Великий британский физик Стивен Хокинг предупреждает человечество о скорой и почти неминуемой гибели. В новом документальном фильме «Стивен Хокинг: Экспедиция Новой Земли» он перечисляет все основные угрозы, способные уничтожить человечество: перенаселение, астероиды, эпидемии и так далее. Отдельной строкой учёный выделяет опасность атомной войны, искусственного интеллекта и генетически модифицированных вирусов. Он считает, что через сто лет количество угроз перед нашей цивилизацией возрастет настолько, что гибель человечества уже никому не будет казаться фантастикой.

Несколько раньше Хокинг заявлял, что у человечества есть примерно тысяча лет, чтобы избежать гибели, найдя пригодный для жизни мир и колонизуя его. Теперь эти сроки уменьшились в десять раз, так что найти и колонизовать другой мир (считай, ) возможным никак не представляется.

Хорошая новость пришла от Рэя Курцвейла, американского изобретателя и футуролога, а по совместительству технического директора компании Google. Он собрал воедино все основные прогнозы, данные им в течение двух последних десятилетий, и уточнил сроки их осуществления вплоть до года. Этих прогнозов около 30-ти, и с ними можно познакомиться, например, .

Господин Курцвейл пророчит человечеству рай, причём почти немедленный. Правда, в этой бочке рая кроется почти незаметная глазу ложка ада. Мы не очень понимаем, что имел в виду футуролог «под распространением технологической сингулярности на всю Вселенную» (а как же насчёт скорости света, которую, согласно Эйнштейну, ?), но сама эта технологическая сингулярность в переводе на общепонятный язык означает состояние технического прогресса, при котором он станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступен нашему пониманию. И это скорее плохо, чем хорошо.

Комментируя прогнозы для «ТД», профессор физического факультета МГУ Владимир Липунов благосклонно отнёсся к предсказаниям Курцвейла, но заметил, что даже если все они сбудутся в указанные сроки, нашу цивилизацию это не спасёт. Её гибель, по словам Липунова, неминуемо забрезжит именно через сто, максимум через несколько сотен лет. К этому выводу астрофизик приходит путём несложных вычислений, основанных на том, что почти полвека поисков следов, которые могли бы оставить инопланетные цивилизации, не дали никакого результата.

― Учёные задумывались над этим давно, ― говорит Владимир Липунов. ― Ещё в 1950 году Энрико Ферми задал вопрос о том, что было позже названо Великим молчанием Вселенной: «Если в нашей галактике существует множество внеземных цивилизаций, то почему мы до сих пор не видим такие их следы, как космические корабли или зонды?». В конце 80-х я рассчитал среднее время жизни любой технологической цивилизации в период, когда её технологии начинают развиваться по экспоненте. Если наша планета не уникальна, следует предположить, что разумных, а главное, технологически развитых цивилизаций должно быть много. Они могут входить в контакт друг с другом, если время их существования и расстояние между ними позволяют такой контакт. За миллиарды лет можно если не освоить, то хотя бы изучить всю галактику, оставив повсюду свои следы, и, конечно, войдя в контакт с другими цивилизациями. А если контакта нет, то, значит, жизнь такой цивилизации коротка и, по моим расчётам, составляет в среднем около сотни или нескольких сотен лет. Впоследствии к тем же результатам независимо пришли коллеги из России и США, и это очень хорошо совпадает с прогнозами Стивена Хокинга.

Человек, пишущий эти строки, в силу своего характера с равным скепсисом относится к обоим прогнозам. На его взгляд, обещания Курцвейла в большинстве своем вполне реализуемы, но сроки их исполнения вызывают большое сомнение ― особенно если учесть сопротивление, с которым будут сталкиваться некоторые из этих новаций.

Насчёт скорой гибели человечества тоже можно найти возражения ― хотя бы потому, что встретить её очень не хочется, и приятнее верить в обратное по принципу «авось пронесёт». Однако некоторые ограничения на этот «авось» наложить всё же придётся.

Возьмём, к примеру, искусственный интеллект: один из ведущих специалистов по нему, британский профессор Кевин Уорвик, нисколько не сомневается, что в скором времени искусственный мозг перегонит человеческий. Но тут же оговаривается: главное, по его мнению, не терять контроля над новым разумом, иначе ваш верный помощник превратится в детище Франкенштейна, а его литературный аналог покажется Чебурашкой. Однако, сожалеет профессор, сделать это будет трудно, пока в мире идут войны и воюющие стороны хотят использовать передовое оружие. В такой обстановке, говорит Уорвик, неизбежна быстрая гонка интеллектов, и тут уж будет не до контроля. Если рассматривать прогнозы Курцвейла о людях-киборгах, чипах, внедренных в мозг, нанороботах и так далее, то здесь аналогичная опасность таится в террористах ― они вполне могут использовать эти «чудеса» в своих целях.

Поэтому прежде чем достигать обозначенных футурологом целей, человечеству придётся полностью избавиться и от войн, и от терроризма. Можно попробовать сделать это на Земле, а можно избрать более легкий путь и начать искать подходящую для жизни планету, где нет ни войн, ни террористов. Правда, с определённой точки зрения и это не гарантия: как сказано в одной книге, «когда [люди] будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба».



1.Коллекционер Бахрушин

Расскажите, что вы коллекционируете или хотели бы коллекционировать. Аргументируйте. Кто были или стали бы первыми зрителями вашей коллекции?

Желание коллекционировать, в той или иной степени, является вполне естественным для любого человека. Оно было заложено еще в древности, когда люди занимались собиранием пропитания и предметов, которые бы могли помочь им в облагораживании своего жилища. Сейчас же коллекционирование, с психологической точки зрения, помогает человеку снизить личностную тревогу и чувство несовершенства нашего мира, также дает ощущение спокойствия и уверенности. Особенно коллекционирование присуще детям, многие из ныне взрослых людей в детстве коллекционировали что - то. Можно сказать, что, создавая коллекцию, некоторые тешат это «дитя» в своей душе.

Лично себя я не могу отнести к типу людей, которым нравится коллекционировать, мое отношение к вещам является сугубо практичным. Если бы мне и хотелось собрать большое количество определенных предметов, то только в целях использования всех их сразу. Поэтому собирание тех же монет для меня является странным процессом.

Но если уж я бы стал коллекционером, то (как безусловный сторонник информационных инноваций) бережно хранил бы самые удачные электронные сообщения от своих друзей и близких, ведь это мощное средство психологической поддержки и защиты от современных стрессов.

2. Айвазовский в Феодосии

Напишите подробное изложение. Опишите своё любимое произведение живописи, включив в рассказ несколько фактов биографии художника.

На меня огромное впечатление произвела картина Айвазовского "Девятый вал", написанная в 1850 году. Название её взято из народного поверья о том, что в общем ритме накатывающихся волн одна, девятая, заметно выделяется своей мощью и размерами среди других.

На картине изображено раннее утро после ночной бури. Первые лучи солнца освещают бушующий океан. Громадный "девятый вал" готов обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт. Я представляю себе, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Я думаю о том, как они с честью выдержали испытание, постоянно поддерживая друг друга.

Противостояние людей и стихии - вот тема картины. Есть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере. И люди выживают, когда по всем законам им было суждено погибнуть!

Поражает необычайный реализм картины. Никто в то время в изображении морских стихий достичь такого не мог. В картине соединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особенно памятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим. В газетах даже появилось сообщение о гибели молодого русского живописца, имя которого тогда уже было хорошо известно.

Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

3. Ландыш

Выскажите своё мнение по поводу существующих экологических проблем, включив в рассуждение комментарий к словам Ралфа Уолдо Эмерсона: «Природа – вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остаётся сама собой».

Природа бесконечна, в ней нет случайного и лишнего – все разумно и взаимосвязано. Именно поэтому она совершенна.

Но часть самой природы, венец ее эволюции – человек – стал серьезной угрозой ее совершенству.

Развитие мирового технического прогресса, увеличение численности населения и нерациональное использование природных ресурсов Земли привело к появлению серьезных глобальных проблем в экологии. Человек 21-го века стал угрозой самому себе.

Сегодня экологических проблем – огромное количество. Но одна из тех, к которым мы, жители Донбасса, не можем остаться равнодушными – это обмеление и загрязнение Азовского моря. Главная причина этой проблемы – увеличение отбора вод рек Кубань и Дон, впадающих в море. В результате, вода в море стала более соленая, что вредит рыбе, особенно осетровым, и водной растительности. Если в ближайшее десятилетие ничего не будет сделано, наш любимый Азов просто превратится в болото, и люди потеряют уникальное, такое полезное для укрепления здоровья природное явление.

4. Подвиг Миклухо-Маклая

Напишите подробное изложение.

Расскажите о великом учёном, который, как и Миклухо-Маклай, думал о будущем народа.

Величина научного открытия (и популярности его автора), безусловно, определяется его практическим значением для людей. Великий греческий математик и механик Архимед является автором многочисленных открытий и изобретений, овеянных легендами и полезных до сих пор. Именно принимая ванну ученый придумал, как определить объем предмета неправильной формы. С криком «Эврика!» он открыл основной закон гидростатики: объем тела равен объему вытесненной им жидкости. Он соорудил систему блоков, с помощью которых одним движением руки смог спустить на воду тяжеленный многопалубный корабль. Это изобретение позволило Архимеду заявить: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!»

Но современники ученого, жители Сиракуз, поминают его имя добром, потому что он помог им одолеть римских захватчиков. Он соорудил мощные метательные машины, краны, захватывающие корабли противника (так называемые «когти Архимеда»), собрал более семидесяти гладко отполированных щитов и, сфокусировав на них солнечные лучи, поджег флот врага.

Такова была чудесная сила одного человека, одного дарования, что современник ученого, историк Полибий, считал, что римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто-либо изъял из среды сиракузян одного старца.

5. Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский «любил всматриваться в лица, в фигуры, походку, жесты людей». Попробуйте и вы описать самого себя: лицо, фигуру, походку, жесты, мимику, характерные черты и т. д. Оформите свои наблюдения в виде портретной зарисовки.

Каждый человек окружен большим или меньшим количеством людей. Мы хорошо знаем и можем описать членов своей семьи, своих друзей и приятелей, многих знаменитостей. Но знаем ли мы себя, присматриваемся ли к собственным лицу, фигуре, походке, жестам?

Внимательно смотрюсь в зеркало… На меня пристально глядит стройная невысокая девушка с пушистыми темно-русыми волосами до плеч. Для друзей ее взгляд открыт и приветлив, на людей неприятных она часто смотрит хмурясь, исподлобья. Пусть небольшие, но внимательные … глаза – зеркало моей души – спрятаны от посторонних длинными ресницами.

Я, как и каждая современная девушка, стараюсь следить за собой, веду здоровый образ жизни, поэтому кожа у меня гладкая, светлая, на свежем воздухе на щеках появляется румянец.

В одежде я отдаю предпочтение молодежному стилю: джинсы, блузки и футболки светлых тонов, удобная спортивная обувь – вот скромная рамка к моему портрету. Я не люблю яркости, броскости ни в движениях, ни в поступках, ни в косметике. На мой взгляд, главное условие красоты – естественность.

6. Учиться говорить и писать

Напишите подробное изложение.

Согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва, что «язык человека – это его мировоззрение и его поведение»? Аргументируйте свой ответ, включив в него рассказ о самом ярком впечатлении этого учебного года.

Я с большим удовольствием познакомился со статьей выдающегося российского филолога Д.С. Лихачева, она мне очень понравилась. Я, безусловно, согласен с академиком Лихачевым в том, что именно язык и речь человека являются самым ярким отражением его мировоззрения и поведения.

Как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит. Тогда можно будет многое сказать и о его взглядах, и о характере, и о возможном поведении в различных ситуациях.

Поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно. Недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой». А он должен быть другом человека! Поэтому перед тем, как сказать, необходимо хорошо подумать и взвесить каждое слово.

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало, показатель личных качеств говорящего. Недавно я лишний раз смогла в этом убедиться. Пусть и в связи с печальными событиями, но с большим удовольствием посмотрела интервью с одним из талантливейших поэтов современности – Евгением Евтушенко. Как красиво и интересно рассказывал этот человек о событиях своей жизни и жизни целого поколения, об интересных людях, с которыми свела его судьба. И в его рассказах для меня сложилась, проявилась неординарная личность поэта. Вот уж прав был Сократ, сказав: «Заговори, чтоб я тебя увидел»! В массе все люди кажутся похожими, достаточно стандартными, но стоит человеку заговорить, и глубоко раскрываются его личные, индивидуальные достоинства.

7. Подвиг Ивана Федорова

Напишите подробное изложение.

Аргументированно ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «книжная печатная культура» и почему «время – лучший судия»?

Книжная печатная культура (то есть современное книгопечатание) сегодня, в эпоху информационных технологий, претерпевает значительные изменения, трансформируя мышление и человека-творца и человека-читателя. Больше всего эти процессы связывают с концепцией клипового мышления. Некоторые исследователи утверждают, что современные молодые люди не любят и не хотят читать, предпочитая познавать мир не через текст, а посредством видеофильмов и видеоигр, им проще работать с гипертекстом из коротких фрагментов, чем с длинным линейным текстом. Такие ученые предсказывают, что книга будущего будет представлять собой словарь с короткими, ссылающимися друг на друга статьями. Будет ли так? Рассудит время – лучшее средство проверки на прочность любой инновации.

Но сегодня можно смело утверждать, что люди продолжают читать книги – тонкие и толстые, для детей и взрослых. Причем, несмотря на конкурентоспособное существование книг электронных, печатная книга и печатная пресса своих позиций не сдают. Пока еще многие читатели отдают предпочтение именно печатному слову, самому процессу общения с книгой. Да и сами писатели считают, что текст, размещенный в Интернете, воспринимается как рукопись и не может конкурировать с опубликованным печатным изданием, обеспечивающим им настоящее признание и популярность.

8. Из истории возникновения книги

Напишите подробное изложение.

Порассуждайте над проблемой, поставленной автором в тексте: какой будет книга будущего? Какую книгу читали бы с удовольствием вы?

Книга существует уже очень давно, являясь древнейшим носителем информации. Первобытные люди передавали такую информацию посредством наскальных рисунков. Чуть позже перешли на бересту. Были и глиняные таблички, и папирусные свитки. Затем китайцы изобрели бумагу. Еще позже придумали буквы, стали переписывать книги вручную, пока не изобрели печатный станок. В результате мы имеем современную книгу - непериодическое издание, состоящее из бумажных листов, на которых типографским или рукописным способом нанесена текстовая и графическая информация.

Но мир не стоит на месте. Все мы являемся свидетелями огромного прорыва в сфере информационных технологий. Это касается и книг. Например, появились электронные книги. Это позволяет решить вопрос хранения больших объемов информации и отказаться от дорогостоящей бумаги. Думаю, что в скором времени книга, как таковая, полностью перейдет на электронные носители. Мне бы хотелось, чтобы при этом увеличилась ее информативность и наглядность. Очень интересно было бы почитать книгу о приключениях с «живыми», анимированными иллюстрациями.

Человек будет нуждаться в новой информации всегда. И какой будет книга будущего, не важно. Главное, чтобы ее читали!

9. Выбор жизненной цели

Напишите подробное изложение.

Как вы понимаете фразу «жизненно необходимая цель»? Сформулируйте свою главную жизненную задачу. Аргументируйте свой выбор.

Все мы к чему-то стремимся в своей жизни. Хотим кем-то стать, что-то иметь, где-то побывать. Цель в жизни – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути.

Человек должен сознательно выбирать свою жизненную цель. От того, какую цель он выбирает, будет зависеть его самооценка. Ведь каждый оценивает себя по тем целям, которые он перед собой ставит. Только достойная цель позволяет человеку достойно прожить свою жизнь и получить настоящую радость. Важно при этом, чтоб наши цели не вредили нам: не портили наши отношения с близкими, не причиняли вреда окружающим.

Для меня «жизненно необходимой целью» на данный момент является получение заветной профессии. Я считаю, что это очень важный и ответственный шаг. Ведь любимая работа делает жизнь человека по-настоящему интересной, а неподходящая превращает ее в тяжкое бремя.

10. Лебедь-храм

Напишите подробное изложение.

Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ развёрнутое описание архитектурного сооружения.

Каждый православный храм, вроде бы созданный по определенным общим архитектурным канонам, неповторим и прекрасен по-своему.

На Красной площади в Москве еще в середине XVI века по приказу Ивана Грозного был воздвигнут собор Василия Блаженного. Его возводили русские зодчие Барма и Постник в ознаменование покорения Казанского ханства. По легенде, чтобы зодчие не смогли создать ничего лучшего, царь Иван IV по завершении строительства велел их ослепить.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Собор выстроен из кирпича. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная.

Не раз этот уникальный памятник русского зодчества мог быть безвозвратно потерян. Его минировали, но не смогли взорвать французы в 1812 году, Каганович в 30-е годы, расчищая Красную площадь для парадов, убрал с ее макета этот храм, но Сталин скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»

И сегодня мы видим в первозданной красоте этот памятник Веры и Таланта человека, хочется надеяться, - навсегда.

11.Царь-колокол и царь-пушка

Напишите подробное изложение.

Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.

Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе человека и человечества. Так, например, К.Бальмонт писал об этом так: "Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все – таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой".

И это правда. Нет на свете ничего живее музыки. А самым живым из всех инструментов мне кажется скрипка, особенно в руках мастера. В своей книге «Осуждение Паганини» Анатолий Виноградов многократно описывал впечатление, которое производила на зрителей игра гения. Еще мальчиком он извлекал из огромного для его роста инструмента звуки, перекрывающие и хор, и оркестр. Казалось, что запела не одна, а десять скрипок. Даже священник, всегда обращенный к богу, почувствовал трепетное волнение в крови и всю прелесть греховной жизни.

12. Удивительная женщина

Напишите подробное изложение.

Каких людей, по вашему мнению, можно считать добрыми людьми? Встречались ли на вашем жизненном пути такие люди? Дополните изложение кратким рассказом о них.

"Доброта - это то, что может услышать глухой, и увидеть слепой, " - говорил Марк Твен. Что же такое доброта и кто такие добрые люди?

Говорят, что светлый человек лучше всего виден в темноте. И в наше нелегкое время мы наблюдаем примеры настоящей доброты. Люди с большим сердцем делятся последним куском хлеба и кровом с оставшимися без жилья, сдают кровь, чтобы помочь раненым, организуют волонтерские центры для помощи переселенцам.

А если «перейти на личности», то хотелось бы упомянуть человека, который не оставил меня, равнодушным. Я думаю, образчиком по-настоящему доброго человека для моих современников может служить врач-реаниматолог, основатель фонда «Справедливая помощь», Елизавета Глинка. Это она в течение многих лет оказывала паллиативную помощь, кормила и одевала бездомных, давала им приют; это она под пулями вывозила больных и раненых детей из Донбасса в лучшие больницы Москвы и Санкт-Петербурга; это она организовала для детей с ампутированными конечностями приют, где они проходят реабилитацию после больницы.

Хотелось бы, чтобы истинно добрых людей было побольше. Ведь доброта – основа взаимоотношений между людьми. На ней стоит мир. Стоял и будет стоять.

13. Что объединяет людей

Напишите подробное изложение.

На мой взгляд, в мире нет ничего невозможного. Всем людям подвластны любые преграды. Если каждый человек начнет с себя, это будет его вклад в процесс изменения всего человечества. Только надо заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием срочно, не откладывать этого дела «в долгий ящик». И начать можно с приобщения к добру.

У добра много лиц: кто-то покормил птиц зимой, собрал игрушки и книги для детей в детский дом. Улыбнуться прохожему, сказать доброе слово – и это тоже доброта. Теплое участие может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее выздороветь, поднять настроение в грустный момент.

Мне особенно приятно окружать заботой мою бабушку, которая подарила мне столько тепла и добра в жизни! Она же научила им делиться, не жалея запасов души для людей.

14. От папируса до современной книги

Напишите подробное изложение.

Расскажите о книге, которую бы вы читали с удовольствием. О чём и о ком она должна быть?

Есть большое количество книг, которые являются актуальными на протяжении многих столетий. Их читали ваши предки, их будут читать ваши дети и правнуки.

В чем же феномен «нестареющих книг», их "вечной молодости"? По моему скромному мнению, причина в философских проблемах, которые они затрагивают.

Герои почти всех трагедий Шекспира бьются над решением вопросов, до сих пор волнующих каждого. Бороться ли со всемирным злом или смириться с ним – «быть или не быть» − дилемма, терзавшая не только принца Гамлета, но и многие последующие поколения. На какие поступки можно пойти ради своей любви, не устраивающей окружающих, − проблема не только Ромео и Джульетты, но и тысяч других юных влюбленных.

Роман И.C Тургенева "Отцы и дети" поднимает вопрос взаимоотношения двух поколений, их вечного конфликта. И каким образом такая книга может устареть?!

Старик Сантьяго, герой знаменитой повести Эрнеста Хемингуэя, не только со своими современниками, но и со всеми поколениями читателей делится важным жизненным принципом: «Человек рожден не для того, чтобы терпеть поражения».

Вот так же неподвластны времени и поражениям настоящие литературные шедевры!

15. Виды памяти

Напишите подробное изложение.

Проведите самоанализ и расскажите, какие виды памяти преобладают у вас. Почему вы сделали такой вывод? Аргументируйте.

Многие люди недооценивают важность памяти для саморазвития и рассуждают так: «Зачем тренировать память, если главное — не количество запоминаемого материала, а его качество». Это так, однако исследования доказывают, что, развивая память, мы развиваем и свои способности, особенно творческие.

Мне кажется, что особенно важно развивать различные по времени виды памяти.

Мгновенная память развита почти у всех. Это скорее образ, который мы получаем от столкновения с каким-либо событием. Длительность мгновенной памяти — от 0,1 до 0,5 секунды.

Хорошо, когда у человека развита оперативная память. Ее длительность — до 20 секунд. У нее имеется такое важное свойство, как объем. Вот над увеличением объема оперативной памяти мне надо поработать. У большинства людей он варьируется от 5 до 9 единиц информации. Вероятно, у Шерлока Холмса объем кратковременной памяти был больше десяти.

Еще мне, как и любому человеку, постоянно нужно развивать долгосрочную память,

позволяющую хранить информацию в течение неограниченного срока. Чем больше ты повторяешь важную информацию, тем сильнее она впечатывается. Для этого нужно развитое мышление и усилия воли, но именно эта память обеспечивает нас знаниями.

16. Функции русского языка

Напишите подробное изложение.

Вспомните о двух функциях языка, которые М. Панов считал основными (язык – средство общения и средство мысли) и напишите поэтическую или прозаическую оду русскому языку или слову.

Для меня русский язык – это не набор определенных лексических конструкций, благодаря которым люди могут передавать друг другу информацию, а палитра для ярких, живых чувств и ощущений. Когда я говорю на русском языке, используя всю широту его лексики, то раскрываю душу, показываю свой характер в полной мере.

На этом языке творили Пушкин, Толстой, Достоевский, Тютчев, Лермонтов, которых признают и которыми восхищаются не только на родине, но и далеко за ее пределами. Ведь именно русская литература считается одним из величайших культурных достояний мира, потому что она способна и согреть сердце, и пронзить его острым копьем протеста, захватить страстью и заставить холодеть от ужаса. А главное, она смогла отразить загадочную русскую душу, которую не удавалось понять никому, потому что люди другой нации никогда не смогут поверить в то, что русский человек, пренебрегая законами самосохранения, материальным благам предпочтет духовные.

Только великому народу мог быть дан такой великий язык. Вот поэтому мы – русскоязычное великое и сильное государство. Каждое слово передает сильнейший дух нашего народа, и чем богаче язык, тем сильнее духом нация, тем сильнее ее культурное и историческое достояние.

17. Многоликий Куприн

Напишите подробное изложение.

Порассуждайте над вопросами: Какие книги не стареют? О ком и о чём они? Расскажите об одной из таких книг.

У каждого человека свои предпочтения, особенно в произведениях искусства. Я думаю, нет людей, не читающих книги,− читает каждый. И каждый выбирает то, что ему ближе, по душе: исторические романы, философские эссе, детективы. Но есть книги универсальные, неподвластные времени и личным склонностям, не оставляющие равнодушными никого – вечные книги. Такие книги заставляют задуматься о человеке вообще и о себе самом, о смысле человеческой жизни, о счастье и путях его достижения. Об этом писали Шекспир и Пушкин, Достоевский и Бальзак, Шолохов и Ремарк.

Книга, которая меня восхитила, – рассказ Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Я так понимаю, что не только меня, раз она принесла своему автору Нобелевскую премию. В центре повествования − вынужденный поединок человека с миром природы, частью которой он и сам является. И человек с честью выходит из этого испытания, потому что человека, по мнению автора, можно даже уничтожить, но победить – нельзя! Эта книга учит нас быть мудрыми и, понимая, что на свете ничто не дается легко, никогда не сдаваться.

18. «Боярыня Морозова»

Напишите подробное изложение.

Если бы вы были художником, задумавшим историческую картину, то о чём и о ком бы она была? Аргументируйте свой выбор.

История любого государства и всего человечества складывается из массовых эпохальных событий и судеб отдельных людей. И мне кажется, что зрителю проще понять крупное историческое событие, увидев его глазами рядового участника. Поэтому в центре моей картины были судьбы и образы простых людей.

Если бы я создал, подобно Илье Глазунову, цикл «На поле Куликовом», то центральными персонажами сделал бы не русских князей, и даже не их дружинников, а простых крестьян-ратников, бросивших недопаханные поля, чтобы защитить родную землю от врагов.

Если писал бы Бородинское сражение, то центральным персонажем сделал вот того «дядю» из стихотворения М.Ю. Лермонтова, который под командованием бравого полковника поклялся «умереть под Москвой» ради защиты отечества.

Героями картин о Великой Отечественной войне я бы сделал обычного солдата, медсестру, партизана, штрафбатника, ведь смерть за родину делает равными и равно достойными всех!

А еще я мог бы написать картину о сегодняшнем будничном дне моей Республики, люди которой стоят на защите ее рубежей, работают, учатся, отстаивая свою независимость и личное человеческое достоинство.

19. Чайковский и природа

Напишите подробное изложение.

Почему, по вашему мнению, слуга П.И. Чайковского назвал процесс сочинения музыки «святым делом»? Расскажите о том, какое влияние оказывает музыка на вас.

Святое дело… Так высоко говорят о деле чрезвычайно благородном, важном. О том, что почитается и высоко ценится людьми. Написание музыки относится именно к таким делам. Почему? Потому, наверное, что музыка оказывает на человека огромное влияние. Она может мобилизовать людей на совершенно непосильную работу, поднять моральный дух, взбодрить и развеселить, придает уверенности в себе. С другой стороны, она помогает расслабиться, успокаивает, даже заставляет грустить.

Музыка бывает самая разнообразная и, какую именно слушать, человек выбирает, опираясь на свои личные предпочтения. Я не поклонница, но человек, старающийся приобщиться к классической музыке. А это не так-то просто.

Такая музыка нужна всегда. Она приносит нам мечту, зовет в ту страну, где никакие проблемы и мелочи не смогут охладить любви, где никто не отнимет нашего счастья.


Я не поклонник, но человек, старающийся приобщиться к классической музыке. А это не так-то просто. Никто не станет слушать классическую музыку, перебрасываясь последними новостями на перемене или проталкиваясь к прилавку в буфете. Не надеваем же мы вечернее платье, когда идем выбрасывать мусор, не готовим каждое утро на завтрак торт со взбитыми сливками. Серьезная музыка – это «деликатес» из праздничного меню, это «бриллианты» из фамильных драгоценностей. И время серьезной музыки, я думаю, приходит к каждому человеку, как и время больших решений, большой любви. Такая музыка нужна всегда, а в наше (чересчур рационалистическое) время тем более. Она приносит нам мечту, зовет в ту страну, где никакие проблемы и мелочи не смогут охладить любви, где никто не отнимет нашего счастья.

Аристотель (384–322 до н. э.)

Аристотель - древнегреческий учёный энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики. Считается одним из величайших гениев в истории и самым влиятельным философом древности. Сделал огромный вклад в развитие логики и естественных наук, особенно астрономии, физики и биологии. Хотя многие из его научных теорий были опровергнуты, они значительно поспособствовали поиску новых гипотез их объяснения.

Архимед (287–212 до н. э.)


Архимед - древнегреческий математик, изобретатель, астроном, физик и инженер. Как правило, считается величайшим математиком всех времён и одним из ведущих учёных классического периода античности. Среди его вклада в области физики - фундаментальные принципы гидростатики, статики и объяснение принципа действия на рычаг. Ему приписывают изобретение новаторских механизмов, включая осадные машины и винтовой насос, названый в его честь. Архимед также изобрёл спираль, которая носит его имя, формулы для расчёта объёмов поверхностей вращения и оригинальную систему для выражения очень больших чисел.

Галилео (1564–1642)


На восьмом месте в рейтинге самых великих учёных в истории мира находится Галилео - итальянский физик, астроном, математик и философ. Был назван «отцом наблюдательной астрономии» и «отцом современной физики». Галилео стал первым, кто использовал телескоп для наблюдений за небесными телами. Благодаря этому он сделал ряд выдающихся астрономических открытий, таких как открытие четырёх крупнейших спутников Юпитера, солнечных пятен, вращение Солнца, а также установил, что Венера меняет фазы. Ещё он изобрёл первый термометр (без шкалы) и пропорциональный циркуль.

Майкл Фарадей (1791–1867)


Майкл Фарадей - английский физик и химик, в первую очередь известен за открытие электромагнитной индукции. Фарадей также открыл химическое действие тока, диамагнетизм, действие магнитного поля на свет, законы электролиза. Ещё он изобрёл первый, хотя и примитивный электрический двигатель, и первый трансформатор. Ввёл термины катод, анод, ион, электролит, диамагнетизм, диэлектрик, парамагнетизм и др. В 1824 году открыл химические элементы бензол и изобутилен. Некоторые историки считают Майкла Фарадея лучшим экспериментатором в истории науки.

Томас Алва Эдисон (1847–1931)


Томас Алва Эдисон - американский изобретатель и бизнесмен, основатель престижного научного журнала Science. Считается одним из самых плодовитых изобретателей своего времени с рекордным количеством выданных патентов на его имя - 1093 в США и 1239 в других странах. Среди его изобретений - создание в 1879 году электрической лампы накаливания, системы распределения электроэнергии потребителям, фонографа, усовершенствование телеграфа, телефона, киноаппаратуры и т. д.

Мари Кюри (1867–1934)


Мария Склодовская-Кюри - французский физик и химик, педагог, общественный деятель, пионер в области радиологии. Единственная женщина лауреат Нобелевской премии в двух различных областях науки - физики и химии. Первая женщина профессор, преподающая в университете Сорбонна. Её достижения включают разработку теории радиоактивности, методы разделения радиоактивных изотопов и открытие двух новых химических элементов - радия и полония. Мари Кюри является одним из изобретателей, которые погибли от своих изобретений .

Луи Пастер (1822–1895)


Луи Пастер - французский химик и биолог, один из основателей микробиологии и иммунологии. Открыл микробиологическую суть брожения и многих болезней человека. Инициировал новый отдел химии - стереохимии. Наиболее важным достижением Пастера считаются работы по бактериологии и вирусологии, в результате которых были созданы первые вакцины против бешенства и сибирской язвы. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации. Все работы Пастера стали ярким примером сочетания фундаментальных и прикладных исследований в области химии, анатомии и физики.

Сэр Исаак Ньютон (1643–1727)


Исаак Ньютон - английский физик, математик, астроном, философ, историк, исследователь Библии и алхимик. Является первооткрывателем законов движения. Сэр Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, заложил основы классической механики, сформулировал принцип сохранения импульса, заложил основы современной физической оптики, построил первый телескоп-рефлектор и развил теорию цвета, сформулировал эмпирический закон теплообмена, построил теорию скорости звука, провозгласил теорию о происхождении звёзд и многие другие математические и физические теории. Ньютон также стал первым, кто математически описал явление приливов.

Альберт Эйнштейн (1879–1955)


Второе место в списке самых великих учёных в истории мира занимает Альберт Эйнштейн - немецкий физик еврейского происхождения, один из величайших физиков-теоретиков ХХ века, создатель общей и специальной теории относительности, открыл закон взаимосвязи массы и энергии, а также многих других значительных физических теорий. Победитель Нобелевской премии по физике в 1921 году за открытие закона фотоэлектрического эффекта. Автор более 300 научных работ по физике и 150 книг и статей в области истории, философии, публицистики и др.

Никола Тесла (1856–1943)



150 опасений ученых о будущем человечества
Онлайн журнал Edge задал простой вопрос 150 ученым со всего мира. Вопрос простой: "Чего следует опасаться человечеству в будущем?"
Сегодня предлагаю Вам ознакомиться с этим списком

1. Увеличение численности населения Китая.
2. События теории Черного лебедя, а также тот факт, что мы продолжаем действовать по шаблонам, подтвердившим свою несостоятельность.
3. Мы окажемся неспособными победить вирусы, что приведет нас на порог катастрофы. (Исследователь молекулярной биологии)
4. Наступит эра псевдонауки. (Философ)
5. Эра ускорения роста технологий даст нам повод для волнения. (Социолог)
6. Настоящий конец света. Все увеличивающееся число считавшихся маловероятными событий, которые могут привести к исчезновению человеческой популяции. (Бывший президент Королевского общества)
7. Недостаточное освещение научных вопросов в прессе. (Редактор)
8. Взрывы сверхновых, возможное разрушение Солнца, проблемы с идентификацией человека, которые не позволяют нам решать многие вопросы. (Основатель эволюционной психологии)
9. Интернет окончательно уничтожит письменность. (Информатик)
10. Умные люди (например разработчики беспроводной связи) не будут принимать участие в политике. (Музыкант)
11. Произойдет еще одна новая финансовая катастрофа. (Профессор)
12. Что поисковые системы станут повелителями правды. (Физик)
13. Отсутствие друзей - то, о чем стоит побеспокоиться, т.к. этому обычно служат такие причины, как человеческая неверность и жестокость. (Профессор психологии)
14. Боюсь, что современные технологии положат конец выработанному общими усилиями соглашению против фашизма. (Писатель, футурист)
15. Что мы продолжим поддерживать запреты на оскорбительные слова. (Профессор-когнитивист)
16. Лишение права на распоряжение информацией. (Редактор)
17. Цифровые технологии повлияют на наше терпение и изменят наше восприятие времени. (Писатель)
18. Бомба, способная вызвать гибель популяции. (Редактор)
19. Прекратится финансирование глобальных экспериментов, и они перестанут осуществляться. (Физик)
20. Я боюсь, что если мощность наших технологий, позволяющих решать проблемы разного уровня, увеличится, мы перестанем видеть разницу между важными, незначительными и даже несуществующими проблемами. (Редактор)
21. Ничего не боюсь. Даже езжу на мотоцикле без шлема. (Генетик)
22. Катарсис – это исключительное удовольствие, которое…. Не могли бы вы повторить вопрос? (Редактор)
23. Я уже перестал задавать себе вопросы. И я покорился потоку обстоятельств, которые мне посылает жизнь… и потоку невероятной глупости.
24. Мы должны задуматься об эпохе антропоцена, не только как о геологическом явлении, но и явлении культуры. (Профессор естествознания)
25. Упадок культуры и тот факт, что работы малоизвестного карибского писателя не пользуются спросом в достаточной мере. (Смотритель галереи)
26. Опасность непреднамеренного восхваления скуловой дуги. (Нейробиолог)
27. Что мы перестанем умирать. (Профессор нейрохирургии)
28. Что существует бесконечное число вселенных, но только мы способны изучить ту, в пределах которой обитаем. (Физик)
29. Распространение анти-интеллектуализма и остановка прогресса. Нам, наконец, удалось создать единую глобальную цивилизацию, и если мы дадим ей погибнуть, погибнем и сами. (Директор и основатель известных СМИ)
30. Нам стоит побеспокоиться из-за того, что некоторые т.н. продвинутые государства погрязли в преступлениях. Государства, где законы и законопроекты составляются преступниками, и, что еще хуже, приводятся в действие аппаратом демократии. (Философ)
31. Стоит задуматься о том, что большинство наших технологий и научных дисциплин все еще опираются лишь на пять моделей вероятности – хотя таких моделей даже больше, чем действительных чисел. (Информатик)
32. Возможно мы всего лишь редкие движущиеся точки знания в космической пустыне, единственные свидетели этого чуда. А может быть, мы живем в море ощущений, окруженные восторгами и соперничеством, на которое оказываем самое непосредственное влияние. Будучи такими чувствительными, мы беспокоимся по любому поводу. (Издатель)
33. Людей. (Антрополог)
34. Искажение в СМИ смысла научных исследований. (Профессор Гарварда)
35. Абсолютная человеческая самонадеянность. (Профессор психологии)
36. Что технологии могут подвергнуть опасности демократию. (Физик)
37. Не беспокойтесь – ничего примечательного не случится. (Писатель)
38. Взаимных разрушений. (Информатик)
39. Что все интеллектуальные ресурсы из сферы разработок будут переброшены в сферу потребления, рост фундаментализма может привести к наступлению темной эры. (Физик)
40. Нам необходимо создавать институты и вводить культурные нормы, которые сделают нас лучше, чем мы есть. Мне кажется, что создать их – это величайшее испытание для человечества. (Нейробиолог)
41. Боюсь, мы на самом деле не понимаем квантовых явлений. (Физик)
42. Что американский образ мышления распространится по всему миру. (Профессор психиатрии)
43. Будущее научной литературы. (Нейробиолог)
44. Что новая сфера цифровой информации не будет достаточно доступной. (Профессор журнализма)
45. Я по-прежнему считаю, что нам стоит опасаться не какой-либо определенной проблемы, а всех возможных проблем. (Писатель и режиссер)
46. Стресс. (Исследователь агрегации)
47. Нужно задуматься, почему никакие научные разработки не приблизили нас к созданию лекарства от рака. (Публицист)
48. Что мы буквально потеряли связь с окружающим миром. (Археолог)
49. Мы должны обеспокоиться, что огромная психологическая пропасть разделяет человечество и природу. (Палеонтолог)
50. Мы становимся слишком привязанными. (Профессор физики и астрономии)
51. Что мы будем слишком много беспокоиться. (Нейробиолог)
52. Что действительно волнует меня, так это что мы опутаны несведущими системами, т.е. системами, которые демонстрируют свое патологическое поведение, но не могут наладить самих себя. (Редактор)
53. Слишком много пошлости. (Профессор математики)
54. Что интернет закончит тем, что будет приносить выгоду сильным мира сего, а не обществу в целом. (Информатик)
55. Что самые острые проблемы этого года выбраны неправильно. (Специалист ПО)
56. Что мы станем свидетелями краха фундаментальной науки. (Астрофизик)
57. Парадокса материального прогресса. (Журналист)
58. Что мы уподобимся крысам, застрявшим в ловушке из голубого мрамора. (Профессор астрономии)
59. Что мы перестанем заниматься тщательными наблюдениями. (Информатик)
60. Меня волнует обесцвечивание мировой популяции, распространенной повсюду, но такой разнородной. (Журналист)
61. Растущее влияние поп-культуры, и как это может прямо или косвенно на нас повлиять. (Профессор)
62. Предстоящая схватка ученых и жрецов. (Специалист по прогнозированию в области технологий)
63. Если кто-то придаст нашу солнечную систему гибели и погрузит вселенную в состояние энтропии, думаю, единственные опасения должны быть связаны с тем, что это случится неподходящим образом.
64. Недостаток водных ресурсов на планете. (Физик)
65. Что мы непонятным образом затерялись в Современности. Кажется, что многие из нас чувствуют приближающийся конец чего-то важного, возможно бесполезность и бессмысленность этой самой Современности. (Профессор биологии, физики и астрономии)
66. Я беспокоюсь о том, что было упущено много возможностей, например, недостаточное образование современной молодежи по всему миру.
67. Зашкаливающая реальность. (Журналист)
68. Огромные потоки данных и СМИ будут означать обесценивание информации. (Профессор статистики)
69. Что мы будем тратить слишком много времени на социальные сети. (Нейробиолог)
70. Что грядет время, когда каждый человек будет замкнут в себе самом.(Профессор психологии)
71. Что разница между событиями и их пониманием будет расти. (Метеоролог НАСА)
72. Необходимо поговорить о том, что кажется новой нормой, например, наличие телевизора в игровых комнатах и детских садах. (Психолог)
73. Что мы станем слишком нетерпимы к науке. (Профессор)
74. Что мы будем надеяться на осуществление межзвездных перемещений, но этого ведь никогда не случиться. (Писатель)
75. Что глобализация перестанет приносить пользу, и мы не сможем понять, почему.
76. Что мы слишком много беспокоимся. (Психиатр)
77. Больше и больше беспокоюсь о том, что же будет с поколением детей, у которых не было этого дара – долгого, защищенного, стабильного детства.
78. Что процессы биологического синтеза выйдут из-под контроля. (Преподаватель биологии)
79. Гибель математических наук. (Математик)
80. Что мы научили технику делать слишком многое вместо нас. (Психолог)
81. Многие интернет-ресурсы делают нас тупыми и недружелюбными. (Основатель Википедии)
82. Что мы слишком много переживаем. (Ученый)
83. Что человеческий род потеряет инстинкт самосохранения. (Специалист ПО)
84. Избыток тестостерона, вызванный расхождением численности мужского и женского населения в Китае. (Психолог)
85. Что в планы развития науки и культуры не входит защита личных прав человека. (Футурист)
86. Конец света. (Археолог)
87. Нам нечего бояться, даже если бы Большой адронный коллайдер не способствовал новым открытиям. (Редактор)
88. Больше всего я волнуюсь о том, что мы всё более и более разрушаем прямые и косвенные связи между различными интеллектуальными, ментальными и гуманистическими подходами к интерпретации окружающего мира. (Физик)
89. Что мы слишком много беспокоимся. (Ученый)
90. Все растущие различия между научной элитой и несведущим в науке большинством людей. (Офтальмолог, нейробиолог)
91. Что существует перспектива коллективного забывания истории. (Историк)
92. Что мы слишком уж беспокоимся. (Профессор психологии)
93. Что мы не понимаем, как развивается наша глобальная культура. (Профессор биологии)
94. Нужно беспокоиться о том, что желание продления рода все более ослабевает. (Писатель)
95. Что мы слишком беспокоимся и выдумываем себе проблемы. (Профессор)
96. Нужно задуматься о последствиях все растущего количества знаний о возбудителях болезней, это лишает нас свободы. (Информатик)
97. Я боюсь естественной смерти. (Физик)
98. Меня больше всего волнует, что разговоры о различиях полов, кажется, все еще разделяют природу и образование, к тому же некоторые ученые и гуманисты утверждают, что биология вообще не имеет никакого значения, очевидно, не догадываясь, что существуют неоспоримые доказательства обратного. (Психолог)
99. Гибель науки. (Лингвист)
100. Неизбежное вмешательство социально-политических сил в науку. (Физик)
101. Беспокоюсь о том, кто же станет игроком на научном поле, а кто нет. (Физик)
102. Множество людей выбирают жизнь, которая влияет на возможности остальных, значительно сужая их. Такое поведение очень опасно, т.к. является разновидностью племенной организации общества, а сопутствующие этому убеждения освобождают их от ответственности за создание подобной угрозы. (Политолог)
103, 104. Что мы не сможем реализовать эффективное сотрудничество. (Психологи, кооператоры)
105. Я не беспокоюсь о том, что сверх-машины разрушат наш мир. (Философ)
106. Того, что произойдет с миром, если роботы будут выполнять любую работу. (Исследователь)
107. Что нашествие инопланетян угрожает человеческой цивилизации. (Астроном)
108. Что роль микроорганизмов в онкологии будет проигнорирована современными медицинскими исследователями.
109. Что социальная и моральная интуиция всего человечества не позволит развиваться новым технологиям. (Психолог)
110. Что иллюзия знания и понимания станет результатом того, что информация слишком доступна, и ее поиск не требует усилий. (Профессор психологии)
111. Что прививки станут безболезненными. (Психолог)
112. Что возрастет количество нелегальных наркотиков. (Философ)
113. Суеверия. (Научный критик)
114. Что исторические институты помешают прогрессу. (Редактор)
115. Что через пару поколений дети превратятся в таких людей, которые даже не смогут отличить реальность от воображения. (Психолог)
116. Что мы слишком многого опасаемся. (Корреспондент)
117. Следует задуматься о том, как относиться к клонированию людей, созданию искусственного интеллекта и роботов, способных позаботиться о наших престарелых родителях, об обучении детей через интернет. (Журналист)
118. Что геномика сильно навредит нам, если окажется в беспорядочном состоянии. (Нейробиолог)
119. Что действительно мешает мне спать по ночам, так это мысль о кризисе фундаментальной науки. Я вижу только один выход – провести основательный пересмотр фундаментальных законов физики. (Физик)
120. Что в современном мире никто ни в чем не подозревает людей, ведущих т.н. нормальный образ жизни. (Писатель, продюсер)
121. Многие люди беспокоятся, что демократия в мире недостаточно развита, я же думаю, что мы никогда еще не жили в соответствии с принципами демократии. (Генеральный директор)
122. Не рост численности населения, а рост благосостояния - основная забота стран-потребителей, таких, как Америка и другие страны Запада. (Профессор географии)
123. Что мы станем воспринимать новые технологии как некое волшебство. (Физик)
124. Все увеличивающаяся нестабильность в вопросах генетики. (Профессор генетики)
125. Что различные ассоциации и компании скоро смогут читать мысли людей. (Нейробиолог)
126. Прекращение экономического роста. (Финансовый эксперт)
127. Я боюсь, что мы слишком переоцениваем свободное воображение, а это рискованно. (Физик)
128. Что мы слишком много беспокоимся. (Ученый)
129. Мы слишком многого боимся. (Нейробиолог)
130. Что у нас недостаточно роботов, чтобы делать всю необходимую работу в грядущие десятилетия. (Роботехник)
131. У нас нет запасного плана на случай, если интернет исчезнет, а это неминуемо. (Историк науки)
132. Стабильность. Что мы очень самодовольны и гордимся своей жизнью, но она постоянно меняется. И нужно задуматься об этом, если вы еще этого не сделали. (Физик)
133. Существует изученное знакомое нам и изученное малознакомое, но по-настоящему опасаться стоит неизученного неведомого. (Ученый)
134. Наш мозг не способен решить наиболее серьезные проблемы. (Психолог)
135. Стоит беспокоиться о том, что ученые прекратили думать о том, что хорошо и что плохо. И какие ценности приведут к расцвету человечества, например, поисковые системы интернета? (Публицист)
136. Утрата коллективного сознания. (Аналитик СМИ)
137. Уменьшение числа выдающихся ученых. (Режиссер)
138. Что мы не в состоянии понять, что такое жить хорошо. (Историк)
139. Чрезмерная привязанность к Фейсбуку и прочим ресурсам.
140. Чрезмерное вмешательство государства, подобно тому, как лиса наблюдает за курятником, государство контролирует добычу нефти и газа. (Профессор журнализма)
141. Опасная неспособность общества справиться с неопределенностью. (Геронтолог)
142. Что знания появляются слишком быстро. (Профессор школы экономики)
143. Кошмарный сценарий для фундаментальной науки. (Физик)
144. Гомогенизация опыта всего человечества. (Антрополог)
145. Что мы будем не в состоянии понимать что-либо. (Математик)
146. Что мы слишком много волнуемся, и преподносим наши страхи другим в самом жутком свете. (Профессор в отставке)
147. Что из-за изменений климата, нехватки ресурсов и рабочей силы или других непредсказуемых причин может разразиться война. (Психолог)
148. Глупость. (Психолог)
149. Я перестал беспокоиться насчет проблемы свободного волеизъявления, т.к. ее все равно не удастся решить. (Профессор педагогики)
150. Существует опасность того, что наука станет врагом человечества. (Биолог)
151. Что мы не сможем жить без интернета. (Философ)

Крестина Сикидина

Ученые до сих пор спорят о том, как давно на Земле появился человек разумный (Homo sapiens). Точно известно следующее: около 40 тысяч лет назад наши далекие предки уже жили на всех континентах. При огромной культурной разнице, в физиологическом и анатомическом смысле они были очень похожи на современных людей. Ученые полагают, что и сегодня Homo sapiens продолжает эволюционировать. При этом его организм оказывают влияние не только природные факторы (особенно те из них, которые вызывают генетические мутации), но и социокультурные параметры.

Поговорим о том, какие изменения человека в грядущие тысячелетия исследователи считают наиболее вероятными.

Источник: depositphotos.com

Увеличение роста

По данным антропологов, рост первобытного человека не превышал 160 см. Сейчас такие люди считаются низкорослыми. Средний рост россиянина в наши дни составляет 175-178 см, и даже среди представительниц прекрасного пола рост выше 170 см встречается довольно часто. Впрочем, данный параметр сильно зависит и от этнических особенностей, и от индивидуальной наследственности. Кроме того, ученые заметили, что в развитых странах, где высококалорийная пища доступна для всех, средний рост представителей каждого следующего поколения увеличивается, в то время как в регионах, где до сих пор наблюдается недостаток продуктов питания, этого не происходит. Учитывая, что международное сообщество прилагает серьезные усилия для борьбы с голодом, можно предположить, что человек и в будущем будет понемногу подрастать.

Потемнение волос и глаз

Научно-технический прогресс сделал человека мобильным. Сейчас люди свободно перемещаются по миру, меняют места жительства и ассимилируются. Так происходят перенос и вливание нового генетического материала в этнические группы, до недавнего времени жившие обособленно и сохранившие специфическую внешность. В тех случаях, когда специфика обусловлена рецессивными генами, она исчезает. Уже сегодня наблюдается уменьшение количества людей со светлыми волосами и глазами. Ученые считают, что этот процесс будет продолжаться, и в будущем голубоглазые блондины станут настоящей редкостью.

Увеличение числа полных людей

Причиной роста числа людей, имеющих избыточный вес, является не столько доступность высококалорийных продуктов, сколько сдвиг пищевых пристрастий многих жителей развитых стран в сторону фастфуда. Такая еда удобна, ее не нужно готовить. Помимо того, производители вводят в ее состав добавки, вызывающие привыкание и отказ от обычной домашней пищи. Печальные результаты повального увлечения фастфудом стали заметны давно. По статистике, за последние 20 лет количество европейцев, страдающих ожирением, увеличилось вдвое. К сожалению, без осознанного перехода на здоровое питание этот процесс будет продолжаться.

Изменения зубов и челюстных костей

Основным фактором перемен во внешности выступает изменение рациона человека. Доля продуктов, употребляемых в необработанном виде, неуклонно уменьшается. Производители пищи, стараясь сделать ее как можно более привлекательной, часто идут по пути устранения твердых компонентов. Потребление еды, практически не нуждающейся в измельчении, приводит к тому, что жевательный аппарат человека не испытывает запрограммированных природой нагрузок и постепенно становится ненужным. На практике это приводит к ослаблению челюстных костей, жевательных мышц и зубных тканей. Многие люди уже сегодня рождаются без зубов мудрости. По мнению ученых, есть вероятность, что зубы человека с течением времени будут мельчать, а ослабление челюстного аппарата приведет к изменению черепа, что сильно скажется на внешности наших далеких потомков.

Сокращение объема мышц

Повседневные дела современного человека, как правило, не требуют значительных мышечных усилий, а заниматься спортом стремятся далеко не все. Таким образом, крепость мышц и скелетных костей становится излишним с точки зрения эволюции признаком. Существуют гипотезы, представляющие человека будущего в виде физически слабого существа с огромным мозгом, но не способного даже самостоятельно передвигаться. Скорее всего, это преувеличение, но то, что мы физически гораздо слабее первобытных предков, можно считать установленным фактом.

Ослабление иммунной системы

Прогресс медицины помог человечеству избавиться от многих смертельно опасных недугов и поспособствовал увеличению продолжительности жизни. К сожалению, многие научные открытия имели и отрицательные последствия. В частности, широкое использование антибиотиков стало причиной ослабления естественного иммунитета человека. Наша иммунная система уже привыкла к тому, что ее функции берут на себя лекарственные препараты, средства бытовой химии и парфюмерно-косметические товары. Ряд ученых считает, что и в дальнейшем защитные силы человека будут слабеть, делая его все более зависимым от достижений цивилизации.

Стирание гендерных различий

Некоторые исследователи говорят о развитии в будущем постгендерного общества. Так они называют общность людей, гендерные различия между которыми в значительной степени стерты. Отдельные элементы подобных перемен можно наблюдать уже сегодня. Многие жители развитых стран проявляют несвойственные своему полу черты и привычки (появляются слишком женственные мужчины и излишне мужественные женщины). Растет количество однополых семей, а также число людей, стремящихся воспользоваться репродуктивными технологиями, не требующими участия постоянного партнера противоположного пола. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что со временем естественное воспроизводство совсем исчезнет, но и тенденции стирания гендерных различий не стоит совсем сбрасывать со счетов.

Рост числа людей, страдающих депрессией

По статистике, около трети американцев сегодня страдают от депрессии. Современный человек практически ежедневно попадает в стрессовые ситуации, влекущие ухудшение его физического и психического здоровья. Ученые полагают, что со временем ситуация будет усугубляться, и считают склонность к депрессии одним из факторов, способных привести человечество на грань вымирания.

Прогнозы исследователей выглядят неутешительно. Получается, что наши потомки обречены быть слабыми, болезненными, депрессивными и чрезмерно зависимыми от достижений цивилизации. В некотором смысле это правда, но каждый из нас все же может повлиять на ситуацию. Необходимо изменить собственное существование: отдать предпочтение здоровому питанию, заняться спортом, отказаться от неоправданного употребления лекарств, выработать позитивный взгляд на мир. Только так мы подадим своим детям благой пример, который поможет им жить правильно, интересно и эффективно. В конечном счете это способно положительно отразиться на здоровье и внешности следующих поколений.

Видео с YouTube по теме статьи: