Игра – викторина: с ответами для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «Знаем ли мы зиму?»

.

Ефимова Алла Ивановна
Место работы: ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург.

Описание материала: Материал будет интересен воспитателям, методистам, учителям начальных классов, учителям продленного дня и организаторам внеклассной работы.Игра - викторина может быть использована в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В моем случае играли 22 ребенка.

Цель: организация детского досуга.
Задачи:
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
Материалы и оборудование: волчок, песочные часы, конверты с вопросами.Призы для команд: угощение- 22 мандарина.
Предварительная работа: чтение литературы на заданную тему, разгадывание загадок…

Ход викторины

Ведущий: Добрый день, дорогие игроки. Рады Вас приветствовать на нашей игре. Вы готовы? Начинаем. Удачи.
1.Назовите, самый короткий зимний месяц? (февраль)
2.Кто знает, какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве?(белка)
3.Назовите,признаки зимней погоды? (холодно, вода превращается в лед, дни стали короткие, ночи длинные)
4.А какие зимние забавы, любите Вы? (кататься на санках, на коньках, на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу, кататься с горки…)
5.Назовите, зимние праздники? (Новый год, рождество, День защитника Отечества, крещение)
6.Как Вы думаете, зима, чем пахнет? (Новым годом, елкой, мандаринами)
7.А в какую погоду, снег хрустит под ногами? (в морозную)
8.Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой? (клест)
9.В какой зимний праздник, люди купаются в проруби? (крещение)
10.А знаете ли Вы, какое дерево, является символом Нового года? (ель)
11.Что зимой делает медведь? (спит)
12.Назовите, зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
13.А что такое снег? (замерзшая вода)
14.Когда день рожденье у Деда Мороза? (18 ноября)
15 Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)
16.Как называются ягоды, которыми зимой питаются снегири? (рябина).
17.Подумайте и ответьте: бел, да не сахар, ног нет, а идет? (снег)
18.Кто в лесу петляет, путает следы? (заяц)
19.Как называется праздник, когда готовят и съедают много блинов? (масленица)
20.Дед Мороз приходит на праздник, а в руках у него, что…? (посох)
21.Как думаете, кто придумал, а точнее кто ввел праздник Новый год в нашей стране? (Петр 1)
22.Что Дед Мороз обувает на ноги? (валенки)
23.Новогоднее елочное украшение круглой формы? (шар)
24 Новогодний зимний бал, называем… (карнавал)
25.Назовите самый первый месяц года? (январь)
26.Зимняя шубка у зайца, какого цвета? (белая)
27.Самая известная новогодняя, хороводная песенка? (В лесу родилась елочка…)
28.Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
29.Назовите, самых смелых птиц, которые не боятся мороза? (воробьи, голуби,вороны)
30.Что случилось зимой с погодой? (стало холодно, деревья уснули под снегом, морозно)
31.Где мы с Вами катаемся зимой на коньках? (на катке)
32.У кого вместо носа – морковка? (у снеговика)
33.Без кого не может состояться, праздник Новый год? (без Деда мороз и Снегурочки)
34.Украшает новогодний стол, оранжевого цвета, круглой формы? (мандарин)
35.Какого числа празднуют Новый год в нашей стране? (1 января)
36.Как называют птиц, которые улетают в теплые края на всю зиму? (перелетные)
37.Три комочка мы слепили, и его мы получили, радуется детвора, он получился на ура! (снеговик)
38.Скажите, можно ли увидеть одинаковые снежинки? (нет, они все разные)
39.Родина Деда Мороза? (Великий Устюг)
40.Как зовут внучку Дедушки Мороза? (снегурочка).
Ведущий: Молодцы, ребята. Хорошо, справились с заданием, правильно отвечали на вопросы и Дедушка Мороз со Снегурочкой в награду Вам, оставили вот эти подарки - гостинцы. Детям раздать угощение. Спасибо, Вам всем огромное, все Вы большие молодцы и умнички

Интересные факты о зиме и снежинках.


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: ознакомление и расширение представлений взрослых и детей знаний об окружающем нас мире.
Задачи:
1.Помочь собеседнику услышать и увидеть интересное и полезное рядом с нами, пытливо вглядываясь в мир и наблюдая этот мир.
2.Обобщить и углубить знания о зиме и зимних явлениях природы.
3.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности детей и взрослых.
4.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
5. Воспитывать любовь к природе и окружающему нас миру.


Хрустальная снежинка парила в небесах,
Летят подруги рядом, не страшно в облаках,
Одна она - снежинка, а миллионы - снег,
И с высоты небесной, стремительный разбег,
Полет приятен в небе, но скоро на земле,
В сугробы превратятся на радость детворе! (Н.Лифанова)

Уважаемые читатели! Отвлекитесь на время от забот, домашних дел, суеты и посмотрите, как же красиво вокруг! Зима - это замечательное время года, неповторимое творение природы.







За зиму выпадает огромное количество снега. Ежегодно, в соответствии с усредненными показателями на Землю в виде осадков выпадает около септиллиона снежинок. Что такое септиллион? Септиллион обозначает число, содержащее 24 нуля, после единицы: в одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а по всей Земле 10 в 24 степени. Вес самой снежинки всего около миллиграмма, редко 23. Тем не менее, к концу зимы масса снежного покрова северного полушария планеты достигает 13 500 млрд. тонн.


Из-за низкой плотности снежинки падают на землю медленно - со скоростью примерно 0.9 км/час - это менее одного километра в час. Снежинки образуют снежный покров, который отражает в космос до 90% солнечного света.


1. Ученые доказали, что нет абсолютно одинаковых снежинок.


Все снежинки неповторимы и созданы в природе в единственном экземпляре.


Первая удачная фотография снежинки под микроскопом была сделана в 1885 году. Заслуга принадлежит упорству и терпению американского фермера Уилсона Бентли.


Ему понадобилось для этого кадра 46 лет проб и ошибок. Всего же Бентли принадлежат более 5000 уникальных снимков. Утверждение, что не существует двух одинаковых снежинок, изначально строилось именно на его работах.


«Под микроскопом я понял, что снежинки – чудеса природы; и мне стало грустно, что никто не видит эту красоту», – признался Бентли в 1925 году.


Снежинка
(Константин Бальмонт)
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая.

2. Согласно классификации существует семь видов снежинок:


звездчатые кристаллы, иглы, столбы(колонны),пластинки, пространственные дендриты, столбцы с наконечниками и снежинки неправильной формы.
3. Иоганн Кеплер – первый, кто обнаружил шестиугольную ровную форму у снежинок. Он даже написал целый научный трактат « О шестиугольных снежинках в 1611 году.


4. Образуются снежинки из пара, испарившегося с поверхности земли, минуя стадию дождя. Кристаллы снега образуются в условиях конденсации и действия низких температур. Чтобы выяснить этот довольно простой факт, ученые истратили 26 400 000$.


5. Снежинки более чем на 90% состоят из воздуха, именно поэтому их скорость падения настолько мала.


Описанная выше воздушность состава снега не означает, что он безобиден, особенно в больших количествах. Например, снеговой покров поверхности гектара может при таянии произвести около 30 м3 воды, что может угрожать затоплениями низменных участков рельефа. С другой стороны, смертельно опасным является воздействие снега в горных условиях, где порой несколько снежинок, выпадающих на поверхность с недостаточной до того критической массой могут спровоцировать снежный обвал. Опасностью обвалов является большая скорость их движения, находящаяся в диапазоне 250-400км/ч.


Снеговые лавины могут мчаться с горы со скоростью скорого поезда – от 80 до 110 км/ч, но более крупные снежные лавины могут развивать ещё большую скорость, достигая рубежа в 360 км/ч.




6. Снежинки довольно маленькие, и когда атмосфера холодная и сухая такими они и остаются. Для тех, кто любит играть в снежки, такой снег не нравится, потому что в нем недостаточно влаги для того, чтобы слепить снежок.


Знаете ли вы, что снежных баб на Руси изначально лепили не для детской забавы, а для того, чтобы умилостивить суровую Зиму.


На Руси верили, что маленькие снеговики - это ангелы, которым можно доверить свою мечту... Еще с давних языческих времен в понимании русского народа (как и некоторых народов Северной Европы) снеговики – это сошедшие с небес ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое заветное желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
7. При определенных условиях, в отсутствие ветра, падающие снежинки сцепляются друг с другом, образуя огромные снежные хлопья. Самая большая снежинка за всю историю была зафиксирована в 1987 году в США (Монтана) во время большого снегопада. Ее диаметр составлял 38 см, а толщина 20 см. И это при том, что обычные снежинки в среднем имеют диаметр 5 мм.


Для такого феномена необходимо полнейшее безветрие, ведь чем дольше снежинки путешествуют, тем больше сталкиваются и сцепляются друг с другом.
8. В Москве тоже выпадал самый странный снег 20 апреля 1944 г, размер снежинок был с человеческую ладонь, а по форме они напоминали страусиные перья.



А в Сибири наблюдались снежные хлопья диаметром до 30 сантиметров.
9. На Крайнем Севере снег бывает таким твердым, что звенит как железо, если по нему ударить.


На крайнем севере бескрайняя зима,
И тонны льда, как шуба, кроют землю,
И белый снег собою все объемлет
Весь горизонт. И жизнь - белым бела.
И нет тепла на этом небосводе,
И солнце - блик на куполе из льда. (Ян Войд)

10. Когда снежинки падают на поверхность воды, они «поют». То есть издают очень высокий звук, уловить который человеческое ухо не в состоянии. А вот рыбам, как утверждают ученые, этот звук совсем не нравится.


11. Почему снег хрустит при ходьбе? Основная причина - ломаются кристаллики. Характер хруста зависит от температуры снега. Чем она ниже - тем громче звук.


12. Снег, способен воспринимать только 5-10% солнечного тепла, остальные 90-95% отражаются обратно, поэтому на солнце он может не таять. В городе снег может таять из-за пыли, которая оседает на снегу и нагревается на солнце.
В условиях ядерной зимы, в случае ее возникновения, человечество рискует лишиться в местах покрытия поверхности снегом не только тепла, но и продовольствия и кислорода, вырабатываемого растениями.
13. Известно множество случаев, когда выпадает цветной снег: от черного до розового.


Например, Калифорния в 1955 году увидела зеленый снег. Черный снегопад шокировал жителей Швеции в 1969 году.


Кто же окрашивает снег в такие необычные для нас цвета?
Ученые рассказывают, что в снегу антарктических гор живут интересные существа - снежные хламидомонады. Вот они и делают снег розовым, красным, фиолетовым и даже желтым. Такое явление можно наблюдать и в Гренландии, и в горах Кавказа, а также в Антарктиде. Ученые установили, что хламидомонада снежная – это микроскопическая водоросль розовато-красного цвета. Этот микроорганизм не боится холода, поэтому хорошо размножается на поверхности снега.
Розоватый снег, например, на вкус напоминает арбуз.


В нашей стране тоже видели необычный снег: в 2002 году разноцветный снег удивил Камчатку. Правда, тогда причина была в пыльных бурях - снег окрасили песчинки.
31 января 2007 года в окрестностях села Бутакова Знаменского района Омской области выпал оранжевый снег. А годом ранее жители севера Приморского края наблюдали снежок кремово-розовый.
14. Для многих из нас снег является обычным явлением, а ведь более половины населения людей Земного шара ни разу не видели настоящего снега вживую и не трогали его руками.


15. В 1979 г. снег выпал в пустыне Сахара, которая находится в Африке.
И даже продержался там целых полчаса!



16. Где-то снега нет, а где-то он опасен! Знаете ли вы, что один буран может выбросить более 39 млн. т снега, высвобождая энергию, равную 120 атомным бомбам?


Великий Буран 1888 г был одной из самых опустошительных снежных бурь, когда-либо случавшихся в Нью-Джерси, Нью-Йорке, Массачусетсе и Коннектикуте. Во время шторма выпало 125 см снега.
Мировой рекорд по самому обильному суточному снегопаду принадлежит американскому городу Джорджтаун, штат Колорадо. 4 декабря 1913 года джорджтаунцы буквально утонули в невиданных доселе 160-ти сантиметрах белого «пуха».


Также самый продолжительный снегопад был в 1932 году в Канаде. Тогда снег шел целых 9 дней и засыпал одноэтажные дома до самой крыши.


17. Снег есть не только на Земле, но и на Марсе, и на Титане, спутнике Сатурна. Причем, на Марсе снег идет двух видов: обычный и из углекислоты (сухой лед), а на Титане - из метана.


Между Экватором и Северным полюсом Марса ученые разглядели огромный ледник.
18. Японцы отличаются своим трепетным отношением к снегу и снежинкам, считая, что у них на островах они особенные, отличные от всех остальных в мире. На острове Хоккайдо в Японии существует музей снежинок. Он назван в честь физика Нахайа Укитиро. Предпосылкой основания музея снежинок на острове Хоккайдо, стало издание в 1954г. Укитиро Нахайа книги о видах снежинок.


Музей снежинок в Японии.
19. Настоящий снег можно принести с улицы, положить в тазик и побаловать детей. Но это волшебство будет длиться недолго, поскольку он растает в считанные минуты. Чтобы украсить ёлку, подоконники, свечи и другие детали можно использовать искусственный снег, который легко делается в домашних условиях.


Впервые изобрел первый искусственный снег Укичиро Накая– японский физик и научный эссеист.
20. Снег съедобен, это знают все. А знаете ли вы, что во время его поедания человек энергии потратит больше, чем получит калорий?


21. Снег… Это белое чудо, подаренное человечеству самой природой, не может не вызывать восхищение. Фигурные, будто вырезанные, снежинки, серебристый иней, хлопья, похожие на «пух лебяжий», массивные сугробы – снег такой разный, но безмерно очаровательный и любимый. Любимый настолько, что ему посвятили целый праздник - Всемирный день снега.
Всемирный день снега (Международный день зимних видов спорта) - праздник довольно молодой. Инициатором его ежегодного проведения стала Международная федерация лыжного спорта. Именно она в начале 2012 года предложила отмечать его в предпоследнее январское воскресенье. Количество стран, взявших участие в праздничных мероприятиях, всё время увеличивается - всего через год после организации и проведения первого Дня снега, их было уже около 40.


Традиционным в этот день является проведение различных увлекательных соревнований, интересных показательных выступлений и снежных фестивалей, одной из целей которых является популяризация активных зимних видов спорта. Также организуются забавы, развлечения и игры, дающие возможность порадоваться снегу, насладиться этим белым чудом и сохранить впечатления в памяти до следующего зимнего сезона.



Всем миром отмечаем мы праздник в январе,
Сегодня ведь День снега у нас в календаре,
Пусть будет зима снежной, пусть снег с небес валит,
И в этом снежном царстве, ключом пусть жизнь бурлит!

С Днем снега поздравляю, я вас январским днем,
Давайте же ребята, как следует, гульнем,
Прокатимся на санках, на лыжах, на коньках,
Лететь будем по снегу, как будто в облаках!

Еще мы будем весело, гурьбой в снежки играть,
И стены крепостные из снега воздвигать,
Как здорово, друзья мои, что снег в России есть,
Ему от нас спасибо, ему хвала и честь!

«Зимушка – зима»

Викторина для учащихся 2 – 3 классов

Ведущая : Здравствуйте, ребята. Наша встреча сегодня будет посвящена очень красивому времени года – зиме.

Подумайте и скажите, как в народе называют зиму? (матушка – зима, зимушка, лютая зима, зима - проказница…) Действительно, зима бывает разной. И сегодня, отвечая на вопросы викторины, мы вместе нарисуем обобщающий портрет зимы. Нам предстоит путешествие по станциям.

Станция 1. Поэтическая.

Для начала послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Зима».

«Зима»

В мягких беленьких сапожках

Подошла зима к окошку,

Постучала: «Вот и я!

Вы скучали без меня?

Я пока сюда спешила,

Землю пухом всю укрыла,

Уложила спать зверюшек:

И медведя, и лягушек.

Сшила белые пальтишки

Целой армии зайчишек.

Шубку рыжую лисе -

Вот она во всей красе.

Застеклила пруд и речку,

Затопила всюду печки.

Вот как много было дел,

Ваш черёд теперь поспел.

Завтра утром спозаранку

Доставайте лыжи, санки

И блестящие коньки,

Чтоб бежать вперегонки,

И морковку тоже надо

Подыскать для снежной бабы.

Приготовьте щёчки ваши -

Завтра их я вам раскрашу.

Припасите визг и смех -

Буду ждать на горке всех!

(Н. Кнушевицкая)

    Какие дела перечисляет в стихотворении поэтесса?

Укрыла землю пушистым снегом. А для чего это нужно природе? Чтобы земля не промёрзла, не погибли от мороза растения и животные.

2. Какие животные легли в зимнюю спячку? (медведи, лягушки)

3. какие животные в стихотворении поменяли свои шубки? (зайчишки и лиса)

4. для чего животным нужно менять шубку? (зимняя шубка пушистее и теплее. Белая шубка зайца менее заметна на белом снегу)

5. О каких зимних занятиях для детей говорится в стихотворении?

(катание на лыжах, коньках, санках).

Станция 2. Загадочная.

    Назовите – ка, ребятки

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт;

Мы встречаем Новый год! (декабрь)

    Поле чёрно – белым стало:

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц – подскажи.

    Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны, то метели,

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

(февраль)

    Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что скажи за месяц это? (январь)

    Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

    Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица. (зимние месяцы, зима)

    Сито большое, сито голубое,

Сеет – веет белый пух

На леса, дома, на луг. (небо и снег)

    Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

    Рыбам зиму жить тепло –

Крыша – толстое стекло. (лёд)

    В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)

    Он всё время занят делом,

Он не может зря идти,

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

    Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

    Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

    Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (сосульки)

    Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (вьюга)

    И не снег, и не лёд,

    И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

    Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

    В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт. (иней)

    Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

    Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

    Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда. (снегирь)

    Мои новые дружки и блестящи и легки.

И на льду со мной резвятся и мороза не боятся. (коньки)

    Две курносые подружки

не отстанут друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

обе песенки поют. (лыжи)

    Чудо – дворник перед нами,

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (снегоочиститель)

    Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

    Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (варежки)

    Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

Не замёрзнем мы с тобой.

В них мы бегаем зимой. (валенки)

    Я мохнатый, я кудлатый.

Я зимой над каждой хатой.

Но нигде- нигде меня не бывает без огня. (дым)

    Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку все забывают. (печь)

Станция 3. «Зимняя литературия»

Ребята, сейчас я буду зачитывать отрывки из различных литературных произведений. Ваша задача – определить это произведение.

1. «Нынче день –то какой? Старому году конец, новому – начало. А ещё от деда своего слыхал, будто его дед рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает, умей только подстеречь да подглядеть. Это ли диво, что белки с зайцами в горелки играют! Под Новый год и не такое случается. А говорил мой дед, что довелось ему в самый канун Нового года встретиться с….» А с кем встретиться довелось?

(солдат рассказывал падчерице о встрече с 12 месяцами сразу. С.Маршак. «Двенадцать месяцев»).

2. «Она бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. И чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы».

Кто оказался один на улице зимним вечером ? (Каштанка. А. П. Чехов.)

3. «Зима настала холодная – прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха. Морозило так, что даже лёд потрескивал. Без устали работал лапками утёнок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмёрз. («Гадкий утёнок». Х.К. Андерсен)

4. «Старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, снег стал таять. И вдруг запищал там кто- то…» («Девочка Снегурочка». Русская народная сказка)

5. «Глядит она в ледяное окошко да посмеивается: « Вишь чернолапотник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста и светла – ни дать, ни взять хрустальный дворец».

Кто это говорит и о ком? (Лиса о зайце в русской народной сказке «Заячья избушка»)

6. «В первый день она ещё кое – как через силу трудилась и слушалась хозяйку, на другой день – начала лениться, на третий – вовремя не встала. Да и постель так стелила, не взбивала, как положено, чтобы пух летел, как снежные хлопья».

Кто эта девочка и хозяйка? (Ленивица и Вьюга. Братья Гримм. «Бабушка Вьюга»)

7. «Она дрожала от холода, платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная. Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё, как целая лопата снега. Она завернулась было в сухой лист, но он не грел, и она дрожала сама, как осенний лист».

Кто эта девочка? (Дюймовочка. Х.К. Андерсен)

Станция 4. «Словообразовательная»

Из предложенных слов составить новое слово путём перестановки букв. Другие буквы добавлять нельзя.

Рагу, чеснок - снегурочка

Рамка, сад - маскарад

Лава, кран - карнавал

Ода, бор - борода

Карл, лист - кристалл

С, пена, год - снегопад.

Станция 5. «Зимнее ассорти».

Вам предстоит ответить на различные вопросы по теме «Зима»

1. таблица или книжка с перечнем всех дней в году. (календарь)

2. небольшой, плотно скатанный комок снега. (снежок)

3. пушинка, кристаллик снега (снежинка)

4. низкая температура воздуха (холод)

5. выделанная шкура пушного животного (мех)

6. замороженное сладкое кушанье из сливок, сока, ягод и др. добавок (мороженое)

7. шкаф для хранения чего – либо в холоде (холодильник)

8. сказочная снежная девушка (снегурочка)

9. бал, на который являются в масках, в характерных костюмах (маскарад)

10. сильный ветер со снегом, вьюга. (метель)

11. Какие деревья остаются зимой зелёными? (ель, сосна)

12. Много ли зимой птиц в лесу? (нет, они перебираются ближе к домам, где живут люди. Здесь можно найти корм)

13.Что происходит со снегом во время оттепели? (снег становится влажным, липким)

14. Как можно определить, сколько раз за зиму были оттепели?

(если сделать вертикальный срез сугроба, то можно пересчитать полосы, появившиеся после оттепели. Верх сугроба после оттепели покрывается ледяной корочкой. Новый снег образует следующий слой и т.д.)

15. Назовите самый снежный месяц (февраль)

Станция 6. «Выбери ответ»

1. от чего страдают птицы зимой?

А). От холода В). От ветра

Б). От голода Г). От снега

2.Какая из этих птиц – перелётная7

А). Дятел В). Малиновка

Б). Воробей Г). Голубь

3. Летом бежит, зимой стоит. Что это?

А). Дым В). Море

Б). Река Г). Корабль

4. Какого цвета зимой заяц – русак?

А). Белого В). Чёрного

Б). Серого Г). Рыжего

5. При какой температуре замерзает вода?

А). -5 градусов В). – 10 градусов

Б). – 1 градус Г). 0 градусов

6. Какого числа самый короткий день в году?

Станция 7. «Составительная»

Ваша задача: составить из слова «Снегопад» как можно больше слов –существительных в именительном падеже. Повторять буквы нельзя.

СНЕГОПАД: снег, пена, год, годе, пас, сан. Гена, гад, дог, гон, нога, ад, сон, нега, ген, ас, сено…

Станция 8. Азбука народной мудрости.

Сейчас нам предстоит вспомнить народные приметы. Ваша задача, ребята, продолжить предложение.

    Зима морозная - ….. лето жаркое

    Зима снежная - …. лето дождливое

    Зимою вьюга - …. летом ненастье

    Дым столбом - …. к морозу

    Если ночью был иней. То днём - …. снег не выпадет

    Январю – морозы, февралю - …. метели.

    Иней на деревьях – к морозам, туман - …… к оттепели.

    Много еловых шишек - ….к урожаю хлеба.

    Много снега - …. много хлеба.

    Длинные сосульки в конце февраля - … на долгую весну.

Использованная литература:

    Запартович, Б.Б. С любовью к природе: дидактический материал по природоведению для начальной школы[ текст] / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева. – М.: «Педагогика», 1976. – С.53 -96.

    Узорова, О.В. Все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 128с.

    Цветкова, Н. Зимняя викторина [ текст] / Н.Цветкова // книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. - №12. – С.62 – 64.

Составитель: Белоусова, О. И., воспитатель


Канушина Наталия
Сценарий игры-викторины «Зимушка-Зима» для детей средней группы

Цель : обучение детей совместной работе в команде в условиях соревнования.

Задачи :

Определение уровня знаний детей по теме : «Зима» ;

Умение отгадывать загадки; подбирать слова признаки;

Развивать внимательность;

Развивать умение совместной командной игре;

Обучение методам самоконтроля (умение выслушивать соперника, работать согласно устной инструкции) .

Необходимый материал : эмблемы, фланелеграф -2, фломастеры, эмблемы команд разрезанные на 4-6 частей, 2-е пары лыж, 2-е косички, 2 куба, 2 обруча, картинки с зимующими и перелетными птицами, грамоты.

Ход игры.

Ведущий. Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей игре-викторине : «Зимушка-Зима » .

Играть сегодня будут две команды, команда «Снежинки» , команда «Снеговики» . Приветствуем участников игры .

Ребята, викторина – это не просто игра, а игра-соревнование, поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри (выбирается жюри из представителей администрации и родителей) .

Послушайте правила игры :

Оценкой за правильный ответ будут очки, которые члены жюри будут выставлять командам. Чья команда наберет больше очков, та и будет считаться победителем;

Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит;

Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать;

Ответ должен быть четкий и ясный.

Ведущий : Ребята, вы согласны с правилами?

Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру!

И так у нас 2 команды. Команда «Снеговики» и «Снежинки» . За каждое правильно выполненное задание получаете по 1 очку.

Чтобы узнать тему нашей викторины, нужно отгадать загадку, загадка для обеих команд :

Снег на полях, лёд на реках

Вьюга гуляет, когда это бывает (Зимой)

Молодцы ребята! Отгадали загадку.

1. А теперь первое задание рисунок команд, выполняют задание капитаны. Выходите капитаны к фланелеграфу : перед вами на столе фломастеры и лист бумаги. Вы должны нарисовать символ своей команды. Ваша задача нарисовать ни столько быстро, сколько красиво и качественно, используя фломастеры. Начали.

А теперь покажите свои рисунки. Жюри оценит ваши работы.

2. Второе задание «Отгадай загадку!» : вам необходимо отгадать загадки о зиме.

Ведущий : загадка для команды «Снеговики» .

Она пушиста, серебриста,

Но рукой ее не тронь :

Станет капелькою чистой,

Как поймешь на ладонь (снежинка) .

Ведущий : Загадка для команды «Снеговики» .

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез (снег) .

Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»

Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег)

Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады (мороз) .

Ведущий «Снеговики» .

Я прозрачна, как стекло,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю (сосулька)

Ведущий : загадка для команды «Снежинка»

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – уголки, руки – сучки.

Холодная, большая, кто же я такая? (снежная баба)

Ведущий : следующая загадка для команды «Снеговики» .

Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

Ведущий : загадка для команды «Снежинка»

Деревянных два коня,

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега (лыжи) .

Ведущий : молодцы ребята, умеете отгадывать загадки. Слово предоставляется жюри.

3. И так, третье задание игра «Собери эмблему»

Перед каждой командой на расстоянии 5-6 метров на столах лежат эмблемы, 1-й ребенок надевает лыжи подбегает, берет одну часть, возвращается назад, передает эстафету, бежит следующий и т. д., чья команда, быстрее соберет свою эмблему, побеждает в игре.

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

4. «Подбери слово»

Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.

Заданное слово команды «Снежинка» . «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т. д.

Заданное слово для команды «Снеговики» . «СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т. д.

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

5. «Зимняя разминка» .

Ведущий : о чем я говорю, то вы и показываете. Разминка для команды «Снежинка» .

«Не боимся мы пороши-

Ловим снег, хлопок в ладоши

Руки в стороны. По швам

Снега хватит нам и вам.

Носом – вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша

Как погода хороша»

Ведущий. Разминка для команды «Снеговики» .

«Мы теперь мечтатели :

Бьем по неприятелю

Размахнись рукой, бросок

Прямо в цель летит снежок

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимаем выше ногу

Проложи другим дорогу»

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

6. Задание «Назови и покажи птиц» .

Ведущий : вопрос команде «Снежинка» . Осенью птицы улетели на юг, как они называются? Каких перелетных птиц вы знаете?

Перелётные, (ласточка, скворцы, грачи, дикие гуси, дикие утки, журавли) .

Ведущий : вопрос команде «Снеговики» . А птицы, которые остались у нас, как они называются? Каких зимующих птиц вы знаете ?

-- Зимующие , (сорока, ворона, дятел, синица, воробей, голуби, снегири) .

Ведущий : мы все вместе поиграем.

7. Совместная игра «Похлопаем, потопаем!»

Ну-ка дети, дайте мне ответ, так зимой бывает или нет? (если бывает - хлопаем в ладоши, если нет-топаем ногами) .

Листопад, снегопад, капель, метель, мороз, жара, вьюга, холод, трава, гололед, стужа, радуга, иней.

Ведущий : А сейчас поиграем в игру

8. Задание для команд : «Назови ласково» . Слова команде «Снежинка» .

А) Зима - зимушка .

Б) Снег - снежок.

В) Лед - ледок

Г) Снежинка – снежиночка.

Д) Горка – горочка.

Слова команде «Снеговики» .

А) Ветер – ветерок.

Б) Ком – комочек.

В) Метель - метелица

Г) Санки – саночки.

Д) Снеговик – снеговичок.

9. Ведущий : в следующем задании, примут участие капитаны команд. Я буду зачитывать вопросы по очереди. Если капитан команды ответить не сможет, то помогают остальные участники.

Вопросы команде «Снежинка» .

1. Назовите по порядку зимние месяцы.

2. Что падает с неба в зимнее время?

3. Во что можно играть только зимой?

4. Какой праздник бывает только зимой?

Вопросы команде «Снеговики» .

1. Назовите первый месяц зимы?

2. Из чего состоит лед и снег?

3. Что происходит с водоемами?

4. Какое время года наступает после зимы?

Слово предоставляется жюри подведение итогов.

Награждение всех участников игры медальками .

«Зимняя» ВИКТОРИНА

Все дети проходят жеребьевку и делятся на 3 команды+зрители. Команды садятся за столы.

  1. Аппликация «Снеговик».

Пока команды выполняют задание играем с зрителями.

Вот идет какой-то дед,

В шубу теплую одет.

На плече его мешок,

В бороде его снежок.

(дед мороз)

Дед Мороз стоит у елки,

Пряча в бороду смешок.

Не томи нас слишком долго,

Развяжи скорей…(мешок)

Она в серебро с жемчугами одета –

Волшебная внучка, волшебного деда.

(снегурочка)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная.

(елка)

Стреляю словно пушка

Зовут меня…(хлопушка)

В январе,

На праздник важный,

Дождь идет

Цветной, бумажный.

(конфетти)

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, - чудеса!

Опустились небеса!

Было облако над нами

Оказалось под ногами.

(снег)

Кто рисует на земле

Зимние картинки?

С неба падают, кружась,

Белые…(снежинки).

Эх, мягкая подушка,

Да не взять под ушко!

(сугроб)

Человек не простой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

(снеговик)

Жюри записывает отгадавших загадки. Команды заканчивают работу. Жюри оценивают самую аккуратную аппликацию в 3 балла.

  1. Кто больше перечислит новогодних персонажей.

Новый год, новогодняя ночь, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежинка, снежная баба, новогодняя хлопушка, елочка, символ года, звери. Жюри оценивают по 1 баллу каждый персонаж.

  1. Нарисовать с закрытыми глазами снежинку.
  2. Кроссворд «Зимний».
  1. В новой стенке, в круглом окне, днем стекло разбито,

А за ночь вставлено. (прорубь)

  1. Старик у ворот, тепло уволок,

Сам не бежит, и стоять не велит. (мороз)

  1. Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа.(лед)

  1. Году начало, зиме середина.(январь)
  2. Зиме начало, году конец.(декабрь)
  3. С неба – звездой,

В ладошку – водой.(снежинка)

  1. С метлой в руке,

С ведром на голове

Стою зимой я на дворе.(снеговик).

За каждое отгаданное слово жюри дает один балл.

Пока команды разгадывают кроссворд со зрителями играем, рассказываем стихи.

  1. Слова анаграммы.

1 команда. ЛЬТЕЕМ, ВАРЯНЬ, КАХПУЛОШ, ТАККО, КИЛЖНЫ.(метель, январь, хлопушка, каток, лыжник)

2 команда. ГЬЮВА, ДЬАКЕБР, РВЕРФЕКЕ, КЬИНКО, ФУТГСИРИ.(вьюга, декабрь, феерверк, коньки,фигурист)

3 команда. ПОГНЕСДА, ВРЬЛАЕФ, ЛТЮАС, БОРНОДУС, КАСИН. (снегопад, февраль, салют, сноуборд, санки)