a). Currus triumphales ad adventum clarissimorum Moschoviae principum Pauli Petrovitz et Mariae Theodorownae conjugis regali ornandum spectaculo in Divi Marci Venetiarum foro die 24. Januarii anno MDCCLXXXII ... Venezia, si vende alla casa di Fossati in Castelforte a S. Rocco, 1782. Гравир. фронтиспис и 5 л.л. гравюр. Oblong In Folio. 34x47см. Визит и триумфальный вход в Венецию В.К. Павла Петровича. Гравюры изображают триумфальное шествие сына Екатерины II Великой, великого князя, наследника российского престола, будущего императора России Павла I, въезжающего в Венецию в 1782 году в сопровождении супруги Марии Федоровны, урожденной принцессы Софии Доротеи Вюртембергской, дочери Фридриха II Евгения, герцога Вюртембергского. Дело происходит за 14 лет до восшествия Павла Петровича на престол. Наследному принцу 28 лет. Иллюстрации из итальянского альбома "Currus triumphales ad adventum clarissimorum Moschoviae principum Pauli Petrovitz et Mariae Theodorownae conjugis regali ornandum spectaculo in Divi Marci venetiarum foro die 24. Januarii anno MDCCLXXXII ...". Авторы этого весьма тонкого альбома - Giorgio Fossati (1706-1778) и Domenico Fossati (1743-1784).

b). Дополнительная гравированная сюита: Праздник в честь В.К. Павла Петровича во время его пребывания в Венеции в 1782 г.. 4 л.л. по рис. Grandis и Moretti и гравирова резцом Baratti. Раскрашено от руки. Grand in Folio. Итак, эти 2 сюиты составляют 9 листов.

Библиографические источники:

1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог № 105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №№ 308, 313.

2. Приличные изображения: http://brbl-dl.library.yale.edu

Путешествие «графа и графини Северных» в Европу

В середине июня 1781 года по обоюдному согласию императрицы Екатерины с Павлом Петровичем и Марией Федоровной было решено, что их Высочества отправятся в путешествие по Европе в соответствии с планом, начертанным императрицей. В свиту, которая должна была сопровождать высоких путешественников, были назначены: генерал Н.И. Салтыков с супругой, полковник Х.И. Бенкендорф с супругой, являвшейся близкой подругой Марии Федоровны, князь А.Б. Куракин, друг детства Павла Петровича, князь Н.Б. Юсупов, знаток искусств, фрейлины Марии Федоровны Н.С. Борщова и Е.И. Нелидова, а также несколько лиц из ближайшего окружения Павла Петровича: камер-юнкер Ф.Ф. Вадковский, капитан-лейтенант С.И. Плещеев, литераторы Лафермьер и Николаи, священник Самборский и доктор Крузе. Отъезд был намечен лишь на сентябрь в связи с привитием оспы сыновьям Александру и Константину. 19 сентября 1781 года их Императорские Высочества выехали из Царского Села. Через Псков, Киев и польские земли их путь лежал в Австрию. Было решено, что путешествовать по Европе они будут инкогнито как граф и графиня Северные, как было принято для лиц царствующих домов Европы. Встреченные на границе императором Иосифом II, граф и графиня Северные прибыли в Вену 10 ноября 1781 года и прогостили до 24 декабря. Столь долгое пребывание в Австрии объяснялось не только радушием хозяев, но и делом чрезвычайной дипломатической важности. Именно во время этого пребывания был решен вопрос о бракосочетании племянника Иосифа II эрцгерцога Франца и младшей сестры Марии Федоровны принцессы Елизаветы Вюртембергской. Главной целью этого брака являлось дипломатическое сближение России и Австрии.


А.-Л.-Р. Дюкро. Великий князь Павел Петрович

и великая княгиня Мария Федоровна

на Римском Форуме. 1782

Начало января нового 1782 года русские путешественники провели в Венеции, где в течение двух недель праздничные шествия сменялись театральными представлениями и маскарадами. Из Венеции через Рим путь лежал в Неаполитанское королевство, где гостей ожидал король Фердинанд III Бурбон и его супруга Мария Каролина, родная сестра Иосифа II. Граф и графиня Северные увидели главные достопримечательности: вулкан Везувий и раскопки города Помпеи. Юг Италии открыл путешественникам с Севера таинства античной истории и искусства, в чем им помогал знаток и любитель искусства английский посланник лорд Гамильтон. Из Неаполя они отправились в Рим, куда они прибыли 12 февраля. Здесь они были приняты папой Римским Пием VI, посетили достопримечательности: Римский форум, водопад в Тиволи, в память чего остались картины, написанные Дюкро. После двухнедельного пребывания в Риме Павел Петрович с Марией Федоровной отправились в Тоскану в гости к герцогу Леопольду Тосканскому, родному брату Иосифа II. Здесь Мария Федоровна познакомилась с эрцгерцогом Францем, будущим женихом своей сестры.

Ф. Троссарелли.
Портрет Виктора-Амедея III,
короля Сардинии и его супруги. 1784.

Чрезвычайно приятным оказалось апрельское пребывание в Турине, столице Сардинского королевства. Королю Виктору-Амедею так полюбился Павел Петрович, что он даже стал называть его сыном. Именно в Италии великокняжеская чета начинает приобретать античную скульптуру, венецианские зеркала, а также делать заказы известным художникам - А. Кауфманн, П. Баттони, Я.Ф. Хаккерту. Специально для Павла Петровича выполняются уменьшенные мраморные копии знаменитой серии античных скульптур из коллекции Ватикана «Аполлон и музы». К этому добавляются подарки Пия VI и, особенно, короля Сардинии. Всё это вскоре войдет в убранство Павловского дворца.


Парижский сервиз. Франция 1782.

Севрская мануфактура

Апогеем всего путешествия был Париж, где граф и графиня Северные провели целый месяц. Среди многочисленных развлечений и праздников гости посещали мастерские художников, знакомились с больницами, мануфактурами, государственными учреждениями. Особое место в этом ряду занимает поездка великого князя Павла Петровича в расположенное к северу от Парижа имение Шантийи, впечатления от которой отразились в парках Гатчины и Павловска. Европейское путешествие Павла и Марии, происходившее, подобно большинству неофициальных государственных визитов того времени, анонимно, подходило к своей кульминации. Позади остались пышные праздники в честь графа и графини Северных в Вене и Венеции, путешествия по окрестностям Рима, закупки антиков и картин для Павловска и Гатчины. 20 мая, во время официального приема в Версале, граф Северный обратился к Людовику XVI со словами, которые должны были показать полное единство российской императорской семьи:

«Как я счастлив, Сир, видеть Ваше Величество! Это было основной целью моей поездки во Францию. Императрица, моя мать, будет завидовать моему счастью, ибо и в этом, как и во всем остальном, наши чувства сходны».

Так осуществилась одна из важных целей, которые имела в виду Екатерина II, отправившая сына в «Большое путешествие» по разработанному ею маршруту. Однако великий князь во время аудиенции высказал и свои собственные убеждения. Обращаясь к воспитательнице дофина, Павел горячо сказал:

«Мадам, как можно чаще напоминайте господину дофину этот сегодняшний визит; напоминайте ему о преданности, которую я ему торжественно обещаю у его колыбели. Пусть это будет залогом союза и вечного единения между нашими государствами».

Неизвестный художник.
Интерьер Домика Петра Великого
в Заандаме

С.Н. Плещеев, историограф годичного путешествия, не упоминает визит в Шантийи, занявший целых три дня, 10-12 июня 1782 года. Возможно, эта поездка не была предусмотрена официальной программой и состоялась по личному желанию графа Северного. Визит наследников российского престола в родовое имение принца Луи Жозефа Конде, родственника короля, запомнился благодаря пышным праздникам и охоте на оленя, описанным в записках Генриетты-Луизы д’Оберкирх, урожденной Вальднер, подруги детства великой княгини. Однако гораздо большее значение имели личные связи, возникшие во время поездки. Донесение российского посла в Париже И.С. Барятинского, доставленное Екатерине II 26 июля, перечисляет все знаки внимания, оказанные хозяином Павлу Петровичу и Марии Федоровне:

«Их Высочества отсюда поехать изволили к Принцу Кондею в Шантильи к обеденному кушанью, куда почти и все русские приглашены были. На последнем посту пред приездом в Шантильи высланы были на встречу все Егери, конюшенные офицеры, Пажи сего Принца и для кареты Их Высочеств лошади. Приехав к замку, Принц Конде встретил Их Высочеств у кареты и со всеми находившимися тамо персонами, коих было до двух сот».

Неизвестный художник.
Внешний вид Домика Петра Великого
в Заандаме

Великий князь, высказавший во Франции «несколько очень верных и глубоких соображений» по поводу слабой связи Орлеанского дома с французской знатью, быстро подружился с принцем Конде, которого д’Оберкирх вспоминает как «умного, тактичного человека, обладающего чувством вкуса» и, по его собственным словам, «предпочитающего деловую беседу философствованиям». Немногословный, энергичный хозяин Шантийи произвел на российского гостя большое впечатление, а Мария Федоровна подружилась с его дочерью. Принц Конде, подобно Павлу, обладал более глубокими интересами и убеждениями, чем могло показаться, «и последний был удивлен тем, что узнал от принца, который, как казалось на первый взгляд, интересуется только военным делом». В Париже их застало известие о закладке большого каменного дворца в Павловске. Из Парижа владельцы Павловска привезли мебель, лионские шелка, бронзу, фарфор и роскошные подарки от Людовика XVI и Марии-Антуанетты: гобелены и уникальный Севрский туалетный прибор. Посетив Голландию, домик Петра Великого в Заандаме, Павел Петрович с Марией Федоровной провели почти месяц в гостях у её родителей в Монбельяре и Этюпе. 20 ноября 1782 года великокняжеская чета вернулась в Петербург.




К. Хойер. Великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна

с сыновьями Александром и Константином. 1781.

Из другого источника: Летом 1776 года великий князь Павел Петрович предпринял поездку в Берлин для встречи с невестой, вюртембергской принцессой Софией Доротеей Августой Луизой (в православии Марией Федоровной); 26 сентября 1776 года в Воскресенском соборе Зимнего дворца состоялось венчание и затем свадьба. Еще в 1765 году Екатерина подарила наследнику в качестве резиденции Каменный остров, на северной окраине Санкт-Петербурга. Брак с Марией Федоровной и рождение 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра Павловича, были отмечены подарком новой резиденции под Петербургом, названной селом Павловское, где с 1779 года Павел Петрович и Мария Федоровна каждое лето «имели пребывание» в своих павловских «домиках» и где управляющим практически с этого времени становится Карл Кюхельбекер. В сентябре 1781 года великокняжская чета отправляется в ознакомительное путешествие по Европе. Собственно, с этого времени можно рассматривать как особое, параллельное екатерининской эпохе, «павловское время», когда в Павловске и на Каменном острове, затем в Гатчине вынашивается и вызревает особая культура, которая получит кратковременное, но выразительное воплощение в стремительных и резких, но целенаправленных действиях и реформах Павла I, а нагляднее всего воплотит себя в последнем памятнике петербургской архитектуры XVIII столетия, Михайловском замке.

Праздник в театре Сан Бенедетто в Венеции. Гравюра А. Баратти. 1782.

Продолжавшееся с 17 сентября 1781 по 20 ноября 1782 года путешествие графа и графини Северных, сопровождаемых небольшой свитой из 12 человек, прошло по традиционному маршруту: из Санкт-Петербурга через Польшу и Австрию до Вены, с длительным пребыванием в Италии и Франции, посещением знаменитых замков в долине Луары, через Бельгию и Голландию в герцогство Вюртембергское, где у родителей Марии Федоровны в Монбельяре, расположенном в 40 милях от Базеля, они отдыхали в течение месяца перед возвращением домой. В популярное во второй половине XVIII века сентиментальное путешествие с романтическим оттенком великий князь Павел Петрович привнес серьезность «ученых и дипломатических вояжей», успешно решая при этом практические задачи, связанные с предстоящим обустройством великокняжеских резиденций.

Прием папой Пием VI графа и графини Северных 8 февраля 1782 года. 1801.

Офорт А. Лаццарони.

Довольно быстро завершились поиски художника-декоратора для росписей в интерьерах дворцов в Павловском и на Каменном острове. Это произошло в ноябре 1781 года, когда польский король Станислав - Август Понятовский, показав им плафоны королевского замка в Варшаве, познакомил с их автором - флорентийцем Винченцо Бренной. Переговоры завершились заключением контракта, и в 1784 году, закончив работы в Польше, Бренна со своим помощником Ф. Смуглевичем прибыли в Петербург. Австрийский император Иосиф II после пышно обставленного двухнедельного пребывания знатных путешественников в Вене написал своему брату герцогу Леопольду Тосканскому, которому еще предстояла встреча с графом и графиней Северными из России:

«Великий князь и великая княгиня с не совсем обычными дарованиями соединяют довольно обширные познания, а также имеют большое желание обозревать и учиться, и в то же время - иметь успех и нравиться всей Европе. Все предметы, действительно замечательные по своей древности, размеру или великолепию, чрезвычайно их занимают; поэтому не следует утомлять их внимание обозрением нескольких предметов в один день, а, напротив, нужно дать им возможность осмотреть в подробности все любопытное и замечательное».


Гравюра М.-С. Джампикколи. 1782.

В Венецианскую республику путешественники прибыли 18 января 1782 года, провели венецианскую неделю почти без сна, побывали во всех знаменитых палаццо, соборах и монастырях, наслаждались праздниками, на которых, казалось, веселилась «вся Венеция»: регатой на Канале Гранде, костюмированным карнавалом и торжественной процессией из пяти колесниц-аллегорий, украшенных разнообразными символами, на площади Сан Марко, грандиозной иллюминацией и фейерверками. Все эти восхитительные развлечения, устроенные специально для них, словно в документальном фильме, день за днем, событие за событием, запечатлели в рисунках, акварелях, картинах и гравюрах знаменитые венецианцы Д. Гварди, М.-С. Джампиколли, А. Баратти. Если Павел Петрович встретил в Польше «своего архитектора», то великая княгиня нашла в Венеции «свою художницу» - Ангелику Кауфман, талантливую портретистку из Швейцарии, избранную членом двух академий: Академии св. Луки в Риме и Королевской Академии искусств в Лондоне. Из «Дневника» А. Кауфман известно, что первый великокняжеский заказ она получила в декабре 1781 года: «Для Великого князя Русского картина около 3 футов». Это была «Отравленная Элеонора», а заказчиком выступил по-видимому, Паоло Маруцци, русский консул в Венеции, который первое официальное сообщение о прибытии путешественников получил в ноябре месяце. Встреча великокняжеской четы с художницей произвела самое благоприятное впечатление, поскольку уже в феврале этого же года Кауфман заказали вторую картину - «Исцеленная Элеонора».

Г. Белла. Пение сирот в честь графа и графини Северных 20 января 1782 года.

Таким образом, результатом визита высоких гостей из России стало появление в картинной галерее Павловского дворца диптиха А. Кауфман - двух нравоучительных, лирико-героических и возвышенно-сентиментальных картин, сюжеты для которых были найдены в истории Англии. Трактовка их ничего общего не имела с реальными историческими событиями, но фантастичность происходящего художница передала с достоверностью и убедительностью факта: во время войны в Палестине принц Эдуард (позднее король Эдуард I) был смертельно ранен отравленным кинжалом предателя. Супруга, вытянув губами из раны яд, ценой собственной жизни спасла принца. Таков сюжет «Отравленной Элеоноры». В живописном полотне «Исцеленная Элеонора» представлено грациозно-воздушное появление чудесно спасенной принцессы в развевающемся светлом наряде перед оплакивающим ее смерть супругом. Принцессу сопровождает султан Яффы Селим, который спас умирающую, успев дать ей тайное противоядие. Все в этой истории выглядит неслучайным: предварительный заказ картин на тему, выбор которой невозможен без целенаправленных поисков, пристальное внимание к героической роли супруги в судьбе принца - не отсвет ли это тайной войны за власть между наследником престола и императрицей-матерью и не он ли сам нашел эти сюжеты в современной литературе и предложил их А. Кауфман. Действительно, императрица и ее фавориты лишили наследника законного права на престол, отстранили от участия в управлении государством, от воспитания собственных детей, но им не удалось сделать из невестки своей союзницы, и созданный Кауфман героический образ Элеоноры - это знак его признательности жене, вера в нее и надежда на светлое будущее. Интересно, что позднее в Павловске - в начале 1790-х годов - Мария Федоровна собственноручно, по-дилетантски старательно копировала работы Ангелики Кауфман, украшая ими интерьер Общего кабинета дворца: на молочном стекле великая княгиня повторила самое изысканное по колориту произведение А. Кауфман «Суд Париса», медальонами «Забавы Амура» декорировала каминный экран, а картину «Туалет Венеры» поместила на столешницу изящного дамского письменного столика. Сияние Венеции всеми оттенками аквамарина сохранил альбом синего сафьяна, отделанный золотом и мозаикой, украшенный сентиментальной парой голубей, на листах которого наклеены 19 замечательных гуашей с видами Венеции, подписанные «Джакомо Гварди». Хранитель и исследователь художественных коллекций «Библиотеки Росси» К.П. Белавская писала: «Известны два художника из семьи Гварди Джованни Антонио Гварди и его ученик и младший брат знаменитый видописец Венеции - Франческо Гварди. Быть может очень красиво и очень тонко выполненные рисунки в альбоме Павловского дворца являются копиями живописных видов Венеции Франческо, а может быть, Джакомо - это тоже какой-то художник в семье Гварди? И не был ли этот альбом поднесен графу и графине Северным от семьи Гварди?». Скорее всего, так оно и было: все детали оформления говорят о том, что альбом мастеров венецианской ведуты был преподнесен в качестве памятного подарка великокняжескому семейству, а их союз традиционно представлен в виде голубя и голубки - символа супружеской любви и верности. Ничто из увиденного великим князем «любопытного и замечательного» не забылось, не кануло в Лету, и годы спустя вновь оживало в приобретении запомнившихся произведений искусства или в совершенно оригинальном заказе мастеру И.-В. Буху оформления целого ансамбля из серебра для Михайловского замка: люстр, бра, жирандолей, предметов мебели и деталей интерьера, которые воссоздавали то, что поразило до глубины души в юности: красоту украшенных серебряными рельефами зеркал театра Сан Бенедетто в Венеции, где он заказал на память «рисунки всего театра, чтобы сохранить эту приятную и великую идею». Как отметила М.И. Андросова: «Вероятно, приобретение плафона Тьеполо “Пир Клеопатры” для библиотеки императора в Михайловском замке следует считать закономерным итогом венецианских впечатлений», как и покупку в 1800 году скульптурной коллекции Филиппо Фарсетти (1704–1774), с которой он познакомился в Венеции.

Новый год в Вене. Раскрашенная гравюра И. Лошенколя. Около 1782 года.

Великая княгиня Мария Федоровна - на переднем плане вторая справа;

великий князь Павел Петрович и император Иосиф II - сидят на заднем плане.

Терракотовые модели с произведений выдающихся скульпторов 17 века, таких как Бернини и Альгарди, сделали эту коллекцию одной из самых известных и посещаемых не только знаменитыми художниками и скульпторами, которые делали наброски с терракот для своих работ, но и знатными иностранцами. Приобрести сразу коллекцию не удалось, так как она была признана национальным достоянием, не подлежащим продаже за границу. Но как только в 1797 году Венеция была аннексирована Францией, венецианские законы отменены, в том числе правила экспорта, великий князь, ставший императором Павлом I , смог осуществить свою давнюю мечту: коллекция Фарсетти в марте 1800 года прибыла в Петербург и была подарена им музею Императорской Академии художеств в качестве учебного пособия. В Риме, где граф и графиня Северные побывали дважды - а всего провели в Италии более трех месяцев, - папа Пий VI на приеме в Ватикане подарил им мозаику «Вид Колизея» мастера Ц. Агуатти. Тогда же аббат Паризао сделал редкостное подношение великому князю: 18 латинских и итальянских рукописных документов, касавшихся истории Лжедмитрия, найденных им в одной из местных библиотек. Томас Дженкинс, английский художник и крупный коллекционер, которого современники называли одной из достопримечательностей Рима, по сообщениям «Римской газеты», принимал графа Северного 2 и 9 марта. Здесь великий князь приобрел несколько антиков для Павловска. Посетив 14 марта 1782 года мастерскую знаменитого художника П.-Дж. Баттони, путешественники заказали свои парные парадные портреты и приобрели «Кающуюся Марию Магдалину» - копию с картины Корреджо; известному немецкому живописцу Я.-Ф. Хаккерту передали приглашение Екатерины II посетить Санкт-Петербург и оставили заказ для Салона пейзажей Каменноостровского дворца на четыре картины: «Вилла Мецената и водопад в Тиволи», «Вид на замок в Казерте с Бельведера», «Вид Байского залива», «Большой каскад в Тиволи». Они осмотрели замок в Казерте, поднимались на Везувий, несколько раз побывали в Помпеях и Геркулануме, археологические исследования которых были в самом разгаре. Здесь ими были приобретены, а также получены в подарок от короля Неаполитанского вещи, которые составили по дворцовому «Каталогу редкостей древних и новых» коллекцию антиков - терракотовых статуэток, бронзовой пластики, печатей, разнообразных глиняных и стеклянных сосудов, небольшого размера чернолаковых и краснофигурных ваз. Художественное единство в решении фасадов и интерьеров дворца в Павловске - римской виллы на живописном холме над Славянкой с его парком, павильонами и каскадами - в значительной мере было обусловлено включением в композицию, и это заслуга Ч. Камерона, древних памятников скульптуры и архитектуры - рельефов, каминов, колонн, фризов и мраморных ступеней, когда-то извлеченных из культурного слоя, введенных в России в новый исторический контекст, подчеркивавший ценность античного первоисточника, абсолютность его красоты. Итальянское путешествие пополнило великокняжескую книжную коллекцию роскошными альбомами «Римских древностей», изданными Пиранези в 1779 году, «Памятниками Помпей», напечатанными в знаменитой парижской типографии Дидо (издание Ф.Хаккерта); красочной серией «Живописных путешествий» с гравированными и литографированными видами архитектурных памятников и дворцово-парковых ансамблей Греции, Италии, Франции, Германии. В Италии наследник престола увидел памятник, который стал прообразом Михайловского замка в Петербурге, городе, украшенном целым созвездием дворцов, но не имевшем до той поры ни одного замка. Это был замок кардинала Александра Фарнезе в Капрароле. Редкостный по красоте подарочный альбом с поэтажными планами, разрезами и фасадами «Дворца Капраролы» имеет, как и все «подносные альбомы» этого путешествия, монограмму великого князя - латинскую букву «Р» в медальоне. Поразительно то, что на одном из последних листов альбома, целиком посвященного итальянскому памятнику архитектуры, вычерчен план части Петербурга, где место Летнего дворца, построенного Ф.Б.Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, - место рождения и первых лет жизни государя великого князя Павла Петровича, - занял дворец Капраролы. Как будто уже в 1782 году великий князь с математической точностью знал, где возникнет его «Дворец Капраролы» - Михайловский замок, построенный именно на этом месте без малого через двадцать лет. Храм, фантасмагорическому украшению которого он посвятит последние годы своей жизни, а в центре площади Коннетабля установит, спасая от забвения и заброшенности в неведомом сарае, один из лучших конных памятников Петру Великому работы К.Б.Растрелли - «Прадеду - правнук». И никаких имен. Только стены замка, словно окрашенные лучами заходящего солнца в цвет вечного заката, мерная поступь коня и всадник, увенчанный лавровым венком, выступающий навстречу своему великому городу. Во Франции в свите великой княгини появилась ее любимая подруга детства Ланель (Луиза Генриетта де Вальднер), ставшая баронессой Г.Л. Оберкирх.

И.-Ф. Антинг. В. к. Павел Петрович и в. к. Мария Федоровна с сыновьями в парке. 1780.

Черная тушь и позолоченная бронза на стекле. Государственный Эрмитаж.

Она специально приехала в Париж, чтобы провести с подругой в роли ее фрейлины дни с 8 мая по 6 июня 1782 года. В дневнике, который она вела во время пребывания великокняжеской четы в Париже, есть такая запись о Павле Петровиче, которого она увидела впервые во Франции: «Великому князю было тогда 28 лет. На первый взгляд он не казался привлекательным, он был невысокого роста, но чем больше вы смотрели на него, тем более замечали в его лице ум и аристократизм. Взгляд его был таким приветливым, умным и живым, а улыбка столь озорной… и вместе с тем мягкой и исполненной чувства собственного достоинства». Баронесса отметила его безупречный французский, мгновенную и остроумную реакцию на реплики, умение слушать, простоту в обращении, воспитанность и образованность. Что касается великой княгини, то ее миловидная внешность, в соединении с жизнерадостным характером, серьезным домашним воспитанием, начитанностью, музыкальностью, благоговейным отношением к религии, к семейным добродетелям, которые ставились ею превыше всего, грациозность, с которой она умела вести беседу, - приводили всех в восторг. Дважды великокняжескую чету принимали в Версале: 9 мая состоялся первый официальный визит, через семнадцать дней «…был устроен торжественный прощальный прием с оперным спектаклем, балетом и обедом на 300 персон. Мария Федоровна надела чудное ожерелье из халцедона, восхитившее королеву, - в то время этот камень еще не был известен в Европе. В Париж гости вернулись около 4 часов утра». Каждый день графа и графини Северных заполняли официальные приемы, праздничные обеды и ужины, театральные представления, оперные и балетные спектакли; великая княгиня, сопровождаемая подругой Ланель, два раза побывала на публичных маскарадах в Opera - увлечении парижан в сезоне 1782 года. 19 мая граф и графиня Северные со свитой посетили Королевскую гобеленовую мануфактуру, где поразили окружающих неподдельным интересом к производству, собственными познаниями в этой области и умением общаться с мастерами и рабочими. На память об этом посещении они получили от Людовика XVI гобелены с малиновым фоном, вытканные в 1776 году мастером П.-Ф. Козеттом по картонам Шарля Антуана Куапеля. Для самого большого из них - «Дамы служат Дон-Кихоту» - стену Коврового кабинета Павловского дворца сделают овальной, напротив, между окнами, установят зеркало, в котором будет отражаться алое сияние интерьера - одного из самых уютных и художественно-выразительных в истории русского классицизма. Пышность приемов сопровождалась роскошью королевских подарков. Среди них - чудо из чудес света - Севрский туалет, выполненный по заказу королевы Марии Антуанетты и подаренный великой княгине Марии Федоровне во время посещения ею 2 июня 1782 года Королевской фарфоровой мануфактуры в Севре. Изысканный ансамбль из шестидесяти четырех предметов, о котором А.М. Кучумов (1912–1994), главный хранитель Павловского дворца, создатель его уникальных экспозиций по истории русского жилого интерьера XVIII - начала XX века, блестящий исследователь коллекций декоративно-прикладного искусства, писал: «Фарфор покрыт кобальтом с тонкой росписью золотом, воспроизводящей античные сцены. Все предметы украшены накладными чеканными пластинками золота с цветными эмалями, имитирующими драгоценные камни.Такой прием в то время считался наивысшим достижением в искусстве фарфора. … Этот уникальный шедевр в искусстве керамики, получивший мировую известность, обошелся казне в шестьдесят тысяч ливров и никогда больше не был повторен», так как все его формы были сразу же уничтожены. Заметим, что набором туалетных принадлежностей из Севра как бытовыми предметами никогда не пользовались, он сразу стал самым драгоценным экспонатом уникального семейного музея, созданного в Павловском дворце великой княгиней Марией Федоровной. Еще одно воспоминание о Париже - ансамбль резной позолоченной мебели в стиле Людовика XVI, выполненной в мастерской Анри Жакоба для убранства дворцовых интерьеров - Парадной опочивальни Павловского и Малиновой гостиной Каменноостровского. Для Каменноостровского дворца через князя Н.Б. Юсупова были сделаны заказы картин знаменитому «живописцу руин» Г. Роберу и не менее известному своими «Бурями» и «Кораблекрушениями» маринисту К.-Ж. Верне. О судьбе этого заказа известно из письма Верне кн. Н.Б. Юсупову (январь 1784 г.), где говорилось: «Господин Робер меня уверил, что Вы ему сказали, что в доме Е. Имп. Выс. имеется три салона, которые должны быть украшены картинами: один зал - «пейзажи» господина Гаккерта, другой зал - «архитектура» господина Робера и последний - «морские виды», исполнение мое». Три салона Каменноостровского дворца - это двусветный Большой зал со скругленными углами, с восточной стороны к нему примыкала Диванная или Малиновая гостиная (со скругленной стеной), с запада - прямоугольный в плане Пейзажный салон. Позднее тому же корреспонденту Г. Робер сообщил:

«Между тем я начал работать над самыми большими, из которых одна изображает пожар в городе Риме, замеченный с галереи с колоннами, на которые падал рефлекс от огня. Другая картина изображает самые замечательные памятники архитектуры Лангедока и Прованса. Две другие картины, хотя они еще только начаты, но все их этюды, все фигуры изображены с натуры и представляют собой - одна мотивы из жизни Рима, вторая то, что мы имеем самого примечательного в архитектуре Парижа».

Особенно заботили Робера два панно, которые должны были разместиться на скругленных углах Большого зала Каменноостровского дворца.

«Поэтому, - писал художник кн. Юсупову, - чтобы не сделать ни малейшей ошибки в измерениях, я сделал копию плана (помещений) в уменьшенном виде, который имею честь послать Вам, чтобы была сделана проверка измерений на месте. Это имеет большое значение для картин, чтобы их могли поместить не обрезая, когда они прибудут».

Эта копия была сделана Робером с чертежа, переданного Кюхельбекером. Все работы, заказанные Роберу и Верне, были выполнены и доставлены в Россию, но не на Каменный остров, а в Гатчинский дворец, так как великий князь решил изменить убранство парадных помещений дворца на острове: Большой зал украсили зеркалами и кариатидами, на стенах Диванной появились малиновые гобелены, и только Пейзажный салон до 1917 года использовался по первоначальному плану. К парижским приобретениям добавилось купленное великим князем едва ли не самое крупное в мире собрание рисунков Ж.-Б. Греза, насчитывавшее 192 листа (в Лувре - 57), которое он передал в Академию художеств, и его же картину «Вдова и ее духовник» для Павловского дворца. Супруги не только развлекались. Дважды они «присутствовали на мессах в соборе Нотр-Дам и набожная Мария Федоровна была взволнована видом этого исторического храма. Они выразили настойчивое желание посетить госпитали, жилища бедняков и тюрьмы, где осмотрели камеры, чтобы узнать, как содержат узников. Когда Павла спрашивали, зачем ему все это надо, он отвечал:

На приеме в Трианоне Жак Делиль преподнес русским гостям свою поэму «Сады» - гимн английскому пейзажному парку. (Заметим, что одним из сильнейших увлечений Марии Федоровны - подлинной страстью - было садово-парковое искусство, унаследованное ею от отца, Фридриха Евгения, младшего сына герцога Вюртембергского.) Граф и графиня Северные заказывали, покупали, получали подарки, и чаще всего это были произведения их современников. В этом - уникальность великокняжеских коллекций живописи, графики, фарфора, мебели и бронзы, именно поэтому они оказали существенное влияние на весь спектр русской культуры и своего, и последующего времени.



428 дней, около 160 городов и почти 14 тысяч километров. В 1781-1782 годах сын императрицы Екатерины II и правопреемник российского престола Павел I совершил гран-тур по Европе. Обычно...

428 дней, около 160 городов и почти 14 тысяч километров. В 1781-1782 годах сын императрицы Екатерины II и правопреемник российского престола Павел I совершил гран-тур по Европе. Обычно такие большие путешествия молодые европейские аристократы использовали как завершающий этап образования. Однако в случае Павла Петровича его заграничная поездка имела еще и политический аспект.

Историки до сих пор спорят, было ли желание 27-летнего великого князя отправиться в путешествие по европейским странам добровольным или же на нем настояла Екатерина II. Скорее всего Павел не горел желанием покидать Россию, но императрица уж очень хотела держать нелюбимого наследника как можно дальше от престола и задумывалась о том, чтобы сделать будущим императором своего внука Александра. Возможно, поэтому она не пожалела средств и выделила на поездку Павла 330 тысяч рублей золотом. При этом она категорически запретила ему посещать Берлин и двор короля Фридриха Великого, опасаясь, что пропрусские настроения цесаревича помещают ее планам сближения с Австрией.

Получив последние указания от матери, 18 сентября 1781 года Павел вместе с женой Марией Федоровной выехал из Царского села. Неофициальный характер их поездки подчеркивало то, что они путешествовали под именами графа и графини дю Нор (в переводе с французского Du Nord «Северные»). Сопровождала царственную пару небольшая свита, состоящая из аристократов и интеллектуалов, не понаслышке знакомых с заграничной жизнью.

Портрет Павла I

Первые недели пути прошли через Псков, Полоцк, Могилев и Киев. Красоты последнего особенно удивили Павла. Народ с радостью встречал цесаревича. Французский дипломат маркиз Шарль де Верак писал: «Люди толпами бежали навстречу августейшим путешественникам, приветствовали их и едва не бросались под колеса их экипажа». Впереди всех ехал капитан императорского флота Сергей Плещеев. Он выбирал место для ночлега, организовал быт великокняжеских особ. Впоследствии он составил подробное описание поездки Павла и его свиты c указанием всех мест, где они остановились, и количеством проделанных путешественниками верст.

К середине октября они достигли пределов Польши. В Вишневецком дворце в честь графа и графини Северных был устроен бал. Затем прибыли в Олеско, где посмотрели Олеский замок, помнящий рождение короля Польши Яна III Собеского. В столице Силезии Троппау путешественников лично встретил император Священной Римской империи Иосиф II. В его карете Павел Петрович вместе с супругой продолжили путь в Вену. Здесь Марию Федоровну с нетерпением ожидали ее родители, Фридрих Евгений Вюртембергский и Фридерика Доротея София Бранденбург-Шведтская. Встреча с ними получилась очень теплой. Не менее радушным оказался и императорский прием. Павел настолько расположил к себе Иосифа, что тот сообщил ему тайные сведения, касающиеся союза с Екатериной, о которых Павел, избавленный своей матерью от государственных дел, не имел представления.

Портрет Марии Федоровны

Вечером 10 ноября обожавший театральные представления цесаревич посетил национальный театр. Его супругу, как только она появилась в ложе, встретили громогласными аплодисментами. Также в ноябре в Бургтеатре планировали представить для Павла пьесу Шекспира «Гамлет». Однако австрийский актер Иоганн Франц Иероним Брокман отказался исполнять главную роль. Намекая на дворцовый переворот и загадочную смерть отца Павла Петра III, он заявил, что не хочет, чтобы в зале было одновременно два Гамлета.

Театральные постановки, балы, маскарад, охота, посещение заводов, маневров и парадов - программа пребывания Павла в Вене оказалось весьма насыщенной. В конце декабря семейство дю Нор покинуло императорский двор и через Триест добралось до Венеции. Здесь в их честь прошли роскошные празднества, в ходе которых над пьяццей Сан Марко пролетел искусственный голубь, рассыпая искры света на лету. Гостей также развлекали регатой на Большом Канале, знакомством со знаменитыми венецианскими художниками. Павлу очень понравилось в Светлейшей. Особенно он отметил, насколько мудрым является правление республики, где народ и правительство - практически одна семья.

Посетив Падую, Феррару и Болонью свита Павла прибыла в Рим, но остановилась в «вечном городе» всего на два дня, так как планировала подробно его рассмотреть на обратном пути. К концу января путешественники приехали в Неаполь, где поднимались на Везувий, несколько раз осмотрели Помпеи и Геркуланум, ознакомились с археологическими раскопками.


Ужин и бал в честь графа и графини Северных в театре Сан Бенедетто. Франческо Гварди, 1782 год

Иисус Христос набрал себе учеников, которые помогали Ему нести свет истинной веры. Его учеников назвали апостолами - от греческого «посланник». Всего их было 12 человек.

Однако был и еще один, не попавший в число канонических апостолов, но один сделавший для христианской веры едва ли не больше всех остальных. Звали его Савл из Тарса.

Древний город Тарс - родина апостола Павла

До обращения Павел был гонителем христиан

Сведения из жизни апостола Павла нам предоставляют Деяния святых апостолов, а также его послания.

По происхождению Павел был евреем, причем из фарисейской семьи. Как все фарисеи, отвергал Христа и его учение и участвовал в гонениях на христиан.

Господь знал, что Павел будет одним из самых ревностных почитателей и распространителей веры Христовой. Для демонстрации силы Он ослепил Павла на пути в Дамаск.

В Дамаске благочестивый муж Анания исцелил Павла. Бывший гонитель христиан, узрев силу Господню, стал главным их сторонником.


Преподобный апостол Павел, икона

Павел пошел с широкой проповедью к язычникам. Христианские общины стали открыты для всех народов. Он пошел туда, где:

«…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос».

(Колос. 3:11)

После обращения в христианство Павел пошел проповедовать

После крещения Павел вернулся в Иерусалим. В храме он обратился к Господу с вопросом об искуплении вины перед Ним и Его последователями. Решение Господа было однозначным:

И Он сказал мне: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам».

(Деян. 22:21)

Так начались миссионерские путешествия апостола Павла.


Карта путешествий апостола Павла

Павел отправился проповедовать по воле Божьей


Путешествие началось в Антиохии - столице Сирии.

1. В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

(Деян. 13:1-2)

Спутником Павла в первом миссионерском путешествии был Варнава - апостол от 70

Павел и Варнава отправились на Кипр. На Кипре они изобличили лжепророка Вариисуса (Елиму) и, обратив на него силу Божью, ослепили его.

Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господня.

(Деян. 13:12)

Обратив проконсула, Павел и Варнава переплыли на материк и начали проповедовать в городе Пергия. Проповеди пользовались большим успехом:

В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.

(Деян.13:44)

В христианство обратилось подавляющее большинство язычников. Успехи Павла испугали местную иудейскую общину. Иудеи добились от властей изгнания апостолов. Павел с Варнавой ушли на север, в Иконию.

В Иконии ситуация повторилась: успехи в распространении нового учения и сопротивление иудейской общины, настроившей против христиан местную власть. Апостолам пришлось уйти в Листру.

В Листре чудеса, которые творили апостолы, привели к неожиданному эффекту. Павла и Варнаву объявили… Гермесом и Зевсом.

В Листре Павлу чуть было не достались лавры древнегреческого бога Гермеса - покровителя торговцев, путников и магов

Жрецы собрались принести сошедшим «богам» жертвоприношения. Павлу еле-еле удалось их отговорить.

В обратный путь апостолы отправились по тому же маршруту. Посеянные семена уже дали всходы: Павел уже не проповедовал, но рукополагал священников и оставлял позади себя крепкие христианские общины.

Апостолы вернулись в Антиохию:

Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

(Деян. 14:27)

Первое миссионерское путешествие апостола Павла завершилось.

Во второе путешествие Павел отправился после Апостольского собора


Успех обращения язычников в христианство поставил перед апостолами вопрос о соблюдении в христианской среде иудейских обрядов.

Новообращенные фарисеи считали, что раз христианство пошло из иудаизма, то христианам следует соблюдать иудейские правила и исполнять иудейские ритуалы.

Павел занял прямо противоположную позицию. Его поддержал Петр, а к Петру прислушались остальные апостолы.

Произошел окончательный разрыв иудаизма и христианства.


На Апостольском соборе в 51 г. христианство превратилось из иудейской секты в новую религию

Уладив догматические вопросы, Павел, взяв с собой апостола Силу, отправился во второе миссионерское путешествие.


Павел и Сила, пройдя Сирию и Киликию пошли проповедовать в центральные и северо-западные области Анатолии: Фригию, Мисию и Троаду. Путешествие протекало отлично:

И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

В Троаде Павлу было видение:

…предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.

Апостолы отправились в Македонию, в город Филиппы. Они обратили в христианство женщину, пользующуюся славой прорицательницы. Этим они разозлили местное население. Повторилась уже знакомая ситуация: апостолов избили и заключили под стражу.

Вышел конфуз: Павел и Сила были римскими гражданами. Их нельзя было просто так взять и бросить в темницу. Узнав об этом, городские власти пришли в ужас и поскорее выпроводили апостолов из города.


Из Филипп апостолы отправились в Фессалоники, где смогли обратить в христианство множество местного населения. Местные иудеи попытались разжечь недовольство и натравить на апостолов власть, но на их защиту встал новообращенный грек Иасон. Апостолы с миром ушли из города и отправились в Афины.

столица Греции, там Павел обратил в христианство много греков

В Афинах Павел схлестнулся в споре с эпикурейцами и стоиками прямо на греческом собрании - ареопаге. В спорах он держался так убедительно, что смог обратить в христианство многих греков.


Из Афин апостолы отправились в Коринф. И снова Павел вел убедительные речи о Христе, и многие перешли в новую веру. Местные иудеи попытались повторить ситуацию с Христом: схватив Павла, они потащили его на суд к проконсулу Галлиону.

Галлион не нашел в действиях Павла состава преступления и разогнал иудейское сборище.

Книга Нового Завета, адресованная христианской общине Фессалоник

Павел пробыл в Коринфе полтора года, живя в доме у своих учеников Акиллы и Прискиллы. Здесь он написал 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам.

Из Коринфа он отправился в Эфес, а из Эфеса вернулся в Иерусалим, закончив свое путешествие.

В третьем путешествии Павел активно пишет Послания


Во время второго путешествия неохваченной проповедью осталась Асия - римская провинция на западе Малой Азии. В столицу - город Эфес - и отправился Павел.

Книга Нового Завета, написанная апостолом Павлом и адресованная христианской общине Галатии

В Эфесе Павел прожил два года, творя чудеса и обращая людей в христианство. Здесь он написал послание к галатам и 1-е послание к коринфянам.


Храм Артемиды Эфесской

В Эфесе ремесленники, работающие на храм Артемиды Эфесской, с недовольством смотрели на рост числа христиан: у них не было богатых храмов с множеством утвари, поэтому ремесленники рисковали остаться без работы. Тогда они попытались изгнать Павла из города.

Созвали собрание, где победила языческая веротерпимость: поскольку христиане не наносили вреда ни жрецам, ни храмам, им разрешили остаться и проповедовать.

Из Эфеса Павел вновь отправился в Грецию. В Коринфе он написал Послание к Римлянам, а из Коринфа отправился в Иерусалим.

Путешествие в Рим оказалось последним для апостола


68 - год, когда был убит апостол Павел

Марк Антоний Феликс Римский прокуратор

В Иерусалиме иудеям удалось одержать над апостолом верх. Павла, как и Христа, осудил синедрион. Как римского гражданина его отправляют к прокуратору Иудеи, Марку Антонию Феликсу. Феликс, не желая ссориться с иудеями, заключает апостола под стражу.

Через два года новым прокуратором Иудеи становится Порций Фест. Томящийся в застенках Павел требует от нового прокуратора отправки в Рим на императорский суд. Фест удовлетворяет просьбу Павла. Из Кесарии Павел отправляется на корабле в Италию.

С большими трудностями, потерпев крушение у берегов Мальты, Павел добирается до Рима. Ожидая суда, он живет там два года, распространяя христианскую веру. Пишет Послания к Филлипийцам, Колоссянам и Евреям.

Нерон Древнеримский император, во время его правления был убит апостол Павел

Иоанн Златоуст и Кирилл Иерусалимский упоминают, что во время нахождения Павла в Риме он уезжал для проповедей в Испанию.

Апостол Павел был убит во время гонений на христиан при императоре Нероне в 68 г.

В середине июня 1781 года по обоюдному согласию императрицы Екатерины с Павлом Петровичем и Марией Федоровной было решено, что их Высочества отправятся в путешествие по Европе в соответствии с планом, начертанным императрицей. Отъезд был намечен лишь на сентябрь в связи с привитием оспы сыновьям Александру и Константину. Было решено, что путешествовать по Европе они будут инкогнито как граф и графиня Северные, так было принято для лиц царствующих домов Европы.
Продолжавшееся с 19 сентября 1781 по 20 ноября 1782 года путешествие графа и графини Северных, сопровождаемых небольшой свитой из 12 человек, прошло из Санкт-Петербурга через Польшу и Австрию до Вены, с длительным пребыванием в Италии и Франции, посещением знаменитых замков в долине Луары, через Бельгию и Голландию в герцогство Вюртембергское, где у родителей Марии Федоровны в Монбельяре, расположенном в 40 милях от Базеля, они отдыхали в течение месяца перед возвращением домой.
В Венецианскую республику путешественники прибыли 18 января 1782 года, в самый разгар развлечений знаменитого венецианского карнавала, который начинался с Рождества и длился до конца Масленицы. Великий князь Павел, Мария Федоровна и вся их свита с большой радостью облачались в непременные атрибуты венецианского карнавала: бауты - черные накидки, скрывающие волосы, шляпы-треуголки и белые маски (тоже бауты), скрывающие верхнюю часть лица. Последним штрихом костюма был длинный темный плащ - табарро. Маски и карнавальные костюмы совсем не привлекали к ним внимания, и это вечное инкогнито особенно нравилось великому князю. Привезенные из России шубы и меховые накидки не подходили для теплой и влажной Венеции, и чаще всего они их оставляли в гостинице или ходили нараспашку. Если путешественники уставали или поднявшийся с Адриатики ветер напоминал им о зиме, то они спешили согреться горячим шоколадом. Из сохранившихся кафе того времени на площади Сан-Марко в арках здания Новых Прокураций осталось кафе «Флориан».
Венецианскую неделю великокняжеская чета провела почти без сна, побывали во всех знаменитых палаццо, соборах и монастырях, наслаждались праздниками, на которых, казалось, веселилась «вся Венеция». 22 января 1782 года в честь высоких гостей были даны бал и торжественный ужин в театре Сан-Бенедетто.
Специально для Павла Петровича и Марии Федоровны на площади Сан-Марко было устроено грандиозное представление с костюмированным карнавалом и торжественной процессией из пяти колесниц-аллегорий, украшенных разнообразными символами.
На площади построили временный амфитеатр. В финале представления, 24 января 1782 года, амфитеатр, колесницы, триумфальная арка, дворец и собор Сан-Марко озарились иллюминацией. Затем был пущен фейерверк, огни которого крутились по всему фасаду триумфальной арки и озаряли небо нед ней.









13. Бой быков у Временного дворца возведенного на площади Сан-Марко 24 января 1782 года по случаю прибывания Их Императорских Высочеств Монсеньора Графа и Мадам Графини Севера

428 дней, около 160 городов и почти 14 тысяч километров. В 1781-1782 годах сын императрицы Екатерины II и правопреемник российского престола Павел I совершил гран-тур по Европе. Обычно такие большие путешествия молодые европейские аристократы использовали как завершающий этап образования. Однако в случае Павла Петровича его заграничная поездка имела еще и политический аспект.

Историки до сих пор спорят, было ли желание 27-летнего великого князя отправиться в путешествие по европейским странам добровольным или же на нем настояла Екатерина II. Скорее всего Павел не горел желанием покидать Россию, но императрица уж очень хотела держать нелюбимого наследника как можно дальше от престола и задумывалась о том, чтобы сделать будущим императором своего внука Александра. Возможно, поэтому она не пожалела средств и выделила на поездку Павла 330 тысяч рублей золотом. При этом она категорически запретила ему посещать Берлин и двор короля Фридриха Великого, опасаясь, что пропрусские настроения цесаревича помещают ее планам сближения с Австрией.

Получив последние указания от матери, 18 сентября 1781 года Павел вместе с женой Марией Федоровной выехал из Царского села. Неофициальный характер их поездки подчеркивало то, что они путешествовали под именами графа и графини дю Нор (в переводе с французского Du Nord «Северные»). Сопровождала царственную пару небольшая свита, состоящая из аристократов и интеллектуалов, не понаслышке знакомых с заграничной жизнью.


Портрет Павла I

Первые недели пути прошли через Псков, Полоцк, Могилев и Киев. Красоты последнего особенно удивили Павла. Народ с радостью встречал цесаревича. Французский дипломат маркиз Шарль де Верак писал: «Люди толпами бежали навстречу августейшим путешественникам, приветствовали их и едва не бросались под колеса их экипажа». Впереди всех ехал капитан императорского флота Сергей Плещеев. Он выбирал место для ночлега, организовал быт великокняжеских особ. Впоследствии он составил подробное описание поездки Павла и его свиты c указанием всех мест, где они остановились, и количеством проделанных путешественниками верст.

К середине октября они достигли пределов Польши. В Вишневецком дворце в честь графа и графини Северных был устроен бал. Затем прибыли в Олеско, где посмотрели Олеский замок, помнящий рождение короля Польши Яна III Собеского. В столице Силезии Троппау путешественников лично встретил император Священной Римской империи Иосиф II. В его карете Павел Петрович вместе с супругой продолжили путь в Вену. Здесь Марию Федоровну с нетерпением ожидали ее родители, Фридрих Евгений Вюртембергский и Фридерика Доротея София Бранденбург-Шведтская. Встреча с ними получилась очень теплой. Не менее радушным оказался и императорский прием. Павел настолько расположил к себе Иосифа, что тот сообщил ему тайные сведения, касающиеся союза с Екатериной, о которых Павел, избавленный своей матерью от государственных дел, не имел представления.



Портрет Марии Федоровны

Вечером 10 ноября обожавший театральные представления цесаревич посетил национальный театр. Его супругу, как только она появилась в ложе, встретили громогласными аплодисментами. Также в ноябре в Бургтеатре планировали представить для Павла пьесу Шекспира «Гамлет». Однако австрийский актер Иоганн Франц Иероним Брокман отказался исполнять главную роль. Намекая на дворцовый переворот и загадочную смерть отца Павла Петра III, он заявил, что не хочет, чтобы в зале было одновременно два Гамлета.

Театральные постановки, балы, маскарад, охота, посещение заводов, маневров и парадов — программа пребывания Павла в Вене оказалось весьма насыщенной. В конце декабря семейство дю Нор покинуло императорский двор и через Триест добралось до Венеции. Здесь в их честь прошли роскошные празднества, в ходе которых над пьяццей Сан Марко пролетел искусственный голубь, рассыпая искры света на лету. Гостей также развлекали регатой на Большом Канале, знакомством со знаменитыми венецианскими художниками. Павлу очень понравилось в Светлейшей. Особенно он отметил, насколько мудрым является правление республики, где народ и правительство — практически одна семья.

Посетив Падую, Феррару и Болонью свита Павла прибыла в Рим, но остановилась в «вечном городе» всего на два дня, так как планировала подробно его рассмотреть на обратном пути. К концу января путешественники приехали в Неаполь, где поднимались на Везувий, несколько раз осмотрели Помпеи и Геркуланум, ознакомились с археологическими раскопками.



Ужин и бал в честь графа и графини Северных в театре Сан Бенедетто. Франческо Гварди, 1782 год

Из Неаполя вскоре вернулись в Рим. «Экскурсоводом» по древнему городу для Павла и его жены выступил глава французского посольства, большой любитель поэзии и искусства кардинал де Берни. Вместе с ним граф и графиня осмотрели Колизей, Римский Форум, заглянули в Пантеон, посетили музеи Ватикана и собор Святого Петра. Папа римский Пий VI устроил для Павла Петровича и Марии Федоровны аудиенцию. На приеме он подарил им мозаику «Вид Колизея» в нарядной бронзовой раме итальянского мастера Чезаре Агуатти.

По пути во Флоренцию Павел посетил усадьбу кардинала Алессандро Фарнезе в Капрароле. Палаццо привело наследника в восхищение. Замок Капраролы стал прообразом Михайловского замка, строительство которого началось в Петербурге в 1797 году.

Во Флоренции Павла Петровича встретил герцог Тосканы Леопольд, брат Иосифа II. С ним он впервые за все время поездки серьезно заговорил о политике и выразил недовольство завоевательскими амбициями своей матери. По его мнению, Россия и так достаточно велика, и вместо того, чтобы расширять ее территории, необходимо заниматься внутренними проблемами. Леопольд деликатно отклонился от какого-либо ответа на эту тираду. В послании к своему брату он описал Павла следующим образом: «Граф Северный, кроме большого ума, дарований и рассудительности, обладает талантом верно постигать идеи и предметы и быстро обнимать все их стороны и обстоятельства. Из всех его речей видно, что он исполнен желанием добра».

После Флоренции были Парма, Милан и Турин. Затем путешественники пересекли территорию Франции, провели около недели в Лионе. Французы в первую очередь обратили внимание на непривлекательную внешность великого князя из России. В Записках Башомона можно прочесть: «На каждом шагу до слуха его (Павла) доходили отзывы, в роде этого: «Ах! Какой дурнышка!». Все это он сносил спокойно и по философски».

7 мая 1782 года приехали в Париж. Через несколько дней великокняжеская чета была представлена королю Франции Людовику XVI. Двор пришел в восторг от образованности Павла и его знания французского языка. Вместе с супругой он посетил Comedie Francaise, встретился с Пьером Огюстеном Бомарше, который читал им еще рукописный вариант «Женитьбы Фигаро». Ее величество Мария Антуанетта устроила для знатных особ роскошный праздник в Версале. Кроме всевозможных развлечений Павел совершил осмотр парижских больниц, кварталов бедняков, тюрем. Когда у великого князя поинтересовались, для чего он это делает, Павел ответил: «Чем дальше вы по положению от несчастных и низких людей, тем ближе следует подходить к ним, чтобы узнать и понять их».



Павел Петрович и Мария Федоровна в Вене, 1782 год

7 июня цесаревич и его свита покинули Париж и через Орлеан, Амьен и Лилль достигли Брюсселя. Здесь Павел поведал мистическую историю о том, как встретил призрак Петра Великого на том самом месте в Петербурге, где Екатерина II готовилась поставить конный памятник императору работы Фальконе. «Что же эта история значит?» — спросили у Павла. «Я умру в молодых летах», — ответил он.

21 июня 1782 года путешественники прибыли в Этюп, где провели более месяца в гостях у родителей Марии Федоровны. Затем супруги побывали в Швейцарии, а оттуда приехали в Вену. После новой дружественной встречи с Иосифом II великокняжеская чета осенью отправилась домой. Путь лежал через Краков, Гродно, Ригу и другие города. 20 ноября все компания вернулась Санкт-Петербург. Екатерина встретила сына без восторга и не устраивала по этому случаю никаких торжеств.

Ничто из увиденного великим князем во время его вояжа не осталось забытым. Поразившие Павла произведения искусства и архитектуры в ближайшем будущем нашли свое отражение в облике его дворцов. Например, люстры, бра, жирандоли и другие детали интерьера Михайловского замка воссоздали серебряные рельефы зеркал венецианского театра Сан Бенедетто. Во время своего путешествия Павел Петрович и Мария Федоровна, не жалея средств, покупали и получали в дар произведения искусства. В результате они вернулись домой с уникальной коллекцией живописи, графики, фарфора, мебели и украшений. Это собрание оказало большое влияние на русскую культуру.

Отправляя Павла в Европу, Екатерина II, возможно, хотела показать европейским правителям слабость своего сына, которую сама видела в нем. Однако реакция получилась совершенно иной — Европа увидела в великом князе достойного наследника, способного управлять своей страной. «Признаюсь, что известия об их успехах превзошли мои ожидания», — написала она в ответ на многочисленные рассказы о том, какой фурор имел Павел при французском дворе. Впервые вырвавшийся из-под опеки Екатерины великий князь получил возможность лично познакомиться с европейскими монархами и многому у них научиться. Сам он вступит на свой престол только через 14 лет после завершения своего гран-тура. Покорив своим умом Европу, ему не удалось покорить российское дворянство и офицерство, которое и устранило его в ночь на 12 марта 1801 года в Михайловском замке.