Правообладатель иллюстрации Image caption

24 июня 1717 года в Англии начала свою работу первая официальная масонская ложа - таинственное общество вольных каменщиков, которые имеют свои секретные обряды и символы.

Через несколько десятилетий масонство пришло и в Россию. В масоны входили такие известные российские исторические личности, как Пушкин, Кутузов, Суворов, Чаадаев и другие.

Русская служба Би-би-си поговорила с современными российскими масонами и исследователями этих обществ, чтобы узнать, что представляет собой современное масонство в России.

Русское масонство - что это?

По легенде, масонство в Россию привез Петр I, который стал масоном во время своих зарубежных поездок. Первый русский император, по преданию, стал и первым Великим мастером первой российской ложи. Однако документального подтверждению этому нет.

Первым официальным Великим мастером в России - главой верховной масонский ложи - стал в 1731 году английский генерал Джон Филипс. В то время большинство масонов в России были иностранцами, которые работали или занимались бизнесом в Российской империи.

Первым же русским Великим мастером стал Иван Елагин, который организовывал культурные вечера при дворе Екатерины II. В 1770 году он создал первую Великую ложу России, в которую затем вошло 17 других масонских лож.

Нынешний Великий мастер Великой ложи России Андрей Богданов называет масонство "одной из старейших общественных организаций в мире".

Современное масонство в России возникло в 1995 году, когда Великая ложа Франции создала четыре масонские ложи в России, а на их основе возникла и Великая ложа.

"Кто-то называет масонство мужским клубом, кто-то называет просветительским клубом или клубом по интересам. Для меня это все вместе взятое", - говорит Богданов.

Три темы

Сам Богданов - известный российский политтехнолог, один из учредителей "Демократической партии России" и кандидат в президенты России на выборах 2008 года. Однако, как он рассказывает, масонам запрещено обсуждать политику - за это даже могут исключить из ложи.

"Масонство никогда не стремилось к политическому влиянию и не имело его. Политическое влияние имели отдельные члены общества, но они занимались политикой как частные лица", - рассказал Русской службе Би-би-си Богданов. По его словам, запретными в масонстве являются "три темы, которые ссорят мужчин" - политика, религия и женщины.

Как и многие правила работы масонских лож, запрет для женщин на вступление в масонское общество обуславливается порядками жизни средневековой Англии, где в 1717 году начала свою работу первая ложа вольных каменщиков.

"В масоны принимаются верующие в единого бога мужчины свободных и добрых нравов", - говорится в уставе организации.

"Свободными" в Англии XVIII века назывались люди, которые не имели долгов и могли обеспечить себя финансово. Женщины в то время практически не имели собственного достатка, поэтому не могли считаться "свободными", а, значит, не могли вступать в масонские ложи. Так и до сих пор в "традиционное масонство" не принимают женщин.

Но есть и "нетрадиционное" - туда можно приходить и женщинам, и обсуждать политику, однако "классические" масоны такие общества не признают.

"Просто, допустим, собрались 10 человек и решили, что будут масонами, будут и женщин принимать, и политику обсуждать. Взяли запоны (специальные масонские фартуки). Масон - это тот, кто прошел обряд посвящения. Масон - только тот, кого в других масонских ложах считают масонами", - объясняет Богданов.

Правообладатель иллюстрации ERIC FEFERBERG / Getty Image caption Тайные символы масонства - инструменты средневековых строителей и архитекторов, которые и создали первые ложи вольных каменщиков

Навальный не станет масоном

Современный обряд посвящения в масоны мало отличается от того, каков он был 300 лет назад. Профан (не масон) стучится (просится) в ложу. Далее с ним проводят беседы мастера этой ложи. Профан должен получить два рекомендательных письма от действующих масонов, чтобы его кандидатура была направлена на рассмотрение.

После того, как профан собрал рекомендации, ему предстоит пройти "допрос под повязкой". Человека приводят в ложу в завязанными глазами и задают вопросы о его жизни: "Что такое свобода?", "Что такое братство?", "Что вы плохого сделали в жизни, за что вам стыдно? А что хорошего?" "Обычно задают вопросы, которые человек сам себе не задает и на которые перед собой не отвечает", - говорит Богданов.

После этого члены ложи голосуют за принятие нового "брата". Минимальная численность ложи - семь человек. Если трое братьев-масонов высказались против, то профану отказывают в приеме. Если три масона против, то человек уже не станет масоном, независимо от того, семь членов в ложе или тысяча.

При этом у желающего стать масоном не должно быть проблем с законом и он должен быть не судим. "Алексея Навального мы не примем, он осужден", - отмечает Богданов.

Пройдя обряд инициации, профан становится учеником - это первый градус (уровень) масонства. Далее ему нужно стать подмастерьем, а затем мастером. Дойдя до третьего градуса, человек становится масоном.

По словам Богданова, для того, чтобы получить градус нужно написать некую зодческую работу, тему которой выбирает ложа. Работы пишутся по темам масонской ритуалистики, восприятия и понимания тайных эзотерических знаков.

Масон должен раз в месяц посещать работу своей ложи и раз в год посещать ассамблею (съезд) Великой ложи его страны. Также масон может по желанию получать дополнительные градусы, выбрав для себя так называемый устав: шотландский, йоркский, французский или многие другие.

Сейчас в России и странах СНГ функционирует 38 так называемых достопочтенных лож в 17 городах России, Белоруссии, Казахстана и Грузии. Все они объединены Великой ложей России, которую и возглавляет Богданов.

По его словам, ежегодно в масоны стучится около тысячи человек, но принимают в вольные каменщики ежегодно меньше ста новых членов: "Часто стучатся люди, которые не знают, что такое масонство. Говорят: "Мы знаем, что у вас тут пол-правительства, и мы тоже хотим".

"Мы никогда никого к себе не зовем, к нам всегда сами стучатся. При этом мы не тайная организация, мы организация с тайной. Одна из главных тайн масонства - кто же является масоном", - рассказывает Великий мастер Богданов.

Он отказался ответить на вопросы Би-би-си о том, сколько масонов занимает места в Госдуме и правительстве или кто из знаменитостей - масон: "Если бы я сам своего имени не открывал, то ни один из братьев не выдал бы меня".

Традиция скрывать свою принадлежность к обществу вольных каменщиков также идет из Англии, где были гонения не участников тайных обществ. Также масоны помнят о Второй мировой войне, в которой погибли многие вольные каменщики из-за запрета на масонство в Третьем рейхе.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption В Англии в 1717 году начала свою работу первая ложа вольных каменщиков

Современное масонство в России

По словам Богданова, сейчас в Великой ложе России состоят около 1,2 тысячи человек. В масоны приходят люди из бизнеса, силовых и политических структур, люди искусства и образованный средний класс.

Великая ложа России существует 22 года, а средний возраст ее членов - 35 лет. Средний же возраст в западных ложах, по словам Богданова, - 65 лет. В Москве сейчас действует 12 масонских лож, а в Санкт-Петербурге и других крупных российских городах - по 2-3 ложи.

"Масонство - познание себя в этом мире. Мы не обсуждаем религию, но обсуждаем духовную жизнь и философию", - отвечает Богданов на вопрос, чем же все-таки занимаются вольные каменщики. Помощник Великого мастера Вячеслав Смирнов (также принимавший участие в становлении Демократической партии России) говорит, что масонство помогает наладить бизнес-связи и найти новых друзей.

Современные масоны в России и других странах уделяют большое внимание благотворительности. Чаще всего масоны опекают детские дома или больницы. Пожертвования выплачиваются из "кружки вдовы" (мешка, в который каждый может положить любую сумму денег после окончания работы ложи).

При этом, по словам Богданова, российское масонство совсем не богатое - у вольных каменщиков в России до сих пор нет своего здания в Москве. Для проведения работы лож масоны арендуют залы в отелях.

Каждый масон выплачивает два взноса: первый - ежегодный, а второй - вступительный, который выплачивает профан, постучавшись в ложу, или масон, переходящий в новый градус. Размер взносов колеблется от 6 до 18 тысяч рублей. В России и странах СНГ масонские ложи зарегистрированы как НКО.

Правообладатель иллюстрации Grand Lodge of Russia/Facebook Image caption Первая ассамблея Великой ложи Казахстана

Великая ложа России также занимается привнесением света (открытием новых лож) в другие страны и города. В 2015 году была создана Великая ложа Грузии, а в 2016-м - Великая ложа Казахстана. В этом году масоны хотят открыть Великую ложу Белоруссии на базе уже существующих трех лож.

Из масонов могут и исключить. Чаще всего исключают за обман, невыплату взносов и недобросовестное поведение, например, когда масон бросает свою семью. Некоторые вольные каменщики сами разочаровываются в масонстве и уходят из лож.

В России из пяти вступивших в масоны в ложах через пять лет остаются 2-3 человека, говорит Вячеслав Смирнов.

Тайный масонский заговор

Мифы вокруг масонства, по словам Богданова, связаны с особенностями "советского образования, когда молодым людям рассказывали о мировом господстве жидомасонов".

"Я раньше думал, что масоны - это не очень вменяемые люди. Их нигде не было видно, и было такое впечатление. К масонству относятся предосудительно, потому что его мало знают", - рассказывает Смирнов.

Многие до сих пор становятся членами масонских лож для того, чтобы присоединиться к "всемирному заговору". "Кто-то приходит и говорит: "А где у вас министры на заседании? Но туда ли ты пришел? Может быть, эта ложа не для министров, потому что сам ты тоже не министр", - говорит Смирнов.

Исследователь русского масонства Сергей Аржанухин считает, что слухи о заговоре масонов в XVIII-XIX веках распускало само государство из-за противодействия тайным обществам.

"Русское масонство возникло в процессе формирования светской культуры, это один из первых институтов гражданского общества в России. Понятно, что обвинения в заговоре шли от государства. Потому что у государства и гражданского общества всегда есть конфликт. Но нет никакого документа, который подтверждал бы заговорщический характер этой организации", - говорит он.

Указом императора Александра I в 1821 году масонство было запрещено в России как тайное общество.

По словам Богданова, масоны - законопослушные граждане, и не могут организовывать свою деятельность там, где им это запрещено властями. Даже среди декабристов, по его словам, масонов почти не было - вольные каменщики поддерживали царя.

По словам Аржанухина, ни в царские времена, ни в современной России масоны не имеют политического влияния. Об этом говорит и другой исследователь вольных каменщиков Андрей Серков. По его словам, в масонах состоят некоторые бывшие члены Госдумы, но во властной верхушке России масонов нет.

При этом Серков обращает внимание на личность Великого мастера Андрея Богданова, который активно занимался политикой в нулевые годы.

"Строить "Демократическую партию", возобновлять КПСС и возглавлять масонство… Это его очередной проект", - говорит историк.

По его словам, Богданова избрали на пост Верховного мастера в тот момент, когда он баллотировался в президенты в 2008 году.

"Это было престижно. Но масонство в современной России никакого влияния не имело", - считает он.

«Мне приказали пойти на это»: тайная сторона российского масонства

Высокий человек в черном пальто ведет за собой по извилистым улицам ночной столицы. "Я когда-то состоял в ложе ради научного интереса, так сказать", - бросает он, не оглядываясь. Сейчас он не перестает общаться с другими членами братства, но причину своего ухода не называет.

"В ложу вступают по разным мотивам. Одни думают, причем всерьез, что будут вершить судьбы мира, другие считают, что обретут тайные знания. А кто-то просто начитался "Войны и мира" Толстого (в романе подробно описаны посвящение Безухова в масоны и его жизнь в ложе. - Прим. ред.)", - замечает мой собеседник Павел.

Стол руководителя масонской ложи

Если во времена Пушкина и Грибоедова (масоны считают их "своими". - Прим. ред.) действовал принцип: "чтобы быть масоном, спроси об этом масона" и нужно было заводить как можно больше знакомств с членами ложи, то в XXI веке возможностью "порулить" судьбами мира может воспользоваться практически каждый.

"В тех же США миллионы масонов. В Европе тоже немало. А у нас - сплошная текучка. Постоянных членов ложи мало", - сетует Павел. По его словам, все дело в достаточно дорогом "входном билете" - от 10-20 тысяч рублей . Поэтому бюджет российского масонства - в отличие от зарубежных тайных обществ - не такой большой, как принято считать.

"Несколько лет назад одна из крупных лож Франции со скандалом выгнала своего великого мастера. А знаете за что? Он на деньги братства приобрел личный вертолет", - делится он.

Подходим к небольшой двери в старинном здании по соседству с Тверской-Ямской (ул. Тверская, 21 Музей Революции, бывший Английский Клуб. Прим РуАН ), за ней - ведущие вниз ступеньки. В подвальном помещении не то бар, не то клуб. "Обычно в таком антураже и проходят собрания разных тайных обществ. Хотя в лучшие времена Великая ложа России (единственная признанная за рубежом масонская организация в Российской Федерации. - Прим. ред.) устраивала свои собрания в "Метрополе", возле Кремля. Там же заседали мартинисты, которые практикуют оккультизм, - у них что-то типа христианского каббализма", - рассказывает мой собеседник.

Много ли в России масонов

Масонство не имеет единой централизованной организации, но в то же время достаточно иерархично. Различные масонские ложи из примерно 10 человек (максимум из 20) могут объединяться в "великие". Первая такая объединенная ложа появилась в Англии ровно 300 лет назад (1917 юбилей, 2017 юбилей прим. РуАН ) и с тех пор считается самой авторитетной. В 1740 году ее адепта, генерала на русской службе Джеймса (Якова) Кейта , назначили великим мастером России. А к концу XVIII века вся российская знать "заболевает" масонством: членами ложи становятся известные государственные деятели, поэты, художники, архитекторы. Так продолжалось до тех пор, пока внук Екатерины II, император Александр I, в 1822 году неожиданно для всех не объявил масонство вне закона. Доходило до того, что чиновники давали специальные расписки о своей "непринадлежности к ложам".

Лишь ненадолго масонство возродилось после 1905 года (Врут и даже не краснеют. Прим. РуАН ). Но в первое же десятилетие советской власти масонские ложи "зачистили". Ходит байка, что масоны пытались посотрудничать лично со Сталиным , но тот, ознакомившись с их предложением, тут же запросил именные списки всех членов русской ложи. А в послевоенные годы, когда развернулась кампания по "борьбе с сионизмом", представление о масонах как о "тайном мировом правительстве" окончательно укореняется в общественном сознании.

В очередной раз российское масонство воспряло в 1995 году с появлением Великой ложи России (ВЛР) , признанной более чем 90 масонскими организациями в разных странах мира. Ее члены называют себя "клубом мужчин, которые верят в Бога и хотят нести в общество свет знания" . Эта организация считает себя единственной получившей официальное право на существование от зарубежных лож. Преемственность - важное для масонов понятие, ведь они считают, что уже не одно тысячелетие хранят и передают "тайные знания".

В ВЛР сегодня входят 50 лож, по большей части московских. Впрочем, в России есть и другие масонские организации с иными уставами. Но они, в отличие от ВЛР, не имеют официального статуса "великой ложи" и являются, по сути, представительствами зарубежных масонских собраний.

Собрание Великой Ложи России

"Сейчас в России примерно полторы тысячи масонов. Причем более тысячи из них являются регулярными , то есть состоят в Великой ложе России", - отмечает религиовед Дмитрий Педенко.

Большая часть действующих в России лож требует от своих кандидатов верить в Бога и бессмертие души. Однако это не значит, что нет масонов-атеистов. "Отличительной особенностью ряда так называемых нерегулярных масонских организаций является как раз то, что туда принимают не только верующих, но и атеистов. Однако количество таких лож в России незначительно и в них весьма мало участников. В связи этим распространена ситуация, когда членами двух нерегулярных организаций являются одни и те же лица", - подчеркивает эксперт.

"Приказали стать масоном"

"Масонство - это в первую очередь древний клуб добропорядочных людей", - заверяет (врёт и не краснеет. Прим. РуАН ) политолог Вячеслав Смирнов , член Великой ложи России. На вопрос, что побудило его стать масоном, уклончиво отвечает: "Родина приказала".

В каждой ложе есть три градуса (степени. - Прим. ред.) посвящения - ученик, подмастерье, мастер-каменщик. Кроме того, существует еще множество различных градусов, однако, как утверждают в ложах, никакой высшей степени посвящения не существует, ведь масон масону брат.

Сам обряд инициации в градус сложен и символичен . Так, кандидата в "ученики" перед началом посвящения наполовину обнажают, завязывают ему глаза и оставляют на полчаса в "комнате размышлений". После этого его ведут в "храм", где совершается ряд различных символических действий: например, будущий масон торжественно клянется на священной книге своей религии (чаще всего это Библия. - Прим. ред.).

"Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что усиливает впечатления кандидата", - утверждают на одном из масонских форумов.

В конце обряда мастер-каменщик призывает членов ложи помогать новичку в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту им поможет. Именно помощь ближнему, братская любовь и приверженность истине являются главными принципами масонства (а ближним для масона является брат масон. Братская любовь. Прим. РуАН ). Сами масоны формулируют свое призвание так: "сделать хорошего человека лучше".При этом сами масоны зачастую не могут ответить, как замысловатые ритуалы вместе с требованием понимать огромное количество абстрактных терминов реально способствуют этому.

Ритуал посвящения в масоны

В свою очередь, Павел утверждает, что чем выше градус, тем больше придется заплатить за посвящение. Кроме того, согласно уже официальной информации на сайте ВЛР, масоны делают ежегодные взносы.

Почему-то принято считать, что во время своих ритуалов масоны занимаются сексом. "Масонов часто путают с телемитами . Вот те - настоящие маргиналы, у них посвящают через секс. Один мой знакомый телемит рассказывал, что к ним на обряды в Москве даже приезжал какой-то магистр из США", - говорит Павел. Телемиты являются последователями учения знаменитого английского мистика Алистера Кроули, которое выражается в принципе: "делай, что изволишь, да будет то законом" (все они отморозки. Прим. РуАН ).

"Своих не выдаем"

В масонских ложах есть несколько правил анонимности. Так, любой член братства может заявить о своей принадлежности к масонству без предварительного согласования с собратьями. Но выдавать других нельзя.

"При встрече с российским членом братства знаки подавать смысла нет - все и так друг друга знают, по крайней мере, меня уж точно. Если я кого-то не знаю, знакомые представят. А для иностранных братьев существуют рекомендательные письма с печатями или электронные письма от их юрисдикций с фотографией и рекомендацией к общению", - объясняет Вячеслав Смирнов.

Однако в начале 2010-х российское масонство все-таки потряс "разоблачительный" скандал: кто-то опубликовал в Сети списки действительных членов ложи. Это дало новую пищу различного рода конспирологическим теориям о том, что масоны сначала развалили СССР, а затем прочно засели в Кремле. "Виновного нашли быстро и заставили все удалить. Там (в списке. - Прим. ред.) были даже какие-то чиновники и менеджеры известных компаний", - рассказывает Павел.

Впрочем, в последние годы масонские ряды, по его словам, редеют. "Скажем так, ожидания не совпадают с реальностью: многие видят, что довольно скучно быть масоном. Да и не любят их у нас ", - заключает он (А вот это абсолютная правда. Прим. РуАН ).

Масоны и февральская революция

«В недрах мирового масонства был решен вопрос о мировой войне , и война сделалась неизбежной. Центр страшной интриги, которая привела к мировому побоищу, находился в Англии . Отсюда шли директивы и указания по всем английским континентальным ложам.

Масонские ложи вели пропаганду против Германии, давили на свои и чужие правительства и содействовали дипломатическому и военному окружению Германии. Англия, Франция, Италия и Америка, правительства которых находились в руках масонов, создавали внутреннее единство от социалистов до монархистов, создавали тревожное настроение и пропагандировали неизбежность принятия предупредительных мер против «нападающей империалистической Германии». Русская дипломатия, захваченная масонами, работала на союзников.

Масоны Сазонов, министр иностранных дел Российского императорского правительства, русские послы - в Париже Извольский, в Сербии Штрандман - были простыми пешками в руках англо-французских масонов-политиков. Русский посол в Париже Извольский при получении известий о начавшейся войне с видом триумфатора заявил:

«Это моя война!» Убийство в 1914 году в Сараево эрцгерцога Франца-Фердинанда, послужившее поводом к мировой войне, было произведено масонами.

План его убийства за несколько лет был составлен «Великим Востоком Франции». Лорд Бальфур в начале войны заявил, что война закончится в 1918 году до праздника Рождества Христова. Еврейская газета «Пейевише вордле» 13 января 1919 года писала:

«Международное еврейство принудило Европу принять войну, чтобы по всему свету начать новую еврейскую эру». Немецкий генерал Людендорф сказал: «Теперь мне стало ясно, что германский солдат в конечном счете оказался скрытым за кулисами темных сил. Мы не можем теперь не признать, что германским мечом был расчищен путь этим силам, закабалившим Россию. Это могло случиться лишь благодаря тому, что большинству из нас тогда еще были неведомы скрытые пружины, толкавшие нас».

Мировой заговор не только предусматривал разгром центральных держав, но и поражение России, русскую революцию и мировой хаос, который должен был привести к реализации вековой масонской мечты - созданию масонского сверхгосударства (Мирового Правительства, прим. РуАН ).

Революция в России, как это теперь установлено, была подготовлена и устроена масонами.

Усиленная и планомерная работа масонов в России особенно усилилась после убийства в 1911 году сильно мешавшего ей П.А. Столыпина. При содействии «Великого Востока Франции» уже в 1911 году везде в России были основаны масонские ложи, в члены которых вступали представители разных слоев населения, в том числе и военные.

Масонство захватило различные политические течения -от либералов до большевиков включительно. К масонам принадлежали все лидеры социалистов и коммунистов: Савинков, Авксентьев, Керенский, Бурцев, Апфельбаум (Зиновьев), Радек-Собельсон, Свердлов, Чайковский, Ленин, Троцкий и другие.

К моменту революции 1917 года были организованы и военные ложи , собиравшиеся во дворце графа Орлова-Давыдова. К числу масонов принадлежали генералы Поливанов, Рузский , Половцев, князь Вяземский. В масонскую ложу был принят, например, командир Финляндского полка Теплов. Когда одним из братьев ему был задан вопрос о Царе, Теплов ответил: «Убью, если велено будет».

Один из высших членов «Великого Востока Франции» барон Сеншоль, которому было поручено организовывать масонство в России, воскликнул: «Если бы Царь увидел список русских масонов, то он нашел бы в нем имена лиц, очень близко к нему стоящих». Заговором руководил конспиративный центр, который возник еще в 1915 году.

Это была знаменитая масонская «пятерка», в составе Ефремова, Керенского, Коновалова, Терещенко и Некрасова. Временное правительство во главе с князем Львовым было намечено еще в апреле 1916 года. Из Англии шла пропаганда о том, что русский двор готов заключить сепаратный мир и предать национальные интересы России и интересы союзников.

Руководители английской политики, использовав Россию для сокрушения Германии, приветствовали государственный переворот в России, ибо «Англии не нужна сильная Россия », как потом совершенно открыто поведал об этом всему миру Ллойд Джордж .

Представитель Англии Бьюкенен высказывает нашим заговорщикам, что для России было бы гораздо лучше, если бы революция «пришла сверху». Итальянский министр Нити совершенно определенно заявил, что «победа России в мировой войне была бы величайшим несчастьем для цивилизации ». Словом, все наши «верные союзники» были солидарны и воодушевлены одним желанием: чтобы Россия за принесенные неисчислимые жертвы получила разгром - если не на фронте, то при помощи революции. К концу 1916 года, когда выяснился вопрос о победе союзников над Германией, из Англии был дан приказ: приступить к действиям. В масонских кругах родилась идея необходимости отстранения Царя от престола. Мысль об этом подал князь Львов еще с первых дней войны на совещании у Коновалова.

С этого момента вопрос о дворцовом перевороте ставится в масонских конспиративных совещаниях. Поднимается вопрос об устранении «немки», то есть Государыни Александры Феодоровны. В этом духе князь Львов повел свои интимные переговоры с генералом Алексеевым . Уговоры подействовали, и уже к осени 1916 года была установлена договоренность о действиях. План заключался в аресте Царицы, ссылке ее в Крым и принуждении Царя согласиться на «министерство общественного доверия».

План этот был намечен на 30 ноября (3.11.9), но рушился сам собой: у Алексеева сделался острый припадок застарелой болезни, и начальник штаба был вынужден отправиться на долгое лечение в Крым, где находился до 20-х чисел февраля 1917 года. После этой неудачи 9 декабря на квартире князя Львова собралось секретное совещание. Князь развил идею дворцового переворота с целью свержения с престола Николая П и замены его Николаем Николаевичем.

Хатисов был уполномочен вступить в переговоры с Николаем Николаевичем, ознакомив его с проектом дворцового переворота и выяснить, как великий князь отнесется к этому проекту и возможно ли рассчитывать на его содействие.

Львов говорил, что у него есть заявление от генерала Маниковского, что армия поддержит переворот. По этому плану предполагалось Царя арестовать и увезти в ссылку , а Царицу заключить в монастырь, говорили об изгнании, не отвергалась и мысль об убийстве. В Тифлисе во время новогоднего приема Хатисов изложил Николаю Николаевичу «план Львова». Через 2 дня Хатисов вновь встретился с Николаем Николаевичем и узнал от него, что великий князь решил уклониться от участия в заговоре, мотивируя свой отказ мнением генерала Янушкевича, что армия настроена монархически и не пойдет против Царя.

Мысль о принудительном отречении Царя упорно проводилась в Петрограде в конце 1916-начале 1917 годов. Палеолог (французский посол), который был вхож в дом великой княгини Марии Павловны, пишет, что великие князья, среди которых называют сыновей Марии Павловны, предполагали при помощи четырех гвардейских полков (Павловского, Преображенского, Измайловского и Личного конвоя) ночью захватить Царское Село и принудить Императора отречься. Императрицу предполагалось заточить в монастырь и провозгласить наследника Царем при регентстве Николая Николаевича.

Вопрос о принудительном отстранении Государя от престола ставился и на обеде у великого князя Гавриила Константиновича. На нем присутствовали Путилов и Озеров , которые принадлежали к масонам и находились в связи с заговорщиками. В организацию переворота был замешан генерал Крымов. Адмирал Колчак не только сочувствовал перевороту, но и принимал в нем деятельное участие. Командный состав русской армии, таким образом, был к тому времени в достаточной степени распропагандирован, подготовлен к революции и, когда в конце февраля в Петрограде началось уличное движение, он не принял никаких мер к подавлению бунта, а напротив, все командующие фронтами рекомендовали Государю отречение от престола.

Армия - опора престола - превратилась в силу, враждебную престолу. 1 ноября 1916 года масон Милюков с трибуны Государственной Думы произносит речь на тему: «Глупость или измена?», в которой впервые было названо имя Царицы и предъявлено правительству тяжкое обвинение в национальной измене . Эта подлейшая речь одного из самых гнусных людей России не имела под собой решительно никаких доказательств - все от начала до конца было заведомой ложью.

Это впоследствии выяснила комиссия, созданная Временным правительством, которая, несмотря на ее предубежденность против деятелей «старого режима», выявила с полной очевидностью, что не только Государыня, но и Штюрмер, Щегловитов, Протопопов и сам Сухомлинов ни в какой мере не повинны ни в измене, ни в переговорах с Германией, ни в поисках сепаратного мира.

В Думе депутаты произносят речи против Распутина. Масон Маклаков склоняет Юсупова к убийству Распутина. Участие в убийстве Распутина великого князя Дмитрия Павловича и князя Юсупова еще больше убеждали в том, что Распутин изменник и погубитель России. В январе 1917 года в Петроград прибыла союзная комиссия из представителей Англии, Франции и Италии. После совещания с братом Гучковым, бывшим в то время председателем Военно-промышленного комитета, князем, братом Львовым, Председателем Государственной Думы, братом Родзянко, генералом, братом Поливановым, братом Сазоновым, английским послом, братом Бьюкененом , братом Милюковым и другими лицами эта миссия представила Государю требования следующего рода:

1) введение в Штаб Верховного Главнокомандующего союзных представителей с правом решающего голоса:

2) обновление командного состава всех армий по указаниям держав Антанты;

3) введение конституции с ответственным министерством.

На эти требования Государь положил следующие резолюции: «По первому пункту: Излишне введение союзных представителей, ибо Своих представителей в союзные армии с правом решающего голоса вводить не предлагаю». «По второму пункту: Тоже излишне. Мои армии сражаются с большим успехом, чем армии Моих союзников». «По третьему пункту: Акт внутреннего управления подлежит усмотрению Монарха и не требует указания союзников».

Как только ответ Государя сделался известным в Английском посольстве, состоялось экстренное совещание при участии тех же лиц; на нем было решено «бросить законный путь и вступить на путь революции ».

«Мы знали,- заявил брат П. Н. Милюков после революции,- что весной предстояли победы русской армии. В таком случае престиж и обаяние Царя в народе снова сделались бы настолько крепкими и живучими, что все наши усилия расшатать и свалить престол Самодержца были бы тщетны. Вот почему и пришлось прибегнуть к скорейшему революционному взрыву, чтобы предотвратить эту опасность». В конец февраля масонство выпускает разрушительные силы. Появляется чужое золото. 23 февраля искусная рука выгоняет толпы на улицы Петрограда.

Чернь пугают грядущим голодом. Начинаются стычки с полицией и войсками. 26 февраля следует указ о роспуске Думы, которому она не подчиняется.

19 марта 1917 года Яков Шифф , который, по данным французской разведки, передал русским революционерам двенадцать миллионов долларов, прислал Милюкову телеграмму: «Позвольте мне в качестве непримиримого врага тиранической автократии, которая безжалостно преследовала наших единоверцев , поздравить через ваше посредство русский народ с деянием, только что им блестяще совершенным, и пожелать вашим товарищам по новому правительству и вам лично полного успеха в великом деле, которое вы начали с таким патриотизмом».

Игорь Фроянов. "Февральскую революцию развязали не большевики, а масоны".

Роль масонов в революции

Оккультизм в России. Первая советская масонская ложа - единое трудовое братство. Живая тема

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Подполковник Корпуса инженеров путей сообщения. Поэт. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813 г. Во время службы в г. Томске (1813-1817 гг.) сблизился с М.М. Сперанским и стал его ближайшим сотрудником. Декабрист, член “Северного общества”. После восстания декабристов около двадцати лет провел в одиночном заключении, продемонстрировав редкое мужество и самообладание. Оставил “Масонские воспоминания”. Участвовал в разработке плана восстания 14 декабря 1825 года, высказываясь за решительные действия и привлечение к восстанию народных масс. Намечался кандидатом в члены Временного правительства. На следствии представил заявление о принадлежности к тайному обществу и согласии с его планами, писал, что выступление 14 декабря - «не мятеж, как к стыду моему именовал его несколько раз, но первый в России опыт революции политической, опыт почтённый в бытописаниях и в глазах других просвещённых народов». Из оставшихся в живых декабристов он понёс самое строгое наказание: был приговорён к вечной каторге, но содержался с 1827 года по 1846 год в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В крепости ему не разрешалось ни с кем общаться, из книг разрешено было читать только Библию. Член ложи “Избранного Михаила” во 2 гр. Член-основатель и Великий Секретарь ложи “Восточного светила” в Томске, 1818-1819 гг.

Посвящается памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), благословившего мой труд по изучению подрывной антирусской деятельности масонских организаций.

Предисловие

Чтобы разобраться в современном масонстве, во-первых, крайне важно понять, что сегодняшние формы деятельности этого преступного сообщества сильно отличаются от традиционных представлений о нем. Сегодняшний масон редко облачается в свою мантию. Обычный масонский ритуал в наше время отходит на второй план. Большая часть "масонской работы" осуществляется уже не в традиционных масонских ложах, а в различных закрытых организациях масонского типа - клубах "Ротари", "Пен", "Магистериум", "гуманитарных" орденах Орла или Константина Великого и т. п. Масонский ритуал, веками служивший камуфляжем политических интриг вольных каменщиков, во второй половине XX века в большой мере утратил свое значение. В условиях, когда во всех странах западного мира к власти пришли люди, уже не стесняющиеся признавать свое членство в масонских организациях, необходимость в масонском ритуале отпала. Масонство превращается в тайный политический профсоюз, своего рода интернационал, объединяющий в своих рядах нечистоплотных политиков, финансовых аферистов, проходимцев всех мастей, ставящих превыше всего наживу и беспредельную власть над людьми. Во главе этого тайного интернационала стоят иудейские вожди. Подобно КПСС в СССР, масонство на Западе является хребтом политической системы. Все важнейшие политические решения подготавливаются и принимаются в тиши закрытых организаций. На "демократических выборах" публике разрешается выбрать из нескольких кандидатов, представленных масонской закулисой. Именно этим кандидатам обеспечивается информационная поддержка телевидения и газет, которые практически все контролируются той же закулисой. Народ в этой политической системе является просто статистом в руках политических интриганов. Именно эта система формирования власти внедрена в нашей стране с конца 80-х годов.

Второе, что важно отметить для понимания современной масонской власти, - то, что иудейско-масонские структуры сегодня не являются монолитом, а состоят из целого ряда кланов, враждующих между собой за власть и деньги. Даже в так называемом мировом правительстве - Совете по международным отношениям, Трехсторонней комиссии и Бильдербергском клубе - идет непрекращающаяся борьба иудейско-масонских кланов, орденов различных ритуалов и региональных центров власти. Борьба эта ярко иллюстрируется сегодняшними событиями в России, где в ожесточенной схватке сцепились сторонники Мальтийского ордена и американского масонства (Ельцин, Березовский, Абрамович), "Бнай-Брит" и иудейского масонства (Гусинский, Фридман, Ходорковский, Явлинский), Великого Востока Франции и европейского масонства (Лужков, Примаков, Яковлев). Все эти три разветвления иудейско-масонской власти несут нашему народу горе и разрушение, все они ориентированы на расчленение России и геноцид ее народа.

В сегодняшней России насчитывается более 500 масонских лож и организаций масонского типа (не включая сюда оккультные организации и отделения церкви сатаны). Деятельность их носит строго тайный, закрытый характер. Большая часть их не регистрируется в органах власти, соблюдая конспирацию и масонскую тайну. Собственно масонские ложи, исполняющие традиционные ритуалы вольных каменщиков, составляют не более трети указанного выше числа.

Самой "солидной" частью российского масонства считаются ложи шотландского ритуала, большинство из них организовано мастерами Великой Ложи Франции. Деятельность этих лож осуществляется по старым документам, соблюдая полную преемственность масонским установлением XVIII-XX веков. К 1998 году были возобновлены такие старые российские ложи шотландского ритуала, как "Астрея", "Гермес", "Северное Сияние" и др., организованы новые ложи - "Пушкин", "Новиков" и т. п. Они используют ритуальные документы "шотландского рита" ложи "Астрея" XVIII и эмигрантской ложи "Астрея" 20-30-х годов XX века.

Великий Восток Франции возобновил в России деятельность масонских лож, ориентированных на воинствующую русофобию и безбожие, и прежде всего ложи "Свободная Россия", объединяющей, по нашим сведениям, в частности, несколько депутатов Госдумы, офицеров Генштаба и ФСБ.

В системе национального германского масонства воссоздается российская масонская ложа "Великий Свет Севера", работающая по ритуальным документам одноименной эмигрантской масонской ложи.

По некоторым сведениям, в Москве и Санкт-Петербурге возникает несколько лож американского масонства (йоркского ритуала). Делаются попытки укоренения на Русской земле ордена шрайнеров.

Кроме перечисленных выше признанных в масонском мире ритуалов создаются такие "самопальные" масонские ложи (вроде "Российской национальной ложи"), не признаваемые настоящими вольными каменщиками.

В целом, по нашим ориентировочным подсчетам, число членов всех масонских лож в России - не менее двух тысяч человек.

Гораздо большее количество членов (не менее 10 тыс.) числится в так называемом белом масонстве - организациях масонского типа, не использующих традиционные ритуалы вольных каменщиков, но принимающих масонские принципы жизни и возглавляемых, как правило, настоящими масонами. Первое место здесь занимают члены клубов "Ротари" (в России их насчитывается несколько десятков). Весьма характерным для "белого масонства" являются такие организации, как Орден Орла, клубы "Магистериум", "Реформа", "Взаимодействие", "Международный русский клуб", Фонд Сороса. Деятели "белого масонства" считают себя "избранным народом" (элитой), который обладает особыми правами господствовать над другими людьми. Подрывная антихристианская, антирусская работа этих организаций носит строго закрытый, секретный характер.

«Масон в России - больше, чем масон». Он в первую очередь «солнце русской поэзии», непобедимый полководец, классик русской литературы, создатель «Истории государства Российского», глава Временного правительства, а уж во вторую, а порой и третью - вольный каменщик.

7 января 1761 года Суворов был произведен в шотландские мастера масонской ложи «К трем коронам». Первая ложа масонов была основана в Лондоне 24 июня 1717 года. Из Великобритании масонство распространилось в другие страны, в том числе в Россию, где масоны пользовались в XVIII - первой трети XIX века большим влиянием. Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим. Многим отсутствие социального неравенства между братьями, защита интересов братьев всеми членами ложи казалось привлекательной идеей. На своих заседаниях ложи обсуждали различные теоретические и практические вопросы, выполняли роль одновременно политических клубов и философских обществ. У масонов появились традиции, символика, масоны придумали себе новую историю, восходящую от строительства храма Соломона. Русское масонство ставило перед собой задачу «познания тайны бытия» через христианскую терпимость и «обязательность работы соборной», которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение. Мы решили рассказать о самых известных русских масонах.

СУВОРОВ

Суворов был принят в масонский орден в 1761 году. В то время масонство еще не завоевало широких симпатий, поэтому Суворов вступал в Братство не на волне моды, а по глубокой духовной необходимости, и был одним из первых русских вольных каменщиков. При этом он не просто вступил в Братство, а прошел несколько ступеней: Суворов был посвящен и произведен в третью степень-мастера в Петербурге. И хотя о его принадлежности к ордену говорят лишь немногие документы - в частности, в списке Кенигсбергской ложи от 16 марта 1761 года, недавно обнаруженном в архиве Великой национальной ложи трех глобусов в Берлине, за номером 6 числится Обер-лейтенант Александр фон Суворов - известные обстоятельства его жизни: религиозность, аскетизм, борьба со страстями, особенно характерные для масонства того периода, свидетельствуют именно об этом.

КУТУЗОВ

В 1779 году полководец Кутузов вступил в ложу «К трем ключам» в Регенсбурге. Он пришел искать в братстве «сил для борьбы со страстями и ключи от тайн мира». Путешествуя по Европе, он вошел также в ложи Франкфурта и Берлина, Москвы и Санкт-Петербурга. Среди историков существует версия, что братьям–масонам Кутузова порекомендовал именно Суворов, ставший для него не только военным, но и духовным наставником. Кутузов дошел до высоких степеней и был одним из самых влиятельных членов братства, связав свое имя с ложей более чем на 30 лет. При посвящении в 7-ю степень шведского масонства Кутузов получил орденское имя - Зеленеющий лавр, и девиз - «Победами себя прославить», который стал пророческим. Некоторые историки масонства полагают, что именно масонское общество способствовало назначению Кутузова предводителем сил в борьбе с Наполеоном, который представлялся масонам начала XIX столетия воплощением зла, властолюбия и насилия. Противостоять этому злу масоны считали своим долгом.

ПУШКИН

В своем дневнике Пушкин в 1821 году сделал запись: «4 мая я был принят в масоны». Посвящение он получил в ложе «Овидий» в Кишиневе, она никогда не была признана официальной, и в ноябре того же года была вынуждена прекратить работу. Кроме того, 1 августа 1822 года Александр I подписал указ о запрете масонских лож и всех тайных обществ вообще. Таким образом, посвящение Пушкина в масонство было как бы неофициальным, хотя и проходило с соблюдением всех тонкостей ритуала. Тем не менее большинство историков уверено, что Пушкин просто не мог не быть масоном: та среда, из которой вышел поэт, была пропитана масонскими идеями. В братстве состояли его отец Сергей Львович и дядя Василий Львович, в доме постоянно читали журналы масонов Н. Новикова и И. Лопухина, издания А. Лабзина и П. Бекетова. Многие воспитанники Царскосельского лицея, где учился Пушкин, ближайшее окружение поэта, люди, с которыми он или часто виделся, или, позднее, состоял в переписке, стали братьями петербургских лож. Высланный на юг, Пушкин встречался со многими масонами: Раевским, Пестелем, С. Волконским и другими. Может, и не участвуя формально в работе ни одной из лож, он постоянно находился в обществе масонов, участвовал в их беседах, поэтому символика ложи и масонского ритуала была также понятна ему, как и окружающим. Исследователи его творчества не раз находили символику каменщиков в его стихах и повестях. Кроме того, в гроб поэта перед похоронами князь Вяземский вложил перчатку как знак признания его братом по ложе.

ЧААДАЕВ

Чаадаев являлся одним из самых ярких характеров среди масонов. Мало кто мог сравниться с ним по начитанности, по блестящей эрудиции, по великолепной памяти и интеллектуальному уровню. Пушкин называл его умнейшим человеком России и признавал его своим учителем. На становление философского мировоззрения Чаадаева немало влияние оказали труды его родственника князя М. М. Щербатова, который в свое время был весьма известным франкмасоном. Сам Чаадаев был принят в масонскую ложу в 1814 году в Кракове и достиг одной из самых высоких степеней посвящений в орден - восьмую степень «Тайных белых братьев ложи Иоанна» из девяти возможных. Однако, будучи человеком очень независимых суждений, не признающим любые доктрины, в 1821 году Чаадаев в масонстве разочаровался и оставил ложу. Причины, побудившие отойти от масонства, Чаадаев изложил в письме. Ему казалось, что ритуалы каменщиков пусты, и братья предпочитают разговоры о намерениях вместо действий.

КЕРЕНСКИЙ

Александр Керенский считается одним из самых видных представителей масонства XX века. В конце 1912 года он был принят в члены масонской ложи «Великий Восток народов России», которая не признавалась другими как масонская организация, так как приоритетной задачей для себя ставила политическую активность. В организации были сильны радикалы, выступавшие за республиканское устройство государства. В числе трехсот членов этой масонской ложи были представители почти всех политических партий и депутаты Госдумы Российской империи, которые могли достаточно успешно влиять на российскую политику того времен. Через четыре года, в 1916 году, Керенский был выбран генеральным секретарем масонской ложи. Историки полагают, что стремительная политическая карьера Керенского, начавшаяся в 1917 году, связана с его влиянием и авторитетом в масонской организации. После Февральской революции Керенский оказывается одновременно в двух противостоящих органах власти: в первом составе Временного правительства в качестве министра юстиции, и в первом составе Петросовета в качестве заместителя председателя. Затем была должность военного и морского министра Временного правительства, что явилось пиком политической карьеры Керенского. После прихода к власти большевиков Керенский эмигрировал из России.

Дипломату и писателю Александру Сергеевичу Грибоедову мало было состоять в самой многочисленной масонской ложе Петербурга «Соединенные друзья». Он хотел усовершенствовать ее, об этом сохранились его письма и заметки. Называться, по проекту Грибоедова, эта ложа должна была «Благо». Вместо официального французского языка языком всех ее дел должен был стать русский, несмотря на то, что в ней было много иностранцев. И эту цель – цель просвещения России, распространения русской грамоты – члены ложи должны были видеть первейшей своей задачей. Грибоедов был убежден, что силы, растрачиваемые на пышность и мрачную торжественность собраний, на обрядность, можно было употребить с большим умом. Проекты Грибоедова показывают серьезность его отношения к членству в масонской организации и, конечно, его амбициозность и некоторый идеализм. Кстати, он был не единственным масоном-дипломатом, и связи среди масонов немало способствовали его дипломатической карьере. В отличие от Карамзина или Чаадаева, Грибоедов никогда не выходил из масонской ложи – по крайней мере, с бумагами и манифестом.

Николай Степанович Гумилев – член «Цеха поэтов», акмеист, что само по себе уже связывается с идеями и символикой масонства, ведь в слове «акме» заложен образ камня, а также «Кадм» - отсылка к Адаму, «первому масону». «Цех поэтов» задумывался как «поэтическая ложа», возглавляемая «совершенным мастером» Гумилевым. Множество произведений Гумилева (пьеса «Актеон», сборник «Колчан», «Гондла», цикл «К синей звезде» и, особенно, «Огненный столп») содержат в себе масонские мотивы. Предполагается, что Гумилёва в 1917 или 1918 году приняли в «мистическую ложу английских вольных каменщиков», однако доподлинно это не известно. Хотя в одном из стихотворений поэта встречаем: «Ты помнишь ли, как перед нами/ Встал храм, чернеющий во мраке,/ Над сумрачными алтарями/ Горели огненные знаки./ Торжественный, гранитно-крылый/ Он охранял наш город сонный,/ В нем пели молоты и пилы,/ В ночи работали масоны…».