Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.

Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков.

Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.

При первом варианте корковой дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушается произношение так называемых какуминальных согласных, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка (ш, ж, р). При тяжелых формах дизартрии они отсутствуют, при более легких - заменяются другими переднеязычными согласными, наиболее часто дорсальными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу (с, з, с, з, т, д, к).

Трудными для произношения при корковой дизартрии являются и апикальные согласные, образующиеся при сближении или смычке кончика языка с верхними зубами или альвеолами (л).

При корковой дизартрии может нарушаться также произношение согласных по способу их образования: смычных, щелевых и дрожащих. Наиболее часто - щелевых (л, л).

Характерно избирательное повышение мышечного тонуса, главным образом в мышцах кончика языка, что еще более ограничивает его тонкие дифференцированные движения.

В более легких случаях нарушается темп и плавность этих движений, что проявляется в замедленном произнесении переднеязычных звуков и слогов с этими звуками.

Второй вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры.

В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи замедляет ее темп и нарушает плавность.

Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.

Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях кинетического праксиса затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные - д), пропуски звуков в стечениях согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных. Речь напряженная, замедленная.

Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по заданию (по показу или по словесной инструкции).

При втором и третьем вариантах корковой дизартрии особенно затруднена автоматизация звуков.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности - спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса - паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях - почти полное их отсутствие.

При отсутствии или недостаточности произвольных движений отмечается сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, нёбного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык по средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.

Боковые движения высунутого языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях остается пассивным и обычно напряженным.

Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения.

Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранны. Так, например, при ограниченности произвольных движений языка ребенок во время еды облизывает губы; затрудняясь в произнесении звонких звуков, ребенок их производит в плаче, он громко кашляет, чихает, смеется.

Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения - избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Звук р утрачивает вибрирующий характер, звонкость, часто заменяется щелевым звуком. Для звука л характерно отсутствие определенного фокуса образования, активного прогибания спинки языка вниз, недостаточная приподнятость краев языка и отсутствие или слабость смычки кончика с твердым нёбом. Все это определяет звучание л как плоскощелевого звука.

Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто - слюноотделением.

Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в отличие от корковой в значительной степени также определяются смешением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое нёбо, способствует появлению носового оттенка при произношении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.

При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое нёбо провисает, подвижность его при произношении звуков ограничена.

Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.

Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов. При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. В детской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательные поражения лицевого нерва при вирусных заболеваниях или при воспалениях среднего уха. В этих случаях развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной проводится в основном по следующим критериям:

Характер пареза или паралича речевой мускулатуры (при бульбарной - периферической, при псевдобульбарной - центральный);

Характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной - преимущественно произвольные);

Характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии - диффузный, при псевдобульбарной - избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений);

Специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной - отодвинута назад; при бульбарной - гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной - наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение);

При псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности.

Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон преду готовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и двигательности мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.

Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:

Изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре;

Наличием насильственных движений (гиперкинезов);

Нарушениями проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры;

Нарушениями эмоционально-двигательной иннервации. Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии, в отличие от псевдобульбарной, может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая диспраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и в дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.

При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.

Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.

Экстрапирамидная дизартрия нередко сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всего страдает слух на высокие тона.

Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- или гипометрии (избыточности или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.

Дифференциальная диагностика дизартрии проводится в двух направлениях: отграничение дизартрии от дислалии и от алалии.

Отграничение от дислалии проводится на основании выделения трех ведущих синдромов (синдромы артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств), наличия не только нарушения звукопроизношения, но и расстройств просодической стороны речи, специфических нарушений звукопроизношения с трудностью автоматизации большинства звуков, а также с учетом данных неврологического обследования (наличие признаков органического поражения ЦНС) и особенностей анамнеза (указания на наличие перинатальной патологии, особенности доречевого развития, крика, голосовых реакций, сосания, глотания, жевания и т. д

Отграничение от алалии проводится на основе отсутствия первичных нарушений языковых операций, что проявляется в особенностях развития лексико-грамматической стороны речи.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

Дети с нормальным психофизическим развитием начинают пытаться говорить, еще не отпраздновав первый день рождения. Вполне естественно, что речь у них поначалу не очень связная, и понять ее смысл может только мама, да и то не всегда. Однако если имеет место не просто невыговаривание отдельных звуков, а общая нечленораздельность и невнятность произношения, когда говорит так, словно рот у него набит вязкой кашей, – это может быть признаком серьезной патологии центральной нервной системы. В таких случаях родители и слышат диагноз «дизартрия».

Дизартрия и ее виды

Итак, дизартрия – это тяжелая форма нарушения речевой функции, когда все или определенная часть органов, участвующих в ее выполнении (губы, язык, небо) лишены природной подвижности.

В результате звуки произносятся тихо, вяло и смазанно, мимика затруднена, ритм дыхания нарушен, артикуляция отсутствует, речь течет не плавно, а прерывисто, замедленно либо, напротив, ускоренно.

Важно! По статистике, сегодня такая патология возникает в среднем у каждого третьего – шестого ребенка из ста с тенденцией к увеличению этого числа. Среди нарушений функции речи заболевание стоит на втором месте после дислалии (диагноз, характеризующийся искажением и пропуском отдельных звуков).

Классификация дизартрии проводится по разным критериям – по степени выраженности симптомов, по степени понятности речи, по неврологической симптоматике, по психофизическому состоянию пациента, по локализации поражения и т. д.

Знаете ли вы? Впервые данный вид речевого расстройства был описан в 1879 году известным немецким терапевтом и военным хирургом Адольфом Куссмаулем, которому принадлежит также ряд других заслуг в области теоретической медицины. Практически сразу же начались попытки классифицировать по разным критериям. Первая такая классификация была предложена в 1888 году английским невропатологом Уильямом Говерсом. С тех пор и до сегодняшнего дня ученые продолжают активную работу в этом направлении.

Так, первый критерий позволяет выделять анартрию (тяжелая форма), выраженную и стертую дизартрию по убыванию степени поражения. Анартрия характеризуется полным отсутствием разговорной функции, речевая мускулатура у таких больных полностью атрофирована.
При выраженной форме ребенок говорит, но малопонятно и нечленораздельно, произношение, дыхание, голос нарушены, хотя некоторые группы мышц сохраняют подвижность, в результате отдельные звуки можно четко различить.

Наконец, при стертой дизартрии у детей просто наблюдается нечеткое произношение, речь звучит как бы смазанно (стерто), «в нос».

Классификацию по второму из упомянутых выше критериев предложил в 1968 году французский невропатолог Ж. Тардье.

Она тоже определяет степень тяжести заболевания, но для нас представляет больший интерес, поскольку в ее основу положены внешние признаки, понятные любому человеку, а не только медику.

Ученый предложил разделять четыре степени нарушений речи в зависимости от ее понятности для окружающих :
  • первая – наличие патологии может определить только врач, окружающим кажется, что ребенок говорит понятно и связно, а возможные нарушения укладываются в обычные для детской речи мелкие огрехи;
  • вторая – окружающие видят, что нарушения речи у ребенка присутствуют, но при этом прекрасно понимают, что именно он говорит;
  • третья – ребенка понимают только члены семьи, посторонние в состоянии разобрать лишь отдельные слова;
  • четвертая (то, что в первом варианте классификации называется анартрией) – тяжелая форма, когда речь у ребенка либо отсутствует вовсе, либо совершенно непонятна никому, включая самых близких людей.

Третий критерий классификации – парафия невропатолога, поскольку в ее основе лежат конкретные неврологические синдромы, которые вызвали болезнь, например:
  • спастический парез (паралич) – состояние, характеризующееся ослабленностью движений при непроизвольном напряжении мышц;
  • ригидность – неэластичность мышц;
  • атапсия – нарушение координации речи, не связанное с мышечной слабостью.
В отличие от предыдущей квалификации, данное подразделение является глубоко научным, поэтому вряд ли родителям стоит пытаться очень сильно вникать в его суть.

Тем не менее, если вместе с диагнозом «дизартрия» звучит такая добавка, как: спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая.

Знайте, что речь идет об уточнении невропатологической картины заболевания. В зависимости от психофизического состояния пациента различают дизартрию, возникающую у детей, не имеющих соответствующих отклонений, а детей с:

  • детским церебральным параличом;
  • олигофренией;
  • гидроцефалией;
  • задержкой психического развития;
  • минимальной мозговой дисфункцей.
Наконец, в зависимости от очага локализации поражения аппарата речи выделяют пять видов дизартрии – бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер и других частей определенных черепно-мозговых нервов – лицевого, блуждающего, подъязычного, языкоглоточного, тройничного, из-за чего развивается паралич отвечающих за речевую функцию мышц.

Псевдобульбарная форма характеризуется двусторонним поражением нервных волокон кортико-бульбарного тракта. Это наиболее распространенный вид патологии.
Возникает обычно вследствие перенесенного энцефалита, опухолей, отравления токсинами, родовой травмы и прочих факторов, повлекших поражение головного мозга.

Экстрапирамидная дизартрия возникает на фоне поражения подкорковых узлов и их нервных связей, в связи с чем ее еще называют подкорковой.

Соответственно, мозжечковая дизартрия объясняется повреждением мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы (надо сказать, что у детей эта формапатологиивозникает довольно редко), а корковая – поражениями коры головного мозга.

Первые симптомы

Как было сказано, первый и главный симптом дизартрии – невнятная и нечеткая речь, причем, в отличие от других форм расстройств речевого аппарата, касающаяся не отдельных звуков и слов, а именно речи в целом. Однако у этой патологии существуют и другие, «вспомогательные» проявления.
Поскольку заболевание, как правило, имеет природу, связанную с поражением центральной нервной системы и головного мозга, оно часто сопровождается повышенным либо пониженным мышечным тонусом (спастичность, гипотония, дистония), а следовательно, у маленького пациента можно наблюдать:

  • напряженно сомкнутые губы, зажатость лицевых мышц и шеи, затрудненная артикуляция – при повышенном мышечном тонусе;
  • приоткрытый рот, вялый язык, течение слюны изо рта, речь «в нос» – при пониженном мышечном тонусе;
  • указанные выше симптомы, попеременно сменяющие друг друга в процессе речи – при мышечной дистонии.

Если говорить о проявлении дизартрии в речи, в зависимости от тяжести патологии она может характеризоваться:

  • общей «смазанностью» и отдельными дефектами;
  • замедленностью, невыразительностью, невнятностью, с искажением или пропуском отдельных звуков, в том числе гласных;
  • полностью неразборчивой.
Ребенок с подобным дефектом обычно смягчает твердые согласные, не может произвести звонкие, а шипящие и свистящие произносит сквозь зубы или «боковым» способом.
Помимо речи, дизартрию можно определить и по другим функциям – дыханию, голосу, слуху, моторике и даже умственному развитию.

Так, во время разговора ребенок начинает дышать прерывисто и учащенно, прерывая и не заканчивая выдох.

Слуховое восприятие звуков у таких детей также может быть нарушено. Внешне это можно установить, предложив ребенку назвать первый звук в том или ином слове либо придумать несколько слов, начинающихся с того или иного звука.

Характерной особенностью дизартрии является неразвитая моторика в пальцах: дети испытывают сложности при совершении тех или иных действий с мелкими предметами, не могут рисовать, лепить и пр.

Вследствие этого дефекта также может возникать общая тревожность, капризность и эмоциональная неустойчивость, ребенок плохо воспринимает информацию и не ориентируется в пространстве и времени.
В более взрослом возрасте дети сталкиваются с трудностями при овладении письменной речью.

Дизартрия – серьезная патология. Чем раньше она будет обнаружена, тем успешнее будет лечение. Но как распознать проблему, если малыш еще совсем кроха, и до первых речевых опытов так далеко? На самом деле определенные признаки заболевания можно заметить даже у новорожденного.

Стоит забеспокоиться, если ваш малыш:

  • вместо требовательного звонкого крика издает слабое пищание, лишенное всяческой интонации;
  • плохо и вяло сосет молоко, а после начала введения в рацион твердой пищи – долго не может научиться ее жевать или жует очень вяло;
  • испытывает проблемы с глотанием – часто давится;
  • не выражает чувств с помощью мимики лица;
  • отстает в моторном развитии – позже начинает самостоятельно сидеть, ползать, ходить и, соответственно, лепетать и говорить;
  • спит с вяло открытым ртом и вытекающей из него слюной.
Подобные симптомы могут наблюдаться с различной интенсивностью: родителям не стоит ни пугаться раньше времени, ни самостоятельно ставить диагноз, ни тем более заниматься лечением.
Однако, обнаружив что-то, что кажется необычным, никогда не лишне рассказать об этом педиатру – хотя бы для того, чтобы развеять опасения.

Причины появления

Несмотря на то, что дизартрия у детей изучается достаточно давно (как минимум, полтора столетия), причины, по которым возникает это заболевание, до сих пор достоверно и однозначно не выяснены. Так, долгое время такое нарушение речи объяснялось исключительно родовой травмой.

Однако последние исследования доказывают, что определенные проблемы у некоторых детей, страдающих от речевой дисфункции, возникали еще до рождения, в материнской утробе, а проблемы во время родов могут выступать как дополнительный катализатор.

Важно! Для каждого, в зависимости от очага локализации, вида дизартрии характерны свои наиболее часто встречающиеся причины.

Таким образом, причины появления заболевания условно можно разделить на перинатальные (те, которые возникли во время внутриутробного развития плода), полученные во время родов и приобретенные после рождения.

К первым относятся:

  • гипоксия плода, когда эмбрион испытывает кислородное голодание и недополучает другие вещества, необходимые для его нормального развития;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в первом триместре беременности;
  • хронические патологии, имеющиеся у женщины и отразившиеся на ребенке во время вынашивания (прежде всего опасны нарушения сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, желудочно-кишечного тракта, почечная недостаточность, а также туберкулез легких);
  • интоксикация медикаментозными препаратами, особенно принимаемыми женщиной на ранних сроках беременности;
  • полученные женщиной во время беременности травмы (причем не только физические, но и психические);
  • радиоактивное облучение в период вынашивания малыша;
  • несовпадение группы крови малыша и ребенка, а также резус-конфликт;
  • курение, употребление алкоголя и наркотических веществ беременной женщиной.

Знаете ли вы? Иногда среди причин дизартрии называют токсикоз беременных, хотя на самом деле проведенные исследования выявили прямо противоположную зависимость между токсикозом и нейроразвитием плода. Канадскими учеными доказано, что гормоны, вызывающие токсикоз, положительно воздействуют на плод: в результате дети рождаются с более высоким уровнем интеллекта.

Во время родов малышу грозит:

  • асфиксия из-за обвития пуповиной или при затянувшихся родах, когда ребенок долго находится в стадии прохождения по родовым путям;
  • родовые травмы, в том числе черепно-мозговые;
  • кровоизлияние в мозг (иногда возникает при искусственном родоразрешении или слишком быстрых родах из-за резкого перепада давления).

Наконец, уже в период самостоятельной жизни ребенок может получить дизартрию в качестве осложнения таких заболеваний, как:

  • билирубиновая энцефалопатия новорожденного;
  • менингит;
  • гидроцефалит;
  • энцефалит;
  • менинго-энцефалит;
  • тяжелое отравления (в том числе химическое);
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.
Вызвать патологию речи могут также различные наследственные заболевания и пороки, в том числе опухоли головного мозга, нарушения мозгового кровообращения, нервные, мышечные, нервно-мышечные расстройства и др.

Важно! Не вызывает сомнений, что дизартрия тесно связана с детским церебральным параличом. У этих патологий одинаковые причины, и они часто следуют «рука об руку». По статистике примерно семь из десяти детей с ДЦП имеют нарушения речи той или иной степени тяжести.

Иногда дизартрию связывают с преждевременными родами, однако, при отсутствии других патологий, такая зависимость возникает крайне редко.

Диагностика заболевания

Первоначальный диагноз «дизартрия» обычно ставит логопед, однако для окончательного «приговора» нужна квалифицированная консультация других специалистов, прежде всего невролога.
Так, задачей логопеда является оценить как саму речь (разборчивость, громкость, темп, произношение отдельных звуков и пр.), так и сопутствующие признаки (мимику, состояние мускулатуры лица, дыхание ребенка во время речи, артикуляционные движения, которые он совершает, строение органов, участвующих в речи и т. п.).

Дополнительно специалист обращает внимание на общий уровень речи, ее грамматический строй и лексическую насыщенность, различение звуков. Детям постарше для проверки могут предложить написать текст под диктовку, списать из книги, прочесть, пересказать и прочее.

Как уже упоминалось, не все речевые расстройства охватываются понятием дизартрии, поэтому уже на данном этапе желательно отмести сходные по симптомам патологии.

Знаете ли вы? Своеобразный тест на дизартрию: если ребенка попросить открыть рот, высунуть язык и держать его ровно посередине, а затем показать яркий предмет и начать медленно двигать его в сторону, одновременно с глазами, следящими за предметом, у ребенка в ту же сторону начнет двигаться язык.

Конечно, огромное значение для правильной диагностики имеет изучение анамнеза: чем болела мама во время беременности и сам малыш, когда он начал держать головку, ходить, говорить, как реагирует на игрушки и т. п.
Тестов и методик, при использовании которых определяют наличие патологии, ее вид и причины возникновения, - множество, и все они в совокупности в конце концов дадут специалисту четкую картину.

При помощи инструментальных методов и исследований диагностируют не саму дизартрию, а нервную патологию, которая ее вызвала. К таким исследованиям относятся МРТ, компьютерная томография головного мозга, нейросонография, электронейрография, электроэнцефалография, электромиография, транскраниальная магнитная стимуляция и пр.

Однако подобные процедуры обычно назначают только в тяжелых случаях - для назначения правильного медикаментозного лечения основной причины речевого расстройства.

Лечение и коррекция

Как уже было сказано, дизартрия – это расстройство речи, вызванное патологией нервной системы. Понятно, что лечить такое заболевание в домашних условиях, давая малышу сладкие пилюльки по определенному графику, не получится, поскольку прежде всего необходимо понять причину, спровоцировавшую нарушение и воздействовать непосредственно на нее.
В данном случае ребенку необходима серьезная комплексная терапия, неразрывно сочетающая в себе три фактора:

  1. Специальные логопедические занятия по индивидуальной методике;.
  2. Медикаментозную терапию.
  3. Дополнительные упражнения и процедуры, среди которых самое главное – внимательное отношение родителей, их тепло, любовь и терпение.

Важно! Чем раньше начать занятия и чем серьезнее к ним относиться, тем выше вероятность того, что ребенок сможет пойти в обычную школу, а не в специализированное учреждение для детей с ограниченными возможностями.

Логопедия

Логопедические методы лечения дизартрии, безусловно, играют первостепенную роль. К ним относится целый комплекс мероприятий, направленных на развитие у малыша:

  • мелкой моторики (с этой целью доктор разрабатывает индивидуальный комплекс упражнений для пальцев рук);
  • речевого аппарата (предполагает особые формы массажа и артикуляционной гимнастики);
  • дыхания – как обычного, так и во время разговора (используется дыхательная гимнастика);
  • голосовых функций (определенные ортофонические и фонопедические упражнения);
  • навыков правильно произносить звуки;
  • умения говорить выразительно;
  • способности общаться с окружающими при помощи речи.

Конкретные методики и их комбинации, естественно, зависят как от тяжести состояния пациента, так и от конкретного вида патологии по очагу локализации. Немаловажное значение имеет возраст ребенка и общий уровень его развития.

Медикаменты

Сразу оговоримся: медикаментозного лечения дизартрии не существует. При нарушении речи обычно назначают нейрометаболические стимуляторы - препараты, направленные на улучшение мозговой деятельности.

Такая терапия имеет цель «подстегнуть» ребенка к активному познанию окружающего мира, облегчить ему процесс обучения, укрепить память, стимулировать развитие интеллекта.

Знаете ли вы? Препараты, обладающие указанным действием, имеют общее наименование «ноотропы», происходящее от двух греческих слов: noos - разум, мышление; tropos - направление, влияние. Таким образом, дословно речь идет о лекарстве, влияющем на разум.

В частности, среди обычно используемых для терапии медикаментов можно выделить «Фенибут», «Кортексин», «Глицин», «Энцефабол», «Пантокальцин» и другие.
Помимо ноотропов, при лечении патологии используют сосудистые (для улучшения мозгового, сердечного и периферического кровообращения), седативные (для снятия симптомов раздражительности и тревожности), метаболические (для улучшения обмена веществ) и некоторые другие категории препаратов.

ЛФК

Задача лечебной физкультуры – укрепить лицевые мышцы малыша, развить у него общую моторику, выработать навыки самообслуживания. Главное условие ее эффективности – регулярные занятия. Им нужно уделять как минимум полчаса в день.

Например, для разминки по пятнадцать раз выполняем следующий комплекс:

  1. Делаем повороты туловища в стороны, отведя руки в стороны в положении стоя, ноги вместе.
  2. Кладем ребенка на плоскую поверхность, руки вдоль корпуса. На глубоком вдохе малыш должен поднимать вверх ноги и голову, туловище остается в горизонтальном положении.
  3. В положении на коленях ставим руки на пояс, делаем глубокий вдох и прогибаемся назад. На выдохе делаем наклон вперед.
После таких упражнений обычно следуют дыхательная гимнастика по составленному логопедом комплексу, им же разработанные массажные процедуры и разработка пальчиков.

Нетрадиционная медицина

Обычно под нетрадиционной медициной мы понимаем иглоукалывание, гомеопатию и прочие методики, отличные от более привычных для нашего менталитета лекарств. Надо сказать, что такие способы лечения дизартрии действительно используются, особенно в станах Востока, прежде всего в Китае.

Но есть еще один метод, который в нашем понимании тоже можно отнести к нетрадиционному. Его имя – правильное питание. По сути все вещества, которые содержатся в упомянутых выше ноотропах, можно получить и из обычных продуктов.

Речь прежде всего идет о витаминах (А, В, С, Е) и минералах (йод, магний, селен, цинк), а также полиненасыщенных жирных кислотах – словом, обо всем, что природным способом стимулирует мозговую деятельность и улучшает способность ребенка адекватно воспринимать мир.

С этой точки зрения детям с расстройствами речи полезно «налегать» на морепродукты, орехи, крупы, отруби, свежие овощи и фрукты (в идеале – с собственной дачи или с бабушкиного огорода).
Среди прочих нетрадиционных и очень приятных форм лечения детишек, испытывающих проблемы с речью, стоит назвать дельфинотерапию и иппотерапию (упражнения, при которых тренерами выступают дельфины и лошади), изотерапию (общение с миром при помощи рисования), а также различные виды игровой терапии (сенсорная, песковая и прочие).

Такие занятия помогут ребенку справиться с замкнутостью и раздражительностью, успокоят и приучат к тому, что коммуникация – это обмен информацией и взаимное удовольствие от того, что тебя понимают другие, а ты понимаешь их.

Профилактика дизартрии

Безусловно, первый и самый главный способ профилактики дизартрии – ответственное отношение мамы к своему здоровью во время беременности. Лучше не допустить патологии, чем потом лечить ее и опасаться последствий.

Важно! Одни и те же проблемы могут вызвать либо не вызвать речевые нарушения у ребенка, и никто не может исключить, что проблемы можно избежать или сильно ее уменьшить, уделяя умственному и эмоциональному развитию своего малыша как можно больше внимания с первого дня его жизни.

Тем не менее, если те или иные предпосылки для возникновения патологии уже существуют (выше мы подробно говорили о причинах заболевания), очень важно как можно раньше выявить ее первые симптомы и постараться принять соответствующие меры.

С этой точки зрения для того, чтобы ваш ребенок лучше и четче говорил:

  • общайтесь с ним с самого рождения (а лучше – с момента зачатия), используйте при этом «нормальный» язык, без сюсюканья и коверканья слов;
  • всячески поддерживайте и стимулируйте первые проявления речевой активности;
  • развивайте пальчиковую моторику крохи, провоцируйте его хватать и удерживать предметы ручками;
  • учите малыша играть с мелкими игрушками, особенно такими, которые нужно складывать в определенном порядке (кубики, конструкторы и т. п.);
  • читайте и рассказывайте, описывайте с помощью языковой речи происходящие события, словом – общайтесь с малышом в каждую свободную минуту!
Дизартрия – неприятный диагноз, прогнозировать в этом случае наверняка ничего нельзя. К сожалению, при сложной форме патологии головной мозг и центральная нервная система ребенка могут иметь необратимые нарушения.

Однако при терпеливой и регулярной терапии, а главное - в атмосфере любви и поддержки со стороны близких ребенок может научиться говорить максимально понятно, что, безусловно, необходимо для его дальнейшей социализации и способности находиться в коллективе, обучаться, читать, писать и познавать этот удивительный и прекрасный мир!

Дизартрия - заболевание в логопедии, связанное с расстройством произносительной организации речи. Обычно предпосылкой к дизартрии служит поражение центрального отдела анализатора речи и движений, а также нарушения снабжения нервами мышц аппарата артикуляции. При дизартрии пациент вынужден страдать от нарушения моторики речи, у него затруднено произношение звуков, нарушена система речевого дыхания и голоса. Тяжелой формой дизартрии можно назвать анартрию.

Диагностировать дизартрию можно с помощью повсеместно распространенных исследований: электроэнцефалографии, электромиографии, магнитно-резонансной томографии области головного мозга и так далее. Кроме того, в ходе обследований на выявление дизартрии проводятся и логопедические исследования устной и письменной речи. Скорректировать неприятные последствия дизартрии можно с помощью лечебных мероприятий, включающих в себя медикаментозное лечение, лечебную физическую культуру, специальный массаж, логопедические занятия, специализированную гимнастику артикуляции и так далее.

Дизартрия признана одним из наиболее тяжелых нарушений в области логопедии, и при выявлении соответствующих симптомов лечебные мероприятия должны быть начаты незамедлительно. Пациенты, страдающие дизартрией, имеют невнятную и нечленораздельную речь. Ранее случаи дизартрии у детей были единичными и составляли не более 5% от всего числа больных с логопедическими нарушениями. Однако в последние годы был отмечен рост числа страдающих этим недугом, причем темпы распространения дизартрии увеличиваются с каждым годом. По распространенности дизартрия находится на втором месте после дислексии.

Поскольку появление дизартрии связано не только с внешними, но и с внутренними факторами и обусловлено нарушениями, относящимися к психиатрии и неврологии, лечебные мероприятия назначаются не только логопедом, но и специалистами данных областей. Ход лечения подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями того или иного случая.

Причины дизартрии

Как было сказано ранее, дизартрия - заболевание, связанное не только с логопедическими, но и с психиатрическими и неврологическими нарушениями. Потому и причины возникновения этого расстройства исходят из этих предпосылок.

Нередко дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, подразумевая те же причины появления. Это поражения центральной нервной системы органического характера. Как правило, возникают эти нарушения во внутриутробном периоде, во время родов или же в период раннего развития - до двух-трех лет. Если говорить о периоде беременности, то факторами появления дизартрии могут выступить токсикозы, гипоксия плода , конфликт резус-факторов, соматические заболевания матери. В период раннего развития и во время разрешения матери причинами появления нарушения могут стать патологическое течение родов, травмы, асфиксия, ядерная желтуха. Нарушение также может проявиться и у недоношенных детей. Дети, страдающие ДЦП, в большинстве своем также имеют это логопедическое заболевание - процент поражения составляет практически 100%.

Нейроинфекции (например, менингит или энцефалит) часто также несут появление дизартрии. Помимо них, факторами появления являются гнойный отит, гидроцефалия, черепно-мозговые травмы, интоксикация, протекающая в тяжелой форме. Чаще всего ей сопутствуют и поражения ЦНС.

Несмотря на то, что заболевание чаще всего появляется в детском возрасте, и у взрослых людей может возникнуть дизартрия. В большинстве случаев это обусловлено перенесенными травмами и поражениями ЦНС (инсульты, черепно-мозговые травмы тяжелой степени). Нейрохирургические вмешательства и опухоли головного мозга также могут повлиять на состояние речевого аппарата пациента. Кроме того, дизартрия появляется у больных с рассеянным склерозом и другими заболеваниями этой группы, болезнью Паркинсона, миастенией, миотонией, атеросклерозом, олигофренией и так далее. Проще говоря, в большинстве случаев дизартрию сопровождает тяжелое поражение нервной системы и нарушение деятельности головного мозга.

Классификация дизартрии

Дизартрия, поскольку подразумевает под собой целый ряд нарушений, получила определенную классификацию. Она была создана по принципам локализации заболевания и синдромологического подхода.

Принцип локализации разделяет дизартрию на следующие формы:

  1. бульбарная дизартрия (вызвана поражениями ядер черепно-мозговых нервов, например, тройничного, лицевого или языкоглоточного);
  2. псевдобульбарная дизартрия (вызвана поражениями корково-ядерных проводящих путей);
  3. подкорковая дизартрия;
  4. мозжечковая дизартрия, вызванная поражением мозжечка;
  5. корковая дизартрия, вызванная очаговыми поражениями коры головного мозга.

Принцип синдромологического подхода предлагает следующие виды дизартрии:

  1. спастико-ригидная;
  2. спастико-паретическая;
  3. спастико-гиперкинетическая;
  4. спастико-атактическая;
  5. ататико-гиперкинетическая.

Помимо упомянутых выше классификаций, дизартрию можно рассмотреть и со стороны логопедии. Основой для выделения служит то, насколько ясно и членораздельно сможет изъясняться человек, страдающий этим расстройством. В настоящее время по этому принципу выделяют четыре степени тяжести заболевания:

  1. стертая дизартрия (1 степень тяжести) характеризуется тем, что сопровождающие дизартрию дефекты могут быть распознаны специалистом только в ходе специального логопедического обследования;
  2. 2 степень тяжести, как правило, охарактеризована наличием у пациента дефектов речи, однако речь его остается относительно членораздельной и понятной;
  3. 3 степень тяжести ставится пациенту, когда речь его затруднена настолько, что понятна только его близкому окружению и в редких случаях незнакомым людям;
  4. 4 степень тяжести является анартрией, то есть речь пациента полностью нечленораздельная либо же пациент вообще не может говорить.

Стоит отметить, что определенная степень тяжести ставится врачом после комплекса диагностических мероприятий, зачастую включающих консультации не только логопеда, но и прочих специалистов.

Симптомы дизартрии

Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту». Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.

Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица. Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение. Заметно выражена назализация голоса. Дизартрия, сопровождающаяся мышечной дистонией, может быть выражена изменением мышечного тонуса с низкого на более высокий.

Затрудненное произношение звуков при дизартрии может выражаться в разных степенях. Зависит это от того, насколько сильно поражена нервная система в том или ином случае. В то время как первая степень тяжести дизартрии характеризуется лишь некоторыми дефектами речи и искажениями звуков, которые редко доставляют сильный дискомфорт в жизни пациента, вторая и последующие степени подразумевают более заметные дефекты: замены звуков, пропуски. Речь при этом замедляется, теряет внятность и ясность для окружающих. Речевая активность пациента становится ниже, а в случае анартрии (при параличе мышц) вообще сводится к минимуму.

Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово. Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена. Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.

Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.

Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза. Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная. При всех этих факторах характерно наличие фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что приводит к сопутствующему появлению некоторых форм дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Дизартрия, как было сказано ранее, имеет ряд клинических форм. Каждая из них характеризуется определенными специфическими чертами. Так бульбарная дизартрия характеризуется амимией, арефлексией. У пациентов нарушены механизмы сосания, глотания пищи, жевания. Артикуляция звуков невнятна, отличается крайней простотой. Согласные произносятся аналогично щелевым звукам. Тембр также имеет характерные черты, к примеру, назализацию или дисфонию.

Псевдобульбарная дизартрия определена мышечным гипертонусом, что ведет за собой нарушения движения языка. Пациент не может поднять кончик языка, удержать его в каком-либо положении. Другие действия языком тоже вызывают трудности. Характерно обильное слюноотделение, глоточный рефлекс усилен. Речь смазана, нечленораздельна, пациент произносит «в нос». Шипящие и свистящие звуки произносятся невнятно.

Подкорковая дизартрия характеризуется непроизвольными насильственными движениями мышц, отвечающих за мимику и артикуляцию. Нарушен тембр голоса, его сила. Имеют место быть гортанные вскрики, которые вырываются у пациента непроизвольно.

Мозжечковая дизартрия характеризует нарушение координации речи, характерен тремор языка, скандированное произношение, выкрики. Речь невнятная, заторможенная. Помимо речевых нарушений, пациенту присущи нарушения координации: шаткость походки, нарушенное равновесие и так далее.

Корковая дизартрия подразумевает нарушение моторики артикуляции. Речевое дыхание, голос не нарушены, однако имеются затруднения и нарушения чтения, письма, понимания речи и тому подобного. Имеется артикуляционная апраксия, которая присуща некоторым формам корковой дизартрии.

Диагностика дизартрии

Выявление дизартрии и назначение последующих лечебных мероприятий, как правило, производится совместно неврологом и логопедом. Назначение неврологических обследований зависит от того, какой диагноз поставлен предварительно.

Наиболее часто для диагностики дизартрии применяются исследования МРТ, электрофизиологической группы, например, ЭЭГ или ЭМГ. К числу логопедических исследований, применяемых при дизартрии, относятся те, которые направлены на оценку речевых и неречевых нарушений. Специалистом оценивается строение артикуляционного аппарата, объем движений, мускулатура и мимика пациента, а также частота и интенсивность дыхания в процессе речи. Собирается анамнез развития речи пациента.

Особое внимание уделяется диагностике устной и письменной речи. В первом случае специалистом исследуется звукопроизношение, темп, ритм и разборчивость речи. Во втором - пациенту предлагается выполнить задания на списывание текста, написать диктант, прочесть текст вслух или же осмыслить прочитанное.

Коррекция дизартрии

Коррекция дизартрии подразумевает систематическую медикаментозную терапию, реабилитационные мероприятия, лечебную физкультуру, физиотерапевтические мероприятия и тому подобное. Неврологом после проведения ряда обследований назначается необходимый комплекс мероприятий, подбирающийся в зависимости от индивидуального случая.

Нередко применяются нетрадиционные методы лечения: дельфинотерапия, изотерапия, пескотерапия, сенсорная терапия и тому подобное. Хорошие результаты показывает применение иглоукалывания.

Логопедические занятия направлены на развитие мелкой моторики, моторики аппарата речи. Проводится работа с дыханием пациента, голосом, межречевой коммуникацией.

Прогноз и профилактика дизартрии

Дизартрия поддается коррекции, если работу над нарушениями начать в раннем возрасте или же на ранней стадии развития. Большую роль в успехе всех мероприятий играет окружение пациента, а также его личные усилия в процессе лечения. При определении у человека первой степени тяжести дизартрии добиться полной нормализации речи удается в большинстве случаев. Такие дети впоследствии свободно обучаются в общеобразовательных школах и легко общаются со сверстниками.

При выявлении тяжелых форм добиться такого результата практически невозможно. Скорректировать удается только состояние речевой функции. В этих случаях комплекс мероприятий значительно шире, а пациенту требуется социализация в специализированных учреждениях. Важна преемственность этих логопедических учреждений: посещать следует специализированные детские сады, коррекционные школы, не пренебрегать лечением в психоневрологических стационарах.

Профилактика дизартрии при наличии факторов, способных вызвать ее развитие в перинатальном периоде, должна производиться с первых дней жизни. Необходимо оберегать ребенка от нейроинфекций, черепно-мозговых травм, а также исключить риски токсических воздействий.

Следует отметить, что большую роль в успешном исходе лечебных мероприятий играет систематический подход и комплексная организация мероприятий. Наряду с традиционным лечением не следует отказываться от нетрадиционных методик. И, конечно, в комплекс мероприятий обязательно должна быть внесена работа по физической активности пациента.

Узнать информацию о клиниках, в которых возможно проведение диагностики, а также последующее лечение дизартрии в пределах города Москвы, вы можете, воспользовавшись нашим ресурсом. Здесь же вы найдете необходимую информацию и контактные данные.

Бульбарная форма

Этиология: поражение ядер черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего X и подъязычного XII.
Патогенез: нарушения по типу периферического вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония.
Симптоматика: речь невнятная, смазанная.
1) Парез голосовых складок. Парез мышц мягкого неба не позволяет использовать ротовой резонатор.
Преобладают глухие или полузвонкие варианты, соноры заменяются на глухие (например, рама - тата). Речь крайне неразборчива и непонятна. Гласные приобретают шумный оттенок (с призвуком "Х"). Все ротовые звуки назализованы (например, дочь- хох). Стирается противопоставление по признаку "ротовой - носовой".
2) Парез мышц артикуляции .
Язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует. Некоторые отдельные слова заменяются глоточным выдохом (кот-хох). Наблюдается явление уподобления звуков речи системе фонем другого языка. Симптом выпадения артикуляции (например, баба-папа-фафа-хаха).
3) Парез дыхательных мышц.
Уменьшается подскладочное давление на голосовые складки
Отсутствует четкая координация вдоха и выдоха в момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется. Голос затухает к концу фразы. Наблюдаются явление гипотонии: голос звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно.

Коррекция: речевая терапия проводится на фоне лечения бульбарного синдрома с применением существующих медикаментозных и немедикаментозных методов воздействия. Обращают внимание на развитие точности артикуляционных движений, проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.

Псевдобульбарная форма

Этиология: поражение кортиконуклеарного пути на любом участке.
Патогенез: центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга.
Симптоматика: Спастичность, повышенный мышечный тонус (гипертонус), при котором в руках повышается тонус сгибателей, а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. Язык подтянут к глотке, движения вверх грубо нарушаются. Присутствуют различные синкинезии. Повышенная саливация. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. Уменьшается объем и функционирование голосовых складок: голос грубый, хриплый, резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны.

Коррекция: речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности.
В дальнейшем производится воспитание речевых кинестезий, развитие кинестетического следового образа в речевой мускулатуре и в мышцах пальцев рук.
Вся речевая терапия проводится на фоне медикаментозного лечения.
Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

Мозжечковая форма

Этиология: поражение мозжечка и его связей.
Патогенез: гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии.
Симптоматика: Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). Речь замедленная, скандированная Возникает большая истощаемость речи; нарушается модуляция, длительность звучания, интонационная выразительность. Губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.

Коррекция: важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Подкорковая (экстрапирамидная) форма

Этиология: поражение экстрапирамидной системы.

1. Патогенез: нарушение мышечного тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной.
Симптоматика: Нарушен дыхательный ритм, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Движения медленные, бедные, невыразительные с замиранием в неудобной позе. "Поза старика" -шаркающая походка, руки согнуты в локтях, голова и грудь. Мимика бедная, мелкая моторика не сформирована. артикуляция ослабленная.

2. Патогенез: при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов
Симптоматика: 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер;
2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики.
Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность.

Коррекция: Все речевые занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной терапии. Использование рефлекс - запрещающих позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности движений в определенном ритме и темпе, произвольного прекращения движений и переключений с одного движения на другое. Разрабатывается ритмичное, произвольное дыхание. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка. Важная роль принадлежит пению и логоритмике. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки). Развитие артикуляции и фонации. Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Проводиться коллективная речевая игротерапия. Применяются отдельные элементы аутогенной тренировки.

Корковая форма

При эфферентной форме
Этиология: поражение локализуется в области передней центральной извилины.
Патогенез: страдает иннервация артикуляционной мускулатуры.

При афферентной форме
Этиология: наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга.
Патогенез: кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.

Симптоматика: страдают звуки, произношение кот. связано с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.) Нет слюнотечения, нет нарушений голоса и дыхания.

Коррекция: на фоне медикаментозной терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) , нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

Проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др; инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности; асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный период; механическое родовспоможение (щипцы, вакуум). В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция). Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками:: плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляторного аппарата:

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Наблюдается «девиация» языка при логоп. гимнастике, гиперсаливация.

Дети со ст. дизарт. по заданию выполняют все движения из логопед. гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со ст. дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком. На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж., логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания.