Тема повести: фантастическое и реальное в обрисовке петербургской действительности при помощи сатиры.

Идея повести: вынудить людей ощутить пошлость, которая их окружает, так как у пошлости единственная мысль о себе, потому что она неразумна и ограничена и ничего вокруг, кроме себя, не увидит и не поймет.

Характеристика главных героев:

Ковалёв – коллежский асессор, «человек не злой и не добрый», все его мысли зациклены на собственной личности. Личность эта незаметная и он старается ее приукрасить. Говорит о своих знакомствах с влиятельными людьми. Очень захвачен заботами о своей наружности. Как растормошить этого человека? Только поставить в семейное положение.

Иван Яковлевич – цирюльник, как всякий русский мастеровой «был пьяница страшный», неопрятный.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Находка носа Ковалёва, которого он брил два раза в неделю, заставила его оцепенеть от ужаса. Он был ни жив, ни мертв. С трудом избавился от носа.

Впечатление о книге: сначала кажется, что эта история-шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. Сплетни, мелочность, чванство – все это пошлость. У пошлости нет доброты, нет ничего благородного. Фантастические подробности усиливают сатирическое изображение петербургского общества и отдельных представителей, как например, майора Ковалёва.

Немало обсуждений и злой критики в сторону автора вызвала повесть Гоголя «Нос». Краткое содержание повествует о фантастичной истории, которая ни при каких обстоятельствах не могла произойти по-настоящему. Из-за нереалистичности сюжета не все журналы соглашались печатать это произведение, писателю пришлось даже несколько раз вносить изменения в свою повесть. Мало кто из современников Гоголя понял, что «Нос» обладает двойным смыслом. Описывая абсурдную ситуацию, Николай Васильевич хотел показать изъяны общества его времени.

Пропажа носа

Удивительное происшествие произошло 25 марта, именно тогда утром цирюльник Иван Яковлевич нашел в хлебе, испеченном женой, нос своего клиента коллежского асессора Ковалева. Мужчина решает избавиться от такой находки, но постоянно ее роняет, на что ему указывают окружающие. В конце концов, цирюльник выбрасывает нос в Неву. Тем временем Ковалев просыпается и подходит к зеркалу, чтобы посмотреть на вскочивший но не обнаруживает и самого носа.

О том, что коллежский асессор крайне нуждается в приличной внешности, повествует (об этом, собственно, говорится в самом произведении) краткое содержание. Нос рушит все его надежды, ведь Ковалев приехал в столицу с целью найти себе хорошую работу и жениться. Пропажа такой значимой части тела делает асессора бесправным и никому не нужным.

Встреча с носом

Краткое содержание повести «Нос» Гоголя рассказывает о том, что кое-как прикрыв свое лицо, Ковалев отправляется к обер-полицмейстеру, но на пути встречает свою утерянную часть тела. Нос, одетый в шляпу с плюмажем, расшитый золотом мундир в чине статского советника садится в карету и едет в Казанский собор молиться. Майор отправляется за ним, сначала Ковалев даже робеет при виде такого знатного чиновника. На просьбу вернуться обратно нос делает вид, что не понимает о чем речь и коллежский асессор в своих намерениях не преуспевает.

Обер-полицмейстера Ковалев дома не находит, поэтому идет давать объявление в газету о пропаже части тела, но и там терпит неудачу - именно об этом повествует вслед за произведением и его краткое содержание. Нос не может просто так пропасть у приличного человека, поэтому и частный пристав лишь с раздражением выслушивает жалобу майора и ничем не помогает.

Расстроенный Ковалев приходит домой и начинает обдумывать причину своего несчастья. И тут ему приходит в голову, что, возможно, во всем виновата штаб-офицерша Подточина, нанявшая каких-нибудь колдуний, ведь коллежский асессор не торопился брать в жены ее дочь. Когда полицейский приносит завернутый в бумажку нос, Ковалев не находит себе места от радости - именно это передает нам краткое содержание. Нос тем временем даже и не думает приставать на место.

Счастливый конец

По столице расползлись слухи о том, что нос коллежского асессора прогуливается по Невскому проспекту, гуляет в ходит в магазин Юнкера. Но 7 апреля все встало на свои места - Ковалев проснулся и обнаружил пропажу на своем законном месте.

Краткое содержание «Носа» хоть и краткое, но все же вмещает в себя рассказ о том, что всего за один день майору удалось побывать во многих местах: в кондитерской, в департаменте, даже посчастливилось встретить Подточину с дочерью. А описание в повести счастливого Ковалева автор прерывает признанием о том, что эта история выдумана. Гоголь даже удивляется тому, что некоторые писатели берут подобные сюжеты за основу своих произведений.

Одной из характерных для мастерства Н. В. Гоголя черт является умение сделать шедевр из случайно услышанной истории или популярного анекдота. Ярким примером такой писательской способности служит повесть «Нос», вызывавшая немало споров у современников и не утратившая своей актуальности по сей день.

Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.

Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.

Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.

Жанр и направление

К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.

Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.

Композиция повести

Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.

  1. Первая часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта, а также отправную точку всего повествования. По своей структуре она тоже состоит из трех блоков: обнаружение носа – намерение избавиться от него – освобождение от бремени, оказавшееся ложным.
  2. Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалёвым. Здесь также есть завязка (обнаружение пропажи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как итог, возвращение носа.
  3. Третья часть однородна, является лаконичным и ярким аккордом, завершающим произведение.

О чем?

Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.

Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».

Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.

Реальное и фантастическое

Гоголь в своей повести умело сочетает . Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.

В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.

Главные герои и их характеристика

  1. Петербург в «Носе» Гоголя гораздо больше, чем просто город. Это обособленное место со своими законами и реалиями. Сюда приезжают, чтобы сделать себе карьеру, а уже достигшие каких-либо успехов стараются не померкнуть в глазах окружающих. Здесь всё возможно, даже нос способен стать на время независимым.
  2. Традиционный для Гоголя образ маленького человека представляет персонаж Майор Ковалёв. Для него важно, как он выглядит, пропажа носа приводит его в отчаяние. Он считает, что можно обойтись и без руки или ноги, но без носа – ты не человек, «просто возьми да и вышвырни за окошко». Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине. Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?
  3. Образ Носа в повести достаточно ярок. Он превосходит своего хозяина: его мундир дороже, ранг значительнее. Немаловажным различием между ними является поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалёв засматривается на красивую женщину, думает о чём угодно, только не о своей душе.
  4. Темы повести

  • Тематика повести достаточно широка. Главная тема, конечно, социальное неравенство. Каждый герой находится на своём месте в социальной системе. Их поведение и роль в обществе полностью соответствует занимаемому положению, но нарушить эту идиллию никак нельзя. Будет странно, если высший чиновник не нагрубит титулярному советнику, а титулярный советник – конюху.
  • Тема маленького человека в повести освещена достаточно ярко. Майор Ковалёв, не имея никаких особых связей, не может опубликовать в газете объявление о пропаже носа. Жертва «Табели о рангах» даже не может близко подойти к своей собственности, которая оказалась более знатной.
  • Тема духовности также присутствует в произведении. Ковалёв не имеет хорошего образования, военная служба позволила ему стать майором, главное для него – внешность, а не внутренний мир. Нос противопоставлен герою: беглец сосредоточен на богослужении, он не отвлекается на окружающих дам, в отличие от хозяина. Для майора характерно фривольное поведение: он приглашает к себе девиц и намеренно мучает мнимой надеждой дочь Подточиной.

Проблемы

  • Гоголь в «Носе» раскрывает пороки, касающиеся, как общества в целом, так и отдельных личностей. Главная проблема повести – филистерство. Ковалёв гордится своим чином, мечтает о блестящей карьере. Его беспокоит, что дефект лица помешает ему в свершении дальнейших планов. Он дорожит общественным мнением, а какая молва может пойти о человеке без носа?
  • Проблема безнравственности поднимается в повести. Цирюльник не стремится вернуть нос владельцу, признаться в своей, может быть, вине в том, что испортил лицо. Нет, он спешит избавиться от странного предмета, надеясь остаться безнаказанным. Да и аморальность поведения Ковалёва говорит сама за себя.
  • Другой высвеченный Гоголем порок – лицемерие. Надменный Нос не желает общаться с тем, кто ниже его рангом, как и его малодушный хозяин.

Смысл произведения

Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.

Чему учит?

В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.

Художественное своеобразие

В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.

Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.

На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.

Критика

Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» - реализм и фантастичность
2. Сатирические Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» .

3. Значение образа Носа-чиновника.

Н. В. Гоголя принято считать одним из основоположников русского реализма. Однако реализм в произведениях этого писателя очень часто переплетается с фантастическими образами, полными глубокого смысла. Вспомним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Вий», жуткие образы которой связаны с древней языческой мифологией, «Портрет» и даже всем известную «Шинель», где появляется призрак чиновника, срывающий шинели. Повесть «Нос» также представляет собой причудливую смесь реальной жизни России XIX века и сказочной фантасмагории, чем-то напоминающей повести Одоевского.

Однако за фантастической историей пропавшего носа скрывается беспощадная сатира, высмеивающая человеческие пороки. Показывая семейный быт цирюльника Ивана Яковлевича, Гоголь демонстрирует и его безволие и страх перед женой, его неопрятность, не забывая упомянуть и о его пьянстве, причем как о совершенно естественном явлении: «Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный».

Типичные взгляды на женитьбу как на выгодную сделку и способ разбогатеть мы находим в следующих строках: «Майор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу». Гоголь высмеивает корыстолюбие своего героя, его страх перед сплетнями, его невежество и пустое тщеславие - черты, весьма обыкновенные в чиновничьей среде. В Газетной Экспедиции, куда майор Ковалев пришел, чтобы дать объявление о своей пропаже, он ведет себя так, словно больше все опасается, что его знакомым станет известно о его несчастье и его засмеют: «Нет, зачем же фамилию? Мне нельзя сказать ее. У меня много знакомых: Чех-тарева, статская советница, Палагея Григорьевна Подточйна, штаб-офицерша... Вдруг узнает, боже сохрани! Вы можете просто написать: коллежский ассесор, или, еще лучше, состоящий в майорском чине». Но ведь в его ситуации куда важнее скорее отыскать нос, а не задаваться подобными вопросами - кто что скажет!

Комичные Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» - это рассуждения героя о причинах исчезновения носа: «Майор Ковалев, сообразя все обстоятельства, предполагал едва ли не ближе всего к истине, что виною этого должен быть не кто другой, как штаб-офицерша Подточина, которая желала, чтобы он женился на ее дочери... Штаб-офицерша, верно, из мщения, решилась его испортить и наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб...». Следует заметить, что подобное предположение даже не особенно логично. Ведь если бы даже Подточина и решила прибегнуть к помощи «колдовок-баб», то она скорее предпочла бы, чтобы те приворожили его к ее дочери, а не лишали потенциального жениха носа.

Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» - это бездумное чинопочитание, господствующее над умами людей. Он показывает разные стороны этой нравственной язвы, когда за мундиром подчас не разбирают, кто перед тобой - нос или человек.

Страх Ивана Яковлевича перед полицейскими - одна из иллюстраций всесилия чиновничьего аппарата в России. Простому человеку всегда было трудно что-то доказать чиновникам, независимо от того, прав он или виноват. Поэтому «мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его» совершенно расстроила незадачливого цирюльника.

То же самое благоговение перед чином мы находим и в стремлении Ковалева именоваться непременно майором: «Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским ассесором, но всегда майором».

Но своего наивысшего звучания мотив чинопочитания в России достигает в сцене разговора Ковалева с собственным носом. Гротескность и внешняя фантастичность этого эпизода лишь подчеркивают его подлинный смысл. Ковалев не сомневается, что перед ним - его же собственный нос; и тем не менее он робеет перед ним, потому что чип у носа выше, чем у него: «Как подойти к нему? - думал Ковалев. - По всему, по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник. Черт его знает, как это сделать?»

В фантастическом рассказе о небывалом происшествии - побеге носа - Гоголь мастерски раскрывает мысль о нравственной близорукости большинства людей, привыкших видеть только чин, но не того, кто его носит. Устами полицейского, принесшего Ковалеву его нос, автор говорит следующие слова, которые выражают главную идею повести: «...странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но к счастию, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос. Ведь я близорук, и если вы станете передо мной, то я вижу только, что у вас лицо, но ни носа, ни бороды, ничего не замечу. Моя теща, то есть мать жены моей, тоже ничего не видит».

К счастью для героя повести, полицейский надел очки. Но очки нужны не только ему одному - очки беспристрастности, которые позволяют видеть человека, а не его чин.

Год написания: 1835 Жанр: повесть

Герои: Платон Кузьмич Ковалев - коллежский асессор, Иван Яковлевич - цирюльник,пьяница, Нос - сбежавший от хозяина

Сюжет: Повесть знакомит нас с необыкновенным эпизодом, который произошел с Ковалевым. Как-то завтракая, парикмахер находит в булке хлеба нос, который принадлежал майору. Он всячески пытается освободиться от этого ненужного ему предмета, но у него долго не получается. Наконец-то он выбрасывает нос в реку. А Ковалев, обнаружив пропажу своего носа, сильно страдает. И когда он возвращается к хозяину, то мы видим, как коллежский асессор успокаивается, и жизнь ему кажется совсем уже такой печальной.

Автор пытается разоблачить все пороки петербургской среды, показывая на примере главного героя Ковалеве. Ведь вначале он предстает перед читателями высокомерным человеком со своими привычками, но данная потеря обличает нам майора со всеми его отрицательными качествами. Заставить людей почувствовать окружающую их пошлость - основная цель писателя.

В один из дней некий Иван Яковлевич нашел в хлебе нос, принадлежащий майору Ковалеву. Цирюльник хочет выкинуть необычную вещь, но окружающие не дают ему сделать это. Наконец он бросает его в воду с моста, но полицмейстер делает ему замечание. Параллельно с происходящими событиями мы видим, как коллежский асессор, проснувшись, не видит у себя на лице носа. С ним случается истерика. Как же так? Как он будет жить дальше? Он не сможет теперь появиться в приличных семействах, да и за женщинами он тоже не сможет приударить. А некоторые красавицы Петербурга уже знают его хорошо. А ведь он привык прогуливаться по городу в опрятном мундире и всегда ухоженным мужчиной. Что же подумают они, увидев господина в таком неприличном виде?

Прикрывшись платочком, Ковалев выходит из дома и направляется прямо к обер-полицмейстеру. По дороге он заходит в питейное заведение и желает посмотреться в зеркало. А вдруг все случившееся ему почудилось? Но вместо такого важного органа только пустота. Следуя далее, он замечает, что его собственный нос, весь принаряженный выходит из подъезда соседнего дома и важно направляется к карете. Майор поспешно устремляется за ним. И неожиданно для него, нос прибывает в храм на службу. Ковалев, вначале робко и несмело старался поговорить с ним о возвращении к хозяину, и вначале не мог даже заговорить, но его взгляд перешел на красавицу в шикарном головном уборе. И он и забыл о том, зачем здесь находится. Майор хотел было пофлиртовать с дамами, но вспомнив в каком он положении, хотел было продолжить разговор с носом, но того и след простыл.

Очнувшись от посторонних мыслей, он спешит к обер-полицмейстеру. Торопясь по делу, он встречает на проспекте много знакомых ему людей, но никому из них Ковалев не мог показаться и даже поздороваться. Ему пришлось поехать в повозке. Прибыв в нужный пункт, он не может поговорить с обер-полицмейстером. Тот отсутствует. Тогда Ковалев решается отправиться в редакцию, где он просит сотрудников поместить объявление о пропаже. Зайдя в помещение, он увидел, что там много посетителей, и стоял невыносимый запах. Ему пришлось долго ждать и объяснять всем о своей пропаже. Работники газеты были удивлены такой необычной просьбой. Как же они напечатают такой текст? После такого поступка они просто предстанут в глупом обличье пред жителями Петербурга.

Расстроенный асессор устремляется домой, но при этом желает навестить пристава. Но глава семейства собрался было отдохнуть, и поэтому посетителя своего встретил с недовольным видом. Не найдя поддержки, майор возвращается домой уставший и огорченный. Он подходит к зеркалу, чтобы удостовериться, на самом деле все это с ним произошло. А потом долго думает, кто же сделал ему такую гадость. Через несколько минут у него мелькнула мысль, что потеря связана с именем Подточиной. Она решила отомстить, так как ей не получилось выдать замуж свою дочь за Ковалева. И он уже обдумывал план действий, как призвать ее к ответу за такой поступок, как в это время зашел полицейский и заявил, что нос майора найден. Чиновник сообщил, что вероятно виной всему происшедшему является цирюльник, которого давно подозревали в мошенничестве. Вручив нос хозяину, и получив соответствующее вознаграждение, полицейский ушел, а Ковалев начал приделывать нос, но, увы, у ничего не получалось. Позвав слугу, он отправляет его за врачом. Но лекарь, который прибыл, только развел руками от своей беспомощности и предложил майору поместить нос в спиртосодержащий раствор, а лучше выгодно продать.

Проводив доктора, растерянный Ковалев пишет гневное письмо Александре Григорьевне Подточиной, где настоятельно просит вернуть его нос на место. Ответное письмо дамы заставляет удостовериться майора в честности и благородстве штаб-офицерши. А пока Ковалев находится в удрученном состоянии, в Петербурге начали говорить о похождениях носа майора. То его видели прогуливающимся по проспекту, то как– будто бы тот совершал покупки в магазине. И естественно в тех местах собирается толпа народу, чтобы полюбоваться на такое зрелище.

И может быть все продолжалось бы до бесконечности, и майор лежал бы дома расстроенный. Но, один из апрельских дней, пробудившись ото сна, Ковалев обнаруживает нос на месте. Как же был рад Ковалев этому событию. Он несколько раз просит посмотреть цирюльника, который пришел его брить, нет ли у него прыщика. Приведя себя в порядок, майор решил прогуляться, как делал это обычно. Он встречает Подточину с дочерью, на которую он уже и не держал зла и поздоровался с ней почтительно, слегка заигрывая, посетил своего приятеля, и в контору, где искал себе выгодное место службы. Вот такой случай произошел в Петербурге. И никто не знает, на самом деле произошло это, или же все надумали люди. Но одно известно, что перечитывая страницы, каждый должен задуматься над своим характером.

Николай Васильевич Гоголь известен читателям такими знаменитыми произведениями, как «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба». Все они писались в различные периоды творчества писателя. Один из таких моментов – это его жизнь в Петербурге. С первых своих дней пребывания в нем Николай Васильевич записывал все, что окружало его вокруг. Так появились «Петербургские повести», куда вошло одно из интереснейших творений – «Нос».

Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом

  • Краткое содержание Андреев Петька на даче

    Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай.

  • Краткое содержание Отец Сергий Лев Толстой

    Повесть начинается с момента, когда в Петербурге аристократическое общество было удивлено известием о том, что всеми известный обаятельный князь, любимец всех женщин решил стать монахом