Проверочная работа по теме: «Что изучает география»

1. Почему Земля – уникальная планета? Чем она отличается от других планет?

2. Какие свойства отличают живую природу от неживой? Дополните предложение:

Объекты живой природы питаются, _____________, ___________, ____________. Они – живые организмы.

3. Приведите по два примера явлений:

А) живой природы

Б) неживой природы

4. Установите соответствие между науками и объектами их изучения:

НАУКА ОБЪЕКТЫ

1) физика а) небесные тела

2) химия б) взаимоотношения организмов между собой

3) астрономия в) взаимодействие человека и природы

4) экология г) разнообразные явления природы

5) биология д) живая природа

6) география е) планета Земля

5. Какими методами географических исследований пользовались первые землепроходцы и мореплаватели?

6. Какой метод географических исследований появился с развитием науки и техники?

7. Что такое тела, вещества, явления природы?

8. Дополните предложение: «География – это наука, изучающая……..»

9. На какие два основных раздела делят географию?

10. Что интересного и важного вы можете узнать, изучая географию?

Проверочная работа по теме: «Как люди открывали Землю»

1. Какие путешествия совершили финикийские моряки?

2. В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?

3. Какое путешествие совершил Марко Поло?

4. Какие части света и материки были известны древнегреческим ученым?

5. Кто совершил первое кругосветное путешествие?

6. Почему считается, что Христофор Колумб открыл Америку по ошибки?

7. Какое открытие совершили Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев?

8. Как называется пролив между Азией и Америкой?

9. В чем заслуга С.И. Дежнева?

10. Как были открыты северо-западные берега Северной Америки?

Проверочная работа по теме: «Земля во Вселенной»

1. Земля вращается по … от Солнца орбите:

1) второй 3) четвертой

2) третьей 4) шестой

2. Орбита земли находится между орбитами:

1) Меркурия и Венеры 3) Марса и Сатурна

2) Венеры и Марса 4) Сатурна и Юпитера

3. Установите соответствие:

1) Экваториальный радиус А. 40 076 км.

2) Полярный радиус Б. 6378 км

3) Длина экватора В. 510 млн. км 2

4) Площадь поверхности Г. 149 млн. км

Д. 6357 км.

Е. 610 тыс. км 2

4. Что такое Вселенная?

5. Как называется галактика, к которой принадлежит наша планета Земля?

6. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает:

1) за 24 часа

2) за 365 суток

3) за 1 сек.

7. Воображаемая прямая, проходящая через центр Земли, называется:

1) земной осью

2) экватором

3) полюсом

8. Основным географическим следствием осевого вращения Земли является смена:

1) природных зон при движении от экватора к полюсам

2) времен года

3) дня и ночи

9. Путь Земли вокруг Солнца называется:

1) орбитой

2) земной осью

3) меридианом

10. Когда в Северном полушарии лето, в Южном полушарии:

1) лето

2) зима

3) весна

11. Что такое экватор?

12. Перечислить черты сходства Планет земной группы.

13. В какую сторону происходит вращение Земли вокруг своей оси?

14. Перечислить черты сходства Планет- гигантов.

15. Почему расстояние от центра Земли до географических полюсов меньше, чем от центра Земли до экватора?

Проверочная работа по теме: «Виды изображений поверхности Земли»

1. Что называют горизонтом?

2. Что такое линия горизонта?

3. Перечислите основные и промежуточные стороны горизонта.

4. Что называют ориентированием?

5. Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

6. Куда указывает синий конец стрелки компаса? С какими свойствами Земли это связано?

7. Как поможет в ориентировании Полярная звезда?

8. Перечислите правила пользования компасом.

9. Что можно узнать по плану местности?

10. Для чего нужен масштаб? Что он показывает?

11. Чем карта отличается от плана?

12. Для чего нужна градусная сетка?

13. Нарисуйте следующие условные знаки:

А) отдельно стоящее дерево

Б) смешанный лес

В) кустарник

Г) болото

Д) луг

14. Отгадайте кроссворд.

1. Уменьшенное изображение Земли на плоскости.

2. Одна из основных сторон горизонта.

3. Видимое глазом пространство.

4. Противоположная западу сторона горизонта.

5. Изображение небольшого участка местности при помощи условных знаков

Проверочная работа по теме: «Природа Земли»

Вариант 1

1. Земля отличается от других планет Солнечной системы:

А) наличием спутника Б) наличием жизни В) вращением вокруг своей оси Г) наличием атмосферы

2. Какую из наук относят к физической географии?

А) демографию Б) инженерную географию В) геоморфологию Г) военную географию

3. Кто из великих географов древности первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи?

А) Геродот Б) Эратосфен В) Бартоломео Диаш Г) Пифей

4. В чем заслуга экспедиции Фернана Магеллана?

А) было доказано, что Америка – новый материк В) был найден кратчайший путь в Индию

Б) было доказано единство Мирового океана Г) была открыта Австралия

5. В чем заслуга экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева?

А) была открыта Северная Америка В) был найден пролив между Евразией и Северной Америкой

Б) была открыта Антарктида Г) был исследован Северный Ледовитый океан

6. Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали:

А) Солнце Б) Землю В) сферу неподвижных звезд Г) Луну

7. Какая из перечисленных планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?

А) Меркурий Б) Венера В) Юпитер Г) Марс

8. Какая из перечисленных планет солнечной системы имеет самые большие размеры?

А) Юпитер Б) Сатурн В) Уран Г) Нептун

9. Яркой светящейся черточкой на ночном небе нам видятся:

А) кометы Б) астероиды В) спутники Г) метеоры

10. Если встать лицом на север, то с правой стороны будет:

А) юг Б) восток В) запад Г) северо-восток

11. Что показано зеленым цветом на физической карте?

А) растительность Б) низкие равнины В) болота Г) места, где живут люди

12. Литосфера – это:

А) твердое ядро Земли Б) вещество между ядром и земной корой

В) верхняя твердая оболочка Земли Г) все горные породы и минералы

13. В Южной Америке протекает самая длинная и полноводная река мира:

А) Нил Б) Миссисипи В) Янцзы Г) Амазонка

14. Гидросфера – это:

А) вся вода Мирового океана Б) водяной пар в атмосфере

В) водная оболочка Земли Г) вода в жидком состоянии

15. Где проводят границы биосферы?

А) там же, где нижнюю границу литосферы и верхнюю атмосферы

Б) нижнюю в почве, а верхнюю – по самым высоким горам

В) нижнюю на глубине 5 км., а верхнюю – на уровне озонового слоя

Г) нижнюю – по дну океана, а верхнюю – по самым высоким облакам

Проверочная работа


Вариант 1

а) кристалл; б) сосулька; в) гриб; г) звезда.

а) дождь; б) снег; в) цветение деревьев; г) смена дня и ночи.
3. Рассвет и закат - это:


а) географию; б) биологию; в) историю; г) химию.
5. Наука о небесных телах называется:
а) географией; б) химией; в) астрономией; г) экологией.


изучения»:


4) физическая география


Объекты Наука
1. планета а) биология
2. грибы б) океанология
3. океаны в) физика
4. полезные ископаемые г) астрономия
5. население д) геология
6.

звук е) демография

1) процессы, происходящие в Мировом океане; а) демография;
2) население Земли; б) океанология;
3) процессы, происходящие в грунтах, на в) геоморфология;
которых возводятся сооружения; г) инженерная география.
4) рельеф земной поверхности;

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ»
Вариант 2
1. К объектам живой природы относится:
а) луна; б) минералы; в) вода; г) дерево.
2. К биологическим явлениям относится:
а) ураган; б) дождь; в) смена дня и ночи; г) прорастание семени.
3. Рассвет и закат - это:
а) явление; б)твещество; в) реакция; г) тело.
4. К естественным наукам не относят:
а) географию; б) физику; в) астрономию; г) историю.
5. Наука о веществах и их превращениях называется:
а) астрономией; б) физикой; в) химией; г) географией.

а) изучение Земли; б) описание Земли; в) использование Земли; г) защита Земли.
7. Установите соответствие «раздел современной географии - предмет его
изучения»:
1) картография а) деятельность человека на территории
2) экономическая и социальная б) изображение территории на картах
география в) природа территории
3) физическая география г) комплексная характеристика стран
4) страноведение
8. Новым методом географических исследований является:
а) картографический; б) описание; в) статистический; г) аэрокосмический.

9.
Установите соответствие между науками и объектами их изучения:
Наука Объекты
1) физика а) небесные тела
2) химия б) планета Земля
3) астрономия в) вещества
4) экология г) разнообразные природные явления
5) биология д) взаимоотношения организмов между собой
6) география е) живая природа
10. Установите соответствие. Назовите, какая из географических наук изучает:
1) создание и использование различных карт; а) геология;
2) состав и строение земной коры; б) картография;

4) влияние особенностей территории г) медицинская география.
на состояние здоровья человека;
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ»
Вариант 3
1.К объектам неживой природы относится:
а) краб; б) жук; в) дуб; г) Солнце.
2. К физическим явлениям природы относится:
а) листопад; б) гроза; в) появление семян и плодов; г) цветение растений.
3. Смена дня и ночи - это:
а) явление; б)твещество; в) реакция; г) тело.
4. К естественным наукам не относят:
а) экологию; б) физику; в) астрономию; г) историю.
5. Наука, изучающая явления природы, называется:
а) биологией; б) географией; в) экологией; г) физикой.
6. «География» в переводе с греческого означает:
а) «природа»; б) «смешивание»; в) землеописание»; г) «наука о жизни».

7. Установите соответствие «раздел современной географии - предмет его
изучения»:

1) страноведение а) деятельность человека на территории
2) экономическая и социальная б) изображение территории на картах
география в) природа территории
3) картография г) комплексная характеристика стран
4) физическая география
8. Самым древним методом географических исследование является:
а) картографический; б) статистический; в) описание; г) аэрокосмический.

9. Установите соответствие между науками и объектами их изучения:
Объекты Наука

1) планета а) биология
2) грибы б) геоморфология
3) рельеф в) физика
4) полезные ископаемые г) астрономия
5) население д) геология
6) молния е) демография
10. Установите соответствие. Назовите, какая из географических наук изучает:

1) климаты земного шара; а) океанология;
2) состав и строение земной коры; б) климатология;
3) население Земли; в) демография;
4) процессы, происходящие в Мировом г) геология.
океане;
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ»
Вариант 4
1. К объектам неживой природы относится:
а) гриб; б) звезда; в) жук; г) рыба.
2. К биологическим явлениям относится:
а) ураган; б) дождь; в) гроза; г) прорастание семени.
3. Смена дня и ночи - это:
а) явление; б)твещество; в) реакция; г) тело.
4.
К естественным наукам не относят:
а) экологию; б) физику; в) географию; г) историю.
5. Наука о живых организмах называется:
а) географией; б) геологией; в) химией; г) биологией.
6. Слово «география» в переводе означает:
а) изучение Земли; б) описание Земли; в) преобразование Земли; г) защита Земли.
7. Установите соответствие «раздел современной географии - предмет его
изучения»:
1) физическая география а) деятельность человека на территории
2) экономическая и социальная б) изображение территории на картах
география в) природа территории
3) страноведениекартография г) комплексная характеристика стран
4) картография

8. Какой из перечисленных методов используют для анализа количественных и
качественных данных:
а) статистический; б) картографический; в) описание; г) аэрокосмический.

9. Установите соответствие между науками и объектами их изучения:
Наука Объекты
1) физика а) небесные тела
2) химия б) живая природа
3) астрономия в) вещества
4) экология г) разнообразные явления природы
5) биология д) взаимодействие человека и природы
6) география е) планета Земля

Работа с терминами на уроках биологии при изучении раздела «Животные»

При изучении биологии важная роль отводится терминологической работе. Термин позволяет четко и ясно передавать суть излагаемого материала.

Учащиеся не всегда могут раскрыть содержание понятия, определяемого тем или иным термином, более того, сами термины они нередко пишут с ошибками. Иногда в этом виноваты школьные учебники, в которых понятия объясняются недостаточно четко. Сказывается и отсутствие систематической работы с терминами на уроке.

В курсе зоологии встречаются новые для учащихся слова, не всегда понятные и трудные для запоминания. Для работы с терминами учащимся предлагается вести толковый словарь, который они бы пополняли в ходе работы с учебной и научно-популярной литературой.

Задание 1. Изучать различные организмы и протекающие в них процессы помогают науки – самостоятельные отрасли биологии.
Установите соответствие между названием науки и объектами, которые она изучает.

Науки – самостоятельные отрасли биологии

1. Териология.
2. Ихтиология.
3. Зоология.
4. Арахнология.
5. Цитология.
6. Физиология.
7. Герпетология.
8. Орнитология.
9. Систематика.
10. Акарология.
11. Малакология.
12. Карцинология.
13. Анатомия.
14. Протистология.
15. Батрахология.
16. Колеоптерология.
17. Экология.
18. Лепидоптерология.
19. Энтомология.
20. Мирмекология.
21. Гельминтология.
22. Палеонтология.

Объекты изучения

(Ответы: 1 – З, 2 – Р, 3 – Д, 4 – М, 5 – Ц, 6 – И, 7 – А, 8 – Т, 9 – О, 10 – Л, 11 – Н, 12 – Г, 13 – Е, 14 – Ж, 15 – С, 16 – Б, 17 – У, 18 – В, 19 – Ф, 20 – П, 21– К, 22 – Х.)

При подготовке к сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы старшеклассники сталкиваются с большим количеством терминов, смысл которых надо объяснить, а иногда и написать. В этом случае знания греческих и латинских корней слов помогает понять значение терминов и выбрать верный вариант ответа даже тогда, когда материал вам незнаком. Ниже приводится словарик, в который включены некоторые корни и приставки, часто встречающиеся в биологических терминах.

Значение приставок и частей сложных слов

А … отрицание смысла следующей части слова.
Авто- , ауто- … само, свой, собственный.
Ад- … по направлению, к.
Амфи- … по обе стороны, оба, того и другого рода.
Ан- … а, не, без.
Андро- … мужской.
Арх- , архео- … первый, основной, самый ранний.
Би- … два, двойной.
Гетеро- … иной, отличающийся.
Гипо- … под, менее.
Гомео- , гомо- … такой же, сходный.
Де- … удаление чего-либо.
Изо- … равный; близко по смыслу с гомо-, гомео-.
Интер- … между, в середине.
Интра- … внутри.
Мега- , макро- … большой.
Мезо- … средний.
Мико- … относящийся к грибам.
Микро- … маленький.
Моно- … один, единственный.
-оид … сходный, подобный.
Оо- … часть сложных слов, означающая яйцо.
Пара- … около.
Пери- … вокруг, около.
Плазмо- , плазмо- , -пласт … оформленный, вылепленный.
Поли- … много.
Про- … прежде, до.
Прото- … первый.
Псевдо- … ложный.
Сим- , син- … вместе.
Суб- … под.
Схизо- … расщепление.
-троф , трофо- … кормящий, питающийся.
-филл , филло- … лист.
-фит , фито- … растение, растительный.
Фото- … свет.
-хром , хром- … цвет, цветной.
-цит , цито- … часть сложных слов, означающая отношение к клетке.
Эко- … местообитание.
Экзо- … снаружи.
Эндо- … внутри.
Эпи- … на, над.

Задание 2. Используя словарь, ответьте на вопросы, приведенные ниже.

Повышенное кровяное давление – это гипо- или гипертония?
Сколько гомологичных хромосом образуют бивалент?
Экзоскелет характерен для позвоночных или для насекомых?
Как по отношению друг к другу расположены в зародыше эктодерма, энтодерма, мезодерма?
Что больше – макрофаги или микрофаги?

Подобное уяснение значения и происхождения терминов способствует повышению интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся. При желании список приставок можно пополнять.

В процессе изучения зоологии школьники должны уметь излагать учебный материал с использованием специальной терминологии. Но иногда учащийся не понимает смысла специальных терминов. Учитель должен правильно записать их на доске с соответствующим переводом значения слова и пояснить его происхождение.

Вашему вниманию предлагаются терминологические диктанты в форме открытых тестов по всем темам школьного предмета «Зоология». Каждое задание – это предложения, в которых пропущены определенные термины. Необходимо вписать эти термины соответственно их смысловому значению.

Термины разделены на две группы: беспозвоночные и позвоночные (хордовые) животные. Наряду со смысловым значением терминов можно проверить знания о единицах классификации. Например, в пропуск перед названием Кишечнополостные учащиеся вставляют единицу классификации «тип».

В разделе «Хордовые животные» термины также разделены на группы, и учащиеся уже самостоятельно принимают решение, к какому классу живых организмов относится группа предложений.

Если количество правильно написанных терминов составляет 70%, ставится «удовлетворительно», если 80–90% – «хорошо» и если 100% – «отлично».

Общие сведения о животном мире

… (Подцарство ) Простейшие

1. Ответная реакция организма на действие раздражителя называется... (раздражимостью ).
2. Осморегуляция простейших осуществляется с помощью... (сократительной вакуоли ).
3. При наступлении неблагоприятных условий одноклеточные организмы переходят в покоящееся состояние... (цисту ).
4. Простейшие передвигаются при помощи... (ложноножек, жгутиков, ресничек ).
5. Светочувствительный глазок эвглены – ... (стигма ).
6. По способу питания эвглена зеленая является... (миксотрофом ).
7. Дышат простейшие всей... (поверхностью ) тела.

... (Тип ) Кишечнополостные

1. Кораллы – ... (колониальные ) кишечнополостные.
2. Тело кишечнополостных животных образовано двумя слоями клеток:.. (эктодермой и энтодермой ), или... (зародышевыми листками ).
3. Восстановление утраченных частей тела – ... (регенерация ).
4. Бесполый путь размножения кишечнополостных – ... (почкование ).
5. При половом размножении образуются мужские половые клетки... (сперматозоиды ) и женские... (яйцеклетки ).
6. Слияние половых клеток – ... (оплодотворение ).
7. Клетка, появившаяся в результате оплодотворения, – ... (зигота ).
8. Клетки звездчатой формы образуют... (диффузную ) нервную систему.
9. Личинка медузы, покрытая ресничками – ... (планула ).
10. Кишечнополостные животные дышат всей... (поверхностью ) тела.

... (Тип ) Плоские черви

1. Третий зародышевый листок – ... (мезодерма ).
2. Особи, имеющие мужскую и женскую половые системы, называются – ... (гермафродитами ).
3. Организмы, в которых развиваются личинки, называют – ... (промежуточными хозяевами ), а организмы, в которых живут взрослые черви, – ... (окончательными ), или... (основными ) хозяевами.
4. Промежутки между внутренними органами заполнены мелкими клетками... (паренхимы ).
5. Пара головных узлов, нервных стволов и многочисленных нервных ответвлений образуют... (лестничный тип ) нервной системы.
6. Личинка бычьего цепня, имеющая для прикрепления 6 крючков, – ... (онкосфера ).
7. Свободноплавающая ресничная личинка печеночного сосальщика – ... (мирацидий ).
8. Дыхание у плоских червей осуществляется всей... (поверхностью ) тела.

... (Тип ) Круглые черви

1. Кишечник начинается ротовым отверстием, а заканчивается... (анальным ).
2. Первичная полость тела круглых червей называется – ... (протоцель ).
3. Тело этих червей покрыто плотной оболочкой – ... (кутикулой ).
4. Заражение червями-гельминтами называется... (гельминтозом ).
5. У круглых червей отсутствуют... (дыхательная ) и... (кровеносная ) системы органов.

... (Тип ) Кольчатые черви

1. Вторичная полость кольчатых червей называется – ... (целом ).
2. У них впервые появилась замкнутая... (кровеносная ) система органов.
3. У кольчатых червей... (узловой ) тип нервной системы.
4. Наземные формы кольчатых червей дышат всей... (поверхностью ) тела, а морские формы... (жабрами ).

... (Тип ) Членистоногие

1. Расчленение тела на части называется... (сегментацией ).
2. Основу покрова членистоногих составляет сложное органическое вещество – ... (хитин ).
3. Перистые выросты кожи, обеспечивающие дыхание – ... (жабры ).
4. Другие органы дыхания членистоногих – ... (ле гочные мешки ) и... (трахеи ).
5. Жидкость, омывающая органы тела, называется... (гемолимфой ).
6. В полости тела насекомых имеются... (жировые клетки ) с запасом питательных веществ и воды.
7. Превращение в цикле развития – ... (метамор фоз ).
8. Взрослая особь называется – ... (имаго ).
9. Последовательная цепь безусловных рефлексов – ... (инстинкт ).
10. Личинка бабочки называется... (гусеницей ).
11. Органы выделения членистоногих... (мальпигиевы сосуды ) и... (зеленые железы ).
12. У членистоногих... (узловой ) тип нервной системы, у насекомых... (зачатки ) головного мозга.

... (Тип ) Моллюски

1. Тело моллюска покрыто кожной складкой – ... (мантией ).
2. Моллюсков с пассивным типом питания называют... (фильтраторами ).
3. Их тело заключено в... (раковину ), состоящую из... (рогоподобного ) вещества.
4. Между мантией и телом моллюска образуется полость, называемая... (мантийной ).
5. Личинка беззубки – ... (глохидий ).
6. При помощи языка с твердыми зубчиками – ... (радулы ) – моллюски скоблят листья и стебли водных растений.
7. У моллюсков... (диффузно-узловой ) тип нервной системы.
8. Органами дыхания моллюсков являются... (жаб ры ) или... («легкое» ).
9. Кровеносная система... (незамкнутая ), сердце... (двух ) или... (трехкамерное ).

... (Тип ) Хордовые

... (Надкласс Рыбы)

1. Плотный упругий стержень, идущий от головы до хвоста, – ... (хорда ).
2. Тело рыб покрыто... (костной ) чешуей.
3. Рыбы, обитающие то в морях, то в реках называются... (проходными ).
4. Орган, с помощью которого рыба ощущает направление, силу течения воды и глубину погружения, – ... (боковая линия ).
5. Гидростатический орган рыб – ... (плавательный пузырь ).
6. Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы – ... (рефлекс ).
7. Рефлексы бывают: ... (условные ) и... (безусловные ).
8. Период размножения рыб – ... (нерест ).
9. Переселение рыб в водоемы, где они раньше не встречались, называется... (акклиматизацией ).
10. Орган дыхания рыб – ... (жабры ).
11. У всех хордовых животных... (трубчатый ) тип нервной системы.
12. Наука о рыбах – ... (ихтиология ).
13. Замкнутая кровеносная система рыб представлена... (одним ) кругом кровообращения и... (двухкамерным ) сердцем.

... (Класс Земноводные)

1. Способность размножаться на личиночной стадии – ... (неотения ).
2. Расширение прямой кишки – ... (клоака ).
3. Сквозные ноздри земноводных называются... (хоаны ).
4. Личинка бесхвостых земноводных – ... (головастик ).
5. Головастик имеет... (двухкамерное сердце, один круг кровообращения, боковую линию, хорду, плавник, жабры ).
6. Животные, вокруг зародыша которых не формируются зародышевые оболочки, относятся к... (анамниям ).
7. У большинства земноводных на голове видны... (барабанные ) перепонки, отделяющие от внешней среды полость... (среднего уха ).
8. В отличие от рыб, глаза земноводных имеют... (веки ), нижнее имеет вид полупрозрачной... (мигательной ) перепонки.
9. Земноводные, или... (амфибии ).
10. Наука о земноводных – ... (батрахология ).
11. Дышат земноводные... (кожей ) и... (легкими ), а головастики... (жабрами ).
12. Передний мозг разделен на... (два ) полушария.

... (Класс Пресмыкающиеся)

1. Тело пресмыкающихся покрыто... (роговыми чешуями ), ... (щитками ), костными... (пластинами ).
2. Смена покрова тела – ... (линька ).
3. У пресмыкающихся животных появляются зачатки... (коры ) больших полушарий или... (архипаллиум ).
4. Ящерицы имеют подвижные... (веки ), а у змей веки... (срослись ) и стали прозрачными.
5. Самопроизвольное отбрасывание хвоста и других частей тела называется... (аутотомией ), или... (автотомией ).
6. Размножаются пресмыкающиеся путем откладывания... (яиц ), покрытых... (кожистой ) оболочкой у ящериц и змей, или... (известковой ) скорлупой, как у крокодилов и черепах.
7. Наука, изучающая пресмыкающихся, – ... (герпетология ).
8. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – это... (пойкилотермные ), или холоднокровные животные.
9. Животные, вокруг зародышей которых формируются яйцевые оболочки, относятся к... (амниотам ).
10. Первые позвонки, обеспечивающие подвижность головы, – ... (атлант ) и... (эпистрофей ).
11. Орган дыхания – ... (легкие ), имеющие много складок, ... (увеличивающих ) их поверхность.
12. Сердце... (трехкамерное ), с неполной... (перегородкой ) в желудочке, ... (два ) круга кровообращения, а у крокодилов сердце... (четырехкамерное ).

... (Класс Птицы)

1. Тело птиц покрыто... (перьевым ) покровом.
2. У большинства птиц имеется одна железа – ... (копчиковая ).
3. Верхняя и нижняя челюсти птиц покрыты роговыми чехлами – ... (рамфотекой ).
4. Сросшиеся кости стопы у птиц образуют – ... (цевку ).
5. Срастание костей запястья и пясти образует – ... («пряжку» ).
6. Участки тела птиц, покрытые перьями, – ... (птерилии ), а без них – ... (аптерии ).
7. У большинства птиц на грудине есть вырост – ... (киль ).
8. Отсутствие зубов у птиц компенсируется присутствием в мускульном отделе желудка камушков... (гастролитов ).
9. Сильно ветвящиеся бронхи за пределами легких образуют... (воздушные мешки ), которые вместе с легкими обеспечивают птицам... (двойной ) тип дыхания.
10. Снаружи яйцо покрыто... (известковой ) скорлупой.
11. Собственно яйцом считается... (желток ).
12. Желток в подвешенном состоянии удерживается канатиками... (халазами ).
13. Яйцевые оболочки: ... (надскорлуповая, скорлупа, подскорлуповая, белок, желток ).
14. Наука о птицах – ... (орнитология ).
15. Период размножения птиц – ... (гнездование ).
16. Птенцы бывают: ... (птенцовые ) и... (выводковые ).
17. Появление птенца называется... (вылуплением ).
18. Расширение пищевода у зерноядных птиц – ... (зоб ).
19. Птицы, которые совершают перелеты, называются... (перелетными ).
20. Оболочка, заполненная жидкостью, в которой плавает зародыш, – ... (амнион ).
21. Вырост кишки зародыша, выполняющий функцию газообмена и выделения, – ... (аллантоис ).
22. У птиц сердце... (четырехкамерное ), артериальная и венозная кровь в сердце... (не смешивается ).

... (Класс Млекопитающие)

1. Тело млекопитающих животных покрыто... (волосяным ) покровом.
2. Длинные жесткие волосы на теле, выполняющие функцию органов осязания, – ... (вибриссы ).
3. Волосы, когти, ногти, рога, копыта – производные... (кожи ).
4. Орган слуха у млекопитающих представлен... (слуховым проходом ) и... ().
5. Места отсутствия зубов на челюстях называются... (диастемами ).
6. Кора больших полушарий образует мозговые... (складки ) и... (извилины ).
7. Полость тела млекопитающих поделена на... (грудную ) и... (брюшную ) куполообразной мышцей... (диафрагмой ).
8. Легкие млекопитающих... (альвеолярного ) типа.
9. Собственно желудком в многокамерном желудке жвачных животных считается... (сычуг ).
10. Оболочка зародыша, соприкасаясь со стенкой матки, образует детское место, или... (плаценту ).
11. Млекопитающие животные по способу передвижения бывают: ... (стопоходящие, пальцеходящие, фалангоходящие ).
12. Наука, изучающая млекопитающих, – ... (териология ).
13. Бивни слона – это видоизмененные... (резцы ).
14. Китовый ус – это... (роговые пластинки ), свешивающиеся с твердого неба ротовой полости.
15. Выступающие зубы моржа – это... (клыки ).
16. Птицы и млекопитающие – теплокровные, или... (гомойотермные ) животные.
17. Наука об ископаемых древних вымерших животных – ... (палеонтология ).
18. Основные причины исторического развития животных: ... (наследственная ) изменчивость, ... (борьба за существование ) и... (естественный отбор ).
19. Автор книги «Происхождение видов» – ... (Ч.Дарвин ).
20. Расхождение признаков у родственных групп, осваивающих разные среды обитания, называется... (дивергенцией ), а органы... (гомологичными ).
21. Сходство признаков у животных разных систематических групп, живущих в одинаковых условиях, называется... (конвергенцией ), а органы... (аналогичными ).
22. Нечетное число пальцев, одетых копытом, в группе... (непарнокопытных ) животных.
23. Копыто лошади – это... (ноготь среднего пальца ).
24. Раздвоенное копыто... (парнокопытных ) животных – это третий или четвертый пальцы, покрытые кератином.
25. «Полые» рога быков, антилоп, козлов, баранов представляют собой... (самостоятельные кости ), сросшиеся с лобными костями.
26. Рога оленей, лосей, косуль состоят из... (костного ) вещества и сбрасываются.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биология для школьников, 2004. № 3.
2. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7-й класс. – М.: Просвещение, 2001.
3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Животные: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2004.
4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7-й класс. – М.: Дрофа, 2001.
5. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. 7–8-й классы. – М.: Просвещение, 1993.
6. Резникова В.З., Иванова Т.В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
7. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 2. – М.: Мир, 1990.