Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в с. Алупка, погиб 1 февраля 1971 года в Московской области во время испытательного полета самолета Ту-16. Национальный герой крымскотатарского народа Украины, советский летчик-ас, сбивший лично 30 самолетов противника и еще 19 в группе. Заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза.

4 подвига Амет-Хана Султана.

1. Амет-Хан Султан - один из прославленных летчиков-ассов 2-й Мировой войны , совершивший 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, в которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Кроме того

70 боевых вылетов совершил в начале войны, как летчик-штурмовик, летая на устаревших истребителях И-153;

В мае 1942 г., израсходовав боекомплект, совершил таран немецкого бомбардировщика в небе над Ярославлем, в результате которого чуть не погиб: Харрикейн Ахмет-Хана застрял в хвосте падающего от тарана «Юнкерс-88», лишь в последний момент летчик успел выпрыгнуть с парашютом (за подвиг награжден орденом Ленина);

Прошел путь от рядового летчика-младшего лейтенанта до гвардии майора - заместителя командира истребительного полка все 4 года войны с первого до последнего дня на передовой, которому за личное мужество командующий 8-й воздушной армии генерал Т. Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолета орла, что разрешалось лишь лучшим летчикам-асам.

Как итог в 25 лет: 2 звезды Героя, 3 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, по одному ордену Александра Невского, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды на 29 июня 1945 г.

2. Амет-Хан Султан спас свою семью от департации 18-20 мая 1944 года. В годы сталинского беззакония это был подвиг, в результате которого НКВД могло расстрелять и самого Амет-Хана Султана. События того времени показаны в художественном фильме Хайтарма, вышедшего на экраны в 2013 г.

В реальности сюжет фильма чуть расходится с историей: в мае 1944 года во время поездки к родителям в Алупку он попадает на спецоперацию НКВД по принудительной депортации крымских татар. НКВД хотело депортировать мать летчика. В дело вмешался генерал Хрюкин, который сумел договориться с НКВД о не выселении матери Султана в Узбекистан, учитывая его боевые заслуги. Когда это удалось сделать, генерал отправил родителей аса в Краснодарский край к своим родителям, где они прожили до окончания войны, после чего вернулись в Алупку.

3. После войны Амет-Хан Султан стал заслуженным летчиком-испытателем СССР. Ему не удалась учеба в Военно-воздушной академии в Монино (ныне им. Ю. Гагарина) из-за нехватки образования, составившего перед войной 7 классов и железнодорожное училище. Амет-Хан Султан был уволен в запас в 1946 г., но благодаря поддержке боевых друзей был принят летчиком-испытателем в Летно-исследовательского института в Жуковском, где испытывал всевозможные новинки новейшей авиационной техники:

Бомбардировщик Ту-2;

Самолет-снаряд КС типа "воздух-корабль" в пилотируемом режиме, которую летчик отцеплял от бомбардировщика Ту-4КС и вел на цель;

Систему катапультирования на истребителе-бомбардировщике Су-7 и истребителе - перехватчике Су-9;

Амет-Хан Султан погиб в небе 1 февраля 1971 года при испытании нового реактивного двигателя на бомбардировщике Ту-16.

За время работы летчиком-испытателем Амет-Хан освоил около 100 типов самолетов, налетав 4237 часов.

4. После войны Амет-Хан Султан боролся многократно добивался реабилитации своего крымскотатарского народа.

Амет-Хан неоднократно обращался к руководству СССР с просьбой вернуть крымских татар на их родину. После 20-го съезда КПСС, он вместе со своими товарищами и работниками Крымской АССР подписал письмо к ЦК КПУ с просьбой о реабилитации крымских татар. В ответ его не пустили в командировку во Францию, куда он был приглашен на празднование полка "Нормандия-Неман", бок о бок с которым воевал в годы 2-й Мировой войны. Формально запрет на его выезд был выдан в связи с участием Султана в испытаниях секретного истребителя Су-9. Тем не менее все прекрасно понимали, что отказ произошел в результате нарушения табу на крымскотатарские народы.

Биография Амет-Хана Султана.

1937 год - поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе;

1938 год - обучение в аэроклубе;

1939 - поступил в Первую Качинскую военную авиационную школу летчиков имени Мясникова;

1940 год - окончил ускоренный курс обучения со званием младший лейтенант;

3 марта - 1942 года - первая воздушная победа, для которой ему пришлось тараном сбить «Юнкерс-88» противника;

Июль 1942 года - включен в состав 8-ой воздушной армии, переброшен в Елец;

Лето 1944 года - Амет-Хан женился на Фаине Максимовне Данильченко;

29 апреля 1945 года - провел последний победный бой над аэродромом Темпельгоф, сбив «Фокке-Вульф-190»;

3 августа 1945 года - слушатель Военной академии командно-штурманского состава в Монино. Однако в связи с отсутствием базового образования, учеба летчику-асу давалась нелегко;

Апрель 1946 года - освобожден в запас в связи с его собственным рапортом с просьбой об отчислении;

Май 1949 года - уехал в Москву, где подает заявление на работу летчиком-испытателем в Летно-исследовательский институт. Тем не менее ответа он так и не получил, поскольку крымские татары были вычеркнуты из истории государства. А Амет-Хан никогда не скрывал своего происхождения. Работу испытателя он все-таки получил, благодаря помощи своих сослуживцев;

1949 год - летчик-испытатель 3-го класса;

1950 год - летчик-испытатель 2-го класса;

1952 год - летчик-испытатель 1-го класса;

1947-1949 годы - совершает испытательные полеты с целью изучения аэродинамических характеристик на скоростях, приближенных к скорости звука на летающих лабораториях ЛЛ-1 и ЛЛ-2;

1949 год - провел испытание автоматической дозаправки самолета в воздухе по методу "из крыла в крыло";

1951-1953 годы - испытывал пилотный прототип "К", который являлся первой авиационной прикорабельной крылатой ракетой;

1953 год - принимал участие в исследованиях устойчивости управления самолетом на сверхзвуковых скоростях;

1958-1959 годы - проводил испытание пилотированного прототипа СМ-20;

7 апреля 1959 года исполнил первый испытательный полет на самолете НМ-1, предназначенный для полетов на высоте более 30 тысяч метров;

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб. Трагедия произошла при исполнении полета летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, при испытании нового реактивного двигателя. Самолет вошел в зону испытаний, после чего бортинженер начал опускать двигатель. Радист сообщил на Землю о начале исполнения задания. Это было последнее сообщение от лаборатории. Весь ее экипаж погиб.

Похоронен Амет-Хан Султан на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Амет-Хана Султана.

Множество медалей.

Амет-Хан Султан и социальные сети.

Страница памяти Амет-Хана в социальной сети "Одноклассники".

Амет-Хан Султан стал одним из самых результативных и известных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Немцы прозвали его Черным дьяволом, а когда видели его самолет в небе, то тут же передавали по рации своим летчикам, находящимся в данноим в квадрате: «Ахтунг! Ахтунг! Всем возвращаться на базу - в небе Амет-Хан Султан». Отличить самолет было не сложно - на нем был нарисован орел. Право иметь подобный отличительный знак на машине в Советской армии получить было нелегко, но Амет-Хану дал разрешение сам командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин.

Уникальный таран

Свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал 31 мая 1942 года во время обороны стратегически важного объекта - железнодорожного моста через Волгу под Ярославлем. Звено советских истребителей не должно было допустить вражеские бомбардировщики к переправе.

“Харрикейн” Амет-Хана (наши летчики к этому времени летали на британских машинах) уже отстрелял все боеприпасы, но в этот момент один из вражеских “Юнкерсов” прорвался сквозь заслон и пошел к переправе. Тогда наш летчик решился на таран. И это ему удалось, да так, что истребитель застрял в фюзеляже бомбардировщика. Машины камнем полетели вниз, но Султан в последний момент смог выпрыгнуть с парашютом.

За этот подвиг летчика-истребителя наградили орденом Ленина, а благодарные жители Ярославля подарили ему именные часы.

Полк асов

Во время Сталинградской битвы нашим войскам было необходимо овладеть инициативой в небе. Специально для этого уже упомянутый командующий 8-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин решил сформировать особое авиационно подразделение, которое окрестили “полком асов”. Создали его на базе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка: набирали лучших из лучших. Попал в соединение и Амет-Хан Султан, который к этому времени уже зарекомендовал себя летчик высшего класса.

Однако один из боев под Сталинградом чуть не стоил ему жизни. Полк получил срочную задачу вылетать на прикрытие одной из переправ, которая подверглась атаке немцев. Амет-Хан пошел на очень рискованный шаг: вместе со своим ведомым он бросился вперед, чтобы отвлечь на себя истребители прикрытия, пока остальная эскадрилья расправляется с бомбардировщиками. В бою Султан смог сбить два “Мессера”, но и его самолет получил повреждения и загорелся. Выход был один - прыгать. Спускаясь на парашюте, ас увидел, как к нему направляются немецкие истребители. У пилотов люфтваффе было грязное развлечение: расстреливать из пулеметов катапультировавшихся летчиков. Внезапно строй "Мессершмиттов" дрогнул и рассыпался - ведомый не бросил своего командира, отогнал фашистов и “проводил” его до самого приземления. Хорошо, что внизу были позиции наших войск, которые и помогли ему добраться до своей части.

Подарок штурмовикам

Сослуживцы и близкие товарищи Амет-Хана всегда отмечали его скромность, даже застенчивость. Тем не менее за штурвалом самолета он преображался, совершая порой поступки, которые иначе как лихачеством не назовешь. Свидетелем одного такого поступка стал ещё один прославленный советский авиатор, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Муса Гареев. Вот как он описывает их встречу в своей книге “Штурмовики идут на цель”:

“В тот день мы находились на аэродроме в ожидании вылетов. Каждый, как обычно, занимался своим делом. Вдруг над аэродромом появился вражеский самолет. Зенитчики уже готовы были открыть огонь, но самолет резко пошел вниз и вскоре приземлился. Все кинулись к месту посадки. Глядим, а из кабины вылезает Амет-Хан. Улыбаясь, говорит:
- Получите подарок от наших истребителей.
- Чей самолет? Откуда?
- Ясно откуда. Посадили мы его на своей площадке. Да надоел он нам. Вот к вам перегнал, может, пригодится...
- Так мы же могли тебя сбить!
- Не успели бы.”

Это “не успели бы” показывает, что на самом деле добродушный и веселый парень обладал невероятным мастерством, воинской выучкой и профессионализмом.

Конец войны, начало мира

Амет-Хан Султан прошел всю войну. Свой последний боевой вылет он совершил 29 апреля 1945 года над Берлином. В том бою он сбил истребитель «Фокке-Вульф 190». Всего за всю войну он провел 603 боевых вылета, участвовал в 150 боестолкновениях в воздухе, лично сбил 30 истребителей противника.

После войны Амет-Хан Султан, как и все летчики-асы, был направлен на учебу. Но уже вскоре он понял, что быть слушателем военно-воздушной академии в Монино - не для него. Он бросает учебу и увольняется в запас. Как и многих фронтовиков, гражданская жизнь застала его врасплох, и столкнувшись с её трудностями, он впал в депрессию. Его не привлекала гражданская авиация, а военные учреждения его не брали, даже несмотря на многочисленные награды. Причина проста - по матери Амет-Хан был крымским татарином, а его брат во время оккупации полуострова служил полицаем, сотрудничая с немцами.

Ситуацию спасла случайность. Однажды на улице его встретил Владимир Лавриненков - фронтовой товарищ и тот самый ведомый, который отогнал от него фашистские "Мессеры" под Сталинградом. Владимир продолжал поддерживать связь с генералом Хрюкиным - отцом “полка асов”, который, в свою очередь, очень ценил Амет-Хана. По протекции генерала Султану как бывшему фронтовику удалось стать летчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте в Жуковском. Он приложил руку к разработке практически всех воздушных судов, а многие технические решения, которые он проверял, используются и по сей день.

Гибель

Дважды Герой Советского Союза, трехкратный кавалер ордена Ленина, четырехкратный кавалер ордена Красного Знамени, кавалер Ордена Отечественной войны I степени, лауреат Сталинской премии и Заслуженный летчик-испытатель погиб 1 февраля 1971 года.

Самолет-лаборатория по испытанию нового типа двигателя, за штурвалом которого находился Амет-Хан Султан, разбился во время испытательного полета. Погибли все, кто был в самолете.

Похоронен Амет-Хан Султан в Жуковском.

1 февраля 1971 года при проведении испытательного полета летающей лаборатории Ту-16 ЛЛ погиб летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза полковник Амет-Хан Султан.

В жизни любого человека достаточно тайн, странностей и совпадений, как счастливых, так и несчастных. Но если у «простого» человека все эти «странности» остаются с ним, далеко не всегда переходя даже в рассказы друзьям и родственникам, то у людей «известных», чья жизнь становится достоянием «широкой общественности», такие факты превращаются в целые легенды, нередко используются в «политических», а иногда и в совершенно спекулятивных целях. Хватает таких фактов и «странностей» и в жизни героя этой статьи. Еще более странно, когда, при огромном количестве бумаг, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни, от первой ее минуты до последней, появляются различные легенда, которые затем начинают вести свою «жизнь», кочуя из одного литературного источника в другой. Добраться же до истинных документов порой очень трудно. Так появляются различные толкования событий и их «варианты», которых также хватает в жизнеописании Амет-Хана. Не могу утверждать, что все факты, приведенные в статье истинны. Но главное – сам человек и то, что он действительно сделал в жизни…

Амет-Хан Султан (Султан Амет-хан) (20(25).10.1920 - 01.02.1971).

Знаменитый лётчик-истребитель Великой Отечественной вой­ны, в возрасте 25 лет дважды Герой Советского Союза (24.08.1943 г., 29.07.1945 г.). Выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил 30 самолетов лично и 19 в составе группы.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской пре­мии за испытания пилотируемой модели крылатой ракеты (1953).

Награждён тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени.

Удостоен орденов Александра Невского , Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и «Знак Почета», многих медалей. За время летно-испытательной работы освоил около 100 типов летательных аппара­тов (по некоторым сведениям – свыше 170), а общий налёт на них составил 4237 часов. Почетный гражда­нин города Ярославля, подполковник. Почётный крымчанин, почётный лётчик Франции, почётный гражданин Мелитополя.

Родился в Крыму (Алупка), отец по национальности лакец, мама — крымская татарка. Дом, где прошло детство, был расположен на склоне горы Ай-Петри.

И сразу, первая странность. В ряде источников упоминается дата рождения – 20 октября. В других, с такой же уверенностью, - 25 октября.

Начальное образование получил в школе-семилетке. После окончания Симферопольского железнодорожного училища работал в депо. Было трудно, но одновременно занимался в город­ском аэроклубе (основан в 1931 году). Поступил в Качинскую Краснознамённую авиационную школу имени А.Ф. Мясникова (Севастополь), и успешно пройдя курс обучения (1939-1940), на­правлен служить в Молдавию, где летал на истребителях “И-15” и “И-153”.

Кача. 1939 год. Где-то здесь есть курсант Амет-Хан Султан.

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.

Летчик воевал активно. Он участвовал в боях, бомбил находящиеся на земле вражеские войска, машины и танки, военные базы. Но парень чувствовал неловкость перед боевыми товарищами, да и они при каждом удобном случае подтрунивали над ним. С начала войны он 170 раз поднимался в воздух с боевым заданием, но так и не сбил ни одного вражеского самолета. Но опыт приходил со временем. Пришел и успех.

31 мая 1942 года пара истребителей, управляемых Амет-Ханом и его ведомым Струковым, была поднята на перехват бомбардировщика «Ю-88», очевидно, выполнявшего разведывательный полет. У Струкова сразу после взлета выявилась неисправность двигателя и Амет-Хан пошел в бой один. На высоте 7300 м «Юнкерс» был им атакован, но в горячке боя истребитель выпустил весь боезапас мимо. Не желая упускать врага, Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. Из неуправляемого самолета Амет-Хан выбросился на пара­шюте. Вдалеке он заметил двоих людей, успевших выпрыгнуть из немецкого самолета.

Часто встречается также описание того, что «Харрикейн» застрял плоскостью крыла в бомбардировщике.

Обломки вражеского самолета разместили на центральной площади города Ярославля. Амет-Хан, за проявленную в небе над Ярославлем отвагу был награжден орденом Ленина и избран почётным гражданином города. На часах с гравировкой, подаренных лётчику городским комитетом обороны, значились такие слова: «Лейтенанту Красной армии товарищу Аметхану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет, от имени комитета обороны города Ярославль. 1942 год, 31 мая».

С этого момента счет летчика начал расти.

Военный публицист Н. Костин писал об Амет-Хане следующее (написание фамилии – в изложении источника): «Как-то Аметхана Султана вызывает к себе командир полка Шестаков и поручает прикрытие обороны переправы, имеющей важное стратегическое значение. На второй же день гвардии капитан Аметхан Султан с группой самолетов вылетает на место. Была ясная погода, видимость отличная. Они достигают высоты четырех тысяч пятисот метров. В одиннадцать часов были замечены три группы вражеских самолетов, летящих с Азовского моря к переправе. Впереди находилось двадцать «Хейнкелей-111», за ними следовали двадцать Ю-88 и ещё двадцать «Хейнкелей-111». Как только фашистские бомбардировщики стали приближаться к переправе, команда Аметхана начала атаку. Четыре «хейнкеля» были уничтожены сразу же. Когда враг стал уклоняться от атаки, командир третьей пары лётчик Сафонов доложил о неисправности своего самолета. «Вернуться на аэродром!» — скомандовал Аметхан. В это мгновение появилась ещё одна группа вражеских самолетов. Аметхан и Павел Головачев, атакуя то сверху, то снизу, сбили ещё два «юнкерса». Ещё один «юнкере» был обстрелян старшим лейтенантом Борисовым. Таким образом, Аметхан и пятеро его славных соколов — Борисов, Головачев, Мальков, Сафонов, Легкий уничтожили часть вражеских самолетов, по количеству превосходящих наши в десять раз. Ни один из шестидесяти немецких бомбардировщиков не попал в цель — переправу, а уцелевшие немецкие самолеты вынуждены были скрыться. В этом бою пострадал всего лишь один советский истребитель, но и тот вернулся на аэродром.

Вечером командующий военно-воздушными силами генерал Хрюкин в гвардейском полку лично поблагодарил Аметхана:

— Ты достоин звания Героя Советского Союза. Я уверен, что правительство отметит тебя этой высокой наградой. Спасибо, герой!

Спустя месяц, 24 августа 1943 года, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о присвоении Аметхану Султану звания Героя Советского Союза».

23 апреля 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении написано:

"Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях 19 самолётов.

Имеет один таран самолёта противника. Всего на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов противника и в группе 7 самолётов противника".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Амет-Хан Султан удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В августе 1943 года, базируясь в отбитом у врага Котельникове, полк получил новые истребители Р-39 "Аэрокобра". Но при первых же полётах обнаружилось коварство заокеанского подарка: самолёт легко впадал в штопор, из которого не сумели выйти лейтенант Климов и старший лейтенант Ершов... Комполка Шестаков, первым сумевший вывести машину из штопора, вдруг срочно был отозван на повышение в Москву, на его место назначен ас Анатолий Морозов, к нему-то, старому товарищу по ратной работе летом 1941 года, и подошёл Амет-Хан с просьбой: "Разрешите опробовать "Аэрокобру" на штопор, покорю - научу других"...

Весь полк, замерев, следил за опасным вращением самолёта, падающего с высоты 7000 метров. Лишь в сотнях метров от земли машина перешла в крутое пикирование и вскоре покатилась по взлётно - посадочной полосе. А потом счастливый Амет-Хан объяснял всем, как вывести капризную машину из смертельно опасного вращения.

В январе 1944 года Амет-Хан и егобоевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов , сумели захватить самолёт противника Fi-156 «Шторх» с летчиком и шьабным офицером с документами, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт. Здесь тоже есть разночтения в воспоминаниях, по другой версии, Амет-Хан командовал эскадрильей, «работавшей» с аэродрома подскока и на перехват летал не сам, а послал два истребителя. А вот на основной аэродром он уже привел «трофей» лично, в сопровождении также двух истребителей. С управлением незнакомого самолета он разобрался за какой-то час.

В одном из источников описано еще одно «нетривиальное» событие из жизни летчика.

В марте 1944 года над их аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль нашего лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м Гвардейском ИАП от противника никак не ожидали. К этому времени лётчики полка уже доказали немцам, что и они не лыком шиты. Доложили командующему 8-й Воздушной армией Тимофею Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет-Хана.

Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет-Хан свалил немецкого аса, сбившего 50 наших самолётов.

Легенда или быль? В списке побед Амет-Хана, 10.03.44 есть «мессер». Место победы указано «северо-восточнее Очакова»…

Войну Амет-Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. "Хороши американские "Аэрокобры", а всё же наш конёк "Лавочкин" лучше!" - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов.

Ла-7 Амет-Хана, весна 1945 года

С конца апреля лётчики 9-го Гвардейского ИАП, ища противника, летали уже над Берлином. Немецкие самолёты, издали завидев наши Ла-7, поворачивали вспять, а одна их группа повела себя и вовсе странно: подавала сигналы, похоже, о том, что хотят сдаться в плен. Лавриненков с Амет-Ханом были удивлены, но и рады, привели группу на аэродром. Немецкие пилоты хорошо произвели посадку. Видно, приходилось им здесь базироваться. Сойдя с посадочной полосы, выключили моторы и подняли руки. Объяснили: они не хотят продолжать бессмысленную войну...

Последнюю победу он одержал 25 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф. Амет-Хан вёл шестёрку Ла-7 на перехват самолётов противника. Ожидая появления врага, Амет-Хан долго патрулировал над указанным ему участком города. Его время в полёте уже истекало, горючее было на пределе, когда из-за облаков выскочили "Фоккеры". Амет-Хан первой пушечной очередью поджёг ведущего группы. Пилот (командир группы, кавалер Железного креста с Дубовыми листьями) выпрыгнул с парашютом, а ведомые покинули поле боя.

Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Амет-Хана к самой высокой награде — званию дважды Героя Советского Союза, написал следующий рапорт: «Товарищ Аметхан Султан проявил на фронтах пример отваги и героиз­ма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими де­лами заслужил звание одного из лучших асов полка. Аметхан Султан, виртуозно управляющий самолетом, использующий его тактическое превосходство, хорошо знающий слабые стороны гитлеровских лётчиков и все преимущества вражеской техники, одержал победу в 30 воздушных боях. Товарищ Аметхан Султан, который проявил мужество и героизм в борьбе против немецких захватчиков, успешно провел 603 боевых вылета и одержал в них победу, лично сбил 30 самолетов противника и 19 — в групповых воздушных боях, достоин присуждения звания дважды Героя Советского Союза».

Итак, учитывая все эти заслуги, 29 июня 1945 года Амет-Хан Султан был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Интересна статистика побед Амет-Хана, летавшего на разных типах самолетов.

  1. Харрикейн, победы одержаны в период с 31.05.42 по 23.07.42. Бомбардировщики – 2 (Ю-88 тараном, первая победа, Ю-87 в группе), истребители (Ме-109) – 1 лично и 10 в группе, Хе-113 – 1 (в группе).
  2. Як-7, победы одержаны с 23.08.42 по 15.09.42. Бомбардировщики – 3 (Ю-88, в группе), разведчик – 1 (ФВ-189, в паре), истребители (Ме-109) – 5 лично и 3 в группе.
  3. Як-1, победы одержаны с 13.12.42 по 24.07.43. Бомбардировщики – 4 (3 Хе-111, 1 Ю-87), истребители – 2 Ме-109.

4. Аэрокобра, победы одержаны с 20.08.43 по 24.04.44. Бомбардировщики – 7 (3 Ю-87, 3 Ю-88, 1 Хе-111), транспортный – 1 Ю-52, истребители – 3 (2 Ме-109, 1 ФВ-190).

5. Ла-7, победы одержаны с 14.01.45 по 29.04.45. Истребители – 6 (1 Ме-109, 5 ФВ-190).

Множество копий сломано и множество противоположных мнений высказано в связи с национальностью Амет-Хана. Сама проблема крымских татар не является предметом данного материала, но и игнорировать этот вопрос нельзя.

Семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем. Думаю, не стоит напоминать, что в полицаях в Крыму, «ходили» не эфиопы…

По одной из версий, изложенной в мемуарах одного из участников партизанского движения в Крыму, мать Амет-Хана, категорически отказалась от эвакуации, назвав сына «гяуром», когда ей показали фото сына в форме. В то же время, есть воспоминания летчика-однополчанина Амет-Хана, Анатолия Плотникова, который описывает встречу Амет-Хана и его друзей с его родителями в 1944 году и упоминает их радушие и гостеприимство. Истина где-то рядом?

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка... Дагестанцы счи­тают его своим героем, а татары — своим.

— Чей же ты? — спросил я его однажды.

— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Ахмет-хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?», — вспоминал аварский поэт и обще­ственный деятель Расул Гамзатов."

В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

Часто упоминается о том, что национальность Амет-Хана серьезно осложнила ему жизнь после войны. И для таких утверждений основания есть.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.

Дело было не в политике и не в «пятом пункте» — боевой лётчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования.

В большом же количестве источников отчисление его из академии, увольнение из армии и долгое время «без неба» объясняются именно национальностью. Более логично предположить, что увольнение связано с отчислением из академии. Ну не назначать же дважды Героя, подполковника рядовым летчиком, или даже комэском? А вот должность комполка после войны уже начала требовать академического образования. Не можешь расти, иди «на пенсию». Работать же «линейным пилотом» в ГВФ, по некоторым сведениям, Амет-Хан не захотел. Устроиться на руководящую работу «на земле»? Опыта нет, да и «пятый пункт» тут сыграть мог на самом деле. Вполне «обычная» реакция кадровика того времени при прочтении личного дела и ознакомлении с национальностью «фигуранта» - медленно потеющее сиденье стула. Автор не настаивает на этой точке зрения, но он ЛИЧНО видел подобные явления и в более «благополучные» годы…

Но не зря говорят, что друг познается в беде. Благодаря помощи боевых соратников — дважды Героя Советского Союза Владимира Дмитриевича Лавриненкова, Алексея Алелюхина, бывшего командарма Тимофея Тимофеевича Хрюкина, Александра Ивановича Покрышкина, авиамеханика полка, где служил Аметхан, Инны Паспортниковой с огромным трудом Аметхан Султан устраивается лётчиком-испытателем в институт по испытанию самолетов. Начинается новая жизнь.

Если не учитывать испытательный срок, 17 мая 1948 года Аметхан был официально принят на новую работу.

Четырехмесячные хождения по высоким инстанциям с просьбой разрешить работу испытателем закончились положительно.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем 1 класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

Вначале работает на планерах, затем испытывает новые системы катапультирования на реактивных и истребительных самолетах Як-15, Як-25, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 иСМ-1, Ла-15, вскоре переходит к тяжелым самолетам Ту-4, Ту-16, Ил-28, Як-28, Ан-10а. Эти и десятки других самолетов Аметхан первым поднимает в небо, испытывает и дает путевку в жизнь.

Самые современные самолеты третьего и четвертого поко­ления МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31. Су-24, Су-27, Су-29 также испытывал Аметхан Султан. Они вошли в массовое произ­водство уже после трагической гибели Аметхана. Даже лётчики-асы поражались тому, как он мастерски испытывал реактивные снаряды.

С работой Амет-Хана испытателем связана еще одна «история» с неопределенной степенью достоверности. Командование же ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком завышенные оклады по сравнению с другими испытателями. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём согласии о значительном снижении ставок. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о своём согласии, но сделал приписку:«Вот только жена категорически против».

И.В.Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил свою резолюцию:«Полностью согласен с женой Амет-Хана».

… Оклады для лётчиков-испытателей оставили прежними.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В начале 50-х годов XX века ему доверено испытывать... крылатую ракету класса «воз­дух-корабль». Изделие (ЛЛ-1, ЛЛ-2, летающие лабо­ратории ОКБ П.В. Цыбина) подвешивалось под бомбардировщик Ту-4 и с высоты около 3000 метров сбрасывалось. В режиме свободного падения автоматика запускала двигатель, а лётчик, взяв управление на себя, сажал ракету. «... Угол планирования, как у кирпича; посадочная ско­рость, как у метеорита; запас топлива на посадке — на одну заправку карманной зажигал­ки», — характеризовал полёт на подобной крылатой ракете один из лётчиков-испытателей. Этих людей даже профессионалы называли «смертниками».

Во время одного из испытаний сброс самолёта-снаряда произошёл раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако лётчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.

В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полётов по программе разработки катапультных кресел для лётчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин, который и выполнял катапультирование.

12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт.

Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38).

Когда окончательно конкретизировалась идея полета в космос, были отобраны около двадцати пилотов. После этого их состав постоянно менялся. Наконец утвердили 5-6 человек, и началась интенсивная подготовка. Наряду с тренировками на самых сложных тренажерах, центрифугах, барокамерах, отдельное внимание уделялось полетам, приближенным к условиям невесомости. Именно в это время Амет-Хан начал проводить тренировки по подготовке к полету космонавтов. Он поднимал самолет на большую высоту и создавал для космонавтов условия невесомости. Таким образом, Амет-Хан проводил занятия с Юрием Гагариным, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем, Германом Титовым, Анатолием Карташовым, прокладывая дорогу в космос.

В последние годы Амет-Хан часто слышал от друзей: «Аметка! Тебе скоро пятьдесят, не трудно ли стало летать, может, отдохнешь?». Такие мысли иногда посещали и самого Амет-Хана. Но человеку, вся сознательная жизнь которого прошла в небе, было мучительно трудно отказаться от полетов.

23 октября. 1970 года торжественно отмечали 50-летие Амет-Хана. В юбилейных торжествах принимали участие видные авиаконструкторы страны. С поздравительными речами в честь легендарного аса выступили: от имени коллектива конструкторского бюро Туполева — заслуженный лётчик- испытатель СССР Иван Моисеевич Сухомлин и лётчик- испытатель первого класса Эдуард Ваганович Елян, от коллектива конструкторского бюро Илюшина — заслуженный лётчик-испытатель СССР Яков Ильич Берников, от имени коллектива конструкторского бюро Яковлева — заместитель главного конструктора Яковлева Керим Бекирович Бекирбаев, от коллектива конструкторского бюро Микояна — заслуженный лётчик-испытатель СССР генерал-майор авиации Григорий Александрович Седов, от конструкторского бюро Сухого — заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Ильюшин, от фирмы академика С. П. Королева — заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин, боевые товарищи Амет-Хана Алексей Рязанов, Павел Головачев, товарищи по совместному проведению испытательных полетов В. Васин, А. Богородский, В. Подхалюзин и другие.

Торжественный юбилей стал одним из самых волнительных дней в жизни Амет-Хана Султана. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»

На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

После праздников вновь наступают трудовые будни. 1 февра­ля 1971 года Амет-Хан приступает к очередному испытательному полету.

Автобус доставил экипаж к самолету с провисшей под его «брюхом» мотогондолой, в которой был запрятан опытный двигатель. Чтобы опробовать его на предельных режимах, требовалась особая осторожность.

Евгений Бессчетнов, несколько лет назад написавший заме­чательную повесть об Амет-Хане Султане и непосредственно изучавший причины трагедии, на основе документов так описал ту ужасную картину:

«По воспоминаниям сына Сергея Анохина — Сергея, работавшего там же, на стоянке они встретились с Аметханом и, пока заканчивалась подготовка машины к вылету, постояли в сторонке, поговорили.

— Никогда у меня не было такого паршивого настроения, — пожаловался Аметхан. — Отчего, и сам не пойму.

— А вы отмените полет, — посоветовал ему Анохин-младший. — Это же в ваших правах. Или поменяйтесь с кем-нибудь.

— Не хочется затевать возню. Слетаю, потом пойду домой, отлежусь. Это мне помогает.

Приняв самолет, Аметхан Султан, Евгений Венедиктов, штурман, бортрадист и ведущий инженер заняли свои рабочие места и вылетели. Все было как обычно...

Трагическая гибель Аметхана повергла всех в ужас. Никто не хотел в это верить, ведь Аметхан был лётчиком, который мог использовать малейшую возможность, чтобы спасти самолет и благополучно посадить его на землю. Значит, не было ни единого шанса. Летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки - они так и выстелились на снегу широкой полосой длиной в несколько сотен метров. Лишь хвостовое оперение и задняя кабина, хотя и сильно покореженные, сохранили свои очертания.

Находившийся в задней кабине ведущий инженер Радий Ленский был мертв. Его нашли скоро. А вот передней кабины с остальными членами экипажа, вообще носового отсека само­лета нигде не могли найти.

Под вечер, едва надвинулись сумерки, повалил густой снег, и поиски пришлось прекратить.

На четвертый день снегопад прекратился. Возглавлявший группу техсостава один из старейших работников института, инженер отряда Николай Ильич Филизон решил заглянуть в молодой ельничек в двух-трех сотнях метров в стороне от места падения Ту-16. Филизон преодолел ещё с десяток метров и заметил вдали, за стволами елочек, белый заиндевевший металл обшивки и темное остекление. Пилотская кабина! Чуть ли не наполовину зарывшаяся в снег! Инженер выбрался на простор, позвал остальных поисковиков. И вот уже люди расчистили снег возле кабины, проникли внутрь.

Им представилась тяжкая картина. Аметхан так и оставался в командирском кресле, как видно, не предприняв ни единого движения для своего спасения. От удара у него сорвало с головы шлемофон и сдвинуло вперед, «рога» штурвала подвздели лётчика под живот, новенькая куртка, которую он надел в этот роковой день, полопалась на спине в нескольких местах, будто кто изрезал её лезвием бритвы. Бенедиктова, находившегося на правом сиденье, слегка придавило стволом сосны. Михайловского разрезало пополам в нижней части позвоночника. А Леха Воробей, некстати напросившийся в этот полет, был цел, только обгорел...»

8 февраля 1971 года Амет-Хан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Над могилой в граните высечен бюст, рядом на стеле надпись: «Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслужен­ный лётчик-испытатель СССР Аметхан Султан».

Вместе с Ахмет-ханом погибли: Ленский Радий Георгиевич — ведущий инженер по испытаниям авиа­двигателей; Михайловский Вильям Александрович — штурман-испытатель; Венедиктов Евгений Николаевич — лётчик-испытатель; Воробьёв Алексей Васильевич — бортрадист-ис­пытатель. В экипаже должен был быть ещё помощник ведущего инженера Вячеслав Мокроусов, но он задерживался, и командир принял решение лететь без него».

Тайна гибели самолета так и осталась нераскрытой. По одной из версий, взорвался опытный двигатель, по другой – неисправными оказались закрылки самолета и начались неуправляемые расходящиеся колебания, приведшие к разрушению самолета в воздухе.

Именем Амет-Хана Султана названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.

Бюст в Алупке на бульваре Амет-Хана

Памятник на Алее Героев в Киеве

Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник — лётчик, стоящий на крыле.

Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

Музей в Алупке

Аэропорт Махачкалы имени Амет-хан Султана

На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан

Его имя носит лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан.

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.

Памятник в Ярославле

АМЕТ-ХАН СУЛТАН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

А.Е. ГОЛОВАНОВ маршал авиации:

Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан испытывал двигатель, подвешенный под Ту-116. Двигатель в полете взорвался. Погиб легендарный лётчик-истребитель войны, крымский татарин. На родине, в Алупке, ему при жизни стоял памятник.

Первого Героя ему с трудом дали, второго тоже... За те испытания, которые он проводил, за каждое в отдельности, такие, как Галлай, получали Героя.

А ему не давали... Я думаю, что второго такого лётчика у нас в стране не была. Конечно, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, ни кто другой с ним не сравнится.

ФРАНСУА де ЖОФФР французский лётчик добровольческого авиаполка «Нормандия Неман»:

Я встретил своего старого друга Аметхана дважды Героя Советского Союза, прославленного «короля тарана». Знаете ли вы, что такое таран? Это наивысшая форма самопожертвования русского лётчика,который, израсходовав полностью боеприпасы, устремляется на вражеский самолет и ударяет его своей машиной. В девяноста случаях из ста это неминуемая гибель. Аметхану повезло, и он остался жив...

Э.В. ЕЛЯН Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, командир первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144:

— Аметхан Султан был лётчиком, которому удавалось все, за что бы он ни брался. Второго такого испытателя ни я, ни кто другой не знают.

С.Н. АНОХИН Герои Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

За всю свою летную жизнь я не встречал человека, столь щедро наделенного талантом. Аметхан не боялся никаких новых машин. Проведенная Султаном работа имела исключительно большую научную ценность.

А.В. ВОРОЖЕЙКИН дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации:

Когда немцыслышали предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Аметхан Султан!» терялись и по возможности старались избегать с ним встречи.

Много написано об Аметхане Султане и ещё многое о нем будет написано, поскольку его яркая жизнь, безграничный героизм сделали его имя легендой.

В.Д. ЛАВРИНЕНКОВ дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командир 9 гвардии авиаполка, где служил Аметхан Султан:

Никогда не робел Аметхан перед неприятелем, даже если он в несколько раз превосходил численностью отряд его самолетов. Он побеждал врага изобретательностью, хитростью, бесстрашием...

Аметхан умел каждый вылет совершать с максимальной пользой для дела. И не случайно лётчики любили ходить с ним на задание, они знали: он обязательно найдет противника.

П. ГОЛОВАЧЕВ дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, боевой товарищ Аметхана:

Аметхан был бесстрашен в бою, безгранично храбрый и смелый. В то же время этот расчетливый боец обладал трезвым умом и молниеносно мог находить самое правильное решение для успешного завершения сражения.

Ю.А. ГАРНАЕВ

Аметхану было поручено одному из первых в стране испыты­вать катапультное сиденье для спасения лётчика при аварийных ситуациях в воздухе. На определенной высоте неожиданно раздался сильный взрыв, корпус самолета содрогнулся. В следующий момент из пробитого бака в кабину хлестнули струи керосина прежде­временно изорвался пороховой патрон стреляющего механизма катапультного устройства. Достаточно было малейшей искры, чтобы машина вспыхнула горящим факелом. Но Аметхану удалось благополучно посадить на землю самолет и спасти от гибели товарища.

В.П. ВАСИН Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

Аметхан — лётчик милостью божьей. Его биография неповторима. Говорят, все познается в сравнении. Не подходит он для сравнения ни с кем. В нем все было свое: и стиль работы, и летная хватка.

Г.М. ШИЯНОВ Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

Это лётчик редчайшего, огромного дарования. 23 года я был рядом с ним. Того, что сделал Аметхан, хватило бы на несколько человек. Говорил мне, что после пятидесяти уйдет на пенсию. Не ушел, не смог. Любовь к работе единственное, что оказалось сильнее его собственной воли.

Биография Амет-Хан Султана хорошо известна всем историкам, изучающим героев войны против фашистских захватчиков. Это был выдающийся отечественный ас. За годы противостояния фашистским захватчикам дважды ему присуждалось звание Героя Советского Союза.

Детство и юность

В биографии Амет-Хан Султана много ярких страниц. Он появился на свет в 1920 году в небольшом городке Алупке в Крыму. В то время это была территория Таврической губернии.

Семья Амет-Хан Султана принадлежала к разным национальностям. Его отец был выходцем из Дагестана. Он относился к одному из коренных народов Северного Кавказа - лакцам. Мать Амет-Хана была крымской татаркой. Сегодня летчика считают национальным героем и в Дагестане, и в Крыму.

При этом в самом паспорте у него была указана национальность "татарин". Ребенка назвали в честь деда. В 1937 году герой нашей статьи получил начальное образование, окончив семь классов, после этого отправился в железнодорожное училище, расположенное в Симферополе, параллельно начал посещать занятия в аэроклубе, он его окончил в 1938 году.

Первое важное событие в биографии Амет-Хан Султана - поступление в летное училище. При оформлении документов возник курьез, его записали по обычаю крымских татар, то есть сначала его собственное имя, а только потом имя отца. Из-за этого возникла путаница: изначально, именно отца многие считали Героем Советского Союза. Потом досадную оплошность удалось исправить.

Служба в армии

В 1939 году Султан поступил на службу в подразделения РККА. На следующий год он окончил авиационную школу имени Мясникова, получив звание младшего лейтенанта, его распределили в авиационный полк, располагавшийся в Одесском военном округе. Сам полк дислоцировался непосредственно под Кишиневом.

В самом начале своей летной биографии Амет-Хан Султан осваивал самолеты И-15 и И-153. Когда началась война, он находился на территории современной Молдавии.

На фронтах войны

Первые в карьере боевые вылеты герой нашей статьи совершил уже 22 июня. Младший лейтенант на истребителе И-153 отправился на разведку, а затем штурмовку наступающей армии. Осенью он воевал преимущественно в небе над Ростовом-на-Дону, а зимой 1942 года начал переучиваться на британские одноместные истребител "Харрикейны".

В марте 1942 года авиационный полк Султана перевели в Ярославль, где он вошел в состав местных войск противовоздушной обороны. Тут состоялась его первая военная победа.

31 мая военный летчик-ас Султан истратил на "Харрикейне" весь боевой запас. Тогда он пошел в атаку на фашистский истребитель "Юнкерс-88". Нанес ему удар снизу левой плоскостью. В результате удара самолет Султана застрял в загоревшемся вражеском истребителе, но летчик сумел вовремя выбраться из кабины и катапультироваться. Через короткое время летчика вызвали в Ярославль, в местный комитет по обороне. Там оценили подвиг Амет-Хана Султана, наградив почетной грамотой и именными часами. Церемония состоялась на Советской площади при огромном стечении народа, рядом на всеобщее обозрение был выставлен разбившийся "Юнкерс".

Чуть позже за этот подвиг, совершенный в воздушном пространстве над Ярославлем, летчик-герой Амет-Хан Султан получил орден Ленина. Это одна из боевых наград высшего достоинства. Несколько лет назад в центре города состоялось торжественное открытие памятника, посвященного этой выдающейся воздушной победе советского аса.

Интересно, что сам Султан был убежден, что совершил ошибку пилотирования при атаке немецкого бомбардировщика. Он переживал, что потерял самолет, в то время как многие летчики разрушали вражеские машины, приземляясь сверху на противника, нанося непоправимые повреждения при помощи шасси. Он утверждал, что это была ошибка, если бы он посадил свой самолет сверху на "Юнкерс", то, вероятно, сумел бы приземлиться на целой машине.

Участие в Сталинградской битве

Летом Амет-Хана передислоцировали под Воронеж. Сначала он летал на самолете "Як-1", а затем пересел на Як-7Б, на котором принял участие в Сталинградской битве. К тому времени летчик уже успел себя зарекомендовать признанным асом, его включили в состав девятого авиационного полка истребителей, который к тому времени уже получил право официальной называться гвардейским. Это была своеобразная элита советских летчиков, которую специально создавали, чтобы противодействовать немецким асам.

Помимо Султана, в состав дивизии вошли лучшие летчики своего времени - Владимир Лавриненков, Иван Степаненко, Алексея Рязанов, которые в будущем стали дважды Героями Советского Союза, а также Борис Еремин и Иван Борисов, которые в будущем получили это звание по одному разу.

В ходе Сталинградской битвы самолет Амет-Хана был сбит, ему пришлось во второй раз в жизни спасаться при помощи парашюта.

Командир эскадрильи

В октябре 1942 года Амет-Хан получает должность командира третьей эскадрильи в девятом истребительном гвардейском авиационном полку. В его составе он сражается до самого конца войны. У Султана была особая тактика атаки противника с высоты. Командование настолько это ценило, что герою нашей статьи даже разрешили изобразить на самолете фигуру орла.

Переучившись летать на "Аэрокобре", Султан принял участие в освобождении Ростова-на-Дону, вел смертельно опасные воздушные сражения на Кубани, освобождал Мелитополь, Таганрог, Крым. В самом начале 1944 года в дуэте с Иваном Борисовым он вынудил сесть фашистский связной самолет марки "Шторх". Султану хватило всего несколько минут на знакомство с машиной, которую он видел впервые, чтобы отправиться в свой первый самостоятельный полет на "Шторхе".

Депортация татар из Крыма

В 1944 году Султан получил отпуск, отправившись в который, стал свидетелем одного из самых трагических событий в жизни народа своей матери. Приехав в Алупку, он застал депортацию крымских татар, которая состоялась в мае 1944 года. Младшего брата героя нашей статьи арестовали сотрудники НКВД, он был осужден военным трибуналом, так как входил во вспомогательную немецкую охранную полицию "Шума", был участником военных преступлений в концлагере "Красный".

Командир отряда крымских партизан по имени Николай Дементьев передавал еще одну историю про семью Султана. Именно ему предстояло эвакуировать родных летчика. Но семья отказалась уезжать из Крыма, а после этого партизанский отряд угодил в засаду немцев.

Драматическая встреча Амет-Хана со своей семьей описана в книге Буты Бутаева, составленной на основе записи бесед с самим Султаном. Именно эта литературная версия стала основой для утверждений о том, что воздушный ас смог освободить родителей от депортации. Официальных подтверждений этому не существует, никаких документов нет. В действительности при депортации крымских татар определенную роль играло то, что женщина была замужем за мужчиной другой национальности, как это было в семье Султана. Такие семьи депортации не подлежали. За свои действия ответил только младший брат героя нашей статьи по имени Имран.

Окончание войны

Вернувшись из отпуска, Султан пересел на современный для того времени истребитель "Ла-7". На нем он принимал участие в сражениях в Восточной Пруссии и при бомбардировках Берлина.

Свое последнее воздушное сражение он провел 29 апреля. Амет-Хан сбил немецкий "Фокке-Вульф 190" прямо над берлинским аэродромом "Темпльхоф".

Всего за время войны летчик-ас совершил 603 боевых вылета. 70 из них при этом были направлены на штурмовку техники и живой силы противника. Участвовал в 150 сражениях в воздухе, уничтожив 30 фашистских самолетов, еще 19 ему удалось сбить в составе группы.

В 1943 году он получил звание Героя Советского Союза. На тот момент он имел звание капитана. Еще одну медаль ("Золотая Звезда") он получил уже после подписания капитуляции Германии, будучи уже майором гвардии, он служил помощником командира в том же полку.

Карьера после войны

После войны Султан, как и все летчики-асы, отправился на учебу в академию в Монино. Занятия давались ему трудно, свою роль сыграло отсутствие образования. В итоге он обратился к командованию с просьбой отчислить его из академии, так как он все равно не успевает за учебной программой. Рапорт был удовлетворен, в апреле Султана уволили в запас.

Но жизнь без неба он уже не представлял, всеми силами пытался вернуться к этой профессии. Это ему никак не удавалось, поэтому герой нашей статьи впал в депрессию, начал злоупотреблять алкоголем. Только помощь и поддержка боевых друзей помогли ему выкарабкаться, в начале 1947 года его приняли в Летно-исследовательский институт в Жуковском на должность летчика-испытателя.

За короткое время Султан стал одним из лучших испытателей. Уже в 1952 году получил специальность первого класса. В 1949 году именно Султан вместе с Игорем Шелестом осуществил первую в Союзе автоматическую дозаправку самолета в воздухе. С 1951 года он начал испытывать авиационные противокорабельные ракеты "Комета". Во время испытаний самолет-снаряд не смог сразу запуститься, однако Амет-Хан не стал катапультироваться. Он успешно запустил двигатель, находясь уже у самой земли, и спас опытную машину. За успешное проведение этих испытаний ему присвоили Сталинскую премию 2 степени.

Воздушный инцидент

Большое количество полетов герой нашей статьи выполнил, чтобы отработать катапультирование из самолетов различного типа. В 1958 году во время очередного такого полета на самолете "Миг-15" взорвался пороховой патрон в катапульте. Из-за этого пробило топливный бак, обе кабины залило горючим, появилась реальная угроза пожара.

Летчик-испытатель Головин не успел покинуть самолет из-за повреждения катапультного кресла. В критической ситуации Султан решил сажать самолет, он выполнил маневр безупречно и спас жизнь товарища.

Общественная деятельность

Султан всегда переживал за народ своей матери. В 1956 году он в числе бывших советских и партийных сотрудников Крымской АССР подписал обращение, в котором шла речь о реабилитации крымских татар. Оно было направлено в ЦК КПУ. Но тогда ни к каким результатам это не привело.

В 1961 году Амет-Хан получил звание заслуженного летчика-испытателя. Всего за время работы в институте он освоил более сотни различных летательных аппаратов, провел в воздухе более четырех тысяч часов. Все это время жил в Жуковском.

В 1971 году погиб при выполнении очередного испытательного полета на "Ту-16", который использовался для испытания новейшего реактивного двигателя. Ему было 50 лет.

Память о герое

Память о герое хранится во многих городах России и бывшего СССР. В Махачкале на проспекте Амет-Хана Султана установлен его бюст из бронзы. Аналогичный можно увидеть и в Алупке. Памятник летчику-асу установлен в дагестанском селе Вачи.

Есть в Алупке музей Амет-Хана Султана. Он был открыт в 1993 году. В нем работает постоянная экспозиция, посвященная его биографии. Хранится много воспоминаний героев войны, архивные документы, среди экспонатов макеты воздушных судов времен Великой Отечественной войны, в частности "Ла-5", на котором он воевал. Этот самолет был подарен музею после завершения съемок картины "Хайтарма". "Ла-5" - гордость музея.

Остался след и в кинематографе. Фильм про Амет-Хана Султана режиссера Ахтема Сейтаблаева вышел в 2013 году. Он посвящен судьбе летчика.

© Фото с сайта krymology.info

Мемориальная доска на доме, где родился Амет-Хан Султан

Амет-Хан Султан — дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР, Почетный летчик Франции, Почетный гражда-нин городов Ярославль, Мелитополь, Алупка и Автономной Республики Крым.

Вошедший в годы Великой Отечественной войны в десятку лучших летчиков-асов, в мирное время Амет-Хан Султан стал испытателем новой авиационной и космической техники. Его по праву можно назвать выдающейся личностью XX века. Ведь недаром на стене парижского аэропорта на памятной доске выгравированы слова "Летчик от Бога".

Родился Амет-Хан Султан 25 октября 1920 года в городе Алупка. Отец — Султан, лакец (родом из аула Цовкра, Дагестан), мать Насибе Садла — крымская татарка. Еще в детстве Амет-Хан стал мечтать о небе. Его поражало, что самолет может летать выше горных орлов, паривших над вершинами Ай-Петри.

Окончив крымско-татарскую школу, Амет-Хан поступил в фабрично-заводское железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в симферопо-льском аэроклубе, который сегодня носит его имя. Затем учился в Качинской школе военных летчиков. Службу начал в г. Бобруйске.

Начало Великой Отечественной войны Амет-Хан застал под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа.

В конце 1941 года полк был переброшен в район города Ярославля. 31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счет сбитых самолетов. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского "Юнкерса-88" левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе "Юнкерса" и юный летчик, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. После этого случая Амет-Хан Султан стал легендой, снискав славу сильного и бесстрашного бойца. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина.

Летчики противника узнавали Амет-Хана "по полету" и называли его по рации "Черным дьяволом". На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы.

Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках. Его имя стало легендой, символом искусного полета и безграничной остроты ума.

29 апреля 1945 года над Берлином Амет-Хан Султан сбил свой последний вражеский самолет, тем самым поставив точку над сбитыми летчиками 9-го гвардейского полка вражескими самолетами.

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провел 152 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

Звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награжден 26 июля 1945 года.

После войны он становится летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте имени М. Громова. При его непосредственном участии создается новая отечественная авиация, которую не знал мир. Амет-Хан Султан участвовал в осуществлении космической программы. Прежде чем Юрий Гагарин и его товарищи по отряду космонавтов поднялись в космос, навыки действий в условиях невесомости они отрабатывали на специально оборудованном самолете Ту-104, который пилотировал Амет-Хан и его коллеги.

Испытав не одну сотню летательных аппаратов, Амет-Хан Султан дал путевку в жизнь тем самолетам, которые заявили о совершенно новой авиации, определив перспективу ее развития на многие годы вперед.

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб в небе вместе с экипажем во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.

Амет-Хан Султан похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупка, а также в Махачкале, где его именем также назван аэропорт.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и шестью медалями.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.