Вторую часть экзаменационной работы составляют задания с развёрнутым ответом. Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения заданий этой части.

Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).

Это необходимо для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Прочтите текст и выпишите задания.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...

Учитесь любить учиться!

(Д.С Лихачёв)

26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

31 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Первое задание к тексту (№ 26 в работе) требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. роль образования в XXI в.;
  2. нравственная ответственность человека науки;
  3. молодые годы - время учёбы;
  4. уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. Корректность всех формулировок работы в процессе проверки будет определяться экспертом.

Два следующих задания требуют извлечения из текста информации.

Второе задание к тексту (№ 27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

В нашем примере должны быть приведены следующие элементы:

  1. роль: человек будет вносить новые идеи, думать, над тем, над чем не сможет думать машина;
  2. качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Не исключена ситуация, что в тексте можно найти не требуемое в задании, а большее количество единиц информации. В этом случае обучающийся может выбрать любые из них.

Третье задание к тексту (№ 28 в работе) предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.

В нашем примере правильный ответ должен содержать причины:

  1. знания всё растут и усложняются;
  2. именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Четвёртое задание к тексту (№ 29 в работе) предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

В нашем примере могут быть даны такие объяснения:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

2) два примера с указанием качеств, допустим:

– занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

– чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пятое задание к тексту (№ 30 в работе) - задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё. что происходит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения.

В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)

Шестое задание к тексту (№ 31 в работе) предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.

В нашем примере правильный ответ должен содержать следующие элементы:

аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Как отвечать на вопросы части В

Вторая часть работы по обществознанию состоит из 7 заданий с кратким ответом. Часть В требует самостоятельного краткого ответа. Два из них (В1 и В2) оцениваются одним баллом каждое, пять оставшихся (ВЗ-В7) - двумя баллами при условии полного правильного выполнения и одним балом при условии частично правильного выполнения (один балл выставляется, если в ответе наряду с верными имеется один неверный символ - буква или цифра). Максимально возможный балл за вторую часть работы - 12. В экзаменационной работе представлено несколько разновидностей (моделей) заданий с кратким ответом.

На позиции В1, наряду с заданием на заполнение пропущенного элемента схемы, вводится задание на заполнение пропущенного элемента таблицы. Различное содержание в разных вариантах: выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц.
Данное задание было направлено на проверку умения выявлять различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц).

Задание 1. Определите недостающий элемент схемы 1.

Комментарий. Задание нельзя отнести к сложным. На этом простом примере можно проследить общую последовательность действий при выполнении заданий данного вида. Прежде всего, обращаем внимание на исходное общее понятие, отражающее всю область рассматриваемых явлений. Это – «система образования».
Нам также даны три соподчиненных с главным понятием элемента: дошкольные учреждения, средние школы, техникумы (колледжи). Таковы исходные условия.
Требуется определить четвертый элемент. Для этого делаем следующий, самый важный и сложный шаг – выявляем основание классификации. В этом нам поможет установление сходства между тремя уже известными элементами. Каждый из них отражает последовательную ступень в образовательном процессе (отметим, что в нашем случае последовательность не жесткая: обучение в техникуме не является обязательным условием перехода на следующую образовательную ступень).
Что же в этом ряду можно рассматривать как завершающее звено в этой цепи? Ответ очевиден – высшее учебное заведение. Таким образом, схема получает логическое завершение.

А вот еще одно задание этой же группы.

Задание 2. Определите недостающий элемент схемы 2.

Комментарий. Среди выполнявших это задание на экзамене оказалось немало тех, кто посчитал, что пропущено слово «эксперимент». А между тем это неверно. И ошибка в данном случае вызвана неправильным определением основания классификации. По аналогии с предыдущим примером определим общий признак двух указанных элементов. И теория, и закон относятся к содержанию научного знания, они выражают установленные наукой идеи, выявленные связи между явлениями реального мира. Есть ли еще такие виды научного знания, которые содержат определенные идеи, положения? Есть. Это гипотезы. «Все тела состоят из атомов». Данное утверждение, прежде чем стать частью научной теории, было гипотезой, которой, как вы знаете, довольно долго не могли найти подтверждения. Таким образом, в свободную ячейку нашей схемы вставляем слово «гипотеза». А что же эксперимент, спросите вы, он ведь тоже имеет отношение к науке? Безусловно, имеет. Но этот элемент входит составной частью в иную классификацию научного знания, чьим основанием служат научные методы познания мира. В нее войдут также наблюдение, моделирование и другие методы.

Задание В2 было направлено на проверку умения определять термины и понятия социальных явлений, на основе соотнесения видовых понятий с родовыми.

Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках.

В заданиях части В 2 обычно предлагается найти слово, "выпадающее" из ряда однородных понятий.
Среди перечисленных терминов найдите один, не являющийся чертой, характеризующей социальную динамику: реформа, революция, прогресс, спад, подъем, организация, тенденция.
Следует обращать внимание на ключевое слово. В этом примере таковым является «динамика», то есть движение, изменение. Слово «организация» не связано с движением. Оно-то и «выпадает» из общего ряда.

Задание В3 было направлено на проверку умения классифицировать понятия, явления, социальные объекты путем установления соответствия терминов и их определений, понятий и их признаков. Данные умения проверяли задания базового уровня сложности второй части работы. В каждом варианте экзаменационной работы было дано по одному такому заданию.

Задание В-3 - это задание на соотнесение информации, на установление взаимосвязей между двумя рядами информации. Соотносим понятия и определения: как не допустить ошибки?
Рассмотрение заданий на соответствие начнем со следующего примера.

Задание В3. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Комментарий. Это задание оказалось трудным для большинства выпускников.
Его можно преобразовать в задание, требующее распределить приведенный перечень (первый столбец) по группам, указанным во втором столбце. Но здесь этих групп уже три. Основание классификации задано в условии – это широкое понятие «факторы производства», означающее ресурсы, без которых процесс производства товаров и услуг невозможен. В свою очередь, данная категория делится на три более частных понятия: «земля», «капитал», «труд». Они также названы в условии задания и образуют второй ярус классификационной схемы. Уточним содержание этих понятий. «Земля» – это природные ресурсы (а не только пахотные земли, как ошибочно думают некоторые школьники), которые используются в производстве. Капитал (в данном случае физический капитал) – это все, что создано для производства человеческим трудом. Трудом в данном случае экономисты считают физические и умственные усилия, затраченные человеком в процессе производства. Итак, мы уточнили содержание понятий, представленных во втором столбце условия задания. А что же содержится в первом столбце? Здесь перечислены конкретные объекты, используемые в производстве. Это третий уровень классификации – уровень конкретных понятий. Задание требует установить, к какому из факторов производства относится каждый из указанных конкретных объектов. После того, как мы уточнили, что включают в себя отдельные факторы производства, выполнить эту задачу несложно. Каменный уголь и пашня – это природные ресурсы («земля»), строительные машины и фабрика – материальные средства производства («капитал»), фермер же в данном случае олицетворяет человеческие ресурсы («труд»). Таким образом, главная трудность, связанная с выполнением заданий на классификацию, состоит в нахождении характеристики (признака, свойства), используемой в качестве основания системы выделения групп и подгрупп. Там же, где группы уже выделены, важно найти наиболее существенные отличия между ними (мажоритарной избирательной системы от пропорциональной, экономической сферы жизни общества от политической, патриархальной семьи от семьи партнерского типа и т. п.) и, используя этот критерий, отнести приведенные в списке конкретные проявления к той или иной форме.

Задание B3. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками.

Комментарий. Для того чтобы правильно выполнить задание, требуется осуществить ряд логических шагов. Прежде всего, целесообразно установить, что связывает все понятия, указанные в правой колонке, другими словами – найти для них родовое понятие. Таким понятием является «человек». Теперь установим наиболее характерные видовые отличия каждого из трех понятий: индивид – каждый представитель человеческого рода (один из людей), индивидуальность – своеобразие отдельного человека, личность – своего рода социальное измерение человека. Следующий шаг – осмысление определений и характеристик, приведенных в левой колонке, и соотнесение их с видовым признаком каждого из перечисленных понятий. После этого выполняется требование задания, а именно устанавливается соответствие двух групп позиций. В рассмотренном примере оно выглядит так:

Задание В4 было направлено на проверку умения осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка, применяя знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса (задание на выбор нескольких верных позиций из предложенного списка). Данные умения проверялись заданиями повышенного уровня сложности.

Задания В4 и В7 - это задания, которые предполагают умение группировать факты и явления. Если из списка пять или шесть позиций нужно уметь выбрать по конкретной теме, например «Черты традиционного общества» или «Черты рыночной экономики».
Как правильно выбрать признак указанного понятия?
Задания этой группы содержат в условии указание на рассматриваемое понятие. Требуется выбрать его признак из числа перечисленных. Приведем пример.

Задание B4 . Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?
1) ведущая роль сельского хозяйства
2) преобладание промышленности
3) слабый уровень разделения труда
4) решающее значение сферы услуг в экономике

Комментарий. В данном задании выделить верный ответ не так уж сложно, поскольку другие альтернативы содержат признаки часто близких, но иных понятий. Так, в первом варианте ответа ведущая роль сельского хозяйства явно характеризует аграрное общество, решающее значение сферы услуг присуще обществу на этапе его перехода в постиндустриальное, а слабое разделение труда было свойственно ранним – доиндустриальным этапам экономического развития. Так что остается единственно правильный ответ – преобладание промышленности. Его и указало подавляющее большинство выпускников.
Сложнее сделать правильный выбор в тех случаях, когда варианты ответов включают производные от основного признаки, частные характеристики.
Сопоставим два задания, связанных с понятием «нация».

Задание 1. Признак, присущий понятию «нация», – это
1) наличие партии
2) наличие собственной армии
3) общность территории
4) разделение властей

Задание 2. Обязательным признаком этнической группы является
1) суверенитет
2) совпадение этнических и государственных границ
3) отсутствие преемственности поколений
4) общность исторической судьбы

Комментарий. Альтернативы ответа в первом задании, за исключением одной – «общность территории», вообще не относятся к понятию нации (наличие армии, разделение властей характеризуют государство, партия – элемент политической системы). Во втором же задании есть признак, присущий отдельным нациям, – совпадение этнических и государственных границ, иными словами, в мире немало однонациональных государств. Но есть и многонациональные государства. Поэтому данный признак не может рассматриваться как обязательный, а именно это слово содержится в условии задания. Правильный ответ – «общность исторической судьбы».

Еще одно задание из этого же ряд.

Задание 3. Социализация личности – это
1) общение с окружающими
2) изменение социального статуса
3) усвоение накопленного людьми социального опыта
4) переход из одной социальной группы в другую

Комментарий. Наряду с правильным ответом, отражающим сущность социализации (вариант 3), присутствует позиция, отражающая способ (путь) социализации (вариант 1). И этот выбор может показаться правильным, если вы не сумеете отличить сущностный признак явления от способа его реализации.

Как справиться с заданиями на распределение позиций по группам и на установление соответствия?

Приведем примеры.
Задание. Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны представлять выражение форм частной собственности, три последующие – государственной.

1) семейная ферма
2) вооруженные силы страны
3) сельскохозяйственный кооператив
4) приватизированная гражданином квартира
5) имущество дипломатических представительств за рубежом
6) национальный парк.

Комментарий. Общая совокупность объектов (в данном случае – отношений), подразумеваемая в этом задании, может быть обозначена понятием «собственность» как способ присвоения людьми того, что им необходимо для жизни. Уместно вспомнить и такие смысловые характеристики собственности, как владение, пользование и распоряжение чем-либо.
В задании указаны две группы, по которым следует распределить представленные объекты. Поэтому следующим логическим шагом в выполнении задания является уточнение признаков, лежащих в основе этого разделения, иными словами, нужно вспомнить, что отличает государственную собственность от частной. Ответ достаточно очевиден, особенно применительно к государственной собственности. А вот в том, что касается частной собственности, следует вспомнить, что она может быть индивидуальной, коллективной (кооператив) и корпоративной (акционерное общество).
Проделав эти логические операции и восстановив нужные знания, можно безошибочно выполнить предложенное задание. К частным формам собственности относятся семейная ферма и приватизированная квартира (это индивидуальная частная собственность), а также сельскохозяйственный кооператив (коллективная частная). Остальные позиции, указанные в перечне, отвечают признакам государственной собственности.

Задание В5 было направлено на дифференциацию в социальной информации факторов и оценочных суждений. Это умение проверялось заданиями базового уровня второй части работы.
Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, а какие оценочными. Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Из курса обществознания известно, что факты образуют эмпирическую основу познания. Факт является непосредственным базисом науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время.
В обычном смысле социальным фактом называют действительное, вполне реальное событие, явление, то, что существует. В более широком, познавательном смысле под социальным фактом понимают знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.
Человек, познающий общественные явления, не может оставаться беспристрастным к тому, что он изучает, – у него формируется собственное отношение, оценка – положительная или отрицательная, многоплановая, причем оценочная группа суждений может включать в себя не только чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «прогрессивно», «реакционно», «позитивно» и т.п.), но и в более широком плане – отношение к явлению («служит примером», «создает надежную основу» и т.п.). Отношения и оценки могут носить спорный характер.

Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить. Примером такого суждения может быть следующее: "В исследовании приняли участие 30000 мужчин от 30 до 45 лет".

Суждения оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Примерами оценочных суждений могут служить: "Это мнение может объясняться низким уровнем образования" или "Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье".
В некоторых случаях даются слова подсказки «по мнению ученых», «вероятно», но часто таких подсказок нет.

Задание В6 было направлено на понимание текста; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. Это умение проверялось заданиями повышенного уровня сложности второй части работы.

Задание В6 это задание, которое подразумевает умение правильно оперировать понятиями. Текст дается с пропусками и в конце текста перечень понятий, их больше, чем пропусков, необходимо найти понятие, которое нужно вставить в эти пропуски. Это задание повышенного уровня сложности. Выполнение задания В6, которое на первый взгляд представляется очень простым, невозможно при отсутствии навыков контекстного чтения, в том числе умения понять как в целом прочитанный текст, так и смысл отдельных предложений. Невнимательное, небрежное чтение ведет к неверному выбору нужного понятия. К этому же приведет и неумение анализировать смысл отдельных предложений, и, разумеется, отсутствие знаний соответствующей обществоведческой сферы.

Ответы к заданиям второй части работы необходимо сформулировать самостоятельно и записать их в бланк ответов № 1 в виде слова, словосочетания, набора букв или цифр так, как того требует инструкция по записи ответа.
Надо сказать, что при подготовке к экзамену, как правило, обращают внимание на первую позицию и нередко игнорируют вторую. А это не может не сказаться на полученных результатах. Понятно, что если ответ записан не так, как того требует инструкция, он будет прочитан компьютером как неправильный. Например, цифры или буквы будут даны по невнимательности не в той последовательности или один из символов (цифра или буква) будет пропущен - задание будет засчитано как невыполненное.

Следует обратить особое внимание на то, что помимо собственно заданий работа содержит целый ряд инструкций. Каково их назначение?
Во-первых, инструкции помогают разобраться в том, что от него требует задание.
Во-вторых, в инструкциях заключаются правила записи ответа.
Рекомендуем внимательно ознакомиться с ними и следовать им. Работая с отдельным вариантом, советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Вы знаете что часть С даст Вам почти половину баллов на ЕГЭ по обществознанию? На ЕГЭ Вы будете считать каждый балл, поэтому, какими бы сложными не были письменные задания, их надо решать. Попробуем обозначить основные рекомендации экспертов ЕГЭ по части С?

Но самым трудным на ЕГЭ 2016 будет не , а Ваша борьба с эмоциями, недостаточным временем, собственными пробелами в знаниях. Подготовка к ЕГЭ входит в решающую фазу, не забываем использовать ВСЕ возможности для наиболее эффективной и ускоренной подготовки и повторения материала.


Часть С ЕГЭ по обществознанию — структура

«Лучше то, что труднее» — говорил великий Аристотель. Применительно к части С ЕГЭ по обществознанию это абсолютно верно. Если каждое задание части А, да и часть заданий части В принесут Вам на ЕГЭ лишь , то в части С Вы можете рассчитывать на оценку от 2 до 5 сразу!

Итак, половина Вашего результата на ЕГЭ зависит от выполнения части С! Между тем, даже самые простые из заданий части С — С1, С2, вызывают трудности у выпускников. А ведь их смысл — простой контекстный поиск в обществоведческом тексте. То есть, Вам нужно всего-то верно выбрать из текста нужную авторскую мысль.

Часть С состоит из 9 заданий, которые делятся на 4 больших блока.

  • С1-С4 — работа с обществоведческим текстом, поиск информации, представленной в явном и в неявном виде, свой комментарий авторских суждений с опорой на знания курсам и социальной практики.
  • С5, С8 — задания теоретического характера, где практически не требуется применять примеры из окружающей действительности, а акцент делается на умение структурировано представить знания курса обществознания.
  • С6-С7 — задания на применение теоретических знаний на практике, решение задач и приведение примеров.

Мы уже посвящали свои посты отдельно заданиям , и отдельную рубрику — написанию эссе по обществознанию, которой с удовольствием пользуются и подписчики нашей группы

Помогут нам опубликованные ФИПИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ» для Анализу эссе С9 с помощью рекомендаций ФИПИ мы посвятим еще отдельный пост, а сегодня обсудим остальные 8 заданий.

Разбор части С ЕГЭ по обществознанию 2013

Несколько слов о методике работы с обществоведческим текстом:

1. Читаем весь текст, выделяем его главную проблему (о чем он?). В данном случае — это обеспечение конституционного права гражданина РФ на судебную защиту.

2. Работаем с текстом в КИМе (бланке задания). Как правило, С1 и С2 полностью можно выписать из текста, иногда с небольшой переработкой. Вот так, например:

3. То есть, мы, не тратя время на переписывание ответа в черновик (помним, что работа с частью С требует большого времени), готовим себе готовые ответы для переписывания в чистовик.

Итак, вот ответы серьезно готовящегося к ЕГЭ по обществознанию выпускника:

С1. 1) Речь в тексте идет о конституционном праве на судебную защиту.
2) Главным условием для реализации этого права является возможность для каждого гражданина узнать как, куда и по какому вопросу обратиться. Обеспечение информационной доступности суда.

Максимум за задание — 2 балла.

С2. 1) По мнению автора проблемой процедуры приема жалоб является ряд правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию.
2) Ограничение является примем жалоб только в произвольно установленные дни «приёма жалоб».
3) Жалобы можно подать только после личной консультации с судьёй или только после проверки не предусмотренных законом документов.
4) Только федеральные законы могут вводить ограничение такого рода.

И снова максимум за задание — 2 балла. Но, есть некоторые замечания по оформлению. Обозначена проблема, два ее проявления. А вот последняя часть вопроса не выделена четко. Лучше:

— Роль федеральных законов в решении проблемы процедуры приема жалоб является то, что только они могут вводить ограничение такого рода.

Еще одна ремарка. Каждый эксперт ЕГЭ проверяет не один десяток работ. Естественно, глаз «замыливается», поэтому я рекомендую четко выписывать ответ на задание, повторяя его условие, особенно, если вопросов к одному заданию задано несколько.

С3. К условиям для беспрепятственного посещения судов лицами с ограниченными возможностями можно отнести:
1) Обеспечение помощи в передвижении от дома до судов(специальные социальные службы,предоставляющие транспортное средство (машина соц службы с водителем или такси))
2) Установка удобных пандусов на входе в здания судов
3) Удобные лифты и дверные проемы внутри зданий судов
4) Звуковое оснащение для слепых в зданиях судов, транспортных средствах, пешеходных переходах.
5) Оснащение метро удобными пандусами и лифтами
6) Оснащение наземного транспорта удобным въездом в транспорт на колясках, звуковое оснащение для слепых.

С4. Информационная доступность суда и открытость судебных заседаний гарантирует соблюдение прав граждан так как: 1) Осуществляется публичное оглашение приговора и решения суда. Что дает возможность для народного обсуждения, освещения в СМИ, подачу жалоб с случае необходимости со стороны граждан, или другое высказывание недовольства(собрания, митинги).
2) Открытость заседания гарантирует равенство всех перед законом и судом
3) Исключение возможности фальсификации и искажения судебного дела,во время судебного процесса.
4) Исключение предвзятого отношения со стороны судьи,прокурора ил адвоката к подсудимому, истцу или свидетелям.

Отметим исчерпывающие блестящие ответы. Показано понимание текста, знание теории права, понимание социальной реальности. Это, в отличие от заданий С1-С2 (базового уровня), задания повышенного уровня, каждое верно выполненное задание оценивается в 3 балла.

За верные С3 и С4 максимальные 6 баллов. Итого за текст С1-С4 максимальные 10 баллов.

С5. Общественный прогресс — процесс развития общества от более простого к более сложному,от более низшего в высшему.

1) Общество является динамической саморазвивающейся системой,что неизбежно приводит к социальном прогрессу
2) Идея общественного прогресса возникла по аналогии с развитием природы
3) Общественный прогресс противоречив, так как улучшение в одной области,может привести к ухудшению или полному отмиранию другой области. прогресс для оного слоя населения,может быть негативен для другого.
4) Критериями общественного прогресса являются развитие науки, техники, усложнения культуры, права, образование, медицины и т.д.

Сразу отметим, что в таком формате в этом году , оно конкретизировано в части двух дополняющих предложений. Но по данному ответу С5 очень большие сомнения, при нынешней (предельно конкретизированной) форме постановки вопросов по дополняющим предложениям был бы получен максимум 1 балл за верное определение. Предложения бы здесь не зачли , так как было бы непонятно, что вообще конкретизируется.

И еще, просят составить два предложения, а в ответе 4 . Здесь требуется именно 2!

И в части С на ЕГЭ никаких сокращений, тем более и т.д. НЕ ДОПУСТИМО!

Допустим, 1 балл за задание.

Вот ответ выпускника:

С6. Способы борьбы с безработицей:
1) Организация общественных работ (озеленение и благоустройство парков,скверов,детских площадок)
2) Кредитование и субсидирование малого бизнеса,чтобы люди проявляли свои предпринимательские способности,создавали работу себе и дополнительные рабочие места. (выдача кредитов банками для открытия своего бизнеса под более низкий процент)
3) Создание училищ и курсов по переквалификации рабочих.(создание бухгалтерских курсов, курсов по скриптовым языкам и т.д.)

1. По обращению местной службы занятости населения, департамент жилищно-коммунальных услуг городка М. выделил дополнительно 2 места для трудоустройства безработных граждан на работу озеленителя улиц.

Вот как выглядят по этому поводу методические рекомендации ФИПИ:

Поэтому за этот ответ эксперт выставит 0 баллов.

Ответ выпускника:

С7. Это социальное явление — Социализация личности.
1) На первичную социализацию ребенка наибольшее влияние оказывают родители (мама, папа, бабушка, дедушка). На вторичную — школа, университет, учителя, профессора.
2) Так же влияние на социализацию личности оказывают люди находящие в авторитете у конкретного человека.
3) Пример: Ребенка запоминает, как общаются члены семьи между собой и делает по аналогии с ними.
Студент принимает мнение уважаемого им профессора по той или иной теме.

Вообще, в самом задании заложено то, что Вы обязаны на высоком уровне знать, что такое агент социализации, а что такое институт социализации. Это — субъекты. В данном ответе все аргументы сложены «в кучу»… Честно говоря, дальше в этой ситуации эксперты бы спорили, но, минимум 1 балл за пример Вы бы получили. Просят два субъекта, напишите:
1. Родители.
6. Функции государства

б) Защита территории государства
в) Представление государства на международной арене(политическое,экономическое)
и т. д.

В варианте действительно достался объемный вопрос для плана. Логика построения ответа выпускником правильно понята, но в конце есть некоторые неточности.

Снова очень смущает и т.д. в конце плана. Тем более, в начале этого пункта а) Экономические и социальные проблемы … что это? это не функция. Это проблемы. Точно бы балл сняли, так как этот пункт в задаче плана.

2 балла за ответ.

Как решать часть С ЕГЭ по обществознанию?

Небольшие итоги из разобранного варианта. Мы его проверили без эссе, сразу это учтем при подсчете баллов (- 5 баллов, это максимум за С9).

Из максимально возможных, таким образом 22 баллов, набрано 15 баллов. Это достаточно много. Если объединить это с 17 баллами за часть А и 11 за часть В, получается (это без малого 67 баллов). То есть, выпускник претендует на высокий уровень баллов ЕГЭ. Рекомендую продолжать и Вам эту работу в нашей группе

Современный ЕГЭ по обществознанию весьма вариативный предмет, который диагностирует различные умения выпускника. Одно из уже ставших привычным заданий открывает 2 часть экзамена. Здесь представлены 21-24 задания по обществознанию , которых объединяет общий текст.

Здесь представлены задания, требующие развернутого ответа. По мнению разработчиков, они позволяют показать особые знания и умения, отражающие глубину сформированности обществоведческих навыков. Задания 21 и 22 имеют базовый уровень сложности, а 23 и 24 повышенный. Они требуют не только нахождения требуемого элемента в содержании текста, но и правильной интерпретации с учетом имеющихся знаний и социальной практики.

В сумме за все задания выпускник получит 10 баллов, по схеме 2+2+3+3. Каждый старшеклассник заинтересован в качественном написании работы. Для этого нужно запомнить и научиться выполнять несколько простых правил, которые помогут дать обоснованные и правильные ответы на ЕГЭ по обществознанию .

1.Внимательно прочитайте текст целиком. Это позволит увидеть его внутреннюю структуру, выделить основные мысли и соотнести его тематически с какой-либо содержательной линией, к примеру, политика или экономика.

2.Выделите главную мысль текста, постарайтесь понять идею, которую хотел донести автор.

3.Старайтесь придерживаться в ответе порядка, установленного в задании. Последовательно отвечайте на вопросы начиная с 21 задания. Так вы не запутаетесь в ответах и не пропустите важную информацию.

4.Иногда у выпускников возникают сложности в том, где нужно отойти от текста и использовать имеющиеся знания. Рецепт здесь один-внимательно читайте задания, там напрямую указывается данное требование. Как правило оно обозначается фразами-конкретизируйте, уточните позицию автора или опираясь на знание обществоведческого курса.

5.Не нужно ради объема выходить за рамки обозначенного вопроса. Несмотря на работу с текстом ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 предполагают конкретный ответ, соответствующий заявленным требованиям.

6.Старайтесь придерживаться правильного стиля оформления. Пишите максимально разборчиво и понятно. Каждый ответ начинайте с нового абзаца.

При подготовке к экзамену очень важна отработка задания 21-24 ЕГЭ по обществознанию, поэтому на примере конкретного текста давайте разберем как нужно отвечать.

ПРО­БЛЕ­МЫ МА­ЛО­ГО БИЗ­НЕ­СА И ПУТИ ИХ ПРЕ­ОДО­ЛЕ­НИЯM

Ис­сле­до­ва­ние про­цес­са за­рож­де­ния ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства в оте­че­ствен­ной эко­но­ми­ке вы­яви­ло на­ли­чие про­ти­во­ре­чи­вой си­ту­а­ции. С одной сто­ро­ны, в Рос­сии уже име­ют­ся все фор­маль­ные пред­по­сыл­ки для его успеш­но­го раз­ви­тия. При­ня­ты со­от­вет­ству­ю­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны и мно­го­чис­лен­ные под­за­кон­ные акты о го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке малых пред­при­я­тий. Со­зда­на не­об­хо­ди­мая ин­фра­струк­ту­ра в лице го­су­дар­ствен­ных агентств и фон­дов, ас­со­ци­а­ций пред­при­ни­ма­те­лей. Име­ет­ся рынок ре­зерв­ной ра­бо­чей силы, вклю­чая вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих и ди­пло­ми­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов. Важ­ность раз­ви­тия ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства под­твер­жде­на вы­ступ­ле­ни­я­ми го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей, по­ли­ти­ков, ру­ко­во­ди­те­лей круп­ней­ших бан­ков и кор­по­ра­ций, ве­ду­щих уче­ных.

С дру­гой сто­ро­ны, фак­ти­че­ское со­сто­я­ние ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства пред­ста­ви­те­ля­ми всех за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон оце­ни­ва­ет­ся как край­не не­удо­вле­тво­ри­тель­ное. В Рос­сии на­блю­да­ет­ся ярко вы­ра­жен­ная не­раз­ви­тость дан­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки. В свете ре­фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ской си­сте­мы и все еще не до­ве­ден­но­го до конца пе­ре­хо­да к ры­ноч­ной мо­де­ли, малым пред­при­я­ти­ям сле­ду­ет уде­лять осо­бое вни­ма­ние. Чрез­мер­ная кон­цен­тра­ция про­из­вод­ства в Со­вет­ском Союзе стала одной из глав­ных при­чин упад­ка малых го­ро­дов, ра­зо­ре­ния де­сят­ков тысяч сел и де­ре­вень. Пе­ре­се­ле­ние де­сят­ков мил­ли­о­нов людей в круп­ные го­ро­да со­зда­ло не­раз­ре­ши­мую про­бле­му жилья, бы­то­во­го и куль­тур­но-мас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния, транс­пор­та, эко­ло­гии, пре­ступ­но­сти. Раз­ви­тие малых пред­при­я­тий не­об­хо­ди­мо Рос­сии для ста­нов­ле­ния эф­фек­тив­ной и ста­биль­ной эко­но­ми­ки , но на­деж­ды, ко­то­рые воз­ла­га­лись на малый биз­нес в конце 1980-х — на­ча­ле 1990-х годов, пока пол­но­стью не оправ­ды­ва­ют­ся.

Не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, поз­во­ля­ю­щие ма­ло­му биз­не­су ди­на­мич­но раз­ви­вать­ся. К ним от­но­сят­ся: быст­рое ре­а­ги­ро­ва­ние на конъ­юнк­ту­ру; ре­ше­ние со­ци­аль­ных во­про­сов, на­при­мер воз­мож­ность быст­ро со­зда­вать новые ра­бо­чие места; про­ти­во­дей­ствие мо­но­по­лиз­му в эко­но­ми­ке; ак­ти­ви­за­ция струк­тур­ной пе­ре­строй­ки эко­но­ми­ки.

Таким об­ра­зом, труд­но пе­ре­оце­нить зна­чи­мость раз­ви­тия ма­ло­го биз­не­са для нашей стра­ны. Оно спо­соб­но ко­рен­ным об­ра­зом и без су­ще­ствен­ных ка­пи­таль­ных вло­же­ний рас­ши­рить про­из­вод­ство мно­гих по­тре­би­тель­ских то­ва­ров и услуг (в первую оче­редь для ма­ло­обес­пе­чен­но­го боль­шин­ства на­се­ле­ния) с ис­поль­зо­ва­ни­ем мест­ных ис­точ­ни­ков сырья, ре­шить про­бле­му за­ня­то­сти, уско­рить на­уч­но- тех­ни­че­ский про­гресс и со­ста­вить по­зи­тив­ную аль­тер­на­ти­ву кри­ми­наль­но­му биз­не­су.

Задание 21. Автор при­во­дит ряд не­га­тив­ных по­след­ствий, ко­то­рые воз­ник­ли в ре­зуль­та­те чрез­мер­ной кон­цен­тра­ции про­из­вод­ства в усло­ви­ях ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ной эко­но­ми­ки. Ука­жи­те три из них. В вопросе содержится конкретное требование с указанием количества элементов ответа-ищем их в текстовом фрагменте. Вот предложение, содержащее ответ на вопрос(в тексте выделено зеленым). Пе­ре­се­ле­ние де­сят­ков мил­ли­о­нов людей в круп­ные го­ро­да со­зда­ло не­раз­ре­ши­мую про­бле­му жилья, бы­то­во­го и куль­тур­но-мас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния, транс­пор­та, эко­ло­гии, пре­ступ­но­сти . Количество представленных элементов здесь даже больше требуемого.

И опять мы видим вопрос точно по тексту с указанием количества элементов. Внимательно читая находим нужный блок (в тексте обозначен красным). Из него выделяем главные мысли и четко формулируем ответ:

· развитие рынка труда с учетом интересов малого бизнеса;

· формирование законодательной базы, направленной на поддержку малого предпринимательства;

· приоритет развития малого бизнеса неоднократно подчеркивался в словах крупнейших предпринимателей, политиков, ученых, финансистов.

Задание 23. Ка­ко­ва, на ваш взгляд, по­зи­ция ав­то­ра в оцен­ке воз­мож­но­стей раз­ви­тия ма­ло­го биз­не­са в ре­ше­нии эко­но­ми­че­ских про­блем в Рос­сии? По каким по­ло­же­ни­ям тек­ста вы это опре­де­ли­ли? (Ука­жи­те любые два по­ло­же­ния-ар­гу­мен­та.) При­ве­ди­те при­мер ре­ше­ния кон­крет­ной эко­но­ми­че­ской про­бле­мы с по­мо­щью ма­ло­го биз­не­са.

Требования усложнились-нужно еще раз внимательно перечитать фрагмент и постараться выделить авторскую позицию (подчеркнуты желтым цветом), сославшись на конкретные положения (в тексте подчеркнуты синим). Почему именно это посчитали авторской позицией? Потому что все содержание проникнуто мыслью о важности и необходимости поддержки и развития малого бизнеса. Требуемые положения указаны сразу после тезиса.

Далее нам нужно придумать пример. Он должен быть конкретным и по существу иллюстрировать вышеприведенную мысль. Мы представляем такой вариант. Малое предпринимательство способно качественно обслуживать потребительский сектор, не используя огромных капиталовложений на основе местных ресурсов.