Об этом нововведении, и о том, как развивается школа, рассказала заместитель директора по учебной работе Мария Челнокова.

- Мария Леонидовна, название у лаборатории слишком мудреное… Чем в ней занимаются?

Это лаборатория междисциплинарных наук, где мы будем изучать физику, химию, биологию, прикладные дисциплины, связанные с медико-биологическим и физико-математическим профилями. Из институтов, с которыми мы тесно сотрудничаем, будут приходить профессора, кандидаты наук и читать лекции, проводить интересные опыты и эксперименты. Лабораторные работы, которые раньше проводились с детьми в классах, теперь будут проводиться в отдельных лабораториях, которые оснащены по последнему слову техники - очень хорошим физико-биологическим, химическим оборудованием. И очень важно то, что в лаборатории созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Раньше они учились в отдельных учреждениях, а теперь, после объединения школ на базе нашей Курчатовской школы, этим детям в доступной форме, в прикладном спектре будут представлены физика, математика, химия, биология.

- Преподаватели каких вузов будут заниматься с ребятами?

Тех, с которыми мы сотрудничаем. Это Курчатовский институт, Первый московский медицинский университет им.Сеченова , Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет.

- Занятия в лаборатории будут проходить в рамках школьной программы?

Не только: там будут проводиться и дополнительные факультативные занятия – для тех, кто получает профильное образование и тех, кому это просто интересно.

Лаборатория - это возможность максимально расширить кругозор учащимся, чтобы они не только упирались в подготовку к ЕГЭ через жуткое натаскивание, но и полноценно развивались. Чтобы владели знаниями не только в теории, но и на практике могли их приложить.

Вообще, лаборатория – это лишь одно из направлений деятельности нашего образовательного комплекса. У нас еще много направлений, которые позволяют нам сформировать широкий кругозор учащихся - от начальных до профильных классов.

В прошлом году, когда вышел приказ об объединении школы №2077 и Курчатовской школы, многие родители чуть ли не митинги устраивали против объединения. Как сейчас обстоят дела?

Мы работаем в нормальном режиме, и дети обучаются без каких-либо потерь: на Всероссийской школьной олимпиаде они и в этом году побеждали. Мы продолжаем работать равномерно и спокойно.

Теперь в составе вашего комплекса 6 школ. Спектр профильного образования широкий: и биология, и психология, и физмат. Дает ли большая школа больше возможностей для развития учеников?

Не только учеников, но и учителей. Все участники образовательного процесса беспрерывно развиваются. Поскольку сейчас выбор в рамках одной школы очень велик , ребенок может определиться с профессией. Может прийти к этому во время обучения, везде себя попробовать, понять и выявить какие-то склонности. Ему не надо для этого менять школу, среду, педагогов. Он меняет только направленность обучения. Может перейти без потерь из одного в другой профиль. И это хорошо, поскольку не травматично для психики.

А что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, а я настойчиво обращаю внимание, что они у нас есть, то для них это тоже большой плюс, потому что они получают широкие возможности специализации, интеграции, профессиональной самореализации. Они пробуют себя в разных направлениях. И где-то могут обучаться в классах, если у них получается, среди ребят, обучающихся в общеобразовательных классах. Большой комплекс дает нам возможность интеграции всех детей вместе, потому что у нас вся внешкольная жизнь общая. Мы все - одна школа.

Учителям большая школа дает возможность делиться опытом. Сейчас психологи, которые были очень сильны в специальных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями, нашли прекрасное применение в массовой школе, потому что очень много детей с проблемами обучаются там. Сейчас это специалисты одной школы. И они активно осваивают эти рубежи. Любой может обратиться к хорошему логопеду, психологу.

Учителя, которые умеют работать с детьми, имеющими трудности усвоения, делятся опытом с коллегами, которые никогда с такими ребятами не работали. А те, кто сейчас работает в профильных классах, помогают сориентироваться коллегам, которые работают в другом направлении, потому что они с удовольствием транслируют инновации, которые узнают.

- А чем привлекаете в школу профессоров и преподавателей институтов?

Своей жизнью. У нас есть много мероприятий, на которые мы приглашаем представителей разных общественных организаций, вузов. И они поддерживают нашу работу, из которой рождается социальное партнерство.

- Много ли выпускников поступают в вузы-партнеры?

Профильники поступают в них в 90 процентах случаев. Два года назад у нас был создан международный предуниверсарий. Дети на каникулах выезжают в Германию , в немецкие вузы, с которыми мы заключили договора. Это очень интересный, и полезный опыт: ребята подтягивают язык, и привозят из Германии международный сертификат, который дает им некоторые преференции при поступлении в вуз. Директор нашей школы, Ирина Валентиновна Сивцова лично знакома с руководством этой программы и немецких вузов.

- Кстати, насколько важна личность директора в процессе развития школы?

Я считаю, что директором крупного образовательного комплекса может быть только человек, обладающий очень сильными личностными качествами. Быть руководителем формально – не так важно. Надо иметь лидерские качества, иметь профессиональную и личную харизму, вести за собой людей. И человеку должны доверять.

Курчатовская школа, ее достижения – основаны на личности руководителя, и все наши продукты – это результаты ее деятельности.

- Ирина Валентиновна, Московский дворец пионеров - один из старейших государственных центров дополнительного образования в нашей стране. Какие современные практики реализуются во Дворце сегодня?

Да, действительно, в прошедшем учебном году мы отмечали 80-летие Дворца пионеров. Сегодня Дворец пионеров входит в крупнейший образовательный комплекс Москвы, где только в системе дополнительного образования занимаются более 32 000 обучающихся.

Во время недавнего визита во Дворец Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что по качеству современное дополнительное образование должно меняться и отвечать не только запросам самих детей и их родителей, но и потребностям государства, приоритетам его развития. В качестве таких приоритетов в государственных документах отмечается техническое и естественнонаучное образование, развитию которых мы придаем особое значение, наряду с поддержкой развития традиционных практик в области искусства и спорта, - известных в Москве и за ее пределами ансамблями и спортивными школами.

- Что это за практики?

Поддерживая традиционные практики, (авиа- и судомоделирование, железнодорожное конструирование, ботаника и зоология), мы развиваем и современные по содержанию и технологиям практики: программирование, прототипирование, робототехнику, аэрокосмическое направление.

В частности, ведутся занятия по изучению современных высокоуровневых языков программирования (Си плюс-плюс, Си шарп, Джава, Питон и др.). В лаборатории прототипирования учащиеся получают навыки проектирования и моделирования деталей и узлов, а затем воплощают их в реальность на цифровом оборудовании для изготовления прототипов. На занятиях по робототехнике ребята учатся проектировать робототехнические системы, разрабатывать электронику для систем управления мобильными роботами, писать управляющие программы, изготавливать роботов, используя технологии цифрового производства (станки лазерной резки, 3D-принтеры).

- Какие ресурсы необходимы для реализации современных программ? Это какое-то дорогостоящее специальное оборудование? Профессиональные кадры, прошедшие профессиональную подготовку?

Безусловно, для реализации приоритетных направлений развития образования, таких как техническое и естественнонаучное, необходим комплекс современной материально-технической базы и профессиональных кадров, педагогов-специалистов технического и естественнонаучного профиля.

Сегодня основной площадкой для реализации дополнительных программ технической направленности является Технопарк Дворца пионеров. Он оснащён таким оборудованием цифрового производства, как станок лазерной резки, станок с ЧПУ, 3D-принтеры. Занятия с использованием такого оборудования вызывают у ребят неподдельный интерес и желание продолжать обучение в выбранном направлении.

Наши педагоги постоянно совершенствуются в профессиональном мастерстве, проходя обучение на курсах повышения квалификации, участвуя в конкурсах.

Кстати, мы и сами сейчас реализуем программы профессиональной переподготовки для педагогов дополнительного образования в сфере технического творчества.

Более 30% кадрового состава - это студенты старших курсов ведущих профильных технических вузов Москвы.

- Ирина Валентиновна, как устроена система таких программ? Это программы только для старшеклассников?

Обучение по программам технической направленности можно начать с 6-7 лет. У нас реализуется линейка ознакомительных программ для начинающих: «Первые шаги в электронике. Альтернативная энергия+», «Первые шаги в электронике. Схемотехника». Затем идёт линейка программ базового уровня для детей постарше: «Мой первый управляемый робот», «Управляемые мобильные роботы», «Основы цифровой электроники», «Прикладная мехатроника и интерфейсы управления» и др. Для самых увлечённых реализуются программы углублённого уровня: «Технологии цифрового производства», «Инженерно-техническое 3D-моделирование».

- Пользуются ли такие кружки особой популярностью? Как записаться на эти кружки? Есть ли конкурс и отбор на эти программы?

В ходе визита Дмитрий Анатольевич Медведев отметил большое количество учащихся в группах по авиа-, судо-, железнодорожному моделированию, особенной популярностью пользуются кружки по программированию и робототехнике. Запись в учебные группы по всем направлениям проводится через портал госуслуг г. Москвы (pgu.mos.ru). Конкурс на обучение не проводится, принимаются все желающие по количеству мест в группах. Преимуществом пользуются дети (на программы базового и углублённого уровня), ранее прошедшие обучение по ознакомительным программам.

- В связи с чем происходят, по Вашему мнению, такие изменения?

Происходят изменения в технике, технологиях, науке, технологическом укладе, возрастает внимание к технологическому развитию страны. Меняется отношение в обществе к дополнительному образованию, в целом. Происходит ориентация на получение практических навыков, подготовку к дальнейшему профессиональному треку, жизни и труду. Именно поэтому методической темой нашего текущего учебного года стала - «От школы знаний к школе жизни». Особое значение приобретает ранняя профориентация, возможности предпрофессионального образования, выстроить свой профессиональный план, подтвердить свои знания, навыки и компетенции. Сейчас для московских школьников также представлена возможность получить рабочую профессию наряду с получением дополнительного образования благодаря интеграции с программами профессионального обучения.

- Какие достижения ребят по таким программам Вы могли бы отметить в последнее время?

Среди наиболее значимых достижений можно отметить такие:

2 бронзовые награды на 13-й Международной выставке юных изобретателей в Японии завоевали два учащихся Центра технического образования;

В рейтинговом Чемпионате «JuniorSkills Москва-2017» 8 учащихся стали финалистами, в номинации «Фрезерные станки» команда ГБПОУ «Воробьевы горы» заняла 1 место, а в номинации «Интернет вещей» ещё одна наша команда заняла 2 место.

Общее количество призеров и победителей в прошедшем учебном году около 47% от общего количества участников. Плюс ко всему наши учащиеся, которые были заявлены к участию, успешно сдали демонстрационный экзамен по мобильной робототехнике, прототипированию, мультимедийной журналистике.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее про демонстрационный экзамен.

В прошедшем учебном году по инициативе профессионального сообщества, поддержанной Департаментом образования города Москвы, впервые в дополнительном образовании был реализован очень наглядный инструмент оценки качества освоения дополнительных общеразвивающих программ - демонстрационный экзамен. Экзамен проводился для обучающихся, завершающих обучение по дополнительным программам углублённого уровня, и стал площадкой для демонстрации всех тех умений и навыков, знаний и компетенций, которые ребята смогли получить за время обучения. Участие в экзамене - дело добровольное. Демонстрационный экзамен проводился по направлениям «Мобильная робототехника», «Прототипирование» и «Мультимедийная журналистика», куратором и идейным вдохновителем которых был наш комплекс «Воробьёвы горы». Кроме того, «Воробьёвы горы» выступали и в качестве оператора демонстрационного экзамена и с участием экспертного сообщества вузов, колледжей, Московского центра качества образования разработали процедуру проведения и экзаменационные задания. Ребята, участники экзамена, должны были продемонстрировать те образовательные результаты, которые они получили в дополнительном образовании. Важно отметить, что это не соревнование, не конкурс и не выставка достижений - это персональная демонстрация своего результата. Ребята демонстрировали не только свои профессиональные умения, но и стиль работы, командные умения и навыки, способность принимать решения и справляться с трудными ситуациями. В экзаменационную комиссию вошли представители городских организаций и ведущих технических вузов Москвы. Хочется отметить, что 62% успешно сдавших экзамен по этим направлениям - учащиеся ГБПОУ «Воробьёвы горы». Всего же на площадках 14-и образовательных организаций Москвы демонстрационный экзамен проводился по 5-и направлениям («Музейное дело» и «Военное дело»), а общее количество успешно прошедших экзаменационные испытания - 280 человек.

Беседовала К. Алибекова

Знают ли Владимир Путин и Ольга Васильева, что реально происходит в легендарном Дворце пионеров и кто превращает его в царство Бабы Яги?

Дополнительное образование – не значит второстепенное. Сегодня ему уделяется особенно много внимания. В 2016 году протоколом заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Его цель – обеспечить 70-75% детей от 5 до 18 лет качественными программами дополнительного образования. Кажется, нельзя выразиться яснее – дополнительное образование находится в статусе приоритетного проекта. И сейчас – самое время его развивать. Однако далеко не все в управляющих образовательных органах согласны с Президентом РФ. Ни для кого не секрет, что сегодня дополнительное образование стараются коммерциализировать везде, где только возможно. Но есть места – где этого не должно быть в принципе. И одно из этих мест – легендарный Дворец пионеров на Воробьевых горах.

Поводом для этой публикации послужило письмо неравнодушного человека, не побоявшегося открыто выступить и "рассказать о неоднозначно сложной и нездоровой обстановке в когда-то успешном и процветающем флагмане дополнительного образования, в уникальном учреждении города Москвы – известного многим, как Дворец пионеров на Воробьевых горах. Возможно, при попустительстве чиновников Департамента образования города Москвы, возможно, из-за бездумного проведения реформ в образовании - рушатся годами наработанные традиции успешного старейшего учреждения. Теперь Дворец пионеров становится не центром притяжения детей во всевозможные кружки и секции, а банальным "придатком" общего образования, которому нужны прежде всего технические компетенции. Или парадной обложкой для проведения городских мероприятий?".

В нашу редакцию написала специалист Управления комплексных проектов ГБПОУ «Воробьевы горы», член Родительского комитета Дворца пионеров, член Экспертно-консультативного совета ГБПОУ "Воробьевы горы" и неравнодушный родитель - Александрина Клюйкова. (смотрите фотоматериалы к публикации).Это не первый тревожный сигнал, связанный с судьбой уникального комплекса на Воробьевых горах. Значение Дворца пионеров для Москвы сложно переоценить. Именно здесь формировались таланты Натальи Гундаревой, Юрия Богатырева, Игоря Кваши и других прославившихся на всю Россию режиссеров, актеров, писателей, певцов, а также спортсменов, выпускников четырех школ олимпийского резерва Дворца – Виктора Власова, Марины Кошевой, Юрия Кидяева, Михаила Кобалия... Но дело не только в звездных именах, впервые прозвучавших здесь – десятки лет комплекс давал возможность тысячам московских детей приобщиться к творчеству, к спорту, пообщаться со сверстниками, разделяющими с ними общие цели и устремления.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?

Дворец пионеров, то есть тогда еще – Московский городской Дом пионеров и октябрят открылся в 1936 году как «первая из лабораторий, которые создаются в Советской стране для воспитания нового человека, культурного гражданина социалистической родины». Уже через год после открытия там действовало 173 кружка и секции, занималось 3500 детей. Заработал кабинет юных изобретателей, деревообрабатывающая и авиамодельная мастерская, уникальные лаборатории – железнодорожного и водного транспорта, химическая, энергетическая и фотолаборатории. Но не только техникой занимались юные пионеры. Они ходили и в секции художественного творчества – во Дворце разместились музыкальная и танцевальные школы, театральная студия, скульптурная и архитектурные мастерские, ИЗО и литературная студия. Члены исторических студий ездили на экскурсии в Эрмитаж и на археологические раскопки – в Крым. Сводный пионерский полк занимался в стрелковом кабинете, военно-морской лаборатории, кружках пулеметчиков, школах инструкторов по химической и противовоздушной обороне. Все эти знания и навыки пригодились им в годы Великой Отечественной войны. Но пригодились не только военные специальности. Известна история Ансамбля песни и танца имени В.С. Локтева – единственного в мире детского коллектива, где есть оркестр, хор и хореографическая группа. Коллектив был создан в 1937 году. А в декабре сорок первого Владимир Сергеевич Локтев собрал хор Ансамбля и начал занятия, чтобы ребята могли выступать в госпиталях, поддерживая дух раненых бойцов. Другие студии Дворца в годы Великой Отечественной тоже не закрылись. Столярные, швейные и электротехнические кружки работали для фронта, а воспитанники творческих секций выступали в госпиталях, изготавливали сувениры для посылок на фронт – кисеты, мундштуки и другие мелочи, напоминавшие солдатам о том, как их любят и ждут дома… После войны стало ясно – старое здание не может вместить всех детей, желающих заниматься в секциях и кружках МГДПО. Первый закладной камень всем нам известного Дворца – теперь, Московского городского Дворца пионеров и школьников на Воробьевых горах был заложен на Ленинских горах в 1958 году. А его торжественное открытие состоялось 1 июня 1962 года, в Международный День защиты детей. Тогда никто не мог представить, что пройдет всего лишь пятьдесят с небольшим лет, и детей во Дворце действительно придется защищать… Защищать детский уникальный художественно-образовательный комплекс, с его мощными методологическими школами преподавания астрономии, технического моделирования, ряда биологических и гуманитарных дисциплин, иностранных языков, его годами сложившиеся традиции. В 1992 году Московский городской Дворец пионеров и школьников был реорганизован и получил новое имя – Московский городской Дворец творчества детей и юношества. Дальше имена снова менялись: в 2001 название стало звучать как Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, а с 2014 – Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воробьевы горы».

НАЗВАНИЯ МЕНЯЛИСЬ, А ЧТО ДАЛЬШЕ?
А дальше, к сожалению, смысл создания уникального учреждения стал постепенно, и видимо, умышленно размываться, сама суть его создания признаваться устаревшей. В 2011 году руководитель Департамента образования города Москвы И.И.Калина объявил Дворец "устаревшим" и "не соответствующим". Руководитель московского образования предложил оставить только 8 самых известных направлений Дворца, а остальные перевести на платную основу и «посмотреть, что выживет» - это дословная цитата. Видимо, «золотой гектар» парка Дворца, расположенный в самом центре Москвы, был слишком привлекателен и, согласно новым экономическим реалиям, такая земля была действительно «не для всех». Воспротивившиеся нововведениям директор Дворца Д. Л. Монахов и ряд других сотрудников были уволены. И пошли слухи, что вместо Дворца будет «школа гимнастики Ирины Винер». В 2012 и 2013 годах после митингов и протестов общественности, Департамент образования отказался от идеи "усовершенствования" Дворца. Однако новая администрация в лице директора А.А. Шашкова не смогла (или не захотела) остановить надвигающуюся бурю над Дворцом пионеров, чью-то жажду искусственного реформирования дополнительного образования… Его, так сказать, "модернизацию" в её самом извращенном понимании.

ДВОРЦОВЫЕ ИНТРИГИ: НОВОЕ ВРЕМЯ
В канун празднования 80-летия Дворца пионеров Департамент образования меняет администрацию, пришла новая команда управленцев, во главе с директором Курчатовской школы И.В. Сивцовой. По словам очевидцев, Ирина Валентиновна сразу же (понятно, что согласно установкам И.И. Калины) взяла курс на то, чтобы дополнительное образование заполнить общим. Итоги её работы по подготовке к началу учебного 2017 года общественность оценивает неудовлетворительно: так и не начался ремонт изостудий в филиале «На Донской», непонятна была ситуация с ремонтом и обрушением во вновь присоединенной школе Ясенево, не были сделаны обещанные ремонты в присоединенных школах 1260, 22, не улучшено необходимое материально-техническое оснащение учебных территорий, не понятен вопрос с продленкой, когда, как пишет один из представителей родительской общественности в соцсетях: «Дворец пионеров напоминает муравейник – везде снуют малыши, не знающие, куда и зачем им идти. Компанию им составляют не менее растерянные педагоги».
Были и другие накладки – неработающий бассейн, проблемы с питанием и столовой, конфликты в коллективе. Некоторые проблемы сегодня как-то исправляются, но большинство – остается и переходит в хронические.
Сменилось три директора. И что? Может быть, не директоров нужно было менять? Или уникальный образовательный ресурс Дворца пионеров больше не нужен столице? Ведь его цель – воспитание нового человека, культурного гражданина… Сегодня «за культуру» во Дворце отвечает коллекция «Бабы Яги» директора Ирины Сивцовой – размещенная там, где когда-то был живой уголок. А за расширение кругозора – микроскопы и другое новейшее оборудование, в самых старых, еще "потемкинских" традициях, специально привезенные «на просмотр» перед приездом во Дворец премьер-министра Дмитрия Медведева? Если это сегодняшний день Дворца, что же ждёт его завтра?