№ Общество как динамичная система. Духовная культура современного общества - страница №1/2

Раздел № 1. Общество как динамичная система. Духовная культура современного общества.

Тест № 1. .

Вариант № 1

ЧАСТЬ А

Какой признак характеризует общество как систему?

А1

А2
Один из признаков, характеризующих общество как динамическую систему, –

А3
Верны ли следующие суждения об обществе?

А4
Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?

А5
Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А6
Какую сферу общественной жизни непосредственно представляет процесс производства материальных благ, необходимых обществу?

А7
Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А8
К какой к сфере жизни общества относится проведение очередных выборов главы государства?

А9
Организация и проведение международного театрального фестиваля «Черешневый лес», на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

ЧАСТЬ В

В1
Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


1

2

3

4

В2
Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие экономическую (хозяйственную) деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.


ЧАСТЬ С

С1

Приведите три примера, иллюстрирующие положительное влияние общества на природу.

Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и природа .

Вариант № 2

ЧАСТЬ А

А1

Общество характеризуется учеными-обществоведами как

А2

Природа и общество тесно связаны междк собой. Примером конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

А3

Верны ли следующие суждения об обществе?


А4

Общество, как динамическая самоорганизующаяся система, характеризуется

А5

Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А6

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?


А7

Какую сферу общественной жизни непосредственно представляет процесс регуляции общественных отношений?

А8

К какой к сфере жизни общества относится внедрение новых технологий и повышение производительности общественного труда?

А9

В современном обществе основное место занимают «средние слои». Именно они наиболее активны в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за деятельностью властей. Пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?


ЧАСТЬ В

В1

Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.



Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

В2

Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие политическую деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


Ответ: __________________________ .
ЧАСТЬ С

С1

Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь бога­тейшими странами были те, природа которых была наибо­лее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых чело­век наиболее деятелен». Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества? Оно было произнесено полтора столетия назад. Как с тех пор изменилось общество? Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любых ценности.

Ответ запишите на отдельном листе или на обратной стороне бланка.

Вариант – 1.

А. 1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых - это:

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4) материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

4. В отличие от природы, общество

1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 3) экономики и социальных отношений

2)экономики и политики 4) экономики и культуры

6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) становление социально-ориентированной экономики

2) возрождение культурных и нравственных ценностей

3) разрыв в уровне развития между регионами планеты

4) развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся соци­альные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изме­нениям.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриаль­ное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постин­дустриального типа?

1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сло­жившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Запад­ная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

А) частная
б)коллективная
в)правовые нормы

Г) индустриальная

Д) приспосабливающаяся

2. Найдите в приведенном списке черты общества как дина­мичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных инсти­тутов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традицийТак цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществитьсяВ основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизацииМаловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперьсудьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет ав­тор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дото­ле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение авто­ра: «Развитие цивилизациисопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть кон­траст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С4Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

Вариант – 2.

1.Общество характеризуется учеными-обществоведами как

1) обособившаяся от природы часть мира 3) неотъемлемая часть природы

2) весь окружающий человека живой мир 4) единство живой и неживой природы

2.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об­щество как:

1)динамичную систему 3) весь окружающий материальный мир

2)часть природы 4) взаимодействие людей в социальных группах

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, от­дельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека ма­териальный мир.

4. Природа и общество тесно связаны между собой. Приме­ром конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

1) истощение невозобновляемых природных ресурсов

2) исчезновение ряда биологических видов в результате хо­зяйственной деятельности человека

3) создание биосферных заповедников, заказников

4)засоление почв в результате мелиоративных работ

5. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматическо­го театра. Одна из политических партий заявила протест, ут­верждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает

1) полит. и соц. сферы жизни общества 3) эконом. и соц. сферы жизни общества

2) полит и духовн. сферы жизни общества 4) все сферы жизни общества

6. Что характеризует единство и взаимозависимость совре­менного мира?

1)сохранение традиционных религий 3)защита законами национальной самобытности

2) существование во всех странах вооруженных сил 4)развитие массовых электронных коммуникаций

7.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран­ностью окружающей среды.

1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

8. Индустриальное общество отличает от других типов об­щества

1)определяющее влияние религии на жизнь общества 3)наличие товарно-денежных отношений

2)связь развития об-ва с ростом крупной промышлен­ности 4)проживание части населения в городах

9. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1)стремление к прогрессу 3)стремление использовать природу в своих целях

2) «непрерывность» ист. процесса 4)высокая социальная мобильность

10. Какой из признаков отличает информационное общество от индустриального?

1) наличие товарно-денежных отношений

2) замена государственности самоуправляющимися общинами

3) распространение электронных средств связи

4) преобладание натурального хозяйства

11. Формационный подход к развитию общества предполагает

1) рассмотрение истории как универсального процесса

2) выявление уникальных черт в развитии отдельных стран и народов

3) выделение духовных факторов развития общества в ка­честве ведущих

4) признание разнообразия путей и форм развития обществ

12. К отрицательным последствиям процесса глобализации мож­но отнести

1)углубление международного разделения труда 3)ослабление национальных культур

2)распространение технических достижений 4)расширение международного сотрудничества

13. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация по­зволит судить о принадлежности А. к обществам традици­онного типа?

1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производ­ство.

2) В стране проживает многонациональное население.

3) Страна расположена в двух частях света.

4) Верховная власть в стране передается по наследству.

14. К общественным отношениям не относятся:

1)отношения в семье 3) связи между социальными группами и внутри них 2)отношения между природой и обществом 4) отношения между работником и работодателем

В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Первый тип цивилизаций - ____(1) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Сре­ди духовных ценностей в них ведущее место занимает уста­новка на ___(2) к природе, а не ее целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на ____(3). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ______(4) и ______(5), Большую роль в жизни людей играла ______(6), в собственности которой находились земля,
ирригационные сооружения. Экономика таких обществ но­сит _____(7) характер.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необ­ходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

А) постиндустриальные

Б) община

В) традиционные

Г) религия

Д) приспособление

В2. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства

3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о формации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства цивилизационного подхода

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«В наши дни зависимость человека от природы обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию их имеющихся на планете запасов. ...Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тенденций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.

Мы видим, таким образом, что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности...

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы». (И. Т. Фролов)

1.Какое общее название получили проблемы, к которым относятся и описанные в отрывке экологические проблемы? Одним - двумя предложениями объясните, почему экологические и другие проблемы получили такое название?

2.Опираясь на текст, приведите два объяснения возникновения экологических проблем, существующих в наши дни.

3. В чем проявляется зависимость современного общества от природы? Приведите три известных вам примера такой зависимости.

4. В XX веке возникла теория, которая показывает пути преодоления сложившихся противоречий между обществом и природой. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите эту теорию и ее автора. Укажите два возможных способа решения экологических проблем современности.

С4. «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс)

за курс 8 класса.

Вариант 1.

Часть А: выберите верный ответ
    Ученые – обществоведы определяют общество как
А. весь окружающий человека мир Б. единство живой и неживой природы В. обособившуюся от природы часть материального мира Г. многообразие органического (живых существ) мира. 2. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей? А. загрязнение почвы бытовыми отходами Б. ограничение сезона охоты В. разбивка клумбы возле жилого дома Г. ликвидация последствия землетрясения. 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами… А. социальная реформа В. социальное движение Б. общественный прогресс Г. перестройка общества 4. Что из перечисленного мы можем отнести к духовной сфере общества? А. племена, народности В. религия, культура Б. государство, армия Г. прибыль, налоги 5. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
А. пассажиры Б. мужчины
В. горожане Г. инженеры 6. Глобальными проблемами человечества называют проблемы: А. сопровождаемые коренным изменением ценностей жизни Б. связанные с проблемой выбора жизненного пути В. затрагивающие жизненно важные интересы человечества Г. характеризующие нравственное совершенствование общества. 7. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств традиционно обозначают понятием… А. индивидуальность Б. гражданин В. личность Г. индивид. 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам деятельности человека. Найди это понятие. А. игра Б. сознание В. познание Г. труд 9. «Гуманизм» это … А. доброта В. человечность Б. органическая составляющая почвы (гумус) Г. литературный стиль 10. Права человека принадлежат каждому с момента: А. совершеннолетия Б.рождения В.получения гражданства Г. После окончания школы 11. Что из перечисленного ниже свойственно и деятельности человека, и поведению животных: А) использование природных материалов Б) преобразовательная деятельность В) сознательный выбор способа действия Г) создание орудий труда 12. Можно ли в РФ заключить брак раньше 18-ти лет? 13. Семью как малую группу отличает… А. профессиональный рост Б. общность быта В. выполнение общественных функций Г. высокая политическая активность 14. Марина получила заработную плату. Часть денег она потратила на туристическую путёвку и покупку нарядов для отдыха. Какая функция денег проявилась в этом случае? А. средство платежа В. средство накопления Б. средство учёта Г. мировая валюта. 15. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к биологическим потребностям человека. Найди это понятие. А. питание В. творчество Б. дыхание Г. отдых и сон 16. По профессиональному признаку выделяю социальную общность… А. москвичи Б. врачи В. горожане Г. якуты. 17. За последние 500 лет было истреблено 2/3 покрывающих землю лесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. В этом проявляется проблема… А. истощение природных ресурсов В. разрыва в уровнях развития регионов мира Б. переход к новой ступени развития общества Г. роста населения Земли. 18. Что из перечисленного мы можем отнести к экономической сфере жизни общества? А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля Б. выборы Президента Г. рок-концерт. 19. Что отличает науку от других форм культуры?
А. стремление получить истинное знание
Б. использование художественных образов
В. опора на представления о добре и зле
Г. отражение окружающего мира 20. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А.Стремление сторон отстоять свои взгляды - одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.


Часть Б: 1. Разместите понятия и явления в порядке их истории возникновения: А) письменный закон Б) мораль В) обычай Г) традиция 1 А) друг, Б)лучший друг, В) знакомый, Г) товарищ, Д) известный, Г) приятель, 1

ПРАВИЛА

1) Письменная претензия к продавцу (производителю) товара. 2). Выявление недостатков товара 3) Обращение в суд 4) Оплата товара. 5) Получение полной достоверной информации о товаре. Ответ: ____________________________.
(1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и более часов в день. А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1

Часть С: Прочитай текст и выполните задания «Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа. Общество можно определить как само организованную систему поведения, и как взаимоотношения людей друг с другом и с природой... Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущее поколение, т.е. всё человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли её членов... Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создаёт материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми... Общество - это единый социальный организм, внутренняя организация, которая представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей в основе которых конечном счёте лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образует: производство и складывающееся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающее в себя; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества - наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д....» (А.Г.Спаркин)

Структура человеческого общества


Контрольный тест по обществознанию

за курс 8 класса.

Вариант 2.

Часть А: выберите верный ответ
    Под обществом в широком смысле понимают
А. исторический этап развития общества Б. единство природных и социальных сил В. неотъемлемую часть природы Г. обособившуюся от природы часть мира. 2. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы? 1) Климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде. 2) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. А. верно только 1 В. верно и 1, и 2 Б. верно только 2 Г. оба не верны 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами… А. социальная реформа В. социальное движение Б. общественный прогресс Г. перестройка общества 4. Предприниматели города создали фонд поддержки молодых художников. К каким сферам общественной жизни относится данный факт? А. экономической и социальной В. социальной и духовной Б. политической и экономической Г. экономической и духовной. 5.Для обозначения нужды (недостатка) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человека традиционно используют понятие… А. потребности Б. способности В. характер Г. задатки 6. Ежегодно в воды Мирового океана попадает от 6 до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. В этом проявляется (-ются)… А. проблема разрыва в уровнях развития регионов мира Б. увеличение численности населения земли В. глобальные экологические проблемы Г. проблема исчерпания природных ресурсов. 7. Верны ли следующие суждения о личности? 1) Личностью становятся в процессе социализации. 2) Под личностью понимают совокупность социально значимых черт человека, которые он реализует в общественной жизни. А. верно только 1 В. верно и 1, и 2 Б. верно только 2 Г. оба не верны 8. Можно ли в РФ заключить брак раньше 18-ти лет? А. нет В. да, если будущая супруга беременна или родила Б. да Г.если разрешат родители 9. Творчество проявляется в: А. неукоснительном следовании инструкции Б. соблюдении обычаев В. переходе улицы на перекрестке Г. создании направлении в живописи 10. Потребность человека в общении вызвала появление: А. коллективного труда Б. языка В. учебной деятельности Г. появление телефона 11. Понятию «гуманизм» наиболее близко по смыслу понятие … А. человечность Б. органическая составляющая почвы (гумус) В. эпоха Возрождения в культуре Г. терпимость 12. Стройматериалы представлены на рынке:

А. недвижимости Б. труда В. товаров и услуг Г. капиталов

13. Малой социальной группой являются… А. пенсионеры города В. дети микрорайона Б. члены партии «Единая Россия» Г. спортивная команда. 14. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый… А. заёмщик банка В. профессор университета Б. покупатель в магазине Г. водитель такси. 15. Что из перечисленного мы можем отнести к политической сфере жизни общества? А. очередные выборы в В. выставка современного искусства Государственную Думу Б. концерт симфонической музыки Г. открытие новой школы. 16. Что из перечисленного мы можем отнести к социальной сфере жизни общества? А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля Б. выборы Президента Г. рок-концерт. 17. Ирина получила заработную плату. Часть денег она перевела на сберегательную книжку. Какая функция денег проявилась в этом случае? А. средство платежа В. средство накопления Б. средство учёта Г. мировая валюта. 18. Найдите в приведённом списке пример негативного влияния общества на природу: А. организация природного заповедника В. уничтожение охотниками некоторых видов животных Б. экологическое образование школьников Г. очистка лесопарка от мусора. 19. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
А. познание В. свобода
Б. творчество Г. общение 20. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные социальные нормы и механизм контроля над их исполнением.
А. верно только А Б. верно только Б
В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны

Часть Б:
    Распределите потребности человека по степени их значимости:
А) духовные Б) материальные В) безопасность Г) общественное признание 1 2. Распределите понятия в порядке увеличения значения: А) спор, Б) разногласие, В) ссора, Г) размолвка, Д) конфликт, Е) скандал 1 3.Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВИЛА


Запишите в таблицу выбранные цифры

4.Укажите правильную последовательность действий потребителя по защите своих прав 1) Письменная претензия к продавцу (производителю) товара.2) Обращение в суд.3) Выявление недостатков товара.4) Оплата товара.5) Получение полной достоверной информации о товаре.Ответ: ____________________________.5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и более часов в день.Определите, какие положения текста носят А) фактический характерБ) характер оценочных сужденийЗапишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.1


Часть С: Прочитай текст и выполните задания «Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа. Общество можно определить как само организованную систему поведения, и как взаимоотношения людей друг с другом и с природой... Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущее поколение, т.е. всё человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли её членов... Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создаёт материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми... Общество - это единый социальный организм, внутренняя организация, которая представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей в основе которых конечном счёте лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образует: производство и складывающееся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающее в себя; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества - наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д....» (А.Г.Спаркин)
1. Озаглавьте текст, составьте план текста 2. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор дает определение общества. 3. Опираясь на текст, дополните схему:

Структура человеческого общества


Духовная сфера Экономическая сфера Социальная сфера

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию


Часть А Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.1 вариант

Часть В Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 , В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок, 1 балл - допущена одна ошибка, О баллов - допущены две и более ошибок.


Часть С
    Озаглавлен текст и названы 3 пункта плана – 3 балла
Озаглавлен текст, план не составлен – 1 балл
    Верно приведены 2 определения – 4 балла
Верно приведено одно определение – 2 балла
    Наука, философия, искусство, нравственность, религия – 1 балл
ИТОГО: 36 баллов = 100%

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Зоркино

Марксовского района Саратовской области


«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ (Лебедева Н.С.)
_____.04.2012г

Экзаменационный материал

по обществоведению за курс

8 класса

2011-2012 учебный год

I вариант

II вариант

За курс 8 класса.

Вариант 1.


  1. Ученые – обществоведы определяют общество как
А. весь окружающий человека мир

Б. единство живой и неживой природы

В. обособившуюся от природы часть материального мира

Г. многообразие органического (живых существ) мира.

2. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

А. загрязнение почвы бытовыми отходами

Б. ограничение сезона охоты

В. разбивка клумбы возле жилого дома

Г. ликвидация последствия землетрясения.

^

^ 4. Что из перечисленного мы можем отнести к духовной сфере общества?

А. племена, народности В. религия, культура

Б. государство, армия Г. прибыль, налоги

^ 5. Что свойственно обществу индустриального типа?

А. промышленное производство

Б. преобладание сельского хозяйства в экономике

В. сословная структура общества

Г. традиционная культура.

^ 6. Глобальными проблемами человечества называют проблемы:

А. сопровождаемые коренным изменением ценностей жизни

Б. связанные с проблемой выбора жизненного пути

В. затрагивающие жизненно важные интересы человечества

Г. характеризующие нравственное совершенствование общества.

^ 7. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств традиционно обозначают понятием…

А. индивидуальность Б. гражданин В. личность Г. индивид.

^ 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам деятельности человека. Найди это понятие.

А. игра Б. сознание В. познание Г. труд

^ 9. Основные ресурсы, используемые в процессе производства, называют…

А. материальными потребностями В. прямыми налогами

Б. факторами производства Г. экономическими благами.

^ 10. Верны ли суждения об экономических системах?

1) Экономические системы различаются способом ведения хозяйственной деятельности.

2) Экономические системы различаются по типу собственности на экономические ресурсы.

^ 11. Верны ли суждения о государственном бюджете?

1) Государственный бюджет – это роспись доходов и расходов государства.

2) Государственный бюджет может быть дефицитным и профицитным.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 12. Наиболее высокая ступень развития культурно-исторической этнической общности – это…

А. класс Б. этнос В. нация Г. народность

13. Семью как малую группу отличает…

А. профессиональный рост

Б. общность быта

В. выполнение общественных функций

Г. высокая политическая активность

Контрольный тест по обществознанию

За курс 8 класса.

Вариант 2.


  1. ^ Под обществом в широком смысле понимают
А. исторический этап развития общества

Б. единство природных и социальных сил

В. неотъемлемую часть природы

Г. обособившуюся от природы часть мира.

^ 2. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы?

1) Климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде.

2) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами…

А. социальная реформа В. социальное движение

Б. общественный прогресс Г. перестройка общества

^ 4. Предприниматели города создали фонд поддержки молодых художников. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

А. экономической и социальной В. социальной и духовной

Б. политической и экономической Г. экономической и духовной.

^ 5. Что свойственно обществу постиндустриального типа?

А. промышленное производство В. ведущая роль науки и информации в обществе

Б. увеличение крестьянских хозяйств Г. традиционный уклад жизни.

^ 6. Ежегодно в воды Мирового океана попадает от 6 до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. В этом проявляется (-ются)…

А. проблема разрыва в уровнях развития регионов мира

Б. увеличение численности населения земли

В. глобальные экологические проблемы

Г. проблема исчерпания природных ресурсов.

^ 7. Верны ли следующие суждения о личности?

1) Личностью становятся в процессе социализации.

2) Под личностью понимают совокупность социально значимых черт человека, которые он реализует в общественной жизни.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

8. Для обозначения индивидуально-психологических особенностей человека, от которых зависит успешное выполнение определенной деятельности, традиционно используют понятие…

А. индивид Б. личность В. потребности Г. способности.

^ 9. Фирма Н. занимается выращивание редких растений. К капиталу фирмы относится…

А. участок земли В. оборудование, инвентарь

Б. руководство фирмы Г. налоговые отчисления.

^ 10. Что характеризует рыночную экономику?

А. твердый валютный курс В. государство устанавливает твёрдые цены на продукты

Б. контроль государства за производством Г. конкуренция товаропроизводителей.

^ 11. В каком случае будет взиматься налог?

А. получение кредита в банке В. выигрыш в лотерею

Б. покупка автомобиля Г. получение социального пособия.

^ 12. Стройматериалы представлены на рынке:

А. недвижимости Б. труда В. товаров и услуг Г. капиталов

13. Малой социальной группой являются…

А. пенсионеры города В. дети микрорайона

Б. члены партии «Единая Россия» Г. спортивная команда.

Контрольный тест по обществознанию

За курс 8 класса.

Вариант 3.


  1. Верны ли суждения об обществе?

  1. Учёные рассматривают общество как сферу взаимодействия людей и связей между ними.

  2. Общество – это система.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 2. Найдите в приведённом списке пример негативного влияния общества на природу:

А. организация природного заповедника В. уничтожение охотниками некоторых видов животных

Б. экологическое образование школьников Г. очистка лесопарка от мусора.

3. Что из перечисленного мы можем отнести к политической сфере жизни общества?

А. очередные выборы в В. выставка современного искусства

Государственную Думу

Б. концерт симфонической музыки Г. открытие новой школы.

4. В государстве Р. активно развиваются информационные технологий и транспорт, резко увеличивается число городов, растёт число рабочих в составе населения. К какому типу относится общество Р.?

А. традиционному В. постиндустриальному

Б. индустриальному Г. смешанному.

5. За последние 500 лет было истреблено 2/3 покрывающих землю лесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. В этом проявляется проблема…

А. истощение природных ресурсов В. разрыва в уровнях развития регионов мира

Б. переход к новой ступени

Развития общества Г. роста населения Земли.

^ 6. Володя хорошо учиться, у него много друзей среди одноклассников. Его хобби – коллекционирование моделей автомобилей. Всё это характеризует Володю как…

А. индивида Б. личность В. гения Г. товарища

^ 7. Для обозначения нужды (недостатка) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человека традиционно используют понятие…

А. потребности Б. способности В. характер Г. задатки

^ 8. Верны ли суждения о факторах производства?

1) Здания и сооружения относятся к такому фактору производства, как земля.

2) Деньги и ценные бумаги относятся к такому фактору производства, как капитал.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 9. Что характеризует командную экономику?

А. планирование производства

^ 10. Марина получила заработную плату. Часть денег она потратила на туристическую путёвку и покупку нарядов для отдыха. Какая функция денег проявилась в этом случае?

А. средство платежа В. средство накопления

Б. средство учёта Г. мировая валюта.

^ 11. Рыночная конкуренция…

А. приводит к увеличению затрат производства

Б. уравновешивает спрос и предложение

В. снижает уровень потребления

Г. обеспечивает всем высокие прибыли

^ 12. К исторически сложившимся этническим обществам относятся…

А. народности Б. классы В. государства Г. семья

13. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый…

А. заёмщик банка В. профессор университета

Б. покупатель в магазине Г. водитель такси.

Контрольный тест по обществознанию

За курс 8 класса.

Вариант 4.


  1. Под обществом в узком смысле понимают…
А. исторический этап развития общества В. всё, что окружает человека

Б. глобальный современный мир Г. единство живой и неживой природы.

^ 2. Верны ли суждения об обществе и природе?

1) природа влияет на развитие общества

2) общество вполне может обойтись без природы.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 3. Под общественным прогрессом понимается…

А. постепенность общественных перемен

Б. ускорение изменений во всех сферах

В. переход от менее совершенного в жизни людей к более совершенному

Г. способность общества к изменениям во всех сферах жизни

^ 4. Что из перечисленного мы можем отнести к социальной сфере жизни общества?

А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля

Б. выборы Президента Г. рок-концерт.

^ 5. Верны ли следующие суждения о типах общества?

1) В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.

2) В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и социальных привилегий.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

1) К числу глобальных проблем относят проблему низкого качества автопроизводства в России.

2) К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 7. Что характеризует человека как личность?

А. тип темперамента В. принадлежность к определенной расе

Б. черты внешнего облика Г. общение с другими людьми.

^ 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к биологическим потребностям человека. Найди это понятие.

А. питание В. творчество

Б. дыхание Г. отдых и сон

^ 9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к капиталу как фактору производства. Найди это понятие.

А. здания В. коммуникации

Б. оборудование Г. участок земли.

^ 10. Что характеризует традиционную экономику?

А. планирование производства

Б. цена на товары зависит от спроса и предложения

В. экономика строится на традициях и обычаях

Г. многообразие форм собственности.

11. Цена товара возрастает, если…

А. спрос возрастает в 3 раза, и предложение повысится в 3 раза

Б. спрос останется неименным, а предложение измениться

В. спрос уменьшится, а предложение возрастет

Г. спрос останется неизменным и предложение останется неизменным.

12. Какой статус является предписанным?

А. офицер Б. студент В. муж Г. сын.

13. По профессиональному признаку выделяю социальную общность…

А. москвичи Б. врачи В. горожане Г. якуты.

Вариант 1

При выполнении заданий с выбором ответа этой части об~ ведите кружком номер


А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

1) ликвидация последствий стихийного бедствия

2) загрязнение реки промышленными отходами

3) высадка на пустыре деревьев и кустарников

4) административное ограничение охоты на оленей

А2. Антон - жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как

1) индивида

2) гражданина

3) личность

4) профессионала

A3. Верны ли следующие суждения о познавательной де­ятельности человека?

А. Целью познания является получение информации об ок­ружающем мире и самом человеке.

Б. В процессе познания человек использует органы чувств и интеллект.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Пианист сел за рояль и зазвучали дивные звуки. Его иг­ра вызвала бурю эмоций слушателей: они переживали тоску по родине, открывали, подчиняясь музыке, новые земли, любили, надеялись. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере

2) религии

4) искусства

А5. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учебы профессионально разраба­тывать компьютерные игры. На какой ступени образования на­ходится Иван?

1) основное общее

2) среднее профессиональное

3) полное (среднее)

4) высшее профессиональное

А. Мораль опирается на представления человека о прекрас­ном и безобразном.

Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе воспита­ния.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что свойственно командной экономической системе?

1) многообразие форм собственности

2) свобода предпринимательской деятельности

3) преобладание сельского хозяйства

4) централизованное ценообразование

А8. С апреля по октябрь население приморского региона Z занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на мор­ском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Одна­ко в период с ноября па март среди местного населения наблю­дается значительная безработица. К какому типу относится без­работица в регионе Z?

1) застойная

2) структурная

3) временная

4) сезонная

А9. Государство выполняет различные функции в экономи­ческой жизни общества. Так, оно является производителем об­щественных благ. Какой из приведенных ниже примеров иллю­стрирует эту функцию?



1) правительство изменило порядок налогообложения фирм

2) в рамках государственной программы развития здравоох­
ранения открылись три новых больницы

3) центральный банк отозвал лицензии двух коммерческих
банков

4) правительство и центральный банк осуществили комп­
лекс антиинфляционных мер

АЮ. Верны ли следующие суждения о затратах производ­ства?

А. Часть факторов производства, которую предприниматель вынужден приобретать по рыночным ценам, составляет внешние затраты фирмы.

Б. Стоимость факторов производства, не зависящая от коли­чества производимой продукции, составляет переменные затраты фирмы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

АН. Что отличает семью от других малых групп?

1) совместное проведение досуга

2) сходный социальный статус

3) наличие групповых правил и норм

4) совместное ведение хозяйства

А12. А. работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много вре­мени А. тратит на общение с родителями своих учащихся. В дей­ствиях А. проявляется

1) социальная роль

2) социальный конфликт

3) социальная структура

4) социальная политика

А13. Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этнические группы выделены по национальному признаку. Б. Разновидностями этнических групп являются племена и народности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. К функциям политических партий в демократическом обществе относится

1) разработка и принятие законов

2) предложение программ развития общества

3) управление предприятиями

4) осуществление судопроизводства

А15. Главой государства Z является наследственный прави­тель. Он издает законы, руководит деятельностью правительст­ва, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма правления страны Z?



1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) президентская республика

4) абсолютная монархия

А16. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопро­сам.

Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голо­сование за кандидатуры или партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17. Гражданин приобрел для домашнего пользования сти­ральную машину. Сервисная служба магазина доставила, уста­новила и подключила машину, а также передала гражданину га­рантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права

1) административного

2) гражданского

3) трудового

4) конституционного

А18. Органом законодательной власти в РФ является

1) Федеральное Собрание

2) Правительство РФ

3) Совет Безопасности

4) Общественная Палата

А1Я. Неправительственная экологическая организация про­вела в парках города акцию по очистке территории от мусора. Активисты организации смогли привлечь к участию в акции го­рожан разных возрастов и профессий. В этом примере отрази­лось функционирование

1) органов местного самоуправления

2) государственного аппарата

3) гражданского общества

4) муниципальных органов власти

А20. Верны ли следующие суждения о преступлении?

А. Преступление влечет за собой административную ответ­ственность.

Б. Преступлением называют противоправное деяние, создаю­щее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) от­вет необходимо записать в месте, указанном в тексте зада­ния.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и религии и отличия науки от религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) объяснение природных и общественных явлений

2) вера в сверхъестественные силы

3) быстрое изменение содержания знаний, отказ от устаревших
теорий

4) влияние на формирование мировоззрения человека


В2. В стране Z социологической службой был проведен оп­рос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы храните свои сбережения?»

Результаты опроса представлены в диаграмме.



Проанализируйте данные диаграммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сде­лать на основе диаграммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.-

1) Хранят свои деньги на банковском счете и покупают цен­
ные бумаги менее половины опрошенных граждан.

2) Вложения в недвижимость менее популярны среди опро­
шенных, чем открытие банковских счетов.

3) Хранят деньги дома около трети опрошенных граждан.

4) Дает деньги в долг друзьям больше опрошенных, чем
приобретает драгоценности.

5) Вкладывает средства в приобретение драгоценностей на­
именьшее число опрошенных.

ВЗ. Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.



одного, относятся к основам конституционного строя России.

1) Демократия, 2) ценность прав человека, 3) федератив­ное устройство, 4) однопартийная система, 5) разделение властей.

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: j_______________________________ .

85. Укажите правильную последовательность действий изби­
рателя в период проведения выборов в органы государственной
власти.

1) знакомство с программами кандидатов

2) участие в опросе на выходе с избирательного участка

3) получение при необходимости открепительного талона

4) заполнение избирательного бюллетеня

Для ответов на задания этой части (С1 -

Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.

Язык, культура, нравственность, весь духовньш капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, бе­рется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, ка­кая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необ­ходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в об­ществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого де­рева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержа­ние самой личности. Общность - это духовное питание, ко­торым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное до­стояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из лю­дей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фунда­мент и источник сил - единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена сила­ми и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социаль­ная (общественная) жизнь - внутренняя форма человеческой жизни.

СЗ. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста, опреде­лите сущность каждого уровня.

С4. Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведче­ские знания дайте три объяснения.

С5. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на эт"от процесс семьи и ближай­шего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Сб. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в про­шлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объясне­ния) в защиту своей позиции.

Вариант 2

ЧАСТЫ

///?« выполнении заданий с выбором ответа этой части об­ведите кружкам номер правильного ответа в экзаменационной работе.


А1. Что свойственно обществу традиционного типа?

1) преобладание сельского хозяйства в экономике

2) высокий уровень развития промышленности

3) распространение компьютерных технологий

4) интенсивное развитие науки и техники

А2. Десятиклассник Иван интересуется математикой. Он много занимается, принимает участие в математических олим­пиадах школьников, хотя пока ему не удавалось занять призо­вое место. Как можно назвать качества Ивана, проявляющиеся в этой деятельности?

1) задатки

2) способности

4) гениальность

A3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира?

А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее раз­витыми странами мира.

Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Отражение действительности в художественных образах свойственно

2) искусству

4) религии

является резуль-

А5. Вывод: «Все познается в сравнении» татом

1) обобщения жизненного опыта

2) научного исследования

3) интуитивной догадки

4) религиозной веры

А6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Главным контролером человека в вопросах морали явля­ется его совесть.

Б. Соблюдение моральных норм является проявлением сво­боды человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Фирма Р. производит чистку ковров. К капиталу фирмы относятся (-ится)

1) ковры, которые чистит фирма

2) руководство фирмы

3) оборудование и чистящие средства

4) налоговые отчисления

А8. Рынок спортивного инвентаря в стране Z поделен между пятью крупнейшими фирмами-производителями, продукция других фирм не представлена. Какой тип рыночной конкурен­ции отразился в данном примере?

1) совершенная конкуренция

2) монополия

3) неполная конкуренция

4) олигополия

А9. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоив­шая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц - до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким эконо­мическим явлением столкнулась гражданка А.?

1) конкуренция

2) инфляция

3) перепроизводство

4) безработица

А10. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойствен высо­кий уровень развития товарно-денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает дирек­тивное распределение факторов производства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

социальных групп выделена

All. Какая из перечисленных по экономическому признаку?

1) москвичи

2) инженеры

3) мусульмане

4) землевладельцы

А12. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отка­зано. Что могло послужить причиной отказа?

1) недолгий срок знакомства

2) отсутствие у них жилья

3) недееспособность юноши

4) несогласие родителей на брак

А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Социальный статус - это положение человека в общест­ве, дающее ему права и обязанности. Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Что отличает государство от других политических орга­низаций?

1) разработка программ развития общества

2) представление интересов отдельных групп общества

3) выдвижение политических лидеров

4) исключительное право принимать правовые нормы

А15. Государство Z разделено на провинции по территори­альному признаку. Главы провинций назначаются правительст­вом государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государственного устройства стра­ны Z?

1) монархия

2) унитарное государство

3) федеративное государство

4) республика

А16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения-властей состоит в том, что выделя­ются три ветви власти со строго определенными функ­циями.

Б. Принцип разделения властей предполагает наличие систе­мы «сдержек и противовесов».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17. Гражданское право регулирует

1) имущественные и личные неимущественные отношения

2) отношения граждан с органами исполнительной власти

3) права и обязанности членов семьи

4) порядок предоставления трудовых услуг

А18. Президент РФ

1) руководит внешней политикой

2) разрабатывает государственный бюджет

3) управляет федеральной собственностью

4) разрабатывает и принимает законы

А19. Антон припарковал свой автомобиль на газоне под ок­нами своей квартиры. Какое правонарушение он совершил?

1) уголовное

2) административное

3) дисциплинарное

4) гражданское

А20. Верны ли следующие суждения о правовом государ­стве?

А. Правовое государство предполагает взаимную ответствен­ность государства и личности.

Б. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.


В1. В приведенном списке указаны черты сходства большой и малой социальных групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таб­лицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) обязательные личные контакты между членами группы

2) наличие у людей сходных социальных признаков

3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность
группы

4) количество членов группы


В2. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из участ­ников политической жизни страны вы доверяете больше всего?»

Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сде­лать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа циф­ры, под которыми они указаны.

1) Правоохранительные органы вызывают наименьшее дове­
рие опрошенных граждан.

2) Лидерам политических партий и депутатам парламента
доверяют большинство опрошенных граждан.

3) Главе государства опрошенные граждане доверяют боль­
ше, чем другим участникам политической жизни.

4) Главе правительства опрошенные граждане доверяют
больше, чем депутатам парламента.

5) Лидерам политических партий доверяют около трети оп­
рошенных граждан.

ВЗ. Установите соответствие между ситуацией и отраслью права, которая призвана ее регулировать. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

A) гражданин нарвал на городской
клумбе цветов для своей девушки

Б) гражданин приобрел в магазине ме­бельный гарнитур

B) гражданка была оштрафована
контролером за безбилетный про­
езд в автобусе

Г) группа граждан ночью ограбила случайного прохожего

Д) гражданка открыла счет в коммер­ческом банке


Отрасль права

1) гражданское

2) административное

3) уголовное


А Б В Г д

84. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением
одного, относятся к институтам, осуществляющим социализа­
цию индивида.

1) Семья, 2) природа, 3) система образования, 4) государство, 5) церковь.

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ:___________________________ -

85. К. - гражданин России, руководитель крупной компа­
нии. Установите правильную последовательность прохождения
им ступеней образования.

1) окончание основной школы

2) получение высшего профессионального образования

3) обучение в средней (полной) школе

4) посещение занятий по подготовке к начальной школе

5) защита диссертации и получение ученой степени
Ответ:

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.

Товар - это продукт труда, произведенный с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар - это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.


Существование товара связано с последовательным прохож­дением четырех стадий. Для начала товар должен быть произве­ден. Производство - это процесс создания материальных и не­материальных благ, необходимых для удовлетворения каких-ли­бо общественных потребностей.

Следующая стадия - распределение. Как правило, в произ­водстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в соз­данном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.

Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним зада­чу, чем большее количество продукции он производит, тем вы­ше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.

С другой стороны, собственник фирмы может сам не рабо­тать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному ка­питалу.

Третья стадия движения товара - обмен. С целью обмена товар передается на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие по­требности, быть полезным для покупателя, то есть обладать по­требительной стоимостью; свойство обмениваться на другой то­вар или деньги в определенном количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.

Завершающая стадия - потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.

Приобретая товар для личного потребления, покупатель оп­ределяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесет товар его покупателю, определяет сумму, которую по­купатель готов за нее заплатить.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.

СЗ. Используя содержание текста, заполните таблицу:

С4. Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.

С5. Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермарке­та, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы) распределения отразились в данном примере? При­ведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) решить эту за­дачу.

Сб. В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Вариант 3

При выполнении заданий с выбором ответа этой части об­ведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.


А1. Совокупность социально значимых качеств человека ученые обозначают понятием

1) индивид

2) личность

3) индивидуальность

А2. В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компью­терные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном уп­равлении. К какому типу относится данное общество?

1) аграрное

2) индустриальное

3) традиционное

4) постиндустриальное

A3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом называют всех людей, ныне живущих на Земле.

Б. Обществом называют исторические периоды развития че­ловечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Науке свойственно

1) стремление к объяснению событий и явлений

2) обращение к сверхъестественным силам

3) образное отражение действительности

4) использование обрядов и ритуалов

А7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?

1) производство косметических средств

2) прогнозирование цен на энергоносители

3) продажа объектов недвижимости

4) постепенное обесценивание денег

А8. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других фирм в стране Z осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги. Какое экономическое явление отразилось в данном примере?

2) безработица

3) инфляция

4) монополия

А9. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили органи­зации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа

2) средство обмена

3) средство накопления

4) мировые деньги

АЮ. Верны ли следующие суждения t>6 экономических сис­темах?

А. В рыночной экономической системе преобладает центра­лизованное распределение ресурсов.

Б. В командной (плановой) экономике необходимый мини­мум жизненных благ гарантирован государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

All. К этническим группам относится

1) племя 3) каста

2) сословие 4) класс

А12. Мать троих несовершеннолетних детей А. обратилась в органы ЗАГСа для расторжения брака со своим супругом, яв­ляющимся отцом ее детей. Какое обстоятельство делает возмож­ной подобную процедуру развода?

1) согласие обоих супругов на расторжение брака

2) пятилетнее тюремное заключение супруга А.

3) отсутствие у супругов взаимных имущественных претензий

4) согласие супругов в определении места проживания детей

А13. Верны ли следующие суждения о социальных конфлик-

А. Социальные конфликты отражают противоречия в инте­ресах различных социальных групп.

Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Для какого политического режима характерны свобод­ные выборы в органы государственной власти, уважение прав человека?

2) тоталитарного

3) демократического

4) диктаторского

А15. Организация Р. распространила свою власть на неко­торую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопо­рядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организа­ция - это

1) государство

2) политическая партия

3) общественная организация

4) ведомство

А16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политической властью обладает только государство. Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17. Что отличает Конституцию от других ^законов государ­ства?

1) высшая юридическая сила

2) обеспечение принудительной силой государства

3) обязательность исполнения

4) письменная форма

А18. Высшим органом исполнительной власти в РФ является

1) Федеральное Собрание

2) Генеральная прокуратура

3) Государственная Дума

4) Правительство РФ

А19. Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ре­бенка нарушено в данной ситуации?

1) право на жизнь

2) право знать своих родителей

3) право жить и воспитываться в семье

4) право на социальное обеспечение

А20. Верны ли следующие суждения о гражданском обще­стве?

А. Гражданское общество представляет собой совокупность

негосударственных отношений и организаций граждан в

различных сферах. Б. Гражданское общество требует высокого уровня правовой

культуры граждан, осознания ими своей ответственности

за принимаемые решения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

При выполнении заданий с кратким ответам (В1-В5) от­вет необходимо записать в месте, указанном в тексте зада­ния.

В1. В приведенном списке указаны сходные проявления за­датков и таланта человека и отличия проявлений задатков от та­ланта. Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядко­вые номера черт отличия.

1) способности человека

2) получение принципиально новых результатов деятель­
ности

3) успешность в какой-либо деятельности

4) нахождение нестандартных способов деятельности


В2. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какой профиль обучения вы выберете в старшей школе?»

Результаты опроса представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сде­лать на основе таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Социально-экономический профиль выбрало больше де­
вочек, чем мальчиков.

2) Социально-гуманитарный профиль наиболее популярен
среди обеих групп опрошенных.

3) Социально-экономический, математический и естествен­
но-научный профиль выбирает приблизительно одинако­
вое количество мальчиков.

4) Математический профиль более популярен у девочек, чем
естественно-научный.

5) Социально-гуманитарный профиль выбрало менее двух
третей опрошенных девочек.


ВЗ. Установите соответствие между примером и структур­ным элементом налога. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Пример

A) гражданин

Б) заработная плата

B) автомобиль
Г) 13%

Д) наследуемое имущество


Структурный элемент налога

Объект налога

Субъект налога

Ставка налога


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д

84. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением
одного, относятся к малым социальным группам.

1) Семья, 2) рок-группа, 3) бригада скорой помощи, 4) фут­больные фанаты, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Ответ:________________________________ .

85. Установите правильную последовательность этапов фор­
мирования Правительства согласно Конституции РФ.

1) Представление Президентом кандидатуры Председателя
Правительства в Государственной Думе.

2) Консультации Председателя Правительства с Президен­
том о структуре и составе Правительства.

3) Консультации кандидата на пост Председателя Правитель­
ства с партийными фракциями в Государственной Думе.

4) Вступление нового Президента в должность.

5) Указ Президента о назначении членов Правительства.
Ответ.