Сломанный карандаш

Эксперимент со стрелками

Это удивит не только детей, но и взрослых!

С детьми еще можно провести пару опытов Пиаже. Например, взять одинаковое количество воды и налить в разные стаканы (например широкий и низкий, а второй – узкий и высокий.) А затем спросить в каком воды больше?
А еще можно положить одинаковое количество монеток (или пуговиц) в два ряда (один под другим). Спросить одинаковое ли количество в двух рядах. Потом, убирая одну монетку из одного ряда, остальные раздвигать, чтобы по длине этот ряд был таким же, как и верхний. И снова спросить одинаково ли сейчас и т.д. Попробуйте – ответы вас наверняка удивят!

Иллюзия Эббингауза (Эббингхауза) или круги Титченера - оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. Самая известная версия этой иллюзии состоит в том, что два круга, идентичные по размерам, помещаются рядом, причём вокруг одного из них находятся круги большого размера, тогда как другой окружён мелкими кружками; при этом первый круг кажется меньше второго.

Два оранжевых круга имеют совершенно одинаковые размеры; тем не менее, левый круг кажется меньше

Иллюзия Мюллера-Лайера

Иллюзия состоит в том, что отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками. Иллюзия была впервые описана немецким психиатром Францем Мюллером-Лайером в 1889 году

Или еще вот, например, оптический обман- вначале видишь черное, затем белое

Еще больше оптических иллюзий

И в завершении игрушка-иллюзия – Тауматроп.

При быстром вращении небольшого куска бумаги с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один. Такую игрушку можно сделать самим, нарисовав или наклеив соответствующие изображения (несколько распространенных тауматропов - цветы и ваза, птица и клетка, жук и банка) на достаточно плотную бумагу и по бокам приделать веревочки для закручивания. Или еще проще - прикрепить к палочке, как леденец, и быстро вращать ее между ладонями.

И еще парочку картинок. Что Вы на них видите?

Кстати, в нашем магазине можно купить уже готовые наборы для проведения опытов в области оптических иллюзий!

Введение

1.Литературный обзор

1.1. История развития геометрической оптики

1.2. Основные понятия и законы геометрической оптики

1.3. Элементы призмы и оптические материалы

2. Экспериментальная часть

2.1.Материалы и методика эксперимента

2.2. Результаты экспериментов

2.2.1. Демонстрационные опыты с использованием стеклянной призмы с преломляющим углом 90º

2.2.2. Демонстрационные опыты с использованием стеклянной призмы заполненной водой, с преломляющим углом 90º

2.2.3. Демонстрационные опыты с использованием пустотелой стеклянной призмы, и заполненной воздухом, с преломляющим углом 74º

2.3. Обсуждение результатов опытов

Список использованной литературы

Введение

Определяющая роль эксперимента при изучении физики в школе отвечает главному принципу естественных наук, в соответствии с которым эксперимент является основой познания явлений. Демонстрационные опыты способствуют созданию физических понятий. Среди демонстрационных экспериментов одно из самых важных мест занимают опыты по геометрической оптике, которые позволяют наглядно показать физическую природу света и продемонстрировать основные законы распространения света.

В данной работе исследована проблема постановки опытов по геометрической оптике с использованием призмы в средней школе. Выбраны наиболее наглядные и интересные опыты по оптике с использованием оборудования, которое может быть приобретено любой школой или изготовлено самостоятельно.

Литературный обзор

1.1 История развития геометрической оптики.

Оптика относится к таким наукам, первоначальные представления которых возникли в глубокой древности. На протяжении своей многовековой истории она испытывала непрерывное развитие, и в настоящее время является одной из фундаментальных физических наук, обогащаясь открытиями все новых явлений и законов.

Важнейшая проблема оптики - вопрос о природе света. Первые представления о природе света возникли в древние века. Ан­тичные мыслители пытались понять сущность световых явлений, базируясь на зрительных ощущениях. Древние индусы думали, что глаз имеет «огненную природу». Греческий философ и матема­тик Пифагор (582-500 гг. до н. э.) и его школа считали, что зри­тельные ощущения возникают благодаря тому, что из глаз к предме­там исходят «горячие испарения». В своем дальнейшем развитии эти взгляды приняли более четкую форму в виде теории зритель­ных лучей, которая была развита Евклидом (300 лет до н. э.). Со­гласно этой теории зрение обусловлено тем, что из глаз истекают «зрительные лучи», которые ощупывают своими концами тела и создают зрительные ощущения. Евклид является основоположником учения о прямолинейном распространении света. Применив к изу­чению света математику, он установил законы отражения света от зеркал. Следует отметить, что для построения геометрической тео­рии отражения света от зеркал не имеет значения природа происхо­ждения света, а важно лишь свойство его прямолинейного распро­странения. Найденные Евклидом закономерности сохранились и в современной геометрической оптике. Евклиду было знакомо и пре­ломление света. В более позднее время аналогичные взгляды раз­вивал Птолемей (70-147 гг. н. э.). Им уделялось большое внима­ние изучению явлений преломления света; в частности, Птолемей производил много измерений углов падения и преломления, но закона преломления ему установить не удалось. Птолемей заметил, что положение светил на небе меняется вследствие преломления света в атмосфере.

Кроме Евклида, действие вогнутых зеркал знали и другие уче­ные древности. Архимеду (287-212 гг. до и. э.) приписывают сож­жение неприятельского флота при помощи системы вогнутых зер­кал, которыми он собирал солнечные лучи и направлял на римские корабли. Определенный шаг вперед сделал Эмпедокл (492-432 гг. до н. з.), который считал, что от светящихся тел направляются истечения к глазам, а из глаз исходят истечения по направлению к телам. При встрече этих истечений возникают зрительные ощуще­ния. Знаменитый греческий философ, основатель атомистики, Демокрит (460-370 гг. до н, э.) полностью отвергает представление о зрительных лучах. Согласно воззрениям Демокрита, зрение обу­словлено падением на поверхность глаза мелких атомов, исходящих от предметов. Аналогичных взглядов позднее придерживался Эпи­кур (341-270 гг. до н. э.). Решительным противником «теории зри­тельных лучей» был и знаменитый греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который считал, что причина зрительных ощу­щений лежит вне человеческого глаза. Аристотель сделал попытку дать объяснение цветам как следствию смешения света и темноты.

Следует отметить, что воззрения древних мыс­лителей в основном базировались на простейших наблюдениях явле­ний природы. Античная физика не имела под собой необходимого фундамента в виде экспериментальных исследований. Поэтому учение древних о природе света носит умозрительный характер. Тем не менее, хотя эти воззрения в большинстве являются только гениаль­ными догадками, они, безусловно, оказали большое влияние на дальнейшее развитие оптики.

Арабский физик Альгазен (1038) в своих исследованиях развил ряд вопросов оптики . Он занимался изучением глаза, преломлением света, отражением света в вогнутых зеркалах. При изучении пре­ломления света Альгазеи, в противоположность Птолемею, доказал, что углы падения и преломления не пропорциональны, что было толчком к дальнейшим исследованиям с целью отыскания закона преломления. Альгазену известна увеличительная способность сферических стеклянных сегментов. По вопросу о природе света Альгазен стоит на правильных позициях, отвергая теорию зри­тельных лучей. Альгазен исходит из представления, что из каждой точки светящегося предмета исходят лучи, которые, достигая глаза, вызывают зрительные ощущения. Альгазен считал, что свет обладает конечной скоростью распространения, что само по себе представ­ляет крупный шаг в понимании природы света. Альгазен дал пра­вильное объяснение тому, что Солнце и Луна кажутся на горизонте больше, чем в зените; он объяснял это обманом чувств.

Эпоха Возрождения. В области науки постепенно побеждает экспериментальный метод изучения природы. В этот период в оптике был сделан ряд выдающихся изобретений и открытий. Франциску Мавролику (1494 -1575) принадлежит заслуга достаточно верного объяснения действии очков. Мавролик также нашел, что вогнутые линзы не собирают, а рассеивают лучи. Им было установлено, что хрусталик является важнейшей частью глаза, и сделано заключение о причи­нах дальнозоркости и близорукости как следствиях ненормального преломления света хрусталиком Мавролик дал правильное объя­снение образованию изображений Солнца, наблюдаемых при про­хождении солнечных лучей через малые отверстия. Далее следует назвать итальянца Порта (1538-1615), который в 1589 г. изобрел камеру-обскуру - прообраз будущего фотоаппарата. Несколькими годами позже были изобретены основные оптические инструменты - микроскоп и зрительная труба.

Изобретение микроскопа (1590) связывают с именем голланд­ского мастера-оптика Захария Янсена. Зрительные трубы начали изготовлять примерно одновременно (1608-1610) голландские оп­тики Захарий Янсен, Яков Мециус и Ганс Липперсгей. Изобрете­ние этих оптических инструментов привело в последующие годы к крупнейшим открытиям в астрономии и биологии. Немецкому физику и астроному Н. Кеплеру (1571-1630) принадлежат фунда­ментальные работы по теории оптических инструментов и физиоло­гической оптике, основателем которой он по праву может быть наз­ван, Кеплер много работал над изучением преломления света.

Большое значение для геометрической оптики имел принцип Ферма, названный так по имени сформулировавшего его француз­ского ученого Пьера Ферма (1601-1665). Этот принцип устанавли­вал, что свет между двумя точками распространяется по такому пути, на прохождение которого затрачивает минимум времени. Отсюда следует, что Ферма, в противоположность Декарту, считал скорость распространения света конечной. Знаменитый итальян­ский физик Галилей (1564-1642) не проводил систематических ра­бот, посвященных исследованию световых явлений. Однако и в оптике ему принадлежат работы, принесшие науке замечательные плоды. Галилей усовершенствовал зрительную трубу и впервые применил ее к астрономии, в которой он сделал выдающиеся откры­тия, способствовавшие обоснованию новейших воззрений на строе­ние Вселенной, базировавшихся на гелиоцентрической системе Коперника. Галилею удалось создать зрительную трубу с увеличе­нием, рамным 30, что во много раз превосходило увеличение зри­тельных труб первых ее изобретателей. С ее помощью он обнаружил горы и кратеры на поверхности Луны, открыл спутники у планеты Юпитер, обнаружил звездную структуру Млечного Пути и т. д. Галилей пытался измерить скорость света в земных условиях, но не достиг успеха ввиду слабости экспериментальных средств, имев­шихся для этой цели. Отсюда следует, что Галилей уже имел пра­вильные представления о конечной скорости распространения света. Галилей наблюдал также солнечные пятна. Приоритет открытия солнечных пятен Галилеем оспаривал ученый-иезуит Патер Шейнер (1575-1650), которым провел точные наблюдения солнечных пятен и солнечных факелов с помощью зрительной трубы, устроен­ной по схеме Кеплера. Замечательным в работах Шейнера являет­ся то, что он превратил зрительную трубу в проекционный прибор, выдвигая окуляр больше, чем было нужно для ясного видения глазом, это давало возможность получить изображение Солнца на экране и демонстрировать ого при различной степени увеличения нескольким лицам одновременно.

XVII столетие характеризуется дальнейшим прогрессом в различных областях науки, техники и производства. Значительное развитие получает ма­тематика. В различных странах Европы создаются научные обще­ства и академии, объединяющие ученых. Благодаря этому наука становится достоянием более широких кругов, что способствует установлению международных связей в науке. Во второй половине XVII столетия окончательно победил экспериментальный метод изу­чения явлений природы.

Крупнейшие открытия этого периода связаны с именем гениального английского физика и математика Исаака Ньютона /(1643- 1727). Наиболее важным экспериментальным открытием Ньютона в оптике является дисперсия света в призме (1666). Исследуя прохождение пучка белого света через трехгранную призму, Ньютон уста­новил, что луч белого света распадается на бесконечную совокуп­ность цветных лучей, образующих непрерывный спектр. Из этих опытов был сделан вывод о том, что белый свет представляет собой сложное излучение. Ньютон произвел и обратный опыт, собрав с по­мощью линзы цветные лучи, образовавшиеся после прохождения через призму луча белого света. В результате он опять получил белый свет. Наконец, Ньютон провел опыт смешения цветов с по­мощью вращающегося круга, разделенного на несколько секторов, окрашенных в основные цвета спектра. При быстром вращении диска все цвета сливались в один, создавая впечатление бело­го цвета.

Результаты этих фундаментальных опытов Ньютон положил в основу теории цветов, которая до этого не удавалась никому из его предшественников. Согласно теории цветов цвет тела определяется теми лучами спектра, которые это тело отражает; другие же лучи тело поглощает.

1.2 Основные понятия и законы геометрической оптики. Раздел оптики, который основан на представлении о световых лучах как прямых линиях, вдоль которых распространяется энергия света, называется геометрической опти­кой . Такое название ей дано потому, что все явления распростране­ния света здесь могут быть исследованы путем геометрических по­строений хода лучей с учетом закона отражения и преломле­ния света. Этот закон является основой геометрической оптики.

Однако там, где речь идет о явлениях, взаимодействия света с препятствиями, размеры которых достаточно малы, законы геометрической оптики оказываются недостаточными и необходимо пользоваться законами волновой оптики. Геометрическая оптика дает возможность разо­брать основные явления, связанные с прохождением света через линзы и другие оптические системы, а также с отражением света от зер­кал. Понятие о световом луче, как о бесконечно тонком пучке света, распространяющемся прямолинейно, естественно приводит к законам прямолинейного распространения света и независимого распространения световых пучков. Именно эти, законы совместно с законами преломления и отражения света и являются основными законами геометрической оптики, которые не только объясняют многие физические явления, но и позволяют проводить расчеты и конструирование оптических приборов. Все эти законы вначале были установлены как эмпирические, то есть, основаны на опытах, наблюдениях.

Дидактический материал

Распространение света

Как мы знаем, один из видов теплопередачи – это излучение. При излучении передача энергии от одного тела к другим может осуществляться даже в вакууме. Существует несколько разновидностей излучений, одна из них – видимый свет.

Освещенные тела постепенно нагреваются. Значит, свет действительно представляет собой излучение.

Световые явления изучаются разделом физики, который называют оптикой. Слово "оптика" по-гречески означает "видимый", ведь свет – это видимый вид излучения.

Изучение световых явлений имеет чрезвычайно важное значение для человека. Ведь более девяносто процентов информации мы получаем благодаря зрению, то есть способности воспринимать световые ощущения.

Тела, излучающие свет, называются источниками света – естественными или искусственными.

Примеры естественных источников света – это Солнце и другие звезды, молния, светящиеся насекомые и растения. Искусственные источники света – это свеча, лампа, горелка и многие другие.

В любом источнике света при излучении расходуется энергия.

Солнце излучает свет благодаря энергии от происходящих в его недрах ядерных реакций.

Керосиновая лампа преобразует в свет энергию, выделяющуюся при сгорании керосина.

Отражение света

Человек видит источник света, когда луч, исходящий из этого источника, попадает в глаз. Если же тело не является источником, то глаз может воспринимать лучи от какого-либо источника, отраженные этим телом, то есть, упавшие на поверхность этого тела и изменившие при этом направление дальнейшего распространения. Тело, отражающее лучи, становится источником отраженного света.

Упавшие на поверхность тела лучи изменяют направление дальнейшего распространения. При отражении свет возвращается в ту же среду, из которой он упал на поверхность тела. Тело, отражающее лучи, становится источником отраженного света.

Когда мы слышим это слово "отражение", прежде всего, нам вспоминается зеркало. В быту чаще всего используются плоские зеркала. С помощью плоского зеркала можно провести простой опыт, чтобы установить закон, по которому происходит отражение света. Поставим осветитель на лежащий на столе лист бумаги таким образом, чтобы тонкий пучок света лежал в плоскости стола. В этом случае световой пучок будет скользить по поверхности листа бумаги, и мы его сможем видеть.

Установим вертикально на пути тонкого светового пучка плоское зеркало. Пучок света отразится от него. Можно убедиться, что отраженный пучок, как и падающий на зеркало, скользит по бумаге в плоскости стола. Отметим карандашом на листе бумаги взаимное расположение обоих световых пучков и зеркала. В результате получим схему проведенного опыта.Угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным к отражающей поверхности в точке падения, в оптике принято называть углом падения. Угол между тем же перпендикуляром и отраженным лучом – это угол отражения. Результаты опыта таковы:

  1. Падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр к отражающей поверхности, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости.
  2. Угол падения равен углу отражения. Эти два вывода представляют собой закон отражения.

Глядя на плоское зеркало, мы видим изображения предметов, которые перед ним расположены. Изображения эти в точности повторяют внешний вид предметов. Кажется, что эти предметы-двойники расположены позади поверхности зеркала.

Рассмотрим изображение точечного источника в плоском зеркале. Для этого произвольно проведем от источника несколько лучей, построим соответствующие им отраженные лучи и затем достроим продолжения отраженных лучей за плоскость зеркала. Все продолжения лучей пересекутся за плоскостью зеркала в одной точке: эта точка и есть изображение источника.

Поскольку в изображении сходятся не сами лучи, а только их продолжения, в действительности изображения в этой точке нет: нам только кажется, что из этой точки исходят лучи. Подобное изображение принято называть мнимым.

Преломление света

Когда свет достигает раздела двух сред, часть его отражается, другая же часть проходит сквозь границу, преломляясь при этом, то есть, изменяя направление дальнейшего распространения.

Монета, погруженная в воду, кажется нам более крупной по сравнению с тем, когда она просто лежит на столе. Карандаш или ложка, помещенные в стакан с водой, видятся нам надломленными: часть, находящаяся в воде, кажется приподнятой и немного увеличенной. Эти и многие другие оптические явления объясняются преломлением света.

Преломление света связано с тем, что в разных средах свет распространяется с различной скоростью.

Скорость распространения света в той или иной среде характеризует оптическую плотность данной среды: чем выше скорость света в данной среде, тем меньше ее оптическая плотность.

Как изменится угол преломления при переходе света из воздуха в воду и при переходе из воды в воздух? Опыты показывают, что при переходе из воздуха в воду угол преломления оказывается меньшим, чем угол падения. И наоборот: при переходе из воды в воздух угол преломления оказывается больше угла падения.

Из опытов по преломлению света стали очевидными два факта: 1. Падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости.

  1. При переходе из оптически более плотной среды в оптически менее плотную угол преломления больше угла падения. При переходе из оптически менее плотной среды в оптически более плотную угол преломления меньше угла падения.

Интересное явление можно наблюдать, если постепенно увеличивать угол падения при переходе света в оптически менее плотную среду. Угол преломления в этом случае, как известно, больше угла падения, и, с увеличением угла падения, угол преломления также будет увеличиваться. При некотором значении угла падения угол преломления станет равен 90о.

Будем постепенно увеличивать угол падения при переходе света в оптически менее плотную среду. С увеличением угла падения, угол преломления также будет увеличиваться. Когда угол преломления станет равным девяносто градусов, преломленный луч не переходит во вторую среду из первой, а скользит в плоскости границы раздела этих двух сред.

Такое явление называют полным внутренним отражением, а угол падения, при котором оно происходит – предельным углом полного внутреннего отражения.

Явление полного внутреннего отражения широко используется в технике. На этом явлении основано применение гибких оптических волокон, по которым проходят световые лучи, многократно отражаясь от стенок.

Свет не выходит за пределы волокна вследствие полного внутреннего отражения. Более простое оптическое устройство, в котором используется полное внутреннее отражение, – это оборотная призма: она переворачивает изображение, меняя местами входящие в нее лучи.

Изображение в линзах

Линзу, толщина которой мала по сравнению с радиусами сфер, образующих поверхности этой линзы, называют тонкой. В дальнейшем мы будем рассматривать только тонкие линзы. На оптических схемах тонкие линзы изображают в виде отрезков со стрелками на концах. В зависимости от направления стрелок, на схемах различают собирающие и рассеивающие линзы.

Рассмотрим, как проходит сквозь линзы пучок лучей, параллельных главной оптической оси. Пройдя сквозь

собирающую линзу, лучи собираются в одной точке. Пройдя сквозь рассеивающую линзу, лучи расходятся в разные стороны таким образом, что все их продолжения сходятся в одной точке, лежащей перед линзой.

Точка, в которой собираются после преломления в собирающей линзе лучи, параллельные главной оптической оси, называется главным фокусом линзы-F.

В рассеивающей линзе лучи, параллельные ее главной оптической оси, рассеиваются. Точка, в которой собираются продолжения преломленных лучей, лежит перед линзой и называется главным фокусом рассеивающей линзы.

Фокус рассеивающей линзы получается на пересечении не самих лучей, а их продолжений, поэтому он мнимый, в отличие от собирающей, у которой фокус действительный.

У линзы два главных фокуса. Оба они лежат на равных расстояниях от оптического центра линзы на ее главной оптической оси.

Расстояние от оптического центра линзы до фокуса принято называть фокусным расстоянием линзы. Чем сильнее линза изменяет направление лучей, тем меньшим получается ее фокусное расстояние. Поэтому оптическая сила линзы обратно пропорциональна ее фокусному расстоянию.

Оптическую силу, как правило, обозначают буквой "ДЭ", и измеряют в диоптриях. Например, выписывая рецепт на очки, указывают, сколько диоптрий должна составлять оптическая сила правой и левой линз.

диоптрия (дптр) – это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой составляет 1м. Поскольку у собирающих линз фокусы действительные, а у рассеивающих – мнимые, то условились считать оптическую силу собирающих линз положительной величиной, а оптическую силу рассеивающих линз – отрицательной

Кто установил закон отражения света?

Для XVI века оптика была ультрасовременной наукой. Из стеклянного шара, наполненного водой, которым пользовались как фокусирующей линзой, возникло увеличительное стекло, а из него микроскоп и подзорная труба. Крупнейшей в те времена морской державе Нидерландам требовались хорошие подзорные трубы, чтобы загодя рассмотреть опасный берег или вовремя уйти от врага. Оптика обеспечивала успех и надежность навигации. Поэтому именно в Нидерландах многие ученые занимались ею. Голландец Виллеброрд, Снель ван Ройен, именовавший себя Снеллиусом (1580 - 1626), наблюдал (что, впрочем, видели и многие до него), как тонкий луч света отражается в зеркале. Он просто измерил угол падения и угол отражения луча (чего до него не делал никто) и установил закон: угол падения равен углу отражения.

Источник. Зеркальный мир. Гильде В. - М.: Мир, 1982. с. 24.

Почему алмазы ценят так высоко?

Очевидно, человек особенно высоко ценит все то, что не поддается или с трудом поддается изменениям. В том числе и драгоценные металлы и камни. Древние греки назвали алмаз "адамас" - неодолимый, чем выразили свое особое отношение к этому камню. Конечно, у неограненных камней (алмазы тоже не гранили) наиболее очевидными свойствами были твердость и блеск.

Алмазы отличаются высоким показателем преломления; 2,41 - для красного цвета и 2,47 - для фиолетового (для сравнения достаточно сказать, что показатель преломления воды 1,33, а стекла в зависимости от сорта - от 1,5 до 1,75).

Белый свет составлен из цветов спектра. И когда его луч преломляется, каждый из составляющих цветных лучей отклоняется по-разному, он словно расщепляется на цвета радуги. Вот почему в алмазе наблюдается "игра цветов".

Древних греков, несомненно, восхищало и это. Мало того, что камень исключителен по блеску и твердости, он имеет еще и форму одного из "совершенных" тел Платона!

Опыты

ОПЫТ по оптике №1

Объясните потемнение бруска из дерева после его смачивания.

Оборудование: сосуд с водой, деревянный брусок.

Объясните колебание тени неподвижного предмета при прохождении света через воздух над горящей свечей. Оборудование: штатив, шарик на нити, свеча, экран, проектор.

На лопасти вентилятора наклейте цветные кусочки бумаги и пронаблюдайте как происходит сложение цветов при разных режимах вращения. Объясните наблюдаемое явление.

ОПЫТ №2

По интерференции света.

Простая демонстрация поглощения света водным раствором красителя

Требует для своей подготовки только школьного осветителя, стакана с водой и белого экрана. Красители могут быть самыми разнообразными, в том числе и флюоресцирующими.

Учащиеся с большим интересом наблюдают изменение окраски пучка белого света по мере распространения его в красителе. Неожиданным для них оказывается цвет вышедшего из раствора пучка. Поскольку свет сфокусирован линзой осветителя, окраска пятна на экране определяется расстоянием между стаканом с жидкостью и экраном.

Простые опыты с линзами.(ОПЫТ №3)

Что произойдёт с изображением предмета, получаемого с помощью линзы, если часть линзы разбилась и изображение получают с помощью оставшейся её части?

Ответ . Изображение получится на том же месте, где оно получалось с помощью целой линзы, но его освещённость будет меньше, т.к. меньшая часть лучей, вышедших из предмета, дойдёт до его изображения.

Положите на стол освещенный Солнцем (или мощной лампой) маленький блестящий предмет, например, шарик от подшипника, или болтик от компьютера и посмотрите на него сквозь крохотную дырочку в листке фольги. Будут отлично видны разноцветные кольца, или овалы. Что за явление будет наблюдаться? Ответ. Дифракция.

Простые опыты с цветными стеклами.(ОПЫТ №4)

На белом листе бумаги напишите красным фломастером или карандашом “отлично” и зелёным фломастером - “хорошо”. Возьмите два осколка бутылочного стекла - зелёное и красное.

(Внимание! будьте осторожны, о края осколков можно пораниться!)

Через какое стекло надо смотреть, чтобы увидеть оценку “отлично” ?

Ответ . Необходимо смотреть через зелёное стекло. При этом надпись будет видна чёрной на зелёном фоне бумаги, так как красный свет надписи “отлично” не пропускается зелёным стеклом. При рассматривании через красное стекло красная надпись не будет видна на красном фоне бумаги.

ОПЫТ №5: Наблюдение явления дисперсии

Известно, что при пропускании узкого пучка белого света через стеклянную призму на экране, установленном за призмой, можно наблюдать радужную полоску, которая называется дисперсионным (или призматическим) спектром. Спектр этот наблюдается и тогда, когда источник света, призму и экран помещают в замкнутый сосуд, из которого откачен воздух.

Результаты последнего опыта показывают, что существует зависимость абсолютного показателя преломления стекла от частоты световых волн. Это явление наблюдается во многих веществах и называется дисперсией света. Существует различные опыты для иллюстрации явления дисперсии света. На рисунке представлен один из вариантов его проведения.

Явление дисперсии света было открыто Ньютоном и считается одним из важнейших его открытий. На надгробном памятнике, поставленном в 1731 году, изображены фигуры юношей, держащих в руках эмблемы самых важных открытий Ньютона. В руках одного из юношей - призма, а в надписи на памятнике есть такие слова: "Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал."

ОПЫТ №6: Есть ли у зеркала память?

Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный прямоугольник, чтобы получилось изображение: треугольника, четырехугольника, пятиугольника. Оборудование: плоское зеркало, лист бумаги с нарисованными на нем квадратом.

ВОПРОСЫ

Прозрачное оргстекло становится матовым, если его поверхность потереть наждачной бумагой. Это же стекло снова становится прозрачным, если его потереть.... Чем?

На шкале диафрагмы объектива наносятся числа, равные отношению фокусного расстояния к диаметру отверстия: 2; 2,8; 4,5; 5; 5,8 и т. д. Как изменится время выдержки съемки, если диафрагму перенести на большее деление шкалы?

Ответ. Чем больше число диафрагмирования, обозначенное на шкале, тем освещенность изображения меньше, а требуемая при фотографировании выдержка больше.

Чаще всего объективы фотоаппаратов состоят из нескольких линз. Свет, проходя через объектив, частично отражается от поверхностей линз. К каким дефектам это приводит при съемке? Ответ

При съемке снежных равнин и водных поверхностей в солнечные дни рекомендуется применять солнечную бленду, которая представляет собой зачерненную внутри цилиндрическую или коническую трубку, надеваемую на
объектив. Каково назначение бленды? Ответ

Чтобы свет не отражался внутри объектива, на поверхность линз наносят тончайшую прозрачную пленку порядка десятитысячных долей миллиметра. Такие объективы называют просветленными. На каком физическом явлении основано просветление объектива? Объясните, почему объективы не отражают свет. Ответ.

Вопрос для форума

Почему черный бархат кажется намного темнее, чем черный шелк

Почему белый свет, пройдя сквозь оконное стекло, не разлагается на составляющие? Ответ.

Блиц

1. Как называются очки без дужек? (Пенсне)

2. Что выдает орла во время охоты? (Тень.)

3. Чем славен художник Куинжи? (Умением изображать прозрачность воздуха и лунного света)

4. Как называются лампы, освещающие сцену? (Софиты)

5. Драгоценный камень голубого или зеленоватого цвета? (Бирюза)

6. Укажите, в какой точке находится рыба в воде, если рыбак видит ее в точке А.

Блиц

1. Чего в сундук не спрячешь? (Луч света)

2. Какого цвета белый свет? (Белый свет состоит из ряда разноцветных лучей:красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового)

3. Что больше: облако или тень от нее? (Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из-за значительных размеров облака велика. Поэтому тень облака мало отличается по размерам от самого облака)

4. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. Что это такое? (Тень)

5. Виден край, а не дойдешь. Что это?(горизонт)

Оптические иллюзии.

Вам не кажется, что черные и белые полосы движутся в противоположных направлениях? Если вы будете наклонять голову - то вправо, то влево - направление вращения тоже меняется.

Бесконечная лестница, ведущая вверх.

Солнце и глаз

не будь подобен Солнцу глаз,

Не смог бы Cолнце он увидеть... В.Гёте

Сопоставление глаза и Солнца так же старо, как и сам человеческий род. Источник такого сопоставления - не наука. И в наше время рядом с наукой, одновременно с картиной явлений, раскрытой и объясненной новым естествознанием, продолжает бытовать мир представлений ребенка и первобытного человека и, намеренно или ненамеренно, подражающий им мир поэтов. В этот мир стоит иногда заглянуть как в один из возможных истоков научных гипотез. Он удивителен и сказочен; в этом мире между явлениями природы смело перекидываются мосты-связи, о которых иной раз наука еще не подозревает. В отдельных случаях эти связи угадываются верно, иногда они в корне ошибочны и просто нелепы, но всегда они заслуживают внимания, так как эти ошибки нередко помогают понять истину. Поэтому и к вопросу о связи глаза и Солнца поучительно подойти сначала с точки зрения детских, первобытных и поэтических представлений.

Играя «в прятки», ребенок очень часто решает спрятаться самым неожиданным образом: он зажмуривает глаза или закрывает их руками, будучи уверен, что теперь его никто не увидит; для него зрение отождествляется со светом.

Еще удивительнее, впрочем, сохранение такого же инстинктивного смешения зрения и света у взрослых. Фотографы, т. е. люди несколько искушенные в практической оптике, нередко ловят себя на том, что закрывают глаза, когда при заряжении или проявлении пластинок нужно тщательно следить, чтобы свет не проникал в темную комнату.

Если внимательно прислушаться к тому, как мы говорим, к нашим собственным словам, то и здесь сразу обнаруживаются следы такой же фантастической оптики.

Не замечая этого, люди говорят: "глаза засверкали", "солнце выглянуло", "звезды смотрят".

У поэтов перенос зрительных представлений на светило и, наоборот, приписывание глазам свойств источников света - самый обычный, можно сказать, обязательный прием:

Звезды ночи,

Как обвинительные очи,

За ним насмешливо глядят.

Его глаза сияют.

А.С.Пушкин.

С тобой на звезды мы глядели,

Они на нас. Фет.

Как Вас видит рыба?

Из за преломления света рыбак видит рыбу не там, где она находится на самом деле.

Народные приметы

Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный прямоугольник, чтобы получилось изображение: треугольника, четырехугольника, пятиугольника. Оборудование: плоское зеркало, лист бумаги с нарисованными на нем квадратом. Ответ

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА

Ватсон, у меня есть для Вас маленькое поручение, - пожимая руку друга, скороговоркой сообщил Шерлок Холмс. - Помните убийство ювелира, полицейские утверждают, что водитель автомобиля ехал с очень маленькой скоростью, и ювелир сам бросился под колёса автомобиля, поэтому водитель не успел затормозить. А мне кажется, всё было не так, автомобиль ехал с большой скоростью и убийство н а м е р е н н о е. Определить истину сейчас трудно, но мне стало известно, что этот эпизод случайно попал на пленку, так как в это время снимали фильм. Вот и прошу Вас, Ватсон, дост аньте этот эпизод, буквально несколько метров киноплёнки.

Но что это вам даст? - спросил Ватсон.

Пока не знаю, - был ответ.

Спустя некоторое время друзья сидели в зале кинотеатра и по просьбе Шерлока Холмса просматривали маленький эпизод.

Автомобиль уже отъехал на некоторое расстояние, ювелир лежал на дороге почти неподвижно. Около лежащего ювелира проезжает велосипедист на спортивном гоночном велосипеде.

Обратите внимание, Ватсон, велосипедист имеет такую же скорость, что и автомобиль. Расстояние между велосипедистом и автомобилем за всё время эпизода не меняется.

И что из этого следует? - недоумевал Ватсон.

Минуточку, давайте ещё раз просмотрим эпизод, - невозмутимо шепнул Холмс.

Эпизод повторили. Шерлок Холмс был задумчив.

Ватсон, вы обратили внимание на велосипедиста? - снова спросил сыщик.

Да, скорости у них были одинаковы, - подтвердил доктор Ватсон.

А обратили ли вы внимание на колёса велосипедиста? - допытывался Холмс.

Колёса, как колёса, состоят из трех спиц, расположенных под углом 120°, - обычный гоночный велосипед, - рассуждал доктор.

Но, как вы сосчитали число спиц? – спросил знаменитый сыщик.

Очень просто, просматривая эпизод, у меня создалось впечатление, что... велосипедист стоит на месте, так как колёса не вращаются.

Но велосипедист двигался, - уточнил Шерлок Холмс.

Двигался, но колёса не вращались, - подтвердил Ватсон.

Русский свет

В 1876 г. в Лондоне на выставке точных физических прибо ров русский изобретатель Павел Николаевич Я блочков демонстрировал перед посетителями необыкновенную электриче скую свечу. Похожая по своей форме на обычную стеариновую, э та свеча горела ослепительно ярким светом. В том же году «свечи Яблочкова» появились на улицах Парижа. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. В короткое время чудесная свеча русского изобретатели за воевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещалась лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы, Привыкшие к тусклому свету свечей и керосиновых ламы, люди прошлого века восхищались «свечами Яблочкова». Новый свет называли «русским светом», «северным светом». Газеты за­ падноевропейских стран писали: «Свет приходит к нам с севера - из России», «Россия - родина света».

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.

сайт собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, - у вас под рукой.

Огнеупорный шарик

Понадобится : 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт : Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение : Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Карандаши

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Нелопающийся шарик

Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.

Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.

Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.

Цветная капуста

Понадобится : 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт : Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение : Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Плавающее яйцо

Понадобится : 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт : Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение : Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

Кристаллические леденцы