, что речь ребенка страдает именно по этой причине, потребуется помощь логопеда. Он определит степень развитости. Если уздечка языка короткая, чадо попросту не может дотянуться до нёба. Ведь именно так получается звук «р».

Причина №3. Неправильное восприятие слов с буквой «р»

Некорректность произношения возникает по причине того, что у ребёнка искажено восприятие слов, содержащих букву «р». К примеру, чадо произносит не «трактор», а «тлактол». Взрослому человеку это может показаться забавным, но при частом произношении проблема лишь усугубляется. У малыша формируется неправильная речь.

Причина №4. Нарушение дыхания

Не все знают, как научить ребенка говорить букву р, потому что не могут выявить истинных причин нарушения речи в домашних условиях. Обратитесь к логопеду, чтобы быстро добиться результата. Но перед этим обратите внимание на дыхание малыша. Буква «р» не должна произноситься «в нос», обычно такое случается при увеличении объёмов аденоидов, насморке, проблемах с лёгкими. Чтобы помочь малышу, требуется чередование речевых и физических упражнений.

Варианты неправильного произношения буквы «р»

Важно изучить случаи, в которых произношение буквы считается в корне неправильным.

В этот список можно отнести:

  • проговаривание «Р», как у французов, гортанно, с некоторой вибрацией;
  • исключение «Р» из общего списка (не «игР ушка», а «иг_ушка»);
  • замена «Р» на лёгкие для проговаривания буквы (не «сарай», а «салай»);
  • проглатывание окончаний в тех словах, которые содержат сложную букву «Р».

Важно!

Стоит понимать, что в вопросе касаемо того, как научить ребенка говорить звук р, необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей малыша. Если его артикулярный аппарат только тренируется, неправильное произношение допустимо. Но при систематических занятиях на протяжении 1-2 лет уже должны быть изменения. В противном случае вам стоит насторожиться.

Чтобы речь малыша развивалась правильно, следуйте рекомендациям специалистов.

1. Не нагружайте ребёнка, ему необходимо осваивать произношение постепенно. Сначала освойте самостоятельный звук «Р» и простейшие сочетания, такие как «РЕ», «РА», «РО», «РИ», «РУ». И в обратном порядке: «ЕР», «УР», «ИР», «АР», «ОР».

2. Чтобы добиться успеха, занятия должны быть интересными, а не нудными. С этой целью родителям следует их перевести в игровую манеру. Малыш увлечётся, у него всё получится.

3. Нельзя получить быстрый результат, некоторым деткам требуется 1,5-2 года на полное освоение буквы «Р». Занимайтесь ежедневно, такие мероприятия не терпят хаотичного проведения. У вас должен быть план тренировок.

Техника постановки буквы «р» для ребёнка

Перед тем как научить ребенка говорить букву р без запинок, необходимо уяснить технику её постановки в домашних условиях. Тогда вы быстро придёте к результату.

1. Начинайте с малого, сначала звук «Р» проговаривается в отдельности от остальных букв.

2. После этого сочетайте «Р» с другими буквами, собирая простые слоги (РЕ, РО, РА и пр.).

3. Когда все слоги будут освоены в прямом и обратном порядке, приступайте к скороговоркам.

4. Общайтесь с малышом так, чтобы он вынужден был говорить слова с содержанием сложного звука.

Важно!

Некоторые родители совершают ошибку, когда отпускают ребёнка, что называется, с места в карьер. Они сразу навязывают чаду сложные обороты речи и скороговорки, вследствие чего ему гораздо сложнее произносить букву «Р».

Речевая гимнастика для обучения ребёнка букве «Р»

Существует достаточно много эффективных упражнений, которые помогут ребёнку освоить букву «Р». Прибегните к речевой гимнастике, она усилит мышечные волокна языка и поможет контролировать вибрацию для произношения заветного звука.

Существует несколько видов речевой гимнастики, каждый тип направлен на проработку правильного произношения.

Приведём примеры, чтобы сориентировать вас, как научить ребёнка говорить букву р. Для тренировок в домашних условиях необходимо выкраивать 15-25 минут в сутки. Но перед этим потребуется быстро сделать разминку губ и языка.

№1. Тренировка губ

«Покажи зубки». Попросите малыша сомкнуть челюсти, затем раскрыть губы, растягивая их вверх-вниз, вправо-влево. Зубы при этом сжаты. Ребёнок показывает их вам, затем прикрывает губами. Упражнение делается 8 раз.

«Улыбнись, как лягушка». Малышу необходимо сомкнуть зубки и широко растянуть губы в улыбке. Пусть чадо покажет, как лягушонок умеет улыбаться. Тренировка проводится 5-10 раз.

«Сделай губки трубочкой». Иначе это упражнение логопеды называют «хоботок». Ребёнок вытягивает губки максимально вперёд, делая так в несколько подходов (5-7 раз).

№2. Дыхательные упражнения

«Задуй свечки». Все именинники задувают свечи, устройте воображаемый праздник. Попросите малыша представить, что близится день рождения. Ему необходимо задуть свечи с воображаемого торта все вместе, а затем каждую из них по очереди.

«Затаи дыхание». Поиграйте с малышом в прятки, где ему необходимо спрятаться за шторку и затаить дыхание. Через 5 секунд воздух из лёгких выпускается медленно, тренировка повторяется ещё 3 раза.

«Длительный вдох-выдох». Положите на руку кусочек листика или салфетки, пусть это будет снежинка. Малышу нужно сделать вдох носом, а затем аккуратно сдуть её с вашей ладони ртом, выпуская воздух. Постепенно увеличивайте количество «снежинок», чтобы ребёнок сдувал по несколько штук.

№3. Тренировка языка

Ещё одна тренировка для укрепления мышц языка, так как научить ребёнка говорить букву «р» с её помощью будет гораздо проще. В домашних условиях, возможно, потребуется растяжка уздечки языка, принцип которой мы опишем ниже. Тренинг проводится не очень быстро, чтобы не навредить.

«Цоканье копыт». Попросите малыша изобразить цоканье лошадки. Ему нужно открыть рот, прижать язычок к нёбу, закрутить его и сделать щелчок.

«Оближи губки». Смажьте ребёнку губки вареньем или сгущёнкой. Попросите поочерёдно облизать нижнюю и верхнюю губу, максимально вытягивая язык.

«Скрути язычок в трубочку». Попросите малыша открыть рот и максимально вытянуть язык вперёд, скрутив его в острую трубочку.

Упражнения для правильного произношения буквы «Р»

Чтобы понять, как научить ребёнка правильно говорить букву «р», необходимо проводить регулярные упражнения в домашних условиях. Это поможет быстро справиться с проблемой.

№1. Произносим букву «Д»

Скажите чаду, чтобы он поставил язык около верхних зубов. Далее ему необходимо произнести букву «д». Попросите ребёнка сделать это несколько раз. Должно получиться «д, д, д». Далее малышу нужно произнести эту же букву при сильном выдохе. После этого ребёнок должен порычать. Покажите на себе, как это правильно сделать.

№2. Произносим букву «Ж»

Чтобы приступить к упражнению, вооружитесь логопедическим шпателем. В качестве альтернативы сгодится пальчик ребёнка. Заблаговременно вымойте ему руки. Попросите чадо положить палец под язык. Ребёнок должен начать произносить букву «ж» несколько раз. При этом нужно постоянно двигать пальцем влево и право.

№3. Произносим слог «ЗА»

Малыш должен широко раскрыть рот. Попросите его произносить звук «з-з-а-а». В вашем случае нужно положить специальный шпатель ребёнку в рот и с осторожностью водить в разные стороны.

Растяжка уздечки языка для правильного произношения

Если вы не знаете, как поставить ребёнку букву «р», стоит освоить некоторые профессиональные приёмы в домашних условиях. Если у малыша короткая уздечка языка, её следует растянуть посредством артикуляционных упражнений и массажа. Подобную процедуру рекомендуется выполнять в виде игры. Упражнения помогут детям до 5 лет.

№1. Тянемся языком к носу

Играйте с малышом и стройте гримасы. Попросите его дотянуться кончиком языка до носа. Проведите соревнование. Кто-то из вас должен дотянуться до кончика носа. Повторяйте упражнение до 7 раз в день.

№2. Изображаем котёнка

Чтобы понять, как научить маленького ребёнка говорить букву «р», следует проводить упражнения в игривой форме. В домашних условиях покажите, как котёнок быстро лакает молоко. Чадо сообразит, что нужно делать. Положите варенье или сгущёнку на тарелку, попросите ребёнка представить себя котом. Он должен вылакать лакомство. В результате будет тянуться уздечка.

№3. Делаем массаж уздечки

Массаж подъязычной уздечки нужно проводить регулярно. Такая методика поможет выговаривать заветную букву. Процедуру должен проводить взрослый человек. Ребёнку достаточно открыть рот и поднять кончик языка. Заранее вымойте руки и возьмите уздечку двумя пальцами, начинайте проделывать лёгкий массаж. Можете слегка растягивать её. Соблюдайте особую осторожность. Проводите процедуру дважды в день по 3-4 минуты.

Как закрепить произношение буквы «р»

Если вы уже примерно понимаете, как научить маленького ребёнка выговаривать сложную для него букву «р», следует закрепить результат. Малыш должен научиться проговаривать её в речи (в предложениях). Речевые упражнения необходимо проводить порядка 4 раз в день. Детям до 5 лет следует показывать методику на себе.

Объясните малышу, чего вы от него хотите и зачем это нужно. Ребёнок должен выполнять упражнения перед зеркалом. Специалисты утверждают, что эффект таким образом проявляется в большей степени. Сначала нужно произносить слоги, затем предложения, скороговорки.

Повторяем дважды:

  • ру-ру-ру, ходил я к повару;
  • ра-ра-ра, высокая гора;
  • ре-ре-ре, кидали мячик во дворе;
  • ро-ро-ро, красивое перо;
  • ри-ри-ри, делим всё на три.

Так как научить ребёнка говорить букву «р» довольно сложно, не торопитесь. В домашних условиях начинайте с одного повторения, чтобы быстро освоить технику. Двигаемся дальше.

Повторяем предложения дважды:

  • Ира и Марина играли в мяч.
  • У барана круглые рога.
  • Рома варит кофе в турке.
  • У Артёма красный шарф.
  • Моторист ремонтирует трактор.

Проговариваем скороговорки единожды:

  • Тётя Варя сварила варенье.
  • Во дворе ребята играют в прятки.
  • Ира крикнула «ура», резать торт уже пора.
  • В руке у Егора гора монет.
  • Розы в росе, как утро в красе.

Помимо представленных упражнений, желаемого результата можно добиться с помощью специальной детской литературы. Приобретите книги с интересными картинками. Начинайте практиковаться. Просите малыша называть цвет, животное или предмет. Старайтесь выбирать те изображения, в которых присутствует буква «р».

Учим ребёнка говорить букву «р» мягко

Мягкую букву «р» можно встретить в определённых словах: рябина, царь, посмотри и т.д. Постановка языка точно такая же, как в ранее описанных упражнениях. Только вместо звука «за» следует произносить «зи».

Если у малыша получилось произносить твёрдую букву, с мягкой особых проблем не возникнет. Учитывайте, ребёнку нужно освоить всю технику и довести её до автоматизма. Обучение может затянуться, будьте к этому готовы.

1. Так как научить ребёнка говорить букву «р» можно, следует только набраться терпения. Регулярно практикуйтесь в домашних условиях. Выполняйте все упражнения поочерёдно и не очень быстро. Учите ребёнка последовательно говорить несколько звуков, так сохранится интерес.

2. Постепенно переходите от простых методик к более сложным. Если малыш с трудом всё осваивает, ищите альтернативные решения. Не заставляйте его, старайтесь преподносить упражнения в качестве игры. Ребёнку должно стать действительно интересно и весело.

3. Пользуйтесь различной литературой и картинками. Отрабатывайте нужный звук в игривой форме. Учите вместе стишки и скороговорки. Изучайте новые словосочетания с нужной буквой. Всегда положительно настраивайте ребёнка, таким образом вы достигните желаемой цели.

Задумываясь над тем, как научить ребёнка легко говорить букву «р», поставьте себя на его место. Больше играйте с малышом и настраивайте на положительный лад. Выполняйте различные техники в домашних условиях. Таким образом получится быстро достигнуть заветной цели.

8 12 826 1

У вашего ребенка возникли проблемы с произношением различных звуков? В этой статье найдете действенные cоветы и упражнения, которые помогут малышу говорить правильно.

Вам понадобятся:

Причины неправильного произношения

  • Одной из самых распространенных является неправильный подход родителей к общению с ребенком . Если папа и мама, бабушки и дедушки, повторяют за чадом его детские слова, сюсюкаются с ним, то общение остается на уровне ребенка. Он тогда не видит примера правильной речи. Ему не известны правильные слова. Общайтесь чётко, поправляйте неправильное его произношение и не используйте в своей речи коверканных слов.
  • Следующая причина – нарушения в строении речевого аппарата ребенка :
    а) короткая связка под язычком, что затрудняет его движение;
    б) слишком большой или маленький размер языка, что препятствует хорошей дикции;
    в) нарушения в строении челюсти и дефекты строения зубов;
    г) слишком толстые или тонкие губы, что затрудняют артикуляцию губных звуков.
  • Также одной из причин оказывается нарушение в восприятии малышом звуков . Такие нарушения приводят к тому, что дитя не распознает отдельные звуки и следовательно не может их правильно воспроизвести.

Делаем расслабляющий массаж лица

Для того чтобы мышцы лица расслабились, чтобы снять напряжение, сделайте легкий массаж лица. Не забывайте, что ребенку будет интереснее, когда все будет выглядеть как увлекающая игра.

Практикуем артикуляционную гимнастику

Гимнастику необходимо делать с первенцем перед зеркалом, чтобы он мог видеть все свои и ваши движения. С ее помощью дошкольник сможет научиться контролировать движения языка, губ, челюсти. Наводим примеры упражнений:

  • Надуваем щечки, будто шарик;
  • Представляем, что язык это малярная кисточка. А ротик – квартира, где необходимо сделать ремонт, широко распахнув двери и окна (ротик и зубки). Красим кисточкой все части квартиры (нёбо, зубы, щеки, губы;
  • Растягиваем язычок, стараясь достать до носика и бороды;
  • Растягиваем ротик в улыбке и удерживаем так несколько секунд;
  • Делаем губами, как рыбка, беззвучно ударяя их, друг в друга.

Учимся произносить букву "р"

Наибольше проблем возникает с произношением р. Наводим примеры упражнений для улучшения произношения этого звука.

  • Губки делаем в улыбку. Ставим язычок за верхние зубы и стучим в бугорочки (альвеолы), делая упражнение барабан. После нескольких секунд такого упражнения, попросите ребенка, сильно дунуть на кончик языка, не прекращая стучать языком за зубами, чтобы получился звук «дрррр».
  • Дальше учимся выговаривать звук “р” с помощью ватной палочки или пальчика ребенка. Одновременно выполняя упражнение «барабан», поднимите язычок ребенка ватной или специальной логопедической палочкой к верхнему нёбу, делая вибрирующие движения вверх и вниз. Таким образом, штучно вызывайте звук «р».
  • Попросите чадо стучать язычком как лошадка. Для этого нужно широко улыбнуться, прилепить язычок к верхнему нёбу, а потом резко его оторвать.

Правильно выговариваем звук "л"

Очень часто дети заменяют «р» на «л», произнося «либа» вместо »рыба». Но есть и курьёзы с неправильной постановкой звука «л», когда малыш вместо «лодка» произносит «водка». Как же научить говорить правильно «л».

  • Попросите слегка прикусить кончик языка между передними зубами и подуть на него. Следите, чтобы воздух проходил по боковым краям языка, а не был направлен на его центр. Это можно сделать с помощью перышка. Дальше, кончиком язычка стучим между передними зубками, стараясь произносить звук «л».
  • Очень часто детям трудно произнести отдельно звук «л». Для этого, попросите дитя прикусить язычок и произносить поначалу склад «ла – ла – ла – ла», заканчивая его продолжительным «л-л-л».

Учимся произносить «с» и «з»

Реже встречается, но все же распространено, когда ребенок не выговаривает звуки «с», «з», «ц». Положение языка на свистящих звуках похоже до шипящих. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, вот только кончик языка должен быть более узкий и прикасаться к основанию передних зубчиков.

  • Для хорошего произношения звука «с» выполняйте с ребенком упражнение «рельсы». Кончиком языка нужно водить по основанию зубчиков с лева на право, издавая звук «с». Рот находиться в улыбке. Также поиграйте в спящую красавицу, при этом постоянно говорите «тсс». Следите за правильным положением языка во рту.
  • Чтобы научиться выговаривать букву «з», нужно просто выполняя упражнения на звук «с» повысить голос. Поднесите ручку ребенка к горлу и дайте ему почувствовать, как изменяется положение мышц при произношении звуков «с» и «з».

Выговариваем букву «ч»

Смешно слушать, когда малыш вместо чая просит у вас цай, будто он выходец из Китая. Но недолго надо смеяться, ведь исправить произношение этого звука очень легко.

Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду - специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Варианты произношения искаженного звука «л»

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет - малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву «л» (лопата - опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
  • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко - мойоко, ложка - йошка);
  • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.



Чтобы ребенок мог понять, где он допускает ошибку, необходимо посадить его перед зеркалом и отработать правильную постановку языка и губ

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых «л» соседствует с разными гласными.



Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: ). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить.

Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?

Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.

Почему ребенок не выговаривает букву Р?

Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.

Почему такое может происходить?

  1. Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р.
  2. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков.
  3. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции.
  4. В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют.
  5. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний.
  6. Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.

Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.

Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?

До какого возраста картавость считается вариантом нормы?

Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.

Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.

Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.

Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?

Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.

Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:

  1. Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
  2. Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
  3. И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.

Грибок

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Чистим зубы изнутри

Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.

Маляр

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.

Гармошка

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Футбол

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Р мягкий

Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.

Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.

И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.

Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Когда нужно обращаться за помощью к логопеду?

К сожалению, бывает и так, что вы прикладываете массу усилий, а результат недостижим. В таком случае правильным решением будет обратиться к специалисту.

Логопед проведет осмотр ребенка, побеседует с ним и с вами и выяснит, в чем причина проблем с произношением букв. Мы говорили выше, что важно исключить физиологические нарушения, не позволяющие ребенку правильно говорить.

Возможно, вас направят к другим специалистам — неврологу, ортодонту или стоматологу, которые помогут малышу победить картавость. А, может быть, крохе понадобится логопедический массаж.

Кроме того, логопед сможет показать, как делать упражнения и проконтролировать их выполнение.

Лучше не оставлять ситуацию неразрешенной, ведь в дальнейшем это может оказать влияние на успеваемость ребенка в школе. Однако не стоит впадать в панику. Покажите ребенку, что вы готовы ему помочь и научите его преодолевать сложности.

Ваша поддержка и приложенные усилия дадут ему впоследствии много больше, чем четкую дикцию. Уверенность в себе и способность учиться и трудиться — вот чему вы научите своего ребенка.