Удивительная усадьба расположена неподалеку от станции Монино Ярославской железной дороги. Сейчас здесь санаторий «Монино». Мы видим небольшой двухэтажный дом с двумя флигелями по бокам. Стены его разбиты пилястрами (полуколоннами), наличники окон богато украшены. В замковых камнях высечены карикатурные маски. Садовый павильон и караульня, расположенные под углом к главному дому, и хозяйственные постройки ограничивают парадный двор. За домом разбит "регулярный" вековой липовый парк с прямоугольным прудом. В планировке его аллей можно увидеть масонские знаки. Ансамбль возник в 20-е годы XVIII века, и немудрено, что в архитектуре заметно влияние итальянского барокко.

История усадьбы началась еще в XVII веке: сперва она была боярской вотчиной, а затем стала монастырским владением, и вообще одна из старейших в Подмосковье.
Эта усадьба одна из стрейших в Подмосковье, причем сохранилась не на бумаге, не в руинах - а вполне в приличном виде, хотя потерь, конечно, было много.

У усадьбы этой есть особая притягательность и даже некий ореол тайны. Виной тому - ее самый знаменитый владелец, "русский Фауст" Яков Вилимович Брюс.

История усадьбы.

Первый владелец. Англичанин Стелс и неудавшийся пороховой бизнес

В марте 1710 году Петр I жалует имение Глинково английскому коммерсанту Андрею Стельсу «... за ево к нам Великому Государю верную услугу». В 1708 году Обуховский завод (Ногинский район), принадлежавший Стелсу, прочно занял первое место в России. Он поставил для артиллерии 16 тысяч пудов пороха высшей кондиции на 18% дешевле других пороховщиков. Стельс сообщает артиллерийскому ведомству о том, что его завод располагает резервными мощностями и может увеличить производство. В ответ артиллерийское ведомство заключает с ним контракт на ежегодную поставку 20 тысяч пудов пороха, а Петр I издает указ о предоставлении Стельсу монопольного права на производство пороха, а прочим царь «... делать порох не велит». Предоставленные привилегии позволили англичанину в 1710 году нарастить производство пороха до 34 814 пудов. Однако недовольные владельцы вставших после указа Петра пороховых заводов организуют блокаду конкурента. Они скупают всю селитру и серу (сырье для изготовления пороха), одновременно взвинчивают на них цену. В результате к концу 1711 года Обуховский завод остался без сырья и был остановлен. Не пережив этого удара, в январе 1712 года он умер. Попытки его жены Варвары Стельс восстановить производство были безуспешны. Она продает завод и уезжает с детьми в Англию. В 1717 году, по поручению сестры, ее брат продал имение Глинково с деревнями князю Алексею Григорьевичу Долгорукову.

Алексей Долгорукий

Новый владелец усадьбы Алексей Долгорукий большую часть времени проводил в усадьбе Горенки, так что ничем особо примечательным этот период для Глинково отмечен не был. После воцарения Петра II Долгорукие приобретают над императором все большую власть. Пиком успехов Долгоруких стала обручение юного Петра II с дочерью Алексея Григорьевича Долгорукого Екатериной в конце 1729. Церемония бракосочетания была назначена на 19 (30) января 1730. Однако 6 (17) января у императора обнаружились признаки оспы и в ночь на 19 (30) января, день, когда должна была состояться свадьба, он скончался.

Во время царствования Петра II Долгорукие становятся первыми вельможами России. По-видимому, в это время полного неограниченного фавора, имение Глинково уже не имеет существенного значения для Алексея Григорьевича и он продает его вместе с деревнями вышедшему в отставку генерал-фельдмаршалу, графу Якову Вилимовичу Брюсу.

Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в «потешные», сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки?

Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении. ..

Брюс скончался в 1735 г., немного не дожив до 66 лет.

Как сложилась дальнейшая судьба усадьбы?

В 1756 году при Александре Романовиче Брюсе (племяннике Якова Брюса) была возведена церковь Иоанна Богослова, к которой в 1883 году пристроили трапезную и колокольню. В 1930-х года колокольню снесли, а церковь основательно переделали, встроив в спальный корпус.

В церкви находилось мраморное надгробие жены племянника Якова Виллимовича (тоже был не маленький человек, в 1784--1786 гг. -- главнокомандующий Москвы и генерал-губернатор Петербурга -- с 1784 г.) Прасковьи, работы Мартоса.

Могильный камень Брюсов спасли в 1936 году, перевезя в Донской монастырь.

Чтобы понять, насколько важна была эта скульптурная работа, достаточно вспомнить, что скульптура Минина и Пожарского на Красной площади -- это тоже работа Ивана Петровича Мартоса.

Сейчас перестроенное до неузнаваемости здание церкви разрушено, хотя алтарная часть закрыта и утверждается, что проводятся службы.

стати, в 1845 году за владельца усадьбы Александра Брюса выдают вернувшуюся из ссылки Екатерину Алексеевну Долгорукую, чуть было не ставшую в свое время женой Петра II. Однако брак оказался недолгим; через два года Екатерина Алексеевна умерла.

Яков Александрович .

После смерти Александра Брюса усадьба Глинки переходит по наследству его сыну Якову. В отличие от своих знаменитых предков он особыми доблестями ни на поле брани, ни в государственных делах не отличался и больше известен в истории не по своим заслугам, а по похождениям жены - Парасковьи Александровны Брюс (Брюсши, как называли ее современники) - наперсницы императрицы Екатерины II. По характеристике современников, Парасковья Брюс «…была красива, образована, необыкновенно ловка и умна, но строгостью нравов не отличалась». Яков Александрович, благодаря близости ко двору и дружбе с Екатериной, успешно продвигался в карьере, дослужившись до звания генерал-лейтенанта. Был губернатором в ряде городов, а в 1784-86 годах - в Москве. Прослыл как человек жестокий, мстительный, большой формалист и служака, не гнушавшийся средствами для достижения своих корыстных целей. Будучи губернатором в Москве, он начал преследование группы московских просветителей во главе с Николаем Ивановичем Новиковым, законченное после его занимавшим после него эту должность Прозоровским полным разгромом этой группы и заключением Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.

На почве любовного соперничества Екатерина поссорилась со своей любимицей и отдалила ее от двора, запретив проживание в Петербурге. Переехав в Москву, Брюсша большую часть времени проводит в Глинках, ведя затворнический образ жизни. Здесь она и умерла на 57 году жизни.

Екатерина Яковлевна В 1791 году после смерти отца Александра Романовича Брюса единственной наследницей огромных брюсовских владений остается 15-летняя Екатерина. По завещанию отца, ее опекуном стал Валентин Платонович Мусин-Пушкин. В 1793 году он женит своего сына Василия Валентиновича на Екатерине Яковлевне. Семейная жизнь супругов не удалась, детей не было. Муж - большой щеголь и мот, вел великосветский образ жизни, жил на широкую ногу, прожигая отцовское и женино наследство. Поняв, что она обобрана, а семейная жизнь не складывается, Екатерина Яковлевна уезжает за границу и возбуждает дело о разводе и возврате своих имений. Дело тянулось долго и, только при вступлении на престол Павла I , было решено в пользу потерпевшей, которая получила в свое владение всю движимую и недвижимую собственность, доставшуюся от отца.

В 1815 году, по поручению хозяйки усадьбы, имение Глинки с принадлежавшими ему деревнями, было продано. Так закончился Брюсовский период усадьбы Глинки, а на Якове Александровиче Брюсе прекратился и род Брюсов в России по мужской линии.

Усачев . В 1815 г.усадьбу внучатая племянница Брюса продала усадьбу владельцу Глинковской писчебумажной фабрики Ивану Тихоновичу Усачеву. Он использовал усадьбу под хозяйственные нужды своей фабрики. Но дело не шло, хотя Усачев даже переделал фабрику в хлопропрядильную. Пришлось продать все производство братьям Алексеевым. Но и у них дело не заладилось.

В 1862 году фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. На фабрике работали 757 рабочих, это было одно из крупнейших предприятий текстильной промышленности. Но в усадьбе Колесовы не жили, считая ее колдовской, главный дом использовался как склад хлопка. Их «хозяйствование» нанесло ей непоправимый ущерб. Парк усадьбы был богато украшен скульптурами, вывезенными Я.В.Брюсом из-за границы во время его многочисленных поездок по заданиям Петра I . Купчиха Глафира Колесова, религиозная фанатичка, усмотрела в обнаженных фигурах богов и богинь кощунство и святотатство; она приказала разбить скульптуры и побросать в Ворю.

В 1879 году Колесовы продают фабрику вместе с усадьбой купцу Якову Лопатину за 200 тысяч рублей - баснословно низкую цену. Видимо, хозяйство было доведено до ручки.

Яков Лопатин

Лопатин энергично начинает наводить порядок.

Но в 1899 году его постигло несчастье: от прямого попадания молнии сгорел главный усадебный дом вместе со всеми запасами хлопка, находившимися в нем. Пришлось все восстанавливать.

И тут вторая беда: 7 сентября 1902 года по неизвестной причине дотла сгорела фабрика вместе со всем содержимым. Строить ее заново Лопатину было не под силу

В 1914 году Лопатин продает усадьбу Глинки с 348-ю десятинами земли вязниковскому купцу Малинину. Тот создал в деревне Кабаново лесопильный завод, передав усадьбу и завод сыну, который торговал лесоматериалами, сводя доставшийся лес.

В 1918 году усадьба была национализирована. Не пережив потери, сын Малинина, по воспоминаниям старожилов, покончил с собой.

После революции часть усадебных флигелей использовали под приют и школу. Затем в усадьбе была организована сельхозкоммуна. В 1934 г. Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Во время войны в усадьбе был госпиталь, с 1948 г. — санаторий "Монино". В 1972 г. рядом с усадьбой была обнаружена минеральная вода, и санаторий стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.

В 1991 г. в усадьбе был создан общественный Дом-музей Я. В. Брюса ему отдали один из флигелей. По сведениям 2010г, музея сейчас уже не работает.

ВFUIMUS ("Мы были") - так звучит девиз на родовом гербе Брюса, как нельзя лучше комментирующий увиденное нами в усадьбе.

На территории есть еще несколько сохранившихся зданий времен Брюса: здание кордегардии, садовый павильон, лаборатория Брюса с нишами, в которых когда-то стояли статуи.

А вырезанные из камня маски на наличниках окон по-прежнему усмехаются и гримасничают.

По легенде, одна из них является портретом хозяина усадьбы, "русского Фауста".

Специалисты по биолокации зафиксировали на территории немало интересных аномалий, свидетельствующих о том, что под толщей земли существуют подземные тоннели и комнаты.

В общем, несмотря на развалины и некоторую запущенность усадьбы, гулять там просто замечательно - чистый воздух и атмосфера старины и неразгаданных тайн.

.
Конечно, усадьба и санаторий в ней могут вызвать грустные чувства, несмотря на хорошую сохранность -- есть здесь запах влажного тлена (то тихо гибнет пруд). Но величие замысла очевидно, хотя, конечно, и проигрывает по масштабам рядом с такими постройками, как Архангельское или Марфино. Просто это дом очень приличного человека, даром что шотландца. И мысли о жизни, о истории, о том, что делать со страной дальше, которые могут возникнуть во время прогулок по тенистым аллеям, стоят этого путешествия.

Мало кто знает, что ровно че рез десять дней после первоапрельского колобродства наступает особое время - День всех тайн, 11 апреля .

Так назвал день, который приходится на дату его рождения, сам граф Сен-Жермен, известный масон и чародей

Вместе с Сен-Жерменом свой день рождения справляла еще одна весьма примечательная личность - звездочет, ученый, чародей, сподвижник Петра I - Яков Брюс.

Как доехать : поворот на Монино с Горьковского шоссе, далее через посёлок Лосино - Петровский. У высокой церкви поворот на светофоре, и далее поворот на указателе "санаторий Монино".

Общественным транспортом: от Ярославского вокзала электричкой до станции Монино, далее автобусом № 32 до санатория "Монино"; от м. "Щелковская" автобусом № 362 до Монино.

Если у вас велосипедный маршрут, полезно почитать про дорогу

Дополнительно

Усадьба «Глинки» находится там, где земля между реками Ворей и Клязьмой образовала полуостров, со всех сторон защищенный лесами и болотами. Территория была изрезана древними подземельями. По словам специалиста по биолокации Юрия Иванова, "Глинки" располагаются на "месте силы" - месте выхода на поверхность энергии земли. В наше время здесь расположен санаторий «Монино».

Якова Вилимовича Брюса называют русским Фаустом, но надо сказать, что загадок он оставил для нас гораздо больше, чем воспетый поэтами его германский коллега-чернокнижник. Хотя его, наверное, было бы правильнее назвать русским да Винчи за обширный интерес к различным областям знания и изобретательству. Любопытно, что дата его рождения приходится на праздник «День всех тайн» - 11 апреля, и совпадает с датой рождения великого масона и чародея Сен-Жермена.

Пожалуй, наибольшую славу Брюсу-астрологу принёс его знаменитый «Брюсов календарь». Это был больше чем просто календарь, скорее настоящая энциклопедия. Казалось, что он был написан абсолютно на все случаи жизни, с указанием различных событий, примет, предсказаниями и советами на многие годы вперёд. Гадательный характер этого астрологического календаря предопределил его грандиозную популярность и укрепил слухи о Брюсе как прорицателе.

Этот «вечный» календарь содержал предсказания на каждый день на 112 лет вперёд! Поэтому неудивительно, что «Брюсов календарь» стал самым популярным в России и оставался таким более двух веков, — он был известен даже в советские времена. По отзывам современников, он содержал удивительно точные предсказания и, хотя первоначально эти предсказания охватывали временные рамки лишь до 1821 года, в последующих переизданиях они были дополнены вплоть до XX столетия. Даже в наше время некоторые знахарки используют этот календарь для вычисления судеб.

Ещё задолго до смерти государя Петра Великого, Брюс, составив его астрологический гороскоп, предостерегал царя от воды, но разве мог такой своенравный человек как Пётр I послушать кого-либо? Спустя годы Пётр полез в ледяную воду, спасая севший на мель бот с солдатами, вскоре после этого случая он заболел пневмонией и умер. Однако сам Брюс не поверил, что всему виной была банальная пневмония, полагая, что в судьбу Петра вмешались и помогли ему умереть, попросту говоря, отравили. Предсказал граф и свою смерть.

28 января 1725 года, Брюс исполняет обязанности главного распорядителя на похоронах Петра I. Сразу после смерти царя начинается борьба за власть в стране и на местах, интересы Брюса задеты, он ближайший соратник Петра, понимает, что стал опасен и нежелателен для новой власти, слишком уж много дворцовых тайн ему известно. Екатериной I недавно учреждён Верховный тайный совет, в его состав входят серые кардиналы России во главе с Меншиковым. Фактически этот совет, а не Екатерина I, управляет страной и решает важнейшие государственные дела. Брюса не включают в состав совета и тем самым красноречиво дают понять, что он не нужен новой власти.

Через год после смерти Петра, Брюс уходит в отставку в чине генерала-фельдмаршала. Вместе с женой Маргаритой фон Мантейфель он спешно покидает столицу, переезжает в Москву и 24 апреля 1727 года покупает у князя Долгорукова сельцо Глинково, расположенное в 42 верстах от Москвы.

Обустроив имение Глинки, Брюс оборудовал там обсерваторию и, отойдя от государственных дел, всецело посвятил себя любимому занятию, — науке. Занимался Брюс и медициной, оказывал помощь местным жителям, из трав составлял лекарства. Всё это порождало новые слухи о графе, мол, и травы он все знает и камни в золото превратить может, живую воду получил и теперь не властна над ним сама смерть.

Научные исследования и изобретения графа, его нелюдимость и замкнутость в последние годы жизни, порождали любопытство и суеверный страх у окрестных жителей, начали рассказывать, что откуда-то из заморских краёв привезли Брюсу дракона, но однажды Яков рассердился на него и превратил в камень. Действительно в парке графской усадьбы Глинки стояла каменная скульптура мифического существа покрытого чешуёй, но, к сожалению, сегодня следы дракона, как и многих других скульптур из графской усадьбы найти не удалось, — в 30-е годы они были разрушены, а материалы использовали для строительства плотины.

Крестьяне говорили, что хозяин села был царским «арихметчиком», знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин.

О его пребывании в Глинках ходила масса легенд. Так, рассказывают, что гости, приехавшие в усадьбу, днем катались по пруду на лодках, а вечером, после фейерверка, пруд превращался в каток, и все становились на коньки. Говорили также, что Брюс мог вызывать бурю и гром среди ясного неба, летать на железной птице. Даже простая беседка, у Брюса оказалось с загадкой: в ней, по мановению его руки, раздавались звуки арфы. Сколько гости ее ни осматривали, но источник музыки отыскать так и не могли.

Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека, не имеющего души. Такая горничная прислуживала графу в его обсерватории, свободно разгуливала по усадьбе и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой». После смерти Брюса среди его бумаг историки нашли схему механического робота.

Брюс не только сохранил древние подземные галереи (имеющие выходы за несколько километров от усадьбы), но и проложил несколько новых, соединив ими все здания усадьбы. После его смерти лаборатория, астрономические инструменты, часть книг и другие вещи исчезли. По одной из версий ученый успел их укрыть в подземельях усадьбы. Биолокационная разведка показывает, что под землей находятся металлические, деревянные, стеклянные предметы, и местами их плотность достаточно велика. Иногда рамка начинает быстро вращаться, констатируя аномальные отклонения - мощные энергетические заслоны, воздействие которых, не ослабевающее на протяжении столетий, опасно для здоровья разведчиков.

Известны несколько попыток найти сокровища Брюса. Профессор Московского университета Ковалев в 1857 году проводил раскопки в Глинках и поиски в Сухаревской башне, но безрезультатно. В начале XX века, под патронатом Николая II, их пытался искать археолог Алексей Кузьмин. Средства выделили большие, но археолог, только признавшись своим друзьям, что наконец что-то понял в брюсовских тайнах, внезапно скончался.

В Глинках Яков Брюс прожил около десяти лет. Всё это время он опасался, что Меншиков и Екатерина I не оставят просто так его в покое, ведь он будучи приближенным к Петру I человеком много знал и теперь стал для них опасен. Граф, будучи человеком сведущим в медицине не поверил, что царь умер вследствие болезни и считал, что против Петра был заговор.

Вскоре после смерти Петра вокруг Брюса начали происходить какие-то таинственные события, - погибали совершенно загадочным образом все приближенные графа. Перед смертью Пётр I не успел назвать преемника, написал только «оставляю всё» и умер. Есть предположение, что Брюс был единственным человеком, среди приближенных государя который знал имя наследника.

Брюс умер при весьма загадочных обстоятельствах. Говорят, что он для эксперимента убил своего старика-лакея, затем разрубил его тело на части, полил их «мертвой» водой - и тело срослось. Затем Брюс окропил тело «живой» водой, и старик ожил и стал молодым. Тогда Брюс приказал слуге проделать с ним то же самое. Слуга случайно разбил склянку с «живой» водой и владельца так и не воскресил. Лишь немного жидкости попало на ладонь Брюса. Как рассказывают очевидцы, когда могила Брюса была вскрыта, то ладонь его правой руки была абсолютно целой, как у живого человека.

В настоящее время от былого великолепия усадебного дома в «Глинках» осталось немного. FUIMUS ("Мы были") - так звучит девиз на родовом гербе Брюса как нельзя лучше комментирующий нынешнюю жизнь заброшенной усадьбы. Французский парк зарос, не видны мраморные скульптуры и музыкальная беседка, утрачена семейная усыпальница Брюсов. Только каменные маски на наличниках окон по-прежнему гримасничают. По легенде, одна из них является портретом самого хозяина усадьбы.

Желающие могут увидеть призрак Брюса на улице Радио, где он пытается отыскать свою могилу, но чаще на том месте, где стояла Сухаревская башня. Хотя вероятность встретить его в усадьбе Глинки еще выше. Появляется он в дни солнцестояний, а также в те ночи, которые чем-либо примечательны с астрологической точки зрения.

«После уничтожения башни дух графа перебрался в свое имение в Глинках, где его неоднократно видели пациенты военного санатория Монино, - говорит столичный магистр черной и белой магии Анжела Скубелко. - Я часто вступаю с Брюсом в астральную связь, и последний раз он сказал мне, что перебирается в Москву - будет ждать, пока восстановят башню. Пока же этого не произошло, он гуляет по улицам, и вы можете его встретить. Но бояться его не стоит, при жизни шотландец был добрым человеком».

12 апреля, Щелковский район

Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдцейхместер, впоследствии граф и генерал-фельдмаршал, неразлучный спутник Петра в его походах, и в некоторых путешествиях, поселился в Глинках в 1726 году, где жил до конца своей жизни, изредка наезжая в Москву и предаваясь исключительно научным занятиям.

Брюс получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам математическим и естественным. Яков Вилимович Брюс был, бесспорно, просвещеннейшим из всех сподвижников Петра. Занимаясь составлением и переводом сочинений, Брюс надзирал за ходом всего типографского дела в России, но больше всего имя его известно, как автора календаря, который в первый раз появился в печати в 1709 году "изобретением" Василия Киприянова, и "под надзором" Якова Вилимовича. Хотя он впоследствии сам не издавал календарей, тем не менее справедливо может считаться основателем календарного дела на Руси, так как принимал главное участие в составлении их, подражая преимущественно немецким календарям. От него остались, как памятник его занятий, библиотека и кабинет разных "куриозных вещей", который в то время почитался единственным в России. Перед смертью он завещал их в кунст-камеру Академии Наук. Состав того и другого самый разнообразный: тут и книги, и карты, числом около 735, и рукописи, и инструменты, и всевозможные редкие предметы (около 100).


Глинки - самая древняя каменная дворянская усадьба Подмосковья. Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки, пожалованные ему в 1721 году за Аландский мир со Швецией.

Усадьба строилась в 20-е годы XVIII века мастером, к сожалению нам неизвестным, в стиле дворцово-парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. Усадьба представляет собой симметрично распланированный жилой комплекс с хозяйственным двором, регулярным парком с прудами и садовым павильоном. Парадный двор, сохранившийся до нашего времени, - строго выдержанный прямоугольный ансамбль из построек, ориентированных по сторонам света, главного дома и трех флигелей. Не меньший интерес, чем архитектура, представляет парк в Глинках с его регулярными фигурными дорожками, в плане образующими интересные сложные фигуры, в которых можно усмотреть масонские знаки. Сейчас территорию усадьбы занимает санаторий "Монино". На территорию можно пройти совершенно свободно через центральный вход. Несколько лет назад в западном флигеле усилиями местных краеведов был открыт музей Брюса. К сожалению, музей сейчас переживает тяжелые времена, связанные с переделом собственности и не работает.

Главный усадебный дом. Великолепна лоджия в центральной части фасада, нижний ярус которой образован рустованной аркадой, а верхний - стройными спаренными колоннами. Центр постройки отмечает фонарь-башенка, где по всей видимости и находилась астрономическая обсерватория Брюса.

Окна нижнего этажа покоятся на полочках, поддерживаемых кронштейнами, и обведены с двух сторон и поверху рустованным камнем с выступающим вверху треугольничками.

Наличники окон первого этажа наделены эффектными маскаронами. По легенде в масках представлены карикатурные образы вельмож того времени, настроенных против Брюса.

Садовая сторона дома была распланирована в общих чертах аналогично дворовой. Колонны верхней лоджии обрушились, и вместо нее получилась открытая терасса.

Архитектурный стиль дома продолжают другие здания усадьбы.

В этом флигеле располагается музей Брюса, сейчас закрытый.

Вход в усадьбу

"Лаборатория Брюса" или "Петровский домик" - одноэтажный парковый павильон, типичный образец петровской эпохи.

Пилястры с коринфскими капителями

Полукруглые арочные ниши с раковинами на фасаде, где ранее помещались статуи

Флигеля и кордегардия

Второй этаж надстроен

Аллея парка

Усадебный пруд. По одной из легенд летом на малом пруду Брюс замораживал воду и катался на коньках, а зимой, наоборот, плавал на лодке.

Вдалеке просматривается разрушенное здание одного из бывших корпусов санатория. Трудно представить, что это церковь Иоанна Богослова середины XVIII века. О ней будет отдельный пост.

Проезд: с Ярославского вокзала до ст. Монино, далее автобус №32 или маршрутка до ост. "Санаторий Монино" - 15 минут.

«Глинки» — старейшая по времени постройки усадьба Подмосковья, принадлежавшая «отцу русской артиллерии» Якову Виллимовичу Брюсу (1670—1735), который здесь же и умер. Расположена при впадении реки Воря в Клязьму, на территории современного города Лосино-Петровский, неподалёку от станции Монино. Здания усадьбы занимал санаторий «Монино».

Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки.

Усадьба «Глинки» — исключительно редкий для Центральной России пример гражданской архитектуры петровского барокко .

Село Глинково было пожаловано графу Брюсу по случаю подписания Ништадтского мира. После выхода в отставку в 1726 г. Брюс покинул обе столицы и уединился от мира за оградой и надёжным караулом в своей подмосковной усадьбе, куда перевёз из Петербурга коллекцию астрономических инструментов и где предавался хозяйственным заботам.

Ещё в XIX веке в Глинках бытовала история о том, как к Брюсу, имевшему репутацию мага и чернокнижника, по ночам влетал в окно огнедышащий дракон, а также поверье, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». В 1735 году петровский сподвижник умер в своём имении Глинки и был похоронен в Немецкой слободе.

Вслед за тем владения фельдмаршала унаследовал племянник, граф А. Р. Брюс, затем его сын Яков, умерший в 1791 году. В начале XIX века усадьбой владел его зять, граф Мусин-Пушкин-Брюс, глава масонской ложи «Астрея». Он находился в непростом финансовом положении и усадьбой занимался мало. После его смерти обветшавшие Глинки часто меняли хозяев. Как правило, это были купцы, стремившиеся выжать из дома Брюса побольше прибыли. Как повествует в книге «Венок усадьбам» Алексей Греч,

« Сначала это купец Усачёв, потом какая-то помещица Колесова, велевшая скромности ради побросать в пруд всех обнаженных Бахусов и Венусов, украшавших дорожки сада. После Колесовой усадьба переходит в руки купца Лопатина, построившего здесь громадную фабрику. Сообщают, что оставшиеся мраморные фигуры были при нем употреблены в плотину в качестве бута. Удар молнии в дом, который Лопатин превратил в склад хлопка, произвел в нем опустошительный пожар; и вот, подчиняясь суеверным, Лопатин не только отремонтировал его весь — правда, снова в качестве склада, но даже восстановил в нем, как сумел, вышку с часами, конечно, нелепую на «сарае». Вскоре сгорела и лопатинская фабрика, зияющая сейчас на берегу Вори разломанными стенами своих корпусов. Дух Брюса точно витал над усадьбой, карая отношение владельцев к её старине. »

Диковинная архитектура дома Брюса, вероятно, отражает его научные интересы. С севера имеется открытая лоджия со спаренными колоннами коринфского ордера, которая, как предполагают, давала возможность хозяину заниматься наблюдениями за небесными светилами при помощи длинных зрительных труб. Той же цели служили аналогичная лоджия с южной стороны (верхние колонны обрушились) и открытые площадки в крыльях второго этажа, ныне заложенные.

Как установили в 1981 г. В. Якубени и М. Карпова, первоначально дом был одноэтажным, с просторным залом в самом центре. В таком случае деревянная башенка, надстроенная над домом, не могла при Брюсе служить обсерваторией. На втором этаже имелся кабинет для естественнонаучных опытов, снабжённый большим очагом. Замковые камни выполнены в виде демонических масок с высунутыми языками. Старые интерьеры погибли во время пожара 1889 года.


Планировка усадьбы нового для Подмосковья дворцового пошиба отличается симметрией. Автор проекта неизвестен. В центре расположен уютный господский дом относительно небольшого размера. Парадный двор перед ним образуют три флигеля, один из которых в обиходе называют кладовой, а другой — лабораторией Брюса. В одном из флигелей помещается скромная музейная экспозиция.

Второстепенные объекты были выдержаны в том же стиле, что и главный дом. Свой первоначальный вид они не сохранили: кордегардия времён первого владельца надстроена, оранжерея приспособлена под жильё, трёхэтажный служебный корпус обезличен перестройками, конюшни екатерининского времени восстановлены в советский период.




В 1756 г. при усадьбе была выстроена церковь Иоанна Богослова, которая была перестроена в один из корпусов бывшего санатория. В настоящее время корпус разрушен. Церковь пока не восстановлена. Жемчужиной этого храма было фигурное надгробие работы И. П. Мартоса над могилой графини Прасковьи Брюс; в 1934 г. оно было перевезено в Донской монастырь. Мраморное надгробие «Брюсши» было украшено эпитафией:

Растите завсегда на гробе сем цветы.
В нем разум погребен, в нем скрылись красоты.
На месте сем лежат остатки бренна тела,
Но Брюсовой душа на небеса взлетела

Здесь стояла церковь Иоанна Богослова, перестроена.

Пруды Брюса

Одним из самых посещаемых туристами мест в Подмосковье является усадьба "Глинки", это один из старейших XVIII столетия. К тому же, данное место старше, чем иные усадьбы Московской области. Принадлежали эти места дворянам по фамилии Брюсы, которые вели свой род от Якова Вилимовича - сподвижника Петра Великого, военного и государственного деятеля, ученого и дипломата. Все архитектурное великолепие, которое поражает искушенного путешественника даже в наши дни, было создано примерно в тридцатые годы XVIII века, когда родоначальник династии был вынужден уйти в отставку. Человеком он был незаурядным, любил искусство, а также увлекался наукой. Крестьяне прозвали его чародеем.

Яков Брюс

Этого человека знал практически каждый современник. Он был выходцем из шотландского древнего рода, но судьба забросила его в далекую Россию, где, впрочем, он сделал весьма неплохую карьеру. Начал свою службу он еще при дворе Алексея Михайловича Романова, будучи совсем юным. Продолжил служить и при Двоевластии, а затем присягнул на верность молодому и деятельному Петру. Кстати, именно он примчался царю на подмогу во время Стрелецкого бунта, чем и расположил к себе будущего императора. Петр считал Брюса одним из ближайших соратников, они вместе принимали участие во многих сражениях русской армии.

Яков Брюс славился при дворе своей тягой к научному знанию, его по праву можно было назвать полиматом, так как интересовали его практически все научные дисциплины, во многих из них им были достигнуты немалые успехи. Например, он прекрасно разбирался в тактике и стратегии, владел пушечным делом, а в течение жизни получил почетный титул генерал-фельдцмейстер (то есть руководитель артиллерии). Именно ему выпала честь возглавлять Берг-и Мануфактур-коллегию, а также он основал всем известную Навигацкую школу. Ну и, конечно, очень многим он известен тем, что создал свой собственный «Брюсов календарь», на который ориентировались очень многие, подстраивая под него свой уклад жизни. И это лишь небольшая толика из того, что было сделано графом Брюсом для императорской России.

Усадьба Якова Брюса

Весьма жаль, но при последователях Петра графу не досталось места при дворе, хотя никто и не настаивал на его отставке. Тем не менее Яков Брюс отстраняется от политики, подает прошение об отставке и переселяется в дорогое его сердцу имение под Москвой, которое он приобрел еще будучи молодым. Это поместье носило приятное название усадьба «Глинки». Не жаль было Брюсу покидать промозглый Петербург, ведь имение находилось в самом центре природных красот, а также совсем недалеко от древней русской столицы.

Только вот что странно: по рассказам местного населения, а также непосредственно жителей, населяющих близлежащее село Глинково, стали происходить в этих местах необычные вещи. Сам дом барина удивлял крестьян своим диковинным обликом, построен он был в самом на ту пору модном стиле - итальянское барокко. Лепнина, золотистые вензеля, симметрия и грация казались очень странными на фоне русского березового леса и покосившихся крестьянских домиков.

Легенды и тайны

А кроме того, чудил, по мнению крестьян, и сам граф. Например, многие из них дивились его привычке по ночам вылезать на крышу собственного дома, выбирать самое высокое место и подолгу разглядывать что-то в небе с помощью громоздкой трубы. Конечно, сейчас очевидно, что граф всего лишь увлекался астрономией, но для крестьян сие было непонятным.

А потому, если вдруг начиналась засуха или же грозы, то народ полагал, что это граф-чародей творит неладное. Каких только легенд не возникло, связанных с именем Якова Брюса, какие только небылицы не складывали местные жители. К слову, эти же россказни чуть позже звучали и при дворе, земля ведь, как известно, слухами полнится. То очевидцы делились впечатлениями о том, что Брюс оседлал железного дракона и парил на нем под облаками, то по хлопку его ладоней в парке начинала играть райская музыка, и утихала она также по его велению.

И даже когда Брюс скончался, слава о нем гудела долгое время. По некоторым источникам, неупокоенный граф-волшебник даже после смерти еще долго скитался по своему имению и пугал новых владельцев или же местное население. Странное дело, но те владельцы, которым досталась усадьба Брюса «Глинки», впоследствии, то ли проникшись данными легендами, то ли действительно увидев что-то странное, повелели уничтожить все скульптурные группы на территории усадьбы. А ведь приусадебный парк когда-то славился своими утонченными античными статуями. При этом скульптуры не были проданы или уничтожены, от них избавлялись весьма изощренно. Какие-то замуровали в стенах, какие-то погрузили на дно пруда. Не странно ли? По некоторым преданиям, которые в обилии ходят в этих местах, очень пугало новых хозяев то, что статуи по ночам имели свойство оживать.

И опять же так люди говорят, но с тех пор начал Брюс сильно мстить новым владельцам своей земли. Являлся им по ночам в образе бесплотного духа, в коридорах были слышны скрипы и стоны, - все в традициях английских сказок о привидениях. Пришлось новым хозяину да хозяйке перебираться жить в самый дальний закуток дома.

На сегодняшний день любители мистицизма до сих пор стекаются к зданию усадьбы, некоторые отдыхающие на территории санатория, что там сейчас располагается, поговаривают, что графа можно увидеть и сейчас. Но уж насколько правдивы данные рассказы, судить трудно. Усадьба Якова Брюса в Глинках и сейчас хранит многие тайны и секреты.

«Кабинет курьезных вещей»

Яков Брюс, "чернокнижник", был еще и полиглотом, недаром он числился при дворе и выполнял там дипломатические функции. Он в совершенстве знал шесть иностранных языков. А по-русски (русский для него не был родным языком) он изъяснялся без какого-либо акцента.

В конце XVII века Петр Великий, как известно, организовал Великое посольство по европейским странам. В этой поездке принимало участие более двухсот человек, в основном молодых людей, которые должны были постигнуть науки и ремесла, особенно морское дело. Кроме того, царь повелел вести закупку оборудования и заниматься наймом различных мастеров и умельцев. Графа Брюса юный Петр самолично вызывает, пребывая в Голландии. Нужен ему был граф для предстоящей поездки в Англию, ведь Брюс прекрасно знал языки и был очень хорошо осведомлен о правилах этикета при английском дворе. Но Брюс прибывает очень поздно, к тому же выглядит крайне болезненно, рука его была вся в ожогах, а фаланги пальцев срастались после многочисленных переломов. Виной тому была ссора при дворе с начальником тайного приказа. Именно он и повелел пытать талантливого ученого Брюса каленым железом. Петр так осерчал, что по описаниям современников, унять его гнев было невозможно. Он написал Ромодановскому, в письме он открыто зол на начальника тайного приказа. Это доказывает то, как сильно он ценил труд и личность Якова Вилимовича.

Его детищем был «кабинет курьезных вещей», равных которому не было во всей стране. Это был настоящий музей всевозможных редкостей на дому. После того как граф умер, его «кабинет» решено было перенести в самый известный музей России того времени - "Кунсткамеру".

Архитектурные особенности усадьбы

Данную усадьбу можно по праву назвать старейшей во всем Подмосковье. области - это вообще зрелище интересное, но данное место поистине особенное. Здание дома Брюса сохранилось в отличном состоянии, потому туристу будет очень интересно побывать в тех местах. Снаружи усадьба «Глинки» весьма типична для своего времени, это изысканное и роскошное барокко (хотя были и необычные черты для такой стилистики). А вот внутреннее оформление заставит удивиться даже бывалого путешественника. Дело в том, что Яков Брюс (усадьба «Глинки» и ее содержание не слишком занимали его) всегда себя считал не столько помещиком, сколько человеком науки. Практически каждая комната огромного дома была превращена в лабораторию или же кабинет для научной работы. Именно там он занимался изысканиями в области физики, химии, математики, естествознания, астрономии и так далее. Все свои деньги, а жалование у графа было приличное, он предпочитал тратить на оборудование, книги, приборы для исследований и тому подобное. Это, пожалуй, объясняет, почему барина на тот момент каждый считал ненормальным, а некоторые даже приписывали ему волшебные способности. За глаза он получил множество прозвищ, но более всего прижилось Нелюдимый вельможа.

Конечно, колдун! А кто же еще сможет в один летний день, когда по всем приметам должна была стоять изнуряющая жара, взять и заморозить все пруды? А потом еще надеть диковинные приспособления на ноги и кататься по замершей воде? Да и вид главного здания, пожалуй, только подкреплял мнение крестьян на этот счет. Брюс был родом из Шотландии, быть может, потому первый этаж его дома очень напоминает шотландский средневековый замок, он весь отделан обтесанными камнями серого оттенка. Это придавало зданию слегка зловещий вид, а некоторым обтесанные булыжники в темноте казались страшными мордами демонических созданий.

Вообще, усадьба «Глинки» создана в стиле барокко, самом богатом и роскошном, пришедшем в Россию из жаркой Италии. Абсолютная симметрия, даже в облике и расположении хозяйственных построек, великолепная парковая зона с прудом в центре и античными статуями, которые встречали гуляющих вдоль мощеных дорожек. Они напоминали героев из древнегреческих легенд, Брюс очень любил искусство во всех его проявлениях. Но что сталось со статуями, вы уже знаете.

Правда, и само здание тоже весьма серьезно пострадало. Дело в том, что в тех местах случился сильный пожар в XIX веке, полностью строение спасти не удалось, сохранились в первозданном виде лишь кладовая и лаборатория Брюса. Все остальное вы сможете увидеть лишь в виде реконструкции.

Дом графа

Усадьба «Глинки» относится к дворцово-парковому виду архитектурного искусства. Прогуливаясь по ней, вы сможете увидеть два дошедших до наших дней каменных комплекса. Один можно назвать парадным, а другой - хозяйственным. К парадному комплексу относятся три флигеля, а также главная постройка - дом графа. Хозяйственная же территория не столь интересна, так как претерпевала множество реконструкций в свое время.

Дом трудно назвать большим. Для дворянской усадьбы он имеет весьма скромные габариты, в основании у него лежит прямоугольная форма. Дом, хоть и изящен по дизайну, но для классического барокко очень сдержан в убранстве. Имеются из украшений лишь арочные порталы, пилястры, рисунок на наличниках. Кроме того, можно разглядеть демоноподобные облики, высеченные на камнях первого этажа. На втором этаже имеются открытые лоджии, там граф любил дышать воздухом и по ночам любоваться звездным небом. Крышу будто поддерживают ряды стройных колонн, а венчает всю эту красоту небольшая башенка из дерева, там граф и делал свои астрономические открытия.

"Лаборатория Брюса"

Из того, что дошло до нас в первозаднном виде, очевидно выделяется так называемая Лаборатория Брюса, ее еще принято величать Петровским домиком. Вот именно сюда туристу и нужно отправиться первым делом, так как зрелище это весьма занятное. По сути, это небольшой павильон, который собою дополняет усадебное пространство. Декоративностью он весьма напоминает то, что вы могли бы видеть в Петергофе. Арочные ниши по периметру внешних стен сохранили пространство для статуй, белоснежных пилястров и капителей.

Внутрь сейчас не пускают, да и не стоит туда стремиться, пожалуй, так как все ценное из данной лаборатории, как и говорилось ранее, было вывезено в Петербург, в музейный комплекс "Кунсткамеры".

Санаторий "Монино"

На сегодняшний день вся территория, которую занимает усадьба «Глинки» в Монино, принадлежит санаторию. Тут великолепная природа, в учреждении прекрасно организованы отдых и лечебные процедуры. Потому вы можете посетить усадьбу не только в качестве туриста, жаждущего новых знаний и впечатлений, но и отдыхающего. Места здесь поистине чудесные.

Западный флигель комплекса сейчас отдан под музей, посвященный жизни и деятельности графа Брюса Я. В. Он функционирует только один день в неделю, в воскресенье, с десяти часов утра.

Местонахождение

От столицы предстоит ехать не так уж далеко, всего пятьдесят километров. Найти усадьбу очень просто: всего лишь поверните на Монино, проезжая по Горьковскому шоссе, затем проедете через Лосино-Петровский, а потом по указателям, которые специально расставлены администрацией санатория. Вы точно не заблудитесь.

Координаты

Адрес: Усадьба «Глинки», Московская область, Щелковский район, Лосино-Петровский.

Ехать от Москвы предстоит всего около часа, если не стоять в пробке. До поселка Лосино-Петровского ходит маршрутное такси. Оттуда попасть на территорию санатория совсем не сложно.