Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в изучении организационной культуры нашего детского сада. Ваши ответы позволят определить особенности наших взаимоотношений, выявить наши сильные и слабые стороны и определить пути развития коллектива. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, какие проявления, отношения характерны, на Ваш взгляд, для нашего коллектива. Выберите те варианты ответов, которые совпадают с Вашим мнением и постарайтесь дополнить, расширить их, отразив свое мнение.

1) Для нашего коллектива наиболее ценно:

· здоровье

· образование

2) Для нашего коллектива значимы следующие условия работы и вещи материального мира:

· удобный график работы

· комфортные условия работы

3) В нашем коллективе приняты следующие высказывания и выражения:

· Дети - это наше все!

· Пересменка.

· ________________

4) Наши действия по отношению друг к другу:

· взаимопомощь

· соперничество

· опоздание

· взаимоподдержка

· наставничество

· _________________

5) Наши чувства можно охарактеризовать как:

· все переживают друг за друга

· каждый заботится об общем деле

· ______________________________________________________

Определите Ваше отношение к каждому из предложенных высказываний, используя следующие оценки:

а – данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашем коллективе;

б – данное утверждение, в общем характерно для нашего коллектива;

в – данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашему коллективу;

г – данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашем коллективе.

Утверждение а б в г
1. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает наш коллектив.
2. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое – то дело.
3. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.
4. Наш коллектив обычно не ждет указаний и инициативы ему не занимать.
5. В нашем коллективе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.
6. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.
7. Наш коллектив достаточно сплочен и организован.
8. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем на менее эффективно, чем в его присутствии.
9. Наш коллектив способен к риску и готов к нововведениям.
10. Администрация доступна и открыта к контактам со всеми сотрудниками.
11. Обсуждение и принятие важных вопросов (проблем) осуществляется всем коллективом.
12. В нашем коллективе педагогов многое связывает, и чей- то уход в другое образовательное учреждение маловероятен.
13. Возможности для профессионального роста в нашем ДОУ у педагогов не меньше, чем в другом.
14. Все члены коллектива – патриоты ДОУ.
15. Работая в нашем коллективе, педагоги могут реализовать свои способности лучше, чем в другом месте.
16. В нашем коллективе случаются конфликты между педагогами.
17. Мы стараемся отмечать праздники вместе.
18. Все члены коллектива переживают неудачи и испытывают гордость за успехи ДОУ.
19. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.
20. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.
21. У нас тоже есть «диады» и «триады», но это не мешает нам чувствовать себя дружной единой семьей.
22. Наша сплоченность, скорее всего не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.
23. При сравнении коллектива нашего учреждения с другим каждый из педагогов найдет в нем много преимуществ.
24. Вознаграждение и признание прямо пропорционально эффективности работы коллектива.
25. Члены нашего коллектива следуют своим обязательствам и обещаниям.
26. Каждый член нашего коллектива получает признание за свой личный вклад в общую работу.
27. В нашем коллективе конфликты разрешаются эффективно.

Ø Какие из существующих в ДОУ обрядов, ритуалов, символов и т.д. помогут новому сотруднику, познакомится с историей нашего учреждения, выработанными коллективом ценностями, принятыми нормами поведения:

Ø Какие из приемов поддержания организационной культуры, используемые администрацией ДОУ, на ваш взгляд, являются более эффективными:

· организационные символы;

обряды, традиции;

· увольнение «неугодных» сотрудников;

· личный пример старшего воспитателя или заведующей;

· предъявляемые требования к продвижению сотрудника в ДОУ;

· предъявляемые требование при приеме на работу;

· повседневная помощь в работе;

· контроль за выполнением педагогами принятых в учреждении правил и норм поведения;

· укажите свой вариант…

Ø Укажите, что из представленных характеристик присуще ДОУ с приведением примеров:

· определены оценки, касающиеся поведения педагогов (укажите, что будет резко осуждено коллективом в поведении педагога…; а что вызовет одобрение…)

· установлены нормы, регулирующие неформальные отношения между педагогами (обязательно здороваться утром с коллегами, интересоваться их самочувствием; вечером сообщать коллеге как вели себя дети во вторую половину дня, давать рекомендации к подготовке следующего дня): приведите пример …;

· каково назначение нашего детского сада…;

· установлены ли критерии, методы, периодичность измерения достигнутых педагогами результатов в профессиональной деятельности: приведите пример…;

· определены ли санкции к педагогам, не выполнившим работу на должном уровне, приведите пример…;

Ø Какие ценностные ориентации (нормы и правила поведения) провозглашены в ДОУ:

А) необходимо заботится о здоровье всех субъектах педагогического процесса;

Б) не прибегать к насилию (физическому и психологическому) при воспитании детей;

В) активно взаимодействовать с семьей воспитанников;

Г) свой вариант…;

Ø Как Вы были ознакомлены с ними:

А) узнали от заведующей или старшего воспитателя;

Б) прочитали в документации ДОУ;

В) рассказали коллеги;

Г) свой вариант…;

Ø Какое из проводимых мероприятий в нашем детском саду, Вам наиболее заполнилось и понравилось? Почему? (могут быть проанализированы такие мероприятия, как: ритуал принятия нового сотрудника на работу; традиция чествования ухода сотрудника на пенсию; традиция празднования именин сотрудников; традиция празднования Дня Рождения ДОУ; совместное празднование знаменательных дат календаря (Новый год, День учителя, 8 Марта и д.т.); совместное посещение театров, концертов, музеев; организация совместного посещения бассейна, аэробики и т.д.)

Ø Кто является инициатором совместных мероприятий, направленных на развитие педагогического коллектива? Часто ли Вы выступаете инициатором таких мероприятий?

Ø Кто решает, какие из предложенных мероприятий будут проводиться, а какие нет?...

Ø Какие мероприятия Вы хотели бы, чтоб проводились в нашем детском саду и в будущем, возможно, стали бы традиционными?

Ø Проранжируйте факторы, которые определяют отношение к работе (труду) по степени их значимости для Вас (1-самый значимый фактор; 2-менее значимый фактор и т.д.).

Ø Оцените, пожалуйста, характер взаимоотношений в нашем коллектива. Перед Вами 2 колонки с противоположными по смыслу суждениями. Между ними 5-балльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре Вы делаете отметку, тем более выражен данный признак в коллективе (Методика «Оценка психологического климата в коллектива» В.В.Шпалинского. Предложенные нормативы: от 13 до 39 – благоприятный психологический климат в коллективе, от 40 до 65 – негативный психологический климат в коллективе).

Признаки коллектива Шкала Признаки коллектива
1. Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. 1-2-3-4-5 1. Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. 1-2-3-4-5 2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.
3. Доброжелательные и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. 1-2-3-4-5 3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.
4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. 1-2-3-4-5 4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.
5. В нашем коллективе новичок, скорее всего встретит доброжелательность и радушие. 1-2-3-4-5 5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя «чужаком».
6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 1-2-3-4-5 6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут «виноватого».
7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. 1-2-3-4-5 7. В присутствии руководителя многие их, нас чувствуют себя скованно и напряженно.
8. У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. 1-2-3-4-5 8. Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе».
9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. 1-2-3-4-5 9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.
10. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. 1-2-3-4-5 10. Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ перед руководителем.
11. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. 1-2-3-4-5 11. У нас чаще критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов.
12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. 1-2-3-4-5 12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.
13. В нашем коллективе гласность - это норма жизни. 1-2-3-4-5 13. До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко.

1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов

    Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)

    К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

    Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечис­лите)

1 4. Какие средства педагог должен применять для достижения цели? 1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности"?

    По каким показателям педагог может судить о достижении резуль­татов в своей повседневной деятельности?

    Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкивать­ся педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в сво­ей деятельности"?

2 Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.

    Каковы преимущества условий педагогической деятельности по срав­нению с другими профессиями?

    Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?

3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соот- ветствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные опе- рации.

    Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

    Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

    Какие учителя нравятся детям?

    Какие требования предъявляет к педагогу администрация?

    Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?

    Каких педагогов желают родители своим детям?

    Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?

    Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть пе­дагог?

4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и пре- доставляет определенные права.

    Перечислите основные должностные обязанности учителя.

    Какие права имеет педагог?

    Как оплачивается труд педагога?

    Как может педагог влиять на условия своего труда?

    Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?

    Какие перспективы профессионального и социального продвиже­ния имеет педагог?

    Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?

    Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?

    Почему люди выбирают профессию педагога?

5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий).

5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, соверша­емые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельно­сти?

Наконец, для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестиро­вания старшеклассников при выборе профессии.

Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицатель­ный.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в пра- воте вашего мнения?

    Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

    Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся крити­ческой ситуации?

    Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

    Нравится ли вам заниматься общественной работой?

    Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книга­ми или за каким-то занятием, чем с людьми?

    Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших пла­нов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

    Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые зна­чительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими това- рищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нуж- но было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

    Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

    Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побе­седовать с новым человеком?

    Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

    Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам по­быть одному?

    Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнако­мой обстановке?

21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?

    Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закон­чить начатое дело?

    Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

    Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товари­щами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

    Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

    Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­знакомых людей?

    Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

    Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда вне­сти оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

    Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

    Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

    Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку, компанию?

    Охотно ли вы приступаете к организации различных меропри­ятий?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

    Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

    Верно ли, что у вас много друзей?

    Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

    Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товари­щей?

    Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру­жении большой группы своих товарищей?

Итак, вы ответили на сорок вопросов.

Коммуникативные способности оцениваются по ответам на не­четные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1,

5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; минус - против вопросов 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите полученную сумму на 20 (количество нечетных вопросов). Полученная цифра - коэффи- циент коммуникативных способностей.

0,10-0,45 - низкий уровень проявления способностей; 0,46-0,55 - ниже среднего; 0,56-0,65 - средний; 0,66-0,75 - высокий; 0,76-1,00 - очень высокий.

Организаторские способности оцениваются при сравнении от­ветов на четные вопросы с «идеальными»: плюс стоит против 2,

6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, а минус - против 4, 8, 12, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Далее проделайте уже знакомую операцию: ко- личество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите на 20 (количество четных ответов). Вы получили коэффициент организа- торских способностей.

0,20-0,55 - это низкий уровень проявления организаторских способностей;

0,56-0,65 - ниже среднего; 0,66-0,70 - средний; 0,71-0,80 - высокий; 0,81-1,00 - очень высокий.

Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и про­фессионального развития. Желаем успехов.

Леонтьева Т. В. Введение в педагогику: Базовое педагогическое обра­зование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов) - СПб., 1996.

Леонтьева Т. В. и др. Введение в учительскую профессию: Методиче­ские рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1 курс). - Л., 1990.

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. - М., 1991.

Крутецкий В. А. Психология. - М., 1986. - Глава «Некоторые вопросы психологии учителя».

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М, 2000.

Анкета №6 «Воспитатель глазами коллег по работе»

Цель: оценка профессиональных качеств педагога.

Мнение о педагоге

Оценка(в баллах)

Умеет видеть перспективу работы, четко определяя цели и задачи своей работы

Свою работу строит на принципах гуманистической педагоги: внимателен и доброжелателен к детям

Заботится о сохранение и укреплении здоровья детей, активно участвует в программе оздоровления

Владеет современными методиками воспитательной работы с детьми

Находится в постоянном творческом поиске; создаёт и апробирует и внедряет в практику работы новые педагогические технологии

Умеет создавать рациональную предметно- развивающую среду в группе

Имеет высокую дисциплину труда

Стремится к достижению высокого качества воспитания и обучения детей

Охотно делится с коллегами инновационными находками, всегда готов оказать помощь

Объективно оценивает работу коллег; тактичен в высказываниях

Рационально подходит к использованию рабочего времени как своего, так и коллег по работе

Вносит положительный эмоциональный настрой в коллектив

Выбрали бы Вы данного воспитателя, если бы Вам представилась возможность выбора напарниками по группе? (Подчеркните один из ответов.)

Скорее выберу

Скорее предпочту другого

Предпочту другого

На вопросы 1-12 ответьте соответствующей оценкой:

Полностью согласен с мением-4 балла;

Скорее согласен-3 балла;

В равной мере согласен и нет- 2 балла;

Скорее не согласен -1 балл;

Совершенно не согласен;

Ключ к опроснику:

От 36 до 48 баллов- высокий уровень. В совершенстве владеет новейшими педагогическими технологиями, испытывает потребность в своей деятельности, опираясь на современные научные исследования, делится опытом своей работы;

От 20 до 35 баллов- средний уровень. Стремится к достижению высокого качества воспитания и обучения, умеет определить перспективы своей работы, владеет современными методиками, перспективы своей работы, владеет современными методиками сформирована готовность к инновационной деятельности;

От 12 до 19 баллов – низкий уровень. Испытывает затруднения в педагогической деятельности, внутренне нерешительный человек, не всегда правильно оценивающий развитие педагогических процессов и предпочитающий сверять свою точку зрения с позицией руководителя;

От 0 до 11-необходимо провести повторное анкетирование, так как возможны неадекватные ответы;в некоторых случаях провести исследования межличностных отношений

Анкета для родителей

«Профессиональные и личные качества учителя»

Баллы

1. проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку

2. внимателен, доброжелателен, тактичен по отношению к родителям и ученикам

3. замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты

4. объективен и справедлив

5. располагает к себе манерой поведения и внешним видом

6. умеет вызвать у учеников интерес к своему предмету

7. дает ученикам глубокие и прочные знания

8. готов помочь ученикам и родителям по интересующим их вопросам

9. оперативно реагирует на отклонения в учебе и поведении учеников (принимает меры, ставит в известность родителей)

10. заботиться о сохранении психического и физического здоровья учеников

11. справедливо оценивает достижения в учебе моего ребенка

13. использует разные формы проведения родительских собраний

14. разъясняет вопросы педагогики и психологии родителям

Анкета для родителей

Ответьте на вопросы:

Нет Не всегда2. Как бы вы оценили характер своих взаимоотношений с учителем? Хороший Удовлетворительный НапряженныйКонфликтный3. Вы обращаетесь к учителю за советами по вопросам обучения Вашего ребенка? Да Нет Не всегда4. На родительских собраниях и в личных беседах Вы получаете от учителя интересующую Вас информацию? Да Нет Не всегда5. Учитель умеет общаться с родителями разного возраста, социального положения, образования? Да Нет Не всегда6. В общении с Вами учитель выдержан, доброжелателен, деликатен? Да Нет Не всегда7. Вы полностью доверяете учителю в вопросах обучения Вашего ребенка? Да Нет Не всегда8. Учитель осуществляет индивидуальный подход к Вашему ребенку? Да Нет Не всегда9. Учитель справедлив к Вашему ребенку? Да Нет Не всегда10. Мнение учителя важно для ребенка? Да Нет Не всегда


Анкета для родителей

Вопросы

Варианты ответа

1. Нравится ли Вам, что с вашим ребенком занимается этот воспитатель?

2. Можете ли Вы доверить педагогу личные проблемы, связанные с воспитанием Вашего ребенка?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

3. С удовольствием ли Ваш ребенок идет в группу, если работает этот педагог?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

4. Может ли педагог дать совет по воспитанию Вашего ребенка?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

5. Как Вы оцениваете качество педагогического процесса, предложенное этим воспитателем?

А) отлично Б) хорошо В) не все устраивает

6. Обращаетесь ли Вы за помощью именно к этому воспитателю?

А) всегда Б) иногда В) никогда

7. Считаете ли Вы, что этот воспитатель

А) строгая Б) демократическая В) справедливая

8. Как Вы думаете, осуществляет ли воспитатель индивидуальный подход к Вашему ребенку?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

9. Вы уверены, что этот педагог придет на помощь Вашему ребенку?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

10. Бывало ли так, что Вам хотелось поговорить с воспитателем о проблемах, связанных с ребенком, но это почему-то не получилось?

А) нет, всегда могу обратиться к воспитателю Б) нет, мне достаточно родительских собраний В) да, было один или два раза Г) довольно часто

11. Устраивает ли Вас психологический климат в группе?

А) устраивает Б) считаю, что есть проблемы В) хочу перевести ребенка в другую группу, не устраивает

12. Охотно ли Вы идете на родительское собрание?

А) да Б) не всегда В) всегда неохотно

13. Ваши пожелания воспитателю (напишите Ваш вариант ответа)

Анкета для учеников

«Учитель глазами учеников»

Оцените профессиональные и личные качества учителя по пятибалльной шкале: 5 абсолютно согласны с утверждением, 4 скорее согласны с утверждением, 3 мнение зависит от ситуации, обстоятельств, 2 скорее не согласны с утверждением, 1 абсолютно не согласны с утверждением.

Профессиональные и личные качества

Баллы

1. излагает материал ясно, доступно, четко

2. выделяет и разъясняет наиболее сложные положения

3. выделяет главное, делает выводы

4. умеет вызвать интерес к своему предмету

5. внимателен, тактичен, доброжелателен к ученикам

6. вызывает инициативу, побуждает к дискуссиям

7. соблюдает логику изложения

8. речь и темп удобны для восприятия и записи

9. четко формулирует задания для самостоятельной работы

10. проявляет творческий подход к преподаванию

11. эмоционален при изложении материала

12. объективен и справедлив

13. располагает к себе манерой поведения и внешним видом

14. заинтересован в успехах ученико в

Анкета для учеников

«Учитель глазами учеников»

Ответьте на вопросы:

1. ваше отношение к предмету

а) положительное б) нейтральное в) отрицательное

1. какие знания вы получили? _________________________

2. какие практические навыки вы приобрели? ____________________

3. в какой степени обучение повлияло на ваше саморазвитие?

а) эффективно б) достаточно эффективно в) не достаточно эффективно 5. изменилось ли Ваше отношение к предмету за годы обучения? а) повысился интерес б) стабильное в) нейтральное 6. если бы тебе предложили учиться у другого учителя, согласился бы? а) да б) нет


Анкета для оценки учителя (для учащихся среднего звена)

Дорогой друг! Предлагаем тебе высказать свое мнение о педагоге твоей школы

Прочитай каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений.

Если ты полностью согласен с утверждением из левого столбца, обведи цифру «5».

Если ты не вполне уверен, т. е. считаешь, что это «скорее всего так» обведи цифру «4».

Если ты полностью согласен с утверждением из правого столбца, обведи цифру «1».

Если ты не вполне уверен, обведи цифру «2».

Если ты затрудняешься с ответом, обведи цифру «3».

Проследи, чтобы не один из пунктов анкеты не был пропущен.

Многие черты характера учителя ты хотел бы воспитать в себе

Ты ни в чем не хотел бы походить на учителя

Учитель относится к тебе по-доброму, внимательно

Учитель часто бывает раздражительным, его не интересуют твои дела

Ты охотно беседуешь с учителем на перемене и после уроков

Ты не хотел бы разговаривать с учителем помимо урока

Ты мог бы пожаловаться учителю или рассказать какой-то свой секрет

Ты не доверил бы учителю своих секретов

Педагог может заступиться за тебя, если ты прав, пред классом, родителями, учителями

Учитель не будет заступаться за тебя, даже если ты прав

Учитель радуется твоим успехам, верит в тебя

Учитель все равно, он только ставит отметки

Учитель справедливо относится ко всем ребятам

Учитель не любит некоторых ребят и бывает к ним несправедлив

Учитель может поднять тебе настроение, рядом с ним ты чувствуешь себя увереннее

Учитель часто приходит в класс сердитым, рядом с ним ты чувствуешь себя испуганным или виноватым

Тебе бы хотелось заниматься с учителем подготовкой праздника, концерта, похода

Тебе не хотелось бы заниматься с учителем подготовкой праздника, концерта, похода

Тебе интересно с учителем, с ним спорится любая работа

С учителем скучно, любая работа с ним кажется ненужной

Учитель легко может организовать ребят на какое-либо дело

Учителю долго приходится уговаривать и заставлять класс взяться за какое-либо дело

Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, он был бы лидером среди твоих друзей

Если бы учителю было бы столько лет, сколько лет тебе, вы не приняли бы его в свою компанию

Анкеты для педагогов

АНКЕТА « ВОСПИТАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ КОЛЛЕГ ПО РАБОТЕ»

ПОРЯДОК проведения аттестации педагогических работ

Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива
к освоению новшеств"

Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".

1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.

6. Потребность в лидерстве.

7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

11. Потребность в риске.

12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (пп. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"

Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений).

1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

3. Плохое здоровье, другие личные причины.

4.

5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.

6. Отсутствие материальных стимулов.

7. Чувство страха перед отрицательными результатами.

8. Отсутствие помощи.

9. Разногласия, конфликты в коллективе.

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Анкета "Определение уровня новаторства учителей
в школьном коллективе"

Инструкция: Уважаемый педагог! К какой группе учителей, на ваш взгляд, вы относитесь? Поставьте "галочку" напротив выбранной группы.

Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не внедряете их вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как их успешно опробовали в условиях, близких к вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью вашего педагогического коллектива, воспримите его и вы.

Группа D. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

Группа Е. Вы последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем малочисленнее группы D и Е, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
мотивационной среды.

Приложение 2

Инструкция: Уважаемый педагог! Оцените соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в вашем коллективе по 10-балльной шкале, где 0 баллов – полностью не соответствует, 10 баллов – полностью соответствует (обведите соответствующий балл ).

1

2

Утверждения

Баллы

Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Эти результаты известны каждому учителю

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Размеры вознаграждения известны каждому учителю

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вознаграждения имеют ценность

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатовусловия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы.

На основе полученных результатов может быть построен графический профиль мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы.

АНКЕТА "Определение мотивов
трудовой деятельности педагогов"

Приложение 3

Инструкция: Уважаемый педагог! Выберите из списка 5 наиболее важных лично для вас мотивирующих факторов и поставьте напротив "галочку". Затем напротив выбранных факторов в соответствии с их значимостью для вас поставьте цифры от 5 до 1 в порядке убывания (5 – самый значимый для вас фактор, 1 – наименее значимый из пяти выбранных).

1

2

3

Фактор

Выбор

Значимость

Уровень доходов (заработная плата)

Близость места работы к дому

Возможность продвигаться по карьерной лестнице

Возможность профессионального роста

Возможность получения кредитов

Возможность управления другими людьми

Обучение за счет компании

Большие полномочия

Гибкий график работы

Возможность самореализации

Комфортные условия труда

Нормированный рабочий день

Отношения с непосредственным руководителем

Признание, ощущение значимости в компании

Работа по специальности, в соответствии с образованием

Работа ради общения, возможность занять свободное время

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов, может иметь графическую или табличную форму.

АНКЕТА "Определение затруднений педагогов
при организации учебного процесса"

Инструкция: ).

Степень затруднения

Очень
сильная

Сильная

Средняя

Слабая или отсутствует

1

2

3

4

5

Тематическое планирование

Поурочное планирование

Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства

Овладение содержанием новых программ и учебников

Умение ставить цели урока

Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной задачей

Использование эффективных форм на уроке

Использование элементов современных педагогических технологий

Умение провести самоанализ урока

Проведение практических работ, предусмотренных программой

Осуществление дифференцированного подхода
к обучению

Развитие у обучающихся интереса к предмету

Использование межпредметных связей

Описание своего опыта работы

Умение провести анализ урока коллеги

Обеспечение разумной дисциплины на уроке

Учет, оценка знаний, умений и навыков
учащихся

Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

Внедрение ППО, описанного в литературе

Внедрение ППО коллег своей школы
(другой школы)

Организация внеклассной работы по учебному предмету

Эффективное использование оснащения
кабинета

Работа с неуспевающими учащимися

Работа с одаренными детьми

Оснащение кабинета новыми наглядными пособиями

Диагностика уровня обученности учащихся

Организация научно-исследовательской деятельности с учащимися

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.

АНКЕТА "Выявление затруднений учителя
при осуществлении воспитательного процесса"

Приложение 5

Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе ).

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень сильная

Сильная

Средняя

Слабая или
отсутствует

1

2

3

4

5

Планирование воспитательной работы

Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе

Знание современных воспитательных технологий

Введение инновационных форм воспитательной работы

Использование современных воспитательных технологий

Знание детской возрастной психологии

Работа с "трудными" учащимися

Работа с родителями учащихся

Проведение родительских собраний

Индивидуальная работа с учащимися

Проведение классных часов

Знание эффективных форм работы с детьми

Знание и использование методики коллективного творческого дела (по И.П. Иванову)

Организация детей для участия в общественной жизни школы

Система воспитательной работы классного руководителя

Анкеты разработаны на основе модифицированного опросника для оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Т.С. Соловьевой. – Примеч. авт.

Примеч. авт.

Разработана на основе “Диагностики структуры мотивов трудовой деятельности” Т.Л. Бадоева и “Структуры мотивации трудовой деятельности” К. Замфир. – Примеч. авт.