РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. revolutio - поворот, изменение) - коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно-экономической формации к др. Опыт истории свидетельствует, что было бы неверно рассматривать Р. с. как случайность. Р.- это необходимый, закономерный результат естественноисторического развития антагонистических формаций. Р. с. завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями - господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые силы должны ниспровергнуть существующий государственный строй. Основным вопросом всякой Р. с. является вопрос о политической власти. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» (Ленин В. И. Т. 31. С. 133) . Р.- высшая форма борьбы классов. В революционные эпохи широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают громадное ускорение общественного развития. Р. нельзя смешивать с т. наз. дворцовыми переворотами, путчами и т. п. Последние - лишь насильственное изменение правительственной верхушки, смена у власти отдельных лиц или групп, не меняющее ее существа. Вопрос о власти не исчерпывает содержания Р. с. В широком смысле слова она включает все те социальные преобразования, которые осуществляет революционный класс. Характер Р. с. определяется тем, какие задачи они осуществляют и какие социальные силы в них участвуют. В каждой отдельной стране возможности возникновения и развертывания Р. зависят от ряда объективных условий, также от степени зрелости субъективного фактора. Качественно своеобразный тип Р. с. представляет социалистическая революция. Обострение неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран ведет к разновременности социалистических Р. в различных странах. Из этого вытекает неизбежность целой исторической эпохи революций, начало которой положила Великая Октябрьская социалистическая Р. в России. После 2-й мировой войны социалистические Р. произошли в Европе, Азии и Лат. Америке. Наряду с международным рабочим движением огромное значение в эту эпоху приобретают национально- освободительные Р., различного рода массовые демократические движения. Все эти силы в их единстве составляют мировой революционный процесс. В условиях социализма возможны революционные преобразования всех сторон общественной жизни в интересах его качественного обновления, примером чего является происходящая в СССР перестройка. Перестройка в нашей стране обладает признаками мирной ненасильственной Р. Она включает в себя также радикальные реформы, демонстрируя их диалектическое единство.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 386-387.
С возникновением классов и классовой борьбы в историю общества входит такое явление, как социальная революция. Революция - высшая и наиболее острая форма борьбы прогрессивных классов против отживших и тормозящих социальное развитие общественных отношений и их носителей - реакционных классов и социальных групп. Поскольку существование классов и борьба между ними носят объективный и закономерный характер, постольку объективными и закономерными являются и социальные революции.
Социальная революция означает коренной качественный переворот в развитии общества. В ее водоворот втягиваются все существующие в данном обществе классы и социальные группы, сотни тысяч и миллионы людей, отстаивающих свои коренные интересы. Вот почему в сфере теории так много различных взглядов по вопросам революции, так остро и непримиримо идет борьба между теми, кто обосновывает право на революцию, и теми, кто это право отрицает. Вот почему так важно с научной и политической точек зрения разобраться во всех тех сложных и политически острых проблемах, которые относятся к теории социальной революции.
Социальная революция - это коренное качественное изменение общественного строя, переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой.
В сфере экономики социальная революция ликвидирует старые производственные отношения, старую форму собственности на орудия и средства производства и создает новые производственные отношения, новую систему хозяйства, обладающую гораздо более высокими стимулами и темпами развития, чем прежняя.
В сфере социальных отношений на смену одному классу, «заведовавшему» старым укладом хозяйства, приходит новый класс, который растет и развивается, в то время как свергнутый класс теряет силы и постепенно сходит с исторической арены. Одна
форма эксплуатации человека человеком заменяется другой, более замаскированной и утонченной, или же вообще эксплуатация людей отменяется, как это имеет место при социалистической революции.
Ф. Энгельс говорил: «...революция есть высший акт политики...» 1 Главным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти, а решающим признаком ее - переход политической власти из рук отжившего, реакционного класса в руки самого передового, прогрессивного класса. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» 2 ,- писал В. И. Ленин. Речь идет именно о классе, а не об узкой группе заговорщиков. В противном случае можно говорить лишь о верхушечном перевороте, а не о действительной революции. Если революционному классу не удается сразу закрепить свою победу и он временно теряет политическую власть, которую вновь захватывает эксплуататорский класс, то имеет место контрреволюция, реставрация старых порядков.
Существенные изменения происходят в ходе революции и в идеологической надстройке. Идеологическую подготовку и обоснование революции прогрессивный класс в лице своих идеологов начинает еще задолго до политического переворота. Революция воплощает в действительность идеи и теории этого класса; они становятся господствующими. Старые идеи и теории либо упраздняются, либо модифицируются и используются в соответствии с интересами и потребностями нового господствующего класса.
Объективная основа и, следовательно, закономерность революции коренятся в самом развитии материального производства, в тех противоречиях и конфликтах, которые вырастают в недрах революционизирующегося общества. Это прежде всего конфликт между новыми производительными силами и отжившими, устаревшими производственными отношениями, сдерживающими развитие производства. К. Маркс подчеркивал, что на определенном этапе эти отношения из форм развития производства превращаются в его оковы, тогда наступает эпоха социальной революции. Данное основное противоречие выступает как главная причина социальной революции. Оно, это противоречие, находит свое проявление в антагонизме интересов основных классов общества и в их борьбе за обладание политической властью.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17, с. 421.
2 Ленин В. И. Поли. собр. соч, т. 31, с. 133.
Возникший конфликт между производительными силами и производственными отношениями, всей политико-юридической надстройкой общества может быть разрешен только путем социальной"революции. Поэтому несостоятельны взгляды многих немарксистских идеологов Запада, считающих, что коренные социально-политические преобразования в современных условиях можно осуществить путем постепенных, медленных изменений существующего строя, путем реформ.
Революции различаются по своему характеру и движущим силам. Характер революции определяется тем, какие цели и задачи она ставит, какие производственные и политические отношения она ликвидирует и для развития каких создает простор, насколько широко в ней принимают участие народные массы. Движущие силы революции - это те классы и социальные группы, которые осуществляют революцию, борются за ликвидацию политической власти реакционных классов. Если в революционной борьбе принимают участие широкие массы трудящихся, то такие революции квалифицируются как народные, демократические революции.
В зависимости от характера и движущих сил различаются следующие типы революций ".
Буржуазная революция - это революция, направленная против феодальных порядков, имеющая целью ликвидировать феодальные производственные отношения, лишить феодалов политической власти, обеспечить победу буржуазных производственных отношений, установить власть буржуазии. Класс буржуазии выступал руководящей силой этой революции. В ней принимал участие и уже возникший, но еще, политически слабый пролетариат. Феодальный строй подтачивали стихийные крестьянские бунты и восстания. Буржуазные революции не носили подлинно массового характера, ибо коренные цели буржуазии в основном были чужды трудящимся, поскольку она одну форму эксплуатации человека человеком заменяла другой формой.
Буржуазно-демократическая революция - это революция той эпохи, которая уже начинала выявлять историческую ограниченность буржуазного общества. И хотя она преследовала ту же цель, что и любая буржуазная революция, то есть ликвидацию феодальных и установление буржуазных порядков, широкое участие в ней народных масс, их требования накладывали на нее свой отпечаток. Это революции, решительно и последовательно ломающие отжившие порядки, в ряде случаев идущие дальше
1 Мы не говорим здесь о революциях, приведших к ликвидации первобытнообщинной и рабовладельческой формаций. Хотя переход от них не был простым эволюционным процессом, все же здесь революционные процессы не проявлялись в чистом виде.
формального провозглашения буржуазных лозунгов, приводящие в ходе борьбы трудящиеся массы к пониманию необходимости социалистической революции.
Демократическая революция - это революция, осуществляемая в рамках современной эпохи перехода от капитализма к социализму, в ходе которой осуществляется переход от феодально-буржуазных отношений к отношениям смешанного типа, когда наряду с государственной собственностью имеет место и ограничиваемая законом частная собственность. Политическая власть переходит в руки демократических слоев общества: мелкой буржуазии, интеллигенции, представителей рабочего класса и крестьянства. Здесь еще нет диктатуры пролетариата, но такая революция может перерасти в социалистическую революцию.
Отличительная черта национально-освободительной революции - борьба против империалистических колонизаторов, за национальную свободу и независимость. После освобождения от колониального рабства развитие той или иной страны в зависимости от того, какие внутренние силы одержат верх, может пойти либо по пути развития капитализма, либо по некапиталистическому пути. В последнем случае национально-освободительная революция может перерасти в демократическую, а затем в конечном счете и в социалистическую революцию.
Социалистическая революция - это высший тип революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму. Социалистическая революция ликвидирует капиталистическую частную собственность и связанную с ней систему эксплуатации человека человеком. Она передает политическую власть в руки рабочего класса, утверждает диктатуру пролетариата. Она соответствует коренным интересам всех других трудящихся классов и слоев, в силу чего в ней участвуют все классы и социальные группы, которые угнетал и эксплуатировал класс капиталистов. Она будит огромную созидательную энергию трудящихся и направляет ее на строительство нового, социалистического общества. Она создает все необходимые условия для свободного развития каждого человека, для творческого труда и созидания на благо всего народа. Первой такой победоносной революцией стала Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало новой эпохи в развитии человечества - эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе.
Огромное всемирно-историческое дело социалистической революции не может быть осуществлено без коммунистической партии, являющейся организатором, вдохновителем и руководителем трудящихся в революционной борьбе и в процессе созидания нового общества.
Социалистическая революция не только высший, но и последний тип революции, ибо она ликвидирует все формы классового антагонизма, все формы угнетения человека человеком. С достижением такой стадии общественное развитие идет уже не в форме политических революций, а в форме планомерного, поступательного прогресса всех областей жизни нового общества.
Разработка единой классификации типов и форм социальной революции представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современной социальной науки. Главная трудность разработки единой типологии революционных потрясений обусловлена их сложным, комплексным характером, что существенно затрудняет выявление критериев для создания универсальной таксономии.
Типы социальных революций
Традиционно, в марксистском подходе тип революций определяется характером социально-экономических противоречий, которые приводят к революционному взрыву. Другими словами, тип революции зависит от объективных целей, которые ставят перед собой революционно настроенные силы. На основании учета многообразия форм смены социально-экономических формаций можно выделить следующие типы социальных революций:
- социальные революции, которые привели к становлению феодализма;
- буржуазные, антифеодальные социальные революции;
- социалистические революции.
Классификация форм социальных революций на основании учета акторов революционных событий
Замечание 1
Следует отметить, что в современной научной литературе широко функционируют классификации революций, основанные на учете главных акторов революционных событий.
Например, Ф. Грос выделяет следующие формы социальных революций:
- революция снизу;
- революция сверху;
- комбинированный переворот, в котором принимают участие и «верхи» и «низы»;
- дворцовые перевороты.
Дж. Питти на основании этого же критерия выделяет следующие формы социальных революций:
- великая национальная революция – социальная революция снизу;
- дворцовый переворот - социальная революция сверху;
- государственный переворот - социальная революция сверху;
- восстание, бунт - социальная революция снизу;
- революция политической системы.
Классификация Р. Тонтера и М. Мидлерского
Данные ученые разработали собственную классификацию социальных революций на основании выделения следующих критериев для разработки типологии:
- уровень вовлеченности масс;
- продолжительность революционных процессов;
- цели революционных сил;
- уровень насилия.
В соответствии с приведенными критериями можно выделить следующие типы революций:
- революция масс;
- революционные перевороты;
- дворцовые перевороты;
- переворот – реформа.
Причины социальных революций
Все типы и формы социальных революций выступают результатом длительного развития определенных социальных процессов, формирования ряда причин, которые так или иначе способствуют нарастанию общественного напряжения, обострению социальной напряжённости, которая раньше или позже приводит к революционной ситуации.
В качестве одной из причин, симптомов социальной революции выступает формирование революционных общественных настроений, растущего беспокойства, ощущения утраты прежних оснований коллективного и индивидуального существования. Как и любое другое социальное чувство, обладающее возможностями «заражать» других, чувство беспокойство постоянно растет, люди теряют цели собственного ощущения, начинают ощущать потребность в новых стимулах, целях, побуждениях. Появляется ощущение неудовлетворенности, осознание рутины.
На начальном этапе причины беспокойства не осознаются, люди просто ощущают тревожность и беспокойство, наиболее активные ищут выход в эмиграции. Следует отметить, что само по себе усиление эмиграционных процессов не может выступать причиной революционных событий, но выступает своеобразным «индикатором», показателем скрытых социальных процессов, отражением необходимости реформирования системы социальных взаимодействий.
Замечание 2
Таким образом, в современной научной литературе представлены многочисленные подходы к классификации типов и форм революционных событий, основанные на учете различных критериев. Вне зависимости от формы и типа протекания революционных процессов – в их основе совокупность многочисленных социальных причин, длительный период протекания определённых социальных процессов.
способ прогрессивного преобразования общества, означающий перерыв постепенности в его развитии, закономерный скачок от одного качественного состояния к новому, подготовленный предшествующей эволюцией данного общества. С. р. бывают двоякого рода межформационные и внутриформационные. Межформационная С. р. представляет собой способ перехода от низшей общественно-экономической формации к высшей и сам грандиозный процесс этого перехода, занимающий целую эпоху. Истории известны четыре основных типа таких революций: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Внутриформационная С. р. есть способ и процесс перехода общества из одного качественного состояния в другое в рамках одной и той же формации, скачкообразная смена стадий в ее развитии, периодическое восхождение на более высокую ступень. Капитализм прошел по меньшей мере две внутриформационные революции: домонополистический перерос в монополистический, а последний в государственно-монополистический и находится в процессе очередной глубокой трансформации. К разряду внутриформационных С. р. относится переживаемая социализмом радикальная перестройка. Всякая С. р. имеет экономическую, социальную, политическую и духовно-идеологическую основы. Самой глубокой экономической основой любой С. р. является конфликт между выросшими производительными силами и устаревшими общественными (прежде всего производственными) отношениями, когда существующие в обществе порядки перестают стимулировать людей к эффективному использованию и дальнейшему развитию уже имеющихся производительных сил. Социальной базой революции выступают те классы и общественные группы, которые по своему объективному положению в обществе заинтересованы в ней, стремятся и способны ее осуществить. Они же ее движущие силы. Политической основой С. р. является неспособность действующей системы государственной власти и управления конструктивно решать объективно назревшие проблемы. Духовно-идеологическая основа С. р. состоит в уяснении народными массами несовместимости своих интересов с существующим положением вещей. Совокупность этих явлений и служит безошибочным синдромом необходимости коренного революционного переустройства общества. О революционном характере перестройки свидетельствуют масштабность и глубина начавшихся преобразований во всех сферах общественной жизни. Государственная собственность, которая в значительной мере выступала как анонимная, «бесхозная», «разгосударствливается». В том объеме, в каком государственная собственность остается объективно необходимой, она подвергается существенным преобразованиям. Дифференцируясь на общесоюзную, республиканскую и муниципальную, государственная собственность обретает, наконец, конкретных и, значит, ответственных и рачительных хозяев. Ранее бесправные производственные предприятия превращаются теперь во владеющие собственностью самоуправляющиеся трудовые коллективы. Наряду с этим революционная перестройка порождает немыслимые в условиях безраздельного господства административно-командной системы принципиально новые виды и формы собственности. На их основе формируются социально-экономические слои кооператоров, арендаторов, акционеров, семейных и индивидуальных хозяев, всевозможные их ассоциации, что неузнаваемо преобразует социальную структуру общества. Вырастают многообразные общественные организации и движения. Под влиянием всех этих новообразований происходят кардинальные изменения в политической системе общества: она превращается в систему реального народовластия. В духовно-идеологической сфере перемены настолько разительны, что подвели к новому мышлению. Соответствие субъективного фактора объективным условиям является основным законом С. р. Роль субъективного фактора состоит как в том, чтобы на основе наиболее адекватного познания объективных условий не упустить шанс осуществления С. р., когда объективные предпосылки для нее вполне созрели, так и в том, чтобы предостеречь массы от революции, если таких предпосылок еще нет. До их созревания С. р. авантюристична, губительна, катастрофична. Сталинщина полностью игнорировала вопрос о цене революции. Между тем это главнейший вопрос, предопределяющий ее успех или поражение. Цена С. р. всегда должна быть неизмеримо меньше тех лишений, от которых она избавляет народные массы. В противном случае революция неизбежно наталкивается на их же сопротивление и захлебывается в крови. Оптимальным является такое протекание С. р., когда созревание объективных условий для качественных перемен в обществе, осознание этих условий и само осуществление назревших перемен идут в едином ритме. Синхронизация обеспечивается революционными реформами. От обычных реформ как частичных, несущественных преобразований отдельных сторон общественной жизни по инициативе и в интересах преимущественно правящих кругов революционные реформы отличаются тем, что они затрагивают общество в целом, в его основах, осуществляются в виде пакета крупных мер принципиального характера и реализуются под влиянием решительного и организованного, целенаправленного движения народных масс. Подобные реформы, будучи по содержанию С. р., исключают вооруженные формы разрешения общественных противоречий. Более того, революции-реформации не предполагают обязательного насилия в массовых масштабах даже в мирных формах. Понимание всеобщей пагубности разгула насилия в любом виде служит сдерживающим его фактором. При разрешении самых острых конфликтов «верхи» и «низы», различные общественные группы прибегают не к насилию, а к компромиссу социальному. Реальный опыт такого рода, хотя далеко не во всем последовательный и совершенный, накопило социал-демократическое рабочее движение. К. Маркс предвидел наступление времени, когда «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 185), относя его к коммунистическому обществу. Это время наступило раньше. Однако С. р. посредством радикальных реформ возможны не во всех современных обществах, а только в демократически устроенных. В условиях тоталитарных обществ С. р. все еще обречены совершаться в форме взрывов, катаклизмов. С. р. К. Маркс называл локомотивами истории. Ускорение общественного развития в процессе революций происходит по двум главным причинам. Во-первых, революции решают не обычные, а крупнейшие, исторически назревшие задачи поворотного характера. Во-вторых, в решении этих эпохальных задач непосредственным действующим лицом выступают народные массы, чья творческая активность несравнима ни с какой Другой силой как в сокрушении отживших общественных порядков, так и в созидании новых. В С. р. происходит совпадение коренного изменения жизненных обстоятельств с радикальным изменением самих людей. Поэтому революция творит людей в такой же мере, в какой люди творят революцию.