Ищите Бога,
Ищите слёзно,
Ищите, люди
Пока не поздно!
Ищите всюду,
Ищите каждый.
И вы найдете
Его однажды.
И будет радость
Превыше неба!
Но так ищите -
Как нищий хлеба!

Стихотворение, написанное на стене домика
блаженной Паши (Параскевы) Саровской в
Серафимо-Дивеевском женском монастыре

Если Вы когда-нибудь анализировали свою жизнь, а скорее всего это было и не раз. То, наверняка замечали, что есть особые периоды или моменты, которые нас меняют очень сильно. И после которых, такими как прежде нам уже не остаться никогда. Нет, я искренне верю, что каждая наша встреча далеко не случайна, более того, промыслительна. Верю, что каждый человек в нашей жизни и каждая ситуация нам что-то несет свое, о чем-то говорит. Но, такие вещи, порой просто не замечаются за суетой, и на них и вовсе можно не обратить внимания. А вот… есть один, два!!! момента, которые нас заставляют задуматься о многом и многое переосмыслить.

Что это может быть? Да что угодно! Развод с любимой женщиной. Бесконечное одиночество. Тяжелая болезнь или травма! Возможно, сплошная череда неприятных событий. Потеря дорогого близкого человека… Порой, именно это вытряхивает нас из кокона самообмана, да и общей лжи, которая так старательно навязывается миром, общественным мнением, по телевизору, слухами и общем укладом так называемой «нормальной» жизни.

И может в этот момент, человек впервые в свое жизни начинает задавать себе самые важные вопросы… «Кто же такой Бог?» Может ли человек знать это наверняка? Да и есть ли Он в этом мире, где несчастья, зло, несправедливость господствуют порой почти беспредельно? Этот страшный вопрос о бытии Бога задавали себе миллиарды людей. И каждое поколение, каждый из нас не уйдет от поисков ответа на этот вопрос.

И если хоть немного не полениться, хоть немного постараться потратить времени на то, что касается нашей души… то можно удивиться! На сколько же мы мало знаем о окружающем нас мире. Возьмем Святое Евангелие в руки, откроем эту священную книгу. Откроем для себя Священное предание нашей родной Церкви.

Прочтите хоть одну из книг Паисия Святогорца, Антония Сурожского, откройте для себя творчество великолепного писателя Кэрролла Льюиса «Просто христианство». Почитайте хоть несколько писем игумена Никона Воробьева или русского святителя Игнатия Брянчанинова. Вы откроете для себя удивительный мир. Мудрования всех современных психологов покажутся Вам детскими сочинениями по сравнению с той простой мудростью и жизнью, что будут дышать на Вас со страниц этих книг. Там есть ответы на ВСЕ интересующие Вас вопросы. О душе, о жизни, о горе, о радости, о детях. Вопросы о настоящей любви, о верности. О том, как стать, наконец, человеком счастливым, обрести покой своей душе, своему сердцу уже в этой, земной жизни.


На многое откроются глаза. Мы реально увидим, что грех существует. Существует и Бог и ангелы, Пресвятая Дева Мария, и конечно лукавый тоже существует. И что основная его задача, как раз и состоит в том, чтобы погубить человеческую душу. Всеми правдами и неправдами отвлечь от Бога. Завлечь человека чем угодно, работой сверх всякой меры, каким-то опасным видом спорта, кого-то алкоголем, кого-то деньгами, кого-то наркотиками, кого-то властью, кого-то плотской страстью (вплоть то измен или любовных похождений, которые до того стали в норме, что это уже почти и не осуждается обществом) и таких красивых с первого взгляда «конфеток» очень много. Но внутри-то, за ярким фантиком… порой не просто пустота, а самый настоящий яд. И каждого он ловит на какую-то свою удочку и ведет на ней. По-сути, ему все равно, на чем довести человека в пропасть, на страсти к деньгам, на воровстве, на пьянстве, на излишней гордости или самолюбии. Цель одна - погубить, уничтожить душу человека. И без Бога, у человека шансов нет. Не ведя духовной жизни, хоть немного, у человека образуется в груди пустота, которая постоянно не дает нам покоя.

Я думаю, что каждый ощущал эту пустоту в груди. Кажется, что самое важное, самое лучшее где-то рядом, но даже в самых ярких любовных романах и то, это заполнение лишь временное, больше от эмоций, нежели от настоящего глубокого чувства. И ни в чем мирском, ни в каких вещах или удовольствиях, ни какими богатствами вещественного мира, эту пустоту заполнить не получится.

О чем во множестве своем свидетельствуют несчастные (по-настоящему несчастные) люди. Так называемые уже «изрядно поношенные» сердцееды-любовники, которым все мало и мало одной любимой и их, как одержимых тянет все к новым и новым ощущениям, но за каждым их ждет все большее и большее разочарование. Или пустота того, кто жаждет власти, идет все дальше и дальше и по головам, по шеям, по людям… Или тот кто просто тихо спивается где-то в однушке, по сути так же пытается заполнить ту невыразимую и глубочайшую бездну нашего сердца, нашей души. Пытается найти свое счастье хоть в этом. И ни у кого, со времен Адама, еще не получилось сделать это, без самого главного. Без Бога.

Но, когда у человека появляется вера в Бога, молитва, первое знакомство со Священным Писанием, надежда на православных святых, которые всегда рядом с нами, стоит к ним только обратится мысленно (Ведь у Бога все живы. От Луки, глава 20. 38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ), тогда человек по-настоящему может быть счастлив, наполнен, спокоен внутри и уверен снаружи. Может свернуть горы, если нужно. Тогда человек выходит как бы на духовную орбиту, он начинает
открывать глаза и видеть, что этот мир далеко не так прост, далеко не так материален.
Он начинает замечать, что есть маленькие чудеса и видит, как действует молитва, видит какие невероятные сокровища дают нам таинства Церкви. И только тут, происходит реальное изменение человека. Кардинальное. Не наносное, когда человек вроде тужится сам все управить в своей жизни и себя самого. Пытается побороть, к примеру, пьянство, кодируется и становится настолько скверным характером, что говорят «уж лучше бы и дальше пил», Вы такое встречали? Я да.

Или, к примеру, начинает бороться с чревоугодием и зацикливается на себе, на здоровье, да чрезмерного, до самодурства. Или повысили кого-нибудь по должности, стало чуть больше денег в кармане и что осталось от человеческого в нем?.. Да мало ли примеров? А обратившись к Богу, меняется качество души, по вере можно исцелиться от любых страстей, от любых. Нужно только одно, искреннее желание, просьба к Богу и чуть наших усилий. И тогда случаются чудеса, как с Апостолом Павлом, который шел в Дамаск гнать и казнить христиан, а после встречи с Господом, стал великим исповедником веры христианской, Апостолом. Поменялось качество души.

И, как говорил один мудрый батюшка, надо уметь жить и радоваться жизни. Быть благодарными за все, что нам дается. Не только за радости, но и за трудности в нашей жизни, которые хоть немного позволяют нам иногда очнуться от суеты, от забвения. И это будет самая лучшая наша молитва к Богу. Но, для этого следует еще раз разобраться, а верно ли мы понимаем эти святые слова… «Жизнь», «Вера», «Надежда» и «Любовь».

И хочется закончить эту беседу словами из завещания Патриарха Алексия II:

«И если в вашей жизни вы почувствуете, что в глубине вашего сердца есть пустота, которую не может заполнить ничто из того, что вам встретилось в мире, вспомните, что есть Христос, что есть Церковь, которая свидетельствует о себе словами апостола: «…нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают, нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, но мы всегда радуемся… мы ничего не имеем, но всех обогащаем. Уста наши открыты к вам, сердце наше расширено» (2 Кор. 6,8 -11)»

Время чтения 8 минут

Как заполнить пустоту в душе? Бывает так, что жизнь теряет свои краски, притупляются эмоции и чувства, падает энергия, ничего больше не интересует. У человека начинается скука, апатия, им овладевает бессмысленность существования, приходит депрессия. Пустота в душе: причины у такого явления могут быть разными. Избавляться от пустоты нужно, поскольку она влияет на психическое и физическое здоровье.

Что такое душа

При ответе на вопрос: «Что делать, если пустота в душ?» стоит разобраться с тем, что такое душа. Религиозные, философские и мифологические традиции характеризуют ощущение пустоты с разных ракурсов.

Чаще всего понятие души включает в себя бестелесную сущность, которая находится в живом существе. С точки зрения психологии - это разум, чувства, характер, осознание реальности, человеческая память, восприятие и мышление. Если отсутствует одна из составляющих, то принято считать, что в жизни поселяется пустота.

Философские системы могут признавать или отрицать бессмертие души. В христианстве и иудаизме считается, что душа бессмертная. Фома Аквинский (католический богослов) говорил о том, что сущность человека не умирает. Также он утверждал о наличии души исключительно человечества (животные по его теории души не имели).

В других религиях встречается учение, что душой обладают все организмы. Например, подтверждение этому можно найти в индуизме и джайнизме. Некоторые небиологические объекты также могут быть живыми - об этом свидетельствует анимизм. Поэтому душевная пустота может быть у всего сущего.

Наука рассматривает душу как конструкт, обозначающий определенную субстанцию. Она находится в мозге человека. Ученые до сих пор не могут доказать или опровергнуть существование высшей сущности в человеке, живом и неживом мире.

Согласно биологу Кириллу Баррету, душа обозначает идею, которая была изобретена и выращена самими людьми. Они хотели представить, что у существования есть совесть. Эксперт ссылался на то, что высшая сущность - это сложная организация материи в человеческом мозге. У души появляется биологическое объяснение.

В начале прошлого века был проведен эксперимент Дунканом Макдугаллом. Он измерял вес пациентов при их жизни и после ухода в мир иной. Ученый считал, что на момент смерти человек терял вес. Душа весила 21 грамм. Предположительно сущность находилась в сердце.

Душевная пустота: причина

На душе пустота. Что делать? Заполнить свое сердце любовью. Это самый простой ответ на сложный вопрос. Обычно внутри человека возникает пустота, так как у него нет интересов или он никого не любит. Важно в первую очередь любить самого себя.

Заполнить пустоту в душе можно при помощи духовного источника любви. Нужно установить связи с ним. Как только человек полюбит себя, перестанет игнорировать свои чувство, пытаться затмить их наркотиками или ритуалами - ощущение пустого пространства и бессмысленности исчезнет.

Важно не иметь ложных представлений о себе. В таком случае остаются раны на эго. Последнее заставляет человека думать, что он непривлекательный или недостаточно хороший. Создание не может быть неправильным или плохим. Оно идеально от природы, и об этом нужно всегда помнить. При долгом пребывании в ощущении нехватки внутренней любви и при незнании, как заполнить пустоту в душе, возникает чувство глубокого одиночества и отстраненности от реального мира.

Запрограммированные убеждения на самоуничтожение не имеют истинных оснований. Они пытаются управлять человеческой жизнью, постоянно заставляют чувствовать подавленность, концентрируют внимание на негативных эмоциях. Индивид думает, что он недостаточно хорош, поэтому обращается к наркотикам и алкоголю как средству бегства от реальности. Это защитная реакция, которая ведет в никуда. Так не получится заполнить пустое пространство внутри.

Ложные причины для пустоты в душе

Как заполнить пустоту в душе? Можно ли всегда чувствовать себя счастливым? А прибывать в гармонии с собой и внешним миром? Ответ однозначен - да. Стоит только открыть истину, что человек в силах наполнить свою жизнь позитивной энергией и распоряжаться ей самостоятельно.

Основная причина ощущения пустого пространства внутри себя кроется в ложных убеждениях о возникновении процесса. К ним принято причислять:

  1. Партнер не уделяет дает достаточной ласки и не уделяет необходимого внимания;
  2. Нет надежного спутника по жизни;
  3. Высокие амбиции, которые невозможно удовлетворить на работе;
  4. Ожидания от взлета по карьерной лестнице, их неоправданность;
  5. Нехватка денежных средств для определенного жизненного уровня;
  6. Скучные и неинтересные будни;
  7. Нехватка любви, внимания от близкого круга людей;
  8. Жизнь видится в виде сплошных трудовых будней.

Также причиной может выступать острая нехватка любовных отношений. Иногда индивид не знает, как правильно справится с проблемами и мелкими неурядицами, которые перерастают в серьезные конфликтные ситуации.

Приведенные пункты легко решаются. Не стоит их принимать близко к сердцу, а тем более делать причиной пустоты в душе. Чтобы справиться с таким состоянием люди обычно выполняют ритуалы:

  1. Употребляют большое количество сладостей. В ход идут наркотические вещества, алкоголь, даже если раньше не было к этому тяги;
  2. Отстранение от реального положения вещей в мире, что способствует погружению в телевидение, интернет, шопинг, азартные игры;
  3. В такие моменты пустота начинает заполняться, но это ложное ощущение;
  4. Неадекватное поведение - еще одна попытка для борьбы с проблемой. Так привлекается внимание окружающих людей.

Как заполнить пустоту в душе, и что делать, если ничего не помогает? Как минимум отказаться от перечисленных ритуалов. Они не решают ситуацию, а только усугубляют ее. Такие способы работают только на короткое время. После индивид возвращается к депрессивному состоянию. Убираются отдельные симптомы, картина в целом не меняется.

Симптомы

Есть определенные симптомы, когда можно понять, что у человека пустота в душе. Симптоматику сформулировали психологи и психоаналитики:

  1. Индивид думает, что он недостаточно хорош, или что определенные люди имеют от него завышенные ожидания;
  2. Постоянное стремление быть всем полезным. Таким людям присуще ложное чувство вины буквально перед всеми;
  3. Личность хочет быть всегда и во всем идеальной;
  4. Человеку не хочется ничем заниматься и ни с кем не вести беседу;
  5. Страхи препятствуют полной радости и счастья жизни. Навязчивые фобии следуют по пятам;
  6. Индивид каждый день испытывает беспокойство, что он недостаточно умный, красивый и успешный. В результате наступает апатия;
  7. Появляется ощущение себя как жертвы, а также фатальности и бесповоротности жизни;
  8. Возникает понимание бессмысленности бытия, больше не появляются идеи о том, как заполнить пустоту в душе.

Обладатель такого расстройства постоянно чувствует себя беспомощным и несчастным. Проскальзывают пессимистические мысли, они могут не покидать сознание долгое время.


Человеку кажется, что не важна его любовь и чувства. Ему не хочется никому отдавать свою любовь и ценить кого-либо. Индивид без причины теряет или набирает вес, у него появляются хронические боли, бессонница. Могут быть также кожные и желудочно-кишечные заболевания.

В редких случаях появляются суицидальные мысли. Личность думает, что пустота может уйти только после смерти. Ощущается тревога и подавленность. Такие люди ждут, что их деятельность и личную жизнь будут обсуждать окружающие, постоянно завидовать их успеху.

Когда люди ищут ответ на вопрос, как заполнить пустоту в душе, они обычно склоняются к различным зависимостям. На первый план выходят алкоголь и наркотики. Они дарят ложное чувство наполненности.

Что делать


Победить состояние пустоты внутри себя непросто, но можно. Нельзя иметь к такой ситуации поверхностное отношение. Нужно помнить о том, что такое чувство требует лечения, как и любая фобия или депрессия.

В большинстве случаев человек чувствует внутренний дискомфорт. Важно в этот момент обратиться за помощью к специалисту:

  • психологу;
  • психотерапевту;
  • психиатру;
  • психоаналитику.

Также случается, что нужна дополнительная поддержка со стороны врачей из других направлений. Все индивидуально и напрямую зависит от симптомов душевной боли. Изменения без причины на психическом и физическом уровне диагностирует эндокринолог и диетолог. На фоне душевной пустоты от хронических болей поможет избавиться терапевт. Обычно он рекомендует принимать обезболивающие препараты с щадящим эффектом.

Кроме лечения медикаментами может понадобиться серьезная работа над самим собой. Так устраняется ощущение пустого пространства. Бывает, что нужно иметь смелость для внесения изменений в повседневной жизни. Важно выбирать совершенно неожиданные способы, выявлять и искоренять источники внутреннего дискомфорта. Это могут быть старые друзья, не интересная работа, неподходящий партнер по жизни. Иногда помогают занятия творчеством, избавление от нездоровых отношений, старых привычек.

Как заполнить пустоту в душе? Нужно стараться полюбить себя и окружающий мир. Внести изменения в действия, которые совершаются каждый день, сделать другим свой внутренний мир и свои ориентиры.

Первая помощь

Внутренняя пустота может перерасти в глубокую депрессию. По этой причине необходимо внимание как к самому себе, так и со стороны близких людей. Иногда с таким явлением тяжело справиться самостоятельно. Здесь нужна большая сила воли. Нужно задать вопрос: кем я хочу быть, насколько я живу полноценной жизнью, и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Экстренные меры выглядят так:

  1. Стоит жаловаться всем и повсеместно. Так можно посмотреть на самого себя со стороны, озвучить все, что тревожит. Главное - найти человека, который готов выслушать все чаяния.
  2. Как можно больше доверять людям. Нередко это сложно сделать, особенно после недавно пережитого предательства. Нужно чаще присматриваться к окружению, искать надежных партнеров и друзей.
  3. Самостоятельно искать причину внутреннего состояния - еще один способ для борьбы с депрессивным состоянием. Самокопание поможет. Важно не слишком увлекаться, постараться найти рациональные аргументы, какие действия были неверными, что хотелось бы исправить.

Также психологи рекомендуют искать причину своего состояния. Нужно как можно скорее расшевелить свои эмоции. Важно не быть равнодушным. В кровь должен хлынуть адреналин. Например, рекомендуется заняться активным видом спорта, прочитать драматичную книгу или посмотреть веселый фильм.


Стоит найти вещи, которые могут по-настоящему заинтересовать, задуматься о будущих событиях. Например, при любви к книгам психологи советуют почаще заглядывать в книжные магазины. Сюжет запросто увлекает, то же самое относится к любителям сериалов.

При таком состоянии лучше воздержаться от общения с советчиками, к выбору собеседника нужно подходить осторожно. Неверные решения или несвоевременная информация погружает человека в глубокую депрессию. В гости рекомендуется приглашать людей с позитивным взглядом на жизнь, жаждой энергии и действия. Желательно, чтобы в компании раздавался смех и шутки.

Еще один вариант - прослушивание любимой музыки. Не нужно стесняться подпевать любимому исполнителю или танцевать. В некоторых случаях достаточно посетить картинную галерею или выставку в музее.

Также помогает наличие домашних питомцев. Они требуют постоянной любви и заботы. Важно уделять им внимание. Ответственность за меньших братьев отвлекает от проблем и переживаний, постепенно вытаскивает из депрессии.

Для женщины подходит изменение имиджа. Лучше всего пойти в салон красоты, сменить цвет волос, сделать несколько процедур, которые будут полезными для тела и лица. Это будет вселять заряд бодрости и уверенности в завтрашнем дне.

Стоить помнить о том, что люди практически никогда не бывают одни. У большинства есть круг близких и знакомых. Можно навестить их, поинтересоваться по телефону, как у них дела, чем они увлечены. Смысл жизни придает соучастие в их делах.

Духовные методы защиты нужно применять не столько для того, чтобы охранить лично себя, сколько для того, чтобы отстаивать высшие принципы, ценности, убеждения и помогать другим людям.

Духовная защита – это защита, использующая силу Высшего Божественного Начала, или Духовного Мира.

Человек, прибегающий к духовной защите, защищает свой внутренний духовный мир от ударов и нападений. Духовная защита – это более высокая защита, нежели психологическая и психоэнергетическая, и потому она может...

Духовная жизнь (адхиатма-дживана), религиозная жизнь (дхарма-дживана) и обычная человеческая жизнь, частью которой является мораль, это три совершенно разные вещи, и надо знать, какую вы хотите и не смешивать три вместе. Обычная жизнь это жизнь среднего человеческого сознания, отделёного от своего истинного Я и от Божества и ведомого обыкновенными привычками ума, жизни и тела, которые представляют собой законы Неведения.

Религиозная жизнь это движение того же невежественного человеческого...

Духовный свет ждет в каждой душе.

Преграды на пути духовно ищущих. Они повсюду. Тьма невежества кругом и тьма невежд вокруг.

И самый страшный невежда, самая большая тьма он.. В ТЕБЕ И ВО МНЕ!

И все же если есть Тьма то есть в тебе и во мне СВЕТ!

Видеть этот СВЕТ и не замечать тьму, вот завет духовно ищущим.

Запомнить.
Завет.
ВИДЕТЬ ВО ВСЕМ СВЕТ а о тьме думать что она вне света.

Тьма и Свет он всегда будет существовать, вопрос только в том

ГДЕ ТЫ БУДЕШЬ?
Во тьме...

Духовный свет он есть он сияет.. Из моей души, он светится для вас.... Духовный свет он во мне, но он же и вас, ваш выбор, дать ли мне этот духовный свет, или оставаться в гордой самости.

Сияние духовного света, видно мне и не видно вам. Я этим духовным светом живу и этим духовным светом я делюсь с теми кто хочет что то понять в этом мире.

Только это " что - то" это весь окружающий мир, вся его земная и небесная суть.

Люди рождаются и умирают, но так и хотят познать эту простую...

Духовный свет, впрочем, как и Бог, не кому не навязывается. Впрочем, как и я, как некоторые тут высказались, со своим духовным светом, порядком тут надоел.

Что же. Надоел так, надоел. Это их дело. Другое дело, истинные друзья, по духу, духовно ищущие.

Ничего не желающие от меня и я от них не желаю. Не денег, ни силы, не власти. Все это имеется у них в наличие.

Что же есть у людей и чему я не завидую.
Начнем издалека, есть вещи истинные а есть мнимые. И почему то, все те идеалисты...

Как малое двигает большее. Посредством энергии дающее Богом.

Человек совершает ошибки и человечество то же. АВМ в своем желание привлечь к своим материалам, ошибался и автор этой академии то же.

Ошибки в материальном, ошибки в духовном, ошибки в культуре, ошибки всюду.

Такое впечатление что враг рода человеческого преследует и отвлекает человеческие силы, на ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ОШИБКИ.

Проблема и беда ошибки в духовном, в том что она переживается каждым человеком, каждым...

В чем истоки терроризма? В чем причины современного терроризма? Кто такие современные террористы? На эти вопросы в этой единственной статье я не дам ответа, желая чтобы читающая публика попыталась самостоятельно подумать на эту тему в комментариях.

А для затравки темы, даю вам информацию для размышления из истории данного вопроса.

Если обман в духовном? Конечно есть. Дело в том.........

Рассмотрим духовный обман на примере существовавших когда то так называемых гашишинов.

Смотрим...

Будут ли эти и другие слова на песке, решать уже не мне а другому. Я же всегда остаюсь другом, для которого истина не дороже друга. Но истина делает так, что только друзья могут быть со мной и... Истиной.

Всем хочется помощи, помощи нет не финансовой, а просто человеческого внимания.

И как кто то сказал " самое большое богатство это радость человеческого общения", которого как раз и нет между людьми. Люди разделились по статусу, богатству, положению в обществе.

И ты уходишь от таких...

Что нужно делать сейчас для возрождения на нашей земле христианской веры и Русской церкви? Всякий ответ на такой глобальный вопрос вынужденно будет либо слишком неполным, либо абстрактным

Ответ этот, думается, можно услышать в живом голосе человека, жизнь которого сама была непрестанным вопрошанием о судьбе православия и русского народа, – протопресвитера Виталия Борового. Его слово в начале 2000-х, в котором мы постарались бережно сохранить всё от начала до конца, даже интонации, предлагаем вниманию читателей «Стола». Лучше сказать «пристальному вниманию»: публикуемая расшифровка его выступления требует медленного и вдумчивого прочтения и размышления. Рассуждая о трагическом (!) вопросе современного церковного просвещения и образования, отец Виталий лаконично, точно и остро ставит связанные с этим вопросы церковной молитвы, языка богослужения, отношений церкви и государства, современного служения священника и церковного потенциала созидания в стране согласной общей жизни.

Прот. Виталий (Боровой)

О христианском просвещении и богословском образовании в современной РПЦ

Меня попросили рассказать о моей библиотеке. Я реалист. Что о ней рассказывать? Действительно, собирал всю жизнь. Сначала, когда я приехал работать на Запад, мне дарили по бедности. Спасибо всем этим людям, конечно. Потом, когда сам стал зарабатывать, дарить перестали, а я покупал. Книги мне нужны сейчас для работы, а после меня тоже понадобятся многим. Хочу одну белорусскую пословицу привести (я белорус): «Жил-был мних (монах), имел много книг, собирал всю жизнь, но не знал, что в них». Книги надо читать, а не рассказывать о них.

Живем мы в подлое время, а оставаться надо такими, какие есть

А мне позвольте перейти к теме, которая заявлена, т. к. христианское просвещение и богословское образование – больной и трагический вопрос сейчас. Живем мы в подлое время, а оставаться надо такими, какие есть.

Я глухарь: бывает трудно остановиться, а монолог – плохо. Поэтому позвольте перейти к тому, что во вводной части набросал, чтобы после неё осталось время на самое интересное – ответы на вопросы.

Когда-то мы (Россия) гордились и верили, что мы Святая Русь. Вторая половина XIX века показала слабость «Святой Руси». Церковь – Святая Русь – не справилась с новыми проблемами, оставаясь, однако, верной своим преданиям, вере. Старое сохраняли, и это хорошо, но возникали новые проблемы в жизни. Их надо было решать. Церковь не была готова решать их. В результате этого сначала потеряли интеллигенцию, её среднюю часть, но массу. Интеллигентная вершина мировой культуры сохранилась, и вершина духовности [в] интеллигенции сохранилась. Но это элита! А обычная интеллигенция питалась неверием и западными источниками. Потом потеряли рабочих и молодёжь. В результате – революция. Руководство революции не было связано с Россией. Хотели построить новое общество, но задавить русскость. Что получилось – мы знаем на себе. Система сказала сама за себя: и хорошее, и плохое. Внутренние противоречия системы её и разрушили, и это хорошо. Но есть реальность – люди, которые остались от этой системы. [Поэтому] задача духовная, насущная сейчас – просвещение народа.

Священники не готовы, их нужно растить, готовить. А задача стоит трагическая – просвещение народа!

Просвещение заменить нельзя эрзацами (воскресные школы и т. д.). [Задачу] нужно решать серьёзно и глубоко. Священники не готовы, их нужно растить, готовить. А задача стоит трагическая – просвещение народа! Мы привыкли служить Богу и народу. Раньше, когда всё было запрещено, совесть была спокойнее. Сейчас всё можно. Мы кинулись церкви восстанавливать, торжествуем о цифрах (200 епископов, 18 тыс. церквей, 300 монастырей и т. д.). Достижения? Да. И это надо уважать. Не идеально, но сделали. А кто [теперь] в этих церквях, монастырях?

Наука у нас всегда была на уровне, с ней считались на Западе, особенно с фундаментальными науками, техникой. Отставали гуманитарные науки. Я много знаю конкретных вещей от своего прихожанина академика Виноградова – создателя московской математической школы. Он часто меня просил: «О. Виталий, тише, скромнее говорите…». Но ведь пустота духовная должна быть заполнена.

К молодёжи надо идти. Идти умело, потому что не должна молодёжь «переедать» (ни православия, ни марксизма)

Молодёжь наша не плохая, и не была плохой, [она] выше, чем на Западе, нравственно лучше. На Западе общее течение духовной жизни понижено, там ниже духовный уровень.

Часть молодёжи сама обратилась к Богу, без нашей заслуги. К молодёжи надо идти. Идти умело, потому что не должна молодёжь «переедать» (ни православия, ни марксизма). Молодёжь, выстрадавшая православие, становится консервативной. Основная же часть молодёжи пришла из интереса. Но у молодёжи духовный релакс продолжается недолго. Нужна пища и для ума. Атеизм научным себя называл, к уму и раздумьям взывал. И теперь молодёжь не только сентиментальна, но и пищу для ума ищет в религии. Церковь консервативна, она не отвечает на их вопросы. Говорю пессимистически, но лучше я сам скажу, чем об этом же мне скажут другие.

Самое важное сейчас – просвещение! Нужно объяснять веру и службу. Может быть, и 100 лет ещё не будет востребовано новое, но оно должно расти: тихо, без шума, без конфликтов.

Очень ценно и очень важно просвещение. Всё нужно объяснять, но объяснять понятно.

Язык! Все языки священны, если мысли Священного Писания передают. Не надо ничего менять, надо объяснять, и объяснять понятно. Служить так, чтобы понятно было! Епископы и священники – только предстоятели, а служит народ Божий! Одну лишь молитву предстоятель говорит о себе, остальные все – от имени народа Божьего. И хор от имени народа говорит, поёт. А должен народ сам петь, говорить, главное – понимать то, на что он отвечает «аминь». [Для этого] нужно говорить на понятном народу языке.

Я воспитан на старославянском, это моё. Когда служу по-старославянски – душа поёт! А когда служить пришлось по-гречески, я страдал, а не молился, т. к. боялся ошибиться. А у грека наоборот, наверное, поёт душа на родном языке. Народу не надо менять язык сразу. Я против модернизма всякого, но понятным делать – надо.

Любое правительство хочет «иметь» церковь, т. к. это опасная организация

Церковь – не музей, а живой организм. А раз живой организм – он развивается. Нужно, чтобы всё новое принимал народ, но для этого надо время. 50 лет готовили до революции обновление церкви. Запросили архиереев, несколько томов есть. А кто их знает, кто читал? Сейчас народа боятся все. И я тоже. А предложения в тех томах, что я говорил, были разные, вплоть до того, что «все семинарии закрыть и срыть фундамент, готовить всё заново». И такое было предложено тогда.

Любое правительство хочет «иметь» церковь, т. к. это опасная организация. Контроль государства над церковью есть всегда и везде. Дело в методах. Мы действуем грубо. На Западе разумно, вежливо и умно манипулируют.

К 1980 г. Хрущёв хотел «попа последнего показать». Революция 1917 г. – это был паралич власти. Всегда выплывает в это время всякая шваль. Обновленцы себя и дело [обновления] дискредитировали. Ими сманипулировало государство, потом посадило. Получился конфуз и провал обновления. Неглупые люди в революцию взяли власть. Советская власть выиграла, а обновленцы погибли в Сибири. Теперь консерваторы спекулируют, само слово «обновленцы» настораживает, а это просто спекуляция консерваторов.

Преступление наше в том, что не готовим языкового обновления

Сейчас ещё не время вводить русский язык. Будет время для него, но [это] готовить надо. Преступление наше в том, что не готовим языкового обновления.

Разумно, что церковь консервативна, но готовить надо понимающий народ. Без криков, без огласки надо готовить, чтобы службу народ понимал.

Богословское образование должно готовить новых священников, которые бы понимали современные проблемы. Схоластику понимать [тоже] надо, фундамент надо знать, но и на прежних фундаментах возникли новые проблемы. Например, экология. Запад работает в этом направлении. Не очень хорошо, но работает.

Народу не только вере надо научаться, но и помогать ему справляться с новыми проблемами жизни. Обязанность церкви – помочь обществу обновиться и справиться с новыми задачами. Церковь не в стороне. Она служит народу и Богу, не вмешиваясь в политику, помогает народам объединяться на равных в дружную семью, [ибо] жить вместе легче.

Россия накануне Первой мировой войны шла такими темпами, что догоняла и перегоняла Запад и США. Если бы не катаклизм революции, то Русь была бы более передовой, чем США и Запад.

Если церковь свои функции выполнит, дружба народов будет развиваться в нужном направлении

Ясно, что всегда жить лучше вместе . Если церковь свои функции выполнит, дружба народов будет развиваться в нужном направлении. Историческая заслуга церкви – объединение русских, развитие культуры.

Молитва – не образец, но обязанность. В церкви молитва организована, и мы сами в церкви должны быть организованы. Хранитель веры – народ Божий. Священноначалие ведёт, учит, а народ поправит!

На вопрос «Кто лучшие богословы в мире сейчас?» ответил: «Митрополит Иоанн Зизиулас, Яннарас, покойные уже Шмеман, Мейендорф». «А из русских богословов?» Подумал-подумал и не назвал.

На вопрос (уже в коридоре) об о. Георгии Кочеткове ответил:

«Здесь не о чем говорить. О. Георгий делает большое и нужное дело. И делает хорошо. Обсуждать нечего – надо помогать. А он поставлен в невыносимые условия. Нужно создать условия, чтобы он мог заниматься главным».

Начало 2000-х годов

Справка:

Протопресвитер Виталий Боровой (1916–2007). Заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата, преподаватель аспирантуры при ОВЦС, настоятель кафедрального Богоявленского (Елоховского) собора в Москве(1973–1978), с 1984 года – почетный настоятель московского храма Воскресения Словущего. В 1996–2007 годах отец Виталий был членом Попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института.

В 1962–1966 и в 1978–1985 гг. он представлял РПЦ МП при Всемирном совете церквей (ВСЦ), служил настоятелем храма в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех ассамблей ВСЦ, был единственным наблюдателем от РПЦ, который присутствовал на всех заседаниях II Ватиканского собора в 1962–1965 гг. В памяти современников протопресвитер Виталий остался одним из самых просвещённых священнослужителей своего времени, заботившихся о сохранении благородного облика русского православия.

…Все кумиры, которым мы прежде восторженно служили и служение которым осмысливало нашу жизнь, потеряли свое обаяние, не могут привлечь нашей души, сколько бы людей кругом нас ни отдавало бы еще им своих сил. У нас осталась лишь жажда жизни - жизни полной, живой и глубокой, какие-то последние, глубочайшие требования и желания нашего духа, о которых мы не только не знаем, как их удовлетворить, но не знаем даже, как их выразить.

…Я думаю, о большинстве из нас можно сказать, что мы теперь уже не те... Свобода от всего на свете - к чему она нам, если мы не знаем, для чего мы свободны? Многое ли даст она нам, так ли уже велики все наслаждения и упоения, которые дает простая разнузданность стихийных желаний? Мы душевно состарились и скептически смотрим не на одни лишь «идеалы», но и на все так называемые «блага жизни». Мы хорошо знаем, что всякий миг счастия с избытком искупается страданиями или тоской пресыщения; мы знаем, что горя в жизни безмерно больше, чем счастья и радостей, мы изведали нищету, мы ясно видим неизбежный конец всякой жизни - смерть, перед лицом которой все становится одинаково призрачным. Словом, мы имеем слишком живое ощущение бессмысленности жизни, чтобы увлечься самим голым процессом жизни…

Мы страдаем не от избытка, а от недостатка духовной силы. Мы изнемогаем в пустыне, душа наша ищет не бессмысленного простора отрешенности от всего, а, напротив, тесного, последнего слияния с чем-то неведомым, что может раз навсегда заполнить, укрепить, насытить ее.

Наша душа обнищала и изголодалась. Потеря веры - не легкое дело, низвержение кумиров, которым мы и наши отцы поклонялись так долго и страстно,- не детская забава.

Благо тому, кто в этой тоске, в этих мучениях духовного голода и жажды имеет близкую, родную душу - все равно, друга, мать или жену,- перед которой он может излить свое томление или с которой он может, по крайней мере, хоть передохнуть от него,- ибо часто мы не только самому близкому человеку, но даже себе самим не можем высказать до конца то, что нас мучит. И горе одинокому!

Одно родное существо есть, впрочем, у нас всех: это - родина. Чем более мы несчастны, чем более пусты наши души, тем острее, болезненнее мы любим ее и тоскуем по ней. Тут мы, по крайней мере, ясно чувствуем: родина - не «кумир», и любовь к ней есть не влечение к призраку; родина - живое, реальное существо. Мы любим ее ведь не в силу «принципа патриотизма», мы не поклоняемся ни ее славе, ни ее могуществу, ни каким-либо отвлеченным признакам и началам ее бытия. Мы любим ее самое, нашу родную, древнюю, исконную мать…

Подлинное наше отношение обнаруживается не на словах, не в сознательных рассуждениях и оценках, а в той тоске, в тех слезах умиления, с которыми мы думаем о родных полях и лесах, о родных обычаях и внимаем звукам родной песни. Тогда мы знаем, что милее, прекраснее родины нет страны на свете.

Но мы, к несчастию, хорошо знаем, что нельзя помочь никому, в том числе и родине, если сам - беспомощен, что нищий не может никого обогатить и больной не может стать ничьим целителем…

…Мы чувствуем это - без веры в что-то первичное, основное, незыблемое, без последней, глубочайшей твердыни, на которую мог бы опереться наш дух, никакие земные влечения и увлечения, никакая любовь и привязанность не могут спасти нас.

На этих путях, в этом безнадежном и безвыходном блуждании души по необъятной, бескрайней пустыне, когда тоска и духовная жажда доходят до предельной остроты и становятся как будто невыносимыми,- происходит встреча души с живым Богом.

…Легче всего, быть может, отдать себе отчет, как и почему происходит эта встреча, если попытаться уяснить себе, чего мы, собственно, ищем, в чем мы нуждаемся и от чего тоскуем…

То, чего мы ищем, есть… нечто очень реальное и простое - если хотите, даже нечто очень грубое и неидеальное, - но зато подлинное. Мы ищем настоящей жизни, жизненной полноты и прочности….

Мы не можем опереться ни на какие «идеалы», потому что они оказались призраками… Мы не можем опереться на самих себя, на одну лишь жажду жизни или на внутреннюю силу жизни в нас, ибо это именно и значит висеть в воздухе. Нет, нам нужна подлинная почва - духовная реальность, которая была бы чем-то иным, чем наше собственное «я»…

Нас может спасти только любовь - но любовь такого существа и к такому существу, которое не было бы так же слабо, беспомощно и бедно, как мы сами, которое само уже прочно стояло бы на своих ногах и было бы достаточно богато, чтобы поить и кормить наш дух.

…Девятнадцать веков тому назад истина была возвещена миру,- более того, явлена миру сама Живая Истина… Христос сказал: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». …Он сказал: «Я пришел не судить, а спасти мир»… Он возвестил, что Бог есть любовь, что у нас есть Отец - вечный и всемогущий Отец, который любит своих детей и ни в чем не откажет просящему… Мы устали, утомились и тяжестью, и пустотою жизни, и Он отвечает нам: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Мы ищем служения, которое не убивало бы нам душу, а давало бы нам радость и покой, и Он дает нам «иго благое и легкое бремя».

…Теперь, когда нам раскрылось это, мы понимаем самый смысл наших исканий, нашей тоски…

Нужно только, как говорил Платон, суметь «повернуть глаза души», нужно только внимательно вглядеться в свою собственную душу и суметь ощутить даже только свою собственную тоску и неудовлетворенность как обнаружение новой глубочайшей онтологической реальности в последних недрах собственного духа, чтобы непосредственно убедиться, что предмет наших исканий - не призрак, а подлинная реальность…

В первый момент эта встреча с Богом, это нащупание почвы под ногами и открытие внутреннего света ничего не меняет для нас во всем остальном, во внешнем мире, в наших отношениях к людям и к земной жизни. Мы только обрели в душе источник неиссякаемой радости, чувства прочности и покоя.

…Мы внимаем обычным людским разговорам, интересам и страстям, обычным нищенским заботам человеческой жизни с благодушно-иронической улыбкой человека, который про себя знает великий секрет, совершенно изменяющий жизнь и дающий ей новый смысл и направление…. Это внутреннее сокровище, этот дар безмерной любви первоначально только противостоит, как внутреннее бытие и внутреннее достояние, всей внешней жизни и окружающей среде. …

Но это - только временное, преходящее нарушение духовного равновесия от слишком большой силы и яркости впечатления…

И отныне многое из того, что раньше казалось нам мертвым кумиром и действительно было изобличено нами как кумир,- в иной форме и с совсем иным смыслом начинает воскресать в нашей душе, как живая сила и как разумный путь и правило жизни. Прежде всего, вся область морали… Теперь мы открываем в себе новый живой источник осмысленной и понятной нам морали.

…Вся мораль - мы хорошо понимаем это - есть не что иное, как такая гигиена или техника спасения, сохранения своей жизни - самоочевидно разумные правила охраны того «сокровища на небесах», которое есть единственный источник, единственное средство нашего существования и о котором мы в нашей природной слепоте и легкомыслии так часто забываем.

…При свете обретенного нами знания истинного бытия нам теперь постепенно открывается или мы, по крайней мере, предугадываем целый новый мир - сферу духовных основ жизни… Мораль.., будучи живой, человечной моралью любви и спасения, вместе с тем есть строгая мораль аскетики, самоограничения и самопожертвования, ибо основной ее закон именно и гласит, что нельзя спасти своей души, не потеряв ее, и что нельзя обрести царство небесное иначе, чем несением своего креста… И мы понимаем теперь губительную ложь аморализма, который предоставляет человеку свободу - гибнуть…

…И точно так же при этом благодатном свете для нас воскресают с иным смыслом и содержанием потерянные идеалы человеческих отношений и общечеловеческого общественного устроения… Сознавая всеединство бытия, укорененного в Боге, мы ясно видим свою ответственность за зло, царящее в нем, и так же ясно понимаем невозможность нашего спасения вне общего спасения…

Мы, конечно, с отвращением отталкиваемся от цинизма, наглости и беспринципности неверия, которое в ныне властвующих на Руси силах попирает правду и глумится над ней; и мы ни в малейшей мере также не можем делать ему духовных уступок, становиться на духовно-половинчатую, компромиссную позицию, вытекающую из желания одновременно и отгородиться от чистого зла, и не отстать от «духа времени», в котором это зло и безумие и есть господствующая сила… Необычность жизни, ее расшатанность и зыбкость, новизна жизненных условий требуют от нас сочетания величайшей, непоколебимо-стойкой преданности вечным началам, подвергаемым поруганию и сомнению, с духовной широтой и свободой, с чутким, непредвзятым отношением к реальному складу жизни и ее нуждам. Это сочетание твердой верности правде с полной духовной свободой, готовности мученичества во имя правды - с терпимостью к людям, со склонностью, не боясь загрязниться, вступать с ними в живое общение среди всего царящего зла, - это сочетание и дается лишь религиозному духу, постигшему живую вечную правду и осененному ее благодатным духом.

Теперь мы благодарны Богу за весь пройденный нами путь, как бы тяжек он ни был. Мир и наша душа должны были пройти и через поклонение кумирам, и через горечь постепенного разочарования в них, чтобы очиститься, освободиться и обрести подлинную полноту и духовную ясность. Великая мировая смута нашего времени совершается все же недаром, есть не мучительное топтание человечества на одном месте, не бессмысленное нагромождение бесцельных зверств, мерзостей и страданий. Это есть тяжкий путь чистилища, проходимый современным человечеством; и может быть, не будет самомнением вера, что мы, русские, побывавшие уже в последних глубинах ада, вкусившие, как никто, все горькие плоды поклонения мерзости Вавилонской, первыми пройдем через это чистилище и поможем и другим найти путь к духовному воскресенью.