Золотая Орда (по-турецки - Алтын Орду), также известная как Кипчакское ханство или Улус Ючи, была монгольским государством, созданным в некоторых частях современной России, Украины и Казахстана после распада Монгольской империи в 1240-х годах. Она просуществовала до 1440 года.

Во времена своего расцвета это было сильное коммерческое и торговое государство, обеспечивающее стабильность на больших территориях Руси.

Происхождение названия «Золотая Орда»

Название «Золотая Орда» - относительно поздний топоним. Оно возникло в подражание «Синей Орде» и «Белой Орде», а эти названия, в свою очередь, обозначали в зависимости от ситуации то независимые государства, то монгольские армии.

Считается, что название «Золотая Орда» пришло из степной системы обозначения основных направлений цветами: черный = север, синий = восток, красный = юг, белый = запад и желтый (или золотой) = центр.

Согласно другой версии, название пошло от великолепной золотой палатки, которую Батый-хан установил, чтобы отметить место его будущей столицы на Волге. Несмотря на то, что в девятнадцатом веке эта теория была принята как истинная, в наше время она считается апокрифической.

Не сохранилось письменных памятников, созданных до 17 века (они уничтожены), в которых упоминалось бы такое государство как Золотая Орда. В более ранних документах фигурирует государство Улус Джучи (Джучиев улус).

Некоторые ученые предпочитают использовать другое название - Кипчакское ханство, потому что различные производные от народности Кипчак также встречались в средневековых документах, описывающих это государство.

Монгольское происхождение Золотой Орды

До своей смерти в 1227 году Чингисхан завещал разделить между его четырьмя сыновьями, включая старшего Джучи, который умер раньше Чингисхана.

Часть, которую получил Джучи - самые западные земли, куда смогли ступить копыта монгольских лошадей, а затем и юг Руси были разделены между сыновьями Джучи - владыкой Синей Орды Батыем (запад) и ханом Ордой, владыкой Белой Орды (восток).

Впоследствии Батый установил контроль над территориями, подвластными Орде, а также подчинил северную прибрежную зону Черного моря, включив коренные тюркские народы в свою армию.

В конце 1230-х и начале 1240-х годов он проводил блестящие походы против Волжской Булгарии и против государств-преемников , многократно приумножив воинскую славу своих предков.

Синяя Орда хана Батыя присоединяла земли на западе, совершая набеги на Польшу и Венгрию после сражений при Легнице и Мухи.

Но в 1241 году, великий хан Удегей умер в Монголии, и Батый прервал осаду Вены, чтобы принять участие в споре за правопреемство. С тех пор монгольские армии никогда больше не ходили на запад.

В 1242 году Батый создал свою столицу в Сарае, в своих владениях в низовьях Волги. Незадолго до этого Синяя Орда раскололась - младший брат Батыя Шибан покинул армию Батыя, чтобы создать свою Орду к востоку от Уральских гор вдоль рек Обь и Иртыш.

Добившись стабильной независимости и создав государство, которое сегодня мы называем Золотой Ордой, монголы постепенно потеряли свою этническую идентичность.

В то время как потомки монголов-воинов Батыя составляли высший класс общества, большая часть населения Орды состояла из кипчаков, булгарских татар, киргизов, хорезмиан и других тюркских народов.

Верховным правителем Орды был хан, избираемый курултаем (собором монгольской знати) среди потомков хана Батыя. Должность премьер-министра занимал также этнический монгол, известый как «князь князей» или беклербек (бек над беками). Министры назывались визирями. Местные губернаторы или баскаки отвечали за взимание дани и погашение народного недовольства. Чины, как правило, не делились на военные и гражданские.

Орда развивалась как оседлая, а не кочевая культура, и Сарай со временем становится густонаселенным и процветающим городом. В начале четырнадцатого века столица переехала в Сарай-Берке, расположенный значительно выше по течению, и стала одним из крупнейших городов средневекового мира с населением, оцененным Британской энциклопедией в 600 000 человек.

Несмотря на усилия Руси по обращению в свою веру населения Сарая, монголы придерживались своих традиционных языческих убеждений, пока хан Узбек (1312-1341) не принял ислам как государственную религию. По сообщениям, в Сарае были убиты русские правители - Михаил Черниговский и Михаил Тверской - за их отказ поклоняться языческим идолам, но ханы были в целом веротерпимыми и даже освобождали Русскую православную церковь от налогов.

Вассалы и союзники Золотой Орды

Орда собирала дань со своих подчиненных народов - русских, армян, грузин и крымских греков. Территории христиан считались периферийными областями и не представляли интереса, пока продолжали платить дань. Эти зависимые государства никогда не входили в состав Орды, и русские правители довольно скоро даже получили привилегию ездить по княжествам и собирать дань для ханов. Чтобы сохранить контроль над Русью, татарские военачальники проводили регулярные карательные набеги на русские княжества (самые опасные в 1252, 1293 и 1382 годах).

Существует точка зрения, широко распространенная Львом Гумилевым, что Орда и русские заключили союз для обороны от фанатичных тевтонских рыцарей и языческих литовцев. Исследователи указывают на то, что на монгольском дворе часто появлялись русские князья, в частности, Федор Черный, Ярославский князь, который хвастался своим улусом около Сарая, и Новгородский князь Александр Невский, побратим предшественника Батыя, Сартака-хана. Хотя Новгород никогда не признавал господство Орды, монголы поддерживали новгородцев в Ледовом побоище.

Сарай вел активную торговлю с торговыми центрами Генуи на Черноморском побережье - Сурож (Солдайя или Судак), Каффа и Тана (Азак или Азов). Также давними торговыми партнерами хана и союзниками в Средиземном море были мамлюки Египта.

После смерти Батыя в 1255 году процветание его империи продолжалось целый век, вплоть до убийства Джанибека в 1357 году. Белая Орда и Синяя Орда были фактически объединены в единое государство братом Батыя Берке. В 1280-х годах власть была узурпирована Ногаем, ханом, который проводил политику христианских союзов. Воинское влияние Орды достигло своего пика во время правления Узбек-хана (1312-1341), чья армия превысила 300 000 воинов.

Их политика в отношении Руси заключалась в постоянном перезаключении альянсов, чтобы удерживать Русь слабой и разделенной. В четырнадцатом веке подъем Литвы в Северо-Восточной Европе стал вызовом татарскому контролю над Русью. Таким образом, Узбек-хан начал поддерживать Москву как главное русское государство. Ивану I Калите присвоено звание великого князя и дано право собирать налоги с других российских держав.

«Черная смерть» - пандемия бубонной чумы 1340-х годов была основным фактором, способствующим возможному падению Золотой Орды. После убийства Джанибека империя оказалась втянута в долгую гражданскую войну, продолжавшуюся все следующее десятилетие, в среднем у власти оказывалось по одному новому хану в год. К 1380-м годам Хорезм, Астрахань и Московия попытались вырваться из власти Орды, а нижняя часть Днепра была присоединена Литвой и Польшей.

Который формально не был на троне, попытался восстановить татарскую власть над Русью. Его армия потерпела поражение от Дмитрия Донского в битве под Куликовым во второй победе над татарами. Мамай вскоре потерял власть, а в 1378 году Тохтамыш, потомок Орды-хана и правитель Белой Орды, вторгся и аннексировал территорию Синей Орды, ненадолго установив доминирование Золотой Орды на этих землях. В 1382 году он наказал Москву за неповиновение.

Смертельный удар орде нанес Тамерлан, который в 1391 году уничтожил армию Тохтамыша, уничтожил столицу, разграбил крымские торговые центры и забрал самых искусных мастеров в свою столицу в Самарканде.

В первые десятилетия пятнадцатого века власть принадлежала Идегею, визирю, который разгромил Витаутаса из Литвы в великой битве при Ворскле и превратил Ногайскую Орду в свою личную миссию.

В 1440-х годах Орда снова была разрушена гражданской войной. На этот раз она распалась на восемь отдельных ханств: Сибирское ханство, Касимское ханство, Казахское ханство, Узбекское ханство и Крымское ханство, разделившие последний остаток Золотой Орды.

Ни одно из этих новых ханств не было сильнее, чем Московская Русь, которая к 1480 году окончательно освободилась от татарского контроля. В конечном итоге русские захватили все эти ханства, начиная с Казани и Астрахани в 1550-х годах. К концу века также было частью России, а потомки его правящих ханов вошли в русскую службу.

В 1475 году Крымское ханство подчинилось , и к 1502 году та же участь постигла то, что осталось от Великой Орды. Крымские татары учиняли хаос на юге Руси в течение шестнадцатого и начала семнадцатого веков, но ни победить ее, ни взять Москву так и не смогли. Под Османской защитой Крымское ханство находилось до тех пор, пока Екатерина Великая не присоединила его 8 апреля 1783 года. Оно просуществовало дольше, чем все государства-преемники Золотой Орды.

В начале II тыс. н.э. на Дальнем Востоке на историческую арену вышли тунгусоязычные чжурчжени (нюйчжи, нюйчжэнь - по-китайски; джурджэ — по-персидски; чиорчие, чорчиа, чорча — на некоторых европейских языках). Вопрос о происхождении чжурчженей в настоящее время остается неясным. Можно полагать, что в пределах Южного Приморья, прилегающей части Манчжурии и северо-восточного Китая, в конце I - начале II тыс. н.э. обитали многочисленные этнические образования, среди которых ведущую роль играли тунгусоязычные группы, известные как мукрийские племена. Последние имели прямое отношение к возникновению и истории государства Бохай. В состав одной группы мукрийцев входил род ваньянь, который стал ядром, консолидирующим вокруг себя многие другие роды в борьбе против киданей. Как известно, кидани недавно разгромили Бохай. Но борьба мукрийцев против киданей не прекратилась. В начале XII в. ваньянь вынудили корёсцев (восточных соседей) уступить часть Корейского полуострова (север). Эта победа привела к росту влияния ваньяней внутри и за пределами земель чжурчженей. Начал оформляться примитивный, «варварский» тип аппарата власти. Затем началась борьба с киданями. В 1113 году вождь ваньянь Агуда одержал первую победу над киданями. В 1114 году он одерживает еще ряд побед, что позволяет ему в начале 1115 г. объявить о создании «Золотой империи», которая известна в литературе того времени из китайского языка как Цзинь (Золотая).

Появление нового государства в регионе существенно меняет политическую ситуацию, при которой и корейские, и китайские правители вынуждены принимать в расчет факт существования Золотой империи чжурчженей. Агуда, глава империи чжурчженей, ведет активную борьбу с киданями, ив 1125 году император киданей потерпел поражение, был взят Агудой в плен. Киданьская империя Ляо прекратила существование. С этого же времени началась длительная и в целом успешная для чжурчженей война с Китаем.

Начиная со второй половины XII в. чжурчжени вступили в длительную войну с монголами, которые уже чуть раньше создали в Приморье и Северо-Восточной Монголии государство Хамаг Монгол во главе с Хабул-ханом. Военные отношения с монголами развивались с переменным успехом. Выход на политическую арену Тэмуджина, получившего в 1206 г. титул Чингисхана, явилось грозным предзнаменованием серьезных испытаний Золотой империи.

1211 г. - начало войны с монголами, кбторые вторглись в пределы Золотой империи. Начались восстания киданей, предательство военачальников, образование мелких государств - вассалов монголов. Затем в начале 1230-х гг. началось массовое наступление монголов на чжурчженей. К концу 1233 года их государство было разгромлено.

В Приморье основой населения государства были чжурчжениудигэ. Население оказывало сильнейшее сопротивление войскам Угэдэя, преемника Чингисхана. Археологи обнаруживают многочисленные следы нашествия: сожженные поселки, беспорядочные захоронения, расчлененные скелеты людей. Монголы усиленно преследовали удигэ, которые вынуждены были с целью спасения уходить в горы, в тайгу. Это постепенно приводило к деградации их культуры (материальной и духовной).

Памятники археологии чжурчженей в Приморье многочисленны. Но одна их особенность: нет ни одного могильника чжурчженей, хотя и известны отдельные захоронения. Изучены городища (горные и равнинные), многочисленные дороги по склонам сопок, а также такие своеобразные памятники, как монолитные изваяния чиновников, животных, из них - много черепах со стелами на спинах.

Городища составляют самые яркие археологические объекты. Горные городища (Шайгинское, Лазовское, Ананьевское, Краснояровское, Екатериновское, Плахотнюковское и ряд других) располагаются на горных мысах, где созданы искусственные террасы, на площадках которых - сооружения различного назначения: хозяйственные, жилые и общественные здания. На городищах выделялись отдельные участки (кварталы), иногда в пределах таких участков располагалась цитадель. В кварталах расселялись жители по преимуществу одного профессионального и социального уровня. Оборонительные сооружения возводились чаще всего по гребню прилегающих сопок. Валы обычно земляные, но часто они сделаны из тщательно подогнанных камней (валунов и галечника). Высота оборонительных стен различна (от 0,5 до 6 м) в зависимости от сохранности. Иногда за пределами стен сооружались башни для флангового обстрела. Некоторые городища имели специальные площадки рядом со стенами для установки камнеметательных машин.

Большие равнинные городища (Чугуевское, Саинбарское, Горбатковское, Николаевское, Южно-Уссурийское, Марьяновское и другие) находятся в долинах рек и обнесены земляными валами и рвами. По форме - прямоугольные или квадратные.

Оборонительные стены имеют и в наши дни 6 - 10 м высоты, рвы - ширину до 25 м, а глубину в 3 - 5 м.
Малые равнинные городища имеют квадратные формы, с одними воротами; по периметру их размеры до 240 — 250 м. Такие городища тяготеют к большим равнинным или горным, поэтому их лучше назвать редутами.

Чжурчжени-удигэ, составлявшие основу империи Цзинь, вели оседлый образ жизни, что нашло отражение в характере жилищ, которые представляли собой наземные деревянные сооружения каркасно-столбового типа с канами для обогрева. Каны сооружались в виде продольных вдоль стен (одного-трех каналов) дымоходов, которые сверху закрывались галечником, плитняком и тщательно обмазывались глиной.

Внутри жилища почти всегда имеется каменная ступа с деревянным пестом. Редко, но встречаются деревянная ступа и деревянный пест. Известны в некоторых жилищах плавильные горны, каменные подпятники гончарного стола.
Жилой дом вместе с рядом хозяйственных построек составлял усадьбу одной семьи. Здесь сооружали летние свайные амбары, в которых летом нередко жила семья.

В XII - начале XIII вв. у чжурчженей было многоотраслевое хозяйство: земледелие, скотоводство, охота* рыбная ловля.

Земледелие было обеспечено плодородными землями и разнообразными орудиями труда. В письменных источниках упоминаются арбуз, лук, рис, конопля, ячмень, просо, пшеница, бобы, порей, тыква, чеснок. Значит, широко известно было полеводство и огородничество. Повсеместно выращивались лен и конопля. Из льна изготавливали полотно для одежды, из крапивы — мешковину для разных технологических производств (черепицы в частности). Масштабы ткацких производств были велики, а значит и земляные площади для технических культур отводились в больших размерах (История Дальнего Востока СССР, с. 270- 275).

Но основой земледелия было производство зерновых культур: мягкой пшеницы, ячменя, чумизы, гаоляна, гречихи, гороха, сои, фасоли, вигны, риса. Обработка земли пашенная. Пахотные орудия - рала и плуги - тягловые. Но вспашка земли требовала более тщательной обработки, что производилось мотыгами, лопатами, пешнями, вилами. Для уборки зерновых использовали многообразные железные серпы. Интересны находки ножей соломорезок, что свидетельствует о высоком уровне заготовок кормов, то есть использовалась не только трава (сено), но и солома. Зерноводческое хозяйство чЖурчженей богато орудиями для обрушивания, толчения и помола злаковых: деревянные и каменные ступы, ножные крупорушки; в письменных документах упоминаются водяные крупорушки; а наряду с ними - ножные. Многочисленны ручные мельницы, а на Шайгинском городище найдена мельница, приводимая в работе тягловым скотом.

Животноводство было также важной отраслью хозяйства чжурчженей. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и собак. Рогатый скот чжурчженей хорошо известен многими достоинствами: крепость, продуктивность (и мясная, и молочная).

Коневодство составляло, пожалуй, важнейшую отрасль животноводства. Чжурчжени разводили три породы лошадей: мелкие, средние и очень мелкие по высоте, но все очень приспособленные к передвижению по горной тайге. Об уровне коневодства свидетельствует развитое производство конской упряжи. В целом можно заключить, что в эпоху империи Цзинь в Приморье сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев с развитыми земледелием и животноводством, для того времени высокопроизводительным, соответствующим классическим типам феодальных обществ аграрного типа.

Чжурчженская экономика существенно дополнялась высоко развитым ремесленным производством, в котором ведущее место занимали железоделательное (горная добыча руды и выплавка железа), кузнечное, плотничье и гончарное, где основным было производство черепицы. Ремесленное дело дополнялось ювелирным, оружейным, кожевенным и многими другими видами занятий. Особого высокого уровня развития достигло оружейное дело: производство луков со стрелами, копий, кинжалов, мечей, а также ряда защитных видов оружия (История Дальнего Востока СССР, с. 276-287).

В жизни империи Цзинь огромную роль играло военное сословие; армейские подразделения были необходимы не только для завоеваний, но и для удержания в подчинении покоренных племен и народов. В условиях развитых классовых отношений особо важна роль армии для поддержания порядка в пределах империи. Для содержания армии и чиновничества была создана система сбора податей, учета расходов и т.п., а значит сложная чиновничья система.

Исследователи полагают, что у чжурчженей сложилась в городах цеховая организация на основе специализации в разных отраслях производства. Целью таких организаций были приобретение сырья, сбыт продукции, справедливое распределение доходов. При такой цеховой организации предполагается наличие внутреннего рынка, денежной системы, товарно-денежных отношений, а также сложившейся системы законодательной и исполнительной властей как в центре, так и на местах. Разумеется, в этих случаях в обществе должна быть и собственная письменность. Действительно, уже Агуда в 1118 г. поручил своему чиновнику Вамьяню Сииню разработать чжурчженьское письмо, что и было сделано в 1119 г. Это было так называемое «большое письмо» чжурчженей, созданное на базе киданского! Оно содержало около 3000 знаков. Грамотность у чжурчженей была хорошо известна: многие изделия ремесленников помечены именами мастеров, имеются верительные бирки тысячников войска с чжурчженскими надписями.

В обществе империи Цзинь были развиты литература, наука и разные виды искусства (песни, музыка, танцы). Эти виды духовной деятельности чжурчженей хорошо были известны в Китае, о чем неоднократно повествуют письменные документы Китая. Археологически хорошо изучена еще одна область духовной деятельности - прикладное декоративное искусство: многочисленные случаи отделки буддийских храмов, других зданий, а также изделий малых форм (зеркал, статуэток и т.п.). Среди последних особо надо отметить бронзовые фигурки духов предков (Воробьев М.В., 1983).

Духовная жизнь, мировоззрение чжурчженей-удигэ представляли органичную слитную систему религиозных представлений архаичного общества и ряда новых буддийских компонентов. Такое сочетание архаики и нового в мировоззрении свойственно обществам слагающейся классовой структуры и государственности. Новая религия, буддизм, исповедывалась по преимуществу новой аристократией: государственной и военной
верхушкой.

Традиционные верования чжурчженей-удигэ включали в свой комплекс многие элементы: анимизм, магию, тотемизм; постепенно усиливаются антропоморфизированные культы предков. Многие из этих элементов слиты были в шаманизме. Антропоморфные фигурки, выражающие идеи культа предков, генетически связаны с каменными изваяниями евразийских степей, а также с культом духов-покровителей и культом огня. Культ огня имел широкое

распространение. Он иногда сопровождался и человеческими жертвоприношениями. Разумеется, жертвоприношения другого типа (животных, пшеницы и других продуктов) были широко известны. Одним из важнейших элементов культа огня было солнце, нашедшее выражение в ряде археологических памятников.

1925 Родился Николай Николаевич Диков - учёный-археолог, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, специалист по древним культурам Чукотки и Камчатки. 1948 Родился Леонид Андреевич Беляев - специалист по христианским древностям Руси, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН.

Создание и укрепление империи

После конфликта с киданьским императором Тянь Цзо Агудá усиленно готовится к войне, так как кидани подобной дерзости своим вассалам не прощали. Но кидани не спешили с карательнымии мерами. Воспользовавшись этим, Агуда совершает несколько удачных походов на территорию Ляо. Успехи Агуды укрепили его авторитет среди чжурчжэней. Всё больше племенных вождей вступают в союз с Агудой.

К 1115 г. мощь Агуды настолько увеличилась, что он провозглашает себя императором независимого чжурчжэньского государства, которое назвал «Золотая империя» (Цзинь) . Сразу же после провозглашения империи между чжурчжэнями и киданями разгорелась война. Уже на следующий год пала Восточная столица киданей – г. Лоян (бывшая Верхняя столица Бохая). С самого начала бохайцы помогали чжурчжэням. До начала штурма Лояна в городе бохайцы подняли восстание и провозгласили создание Великого государства Бохай. Вскоре предводитель бохайцев Гао Юн-чан потребовал от Агуды подчинения, поскольку раньше хэйшуй подчинялись Бохаю. Агуду это не устроило и через четыре месяца Великое государство Бохай прекратило своё существование.

Война с киданями успешно развивалась. В Ляо начались беспорядки. Кидани одну за другой сдавали свои столицы и в 1122 г. Тянь Цзо бежал к своим союзникам тангутам.

В 1123 г. Агуда умирает и новым императором становится его младший брат Уцимáй. На следующий год Уцимай покоряет тангутское государство Си Ся и в 1125 г. киданьский император оказывается в плену у чжурчжэней. Империя Ляо прекратила своё существование. Правда, одному из родственников императора удалось бежать в Восточный Казахстан, где он создал государство Западное Ляо, которое просуществовало до нашествия Чингисхана.

Войны с Китаем и Мэнгу

В 1125 г. чжурчжэни начинают войну с китайской империей Сун. Перед началом войны с киданями, Агуда договорился с китайцами о союзе и отказался от захвата китайских областей, покорённых киданями. Но в ходе войны китайцы не только не помогали, но и угрожали чжурчжэням. После разгрома Ляо китайцы потребовали от чжурчжэней возврата своих земель, что чжурчжэнями было воспринято как оскорбление.

Война с Сун длилась почти два года. За это время китайцы потеряли все северные области, столицу и император с родственниками оказался в плену. Однако, сын императора смог бежать на свободный юг страны, где в том же 1127 г. провозгласил создание империи Южная Сун.

Южная Сун сразу начинает войну с чжурчжэнями, пытаясь возвратить северные области. Китайцам удалось даже достичь некоторых побед. Чжурчжэни, желая избежать изматывания своих армий, в 1130 г. на пограничных с Южной Сун землях создают вассальное китайское государство Ци, которое должно было оградить Золотую империю от войны с Южной Сун. Теперь, фактически, китайцы должны были воевать против китайцев.

В 1135 г. умирает Уцимай и новым императором становится внук Агуды Хэлá. Он был очень образованным и воспитанным человеком, но не имел таланта правителя. Вскоре был раскрыт заговор против Хэла. Победы Южной Сун значительно ухудшили дела на юге. В это же время на севере племена мэнгу (монголы) начали воевать с чжурчжэнями. В 1137 г. чжурчжэни ликвидировали Ци и быстро разгромили китайцев. Хэла не хотел воевать и китайцы понимали, что северные земли им не вернуть. Оба государства начинают готовить мирный договор. Но китайская провокация, с подкупом военачальника Далáя, снова разожгла войну. Мирный договор был подписан в 1141 г. и утверждён Государственным Советом в 1142 г. По своей сути, мирный договор 1141/42 гг. явился вершиной военно-политического могущества чжурчжэней. Ещё ни один народ Восточной Азии не демонстрировал свою мощь в соревновании с главным эталоном цивилизации и власти в этой части земного шара – Китаем. Впервые в истории китайский император подчинился другому правителю.

В 1147 г. чжурчжэни подписали мир с мэнгу, после которого монгольский правитель провозгласил себя императором государства Хамаг Монгол улус.

Во внутренней политике Хэла проводит ряд реформ. Он учреждает филиал Государственного Совета на юге страны и ввёл китайскую систему управления, поскольку являлся поклонником всего китайского. Ликвидировал китайские и бохайские военные подразделения. Вся империя получила новое административное деление. Был введён новый свод законов. Но в последние годы Хэла отошёл от государственных дел. После смерти сына крепко запил, стал подозревать всех в измене, устроил ряд казней. Во многом ему помогал родственник Дигунáй.

Деятельность Дигуная

В 1149 г. Дигунай возглавляет заговор и убивает Хэла. Зверское убийство императора вызвало резкую реакцию соседей, даже вассальные государства отозвали своих послов.

После захвата власти, Дигунай начал жёсткий террор против императорской фамилии, наиболее знатных и сильных родов. В первый же год правления он казнил министров и сына Хэла с его приближёнными. Затем уничтожил семьи известных полководцев. Позднее, казнил свою мачеху, членов киданьской и сунской императорских фамилий. Казни сопровождались конфискацией имущества, отдачей в рабство и гарем.

Опасаясь мести, в 1153 г. Дигунай покинул столицу, которую велел разрушить и перепахать. Он переселился в Пекин. Тогда же перенёс останки всех ваньяньских вождей и императоров, чтобы подчеркнуть своё наследственное право на трон. С невиданной пышностью начинает обстраивать новую столицу. Стараясь стереть память о заслугах знаменитых чжурчжэней, Дигунай приказал с их погребений сбить имена. Именно поэтому долгое время не могли установить, в чью честь были установлены черепахи в Уссурийске. Лишь в результате продолжительных исследований было выяснено, что одна из черепах относится к погребальному комплексу Ваньянь Эсыкуя, известного чжурчжэньского полководца.

Дигунай не доверял чжурчжэням и окружил себя китайцами. Начал новые реформы в стране: преобразовал структуру государственных органов; пересмотрел звания и титулы; составил новый кодекс законов; провел финансовые мероприятия (начал выпуск ассигнаций – это были первые бумажные деньги, а затем стал отливать собственные монеты). Всех принцев понизил в званиях, многих лишил званий.

В стране зрело недовольство, причинами которого являлись террор, рост налогов (из-за строительства столицы), засилье китайцев в администрации, экономические проблемы. В разных местах империи вспыхивают восстания. Желая сбить это недовольство, Дигунай приступает к подготовке войны против Южной Сун. В 1161 г. 600-тысячная чжурчжэньская армия перешла границу. Китайцы начали громить эту армию, сожгли огромный флот на р. Янцзы и повергли чжурчжэньскую армию в отступление.

Пока Дигунай находился на войне, в столице военные устроили переворот и провозгласили императором двоюродного брата Дигуная – Улý. Дигунай решил развернуть армию на столицу. Однажды утром он вышел из своего шатра к военачальникам и увидел под ногами стрелу. Это была чжурчжэньская стрела, что означало вызов императору. Не успел Дигунай вынуть меч, как полководцы изрубили его в мелкие куски, затем сожгли, а прах развеяли по ветру. Дигунай был умным и энергичным государственным деятелем, но казни были напрасными.

Реформы и расцвет империи

Перед Улу стояло много проблем. Сначала он объявил Дигуная вне закона, предал суду его помощников. Установил отношения с соседями и разгромил китайскую армию, которая продолжала воевать. Одновременно с этим подавил китайские и киданьские восстания, которые пытались восстановить Ляо.

Улу понимал, что страна сильно ослабла, необходимы реформы. Он объявил амнистию и реабилитацию, отменил на три года налоги. Преобразовал земледелие и разрешил свободную добычу металлов, открыл пограничные рынки и провёл в стране перепись населения. Осуществил большую программу возрождения чжурчжэньской культуры. Расширил знакомства с китайскими достижениями. Сохранял национальные формы жизни: язык, письменность, имена и фамилии , песни и танцы, одежду и обычаи. Вернул Верхнюю столицу на прежнее место и сделал её заповедником чжурчжэньского образа жизни и старины. Открыл университет, дал развитие национальной литературе и искусству. Ограничил деятельность буддистов и даосов, которые в основной массе были китайцами. Создаются новые законы, открываются школы, большое внимание уделяется боеготовности армии. Основным населением империи были китайцы, поэтому Улу делал всё возможное, чтобы чжурчжэни не окитаились.

Улу сделал очень много для процветания страны и в 1189 г. умер. Новым императором стал его внук Мадагэ. Он продолжил дела деда. Провёл важные государственные мероприятия, составил сборник чжурчжэньских церемоний , поощрял учёных, крупно пополнил библиотеку. Стал укреплять границы.

Во время его правления. На юге китайцы попытались вернуть свои земли и начали войну в 1204 г. Но уже через четыре года были полностью разгромлены. Не спокойно было на севере. В 1206 г. монгольский хан Темучин был избран новым Верховным ханом (Чингисханом) . Через два года после этого Мадагэ умер. Политика следующих императоров была иной.

В 1208 г. императором стал сын Улу – Юн-цзы (его чжурчжэньское имя не сохранилось). Через два года Чингисхан отказался платить дань чжурчжэням. В 1211 г. монголы вторгаются в земли Золотой империи и на следующий год захватили Западную столицу. В 1213 г. заговорщики убивают Юн-цзы и новым императором становится брат Мадагэ – Удабý.

Упадок и гибель империи

В этом же году Чингисхан окружил Верхнюю столицу и снял осаду лишь получив в жёны принцессу. После этого монголы стали покорять соседей чжурчжэней.

Некоторые крупные военачальники перестали доверять императору. В 1215 г. Пусянь Ваньну на восточных землях империи провозглашает чжурчжэньское государство Дунчжэнь [Восточные чжурчжэни], известное также под названием Восточное Ся. Поднимают восстание кидани, которые провозгласили своё государство и тут же стали союзниками монголов. Проявляют активность и китайцы. В 1217 г. начинается война с Южной Сун. В 1224 Удабу умирает и его преемником становится сын Ниньясý.

Ниньясу сумел установить мир с китайцами. Чжурчжэньская армия добилась ряда побед над монголами. В 1227 г. Чингисхан умирает и его дело продолжают сыновья и соратники. С 1230 г. монголы начали последнее наступление на империю. Через два года пала Верхняя столица. Император бежал. Монголы договариваются о союзе с Южной Сун. Чжурчжэни оказались меж двух огней. В 1234 г. Ниньясу передал власть дальнему родственнику Чэнлиню и повесился. Чэнлинь был императором лишь несколько дней. Вскоре восставшие солдаты убили его. Все остальные члены императорской фамилии были в плену. Чжурчжэньский трон некому было занимать. Золотая империя пала.

Но и после этой трагичной даты чжурчжэни продолжали сопротивление. В 1235 г. ещё сопротивлялись крепости в Приморье, а на юге страны стойко оборонялась крепость Гунчан. Не случайно чжурчжэни рассматриваются как народ-герой.

В этом же году совет монгольских ханов принимает решение о походе на Русь, для покорения «орусов».